Ваш ребенок в интернете — как избежать рисков и потерь


«Поговорите с ребенком об Интернете» (он-лайн риски, социальные сети, интернет зависимость и пр.)

Начните первым

Хотя российские школьники предпочитают самостоятельно решать свои проблемы в Интернете и крайне редко обращаются за советом к взрослым, они по-прежнему нуждаются в помощи и поддержке со стороны родителей. Детям и особенно подросткам

бывает трудно самим обратиться к взрослым: они стремятся сохранить свою независимость в «цифровом мире», бояться быть наказанными и не очень-то верят, что их «предки доцифровой эры» смогут понять их и помочь им решить их проблемы. В такой ситуации родителям стоит первым прервать затянувшееся молчание и поговорить с детьми об Интернете.

Доверие – самая надёжная защита

Хотя современные школьники и считают себя «продвинутыми пользователями», эта уверенность носит иллюзорный характер, а по уровню компетентности в сфере использования Интернета и цифровых технологи они находятся практически на равных с

родителями. Высокий уровень онлайн-активности и чрезмерная самоуверенность в своих

силах являются главными причинами столкновения детей и подростков с различными проблемами в Сети. Онлайн-мошенничество, преследования, унижения, оскорбления, шантаж – вот лишь небольшой перечень угроз, с которыми приходится иметь дело юным

пользователям. К сожалению, большая часть из этих проблем пока не имеет эффективных

технических решений. Главная и самая надёжная защита от онлайн-угроз – это доверительные отношения между детьми и родителями.

Будьте рядом с ребёнком в Сети

Главная задача родителей избежать демонизации Интернета, характерной для многих современных СМИ. Страх, порождённый незнанием, ведёт к цифровой изоляции, что лишает ребёнка тех уникальных возможностей, которые современные технологии представляют для обучения и развития. Совместная деятельность и общение детей и родителей в Интернете, основанные на взаимном доверии и уважением, — это лучшее средство повышения цифровой компетентности и профилактики онлайн-рисков.

Проявите интерес к деятельности ребёнка в Сети

Доверие начинается с принятия и уважения, отказа от осуждений и предубеждений. Родителям необходимо запастись изрядным терпением на этом пути, особенно если ребёнку уже достаточно много лет, и он привык к другим отношениям. Проявляя интерес к деятельности в Сети, демонстрируя свою осведомленность и компетентность, поощряя успехи и оказывая поддержку в трудных ситуациях, мы выстраиваем доверительные отношения с ребёнком, используя Интернет и цифровые технологии как предлог для начала долгого и очень важного разговора. Некоторые темы, с которых можно было бы начать этот разговор, представлены в этом издании, посвящённом профилактике онлайн-

Классификация онлайн-рисков

Коммуникационные риски

Возникают в процессе общения и взаимодействия людей в Интернете. В их числе кибертравля, сексуальные домогательства, нежелательные знакомства в Сети, встречи с интернет-знакомыми в реальной жизни и др. С подобными рисками можно столкнуться при общении в онлайн-мессенджерах, социальных сетях, на сайтах знакомств, форумах, блогах и других ресурсах.

Контентные риски

Возникают при столкновении с противозаконной, неэтичной и вредоносной информацией

в сети (тексты, картинки, аудио- и видеофайлы, ссылки на различные ресурсы). К такой информации относятся: агрессия, эротика или порнография, нецензурная лексика, информация, разжигающая расовую ненависть, пропаганда анорексии, булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ. Подобный контент можно встретить на различных

сайтах и в социальных сетях.

Потребительские риски

Возникают в процессе приобретения товаров и услуг через Интернет. В их числе риск купить товар низкого качества, подделки, контрафактную и фальсифицированную продукцию; потерять денежные средства или стать жертвой мошенников, использующих

персональные данные онлайн-покупателей.

Технические риски

Опасность повреждения программного обеспечения компьютера, хищения или нарушения

конфиденциальности личной информации посредством взлома с использованием вредоносных программ (вирусы, черви, троянские кони, шпионские программы, боты и др.).

Как защитить ребёнка от онлайн-рисков?

Развивайте доверительные отношения.

Важно, чтобы ребёнок чувствовал: ваша цель не наказать, а помочь ему. В этом случае он

сможет вам довериться.

Установите правила пользования Интернетом для всех электронных устройств.

Необходимо прийти к соглашению по следующим вопросам: что разрешено делать в Сети? Где можно пользоваться мобильными устройствами? Когда и сколько времени можно проводить в Интернете?

Регулярно разговаривайте об Интернете.

Расскажите ребенку об основных угрозах, с которыми он может столкнуться в Сети. Точная и достоверная информация — лучшее средство от онлайн-рисков.

Будьте в курсе событий ребенка в реальной жизни и виртуальном пространстве.

Искренне интересуйтесь активностью ребенка в Интернете. Попросите его помочь вам завести аккаунт в социальной сети или игре, где он «обитает».

Расскажите о нормах онлайн-этикета.

Как и в реальной жизни, в Интернете надо вести себя вежливо и дружелюбно. Ребёнок должен понять, что анонимность в Сети — иллюзия, и любое действие навсегда оставляет свой след.

Объясните необходимость защиты персональной информации.

Любая личная информация, которую ребенок выкладывает в Сеть, может быть использована другими людьми против него. Расскажите ему про средства защиты персональных данных, помогите установить настройки приватности на всех посещаемых ресурсах.

Проинформируйте о том, где можно получить помощь.

Если ребёнок столкнётся с проблемой в Сети, он может обратиться к администрации сайта, в службу техподдержки или к взрослому, которому он доверяет.

Станьте для ребенка примером ответственного онлайн-пользователя.

Повышайте свою цифровую компетентность и старайтесь сами соблюдать правила, которые установили для детей.

Чем опасно общение в Сети?

Интернет открывает уникальные возможности для общения благодаря современным технологиям можно быть на связи 24 часа в сутки практически в любой точке мира. В то же время в Сети ребенка могут подстерегать следующие риски:

Кибербуллинг — намеренное и регулярное причинение вреда (запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор) одним человеком или группой людей другому человеку с использованием электронных форм контакта. Каждый четвёртый российский школьник ежегодно сталкивается с унижением, оскорблениями или преследованием в Сети.

Груминг — установление дружеского контакта с ребёнком с целью сексуальной эксплуатации. Принимает разные формы: от обмена сообщениями и материалами сексуального характера до соблазнения, домогательства или шантажа. Каждый двадцатый

подросток сталкивается с сексуальными домогательствами в Интернете.

Секстинг — отправка сообщений (текстовых или изображений) эротического или порнографического содержания посредством мобильной связи или через Интернет.

Каждый четвертый подросток встречал или получал в Сети сообщения сексуального характера.

Встречи с людьми из Интернета в реальной жизни могут быть опасны. Более трети подростков пойдут на встречу с виртуальным другом без сопровождения взрослых.

Кибербуллинг: как помочь ребёнку?

Сигналы опасности

  • Ухудшение настроения во время и после общения в Интернете — признак того, что

ребенок может подвергаться агрессии.

  • Нервозность при звуке получения сообщения может говорить о его негативном содержании.
  • Внезапная неприязнь к Интернету – возможный признак наличия проблем в виртуальном мире.

Сохраняйте спокойствие сами и успокойте ребёнка.

Избегайте необдуманных действий. Дайте ребёнку понять, что владеете ситуацией, готовы помочь и не станете его ругать или осуждать.

Разберитесь в ситуации вместе с ребёнком. Важно найти ответы на вопросы: когда возник конфликт? Что стало причиной? Кто принимает участие в травле? Существует ли

угроза здоровью или жизни ребёнка?

Соберите доказательства травли.

Сохраните все возможные свидетельства происходящего (скриншоты экрана, электронные письма, фотографии и т.п.).

Научите правильно реагировать на агрессора. Лучший способ остановить травлю- игнорировать обидчиков. Помогите ребенку заблокировать агрессоров или добавить их в «чёрный список». Иногда стоит временно удалить аккаунт на тех ресурсах, где происходит травля.

Обратитесь за помощью. Жертве кибербуллинга трудно постоять за себя.

  • Если травля происходит в открытом сообществе или группе, обратитесь к администраторам ресурса с просьбой заблокировать аккаунты обидчиков, прикрепите скриншоты со свидетельствами кибербуллинга. Оповестив администрацию ресурса о киберхулигане, можно обезопасить от него и себя, и других пользователей.
  • Если в травле участвуют ученики школы, расскажите о ситуации классному руководителю, школьному психологу, директору.
  • Если существует угроза здоровью и жизни ребёнка, обратитесь в правоохранительные органы, приложив к заявлению собранные доказательства.

Рекомендации по предупреждению встреч с незнакомцами, груминга, секстинга

Познавательный интерес подростков к вопросам секса — возрастная норма. В Интернете

этот интерес может эксплуатироваться злоумышленниками.

Как обезопасить ребенка в таких случаях?

Напоминайте о принципе «доверяй, но проверяй». При общении в Сети никогда нельзя

быть уверенным, кем на самом деле является собеседник. По ту сторону монитора может оказаться взрослый человек с преступными намерениями.

Обсудите последствия секстинга. Например, собеседник может разослать друзьям ребенка переписку или откровенные фото, опубликовать их в открытом доступе. Это способно нанести психологическую травму и навредить репутации ребенка.

Расскажите, что не вся информация в Сети об отношениях, в том числе интимных, соответствует действительности. Гармоничные отношения между людьми связаны с заботой и доверием, но в Сети тема любви часто представлена в искаженной, вульгарной форме. Отнеситесь к вопросам ребенка внимательно: лучше, если он получит эту информацию от вас, чем от незнакомца.

Проинформируйте об уголовной ответственности за использование сексуально откровенных изображений несовершеннолетних. Изготовление, хранение и распространение данной информации при помощи электронных средств коммуникации запрещено законом (Ст. 242.1 УК РФ).

Посещайте социальную сеть, в которой общается ребенок. Обращайте внимание на тех, кого он добавляет в друзья. Появление взрослых незнакомцев – повод насторожиться.

Не позволяйте ребенку ходить на встречи с незнакомцами одному. Если виртуальный

друг действительно доброжелательный, он с пониманием отнесется к такой предосторожности.

Поощряйте и создавайте условия для позитивного общения в реальной жизни.

Секстинг не должен заменять подростку опыт реального общения с противоположным

Что делать, если ребёнок завёл аккаунт в социальной сети?

По статистике Фонда Развития Интернет более 80% российских школьников в возрасте от

12 до 17 лет пользуются социальными сетями. Самые популярные из них: ВКонтакте, Одноклассники и Facebook. Хотя согласно правилам, зарегистрироваться в этих сетях можно только с 13 лет, ничто не мешает юным пользователям обойти этот запрет и завысить свой возраст в соответствующей графе профиля. По данным исследований Фонда 88% детей в возрасте 11-12 лет уже имеют свой профиль в социальной сети.

Сегодня, как в России, так и за рубежом идут активные дискуссии о том, чтобы ограничить доступ детей в возрасте до 13 лет в социальные сети, однако надёжных технических решений этой проблемы пока не найдено.

Юные «нарушители»

Мы знаем, что стать пользователем социальной сети достаточно просто, например, чтобы

завести профиль в ВКонтакте или в Одноклассниках требуется лишь номер мобильного телефона. Поэтому взрослые могут не знать, что их ребёнок зарегистрировался в социальной сети. Более того, современные родители довольно часто сами заводят аккаунты для своих детей, причем, делают они это довольно рано. По данным исследований Фонда, даже среди дошкольников встречаются «пользователи» социальных сетей. Тем не менее, интерес к онлайн-общению и социальным сетям возникает у детей к началу подросткового возраста. Именно в 11-12 лет дети начинают активно пользоваться подобными ресурсами.

Объясните, как устроены социальные сети

Если вы обнаружили, что ваш ребёнок завёл страничку в социальной сети, то не стоит пугаться и наказывать его. Чаще всего в этом возрасте дети заводят профиль под влиянием сверстников, а также, чтобы казаться взрослее и «круче». Если заставить ребёнка насильно удалить аккаунт, то ничто не помешает ему завести новый и принять меры, чтобы вы не узнали об этом. Будет лучше, если вы поговорите с ребёнком о социальных сетях, объясните, как они устроены и для чего их можно использовать. Помогите ему с настройками приватности и расскажите, как сделать надёжный и хорошо

запоминающийся пароль к аккаунту, и почему не стоит делать свой профиль общедоступным. Никогда не шпионьте за своим ребёнком – с уважением относитесь к его

личному пространству и в жизни, и в Интернете.

Расскажите о рисках онлайн-общения

Обязательно расскажите ребёнку о потенциальных рисках, связанных с использованием социальных сетей. Главные проблемы – это общение с незнакомцами и неосторожное обращение с персональной информацией. Каждый третий ребёнок в возрасте 11-12 лет общался в Интернете с кем-то, кого он не знал лично. При этом, дети этого возраста достаточно свободно делятся с новыми знакомыми информацией о себе: почти 60% из них готовы рассказать о своих хобби и увлечения, почти половина – сообщить свой возраст и отправить свою фотографию, треть – назвать свои имя, фамилию и название города, в котором они живут. Как показывает практика работы Линии помощи «Дети Онлайн» (8-800-25-000-15), последствия обмена такой, казалось бы, безобидной информацией могут быть очень серьёзными: мошенничество, шантаж, кибертравля и сексуальная эксплуатация.

Покажите положительный пример

Самый лучший способ защитить ребёнка от потенциальных угроз социальных сетей – это

научить его осмысленно и целенаправленно использовать их для учебы и самореализации.

Покажите детям примеры популярных страниц, посвящённых творчеству, здоровому образу жизни, изучению истории родного края или любому другому увлечению пользователя. Ещё лучше, если вы предложите своему ребёнку создать такую страницу вместе. Чтобы быть интересным для своих читателей не обязательно выкладывать в сеть персональные данные и засорять свою ленту перепостами с сомнительными шутками из других сообществ. Помогите ребёнку найти интересную идею для страницы и подскажите, с помощью каких технических средств она может быть реализована. Креативность и сотрудничество, основанные на взаимном доверии – это лучшее средство

Контентные риски

Столкновение с негативной информацией в Интернете может существенно повлиять на ребенка. Потенциальный вред от встречи с опасным контентом и реакция на него зависят от возраста, индивидульных особенностей, опыта, состояния ребенка и иных факторов.

  • Каждый второй российский школьник сталкивался в Интернете с информацией, способной причинить вред его здоровью и развитию.

Контент со сценами насилия и жестокости провоцирует у детей (особенно дошкольного и

младшего школьного возраста) негативные переживания, расстраивает и пугает их.

  • Каждый третий российский школьник сталкивался в Интернете с материалами натему насилия и жестокости.

Неполная или недостоверная информация в Сети вводит в заблуждение ребенка, у которого еще нет опыта, необходимого для оценки достоверности тех или иных сведений.

В частности, размещенные в открытом доступе фото- и видеоматериалы, на которых демонстрируется половая распущенность и патологические проявления сексуальности, способны деформировать нормы и ценности подрастающей личности.

  • В России 35% подростков встречали в Сети сексуальные изображения; каждый четвертый ребенок был этим расстроен.

Информация, популяризирующая употребление алкоголя, наркотиков, сигарет, опасных для здоровья способов похудания, методов причинения физического вреда и боли, ненормативную лексику, может быть воспринята детьми как пример для подражания и в будущем способствовать закреплению негативных моделей поведения.

  • Каждый пятый подросток сталкивался в Сети с информацией, пропагандирующейтабакокурение, употребление алкоголя и наркотиков.

Как защитить ребенка от негативной информации в Интернете?

  • Создайте отдельную учётную запись, если ребенок пользуется общим компьютером.

Ваша учетная запись должна иметь надежный пароль и обладать правами администратора, чтобы ребенок не мог менять установленные вами настройки и программы.

  • Изучите арсенал технических средств контент-ной фильтрации и установите наиболее подходящие.

Существуют приложения, позволяющие установить запрет на посещение определенных сайтов; ограничить время доступа к Интернету; отслеживать действия пользователя в Сети; блокировать сомнительные поисковые запросы и всплывающие баннеры. Функции родительского контроля часто содержатся в антивирусных программах.

  • Проявляйте активность в борьбе с противоправным контентом в Интернете.

Распространение на территории РФ материалов, содержащих детскую порнографию, пропаганду наркотиков и самоубийств, информацию о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий, запрещено законодательством (ФЗ

№139). Если Вы столкнулись в Интернете с подобной информацией, отправьте жалобу в

Роскомнадзор на сайт: http://eais.rkn.gov.ru/feedback/ Так вы защитите не только своего ребенка, но и других пользователей.

Средства контентной фильтрации можно подбирать и использовать на различных уровнях:

На уровне провайдера.

Услуги контентной фильтрации, подключенные непосредственно у провайдера, защитят все домашние устройства, связанные с Интернетом, от негативного контента.

На уровне приложений.

Программы контентной фильтрации и родительского контроля могут устанавливаться на

устройства, которые ребенок использует для выхода в Интернет (компьютер, планшет или

На уровне онлайн-ресурсов.

Многие популярные онлайн-сервисы, поисковые системы, социальные сети предоставляют пользователям возможность установить безопасный режим работы.

Профилактика контентных рисков

Научите критично относиться к информации в Сети.

Объясните ребенку, что большинство информации, размещенной в Интернете, не может считаться правильной по умолчанию. Зачастую опубликованные материалы требуют проверки. Обсудите правила, которые помогут школьнику оценить достоверность сведений.

Выбирайте одобренные ресурсы.

Для поиска полезного и безопасного контента используйте белые списки – перечни сайтов, предлагающие пользователям широкий диапазон образовательных и развлекательных ресурсов. С ними можно ознакомиться на странице конкурса «Позитивный Контент», на официальном сайте Российской Государственной Детской Библиотеки.

Открытый и доброжелательный диалог — лучшая вакцина от контентных рисков.

Помните, что даже постоянный контроль за действиями ребенка в Интернете и применение средств фильтрации никогда не дадут 100% гарантии защиты от негативной информации. Он может столкнуться с ней, выйдя в Сеть в гостях у друга, или найти самостоятельно. Будьте откровенны с ребенком, не бойтесь аккуратно и тактично спрашивать его об увиденном и прочитанном в Интернете, обсуждайте это вместе. Лучше, если ребенок получит грамотные комментарии от вас, нежели от сверстников или случайных знакомых.

Как оценить достоверность сведений в Интернете?

  • Если Вы что-то узнали в Интернете, найдите источник информации и её автора.
  • Красиво сделанный сайт — еще не повод верить всему, что на нём написано. Важно

понимать, с какой целью создан этот ресурс.

  • Следуйте правилу трех источников: прежде чем поверить в какой-либо факт, проверьте еще, как минимум, два источника информации.
  • Если информацию сложно проверить или не удалось найти первоисточник, можно принять её к сведению, но распространять не стоит.
Каждая мама обязана знать:  Винникот

Что такое интернет-зависимость?

Интернет-зависимость — термин, применяемый для описания непреодолимой тяги к чрезмерному использованию Интернета. В подростковой среде она чаще всего проявляется в форме увлечения видео-играми, навязчивой потребности к общению в чатах

и социальных сетях, круглосуточном просмотре фильмов и сериалов в Сети.

Интернет-зависимость до сих пор не признана самостоятельным психическим расстройством, но её наличие может неблагоприятно отразиться на физическом, психическом и социальном благополучии ребенка. При чрезмерной увлеченности Интернетом наблюдается нарушение биоритмов сна и бодрствования, хронический недосып, усталость; снижение волевого контроля, апатия; ухудшение успеваемости и отношений со сверстниками в реальной жизни, сужение круга общения, изоляция.

Каждое десятое обращение на Линию помощи «Дети Онлайн» связано с чрезмерным

использованием Интернета детьми и подростками.

Как справиться с чрезмерной увлеченностью Интернетом?

Симптомы интернет-зависимости:

  • Потеря контроля над временем и поведением в Сети

Выражается в длительном и бесцельном пребывании в Интернете.

  • Синдром отмены

Отсутствие доступа в Интернет вызывает плохое настроение, подавленность, агрессию, а

также бессонницу, головные боли, потерю аппетита.

  • Замена реальности

Пренебрежение семьей, учебой, друзьями, сном и питанием, личной гигиеной из-за

постоянного пребывания онлайн.

Проявите обеспокоенность.

Дайте ребенку понять, что вас настораживает длительность его пребывания в Сети. Поделитесь с ним своими опасениями. Ребенок должен чувствовать, что вы не осуждаете его, а проявляете заботу (например: «я переживаю, что ты редко видишься с друзьями», «я

беспокоюсь, что ты не высыпаешься, «я волнуюсь о. «)

Попытайтесь найти причину чрезмерной

увлеченности Интернетом. В Сети ребенка привлекает то, чего ему не хватает в реальной жизни. Попросите показать и рассказать, чем он занят в Интернете. Если ребенок увлекается играми, попросите его помочь вам понять правила, попробуйте сами поиграть.

Используйте внешние средства контроля за временем.

Если ребенок теряет счет времени в Сети, предложите ему использовать таймер или будильник. Дети постарше могут подробно записывать, что они делают в Интернете, и сколько времени на это тратится. Это поможет осознать проблему пустой траты времени, избавиться от навязчивых действий (например, бездумное обновление странички или проверка смартфона).

Обратитесь за помощью к профессионалам.

В основе интернет-зависимости могут лежать проблемы адаптации (социальная изоляция,

неумение строить отношения), личностные особенности ребенка (тревожность, замкнутость). Тем не менее, любая зависимость — сложный диагноз, поставить который может только специалист. Для ее диагностики и лечения необходимо обратиться к профессиональному психотерапевту.

Профилактика интернет-зависимости

Придумайте общее дело в Интернете.

Вместе с ребенком заведите блог, создайте веб-сайт, поиграйте в одну игру, поощряйте использование Интернета для творчества и учебы. Цифровые технологии могут объединять, а не разъединять вас.

Приучите делать регулярные перерывы.

Если школьник провел за компьютером больше часа, полезно встать из-за стола, размяться, сделать разминку, гимнастику для глаз; также можно выйти на прогулку или

устроить совместное чаепитие.

Научите использовать Интернет эффективно.

Задайте ребенку вопрос: «Что ты собираешься сделать сегодня в Сети?» Запишите ответ на яркий листок и разместите его рядом с монитором. Устройство следует выключить, как

только цель будет достигнута.

Исключите электронные технологии из системы «поощрение-наказание».

Лишение любимого устройства не снижает интерес к нему, но может вызвать раздражение и злость. Если ребенок провинился, следует объяснить, в чем он неправ, помочь исправить ошибку, привлечь к делам по дому. Это научит ребенка воспринимать виртуальное пространство нейтрально, как одну из сфер жизни, а не как сверхценный объект, доступ к которому нужно получить любой ценой.

Не используйте планшет как «цифровую няню».

Научите ребенка простым играм и занятиям, которые помогут ему скоротать время ожидания в перерывах между занятиями, в дороге и очереди без цифровых устройств и Интернета. Это снизит риск чрезмерной увлеченности онлайн-развлечениями в будущем.

Помогите ребенку найти себя вне виртуального пространства.

Чем больше у ребенка интересных хобби, тем меньше времени на бессмысленное блуждание по Сети. Многие виды онлайн-активности имеют свои аналоги в реальной жизни. Например, если ребенку нравятся игры со сражениями, запишите его в секцию единоборств. Важно поддержать ребенка в его начинаниях, отмечать успехи в деятельности, не связанной с Интернетом.

Как защитить ребёнка от технических рисков?

Исследования Фонда Развития Интернет показывают, что практически каждый второй российский школьник сталкивается в Интернете с различными техническими рисками. Несмотря на то, что сегодня существует достаточно много как платных, так и бесплатных программ, позволяющих надёжно защитить цифровые устройства от вирусов и других вредоносных программ, практически каждое третье обращение на Линию помощи «Дети Онлайн» связано с техническими рисками. Простые и эффективные правила интернет- безопасности позволяют избежать многих проблем, но, к сожалению, и дети, и взрослые

частенько о них забывают.

Защитите все устройства

Защитите надёжными паролями вход в компьютер и мобильные устройства. Научите ребёнка пользоваться этой функцией. Объясните ему, что пароль нужно держать в секрете даже от самых близких друзей. Для каждого устройства нужен свой пароль, который стоит регулярно менять.

Создайте отдельную учётную запись

Заведите для ребёнка на компьютере отдельную учётную запись без прав администратора.

Это значительно снизит риск установки вредоносного программного обеспечения на компьютер и не позволит юному пользователю поменять настройки безопасности в браузере и операционной системе.

Антивирусная защита для всех устройств

Обязательно установите программу комплексной защиты компьютера, включающую в себя антивирус, антишпион, сетевой экран и онлайн-сканнер. Не забывайте о том, что в защите нуждается не только компьютер, но и мобильные гаджеты – планшеты и смартфоны.

Регулярно обновляйте операционную системы и ПО

Всегда используйте лицензионное программное обеспечение. Регулярно обновляйте операционную систему, браузер и антивирусную программу. Устанавливайте приложения

для ПК и мобильного телефона только с надёжных ресурсов.

Избегайте подозрительных ссылок и баннеров

Объясните ребёнку, что не стоит кликать на незнакомые ссылки и яркие баннеры на сайтах. Гораздо безопаснее вводить адрес сайта самому или находить его через поисковые

системы, а любимые сайты ребёнка, которые он посещает чаще всего, лучше добавить в закладки.

Используйте защищённые соединения

Подключаясь к Интернету через Wi-Fi, убедитесь, что используете безопасное соединение. Защитите домашнюю сеть надёжным паролем. Объясните ребёнку, что использование незащищённых сетей может привести к потере персональных данных.

Как уберечь ребёнка от Интернет-мошенников?

В Интернете обитают не только добропорядочные пользователи, но и мошенники, которые только и мечтают о том, как бы обокрасть доверчивых пользователей или добыть

у них ценную информацию. По данным Фонда Развития Интернет, каждый десятый российский школьник сталкивался в Интернете с кражей денег, а каждый пятый – персональных данных. Для того чтобы не стать жертвой кибермошенников следует соблюдать простые правила:

  • Никогда не отвечайте на сообщения, которые приходят от незнакомых людей.

Особенно осторожно следует относиться к письмам, которые приходят с неизвестных вам

  • Если в письме вам сообщают о крупном выигрыше в лотерею, о том, что ваш

близкие попали в беду, или о сборе средств на благотворительность, лучше всего такую

информацию проверить с помощью другого канала информации, например по телефону

или через поисковик.

  • Никогда не проходите по ссылкам, содержащимся в подозрительном сообщении, никогда не заполняйте формы во всплывающих окнах. Если автор сообщения просит вас

сохранить содержания письма в тайне или совершить определенные действия в сжатые

сроки, скорее всего, это мошенничество.

  • Даже если в сообщении содержится персональное обращение или оно написано

вашим другом или приятелем, это не повод доверять письму. Личные данные можно украсть или подделать.

  • Если вам кажется, что вы стали жертвой интернет-мошенничества, поменяйте все

пароли, свяжитесь с администрацией интернет-ресурса, на котором произошла кража личных данных, а лучше всего обратитесь к родителям, они наверняка помогут вам и подскажут, что нужно сделать.

  • Никогда не пытайтесь бороться с мошенниками самостоятельно. Зачастую

мошенники – это взрослые опытные люди, они хорошо оценивают риски, на которые идут.

Полезные ресурсы

Всероссийская Линия помощи «Дети Онлайн» 8-800-25-000-15


Уникальная служба телефонного и онлайн-консультирования, оказывающая психологическую и информационную поддержку детям и подросткам по вопросам безопасного использования Интернета и мобильной связи. Создана в 2009 году в рамках Года Безопасного Интернета в России при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Операторы Линии помощи – профессиональные психологи-эксперты Фонда Развития Интернет и факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Часы работы: с 9 до 18 часов в будние дни (перерыв с 13 до 14), звонок по России бесплатный.

Обращения по электронной почте: helpline@detionline.com

Журнал «Дети в информационном обществе»

Единственный в России научно-популярный журнал, посвящённый вопросам развития и воспитания детей и подростков в информационном обществе. Журнал издаётся с 2009 года и распространяется в школах, детских и юношеских библиотеках.

Как обеспечить безопасность детей в интернете

Google: Мы сотрудничаем с российскими и международными организациями, которые занимаются проблемами детской безопасности в Интернете. В этом разделе представлены практические рекомендации о том, как помочь юным пользователям оставаться в безопасности в киберпространстве и избежать существующих рисков.

  • Нежелательный контент
  • Интернет-знакомства
  • Кибербуллинг
  • Кибермошенничество
  • Интернет- и игровая зависимость
  • Вредоносные программы
  • Что делать, если ребенок все же столкнулся с какими-либо рисками
  • Линия помощи “Дети Онлайн”
  • Как защитить ребенка от нежелательного контента в Интернете

Контентные риски – это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.

Как помочь ребенку избежать столкновения с нежелательным контентом:

  • Приучите ребенка советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации подобного рода;
  • Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;
  • Старайтесь спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Зачастую, открыв один сайт, ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами;
  • Включите программы родительского контроля и безопасного поиска, которые помогут оградить ребенка от нежелательного контента;
  • Постоянно объясняйте ребенку правила безопасности в Сети;

Тем не менее помните, что невозможно всегда находиться рядом с детьми и постоянно их контролировать. Доверительные отношения с детьми, открытый и доброжелательный диалог зачастую может быть гораздо конструктивнее, чем постоянное отслеживание посещаемых сайтов и блокировка всевозможного контента.

  • Используйте специальные настройки безопасности (инструменты родительского контроля, настройки безопасного поиска и другое).
  • Выработайте «семейные правила» использования Интернета. Ориентируясь на них, ребенок будет знать, как поступать при столкновении с негативным контентом.
  • Будьте в курсе того, что ваш ребенок делает в Интернете. Чаще беседуйте с ребенком о том, что он делает в Сети.

Как научить ребенка быть осторожным при знакомстве с новыми людьми в Интернете

Общение в Интернете может повлечь за собой коммуникационные риски, такие как незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и др.

Даже если у большинства пользователей чат-систем (веб-чатов или IRC) добрые намерения, среди них могут быть и злоумышленники. В некоторых случаях они хотят обманом заставить детей выдать личные данные, такие как домашний адрес, телефон, пароли к персональным страницам в Интернете и др. В других случаях они могут оказаться преступниками в поисках жертвы. Специалисты используют специальный термин «груминг», обозначающий установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальный контакт. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребенка. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию и договориться о встрече.

Предупреждение груминга:

  • Будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются;
  • Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии;
  • Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу;
  • Не позволяйте вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу;
  • Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.

Объясните ребенку основные правила поведения в Сети:

  • Нельзя делиться с виртуальными знакомыми персональной информацией, а встречаться с ними в реальной жизни следует только под наблюдением родителей.
  • Если интернет-общение становится негативным – такое общение следует прервать и не возобновлять.

Как избежать кибербуллинга

Кибербуллинг – преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.

  • Объясните детям, что при общении в Интернете, они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов – читать грубости так же неприятно, как и слышать;
  • Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем;
  • Если ребенок стал жертвой буллинга, помогите ему найти выход из ситуации – практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички;
  • Объясните детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз;
  • Старайтесь следить за тем, что ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования Сетью.

Как защититься от кибербуллинга:

  • Не провоцировать. Общаться в Интернете следует этично и корректно. Если кто-то начинает оскорблять ребенка в Интернете – необходимо порекомендовать уйти с такого ресурса и поискать более удобную площадку.
  • Если по электронной почте или другим э-каналам кто-то направляет ребенку угрозы и оскорбления – лучше всего сменить электронные контакты (завести новый email, Skype, ICQ, новый номер мобильного телефона).
  • Если кто-то выложил в Интернете сцену киберунижения ребенка, необходимо сообщить об этом администрации ресурса. Можно также обратиться на горячую линию. Даже при самых доверительных отношениях в семье родители иногда не могут вовремя заметить грозящую ребенку опасность и тем более не всегда знают, как ее предотвратить.

Вот на что следует обращать внимание родителям, чтобы вовремя заметить, что ребенок стал жертвой кибербуллинга:

  • Беспокойное поведение. Даже самый замкнутый школьник будет переживать из-за происходящего и обязательно выдаст себя своим поведением. Депрессия и нежелание идти в школу – самые явные признаки того, что ребенок подвергается агрессии.
  • Неприязнь к Интернету. Если ребенок любил проводить время в Интернете и внезапно перестал это делать, следует выяснить причину. В очень редких случаях детям действительно надоедает проводить время в Сети. Однако в большинстве случаев внезапное нежелание пользоваться Интернетом связано с проблемами в виртуальном мире.
  • Нервозность при получении новых сообщений. Негативная реакция ребенка на звук письма на электронную почту должна насторожить родителя. Если ребенок регулярно получает сообщения, которые расстраивают его, поговорите с ним и обсудите содержание этих сообщений.
  • Как научить ребенка быть осторожным в Сети и не стать жертвой интернет-мошенников

Кибермошенничество – один из видов киберпреступления, целью которого является причинение материального или иного ущерба путем хищения личной информации пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и другое)

Предупреждение кибермошенничества:

  • Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете;
  • Установите на свои компьютеры антивирус или, например, персональный брандмауэр. Эти приложения наблюдают за трафиком и могут быть использованы для выполнения множества действий на зараженных системах, наиболее частым из которых является кража конфиденциальных данных;
  • Прежде чем совершить покупку в интернет-магазине, удостоверьтесь в его надежности и, если ваш ребенок уже совершает онлайн-покупки самостоятельно, объясните ему простые правила безопасности:
  • Ознакомьтесь с отзывами покупателей
  • Проверьте реквизиты и название юридического лица – владельца магазина
  • Уточните, как долго существует магазин. Посмотреть можно в поисковике или по дате регистрации домена (сервис WhoIs)
  • Поинтересуйтесь, выдает ли магазин кассовый чек
  • Сравните цены в разных интернет-магазинах.
  • Позвоните в справочную магазина
  • Обратите внимание на правила интернет-магазина
  • Выясните, сколько точно вам придется заплатить
  • Объясните ребенку, что нельзя отправлять слишком много информации о себе при совершении интернет-покупок: данные счетов, пароли, домашние адреса и номера телефонов. Помните, что никогда администратор или модератор сайта не потребует полные данные вашего счета, пароли и пин-коды. Если кто-то запрашивает подобные данные, будьте бдительны – скорее всего, это мошенники.

Как распознать интернет- и игровую зависимость

Сегодня в России все более актуальны проблемы так называемой «интернет-зависимости» (синонимы: интернет-аддикция, виртуальная аддикция) и зависимости от компьютерных игр («геймерство»). Первыми с ними столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки, в случае если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию онлайн.

Как выявить признаки интернет-зависимости у ребенка:

  • Оцените, сколько времени ребенок проводит в Сети, не пренебрегает ли он из-за работы за компьютером своими домашними обязанностями, выполнением уроков, сном, полноценным питанием, прогулками.
  • Поговорите с ребенком о том, чем он занимается в Интернете. Социальные сети создают иллюзию полной занятости – чем больше ребенок общается, тем больше у него друзей, тем больший объем информации ему нужно охватить – ответить на все сообщения, проследить за всеми событиями, показать себя. Выясните, поддерживается ли интерес вашего ребенка реальными увлечениями, или же он просто старается ничего не пропустить и следит за обновлениями ради самого процесса. Постарайтесь узнать, насколько важно для ребенка общение в Сети и не заменяет ли оно реальное общение с друзьями.
  • Понаблюдайте за сменой настроения и поведением вашего ребенка после выхода из Интернета. Возможно проявление таких психических симптомов как подавленность, раздражительность, беспокойство, нежелание общаться. Из числа физических симптомов можно выделить головные боли, боли в спине, расстройства сна, снижение физической активности, потеря аппетита и другие.
Каждая мама обязана знать:  Ребенок не хочет участвовать в утренниках

Если вы обнаружили возможные симптомы интернет-зависимости у своего ребенка, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

  • Постарайтесь наладить контакт с ребенком. Узнайте, что ему интересно, что его беспокоит и так далее.
  • Не запрещайте ребенку пользоваться Интернетом, но постарайтесь установить регламент пользования (количество времени, которые ребенок может проводить онлайн, запрет на сеть до выполнения домашних уроков и прочее). Для этого можно использовать специальные программы родительского контроля, ограничивающие время в Сети.
  • Ограничьте возможность доступа к Интернету только своим компьютером или компьютером, находящимся в общей комнате, – это позволит легче контролировать деятельность ребенка в сети. Следите за тем, какие сайты посещает ребенок.
  • Попросите ребенка в течение недели подробно записывать, на что тратится время, проводимое в Интернете. Это поможет наглядно увидеть и осознать проблему, а также избавиться от некоторых навязчивых действий, например от бездумного обновления странички в ожидании новых сообщений.
  • Предложите своему ребенку заняться чем-то вместе, постарайтесь его чем-то увлечь. Попробуйте перенести кибердеятельность в реальную жизнь. Например, для многих компьютерных игр существуют аналогичные настольные игры, в которые можно играть всей семьей или с друзьями, при этом общаясь друг с другом вживую. Важно, чтобы у ребенка были не связанные с Интернетом увлечения, которым он мог бы посвящать свое свободное время.
  • Дети с интернет-зависимостью субъективно ощущают невозможность обходиться без Сети. Постарайтесь тактично поговорить об этом с ребенком. При случае обсудите с ним ситуацию, когда в силу каких-то причин он был вынужден обходиться без Интернета. Важно, чтобы ребенок понял – ничего не произойдет, если он на некоторое время выпадет из жизни интернет-сообщества.
  • В случае серьезных проблем обратитесь за помощью к специалисту.

Как научить ребенка не загружать на компьютер вредоносные программы

Вредоносные программы (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.) могут нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными и даже использовать ваш компьютер для распространения вируса, рассылать от вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети.

Предупреждение столкновения с вредоносными программами:

  • Установите на все домашние компьютеры специальные почтовые фильтры и антивирусные системы для предотвращения заражения программного обеспечения и потери данных. Такие приложения наблюдают за трафиком и могут предотвратить как прямые атаки злоумышленников, так и атаки, использующие вредоносные приложения.
  • Используйте только лицензионные программы и данные, полученные из надежных источников. Чаще всего вирусами бывают заражены пиратские копии программ, особенно игр.
  • Объясните ребенку, как важно использовать только проверенные информационные ресурсы и не скачивать нелицензионный контент.
  • Периодически старайтесь полностью проверять свои домашние компьютеры.
  • Делайте резервную копию важных данных.
  • Старайтесь периодически менять пароли (например, от электронной почты) и не используйте слишком простые пароли.

Что делать, если ребенок все же столкнулся с какими-либо рисками

  • Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, расположите его к разговору о том, что случилось. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен вам доверять и знать, что вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, а не наказать;
  • Постарайтесь внимательно выслушать рассказ о том, что произошло, понять, насколько серьезно произошедшее и насколько серьезно это могло повлиять на ребенка;
  • Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или попал в неприятную ситуацию (потратил ваши или свои деньги в результате интернет-мошенничества и прочее) – постарайтесь его успокоить и вместе с ним разберитесь в ситуации: что привело к данному результату, какие неверные действия совершил сам ребенок, а где вы не рассказали ему о правилах безопасности в Интернете;
  • Если ситуация связана с насилием в Интернете по отношению к ребенку, то необходимо выяснить информацию об агрессоре, выяснить историю взаимоотношений ребенка и агрессора, выяснить существует ли договоренность о встрече в реальной жизни; узнать были ли такие встречи и что известно агрессору о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и тому подобное), жестко настаивайте на избегании встреч с незнакомцами, особенно без свидетелей, проверьте все новые контакты ребенка за последнее время;
  • Соберите наиболее полную информацию о происшествии, как со слов ребенка, так и с помощью технических средств: зайдите на страницы сайта, где был ваш ребенок, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию – в дальнейшем это может вам пригодиться (например, для обращения в правоохранительные органы);
  • Если вы не уверены в оценке серьезности произошедшего с вашим ребенком, или ребенок недостаточно откровенен с вами или вообще не готов идти на контакт, или вы не знаете как поступить в той или иной ситуации – обратитесь к специалисту (телефон доверия, горячая линия и другое), где вам дадут рекомендации о том, куда и в какой форме обратиться, если требуется вмешательство других служб и организаций (МВД, МЧС, Сестры и другие)

Линия помощи “Дети Онлайн”

Дети в Интернете: как избежать опасности?

Согласно последним данным агентства «Левада-центр» Интернетом ежедневно пользуются 88% опрошенных детей (кстати, среди родителей — только 53%).

Половина из них проводит в Сети от одного до трех часов в день, а 28% — от трех до пяти часов. При этом застать ребенка в Интернете можно где угодно — мобильные технологии, смартфоны и планшеты сейчас доступны практически каждому. В такой ситуации для родителей очень остро стоит проблема безопасности родного чада во Всемирной паутине. С вопросами о том, как ограничить доступ вредного для детей контента, противостоять напору мобильных мошенников и в целом снизить возможные риски при использовании интернета, мы обратились к специалисту по связям с общественностью Вологодского регионального отделения СЗФ ОАО «МегаФон» Светлане Образцовой.

Несколько простых советов — и ваш ребенок в безопасности:

1. Компьютер должен находиться не в детской, а в комнате, которая является общей для всей семьи. Обязательно ограничивайте время, проводимое ребенком за компьютером. Помните о рекомендациях врачей: 6-летний ребенок не должен проводить за компьютером больше 20 минут, в 8 лет ребенку можно сидеть перед компьютером около 40 минут, а в возрасте 9-11 лет — не более двух часов, с пятнадцатиминутным перерывом.

2. Контролируйте, что делает ваш ребенок за компьютером, на какие сайты заходит и какие веб-страницы просматривает. Если он использует электронную почту, пусть это будет общий семейный адрес. У вас должна быть возможность просмотра истории или журнала всех посещенных ребенком сайтов.

3. Постоянно обновляйте антивирусные программы, чтобы избежать всевозможных вариантов мошенничества в Сети. Узнайте, какие бывают виды мошенничества, и расскажите своим детям, как не попасть на уловки интернет-преступников. Понятные и доступные советы для родителей можно прочитать на специальном сайте «МегаФона» «Безопасное общение» stopfraud.megafon.ru.

4.Покупайте компьютерные игры в специализированных магазинах, а не в интернете, чтобы их содержимое было соответствующим для вашего ребенка.

5. Объясните детям (и лучше это сделать не один раз), что ни под каким предлогом в Сети нельзя предоставлять личную информацию: адреса, номера телефонов, паспортные данные. Приведите запоминающиеся примеры, как, например, с сыном известного российского программиста, которого похитили, используя информацию с его странички в социальной сети.

6. Дайте ребенку понять, что даже если произошло что-то ужасное или он столкнулся с чем-то неприятным, лучше рассказать об этом родителям. И вообще, стоит настроить ребенка так, чтобы он делился с вами всем, с чем он сталкивается в интернете и при общении с друзьями и знакомыми.

7. Установите на компьютере, планшете или смартфоне услугу «Детский интернет» от «МегаФона», а для старших детей — опцию «Тинейджер». Так можно предотвратить доступ ребенка к ресурсам, разжигающим национальную рознь, пропагандирующим насилие и распространяющим другую опасную информацию. Если вы подключаете одну из этих услуг, то доступ будет открыт только к сайтам, прошедшим предварительную экспертную оценку. Услуга «Детский интернет» и опция «Тинейджер» бесплатны, то есть предоставляются без абонентской платы и платы за подключение.

Эти простые советы помогут вам и вашим детям избежать вреда, который может нанести интернет. Узнать другие полезные советы и подробную информацию вы можете на специальных сайтах stopfraud.megafon.ru и deti.megafon.ru.

На правах рекламы. ЗАКАЗЧИК: ОАО «МегаФон»

Профилактика основных интернет-рисков и борьба с ними
классный час по информатике и икт на тему

«Профилактика основных интернет-рисков и борьба с ними»

Цель: ознакомление учащихся с основными видами интернет рисков, профилактика и борьба с ними.

Задачи: познакомить учащихся с основными интернет-рисками, термином «компьютерный вирус», их видами, причинами распространения, видами антивирусных программ, изучить методы защиты информации, закрепить знания учащихся об интернет-рисках, антивирусных программах и способах их использования на практике.

Возрастная категория: 8 класс

Тип урока: комбинированный, урок – введение нового материала с использованием ЭОР НП и самостоятельной деятельности учащихся.

I. Организационный момент

Приветствие, проверка явки учащихся и их готовности к занятию.

Объявление темы классного часа.

Слово учителя. Сегодня на уроке мы остановимся на профилактике основных интернет-рисков и борьбы с ними.

Вы должны знать, что обязательным условие успешной деятельности является безопасность информации!

Сегодня на классном часе мы познакомимся: (слайд 2)

1. Контентные риски

2. Коммуникационные риски

3. Электронные риски

4. Потребительские риски

II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала

1. Актуализация опорных знаний

Слово учителя: С проникновением компьютеров в различные сферы жизни возникла принципиально новая отрасль – информационная индустрия. Человечество создало информационную цивилизацию, в которой от успешной работы средств обработки информации зависит само благополучие и даже выживание человечества в его нынешнем качестве.

Информация приобрела стоимость, которую во многих случаях даже невозможно подсчитать. Доступ к определенным данным позволяет контролировать значительные материальные и финансовые ценности.

Субъектами информационных процессов теперь являются не только люди, но и созданные ими автоматизированные системы, действующие по заложенной в них программе. В результате этого образуются множество рисков, о них мы поговорим далее.

2. Этап изучения нового материала

Слова учителя: Начнём наш разговор с Контентных рисков (слайд 3)

Контентные риски — это материалы (тексты, картинки, аудио, видео файлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и

порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр,

наркотических веществ и т.д.

Предупреждение контентных рисков (слайд 4-5)

1.Использование специальных технических средств, чтобы ограничивать доступ ребенка к негативной информации .

2.Создания для каждого члена семьи своей учетной записи

на компьютере с надёжными паролями.

3. Следить за активностью детей в сети Интернет. Просматривать историю посещения сайтов.

4. Объяснить детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в интернете – правда. Необходимо проверять информацию, увиденную в интернете.

5. Поддерживать доверительные отношения с детьми, чтобы всегда быть в курсе с какой информацией они сталкиваются в сети.

6. Важно помнить, что невозможно всегда находиться рядом с детьми и постоянно их контролировать. Доверительные отношения с детьми, открытый и доброжелательный диалог зачастую могут выступать более эффективными средствами для обеспечения безопасности детей, чем постоянное отслеживание посещаемых сайтов и блокировка всевозможного контента.

Коммуникационные риски (слайд 6-7)

Коммуникационные риски непосредственно связаны с общением пользователей в сети Интернет. Это понятие включает в себя «незаконный контакт» и «киберпреследование».

Незаконный контакт — это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка.

Киберпреследование – это преследование пользователя сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с

помощью различных интернет-сервисов. Также, киберпреследование может принимать такие формы, как обмен информацией, контактами или изображениями; запугивание; подражание; хулиганство (интернет-троллинг); социальное бойкотирование.

— Незаконный контакт — это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка

— Домогательство — причиняющее неудобство или вред поведение, нарушающее неприкосновенность частной жизни лица.

— Груминг — установление дружеских отношений с ребенком с целью изнасилования.

— Киберпреследование (или кибер-буллинг) — это преследование пользователя сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью различных интернет-сервисов.

Предупреждение груминга (слайд 8)

— Будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются;

— Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии;

— Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу;

— Не позволяйте вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу;

— Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.

Основные правила поведения в Сети Интернет (слайд 9)

— Нельзя делиться с виртуальными знакомыми персональной информацией, а встречаться с ними в реальной жизни следует только под наблюдением родителей.

— Если интернет-общение становится негативным – такое общение следует прервать и не возобновлять.

Предупреждение кибербуллинга (слайд 10)

— Объясните детям, что при общении в Интернете, они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов – читать грубости так же неприятно, как и слышать;

— Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем;

— Если ребенок стал жертвой буллинга, помогите ему найти выход из ситуации – практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички;

— Объясните детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз;

— Старайтесь следить за тем, что ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования Сетью.

Как защититься от кибербуллинга (слайд 11)

— Не провоцировать. Общаться в Интернете следует этично и корректно. Если кто-то начинает оскорблять ребенка в Интернете – необходимо порекомендовать уйти с такого ресурса и поискать более удобную площадку.

— Если по электронной почте или другим э-каналам кто-то направляет ребенку угрозы и оскорбления – лучше всего сменить электронные контакты (завести новый email, Skype, ICQ, новый номер мобильного телефона).

— Если кто-то выложил в Интернете сцену киберунижения ребенка, необходимо сообщить об этом администрации ресурса. Можно также обратиться на горячую линию. Даже при самых доверительных отношениях в семье родители иногда не могут вовремя заметить грозящую ребенку опасность и тем более не всегда знают, как ее предотвратить.

Электронные риски (слайд 12)

Электронные (кибер-) риски — это возможность столкнуться с хищением персональной информации, риск подвергнуться вирусной атаке, онлайн-мошенничеству, спам-атаке, шпионским программам и т.д

Вредоносные программы (слайд 13)

Вредоносные программы-различное программное обеспечение (вирусы,

черви, «троянские кони», шпионские программы, и др.), которое может нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут

снижать скорость обмена данными с интернетом и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копий на другие компьютеры, рассылать от вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети.

К вредоносным программам относятся (слайд 14)

Вирусы, черви, троянские кони, шпионские программы.

Вирусы (слайд 15)

Вид вредоносного программного обеспечения, способного создавать копии самого себя и внедряться в код других программ, системные области памяти, загрузочные секторы, а также распространять свои копии по разнообразным

каналам связи с целью нарушения работы программно аппаратных комплексов, удаления файлов, приведения в негодность структур размещения данных, блокирования работы пользователей или же приведения в негодность аппаратных комплексов компьютера.

Черви (слайд 16)

разновидность вредоносной программы, самостоятельно распространяющейся через локальные и глобальные компьютерные сети.

Троя́нская программа (также — троя́н, троя́нец, троя́нский конь)- вредоносная программа, распространяемая людьми, в отличие от вирусов и червей, которые распространяются самопроизвольно.

Шпионские программы (слайд 17)

(альтернативные названия — Spy, SpyWare, Spy-Ware, Spy Trojan) принято называть программное обеспечение, собирающее и передающее кому-либо

информацию о пользователе без его согласия. Информация о пользователе может включать его персональные данные, конфигурацию его

компьютера и операционной системы, статистику работы в сети Интернет.

Борьба с вредоносными программами (слайд 18)

Для того чтобы успешно противостоять попыткам вирусов проникнуть на ваш компьютер необходимо выполнять два простейших условия: соблюдать

правила «компьютерной гигиены» и пользоваться антивирусными программами, поскольку для защиты компьютеров от компьютерных вирусов, как и для защиты живых существ от болезней, используются

средства профилактики, позволяющие не допустить попадания вредоносной программы в систему, а также программные средства диагностики и лечения

Правила «компьютерной гигиены» (слайд 19)

— Ни в коем случае не открывайте файлы, присылаемые вам по электронной почте неизвестными людьми;

— Осторожно относитесь к файлам, присылаемым вашими знакомыми и партнерами. Они могут даже и не знать, что с их компьютера вирус незаметно рассылает свои копии людям из их адресной книги;

— Обязательно проверяйте антивирусным сканером с максимальным уровнем проверки все дискеты, компакт-диски и другие мобильные носители информации, а также файлы, получаемые из сети Интернет, и других публичных ресурсов (BBS, электронных конференций и т.д.);

— Проводите полную антивирусную проверку компьютера после его получения из ремонтных служб. Работники этих служб пользуются одними и теми же дискетами для проверки всех компьютеров – они очень легко могут занести компьютерный вирус с другой машины;

Каждая мама обязана знать:  Помогите перестать выдергивать ресницы

— Своевременно устанавливаете «заплатки» от производителей используемых вами операционных систем и программ;

— Для повышения сохранности ваших данных периодически проводите резервную архивацию информации на независимые носители.

Виды популярных антивирусных программ (слайд 20)

ПОЛИФАГИ, РЕВИЗОРЫ ИЗМЕНЕНИЙ, ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ БЛОКИРАТОРЫ

Потребительские риски (слайд 22)

Потребительские риски – злоупотребление в интернете правами потребителя. Включают в себя: риск приобретения товара низкого качества, различные поделки, контрафактная и фальсифицированная продукция, потеря денежных

средств без приобретения товара или услуги, хищение персональной информации с целью кибермошенничества, и др

Предупреждение кибермошенничества (слайд 23)

— Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете;

— Установите на свои компьютеры антивирус или, например, персональный брандмауэр. Эти приложения наблюдают за трафиком и могут быть использованы для выполнения множества действий на зараженных системах, наиболее частым из которых является кража конфиденциальных данных;

— Прежде чем совершить покупку в интернет-магазине, удостоверьтесь в его надежности и, если ваш ребенок уже совершает онлайн-покупки самостоятельно, объясните ему простые правила безопасности:

— Ознакомьтесь с отзывами покупателей

— Проверьте реквизиты и название юридического лица – владельца магазина

— Уточните, как долго существует магазин. Посмотреть можно в поисковике или по дате регистрации домена (сервис WhoIs)

— Поинтересуйтесь, выдает ли магазин кассовый чек

— Сравните цены в разных интернет-магазинах.

— Позвоните в справочную магазина

— Обратите внимание на правила интернет-магазина

— Выясните, сколько точно вам придется заплатить

— Объясните ребенку, что нельзя отправлять слишком много информации о себе при совершении интернет-покупок: данные счетов, пароли, домашние адреса и номера телефонов. Помните, что никогда администратор или модератор сайта не потребует полные данные вашего счета, пароли и пин-коды. Если кто-то запрашивает подобные данные, будьте бдительны – скорее всего, это мошенники.

III Этап закрепления знаний

Вопросы к классному часу (слайд 24)

Скачать:

Вложение Размер
profilaktika_osnovnykh_internet-riskov_i_borba_s_nimi.pptx 604.28 КБ
klassnyy_chas.docx 28.71 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Профилактика основных интернет-рисков и борьба с ними Разработал учитель информатики МКОУ ВСОШ № 3 МО Усть-Лабинский район Мирошниченко Алексей Борисович

Интернет-риски 1.Контентные риски 2. Коммуникационные риски 3. Электронные риски 4. Потребительские риски

Контентные риски Контентные риски — это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы , ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.

Предупреждение контентных риско в 1. Использование специальных технических средств,чтобы ограничивать доступ ребенка к негативной информации . 2. Создания для каждого члена семьи своей учетной записи на компьютере с надёжными паролями. 3. Следить за активностью детей в сети Интернет. Просматривать историю посещения сайтов. 4. Объяснить детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в интернете – правда. Необходимо проверять информацию, увиденную в интернете.

Предупреждение контентных риско в 5. Поддерживать доверительные отношения с детьми, чтобы всегда быть в курсе с какой информацией они сталкиваются в сети. 6. Важно помнить, что невозможно всегда находиться рядом с детьми и постоянно их контролировать. Доверительные отношения с детьми, открытый и доброжелательный диалог зачастую могут выступать более эффективными средствами для обеспечения безопасности детей, чем постоянное отслеживание посещаемых сайтов и блокировка всевозможного контента .

Коммуникационные риски Коммуникационные риски непосредственно связаны с общением пользователей в сети Интернет. Это понятие включает в себя «незаконный контакт» и » киберпреследование «. Незаконный контакт — это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка. Киберпреследование – это преследование пользователя сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью различных интернет-сервисов . Также, киберпреследование может принимать такие формы, как обмен информацией, контактами или изображениями; запугивание; подражание; хулиганство ( интернет-троллинг ); социальное бойкотирование.

Коммуникационные риски Незаконный контакт — это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка Домогательство — причиняющее неудобство или вред поведение, нарушающее неприкосновенность частной жизни лица. Груминг — установление дружеских отношений с ребенком с целью изнасилования. Киберпреследование (или кибер-буллинг ) — это преследование пользователя сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью различных интернет-сервисов .

Предупреждение груминга Будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются; Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии; Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу; Не позволяйте вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом , следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу; Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.

Основные правила поведения в Сети Интернет Нельзя делиться с виртуальными знакомыми персональной информацией, а встречаться с ними в реальной жизни следует только под наблюдением родителей. Если интернет-общение становится негативным – такое общение следует прервать и не возобновлять.

Предупреждение кибербуллинга : Объясните детям, что при общении в Интернете, они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов – читать грубости так же неприятно, как и слышать; Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем; Если ребенок стал жертвой буллинга , помогите ему найти выход из ситуации – практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички; Объясните детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз; Старайтесь следить за тем, что ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования Сетью.

Как защититься от кибербуллинга : Не провоцировать. Общаться в Интернете следует этично и корректно. Если кто-то начинает оскорблять ребенка в Интернете – необходимо порекомендовать уйти с такого ресурса и поискать более удобную площадку. Если по электронной почте или другим э-каналам кто-то направляет ребенку угрозы и оскорбления – лучше всего сменить электронные контакты (завести новый email , Skype , ICQ, новый номер мобильного телефона). Если кто-то выложил в Интернете сцену киберунижения ребенка, необходимо сообщить об этом администрации ресурса. Можно также обратиться на горячую линию. Даже при самых доверительных отношениях в семье родители иногда не могут вовремя заметить грозящую ребенку опасность и тем более не всегда знают, как ее предотвратить.

Электронные риски Электронные ( кибер -) риски — это возможность столкнуться с хищением персональной информации, риск подвергнуться вирусной атаке, онлайн-мошенничеству , спам-атаке , шпионским программам и т.д

Вредоносные программы различное программное обеспечение (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, и др.), которое может нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными с интернетом и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копий на другие компьютеры, рассылать от вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети.

К вредоносным программам относятся Вирусы Черви Троянские кони Шпионские программы

Вирусы вид вредоносного программного обеспечения, способного создавать копии самого себя и внедряться в код других программ, системные области памяти, загрузочные секторы, а также распространять свои копии по разнообразным каналам связи с целью нарушения работы программно аппаратных комплексов, удаления файлов, приведения в негодность структур размещения данных, блокирования работы пользователей или же приведения в негодность аппаратных комплексов компьютера .

Черви разновидность вредоносной программы, самостоятельно распространяющейся через локальные и глобальные компьютерные сети. Троя́нская программа (также — троя́н , троя́нец , троя́нский конь) вредоносная программа, распространяемая людьми, в отличие от вирусов и червей, которые распространяются самопроизвольно.

Шпионские программы (альтернативные названия — Spy , SpyWare , Spy-Ware , Spy Trojan ) принято называть программное обеспечение, собирающее и передающее кому-либо информацию о пользователе без его согласия. Информация о пользователе может включать его персональные данные, конфигурацию его компьютера и операционной системы, статистику работы в сети Интернет.

Борьба с вредоносными программами Для того чтобы успешно противостоять попыткам вирусов проникнуть на ваш компьютер необходимо выполнять два простейших условия: соблюдать правила «компьютерной гигиены» и пользоваться антивирусными программами, поскольку для защиты компьютеров от компьютерных вирусов, как и для защиты живых существ от болезней, используются средства профилактики, позволяющие не допустить попадания вредоносной программы в систему, а также программные средства диагностики и лечения

Правила «компьютерной гигиены» Ни в коем случае не открывайте файлы, присылаемые вам по электронной почте неизвестными людьми; Осторожно относитесь к файлам, присылаемым вашими знакомыми и партнерами. Они могут даже и не знать, что с их компьютера вирус незаметно рассылает свои копии людям из их адресной книги; Обязательно проверяйте антивирусным сканером с максимальным уровнем проверки все дискеты, компакт-диски и другие мобильные носители информации, а также файлы, получаемые из сети Интернет, и других публичных ресурсов (BBS, электронных конференций и т.д.); Проводите полную антивирусную проверку компьютера после его получения из ремонтных служб. Работники этих служб пользуются одними и теми же дискетами для проверки всех компьютеров – они очень легко могут занести компьютерный вирус с другой машины; Своевременно устанавливаете «заплатки» от производителей используемых вами операционных систем и программ; Для повышения сохранности ваших данных периодически проводите резервную архивацию информации на независимые носители .

Виды популярных антивирусных программ ПОЛИФАГИ РЕВИЗОРЫ ИЗМЕНЕНИЙ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ БЛОКИРАТОРЫ

Лучшие лицензионные антивирусные программы Антивирус Касперского Антивирус Dr.Web для Windows Panda Antivirus Pro ESET NOD32 Антивирус Avira Antivirus Pro

Потребительские риски Потребительские риски – злоупотребление в интернете правами потребителя. Включают в себя: риск приобретения товара низкого качества, различные поделки, контрафактная и фальсифицированная продукция, потеря денежных средств без приобретения товара или услуги, хищение персональной информации с целью кибер мошенничества, и др.

Предупреждение кибермошенничества Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете; Установите на свои компьютеры антивирус или, например, персональный брандмауэр. Эти приложения наблюдают за трафиком и могут быть использованы для выполнения множества действий на зараженных системах, наиболее частым из которых является кража конфиденциальных данных; Прежде чем совершить покупку в интернет-магазине , удостоверьтесь в его надежности и, если ваш ребенок уже совершает онлайн-покупки самостоятельно, объясните ему простые правила безопасности: Ознакомьтесь с отзывами покупателей Проверьте реквизиты и название юридического лица – владельца магазина Уточните, как долго существует магазин. Посмотреть можно в поисковике или по дате регистрации домена (сервис WhoIs ) Поинтересуйтесь, выдает ли магазин кассовый чек Сравните цены в разных интернет-магазинах . Позвоните в справочную магазина Обратите внимание на правила интернет-магазина Выясните, сколько точно вам придется заплатить Объясните ребенку, что нельзя отправлять слишком много информации о себе при совершении интернет-покупок : данные счетов, пароли, домашние адреса и номера телефонов. Помните, что никогда администратор или модератор сайта не потребует полные данные вашего счета, пароли и пин-коды . Если кто-то запрашивает подобные данные, будьте бдительны – скорее всего, это мошенники.

Вопросы к классному часу 1.Какие Интернет-риски вы знаете? ( Контентные , коммуникационные, электронные, потребительские ) 2. Какие программы называют вредоносными? (различное программное обеспечение ( вирусы, черви , « троянские кони», шпионские программы , и др.), которое может нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. ) 3. Назовите виды популярных антивирусных программ? (полифаги, ревизоры изменений, поведенческие блокираторы)

Чем опасен интернет (методические материалы для выступления) Часть 1

По средним оценкам, число детей и подростков – пользователей Интернета в России составляет около 14 млн. человек, из которых две трети выходят в Интернет ежедневно. Средний возраст начала самостоятельной работы в Сети для России сейчас составляет 10 лет. Примерно 30% российских детей, пользующихся Интернетом, проводят в Сети ежедневно более трех часов в день.

Все опасности интернет-среды можно объединить в четыре крупные группы рисков:

Потребительские риски — злоупотребление в интернете правами

потребителя. Включают в себя: риск приобретения товара низкого качества,

различные подделки, контрафактную и фальсифицированную продукцию,

потерю денежных средств без приобретения товара или услуги, хищение

персональной информации с целью кибермошенничества и др.

Кибермошенничество – один из видов киберпреступлений, целью которого

является причинение материального или иного ущерба путем хищения личной информации пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др.).

Основной процент обращений на Линию помощи «Дети онлайн» по

потребительским рискам составляют неудачные покупки, когда пользователь

при заказе через интернет приобретает некачественный товар или не получает его вообще. На втором месте – обращения по поводу потери денежных средств при использовании интернета для перевода денег или оплаты счетов. Часть обращений связаны с нарушением авторских прав пользователей (размещение материалов в интернете без согласия автора).

Электронные риски – вероятность столкнуться с хищением персональной

информации или подвергнуться атаке вредоносных программ. Вредоносные

программы – различное программное обеспечение (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.), которое может нанести вред компьютеру и нарушить конфиденциальность хранящейся в нем информации.

Подобные программы чаще всего снижают скорость обмена данными с

интернетом, а также могут использовать ваш компьютер для распространения своих копий на другие компьютеры, рассылать от вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети. Вредоносное программное обеспечение использует множество методов для распространения и проникновения в компьютеры, не только через внешние носители информации (компакт-диски, флешки и т.д.), но и через электронную почту посредством спама или скачанных из интернета файлов.

Контентные риски – это различные материалы (тексты, картинки, аудио,

видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие противозаконную,

неэтичную и вредоносную информацию. Столкнуться с ними можно

практически везде: социальные сети, блоги, торренты, персональные сайты,

видеохостинги и др. — фактически все, что сейчас существует в сети интернет –это виртуальное пространство риска.

Такой контент может быть:

противозаконным – например, распространение наркотических веществ

через интернет, порнографические материалы с участием несовершеннолетних,

призывы к разжиганию национальной розни и экстремистским действиям;

неэтичным – данный контент не запрещен к распространению, но может

содержать информацию, способную оскорбить пользователей. Подобное

содержимое может распространяться ограниченно (например, «только для

опасным – такой контент может нанести прямой вред психическому и

физическому здоровью детей и подростков;

Во Всемирной паутине существует следующие опасных ресурсов:

  • суицид-сайты;
  • сайты-форумы потенцинальных самоубийц;
  • наркосайты (интернет пестрит новостями о «пользе» употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления «зелья»);
  • сайты, пропагандирующих экстремизм, насилие и девиантные формы поведения, прямые угрозы жизни и здоровью школьников от незнакомцев, предлагающих личные встречи, а также различные виды мошенничества;
  • секты (виртуальный собеседник может повлиять на мировоззрение подростка).

Коммуникационные риски включают в себя «незаконный контакт» и «киберпреследование» (или кибер-буллинг).

Незаконный контакт — это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка. Это понятие включает в себя такие интернет-преступления как домогательство и груминг.

Домогательство — причиняющее неудобство или вред поведение, нарушающее неприкосновенность частной жизни лица. Такое поведение может заключаться в прямых или косвенных словесных оскорблениях или угрозах, недоброжелательных замечаниях, грубых шутках или инсинуациях, нежелательных письмах или звонках, показе оскорбительных или унизительных фотографий, запугивании, похотливых жестах, ненужных прикосновениях, похлопываниях, щипках, ударах, физическом нападении или в других подобных действиях.

Груминг — установление дружеских отношений с ребенком с целью изнасилования.

Злоумышленник нередко общается в интернете с ребенком, выдавая себя за ровесника либо ребенка немного старше. Он знакомится в чате, на форуме или в социальной сети с жертвой, пытается установить с ним дружеские отношения и перейти на личную переписку. Общаясь лично («в привате»), он входит в доверие к ребенку, пытается узнать номер мобильного и договориться о встрече.

Киберпреследование (или кибер-буллинг) — это преследование пользователя сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью различных интернет-сервисов. Также, киберпреследование может принимать такие формы, как обмен информацией, контактами; запугивание; подражание; хулиганство (интернет-троллинг); социальное бойкотирование. По форме буллинг может быть не только словесным оскорблением. Это могут быть фотографии, изображения или видео жертвы, отредактированные так, чтобы быть более унизительными.

Куда обращаться за помощью:

Линия помощи «Дети онлайн»

Линия помощи «Дети онлайн» — служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования детьми и подростками Интернета и мобильной связи.

Обратиться на Линию помощи можно:

по телефону 8-800-250-00-15 (с 9 до 18 по рабочим дням, время московское, звонки по России бесплатные);

«Горячая линия» Центра безопасного интернета в России

На «Горячую линию» можно попасть круглосуточно, набрав адрес nedopusti.ru и saferunet.org и нажав на красную кнопку «Горячая линия».

Отправка сообщения на «Горячую линию» производится анонимно и бесплатно.

Полученные сигналы рассматриваются специалистами линии, при наличии достаточных оснований направляется уведомление провайдеру о прекращении оборота противоправного контента, а также инициируются правоохранительные процедуры. Если контент расположен за рубежом, информация передается на «Горячую линию» страны назначения в рамках сети INHOPE.

В следующих своих заметках, я размещу памятки для родителей детей разного возраста, которые можно распечатывать и раздавать родителям. И более подробную информацию о кибер-буллинге.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация