В каком возрасте лучше пойти в школу

Содержание

Когда отдавать ребенка в школу? Куда пойти учиться: лицей, гимназия или обычная школа?!

Школьный возраст или Куда пойти учиться

«Когда отдавать ребенка в школу? Куда пойти учиться? Лицей, гимназия или в простую общеобразовательную?! Далеко — близко? Как добираться?»

Тысячи вопросов задают родители будущих школьников. Дилемма образовательного процесса возникает и у более опытных родителей, продолжаясь вплоть до окончания учебы. Часто сложности в учебе возникают из-за не верно выбранной школы, поступления не по возрасту, гонка за статусом и максимальной загруженностью ребенка актуальными специалитетами.

Мотивация к обучению, психологическая атмосфера, азы дружеских отношений и налаживание социальных контактов формируются преимущественно в школьной среде. Для благоприятного развития важно рассмотреть и оценить ряд факторов:

возраст (школьная зрелость — возрастной период, когда наиболее благоприятнее поступать в школу, чтобы избежать психотравм и наладить наилучшую успеваемость)

психофизиология ребенка (физические показатели, развитость нервной системы, подвижностьусидчивость, соц.навыки)

местоположение (в пешей доступности или на другом конце города)

статус школы (лицей, гимназия, школы с «физико-био-гум-хим-математическими» уклонами, частная, государственная, экстернат или домашнее обучение)

Прокомментирую каждый пункт отдельно.

##Когда отдавать ребенка в школу?

Наиболее благоприятный возраст для поступления в школу — 7 лет и старше. Ведущая деятельность до 7 лет является игровой. Через игру ребенок легче перенимает все знания и навыки. У него еще нет готовности к режиму занятий, к четкой дисциплине. Поэтому «ранние» школьники (5-6 лет) страдают от традиционного школьного режима, не усваивают материал, плохо обучаемы, имеют проблемы в общении со сверстниками.

##Как определить психофизиологическую готовность школьника?

Конечно же, такую готовность определяют мед.специалисты в ходе осмотра в поликлинике. Однако для родителей есть ориентир в определении степени физиологической зрелости — это преодоление «полуростового скачка» (достижение ребенком примерно 70 % длины тела взросло­го (рост преимущественно за счет удлинения конечностей)). Проверка проста: если ребенок может правой рукой достать левое ухо, проведя рукой над головой, то этот «скачок» преодолен, что показывает способность мозга воспринимать и обрабатывать информацию.

Обращайте внимание на физическую структуру тела. Ребенок в 5-6 лет может резко отличаться по росту, весу и физ.подготовке от семилетних первоклассников. Маленькие, субтильные детки или, наоборот, не по возрасту крупные в школе чаще всего становятся объектом задир. Научите ребенка как правильно вести себя в конфликтных ситуациях и методам защиты. Если ребенок готов по всем другим показателям, а по физическим отстает, то возможно стоит годик подрасти и уже после комфортно войти в коллектив.

Наличие навыков самообслуживания — важный критерий в подготовке к школе. Ребенок должен самостоятельно переодеваться, умываться, пользоваться носовым платком, знать правила приема пищи, посещения уборных и т.п.

Интеллектуальная подготовка и психическая готовность. Усидчивость (20-30 мин), настойчивость, сдержанность, умение отдельно работать от взрослого, понятная речь, развитая мелкая моторика, восприятие звуков, умение рисовать, а еще желательно (неофициально уже и обязательно) при поступлении в школу требуются навыки счета, письма, чтения.

Местоположение школы. Самый важный момент для первоклашки, как далеко добираться до школы. Поступление в школу — огромный стресс: ранние подъемы, умывания, непогода за окном, собирающиеся на работу родители и их споры, кто поведет ребенка в школу. Наилучший вариант для начальной школы — самая ближайшая. Ведь задачи младшей школы: проявить интерес к учебе, обучить терпеливости, научиться слушать и понимать учителя, освоить азы письма, закрепить чтение, развить мышление, расширять общий кругозор. Поэтому рейтинг в этом случае мало важен. Походите на «подготовишки» в ближайшие школы, познакомьтесь с учителями, условиями. Выбирайте душой, а не логикой.

Выбор более статусной, «сильной» школы лучше обсуждать непосредственно с самим подростком. Начиная с 10 лет, усиливается развитие интеллекта, появляются собственные мотивации к обучению, проявляются сильные стороны в определенных сферах научных познаний. Если подросток проявит желание о смене школы или профильного класса, прислушайтесь и позвольте, по возможности, осуществить данный выбор.

Статус школы. Для начальной школы совершенно не имеет значение «уклонность» (математическая, английская и пр.). Излишняя интеллектуальная нагрузка вредит маленькому носителю мозга. Для подростков же важна собственная мотивация в повышении качества получаемых знаний и навыков. Родителям необходимо поддержать и помочь в поиске альтернативных учебных заведений. Ребята, чувствуя себя взрослыми, с удовольствием добираются до собственно выбранной школы на общественном транспорте и пропадают там на доп.занятиях.

Частная или государственная. Среди преимущества частных заведений можно отметить малое количество обучающихся в классе, хороший ремонт и оборудование, социально благополучное окружение, расширенным набором кружков и секций. Пожалуй, всё. Уровень образования в частной школе особо не отличается от государственной. Всё зависит от преподавателей-предметников, стоит ориентироваться на отзывы и результаты предметных ЕГЭ.

Домашнее, семейное, дистанционное обучение. Набирает обороты в последнее время. Некоторых родителей не устраивает шаблонность традиционного школьного процесса обучения, не учитывающий личностные особенности. Гораздо интереснее выбирать собственный формат занятий, литературу, репетиторов, интернет-уроки, иметь больше времени для путешествий и прикладного творчества, а в конце года в ближайшей школе сдавать экзамены по контролю уровня знаний.

Как видим, начало школьной жизни вашего ребенка пестрит нюансами и многообразием вариаций. Доверяйте своей интуиции, применяйте новые знания, прислушивайтесь к своему школьнику и максимально учитывайте его пожелания в познании мира.

Делитесь своим опытом, задавайте вопросы. Буду рада поделиться актуальными знаниями в следующих статьях.

© Ваш домашний психолог и педагог Татьяна Канкейн

В каком возрасте надо отдать ребенка в школу
консультация (подготовительная группа) на тему

Консультациядля родителей дошкольников.

Скачать:

Вложение Размер
kogda_v_shkolu.docx 22.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Во сколько лет отдавать ребенка в школу?»

Во сколько лет отдавать ребенка в школу? По закону дети могут посещать учебные заведения по достижению 6,5 лет, если нет противопоказаний, но не позднее 8. Следовательно, дети должны поступать в школу с 6,5 до 8 лет. Именно в эти рамки желательно вписаться родителям.

Прежде чем решить, в каком возрасте отдавать ребенка в школу, надо разобрать ряд факторов. Рассмотрим их подробнее.

Интеллектуальные особенности. Это для школы один из важнейших факторов. Родителям нужно понять, хорошо ли ребёнок разговаривает, может ли запоминать события. Важны его внимание и мышление. А также нужно определить при помощи психолога, насколько ребенок соответствует нормам первоклассника. Эмоциональный фон. Ваш ребенок должен быть собран и уметь принимать обдуманные решения. Мысль отдать ребенка в школу в 6 лет может возникнуть, если он достаточно умный для своего возраста, но если он не готов эмоционально, то откажитесь от этой идеи. Ребенок может заработать серьёзные проблемы в психическом плане.

Мотивация к учёбе и зрелость нервной системы будущего первоклашки .

Ребёнок должен иметь мотивацию пойти в школу. Для того чтобы узнать готовность дошкольника к обучению, надо задать ему простой вопрос: «Хочешь ли ты идти в школу? И зачем?» От ответа будет зависеть, готов ли он к учебе. Если единственная мотивация ребёнка – это игра, то будет правильным отложить школу на один год. Прежде чем решить, отправлять ли ребёнка в первый класс, надо оценить зрелость нервной системы. Если его отдать чересчур рано, то выдержать 45 минут урока для него будет очень сложно. Поэтому думайте об этом заранее.

По мнению педиатров, необходимо провести несколько тестов. Ребенок может дотянуться рукой через голову до верха противоположного уха, у него правильно сформированы коленные чашечки и фаланги пальцев, изгиб стопы выражен. Идёт смена молочных зубов. Ребёнок способен удерживать равновесие на 1 ноге. Умеет кидать и ловить мячик. Оттопыривает большой палец при рукопожатии. Развита мелкая моторика. Немаловажную роль играет состояние здоровья: насколько часто болеет ребёнок, имеются ли хронические болезни и т. п. Если есть необходимость, то ваш педиатр посоветует на время отложить этот момент и уточнит, во сколько лет отдавать ребенка в школу. И всё же, в каком бы возрасте вы ни решили отдать своего ребёнка в школу, желательно укрепить его здоровье. Для этого можно съездить перед началом учебного года на мор, а также вплотную заняться режимом дня ребёнка, его сном и питанием. Обязательно вылечить все очаги хронической инфекции.

Навыки общения и самостоятельность.

Для первоклассника очень важно уметь разговаривать со сверстниками и взрослыми, а также иметь адекватную самооценку. Также ребёнок должен не замыкаться в обществе чужих людей.

В каком возрасте отдавать ребёнка в школу? Это во многом будет зависеть от его самостоятельности. Ведь он должен уметь сам одеваться и обуваться, кушать, ходить в туалет и выполнять другие элементарные действия. Пол ребенка Пол играет существенную роль в погружении в школьную обстановку. Так, родители мальчиков хотят отдать сыновей пораньше, чтобы они побыстрее смогли выучиться и жить самостоятельной жизнью, а девочек, наоборот, хочется оставить возле себя подольше. Но на самом деле именно маленькие дамы готовы к учёбе раньше ребят. Важную роль в готовности к учёбе определяет зрелость полушарий мозга. У девочек скорее развивается левое, отвечающее за речь и связанную с ней деятельность. Поэтому в начальных классах им учиться проще. У мальчишек скорее развивается правое полушарие. Оно отвечает за пространственно-временную ориентацию, а данная функция совсем не требуется в начальных классах.

Тревожность и темперамент.

Тревожность — это индивидуальная черта каждого человека, которая очень сильно влияет на то, во сколько лет отдавать ребенка в школу. Так, мальчики, имеющие тревожность выше среднего, озабочены в первую очередь отношениями с учителями и своей учебной деятельностью. В то время как девочки, имеющие уровень тревожности ниже среднего, озабочены в основном отношением сверстников.

Играет важную роль для обучения детей темперамент. Труднее всего обучаться девочкам-холерикам и мальчикам-меланхоликам. Такие дети имеют нетипичное представление про учебу в школе, по мнению учителей. Просто мальчики такого склада характера слишком ранимы и могут заплакать, если их кто-то расстроит или обидит. К несчастью, ни сверстники, ни учителя не принимают такого поведения. Девочки-холерики, напротив, очень подвижны. Поэтому не могут высидеть весь урок спокойно. К тому же они привыкли отстаивать свою правоту до последнего, иногда даже посредством драк. Детки-флегматики слишком медлительны и спокойны. Ученикам с подобным темпераментом порой сложно учиться. Самый благоприятный для учебы темперамент – сангвиник. Эти дети в меру общительны и любознательны, не конфликтны, вписываются практически в любой коллектив. Важнее всего этот показатель в начальной школе. Далее на него уже особо не реагируют ни дети, ни учителя. Поэтому, прежде чем определить, во сколько лет отдавать ребенка в школу, обратитесь к специалистам.

Несколько причин, по которым стоит отложить посещение школы. Психологические особенности:

— нет мотивации к обучению, кроме игровой деятельности;

— у вас родился ребёнок, когда старшему исполнилось 7 лет;

— в семье сложный период.

— у ребёнка имеются психические расстройства;

— в недавнем времени у него была травмирована голова или позвоночный столб;

— есть хронические болезни.

Что будет, если в школу ребёнок пойдёт с 8 лет? Если ваш ребёнок не готов к школьной скамье, то стоит хорошенько всё обдумать, взвесить все «за» и «против». Когда отдавать ребенка в школу? Педиаторы — утверждает, что 6,5-7 лет — это идеальный возраст для посещения малышом учебного заведения. Так как именно в этот период времени у детей меняется тип деятельности с игровой на познавательную. Каждый ребёнок — личность. И лучше родителей его не знает никто.

Многие родители задаются вопросом, в каком возрасте отдавать ребенка в школу – в 6 или в 7 лет? Однозначного ответа на этот вопрос быть не может. Всё зависит от ребенка. Кто-то и в 7 лет является «незрелым», а кто-то и в 6 полностью готов! Но все же психологи склоняются к тому, что полная школьная зрелость наступает у детей в 7 лет. Но если вашему ребенку ещё 6 лет, но он:

  • Здоров и не относится к часто болеющим (более5-6 раз в год) детям – то есть у него крепкий иммунитет, нет хронических заболеваний;
  • Хорошо социально адаптирован, легко налаживает контакты и, желательно, имеет опыт посещения детских дошкольных учреждений ( от ДОУ до школ раннего развития – любых детских коллективов);
  • Хорошо ориентируется в окружающем мире, понимает назначение школы и правила учебы в ней;
  • Хорошо владеет речью, не заикается, достаточно четко произносит все звуки, имеет достаточный для своего возраста словарный запас;
  • Имеет адекватную самооценку, низкую тревожность и утомляемость.
  • Ребенок вполне самостоятелен;
  • Имеет сформированные учебные навыки;

Если вы все эти навыки обнаружили у своего ребенка, то вам можно смело собирать портфель и вести ребенка в школу.

Но помните, что только при сочетании всех вышеперечисленных факторов поход в школу шестилетки будет оправдан!

Плюс ещё один важный момент: развитый ребенок и готовый к школе ребенок – это не одно и то же.

Обучаемость – это не умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное же развитие – это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.

Кроме всего прочего, помимо обучаемости и усидчивости, есть ещё такая штука, как здоровье и иммунная нагрузка. То есть первоклассник должен быть настолько физически и иммунно силен, чтобы, попав в класс с 20-30 другими детьми, имел силы отработать свой рабочий день и плюс противостоять неизбежным в большом коллективе инфекциям. Поэтому в последний предшкольный год следует уделить внимание укреплению здоровья будущего первоклассника, а также расширению его кругозора и общего развития.

Как правило, реально к обучению в школе с 6 лет — готовы не более 10% детишек. Остальным все же лучше идти в школу в 7 лет. Поэтому лучше трезво оценивать возможности своего ребенка и обеспечить ему удачный старт в эстафете длиной в целых 11 лет.

Шесть или семь: в каком возрасте отдать ребёнка в школу

XXI век отличается высоким темпом жизни, люди стремятся успеть как можно больше. И многие родители хотят, чтобы их ребёнок поскорее пошёл в школу. Если раньше в первый класс почти все дети приходили в 7 лет, то сегодня за партами оказывается очень много шестилеток. Оправдано ли это? Как понять, когда малыша пора отправлять учиться, а когда лучше посидеть ещё год в детском саду?

Законодательные рамки возраста, с которого ребёнок может посещать школу

По российским законам ребёнок имеет право начать посещать школу с 6 с половиной лет, но никак не позднее 8 лет. В отдельных случаях допускается и более раннее поступление в учебное заведение: родители для этого должны получить разрешение директора конкретной школы.

Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте

ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

http://zakon-ob-obrazovanii.ru/67.html

Возможно, у кого-то возникнет вопрос: можно ли вообще не отдавать малыша в школу. На этот счёт в законодательстве также есть разъяснения. Ребёнок обязательно должен получить основное общее образование (то есть закончить 9 классов). И если восьмилетний малыш ещё не пошёл в первый класс, семьёй незамедлительно заинтересуются органы опеки: речь может дойти даже до лишения родительских прав.

Согласно российскому законодательству, дети имеют право поступить в первый класс с 6,5 до 8 лет

В отдельных случаях допускается домашнее образование (в основном, по медицинским показаниям). Кроме того, сегодня функционируют частные школы, которые непременно должны иметь соответствующую лицензию.

Видео: может ли ребёнок 6 лет 4 месяца пойти в школу (объясняет юрист)

Кто чаще всего идёт в школу в 6 лет

Как показывает современная жизнь, малышей, которые родились летом, родители без особых колебаний отправляют за парту в 7 лет. «Осенние» же ребята чаще всего идут в школу в шестилетнем возрасте: взрослые мотивируют это тем, что их чаду совсем скоро исполнится семь, а идти в первый класс почти в восемь — это уже как-то поздно.

Больше всего сомнения одолевают родителей «зимних» малышей. С одной стороны, им кажется, что в школу ещё рановато, а с другой, не хочется терять лишний год в детском саду.

Одна моя однокурсница в своё время даже устроила опрос в социальных сетях на тему: отправлять ли ей дочь, родившуюся в декабре, в школу в 6 лет или подождать ещё год. В итоге шестилетняя девочка всё же стала первоклассницей.

«Весенние» малыши (как и летние) чаще всего идут в школу в полных 7 лет. В шесть лет их отдают учиться только очень немногие родители. В основном, это обусловлено стремлением попасть к конкретному учителю (например, своей родственнице). Отдельная же категория взрослых — те, кто стремится уже в этом возрасте избавить мальчика от службы в армии.

Мой сын ходил в детский сад с одним мальчиком (он так же, как и мой, родился весной). И уже в средней группе его мама «огорошила» меня вопросом: «А вы разве не пойдёте в школу в 6 лет?». Она приняла решение отдать сына в первый класс раньше времени исключительно потому, что очень боится армии, куда, она уверена, её 18-летнее чадо заберут сразу же после окончания 11-го класса — буквально со школьного крыльца. Эта женщина искренне недоумевала, почему я не поступаю так же

Родителям детей, родившихся зимой, труднее всего сделать выбор

Вообще, сегодня укоренилась тенденция отдавать детей в школу раньше, нежели это было пару-тройку десятилетий назад.

Помню, в моём классе была одна «декабрьская» девочка Аня. Её отдали в первый класс в шесть лет, в то время как большинство детей в коллективе родились весной и летом (соответственно, им было уже по семь). Так вот, её часто дразнили по этому поводу, называли «малышкой». В то же самое время другая одноклассница Ира (она родилась в ноябре) была самой старшей в классе, поскольку пошла в школу в неполные восемь. Она очень гордилась этим и часто подчёркивала свой старший возраст. Сейчас же, наблюдая за взаимоотношениями в ученическом коллективе сына, я вижу, что такого уже нет: рядом совершенно спокойно «уживаются» ребята с разницей в возрасте в год.

Определяющие факторы

Определяя готовность ребёнка в школе, родители не должны ориентироваться только на возраст. Учитывать нужно многие факторы, чтобы малыш чувствовал себя в роли ученика максимально комфортно. Причём, задумываться нужно хотя бы за полгода до потенциального похода в школу.

Интеллектуальное развитие

Для будущего школьника очень важным фактором является развитие интеллекта. Здесь можно выделить следующие примерные параметры:

  1. Развитое логическое мышление, способность понимать причинно-следственные связи, родовидовые отношения. В этом плане показательны будут настольные дидактические игры (типа «Подбери к каждой профессии её атрибуты» или парные картинки «Что было и что стало» и пр.), занятия с пазлами.
  2. Достаточно широкий кругозор. Хорошо, если малыш любознательный, интересуется устройством окружающего мира.
  3. Элементарные математические знания. Малыш должен уметь легко считать от 1 до 10 и обратно (хотя в программе подготовительной группы уже идёт счёт до 20), решать простейшие задачки, знать основные геометрические фигуры.
  4. Хорошая внятная речь, достаточный словарный запас (не менее 3500 слов). Все логопедические проблемы к школе должны быть устранены, начинать это нужно уже с 5 лет. Ребёнок должен уметь говорить полными предложениями, составлять небольшой рассказ по картине, по ряду сюжетных картинок, подбирать синонимы и антонимы к словам.
  5. Развитая память, способность последовательно воспроизводить события. Ребёнок должен легко запоминать небольшие стишки, песенки, уметь пересказать сказку, короткий рассказ, просмотренный спектакль. При этом важна внимательность к деталям.

Фотогалерея: показатели интеллектуального развития будущего первоклассника

Наряду с познавательным развитием ребёнок, готовящийся пойти в школу, должен обладать элементарными изобразительными навыками. Конечно же, не всем дан художественный талант, однако будущий первоклассник должен владеть кистью (уверенно рисовать тонкие и толстые линии), раскрашивать изображение, не выходя за контур. Кроме того, большое развитие имеет и развитие мелкой моторики: будущий ученик должен умело обращаться с ножницами, хорошо лепить.

Что касается умения читать, то многие учителя начальных классов говорят, что это вовсе не обязательно: иначе ребёнку может быть попросту неинтересно в первом классе.

Конечно, ребята, исправно посещающие детский сад, в норме должны обладать всеми указанными выше умениями и навыками. Однако есть малыши, которые туда не ходят: с ними занимаются дома. Здесь родители должны быть внимательны, не упуская ничего важного. Например, в классе с моим сыном учится мальчик, который никогда не посещал детский сад. Когда начались курсы подготовки к школе, он в целом показал хороший уровень интеллектуального развития, однако выяснилось, что ребёнок совершенно не умеет работать с ножницами. Учительница указала на эту проблему маме, и постепенно всё наладилось после домашних занятий.

Видео: что в себя включает интеллектуальная готовность ребёнка к школе

Степень зрелости психики, эмоциональный фон

Будущему первокласснику понадобятся определённые усилия, чтобы сохранять внимание и усидчивость весь учебный день в школе. И здесь уже важна психическая зрелость: умение владеть своим поведением, принимать взвешенные решения, быть собранным, терпеливым, самостоятельным. А далеко не все шестилетние дети уже способны это делать.

Конечно, в первом классе образовательный процесс выстроен так, чтобы облегчить вчерашним дошколятам нагрузки: обязательные физкультминутки во время урока, грамотное чередование предметов познавательной и физической направленности.

10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз (приложение 4 и приложение 5 настоящих санитарных правил).

10.18. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 — 4 классах не должна превышать 7 — 10 минут, в 5 — 11 классах — 10 — 15 минут.

СанПиН 2.4.2.2821–10 для школ и образовательных организаций (санпин по школам новый)

www.kudagradusnik.ru

Но если ребёнок быстро истощается психически, гиперактивен либо слишком тревожный, то в 6 лет самоконтроль будет для него большой проблемой. Неизбежно возникнет психическая перегрузка, что уже чревато последующими нервными срывами и полной потерей интереса к учёбе.

Для успешной учёбы в школе важен не только интеллект, но и эмоциональная зрелость

Даже если шестилетний ребёнок очень смышлёный, интеллектуально развитый, но не готов идти в первый класс эмоционально, то от этой идеи лучше отказаться. Один год значит очень много в психическом развитии.

Видео: важность эмоциональной зрелости ребёнка к моменту поступления в школу (советы психолога)

Темперамент

На успешную адаптацию к школе влияет и темперамент. Он во многом определяет степень жизненной активности ребёнка, его поведение, отношение к окружающей действительности. Труднее всего учёба даётся холерикам и меланхоликам. Первые слишком гиперактивны, вспыльчивы, трудно контролируют своё поведение, не могут сосредоточиться на занятиях. Такие ребята склонны до последнего отстаивать своё мнение, в том числе с помощью драки. Вторые же чересчур ранимы, остро на всё реагируют, могут заплакать от замечания учителя или реплику одноклассника.

Флегматики слишком спокойны и медлительны, они часто не успевают выполнить задание, указания учителя доходят до них не сразу.

Указанным трём типам не стоит торопиться идти в школу в шестилетнем возрасте. Большая ошибка полагать, что школа сама утихомирит маленького холерика или «растормошит» флегматика. А вот тип, самый благоприятный для учёбы, – это сангвиник. Такие ребята общительны и любознательны, не ищут конфликтов, легко вписываются в коллектив.

У шестилетних холериков, флегматиков и меланхоликов могут возникнуть трудности с адаптацией в школе

Родители всегда могут определить темперамент своего ребёнка. Например, одному нужно всё время быть в движении, а другой может долгое время сидеть за столом и собирать пазлы. Один сразу плачет от шуток других детей на площадке, а другой не обращает на это внимания, способен сам посмеяться над собой.

Мотивация к учёбе

Перед тем как отправлять шестилетнего ребёнка в школу, нужно обязательно поинтересоваться, хочет ли он сам скорее сесть за парту, не возникают ли у него слишком грустные мысли из-за будущего расставания с детским садом. Замечательно, если малыш в свободное время охотно воспринимает предложение почитать книжку или решить простую задачку, если он всё время любит узнавать что-то новое (часто расспрашивает родителей об устройстве окружающих вещей). Школа как раз предоставит возможность удовлетворить все эти потребности.

Возникновение желания учиться во многом зависит от родителей, других близких людей, воспитателей в детском саду. Пробудить его помогают и внешние школьные атрибуты: красивый портфель, яркие канцтовары. Можно поставить в пример старшего брата или сестру, которые хорошо и с удовольствием учатся, рассказать ребёнку, что в школе он сможет найти много новых друзей.

Замечательно, если шестилетний ребёнок хочет поскорее стать учеником

Коммуникативные навыки и самостоятельность

Для начала успешной учёбы большое значение имеет и умение ребёнка общаться (как со сверстниками, так и со взрослыми), иметь адекватную самооценку. Важно, как сын или дочь заводит знакомства, насколько открывается людям. Если шестилетний малыш коммуникабельный, ему будет гораздо легче адаптироваться в новой обстановке. Застенчивому же будет труднее и в шесть, и в семь лет, поэтому родители обязательно должны работать в этом направлении (почаще приглашать в гости сверстников, создавать ребёнку ситуации успеха, воспользоваться помощью психолога).

Как показывает практика, у стеснительных детей возникают трудности с ответами у доски, особенно это касается устных предметов. Например, выразительное чтение стихотворения требует определённой раскрепощённости. А такие ребята от всеобщего внимания, наоборот, начинают ещё больше замыкаться в себе.

Коммуникативные качества также имеют значение при определении готовности идти в школу

Будет полезно вспомнить прошлый опыт адаптации своего чада, например, как ребёнок привыкал к детскому саду, осваивался среди ровесников в школе искусств или спортивной секции. Если же малыш редко посещает дошкольное учреждение, не ходит на дополнительные занятия, проводит всё время с родителями и бабушками, то есть вероятность, что в школе у него будут определённые проблемы.

С социализацией ребёнка тесно связан и вопрос его самостоятельности. Ведь в школе ему придётся самостоятельно быстро и аккуратно переодеваться (например, на физкультуру), содержать в порядке своё рабочее место. Если шестилетка к этому не приучен, то неизбежны будут насмешки более расторопных одноклассников, недовольство учителей.

Физическое развитие, состояние здоровья

Физическое развитие будущего ученика не менее важно, чем умственное. В школе на уроках физкультуры предполагается сдача определённых нормативов, и для ребёнка, который пошёл в школу на год раньше, они могут оказаться большой нагрузкой. Да и сам учебный процесс требует от школьника выносливости, хорошего здоровья.

Родители самостоятельно могут оценить примерно следующие параметры своего сына или дочери:

  1. Достаточно долго бегает и не устаёт.
  2. Хорошо кидает и ловит мяч руками.
  3. Способен какое-то время простоять на одной ноге (держит равновесие).
  4. Умеет прыгать в длину с места.

Кроме того, у шестилетнего ребёнка уже должна начаться смена молочных зубов. Но самое главное — это то, насколько часто малыш болеет простудными заболеваниями. Если это случается чаще, чем один раз в полтора-два месяца, то стоит повременить с поступлением в первый класс (даже при наличии хорошо развитого интеллекта). За этот лишний год хорошо лишний раз свозить своё чадо на море, вплотную заняться закаливанием, основательно пролечить хронические очаги инфекции.

Если детский сад можно «безболезненно» периодически пропускать, то в школе из-за этого уже могут возникнуть серьёзные проблемы с успеваемостью.

Если шестилетний ребёнок интеллектуально развит, но при этом часто болеет, поступление в школу лучше отложить на год

Поступление шестилетки в первый класс также стоит отложить, если у малыша в недавнем прошлом была травма головы или позвоночника, какие-то психические расстройства. Нужно обратить внимание и на работу желудка. Например, ребёнок склонен к поносам или запорам — в обоих случаях в школе может возникнуть дискомфорт на уроках. Проблему нужно обязательно решать.

Если малыш быстро устаёт, обязательно нуждается в дневном сне, ему лучше ещё годик побыть в детском саду. Ведь, многим ученикам начальных классов приходится посещать ещё и группу продлённого дня. Согласно СанПин, в первом классе там предусмотрен дневной сон и прогулка, но всё равно насыщенный событиями режим дня (уроки в школе требуют гораздо больших усилий, чем непосредственно образовательная деятельность в ДОУ) может не очень хорошо отразиться на здоровье шестилетки.

Для обучающихся первых классов в режиме группы продленного дня рекомендуется предусматривать сон и игры. При отсутствии в общеобразовательной организации специальных помещений для организации сна и игр могут быть использованы универсальные помещения, объединяющие спальню и игровую, оборудованные встроенной мебелью: шкафы, одноярусные кровати.

Для обучающихся II — VIII классов, в зависимости от конкретных возможностей, рекомендуется выделить закрепленные помещения для организации игровой деятельности, кружковой работы, занятий по желанию обучающихся, дневного сна для ослабленных.

В режиме дня должны обязательно предусматриваться: питание, прогулка, дневной сон для обучающихся 1-х классов и ослабленных обучающихся II — III классов, самоподготовка, общественно-полезный труд, кружковая работа и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.

СанПиН 2.4.2.2821–10 для школ и образовательных организаций (санпин по школам новый) Приложение 6

Если шестилетний ребёнок быстро устаёт, нуждается в дневном сне, то в школе ему будет трудно

Интересно, что доктор Е. О. Комаровский уделяет оценке физиологической готовности ребёнка в школе ключевое внимание. Обязательным является полное медицинское обследование будущего ученика. Однако педиатр считает, что в современных отечественных школах мало внимание уделяется физическим нагрузкам, спорту, прогулкам. Исходя из этого, лучше не спешить отправлять своё чадо за парту, а, если есть возможность, дополнительно укрепить лишний год его здоровье.

Таким образом, если есть выбор: посещать отечественную школу с шести или с семи лет — я бы своему пациенту посоветовал год подождать, при условии, что в течение этого года родители имеют возможность много с ребёнком гулять, обеспечить ему нормальный, физиологический образ жизни. Если же речь идёт о выборе между детским садом, где нечем дышать и с детьми не гуляют, и школой, которая ничем не хуже детского сада, то тогда в школу однозначно можно и нужно идти с шести лет.

Е. О. Комаровский

http://www.komarovskiy.net/faq/fiziologicheskaya-gotovnost-rebenka-k-shkole.html

Видео: Когда следует отдавать ребёнка в школу (мнение Е. Комаровского)

Пол ребёнка

Как показывает практика, девочки демонстрируют готовность к учёбе раньше мальчишек (хотя всегда бывают исключения). Связано это со зрелостью полушарий головного мозга. У будущих женщин быстрее развивается левое: оно отвечает за речевое развитие, как раз очень нужное в начальных классах. У сильного же пола вначале более развито правое, ответственное за пространственно-временную ориентацию: в начале школьного обучения это не столь актуально.

Когда я работала воспитателем в детском саду, в моей группе была девочка Варя, по возрасту на год младше остальных детей. Родители в два года перевели её из ясельной группы в младшую (в первую она проходила буквально несколько дней): в то время как многие в яслях даже не умели разговаривать, Варя уже вовсю декламировала стихи, поэтому ей там было скучно. Во время пребывания в детском саду девочка показала себя очень смышлёной и общительной, например, она с удовольствием пересказывала длинные сказки, очень умиляла меня подробным описанием приготовления различных блюд, которые она дома готовила с мамой. Впоследствии шестилетняя Варя попала в первый класс с моим сыном: в школе у неё также хорошо «подвешен язык» и учится она вполне достойно, несмотря на разницу в возрасте с другими детьми.

Девочки обычно быстрее адаптируются к школе, и им будет не очень интересно учиться в окружении «малышни», когда в классе многие будут более младшего возраста. Поэтому девчонок рекомендуется отдавать в первый класс по возрасту ближе к нижней границе (6 с половиной лет), в то время как мальчиков — к верхней (разумеется, учитываются многие показатели развития).

Большинство девочек демонстрируют готовность к учёбе раньше, нежели мальчики

Кто поможет сделать выбор

Часто родителям трудно самостоятельно определить, готово ли их шестилетнее чадо к школе. В этом случае лучше обратиться за помощью к специалистам:

  1. Воспитатель детского сада. Педагог, работающий в группе, всегда сможет сразу выделить наиболее «взрослых», развитых детей, которым вполне можно пойти в школу в шесть лет. Это становится понятно уже в среднем звене. Таких ребят можно порекомендовать перевести в группу постарше за год до их выпуска (из средней сразу в подготовительную).
  2. Психолог. Специалист поможет оценить эмоциональную зрелость ребёнка, его темперамент, укажет на возможные психические проблемы, даст ценные указания.
  3. Педагог на курсах подготовки к школе. Даже если родители сомневаются, отдавать ли в будущем году своё чадо в первый класс, можно в любом случае пойти на «подготовку». Занятия покажут, как малыш справляется с обучением. Учитель, работающий там, также поможет семье сделать выбор.

Не нужно только слушать свои амбиции. Ведь учёба должна приносить ребёнку не только пользу, но и радость. Также нельзя опираться на мнение окружающих и советы подруги, у которой шестилетний сын или дочь пошёл в первый класс («а чем мой хуже?»). Каждый ребёнок индивидуален, и задача родителей — понять, что необходимо именно ему.

Помочь определиться помогут специалисты — например, воспитатель группы, которую посещает ребёнок

Каждый ребёнок уникален, и никто не знает его лучше, чем родители. Если малыш хочет в школу, демонстрирует высокие параметры развития, то можно отдать его в первый класс и в 6 лет. Однако иногда взрослым лучше умерить свои амбиции и дать сыну или дочери подольше насладиться беззаботным детством — это бывает необходимо для гармоничного становления личности.

В каком возрасте лучше отдавать в школу мальчика?

Мы декабрьские. Есть возможность выпуститься в следующем году или через 2 года. Как лучше, в 6 лет идти в школу, или в 7 ( и два года сидеть в подготовительной группе)?

Зависит от школы и от ребенка. Я бы на физическое развитие смотрела больше даже чем на интеллектуальное. Низеньким, маленьким деткам тяжело чисто физически — большие нагрузки, рюкзаки, сидение за партой, день без сна. Некоторым трудно днём не спать.
Есть школы для шестилеток, там первый класс как сад. С кроватками и игрушками. У меня в Киеве такая школа была и в Германии в нашем городке, в 6 лет идут, но учатся 4-5 лет в начальной. Все мамы и там, и тут, и 30 лет назад и сейчас очень довольны. Детям так проще адаптироваться. Из чего можно сделать вывод чем дольше дети в саду тем им лучше. Мне кажется в школу надо идти раньше, только если сын рослый, активный и развитый, так что в саду ему тесно и скучно. И мышечный корсет окреп и мозг созрел.

В 6 лет и 9 месяцев. В 7 и 9 уже очень поздно

В каком возрасте отдавать ребенка в школу?

Современное поколение детей, несомненно, отличается от предыдущего. Вполне вероятно, что ваш малыш обладает удивительными способностями – уже в дошкольном возрасте он умеет читать, считать и даже писать. И кажется, что в детском саду (или дома) еще целый год ему будет скучно – пришло время учиться! Но есть одна загвоздка: вашему сыну или дочке еще нет 7 лет, а ведь именно этот возраст считается стандартным для поступления в 1 класс. Другая ситуация: ребенку почти 7, он много знает и умеет, но психологически еще явно не готов к учебе. А на будущий год ему будет уже почти 8. Не поздновато ли для зачисления в школу? Для родителей мальчиков завершение учебы в 18 лет кажется страшным сном – что, если ребенка заберут в армию прямо со школьной скамьи? С другой стороны, не хочется отбирать у малыша целый год беззаботного детства… Что же делать?

В каком возрасте ребенок должен идти в школу по закону?

Прежде чем размышлять о психологических аспектах начала учебной жизни, давайте разберемся, с какого возраста детей принимают в первый класс школы по российскому законодательству.

Согласно Федеральному закону РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ от 29.12.2012, возраст ребенка, идущего в первый класс, определяется следующим образом:

Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

! Таким образом, по закону дети должны идти в первый класс в возрасте 6,5-8 лет, поэтому родителям следует ориентироваться на эти возрастные рамки.

Начало обучения в школе для детей младше 6,5 лет в принципе возможно, но лучше, если такое решение родителями будет принято осознанно, после консультации с детским психологом. Откладывание решения «учебного вопроса», если ребенку уже исполнилось 8 лет, чревато плотным общением с органами опеки и попечительства, поскольку родители несут полную ответственность за реализацию права своего чада на получение образования.

! Таким образом, у каждой семьи, независимо от того, в какое время года родился ребенок, по сути, есть право выбора между двумя вариантами: отдавать его в школу в 6,5-7,5 лет или в 7-8 лет. И решение порой принять бывает очень непросто.

Как понять, пора ли отдавать ребенка в школу?

На готовность к школе и последующую успешность в учебе влияет ряд факторов, которые следует оценить, принимая решение о возрасте для поступления в первый класс.

1. Интеллектуальное развитие – важный момент в деле подготовки к школе. Родителям следует обратить внимание на то, насколько развиты у ребенка речь, внимание, память и мышление, а также на уровень соответствия определенным дидактическим требованиям к первоклассникам.

Малышу легко будет учиться в первом классе, если он:

  • имеет связную, грамотную речь и существенный словарный запас (легко подбирает синонимы, антонимы; образует от одних слов другие, например, названия спортсменов от вида спорта, профессий; употребляет слова с абстрактным смыслом, притяжательные существительные, приставочные глаголы, правильно строит распространенные предложения и т.д.);
  • может составить небольшой рассказ по картинке;
  • хорошо произносит все звуки, умеет различать и находить их место в слове;
  • читает слова из 2-4 слогов со скоростью 8-10 слов в минуту;
  • пишет печатными буквами;
  • знает геометрические фигуры;
  • обладает адекватными представлениями о свойствах предметов: формах, размерах и относительном положении в пространстве;
  • считает до 10 в прямом и обратном порядке, понимает смысл сложения и вычитания;
  • различает и знает названия цветов;
  • умеет собирать пазлы ;
  • может рассказывать наизусть стихи, повторять скороговорки, петь песенки;
  • аккуратно раскрашивает, не выходя за контуры.

Стремление по максимуму интеллектуально подготовить будущего первоклассника к учебе может сыграть отрицательную роль. Часто таким детям быстро становится скучно учиться, потому что они уже «всё знают». В таком случае родителям изначально лучше задуматься о том, чтобы отдать ребенка в школу с соответствующим уровнем требований.

Уповать полностью на школу в деле обучения тоже не следует. Базовый уровень знаний позволит ребенку легче адаптироваться. Поэтому умение читать к первому классу – навык необязательный, но все-таки желательный.

Подробнее о школьных требованиях к знаниям ребенка читайте в нашей статье Что должен знать и уметь будущий первоклассник?

2. Эмоциональная зрелость характеризует наличие у ребенка собранности, взвешенности в действиях, умения сначала подумать, а потом уже делать. Высокий уровень интеллектуальных способностей может стать для родителей причиной, чтобы отдать ребенка учиться как можно раньше. Но если он еще не дозрел до учебы эмоционально, в перспективе это может принести серьезные психологические проблемы.

3. Мотивация к учебе. По словам детского психолога Л.А. Венгер, «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Начало учебы в школе – это перестройка всего образа жизни ребенка, переход от беззаботной игры в любое время дня к ответственности и ежедневной работе. Чтобы не просто ходить в школу, а учиться, школьнику нужна мотивация. Понять, есть ли она у вашего ребенка, вам поможет простой вопрос: «Зачем ты пойдешь в школу?». Идеальная мотивация для учебы – учебная, т.е. желание узнавать что-то новое. Если ребенок отвечает, что хочет там найти новых друзей (социальная мотивация) или получать хорошие оценки и быть лучшим учеником (мотивация достижений), это не плохо, но и не слишком хорошо. Что, если радость от знакомства со сверстниками быстро угаснет, а цена дружбы – ежедневный труд в стенах школы – покажется слишком высокой? Или надежды стать лучшим в глазах учительницы и получать только похвалы не оправдаются? А если мотивация ребенка – только игровая (в школе будет столько нового и интересного, там можно будет играть с ребятами), решение отложить учебу на год является вполне очевидным.

4. Физиологическая зрелость и состояние здоровья. Перед тем, как отдавать ребенка в первый класс, необходимо оценить, насколько зрелой является его нервная система. В случае слишком раннего отправления в школу высидеть целый урок для малыша может быть просто невыполнимой задачей. Педиатры считают, что ребенок с точки зрения физиологии является достаточно зрелым для школы, если он:

  • легко дотягивается сзади рукой до верхушки противоположного уха;
  • имеет сформированные коленные чашечки и суставы пальцев, хорошо выраженную арку стопы;
  • начал терять молочные зубы;
  • умеет прыгать на одной ноге;
  • с легкостью ловит и бросает мяч;
  • отводит большой палец при рукопожатии.

В отношении развития следует также учитывать уровень развития мелкой моторики: умение резать ножницами, работать с пластилином, выполнять движения пальчиковых игр, застегивать молнию и шнуровать ботинки.

Важным фактором является и общее состояние здоровья. Часто ли ребенок болеет (часто – это 8 и более раз в году)? Есть ли у него хронические заболевания? Ваш лечащий врач посоветует, стоит ли повременить с учебой, если есть такая возможность. Каким бы не было здоровье ребенка, перед началом школьной жизни займитесь его укреплением: проведите лето на природе, съездите на море, внимательнее отнеситесь к качеству питания, вплотную займитесь лечением хронических болезней, если они имеются.

5. Коммуникативные навыки . Для первоклассника важно не только желание общаться, налаживать контакт со сверстниками и взрослыми, дружить, но и обладание определенными умениями в этом отношении и адекватная самооценка. Кроме того, ребенок должен чувствовать себя комфортно вне привычной домашней обстановки.

6. Самостоятельность в школе, очевидно, является необходимостью. Школьник должен уметь сам справляться со своей одеждой и обувью: одеваться, раздеваться, застегивать молнии и пуговицы, переобуваться, завязывать шнурки. Посещение общественного туалета тоже не должно быть для него стрессом.

7. Пол ребенка оказывает существенное влияние на легкость и комфортность погружения ребенка в школьную среду. Многие родители при принятии решения о школе руководствуются вполне понятными мотивами: мальчиков хотят отдать учиться пораньше, чтобы они смогли потом поступить в институт, а девочек жалеют и оставляют им еще один год детства. Хотя в реальности девочки созревают для учебы (ответственности, дисциплины и спокойного нахождения на одном месте в течение 40 минут) намного раньше мальчиков. И это притом, что активность, важная в учебе, и стремление к новому – а школа в общем-то и является таким вот новым и интересным местом – в принципе больше в стиле мальчишек.

Девочки обычно лучше, чем мальчики, готовы к школе в интеллектуальном и эмоциональном плане: они более податливы, контактны, послушны, общительны, способны подстраиваться под ситуацию и меняться сами.

Немаловажным фактором отличия детей в плане учебы является разная скорость созревания полушарий. Считается, что у девочек быстрее, чем у мальчиков, развивается левое полушарие, связанное с речью и появляющимися на ее фоне психическими функциями. В начальной и средней школе девочкам учиться чаще всего легче. У мальчиков раньше формируется правое полушарие, ответственное за пространственно-временную ориентацию, но это не столь важная функция в условиях школы.

Что касается успеваемости в первом классе, то по основным предметам средняя оценка по пятибалльной шкале у девочек – 4,3, а у мальчик – 3,9. Кроме того, разница в оценках по разным предметам у девочек обычно составляет не более одного балла, а у мальчиков она может быть вполне ощутимой. Табели сыновей зачастую неприятно удивляют родителей полным комплектом разных оценок: «тройки», «четверки» и «пятерки» спокойно там уживаются. Мальчик может быть очень умным и способным, но неусидчивым. Или ему просто сложно переключаться с предмета на предмет. А учительнице, что уж скрывать, проще учить спокойных девочек, чем шумных мальчиков.

В связи со столь разными психофизиологическими особенностями не является удивительным тот факт, что мальчики к концу первого класса утомлены в 6 раз больше, чем девочки.

8. Тревожность ребенка – личностная особенность, которая напрямую влияет на школьную успеваемость. Причем неодинаково на мальчиков и на девочек. Мальчики, чья тревожность несколько выше средней (но не граничит с постоянной паникой и смятением), всерьез переживают об оценках, о своем статусе школьника, почти взрослого человека. Они не хотят подорвать доверие родителей и получить замечание от учителя. Всё это стимулирует их к хорошей учебе. А с девочками ситуация другая. Лучшие ученицы имеют тревожность ниже средней. Объясняется это следующим образом: девочка, которая склонна к переживаниям, больше всего озабочена отношениями с другими учениками, а на учебу моральных сил у нее остается меньше, чем необходимо.

9. Темперамент первоклассника во многом определяет успешность школьного обучения. Как показывает практика, сложнее всего в школе приходится девочкам-холерикам и мальчикам-меланхоликам. Эти дети зачастую не соответствуют стереотипным представлениям учителей о том, как надо себя вести, будучи представителем определенного пола.

Мальчики меланхоличного склада нежны, мягки, ранимы. Им сложно «поставить себя» в детском коллективе, отстоять при необходимости свою позицию. В эмоционально сложной ситуации такой чувствительный мальчик может и заплакать. К сожалению, сверстники, да и учителя часто не понимают таких детей.

Девочкам-холерикам в силу собственной бойкости, беспокойности и непоседливости бывает крайне сложно выдерживать целых 40 минут на одном месте. А активное отстаивание своей правоты в детских ссорах, причем иногда даже в драке, в школе, как вы сами понимаете, не слишком одобряется.

К флегматичным детям учителям обычно относятся хорошо, но порой могут раздражаться на их медлительность и «излишнее» спокойствие. Да и самому ребенку-флегматику учеба порой дается тяжеловато.

Самый легкий в обучении темперамент – это сангвиник, особенно удачен он для мальчиков. Таких детей любят учителя, потому что они практически не доставляют проблем. Любознательные и общительные, не слишком тревожные, дети-сангвиники легко вписываются в школьную жизнь.

Тип темперамента особенно важен в начальной школе. Впоследствии он перестает быть существенным фактором успешности в учебе – определяющими становятся другие качества.

Оценить готовность ребенка к школе вам помогут специалисты. Обсудите с врачом здоровье малыша и физиологическую зрелость. Детский психолог и воспитатель в детском саду (или учитель подготовительного класса) охарактеризуют степень интеллектуальной и эмоциональной зрелости, коммуникативные способности и уровень мотивации к учебе. И конечно, никто не может знать вашего ребенка лучше, чем вы сами – окончательное решение о приеме в школу остается за родителями.

С детьми, которым исполнилось 7 лет в июле-августе, кажется, проще всего: пора в школу, какие могут быть сомнения. Но если специалисты указывают вам на какие-то причины, по которым учебу лучше пока отложить, возможно, стоит подумать об альтернативных вариантах (например, обучение дома).

В каких случаях лучше повременить с поступлением в школу?

Существует ряд «противопоказаний» для начала учебы ранее 7 лет:

  • отсутствие мотивации к учебе, явное предпочтение игры обучению;
  • появление в доме новорожденного одновременно с поступлением ребенка в 1 класс;
  • тяжелый период в жизни семьи (ссоры, развод, безденежье и др.).
  • большое количество взрослых, участвующих в жизни ребенка (это чревато излишним прессингом на малыша);
  • выбор родителями для обучения гимназии, частной школы или лицея с высокими требованиями программы, необходимостью ежедневных (возможно, длительных) поездок туда и обратно.
  • психические заболевания;
  • недавно перенесенные травмы головного мозга, позвоночника;
  • хронические болезни;
  • слабый иммунитет.

А что, если ребенок пойдет в школу в 8 лет?

Если ваш ребенок в свои 7 или неполные 7 лет явно не готов к поступлению в первый класс (эмоционально, физиологически, по причине каких-то личностных особенностей) и вас мучают сомнения, отдавать ли его в школу в положенные 7 лет или все-таки отложить учебу на годик, нужно тщательно взвесить все «за» и «против».

Возраст 6,5-7 лет не зря считается идеальным для начала школьной жизни. Специалисты по детскому развитию утверждают, что именно в этом возрасте ребенок начинает постепенно менять свой круг интересов с игровой деятельности на познавательную.

Каждый ребенок уникален, и никто не знает его лучше родителей. Возможно, именно для вашего малыша решение «продлить детство» будет правильным и за этот год он по-настоящему созреет для учебы в школе. Но не стоит игнорировать тот факт, что, возможно, в будущем ваше чадо начнет чувствовать дискомфорт в коллективе, где все младше него. Чтобы принять правильное решение, обсудите свои сомнения с детским психологом.

Когда нужно задумываться о готовности ребенка к поступлению в 1 класс?

Есть такое замечательное выражение: «Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас» (Эрнст Легуве). С самого рождения ребенка вы заботились о нем, постепенно обучая быть самостоятельным, жить в обществе, грамотно разговаривать. Развитие малыша – дело длительное и не одномоментное, и к 5-6 годам дети уже накапливают довольно большое количество необходимых для школы знаний и умений. Когда же стоит озадачиться вопросом: а готов ли ребенок к школе?

Как вы поняли, подготовка к учебе – это процесс очень широкий и многосторонний. К 6-летию ребенка вы уже сделали многое, и чтобы понять степень его готовности к новому жизненному этапу, желательно заранее обратиться к психологу. Сделать это лучше примерно за 9 месяцев до предполагаемого «дня Х» – 1 сентября, когда ваш малыш должен отправиться в школу.

! Таким образом, общение со специалистом желательно наметить на ноябрь-декабрь. Раньше – вряд ли имеет смысл: дети в этом возрасте быстро развиваются, и несколько месяцев могут менять их радикально. Если вы спохватитесь уже весной, есть вероятность, что психолог скажет о необходимости работы в каком-то направлении, а времени на это уже будет недостаточно. К тому же, подача документов в школы начинается уже 1 апреля, и это тоже является стимулом раньше задуматься о готовности ребенка к учебе.

Решение о возрасте, в котором ребенок отправится в первый класс – очень серьезное и ответственное. Если вы решили, что время пришло, сделайте первый учебный день малыша настоящим праздником! Украсьте комнату, приготовьте торт и отметьте важное событие всей семьей. В жизни ребенка начинается важный этап ответственной, самостоятельной жизни, полной побед и достижений.

Что еще должен уметь будущий первоклассник?

Перечисленные выше умения преимущественно относятся к учебным навыкам, но во время учебы первоклашке пригодятся и другие, важные для нормальной адаптации к школьной и общественной жизни в целом.

Итак, что еще должен уметь ребенок, идя в школу:

1. Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд.

2. Действовать по образцу.

3. Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок – квадрат – кружок – квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам).

4. Видеть причинно-следственные связи между явлениями.

5. Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут.

6. Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук).

7. Сохранять правильную осанку, сидя за партой в течение 30-35 минут.

8. Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые спортивные игры.

9. Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых.

10. Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться («Здравствуйте», а не «Здрасьте» или «Привет»), прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить «Пожалуйста») и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости.

11. Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций.

12. Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей (добавьте к списку необходимых вещей для школьника бумажные платочки и влажные салфетки). Мыть руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой. Причесываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком.

13. Ориентироваться во времени.

14. При необходимости обращаться за медицинской помощью.

Каким должен быть будущий первоклассник по ФГОС?

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования определяет «портрет» выпускника ДОУ, а следовательно и будущего первоклассника. Акцент со знаний и умений в нем смещен на уровень общей культуры, наличие качеств, «обеспечивающих социальную успешность». Таким представлен старший дошкольник, готовый к учебе в школе, в рекомендациях по ФГОС:

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Эмоционально отзывчивый

Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели

Ребенок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Обладающий умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладевший необходимыми умениями и навыками

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха.

! Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний.

Обучать, проверять и «натаскивать» можно, но постарайтесь делать это без фанатизма. Верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!

Каждая мама обязана знать:  Меняем школу правильно!
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация