В рисунках сына много черного цвета


Ребенок рисует черным цветом: комментарии психологов

Когда черный цвет является нормой

До пяти лет то, что ребенок выбирает черный цвет, не должно беспокоить родителей. Так малыш просто лучше видит, что он изобразил, к тому же черным рисовать удобнее: не нужно часто макать кисточку в краску. Если не акцентировать внимание на том, что ребенок любит черный цвет, не пытаться спрятать эту краску, а предлагать ее вместе с остальными, то через какое-то время ребенок переключится и на другие цвета.

Если вы хотите привлечь внимание юного художника ко всему спектру оттенков, можно предлагать для рисования разноцветную бумагу или даже черную, на ней отлично видна белая краска.

В возрасте от пяти лет ребенок уже может использовать цвет для того, чтобы выразить свои чувства, особенно если в силу характера или иных причин не может сделать это другим способом.

У взрослых темные тона ассоциируются с трауром и негативом, а у детей этих культурных ассоциаций нет, они воспринимают цвета на бессознательном уровне, энергетическом. И черный является очень сильным, выразительным, с его помощью любой объект на листе бумаги можно сделать значимым.

Это еще и способ проявления силы, особенно для мальчиков, возможность выразить эмоции – страх или гнев.

Когда начинать беспокоиться

Есть ряд тревожных признаков:

  • помимо рисунков в мрачном цвете вы замечаете еще и странности в поведении ребенка: нежелание общаться с людьми, ночные кошмары, агрессивное поведение;
  • возраст 10 лет и старше, а ребенок все еще рисует черным цветом;
  • помимо черной краски на рисунках вы наблюдаете трагичный или агрессивный сюжет: люди с закрашенными лицами, война, разрушения;
  • ребенок раньше предпочитал яркие краски, а затем произошло что-то неприятное, и он начал выбирать черный цвет.

Если вы наблюдаете такие вещи, стоит обратиться к психологу за консультацией.

Памятка для родителей

Позвольте ребенку использовать для творчества тот цвет, который ему нравится. Предоставьте выбор, но не уговаривайте и не давите. Выражайте свои эмоции аккуратно. Если вас пугает то, что ребенку нравится черный цвет, малыш может ваши чувства перенести на себя и воспринять их как запрет на ту форму творчества, которая ему интересна. Если вас что-то тревожит, задавайте вопросы о том, что изображено на рисунке, что это значит, не акцентируя внимание на цвете.

Психологи предостерегают делать скоропалительные выводы о рисунках ребенка. Если ваши подозрения в проблеме со временем становятся более серьезными, обратитесь за консультацией к детскому психологу.

Сам по себе черный цвет ни о чем не говорит, ни один специалист только по этому признаку не возьмется ставить диагноз. Важно оценивать совокупность факторов: настроение, состояние здоровья ребенка, сюжет рисунка и многое другое.

Почему ребенку нравится рисовать черной краской: психология цвета в детских рисунках

Большинство детей свои фантазии реализуют с помощью рисунка. Многие из них изображают на бумаге маму, папу, животных, сказочных персонажей. Обычно родители поощряют подобное времяпровождение, покупая деткам карандаши, фломастеры и краски. Иногда мамы и папы замечают, что малыш один из цветов использует чаще. Как правило, тревогу у родителей вызывают депрессивные оттенки – серый, коричневый, черный или цвет земли. Почему у некоторых детей в рисунках преобладает черный, стоит ли беспокоиться по этому поводу?

Какое значение имеет любимый цвет?

Не только психологи придают значение тому, какой у человека любимый цвет. К примеру, существуют специалисты, которые убеждены, что лечение цветом (цветотерапия, хромотерапия) – наиболее эффективно и не имеет противопоказаний.

Рассматривая детские рисунки, многие родители задаются вопросом, стоит ли тревожиться, если ребенок разукрашивает объекты одним цветом? Узнаем, что по этому поводу думают специалисты:

  • По мнению большинства психологов, если ребенок выбирает розовый, желтый, синий, голубой, либо у него любимые все оттенки зеленого – тревожиться не о чем.
  • Красный может говорить о скрытой агрессии малыша, которую он выплескивает на бумагу. Быть может, ребенка кто-то обижает в детском саду, или ему приходится расти в жестких спартанских условиях, не имея возможности высказать свое мнение. Также красный – цвет целеустремленности, эгоизма, его любят лидеры.
  • Коричневый редко становится фаворитом юных художников. Он обычно означает дискомфорт, неприятие окружающего мира. Специалисты считают, что с помощью этого оттенка ребенок хочет отгородиться от общества. Такие дети часто не имеют друзей, бывают замкнуты и всегда серьезны.
  • Черный обычно используется для обрисовки контура предмета, либо для передачи цвета земли, на которой малыш рисует растения и животных. Подобное использование этого цвета вполне оправдано и говорит лишь о том, что малыш стремится к идеальному результату, а также любит, чтобы в его жизни все было четко распланировано. Черный преобладает, он насыщенный и занимает большую часть листа? У малыша возможны определенные психологические проблемы. Быть может, он перенес сильный стресс, либо продолжает находиться в сложных условиях.

Черный цвет ребенок обычно использует для выделения некоторых фрагментов

Черный: значение в зависимости от возраста

Чтобы определить, насколько серьезна ситуация, важно знать возраст ребенка. В каждом периоде своей жизни малыш воспринимает мир по-разному, по-разному следует и относиться к его творчеству. Рассмотрим возрастные границы малыша, который предпочитает рисовать черным цветом:

  • От 0 до 2 лет. В этом возрасте малыш пока неспособен выразить свой внутренний настрой и показать характер с помощью рисунка. Часто кроха рисует прямо на себе, с удивлением наблюдая за тем, как маркер или фломастер оставляет темный след на коже. Если ребенок рисует черным цветом – не стоит тревожиться о его состоянии. Этот этап в жизни малыша особенный – он лишь пробует и познает вещи, а не пытается стать творцом.
  • 3-4 года. Если ребенок младшего садиковского возраста чаще всего берет в руки черный карандаш или фломастер – это может свидетельствовать о временной переоценке ценностей. Стоит понаблюдать за крохой, не делая далеко идущих выводов. У психологов существует понятие «кризис 3 лет», когда малыш начинает по-другому оценивать себя и свое место в обществе (подробнее в статье: как преодолеть кризис 3 лет у ребенка: психология и особенности). Нередко в этом возрасте возникает отрицание – он отказывается делать то, что необходимо. Иногда родители действуют от противного, то есть говорят: «не ложись спать», «не садись за стол», «не нужно убирать игрушки», чтобы кроха сделал наоборот. Как только этот период закончится, эпоха мрачных оттенков также сойдет на нет.
  • 5-9 лет. Дошкольники и младшие школьники уже могут объяснить родителям, что им не нравится. Если родители заметили у сына рисунок, выполненный черным карандашом, стоит поговорить с ребенком, попытаться выяснить, что его тревожит, волнует. Как правило, в данном возрасте выбор нетипичного цвета говорит о депрессивном состоянии, а также о сложных психологических проблемах. Иногда малыш не доверяет родителям и отказывается признавать, что у него в жизни что-то не в порядке. В этом случае стоит проконсультироваться со специалистом по психологии.
Каждая мама обязана знать:  Как оградить сына от странных игр его сводного брата

Расположение цвета на рисунке

Огромное значение имеет то, сколько мазков или штрихов произвел ребенок во время рисования. К примеру, на бумаге присутствует лишь один темный объект сбоку, который может символизировать что-то плохое, либо лист полностью закрашен штриховкой. Рассмотрим различные варианты:

  • Черным окрашен какой-то объект, остальные фигурки другого цвета. Мрачная фигура может быть на листе одна, остальное пространство не зарисовано. Такое творчество говорит о том, что ребенок учится справляться с проблемой, отделяя ее от себя. Если объект где-то сбоку – значит, усилия малыша достаточно успешны – его страх, неуверенность, ошибки или какая-то угроза находятся в стороне, и он старается отодвинуть их подальше.
  • Весь рисунок черного цвета. Это может быть штриховка, либо фигура в темных тонах, занимающая почти всю площадь листа. Такая картина свидетельствует о глубокой депрессии, унынии и беспросветности. Ребенок не видит выхода, он подавлен и угнетен.
  • Черный поверх другого цвета. Иногда ребенок рисует разными цветами, а затем красит рисунок темным. Это пугает впечатлительных мам и вызывает тревогу. Однако данная ситуация может сказать о том, что кроха просто устал от творчества и хочет побыстрее закончить рисовать. Некоторые дети так делают, когда хотят скрыть неудачную работу и переключиться на что-то более интересное. Также перечеркивание может дать понять родителям, что малыш немного агрессивен, и таким образом дает выход накопившейся обиде на кого-то.

Депрессию, замкнутость, другие проблемы психологического характера внимательные родители должны заметить и без помощи цветовых предпочтений крохи.

Почему ребенок в своих рисунках стал использовать много черной краски?

Даже имя свое раньше писал разноцветными буквами, а теперь черными. Что по этому поводу говорят психологи.

Знаете, на мой взгляд, психологи говорят чушь по поводу детских рисунков. Я помню, как психолог анализировала рисунки моего старшего сына, тоже рассказывала о темных красках и тревожности. А потом я поговорил с сыном и оказалось, что просто у него светлые краски были запачканы, поэтому он использовал темные.

Истоки этих рассуждений истекают из устаревшей теории Фрейда, они достаточно примитивны и притягивают за уши вторичные признаки. Цель понятна, эти теории возникают на Западе, это бизнес на страхе. Доходы от психоанализа исчисляются миллиардами долларов. Но стоит ли нам вестись на эти теории? Нужно просто любить своих детей, говорить с ними, слушать их. И тогда мы сможем услышать больше, чем высосут психологи из чужих теорий.


Большое значение здесь имеет возраст ребёнка. В психологии принято считать, что только примерно после пяти лет по используемым в детском рисунке цветам можно говорить о его состоянии. Именно в этом возрасте у него (ребёнка) накапливается уже достаточно много ассоциаций, и выбор цвета неслучаен. Но прежде, чем анализировать цвета, полезно оценить сначала общее впечатление от рисунка. Вызывает ли он у вас чувство тревоги или спокойствия? Вам кажется, что он несёт агрессию или умиротворение. Если ваша родитеьская интуиция подсказывает, что что-то не так, то лучше не тяните и обратитесь к специалисту в этой области. Не будьте самонадеянны, лучше перестрахуйтесь. Преобладание в рисунке чёрного цвета, при наличии выбора, может означать депрессию, протест, потребность в изменениях.

Ребенок рисует черным. Школьники

По достижению возраста шести-семи лет ребенок идет в школу. Это начало следующего этапа взросления, во время которого маленький человек приобретает социальные навыки, знакомится с друзьями, по факту – начинает новую жизнь. Школьные годы – время, когда родители начинают терять контроль над жизнью своего чада, и это становится причиной паники и возникновения множества страхов, в том числе и неоправданных. Например, когда ребенок внезапно начинает рисовать только черными красками. Сегодня мы продолжаем тему значения самого неоднозначного цвета в рисунках детей.

Возрастная группа младших школьников, особенно первоклашки, отличается высоким уровнем стресса. Это второй мощный кризис в жизни ребенка, но на этот раз он будет преодолевать его в большей степени самостоятельно. Бывшего малыша вытаскивают из тепличной среды детского сада в дисциплинированное строгое заведение школы. Ребенку предстоит перестройка своих привычных действий, привыкание к новому расписанию, к незнакомой среде одноклассников и учителей. Все это оказывает сильное воздействие и приводит к стрессу, иногда затяжному.

К чему я все это расписываю? Да к тому, что рисование черным для первоклассника – это нормальное явление, которое встречается довольно часто. Ребенок испытывает стресс, он погружается в незнакомую среду и вынужден к ней приспосабливаться, а это довольно болезненный процесс.

Если же ребенок начал рисовать черным спонтанно или после каких-либо знаковых событий (это может быть и развод родителей, и конфликт на улице, смерть близкого человека, незначительная авария, получение травмы и т.д.), то Вам непременно стоит отвезти его к психологу. В детстве любое событие, даже, на взгляд взрослого человека, незначительное, может оказать огромное влияние. В таких вопросах лучше перестраховаться наверняка. В любом случае, постарайтесь выяснить причину, успокоить своего малыша, дать ему почувствовать вашу любовь.

Рисование черным цветом является признаком стресса и у подростков. Если ваш ребенок начал рисовать черные картины и вместе с тем стал более замкнутым, перестал идти на конфликт, это значит, что ему тяжело морально. Помогите ему, не давите. Вспомните, какими были сами в этом возрасте и попытайтесь понять своего ребенка. Пубертатный период – самый сложный и тяжелый в жизни человека, и пытаться морально задавить ребенка только за то, что он начал рисовать черным цветом – довольно неуместно.

С помощью черных красок подросток пытается выразить себя, свой протест против всех. Окружающий мир видится ему в мрачных тонах, и он передает это в своем творчестве. Очень хорошо, если подросток вообще рисует, это помогает снизить уровень стресса, выплеснуть обиды и другие отрицательные чувства на бумагу. Не зря же в психологии существует термин ИЗО-терапия!

Кстати, поход к психологу при вступлении в пубертатный период – хорошая идея только в двух случаях: если ребенок сам решил пойти и если наблюдаются какие-либо психические патологии. Если вы силком потащите подростка на психотерапию, это может несколько ухудшить ваши отношения. Если ситуация такая, что профессиональный взгляд стал необходим, постарайтесь прийти к соглашению, но никаких насильственных действий!

Психологический рисуночный тест «Моя семья»

Рисуночный тест «Моя семья» может использоваться для детей с четырех-пятилетнего возраста. Основной целью теста является диагностика внутрисемейных отношений. В психологической практике этот тест является одним из самых информативных.

Очень часто родители атмосферу семейных отношений оценивают положительно, в то время как ребенком она воспринимается совсем иначе. В «невинном» детском рисунке можно хорошо увидеть не только психологическое состояние ребенка, неосознанные или скрытые проблемы, но и его отношение к каждому члену семьи и восприятие семьи в целом. Узнав, какими ребенок видит семью и своих родителей, можно эффективно помочь ему и постараться исправить неблагоприятный климат в семье.

Задание
Дайте ребенку лист бумаги для рисования формата А4, простой карандаш, ластик. Попросите ребенка нарисовать семью, включая его самого, а также предложите ему – по его желанию – добавить к рисунку и другие детали.

Инструкция может быть еще более простой, если сказать только: «Нарисуй свою семью». Этот вариант дает большую свободу, а сам рисунок почти всегда отражает семейные взаимоотношения, каковы они есть в восприятии ребенка.

Когда рисунок будет закончен, необходимо попросить ребенка идентифицировать нарисованные фигуры, а для себя отметить последовательность, с которой ребенок их рисовал.

ВАЖНО!
Не следует просить ребенка нарисовать семью непосредственно после семейных ссор; контролировать или подсказывать во время рисования, а также обсуждать с кем-либо полученный результат при ребенке.

Кроме порядка изображения членов семьи, важно заметить, как сильно ребенок нажимает на карандаш, рисуя того или иного члена семьи, каково соотношение размера рисунка к размеру листа, а также как долго ребенок рисует.

При интерпретации выполненного рисунка семьи родителям и педагогам необходимо учитывать также возрастные особенности своего ребенка, наличие или отсутствие у него изобразительных навыков.

Оценка рисунка

Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.

Тестовые показатели
(показатели психомоторного тонуса)

Слабый нажим – низкая самооценка, иногда пассивность; астения, иногда депрессия.
Сильный нажим – высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность.
Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) – гиперактивность, агрессивность.
Изменчивый нажим – показатель эмоциональной неустойчивости ребенка.

Значение линий и штриховки

Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка.
Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.
Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость.
Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка.

Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку. Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке.

Интерпретация рисунка

1. Минимум деталей, выполненных в рисунке, говорит о замкнутости ребенка, а чрезмерное количество деталей свидетельствует о его скрытом беспокойстве.
2. Член семьи, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность, может быть нарисован либо очень толстой линией, либо тоненькой, дрожащей.
3. Размер изображенного родственника, животного или предмета говорит о его значимости для ребенка. Например, собака или кошка размером больше родителей свидетельствуют о том, что отношения с родителями стоят на втором месте. Если папа намного меньше мамы, то отношения с мамой для ребенка первостепенны.
4. Если ребенок нарисовал себя маленьким, невзрачным, то у него в данный момент низкая самооценка; если же собственное изображение крупно, можно говорить об уверенности ребенка в себе и задатках лидера. Очень маленькая, беспомощная фигурка ребенка, помещенная в окружении родителей, может выражать необходимость заботы о нем.
5. Если кого-то из членов семьи ребенок не нарисовал, это может означать негативное отношение к этому человеку и полное отсутствие эмоционального контакта с ним.
6. Тот, кого ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, наиболее ему близок. Если это человек, то он изображается взявшимся за руки с фигурой, соответствующей тестируемому ребенку.
7. В представлении ребенка наиболее умный человек имеет самую большую голову.
8. Большие расширенные глаза в рисунке ребенка – знак просьбы о помощи или беспокойства о чем-либо. Глаза-точечки или щелочки ребенок рисует человеку, по его мнению, независимому и не просящему о помощи.
9. Человек, нарисованный без ушей, – символ того, что он «не слышит» ребенка или вообще никого в семье.
10. Человек с открытым большим ртом воспринимается ребенком как источник угрозы. Ртом-черточкой обычно наделяется человек, скрывающий свои чувства и не способный влиять на других.
11. Чем больше у человека руки, тем могущественнее он в глазах ребенка. Чем больше пальцев на руках, тем более сильным и способным является для ребенка человек.
12. Ноги, нарисованные как бы повисшими в воздухе, не имеющими опоры, принадлежат человеку, который, по мнению ребенка, не имеет самостоятельной опоры в жизни.
13. Отсутствие рук и ног у человека часто свидетельствует о сниженном уровне интеллектуального развития, а отсутствие только ног – на низкую самооценку.
14. Наименее значимый персонаж обычно помещается в стороне от всех и имеет нечеткие очертания фигуры, иногда стирается ластиком после начала рисования.

Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка

1. Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью.
2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту.
3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.
4. Если применяется легкая или минимальная штриховка.
5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле).
6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.

Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях

1. Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания.
2. Чрезмерно большие пропорции родителей – показатель их авторитарности, стремления командовать детьми.
3. Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями.
4. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье.
5. Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи.
6. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижении самоуважения, подавлении воли к достижениям.
7. Если ребенок изобразил только себя, можно говорить об эгоцентричности, присущей этому ребенку, свойственной ему убежденности, что все члены семьи обязаны думать только о нем, а ему ни о ком из них думать не обязательно.
8. Очень маленькое изображение всех членов семьи – признак тревоги, депрессии, подавленности.
9. Изображение всех членов семьи в ячейках – знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье.
10. Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье.
11. Заштрихованная голова (ракурс со спины) ребенка означает, что он погружен в себя.
12. Изображение больших рта, губ у себя – признак скрытой агрессии.
13. Если ребенок начинает с изображения ног и ступней, это также можно отнести к признакам тревоги.
14. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.

Наличие других деталей на рисунке

Изображение солнца или осветительных приборов – показатель отсутствия тепла в семье.
Изображение ковра, телевизора и других предметов быта говорит о предпочтении, оказываемом им ребенком.
Если ребенок рисует куклу или собаку, – это может означать, что он ищет общения с животными и игрушками из-за нехватки тепла в семье.
Облака, и особенно тучи, могут являться признаком отрицательных эмоций у ребенка.
Изображая дом вместо семьи, ребенок выказывает свое нежелание находиться в семье.

Цвет в рисунке

Очень часто ребенок проявляет желание раскрасить рисунок. В этом случае ему следует дать коробку цветных карандашей (не менее 12 цветов) и предоставить полную свободу. Что означают цвета, и о чем может рассказать дополнительно раскрашенный рисунок?

1. Яркие, светлые, насыщенные цвета указывают на высокий жизненный тонус ребенка и его оптимизм.
2. Преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности и говорит о страхах ребенка.
3. Если ребенок раскрасил себя в какой-то один цвет, и если этот цвет повторяется в изображении другого члена семьи, значит, ребенок испытывает к нему особенную симпатию.
4. Отказ использовать цветные карандаши может означать низкую самооценку и тревожность.
5. Предпочтение красных тонов в рисунке говорит об эмоциональной напряженности ребенка.

Анализ рисунков к тесту «Моя семья»

Вероника из благополучной семьи, но девочка несколько замкнута, и это вызывает беспокойство у матери. Поэтому было решено провести тестирование. На просьбу изобразить свою семью Вероника с желанием и очень старательно стала рисовать (рис. 1). Первым она нарисовала папу, затем маму, после свою младшую сестру, кошку и в последнюю очередь себя. Таким образом, по-видимому, Вероника оценивает себя как малозначимого члена семьи. Семья дружная, так как все нарисованы взявшись за руки и на одном уровне. Кисти рук у всех членов семьи прорисованы, а это также является важным показателем нормального внутрисемейного общения. Правда, папа держит руки в карманах, что говорит о его закрытой позиции в семье и некоторой замкнутости в общении. У всех четко прорисованы ступни ног, что указывает на уверенность позиций всех членов семьи. В целом рисунок получился позитивным и хорошо отражающим психологический климат семьи.

Рис. 1. Слева направо: кошка, отец, мать, сестра, Вероника

В последнее время маму Николая очень тревожит поведение сына, который перестал ее слушать, часто проявляет агрессивность. На рисунке (рис. 2) мальчик изобразил всех членов своей семьи разрозненно, а это значит, что ребенок не чувствует взаимопонимания и семейного тепла. Отсутствие у всех членов семьи ушей только подтверждает это. Каждый живет и слышит только себя, игнорируя мнения других: уши – «орган» восприятия критики и любого мнения другого человека о себе.

Рис. 2. Слева направо: брат, папа, мама, Николай

Зато папу, с большой головой, в очках, он изобразил самым большим, подчеркивая этим его главенствующую роль в семье. Голова – важнейшая часть тела, и самый умный член семьи, по мнению ребенка, на рисунке непременно будет наделен самой большой головой. Себя Николай нарисовал ближе к маме, но выше нее ростом, а это указывает на конфронтацию отношений с ней и ориентацию на себя. Взгляд привлекает и то, что Николай изобразил себя с резко преувеличенной кистью руки. Подобное изображение кисти руки говорит о высокой потребности в общении и о том, что эта потребность не удовлетворена. Двухлетний брат нарисован последним и на значительном расстоянии от Николая. Очень вероятно, что появление малыша в семье изменило внутреннее состояние мальчика. Часто старший ребенок в этом случае начинает чувствовать ослабленное внимание к нему, пугается, тревожится, переживает, ревнует. Облака на рисунке также отражают некоторое неблагополучие в семье и тревогу мальчика.

Каждая мама обязана знать:  Консультации специалистов для родителей на портале Ya-roditel.ru педагога, психолога для детей
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация
Вторник, 26 июня