Важность распорядка дня в жизни ребенка


Содержание

Режим дня и его значение в жизни ребенка

РЕЖИМ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий — то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом,— обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит, что правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.

Режим дня — это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.

Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием.

Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму — смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14—16 ч. Не случайно, поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.

Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребенка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается. Наилучшие показатели работоспособности отмечаются во вторник и среду, а начиная с четверга она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное нарастание утомления. В известной мере это обусловлено большой продолжительностью малоподвижного состояния детей, занятых спокойными играми, хозяйственно — бытовым трудом, учебной работой. В общей сложности 75—80% времени пребывания в детском саду приходится на малоподвижную деятельность, между тем как ребенку присуща потребность в активных движениях. Увеличение двигательного компонента и рациональное (с учетом динамики работоспособности) распределение в течение недели занятий, особенно утомительных для детей, можно отнести к числу мер по предупреждению утомления.

Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5-6 ч. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования и сна.

Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время. Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить, он сам просыпается бодрым, веселым. У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится поторапливать его и высказывать недовольство по поводу его медлительности. Днем они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и кончается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни…

На протяжении 4 дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек.

Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5—-12 часов, в 5—6 лет — 11,5—12 часов (из них примерно 10—11 часов ночью и 1,5—2,5 часа днем).

Для ночного сна отводится время с 9—9 часов 30 минут вечера до 7—7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15—15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно — это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня — это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

Особенности сна ребенка в большой мере определяются условиями воспитания. Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешения еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится’ будить, лишая части необходимого отдыха. Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы. Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства, укреплять потребность ребенка в сне, вызывать чувство удовольствия при укладывании, приучать быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий.

Какие же средства способствуют решению этих задач?

Прежде всего воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10—15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.

Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.

Режим дня в семье

Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организована его деятельность и сон в семье.

Выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима. Не случайно функциональный уровень дошкольников в понедельник бывает хуже, чем во второй третий день недели.. Внимание родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации просмотра телевизионных передач, игры с компьютером особенно перед сном.

Сайт для воспитателей детских садов

Рубрики

Документы

Консультация для младших воспитателей «Режим дня и его значение в жизни детей»

Цель: Цель: повысить уровень коммуникативной компетентности младших воспитателей.

Хотелось бы начать с сухой документации, итак.

Ссылки из типовой должностной инструкции младшего воспитателя.

3.1. Основным направлением деятельности младшего воспитателя является обеспечение санитарно-гигиенических условий для жизнедеятельности детей в закрепленном за ним групповом помещении.

Обеспечивает благоприятный эмоционально-психологический климат в детском и взрослом коллективе, выполняя правила этических и педагогических норм.

4.8. Следит за своим внешним видом, является образцом для детей, их родителей.

Младший воспитатель несет ответственность:

6.1. за сохранность жизни и здоровья каждого ребенка своей группы; осуществляет гигиенический уход за детьми

1. Квалификационные требования.

2.1. Младший воспитатель должен знать:

— основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены, врачебной медицинской помощи, прав ребенка, теории и методики воспитательной работы;

Мы с вами должны понимать, что в силу своей занятости из-за нехватки младшего персонала, приходят на эту должность женщины без специального образования и зачастую не задерживаются.

Требовать от них выполнения всего ранее зачитываемого мы не можем.

Но элементарные функции по взаимодействию с детьми, руководствуясь нормами и правилами культурного общения и поведения, режимом дня, выполняться должны.

Итак, младший воспитатель, является правой рукой и опорой для воспитателя, непосредственно помогает в организации всех режимных моментов в детском саду.

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время еды, сна, прогулок, игр и занятий-то, что И.П. Павлов назвал внешним стереотипом, — обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Режим дня — это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма.

Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5-12 часов, в 5-6 лет — 11,5-12 часов (из них примерно 10-11 часов ночью и 1,5-2,5 часа днем). Для ночного сна отводится время с 9-9 часов 30 минут вечера до 7-7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15-15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно — это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня — это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

Пребывание на открытом воздухе (прогулки) — наиболее эффективный вид отдыха, обусловленный повышенным обогащением крови, восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4-4,5 часов, а летом по возможности весь день. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже -20 °С скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы).

Воспитательная и учебная деятельность.

При построении рационального режима занятий следует учитывать биоритмы функционирования организма ребенка. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и работоспособность определяются в утренний период — с 8:00 до 12:00 часов и вечерний — с 16:00 до 18:00 часов.

Одним из средств физического воспитания является правильное проведение режима, составленного для каждой возрастной группы детей с учетом их психофизиологических особенностей. Если режим осуществляется правильно, то дети спокойны, активно занимаются, играют, хорошо едят, быстро засыпают и крепко спят, просыпаются бодрыми и веселыми.

II младшая группа
«Непоседы»
Средняя группа
«Солнышко»
Старшая группа
«Почемучки»
Подготовительная группа «Звездочки» Подготовительная группа «Ручеёк»
Прием детей на участке игры, утренняя гимнастика 7.00 – 8.20 7.00 – 8.25 7.00 – 8.25 7.00 – 8.30 7.00 – 8.30
Подготовка к завтраку, завтрак 8.20 – 8.50 8.25 – 8.50 8.25 – 8.50 8.30 – 8.50 8.30 – 8.50
Самостоятельная деятельность, подготовка к занятиям 8.50 – 9.00 8.50 – 9.00 8.50 – 9.00 8.50 – 9.00 8.50 – 9.00
Непосредственно образовательная деятельность (НОД) 9.00 — 10.10 9.00 – 10.00 9.00 –10.50 9.00 – 11.00 9.00 – 11.00
Второй завтрак, подготовка к прогулке, прогулка 10.10 — 11.55 10.00 – 12.05 10.30 – 12.20 10.50 – 12.30 10.50 – 12.30
Возвращение с прогулки 11.55 — 12.10 12.05 – 12.20 12.20– 12.30 12.30 – 12.40 12.30 – 12.40
Подготовка к обеду, обед 12.10 — 12.40 12.20 – 12.50 12.30 – 13.00 12.40 – 13.05 12.40 – 13.05
Подготовка ко сну, дневной сон
Постепенный подъем, бодрящая гимнастика,
12.40 – 15.20 12.50 – 15.20 12.55 – 15.20 13.05 – 15.20 13.05 – 15.20
Труд, самостоятельная деятельность, НОД 15.20 – 16.15 15.20 – 16.20 15.20 – 16.25 15.20 – 16.30 15.20 – 16.30
Уплотненный полдник 16.15 — 16.40 16.20 — 16.40 16.25 — 16.40 16.30 — 16.40 16.30 — 16.40
Игры, развлечения, прогулка 16.40 – 18.10 16.40 – 18.10 16.40 – 18.10 16.40 – 18.10 16.40 – 18.10
Подготовка к ужину, ужин 18.00 – 18.10 18.00 – 18.10 18.00 – 18.10 18.00 – 18.10 18.00 – 18.10
Игры, уход детей домой 18.10 – 19.00 18.10 – 19.00 18.10– 19.00 18.10 – 19.00 18.10 – 19.00
Каждая мама обязана знать:  Мы с мужем по-разному воспитываем сына-подростка

Домашний режим в выходные и праздничные дни должен соответствовать режиму дошкольного учреждения. Установленный распорядок дня не следует нарушать без серьезной причины. Его нужно по возможности сохранять и при изменении условий жизни ребенка (например, если родители отправляют его на некоторое время к родственникам или совершают с ним длительную поездку по железной дороге). В определенных случаях допустимы отступления от режима в пределах 30 мин., но не более.

Очень важен и общий распорядок жизни. К сожалению, во многих семьях, особенно молодых, пренебрегают режимом, а это неизбежно идёт во вред ребёнку.

По наблюдениям, дети, посещающие дошкольные учреждения, чаще всего заболевают после выходных и праздничных дней. И случается это потому, что дома ребёнку не обеспечен режим, к которому он привык, на который настроился в детском саду: вечером укладывают спать позднее, отменяют дневной сон, прогулку заменяют играми дома, разрешают сколько угодно смотреть телепередачи, перекармливают сладостями. Все это негативно сказывается на неокрепшем детском организме, разлаживает функции всех его органов и систем, неизбежно ослабляя тем самым и защитные механизмы.

Какие же средства способствуют решению этих задач?

Прежде всего воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10-15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.

Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.

Желательно, чтобы после пробуждения ребенок сразу встал. При этом следует учитывать, что переход от сна к бодрствованию у детей происходит различно: у одних почти мгновенно, другим же требуется минут 5-10, чтобы окончательно проснуться.

Самостоятельно одеться, застегнуть все пуговицы ребенку несколько труднее, чем раздеться.

В течение всего дошкольного возраста у детей следует закреплять навык одеваться самостоятельно и аккуратно умываться и причесываться после сна.

Формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте — становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т.д.

По мере освоения КГН обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности — игры. В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому (кормит, одевает, укладывает спать). Чтобы ускорить формирование КГН необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: «Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?». Таким образом, усвоенные КГН обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения КГН.

КГН связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности — труда по самообслуживанию. Малыш научился одевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.

Таким образом, можно утверждать, что сформированные КГН обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание.

В группе младшего дошкольного возраста, совместно с воспитателем младший воспитатель учит детей элементарным правилам вежливости, сказать спасибо, выразить свою просьбу: «дайте, пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания».

Принимает участие в одевании и раздевании детей, терпеливо учит самостоятельности, объясняет последовательность одевания одежды, хвалит.

В группе с младшими дошкольниками младший воспитатель в основном учит детей последовательности выполнения действий самообслуживания, короткими и чёткими указаниями. Даже как сходить на горшок необходимо ребёнку рассказать, что он с начало должен взять горшок, потом уже снять штанишки и сесть на горшок, так же и в других режимных процессах, укладывание спать, приём пищи.

Так же зачастую младший воспитатель находиться с подгруппой детей в раздевалке, пока воспитатель проводит занятие с другими детьми, поэтому ему необходимо уметь общаться с детьми, удерживая их внимание и интерес.

В любых режимных моментах младший воспитатель принимает участие, и поэтому специфика общения в младших группах это краткость, вежливость, спокойный тон.

В средней группе, где детям уже правит навык самообслуживания, функция младшего воспитателя заключается в закреплении и контроле уже освоенных навыков и привитию новых, например: сервировка стола, пользование столовыми приборами, более сложных действиях в одевании (завязывание, застёгивание).

Дети старших и подготовительных групп выполняют посильную помощь младшему воспитателю, например: вытирание пыли, полив цветов, мытьё стульчиков, разливание компота по чашкам с помощью половника, и этому всему терпеливо учит детей младший воспитатель, тем самым осуществляя процесс трудового воспитания дошкольников.

В группах, старшего дошкольного возраста, нашего детского сада, непосредственная образовательная деятельность (НОД), проводятся со всей группой сразу, но и здесь младший воспитатель не остаётся безучастным, на НОД по художественной деятельности оказывает помощь детям в выполнении творческих работ, поэтому он должен обладать и элементарными знаниями о методах обучения художественной деятельностью, например : объяснить, показывая на отдельном листке, или показать, как лепиться и дать возможность ребёнку самостоятельно слепить то, что было показано, а не выполнять работу за него; взять руку ребёнка и проводить линию вместе с его рукой, чтобы он запомнил движение, и т.д.

На самом деле работа младшего воспитателя многообразна и сложна, и требует особого уважения и благодарности от детей, родителей и сотрудников детского сада.

Режим дня как важная составляющая здоровья человека

Доброго времени суток, дорогие читатели! В настоящее время, многие люди частенько жалуются на свое здоровье, сетуя при этом на экологию и качество доступных продуктов. Однако не всегда проблемы со здоровьем связаны именно с этими факторами. Зачастую, например, проблемы с какими-либо из внутренних органов связаны с элементарным нарушением режима дня.

Чушь! Подумаете вы. Но это не так! Чтобы это доказать, в сегодняшней статье мы рассмотрим тему о значение режима дня для здоровья человека.

Почему так важно соблюдать режим?

Режим дня является основой здорового образа жизни. Режим дня – это непросто чередование периодов сна и бодрствования, это распорядок дел и действий, регулирующий порядок вашего труда и отдыха, а также наличие периодов физической активности.

Правильный порядок времени успешно прививается нам с детства.

Но почему-то в зрелом возрасте мы перестаем придавать значение важности этой составляющей нашего здоровья, пуская все на самотек, не особо утруждая себя соблюдением основных положений правильного распорядка дня.

Все живое в природе подчиненно определенным ритмичным колебаниям, проще говоря, биоритмам. Основной особенностью этих процессов является их повторяемость, а также регулярность.

Так, например, солнце встает всегда в одно время, или ваше сердце сокращается всегда в своем ритме.

Работоспособность человека напрямую зависит от умения следовать своим биоритмам и соблюдать свой собственный порядок бытия.

Причем у каждого человека может быть свой индивидуальный режим дня, который зависит от его природных биоритмов, от профессиональной деятельности.

Если же по каким-то причинам, человек не соблюдает суточный режим, то для организма это равноценно нервному или психическому перенапряжению, поскольку организм не понимает, как ему работать, когда восполнять запасы энергии, необходимые для работы внутренних органов.

Вся деятельность организма подчинена нашим биоритмам, именно поэтому важно соблюдать режим дня.

Помните, что никогда не поздно заботиться о своем здоровье. Все вопросы можно решить, а также преодолеть трудности, лежащие на пути планирования вашего времени.

Компоненты режима дня

Полноценный правильный режим дня включает в себя несколько компонентов:

Сон является главным компонентом правильного распорядка дня, поскольку в это время проходят все основные восстанавливающие процессы.

Примерно треть своей жизни мы тратим на сон. Но это время нельзя назвать потерянным, потому что во многом именно от качества сна зависит сама продолжительность нашей жизни.

То есть, с уверенностью можно сказать, что бессонница сокращает нашу жизнь.

Недосыпание может привести к вялости, невнимательности и даже депрессии. Поэтому важно стараться не сокращать период ночного сна, который должен составлять не менее 8 часов в сутки.

Гигиена

«Мойте руки перед едой!», — думаем, всем знакома эта фраза. Собственно на этой фразе у многих заканчивается представление о личной гигиене.

Однако понятие «гигиены» намного шире и включает в себя не только чистоту тела, но и правила смены труда отдыхом, гигиену сна, гигиену одежды и обуви, и даже психологическую гигиену.

Гигиена важна для успешной работоспособности, поскольку ежедневные отлаженные мероприятия помогают настроиться организму на рабочий лад.

Например, небольшая двадцатиминутная прогулка перед сном, ежевечерние водные процедуры, а также регулярное проветривание помещения перед сном может улучшить не только качество вашего сна, но и ускорить процессы, ответственные за восстановление энергии в организме.

Соблюдение правил личной гигиены поможет вам сохранить свое здоровье и работоспособность.

Следование правилам личной гигиены отличает нас от «дикарей», поэтому культура чистоты должна прививаться с самого детства. А самый лучший способ научить детей – это показать на собственном примере.

Режим питания

Рациональное питание – еще один важный компонент здорового порядка распределения своего времени. Важно соблюдать временные и количественные отрезки режима питания. Запаздывание или отмена одного из приемов пищи может повлечь за собой нарушение работы пищеварительной системы целиком.


Также стоит перенести или отменить вечерние приемы пищи непосредственно перед сном, поскольку они создают излишнюю тяжесть для организма и препятствуют полноценному отдыху.

Физическая активность

Активный отдых или физическая активность в течение дня способно принести положительные эмоции, придать заряд бодрости и энергии для осуществления всех своих дел, а также достижения главной цели.

Утренняя гимнастика и вечерние прогулки должны быть обязательной составляющей вашего привычного распорядка дня.

Занятия спортом также принесут вашему организму силу и выносливость, а также позаботятся о хорошем состоянии вашей фигуры.

Планирование своей деятельности

Для успешной жизни важны все компоненты режима дня и правильное соблюдение распорядка дня. Именно поэтому возрастает важность умения планировать свой день или свою неделю, а также грамотно расставлять приоритеты в тех или иных делах.

На этот вопрос вам поможет ответить видеокурс «Хозяин времени – высокопродуктивный тайм-менеджмент по системе Евгения Попова» .

Этот курс поможет вам правильно расставлять свои цели, планировать свою деятельность так, чтобы не ущемлять себя ни со стороны периодов сна, ни со стороны периодов питания, грамотно распределять периоды отдыха по всей неделе.

Помимо этого, вы получите заряд уверенности в собственных силах, а также толчок в профессиональной сфере.

Полезные привычки на каждый день

Повседневные привычки служат основой для становления наших жизненных принципов. Именно поэтому, вводя в свою жизнь полезные привычки, мы неосознанно заботимся о своем здоровье и хорошем самочувствии.

Дыхательные тренировки

Ежедневная дыхательная гимнастика способна укрепить иммунитет, а также ускорить обменные процессы в вашем организме.

Согласитесь, это станет отличной привычкой? Для этого всего лишь нужно выполнить небольшой комплекс упражнений, который не займет у вас больше трех минут. Всего необходимо проделать три упражнения:

  • Сделайте плавный вдох ртом, выдыхайте быстро рывками через нос. Повторите пять раз
  • Сделайте плавный вдох носом, а выдохните через сомкнутые губы. Также проделайте это упражнение пять раз
  • Плотно сожмите губы. Указательным пальцем зажмите одну ноздрю, другой проделайте пять раз вдохи и выдохи. То же самое повторите с другой ноздрей

Еще одной хорошей тренировкой для дыхательной системы может стать надувание воздушных шариков. Упражнение с шариками достаточно делать три раза в неделю.

Укрепление памяти

Прекрасное упражнение для нашего мозга было подсказано самим Константином Станиславским. Суть этого метода тренировки памяти заключается в том, что в конце дня вы выписываете в блокнот все, что с вами происходило за день.

Причем делать это нужно, как можно детальнее вплоть до упоминания, в чем была одета соседка, которая ехала с вами с утра в лифте. Станиславский рекомендует представить в это время, что вы пишите сценарий к собственному рабочему дню. Это упражнение не только тренирует память, но и заставляет работать наше воображение.

Если такое упражнение вам не по душе, выберите себе другое, например, из книги Матвеева Станислава «Феноменальная память. Методы запоминания информации» .

Эта книга придет на помощь всем, кто устал записывать важную информацию, а потом забывать, зачем или куда ее записал; а также всем тем, кто хочет эффективнее использовать возможности своей памяти.

Будь в тонусе

Отличным тонизирующим средством с утра послужит стакан с медовой водой.

Приготовить такую воду проще простого: нужно всего лишь растворить чайную ложку меда в стакане с кипяченой водой.

Медовая вода не только приводит ваше тело в тонус и позволяет быстрее проснуться, но и укрепляет вашу иммунную систему и ускоряет обменные процессы в организме.

Каждая мама обязана знать:  Обязателен ли детский сад ребенку

Становись крепче

Стакан молока, ряженки или кефира может покрыть ежедневную норму кальция, которая необходима нашему организму.

Однако если вы не любитель этих продуктов, то точно такое же количество кальция можно найти в 200 граммах творога или в 60 граммах сыра твердых сортов.

Замедлить старение

Никому не захочется состариться преждевременно, но и естественное старение организма мало кого радует.

Поэтому полезно завести привычку, которая будет замедлять старение нашего организма. Делать это можно, например, с помощью такой специи, как куркума .

Помимо омоложения, куркума также помогает бороться с новообразованиями в организме, а у женщин – нормализует менструальный цикл. Потреблять ее можно, например, совместив с предыдущей привычкой, а именно – в стакан молока добавить чайную ложку куркумы и полчайной ложки меда.

Защита от микробов

Микробы окружают нас повсюду, они даже скапливаются на дисплее вашего телефона. Причем не всегда они безобидны, это могут быть и вирусные микроорганизмы.

Поэтому очень важно уделять немного времени раз в день на очистку своего телефона, планшета, ноутбука или монитора компьютера.

Для этого лучше использовать специальные салфетки из микрофибры, а спиртосодержащие влажные салфетки лучше убрать от гаджетов подальше.

Для очистки труднодоступных мест можно использовать ватные палочки.

Гимнастика для глаз

Зарядка для глаз творит чудеса, если делать ее регулярно. Из предложенных 10 упражнений можно выбрать пять, но всему комплексу нужно посвящать примерно 10 минут каждый день.

— Поморгайте часто в течение двух минут — это нормализует внутриглазное кровообращение.
— Скосите глаза вправо, а затем переведите взгляд по прямой линии. Проделайте то же самое в противоположном направлении.
— Ощутите темноту. Считается, что погружение в темноту способствует выработке в светочувствительных клетках родопсина — вещества, необходимого для ясного зрения.
— Делайте круговые вращения головой: вправо-влево, вверх-вниз. Это активизирует кровообращение.
— Упражнение напоминает велотренажер. Перемещайте взгляд в разные стороны: вправо-влево, вверх-вниз, по кругу, восьмеркой.
— Зажмурьтесь на 3-5 секунд, затем откройте глаза. Повторить 7 раз. Упражнение расслабляет глазные мышцы и активизирует кровообращение.
— Надавите на верхние веки пальцами, но без особых усилий, удерживайте в таком положении около двух секунд. Выполняйте сериями — по 4-5 раз. Упражнение улучшает отток внутриглазной жидкости.
— Встаньте около окна, сосредоточьтесь на предмете, расположенном в непосредственной близости (точка на стекле), а потом переведите взгляд на удаленный объект (дом или дерево). Повторите 10 раз.
— Закройте глаза и медленно перемещайте глазные яблоки вверх-вниз. Повторите 5-10 раз.
— Открытыми глазами рисуйте в воздухе сначала простые геометрические фигуры, а затем сложные объекты и масштабные композиции.

Если вы работаете за компьютером, то гимнастика для глаз станет отличной привычкой для вас. Каждый час нужно прерываться на 3 – 5 минут, чтобы сделать простые упражнения. Вы даже можете поставить себе будильник, чтобы не пропустить это время.

Эффективной методикой для отдыха глаз является пальминг.

Для ее осуществления вам понадобятся только ваши собственные ладони.

Зарядка для ушей

Эти упражнения избавляют от тугоухости’, способствуют улучшению кровообращения в области ушей, и в частности барабанной перепонки, оживлению работы всей слуховой системы и мозга.

— Поместите обе ладони за уши и, загнув их, с силой прижмите к голове.
— Захватите мочки ушей пальцами и начните оттягивать их вверх, вниз и в стороны, вращать по часовой стрелке. Делайте это осторожно, мягко, ни в коем случае не усердствуйте.
— Положите ладони на уши и начните их поглаживать и растирать.
— Кончиками пальцев помассируйте слуховые отверстия и козелки.
— Положите ладони на уши и сделайте несколько пружинящих движений, как бы образовывая воздушную подушку. Это упражнение способствует улучшению слуха.
— Чтобы помочь естественному процессу очистки ушных проходов от серы, полезно время от времени выполнять следующие упражнения. Потирать выпуклости за ухом. Загибать ушную раковину сзади наперед. Вращать козелок по часовой стрелке. Осторожно оттягивать мочку уха вниз и вперед.
— Резко зажмуривайте глаза, стараясь почувствовать хруст в ушах, напоминающий хруст снега. Усиленно сглатывайте слюну. Очень широко открывайте рот.

Закалка

Вечерний контрастный душ или обливание ног от колен холодной водой – это отличные закаливающие процедуры , которые помогут вам выстоять в холодный сезон против болезней, если вы введете их в привычку.

Такие процедуры помогают быстрее заснуть, помогают держать вены в тонусе, а также снимают усталость от прошедшего дня. Время процедуры следует наращивать постепенно, начните с малого.

Здоровая спина

Если ваша работа предполагает «сидячий образ жизни», например, вы много времени проводите за компьютером или за рулем автомобиля, то следует уделить больше внимания своей спине.

Для этого нужно регулярно выполнять небольшой комплекс упражнений, например, когда вы находитесь в пробке или на обеденном перерыве в офисе. Все упражнения довольно легки в исполнении:

  • Выпрямите спину и оторвите обе ноги от пола, поднимите их на ту высоту, насколько это возможно и задержитесь на несколько секунд в таком положении
  • Напрягите ягодицы, сначала обе, а потом каждую по отдельности
  • Сделайте круговые движения плечами, сначала вперед, а потом назад
  • Сделайте замок из пальцев кистей за спиной, в таком положении медленно вдохните, а затем медленно выдохните. Повторите несколько раз

Вытягивание позвоночника перед сном

Каждый день, лежа в постели, заведите полезную привычку на ночь вытягивать позвоночник:

— поднимите руки вверх, по отношению к своему телу, а не к потолку;
— затем согните голеностопный сустав т.е. возьмите на себя обе стопы и выпрямите колени;
— подтяните ягодицы, т.е. напрягите их;
— втяните в себя низ живота и плотно прижмите поясницу к постели;
— а теперь, сохраняя это положение, тянитесь руками вверх, а пятками вниз, растягивая позвоночник в два направления.

Начните удержание вытягивания с 5 секунд и постепенно доведите до 20 секунд.

Затем хорошенько расслабьтесь.

Советуем выучить это упражнение сначала на полу, на коврике, и хорошо освоив и прочувствовав, практикуйте его каждый раз перед сном.

Спасибо, что разбирались сегодня с нами в особенностях режима дня здорового человека. Расскажите нам о своем порядке распределения времени! Соблюдаете ли вы особый распорядок дня или пускаете все на самотек?

А какие полезные привычки есть у вас? Не забудьте поделиться этой статьей с коллегами по работе, уверены, им тоже пригодится эта информация, а также, если у вас есть, о своих наработках в комментариях.

Дополнительную информацию по данной теме можно прочитать в наших статьях:

— Плюсы и минусы компьютера
— Как побороть бессонницу и улучшить качество сна
— Развитие двигательной активности: с чего стоит начать
— Боремся с лишним весом: можно ли кушать на ночь

Значение режима дня в жизни ребенка

Режим — это рациональное распределение во времени и правильная последовательность удовлетворения основных физиологических потребностей организма ребенка (в активном бодрствовании, сне, пище), а также пра­вильное чередование различных видов деятельности во время бодрствования.

Правильная организация режима жизни детей — необходимое условие для нормального развития нервной системы. С учетом возрастных особенностей ребенка режим должен предусматривать наличие всех элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулка, занятия и пр.), дисциплинирующих и способствующих нормальному физическому развитию.

Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение должна быть разносторонней. Педиатру следует обратить внимание на состояние здоровья ребенка и при необходимости провести оздоровительные мероприятия, чтобы ребенок лучше справился с трудностями адаптационного периода. После заболевания ребенка можно направлять в дошкольное учреждение — только после полного выздоровления. Воспитатель должен внимательно отнестись к новичку, выяснить у родителей особенности его воспитания, привычки, постараться пробудить в детях доброжелательное отношение к новому ребенку. Ребенок быстрее адаптируется, если и дома, и в дошкольном учреждении придерживаются одного и того же режима и приемов воспитания. Продолжительность пребывания в группе вновь поступивших детей следует увеличивать постепенно. Частая смена персонала или неоправданный перевод из одной группы в другую может травмировать ребенка. В связи с этим рекомендуется подождать, пока ребенок привыкнет к новым условиям.

Режим включает три основных компонента:

1) распределение во времени (ритм);

2) последовательность действий;

3) характер активности.

Ниже приведена классификация наиболее частых причин нарушения режима.

I. Неблагоприятный социальный анамнез (91%):

1) незрелые семьи (до 20 лет);

2) низкий уровень образования;

3) нездоровый психологический климат в семье;

4) неполная семья (по определению ВОЗ, благополучная семья — это семья, где на одного ребенка приходится трое любящих взрослых);

5) однополая семья (страдают мальчики; авторитарность бабушки — частая причина неврозов у детей);

6) низкая зарплата;

7) стесненные жилищные условия.

II. Неблагоприятный биологический анамнез (88%):

1) неблагополучие во время беременности;

2) неблагополучие во время родов;

3) неблагополучие в период новорожденного;

4) искусственное вскармливание (до 3 месяцев — 60%).

III. Нарушение поведения (86%) (возбужденный ребенок).

IV. Пограничные состояния (82%):

2) экссудативный диатез;

V. Хронические заболевания (47%):

1) патология ЦНС;

VI. Отклонения в НПР (41%):

1) в понимании речи;

2) в развитии эмоций;

3) в развитии движений.

VII. Острые заболевания (38%).

VIII. Низкий уровень физического развития (35%).

Значение режима заключается, прежде всего, в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов. Правильный режим обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для физического и психического развития малыша.

Таким образом, режим — это средство:

1) своевременного и полного удовлетворения физиологических потребностей организма;

2) охраны здоровья ребенка;


3) физического воспитания;

4) защиты нервной системы.

В понятие «суточный режим»входит деятельность организма и распределение в течение суток всех видов деятельности, отдыха и приемов пищи. Рациональный режим предполагает соответствие его содержания, организации и построения определенным гигиеническим принципам. Эти принципы обусловлены анатомо-физиологическими особенностями детского организма. Суточный режим, определяя весь уклад жизни, является важным фактором, обеспечивающим нормальное физическое и умственное развитие детей и подростков. Рационально построенный режим создает предпосылки для оптимальной работоспособности, предупреждает развитие утомления, повышает общую сопротивляемость организма. Один из принципов гигиенического режима — ежедневное его выполнение, недопустимость частых изменений, постепенность перехода к новому режиму обучения и воспитания. Уровень работоспособности коры больших полушарий мозга определяется морфологической и функциональной зрелостью нервной системы. Все виды деятельности труда и отдыха должны включаться в режим. Деятельность должна быть посильной и не превышать предел работоспособности клеток коры, а отдых обеспечивать полное их функциональное восстановление. Этот принцип определяет содержание режима и суточный бюджет времени.

Под бюджетным временемпонимается суммарная продолжительность всех режимных моментов, которые можно объединить в 6 основных компонентов режима:

• отдых по собственному выбору;

• прием пищи, личная гигиена.

Содержание и деятельность каждого из этих компонентов из­меняются, приобретая новые особенности и характерные черты. Сон — это отдых, обеспечивающий полное функциональное восстановление всех физиологических систем. Физиологиче­ская потребность в сне детей раннего возраста зависит от уров­ня работоспособности их нервной системы. Так, в период ново­рожденности длительность сна около 16,5 ч. Такая потребность в сне объясняется тем, что даже незначительные внешние раз­дражители оказываются для новорожденного сверхсильными, превышают предел работоспособности нервных клеток, вызы­вая охранительное торможение. Поэтому сон — это физиологи­ческое состояние ребенка этого возраста.

В первый месяц жизни ребенок спит беспорядочно. Со 2-го месяца устанавливается суточный режим сна:

В течение первых трех лет жизни длительность ночного сна практически не меняется, а уменьшение общей суточной продолжительности идет за счет сокращения числа периодов дневного сна (с 4 до 1). Одноразовый дневной сон устанавливается к 1,5—2 годам и сохраняется в течение всего дошкольного периода. К 7—8 годам формируется монофазный сон в ночное время. К 17—18 годам длительность сна приближается к 8—8,5 ч, как у взрослых. Систематическое недосыпание может привести к снижению умственной работоспособности. Прогулки — наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий сниженное в процессе деятельности функциональное состояние организма и работоспособность. Эффективность прогулок обусловлена повышенной оксигенацией крови, улучшением окислительных процессов и тканевого дыхания. Пребывание на воздухе — действенное средство закаливания организма, профилактика ультрафиолетовой недостаточности и гиподинамии. Характер и длительность прогулок имеет определенные особенности. С 1,5 лет в режим вводятся прогулки, постепенно заменяющие сон на воздухе. Для детей 2—3-летнего возраста предусматриваются 3 прогулки, общая продолжительность прогулок — до 4,5—5 ч. в дальнейшем длительность прогулок для младших школьников — 3,5 ч, старших — 2,5 ч в сутки. Учебные занятия в раннем возрасте (первый, второй год) носят характер игры, продолжительность их составляет не более 10 мин. В дошкольном возрасте в режиме предусматриваются занятия по 20—30 мин, направленные на развитие речи, устный счет, т. е. способность оперировать отвлеченными понятиями. Большое внимание уделяется развитию двигательных навыков. Уровень морфологического и функционального развития организма подростка в 15—16 лет позволяет приступить к профессиональному обучению, формированию сложных рабочих стереотипов. Игровая деятельность и отдых по собственному выбору способствуют формированию у детей положительных эмоций. Время игровой деятельности в суточном бюджете детей раннего возраста закономерно увеличивается в связи с сокращением продолжительности дневного сна и удлинения периодов бодрствования. У дошкольников игровая деятельность занимает 4,5—5 ч, у школьников отдых по собственному выбору. Приемы пищи, как и личная гигиена, являются обязательными компонентами режима детей любого возраста. Они воспитывают и развивают гигиенические культурные навыки, знания, умения. Водные процедуры являются элементами закаливания. В суточном бюджете необходимо предусмотреть достаточное время для приемов пищи, утреннего, вечернего туалета, переодевания детей, умывания перед едой. Важно рациональное распределение компонентов режима в течение суток, их смена, чередование. В процессе выполнения этого принципа необходимо исходить из учета биологических ритмов, рационального чередования деятельности, использования механизма повышения работоспособности.

Необходимость соблюдения режима связана с двумя моментами. Во-первых, жизнь на Земле подчинена определенным ритмам (смена дня и ночи, смена времен года, фаз луны и т.д.). Во-вторых, практически вся наша разумная деятельность строится на основе стереотипов. Стереотип, или привычка, выступает в данном случае как средство охраны высшей нервной деятельности. Режим для ребенка — это и есть первый в жизни формируемый сложный ритмичный стереотип, призванный охранять нервную систему и здоровье ребенка и способствовать формированию последующих стереотипов (привычек).

Каждая мама обязана знать:  Как научить ребенка слышать и понимать с первого раза

При назначении режима дня учитываются: возраст, индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка; состояние здоровья — период выздоровления после болезни, период адаптации к детскому учреждению; уровень физического развития; условия жизни дома; время года и климатические условия. Переводить ребенка на следующий возрастной режим нужно постепенно при условии, если он физиологически уже подготовлен к этому переходу.

На необходимость коррекции режима указывают:

2) длительность и характер засыпания;

3) длительность сна;

4) особенности поведения в период бодрствования.

Режиму должны подчиняться три потребности:

1) активность (бодрствование);

Бодрствование это деятельное состояние коры полушарий головного мозга, находящейся в активном взаимодействии с подкорковыми отделами головного мозга. По определению И.П. Павлова, бодрствование поддерживается теми раздражителями из внешнего мира, которые действуют на большие полушария.

На длительность бодрствования влияют:

— объем потока информации, количество впечатлений, активная деятельность ребенка;

— предел работоспособности нервной системы (степень зрелости мозга), который определяется возрастом;

— качество сна (так, качество сна новорожденного не дает основы для длительного бодрствования).

Бодрствование предполагает различные виды активности (умывание, одевание, еда, игра, занятия с мамой, прогулка).

Основой рационального бодрствования является смена характера ак­тивности, т.е. переключение с одного вида деятельности на другой. Любое однообразие деятельности вызывает у ребенка утомление. С точки зрения физиологии доказано, что любая работа будет продуктивной, если она вклю­чает чередование трех компонентов: 1) умственной нагрузки; 2) физической активности; 3) положительных эмоций.

Бодрствование тесно сопряжено со сном.

Сон — заторможенная деятельность всех воспринимающих органов и систем. Мозг активен, но активное его состояние направлено на восстанов­ление затрат энергии и переработку информации.

Сон, как и бодрствование, подчиняется возрастной зависимости. Однако с возрастом изменяется только количество дневного сна.

Потребность в сне определяется:

— слабостью нервной системы;

— индивидуальными и конституциональными особенностями ребенка;

Ребенок — существо с полифазным сном, поэтому полноценным, или качественным, для него будет сон, в котором чередуются фазы глубокого (медленного) и поверхностного (быстрого) сна.

Только ослабленный (быстрый, поверхностный) сон наблюдается:

— у детей в больницах;

— у перевозбужденного ребенка;

— при шуме во время засыпания;

— если перед сном ребенок очень плотно поел;

— при несоответствии режима возрасту и состоянию ребенка.

Наоборот, быстрый сон не наступает:

— после длительной, тяжелой физической нагрузки;

— при медикаментозном сне;

— у больных детей в крайне тяжелом состоянии.

Доказано, что если нет ослабленного сна, то нет сновидений и нет отдыха.

У взрослых периодизация сна составляет 90 минут. У ребенка она формируется ко второму году жизни.

Частота и продолжительность сна детей от 2,5 мес до 7 лет 1

Возраст Количество периодов дневного сна Длительность каждого периода дневного сна Продолжительность сна в течение суток (с ночным сном)
С 2,5-3 до 5-6 мес С 5-6 до 9-10 мес С 9-10 мес до 1 года 1 год—1 год 6 мес 1 год 6 мес—2 года 2—3 года 3—4 года 4—5 лет 5—6 лет 6—7 лет 4-3 2 ч—1 ч 30 мин 2 ч—1 ч 30 мин 2 ч 30 мин—2 ч 2 ч—1 ч 30 мин Зч 2 ч 30 мин 2 ч 20 мин 2 ч 10 мин 1 ч 50 мин 1 ч 45 мин 17 ч 30 мин—17 ч 16 ч 30 мин—16 ч 15 ч-14 ч 30 мин 14 ч 30 мин—14 ч 14 ч-13 ч 30 мин 13 ч 30 мин—12 ч 30 мин 13 ч 20 мин—12 ч 20 мин 13 ч 10 мин-12 ч 10 мин 12 ч 35 мин—11 ч 5 мин 12 ч 30 мин—11 ч 30 мин

1 Суточная продолжительность сна, указанная в таблице, рассчитана на здо­ровых детей с уравновешенной нервной системой.

Перед сном нельзя обильно кормить ребенка, поить чаем, кофе, какао, неприемлемы подвижные игры. Чтобы дети быстро засыпали и хорошо спали, рекомендуется укладывать их в одно и то же время. Речь взрослых должна быть ласковой, тихой, движения мягкие и спокойные. У каждого ребенка должна быть своя кроватка. Нельзя укачивать ребенка, петь ему песни, так как это может войти в привычку, без которой он не сможет быстро засыпать. В комнате, где спят дети, форточки и фрамуги оставляют открытыми, но за 20—30 мин до подъема детей их закрывают. Во время сна ребенок должен находиться в состоянии теплового комфорта. Очень важно в соответствии со временем года подобрать ему удобную и теплую одежду.

Неадекватно организованное бодрствование или заболевание ребенка могут приводить к нарушению полноценности и эффективности сна, а нарушения сна становятся причиной недостаточной активности ребенка во время бодрствования. И то, и другое могут быть причиной задержки нервно-психического и физического развития детей, а при длительном сохранении приводят к возникновению заболеваний. Поэтому контроль за организацией сна ребенка, за особенностями засыпания, ночного сна и пробуждения является важной составной частью общего наблюдения педиатра, а нарушения сна могут быть основой для углубленного обследования детей.

У новорожденного сон носит полифазный характер. Так, в течение дня новорожденный ребенок засыпает от 4 до 11 раз и реальные отличия дня и ночи по длительности сна еще не установились. С годами происходит переход полифазного сна на монофазный с сохранением только скрытых элементов полифазности у старших детей и взрослых.

Отчетливое преобладание ночного сна возникает уже в конце первого ме­сяца и после этого стабилизируется. В целом естественная потребность в сне с годами уменьшается Уменьшение общей суточной длительности сна у детей происходит прежде всего за счет сокращения дневного сна. Уже к концу первого года жизни ребенок засыпает днем не чаще 1—2 раз. С 1,5лет длительность дневного сна составляет около 2,5ч и еще около часа уходит на засыпание. После 4 лет сохранить дневной сон удается не у всех детей. Здесь существенно сказываются индивидуальные различия потребности в сне. Вместе с тем желательно, чтобы дневной сон обеспечивался всем детям до 5-6-летнего возраста. Спокойный сон нормальной длительности, краткие периоды переходов от бодрствования ко сну и наоборот (не более 30 мин) являются свидетельством сохранности здоровья ребенка, нормального режима жизни и хорошего психологического климата в семье.

На всех возрастных этапах сон организован циклически, т. е. последовательные стадии медленного сна завершаются фазой быстрого сна. В течение ночи отмечается несколько полных циклов. Длительность отдельных циклов существенно изменяется с возрастом. В первые годы жизни ребенка фаза быстрого сна занимает около 50% всего времени сна, у 3-5-летнего она составляет около 30%, после 5 лет —22—28%.

Изменение структуры и длительности глубокого сна можно констатировать по такой характеристике, как количество движений во сне. У ребенка первых лет жизни оно больше, чем у старших детей (80 против 60), однако обилие движений во сне не мешает спать младшему и нередко ведет к пробуждению старшего ребенка.

Фазе быстрого сна свойственны физиологические миоклонии — мелкие быстрые подергивания отдельных мышечных пучков и групп с незначительным движением в мелких суставах типа подергивания пальцев рук и мимических мышц. В стадии медленного сна миоклонии существенно меньше.

В грудном возрасте проблемы сна возникают сравнительно редко, при нормальном активном бодрствовании ребенок утомляется и засыпает сравнительно быстро. В возрасте около 1,5лет засыпание происходит с трудом и ребенок сам помогает найти приемы, способствующие засыпанию. Здесь огромное значение имеет сохранение привычной обстановки и стереотипного поведения перед сном и самого ребенка, и окружающих.

Чередование бодрствования и сна является необходимым условием нормальной психической деятельности человека. Сон и бодрствование — это сопряженные состояния, так как активное бодрствование обеспечивает глубокий сон, а достаточный по длительности и глубине сон обеспечивает активное бодрствование. Состояние сна и бодрствования формируется у ребенка в процессе его развития. У новорожденного сон и бодрствование возникают хаотично, при этом самым сильным раздражителем является голодное возбуждение, которое нарушает сон. Наличие пищевой доминанты и постоянное совпадение пищевого возбуждения с временем кормления в определенные часы позволяет уже с первых дней жизни ребенка выработать у него ритм кормления.

Режим кормленияопределяется возрастом, так как с возрастом меняется объем пищи, который ребенок может съесть. Кроме того, на частоту (ритм) кормления влияют:

— консистенция пищи (жидкая или кашеобразная);

— однородность (состав) пищи (однородная пища быстрее усваивается и требует приема через равные промежутки времени);

— характер деятельности между двумя кормлениями (если ребенок спит, усвоение пищи задерживается, если бодрствует — ускоряется).

• до 9-10 месяцев: кормление — бодрствование — сон, так как в этот период жизни у ребенка преобладает пищевая доминанта;

• с 10 месяцев: ужин, полдник перед сном, завтрак после бодрствования. Пищевая доминанта угасает, ее сменяет ориентировочная доминанта.

Допустимые интервалы между сном и кормлением:

завтрак: до 1,5 года — 30-45 минут;

от 1,5 до 3 лет — 1 час;

от 3 до 3,5 лет — до 1,5 часа;

старше 3,5 лет — не более 1,5 часа;

обед: при двухразовом сне — после первого сна (до 15 минут);

при одноразовом сне — обед, затем через 15-30 минут сон;

ужин: при одноразовом сне — сон через 30 минут после ужина;

у детей 3 лет и старше промежуток между ужином и сном можно увеличить до 1 часа.

Этапы формирования режима

Выделяют три этапа формирования режима.

Первый этап: конец первой — начало второй недели жизни. К этому моменту у здорового ребенка должен быть сформирован ритм кормления, обусловленный пищевой доминантой. Имеются данные, что если беременная женщина соблюдает режим приема пищи, то этот ритм сохраняется и у детей.

Второй этап: формирование суточного (циркадного) ритма (если темно — спать, если светло — бодрствовать). У здорового ребенка он формируется к месяцу.

Третий этап: формирование к двум месяцам дневного ритма (последовательность сна, бодрствования, кормления).

Таким образом, к двум месяцам жизни у ребенка должен быть сформирован первый сложный динамический стереотип, который называется режимом.

Составление возрастных режимов для детей раннего и дошкольного возраста осуществляется медицинским персоналом детского учреждения совместно с педагогами и основывается на следующих принципах.

1. Установление на каждом возрастном этапе длительности бодрствования соответственно пределу работоспособности нервной системы.

2. Установление необходимого суточного количества часов сна и правильное распределение отрезков сна в течение суток для обеспечения своевременного и полноценного отдыха центральной нервной системы.

3. Установление правильной последовательности кормления, сна и бодрствования.

4. Установление правильного ритма кормления.

5. Обеспечение правильной смены разных видов деятельности с учетом выносливости нервной системы с целью недопущения переутомления от однообразных, длительных действий.

Принципы организации режима дня для детей раннего возраста, воспитывающихся в детских учреждениях, разработаны Н.М. Щеловановым и его сотрудниками. Для составления режима дня детей первых трех лет жизни можно пользоваться примерной схемой, разработанной Н.М. Щеловановым и Э.Л. Фрухт (табл.2).

Режим дня для детей. Почему важно его соблюдать?

Как вырастить здорового ребёнка?

Наверняка любящие родители не раз задавались этим вопросом. Чтобы ответить на него, нужно владеть знаниями разной тематики, и одна из них — режим дня.

Режим дня — распорядок жизни на протяжении суток, который включает в себя сон, двигательную активность и приёмы пищи.

Правила организации режима дня

  1. Режим следует устанавливать с первых дней жизни малыша.
  2. Соблюдение распорядка должно носить систематический характер, исключения не допускаются, кроме тех случаев, когда они на самом деле необходимы.

Почему нужно соблюдать режим дня?

  • грамотно составленный распорядок дня способствует гармоничному физическому и нервной психическому развитию малыша;
  • профилактирует переутомление;
  • повышает иммунитет;
  • обеспечивает спокойное, некапризное настроение;
  • улучшает работоспособность, малыш меньше устаёт, так как он уже подготовлен к деятельности, которой ему предстоит заниматься, а на это затрачивается меньше энергии;
  • помогает не потерять интерес к учёбе, играм и творческой деятельности;
  • со временем формирует у детей правильное поведение, они становятся организованными, а это устраняет причины возникновения вредных привычек.

Значение сна в формировании здоровья детей и подростков

Сон — важный физиологический процесс, который необходим для роста и созревания ребёнка, нормальной работы центральной нервной системы и обмена веществ.

  • во время сна гипофизом вырабатывается гормон роста — соматотропный гормон (СТГ);
  • отдых, восстановление работы всех систем организма;
  • метаболические превращения, усвоение различных веществ в тканях головного мозга, что способствует поддержанию работы нервных клеток;
  • активация Т-лимфоцитов — клеток, которые борются с вирусными заболеваниями;
  • адаптация организма к чередованию дня и ночи, что важно для нормального функционирования эндокринной системы.

Сколько часов должен спать ребёнок?

Последствия недостаточности сна

Для детей в первые несколько месяцев жизни можно организовывать сон на свежем воздухе. Сначала его продолжительность не должна превышать 20-30 минут 2 раза в день, а потом можно увеличить до 2-3 часов.

  • отставание в развитии;
  • формирование синдрома хронической депривации сна — состояние, при котором малыш лишается потребности во сне (схож с синдромом хронической усталости);
  • сниженное, подавленное настроение;
  • нарушение поведения;
  • проблемы с концентрацией внимания, ухудшение памяти, снижение интеллекта;
  • нежелание контактировать с окружающими;
  • снижение иммунитета, что приводит к частым инфекционным заболеваниям, которые протекают тяжелее и дольше.

Двигательная активность. Сколько детям можно гулять?

Для нормального физического и нервно-психического развития малыша необходима рациональная физическая нагрузка. При правильно организованном распорядке дня обеспечивается здоровый сон, хороший аппетит и уравновешенность психики.

Недостаток движений плохо сказывается на обмене веществ, нарушает процессы роста ребёнка.

Стоит ограничивать время просмотра телевизора — для детей с 3 — 4 лет допускается не более 20 минут в день, а занятия за компьютером — не более 3 раз в неделю по 10 — 15 минут.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация