Влияние социальной среды на приемных родителей негатив или позитив


Психологические факторы эффективности замещающих семей

В основе термина «эффективность» находит ся латинское слово effectivus – дающий определенный результат, действенный. В научной литературе эффективность рассматривается с точки зрения соотноше ния затрат и результатов деятельности. В случаях изучения замещаю щих семей под затратами понимаются силы, время, средства, затрачен ные на приемного ребенка, а под результатом – благодарность ребенка, его послушание, позитивное развитие. Изучая причины распада заме щающих семей, американский ученый П. Котли одной из причин назы вает переживания приемных родителей несоответствия вкладывания в чужого ребенка труда и получаемой ими при этом «отдачи». Под «от дачей» П. Котли понимает какиелибо результаты воспитательной дея тельности приемных родителей, например, любовь или привязанность, которые ребенок демонстрирует по отношению к ним; чувство удовлет ворения оттого, что они действительно помогли ребенку. Автор отмеча ет, что в каждой семье есть «взлеты» и «падения». Как только замедля ется и уменьшается число «взлетов» в замещающей семье, наступает разочарование и упадок духа приемных родителей. В этот период при емным родителям требуется еще больше помощи и поддержки со сто роны социальной службы.

В аспекте изучаемой проблемы под эффективностью функциониро вания замещающей семьи мы будем понимать интегральную способность замещающей семьи по компенсации утраченных функций кровной се мьи ребенкасироты, основными из которых являются социализация ре бенка, экономическая функция, хозяйственнобытовая функция, функ ция передачи социального статуса, воспитательная функция, эмоциональ ная функция, функция первичного социального контроля, функция ду ховного общения, рекреационная функция и др.

Значительным исследованием в этом направлении научного знания явилась монография В. Н. Ослон «Жизнеустройство детейсирот: про фессиональная замещающая семья». Автор в течение двух лет прово дил наблюдение за развитием 27 патронатных семей, из них 19 семей оказались эффективными, 8 – неэффективными.

На основе анализа материалов монографии В. Н. Ослон можно выделить следующие факторы эффективности / неэффективности замещающих семей: способность семьи приспособиться к новым социальным ролям, возникающих в процессе включения в семейную систему новых членов;

чувство вины приемных родителей по отношению к приемным детям за то, что они не могут любить их так, как собственных детей;

личностные особенности приемных родителей, в частности гибкость ролевого поведения;

возможность или отсутствие удовлетворительного информационного обмена по вопросам воспитания детейсирот;

длительность институционального пребывания (стаж пребывания ребенка в детском доме);

невключение замещающей семьи в систему социальнопсихологической помощи, особенно сельских семей.

В. Н. Ослон делает, на наш взгляд, интересный вывод о том, что воз вращение ребенка в детский дом, несмотря на негативный опыт при ема, оказывает некоторое позитивное влияние на компенсацию депри вационной симптоматики ребенкасироты: расширяется его социальный опыт, он начинает понимать эмоциональные связи в семье, ориенти руется на дальнейший патронат, в образ своего будущего включает брачную семью.

Наши исследования позволили также выделить следующие факторы эффективности замещающих семей: незнание психологических особен ностей развития детейсирот, особенности адаптации детейсирот к новым социальным условиям, нарушения взаимодействия ребенкасироты со сверстниками, отсутствие высококвалифицированной помощи, реакция широкого социального окружения на принятие ребенкасироты в семью.

Наверное, одним из самых значимых факторов эффективности функционирования замещающих семей – незнание особенностей разви тия детейсирот. В представлениях большинства людей – это обычные дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Однако на практике получается совсем не так.

В немногочисленной научной литературе раскрываются особенности развития детейсирот. Прежде всего, у них изначально разрушено ба зисное доверие к миру, формирующееся в первые годы жизни ребенка в семье (по Э. Эриксону). Именно базисное доверие к миру определя ет дальнейшее взаимодействие ребенка с окружающими. У ребенкаси роты изначально не может быть сформировано базисное доверие к миру, поскольку от него отказались родные родители. Факт предательства будет преследовать его еще долгие годы. Разрушенное или несформирован ное базисное доверие к миру вследствие материнской депривации вы зывает различные нарушения эмоциональной сферы такие, как страхи, агрессивность, отсутствие любознательности и др.

В большинстве случаев детисироты уже в первые годы жизни, самые важные для полноценного развития ребенка, как правило, испыта ли и физическое, и психологическое насилие. В раннем возрасте ребе ноксирота не усвоил социальные нормы, приобрел уже негативный со циальный опыт, что также будет определять дальнейшие его взаимоотношения с окружающими людьми.

Кроме того, в полноценной семье всегда присутствует чувство фа мильного «мы» – чувство, отражающее причастность именно к своей семье. Это очень важная эмоционально и нравственно организующая сила, которая создает условие защищенности ребенка. В жизни ребенкасироты, воспитывающегося в условиях интернатного учреждения, стихийно складывается детдомовское «мы». Это совершенно особое психологическое образование. Детисироты делят мир на «своих» – дет домовцев и «чужих», на «мы» и «они». От «чужих» они все вместе готовы извлекать свои выгоды. У них своя особая нормативность по отношению ко всем «чужим» и «своим». При этом они могут внутри своей группы жестоко обращаться со своими сверстниками или деть ми младшего возраста. Такая позиция формируется изза многих при чин, но, прежде всего, изза нереализованной потребности в любви и признании, изза эмоционально нестабильного положения ребенка, лишившегося родной семьи (Э. А. Минкова).

Потеряв семейные корни, генетическую память, принадлежность к

собственному роду, детисироты в процессе онтогенетического разви тия не приобретают чувство психологической защищенности, которое определяется «как относительно устойчивое положительное эмоциональ ное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения основных потребностей и обеспеченности, собственных прав» (Г. В. Се мья, с. 71). Отсутствие психологической защищенности создает ситуа цию социальной дезадаптации, лишает ребенка уверенности во всех жизненных ситуациях.

Американский автор М. Schecter трудности воспитания приемных де тей связывает с тем, что у таких детей на пре и перинатальном этапах их развития не было связи с приемными родителями. В подростковом возрасте приемные дети нередко переживают психологически сложные состояния, связанные с актуализацией «признаков крови», что может привести к глубоким конфликтам с приемными родителями и наложить отпечаток на их психологическую идентичность. Приемные родители в своем стремлении установить с такими детьми как можно более тес ные взаимоотношения иногда сознательно или неосознанно для себя иг норируют наличие у них глубокой эмоциональной связи с его биологи ческими родителями, что также может повлечь нарушения во взаимо отношениях между членами приемной семьи.

Все это определяет особенности психического и личностного развития ребенкасироты. В фундаментальной книге в этой области А. М.Прихожан, Н. Н.Толстых «Психология сиротства» пишут: «Мы столкнулись с совер шенно особым типом психического развития, про который нельзя сказать, что он хуже или медленнее, чем у семейных детей. Он просто другой. Не современная норма, не умственная отсталость, не форма той или иной пси хической патологии. Это особый тип, связанный со спецификой развития ребенка вне семьи» (А. М.Прихожан, Н. Н.Толстых, С. 139). К сожалению, многие педагогические работники, психологи не понимают, что детиси роты отличаются от семейных детей, не говоря уже о людях, не имеющих педагогического или психологического образования.

Незнание особенностей развития детейсирот и определяет формирование несоответствия ожиданий приемных родителей реальному ребенку, при нятому на воспитание в семью. П. Котли по этому поводу отмечает, что необходимо развести в сознании родителей и социальных работников пред ставленность «проблем приемного ребенка» и ребенка как такового.

Вторым немаловажным фактором эффективности функционирования замещающих семей являются трудности адаптации детейсирот и приемных родителей к новым социальным условиям.

По нашему мнению, одна из основных причин возврата ребенка в учреждение интернатного типа является неспособность приемных роди телей справиться с психологическими и социальными проблемами, свя занными с адаптацией ребенка к условиям замещающей семьи.

Принятие ребенка в замещающую семью не означает быстрое включение его в новую систему социальных отношений. Первый год–пол тора жизни ребенка в новой семье, а по данным американских иссле дователей три года, – это период адаптации и ребенка и приемных ро дителей к условиям совместной жизни. Ребенок за достаточно корот кий период времени должен усвоить нормы, моральноэтические, ду ховные ценности новой семьи. Он на подсознательном уровне пытает ся им сопротивляться. У него возникает внутриличностный конфликт: с одной стороны, ему комфортно жить в новых бытовых условиях, с другой, – он отрицает принятие новых правил поведения, новой систе мы запретов (соблюдение гигиенических требований, правил пользова ния бытовыми приборами и многие другие). Результатом этого конф ликта становится выраженный негативизм, аффекты, истерия. Любые требования (высморкать нос, вытереть рот салфеткой, а не рукавом и т. д.) вызывают бурные истерики, которые осложняют взаимодействия приемных родителей и ребенка. Многие скажут, что и у семейных де тей бывают всплески и негативизма, и истерии. Но эти реакции у се мейных детей носят ситуативный характер и, как правило, менее про должительные по сравнению с таковыми у приемных детей.

Родители, в свою очередь, также должны кардинально изменить свой стереотипный уклад жизни, включить ребенка в устоявшуюся семей ную систему. Помимо этого многие приемные родители не знают, куда и к кому обратиться за помощью, испытывают стеснительность при обо значении своих проблем, недоверие к себе как к приемным родителям, особенно в адаптационный период, что также вызывает трудности адап тации к совместной жизни.

Третьим существенным фактором эффективности функционирования

замещающих семей являются нарушения взаимодействия ребенка сироты со сверстниками. Несоответствие игровой деятельности воз растным нормативам (обедненность сюжетных линий игры, замена сю жетной игры стереотипными манипулятивными действиями, несоблю дение правил игры, отсутствие желания подчиняться правилам игры) вызывает нежелание сверстников взаимодействовать с детьмисирота ми. При общении детейсирот со сверстниками преобладают агрессив ные формы взаимодействия (хаотичная беготня, пинки, подзатыльники), повышенная конфликтность, что приводит к постепенному отвержению ребенка в детском коллективе.

Приведем пример диалога приемной мамы с ребенком:

Почему дети не хотят со мной играть?

Расскажи, а как ты играешь?

Мы играем в догонялки. Я догоняю ребенка, обхватываю его и валю

Когда я была маленькой, мы играли подругому: тот ребенок, который догнал другого ребенка, должен был просто дотронуться до него.

Это означало, что он поймал ребенка.

Ну, это же неинтересно.

Этот пример свидетельствует о наличии агрессивности в игре приемного ребенка.

Другой пример отражает стереотипность игры и несоответствие игровой деятельности возрастной норме: поссорились две девочки 8 лет

– приемный ребенок и подружка, которая пришла в гости.

Мама, она не хочет со мной играть, – с обидой обращается к маме приемный ребенок. В диалог включается подружка:

А почему она хочет только качать куклу. Я не хочу этого! Я не маленькая!

Неудовлетворенная потребность в общении со сверстниками усугубляет и так не простые отношения с приемными родителями.

В школьном возрасте характер межличностного взаимодействия де тей определяет учитель. Поскольку приемные дети доставляют немало хлопот, учителя, нередко, создают негативное мнение одноклассников к этому ребенку. Многие поступки приемных детей рассматриваются учителями «под микроскопом». Одинаковые поступки, носящие нега тивный характер, совершаемые приемным ребенком и ребенком, вос питывающимся в семье, оцениваются поразному. Приемного ребенка, как правило, строго наказывают, делают строгое замечание в присут ствии сверстников, а подобный поступок семейного ребенка может быть даже не замечен. Приведем пример подобной ситуации. Во втором клас се многим детям родители купили сотовые телефоны. Все дети прохо дят стадию игры с телефонами. Они с удовольствием фотографируют друг друга. Когда фотографировать детей стал приемный ребенок, учи тель заставил его публично удалять фотографии из телефона.

Дети очень быстро улавливают аффективность приемных детей, про воцируя их на подобные поступки. Так, второклассница в ответ на ше потное негативное высказывание своего одноклассника гневно расшвы ряла его вещи. Рассказывая об этом случае дома, девочка с обидой сказала: «Он мне часто говорит, что ему приятно, когда меня ругают».

Для того чтобы приемным родителям найти правильный стиль взаимоотношений с ребенком, нормализовать взаимодействие его со свер стниками, они обращаются к специалистам, которые, как правило, не подготовлены к работе с такими детьми. Примером отсутствия квали

фицированной помощи может служить обращение патронатного воспи тателя за помощью к психологу. Психолог установил доверительные от ношения с ребенком (а это сделать легко – ему же не надо выставлять систему требований и запретов), познакомил его с правами, «забыв» при этом рассказать о его обязанностях. Вместо помощи получилось обострение взаимоотношений: бытовые конфликты сменились личнос тными. Ребенок в любой конфликтной ситуации аффективно кричал: «Ты не имеешь право! Ты – плохая мама!»

Проведенный опрос П. Котли в целях повышения эффективности замещающих семей показал, что 70% приемным родителям требовалась помощь в виде советов и рекомендаций о том, как справляться с пове дением ребенка, 61 % – нуждались в одобрении и поддержке, 58 % – нуждались в объяснении причин поведения ребенка.

Таким образом, четвертый фактор эффективности функционирования замещающих семей – наличие системной высококвалифицирован ной помощи.

Еще одним фактором эффективности замещающих семей является

реакция широкого социального окружения (соседей, знакомых, дру зей) на появление ребенка. Многие, конечно, относятся к членам заме щающей семьи подоброму, пытаются оказывать посильную помощь такой семье. Но и достаточно часто слышны фразы: «Ребенка взяли из за денег», «Им же много платят». Подобные высказывания, а также по вышенный интерес и внимание окружающих оказывают моральное дав ление на приемных родителей, вызывая психологические барьеры вза имодействия с ребенком.

Приемным родителям не хватает положительных примеров воспита ния приемных детей, которые помогли бы им обрести уверенность в даль нейшем воспитании приемного ребенка.

Выделенные нами факторы эффективности функционирования замещающих семей позволяют определить основные проблемы замещающих семей:

отсутствие знаний об онтогенетических закономерностях детей и специфике депривационного развития детейсирот;

дезадаптация детейсирот в обществе;

отсутствие навыков позитивного взаимодействия ребенкасироты со

сверстниками и взрослыми;

отсутствие квалифицированной психологопедагогической помощи

Каждая мама обязана знать:  Занятия-путешествия

отсутствие в средствах массовой информации сообщений об успешном опыте воспитания приемного ребенка в замещающей семье.

Выделенные нами проблемы позволяют определить и пути их решения. Вопервых, изначально не привлекать к работе бесперспективные семьи или приемных родителей, усилить систему отбора приемных ро дителей, экономя ресурсы общества с одной стороны и психическое здоровье ребенкасироты с другой. Вовторых, разработать систему по мощи приемным семьям с учетом особенностей адаптации ребенкаси роты к условиям замещающей семьи. Втретьих, совершенствовать под готовку специалистов, оказывающих помощь замещающим семьям.

(Материал взят из книги Комплексное сопровождение жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — Соломатина Г. Н., Слюсарева Е. С.)

Влияние социальной среды на приемных родителей: негатив или позитив?

О влиянии социальной среды на развитие личности человека

В современной науке уже давно не отвергается тот факт, что человек развивается под влиянием как своей природы, так и внешней среды.

Исследования генетиков показывают, что биологические предпосылки играют очень большую роль в становлении личности. С другой стороны, эксперименты и наблюдения психологов, социологов и антропологов показывают не менее важную роль влияния социальной среды на развитие личности человека.

Личность и социальная среда все время взаимодействуют. Меняя среду мы пытаемся влиять на личность, но всегда ли наше влияние приводит к положительным результатам?

Начнем с описания знаменитого Кэмбриджско-Сомервилльского исследования.

В 1935 г. американский психолог Ричард Кларк Кэбот (R. Cl. Cabot) разработал программу положительного воздействия на мальчиков в возрасте от 5 до 13 лет. При этом важно отметить, что достаточно многие из них считались неблагополучными, имеющими правонарушения, нарекания школы и социальных служб.

Были сформированы экспериментальная и контрольная группы. В каждую вошло по 250 мальчиков, все из рабочих семей, проживавших в густонаселенном районе штата Массачусетс. Распределение в них проводилось случайным образом, чтобы в дальнейшем можно было сравнить судьбу участвующих в эксперименте и подвергавшихся целенаправленному социальному воздействию (экспериментальная группа) с контрольной группой, на которую никакого влияния не проводилось.

Мальчики из экспериментальной группы в течение 5 лет находились под влиянием различных форм социальной помощи, а именно:

Два раза в месяц их посещали работники социальной службы и старались помочь им в решении их проблем, например, в улаживании семейных конфликтов.

Для половины участников были организованы занятия с репетиторами по школьным предметам.

Более ста мальчиков имели возможность находиться под медицинским и психиатрическим наблюдением.

У большинства была возможность общения с членами молодежных организаций: бойскаутами, Христианской ассоциациацией молодых людей, и другими.

Около 25% бывали в летних молодежных лагерях.

На протяжении пяти лет на мальчиков экспериментальной группы оказывалось различное положительное социальное воздействие. Использовались все средства, имеющиеся в распоряжении исследователей. Об этой программе хорошо отзывались – как ее сотрудники, так и большинство участников.

Потом в течение 40 лет (напомним, исследование началось в 1935 г.) проводилось наблюдение за участниками экспериментальной и контрольной групп. Всего были собраны данные о 95% участников. Целью наблюдений было изучение того, как эта программа повлияла на жизненные результаты ребят, которые в ней участвовали.

Результаты оказались неожиданными.

    По уровню совершенных правонарушений, состоянию здоровья, профессионального успеха и удовлетворенностью жизнью, различий между контрольной и экспериментальной группами не было.


  • Более того! По таким показателям, как повторные правонарушения в зрелом возрасте, случаи алкоголизма, получение статуса служащих и специалистов, сравнение было в пользу контрольной группы. Это означало, что некоторым участникам социальная помощь нанесла определенный вред.
  • Проводимая пять лет работа с детьми и подростками не только не принесла пользы, но в чем-то отрицательно сказалась на дальнейшем жизненном пути некоторых участников эксперимента.

    Объяснений этому есть несколько, например:

    • Факторы окружающей среды, способствующие антисоциальному поведению, оказались гораздо более значительными, по сравнению с влиянием проведенной программы. Вывод: необходимо улучшение общего социально-экономического статуса детей.

      В том, что человек совершает антисоциальные или преступные поступки, большую роль играет случай.

      Но эти и другие интерпретации не объясняют, почему организованная помощь детям совсем не принесла пользу. Можно утверждать только одно: влияние среды, в которой они жили, не было преодолено. Все, что было сделано для детей, положительных результатов не принесло.

      Ведь если бы участие в эксперименте помогло бы хоть нескольким детям, то общий положительный итог был бы в пользу экспериментальной группы, но этого не произошло.

      А некоторым был причинен вред, о чем было сказано выше. Здесь опять существуют несколько возможных объяснений:

      Кому- то из тех, кому оказывалась помощь, могло это не нравиться, вызывало отторжение.

      Посещения специалистов могли восприниматься негативно не только теми, к кому они приходили, но и их окружением, что имело последствия.

      Некоторые из тех, кому оказывалась социальная поддержка, слишком на нее надеялись в течение 5-ти лет, а потом испытали разочарование, когда все закончилось, что повышало их неуверенность в своих силах и в способности самостоятельно справляться с будущими проблемами.

      Общение с людьми из другого социального слоя (репетиторы, сверстники в летних лагерях, медицинские и другие работники) могло вызвать у них отрицательные чувства по поводу реалий существующего мира и собственных перспектив.

      Что из этого верно? Неизвестно.

    Но ясно одно: социальная среда в становлении личности не может недооцениваться.

    Различные программы, которые, по мнению их разработчиков, вроде бы должны значительно влиять в позитивную сторону, могут быть не значимыми по сравнению с влиянием социальной среды на развитие и жизнь человека. А иногда оказывать прямо противоположный эффект, чем предполагалось в начале.

    Кэмбриджско-Сомервилльское исследование дало еще один неожиданный повод для размышлений.

    Среди мальчиков из контрольной группы были те, кто рос в достаточно благополучной домашней обстановке – отцы имели постоянную работу, матери успешно вели хозяйство. У других все было гораздо хуже – пьянство, безработица, иногда психические заболевания родителей и т.п.

    Однако, через 40 лет выяснилось, что разница по показателям, характеризующих жизненные результаты ( число случаев тюремного заключения, количество психических расстройств, уровень дохода, принадлежность к слою специалистов и служащих) между мужчинами из благополучных и неблагополучных семей была или маленькой, или совсем отсутствовала.

    Получилось, что по ситуации в семье нельзя было предсказывать дальнейшие жизненные результаты людей.

    Некоторые из членов контрольной группы сделали приличную карьеру, были хорошими семьянинами. Другие стали преступниками, хроническими безработными и пьяницами, проявляли агрессивность по отношению к своим близким. Но все это никак не соотносилось с обстановкой в их родительской семье.

    Можно ли из этого сделать вывод, что семья почти никак не влияет на социализацию человека?

    Нет, такой вывод делать нельзя. К тому же в процессе исследования не выявлялись «тонкие настройки» семейного воздействия, учитывались только внешние признаки.

    Но можно предположить, что влияние социальной среды на развитие и жизнь человека может оказаться более значимым, чем какие-то проявления семейного благополучия.

    Другими словами, влияние общества на развитие личности и на жизнь человека оказывается настолько сильным, что влияние отношений в семье на этом фоне может быть совсем малозначимым.

    А вот еще одно исследование, проведенное совместно американскими и китайскими нейрофизиологами.

    Обследовались носители английского и китайского языков.
    Всем испытуемым давали задания:

    • Предъявлялись цифры арабского алфавита.
    • Необходимо было ответить, сколько будет 2+2.

    Во время выполнения заданий у испытуемых фиксировалась методом МРТ активность разных участков головного мозга.

    Выявилась следующая тенденция.

    Мозг англоговорящих и носителей китайского языка при выполнении заданий работал по-разному (активировались различные его области, а одинаковые активировались с разной интенсивностью), т.е. цифры арабского алфавита имели отличающуюся биологическую шифровку у испытуемых, в зависимости от того, носителем какого языка они были. Аналогичная тенденция выявилась и при решении задачки — сколько будет 2+2.

    Подчеркнем, что речь идет о тенденции. Были некоторые англоговорящие участники, у которых все было так же, как у носителей китайского языка, и наоборот. Но это были отдельные случаи.

    Получается, что именно отличия в Восточной и Западной культурах оказывают влияние на развитие мозга, начинающееся с перинатального периода и продолжающееся, примерно, до 20 лет. Это проявляется на биологическом уровне даже при таких простейших умственных действиях, как распознавание цифр и выполнение элементарного арифметического действия.

    Исследование показывает, что окружающая среда и в биологическом плане влияет на развитие человека. Отличия культурной среды могут проявляться не только в использовании разных языков, стратегиях обучения математике, в разных образовательных системах, но и во многом другом.

    Есть еще много других нейрофизиологических исследований, показывающих, что влияние социальной среды на развитие человека проявляется даже на биологическом уровне.

    Еще о средовом воздействии.

    Продолжительное время считали, что генетическая предрасположенность человека, например, к депрессии, приводит к тому, что под воздействием определенных факторов среды у него обязательно возникнет проблема.

    Но все оказалось сложнее. Новые исследования в области генетики показали, что одной из самых важных генетических характеристик человека является пластичность нервной системы, которая определяет, насколько он восприимчив к воздействиям внешней среды. Уровень пластичности задается набором генов.

    Но один и тот же их набор будет подталкивать человека к депрессии, если он растет в неблагоприятной обстановке, и, наоборот, делать его более устойчивым, если он растет в благоприятных условиях.

    Гены пластичности многофункциональны и их много. Разные их группы определяют пластичность психики по отношению к влиянию разных факторов окружающей среды. А вот будет ли оно положительным или отрицательным, зависит от условий этой среды.

    Более подробно о влияния среды на мозг человека предлагаем прослушать интереснейшую лекцию одного из ведущих нейрофизиологов профессора Ю.И. Александрова

    Мы попросили прокомментировать эту статью нашего консультанта, психолога с 30-ти летним стажем, специалистом по подростковому возрасту и детско-родительским отношениям Илью Базенкова.

    Вопрос. Как вы можете прокомментировать результаты Кембриджско-Сомервильского исследования?

    ИБ. Сразу скажу, что об этом исследовании раньше даже не слышал. В русскоязычной литературе оно описано в переведенной книге Л.Росса и Р.Нисбетта, других упоминаний о нем я не встречал. Более того, я спрашивал достаточно много коллег, среди которых доктора и кандидаты наук, и никто об этом исследовании не знал. Такой вот факт. Но благодаря помощи одного социолога, занимающегося проблемами криминального поведения, я получил много ссылок на зарубежные источники, ссылающиеся на это исследование. Получается, что для зарубежных коллег оно имеет большое значение.

    Теперь по существу. Почему программа положительного социального воздействия не дала результатов, а в чем-то даже нанесла вред, я не знаю. Точнее, нафантазировать можно много, но вот будет ли это правдой?
    Могу только сказать, исходя из личного профессионального опыта, что взрослые склонны переоценивать эффективность каких-то своих действий, направленных, по их мнению, на положительное влияние на ребенка или подростка.
    Это относится не только к родителям, но и к учителям и другим специалистам, работающим с детьми и подростками. Я думаю, основная причина этого, что взрослые исходят из своих представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», пытаются свое собственное мировосприятие и систему ценностей перенести на детей. И результат часто бывает нулевой, а иногда и противоположный.

    Что касается влияния окружающей среды на человека, так это давно известно. Что я здесь могу прокомментировать? Лучше слушайте лекции Юрия Иосифовича Александрова, их на Ютубе много. Только скажу, что родители могут в известной степени как-то организовывать среду, в которой обитает их ребенок – семейная обстановка, выбор школы, каких-то внешкольных учреждений.

    Вопрос. Но ведь результаты этого исследования, касающиеся влияния семьи на дальнейшую жизнь человека, тоже совершенно неожиданные. Что можете сказать о них?

    ИБ. Даже не знаю, что и говорить. Для меня они оказались просто невероятными. Ведь влияние семьи на развитие личности невозможно оспаривать. Все-таки семья – это очень важный элемент окружающей ребенка среды. С другой стороны, внешние признаки благополучия или неблагополучия в семье могут быть второстепенными.
    Знаете, когда на консультациях приходится разбираться с тонкостями детско-родительских отношений, выясняются очень разные вещи, которые не лежат на поверхности. На мой взгляд, семья оказывает положительное влияние, когда ребенок в первую очередь ощущает себя в ней психологически безопасно. Я имею в виду не только ранний возраст, но и подростковый период.
    Позволю себе сказать совершенно крамольную вещь. Даже если в семье что-то неблагополучно, например, пьянство, ссоры и даже иногда физические наказания, но при этом подросток не ощущает психологического насилия, то это может быть лучше для него, чем психологическое давление при внешнем благополучии. Но это отдельная и длинная тема.
    В любом случае, влияние семьи играет большую роль в развитии личности человека. Возвращаясь к неожиданным результатам Кембриджско-Сомервильского исследования, могу только повторить, что семейная обстановка в нем определялось по исключительно внешним признакам, а это не дает оснований делать выводы о незначимости влияния семьи на дальнейшую жизнь человека.
    Другое дело, что влияние среды на подростка, действительно, часто может перевешивать родительское влияние. Это связано с особенностями подросткового периода развития психики.

    У меня предложение. Дайте мне пару недель, я более тщательно изучу англоязычные статьи на тему этого исследования, постараюсь найти коллег, которые с ним знакомы, и мы вернемся к этой теме.

    Через две недели.

    Вопрос. Ну как, можете что-то еще добавить к сказанному вами ранее?

    ИБ. Почему проводимая с детьми программа дала такие результаты особо добавить нечего. Только одно. В одной англоязычной статье, посвященной анализу этого исследования, дается много интерпретаций. Но главное, о чем там говорится, то, что отрицательные результаты каких-то программ или исследований, как правило, не публикуются или их результаты совсем не оцениваются, как это было в Кембриджско-Сомервильском исследовании. Ведь для оценки результатов какого-либо воздействия необходима контрольная группа и лонгитюд (длительное наблюдение).

    Что касается влияния семьи на развитие личности и дальнейшую жизнь человека. Все коллеги, которых я просил прокомментировать, сходились в одном – нельзя только по внешним признакам семейной обстановки делать выводы о ее влиянии на ребенка или подростка. В семье гораздо более важную роль играют тонкие механизмы взаимодействия родителей и детей, которые не всегда лежат на поверхности .

    Источники.

    1. Л. Росс, Р. Нисбетт Человек и ситуация: Уроки социальной психологии.

    2.Марк Липси и др. Повышение эффективности программ ювенальной юстиции: новый взгляд на практическую деятельность (Improving the Effectiveness of Juvenile Justice Programs: A New Perspective on Evidence-Based Practice) (Вашингтон, округ Колумбия: Центр реформирования ювенальной юстиции, Университет Джорджтауна, 2010).

    3. Zane, S. N., Welsh, B. C., & Zimmerman, G. M. (2015). Examining the iatrogenic effects of the Cambridge-Somerville Youth Study: Existing explanations and new appraisals. British Journal of Criminology, 56(1), 141

    4.Нэнси Айзенберг и др. Осознанность появляется в детстве? (Conscientiousness: Origins in Childhood?) Developmental Psychology, 17 декабря 2012 года

    5.Yiyuan Tang, Wutian Zhang, Kewei Chen, Shigang Feng, Ye Ji, Junxian Shen, Eric M. Reiman, Yijun Arithmetic processing in the brain shaped by cultures

    6.Джей Белски, Майкл Плуесс. За пределами риска, устойчивости и дисрегуляции: фенотипическая пластичность и развитие человека (Beyond Risk, Resilience, and Dysregulation: Phenotypic Plasticity and Human Development), Development and Psychopathology 25, no. 4, pt. 2 (2013), 1243–61;

    7.Джей Белски, Майкл Плуесс. Накопленная генетическая пластичность, родительское воспитание и саморегуляция в подростковом возрасте (Cumulative-Genetic Plasticity, Parenting, and Adolescent Self-Regulation), Journal of Child Psychology and Psychiatry 52, no. 5 (2011), 619–26.

    Семья как позитивный и негативный фактор развития личности дошкольника
    статья на тему

    Семья как фактор развития личности дошкольника

    Скачать:

    Вложение Размер
    statya_sayt.docx 35.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семья как важнейший фактор развития личности.

    Сегодня семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт.

    Особенностью семейного воспитания является и тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит — различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения, что и позволяет создавать определенные традиции.

    Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребенок включается в жизненно важные виды деятельности, проходит все ее этапы: от элементарных попыток (взять в руки ложку, вбить гвоздь) до сложнейших социально — личностно значимых форм поведения.

    Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

    То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

    Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

    Вопрос воспитания является одним из важнейших вопросов человеческого существования, так как имеет прямую и непосредственную связь с эволюцией человечества. Имея целью способствовать выявлению внутренней сути человека и образованию его характера, воспитание создает самого человека. Всякий народ и всякое государство всегда озабочены тем, чтобы в лице своих детей подготовить себе на жизненном поприще заместителей, которые могли бы продолжать дела, начатые их отцами.

    В психолого-педагогической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения. В них описываются качества матери, способствующие формированию прочной и непрочной привязанности ребенка; выявляются характеристики «оптимальной матери» или «достаточно хорошей матери», рассматриваются различные модели родительского поведения.

    Задачей нашей статьи является рассмотрение роли семьи в процессе формирования и развития личности. Семья выступает важнейшим фактором в процессе становления человека как личности. Институт семьи принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый человек помимо социального статуса, национальной принадлежности, имущественного и материального положения с самого своего рождения и до конца жизни обладает заложенными в процессе семейного воспитания особенностями личности. Таким образом родители несут ответственность за результат своего воспитания. И от той системы организации этого процесса, методов и приёмов, условий и требований соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка зависит успех развития личности во всех её проявлениях. Предназначение семьи в последнее время всё в большей степени связывается с созданием уникальных условий для саморазвития и личностной самореализации как детей, так и родителей. Воспитание приобретает характер равноправного сотрудничества родителей и детей, основанного на уважении прав ребёнка.

    Семья – основной институт существования как человека, так и общества, что само за себя говорит о значении и важности семьи в жизни человека. Семья живет, развивается и видоизменяется вместе с окружающей нас средой, по-своему реагируя на требования времени, отвечая на общественные потребности и сама формируя их.

    Семья является такой социальной группой, в которой удовлетворяются разнообразные человеческие и общественные потребности, в ней раскрываются основные процессы человеческой жизни, что накладывает отпечаток на развитие всей системы общества. Находясь в сложных взаимоотношениях с обществом, подвергаясь влиянию со стороны его экономической, политической, правовой систем, семья оказывает свое довольно заметное воздействие на общество.

    Семью следует рассматривать не просто как брачную группу или малую социальную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

    Семья как любая система, реализует ряд функций, которые отражают и специфику культурно – исторического развития и этапы жизненного развития самой семьи. Так основная ценность семьи в общественной системе обусловлена воспроизводством жизни. Репродуктивная функция семьи состоит в рождении детей, продолжении человеческого рода, эту функцию ряд исследователей считает важнейшей. Эта функция включает в себя элементы всех других, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве. Это заключается прежде всего в приобщении нового поколения к научным и культурным достижениям человечества. Благодаря воспроизведению нового поколения семья воспроизводит не просто нового человека, но и поддерживает развитие общества в целом, так как в семье появляется не просто новый человек, но и новый гражданин, член общества. Исходя из выше сказанного, следующей важнейшей функцией можно будет являться функция социализации личности основной задачей которой является передача культурного опыта и наследия предыдущих поколений. Семя имеет большое преимущество в социализации личности по сравнению с другими общественными институтами. Семья осуществляет социализацию в самый благоприятный период развития ребёнка, своевременно учитывая его индивидуальные особенности, интересы и потребности. Благодаря тому, что в семье складываются самые близкие отношения между её членами, вся информация необходимая для передачи опыта доносится своевременно и в той форме которая наиболее приемлема по отношению к ребёнку.

    Под ценностями понимается то, что способствует удовлетворению потребностей людей и реализации их общественных интересов. Они обеспечивают целостность и системность общества и рассматриваются как совокупность отношений между людьми. Семья как специфический многомерный феномен общества развивается вместе с обществом. Семья чутко реагирует на социальные изменения, ибо она является отражением исторически определенного общества и содержит в миниатюре те закономерности и противоречия, которые объективно присутствуют и развиваются в обществе. Составляя первооснову человеческого бытия, семья обладает непреходящими ценностями, позволяющими выполнять специфические социальные функции. В ценностях выражается значимость тех или иных явлений, их роль в общественной системе. В процессе культурно-исторического развития общества в условиях семейного бытия формируются ценностные установки, нормы и поведенческие ориентиры личности.

    С точки зрения социальных норм семья представляет собой специфическую форму взаимодействия индивидов, которая определяется через наличие установленных ролей. Они задают социально приемлемые образцы семейного поведения, которые передаются из поколения в поколение. Содержание этих отношений связано с типом личности человека, выступающего в той или иной семейной роли, с тем, насколько глубоко он осознает специфику своего поведения в семье. Чем более стандартным, социально приемлемым окажется его поведение, тем оно более институировано.
    Семья, будучи конкретно-исторической общностью и формой человеческого бытия, вырабатывает непреходящие ценностные нормы общечеловеческого характера. Потенциал семьи как общезначимой социокультурной ценности безграничен. Он развивается с опорой на созидательные и конструктивные ценностные ориентации. Являясь основным фактором социализации и проводником усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, семья обеспечивает вступление индивида во взаимодействие с другими социальными институтами.

    Следующая важная функция воспитательная. Так как мы уже указывали семя является институтом первичной социализации ребёнка. Она обеспечивает непрерывность развития человеческого общества, продолжение рода. Связь поколений. Известно, что воспитание в семье, эмоционально – позитивное, полноценное общение ребёнка с близкими взрослыми определяет гармоничное развитие ребёнка в ранние годы жизни. Но следует отметить и то, что с возрастом воспитательная функция семьи не утрачивает своего значения. А лишь изменяются задачи, тактика, средства воспитания, формы сотрудничества и кооперации с родителями. В настоящее время именно воспитание детей рассматривается как важнейшая социальная функция семьи. В данной функции можно выделить несколько аспектов. Первый-это формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры, то есть, воспитание полноценного конформного члена общества. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием. При этом семья становится связующим звеном между индивидом и его родственниками, между личностью и обществом.

    Следующая тоже очень важная функция семьи экономическая и хозяйственно – бытовая. Суть этой функции с общественной точки зрения заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.

    Семья включает в себя всю систему общественных отношений — брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических. Благодаря этому семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Потребности, формируемые в семье, находятся в движении и меняются в том же направлении, что и окружающая семью социальная среда. Люди, входящие в разные семьи, повышают свои потребности, переходя из одной возрастной группы в другую, получая ту или иную профессию, квалификацию, должность, входя в другие социальные институты, коллективы, группы. В этом заключается социально-статусная функция семьи, связанная с воспроизводством социальной структуры общества, которая предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

    Все большее значение в общественном развитии учёные придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей социальной средой и на характер ее восприятия. Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее социальный потенциал.

    Нередко с коммуникативной функцией связывают (иногда даже считают самостоятельной функцией) деятельность по созданию психологического климата семьи, по сути, с этим нельзя не согласиться: в нашу динамичную эпоху сильно возрастает значение семьи не только как социальной ячейки, но и как психологической ячейки, обладающей рекреативным потенциалом, направленным на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека. Эта функция недостаточно изучена, но ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное влияние семьи на здоровье членов общества. Следует привести некоторые примеры, подтверждающие это: холостяцкая жизнь способствует (прямо или косвенно) возникновению таких серьезных заболеваний, как гипертония, неврастения, язва. В современном российском обществе также актуализируется проблема психотерапевтической функции семьи как фактора, играющего важную роль в профилактике и коррекции деструктивных видов девиантного поведения. Семья оказывает более благоприятное воздействие на физическое и психологическое здоровье супругов и детей. А как известно, здоровая крепкая семья — залог стабильного развития общества.

    Так же можно выделить как одну из главных функцию эмоциональной поддержки, обеспечивающую чувство безопасности и принадлежности к группе, эмоциональное взаимопонимание и сочувствие, или так называемую психотерапевтическую функцию. В современной семье другим аспектом этой функции выступает формирование у личности потребности в самовыражении и самоактуализации. В последнее время роль этой функции заметно возросла, эта функция включая в себя эмпатию и привязанность удовлетворяет потребность ребёнка в любви. А любовь в современном мире является сущностной характеристикой отношений в семье.

    Таким образом, семья как общественный институт с соответствующим многоаспектным набором социальных функций со времени своего возникновения была призвана удовлетворять как витальные, первичные, так и социальные, вторичные потребности человека. Именно в семье происходит процесс перехода человека из биологического существа в социальное. При этом семья становится связующим звеном между индивидом и обществом. Являясь основным фактором воспроизводства населения, социализации и проводником усвоения индивидом культурных норм и ценностей, семья играет важную роль в предопределении общественного развития.

    Для глубокого анализа необходимо рассмотреть семью не только с позиции её значимости для общества, но и с позиции её значимости для конкретного ребёнка. Та как первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

    В формировании личности ребёнка принимают активное участие дошкольные учреждения и школа, лагеря и трудовые отряды, книги, театр, радио, кино и телевидение, весь строй нашей жизни. Всё это так, но влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов ребёнка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребёнка.

    Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне.

    Ребёнок, наблюдая отношения отца и матери в повседневной жизни, усваивает определённый тип отношений мужчины и женщины. Отношения родителей — это одна из основных моделей будущих супружеских отношений детей. Если отец груб с матерью, у сына может сформироваться психологическая установка, что быть мужчиной – значит держать себя грубо. Дочь в такой семье привыкает думать, что замужество в сущности своей, что-то очень тягостное, связывающее женщину по рукам и ногам, лишающее её свободы и чувства собственного достоинства. Такие отношения чаще всего приводят к распаду семьи. Дети тяжело переживают распад семьи, тем более, что они очень часто не могут разобраться во взаимоотношениях родителей. Уход из семьи отца или матери сам по себе оставляет глубокий след в психологии «брошенного» ребёнка. Конечно, далеко не всегда он в состоянии понять истинное значение происшедшего. Ещё меньше он способен сделать из этого правильные выводы, дать надлежащую оценку событиям и людям, верно определить своё отношение к ним, свою линию поведения. Следует ещё раз подчеркнуть, что для детей опасен не развод, а ненормальные отношения, складывающиеся в семье.

    Успешное воспитание ребёнка возможно лишь в такой семье, где господствует дружба, любовь и уважение между супругами, где детям прививаются лучшие качества, где к ребёнку предъявляются высокие нравственные требования.

    Хорошая семья – это семья, где супруги понимают друг друга, вместе радуются, переживают неудачи, где супруги умеют и вместе трудиться, и вместе отдыхать, воспитывать детей. И действительно, наше настроение, отношение к людям, самостоятельная жизнь взрослых детей во многом зависят от той атмосферы, которая царила в семье. Если мы с теплотой вспоминаем наше детство, то, конечно, не потому, что оно было беззаботным с материальной стороны. Счастливое детство может быть только у тех детей, которые живут в счастливых семьях. Здесь дети не замечают своего счастья, как воздух, которым они дышат. Они природно и гармонично развиваются, живут многокрасочной жизнью, интересными мечтами.

    Часто можно услышать: хорошая та семья, где вырастают хорошие дети. И это справедливо. Ведь, в конце концов, судьбу детей определяют не прекрасные порывы, мечты и слова, а общий микроклимат семейной жизни, его тональность, общая направленность. Нередко люди говорят: «Смотрите, никаких специальных целей семья не ставила, а дети выросли прекрасными». Ничего случайного в этом нет, потому что родители такой семьи жили целеустремлённой и радостной жизнью маленького коллектива, где все любят друг друга, никто никому не обязан, где царит атмосфера взаимности, тепла, настоящей заботы. И это есть по-настоящему добрый психологический климат, и дети, выросшие в такой семье, не могут быть тунеядцами и эгоистами.

    Добрые семейные взаимоотношения совершенно не исключают разногласий мыслей, споров. Но в хорошей дружной семье они решаются без раздражения, без унижения человеческого достоинства взрослых и детей. В любой ситуации здесь не будет крика, взаимных обид, люди уважают мысли друг друга, ценят авторитет отца, матери, бабушки, дедушки.

    Тон семейной жизни – это последствия действий многих факторов: морального уровня родителей, характера взаимоотношений между членами семьи, культуры домашнего быта, организованности семейного коллектива, его традиций и т.п. Материнское и отцовское воспитание нельзя разделить, как невозможно разделить само воспитание. И всё-таки испокон веков мать, как естественная воспитательница, вносила в воспитание душевную мягкость, нежность. Отец привносит в воспитание дух мужской твёрдости, принципиальности, чёткой организованности и спартанства, тем самым создаётся гармония в воспитании. Существуют же вечные понятия: мать – хранительница очага, а отец – защитник этого очага. Иначе можно сказать, что муж – это дом, надёжный и крепкий, а жена – всё, что внутри дома: уют, красота, мягкий психологический климат.

    Необходимо рассмотреть как складываются отношения отцов и детей? Существует несколько типов таких отношений. Первый – мужчина полностью и сознательно отстраняется от воспитания детей, он убеждён, что это дело матери. Ему достаточно быть хорошим работником. Часто сами же отцы потом и страдают от холодности детей, от неумения понять их сложный мир.


    Другой тип отца – тип деспотический. Отец-деспот стремится к непререкаемому авторитету у детей, держит их в страхе, отдаёт беспрекословные распоряжения. Ребёнок у такого отца с раннего детства растёт в атмосфере окриков, муштры. Результат оказывается противоположным. Дети боятся такого отца, не уважают.

    Третий тип – отец много сил отдаёт ребёнку, но необходимой требовательности не проявляет, не вырабатывает в сыне чувство долга. Ребёнок чувствует, что ему во всём дают поблажку, растёт баловнем.

    В заключении можно сказать, что в жизни каждого человека его родители играют одну из главных ролей. От отношения отца и матери к своему ребенку во многом зависит процесс формирования его личности. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот процесс во многом от того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка, насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания проявляются родительские позиции. И для того, чтобы сформировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на формирование личностных особенностей ребёнка необходимо учитывать внутрисемейные факторы, имеющие воспитательное значение.

    Социальная среда подростков

    В подростковом возрасте первостепенную значимость приобретает система взаимоотношений с окружающими и социальной средой, что в свою очередь определяет направленность психического развития подростка. Проявления подросткового возраста обуславливаются конкретными социальными обстоятельствами и изменением места подростка в социуме. Подросток вступает в новые отношения с миром взрослых и, следовательно, меняется его социальное положение в семье, школе, на улице. В семье на него возлагают более ответственные обязанности, и он сам стремиться к более «взрослым» ролям, копируя поведение старших товарищей. Смысл понятия социальная среда подростка включает совокупность отношений, складывающихся в обществе, идеи и ценности, которые направлены на развитие личности. Общаясь в социальной среде, подростки активно осваивают нормы, цели и средства поведения, вырабатывают оценочные критерии для себя и других.

    Социальная среда подростков — схема

    Подросток

    ближайшая среда
    (семья, родственники, друзья, одноклассники)

    дальняя среда
    (соседи, СМИ, интернет, учащиеся школы)

    оказывает прямое влияние
    (общение, беседы, поступки, личный пример)

    оказывает косвенное влияние
    (слухи, передачи, поступки)

    При нормальной обстановке в школе и дома, ближайшая среда имеет большое влияние на поступки, мысли и взгляды подростка: он прислушивается к мнению родителей, хорошо общается с друзьями. Если подросток не находит понимания среди людей из ближайшей среды, то дальняя среда (мир незнакомых людей) может оказывать бόльшее влияние на сознание, мировоззрение и поступки подростка, чем люди из ближнего окружения. Чем дальше от подростка стоит круг общения, тем меньше доверия он к нему испытывает. Родители или школа, которые по какой-то причине теряют авторитет для подростка, оказываются за кругом его доверия.

    Влияние социальной среды на подростка

    Психологи утверждают, что зависимость подростка от социальной среды носит максимально выраженный характер. Всеми своими поступками и действиями подросток ориентирован на социум.

    Ради статуса и признания подростки могут пойти на необдуманные жертвы, войти в конфликт с ближайшими людьми, изменить своим ценностям.

    Социальная среда может влиять на подростка, как положительно, так и отрицательно. Степень влияния социальной среды зависит от авторитета участников и самого подростка.

    Положительное влияние Отрицательное влияние
    • занятия спортом, участие в общественной деятельности, новые хобби; • приобретение вредных привычек (курение, алкоголь);
    • установление дружеских отношений; • приобретение и развитие негативных личностных качеств;
    • приобретение и развитие положительных личностных качеств; • подражание неформальным лидерам;
    • улучшение учебы. • ухудшение учебы.

    Влияние общения со сверстниками на подростка

    Говоря о влиянии социальной среды на формирование личности и поведение подростка, следует рассмотреть специфику общения со сверстниками.

    Общение важно по нескольким причинам:

    • источник информации;
    • межличностные отношения;
    • эмоциональный контакт.

    Внешние проявления коммуникативного поведения основаны на противоречиях: с одной стороны подросток хочет быть «таким, как все», а с другой, во что бы то ни стало, стремится выделиться и отличиться.

    Влияние общения с родителями на подростка

    В подростковом возрасте начинается процесс эмансипации подростка от родителей и достижение определенного уровня независимости. В переходном возрасте эмоциональная зависимость от родителей начинает тяготить подростка, и он хочет построить новую систему отношений, центром которой будет он сам. У молодых людей формируется своя система ценностей, которая зачастую кардинально отличается от той, которой придерживаются родители. Благодаря накопленным знаниям и опыту у подростка возникает важная потребность в осознании своей личности и своего места среди людей.

    Чтобы помочь подростку успешно адаптироваться в социуме, ближайшему окружению следует проявить гибкость и мудрость.

    Влияние окружающей среды на развитие личности ребенка

    В статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка, определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются этапы развития и методы формирования сознания детей.

    Понятие об окружающей среде

    Окружающая среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.

    Человек, как биологический организм, чувствителен к изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное развитие происходит в социуме.

    Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.

    Семья предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать, принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.

    Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.

    Положительное влияние среды

    Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.

    Организация родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические качества. К ним относятся:

    • соблюдение режима дня;
    • прогулки на свежем воздухе;
    • полноценное питание;
    • баланс умственной и физической нагрузки.

    Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.

    Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.

    Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.

    Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.

    Отрицательное влияние среды

    Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.

    Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.

    В семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.

    Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.

    Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.

    Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.

    Педагогика о влиянии среды

    С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных ситуациях.

    Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.

    Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.

    Системное развитие ребенка и формирование его сознания

    Психика человека обладает способностью отражать окружающую действительность с помощью сознания.

    Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.

    Становление сознания ребенка происходит последовательно:

    1. Бодрствующее сознание (у младенцев до года) – определение биологических потребностей.
    2. Предметное сознание (от года до 3 лет) – формирование впечатлений о действительности.
    3. Индивидуальное сознание (от 4 до 9 лет) — понимание ребенком своего «Я».
    4. Коллективное сознание (от 9 до 16 лет) – сочетание представлений о действительности и о себе с пониманием отношений между собой и окружением.
    5. Рефлективное сознание (от 16 до 22 лет) – обращенность ребенка на самого себя, умение анализировать свое психическое состояние.

    Научно доказано: речь и обобщения – связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения, объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленьких детей. Для подростков уместны разговоры «на равных», дискуссии, лекции.

    Основные выводы

    Среда, включая экологию, политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей, транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.

    Таким образом, можно сделать выводы:

    1. Личность ребенка развивается под влиянием окружающей среды.
    2. Зависит от взрослого, какой социум будет окружать кроху.
    3. Ребенок социализируется через общение, деятельность и сознание.
    4. Сознание формируется с помощью специально подобранных методик.
    Каждая мама обязана знать:  40 суперразвивающих заданий
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация