В детском саду тихий, а дома дерется, почему

Содержание

Что делать,если ребенок дерется. Рекомендации родителям и педагогам.

Рекомендации родителям и педагогам для коррекции поведения детей дошкольного возрастаРебенок дерется? Что делать?

Очень распротсраненная ситуация, когда ребенок-дошкольник проявляет агрессию по отношению к маме,к детям,к животным. Родители не знают почему и что они делают не так, воспитатели, в очередной раз жалуются на ребенка и восклицают :»Поговорите с ребенком!».

Проявления детской агрессии могут быть обусловлены различными причинами, в этой статье , я предлогаю рассмотреть неадекватную поведенческую модель на уровне физиологии развития!

Почему ребенок дерется (кусается)?

Пока малыш младенец,вся его физиологическая природа нацелена на поглащение информации из окружающего мира, наблюдая за поведением близких (которые часто думают «Да он еще такой маленький ничего не понимает»), за видеосообщениями по телевизору или «горе-развивалок» через планшет (телефон) ребенок формирует первичные понятия нормы, которые и лягут в основу его будущего поведения, общения и взаимодействия с миром. Итак:

Поведение маленького человека формируется, по мере его взросления из двух составляющих:

1) заимствованный от окружающих пример (все что «Я» вижу, слышу)

2) личный (жизненный) опыт, накопленным путем проб и ошибок по мере взросления.

Таким образом, ребенок взрослея,перенимает модель общения, поведения своих родителей,соседей,экранных образов и т.п. и использует эту модель поведения во всех ситуациях -дома, на горке, в детском саду. При этом навыков взамодействия у него еще пока нет, есть только личный опыт (например, Я дома брал у брата машинку и ничего, мама сказала «поделись ,он же еще маленький»)

В бихевиаризме (поведенческий подход в психологии),схематично это выглядит так: SRQ где S- это стимул, R- реакция, Q- результат.

Представьте себе ситуацию, ребенок в садик принес машинку, она новая и поэтому интересна почти всем детям. Тот ребенок, которому эта игрушка будет особенно интересна, непременно попытается ее взять посмотреть, поиграть, если хозяин разрешает -конфликта нет, но если не разрешает, то интерес плюс природный эгоцентризм заставит ребенка идти по известному ему пути, т.е. отнять….(ведь есть личный опыт, где было сказано, что так можно. )

В таком случае наша схема будет выглядеть так:

стимул — хочу эту игрушку

реакция — решение:либо беру и играю,либо отнимаю

результат — делаю попытку взять иргушку.

т.о.,получается, если личный опыт ребенка таков, что у него так же брали-отнимая его вещи, если он видит, что все вокруг так делают,или что это позволялось,под предлогом «Он маленький», то ребенок машинально запоминает этот путь как единственный и нормальный, поэтому порицания со стороны взрослых, так же как и их недовольство непонятны ребенку.

Слова вообще в таком случае не имеют смысла (у них слишком мало интеллектуального опыта, чтобы представить как это могло бы быть), дети не слышат слов им нужен визуальный пример и положительный результат –только тогда модель поведения принимается и запоминается как вариант для использования!

Цель коррекции поведения заключается в том, чтобы показать ребенку какие альтернативные пути приведут не только к желанному результату, но и к одобрению со стороны.

СТИМУЛ — это одобрение, исполнение желаемого;

РЕАКЦИЯ — ищу варианты (попрошу, отнему,поменяюсь, договорюсь поиграть после него);

РЕЗУЛЬТАТ -выбираю один или два варианта и действую, получаю положительный опыт, запоминаю.

Самым важным условием коррекции поведения является спокойный тон несмотря ни на что, уважительное отношение и понимание тех процессов которые управляют поведением в данный момент. Без соблюдения этих условий коррекция будет безуспешной!

1.Сценарий коррекции для детского сада: представьте себе описанную выше историю с машинкой, в детском саду. Как себя вести воспитателю?

В острый момент конфликта лучше убрать эту машинку на полку со словами- «машинка наказана, за то что вас поссорила», когда дети успокоятся необходимо проиграть эту ситуацию в 3-х лицах, не сравнивая героев игры с поссорившимися детьми.(т.е. не называя имен)

Например: «дети сегодня нам предстоит стать волшебниками и помирить зайчика и мишку. (Игрушки даем в руки двум любым детям) У Зайчика был шарик, а Мишке очень хотелось с ним поиграть. Но он не знал, как вежливо попросить шарик и напугал зайчика, когда отнимал шарик. Они поссорились, им обоим теперь грустно. Давайте мы взмахнем руками как волшебной палочкой и покажем волшебство вежливости своим примером. Давайте предложим Мишке попросить чуть-чуть подержать шарик, сказав волшебные слова «Пожалуйста и спасибо» А как поступит Зайчик? (ждем предложений от детей, в случае необходимости предлагаем свой вариант).

Все дети аплодируют друг-другу, а воспитатель всех хвалит.

В итоге, дети получают конкретный поведенческий пример и завершенным положительным концом.

Память человека так устроена, что положительный опыт при неоднократном повторении вытесняет негативную поведенческую модель как менее состоятельную. Коррекция считается успешной!

Ситуация: ребенок кричит, пинается, пытается вас ударить, что делать?

-Присядьте, чтобы быть на уровне ребенка. (Даже если это просто каприз!)

— крепко, но не больно возьмите малыша за плечи, прижмите его к себе, пока не успокоится…

Теперь, продолжая держать за плечи, смотрите глаза-в глаза и спокойно, тихо говорите.. (Например «Я вижу, ты расстроен, тебе плохо, ты растроился потому, что…)Вы слушаете что говорит ребенок. Повторяете его слова правильно ли вы его поняли (м-д активного слушания) и когда КОНТАКТ УСТАНОВЛЕН И ребенок уже успокоился, и готов слушать договариваетесь о возможных вариантах.

Помните, эмоциональный фон ребенка только формируется, «переламывая» его не давая объяснений, вы рушите фундамент, на котором будет стоять вся его психика в дальнейшем.

  • · учите ребенка с детства «выпускать пар»

-можно нарисовать злость на бумаге, сделать из нее самолетик и запустить в окно;

-можно слепить из пластилина и приделать смешные уши и хвост своей злости.

-в качестве релаксации хорошо рвать цветную бумагу (это можно делать коллективно)на мелкие кусочки, разбросать ее, а потом разделившись на 2 команды, под музыку весело собирать эти кусочки, кто быстрее.

Чего делать категорически нельзя!

  • не допускайте двойных стандартов (говорю как надо, делаю как хочу. Или ситуация,когда в садике говорят «нельзя толкаться», а дома «толкнули и ты толкни, давай сдачу»)
  • Никогда, не ругайте ребенка прилюдно! Отведите в отдельную комнату и разговаривайте только приватно. Это хоть и маленький, но уже человек у которого только формируется чувство собственной значимости и самооценка!
  • Не кричите, даже когда очень хочется. Отведите ребенка в комнату, а сами подышите кислородом 10-20 минут и только потом разговаривайте. При этом разговор лучше начинать с выражения своих чувств.
  • Агрессия пораждает агрессию. А для маленького человечка это еще и заимствованнаямодель будущего «нормального» поведения. (Раз папа так делает, значит и мне можно!)

Ребенок-хамелеон 0+

Для начала нужно сказать, что в таких переменах нет ничего необычного. Достаточно задуматься о том, как мы, взрослые, сами ведем себя в разных ситуациях. Дома, на работе, в гостях, на пафосном светском приеме или в вагоне поезда – иногда нас бывает просто не узнать, настолько по-разному мы проявляем себя. И это вовсе необязательно говорит о лицемерии, просто мы подстраиваемся под текущую ситуацию и ее правила, часто даже неосознанно. То же самое происходит с ребенком. Ведь очевидно, что среда детского сада или школы и семейная среда могут различаться очень сильно.

Дома тихоня, в саду метеор

Рассмотрим подробнее ситуацию, когда тихий и спокойный ребенок начинает вести себя в саду или школе очень активно, а иногда и агрессивно.

Чаще всего, такое происходит, когда в семье существуют очень жесткие правила. Казалось бы, в детском саду правила тоже довольно четкие, и ребенку это, наоборот, должно быть привычно. Но на самом деле, в детском учреждении малыш впервые перестает быть центром внимания, да и воспитатели не являются такими непререкаемыми авторитетами, как мама и папа. И ребенок достаточно быстро выходит из-под контроля, почувствовав «глоток свободы». Любой ребенок устает дома постоянно «ходить по струнке», потому невольно расслабляется в садике, ведь постоянно вести себя идеально очень и очень сложно. Так что столкнувшись с такой ситуацией, обязательно пересмотрите систему семейных правил и традиций, подумайте, не завышены ли ваши требования к малышу, есть ли в распорядке дня ребенка время для естественной активности и проявления эмоций.

Также жалобы на излишнюю активность и агрессивность часто можно услышать от воспитателей и учителей на первых этапах адаптации к детскому учреждению. В таком случае это обычно проходит само собой, когда ситуация стабилизируется. Дети по-разному реагируют на стресс попадания в новый коллектив. И часть детей в этот период начинают вести себя агрессивно. Толкая детей и огрызаясь с воспитателями, ребенок проверяет границы, усваивает правила нового для себя места, устанавливает первые контакты.

Каждая мама обязана знать:  Как реагировать на конфликты детей в детском саду

Ругать и наказывать малыша за такое поведение бессмысленно, так мы только усилим стресс и затянем процесс адаптации. Важно предпринимать максимум усилий, чтобы ребенок побыстрее привык к новому месту, в том числе много говорить о правилах этого места, его традициях, показывать, как можно наладить контакт и разрешить конфликт мирным путем.

Идеальный ребенок в садике, неконтролируемый дома

С одной стороны, в такой ситуации родителям должно быть проще, ведь им не приходится выслушивать жалобы педагога на своего сына или дочку. Он только и слышит про него, что ребенок был послушный, вел себя тихо, выполнял все поручения, разве что немного стеснялся.

Однако этот идеальный ребенок дома становится настоящей бестией. Истерики могут начинаться уже по дороге домой, малыш капризничает, выходит из себя, никого не слушает, может начать плакать или драться буквально на ровном месте. Куда же пропадает тот «золотой ребенок», на которого не нарадуются педагоги?

Ситуация здесь чаще всего обратна описанной выше. Находясь в детском коллективе, особенно в первые месяцы, ребенок переживает сильнейший стресс. Это заставляет его сидеть в малознакомом месте тихо, как мышка, и не привлекать к себе внимания. Все бы ничего, но для маленького ребенка это оказывается серьезнейшей нагрузкой, ведь ему приходится контролировать свое поведение целый день, а это очень тяжело, особенно для дошкольника!

И, конечно, попадая в привычную и безопасную ситуацию семьи, ребенок изливает весь тот стресс, что скопился у него за время пребывания в группе или классе. И поведение его часто, действительно, выходит из-под контроля. Опять же ругать и наказывать бесполезно, как и призывать к порядку и увещевать малыша вести себя хорошо.

Если такое происходит в месяцы адаптации, то главное, что нужно сделать – помочь ребенку пережить стресс. После садика или школы позвольте малышу выплеснуть эмоции, лучше всего здесь поможет любая физическая активность. Обязательно поговорите с ним о прошедшем дне, найдите в нем что-нибудь веселое и радостное, посвятите вечер любым приятным и расслабляющим занятиям. Ну и, конечно, предпринимайте совместно с педагогами все необходимые усилия по скорейшей адаптации ребенка в детском учреждении.

Если же перемены в поведении наблюдаются и тогда, когда адаптационный период миновал, стоит всерьез задуматься о том, что происходит в саду. Возможно, правила слишком жесткие, воспитатели строги с детьми или он не может установить контакт со сверстниками. Ребенок не должен находиться в постоянном напряжении в школе или детском саду, ведь это фактически его второй дом. Подключите к решению этой проблемы школьного психолога, учителей, воспитателей – совместными усилиями можно помочь ребенку найти свое место в группе и почувствовать себя свободнее. Тогда и дома ему не придется отыгрывать скопившееся напряжение.

Так или иначе, будьте готовы услышать своего малыша и помочь ему – неразрешимых ситуаций не существует!

Вниманию родителей: что делать, если ребенок дерется в детском саду и дома?

Каждый родитель хоть однажды сталкивался с агрессивным поведением своего ребенка. Агрессия может быть направлена как на родителей, так и на сверстников или на игрушку. Вопрос состоит в том, насколько часто случаются такие ситуации – это банальное переутомление или же отклонение, требующее вмешательства специалиста. Подробнее в этом вопросе разберемся с помощью статьи.

Почему карапуз бьет других?

Агрессия у ребенка может проявляться уже с 1,5-2 лет, у кого-то позднее – в 5-6 лет. Он начинает капризничать, кусаться, бить родителей, сверстников в детском саду. Причин подобного поведения может быть много. Рассмотрим подробнее, почему это происходит.

В первую очередь, здраво оцените обоснованность негативного поведения. Понятно, что для каждого родителя его ребенок самый лучший. Но здесь важно понять, насколько часто и в каких обстоятельствах проявляется агрессия. Возможно, ему требуется консультация специалиста.

  • Подражание поведению родителей. Малыш впитывает все , что происходит в его окружении и копирует модель поведения.
  • Одиночество. Многие родители считают, что если ребенок накормлен, обут и одет, то на этом их миссия выполнена. Но для малыша все эти блага жизни не доставляют особого удовлетворения. Ему требуется обычное человеческое тепло, внимание, сказка на ночь. Дети пытаются хоть как-то привлечь к себе внимание и готовы даже поколотить товарища по детскому саду.
  • Негативное влияние просмотра мультфильмов и игры на планшете или телефоне. Зачастую родители, чтобы успокоить ребенка позволяют ему длительное проводить за современными «гаджетами». От этого страдает несформированная детская психика.
  • Не сложились отношения в коллективе. По каким – либо причинам ребенка могут не принимать другие дети, например, он носит очки или читает лучше всех. Такая ситуация ставит малыша в тупик и он не находит ничего лучше, чём поколотить обидчиков. О том, как понять, что ребенка обижают в детском саду, и что делать, читайте тут.
  • Возможно, малыш дерется просто потому, что плохо воспитан.

Проявляется ли агрессия по отношению к родным?

Бывают ситуации, когда послушный и спокойный ребенок вдруг начинает драться и кусаться. Не надо сразу начинать ругать его и критиковать.

Разберемся, какие же могут быть причины:

    Недостаточное внимание родителей.

Ребенок нуждается во внимании папы и мамы. Любые игрушки, мультики быстро утомляют малыша. Ему необходим контакт с родителями: совместные игры, чтение книг или дружеский разговор. Когда просьбы поиграть заканчиваются неудачей, он, для привлечения к себе внимания, начинает драться.

Заметили похожую ситуацию – ответ прост: нужно больше времени уделить общению. Не надо ругать малыша, иначе добившись того, что он не будет драться с вами – получите обратный эффект: ребенок станет драться в саду.
Протест.

Возможно, установлены слишком жесткие рамки: много ограничений, строгость родителей. Это вызывает переутомление и с помощью драки выражается протест против сложившейся ситуации.

Проблему можно решить, немного ослабив давление.
Неумение ребенка проявлять любовь.

Не все родители эмоциональны, некоторые не склонны сюсюкаться, целовать и обнимать ребенка. В связи с этим, малыш, желающий проявить свои нежные чувства к родителям, не знает, как это сделать. В итоге получаем щипки и укусы в качестве проявления любви.

Здесь родителям стоит сменить тактику своего поведения. Быть нежнее, почаще его обнимать, говорить добрые слова, то есть своими действиями научить правильно проявлять свои чувства.

Как реагировать?

Запомните важное правило: «Насилие порождает насилие». Если не хотите, чтобы ваш ребенок дрался, не показывайте ему негативный пример. Так что же делать родителям, как правильно себя вести:

  • Зная повадки своего малыша, когда он рассержен, совсем не сложно догадаться, когда он начнет драться. Не нужно выжидать и спокойно смотреть на то, как он бьет вас. Предотвратите этот момент, придержите его руку, чтобы он не смог вас ударить.
  • Метод «Нельзя». Эффективен с детками от двух до шести лет. Главное правильно пользоваться этим методом. Если после каждого приступа агрессии просто повторять «нельзя» – это будет лишь пустой звук.

Психологи рекомендуют пошаговую модель поведения в данной ситуации:

  1. Подойдите близко к ребенку и крепко возьмите его за запястье.
  2. Серьезно и глядя в лицо скажите фразу: «Драться нельзя!».
  3. Не переигрывайте с суровостью, голос не повышайте, а говорите нейтрально. Главное дать понять, что это не наказание, а норма поведения, которую следует соблюдать.
  4. Не отпуская руки ребенка, молча отведите взгляд и сосчитайте до двадцати. Если он захочет заговорить с вами или вырваться: молчите и сохраняйте спокойствие.
  5. После этого повернитесь к нему лицом и повторите: «Драться нельзя!». Затем отпустите руку.
  6. Если малыш вас тут же ударил, повторите все с самого начала, не пропуская ни одного пункта.

Как отучить от драк в детском саду?

  1. Первое – это ваша реакция на происходящее. Не надо самим демонстрировать агрессию: накричать, отшлепать. Постарайтесь взять себя в руки и спокойно поговорите с ребенком, выясните, почему он обижает товарищей по садику.

Возможно, действительно есть серьезные причины: не принимают в коллектив, обзывают и прочее. В таком случае надо устранить причину: поговорить с воспитателем, родителями обидчиков.

  • Не демонстрируйте ярость, покажите лишь, что ситуация вас расстроила.
  • Ни в коем случае перегибайте палку, используя фразы:« Ты меня не любишь», «Ты плохой мальчик» и прочее. Это может вызвать серьезные переживания у ребенка.
  • Объясните малышу его чувства

    Очень действенный способ – обыграть ситуацию в виде сказки, где главными героями будут ваш ребенок и его сверстники. Расскажите о чувствах каждого героя, что он переживает, если его обижают. Игровые моменты всегда лучше воспринимаются малышами, нежели привычные нравоучения.

    Придерживайтесь установленных правил

    Для поддержания эмоционального спокойствия важен режим дня и соблюдение определенных правил. Заведите свои добрые семейные традиции: обсуждать вечером, как прошел день, добрая сказка на ночь, игры с мамой и папой.

    Если установили запрет, то не отступайтесь от него ни при каких обстоятельствах. Просмотр мультфильма или компьютерная игра – обозначили время 30 мин, значит именно столько, даже если друзья пришли или праздник семейный. Правило есть правило и его надо соблюдать.

    Научите управлять эмоциями

    Малышу трудно разобраться в своих эмоциях, часто реакция в виде агрессии – это призыв о помощи. Учите ребенка понимать свои чувства. Когда он плачет или капризничает, задавайте ему простые вопросы: «Тебе больно?», «Ты обижен?» и подобные по ситуации. Он должен видеть вашу заботу и готовность в любой момент прийти на помощь.

    Как быть, если малыш не слушается воспитателей в садике?

    Воспитатели часто стараются подвести поведение детей в группе под одну удобную для себя модель: послушные, неконфликтные. Если ваш ребенок не приспособился под эту норму, проявляет индивидуальность, он автоматически становится объектом недовольства у воспитательницы. Тут необходимо выслушать обе стороны и прийти к решению, которое устраивает всех.

    Каждая мама обязана знать:  Детская мотивация как работает и откуда берется

    Ваша задача – разобраться, почему так происходит. Возможно, это протест против определенных условий, ответ на давление педагога. Если не удается самостоятельно определить, по какой причине ваш малыш не слушает и не выполняет то, что ему говорят воспитатели детского сада, проконсультируйтесь у психолога.

    Возможные ошибки родителей

    Первое, конечно, поведение самих родителей. Ребенок копирует ваше поведение в той или иной ситуации. Не учите по каждому поводу «давать сдачи». Малыша с самого раннего возраста надо учить справляться со своими эмоциями.

    Советы психологов и доктора Комаровского

    Психологи считают, что основная причина детской агрессии — в раздражительности родителей, в первую очередь, мамы. По статистике, четверо из десяти детей хоть раз пробовали применять силу в отношении близких, в половине случаев — проблема приобрела катастрофические масштабы, когда ребенок стал настоящим тираном в своей семье. Поэтому агрессию в любых проявлениях надо искоренять.

    По мнению доктора Комаровского, одним только возрастным этапом и мелким хулиганством агрессию в 2-3 года не объяснить. Обычно это недостаточное развитие речи, которое мешает найти слова, чтобы описать свои чувства, хронический недостаток внимания со стороны взрослых, а иногда и симптомы нервного или психического нарушения.

    Главное в воспитании малыша – это внимание, взаимоуважение, спокойный эмоциональный фон в семье. Поведение ребенка отражает микроклимат семьи. Наблюдайте за поведением малыша, чтобы вовремя заметить проблему.

    Полезное видео

    Предлагаем посмотреть видео о том, как справиться с детской агрессией:

    Почему дети дерутся: причины, советы психолога

    Почему дети дерутся? Родителей это часто беспокоит. Вроде и в семье все спокойно, и воспитание дано должное. При этом ребенок периодически лезет в драку. Где была допущена ошибка? Почему дерутся дети? Каковы причины драки и как исправить ситуацию?

    Основные причины

    Прежде чем начинать воспитывать ребенка и учить, что драться нехорошо, нужно выяснить, почему малыш так себя ведет. Основные причины такого поведения могут быть следующими:

    1. Дефицит внимания со стороны родителей. Ребенок всеми способами пытается привлечь внимание папы и мамы. Если просьба «Мама, поиграй со мной» не действует, то ребенок начинает вести себя агрессивно. Иногда драка – это способ привлечь внимание.
    2. Постоянные унижения: как со стороны родителей, так и со стороны сверстников. Есть дети, которые могут просто замкнуться в себе. А есть малыши, которые свою обиду выпустят при помощи кулаков.
    3. Сила – это власть. Побеждая в драке, ребенок пытается доказать свою силу перед другими ребятами. И делает это просто для того, чтобы выглядеть выше в глазах других. Порой выбор падает специально на ребят гораздо слабее, чтобы доказать свое превосходство.
    4. Неправильное воспитание. К сожалению, есть семьи, где папа поднимает руку на маму (но бывает и наоборот), и если это видит ребенок, то считает, что дракой можно решить любой вопрос. Или малыш капризничает (устал или просто привлекает внимание), но вместо ласки от родителей или знаков внимания получает по ягодицам (ладошкой, ремнем). Это делает малыша злее. И также дает понять, что применение силы – это выход из любой ситуации.
    5. Агрессия в семье. Драки между родителями могут полностью отсутствовать. Но постоянные скандалы накапливают в малыше злобу, а выплескивает он ее через драку.
    6. Поощрение с детства. Это не означает, что мама или папа погладили ребенка по голове за то, что он подрался. Но если малыш отобрал игрушку у другого или в порыве гнева стукнул рядом находящегося ребенка, то нужно действовать, а не спускать это с рук. Нужно спросить, почему малыш так сделал, и без криков, спокойно объяснить неправильность его поведения.

    Другие причины

    Выше описаны основные причины, но стоит также отметить второстепенные. Итак, почему маленькие дети дерутся?

    1. Неверный вывод после драки. Например, малыш не сам полез в драку, его втянули, и он сумел дать отпор. В ответ родители его хвалят и говорят, что им гордятся. Конечно, ругать ребенка не нужно. Важно, чтобы малыш мог за себя постоять. Но не надо акцентировать на этом внимание. Ребенок должен понять, что самому затевать драку без причины не стоит.
    2. Средства массовой информации. Дети много информации черпают из телевизора и интернета. И если папа часто смотрит боевики, а ребенок поглядывает, то уже на подсознательном уровне он запоминает, что драка поможет решить любую проблему.
    3. Ребенок некомфортно чувствует себя в детском саду или школе. Его там обижают или унижают. Драками малыш пытается показать, что больше не хочет посещать это заведение.
    4. Плохая компания. Друзья ребенка любят быть зачинщиками драки, и малыш пытается повторять поведение своих сверстников.

    Выше описано, почему дети дерутся. Зная причины, можно найти выход из любой ситуации. Лучше искоренять подобное поведение в начале его проявления и не ждать, когда будет уже слишком поздно.

    Драки в детском саду и школе

    Почему дети дерутся в саду или в школе? Прежде чем начинать беседу с малышом по поводу драки, нужно обязательно поговорить со всеми участниками происшествия. Каждый ребенок выскажет свою точку зрения, и у каждого будет своя правда.

    Не стоит ругать своего малыша, даже если он является зачинщиком и даже если он не прав. Ребенок должен знать, что драка – это не выход из ситуации; можно найти решение при помощи слов. Если малыш дракой хотел доказать свою правду, то следует дать ему понять, что лучше доказывать это делом. Это будет убедительнее.

    Если после драки сразу наказать ребенка (так как выяснилось, что он виноват), то малыш только затаит злобу. А это станет поводом следующей ссоры и драки. Может быть и так, что ребенок просто перестанет давать отпор (будет бояться наказания) и на нем будет вымещать обиду любой, кто захочет.

    Причины драк в детском саду

    Частыми причинами драки является:

    • отстаивание своих интересов («мой папа лучше», «у меня телефон круче» и так далее);
    • попытка занять лидирующую позицию, быть главным в команде;
    • выплеск накопившейся агрессии;
    • просто для привлечения внимания.

    Обстановка в семье и драки ребенка двух лет

    Почему ребенок дерется в два года? Ответить на этот вопрос немножко сложнее. Малыш в таком возрасте еще не может полностью объяснить свое поведение. Здесь следует провести оценку обстановки в семье и проанализировать саму ситуацию, что привела к драке.

    Почему дети дерутся между собой?

    Основная причина ссор и драк – это желание показать свое превосходство. В обязанность родителей входит дать ребенку (в любом возрасте) понять, что драка не решит проблем. Малыш должен уметь постоять за себя, но быть зачинщиком драки не стоит. Нужно постараться выяснить причину ссоры и найти компромисс. Ребенок должен знать, что умные люди решают все проблемы делом, а слабые — кулаками.

    Даже зная, почему дети дерутся, не всегда получается найти подход к ребенку. Иногда требуется помощь психолога. Возможно, ребенку просто нужно выплеснуть негатив и энергию. В этом случае лучше пропить успокоительные средства.

    Драки с братом, сестрой, домочадцами

    Почему ребенок дерется с родителями? Нередко бывает так, что родители просто смеются и находят это забавным, когда малыш (например, в полтора года) бьет маму, бабушку или сестру. А позже это выливается в серьезную проблему. С дракой нужно начинать бороться с самого рождения.

    Это и является первой причиной драк с родными. Ребенок ощущает чувство вседозволенности. Раз родителей это веселит, то малыш рад поднять им настроение, ударив в очередной раз кого-то из родственников.

    Вторая причина – это желание привлечь внимание родственников. Почему ребенок дерется в год? Не редкость, что мама и папа устают после работы. Кроме того, так много домашних дел, а на ребенка нет времени. Малыш тоже устал быть без внимания, ему нужно выразить свою любовь и получить то же взамен от родителей. Порой время (30 минут ежедневно), выделенное на малыша, дает отличный результат. Можно отодвинуть готовку, мытье пола и так далее — эти дела никуда не денутся, и не будет проблем, если ими заняться через полчаса.

    Третья причина – у ребенка за день что-то случилось (не получился рисунок, сломалась любимая игрушка, просто плохое настроение), и он пытается выплеснуть негатив, нанеся удар кому-то из родственников. Наказание и ругань здесь излишни. Нужно вначале выяснить причину такого поведения и помочь разрешить проблему.

    Узнав причину, почему ребенок дерется с мамой, папой, сестрой, нужно знать еще и правильный выход из ситуации.

    Как себя вести, если ребенок начал драться?

    Первое, что приходит на ум родителям, – это выпороть и поставить в угол (некоторые папы и мамы считают, что «телячьи нежности» только портят ребенка), разговоры бывают отодвинуты в сторону. Как правильно отреагировать на драку ребенка? Психологи советуют следующее:

    1. Не умиляться, когда малыш ударил кого-то из близких людей. А если ребенок нанес удар, то не нужно ругать его. Лучше попытаться дать понять, как маме/бабушке больно. Если ребенок этого не понимает, то можно на время игнорировать его, чтобы он понял, что с такими детьми никто не дружит и не общается.
    2. Неплохим вариантом считается просто обнять малыша в ответ на удар и не выпускать его из рук, пока он не угомонится. Только после этого можно начинать разговор и понять причину такого поведения.
    3. Если ребенок дерется, так как ему просто некуда девать свою энергию, то можно отдать его на секцию. Пусть вся энергия уходит в мирное русло.
    4. По возможности уделять малышу больше внимания. Можно заранее поговорить о таком поведении и рассказать, какими путями можно решать конфликтные ситуации.
    5. Стараться не смотреть при детях фильмы, содержащие негатив и злобу. Контролировать, в какие игры любит играть малыш.
    6. Если ребенка переполняет злоба за несправедливость (например, получил двойку в школе, и он не согласен с этим), то разрешите ему порвать бумагу, выплеснуть злость на подушку и так далее.
    7. Поддерживать и хвалить ребенка, если он нашел выход из ситуации и избежал драки.
    8. Научить действительно находить решение в спорных ситуациях без драки. И контролировать свои эмоции.
    9. Не допускать драк и ссор в семье. Если что-то и накопилось, отношения можно выяснить в то время, пока ребенок на прогулке, в садике, школе.
    10. Если обнаруживается, что малыш попал в дурную компанию, нужно постараться его из нее вытащить. Можно объяснить ребенку свою точку зрения, рассказать, почему вам не нравятся его друзья. Займите его свободное время кружками или другими развивающими занятиями.
    Каждая мама обязана знать:  Кем вас видит ваш ребенок

    Заключение

    Получается, что в драках детей нередко бывает так, что виноваты и сами родители. Просто в нужное время ребенку не было уделено должное внимание. Главное при воспитании малыша — придерживаться правил поведения и быть готовым к тому, что малыш усвоит урок не с первого раза. Следует попросить бабушку и дедушку не баловать малыша.

    Если ребенок дерется, вначале нужно выяснить, почему произошла драка, провести с ребенком беседу, исключить в семье все провоцирующие факторы. А главное — уделять внимание ребенку и его воспитанию.

    Маленький тиран: почему ребенок дерется в детском саду и что с этим делать?

    Попадая в детский садик, малыш начинает адаптироваться к новому коллективу. Не всегда этот период проходит спокойно и успешно.

    Бывают случаи, когда ребенок начинает проявлять агрессию либо подвергаться негативному отношению со стороны других детей. Такую ситуацию нельзя игнорировать, так как это может привести к нарушениям в психике.

    Если ребенок дерется в садике, советы психолога могут помочь родителям решить такую проблему.

    Причины детской агрессии в садике

    Некоторые родители сталкиваются с проблемой агрессивного поведения ребенка в детском саду. Воспитатель может жаловаться на то, что малыш кусается, инициирует драки, ругается. Существуют разные причины того, почему дети дерутся в детском саду.

    Все они объединяются в две группы: внутренние и внешние. Первые связаны с переживаниями, особенностями темперамента и нервной системы, характера, психики, вторые – с негативным влиянием факторов окружающей среды.

    Среди внутренних причин детской агрессии в учебно-воспитательном заведении, стоит выделить:

    • кризис возраста. Малыши, подрастая, осознают, что могут совершать многие действия самостоятельно. Если не давать им проявлять инициативу, то они начинают показывать свое недовольство. У одних детей это выражается в плаче, у других – в агрессивном поведении;
    • дефицит физической активности;
    • страх и тревога. В этом случае агрессия выступает в качестве защитной реакции;
    • индивидуальные особенности психики. Человек может иметь низкий уровень активного торможения. Любая неприятная ему ситуация быстро выводит его из себя;
    • недостаток внимания. Проявлением агрессии малыш может привлекать к себе внимание;
    • неумение адаптироваться в коллективе, выражать свои эмоции. Если ребенка не научили общаться со сверстниками и взрослыми людьми, он будет вести себя неправильно, невоспитанно;
    • внутренний конфликт, обида. В таком случае детсадовец может бить и обзывать более слабых. Этим он выплескивает свои негативные эмоции.

    К внешним причинам агрессии у дошкольников относятся:

    • развод родителей;
    • конфликт в семье;
    • негативное влияние СМИ (компьютерных игр, фильмов, передач);
    • плохое отношение воспитателя, детей. Путем агрессивного поведения малыш пытается добиться признания, стабилизации. Он защищает себя;
    • инициирование драки другим ребенком;
    • гипо- или гиперопека со стороны родителей;
    • ребенка в семье постоянно бьют. Малыш понимает, что все проблемы следует решать путем применения физической силы;
    • непоследовательность родителей в формировании у малыша нравственных ценностей.

    Как правило, к агрессии предрасположены такие категории детей:

    • инвалиды;
    • эгоистичные малыши;
    • с наличием психических патологий;
    • с завышенной самооценкой;
    • из неблагополучных семей.

    Чтобы понять, почему ребенок ведет себя в садике агрессивно, необходимо проанализировать его поведение, отношение со сверстниками, особенности характера. Выяснить причину частых драк может грамотный психолог.

    Что делать родителям?

    Агрессия не всегда является негативной. Она способствует формированию таких черт характера, как целеустремленность, самоуверенность. Такой ребенок умеет постоять за себя, защитить свою территорию, интересы.

    Также агрессия обеспечивает выход негативных эмоций, в результате чего пропадает напряжение. Но человек должен понимать, что конфликты решаются не только путем физической силы.

    Если не обращать внимания на агрессивное поведение малыша, то он вырастет жестоким, безжалостным к окружающим, неспособным слышать и понимать других, находить компромисс.

    Многие родители не знают, что делать, если ребенок дерется в садике. Важно уметь перевоспитать малыша, если он проявляет агрессию в отношении других детей и взрослых. Также надо понимать, как помочь ребенку, если его бьют в садике.

    Если дерется ваш ребенок

    Если малыш часто дерется в садике, то нужно установить четкий запрет на агрессивное поведение. Для этого надо поговорить с ребенком, постараться ему донести, что при использовании физической силы – проблема лишь усугубляется. Следует показать, что агрессию можно проявлять другими, более безобидными способами.

    Например, побить кулачками, похлопать в ладоши. Если ребенок часто ругается, обзывается, то можно заменить такие слова на названия фруктов, животных либо овощей. Любое агрессивное поведение малыша нужно сдерживать. Например, если он занес руку, чтобы кого-то ударить, необходимо сразу его окликнуть.

    • наказывать молчанием;
    • говорить малышу, что больше его не любят;
    • бить ребенка в ответ;
    • кричать;
    • чрезмерно наказывать;
    • делать акцент на негативном поведении, постоянно напоминать малышу, где и как плохо он поступил.

    Следует выяснить, почему ребенок дерется в садике.

    Для этого нужно поговорить с малышом, узнать, что его беспокоит, какие отношения у него в коллективе. Также следует пообщаться с воспитателем. Это поможет узнать, как ребенок ведет себя в обществе, как воспринимают его сверстники.

    Ребенок может драться, если его обижают. Родителям рекомендуется выяснить, в чем причина плохого отношения к малышу. Если она заключается в невоспитанности, то нужно привить моральные ценности. Если ребенок гиперактивный, то стоит заинтересовать его подвижными или интеллектуальными играми.

    Психологи и педиатры дают такие советы родителям:

    • избавиться от конфликтных ситуаций в семье;
    • перестать бить ребенка;
    • показать, что из конфликта можно выходить путем обсуждения проблемы;
    • научить снимать эмоциональную нагрузку;
    • продемонстрировать поддержку и понимание. Критика и гнев могут лишь усугубить ситуацию.

    Если самостоятельно решить проблему родителям не удается, то стоит записаться на прием к психологу, психотерапевту либо невропатологу. Вероятно, проблема кроется в душевных переживаниях, патологиях нервной системы или психики.

    Если бьют вашего малыша

    Бывают ситуации, когда малыша бьют в семье. Такие дети могут быть замкнутыми. Неуверенность и слабость, окружающие хорошо чувствуют. Поэтому такого малыша постоянно обижают.

    На нем будут срывать злость чужие дети. В этом случае не обойтись без помощи психолога. Родителям важно показать свою любовь, поддержку, понимание, готовность защищать и помогать.

    Если малыша обижают из-за того, что он неопрятно одет, то нужно лучше ухаживать за вещами ребенка, уделять внимание гигиене. Родителям рекомендуется приобрести ребенку какую-нибудь популярную игрушку. Одногодки, наверняка, захотят подружиться с малышом, чтобы поиграть вместе.

    Если причина постоянных конфликтов в коллективе заключается в наличии какого-нибудь дефекта во внешности, то нужно его устранить. Например, если у девочки некрасивые уши, то можно их скрыть при помощи правильного подбора прически.

    Если мальчик толстый, то стоит предпринять меры по снижению веса до уровня нормы. Для этого лучше записаться к диетологу. Дефекты речи необходимо устранять при помощи логопеда.

    Если ребенка обижают из-за того, что он менее развит в физическом плане, чем его одногодки, тогда эту проблему можно решить, записав его в спортивную секцию (на плавание, гимнастику, хоккей).

    Также стоит научить малыша спокойно реагировать на неприятные слова, отвечать однообразно. Детский коллектив поймет, что ребенок не обижается, поэтому утратить интерес к издевательству над ним.

    Советы психолога, как отучить ребенка драться

    Помочь отучить ребенка драться может опытный психолог. Поэтому стесняться или бояться посещать специалиста не стоит.

    Для того чтобы решить проблему, психологу нужны такие факты из жизни ребенка:

    • на кого обычно нападает малыш (на младшего, слабого);
    • как часто повторяется агрессия;
    • как выражается гнев;
    • качество отношений со сверстниками, воспитателями;
    • какие обстоятельства провоцируют агрессию;
    • атмосфера в семье;
    • как к малышу относятся его родители (как они проявляют любовь, как наказывают);
    • кто является инициатором конфликта.

    На основании этой информации специалист определяет причину плохого поведения, разрабатывает план отучения от агрессии. В каждом случае метод подбирается индивидуально. Многое зависит от возраста ребенка. С детьми 1-1,5 лет нужно разговаривать.

    Малышу следует сказать, что драться нельзя. Двухлетнего ребенка еще можно остановить, взяв за руку и отведя от объекта либо субъекта, вызвавшего агрессию. Трехлетние дети уже все понимают. Поэтому с ним нужно разговаривать, объяснять правила поведения в коллективе.

    Воспитательные беседы необходимо вести, когда малыш находится в спокойном состоянии. Более взрослые дети становятся самостоятельными. Если родители их плохо воспитывали, то объяснить что-либо им, остановить их, будет сложно.

    Психологи дают такие общие рекомендации касательно отучения ребенка от драк в садике:

    • проанализировать родителям свое поведение;
    • завоевать доверие малыша, найти с ним общий язык;
    • проявлять ласку, любовь и внимание. В то же время противопоказана вседозволенность. Ребенка следует воспитывать, но без применения физической силы, криков и обидных слов;
    • объяснять, что другим людям больно, когда их бьют;
    • перевести агрессию в другое русло.

    Видео по теме

    Что делать, если ребенок дерется в детском саду? Советы психолога в видео:

    Таким образом, если ребенок дерется в садике, то стоит выяснить причину плохого поведения. Поняв, почему малыш проявляет агрессию, будет легче решить проблему. Если не получается отучить от драк, то требуется обратиться к детскому психологу, невропатологу или психотерапевту. Бывает, что повышенная агрессивность обусловлена патологическим состоянием.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация