В каком возрасте лучше отправить ребенка в школу


Содержание

Когда отдавать ребенка в школу. Опыт психолога и мамы.

Наверное, почти все уже родители школьников и даже дошкольников слышали про понятие психологической готовности к обучению. Даже оформляя медицинские документы перед поступлением в школу, есть в этих документах графа, которую заполняет педагог-психолог, вот этот специалист и определяет ту самую психологическую готовность к обучению.

Но что же такое эта самая психологическая готовность к обучению, говоря простым языком?

Под «психологической готовностью к обучению» понимается состояние, при котором ребёнок полностью личностно готов перейти в новую сферу общения и жизнедеятельности и способен постепенно переходить к освоению новой для него учебной деятельности.

Психологическая готовность включает в себя:

Личностную — готовность ребенка принять новую для себя роль школьника;

Интеллектуальную готовность — это не только умение считать, писать, но и желание узнать новое, умение учиться, любознательность

Эмоционально-волевую готовность — способность ребенка напряженно учиться, делать то, что просит учитель, а не то, что захотелось ребенку, умение учиться в коллективе, а также радостное ожидание начала обучения в школе, сформированность эмоциональных свойств личности (умение сочувствовать, сопереживать и др.).

Проводя такого рода консультирования, конечно же в первую очередь обращается внимание на весьма » грубые» нарушения:

резко суженный запас общих знаний и узкий кругозор, что может быть как проявлением педагогической запущенности, так и следствием задержек развития ( умственного, речевого).

Слабо развитая мелкая моторика, что называется не то, что » курица лапой», а » нездоровая курица левой лапой».

Выраженные нарушение памяти, внимания, мышления, а то и вовсе невозможность полноценно усвоить инструкцию и выполнить последовательно несколько действий и ряд других «серьезных» признаков.

Но такие отклонения, к счастью, встречаются не так часто. Худо- бедно, дети ходят в детские садики или на подготовку к школе и научаются там. На моей практике чаще встречаются негрубые и разрозненные «отклонения»( читай недоовладение какими — то навыками) на фоне в большей или меньшей степени выраженной эмоционально- волевой незрелости. Говоря по- русски, когда ребенок не наигрался и игровая деятельность его привлекает куда больше учебной, когда усилия для выполнения сложной/ монотонной работы иссякают, едва начавшись, когда тетрадки и учебники летают по комнате, а слезы то и дело застилают глаза.

Как тут быть родителям, которым бабушки говорят- оставь ребенку детство, учитель на подготовке- да ничего, у меня полгруппы такие, воспитатель- Вы с ним/ ней построже и всё, а сотрудницы с работы — мой пошел с 6ти — и ничего отличник, нечего пересиживать.

Конечно, универсального ответа для всех, когда ребенка лучше отдать в школу нет. Но ответ можно найти, только внимательно и беспристрасно посмотрев на самого ребенка. Какой у него уровень развития? Есть ли мотивация и какого она характера? Насколько он зрел неврологически? Что там с медицинским анамнезом, а что с типом воспитания в семье? Будет ли ему полезно сейчас школьная нагрузка или через год он перенесет адаптацию и усвоит школьную программу легче.

Современная школа принимает учеников с 6лет 6 месяцев до 8 лет и когда это случится в конечном счете решают родители и здорово, если родители » видят и слышат» своего ребенка, а не чьи- то иные голоса, установки, советы, а то и стечения обстоятельств.

Ведь нет вообще готовности, а есть готовность определенного ребенка к определенным условиям обучения с определенным учителем и школьным коллективом по определенной программе обучения в конкретной школе. Только учитывая индивидуальные особенности ребенка, можно помочь ему как можно легче начать новый жизненный этап под названием «Школа».

В каком возрасте надо отдать ребенка в школу
консультация (подготовительная группа) на тему

Консультациядля родителей дошкольников.

Скачать:

Вложение Размер
kogda_v_shkolu.docx 22.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Во сколько лет отдавать ребенка в школу?»

Во сколько лет отдавать ребенка в школу? По закону дети могут посещать учебные заведения по достижению 6,5 лет, если нет противопоказаний, но не позднее 8. Следовательно, дети должны поступать в школу с 6,5 до 8 лет. Именно в эти рамки желательно вписаться родителям.

Прежде чем решить, в каком возрасте отдавать ребенка в школу, надо разобрать ряд факторов. Рассмотрим их подробнее.

Интеллектуальные особенности. Это для школы один из важнейших факторов. Родителям нужно понять, хорошо ли ребёнок разговаривает, может ли запоминать события. Важны его внимание и мышление. А также нужно определить при помощи психолога, насколько ребенок соответствует нормам первоклассника. Эмоциональный фон. Ваш ребенок должен быть собран и уметь принимать обдуманные решения. Мысль отдать ребенка в школу в 6 лет может возникнуть, если он достаточно умный для своего возраста, но если он не готов эмоционально, то откажитесь от этой идеи. Ребенок может заработать серьёзные проблемы в психическом плане.

Мотивация к учёбе и зрелость нервной системы будущего первоклашки .

Ребёнок должен иметь мотивацию пойти в школу. Для того чтобы узнать готовность дошкольника к обучению, надо задать ему простой вопрос: «Хочешь ли ты идти в школу? И зачем?» От ответа будет зависеть, готов ли он к учебе. Если единственная мотивация ребёнка – это игра, то будет правильным отложить школу на один год. Прежде чем решить, отправлять ли ребёнка в первый класс, надо оценить зрелость нервной системы. Если его отдать чересчур рано, то выдержать 45 минут урока для него будет очень сложно. Поэтому думайте об этом заранее.

По мнению педиатров, необходимо провести несколько тестов. Ребенок может дотянуться рукой через голову до верха противоположного уха, у него правильно сформированы коленные чашечки и фаланги пальцев, изгиб стопы выражен. Идёт смена молочных зубов. Ребёнок способен удерживать равновесие на 1 ноге. Умеет кидать и ловить мячик. Оттопыривает большой палец при рукопожатии. Развита мелкая моторика. Немаловажную роль играет состояние здоровья: насколько часто болеет ребёнок, имеются ли хронические болезни и т. п. Если есть необходимость, то ваш педиатр посоветует на время отложить этот момент и уточнит, во сколько лет отдавать ребенка в школу. И всё же, в каком бы возрасте вы ни решили отдать своего ребёнка в школу, желательно укрепить его здоровье. Для этого можно съездить перед началом учебного года на мор, а также вплотную заняться режимом дня ребёнка, его сном и питанием. Обязательно вылечить все очаги хронической инфекции.

Навыки общения и самостоятельность.

Для первоклассника очень важно уметь разговаривать со сверстниками и взрослыми, а также иметь адекватную самооценку. Также ребёнок должен не замыкаться в обществе чужих людей.

В каком возрасте отдавать ребёнка в школу? Это во многом будет зависеть от его самостоятельности. Ведь он должен уметь сам одеваться и обуваться, кушать, ходить в туалет и выполнять другие элементарные действия. Пол ребенка Пол играет существенную роль в погружении в школьную обстановку. Так, родители мальчиков хотят отдать сыновей пораньше, чтобы они побыстрее смогли выучиться и жить самостоятельной жизнью, а девочек, наоборот, хочется оставить возле себя подольше. Но на самом деле именно маленькие дамы готовы к учёбе раньше ребят. Важную роль в готовности к учёбе определяет зрелость полушарий мозга. У девочек скорее развивается левое, отвечающее за речь и связанную с ней деятельность. Поэтому в начальных классах им учиться проще. У мальчишек скорее развивается правое полушарие. Оно отвечает за пространственно-временную ориентацию, а данная функция совсем не требуется в начальных классах.

Тревожность и темперамент.

Тревожность — это индивидуальная черта каждого человека, которая очень сильно влияет на то, во сколько лет отдавать ребенка в школу. Так, мальчики, имеющие тревожность выше среднего, озабочены в первую очередь отношениями с учителями и своей учебной деятельностью. В то время как девочки, имеющие уровень тревожности ниже среднего, озабочены в основном отношением сверстников.

Играет важную роль для обучения детей темперамент. Труднее всего обучаться девочкам-холерикам и мальчикам-меланхоликам. Такие дети имеют нетипичное представление про учебу в школе, по мнению учителей. Просто мальчики такого склада характера слишком ранимы и могут заплакать, если их кто-то расстроит или обидит. К несчастью, ни сверстники, ни учителя не принимают такого поведения. Девочки-холерики, напротив, очень подвижны. Поэтому не могут высидеть весь урок спокойно. К тому же они привыкли отстаивать свою правоту до последнего, иногда даже посредством драк. Детки-флегматики слишком медлительны и спокойны. Ученикам с подобным темпераментом порой сложно учиться. Самый благоприятный для учебы темперамент – сангвиник. Эти дети в меру общительны и любознательны, не конфликтны, вписываются практически в любой коллектив. Важнее всего этот показатель в начальной школе. Далее на него уже особо не реагируют ни дети, ни учителя. Поэтому, прежде чем определить, во сколько лет отдавать ребенка в школу, обратитесь к специалистам.

Несколько причин, по которым стоит отложить посещение школы. Психологические особенности:

— нет мотивации к обучению, кроме игровой деятельности;

— у вас родился ребёнок, когда старшему исполнилось 7 лет;

— в семье сложный период.

— у ребёнка имеются психические расстройства;

— в недавнем времени у него была травмирована голова или позвоночный столб;

— есть хронические болезни.

Что будет, если в школу ребёнок пойдёт с 8 лет? Если ваш ребёнок не готов к школьной скамье, то стоит хорошенько всё обдумать, взвесить все «за» и «против». Когда отдавать ребенка в школу? Педиаторы — утверждает, что 6,5-7 лет — это идеальный возраст для посещения малышом учебного заведения. Так как именно в этот период времени у детей меняется тип деятельности с игровой на познавательную. Каждый ребёнок — личность. И лучше родителей его не знает никто.

Многие родители задаются вопросом, в каком возрасте отдавать ребенка в школу – в 6 или в 7 лет? Однозначного ответа на этот вопрос быть не может. Всё зависит от ребенка. Кто-то и в 7 лет является «незрелым», а кто-то и в 6 полностью готов! Но все же психологи склоняются к тому, что полная школьная зрелость наступает у детей в 7 лет. Но если вашему ребенку ещё 6 лет, но он:

  • Здоров и не относится к часто болеющим (более5-6 раз в год) детям – то есть у него крепкий иммунитет, нет хронических заболеваний;
  • Хорошо социально адаптирован, легко налаживает контакты и, желательно, имеет опыт посещения детских дошкольных учреждений ( от ДОУ до школ раннего развития – любых детских коллективов);
  • Хорошо ориентируется в окружающем мире, понимает назначение школы и правила учебы в ней;
  • Хорошо владеет речью, не заикается, достаточно четко произносит все звуки, имеет достаточный для своего возраста словарный запас;
  • Имеет адекватную самооценку, низкую тревожность и утомляемость.
  • Ребенок вполне самостоятелен;
  • Имеет сформированные учебные навыки;

Если вы все эти навыки обнаружили у своего ребенка, то вам можно смело собирать портфель и вести ребенка в школу.

Но помните, что только при сочетании всех вышеперечисленных факторов поход в школу шестилетки будет оправдан!

Плюс ещё один важный момент: развитый ребенок и готовый к школе ребенок – это не одно и то же.

Обучаемость – это не умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное же развитие – это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.

Кроме всего прочего, помимо обучаемости и усидчивости, есть ещё такая штука, как здоровье и иммунная нагрузка. То есть первоклассник должен быть настолько физически и иммунно силен, чтобы, попав в класс с 20-30 другими детьми, имел силы отработать свой рабочий день и плюс противостоять неизбежным в большом коллективе инфекциям. Поэтому в последний предшкольный год следует уделить внимание укреплению здоровья будущего первоклассника, а также расширению его кругозора и общего развития.

Как правило, реально к обучению в школе с 6 лет — готовы не более 10% детишек. Остальным все же лучше идти в школу в 7 лет. Поэтому лучше трезво оценивать возможности своего ребенка и обеспечить ему удачный старт в эстафете длиной в целых 11 лет.

Идти в первый класс в 6,5 или 7,5 лет? Мнение психолога

Психологическая готовность ребенка к школе: как оценить


Наталья Барложецкая педагог-психолог, телеведущая, автор книг для родителей

Ребенку пять с половиной лет, и вам кажется, что он уже очень много знает и умеет. Почему бы не отдать его в школу через год, в 6,5 лет? Записаться осенью на подготовку к школе, выбрать учительницу. Психолог Наталья Барложецкая советует не торопиться: очень мало детей до 7 лет по-настоящему готовы к школе.

Я работаю в школе и каждый год общаюсь с будущими первоклассниками. В наше время многие родители уделяют внимание раннему развитию своих детей. В пять-шесть лет их чада уже знают буквы, умеют читать (хотя бы по слогам), пишут печатными буквами слова, считают в пределах 20, решают задачки и даже выполняют математические действия с переходом через десяток.

В каком возрасте идти в первый класс?

Разумеется, если ребенок все это уже умеет, перед родителями встает вопрос: «Может быть, пора в школу? Чему еще его научат в детском саду? Потом перегорит, интерес угаснет, и заставить его учиться будет намного сложнее».

В этой позиции, безусловно, есть резон. Более того, все перечисленные выше навыки среднестатистический ребенок получает именно в первом классе (ведь не все приходят в школу читающими и считающими). «Тогда, может, сразу попробовать во второй класс?» — спрашиваю я. На что некоторые мамы и папы согласно кивают: «Действительно, давайте во второй. Зачем ему сидеть с теми, кто еще не читает?».

Увы, амбиции родителей и их желание видеть в своем ребенке одаренность нередко приводят к самым плачевным последствиям. Умение читать и считать еще не означает, что малыш готов делать это ежедневно в течение целого учебного года с 8.30 до 13.15 в коллективе из 25 детей и под присмотром чужого взрослого. Познавательная готовность — это всего лишь один из факторов, определяющих общую готовность ребенка к школьному обучению.

Как понять, готов ли ребенок к школе?

Психофизиологическая готовность выражается в способности:

  • удерживать внимание на учебной деятельности (даже не очень интересной);
  • произвольно запоминать и воспроизводить определенное количество информации;
  • владеть такими мыслительными операциями, как синтез, анализ, обобщение, классификация и т.д.

Ключевым здесь является слово «произвольно», т.е. целенаправленно, через волевое усилие. В возрасте пяти-шести лет память и внимание непроизвольны, это особенность возраста. Все учебные навыки, полученные ребенком до шести лет, усваиваются через игровую, а не учебную деятельность.

Формирование произвольности редко происходит до шести с половиной лет. Именно поэтому существует законодательно закрепленное правило не брать ребенка в школу ранее этого возраста. Исключения допускаются в очень редких случаях, после заключения целой комиссии специалистов: психолога, логопеда, педагога.

И эту комиссию интересуют совсем не знания и умения малыша, а его общая готовность учиться. Люди, работающие в школе, знают: многие дети не могут произвольно усваивать программу не только в шесть с половиной лет, но и в более старшем возрасте.

Разве вам не встречались очень развитые и умные малыши, которые не могут и пяти минут усидеть на месте? Их знания и умения поражают, но в классе такому ребенку работать очень тяжело. Он постоянно отвлекается, играет, поет, сползает под парту и т.д. «Вроде умный, но постоянно отвлекается, поэтому учиться хорошо не может» — так чаще всего в устах учителей звучит заключение о психофизиологической незрелости ребенка.

Мотивационная готовность — это интерес к учебе, желание узнавать что-то новое, учиться и преодолевать трудности даже тогда, когда что-то не получается. Мотивационная готовность выражается в самостоятельном желании ребенка идти в школу, для того чтобы научиться читать, писать и получать новые знания. У детей пяти-шести лет часто наблюдается интерес к внешним школьным атрибутам (портфель, школьная форма, учебники и тетради) или к общению в школе (друзья из детского сада идут в первый класс). Учебная мотивация в этом возрасте — явление очень редкое.

Социально-коммуникативная зрелость обеспечивает малышу успешную адаптацию в коллективе. Она выражается в умении соблюдать нормы поведения в обществе, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и со сверстниками, отстаивать свою точку зрения и находить компромиссные решения в сложных конфликтных ситуациях.

Что учесть кроме готовности к школе

Среди детей пяти-шести лет практически не встречается тех, кто готов был бы пойти в школу. Даже в возрасте шести с половиной лет полная психологическая готовность встречается редко.

Решая для себя вопрос, когда отдавать ребенка в школу, задумайтесь о том, что в одном классе с ним могут оказаться дети на целый год старше. Ему придется конкурировать с этими детьми не только за школьной партой, но и на перемене, на уроках физкультуры, на школьном дворе.

И так будет продолжаться все одиннадцать лет! Если в первом классе вам удастся успешно справиться со всеми трудностями, то в подростковом возрасте сделать это будет сложнее. Мой совет: не торопитесь! Исходите не из ваших желаний или социальной необходимости, думайте о зрелости ребенка.

5-6-7 лет — когда отдавать ребенка в школу? Мнения мам и простой «житейский» тест от учителя

Сегодня у родителей есть выбор: отдать ребенка в школу в 6 лет или 7. И даже пятилетку возьмут в первый класс, если ребенку исполнится 6 лет до 30 сентября. Но готов ли ребенок в 5-6 лет к усвоению учебного материала, к позе «спинка ровная, ручки сложить на парте»? И что ребенок должен знать и уметь, отправляясь в первый класс? Истории мам, мнение педагога и комментарий психолога читайте в статье.

Мария пошла сразу во второй класс!

— В 6 лет я пошла в 1 класс, но там провела всего две недели, к маме пришла учительница и сказала: «Заберите ее от меня, она же зевает на уроках!»

У моей мамы педагогическое образование, и в 6 лет я уже, конечно, умела и читать, и считать, и писать. В первом классе мне было делать абсолютно нечего.

После небольшого собеседования меня перевели во второй класс. Я училась без проблем с успеваемостью, и в отношениях со сверстниками все было гладко, никакой разницы я не ощущала. До 8 класса я была отличницей, потом уже немного расслабилась, но все равно трудно мне не было, и я не отставала от одноклассников.

Единственный минус – это то, что рано окончила школу … в 16 лет. Хотелось еще немного побыть ребенком, а уже сразу пришлось поступать в институт, уезжать в другой город. Все-таки я бы хотела на год дольше в школе учиться.

Дочку отдала в школу в 6 лет в первый класс. Она читала хорошо, считала, писала, но только печатными буквами. Я с дочкой занималась с детства. В три года она уже решала простые примеры, 1+1 или 1+2. В 5 лет она уже читала, поэтому в школу довольно легко пошла. Когда мы пришли в подготовительный класс, за год до школы, нам даже сказали, что ей нет смысла туда ходить.

Дочка тоже хорошо учится, но все это индивидуально, конечно, зависит от ребенка. Некоторые дети и в 8 лет не готовы в школу идти. А некоторые – вундеркинды — и в 5 справятся. Первый класс больше психологически настраивает ребенка на учебу. Учатся, что есть урок и перемена, режим и расписание. Приучаются к самостоятельности и школьным правилам.

Ольга не жалеет, что отдала сына в 7 лет, но ему было скучно!

— Я занималась с сыном до школы только по желанию, не учила специально читать, писать, считать. Был интерес – занимались.

Читать сын научился еще в 4 года, простые слова вроде муха, лужа, вода. Писал печатными буквами, считал хорошо. Но интерес к чтению у него появился летом перед самой школой: он начал читать вывески, заголовки в книгах и пр.

Один минус — до 4 класса ему откровенно было скучно в школе, я постоянно задумывалась о том, чтобы «перепрыгнуть» класс, но у нас была хорошая учительница, в общем, я побоялась что-то менять. Возможно, зря, но точно не жалею, что не отдала в школу раньше.

Валерию спонтанно решили отдать в школу в 5 лет!

— Меня не планировали отдавать в школу так рано, решили спонтанно. На тот момент я только немного читала, тогда всему учили в школе.

В школе даже не знали, что мне 5 лет, потом уже спохватились. Сразу хотели приостановить обучение, но я сдала экзамены, и меня оставили учиться.

Не могу сказать, что мне было сложно по успеваемости. Но по психологической составляющей вопросы есть: все одноклассники старше, а в 5 лет дети еще подвижные, хочется крутиться и вертеться.

Я думаю, что лучше было бы пойти в школу позже, лет с 6. Я была самая младшая в классе, а в переходный возраст это сильнее ощущалось. Кто-то быстрее взрослеет, по итогу дети, подростки — все в одном классе. Разный гормональный уровень, разный уровень агрессии.

Если родители планируют отдать ребенка в школу в 5 лет, они должны учитывать эту психологическую разницу.

Как мама и как педагог Наталья советует не торопиться

— Когда у меня спрашивают, во сколько лет лучше отдавать ребенка в школу, всем советую тянуть время. К такому выводу я пришла, анализируя собственный опыт мамы и педагога.

Дети могут многое уметь, но не готова в первую очередь их нервная система. Приведу простой пример.

Мой сын шел в школу, умея читать, считать в пределах первого десятка и писать печатными буквами. С адаптацией в коллективе проблем не возникало, на уроках был активным, продленки у нас не было и, казалось бы, все в норме, ребенок не переживает, все у него получается, сложностей никаких нет, если бы не одно «но»… Приходя из школы, он порой засыпал, едва успев переодеться.

С режимом дня все у нас было нормально, вставать приходилось не сильно рано, так как школа в 5 минутах ходьбы от дома. От дневного сна ребенок несколько лет как отказался. И? Вот он – явный показатель перегрузки нервной системы. Новая обстановка, новый коллектив, новые правила, новое все. Нужно время, чтобы ко всему этому привыкнуть. Как правило, новоиспеченные школьники входят в колею только после нового года – и это нормально.

Еще сложнее тем, кто не посещал детский сад. Что бы ни говорили, но социализация и коммуникативные навыки имеют немаловажное значение. Умел ли ребенок читать и считать до школы, знал ли английский, владел ли скрипкой – не этим, на мой взгляд, должна измеряться готовность к обучению в школе.

Стоит учесть мотивацию ребенка

Ребенок должен понимать, что в школе нужно будет делать не только то, что тебе хочется, но и то, что просит учитель. Нужно соблюдать определенные правила. Например, сидеть за партой и не вставать до звонка.

Хочешь ответить – подними руку и подожди, когда учитель тебя спросит, а не выкрикивай с места. Кажется мелочи, но многим это дается с трудом. Ребенок должен понимать, когда в приоритете учебная деятельность, а когда можно и поиграть.

Для моего сына переломным моментом стал наш поход в школу. До этого он вообще не хотел туда идти. В конце учебного года мы прошлись по коридорам, заглянули в классы. После этой небольшой экскурсии он как будто прозрел.

Прошло лето, и к сентябрю он уже осознанно понимал, зачем он идет в школу, чего он ждет и как примерно будет выглядеть его учебный день. Еще полезно пообщаться с теми, кто уже закончил первый класс, ведь из уст друзей информация выглядит правдоподобнее, чем из уст взрослых.

Обратите внимание на развитие мелкой моторики!

Несколько лет я сама работала с первоклашками. Скажу по опыту, что разницу между шести- и семилетками можно увидеть, стоит дать детям в руки ножницы: моторика быстро расставит все точки над «i» и покажет, кто готов к школе, а кто не очень. И второй житейский тест – завяжи шнурки. Смех смехом, но в 6-7 лет не все с этим справляются. А все почему? Слабо развита мелкая моторика!


Если мелкая мускулатура слабая, в первом классе будут сложности с освоением письма. Поэтому нужно перед школой максимально делать упор на те виды творчества, где нужна усидчивость и работа с мелкими деталями: пластилин, бисер, отрывная аппликация и др.

Не заставляйте ребенка читать!

Если хотите помочь ребенку в овладении навыком чтения, не гонитесь за бессмысленной зубрежкой алфавита, а уделите максимальное внимание развитию фонематического слуха.

Научиться читать ребенок сможет быстро, если поймет сам принцип чтения. Родителям лучше не торопить события, чтобы не навредить. А вот играть в игры со словами и учить выделять звуки в словах – нужно как можно чаще.

Источник фото: pixabay.com

Я не вижу смысла заставлять ребенка страдать над книгой только ради того, чтобы в первый класс он пошел читающим. Так можно навсегда отбить охоту дружить с книгой. Многих детей заставляют по пять раз повторять прочитанное, пересказывать – этого не стоит делать ни в коем случае! Всему свое время.

Учителю сложнее переучить, чем научить

Лучше родителям вообще не вмешиваться, не владея методикой обучения чтению. Учителю сложнее переучить, чем научить! В конце первого класса зачитают все – это факт. Конечно, легче и быстрее осваивают программу те, кто пришел в первый класс, уже умея читать, но положительная мотивация и жажда новых знаний сделают свое дело гораздо быстрее и качественнее, чем вырванные мамины нервы и крокодильи слезы маленького страдальца.

В обучении счету перед школой тоже важно не механическое перечисление, а понимание сути числа, что обозначает та или иная цифра, что значит «поровну», «ноль», «столько же», «больше-меньше» и пр.

Школа – это в любом случае стресс, для ребенка с любым уровнем подготовки. Поэтому важно отнестись к этому в первую очередь не со стороны своих родительских амбиций, а с позиции максимально комфортного для здоровья ребенка окружения. Если есть малейшие сомнения – лучше не торопиться, пусть ребенок окрепнет физически, остальное – наверстается.

Если у ребенка есть сложности с общением (со взрослыми, со сверстниками, с самим собой и пр.) – это тоже может осложнить адаптацию к школе.

Если есть логопедические проблемы – однозначно не стоит спешить отдавать ребенка в 1 класс, неправильное произношение влечет за собой ошибки и в письменной речи.

Комментарий психотерапевта Виктории Валуевой:

В такой ответственный момент, как подготовка к школе, необходимо оценивать уровень развития ребенка комплексно по нескольким показателям.

Физиологические критерии

К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита способность переносить статические нагрузки, хорошо развиты двигательные качества (ловкость, быстрота, сила, скорость, гибкость). Сюда же относим координацию системы «рука–глаз» и ловкость пальцев и рук.

Если внимания к физическому состоянию в предшествующий дошкольный период жизни будет недостаточно, то ребенку будет сложно адаптироваться к более жесткому школьному режиму. А это значит сниженный иммунитет и постоянные простуды.

Психологические критерии

Личностная готовность. Если почти каждый ваш день начинается со слов ребенка: «Мама, отведи меня в школу» или «Я хочу быстрее в школу», то это свидетельствует о базовой готовности ребенка к школе, учебной деятельности и учителям.

У него появилось желание играть новую роль – роль ученика. Тут родителям важно не уменьшить, а поддержать мотивацию к обучению и желательно обращать внимание ребенка не на внешние атрибуты (красивый портфель или новые фломастеры), а на возможность получать новые знания (узнавать что-то новое и интересное).

Социальная готовность к школе. Если при наличии мотивации ребенок умеет слушать других, чувствует себя членом группы и умеет соблюдать общие правила, это еще один плюс в пользу готовности посещать школу.

Внимание. К 6-7 годам внимание ребенка переходит из непроизвольного в произвольное. Это значит, что он сам может управлять своим вниманием и удерживать его какое-то время. К моменту начала учебного процесса необходимо научить ребенка концентрировать внимание хотя бы на протяжении 15 минут.

В большом классе больше раздражителей, чем дома: шорохи, звуки, поэтому способность к концентрации является важнейшей предпосылкой успешного обучения.

Зрелость эмоционально-волевой сферы. К началу школы важно научить ребенка управлять своими эмоциями. Родители должны донести до ребенка мысль, что даже если ему очень хочется разговаривать и смеяться на уроке, все же правильнее будет посидеть и послушать учителя.

Если мама видит, что во время игры ребенок спокойно и успешно справляется со своими эмоциями, можно говорить о его готовности к школе.

Интеллект. О развитом интеллекте ребенка скажет его пытливый ум, а не просто умение читать, считать, писать буквы, как считает большинство родителей.

Интеллектуальный «багаж» – это и дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), и аналитическое мышление, и способность устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

А если ваш ребенок уже учится в школе, вам будет интересно посетить Большую конференцию в Минске 22 сентября. Лучшие педагоги и заинтересованные родители соберутся в одном месте, чтобы обсудить самые актуальные проблемы школьного образования!

Специальный гость — Дима Зицер (г. Санкт-Петербург), автор книг по педагогике «Свобода от воспитания», «Любить нельзя воспитывать», известный блогер и автор инновационного подхода обучения детей в школе.

Встреча пройдет днем в Renaissance Minsk Hotel по адресу пр. Дзержинского, 1 E. Подробнее ознакомиться с программой мероприятия и купить билет можно по ССЫЛКЕ>>>

В каком возрасте отдать ребенка в школу — в 6,5+ или 7,5+ лет?

Многие родители задаются вопросом о том, когда отдавать ребенка в школу: дождаться семи лет или начинать школьные годы уже в шесть? Однозначного ответа на этот вопрос нет, судить нужно по уровню развития и желаниям каждого ребенка индивидуально.

Но есть несколько критериев и рекомендаций, которые помогут определить, готов малыш к поступлению в первый класс или еще нет.

1. Уровень интеллектуального и психологического развития ребенка

Есть дети, которые в шесть лет уже читают классиков русской литературы или умножают и делят в уме многозначные числа. Это действительно высокий уровень развития интеллекта, но это не значит, что дошкольник уже готов идти в первый класс.

Основной критерий оценки уровня готовности к школе — умение удерживать внимание, сосредотачиваться, соблюдать правила поведения на уроке, не терять интерес к занятию через несколько минут после начала. Но не стоит муштровать шестилетку и заставлять его высиживать 45 минут урока без перерывов.

Дети в возрасте 6–6,5 лет могут легко удерживать внимание в течение 15 минут. После этого нужно делать перерыв в занятии, а в школе урок не прерывается от начала до конца.

Год между шестью и семью годами ребенка нужен ему, чтобы стать усидчивее и по-настоящему захотеть на школьные уроки. На подготовительных занятиях дошкольников как раз учат легко воспринимать временны́е промежутки и правильно себя вести на уроке. Им постепенно повышают нагрузку, чтобы не делать переход от дошкольной системы обучения к школьной резким.

Тем не менее, если ваш ребенок в шесть лет хорошо и с интересом читает (примерно 40–60 слов в минуту), считает и пишет, а еще сам хочет пойти в школу и просит вас его туда отправить — не отказывайте ему. Потому что моральная готовность — это одно из достаточных условий для начала учебы в школе. Лучше всего перед принятием этого решения проконсультироваться с детским психологом. Он сможет сказать, действительно ли ребенок готов к школе психологически.

2. Здоровье ребенка

Самое главное в любом возрасте ребенка — следить за его здоровьем и иммунитетом. Если он часто болеет и не воодушевлен физическими нагрузками, то и умственные нагрузки он будет воспринимать тяжелее, чем остальные.

Еще один год здорового питания, прогулок на свежем воздухе, получения всех нужных витаминов и укрепления иммунитета точно не повредит малышу. Наоборот, здоровое и активное состояние ребенка — гарант его уверенности в своих силах и интереса к получению новых знаний.

3. Уровень социального развития

Школа — это прежде всего коллектив. Коллектив, состоящий из таких же непосед, каждый из которых активно пробует разные социальные роли, учится общаться вежливо и чутко, уважительно и достойно — и со сверстниками, и с учителями. Все учатся на основе той базы социальных навыков, которую приобрели в дошкольный период.

Если вы чувствуете, что ваш ребенок еще недостаточно социализирован и не всегда правильно реагирует на других детей или взрослых в процессе общения, если он испытывает смущение или наоборот слишком смело и активно вступает в диалог, отпугивая сверстников, то лучше учить его общаться и действовать в легкой и непринужденной форме, а не кидать на амбразуру. Не стоит торопиться внедрить ребенка в социум, лучше органично окружить его социумом и позволить самому сориентироваться без спешки и страха.

Все эти критерии очень объемны, и всегда есть риск неправильно понять ребенка, поспешить и усложнить ему процесс начала учебы в школе. Поэтому предлагаем вам небольшой чек-лист тех параметров, по которым можно определить готовность ребенка к школе.

1. Хорошо читает, пишет, правильно держит карандаш, умеет считать, складывать и вычитать.

2. Хорошо говорит, не запинается, не тушуется, выговаривает все буквы и звуки.

3. Хорошо понимает, как устроен мир вокруг него: знает свои имя и фамилию, имена родителей и родственников, в каком городе и стране он живет, свой адрес, телефоны родителей, правила дорожного движения и так далее.

4. Обладает социальными навыками: здоровается, прощается, просит с «волшебным» словом, умеет извиняться и вежливо обращаться с просьбой, умеет благодарить и так далее.

5. Уверен в себе, самостоятелен, с адекватной самооценкой.

6. Здоров, радуется жизни, активен, утомляется не быстро.

Поступление в первый класс — это большое дело в любом возрасте. О том, во сколько отдавать ребенка в школу, есть масса мнений. Универсальный совет один: не торопитесь отдать ребенка в серьезную жизнь, прислушивайтесь к его желаниям и мечтам, помните, что и в 6,5, и в 7 лет ребенок может быть не полностью готов к школе и ему нужно помочь — подготовить, поддержать и похвалить за успехи.

Каждая мама обязана знать:  Как правильно воспитать ребёнка
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация