В школу с удовольствием!


В школу с удовольствием!

Некоторые дети жалуются, что в школе скучно и неинтересно. И не каждый школьник может похвастаться тем, что ходит в школу с большим удовольствием. Хорошо, если ученик, утративший интерес к школьным занятиям, понимает, что учеба в школе – это не бесполезный процесс, и пытается сделать обучение более интересным для себя.
Но что же делать, если интерес к школьным занятиям не появляется? Что поможет изменить ситуацию? Как ходить в школу с удовольствием? Наши советы помогут получить удовольствие от обучения в школе.

Как себя мотивировать?

Учитесь ради себя, а не ради хорошей оценки. Помните, что в школе не бывает бесполезных предметов. Даже если вы уже определись с профессией и точно знаете, что для поступления вам не нужна химия, это не значит, что вы можете перестать ее изучать. Любые дополнительные знания развивают ваш кругозор, общую образованность и интеллект в целом.

Постарайтесь развить интерес к тому, что учите в школе. Если вы считаете, что учитель излагает материал неинтересно, попробуйте прочесть научно-популярную книгу по теме, поищите материалы на образовательных и научных порталах, посмотрите видео с современными популяризаторами науки. Зачастую информация, поданная таким образом, воспринимается легко и интересно.

Именно образование гарантирует вам успешное будущее. Образование – одна из самых ценных вещей в жизни. Не важно, где вы учитесь: в школе, колледже, университете или на курсах. Чем больше человек учится, тем он умнее. Не зря многие специалисты в той или иной области часто говорят о том, что чтобы жизнь была интересной, нужно учиться всю жизнь. К тому же, с образованным человеком всегда есть о чем поговорить. Если вы хотите иметь интересных друзей, никогда не переставайте учиться.

Постоянно изучайте что-то новое. Читайте художественную и научно-популярную литературу. Сейчас выходит очень много книг в жанре «нон-фикшн», содержание которых не только интересно, но и полезно в образовательном плане. Смотрите документальные, исторические и биографические фильмы. Из них вы узнаете много нового о прошлом, настоящем и будущем нашего мира.

Уделяйте внимание своим интересам и хобби. Постарайтесь найти интеллектуальные развлечения. Они стимулируют работу мозга не меньше, чем учебный процесс.

Найдите стимул, который будет мотивировать вас. Вы должны полюбить не сам процесс обучения, а ту цель, которую вы достигнете благодаря обучению. Например, практически невозможно выучить иностранный язык, если у вас нет к этому мотивации. Найдите свою мотивацию, она должна быть максимально конкретной. Например, язык поможет вам завести новых друзей, понять иностранные песни, прочитать иностранный журнал в оригинале и т.п.

Найдите наставника, который вам интересен. Иногда авторитет педагога может серьезно стимулировать вас в обучении. Попробуйте сблизиться с преподавателем, который вам интересен. Узнайте о нем немного больше. Попробуйте подружиться с ним.

Найдите пример для подражания. Если вы хотите стать архитектором, найдите профессионала в этом деле, чьи работы покажутся вам шедеврами. Начните заниматься с целью стать столь же великим архитектором, как этот человек.

Займитесь самообразованием. Иногда проблемы в обучении возникают из-за того, что человеку сложно войти в образовательную систему. Некоторым сложно находить общий язык с педагогами. Чтобы преодолеть все эти проблемы, уделяйте внимание самообразованию. Возможно, занимаясь наедине с собой, вы сумеете почувствовать вкус к учебе.

Займитесь творчеством. Никогда не знаешь, какие навыки пригодятся в жизни. Не ленитесь и открывайте для себя новые виды творческой деятельности. Научитесь вязать, писать песни, выучите еще один иностранный язык, напишите книгу… Иногда такой вид деятельности может помочь найти профессию.

Творческие занятия улучшают способность учиться, что благотворно отражается на оценках. Также хобби поможет стать более активным. У вас появится возможность принимать участие в жизни школы и представлять ее на разных творческих конкурсах. Благодаря этому вы будете ходить в школу с большим желанием. Кроме того, у вас будет прекрасная возможность общаться с другими ребятами. Вы станете более уверенным в себе человеком.

Сходите в магазин канцелярии. Купите красивый блокнот, который вас вдохновит. Приобретите разноцветные ручки, маркеры, стикеры и другие канцелярские принадлежности. Найдите вещи, которые не просто нужны, но и по-настоящему нравятся вам. Это также поможет мотивировать себя.

Принимайте участие в спортивных мероприятиях, которые проводятся в школе. Во время учебного года, как правило, в школе проводится много спортивных мероприятий, в которых могут принимать участие все учащиеся. Изучите сайт вашей школы, узнайте, какие мероприятия планируются и как можно принять в них участие.

Представляя школу на всевозможных спортивных мероприятиях, вы будете ждать с нетерпением этих событий, так как перед вами откроется возможность стать гордостью своей школы.

Если вы по каким-либо причинам не можете быть в числе игроков, всегда можно вступить в ряды болельщиков. Такая поддержка сплотит вас и ваших одноклассников, у вас будут общие интересы и темы для разговора. Это поможет ходить в школу с удовольствием.

Выберите клуб или кружок, который будет соответствовать вашим интересам. Если вы хотите весело проводить время в школе, станьте членом кружка по интересам. Наблюдайте за вашими одноклассниками. Спросите их, почему им интересен тот или иной кружок. Узнав их мнение, проанализируйте, можете ли вы найти в себе такой же или похожий интерес. Впоследствии, заинтересовавшись такими занятиями, вы с большей готовностью будете ходить в школу.

Выберите интересные факультативные занятия. Сделайте свою учебу более увлекательной, выбрав факультативные занятия. Поверьте, они принесут вам удовольствие. Чаще всего на них, в сравнении со школьным уроком, материал подается доступней, а рассматриваемые задания намного интересней.

Попробуйте реализовать какой-либо школьный проект. Посещайте занятия, на которых у вас будет возможность делать творческие или научные проекты самостоятельно или вместе с другими учениками. Благодаря этому учеба будет приносить вам больше удовольствия, вы увидите, что знания приносят практическую пользу.

Учитесь вместе с друзьями. Например, выполняйте вместе домашние задания, готовьтесь к экзаменам и проверочным. Займитесь совместным научным исследованием. Любое дело в компании друзей пойдет быстрее и интереснее.

Общайтесь с друзьями на переменах. Короткое время на переменах можно использовать не только для того, чтобы подготовиться к предстоящему уроку, но и чтобы пообщаться с одноклассниками. Договоритесь о месте, где будете встречаться, и проводите там немного времени.

Также можно переписываться со своими друзьями из других школ о том, что интересного вы узнали на предыдущем уроке и что ждете от предстоящего. Некоторые компании даже заводят общий чат, где они делятся впечатлениями и обсуждают все, что им интересно.

Пообедайте вместе с друзьями. Обеденный перерыв – это прекрасное время, чтобы подкрепиться и пообщаться с друзьями. Если есть такая возможность, то выходите на улицу после обеда.

Подождите своих друзей после школы, чтобы вместе идти домой. Конец последнего урока дарит ощущение свободы. Не бегите домой сразу. Узнайте, может быть, кому-то из ваших одноклассников по пути с вами. Впоследствии вы можете каждый день ходить или ездить домой вместе. По пути обсудите пройденное сегодня. Может, кто-то из ваших друзей не до конца понял, о чем говорил учитель? Помогите ему разобраться, объясните самое важное своими словами.

Находите интересные внешкольные мероприятия. Встречайтесь со своими одноклассниками и вне школы. Сходите в кинотеатр или музей, на смотровую площадку или концерт. Общие интересы в сумме с положительными эмоциями помогут вам посмотреть на свой школьный коллектив с другой стороны, заметить положительные черты характера одноклассников. Это «разбудит» и ваши хорошие качества, которые, развиваясь, будут проявляться даже на школьных уроках.

Что делать на скучном уроке?

Рисуйте. Отличным способом скоротать время на скучном уроке является рисование. Попробуйте на уроке делать заметки, не записывая, а рисуя их. В итоге будут получаться так называемые скетчи. Задумавшись о форме, вы сначала будете уделять ей почти все свое внимание, но со временем вам захочется привнести туда содержание. Разбивая текст на колонки, делая врезки, пометки, зарисовывая то, что сложно выразить словами, но легко представить, выделяя самое важное, вам станет намного интересней слушать учителя. Кроме этого, вы будете с нетерпением ждать следующего урока, чтобы поскорее реализовать новые представления о скетчах.

Выполняйте задания быстро. Если вы получили задание читать скучный материал, попробуйте прочитать его максимально быстро еще в школе. Дома коротко запишите все, что запомнили, а позже проверьте себя, все ли верно вы усвоили. Постарайтесь найти ошибку в своих первоначальных записях, исправьте их. Это поможет незаметно для вас составить подробный план-конспект. Такой способ работы поможет быстро выполнить задание и облегчит подготовку к уроку.

Каждая мама обязана знать:  Как омочь мужу выбраться из депрессии

Выйдите из класса на пару минут. Если на уроке вам скучно и вы не можете сосредоточиться, попробуйте сделать небольшой перерыв. Попросите учителя позволить вам выйти. Пройдитесь по коридору, спуститесь и поднимитесь по лестнице, посмотрите в окно. Перерывы помогают мозгу сохранить информацию и связать ее с уже известным материалом. Короткий перерыв может помочь вам запомнить информацию лучше. Перед тем, как вернуться в класс, можете сделать несколько дыхательных упреждений, потянуться и размяться.

Не смотрите на часы. Находясь на скучном уроке, старайтесь не смотреть на часы. Запомните, что чем пристальней вы будете следить за временем, тем медленнее оно будет идти.

Как готовиться к школе?

Высыпайтесь. Если вы хотите получать удовольствие от времени, проведенного в школе, достаточно спите. Если вы будете приходить в школу отдохнувшим, вам будет легче настроиться на учебу. Кроме того, вам будет проще управлять своими эмоциями. Не выспавшись, вы будете быстрее уставать, а если позднее бодрствование превратится в тенденцию, велика вероятность возникновения стресса. Вряд ли вы получите удовольствие от школы в таком состоянии.

Выполняйте домашние задания вовремя. Не откладывайте учебу на потом. Если вы будете вовремя выполнять домашние задания и сдавать их на проверку учителю, вам будет не о чем беспокоиться. Всегда записывайте задания в дневник, чтобы не забыть о том, что вам необходимо сделать.

Берите в школу бутылку воды. Чтобы вам было легче сосредотачиваться, пейте достаточно чистой воды в течение дня. Если ваш организм будет страдать от обезвоживания, вам будет сложно сосредоточиться. Кроме того, в таком состоянии вы будете испытывать напряжение. Не допускайте этого, если хотите быть активным и внимательным.

Наведите порядок в комнате. Беспорядок в комнате действительно может влиять на желание учиться. Хаос в месте, где вы проводите свободное время, отвлекает и поглощает вас, не позволяя выполнять не только домашние задания, но и заниматься своими увлечениями. Начните с малого: сначала наведите порядок на рабочем столе и книжной полке. Подумайте, что можно изменить в вашей комнате, чего не хватает. Обустроив свое пространство, вам будет приятно находиться там. Также порядок влияет на концентрацию: в убранной комнате вам будет легче делать уроки.

Занимайтесь вместе с друзьями, если это поможет вам достичь хорошего результата. Вы сможете мотивировать себя, чувствуя чью-то помощь и поддержку. Но если друзья вас только отвлекают, тогда нужно так распределять свое время, чтобы успевать и заниматься, и отдыхать.

Грамотно планируйте свой день. Старайтесь правильно распределять свое время после школы. Если помимо занятий в школе вы любите посещать открытые лекции и семинары, интересные временные экспозиции, ярмарки и презентации книг современных писателей, это значит, что без планирования вам не обойтись.

Веселитесь. Учеба – это не значит скука. Учеба – это весело! Попробуйте использовать знания, полученные в школе, в повседневной жизни. Вспомните название цветка, про который вам рассказывал учитель на уроке биологии, когда увидите похожий цвет, вспомните историю вашего города, когда кто-то скажет, что раньше на этом месте все было по-другому. Знания – повсюду!

Вознаграждайте себя за хорошие результаты. Если вы заметили, что учиться стало интересней, вознаградите себя за это. Ведь это ваши старания привели к такому результату. Купите себе то, что очень давно хотели, сходите куда-нибудь, куда давно не получалось сходить. Обязательно отметьте это достижение. Не останавливайтесь на достигнутом. Только представьте, каких вершин вы сможете достигнуть, если продолжите вдохновляться и мотивировать себя на результат!

Екатерина ДАВИДОВСКАЯ,

психолог

Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

Copyright © 2020 Журнал «Кем Быть?». All Rights Reserved.

В школу – с удовольствием!

В школу – с удовольствием!

Я так устал от жизни. Учишься, учишься, учишься. Как дурак!

Почему я так плохо учусь? Может, из-за учителей?

Вы не поверите, но радостно бежать в школу может каждый первоклашка. Рецепт такого чуда прост: желание, замешенное на самостоятельности и доверии. Учтите, что желание рождается в душе ребенка, а вот остальные компоненты потребуются от вас.

Краеугольный камень доверия

Как сделать так, чтобы ваш ребенок сам:

– вставал рано утром в школу;

– собирался, следя за временем, а не ожидая понуканий со стороны взрослых;

– шел в школу, причем с удовольствием;

– приходил в школу вовремя;

– делал уроки – с удовольствием и не в последний момент;

– ложился спать вовремя?

Чтобы ребенок ходил в школу с удовольствием, вам нужно научиться доверять ему. Конечно, это непросто, но доверие лежит в основе освоения любого навыка.

Вам кажется, что вы умнее своих детей? Что вы все знаете, а они маленькие и бестолковые? Вы считаете, что их нужно во всем контролировать? Но тогда каким навыкам вы собираетесь обучить вашего ребенка? Ходить по струнке? Выполнять приказы? Спрашивать разрешения по поводу и без? Этому успешно научит армия. А мы с вами будем учиться доверию. Обратите внимание: учить себя, а не сына или дочку.

Итак, вы заранее поднимаетесь, чтобы приготовить завтрак. Следите за каждой минутой. Начинаете тормошить малыша, а он… переворачивается на другой бок и снова засыпает. Ваше напряжение растет. Наконец вам удается поднять ребенка, отправить его в ванную, накормить завтраком, помочь ему надеть куртку и ранец. Но он еще полусонный, поэтому дорога до школы превращается в бесконечный поток понуканий. Ваше напряжение достигает апогея, когда вы забегаете в школу со вторым звонком, а ребенку еще нужно переобуться.

Уф! Просто страшные воспоминания какие-то. А теперь ждем, когда же нам эта ситуация надоест. Надоела? Отлично! Приступаем ко второму этапу обучения: задаем вопросы. Сначала себе.

– Кому нужна школа: мне или моему ребенку? Ему. Хотя бы потому, что я в своей уже отучилась.

– Кто хочет ходить в школу? Он хочет.

– Мне его школа нужна? В общем-то, нет.

– Тогда почему я напрягаюсь из-за его опозданий и просыпаний? Почему я тащу его за руку, а он, посматривая по сторонам, тащится, как будто времени еще вагон и маленькая тележка? Потому что так надо, так делают все. Но это неправильно, нелогично!

Теперь задаем вопросы своему любимому чаду.

– Тебе нравятся опоздания?

– Ты считаешь, что мне нравится следить за тем, как долго ты собираешься, как ловишь ворон по дороге, как постоянно опаздываешь?

– Тебе самому нравится опаздывать?

На все эти вопросы мы, скорее всего, получаем ответ нет. И разрабатываем такой план дальнейших действий.

– Будильник он теперь ставит сам.

– Просыпается по нему сам.

Сам следит за временем, оставшимся до выхода из дома.

Сам подгоняет маму, которая пока что сопровождает его в школу.

Сам следит за временем, выделенным на дорогу.

Сам делает уроки.


То же самое относится к дополнительным занятиям, курсам и т.п..

Первый блин комом?

Как это было у меня? Истошно пищащий будильник ребенок не слышал в принципе. Поэтому в первый день эксперимента, подождав немного, я просто сказала ему: Больше будить не буду, пойду лягу досыпать. Ребенка как ветром сдуло с кровати. Вы можете мотивировать своего малыша другими фразами и действиями. Главное, чтобы для него они имели смысл, были значимыми. Для него, а не для вас!

В первый день мне еще приходилось ему напоминать: я не отвечаю за твое время, я не отвечаю за твои опоздания. Вы думаете, мне легко было сдерживаться от советов и понуканий и оставаться просто наблюдателем? Трудно, но это того стоило! Теперь утром я никуда не спешу и просто жду, когда мой гениальный ребенок даст мне команду: Пора выходить! Теперь он сам тащит меня за руку, а я любуюсь утренними пейзажами, небом, тонким ледком на лужах, радуюсь светлому зимнему утру и думаю: А ведь действительно, ходить в школу для первоклашки – сплошное удовольствие. И для его родителей тоже.

А дальше последуют второй, третий класс, но принципы взаимодействия с ребенком остаются теми же: доверие и еще раз доверие, вопросы, разговоры, обсуждения. Мой старший сын уже в четвертом классе, он все так же делает уроки самостоятельно, я даже не знаю, что ему задают на дом, хотя все время интересуюсь, как прошел день, что он сегодня узнал, чему научился. Он давно уже добирается до школы сам. Скоро в первый класс пойдет мой младший сын…

Утром его не поднять, портфель, если не проверишь, соберет кое-как, половину вещей дома забудет, уроки делает из-под палки. И это третий класс! Иногда у меня от отчаяния опускаются руки. Кажется, так будет всегда. Я сама очень организованный человек, а Ежик, к сожалению, копия его папы – олимпийское спокойствие по любому поводу. Забыл сделать домашнее задание – ну и ладно, не повод нервничать. Забыл дома учебник – мама прилетит, привезет. В тетрадях пишет, как курица лапой, уроки делает медленно. Если я начинаю ему помогать, то теряю терпение через полчаса. К счастью для меня и для него, уроки он делает с бабушкой. Я бесконечно люблю своего ребенка, но злиться не перестаю. Ситуация тупиковая: каждый раз обещаю себе, что не буду орать и заводиться, но ситуация повторяется вновь и вновь. Если оставить все как есть в надежде на его самостоятельность и сознательность, боюсь даже представить, чем это кончится.

Ребенок ничем не отличается от взрослых людей. Вспомните, как ведем себя мы, когда кто-то готов выполнять за нас работу, помогать нам, контролировать нас, оберегать. Правильно, мы садимся на шею и перестаем что-либо делать. Валерия, поставьте себя на место мальчика. Зачем ему что-то делать, о чем-то помнить, напрягаться, если есть мама и бабушка, которые уверены, что без них ребенок не справится?

Каждая мама обязана знать:  Мальчик очень хочет носить юбку

Я понимаю, что трудно сразу начать доверять ребенку, поверить, что он может сделать что-то сам. Чтобы помочь вам разобраться, давайте начнем с целей, которые, как можно предположить из вашего письма, вы ставите перед собой и ребенком.

– Доказать ему, что без вас он ни на что не способен.

– Доказать ему, что он учится не для себя, а для вас.

– Доказать себе, что вы незаменимы!

Как исправить ситуацию? Сформулируйте для себя другие цели.

– Я хочу, чтобы ребенок научился самостоятельности.

– Я хочу, чтобы он сам следил за тем, что лежит у него в портфеле и что задано на дом.

– Я хочу, чтобы он сам решал, во сколько ему вставать, потому что он может ориентироваться во времени и это его школа, а не моя.

Таким образом, вы начинаете постепенно предоставлять ему больше свободы выбора. Пусть начнет отвечать за содержимое портфеля, потом за выполнение уроков, потом за будильник. Обязательно выясните, доволен ли он школой, какие предметы ему нравятся, каковы отношения с одноклассниками. Эта информация поможет вам найти правильные аргументы, когда вы будете объяснять ему, зачем он ходит в школу и для кого он это делает.

Каждый ребёнок одарённый. Как сделать, чтобы дети ходили в школу с удовольствием

Своё мнение на проблему мотивации к учёбе у школьников высказал специалист Белгородского института развития образования

В наши дни нежелание ребёнка ходить в школу называют «отсутствием мотивации к учёбе», и число таких детей, увы, растёт. Почему в ребёнке гаснет заложенное природой стремление к новым знаниям? Вопрос этот не одно десятилетие волнует учёных и практиков.

Преодолевать трудности

— Сейчас родители порой чрезмерно увлекаются ранним развитием, и в результате дети уже к первому классу устают, – рассуждает доцент кафедры психологии и дефектологии БелИРО, кандидат психологических наук Галина Репринцева. – Для того чтобы стимулировать естественный познавательный интерес, необязательно водить ребёнка в десять развивашек. Достаточно не отмахиваться от вопросов малыша, читать ему книжки, больше играть, гулять и учить наблюдать, заниматься совместным творчеством – рисовать, лепить…

— Что является основным мотивом к обучению у детей на начальном этапе?

— Главное условие – вера родителей в ребёнка, терпение и неторопливость в ожидании результатов. Поверьте, дети очень хорошо чувствуют настрой родителей. А задача школы – организовать образовательный процесс так, чтобы каждый ученик мог реализовать себя не только в учёбе, но и во внеурочной деятельности – спорте, творчестве. Не должен ребёнок на внеурочке сидеть в классе, изучая «Весёлую математику»! На практике же зачастую внеурочная работа копирует урочную. И после школы продолжается та же учебная деятельность в виде домашних заданий. Чрезмерная нагрузка и трудности усвоения материала – основные причины потери интереса к учёбе.

— Но ведь учёба – это действительно труд, к которому нужно приучать…

— Мотивация может быть внешней, то есть основанной на чувстве долга, и внутренней, в основе которой лежит интерес. Безусловно, ещё с дошкольного возраста нужно учить малыша преодолевать трудности, делать не только то, что хочется, но и то, что надо, – это основа подготовки к школе. Учите не сдаваться после первых неудач – этот навык очень пригодится ему в жизни. Не выполняйте за ребёнка ту работу, с которой он может справиться сам. Но успешность обучения в большей степени зависит от внутренней мотивации. Поэтому важно именно заинтересовать.

— Это задача учителя?

— Роль педагога здесь действительно ключевая. В классе, где учитель сумел найти подход к каждому ученику, знает сильные и слабые стороны детей, неразрешимых вопросов с мотивацией, как правило, не возникает. Но учителя сейчас поставлены в такие условия, что времени на работу с детьми остаётся очень мало: в школах постоянно проводятся всевозможные проверки, и документооборот, несмотря на все усилия, не особо уменьшается. К тому же значительная часть зарплаты педагога, так называемая стимулирка, зависит от каких‑то второстепенных факторов, например от количества учеников, участвующих во всевозможных олимпиадах. В таких случаях этим детям может уделяться больше внимания в ущерб остальным.

Отметка и оценка

— Участие в конкурсах, олимпиадах – это показатель высокой мотивации и успешности ученика?

— Не всегда. Неверно судить об одарённости ребёнка лишь по участию в олимпиадах и конкурсах или по отметкам в дневнике. Одарённость проявляется не только в академических достижениях, но и в общении, творчестве, спорте… Для хорошего педагога каждый ребёнок одарённый (или потенциально одарённый), перспективный. Поэтому, повторю, очень важно на всех этапах обучения создать развивающие условия, чтобы каждый ученик мог себя проявить в чём‑то. Тогда и в школу дети будут идти с удовольствием – за новыми знаниями, за общением со сверстниками и педагогами, за новыми возможностями.

— В подростковом возрасте, бывает, даже отличники теряют интерес к учёбе и скатываются на тройки…

— В этом возрасте дети становятся более автономными, но вера родителей и их поддержка по‑прежнему важна для них. Обговаривайте с подростком степень его свободы – что он может делать сам, а в чём нужна ваша помощь. Родителям важно научить его видеть своё взросление, ориентировать на сравнение с самим собой. Так формируется ответственность за своё будущее. Для мотивации подростку важно понимать, зачем он учится, как знания пригодятся ему в дальнейшем. Кроме этого, у него, как правило, появляются увлечения, которые так или иначе связаны с отдельными школьными предметами. Подростку важно понимать, в чём он успешен, как он выглядит в глазах сверстников. Но адекватная оценка со стороны учителя и родителей тоже имеет большое значение.

— Оценка не равна отметке в дневнике?

— Отметка – это показатель качества выполнения конкретного задания. Неудовлетворительная отметка должна служить поводом для анализа и дополнительной работы. Оценка – более широкое и комплексное понятие, характеризующее знания и умения ребёнка, его потенциал.

Страсти вокруг ЕГЭ

— В выпускном классе с мотивацией проще – её формирует ЕГЭ?

— В старшей школе учащиеся уже способны делать осознанный выбор, что для них важно, а что нет, в зависимости от будущей профессии. Однако и здесь не всё просто. По данным социологических исследований, многие старшеклассники принимают решение поступать только в вуз, но выбирают специальность, которую родители потянут. Это одна из причин, кстати, перекоса в сторону высшего образования. С другой стороны ориентация на единый госэкзамен приводит к тому, что дети забрасывают остальные предметы. Вообще, вокруг ЕГЭ не утихают споры с момента его введения. Я считаю, что старшеклассникам нужно давать право выбора – сдавать традиционные экзамены или ЕГЭ.

Выбор будущей профессии в зависимости от собственных предпочтений и наклонностей – основа мотивации в этом возрасте. Надо делать акцент на взрослости и собственной ответственности старшеклассников. В то же время школе и родителям не стоит столь завышать значимость экзаменов, чтобы мотивация была на оптимальном уровне и не создавала помех для эффективной деятельности школьников.

— Что, кроме школьных перегрузок, негативно влияет на формирование мотивации у детей?

— Типичные ошибки воспитания – завышенные требования родителей, гиперопека, стремление быть лучшим во что бы то ни стало, высмеивание, навешивание ярлыков после первых неудач: «бестолочь», «неуч», «ничего путного из тебя не выйдет». Или другая крайность – безнадзорность, физические наказания за неуспеваемость. Неправильный распорядок дня тоже может повлиять на мотивацию. Если у ребёнка не складываются отношения с одноклассниками или учителями, разумеется, желания ходить в школу у него не будет.

Мнение педагога

Лилия Каширина, директор начальной школы – детского сада № 44 Белгорода, член Общественной палаты области:

«Проблема низкой мотивации, к сожалению, знакома и учителям, и родителям. Приходится иногда констатировать: «Способности у ребёнка есть, но нет желания заниматься».

Причина может быть в неправильном поведении родителей. Материальное поощрение за оценки, а также жёсткие наказания, принижающая критика, равно как неоправданное завышение или занижение оценки действий ребёнка – всё это не лучший способ мотивировать на учёбу. Учитель, не осознавая того, тоже порой делает упор на отрицательную мотивацию, и тогда учеником движет лишь одно желание: избежать критики и плохих оценок. Особенно осторожно в начальной школе нужно использовать в текущем учёте неудовлетворительные отметки.

Каждая мама обязана знать:  Отношения среди подростков - пособие для родителей

Школьники младшего возраста любят играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Воспитанию положительной мотивации способствует атмосфера в школе и классе: включённость в разные виды деятельности, творческая работа детей, сотрудничество учителя и ученика, помощь учителя в виде советов, а не указаний. В этом случае обучение вызывает положительные эмоции у школьников. Им легко и приятно учиться, а усложнённая задача не вызывает паники и негатива.

Не могу не отметить пользу занимательных примеров, заданий, опытов, необычной формы преподавания, которая вызывает удивление у детей, а также роль эмоциональной и яркой речи учителя. Чем младше школьники, тем чаще учебный материал должен подаваться в образной форме. Важно, чтобы на каждом уроке у ребёнка формировалась вера в свои силы, чтобы ему было интересно, чтобы его глаза горели. Для этого необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех и продвижение вперёд».

Как полюбить ходить в школу

В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту.

Количество источников, использованных в этой статье: 10. Вы найдете их список внизу страницы.

Команда контент-менеджеров wikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества.

Многие дети жалуются, что в школе скучно и неинтересно. Стоит только захотеть, и учеба в школе снова станет интересным занятием. Найдите для себя новые источники вдохновения! Запишитесь в кружок, посещайте внешкольные мероприятия, общайтесь с друзьями, а также приходите в школу хорошо подготовленным. Благодаря этому вы будете ходить в школу с большим удовольствием.

В школу — с удовольствием

Как жизнь ребенка в школе сделать более менее сносной.

Идеальный вариант — когда ребенок идет в школу с радостью.

Хотя, последнее время сколько я ни наблюдаю за детьми и расспрашиваю их про школу, все как один говорят, что в школе скучно и неинтересно.

Желание учиться и идти в школу с радостью часто «отбивают» сами родители.

Ребенок идет в школу и его жизнь, как будто, заканчивается.

Все разговоры только про нее в доме.

Ты уроки сделал?

Что вам задали? Как ты себя вел в школе?

Учи уроки. Готовь проект. Садись за уроки.

Гулять не пойдешь, ты еще не почитал.

Как ты собираешься ЕГЭ сдавать.

Мне стыдно за тебя. Мне надоели звонки твоего учителя.

Ты позоришь меня.

А ведь в жизни ребенка происходит масса новых событий, впечатлений, эмоций, конфликтов.

Но все разговоры в семье только об одном — выучи уроки.

Самая большая «боль» родителей, с которой они приходят ко мне на консультацию — ребенок сам не учит уроки.

Мне приходится с ним сидеть рядом по 2-3 часа и контролировать его.

Ребенок уже в (3, 4, 5, 9 классе), а уроки сам не делает.

Работающий рецепт в этом случае один — перестать сидеть рядом с ребенком, отдать ему ответственность за уроки.

Легко сказать — перестань с ним сидеть. Ведь он тут же скатится на двойки — говорят мне родители.

Это я вам гарантирую.

Но по-другому решить эту проблему нельзя.

Ребенок должен сам быть ответственным за свое обучение.

Пока он этого не поймет, не прочувствует, он будет ждать ваших указов.


Он привык к этому.

Если вы контролировали его год, два, пять — сразу изменений не будет.

Я со старшим сыном никогда не делала вместе уроки, хотя учитель настаивал на этом.

На каждом собрании учитель нам говорил о том, что ребенок еще маленький, нужно ему помочь, подсказать, направить.

Педагог настаивал на том, чтобы родители собирали и проверяли рюкзак ребенка.

Вроде бы хорошие советы, но так закрепляется инертная позиция у первоклашки.

Он знает, что мама все проконтролирует.

А если он собирает рюкзак сам и не положил линейку — это его ответственность.

В следующий раз он ее положит в пенал.

Но это его опыт, его шишки.

Так ребенок взрослеет.

Будете собирать ребенка сами — в старших классах не пеняйте на полную не самостоятельность и нежелание учиться.

Не делайте из уроков «трагедию».

Не сидите над ними больше часа, не превращайтесь дома в учителя.

Пусть ребенок сам учится.

Если он просит помощи, мама, мне не понятно, подскажи — тогда другое дело.

Будьте на стороне ребенка.

Помните, что оценки в школе — это не главное.

Оценки — это индикатор, что что-то пошло не так.

Но это не приговор.

Сколько бедным детям приходится в начальной школе переписывать тетрадок.

Обратите внимание на почерк — то и дело на собраниях я слышу от нашего учителя.

И родители заставляют ребенка писать, писать и писать.

Вот такие бессмысленные занятия и отбивают весь интерес к учебе.

В 9-10 лет созревают отделы мозга, отвечающие за письмо и почерк у ребенка выравнивается.

Не надо бежать впереди паровоза.

Обидно, что за почерк снижается оценка. Но что делать…

Учитель сына мне еще в первом классе сказала, что если я возьму ребенка в руки, он будет отличником (держите его в ежовых рукавицах — советовал мне педагог и у него будут одни пятерки) — но я выбрала другой путь.

Я хочу, чтобы ему интересно было учиться, вчера он ходил за учебниками в школу.

Пришел и за полдня прочитал весь учебник Окружающего мира.

Сын, прекрати — говорила я ему — что ты будешь делать в школе.

Мама, ну интересно же…

Вот, что самое главное в школе.

Чтобы был интерес.

Я всегда любила школу, с радостью шла на занятия.

Школ у меня было целых пять.

Отец мой был военный и мы поездили в свое время по Союзу и даже в Монголии я была.

Как-то сразу у меня получалось влиться в новый коллектив и с учителями были хорошие отношения.

А есть у меня знакомые, которые школу не любили, мягко говоря.

Сейчас общение с учителями для них — настоящая каторга.

Почему так происходит?

Школа — большой отрезок в жизни каждого из нас.

Одиннадцать лет своей жизни мы «отдали» школе.

Когда сейчас, уже будучи взрослыми, мы заходим в школу у нас внутри включается ребенок.

Мы перестаем быть взрослыми.

Такая бессознательная программа.

Вокруг запахи, которые нам знакомы, звуки, обстановка — внутри включается тригер, что-то щелкает и мы превращаемся в ребенка.

Учитель автоматически становится для нас взрослым авторитетом, а мы перед ним предстаем маленьким провинившимся учеником (родителем).

Поэтому часто учителя имеют такое влияние на нас, мы слушаем их открыв рот и выполняем все требования, которые они говорят.

Либо же наоборот — мы кричим и устраиваем скандалы.

Понимая эту бессознательную программу можно общаться с учителем конструктивно.

Не из позиции ребенка, а из позиции взрослого.

Заходя в школу сделайте такой небольшой аутотренинг — скажите себе:

— Я директор отдела, мне 37 лет, я взрослый человек, у меня есть ребенок, муж, я 10 лет вожу машину и зарабатываю деньги.

Тогда вы не будете что-то мямлить в ответ учителю, вы сможете спокойно с ним обсудить текущую ситуацию из позиции взрослого человека.

Что-то вы примете к сведению, что-то из сказанного учителем возьмете под вопрос, а что-то делать не будете, потому что учитель перегибает палку.

И запомните — никогда не общайтесь с учителем при ребенке.

Иначе конструктива не получится.

У учителя будет козырь — он будет говорить и отчитывать при вас вашего же ребенка.

Вы будете краснеть, вам будет стыдно, обидно, вы начнете злиться.

А учитель «умоет руки».

Часто требования в школе противоречат друг другу.

Я с удовольствием хожу на все собрания сына и «записываю» эти противоречия.

Например, учитель начинает говорить о том, что важная задача каждого родителя помочь стать ребенку самостоятельным.

Учитель говорит о том, что ребенок сам должен делать уроки, не помогайте ребенку, не делайте уроки за него, учеба — это ответственность ребенка. Вы свое уже отучили, пусть ребенок учится сам.

Я согласна полностью со словами педагога.

И тут же учитель говорит о том, что ребенок маленький и вы должны его контролировать.

Два совершенно разных высказывания.

В психологии это называется двойное послание.

Что делать в таком случае — непонятно.

Мозг выключается от противоречия и вы делаете то, что вам говорят.

Это из разряда — стой там, иди сюда.

Что делать в таком случае? Идти или стоять?

Контролировать ребенка или отдать ему ответственность?

Таких противоречий в школе великое множество.

Не попадайтесь в их ловушку и спокойно общайтесь с учителями, вы взрослый человек.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация