В школе идет травля моего ребенка со стороны педагога


Содержание

Часть 2. Травля ребенка в школе: как действовать родителям?

От автора: Что делать родителям, чей ребенок подвергается систематическому эмоциональному и физическому насилию в школе со стороны сверстников?

Самое главное — набраться смелости и встать на защиту своего ребенка. Порою это бывает самый сложный этап, потому что родителями руководит страх «сделать еще хуже», особенно когда выбор школ невелик и все друг друга знают.

Я специально задавала Людмиле Петрановской вопрос на встрече, посвященной школьной травле, которая проходила в марте в Петербурге, и она ответила, что не знает ни одного случая из своей практики, чтобы становилось «хуже». Наоборот положение ребенка улучшалось и травля прекращалась.

Итак, какие шаги нужно предпринять:

1. Родителям «массовки» объединиться и подойти к педагогу, классному руководители с сообщением: «Мы обеспокоены процессом, который происходит в классе, и тем, что наши дети находятся в этой роли — свидетелей агрессии и поддерживают ее без права выбора».

Главное, чтобы педагог понимал, что в классе завелась болезнь. Признак того, что педагог признал наличие травли — это называние вещей своими именами. Травля есть травля. Это насилие по отношение к ребенку, а не «плохие отношения с одноклассниками».

Если педагог это признал, то он может провести беседу со своим классом — свидетелями агрессии — примерно в таком духе: «Ну я же вас хорошо знаю, вы нормальные люди. Быть агрессором — это выбор. Жертва не выбирает быть жертвой. Вы какую роль для себя выбираете — быть в курятнике?»

В этой беседе главное перевести фокус внимания на агрессора и показать, что с ним что-то неладное, раз он так поступает, и отвести внимание от жертвы, иначе после таких разговоров будет только хуже. В голове у детей стереотип, что агрессор — окей, а жертва — не окей. Надо сломать этот стереотип, заставить их подумать, зачем агрессор так делает, воззвать к моральным чувствам.

2. Затравленному ребенку можно порекомендовать также переводить внимание со своей персоны на агрессора по принципу «перевернутого прожектора»: «Я знаю, тебе нравится меня так называть». Таким образом тоже ломается стереотип, когда агрессор пытается привлечь внимание массовки к жертве.

3. Если беседы с педагогом не помогают и ребенок не справляется отводить «луч прожектора» от себя, то имеет смысл идти дальше к высшему руководству — директору школы. В разговоре важно сохранять партнерскую позицию, то есть проявить заинтересованность в решении проблемы без наездов и лишних эмоций.

Ведь школьный коллектив — это своя система, все мы люди и никто не хочет выносить «сор из избы» — признавать, что не справляешься с руководством школьного класса или педагогического коллектива. В таком разговоре важно предъявить улики, не быть голословными (с ребенком не здороваются, пропадают вещи), а также заручиться поддержкой других родителей, которые подтвердят, что это не фантазии истеричной мамы.

По-прежнему важно называть вещи своими именами: «С ребенком не здоровается целый класс, его дразнят, портят вещи. Я не считаю это допустимым. Как сделать так, чтобы это не происходило с моим ребенком?».

4. Если же и директор уходит в «несознанку», то в ход можно пускать «тяжелую артиллерию» в виде письменных заявлений, которые оказывают магическое влияние в нашей системе. По-прежнему можно обойтись без лишних эмоций: «Т.е. вы не можете обеспечить моему ребенку безопасность в школе? Окей, тогда я вынуждена написать заявление, что мой ребенок подвергается в школе системному эмоциональному насилию». И написать такое заявление.

Со слов Люлмилы Петрановской, как правило, через 2 недели после написания такого заявления с волшебной фразой «подвергается системному эмоциональному насилию» на имя директора, проблема с травлей решается, ребенок продолжает ходить в школу в спокойной обстановке.

Для себя я вынесла такие итоги после лекции Людмилы Петрановской:

1. Единого алгоритма решения проблемы нет, т.к. активно о проблеме заговорили первый год. Каждому родителю нужно набраться сил и терпения, чтобы довести начатое до результата — прекращения травли.

2. Для прекращения травли нужен авторитетный учитель — держатель группы, который умеет сканировать процессы в коллективе и удерживать их приемлемых рамках (не допускать насилия).

3. Важный шаг в решении проблемы — признать ее наличие всеми участниками процесса : родителями всех учеников, педагогами, директором, и вместе объединиться.

4. Решать проблему по-нарастающей: обращать внимание учителя, привлекать других родителей, составлять списки «улик» и заручиться поддержкой родителей массовки, обращаться к директору.

5. Пока есть сотрудничество между всеми участниками — проблему можно решить.

6. Защищать своего ребенка порою бывает страшно, но очень важно, и бюрократия (письменные заявления) в данном случае на стороне родителей, как показывает практика Людмилы Петрановской.

Будем надеяться, что эти проблемы не коснуться наших с вами детей, но если столкнетесь, вы теперь знаете в каком направлении двигаться.

Первая часть статьи о том, что такое школьная травля и чем она отличается от обычных конфликтов опубликована здесь: «Травля ребенка в школе: обычное дело или болезнь группы?»


С любовью к своему Делу и заботой о Вас,
Анна Колесова
психолог-консультант, онлайн консультант
(Спб, скайп, whatsapp)

Подписаться 101

Комментарии

Полина2020, вы пишите, что «массовки быть не должно».
Проблема в том, что массовка есть, хотим мы с вами этого или нет, независимо от ваших с нами убеждений и картины мира.

В данной статье, используя термин «массовка» — я цитирую Людмилу Петрановскую. В свою очередь, она использует этот термин (исходя из контекста лекции, которую я слушала, и ее публикаций в СМИ на данную тему), опираясь на опыт изучения травли как психологического феномена. А феномен этот заключается в том, что травля — это явление ГРУППОВОЙ динамики. То есть это не проблема одного человека. Дело не в том, что лично к нему, есть какая-то неприязнь у всех одноклассников. Не будет этого конкретного человека, на его место — «место у параши» (опять же, цитирую лекцию) придет другой.

Немного отступлю от сути лекции и вставлю небольшую заметку. В психологии есть отдельный раздел — социальная психология. И есть отдельные исследования, изучающие психологию ГРУППЫ и группового поведения, то есть как ведут себя люди, когда они становятся не сами по себе, а идентифицируют себя как члены группы.
Многие наслышаны, что каждый человек в определенные моменты жизни исполняет определенные роли (жены, матери, коллеги, специалиста ) и эта роль накладывает отпечаток на поведение, на мысли, чувства и принимаемые решения.
Точно так же есть и ГРУППОВЫЕ роли. Это реальность. Такие роли есть. В данном случае со школьной травлей — роль жертвы («место у параши» если более разговорным языком) , роль агрессора (насильника, тот, кто активно травит, это кстати, может быть не только одноклассник, но и учитель), и наконец роль «молчаливо соглашающихся» — это все оставшееся большинство, «массовка», кто активно не травит, но и не защищает жертву, не перечит агрессору, потому что понимает (и боится) то, что защитив дертву, «вакантное» место освободится и занять придется кому-то из массовки.
А занять это место придется, потому что таковы законы функционирования ГРУППЫ.
Поэтому Людмила Петрановская и говорит (а я пересказываю), что такие групповые явления, проблемы, можно решить только группой, сообща, привлекая прежде всего тех «молчаливых» и заручаясь их поддержкой в борьбе с агрессором.

Никто никому не обещал, что это будет легко, просто, а главное стопроцентно успешно. Об этом вообще речь не идёт. Скорее речь о неких шансах, который увеличиваются, если решать проблему сообща группой, и которые стремятся к нулю, если в одиночку.
Опять же наработанный практики и готовых алгоритмов нет, т.к.только последние пару лет проблема получила широкую огласку.
Сейчас как раз идёт попытка объединить разный практический опыт в контексте юридической практики.
По сути, мне пришлось пересказать всю лекцию Петрановской.
Рекомендую почитать в оригинале и послушать ее выступления на Ютубе по теме травли, что понять смысл и необходимость именно в данных рекомендациях.
Недавно по следам публикаций и выступлений появилась методичка для педагогов и родителей,как действовать при школьной травлей ребенка, разработанная совместно Петрановской и БФ «Галчонок». Это первая попытка дать систематизированные ответы на вопросы,с которыми сталкиваются не одно поколение родителей.
На сайте травлинет.рф много информации об этом.

В школе идет травля моего ребенка со стороны педагога

сайт для родителей

«Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях. »

Духовное развитие ребенка

Душевное развитие ребенка

Физическое развитие ребенка

Актуальное

Последние комментарии

Самое популярное

  • Логические и занимательные задачи (300 задач) — 3.7 млн.
  • Что делать, если ребенок не хочет в детский сад — Юлия Василькина — 444.5 тыс.
  • Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка — Елена Сосорева — 397.7 тыс.
  • Развитие мелкой моторики у детей — 355.7 тыс.
  • Раннее начало половой жизни. Добрачные связи — 344 тыс.
  • Резус-конфликт во время беременности — 265.9 тыс.
  • Если малыш плачет без причины — Алевтина Луговская — 220.1 тыс.
  • Развиваем мелкую моторику у малышей — Ирина Ермакова — 197.9 тыс.
  • Чтобы ребенок не был трудным — Татьяна Шишова — 152.1 тыс.
  • Ребенку годик: брить или не брить? — 146.8 тыс.

Сейчас в разделе:

Всего записей: 1459

Буллинг со стороны учителя

Буллинг — слово понятное. Это когда учитель просто издевается на виду у всех над одним из своих подопечных.Как с этим бороться, что делать с этим?

После поступления в школу у ребенка в жизни появляется еще одна важная авторитетная фигура – классный руководитель. В младшей школе педагог становится иногда даже более значимым взрослым, чем родитель. Это нормально: ребенок адаптируется к новой среде, а учитель ему в этом помогает. От личности учителя также зависит и мотивация ребенка к обучению, и в целом его успеваемость.

К сожалению, бывают случаи, когда педагоги предвзято относятся к ученику, прилюдно высмеивают его ответы, способности и даже внешний вид, используя грубое, унижающее порицание. Но это обычные конфликты, которые быстро возникают и также быстро проходят. В случае буллинга конфликт чаще всего имеет личностную подоплеку и носит затяжной характер.

Как определить, что ваш ребенок стал жертвой учительского буллинга?

Признаки учительского буллинга

Первым звоночком является нежелание ребенка идти в школу. Конечно, практически каждый ребенок хоть раз в жизни говорил, что не хочет идти в школу. Это нормально и естественно: дети устают, ссорятся с друзьями, забывают выполнить домашнее задание. Но если ребенок систематически отказывается посещать школу, начинает плакать, прогуливать, а на вопросы о причинах такого поведения не отвечает, стоит обратить внимание на школьную ситуацию.

Второй симптом: у ребенка плохая успеваемость по одному конкретному предмету. Если ребенок способный, проблем с обучением не испытывает, а по одному предмету постоянно получается плохие оценки, стоит задуматься. Скорее всего, причина не в том, что школьник плохо понимает физику или биологию, а в том, что у него не ладятся отношения с педагогом.

Третий признак учительского буллинга – заниженная самооценка у ребенка. Учитель – всегда авторитет для школьника, поэтому от его мнения сильно зависит мнение ребенка о себе. Чем сильнее педагог будет давить на ученика, тем ниже у него будет самооценка.

Четвертая причина того, что стоит обратить внимание на школьную ситуацию ребенка, – отсутствие у школьника желания разговаривать о школе. Особенно остро это заметно у учеников младшей школы. Для ребят 7–10 лет учебная деятельность является ведущей, а значит, о школе дети должны говорить много и с удовольствием. Если родители этого не наблюдают, то стоит разузнать подробнее, что же происходит в классе.

Пятой отличительной чертой жертвы буллинга является страх перед школой и учителями. Дети, которые подвергаются давлению со стороны педагога, естественно, начинают бояться и этого педагога, и остальных учителей, и школу в целом, ведь травмирующей ситуацией является комплекс событий.

Последствия буллинга в отношениях «учитель – ученик»

Каковы последствия буллинга в отношениях «учитель – ученик»? Они те же, что и последствия любого другого вида насилия: будь оно физическим или моральным – ребенок получает психологическую травму. Такие дети отличаются заниженной самооценкой, гипертрофированным чувством вины, иногда повышенной агрессивностью. Если жертвой буллинга становится подросток, то, к сожалению, эта травма может привести к суициду.

Проблема усугубляется тем, что если педагог начинает унижать одного из учеников, то вскоре этим будет заниматься уже весь класс, ведь учитель – это пример для подражания, особенно для детей младших классов. Таким образом, «нелюбимчик» педагога становится жертвой травли со стороны и учителя, и одноклассников.

Что делать?

Что делать, если родители выяснили, что его ребенок подвергается психологическому и моральному давлению со стороны педагога?


Единого алгоритма урегулирования школьных конфликтов нет – в этом случае многое решает человеческий фактор. Но все же есть некоторые рекомендации по выходу из такой ситуации.

В первую очередь, оценив ситуацию спокойно и объективно, поговорите с учителем и выясните причину конфликта. Следите, чтобы разговор строился на конкретных фактах, а не на личных впечатлениях учителя. Не бойтесь того, что учитель «испортит жизнь» вашему сыну или дочери, ведь если педагог злоупотребляет властью, на него всегда можно воздействовать через директора или представителей департамента образования.

Если у учителя есть определенные претензии к вашему ребенку, внимательно выслушайте их и, если они объективны, поговорите с ребенком. При этом не выражайте агрессии в адрес учителя, а убеждайте ребенка в том, что учитель не хотел его обидеть. Выработайте совместно с ребенком план выхода из создавшейся ситуации, покажите ему, что вы на его стороне, и что он всегда может рассчитывать на вашу поддержку.

К сожалению, не всегда возможно урегулировать конфликт внутренними силами,поэтому для его решения необходимо подключать психологов и администрацию школы. Если же ситуация зашла слишком далеко, то наилучшим выходом из нее будет перевод ребенка в другую школу.

В этом случае необходимо поспособствовать посещению школьником психолога, для того чтобы проработать психологическую травму, снизить негативные последствия и актуализировать мотивацию к обучению. Родители же со своей стороны могут помочь ребенку справиться с тяжелыми переживаниями и адаптироваться к новой школе.

Школьный буллинг – проблема сложная, комплексная и во многом социальная. Для того чтобы ребенок не стал жертвой травли со стороны педагогов, тщательно выбирайте школу, разговаривайте с учителями, администрацией, школьным психологом. Учителя-агрессоры всегда отличаются тоталитарным стилем преподавания и ярко выраженной профессиональной деформацией – выгоранием. Такие педагоги не испытывают удовлетворения от своей работы и любви к ученикам – обычно такое отношение чувствуется сразу. Ежедневно разговаривайте со своим ребенком, интересуйтесь его успехами, переживаниями, жизненными событиями – тогда вы быстро сможете заметить какие-то изменения в его поведении.

Инструкция: что делать, если вашего ребёнка травит учитель

Журналист и психолог из Кемерово Ольга Золоткова на своей странице в Фейсбуке написала пост о том, что ее ребенку в школе устраивает травлю учитель. Пост собрал более двухсот комментариев и несколько десятков репостов, вызвав дискуссию и сопереживание со стороны других родителей. О том, как Ольге удалось решить свою проблему, она рассказала в статье-инструкции для Chips-journal. C разрешения Chips-journal и Ольги Likeyou публикует эту статью без изменений.

Когда сын учился в первом классе, учительница несколько раз инициировала травлю учеников. Я вмешивалась и протестовала, а учитель и администрация школы удивлялись: не вашего же, вам-то что. Я тоже удивлялась: педагогам в 21 веке странно не знать, что такое травма свидетеля.

Мы сменили школу. Во втором классе я попросила учительницу отпускать класс на перемены — в ответ она стала настраивать детей против моего сына. Я среагировала быстро и до настоящей травли дело не дошло, зато дошло до служебного расследования и прокурорской проверки. Прокуратура нашла нарушения.

Я проанализировала опыт родителей, которые сталкивались с учительской агрессией, учла ошибки и написала эту инструкцию.

Не бойтесь, хуже не будет

Не бойтесь, что из-за вашего вмешательства учитель будет плохо относиться к ребенку. Во-первых, учитель уже плохо относится к нему, если травит. Во-вторых, родители должны защищать своих детей.

К моему ребенку учительница после этой неприятной истории стала относиться нейтрально.

Фиксируйте все

Записывайте в блокнот, файл, блог — не рассчитывайте на память. Фотографируйте, делайте скриншоты, сохраняйте видео и аудио. Не удаляйте переписку. Если причинен вред здоровью — фиксируйте документально (снимайте побои) в тот же день.

Важно: на встречах включайте диктофон и уведомляйте, что ведется запись. В начале записи проговорите дату, время, место, участников. Право на информацию вам гарантирует ст. 29 п. 4 Конституции РФ, самозащиту гражданских прав — ст. 12 Гражданского кодекса РФ.

В уставе школы написано, что пользоваться телефоном в школе запрещено? — такой устав нарушает законодательство.

Если официальные лица отказываются разговаривать при включенном диктофоне, вставайте и уходите, не тратьте время. Идите на следующий уровень.

Я сделала ошибку — не писала на диктофон встречу с директором и сильно пожалела об этом. При служебной проверке директор отказалась от того, что говорила на встрече, а у меня не оказалось доказательств.

Сформулируйте цель

Перед каждой встречей, телефонным разговором или перепиской определитесь, чего хотите на выходе. Чтобы учителя уволили или отстранили? Перевестись в другой класс или школу? Извинений учителя и администрации? Разбор случая вместе с классом? Работу с психологом?

Кстати. Если школа не соблюдает права ребенка, цель «устроить им, чтобы мало не показалось» — вполне экологичная. Систему образования это не изменит, но профилактикой насилия быть может.

Мне четко сформулированная цель помогала не тратить время на пустую болтовню с администрацией школы и не верить пустым обещаниям.

Назначайте встречи

Сначала с классным руководителем. Если не решите на его уровне — к директору школы. Я ходила на встречи одна, но всегда лучше, если присутствуют оба родителя — это усиливает позицию.

Можно сначала встретиться с учителем — но будьте готовы, что это окажется бесполезно. Как показывает опыт, если учитель ведет себя настолько непрофессионально, что допускает травлю учеников, разговоры с ним ситуацию не изменят.

Почему не с завучем? Я не знаю ни одного случая, когда завуч помогла решить конфликт — поэтому сделала вывод, что лучше сразу к директору. Возможно, решение конфликтов это вообще не функция завуча.

Сохраняйте ясную голову

Успокоительное типа новопассита, валерьянки или пустырника лучше пить после важного разговора, а не до. На встрече нужна ясная голова и быстрая реакция.

Когда сын учился в первом классе, меня пригласили на комиссию по поводу жестокого поступка учителя. Я страшно волновалась и сделала ошибку — за час выпила новопассит и в разговоре потом тормозила. На будущее решила: ДО переговоров ничего успокоительного.

Не реагируйте на психологическое давление

Администрация школы использует старые недобрые приемы: газлайтинг (вам показалось, не может быть, ребенок фантазер, не нагнетайте, всем нравится, только вам не нравится, никто не жаловался), обвинение жертвы (что-то с ребенком не так, раз он всех раздражает, он довел учителя), забалтывание (все хорошо, мы работаем над этим вопросом, наш класс очень дружный, у нас не бывает конфликтов, это недоразумение, заслуженный педагог, 40 лет педстажа, все дети ее любят). Будьте к этому готовы.

Интерес администрации — не выносить сор из избы и тихонько замести его под ковер. А ваш интерес — защитить ребенка.

Оцените, нужен ли вам перевод в другую школу

«Не нравится — переводитесь в другую школу или на семейное обучение» — совершенно непрофессиональное заявление педагога. Перевестись в другую школу просто технически, но непросто морально: это адаптация, другая логистика, у ребенка тут приятели и привычные другие учителя. И не факт, что в другой школе не будет других сложностей, — система образования везде одна и та же. Я перевела сына из обычной школы в элитную — насилие со стороны системы есть везде. Семейное обучение вообще отдельная тема и не все к нему готовы.

Вы и ваш ребенок имеете право на базовое уважение в той школе, где вы находитесь сейчас. Меняться должны не вы, а школа.

Напишите заявление

Если директор школы адекватно не отреагировал, составляйте заявление в двух экземплярах. Секретарь в приемной их зарегистрирует и на вашем экземпляре поставит номер входящего.

В заявлении сухим канцелярским языком опишите события в хронологическом порядке, укажите на имеющиеся у вас доказательства, перечислите номера нарушенных статей закона.

Пригодятся:

  • ст. 21 Конституции РФ;
  • ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
  • ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
  • цитаты из Устава школы про уважение к личности обучающегося.

Оставить заявление в прокуратуру, управление образования, департамент образования, государственную службу по контролю и надзору в сфере образования, уполномоченному по правам ребенка можно на их официальных сайтах. Подтверждение о приеме придет на вашу электронную почту. Ответить должны в течение 30 рабочих дней.

Из школы, управления образования и администрации города мне пришли лживые наглые отписки с одинаковым текстом. Будьте готовы к такому, возможно, писать заявления придется несколько раз.

Не рассчитывайте на поддержку других родителей

Если вы найдете единомышленников среди других родителей, это удача. Но будьте готовы к тому, что не найдете, или они решат остановиться на каком-то этапе — у меня так и вышло. В родительском чатике многие были жестко настроены против меня: наш класс — дружная семья, у всех все хорошо, а вы тут со своим негативом, нам учитель нравится, ну и что, что дети ее боятся и ненавидят. Остальные молчали, потому что боялись.

Огласка — сила

Насилие любит молчание. Пишите о своей ситуации в соцсетях, обращайтесь на известные сайты — это даст мощную поддержку вам и силы многим людям.

В Фейсбуке меня очень поддержали друзья и незнакомые люди, я очень им благодарна. Когда становилось психологически совсем трудно — плакалась в подзамочных постах в Фейсбуке, и мне всегда помогали.

Можно остановиться на любом этапе

Вы живой человек, поэтому можете устать, передумать, отказаться, изменить мнение.

Я не стала оспаривать отписки из управления образования, уже не было сил, если честно.

Осторожно, зоновская этика

Возможно, вам придется услышать в свой адрес слова из активного лексикона насильников: «лох», «терпила», «стукач», «истеричка», «жалобщица», «скандальная мамаша», «родительский экстремизм». Фразу про родительский экстремизм использовала в разговоре со мной директор элитной гимназии.

Это принципы из-за колючей проволоки: молчи, терпи, не высовывайся, хуже будет, тебе что, больше всех надо, ты что, самая умная, ишь, неженка. Я постоянно старалась помнить об этом и не уподобляться.

Рассказывайте ребенку, что происходит

Желательно в корректных выражениях. Мы говорили с сыном обо всех этапах, он воспринимал нормально. По мере развития событий сын стал мягче относиться к учительнице и в некоторых моментах даже жалеть ее.

Вы не проиграете в любом случае

Даже если формально ничего не добьетесь, результат есть все равно. Вы демонстрируете цивилизованную реакцию на нарушение прав. Вы учите ребенка, что можно не терпеть насилие и не молчать. Вы делом показываете, что вы на стороне ребенка — это ценнейший опыт детства. Вы вдохновите других родителей, не согласных, чтобы их ребенок каждый день отправлялся в школьный ад.

Считаю, что я сделала все правильно, потому что у моего восьмилетнего сына есть гражданская позиция.

Почитайте также наш материал об авторе книг по психологии Гленнон Дойл и ее борьбе с травлей ребенка со стороны одноклассников.

Подпишитесь на нашу страницу в фейсбуке, там много веселых видео и добрых открыток.

Подпишитесь на наш инстаграм, и вы первыми узнаете, что вышел новый пост.

Подпишитесь на канал likeyou в Яндекс.Дзене, чтобы читать посты вместе с новостями.

Как понять, что вашего ребенка травят в школе? Или он сам — агрессор. 06 сентября, 08:24


Новый учебный год начался с пугающей новости: 13-летний алматинский школьник оказался в реанимации после драки. По словам матери, сын стал жертвой нападения группы сверстников. Они действовали жестоко — били по голове ногами. Это яркое проявление агрессии, которое каждый родитель хотел бы предотвратить на корню.

Корреспондент Tengrinews.kz Ольга Пастухова обратилась к детскому психологу Татьяне Остапенко, чтобы на простых и понятных примерах разобраться, как на ранней стадии родители могут понять, что их ребенок стал участником травли. Специалист объясняет, как помочь школьнику в зависимости от того, на какой из трех сторон треугольника школьного буллинга он оказался.

Что такое буллинг?

Буллинг — это английское слово, которое пришло из охотничьего лексикона. Термин «bull» означает притравливание собаки на дичь, на русский язык так и переводится — «травля». Когда охотничья собака ловит дичь, то у нее нет задачи ее задавить — она ее притравливает и ждет, пока охотник за ней придет. Также и у тех, кто травит, нет задачи уничтожить. Они хотят унизить человека и посмотреть, как он будет пребывать в унижении.

На сегодня практически каждый второй ребенок на мой прием приходит с темой буллинга. На поверхности запрос «Нет друзей», «Не хочет идти в школу» или «Сбегает с уроков», а по факту выходим на травлю. В казахстанском обществе считается, что травля — это когда тебя бьют, откровенно издеваются. На самом деле, это крайняя степень. А начинается все с издевок, когда с тобой не здороваются, не хотят садиться за одну парту, бойкотируют.

Нельзя сказать, что жертвой буллинга могут стать в большей степени мальчики или девочки, толстые или худые. В этом и вся заморочка: у буллинга нет психологического портрета. В одном классе могут травить пухлого ребенка, а в другом упитанный ученик будет лидером. Где-то травят дылду, а в другом месте высокие парни дружно играют в баскетбольной команде.

Тот, кто буллит, может зацепиться все равно за что. Смысл — не задавить кого-то определенного, а в том, чтобы получить удовольствие от унижения. Поэтому ему все равно, кто попадет в эту ловушку. Если жертву из класса убирают, то там обязательно появляется другая.

Как распознать травлю?

Самый первый признак травли — когда ребенка обижают. У современных подростков очень интересный лексикон. Запросто от подружки может прийти сообщение на вотсап: «Привет, дебилка! Как дела?» Сотовый телефон лежит на столе, мама случайно увидела и говорит дочери, что для нее это было бы оскорбительно. А девочка отвечает: «А что здесь такого? Мы часто так говорим. Я на них не обижаюсь. Это же мои друзья». Действительно, подростки ввели в свой сленг эти унизительные слова.

Еще один звоночек для родителей и учителя — когда ребенка игнорируют. Например, он приболел, пропустил занятия и спрашивает домашнее задание, а ему никто не ответил. Он не выполнит, его будут ругать. А как узнать, если никто не дает?

Когда он приглашает на день рождения, а все отказываются. Вроде и по уважительной причине, но это тоже игнор. Когда отказываются сидеть рядом. Когда перевешивают или перекладывают вещи под предлогом, что они грязные или как-то не так пахнут. А если учитель соглашается или даже прибивает отдельный крючок, то он травлю поддерживает. Когда забирают какие-либо вещи с парты или из портфеля, могут что-то спрятать в классе.

А потом говорят: «Ну что ты такой обидчивый! Мы же просто играем». И действительно, вроде бы и на игру похоже. И жертва не может понять, что на самом деле это травля. И педагог не может понять.

Важно знать, чем отличается игра от травли. В игре всегда весело, причем весело всем. Не только тому, чью шапку начали кидать, но и хозяину шапки: он мог сам предложить ее покидать и бегать за ней, потому что ему хочется порезвиться. Здесь важно, что роли меняются: сегодня мы кидаем шапку Васи, завтра Жасулана, а послезавтра Асем.

Также в игре есть важное правило «Стоп». Когда ребенок говорит: «Я больше не хочу так играть», то все останавливаются. Могут спросить: «А как ты хочешь играть?» При буллинге удовольствие не от процесса игры, а от эмоций жертвы: его бессилия, эмоциональной или физической боли. При буллинге «Стоп» только больше раззадоривает.

Кому нужна помощь?

Буллинг — это трехсторонний конфликт. Есть тот, кого травят. Есть те, кто травит. Есть немые наблюдатели. И помощь на самом деле нужна всем.

Предрасположенность к поведению жертвы формируют особенности семейного воспитания. Ребенок впадает в состояние жертвы, когда у него нет тыла за спиной и есть неуверенность в себе, сомнения, что он на самом деле хороший. Когда уверенность есть, то ребенок может прийти домой и сказать: «Странные они какие-то, странными словами обзываются».

У меня на консультации был мальчик, который так говорил. Одноклассники у него списывали, но при этом запрещали с ними садиться. Но ему это и не нужно было, он любил один сидеть. И для него это не травля. Если бы ему хотелось дружить, быть лидером, то он бы сильно переживал. Такие дети соглашаются на роль жертвы лишь бы не быть одним, чтобы их не игнорировали.

С одной девочкой на приеме мы обсуждали кто есть кто в классе: «Она — змея, потому что постоянно шипит. Он — попугай, потому что постоянно разговаривает. А я — мячик». Я обратила ее внимание, что все животные, а она — игрушка. Она отвечает: «Ну, да, я игрушка, меня все пинают». Выяснилось, что ее действительно могут пнуть под попу пацаны из класса, забрать и испортить ранец. А она будет стоять и хохотать вместе со всеми, хотя на самом деле ей в этот момент очень плохо. Логика такая: если я пожалуюсь или буду перечить, то останусь одна. Лучше я соглашусь быть жертвой. Это про внутреннюю самоценность, которая формируется или не формируется в семье.

Как правило, тот, кто травит, раньше сам был жертвой или жертва сейчас. Он может дома или от других старших испытывать травлю. И у ребенка есть запрет на проявление агрессии нормальным путем, он не может сказать родителям: «Мне не нравится, что вы так со мной поступаете». А куда-то слить ее надо: вот они приходят в класс и делают это там.

Как правило, те, кто травит, из достаточно благополучных семей. Про них говорят: «дети, у которых все есть». У них нет контакта с родителями, они не могут поговорить по душам, высказать свое мнение, почувствовать, что их мнение учитывается. Детям и подросткам важно быть значимыми. А когда «я никто и звать меня никак», потребность во власти все равно есть. И они ищут тех, над кем встать выше. Это не обязательно могут быть одноклассники. Агрессия может вылиться в адрес насекомых, птиц, домашних животных.

Психологическая помощь нужна и жертве буллинга, и агрессору. Причем не ребенку, а всей семье. Жертва и агрессор включились в семье, а потом пришли в школу и стали реализовывать семейный сценарий там.

Тем, кто наблюдает, также очень сложно. Есть чувство стадности, когда ребенок не может пойти против вожака, а тот, кто травит, — несомненно лидер. Ребенок не может противостоять всему классу. Получается внутреннее противоречие: мне и жалко жертву буллинга, и не могу сказать «Не трогайте», потому что я могу быть следующим. Все происходит с молчаливого согласия группы.

Что делать родителям, если ребенок стал участником травли?

Родителю можно условно «ничего не делать», если ребенок — из наблюдающих. В этом случае есть смысл разговаривать про нравственные нормы, моделировать поведение, если бы с ним такое произошло.

Идеальный алгоритм действий для жертвы травли таков.

1. Сначала ребенок пытается урегулировать ситуацию с обидчиком сам. Он может подойти и сказать: «Мне не нравится, когда ты делаешь. » Некоторые дети привыкли, что их дома обзывают или больно щиплют. И в классе они могут вести себя так же. Если ему сказать, что так нельзя, то есть вероятность, что он прекратит.

2. Если травля продолжается, то жертва буллинга сообщает агрессору: «Если будешь продолжать, то я расскажу педагогу». Иногда это срабатывает, особенно в начальной школе.

3. Родители идут к педагогу.

4. Родители идут к родителям обидчика.

5. Ребенка переводят в другую школу. Если совсем нет возможности, то хотя бы в другой класс.

Для жертвы буллинга нет никакой пользы оставаться в том же классе. Даже если его перестанут травить, то он будет ощущать беспомощность и небезопасность. Травля — это в принципе отсутствие безопасности для всех. Повышается уровень тревоги и внимания, падает уровень успеваемости. Получается замкнутый круг.

Некоторые родители выбирают другую стратегию поведения: они отдают ребенка в секцию карате или рукопашного боя, чтобы он мог постоять за себя. Но тогда родитель должен понимать, что ребенок будет кого-то бить. Он может поменяться ролями и отыгрывать на ком-то другом злость, обиду. В этом случае важно, чтобы у него был родительский допуск давать сдачу агрессору. Чтобы не получилось двойное послание: обижают — бей, но при этом тебя накажут, когда ты вломишь за обзывание или иное задирание.

Именно поэтому важно, чтобы между родителями и детьми было доверие, важно, чтобы дети могли рассказать все, что происходит с ними в школе. Сегодня некоторые педагоги говорят: «Класс — это наша семья. Все, что происходит в классе, должно остаться в классе». И дети могут искренне верить, что если они расскажут родителям, то они будут ябедами и предателями.

Однако есть момент: травля не всегда со стороны детей, буллинг часто идет со стороны педагога. Учитель может начать травлю фразами типа: «Почему ты такой глупый? Пятый раз домашку сделать не можешь?», «Ты что, глухой? Я тебе повторяю и повторяю» и «Хватит витать в облаках». Со стороны педагога для учеников это как команда «Фас». Если о ком-то саркастически отзываются, то, значит, они тоже имеют право. И дети ополчаются как стая.

Не секрет, что у педагогов есть любимчики и нелюбимчики. И если жертвой буллинга становится нелюбимчик, то он будет как бы ничего не замечать. Часто у педагогов бывает выгорание, когда нет душевных сил правильно реагировать на происходящее в классе. Хотя именно учителю под силу в самом начале за пять секунд на корню все остановить

Как остановить травлю?

Это старое видео, которое периодически гуляет по Сети. Здесь дается рекомендация, как можно говорить подростку, чтобы его не захотели оскорблять дальше. Тренер и девушка разыгрывают нападения, претензии, придирки к внешности. Это хороший пример, как вести себя, не уходя в агрессию или истерику.

7 советов родителям ребенка, которого травят в школе или интернете

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

По статистике, до 10 % детей регулярно подвергаются травле и до 55 % — эпизодически. 70 % школьников видели буллинг со стороны, а 60 % сообщали, что одной из жертв были их знакомые. Сегодня эта проблема актуальна как никогда: в 2020 году специалистами ЮНИСЕФ была начата целая кампания против буллинга.

Мы в AdMe.ru постарались разобраться в этой проблеме и составили 7 советов родителям, призванных помочь ребенку справиться с травлей со стороны сверстников и не превратиться в изгоя.

1. Учите и учитесь доверять

Согласно исследованиям, лишь 20–30 % школьников, которые подверглись издевательствам, сообщают об этом взрослым. Первой причиной, по которой ребенок не делится проблемами в школе, может быть чувство вины. В подростковом возрасте самооценка детей крайне уязвима, поэтому зачастую именно себя они считают виновными в травле. Вторая причина — чувство собственной ненужности.

Если родители однажды отмахнулись от проблем ребенка, посчитав их незначительными, то у него не будет причин делиться ими снова.

Что делать:

  • Перестаньте хвалить ребенка за хорошие новости и критиковать за плохие. В противном случае с вами будут делиться лишь той информацией, за которой последует положительная реакция.
  • Не предпринимайте никаких действий за спиной у ребенка, не вмешивайтесь в его дела без его согласия. Его самый большой страх состоит в том, что с приходом родителей все станет только хуже.

2. Воспитывайте в ребенке уверенность в себе

Анджелина Джоли в детстве испытывала проблемы с одноклассниками, плохо училась и огрызалась на преподавателей. Рэпера Эминема в 9 лет так сильно избил школьный хулиган, что он оказался в больнице с сотрясением мозга и частичной потерей зрения. Леди Гага, Джессика Альба, Меган Фокс, Курт Кобейн и даже красавчик Зак Эфрон — все они страдали от травли и непонимания со стороны одноклассников.

Тем не менее у каждого из них было любимое дело, которому они могли посвящать свободное время, забывая о проблемах. Тейлор Свифт вспоминает, что начала писать песни от одиночества, а Кристен Стюарт и вовсе в 13 лет бросила школу, чтобы посвятить себя съемкам.

Что делать:

  • Научите ребенка правильно реагировать на критику, справедливую и несправедливую. Важно донести до него, что любая критика — это не личная обида, а лишь чье-то мнение о какой-либо отдельно взятой ситуации.
  • Помогите ребенку найти занятие, в котором он сможет проявить себя. Уверенные в себе дети реже становятся жертвами травли, а успех в любимом деле, пусть даже незначительный, поможет легче справиться с последствиями агрессии, если она уже случилась.

3. Расскажите о защите личной информации в сети

Соцсети и интернет сегодня являются зоной абсолютной свободы для большинства подростков, а статус и общение в сети для них не менее важны, чем реальные достижения. Специалист по интернет-безопасности из «Лаборатории Касперского» Мария Наместникова рассказала, что кибербуллинг остается одной из главных угроз для детской безопасности в сети.

Более 50 % детей и подростков хотя бы раз сталкивались с интернет-угрозами, и лишь 1 из 10 рассказывал об этом родителям.

Что делать:

  • Вместо того чтобы требовать пароли к аккаунтам ребенка, лучше сами начните социальную активность в сети. Так вы сможете видеть его поведение в интернете, круг друзей и сферу интересов.
  • Объясните, какую информацию можно публиковать в интернете, а какую нет. Расскажите, как оставить жалобу на любое оскорбление и унизительную запись в сети: для этого достаточно нажать кнопку «Пожаловаться» или «Report» рядом с неугодным постом или комментарием.

4. Работайте не только с ребенком, но и с коллективом

Травлю нельзя назвать конфликтом двух лиц — зачинщика и жертвы: если в конфликте силы сторон сопоставимы, то в случае травли можно наблюдать значительный дисбаланс.

На стороне зачинщика могут выступать немые участники травли, сторонние наблюдатели и даже преподаватели, которые в попытке завоевать авторитет в классе начинают акцентировать внимание на особенностях детей. Важно понимать, что травля — это не только издевательства и унижения, но и способ общения и установления иерархии в коллективе.

Что делать:

  • Забудьте о таких советах, как «не обращай внимания» и «дай им сдачи». Ребенок может суметь разобраться с обидчиком, но ему не под силу изменить ситуацию в коллективе, где оскорбления и издевательства — общепринятый способ выражения эмоций.
  • Воздействуйте на преподавательский состав и подключайте к проблеме других родителей: никто не хочет, чтобы его ребенок подвергался издевательствам либо сам принимал участие в травле.

5. Научите реагировать на агрессию

Согласно результатам анонимных опросов, более 5 % старшеклассников пропускали занятия, потому что чувствовали себя в опасности в школе либо по дороге к ней. В результате травли у ребенка не только появляются прогулы и падает успеваемость. Он может начать задерживаться у друзей и надолго уходить из дома. Все это — попытки человеческой психики избежать травмирующего действия внешних факторов.

Главная задача родителей — не только прекратить случаи буллинга, но и научить ребенка правильно реагировать на агрессию и контролировать собственные эмоции.

Что делать:

  • Обсудите с ребенком все случаи травли и научите правильно реагировать на провокации. Расскажите, почему спокойствие и рассудительность лишают обидчиков главного — видимого результата их издевательств.
  • Запишите ребенка в спортивную секцию или школу единоборств. Не столько ради умения за себя постоять, сколько для борьбы со страхом открытого конфликта и боязнью физической боли.

6. Помогите ребенку сформировать общие интересы с его окружением

Жертвами буллинга обычно становятся застенчивые и неуверенные в себе дети: они одиноки, пугливы, склонны к депрессии и плохо находят общий язык со сверстниками. С возрастом окружение человека становится терпимее, но это вовсе не повод дожидаться окончания школы как решения проблемы.

20-летнее исследование показало, что у общительных детей, которые могли организовываться со сверстниками без помощи взрослых и самостоятельно решать свои проблемы, гораздо больше шансов получить высшее образование и найти работу к 25 годам, чем у тех, чьи социальные навыки менее развиты.

Что делать:

  • Чаще приглашайте одноклассников ребенка в гости (особенно тех, кому он симпатизирует). Если у ребенка есть какое-то необычное хобби, помогите ему рассказать о нем сверстникам.
  • Поддерживайте отношения с родителями других детей. Зачастую именно дружба между взрослыми становится поводом для общения между детьми. Для этого достаточно предложить собраться после школы в кафе или сходить семьями в кино.

7. Смените обстановку

Бытует мнение, что перевод ребенка в другой класс или школу — это неудачная мера, потому что на новом месте ситуация повторится. Лучше научить ребенка правильно вести себя в конфликтных ситуациях, чтобы он закалял характер и мог дать отпор. Как мы уже выяснили, не все зависит от ребенка. Травля происходит в коллективах, где нет общности интересов, школьники не вовлечены в образовательный процесс, а социальная или имущественная разница между ними слишком велика.

Поэтому, когда возникает альтернатива в виде хорошей школы, преподаватели которой охотно идут на контакт с родителями, смена обстановки может стать отличным выходом.

Что делать:

  • Дать возможность ребенку участвовать в выборе школы. Как иначе сформировать доверие и уверенность в своих силах, если все решается за него?
  • Ответственно подойти к выбору нового места обучения. Необходимо пообщаться с родителями и учениками предполагаемого класса, в котором будет учиться ваш ребенок. Не оценивать с чужих слов, а составить собственное впечатление об обстановке в классе и школе.

Бонус: какие книги стоит рекомендовать ребенку?

  • Ханс Кристиан Андерсен, «Гадкий утенок». Знаменитую сказку можно начинать читать детям с 3 лет. В процессе чтения важно акцентировать внимание не только на судьбе утенка, превратившегося в прекрасного лебедя, но и на поведении уток, которые его дразнили, но в конце так и остались необразованными и глупыми.
  • Эгон Матисен, «Кот с голубыми глазами». Простая и увлекательная история с авторскими рисунками расскажет юным читателям, что делать коту с голубыми глазами в компании желтоглазых, которые не хотят с ним общаться.
  • Фанни Бритт, «Джейн, лиса и я» — графический роман об одиночестве. Одиночество бывает как следствием, так и причиной травли. Когда у детей нет друзей, у них должна быть книга, которая выполнит функцию проговаривания переживаний.
  • Айджа Майрок, «Почему я? История белой вороны». Все школьные годы автор была жертвой травли и в 19 лет написала книгу о своем опыте. Это не столько художественное произведение, сколько сборник рекомендаций, помогающих преодолеть сложный отрезок пути.
  • Джоан Роулинг, серия книг о Гарри Поттере. Знаменитая история «мальчика, который выжил» не только погрузит читателя в сказочный мир, но и познакомит с проблемами обычных подростков — конкуренция, недоверие, обида, месть.
  • Р. Дж. Паласио, «Чудо». Важное произведение для формирования толерантности и умения принимать в свой круг «иных» детей. История о мальчике с врожденным генетическим заболеванием и о том, как мужество, чувство юмора, доброта и дружба способны сотворить настоящее чудо.
  • Уильям Голдинг, «Повелитель мух». Это произведение уже включено в школьную программу многих стран. Чтобы история не воспринималась как абстрактная философская притча, важно, рекомендуя эту книгу, акцентировать внимание на том, как формируются фиктивная норма, мышление толпы и тоталитарный строй.

А какие ситуации возникали у вас в школе? Удалось ли добиться мирного решения проблемы и как вы передаете свой опыт детям? Поделитесь в комментариях.

Каждая мама обязана знать:  Дочь стала часто плакать, когда стала ходить в детский сад
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация
Поделиться 6 Сохранить Ещё. Версия для печатиПожаловаться