В детском доме семейного типа


«Семейный детский дом»

Семейные детские дома придумал Детский фонд в прямом смысле этого слова. В 1988 году было принято постановление советского Правительства, подтвержденное чуть позже правительствами всех союзных республик, входивших в СССР, о поддержке этого проекта. В СССР было создано 468 семейных детских домов, и в них из казенных сиротских заведений вошло 4 тысячи детей. В России таких семей 368, и в них было 2700 детей.

Все годы своего существования Детский фонд борется за семейные детские дома, отстаивая их законодательное право на существование, воюет с чиновниками на всех уровнях, помогает детям и их названным родителям как только может.

Президент России В.В. Путин по просьбе Фонда оказал всем несовершеннолетним детям из СДД России финансовую помощь — по 10 тысяч рублей каждому. А Фонду выразил свою благодарность. Большая группа родителей-воспитателей удостоена государственных наград и орденов Благоверного Царевича Димитрия. Но главное — дети семейных детских домов вырастают в обстановке любви, поддержки и доброты, получают образование и строят новые семьи. Работа семейных детских домов — поистине гражданский подвиг.

Семейные детские дома

gignomai

Журнал Владимира Рокитянского

До Постановления Правительства РФ 2009 года с приложенными к нему «правилами» многие вещи, касающиеся сиротского устройства, решались в различных регионах России по-разному. Беру тот, по которому легче и полнее удалось собрать сведения – Нижегородскую область.
В 1994 году было принято «Положение о семейном детском доме в Нижегородской области» (в интернете оно в редакции 2006 года, сейчас уже не действует).
В нем вот что любопытно: если в общероссийских документах движение происходило от «детского дома семейного типа» (т.е. учреждения по «имени») к «приемной семье», то здесь как раз всячески подчеркнут учрежденческий характер этой формы устройства детей. Все выделения в цитатах – мои.

«Детский дом семейного типа – особая форма воспитания и общественно-государственной заботы о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей.
Главный ее смысл – соединение материальных возможностей полного государственного обеспечения детей, лишенных попечения родителей, с преимуществами домашнего коллектива, в котором наиболее полно проявляются взаимная ответственность и взаимные обязательства всех членов семьи друг перед другом.
Семейным детским домом считается семья, взявшая на воспитание до достижения правоспособности 5 детей из числа лишенных попечения родителей. Это учреждение функционирует и развивается под непосредственным управлением органа образования, на территории которого находится семейный детский дом.
Семейный детский дом ведет хозяйство с правом самостоятельного расходования выделяемых денежных средств; он подотчетен органам образования, имеет свой счет, самостоятельный баланс.
Родители-воспитатели семейного детского дома обладают самостоятельностью в выборе форм организации жизни и быта воспитанников в соответствии с их психофизическими особенностями, требованиями охраны здоровья, защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, и несут ответственность согласно действующему законодательству».
«Основные задачи» семейного дома сформулированы так:
«создание семейных условий воспитания для детей-сирот;
создание для детей атмосферы полной защищенности и доброжелательности;
осуществление подготовки к будущей самостоятельной трудовой деятельности и семейной жизни».
Никаких договоров, речь идет об учреждении и назначаемых в него работниках – «родителях-воспитателях»:
«Создание, реорганизация и ликвидация семейного детского дома производится по решению глав администраций районов и городов».
«Кандидатуры родителей-воспитателей, способных создать семейный детский дом, подбираются органом образования и утверждаются решением районных (городских) администраций».
Хотя многократно подчеркивается самостоятельность «родителей-воспитателей» в решении многих вопросов, но и сотрудничество с «органами образования» и др. госучреждениями:
«Семейный детский дом самостоятельно решает и вносит на утверждение руководства органов образования программу труда и отдыха детей в каникулярный период времени.
Семейный детский дом самостоятельно решает вопросы шефства общественной и частичной благотворительности, при необходимости создает попечительский совет.
Семейные детские дома оформляют детей в детские сады, школы и внешкольные учреждения; родители-воспитатели несут прямую ответственность за получение детьми основного образования, раскрытие внутренних способностей каждого ребенка».
Специально оговорена постоянная помощь со стороны органов образования (методические и психолого-педагогические консультации), социальных служб и органов здравоохранения: «За каждым семейным детским домом закрепляется врач или медицинская патронажная сестра, которая следит за состоянием здоровья детей и определяет методы и пути лечения с привлечением врачей-специалистов».
Уж не знаю, выполнялось ли это и как, но привлекательно выглядит забота о будущем выпускника:
«Семейный детский дом выпускает воспитанника после получения специальности и определения его места работы и жительства в возрасте не моложе 18 лет, в исключительных случаях – 16 лет».
«Родителю-воспитателю устанавливается зарплата на уровне 14-го разряда ЕТС по оплате труда для работников бюджетных учреждений с коэффициентом 3.
За воспитание каждого ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, а также имеющего отклонения в психическом или физическом развитии, дополнительно выплачивать 50% минимального размера оплаты труда.
В случае длительного отсутствия родителя-воспитателя (по болезни, в период отпуска, другим уважительным причинам) денежное содержание выплачивается лицу, заменяющему родителя-воспитателя на этот период времени.
Отпуск родителя-воспитателя составляет 48 рабочих дней».
Очень обстоятельно оговорены преимущества «полного государственного обеспечения»:
«При создании семейного детского дома местная администрация с представления органа народного образования создает материально-технические условия для жизни семьи.
За родителями-воспитателями сохраняется та жилая площадь и собственность, которую они имели до создания семейного детского дома, и они распоряжаются ею, как считают возможным. Если же родители-воспитатели не имели своей жилой площади на момент создания семейного детского дома, они имеют право на получение своей жилплощади по действующему законодательству. …
Обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и предметами личной гигиены… питание воспитанников семейных детских домов … по нормам, установленным [для воспитанников сиротских учреждений]. …
Ежегодно главой семейного детского дома совместно с работником централизованной бухгалтерии отдела народного образования по месту нахождения семейного детского дома составляется годовой бюджет и оговариваются условия его использования, права и ответственность сторон.
Централизованная бухгалтерия отдела народного образования осуществляет финансовую деятельность этого малого учреждения и контроль за правильностью использования выделяемых средств, вносит изменения в годовую смету расходов совместно с главой семейного детского дома, изыскивает возможность пополнения сметы, если это необходимо.
Централизованная бухгалтерия несет ответственность за своевременность перечисления средств на содержание семейного детского дома. Средства на содержание семейного детского дома перечисляются ежемесячно, но не позднее 1 — 5-го числа от начала месяца, на специально открытый для семейного детского дома счет в банке.
Главы районных и городских администраций принимают меры к созданию надлежащих материально-технических условий жизни семейных детских домов в виде предоставления большой благоустроенной квартиры или нескольких квартир на одной лестничной площадке, отдельного коттеджа. Семейный детский дом открывается только при условии создания надлежащих условий.
Администрации районов и городов оказывают помощь семейным детским домам в приобретении автотранспорта, необходимой сельскохозяйственной техники, инвентаря, посадочного материала, скота и птицы, комбикормов для подсобных хозяйств.
При наличии в семейных детских домах автотранспорта или сельскохозяйственной техники администрации районов и городов по месту нахождения семейного детского дома прикрепляют их к автозаправочным станциям с целью обеспечения бензином и горюче-смазочными материалами.
За использование личного транспорта родителями-воспитателями в целях обеспечения нужд семейного детского дома производить оплату за его использование по установленным нормам.
Родители-воспитатели семейного детского дома определяют пути и изыскивают возможности создания собственного подсобного хозяйства для выращивания картофеля, овощей, фруктов, а также производства продуктов животного происхождения.
Занятость в подсобном хозяйстве не должна по времени превышать время, необходимое для воспитательного процесса.
Семейные детские дома обеспечиваются землей в необходимых для ведения подсобного хозяйства размерах.
Мягкий и жесткий инвентарь, мебель, автотранспорт, сельскохозяйственная техника, сложная бытовая техника, приобретенные на государственные средства, также коттедж или квартира, построенные или специально выделенные для семейных детских домов, являются собственностью администрации соответствующего уровня».

Каждая мама обязана знать:  Мать выпивает систематически, ребенок пропускает школу

Из другого документа – « О законодательстве субъектов ПФО о детских домах семейного типа и правоприменении» – можно узнать, как обстояли в области дела с семейными домами в разные годы и как обстоят сейчас (2012).
«Ситуация с детскими домами семейного типа в Нижегородской области во многом отражает общие для всех субъектов Российской Федерации тенденции. В 1990-1991 гг. в области было создано 9 семейных детских домов: в Уренском (2), Княгининском, Воскресенском, Борском районах, городах Н.Новгороде (2), Дзержинске, Арзамасе. В этих учреждениях воспитывалось 72 ребенка. Данная форма устройства была определена постановлением администрации Нижегородской области от 09.09.1994 № 152 «Об утверждении Положения о семейном детском доме в Нижегородской области». К 2008 году часть семейных детских домов были переведены в статус приемных семей; часть прекратили существование из-за того, что дети выросли; часть из них закрылась, т.к. воспитатели не справились с воспитанием детей. Последний функционировавший в области семейный детский дом Шлыковых в г. Н.Новгороде в 2008 году изменил правовую форму: дети переведены под опеку. Таким образом, к настоящему времени такая форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как семейный детский дом, в Нижегородской области отсутствует».

Как живут воспитанники уникального детского дома семейного типа, где сразу 12 семейств

Мама от души

Первые дома семейного типа и детские городки начали появляться у нас еще в начале 1990-х. И эта форма заботы о детях, оставшихся без родителей, хорошо себя зарекомендовала: уклад жизни здесь очень отличается от детского дома и больше походит на воспитание в настоящей большой семье. Чаще всего родители-воспитатели и их подопечные живут в квартирах или же коттеджах. На 1 сентября таких домов по стране 283. А вот детский городок в Ленинском районе Минска — единственный в своем роде на всю Беларусь — устроен не совсем обычно: похож на многоквартирный дом, где под одной крышей расположились сразу 12 семейств.

Тепло родного дома

Быть мамой — тяжелый труд. А для кого-то это еще и работа в прямом смысле слова: в трудовой книжке Елены Кокор так и записано — «родитель-воспитатель». Для нее детский городок уже почти 8 лет как является родным домом, где сегодня она растит и воспитывает 8 ребятишек. Свои давно выросли, теперь женщина решила посвятить себя тем, кому не повезло жить в собственном уютном доме вместе с родными мамой и папой. 26 лет Елена Федоровна проработала в интернате для детей с особенностями психофизического развития в Бегомле, прошла путь от воспитателя до заместителя директора. И когда предложили попробовать такую новую форму, согласилась.

— Когда 24 часа в сутки находишься здесь, живешь с этими ребятишками, такую работу уже и работой не назовешь, — считает. — Это мой дом, за детей, за каждого, переживаешь как за своего.

Такие семейные городки начали появляться как альтернатива обычным детдомам. После долгих лет пребывания в них дети были, мягко говоря, не совсем приспособлены к самостоятельной взрослой жизни. Походы в магазин, готовка, уборка и стирка, распоряжение финансами — в обычном детском доме все эти рутинные обязанности лежали на плечах работников, в столовой всегда был готовый обед, а комната чистой. Здесь же все по-другому. Вместо детдома — уютная квартира и воспитатель, который по-настоящему заменяет родителей. Живут коллективом от 5 до 10 детей, как большая многодетная семья. Дети воспитываются в домашних условиях, получают те внимание, ласку и заботу, которых так не хватает в детдомах. А в остальном все, как в обычной жизни.

Детский городок — здание бывшего детского сада, которое превратилось в 12 уютных квартир. В таком формате он работает уже 21 год. Кое-кто из ребят живет с тетей Леной, сколько себя помнит.

…Дети потихоньку начинают собираться на большой кухне: кто-то возвращается из школы, кто-то — из кружков и секций. Обязательный пункт: поделиться впечатлениями о прошедшем дне. Тетя Лена — воспитанники называют ее именно так, а не по имени-отчеству — накрывает на стол, старшие дети помогают. За общей веселой беседой все то и дело вспоминают о двух младших девочках — Насте и Дусе. Обе сейчас в больнице. 7-летняя Настя имеет инвалидность, и ей часто приходится ездить на реабилитации. А маленькая 3-летняя Дуся заболела, и чувствуется, как всем домашним ее сейчас не хватает.

В семейном городке дольше всех, почти 8 лет, живут Никита и Майя — брат и сестра. Ульяна — их старшая сестра — недавно покинула учреждение и уже учится на первом курсе БНТУ. Часто возвращается в дом, где прошло практически все ее детство. В разговоре Никита часто называет всех своей семьей, а про тетю Лену говорит: она ему как мама. Впрочем, почти все ребята общаются и с биологическими родителями, педагоги стараются помочь им преодолеть возможные обиды и злость на мам и пап за то, что они по различным причинам не присутствуют в их жизни. Кстати, когда брали Дусю, решили, что это пойдет на пользу страшим — ведь всем им когда-то предстоит быть родителями, и нельзя, чтобы они повторили ошибки родных. Малышка сразу влюбила в себя всех, называет тетю Лену мамой, а остальных ребят — братиками и сестричками…

Аня тоже знает тетю Лену уже 8 лет. В феврале девочке предстоит покинуть свой дом — исполнится 18 лет, надо жить дальше взрослой жизнью. Это ее немного пугает, но, когда за спиной такая опора, все становится немного легче. 12-летняя Юля через пару месяцев тоже уезжает — ее удочеряют. А вот новенькому, Владу, который попал в «семейный дом» в июне после закрытия одного из детских домов, пока сложновато: скучает по старым друзьям, непривычно жить по-новому и без привычного детдомовского распорядка. Большинство детей вместе здесь уже много лет и стали как родные. Двое выросли и покинули «городок», еще одну девочку удочерили, но связь со своим домом все поддерживают.

Жизнь здесь течет, как в обычной семье. Дети делают несложную работу по дому: убрать в своей комнате, пропылесосить, помочь с генеральной уборкой и готовкой, вынести мусор, помыть за собой тарелку. Здесь точно так же ведут совместный быт: родитель-воспитатель планирует бюджет, покупает по необходимости нужные вещи и школьные принадлежности, продукты. Ребята учатся элементарному, до чего просто не было дела в детском доме. Например, как сходить в магазин и выбрать нужное, где-то прицениться и сэкономить, не ошибиться со сроком годности…

Квартира разделена на несколько комнат, в которых проживают по двое. Есть большая гостиная, где вечерами собираются полным составом. Особенно весело здесь по праздникам, а в большом коллективе их мало не бывает. Вот и недавно свой день рождения отмечала тетя Лена — в комнате еще стоят цветы, подаренные детьми. На Новый год все вместе готовят, с ребятами из соседних квартир устраивают большой концерт. На выходных — походы в цирк, театры, парк, по пути можно забежать в пиццерию — обычные семейные вылазки. Воспитатель на то еще и родитель, чтобы брать на себя заботу обо всех подопечных в такой же мере, как бы это сделала мама. Ходить по поликлиникам в случае необходимости, на школьные собрания, по-родительски пожурить или по-матерински выслушать и дать совет — обязанностями это не назовешь, когда все идет от сердца.

Каждая мама обязана знать:  Как родителям спасаться от стресса

Сейчас в детском городке проживает 75 воспитанников.

— К детям привязываешься, конечно, — говорит тетя Лена. — Переживаешь, когда им плохо, когда не получается устроить ребенка в постоянную семью или возникают проблемы в школе, радуешься, когда счастливы они. Наша задача — не заменить родителей, а помочь им стать хорошими людьми. Вот было у меня двое детей, а теперь стало на 11 больше.

Создание в детском доме благоприятных условий, приближенных к семейным

Актуальность решения проблем устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не вызывает сомнения. Но мы не имеем иллюзий на тот счет, что детские дома, как одна из форм устройства детей-сирот, исчезнет в ближайшее время. Поэтому предлагаем вашему вниманию опыт работы Петропавловского детского дома Омской области по созданию благоприятных условий проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Семейные детские дома — в нашей стране явление уже не новое. Называются они одинаково, но все они очень разные. Разные по созданию моделей семьи, по устройству быта, по сформированным традициям.


Опыт работы нашего детского дома по созданию благоприятных условий, приближенных к домашним – это результат, конечно же, многолетнего творческого поиска педагогического коллектива.

Наш детский дом самый обыкновенный, таких много в России. Но и в самом обычном детском доме можно создать условия для формирования у воспитанников навыков социальной адаптации.

С 1989 года детский дом работает как детский дом семейного типа. Были реконструированы все жилые помещения. Сейчас каждая группа – семья проживает в отдельной квартире, которая включает: спальни, комнаты отдыха, бытовые комнаты, столовые. Санитарные комнаты оборудованы в соответствии с санитарными нормами и правилами: имеются комнаты для сушки и глажения белья, современные стиральные машины, душевые кабины. Жилые комнаты оборудованы необходимой мебелью, имеются телевизоры, компьютеры, музыкальные центры, в квартирах создан комфорт и уют.

Но как не был устроен быт детей, мы прекрасно понимаем, что не только созданием квартир и других условий, а всем содержанием воспитательной работы, взаимоотношениями, самой атмосферой мы должны максимально приблизить условия к благополучной семье.

В нашем доме воспитывается 32 ребенка. Создано 4 группы — семьи, на каждой из которых работает по два воспитателя. В семье проживают дети разного возраста по родственному признаку, до 8 человек.

Дети школьного возраста посещают общеобразовательную школу, дошкольники – сельский детский сад.

Живя на протяжении всего пребывания в детском доме в одной семье, дети участвуют в домашних делах, заботятся друг о друге, ощущают свою защищенность, учатся взаимной ответственности.

В результате многолетних поисков в каждой семье сложился свой уклад жизни.

Но главной задачей организации работы семей остается – подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и основное направление жизнедеятельности всех семей – это самообслуживание.

Поэтому вся работа в семье выполняется только ее членами – это и стирка личных вещей, уборка всех помещений, косметический ремонт. Ребята сами оформляют интерьер своей квартиры.

Девочки постигают азы декоративно-прикладного творчества, мальчики – столярного дела и своими работами украшают комнаты квартиры. Старшие ребята проявляют себя, как хозяева, объясняя малышам правила бережного отношения к имуществу. Полученные детьми навыки ухода за жилищем станут основой в формировании личностных качеств воспитанников, в том числе чувства ответственности и уважения к результатам как собственного, так и чужого труда.

Система трудового воспитания разработана с учетом специфики сельской местности. В детском доме имеется теплица на 40 кв.м., в которой выращивается рассада цветов и помидор для собственных нужд и на продажу. Овощи выращиваются на 0,3 га, картофель – 5 га. Каждая семья имеет свой земельный участок, где выращивают овощи. Активное участие каждого ребёнка в посильном труде дает положительный результат. Ежегодно воспитанники сами обеспечивают себя овощами. Кроме того, каждая семья делает заготовки на зиму: дети учатся варить варенье, солить огурцы и помидоры, участвуют в засолке капусты. Эти запасы, становятся хорошим подспорьем к столу во время семейных праздников.

Занятость воспитанников на приусадебном участке позволяет успешно решать задачи обучения воспитанников различным трудовым умениям и навыкам, обогащать их новыми знаниями о растениях и технологии их выращивания.

Большая работа семьями проводится и по благоустройству территории детского дома. И поэтому территория детского дома представляет собой цветущий сад. Красивые цветы, любовно посаженные руками детей, украшают наш дом. Видя ежедневно ухоженные красивые, всегда цветущие клумбы, дети не только получают положительные эмоции, но и учатся оберегать красоту, создавать её своими руками.

Ежегодно осенью каждая семья разрабатывает проекты по благоустройству территории нашего дома. В течение зимы делает заготовки для его реализации, а весной оформляет проект на территории.

Объединив, усилия всех семей мы украсили территорию детского дома, превратили ее в зону отдыха детей.
В детском доме нет дворников: вся территория схематично разделена на участки, за которыми закреплена определенная семья. Круглогодично ребята содержат свою территорию в чистоте.

Использование методов стимулирования, собственный пример педагогов, осуществление индивидуального подхода помогает воспитанию у детей положительного отношения к труду. Благодаря привлечению к работе самих воспитанников, ребята стали бережней относится к имуществу, так как непосредственно участвуют в ремонте, оформлении интерьера своих семей. Благодаря проводимой работе дети начинают объективно оценивать результаты работы других людей. Кроме того, они приобретают необходимые трудовые навыки, которые помогут им более успешно адаптироваться в самостоятельной жизни.

Особое внимание в каждой семье уделяется вопросам успеваемости детей в школе. Воспитатели работают в тесном контакте с учителями: постоянно посещают родительские собрания, уроки, беседуют с преподавателями, в семье дополнительно занимаются со слабоуспевающими ребятами.

В каждой семье сложились определенные традиции, которые сплачивают семью, создают атмосферу взаимопонимания и помощи.

Один раз в неделю каждая семья на семейном собрании обсуждает свои проблемы и достижения, вопросы успеваемости, так же обсуждают общие проблемы детского дома, например вопросы экономии воды и электроэнергии. Один раз в месяц на собраниях озвучиваются показания счетчиков и размер оплаты коммунальных услуг. Ребята обсуждают размер прибыли, полученной от приусадебного участка. Планируют работу на предстоящую неделю. На таких собраниях у детей формируется привычка решать вопросы всей семьей, считаться с другими членами семьи, нести ответственность за дела в семье.

В одной из семей стало традицией чтение книг в семейном кругу, в результате у воспитанников вдвое возросла читательская активность.

В другой семье ведется работа по оформлению музея истории семьи. Семьей проделана большая поисковая работа по восстановлению истории семьи с момента её создания. Все материалы были систематизированы в семейной летописи «Семейный архив представляют юные» и в фотоальбоме «Семейный альбом хранит наши судьбы». Оформлено семейное древо, на котором размещены фотографии всех воспитанников и воспитателей семьи с момента её возникновения. Знания и умения, полученные детьми в процессе коллективного оформления музея, несомненно, пригодятся им в самостоятельной жизни — это традиции оформления фотоальбомов, семейного древа.

Фотоальбомы оформляются в каждой семье, кроме того каждый воспитанник оформляет альбом «История моей жизни». Оформляя, его ребёнок осознаёт своё прошлое, настоящее и будущее.

Этот альбом, особенно дорог детям, потому что напоминает им о прошлой жизни.

Сам ребёнок испытывает затруднения в оформлении такого альбома в написании некоторых его страниц, подборе материала. Поэтому воспитатель с каждым ребёнком индивидуально работает над альбомом его жизни. Они обсуждают материалы, которые помещаются в альбом, продумывают, на какой странице будут располагаться фотографии, картинки, рисунки, письма. По мере возможности педагоги помогают ребёнку сфотографировать те места, где он жил (например, роддом, где он родился, детский дом, и дом где он жил). В будущем этот альбом обязательно ему пригодиться для воспоминаний о прошлом и пополнит архив семейных фотографий.

Каждая мама обязана знать:  Отец плохо влияет на ребенка

Каждая семья отличается многообразием своих традиций: это и семейная лыжня, и выпуск альбомов «Наши выпускники», и чтение на ночь сказок малышам. Традиции семьи дают возможность ребенку ощутить чувство гордости за свою семью и за себя. Каждая семья по-своему празднует Новый год, Рождество, и другие календарные праздники.

В ходе подготовки к этим праздникам ребята учатся проводить вместе досуг, дарить друг другу подарки, сервировать праздничный стол и готовить различные блюда. У каждой семьи есть свои особые блюда, кулинарные изыски. И у каждого ребенка есть книга для записи рецептов. Сейчас уже в этих книгах записано достаточно много рецептов.


Каждый ребенок празднует в семье свой день рождения. Ритуалы празднования дня рождения разные: кто-то фиксирует рост ребенка и обводит ручку, кто-то создает фото галерею, кто-то готовит забавные поздравления.

Традиционным в семьях стало проведение вечеров «Попробуй волшебником стать», где дети занимаются рукоделием. Все девочки в семьях вяжут, вышивают, мальчики занимаются резьбой по дереву. Практически все занимаются бисероплетением. Навыки по рукоделию ребята приобретают на кружках, которые работают на базе детского дома — это центр декоративно-прикладного искусства, швейное дело, столярное дело.

Тесные дружеские отношения связывают членов семьи с выпускниками. Воспитатели регулярно посещают учебные заведения, где продолжают обучение бывшие воспитанники, встречаются с преподавателями, воспитателями общежитий. Выпускникам оказывают помощь в создании уюта в комнатах общежития.

Семья детского дома для них становится действительно своей. Они знают, что его ждут дома, обязательно выслушают, окажут поддержку и помощь в трудную минуту. Наши выпускники приезжают в гости не просто в детский дом, а в свою семью.

Организация работы по семейному принципу в нашем доме дает положительные результаты: в детском доме отсутствуют случаи самовольных уходов; воспитанники не состоят на учете в ПДН; около 40% детей обучаются в школе на 4 и 5, на протяжении 20 лет нет неуспевающих; значителен процент выпускников, обучающихся в высших учебных заведениях. В настоящее время в ВУЗах обучается — 12 воспитанников, в СУЗах – 13, НПО – 4 воспитанника. Все 100% воспитанников охвачены кружковой работой, 25% обучаются в художественной и музыкальной школах. Творческие работы воспитанников представлены на конкурсах различного уровня, так в 2013 году на Всероссийских конкурсах детского творчества было представлено – 64 работы, региональном уровне – 32.

Совместная деятельность ребят в семье: трудовая, игровая, учебная, спортивная, а также поддержание добрых традиций семьи – все это сплачивает семью, способствует укреплению родственных уз. Создается атмосфера постоянного внимания детей друг к другу, к успехам каждого члена семьи. Общие интересы объединяют братьев и сестер, создают эмоциональный комфорт, атмосферу доверия и чувство родства, надежности от совместного проживания.

Создание семейной атмосферы в детском доме не снимает с педагогического коллектива задачи по устройству детей в полноценные семейные условия.

Поэтому наша задача – привлечь внимание граждан к проблемам детей-сирот, формировать в общественном сознании ориентацию на усыновление детей, их прием на воспитание в семью, оказание им иной посильной помощи.

Детский дом семейного типа и детская деревня (городок) как формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Читайте также:

  1. Cущность и формы предпринимательства
  2. I.Формы государственного управления
  3. II. Борьба по вопросам административной реформы и единого языка
  4. II. Клеточные формы.
  5. II. Реформы Амануллы-хана и их последствия
  6. II. Реформы «четырех модернизаций» и их результаты
  7. III. Реформы Фредерика де Клерка
  8. А. Понятие и формы заключения цивильного брака
  9. А. Причины церковной реформы. Филарет и патриарх Никон
  10. Адмена прыгоннага права. Буржуазныя рэформы 60—70-х гг. XIX ст.
  11. Александр II Освободитель (1855 — 1881). Реформы 60 — 70-х гг. ХГХ в.
  12. Алиментные обязательства родителей и детей

Понятие и значение приемной семьи

Права и обязанности опекунов, попечителей. Особенности управления имуществом подопечного

Права и обязанности опекунов, попечителей по воспитанию несовершеннолетних граждан перечислены в ст. 158 КоБС:

1. имеют право и обязаны воспитывать подопечных, заботиться об их физическом развитии и обучении, готовить их к общественно полезному труду;

2. вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой, попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства;

3. с учетом мнения ребенка имеют право выбора учреждения образования и формы обучения ребенка до получения им общего среднего образования и обязаны обеспечить получение ребенком общего базового образования;

4. обязаны проживать совместно со своими несовершеннолетними подопечными.

Порядок управления имуществом подопечных содержится в Положении о порядке управления имуществом подопечных, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 № 1677.

Наряду с передачей ребенка в семью опекуна, попечителя, КоБС предусматривает и другие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, направленные на приоритетную защиту прав и интересов несовершеннолетних детей, в частности, это детский дом семейного типа, приемная семья, патронатное воспитание, детские деревни (городки).

Приемная семья является новой формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Приемные родители состоят в договорных отношениях с органами опеки и попечительства и получают плату за выполнение своих обязанностей. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора. Положение о приемной семье утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 № 1678.

Детский дом семейного типа образуется на базе семьи, это промежуточная форма воспитательного учреждения между приемной семьей и детским домом. Детский дом семейного типа – это семья, принявшая на воспитание от пяти до десяти детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках которой супруги или отдельные граждане (родители-воспитатели) выполняют обязанности по воспитанию детей на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора. Помещение детей в детский дом семейного типа не порождает возникновения между родителями-воспитателями и воспитанниками алиментных и имущественных правоотношений. Положение о детском доме семейного типа утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2006 № 289.

Еще одной семейной формой устройства детей является помещение детей в детскую деревню (городок), которая представляет собой социально-педагогическое учреждение образования, созданное на основе двух и более воспитательных групп, в рамках которых супруги или отдельные граждане (родители-воспитатели) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, на основании устава детской деревни (городка), договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора. Особенностью данной формы является то, что детская деревня (городок) является юридическим лицом.

Отличие детской деревни от детского городка заключается в особенностях размещения: детская деревня состоит из двух и более разновозрастных воспитательных групп, размещенных в отдельных домах с организацией жизнедеятельности по типу семьи; детский городок состоит из двух и более разновозрастных воспитательных групп, размещенных в квартирных условиях.

Порядок создания, функционирования и прекращения деятельности детских деревень (городков) независимо от их подчиненности и форм собственности регулируется положением, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 12.05.2006 № 47.

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 1462 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация