Важно ли мнение ребёнка в вопросе о форме обучения


Содержание

7 мнений психологов о домашнем обучении

Современные родители все чаще задумываются о том, чтобы не отдавать своих детей в классическую школу. Среди самых популярных вариантов альтернативного образования — семейное обучение. Эксперт «О!» психолог Анна Скавитина поговорила об этом формате получения знаний с коллегами.

Все чаще ко мне приходят родители с вопросом: «Что вы думаете про домашнее обучение?» Современные мамы и папы не хотят отдавать ребёнка в школу по целому ряду причин: не доверяют государственным образовательным учреждениям; школа не соответствует их родительской идеологии; хорошая школа стоит слишком дорого, дома можно дать похожее, но дешевле; ребёнок слишком не подходящий для школы; рядом с домом нет хорошей школы, а переезжать или возить ребенка два часа по пробкам семья не готова; из-за собственной детского травмирующего опыта.

«Что же вас останавливает?» — обычно спрашиваю я. Обычно родители опасаются сложностей с социализацией у ребёнка. Но прежде чем разбираться с социализацией, давайте определимся, что такое домашнее обучение и семейное образование. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» среднее образование ребенком может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, то есть в форме семейного образования и самообразования. Семейное образование — форма обучения, предусмотренная законодательством Российской Федерации. Домашнее обучение — процесс получения семейного образования. По закону вы имеете право отправить ребёнка учиться в школу или учить его самостоятельно и ежегодно сдавать аттестации. Выбор за вами. Какое-то время назад родителям, обучающим ребёнка вне школы, даже были положены денежные компенсации за самостоятельное обучение. Теперь эту инициативу упразднили.

Есть много причин, по которым родители решают выбрать семейное обучение, но не все понимают, что основная нагрузка и ответственность, связанная с образованием ребёнка, который учится дома, перекладывается на родителей, а не делится между семьей и школой.

Есть родители, которые точно знают, какое образование они хотят для своего ребёнка. Они выдумывают творческие методы, личные способы обучения разным наукам, общаются с такими же энтузиастами, по сути придумывают собственную методику образования. Кстати, часть авторских школ так и возникла — в процессе обучения детей авторов. Родители другого типа готовы просто дублировать традиционную школьную систему дома, ничего в ней особенно не меняя. Это, конечно, более простой путь, но мотивация к обучению у таких детей будет сильно отличаться от ребят, занимающихся с родителями первого типа. Догадайтесь, у кого она выше.

Если вы решаетесь взять на себя ответственность за домашнее обучение своего ребёнка, но боитесь только за социализацию, то, поверьте, это не самая большая проблема. Социализация — это освоение навыков поведения и выстраивания отношений в обществе, которая берет начало от взаимоотношений в семье, с мамой и папой, и продолжается в более или менее постоянной компании сверстников. Наличие вот этой компании сверстников вам и предстоит организовать. Коллектив, где ребёнок сможет попробовать разные социальные роли, побыть лидером или потерпеть неудачу в этой роли, поссориться и помириться, научиться искать компромиссы. Если у родителей есть много друзей с детьми, семьи регулярно встречаются и организуют совместный досуг, вместе осваивают мир и отправляются в путешествия, то социализация будет проходить успешно. Есть много клубов, групп поддержки, мастер-классов, школ выходного дня и семейных лагерей, где можно найти друзей по интересам не только детям, но и мамам и папам. Конечно, такой тип социализации вряд ли научит ребенка подчиняться, строго следовать заданным правилам, иногда делать не то, что тебе интересно, преодолевать себя. С одной стороны, без этого можно прожить в современном обществе, с другой — можно подумать, как освоить эти навыки, если вы считаете их необходимыми.

Давайте послушаем мнения разных психологов, непосредственно имеющих дело с детьми, находящимися на семейном образовании, и их родителями: в чем они видят достоинства и проблемы домашнего обучения.

Семейное образование — это отличная возможность получать качественное образование, минимизируя усилия на дорогу и организационные вопросы. Сейчас много площадок, помогающих организовать обучение. Ребенок может осваивать новые профессии, слушать курсы на зарубежных образовательных сервисах. Часто в Москве ребенок тратит больше двух часов в день на дорогу в школу и обратно, семьи нанимают водителей, нянь или школьник с довольно раннего возраста вынужден передвигаться самостоятельно на метро (и опасно, и тяжело). За пределами Москвы хороших школ в округе, по мнению родителей, часто просто нет. Многие семьи выбирают семейное обучение не по идеологическим причинам, а просто от того, что лучших вариантов рядом нет. Ищут дистанционные курсы и обучение. Для огромного количества детей — это единственная возможность научиться решать задачи, например, олимпиадного уровня, если у детей есть к этому способности.

Основной минус для меня в семейном обучении детей младшего возраста — вопрос «хранения ребенка». Все-таки обучение из дома предполагает, что есть член семьи (или няня), готовый проводить с ним весь день. Эта проблема частично снимается, если в семье есть младшие дети, из-за которых мама все равно остается дома.

Елена Трушина, клинический психолог, психолог домашней школы и экстерната «Фоксфорда»

Работая в школе, наблюдаю разный опыт с детьми, которые были на домашнем или семейном обучении. Вариантов существенно больше, перечислю только основные:

  • Дети, оказавшиеся на семейном обучении из-за того, что их родители сами не смогли адаптироваться к требованиям школы или учителя. Чаще всего представления родителей о том, что хорошо для их ребёнка и как его надо обучать, кардинально расходятся с тем, что может дать массовая школа. Такие родители поначалу пытаются научить педагога общаться с их ребёнком, затем конфликтуют, обесценивают и в итоге приходят к семейному образованию. Есть родители, которые периодически делают попытки все-таки водить ребёнка в школу, и дальше существует два варианта: одним это все-таки удаётся, они находят подходящего учителя или меняют свои представления об образовательном маршруте ребёнка. Как правило, таким родителям сложно даётся сам процесс ритмичного обучения, они выдыхаются. Другие втягиваются в роль учителя для своих детей и пытаются вернуться в школу с целью социализации ребёнка уже по окончании начальных классов. Они все ещё ждут от школы и педагогов больше, чем они могут дать, критикуют образовательный процесс в присутствии детей, и все это приводит к трудностям адаптации, вплоть до невозможности влиться и выстроить отношения с одноклассниками и учителями, а они, в свою очередь, уже к возврату на семейное обучение.
  • Дети, которые много времени посвящают занятиям спортом, музыкой и другими активностями, вынужденные пропускать школу из-за соревнований, конкурсов и так далее. Они находят в семейном образовании возможность учиться в собственном ритме, более или менее интенсивно, регулируя степень погружения в предмет, исходя из собственных мотивов: нужен/не нужен, интересен/не интересен, увлекает/не увлекает, только чтобы сдать/знать глубже. Успешно учатся те дети, которые к моменту ухода на семейное обучение умеют самоорганизоваться, научены учиться, у них хорошо развиты волевые качества и мыслительные способности. Родители контролируют, но дети больше учатся самостоятельно. Если навыки самоорганизации, самоконтроля развиты недостаточно, родителям приходится трудиться вместе с ребёнком, чаще всего они быстро выдыхаются и возвращаются в школу.
  • Дети, которые оказываются на домашнем обучении по состоянию здоровья. У всех очень разный опыт. Есть ученики, которым хорошо, и они хотели бы продолжать учиться дома, поскольку школьная социализация отнимает у них слишком много сил. Среди них нередко встречаются те, кто уже мог бы вернуться в школу, но как только начинают в неё ходить, сваливаются в бесконечные недомогания, ОРВИ, и родители снова задумываются о домашнем обучении. А есть дети, для которых отсутствие организующей школьной среды и коллектива невыносимо, и они стремятся поскорее вернуться в школу. Родителям таких ребят часто трудно организовать учебный день школьника дома, а редких визитов учителей недостаточно для того, чтобы он качественно осваивал программу.

Ольга Трухина, аналитический психолог, клинический психолог, педагог-психолог ОАНО «Свободная школа», работающей по вальдорфской методике

Как психолог, я наблюдаю много детей, которые находятся на домашнем обучении. Для некоторых из них — это выход, настоящее спасение. Категория ребят, которым я бы рекомендовала домашнее обучение — это талантливые дети, те, кому в условиях обычного среднего образования тесно и скучно. Если, например, они одарены музыкальным или художественным талантом, то родители часто решают не тратить время на совершенно ненужные и неинтересные предметы, но при этом должны обеспечить достойный уровень знаний в домашних условиях. Я наблюдала семью с 4 детьми, где каждый шёл по своей уникальной программе и каждый был в чем-то особенно талантлив: кто-то учил пять иностранных языков, кто-то играл на нескольких музыкальных инструментах, кто-то был спортсменом, кто-то — молодым одаренным программистом. Это огромная работа со стороны родителей и, конечно, очень большие деньги.

Вторая категория детей на домашнем обучении — это, как правило, ребята, имеющие физические или психологические ограничения здоровья. Для некоторых детей обычная школа — это источник постоянного стресса и ретравматизации, даже для психически устойчивого ребёнка ситуация травли со стороны ровесников или резкое уничижительное отношение со стороны учителей может сильно ударить по самооценке и явиться причиной развития психологических проблем. Но что бы ни стояло за выбором домашнего обучения, это может вызвать сложности с социализацией и развитием социального интеллекта. Стоит взвесить все «за» и «против» такой формы обучения.

Евгения Чмутова, детский и подростковый психолог, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, КБТ-терапевт

Клуб, с которым я работаю, основывается на принципах гуманной педагогики. Программа у нас пока рассчитана только для начальной школы, большинство уроков проходит в игровой форме, с большим количеством экспериментирования и интерактива. Детям, которые уже вкусили «обычной» школы, поначалу непросто, нелегко и нам с ними: как это так, сидеть часть уроков не за партами, а на полу, например?! Неужели можно не делать то, что я не хочу? А если я тогда ничего не хочу, что будет? Им трудно почувствовать границы, когда нет принуждения, наказаний, жёсткости. Поэтому много сил тратится на то, чтобы помочь ребенку почувствовать, что учиться может быть интересно.

Есть дети, родители которых не согласны с существующей системой образования, у них много требований и тревог, передать ответственность за обучение ребенка им трудно, соответственно, трудно и детям. Есть ребята с особенностями, которым трудно в обычной школе — там они попадали в коррекционные классы, но не из-за интеллектуальных способностей, а из-за поведения. И в этом месте им как раз хорошо, потому что детей немного, взрослых на них достаточно, кроме школьной программы есть куча кружков по интересам. Часто попадают в клуб дети, которым в обычной школе трудно из-за агрессивности и других поведенческих проблем. Они могут получить больше помощи и шансов успешно социализироваться, но педагогическому коллективу приходится прилагать массу усилий и для работы с этими детьми, и для того чтобы сгладить отношение родителей других учеников.

Нина Шкилева, аналитический детский психолог

Дочь переходила на домашнее обучение в 9 классе. Она сама так решила. До этого училась в Москве, потом в сельской школе. Для меня это было про проживание подросткового кризиса. Я, как психолог, считаю, что его вредно проживать на людях, в школе, по крайней мере мои дети, брали тайм-аут. Кроме того, не ходить в школу в 9 классе помогло ей исключить из жизни лишний мусор, связанный с подготовкой к ГИА. Дочь занималась абсолютно самостоятельно, сдавала аттестации, ГИА тоже легко написала на отлично. В отличие, кстати, от брата, посещавшего школу и завалившего экзамены. В 10 классе она снова решила ходить в школу.

Младший из сыновей с 3 по 5 класс был на домашнем обучении, а сейчас решил ходить в школу. Мы оба с ним очень скептически настроены в отношении образовательной программы. Я вот не вижу никакой разницы в обучении в школе и дома. Сын набирает знания, только когда сам заинтересуется. Сейчас на домашнем образовании у нас внук. Он очень хотел учиться, но столкнувшись вплотную с программой первого класса, разочаровался. Уже говорит, что ненавидит уроки.

Каждая мама обязана знать:  Как помочь дочери в адаптации

Мои выводы: если пытаться впихивать в ребёнка школьную программу, то всё равно — дома или в школе. Но в школе это хотя бы делают чужие тёти, а тут самому своего ребёнка насиловать. Домашнее обучение — это хорошо, если вы хотите и готовы действительно дать человеку возможность получить образование. В школе очень много лишнего, причем и в воспитании, и в общении, и в обучении. Можно помочь ребенку сэкономить силы, если дома обстановка здоровее, ну, а вы сэкономите кучу денег и времени и нервов.

Юлия Жемчужникова, аналитический психолог, писатель, мама 7 детей

Я сама была на домашнем обучении год. Вспоминаю как ад и страшный сон. Со мной это случилось по состоянию здоровья, по-моему, в 6 классе. Очень тяжело было вливаться обратно в коллектив, а сидеть дома — уныло. Завидно было, все вместе идут из школы, а я — сама по себе. Правда, неприятные чувства только об этом. Читаю с ужасом про последователей домашнего обучения без веских на то причин. Вот настолько этот опыт был мне неприятен.

Анна Баришполец, детский нейропсихолог

Я была на семейном обучении со 2 по 5 класс. Это было самое лучшее время по эффективности и интересу к учебе!

Людмила Баранкова, арт-терапевт, психолог

Как видите, помимо социализации, есть ряд других сложностей в домашнем обучении. Я уважаю родителей, которые решаются на семейное образование для своих детей, но понимаю, что большинство из них идут на этот шаг не от хорошей жизни, а в силу обстоятельств, в поисках лучшей жизни. Возможно, современная ситуация, уже породившая множество разнообразных подходов к получению знаний, отходящая от традиционной, универсальной долгие сотни лет модели поурочной школьной системы, поможет разным детям и родителям найти свой вариант, подобрать каждому ребёнку индивидуальную образовательную траекторию.

Мифы о домашнем обучении. Что нужно знать про семейное образование

И все-таки главная причина нелюбви даже не в этом. Семейники невольно подрывают авторитет традиционной формы обучения. Одно дело, когда на домашнем обучении — ребенок с ограниченными возможностями здоровья, и совсем другое, когда из школы уходят те, кому просто не нравится, как она учит.

Ученые социологического факультета МГУ провели исследование по семейному образованию в России, а сотрудник кафедры социологии семьи и демографии Софья Ляликова рассказала «РГ» об итогах.

Три мифа о домашнем обучении

1. Дети учатся дома с утра до ночи.

На самом деле треть семей тратит на учебу ребенка не больше 2 часов в день, 46 процентов — от 2 до 4 часов. Занимаются больше 6 часов в день только 1 процент детей.

2. Родители детей на домашнем обучении имеют педобразование.

Нет. 60 процентов родителей никакого отношения к педагогике не имеют.

3. Ребенку, который не ходит в школу, трудно общаться со сверстниками.

90 процентов родителей сказали, что это не так.

Пять важных фактов о семейном образовании

1. Главная причина, по которой родители выбирают семейное обучение — низкое качество школьного образования.

Почему родители отдают предпочтение учебе дома? Вот какие ответы дали опрошенные: чтобы сохранить здоровье ребенка, дать традиционное (иногда религиозное) воспитание, совместить школьное обучение и профессиональное дополнительное образование, создать благоприятную психологическую обстановку, а иногда родители просто сами хотят попробовать себя в роли педагогов.

2. Хорошее семейное образование — не такое уж дешевое дело.

47 процентов опрошенных рассказали, что тратят каждый месяц до 5 тысяч рублей, 24 процента — до 10 тысяч рублей, примерно столько же тех, кому семейное обучение обходится от 10 до 20 тысяч рублей. 10 процентов тратят ежемесячно больше 20-30 тысяч рублей. Деньги уходят на репетиторов. Чаще всего нужны репетиторы по математике, физике, химии, русскому языку. Цены в регионах разные. В Москве, например, хороший репетитор стоит от тысячи рублей за 45 минут. Есть педагоги, которые специализируются на подготовке к ЕГЭ и ГИА, их услуги стоят дороже. Например, за час (60 минут) они могут попросить и полторы тысячи, и две. Правда, и результат, можно сказать, гарантируют. Есть случаи, когда к такому репетитору по математике приходят девятиклассники, которые завалили обязательный ГИА. Через две недели ежедневных занятий они пересдают экзамен на четыре.

3. Родители предпочитают семейное обучение потому, что хотят научить детей учиться.

Для чего ваш ребенок учится? На этот вопрос обычные родители и семейники дают разные ответы. 36 процентов обычных родителей говорят: «чтобы поступить в вуз». Среди тех, кто выбрал семейное образование, таких всего 14 процентов. 36 процентов обычных родителей назвали целью обучения развитие индивидуальных способностей, среди семейников таких 50 процентов. Еще 58 процентов обычных родителей поставили на первое место «развитие познавательных качеств», а среди семейников таких 75 процентов. Ребенок получает образование, чтобы иметь представление об общественных нормах и ценностях. С этим согласны 33 процента обычных родителей и только 15 процентов семейников.

4. Главное преимущество домашнего обучения — большое количество свободного времени и возможность оградить ребенка от дурного влияния.

Еще среди плюсов: индивидуальная программа, а не стандартный подход, реальные знания, а не натаскивание на ЕГЭ и ГИА, неформальный подход к подаче материала.

5. Самый большой недостаток домашнего образования, по мнению самих семейников — критика со стороны знакомых и родственников.

Это беспокоит почти 40 процентов родителей. 35 процентов признались, что у них мало знаний для преподавания. А вот отсутствие у детей опыта общения со сверстниками беспокоит только 10 процентов мам и пап. Не волнуются родители и по поводу возможных трудностей процесса перевода в обычную школу. Лишь 8 процентов считают, что процесс может быть болезненным для ребенка. Но серьезный минус у семейников все же есть — дети не участвуют в олимпиадах и не могут пользоваться льготами при поступлении в вузы.

Важно ли мнение ребёнка в вопросе о форме обучения?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 “Об организации получения образования в семейной форме”

Министерство образования и науки Российской Федерации в связи с возникающими вопросами по получению образования в семейной форме после вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) сообщает.

В соответствии с частью 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование обязательно. При этом получение детьми основного общего образования обеспечивают родители или лица, их заменяющие. Аналогичное положение предусмотрено статьей 63 Семейного кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом предусмотрены различные формы получения образования и обучения с учетом потребностей и возможностей личности.


Частью 2 статьи 63 Федерального закона установлено, что общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме и в форме самообразования. В целях получения образования и обучения допускается сочетание различных форм получения образования и обучения (статья 17 Федерального закона). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона).

Учитывая, что статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантированы общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций).

В частности при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования — целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни.

Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Федерального закона ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, а также форм получения образования и обучения, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (часть 5 статьи 63 Федерального закона).

Обучающиеся в форме семейного образования в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона имеют право пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. Образовательной организацией должен быть принят соответствующий локальный акт, регламентирующий порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе экстернами. При этом вышеуказанный локальный акт должен быть доступен для беспрепятственного ознакомления, в том числе на сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно статье 33 Федерального закона, экстернами являются лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Следует отметить, что согласно Федеральному закону экстерны являются обучающимися (часть 1 статьи 33 Федерального закона) и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьей 34 Федерального закона. В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе, всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях.

Кроме этого, экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (статья 42 Федерального закона).

Основаниями возникновения образовательных отношений между экстерном и образовательной организацией являются заявление родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительный акт указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (часть 1 статьи 53 Федерального закона).

Необходимо отметить, что в отличие от случая, когда обучающийся зачислен в образовательную организацию, и она в соответствии со статьей 28 Федерального закона несёт ответственность за качество образования, при получении общего образования в форме семейного образования, организация, осуществляющая образовательную деятельность, несёт ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося.

Каждая мама обязана знать:  Имею право Несовершеннолетние в гражданском суде

Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации (часть 10 статьи 58 Федерального закона).* Академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин.

Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося и образовательные организации, обеспечивающие получение обучающимся обучения в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации (часть 4 статьи 58 Федерального закона).

В связи с изложенным:

1. Учет детей, получающих общее образование в семейной форме, ведется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (в городах федерального значения — органами, определенными законами этих субъектов Российской Федерации). В связи с этим для организации прохождения детьми соответствующей аттестации родители (законные представители) при информировании органа местного самоуправления (иного уполномоченного органа) по месту жительства о выбранной форме семейного образования одновременно должны обеспечить обучение в семейной форме и получить сведения об образовательных(ой) организациях(и), в которых(ой) предусмотрена возможность прохождения детьми соответствующей аттестации. Порядок прохождения аттестации образовательной организации целесообразно определять с учетом мнения родителей (законных представителей), в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала.

Представляется разумным, что по желанию родителей (законных представителей) такая образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации прав и свобод ребенка.

Взаимоотношения между родителями (законными представителями) и образовательной организацией определяются в заявлении родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительном акте указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации.

Следует отметить, что в качестве образовательной организации для прохождения промежуточной или итоговой аттестации, могут быть определены не только общеобразовательные организации, но и образовательные организации других типов, например, вузы, которым Федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам. Это будет способствовать повышению объективности оценки получения образования и обучения в семейной форме. Особенно актуально в условиях, когда ребенок, не ликвидировавший в установленные сроки академическую задолженность, должен продолжить получение общего образования, как правило, в общеобразовательной организации.

2. Учитывая целостность образовательного процесса, взаимосвязь обучения и воспитания, для обучающихся в форме семейного образования системой образования должны быть созданы условия по их социализации, интеграции в соответствующие детские коллективы. Указанные условия могут быть обеспечены путем предоставления возможности таким обучающимся осваивать дополнительные образовательные программы, в том числе в образовательных организациях, в которых они проходят соответствующую аттестацию.

3. Статья 35 Федерального закона гарантирует право обучающихся по основным образовательным программам за счет бюджетных ассигнований бюджетов различных уровней в пределах федеральных государственных образовательных стандартов на бесплатное пользование во время обучения учебниками и учебными пособиями, необходимыми в учебном процессе.

В этой связи, обучающиеся по образовательным программам в форме семейного образования должны быть обеспечены учебниками и учебными пособиями.

Причём обеспечение указанных обучающихся учебниками и учебными пособиями возможно производить не только из фондов библиотеки организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучающийся проходит промежуточные и (или) государственную итоговую аттестации, но и посредством создания специализированного библиотечного фонда субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

4. Согласно статье 9 Федерального закона обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации организуется предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Указанная помощь в том числе, помощь обучающимся в составлении индивидуального учебного плана, в случае необходимости обучающимся в семейной форме может быть оказана психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети проходят аттестацию, либо в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

5. В соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, а также с учетом иных предусмотренных Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся).

Таким образом, учредителем образовательной организации могут быть определены нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги по реализации общеобразовательной программы в форме семейного образования, покрывающие затраты на проведение промежуточной и государственной итоговой аттестаций, затраты на приобретение учебных изданий (учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы), периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, услуг доступа к электронным изданиям, непосредственно связанных с реализацией общеобразовательной программы, затраты на оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Кроме того, при выборе родителями (законными представителями) сочетания различных форм получения образования (семейная форма) и форм обучения (в организации, осуществляющей образовательную деятельность) нормативные затраты помимо вышеуказанных должны предусматривать затраты, покрывающие возможность освоения отдельных компонентов образовательной программы в организации.

6. В части возможности оказания поддержки родителям (законным представителям) при получении несовершеннолетними общего образования в форме семейного образования.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования (статья 5 Федерального закона).

Таким образом, учитывая, что Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки. Полномочия по ее предоставлению (включая основания и порядок их предоставления) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках предмета совместного ведения осуществляются самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»)**.

Н.В. Третьяк

* Зачисление в образовательную организацию лица, находящегося на семейной форме образования для продолжения обучения в образовательной организации осуществляется в соответствии с Порядком приема в общеобразовательные учреждения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 15 февраля 2012 г. № 107

** В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Обзор документа

Новым Законом об образовании предусмотрены различные формы его получения. Учитываются потребности и возможности личности.

Образование можно получить как в соответствующих организациях, так и вне них. Речь идет, в частности, о семейном образовании. Родителям нужно учитывать мнение ребенка и должным образом организовать процесс обучения.

При выборе семейного образования родители информируют об этом орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, где они проживают.

Обучающиеся в форме семейного образования вправе пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организациях по аккредитованной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, могут пройти экстерном аттестацию бесплатно. Образовательной организацией должен быть принят локальный акт, регламентирующий прохождение процедур.

Экстернами являются лица, зачисленные в организацию для аттестации. Они наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах и в других мероприятиях. Могут рассчитывать на социально-педагогическую и психологическую помощь, на бесплатную психолого-медико-педагогическую коррекцию.

Рассмотрен еще ряд нюансов при получении семейного образования.

Так, в качестве образовательной организации для прохождения промежуточной или итоговой аттестации, могут быть определены не только школы, но и, например, вузы, которые вправе реализовывать общеобразовательные программы.

Для рассматриваемых категорий обучающихся нужно создать условия по их социализации, интеграции в детские коллективы. Также их необходимо обеспечивать необходимыми учебниками и пособиями.

Представляется важным обратить внимание на следующее. Федеральные, региональные органы госвласти, органы местного самоуправления полностью или частично обеспечивают содержание лиц, нуждающихся в соцподдержке, в период получения ими образования. Таким образом, можно предусмотреть компенсации для семей, которые выбрали указанную форму образования.

Домашнее обучение: отвечаем на основные вопросы

Домашнее обучение (homeschooling, home education) – это обучение детей вне обычной школы, государственной или частной. За этим понятием стоят очень неоднородные явления. В широком смысле так принято называть все способы получения образования, кроме стандартного посещения школы: и заочное, и дистанционное (в онлайн-школе), и собственно домашнее. В этом материале мы ответим на самые общие вопросы о хоумскулинге, которые встают перед родителями.

Кто может перейти на домашнее обучение

Несколько слов о терминах. Понятия «домашнее обучение» в российских законах нет. В них упоминаются такие формы обучения: в организации, ведущей образовательную деятельность; вне ее (семейное или самообразование); надомное обучение.

Последний случай мы рассматривать не будем: надомное обучение подразумевает, что ребенок не может посещать школу по состоянию здоровья. Перечень диагнозов, дающих право на надомное обучение, утвержден Минздравом (Приказ № 436н от 20 июня 2020 года). Но образованием такого ребенка по-прежнему занимается школа: учителя приходят на дом или общаются с учеником дистанционно.

Вернемся к первым двум вариантам. Обучение в образовательной организации не обязательно означает обычное сидение на уроках с понедельника по пятницу (или с понедельника по субботу, как повезет). В школе можно учиться как в вузе: очно, очно-заочно и заочно. Все формы, кроме первой, обычно тоже относят к домашнему обучению.

При этом обучение в школе и вне ее можно сочетать, то есть перейти на домашнее обучение не по всем предметам, а по одному или нескольким. Такую систему обычно выбирают в двух случаях. Во-первых, из-за конфликта с учителем. Во-вторых, если ребенок сильно отстает по этому предмету от одноклассников или, напротив, опережает программу.

А теперь самое главное: учиться дома может любой ребенок. Об этом говорит статья 17 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Выбирают форму обучения родители или другие законные представители, если ребенок несовершеннолетний. Мнение ученика требуется учитывать (правда, как это должно выглядеть с формальной точки зрения, непонятно). Школа никакого отношения к этому выбору не имеет.

Что нужно сделать, чтобы учиться дома

Если решение принято, необходимо уведомить органы местного самоуправления. Сама процедура в разных регионах может отличаться. Например, в Москве уведомление о выборе семейной формы обучения следует направлять в адрес управы района. Его можно принести лично или отправить «Почтой России».

Затем нужно прикрепиться к школе для прохождения аттестации. По закону для детей на домашнем обучении обязательна только итоговая аттестация. Промежуточная, с первого по восьмой классы, обязательной не является, и некоторые родители решаются отказаться от нее совсем. Но таких немного: большинство предпочитает писать контрольные ежегодно, начиная с первого класса или немного позднее.

ОГЭ дети на домашнем обучении сдают так же, как и все остальные. После этого можно поступить в колледж, а можно продолжить учебу дома и сдать ЕГЭ (на этом этапе обучение называется самообразованием).

На этапе прикрепления могут возникнуть трудности: в обычных школах хоумскулерам обычно не рады. Для администрации и учителей такие дети – лишняя головная боль. Однако прохождение промежуточной аттестации – право ученика, поэтому с отказом (незаконным!) мириться не стоит. Опытные родители советуют не тратить время на разговоры и сразу писать заявление на имя директора. Обязательно в двух экземплярах. Второй нужно оставить у себя, после того как секретарь сделает на нем отметку о том, что заявление принято.

Борьбы с администрацией можно избежать. Дело в том, что прикрепиться можно к любой школе, а не только к той, в которую ребенок ходил раньше, или к ближайшей по месту прописки. И не обязательно к государственной – главное, чтобы у школы была аккредитация. При этом проходить аттестацию можно экстерном, никаких особых причин на это не требуется.

Каждая мама обязана знать:  Племянник слушается только меня

В некоторых регионах родители могут претендовать на денежную компенсацию, если речь идет именно о семейном обучении (то есть не очно-заочном или заочном обучении в школе). Средняя сумма компенсации – несколько десятков тысяч рублей в год.


Как организовать процесс

Здесь все зависит от причин перехода на домашнее обучение. Они могут быть самыми разными: конфликты в школе, желание иметь больше свободного времени для спорта или других внешкольных занятий, длительные командировки родителей. В этом случае самый простой, но и самый затратный способ – обучение в онлайн-школе по индивидуальному плану.

В России есть частные школы, которые занимаются обучением и аттестацией хоумскулеров: «Фоксфорд», «Наши Пенаты», школа имени Лобачевского и т. д. Как правило, экзамены в них можно сдать дистанционно – это удобно для семей, которые долго живут за рубежом или часто переезжают.

Есть и варианты с очным обучением: школы одного дня, где занятия проходят раз в неделю, или семейные школы, которые семьи-единомышленники создают для совместного обучения своих детей.

Однако далеко не все российские семьи могут позволить себе услуги частных школ. А кто-то с самого начала хочет взять образование ребенка под свой контроль, отдавая предпочтение альтернативным образовательным системам и методикам (это характерно, в частности, для религиозных семей). В этом случае нужно получить в школе рабочие программы и график аттестации и, исходя из них, разработать свой учебный план.

Заниматься самостоятельно можно не только по учебникам, но и с помощью интернет-ресурсов, где есть вся необходимая информация. Если позволяют средства, можно пригласить репетитора – например, для подготовки к ЕГЭ или углубленного изучения отдельных предметов.

Может ли домашнее обучение быть качественным

Противники домашнего обучения настаивают, что дать ребенку полноценное образование вне школы невозможно. Западная статистика говорит об обратном.

За последние десятилетия ученые из США, Великобритании и Германии провели множество исследований того, как влияет на детей домашнее обучение. Они показывают, что хоумскулеры превосходят своих сверстников из обычных школ по академическим результатам. Хорошую подготовку абитуриентов, обучавшихся дома, отмечают и университеты. Важно, что на успеваемость почти не влияют такие факторы, как уровень семейного дохода и наличие или отсутствие педагогического образования у родителей.

Немногие российские же авторы, занимавшиеся этой проблематикой (в частности, А. Н. Якунина, а за ней – И. В. Кощиенко и Л. И. Покровская), указывают на то, что многие родители фактически уже обучают своих детей на дому, хотя те по-прежнему посещают школу. Родители разбирают с детьми сложные темы, вместе делают домашнее задание, выбирают курсы или репетиторов, меняют школу на более сильную. С этой точки зрения переход на хоумскулинг вообще ничего не меняет: родители точно так же отвечают за образование ребенка, просто выбирают для этого другие инструменты.

Наконец, в качестве школьного образования также есть основания сомневаться. По данным мониторинга эффективности школы «Дополнительное образование школьников (2013–2020 гг.)» РАНХиГС, в 2020 году дополнительные занятия посещали 64,7 % школьников. 18,2 % – чтобы подготовиться к ОГЭ или ЕГЭ, еще 17,7 % — чтобы подтянуть школьные предметы. Получается, что немалой части школьников нужна посторонняя помощь, чтобы осилить школьную программу и сдать экзамены.

Что с социализацией

Ребенок не социализируется – первое опасение, которое возникает, когда разговор заходит о домашнем обучении. Кажется, что если отпадет необходимость ежедневно ходить в школу, то ребенок будет сидеть в четырех стенах под присмотром мамы или бабушки и в конце концов разучится общаться.

Вновь сошлемся на результаты западных исследований. По мнению ученых, проблем с социализацией у хоумскулеров не возникает. Дети, которые учатся дома, активнее посещают курсы, кружки, спортивные тренировки – просто потому, что у них больше свободного времени. По мнению ученых, хоумскулеры более уверены в себе и самостоятельны, более дружелюбны и даже более счастливы.

Интересный пример: исследование, опубликованное в 1999 году в США, показало, что дети, обучающиеся дома, намного меньше смотрят телевизор, чем обычные школьники (оценивались результаты учащихся четвертого класса). Не более часа в день просиживали перед экраном 65 % хоумскулеров, три часа – 1,6 %. Ученики обычных школ разделились иначе: 25 % в первом случае и 40 % во втором.

Не стоит забывать и о том, что в обычной школе детей объединяют в классы по одному признаку – возрасту. Их собственные интересы и желания никак не учитываются. Навязанный системой коллектив ребенок обречен терпеть одиннадцать лет. Такая модель социализации может скорее навредить. Не говоря уже о том, что во взрослой жизни, к которой якобы готовит школа, действуют другие модели (за исключением разве что армии и мест лишения свободы).

К каким трудностям готовиться

По закону за образование детей в любом случает отвечают родители, а не школа. Но на практике традиционный способ обучения позволяет снять с себя часть ответственности. Ребенок может находиться в школе с утра до вечера: сначала на уроках, потом на продленке или факультативах; а родители только проверяют дневник и ходят на собрания.

Переход на домашнее обучение потребует максимального включения – особенно в первый год, когда происходит адаптация к новым порядкам. Сами порядки тоже нужно будет вырабатывать самостоятельно. Готовых схем здесь нет, самый успешный чужой опыт придется адаптировать к своей ситуации.

Сколько часов в неделю нужно заниматься математикой? А как учить английский, с репетитором или в языковой школе? Во сколько вставать, во сколько ложиться? Какие пособия купить, на какие каналы на YouTube подписаться? Добавьте к этому, что с маленьким ребенком кому-то из взрослых придется постоянно оставаться дома: папе-фрилансеру, маме в декретном отпуске с младшими, бабушке или няне.

Одно из частых родительских опасений связано с тем, что без жесткого графика и строгих учителей ребенок расслабится и совсем не захочет учиться. Да, поначалу такое расслабление почти неизбежно (здесь мы не говорим о детях, которые учатся дома с самого начала). Родителям надо постараться не паниковать, а дать ребенку время отдохнуть и перестроиться. Родители и работающие с детьми на домашнем обучении специалисты называют этот процесс «расшколивание». Он может растянуться на месяцы, и это нормально.

Нежелание учиться может оказаться стойким. Тогда надо задуматься о причинах. Одна из них – страх неудачи, особенно если раньше ребенку уже внушили, что у него ничего не получится. Отбивают интерес и неправильно подобранные программы и методики: слишком простые или слишком сложные, не соответствующие возрастным или индивидуальным особенностям. А иногда родители, профессиональные педагоги, обнаруживают, что легче научить десять чужих детей, чем одного своего. Дело в том, что другим ты можешь объяснить одну и ту же тему десять раз подряд и сохранить спокойствие, а со своим теряешь терпение моментально.

В запущенных случаях, когда предмет не дается с самого начала и к старшим классам мотивация у подростка на нуле, стоит проконсультироваться у психолога. Обратиться за помощью придется и в том случае, если причиной перехода на домашнее обучение стал серьезный конфликт с учителями или одноклассниками. Для ребенка, особенно маленького, это травмирующий опыт. С ним надо работать, иначе он напомнит о себе в будущем.

До сих пор речь шла о практической стороне вопроса. Но едва ли не самое важное – смириться с тем, что ребенок может не оправдать ваших надежд. У него свой путь, и задача семьи – помочь его найти. Редкий родитель не запаникует, если ребенок откажется поступать в престижный вуз и пойдет учиться на повара или работать аниматором. Но иногда именно такое решение оказывается правильным.

Наконец, не исключено, что в какой-то момент вы захотите вернуться в школу. В этом тоже нет ничего страшного – форму обучения можно поменять не один раз.

Домашнее обучение в России до сих пор воспринимается как что-то исключительное и даже экстремальное. Большинство родителей о такой возможности ничего не знают, а те, кто хочет узнать, встречают сопротивление школьной администрации и чиновников. Семей, которые преодолели эти барьеры, чрезвычайно мало. Но они, как правило, готовы помочь другим и охотно делятся своим опытом – в соцсетях, на форумах и даже фестивалях. И этот опыт показывает, что домашнее обучение может быть хорошим выбором в самых разных жизненных ситуациях.

Уведомление о переходе на семейное образование: ответы на популярные вопросы

Рассказывает юрист «Фоксфорда» Екатерина Кулакова.

Уведомление органов местного самоуправления является первым шагом при смене формы обучения. Эта процедура вызывает у родителей немало вопросов, на которые мы сейчас постараемся ответить.

Обязательно ли уведомлять?

Родители (другие законные представители) обязаны проинформировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа о переходе на семейное образование. Это закреплено в части 5 статьи 63 закона «Об образовании в РФ» (далее — Закон).

Требование об уведомлении органа местного самоуправления распространяется и на самообразование (форму получения образования вне образовательной организации для учащихся 10-11 классов).

Какое значение имеет уведомление?

В соответствии со статьей 44 Закона родители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей. При этом до достижения обучающимся 18 лет форма обучения определяется родителями с учётом мнения ребёнка (часть 4 статьи 63 Закона).

Функция уведомления: не согласовать выбор формы обучения, а лишь проинформировать. Поэтому региональный орган образования не может запретить перевести ребёнка на семейное обучение.

Что будет, если не уведомить?

По Закону родители должны обеспечить получение детьми общего образования.

Если ребёнок официально не переведён на семейную форму обучения и при этом не посещает школу, родители могут быть привлечены к административной ответственности за уклонение от выполнения обязанностей по воспитанию детей (статья 5.35 Кодекса об административных правонарушениях).

Когда уведомлять?

Если решение о переходе принято до начала нового учебного года, то и уведомление следует отправить до 1 сентября.

Обратите внимание: в региональных нормативных актах срок направления уведомления может быть ограничен. Например, в Пермском крае органы местного самоуправления нужно известить об обучении в семье за 30 дней до начала учебного процесса.

Если переход на семейную форму осуществляется в середине или в конце года, лучше сначала уведомить орган местного самоуправления, а потом расторгать отношения со школой. При этом в уведомлении можно указать ориентировочную дату, с которой ребёнок начнёт обучение на семейной форме.

Направлять уведомления каждый год не нужно.

Повторное оповещение потребуется, если после выбора семейной формы ребёнок некоторое время учился в школе (очная, очно-заочная или заочная форма), а потом вновь продолжил обучение в семье.

Какие органы уведомлять?

В регионах образованием занимаются департаменты и управления образования. Они ведут учёт детей школьного возраста, проживающих на подведомственной им территории, и именно их нужно уведомлять о переходе на семейное образование.

Контакты своего органа управления в сфере образования можно найти на сайте местной администрации.

По прописке или по проживанию?

Уведомлять нужно орган в том месте, где фактически проживает ребёнок (часть 5 статьи 63 Закона).

Иными словами, если ребёнок зарегистрирован в Иркутске, а живёт в Москве и учится в Домашней школе «Фоксфорда», то родителям следует оповестить именно московские власти.

Как составить заявление?

Обычно форму уведомления предоставляют в органе местного самоуправления.

Но уведомление можно составить в произвольной форме — строгих требований к нему в законе нет. Главное — отразить, что вы выбрали для своего ребёнка семейную форму получения общего образования.

Совет: укажите, что решение принято с учётом мнения ребёнка.

Как правильно отправить уведомление?

Важно получить подтверждение того, что вы исполнили требование закона.

  • Если вы решили принести уведомление лично, составьте его в двух экземплярах. Один останется у вас, а другой — в местном управлении образования. Обязательно получите отметку о входящей корреспонденции на своём экземпляре. В идеале должен быть штамп с датой принятия и внутренним номером письма, а также подписью и должностью принявшего лица.
  • Если вы отправляете документ по почте, делайте это письмом с описью вложения. Опись сохраните у себя. Поскольку уведомление не предполагает ответа, то в случае направления его по почте, в конце следует добавить просьбу проинформировать вас о получении письма.

Храните свой экземпляр уведомления всё время, пока ребёнок находится на семейной форме обучения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация