В каком возрасте ребенок выговаривать все звуки


Содержание

Нормы появления звуков речи

Знаете, что общего между звуками речи и кирпичами? Как кирпичи являются основным строительным материалом при возведении дома, так и речевые звуки являются основным строительным материалом человеческой речи. Чем правильнее, четче и точнее ребенок произносит звуки, тем проще окружающим его понять, а самому ребенку – уверенно чувствовать себя при общении. Лишь в случае правильного произношения звуков ребенок имеет возможность гармонично развиваться, успешно обучаться, грамотно читать и писать.

В настоящее время, по данным научных исследований, около 40% детей в России имеют проблемы со звукопроизношением (продолжают неверно произносить звуки родного языка к 5-6 годам, когда речь должна быть сформирована). И с каждым годом количество таких детей стремительно растет. Нарушение звукопроизношения отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками, а также препятствует овладению письменной речью (письмом и чтением).

Правильное произношение звуков чрезвычайно важно. И чаще всего родители это понимают. Но не всегда могут объективно оценить, когда пропуски и замены звуков в речи их малыша являются возрастной нормой, а когда нужно срочно предпринимать меры по исправлению ситуации. В результате часто случаются перегибы то в одну, то в другую сторону: либо двух-трехлетнего малыша настойчиво учат «рррычать», либо упорно не замечают «каши во рту» пяти-шестилетнего ребенка и считают, что он сам «выговорится». Чтоб таких крайностей не случалось, сегодня мы рассмотрим нормы появления звуков речи.

Нормы появления звуков речи у ребенка с рождения до 6 лет

Уже с полутора-двух месяцев ребенок начинает гулить – произносить так называемые «псевдоречевые» звуки, не всегда совпадающие со звуками родного языка. Сначала появляются гласные звуки, а затем – сложные комплексы звуков, похожие на «агу», «ага», «уги» и т.д. Длится этот период примерно до 5 месяцев, и с этого возраста в норме гуление плавно перетекает в лепет (если у ребенка сохранен слух и интеллект). В период лепета ребенок повторяет за взрослым и произносит самостоятельно отдельные слоги и цепочки слогов, содержащие гласные и простые согласные: па-па-па, ма-ма-ма, га-га-га, бу-бу-бу и т.д. Продолжается период лепета до 10-12 месяцев.

К двум годам ребенок должен освоить и четко произносить гласные звуки: [а], [у], [о], [и] и самые ранние по времени появления согласные: [к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’].

К трем годам ребенок осваивает звуки [в], [в’], [ф], [ф’], [ы], [э], [х], [х’], [с’], [з’], [л’].

До трех лет возрастной нормой считается смягчение согласных звуков («сяпка» вместо «шапка», «дём» вместо «дом» и т.д.). Все остальные звуки малыш в этом возрасте, как правило, не произносит совсем (пропускает) или заменяет на более простые (вместо «мишка» ребенок может произносить «мика», «миска», «миська»).

В период с 3 до 4 лет постепенно исчезает смягчение твердых согласных звуков (в норме в этот период ребенок перестает говорить «дём» и произносит четко – «дом»). Малыш осваивает йотированные звуки (например, в словах «юбка», «юг», «ямка»). Но по-прежнему отмечается нарушение произношения звуков [с], [з], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’]. Эти звуки заменяются более простыми (например, [с] на [т], [т’] или [с’]; [р] на [j] (читается как й), [л’] или опускается и т.п.).

После 4 лет ребенок правильно произносит в речи и дифференцирует (различает) между собой уже все свистящие звуки без исключения ([с], [с’], [з], [з’] и [ц]). В этом возрасте еще возможно нарушение произношения звуков [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’]. Ребенок в норме легко определяет и называет ударный гласный в начале слов: (например, в словах «утка», «аист», «облако»); может определить и назвать очередность звуков в слияниях: ау, уа, иа.

К шести годам ребенок правильно произносит и дифференцирует в речи все звуки родного языка. Он может определить место любого звука в слове, определить количество звуков в слове, подобрать слово на заданный звук.

Обратите внимание: если ребенок произносит звук искаженно – т.е. заменяет его звуком, отсутствующим в родном языке (например, вместо нормативного звука [с] употребляет межзубный [с], вместо нормативного [р] – горловой [р] и т.д.), то вне зависимости от возраста необходимо срочно предпринимать меры по исправлению произношения данного звука (или ряда звуков). Не тяните время, не тешьте себя надеждами, что ребенок «выговорится». Искажение звуков не проходит самостоятельно, а, наоборот, закрепляется в речи (что в дальнейшем усложняет коррекционную работу и значительно удлиняет ее сроки).

Дорогие родители, прислушивайтесь к речи своего ребенка, замечайте малейшие успехи, обращайте внимание на «тревожные звоночки» и в случае необходимости своевременно обращайтесь к специалистам!

Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас

Как предупредить нарушения речи у ребенка? Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте.

Пятьдесят с лишним лет назад в Москве было лишь 16 логопедов. В 1951 году дефектологический факультет Московского государственного педагогического института (теперь — университет) выпустил 30 специалистов по исправлению недостатков речи. В настоящее время в нашей стране работают тысячи логопедов — выпускники московских педагогических университетов, а также пединститутов областных и республиканских центров. И все же проблема речевых расстройств остается актуальной по сей день. В каждом дошкольном учреждении, в каждой школе есть дети с недостатками речи. Для детей со сложными речевыми расстройствами созданы специальные детские сады и школы. И таких школ немало. В чем же дело? Как предупредить нарушения речи у ребенка? Ведь этот недостаток мешает ему благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, затрудняет выбор профессии.

Речь — функция головного мозга

Специальных органов речи у человека нет. Речь реализуется с помощью артикуляции и аппаратов дыхания, жевания, глотания, обеспечивающих процессы голосообразования. Центральное звено всего аппарата речи — кора головного мозга (у правшей — преимущественно левого полушария, у левшей — наоборот), где сосредоточены представительства доминирующей руки, речеслухового и кинестетического (мышечного) анализаторов.

У ребенка процесс развития речи разделяют на три периода. Первый — подготовительный — включает крик, гуление и лепет. Криком младенец подает сигнал родителям, например, о том, что голоден. А благодаря голосовым реакциям гуления (звукам типа «ау», «эу»), постепенно приобретающим различную интонационную окраску, усваивает интонационную систему языка, копирует интонации окружающих его людей. Гуление — следствие случайно возникающих позиций будущего артикуляционного аппарата — губ, языка, мягкого нёба, глотки и гортани. У детей всего мира оно одинаковое. Наблюдается и у глухих младенцев, у которых не было звукового контакта с матерью.

К шести-восьми месяцам жизни малыш начитает лепетать, произносить звуки типа «мА», «па», «ба», «на», «ди» («иди ), «да» («дай») и т. п. Звуковой состав лепета — результат кинестетической «настройки» артикуляционного аппарата по слуховому, акустическому подражанию речи окружающих. Одновременно ребенок осваивает элементарную слоговую структуру слова, состоящую, как правило, из одного слога. Если гуление не перешло в лепет, родителям стоит забеспокоиться, все ли в порядке у младенца со слухом.

Во втором периоде, примерно с восьми-девяти месяцев жизни, малыш начинает глобально воспринимать звучание некоторых слов, взглядом или указательным жестом «отвечать» на вопросы «где папа?», «где птичка?». Он радуется, что его понимают, подражает взрослым в играх с игрушками, в манипулировании ложкой, чашкой. Слов еще нет, но интонации-восклицания уже варьируются: чувства радости и недовольства вокализируются, сопровождаясь характерными звуками «а-а-а», «у-у-у». Лепет делается продолжительнее, обогащается интонационная окраска, звуки начинают повторяться («ба-ба-ба», «ма-ма-ма») и превращаются в слова, которые, в свою очередь, становятся компонентами мышления. И хотя произношение слов еще очень несовершенно, ребенок вкладывает в них определенный смысл. Видя, что мама пришла или уходит, он произносит слово «ма-ма». Это так называемые слова-предложения. К концу первого года жизни появляются звукоподражательные слова типа «ав-ав» («собака»), «би-би» («машина»), «тик-так» («часы»).

В третьем периоде, ведущем отсчет со второго года жизни, малыш уже понимает обращенную к нему речь, по слову выполняет простые поручения. У него появляется целенаправленный указательный жест, сопровождаемый звуками с интонацией требования, которые означают: назови. Ребенок настойчиво перемещает указательный пальчик с одного предмета на другой, по нескольку раз возвращается к уже «пройденным» предметам, пока не «насытится» сознанием того, что разные предметы имеют разное название. Период активного указательного жеста является большим скачком в становлении первого этапа детского конкретно-образного мышления, связанного с первичным выделением на слух звуковой оболочки слова. В это время закладывается пассивный словарь ребенка. Бурное развитие понимания речи на несколько месяцев опережает развитие устной речи. Нередко пауза между тем, когда ребенок стал показывать пальцем на тот или иной предмет, и моментом, когда он произносит слово, обозначающее предмет, насчитывает пять-восемь месяцев. Наконец, наступает черед, когда малыш делает попытку связать два слова в фразу («мама, дай»).

Слышащий ребенок, воспринимая правильную, не сюсюкающую речь матери, начинает говорить в 14-18 месяцев со дня рождения. У разных детей развитие речи может протекать по-разному. У одних довольно медленно формируется высказывание из двух-четырех слов, зато такие малыши примерно к году и восьми месяцам овладевают произношением почти всех звуков родного языка. У другой группы ребятишек бурно развивается мелодика речи, они произносят длинные фразы, но оперируют несколькими слогами, многие звуки не выговаривают. В таких случаях только мама может разобрать, что сказал ее малыш. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков; вероятно, это обусловлено более пластичной их нервной системой.

К полутора годам возникает первый период вопросов «что это?». В активном словаре такого человечка уже 30-35 слов, состоящих из одного-двух слогов и произносимых при помощи шести-восьми звуков с разными слоговыми вариациями, которые понимает не всякий взрослый, но это уже общение с помощью речи.

К двум годам словарь малыша достигает примерно 300 слов. Он активно употребляет наречия и глаголы. На третьем году жизни усваивает первые грамматические формы, выстраивает многословные фразы со сложными и придаточными предложениями, предлогами, прилагательными, наречиями, вопросительными словами. После двух с половиной лет у ребенка, кроме обилия прилагательных, появляются причастия, сложные предлоги «через», «вдоль» и др., а к концу третьего года жизни — соединительные союзы и местоимения. Основное формирование речи заканчивается, но ее совершенствование продолжается на четвертом и пятом годах жизни. Это период вопросов: «почему?», «зачем?».

Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте

Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время подготовительного периода: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.

Прежде чем заговорить, малыш должен натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми овощами.

Нарушение речи вызывают разные причины: врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости), психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать заикание) и др.

Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока сурдопедагог (специалист, обучающий глухих детей речи) не обучит его «чтению с губ», не научит произносить отдельные звуки, а затем слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие. Такие занятия нужно начинать с трех-четырехлетнего возраста.

Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать. У них достаточно развиты память и внимание.

Каждая мама обязана знать:  Правовой четверг для родителей право ребенка на здоровый рост и блага социального обеспечения

Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши все делать правой рукой. Современные мамы знают, что младенцев нельзя пеленать. Всякое ограничение движений младенца тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба) генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши — в правом полушарии. Если левше не давать активно работать левой рукой, то у него возникнет пространственная ломка формирования движений: будут стимулироваться движения правой, неосновной руки, а основная, ведущая рука останется без стимуляции. Переучивая малыша держать ложку или карандаш в правой руке, родители тем самым перекладывают врожденные функции его ведущего правого полушария на левое, в котором у него нет «проекционной» базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. В результате развивающаяся на базе слухового восприятия речь «не знает», в каком полушарии ей «осесть». Именно поэтому нередко левши, которых с младенчества усердно заставляли все делать правой рукой, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, неловки в движениях, не умеют танцевать, лишены музыкального слуха. Но не менее важно, что нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое действие вызывает противодействие. Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе. Начинает фиксировать внимание на своих речевых трудностях, глубоко переживает по пустякам. По этой причине у него может развиться заикание. А его преодолеть трудно. Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками.

Развитие речи и мышления

Английский философ, педагог и психолог XVII века Джон Локк в монографии о воспитании детей очень точно отметил, что сознание человека, его характер, культура, воспитанность и мышление зависят от того, что родители заложили в него до пятилетнего возраста.

Наиболее важный период эмоционального и интеллектуального развития ребенка приходится на возраст до трех лет. Новорожденный с первых дней жизни реагирует не только на тактильное восприятие материнских рук, яркий свет, но и на звуки, тембр голоса матери и других людей, а главное — на интонации (известно, что самые ласковые слова, произнесенные с угрожающей интонацией, даже взрослого могут повергнуть в страх). Неспроста из глубины веков, из поколения в поколение передаются колыбельные песни, которые успокаивают, убаюкивают младенца. Очень важно, чтобы ребенок с первых дней жизни слушал мамино пение колыбельных или народных песен. Оно должно быть тихим, но разборчивым. Современная тенденция заменять мамино пение магнитофонными записями классической или популярной музыки не стимулирует восприятие ребенком мелодики и лексики родного языка. Такие концерты порой его просто оглушают.

Обязательно откликайтесь на плач ребенка. В первые месяцы жизни он только так может вам сказать, что испытывает дискомфорт, что ему холодно, мокро или очень хочется есть. Кроме того, крик или плач — это еще и попытка общения. Малыш дает вам понять, что соскучился и хочет увидеть родное лицо.

Говорите с грудничком буквально с самого его рождения, грамотно, медленно и четко произнося слова, без каких-либо сюсюканий. Неважно, что он еще не понимает смысл ваших слов, зато чутко реагирует на интонацию и прекрасно улавливает ее. Все действия — купание, переодевание, кормление и т. п. — сопровождайте подобием беседы. Например: «Сейчас я посмотрю, что тебе не нравится, почему ты вертишься, плачешь». Речь должна быть неспешной, ласковой. Новорожденный лучше всего воспринимает мелодичные гласные звуки, произносимые нараспев. Важно, чтобы малыш видел вашу мимику, движения губ. Особенно тщательно произносите звуки «о», «и», «е». Именно их впоследствии многие дети проговаривают нечетко, иногда заменяя на другие — «у», «э». Из-за этого в школе они пишут слова с буквами «о», «и», «у», «е» («э») с ошибками. Разговаривая с крохой, всегда помните о том, что на вас лежит ответственная задача — привить сыну или дочке врожденную грамотность. Благодаря активному общению в еще не дифференцированной слухоречевой памяти младенца закладывается та канва, на которой в будущем будет расцветать, вырисовываться речевой опыт ребенка, появится его первый лепет.

Советую родителям вести дневник, записывая в него, когда малыш начал лепетать, когда заговорил, когда стал ползать, ходить, когда у него зарос родничок. Эти сведения при отклонениях в развитии могут понадобиться врачу-невропатологу или педагогу-дефектологу.

Очень важно в самом раннем возрасте воспитывать у ребенка зрительное и слуховое внимание, предлагая ему найти направление звучащей игрушки (погремушки, пищащих резиновых зверюшек), перемещаемых по комнате громко тикающих часов и т. п. У трех-четырехлетнего малыша зрительное внимание формируется в процессе занятий с картинным лото или паззлами. Невнимательность у одних ребятишек объясняется их излишней активностью, неусидчивостью, несдержанностью, неумением слушать и наблюдать, у других, напротив, некоторой замедленностью, вялостью, несобранностью, неорганизованностью и рассеянностью. В школе эти трудности приводят к тому, что дети невнимательны на уроке, не могут следить за указаниями учителя, начинают импульсивно действовать, не дослушав до конца задание, поспешно или очень медленно его выполняют. Учитель всякий раз вынужден делать им замечания. В результате у ребенка пропадает желание учиться. Он становится стойко неуспевающим.

Как только ребенок освоит хождение, учите его танцевать. Ритмичные движения способствует развитию слуха, а значит, и речи.

Внимание ребенка-левши и его ориентацию в пространстве можно развивать, предлагая сначала показать предметы, нарисованные в книге слева от центра, затем в центре и справа. Умение контролировать слуховое внимание, вовремя тормозить двигательную активность отлично воспитываются в играх на поднимание и опускание рук на вопросы: «Кто летает?», «Кто бегает?», «Кто плавает?» и т.д. Например: «Птица летает? Диван летает? Бабочка летает?». Ребенка надо учить быстрому переключению внимания при показе предметов обихода, частей лица, тела. К двум с половиной годам у детей бурно развивается конкретно-образное мышление с элементами фантазии, которое надо поощрять в процессе игр: «Угадай загадку», «Чьи это ноги?» (показывайте ребенку только нижнюю часть картинки с изображением какого-нибудь животного), «Узнай, кто я» (нарисуйте с помощью точек контур зверька или несложного предмета, попросите ребенка соединить все точки одной линией, чтобы узнать, кто же прячется в ваших точках). Привлекайте малыша к творчеству, предлагая порисовать или сочинить вместе сказку. С трех лет хорошо говорящего ребенка можно в игровой форме начать обучать чтению слов, составленных из азбуки на кубиках. В этом возрасте он уже имеет представление о числе (один, два, много), способен наизусть запоминать стихи, работать с конструктором, «исследовать», что у мишки в животе или как устроена машинка, ходить с коляской, подражая маме. Ему все интересно. Он познает мир и узнает, что чайник горячий, ножницы колкие, стакан стеклянный и потому разбился. Осознает смену поколений и то, что какое-то событие было вчера, еще раньше или давным-давно и что очень многое еще должно случиться в будущем. Ваша задача состоит в том, чтобы удовлетворить любопытство малыша, ответить на все его «почему?». Малышей в возрасте от трех до пяти лет пора знакомить с русскими народными сказками, но избегайте сказок о Иванушке-дурачке, о Емеле («По щучьему велению»), так как они воспевают лень, безделье, жизнь за чужой счет. Учите наизусть с ребенком фрагменты мудрых сказок А. С. Пушкина, читайте ему стихи и сказки К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова, сказки братьев Гримм, Андерсена. При этом объясняйте малышу непонятные речевые обороты, например: «и лес, и дол видений полны. «. Еще до школы ему станут интересны рассказы о богатырях (Илье Муромце, Добрыне Никитиче и др.), о подвигах народа, защищающего свою страну от чужеземцев. Он с удовольствием будет слушать мифы Древней Греции.

Если к четырем-пяти годам ребенок не освоил произнесение звуков «л», «р», свистящих, шипящих звуков или все звонкие звуки произносит глухо, а твердые — мягко, обязательно обратитесь к логопеду, так как в школе он может путать эти звуки. Занятия с логопедом требуют довольно много сил и времени, поэтому данную проблему желательно разрешить хотя бы за год до поступления в школу, когда ребенок еще не загружен уроками.

По методическим пособиям родители могут и сами помочь своему ребенку избавиться от некоторых дефектов речи (например, трехлетние малыши нередко вместо звука «ш» произносят звук «с», вместо «р» — «л»). Начинать нужно с постановки отдельных звуков, применяя своеобразную гимнастику речевого аппарата.

Ребенку пятилетнего возраста уже можно рассказывать об особенностях жизни и обычаях народов разных стран, об обитателях морей, рек и лесов, о звездах и планетах. Покажите ему на глобусе или географической карте, сколько континентов, морей и океанов на Земле, где находится страна, в которой он живет. Очень внимательно отбирайте передачи телевидения. Ни в коем случае не давайте смотреть своему чаду мультфильмы ужасов. Они нарушают сон ребенка, делают его нервозным.

В этом же возрасте закрепляется знание о временах года и о времени суток. Малыш начинает сталкиваться с таким явлением, как многозначность слова, узнает, например, что словом «клетка» обозначается не только клетка для тигра в зоопарке, но и рисунок материала на платье, что «в клетку» бывает тетрадь. Дошкольника уже можно познакомить с такими понятиями в языкознании, как синоним (слово, совпадающее или близкое по значению с другим словом, например, «путь» и «дорога») и антоним (слово, противоположное по значению другому слову, например, «светлый» и «темный»). Однажды в рейсовом автобусе я наблюдала, как мама играла с шестилетним сыном в слова. Она произносила какое-нибудь слово и просила сына назвать слова, близкие или противоположные по значению. К прилагательному «быстрый» мальчик извлек из памяти слова «скорый», «стремительный», «проворный», «бойкий», «резвый», а после непродолжительной паузы добавил: «шустрый». Мама дополнила список словами: «шибкий», «рьяный», «прыткий». Антонимов оказалось меньше: «медленный», «тихий», «черепаший», «неторопливый», «неспешный». Потом последовали другие задания, и казалось, что в эту увлекательную игру мама с сыном могут играть бесконечно. Наблюдать за ними было очень приятно. Я подумала: этому мальчику будет легко учиться в школе, он явно не страдает бедностью речи, косноязычием.

В целях предупреждения ошибок в письме, для улучшения восприятия ритма речи «дирижируйте», когда ваш малыш читает стихотворение, поет или танцует под пение, отбивайте хлопками в ладоши число слогов в слове, но делайте все в виде игры.

И последний совет. Всегда хвалите ребенка за его находчивость, усердие и трудолюбие и не ругайте за ошибки и промахи. Тогда он станет вашим другом, будет радовать вас своей любознательностью, наблюдательностью и хорошей успеваемостью в школе.

В каком возрасте ребенок должен говорить все звуки правильно?

Комментарии пользователей

Самое время сейчас идти к логопеду. Тянуть не стоит. Потому что шипящие звуки к 5 годам уже должны быть в речи у ребенка. Звук р может и к 6-7…

В 4 года уже должен был

У нас тогда весь сад нужно вести к логопеду

Уже можно. Я вот жалею что мы с 6 пошли. Уже бы говорил правильно

Моему знакомому 36, картавит и шипилявит ? по факту здоров

Дак я тоже картавлю) и лъ поставила только в школе в классе 3 наверно) а так было уошка (лошка)

С каких звуков начинать работу — простые рекомендации

Проблемы с произношением звуков у детей в дошкольном возрасте встречаются довольно часто, а количество таких звуков может достигать 7 и более. Один из вопросов, которые задают себе начинающие специалисты звучит так: «С каких звуков начинать работу логопеду?»

Содержание:

С каких звуков лучше начинать работу логопеду

Улучшая качество произношения, рекомендуется начинать со звуков раннего онтогенеза, которые дети в большинстве случаев начинают произносить до трех лет. Ими являются те звуки, артикуляция которых наиболее простая. Кроме этого, эти звуки являются опорными для постановки более сложных звуков. Примерами таких звуков являются:

Гласные звуки: «А», «У», «И», «О», «Э», «Ы».
Согласные звуки: «Б-П», «В-Ф», «Д-Т», «Г-К», «М», «Н», «Х».

Работа на поставку звуков выполняется последовательно, ведь таким образом ребенку будет проще, а результативность занятий с логопедом только возрастет. Чаще всего работу начинает с звуков, которые хорошо получаются у ребенка.

Постановка выполняется по подражанию, с жестовой подсказкой или механической помощью, с, применением приемов пассивной артикуляционной гимнастики, когда логопед своими руками помогает сформировать правильный артикуляционный уклад.

Опорные звуки в речи

Опорные звуки — это звуки , которые сходны с нарушенными по артикуляции , но произносимые ребенком правильно .

Все названные выше звуки являются опорными для других. Если ребенок правильно произносит все опорные звуки, то намного проще будет улучшить его произношение более сложных звуков (шипящих, свистящие, соноров). Ниже представлены примеры опорных звуков:

Для звука «С» это звуки «И» и «Ф».
Для звука «Ж» это звуки «В» и «З».
Для «Ц» это звуки «Т» и «С».

Последовательность работы со звуками

Работа над правильной артикуляцией – это длительный и кропотливый процесс, для которого важны старания не только детей, но и родителей и логопедов. Учить ребенка правильно произносить звуки необходимо последовательно, в соответствии с определенной системой, которая позволит достичь необходимого результата и закрепить его, избежав напрасной траты времени.

Весь процесс работы со звуками можно разделить на четыре этапа:

  1. Подготовительный. Необходимо настроить ребенка на занятие, рассказать примерный план работы, поговорить про звуки, с которыми будет проходить работа. Здесь же можно упомянуть особенности артикуляции и то, какие органы будут задействованы.
  2. Постановка звука. Ребенок повторяет за логопедом, учится правильно произносить тот или иной звук. Для этого подбираются слова, в которых можно наиболее четко услышать правильное звучание. Иногда дети начинают правильно говорить звуки в конкретных словах, а не в слогах. Задача специалиста на этом этапе – донести до ребенка то, как нужно произносить звук. Также следует отметить основные ошибки, которые можно делать при этом.
  3. Автоматизация звуков в слогах, словах, фразах и предложениях. Недостаточно научиться правильно произносить звук, необходимо также уметь его использовать в речи. На этом этапе приобретенный навык закрепляется и доводится до автоматизма. Лучше всего начинать со слогов, а после – переходить к словам. Действуя по принципу от простого к сложному, логопед увидит, с кем именно у ребенка возникают проблемы, и поможет с этим справиться.
  4. Дифференциация звуков. Ребенок учится вычленять конкретные звуки в словах. Например, звуки в начале слов или же в конце. Он называет их в отдельности по каждому слову. Это не только закрепляет его навыки произношения, но и помогает ориентироваться в остальных звуках, выделять гласные и согласные, понимать особенности построения слов.
Каждая мама обязана знать:  Детский Центр, стоит ли

Важно помнить, что переход к следующему этапу работы над звуками возможен только в том случае, когда у ребенка не возникает трудностей по текущему. Откладывать все проблемы и недочеты на будущее нельзя, так как в дальнейшем их будет намного сложнее исправить. Лучше потратить больше времени на 1 звук, чем потом еще долгие годы корректировать его произношение.


Условия закрепления звуков в речи

Регулярные занятия строятся на основании умений ребенка и проблем, которые имеются у него с произношением. Каким бы талантливым и опытным не был педагог, результат зависит от него лишь частично, так как существует три обязательных условия для успешного освоения звуков.

Фонематический слух – малыш должен слышать и определять, как звучит тот или иной звук. Фонематический слух развивается через специальные упражнения, которые включают в себя многократные повторения звуков, их интерпретацию и прослушивание. Недостаточно понять звучание звуков, необходимо уметь их повторить и закрепить в речи правильное звучание.

Самоконтроль – на протяжении занятий (1-3 раза в неделю) произношение ребенка контролирует логопед, он исправляет его и говорит, как произносить правильно. При этом все остальное время ребенок должен контролировать себя самостоятельно.

Во время общения с родителями это не является настолько большой проблемой, так как взрослые также заинтересованы в том, чтобы их ребенок произносил звуки правильно. Самой большой проблемой является общение со сверстниками, так как у других детей также могут быть проблемы с произношением, а когда нет контроля со стороны взрослых, то ребенок может даже не замечать своих ошибок.

Для достижения результата необходимо следить за собой, исправляться и стараться говорить правильно из раза в раз. Если же этого не делать, то на закрепление звуков в речи уйдет намного больше времени.

Мотивация – когда ребенок понимает, зачем он ходит к логопеду, то и результат наступает быстрее. Родителям необходимо мотивировать ребенка, рассказать ему, что его ждет, когда он будет правильно произносить все звуки (главные роли в утренниках, похвала преподавателей, возможность рассказывать стихи на публике, восхищение друзей).

За каждое достижение малыша нужно хвалить, так как это небольшая победа над самим собой. Если же случаются неудачи, то их нужно анализировать и предотвращать в дальнейшем. Когда будет мотивация, тогда и нежелание заниматься с логопедом будет редким явлением.

Фонематический слух, самоконтроль и мотивация – это условия, необходимые для закрепления звуков в речи, они дополняют друг друга и влияют на конечный результат.

Скачать электронную книгу «Самые важные шаги для развития речи». В этой книге собран опыт практической работы с детьми с самыми различными нарушениями речи и изложить все это максимально понятно для обычного родителя.

В заключение хочу пригласить вас принять участие в работе on-line школы развития речи «Круг общения».

Вы научитесь самостоятельно профессионально заниматься со своим ребенком. При поддержке специалистов школы разработаете индивидуальную программу, получите сопровождение на все время обучения. Сами выберете удобный для вас формат общения – по скайпу или через любой из мессенджеров. Все видеозаписи консультаций останутся у вас навсегда. Присоединяйтесь к on-line школе по ссылке.

Учим ребенка выговаривать сложные буквы Р, Л, Ж, Ш, С

Четкая и понятная речь — один из показателей успешного развития ребенка. Дети, умеющие правильно говорить, всегда выделяются на фоне сверстников. Но дошкольникам не всегда удается верно выговаривать некоторые буквы. Особенно сложны в произнесении буквы Р, Л, Ж, Ш, С.

К какому возрасту дети должны уметь произносить их правильно? Как понять, стоит ли обращаться к логопеду? Можно ли самостоятельно научить ребенка выговаривать сложные буквы? На эти вопросы можно найти ответ в этой статье.

Также здесь приведены артикуляционные упражнения, игры и скороговорки, которые обязательно пригодятся для домашних тренировок. Они помогут закрепить у ребенка навык верного произнесения таких сложных букв, как Р, Л, Ж, Ш, С.

Содержание:

Небольшое отступление. Звук или буква?

Звук и буква неотделимы друг от друга. Но зачастую даже взрослые путают эти понятия, не понимая разницу между ними.

На самом деле все очень просто. То, что мы говорим и слышим — это звуки русского языка. А то, что мы видим в книге, тетради, мониторе компьютера и читаем — это буквы.

Дети сперва учатся воспроизводить звуки (говорить) и лишь затем начинают писать буквы (обозначать сказанное графически).

Но в связи с тем, что почти всегда нам задают вопрос: «Как научить ребенка говорить букву Р или букву Ш?», мы считаем, что разница между буквой и звуком в данном случае не принципиальна Для легкости понимания и чтения статьи мы выбрали единый и привычный для большинства читателей термин «буква».

Что является причиной неправильного произношения

Существует несколько причин, влияющих на неправильное произношение.

К ним относятся:

  1. Дефекты органов артикуляционного аппарата
  • неправильное строение зубного ряда,
  • неверный прикус,
  • слишком высокое или слишком низкое нёбо,
  • короткая подъязычная связка,
  • малоподвижная верхняя губа,
  • слишком большой или слишком маленький узкий язык.
  1. Физиологические
  • недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (например, неумение держать язык в определенном положении при произнесении звуков),
  • общая физическая ослабленность в период активного становления речи,
  • снижение слуха,
  • неумение различать звуки, сходные по звучанию (<с>—<ш>, <б>— <п>и т.д.)
  1. Педагогические

Дети склонны к подражанию, поэтому авторитетные взрослые и сверстники по возможности должны обладать чистой речью. Нельзя подавать неверный пример: сюсюкать, уподобляться детскому произношению. Важно выговаривать все звуки в слове и четко артикулировать.

В каком возрасте ребенок должен выговаривать буквы Р, Л, Ж, Ш, С

Логопеды заявляют, что становление звуков происходит у детей примерно в одинаковые сроки. Буквы С, Ш, Ж ребята должны уметь произносить в 4 года.

Самые трудные в произнесении Р и Л появляются в речи детей позже. Но в норме ребенок должен осилить Р к 6 годам. Чуть раньше он должен произнести твердую букву Л.

Как проводить логопедические занятия с ребенком дома. Советы

Занятия должны проходить в игровой форме. Так ребенок не будет настороженно к ним относиться, нервничать и комплексовать.

  • Нельзя чрезмерно настаивать на упражнениях и заставлять ребенка. Занятия должны приносить ему удовольствие. Лишь в этом случае произношение быстро начнет улучшаться.
  • Занятие не должно превышать 15 минут, а артикуляционная гимнастика (разминка) пусть длится не менее 5 минут. Так упражнения принесут наибольшую пользу.
  • Не стоит повторять дыхательные и голосовые упражнения больше 4-5 раз. Дети быстро утомляются, затрачивают больше кислорода, чем обычно, и могут почувствовать головокружение.
  • Ребенок не должен быть простужен (заложенный нос, больное горло), иначе дыхательные упражнения будут выполняться неверно и не принесут пользы.
  • Чтобы усилить эффект от занятий, надо обязательно закреплять навыки в течение дня. Детям будет интересно играть и произносить скороговорки вместе со взрослыми. Делать это можно и дома, и на прогулке.
  • Можно предложить ребенку побыть в роли учителя. Пусть он «научит» любимую игрушку выговаривать букву.
  • Развить речь помогут игры и упражнения для мелкой моторики — лепка, раскрашивание, конструирование букв.
  • Обязательно хвалите малыша. Ему важно ощущать свои достижения.

Буква Р

Неправильное выговаривание буквы Р встречается довольно часто. Если не работать над произношением, этот дефект может остаться на всю жизнь.

Существует несколько вариантов неверного произношения буквы Р:

  • дети могут не произносить этот звук вообще (корова — коова),
  • может быть замена твердой буквы Р на мягкую (рука — рюка),
  • иногда букву Р заменяют другими буквами (рука-лука, дука, люка, йюка и т.д.).

Как же заниматься с ребенком, чтобы научить его верному произнесению буквы Р?

  1. Артикуляционные упражнения подготовят мышцы губ и языка к занятиям. Их нужно проводить ежедневно.
  • «Варенье». Ребенок должен приоткрыть рот и водить языком вправо и влево по верхней губе. Чтобы заинтересовать малыша, можно намазать рот чем-то сладким.
  • «Маляр». Нужно водить языком вперед и назад по нёбу, как это делает маляр своей кистью.
  • «Гриб». Ребенку надо открыть рот, улыбнуться и прижать язык полностью к нёбу, удерживая его от 3 до 10 счетов.
  1. Дыхательные упражнения помогут с нужной интенсивностью направлять струю воздуха, чтобы получился верный звук. Вдох должен быть строго через нос, а выдох — через рот. Повторять упражнение больше 4 раз не надо.
  • «Свеча». Нужно задуть горящую свечу. Делать это можно короткой, сильной струей воздуха, можно, наоборот, слабой. Или задувать с близкого расстояния, с каждым разом увеличивая дистанцию.
  • «Снежинка». Ребенок должен растянуть губы в улыбке и расположить язык на нижней губе. Нужно сдуть кусочек бумажки («снежинку») на кончике языка.
  • «Буря». Понадобится стакан с водой и трубочка. Ребенку надо выдохнуть в трубочку, опущенную в стакан. Так в воде получится настоящая «буря».

  1. Вибрация языком — учимся чувствовать и воспроизводить.

Нужно сесть вместе с ребенком перед зеркалом. Он должен видеть положение языка и губ взрослого. Так будет проще повторить правильный звук. Стоит попробовать произносить букву Р, рыча как тигр, или мурлыча, как кошка. Упражнения будут более результативными, если ребенку будет интересно выполнять задания.

Можно научиться произносить букву Р, используя другие буквы. Например, ребенок может протяжно произносить звук З, держа язык в верхнем положении. Затем надо быстро проводить языком по бугоркам за верхней челюстью. Получится звук СР.

Также можно поработать с другими буквами. Например, учиться произносить Р через хорошо отработанные Д, Ж, С. Постепенно можно будет уйти от лишних букв, автоматизировав произношение буквы Р. Для этого нужно часто использовать в речи слова, содержащие проблемную букву Р.

Игры с буквой Р

Чтобы закрепить эффект от упражнений, важно в течение дня возвращаться к отработке навыков.

  1. «Волшебный мешочек». Дети достают из мешочка предметы или картинки с изображениями предметов. Надо произнести название предмета, четко выговаривая букву Р.
  2. Игры с крупами. Они хорошо стимулируют мелкую моторику, а, значит, и речь. Можно изображать предметы, в названии которых есть буква Р. Например, коРРРРона из гРРРРРечки.
  3. Повторить слог наоборот. Ар-ра, ур-ру и т.д.
  4. Закончить фразу. Потребуются картинки с подсказками. Например, ро-ро-ро — перо.
  5. Короткие песенки или стихотворения. Например:

Барашек, барашек,
Покажи рога.
Дам тебе я сахару,
Кусочек пирога!

Скороговорки с буквой Р

  • Красный краб кричит «Ура!» Резать торт пришла пора.
  • Проворонила ворона вороненка.
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  • Во дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
  • Три сороки-тараторки тараторили на горке.
  • Разъяренный крокодил раздражен и нелюдим.
  • Грянул гром — гроза в разгаре.
  • Боря Ире дал Ириску. Ира Боре — барбариску.
  • Тридцать три трубача трубят тревогу.

Буква Ш

Чтобы буква Ш произносилась правильно, речевой аппарат должен быть хорошо натренирован.

При верном произнесении буквы Ш язык располагается строго симметрично. Губы всегда округленные, а зубы максимально приближены друг к другу. Посередине широкого языка идет теплая струя воздуха, которую легко ощутить ладонью у рта. Голосовые связки разомкнуты.

Зачастую детям сложно выполнять подобные действия языком и губами. Поэтому встречаются разнообразные способы выговаривания буквы Ш.

Внимание! Ни один из нижеперечисленных вариантов произнесения не является верным. Все они требуют корректировки.

  • межзубное произношение (звук в этом случае шепелявый, а язык просунут между зубами),
  • произнесение «в нос»,
  • способ, при котором язык упирается в зубы, и звук становится похожим на Т,
  • при нарушении прикуса звук похож на Ф,
  • звук, напоминающий С.

Букву Ш можно научиться выговаривать дома. Для этого надо ежедневно выполнять упражнения для постановки дыхания и тренировки мышц языка и губ.

Кроме этого, обязательно нужно выполнять игровые задания для закрепления изученных навыков.

Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно, в начале занятия. Важно размять не только язык, но и губы.

  1. Упражнения для языка:
  • «Спрячь конфетку». Ребенок должен удерживать широкий язык на нижней губе. На его край взрослый кладет маленький кусочек зефира или пастилы. Малышу нужно спрятать кусок сладости, зажав его языком за верхними зубами и прилепив на нёбо. Упражнение выполняется в медленном темпе. Рот не должен открываться шире 2 см.
  • «Футбол». Нужно улыбнуться и положить широкий язык на нижнюю губу. Перед этим надо подготовить кусочек ваты. Ребенок должен дуть на вату, произнося звук Ф. Нужно докатить ее до противоположного конца стола. Важно следить, чтобы звук произносился как Ф, а не Х — это повлияет на ширину струи воздуха. Щеки не должны надуваться.
  • «Гармошка». Надо улыбнуться, приклеить язык к нёбу, и, не отпуская языка, открывать и закрывать рот. Стоит представить. что это мех гармошки. С каждым разом нужно открывать рот все шире, и дольше удерживать язык в положении у нёба (от 3 до 10 счетов). Стороны языка не должны провисать. Рот и губы всегда неподвижны.
  1. Упражнения для губ:
  • «Трубочка». Ребенок должен вытянуть губы трубочкой и беззвучно произносить букву У.
  • «Зайчик». Надо улыбнуться, открыв верхние и нижние зубы. По очереди поднимается верхняя и нижняя губы. Важно следить, чтобы зубы были сомкнуты, а губы возвращались в исходное положение.

Игры с буквой Ш

  1. Закончить фразу (или повторить ее). Стоит заранее подготовить картинки в помощь. Например:

Шу-шу-шу — Маша кушает лапшу. Ши-ши-ши — кашу ешьте, малыши.Шо-шо-шо – Паша пишет хорошо.

  1. Игра «Измени слово». Надо изменить слово так, чтобы в нем появился звук «ш». На первых порах может потребоваться помощь взрослого. Но скоро ребенок сможет изменять слова по образцу самостоятельно.

Горох — горошек, орех — орешек, воробей — воробушек, хлеб — хлебушек и т.д.

  1. Шипеть, как змея, как спущенный воздушный шарик и т.д.
  2. Песни, потешки, стихотворения.

Буква Ш — Шипящая,
Иногда-Шуршащая,
Часто- Шелестящая,
Изредка- Шкварчащая.

Змея шипит,шипит,шипит,
Полгода учит алфавит,
Устала бедная уже,
А знает только букву —
Ш-Ш-Ше.

Шу-шу-шу — шуршала мышь,
Шу-шу-шу — шумел камыш,
Дятел шустрый, шалунишка,
Шелушил шестую шишку.
Что за шорох? Слышат уши,
Кто-то дышит глуше, глуше,
Кто-то машет выше, выше,
Кто-то шепчет: «Тише, тише».

Скороговорки с буквой Ш

Хороший способ в увлекательной форме закрепить изученный навык произнесения буквы Ш — учить забавные скороговорки.

  • Мышка кошке сшила сапожки, кошка мышке сшила штанишки.
  • Шура шилом для шиншиллы в шалаше сапожки шила.
  • Парус наш на совесть сшит, нас и шторм не устрашит.
  • Кашалот не любит кашу — у него от каши кашель.
  • Хрюшка Нюша мышку Машу пригласила кушать кашу. Мышка Маша хрюшке Нюше принесла кусочек груши.
  • Паша Саше шьёт сапоги, а Саша Паше печёт пироги.
  • Шили рубашку с кармашками, сшили, ушили, перешили, зашили, да не вышили.

Буква Ж

Научиться произносить букву Ж будет легко, если ребенок уже умеет говорить букву Ш. Дело в том, что движения языка и губ при их произнесении практически одинаковые. Только при выговаривании буквы Ж еще активно включаются голосовые связки.

Эту разницу легко заметить даже ребенку. Пусть он положит свою ладонь на горло взрослого, который произносит по очереди буквы Ш и Ж. Ребенок ощутит, как вибрируют голосовые связки, когда говорят букву Ж. При произнесении буквы Ш они останутся неподвижными.

Обратите внимание, как правильно выговаривать букву Ж. Губы должны быть округлены, а зубы находиться близко друг от друга. Широкий кончик языка приближен к альвеолам (углублениям в кости верхней челюсти), края языка прижаты к боковым зубам, а задняя часть языка поднята и стремится назад. Посередине языка проходит теплая струя воздуха. Голосовые складки напряжены и дают голос.

Для занятий подходят артикуляционные и дыхательные упражнения для буквы Ш. Они точно так же развивают и подготавливают губы, язык и дыхание к произнесению буквы Ж.

Игры с буквой Ж

  1. Жужжать как жук, пчела или муха.
  2. «Пчелы собирают мед». Участники воображают себя пчелками и жужжат, кружась и перемещаясь по комнате. По сигналу нужно как можно быстрее «улететь» в «домик».
  3. «Мухи в паутине». Игра подойдет для компании детей. Часть из них изображает паутину, образуя круг. Другая часть детей — «мухи», они вбегают и выбегают из круга, жужжа при этом. По сигналу дети-»паутинки» берутся за руки, а те «мухи», что не успели выбраться из круга, тоже становятся в паутину. Игра длится до тех пор, пока все «мухи» не пойманы.
  4. «Кому это нужно?» Взрослый показывает ребенку сюжетные картинки, на которых не хватает предметов. Затем нужно достать предметную картинку и спросить, что на ней изображено (предметы, в названии которых встречается буква Ж). Например, картинка, на которой нарисованы ножницы. Ребенок произносит название вслух и решает, какой сюжетной картинке не хватает ножниц. Например, они нужны бабушке, чтобы шить.

Скороговорки с буквой Ж

  • Женя и Вика жуют ежевику.
  • В живом уголке жили ежи да ужи.
  • Жарко жабе в теплой луже. Жаба ждет дождя и тужит.
  • Что на ужин у ежей? Кожура от желудей.
  • У ужа — ужата, у ежа — ежата.
  • У крошки Матрешки пропали сережки. Сережки Сережка нашел на дорожке.
  • Лежит ежик у елки, у ежа иголки.
  • На крыше у Шуры жил журавль Жура. Жил журавль Жура на крыше у Шуры.

Буква Л

Это одна из самых сложных в произнесении букв. Дети учатся выговаривать ее одной из последних. Тем не менее, важно начать как можно раньше работать над верным произношением.

Как же правильно говорить букву Л?

Губы растягиваются в улыбке, а зубы сжаты. Язык может упираться в зубы, щель между верхними и нижними зубами или в альвеолы. Боковые стороны языка не препятствуют свободному прохождению воздушной струи.

Существует несколько вариантов неправильного выговаривания буквы Л.

  • полное отсутствие этого звука (ложка-ожка)
  • замена более простым звуком, например, У
  • искаженное произношение (похожее на С, Й или Р)
  • неумение различать твердую и мягкую Л.

Стоит попробовать следующие артикуляционные и дыхательные упражнения:

  • «Улыбка». Держать растянутые губы в улыбке, считая до 10.. Рот должен быть закрыт.
  • «Паровоз». Губы растягиваются в улыбке, зубы сжаты, язык давит на зубы, как на гудок паровоза и добавляет голос. Получается звук Л.
  • «Собачка». Ребенок растягивает губы в улыбке, показывает зубы и прикусывает кончик языка. Затем надо начать дышать, как собачка, которой жарко. Важно следить, чтобы воздух проходил через рот, а не через нос. Затем нужно подключить голосовые связки и произносить ЫЫЫ или ААА. Щеки надувать не надо.
  • «Лошадка». Широко улыбаясь и показывая зубы, надо цокать языком (как будто скачет лошадка). Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
  • Передвигать язык во рту поочередно вправо и влево.
  • «Дует ветерок». Губы растягиваются в улыбке, приоткрывается рот и прикусывается язык. Ребенок начинает дуть на ватку на ладони взрослого.
  • «Карандаш». Надо сделать глубокий вдох через нос и выдохнуть воздушную струю через рот так, чтобы прокатить по столу карандаш.

Игры с буквой Л

  1. «Доскажи фразу». Это могут быть рифмованные предложения, которые нужно придумать самим (например, ло-ло-ло — на улице тепло). Ребенок также может продолжить строчки известных ему стихотворений (например, А.Барто «Лягушата»).
  2. «Коробка с картинками». Пусть малыш называет предметы, изображенные на картинках (в названии которых есть буква Л). Затем нужно составить из этих нескольких слов предложение. Например: миска с малиной и лампа стоят на столе.
  3. «Что исчезло?» На столе лежат предметы, в названии которых есть буква Л (ложка, кораблик, лягушонок и т.д.). На несколько секунд ребенок отворачивается от стола, а взрослый прячет предмет. Нужно назвать «пропавшую» вещь.
  4. Стишки и песенки.

Убежало, убежало,
Убежало молоко.
Я с трудом его поймала,
Быть хозяйкой нелегко!

Посадил дед лук,
Отрастил лук чуб.
Увидал лук внук,
Оборвал луку чуб.
Удивительная штука:
Слёзы капают — у внука!

Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.

Скороговорки с буквой Л

  • Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
  • На речной мели мы на налима набрели.
  • Около колодца кольцо не найдется.
  • Королева кавалеру подарила каравеллу.
  • Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал, лакал, да не мелел Байкал.
  • Милу мама мылом мыла.
  • У Антипа росла одна липа, а Филипп посадил семь лип.
  • Карась, в лаз не лазь! Застрял в лазе карась.
  • Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

Буква С

Неверное выговаривание буквы С у детей встречается довольно часто. Варианты неправильного произношения С такие:

  • звук вообще отсутствует (сок — ок),
  • он заменяется более простым в произношении (собака — шабака и т.д.)
  • ребенок путает твердую и мягкую С (собака — сябака).

Произнесение буквы С требует натренированных мышц языка и губ, а также правильного дыхания.

Губы слегка улыбаются, видно верхние и нижние резцы. Зубы почти сомкнуты. Широкий кончик языка касается нижних передних зубов. Боковые края языка смыкаются с боковыми зубами верхней челюсти. Спинка языка и альвеолы образуют узкую щель для выхода сильной и холодной воздушной струи. Голосовые связки разомкнуты и не образуют голосовую вибрацию.

Натренировать речевой аппарат ребенка помогут артикуляционные и дыхательные упражнения.

Упражнения надо чередовать между собой и выполнять под размеренный счет.

  • «Свист» — при сжатых зубах надо вытянуть губы трубочкой, как во время свиста.
  • «Улыбка» — губы растягиваются в улыбке, а зубы остаются разомкнутыми.
  • «Чистим зубы» — губы нужно разомкнуть, а кончиком языка проводить по зубам (справа налево и обратно, на верхней и нижней челюсти).
  • «Часики» — губы улыбаются, а кончик языка двигается поочередно к правому и левому уголку рта. Нижняя челюсть должна быть неподвижной.
  • «Качели» — ребенок должен языком попытаться добраться до кончика носа, до подбородка, до верхней и нижней губ, до пространства между зубами и губами верхней и нижней челюсти. Язык всегда остается широким, а губы не обтягивают зубы.

Игры с буквой С

  1. Продолжить чистоговорки (или даже придумать свои с помощью картинок). Са-са-са — по двору летит оса. Су-су-су — хорошо сейчас в лесу.
  2. Песенки, стишки, потешки.

Симпатичный дядя — Слон,
Слушать сказки любит он.
Сказки озорные,
Самые смешные.

Солнце светит ясно —
Всё у нас прекрасно!
Солнце спряталось за лес,
Месяц светит.. буквой С.

Сорочата у сороки
Срочно делают уроки:
Сто и сорок сорочат
Строчки весело строчат.

  1. Лото (картинки и карточки с изображениями предметов, в названии которых есть буква С). Достаем картинку, произносим слово, кладем на карточку с ее изображением. Кто быстрее соберет полный набор картинок — тот и выиграл.
  2. Придумать предложение со словами. Взрослым нужно предварительно подготовить картинки (на них могут быть изображены часы, сушка, сосулька, колбаса, коса и т.д.)
  3. Загадки. Конечно же, в ответе-отгадке должна присутствовать буква С.

Вот гора, а у горы —
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.
(Нос)

У нас под самой крышей белый гвоздь растет,
Но как солнышко взойдет,
Гвоздь растает, упадет.
(Сосулька)

Бело покрывало на земле лежало,
Лето пришло — оно все сошло.
(Снег)

  1. Вспомнить слова на букву С. Произносить их надо по очереди. Кто знает больше слов — тот и выиграл.
  2. Пальчиковые игры, потешки (Мальчик-пальчик, Сорока-белобока и т.д)

Скороговорки с буквой С

  • Носит Сеня в сени сено. Будет Сеня спать на сене.
  • У осы не усы, не усищи, а усики.
  • У Сени с Саней в сетях сом с усами.
  • Коси, коса, пока роса. Роса долой — и мы домой.
  • Глядят подсолнухи на солнышко, а солнышко — на подсолнушки.
  • У киски в миске сливки скисли.
  • Ела киска суп из миски. Пуста миска, сыта киска.
  • В поле Фрося полет просо. Сорняки выносит Фрося.
  • Саша само совершенство, а еще самосовершенствуется.

Когда необходимо обратиться за помощью к логопеду

С походом на прием к логопеду не стоит затягивать. Чем раньше начнется работа над речью малыша, тем быстрее он научится красиво и четко говорить. Необходимо проконсультироваться со специалистом в следующих случаях:

  • В 3-4 года ребенок не может вытягивать губы трубочкой, надувать щеки, высовывать язык, дотрагиваться им до нёба, а также воспроизводить простейший ритм.
  • После 3,5 лет малыш пропускает слоги в словах, путает их местами.
  • В 4,5 — 5 лет дошкольник не говорит связными фразами, путает в предложении род, число и падеж.
  • Ребенок говорит в нос.
  • Он захлебывается словами, не успевая за мыслями.
  • Малыш глотает слоги.
  • Ему не хватает дыхания на произнесение фразы.
  • Ребенок говорит монотонно.
  • Дошкольник не стремится к общению и обсуждению увиденного, услышанного и т.д.
  • Домашние занятия над неверным произношением букв не приносят ожидаемого эффекта.
  • У ребенка врожденные аномалии — заячья губа, короткая связка на языке, пониженный слух и т.д.

Правильная речь ребенка формируется не сразу. Существуют возрастные нормы, определяющие, к какому возрасту малыш должен уметь выговаривать ту или иную букву.

Если ребенок не может правильно произносить определенную букву, родители могут заниматься с ним дома.

Для верного произношения необходимы натренированные мышцы губ и языка, а также правильное дыхание. Научить ребенка верно выговаривать буквы помогут артикуляционные и дыхательные упражнения, а также игры и скороговорки для закрепления полученного навыка.

Обязательно надо подбадривать и хвалить ребенка за успехи. Видя поддержку взрослых и эффект от проделанной им работы, ребенку будут нравится занятия. А это — залог хорошего результата. Так малыш научится правильно произносить даже такие сложные буквы, как Р, Ш, Ж, Л, С.

Каждая мама обязана знать:  Мой трехлетний сын может бросить чашкой, обозвать, замахнуться.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация