Воображаемые друзья у детей дошкольного возраста

Содержание

Вымышленный друг у ребенка 10 лет. «Воображаемые друзья» у детей дошкольного возраста. Стоит ли беспокоиться? Являются ли видения признаком одиночества

Дети — удивительны, они обладают прекрасной, неограниченной фантазией. Они могут построить сверхсовременный корабль из стульев и одеял, у них возникает интересный мир в большой картонной коробке, они умеют играть на метле-гитаре, и скакать на лошади из той же метлы… Перечислить все достижения детских выдумок просто нереально.

Ребенок с бурной фантазией никогда не будет скучать, и не даст скучать своим родителям. И даже, если вокруг нет ни одного подходящего предмета для очередной выдумки, малыш вполне легко может придумать себе невидимого друга и собеседника.

Как же родителям реагировать на наличие придуманных друзей у ребенка, что делать если возникают воображаемые друзья детей?

Как реагировать на детские выдумки?

Все зависит от степени выдумки, ее характера и возраста ребенка. Часто, призрачные собеседники и друзья появляются от скуки одиночества, недостатка внимания и понимания . Воображаемые персонажи, среди друзей и знакомых ваших детей могут появится вполне внезапно и так же внезапно исчезнуть. Дружба и общение с ними может длится несколько лет — для детей возрастом от 3 до 8 лет — это нормальное явление.

Стоит отметить, что вымышленны друзья появляются едва ли не у каждого ребенка, у большей половины малышей — это точно.

Взрослым, столкнувшимся с придуманными подобными выдумками детей, ни в коем случае нельзя запрещать такое воображаемое общение . Результат запретов один: малыш перестанет вам доверять, будет шептаться с призраком в укромном местечке — так, что бы вы не увидели. Лучше попытайтесь подружится с вымыслом вашего чада: узнайте где и как он живет, чем занимается и интересуется, о чем мечтает. Так вы сможете узнать о переживаниях, интересах и фантазиях собственного ребенка больше.

Почему возникают вымышленные друзья?

Заглянув в глубь детского мира и в корень проблемы, ученные-психологи восстановили, что, чаще всего вымышленные друзья появляются в семьях где:

  • есть один-единственный ребенок: то-есть, единственному ребенку хочется иметь близкого друга, которым мог бы стать брат или сестра;
  • разница в возрасте между детьми в семье очень большая: если между братом и сестрой в семье разница около 10 лет — то им тяжело найти общий язык и понимание;
  • недавно, в семье появился еще один малыш: наличие еще одного «центра-вселенной» у родителей, ребенок достаточно сильно переживает. Не забывайте общаться и уделять внимание старшим детям.

Если ребенок несколько раз за день вспоминает своего придуманного друга, говорит с ним или о нем — в этом нет ничего страшного. Тревожится стоит тогда, когда малыш просто неразлучен с плодом своей фантазии и очень угнетен, когда его друг уходит или они ссорятся.

Стоит обратить внимание на характер общения малыша и его друга.

Например: Малыш может дружить с интересным персонажем мультфильма или сказки, или обычным ребенком , который появляется и уходит тогда, когда удобно выдумщику, с этим другом он играет, разговаривает, мечтает… Такой друг появляется скорее всего от наличия прекрасной фантазии и, вполне возможно, от недостатка общения с ровесниками и родителями, или просто от «детской рутины» — дом — детсад — прогулка — дом. В таком случае развлеките своего малыша, съездите в зоопарк, на качели, в цирк и т. п.

В общем, если общение вашего ребенка с придуманным другом похоже на вполне нормальные дружеские отношения, не стоит слишком тревожится.

Бывают случаи, когда характер общения малыша с призраком напоминает характер взаимоотношений между членами семьи или отношениями ребенка и взрослых . В таком случае следует приглядеться и прислушаться к монологам выдумщика, возможно вы увидите со стороны какую либо проблему, которая волнует и не дает покоя вашему чаду. Если самостоятельно разобраться в детских фантазиях вы не можете, но чувствуете, что в играх вашего малыша есть скрытый подтекст — обратитесь к психологу.

Если ваш дошкольник все время в своих монологах наказывает кого-то или ссорится , он скорее всего копирует отношение взрослых к самому-себе. В таких случаях ребенок выступает в роли умудренного и требовательного взрослого человека, а выдуманный друг выполняет роль самого малыша. Таким образом ребенок наверняка снимает стресс и переживание, возможно пытается понять ситуацию.

Друг — безупречный защитник и исполнитель всех желаний появляется у детей, которым не совсем комфортно в их реальном мирке. С такими друзьями они часто наказывают своих обидчиков и отправляются в удивительные страны, с этими друзьями у детей прекрасные отношения. Вам стоит хорошенько задуматься если у вашего ребенка появился такой друг.Фантастический добрый друг может появиться у тех детей, которым родители не предоставляют свободы действий и выбора, слишком опекают.

Друг «Супер-мен», сказочна фея, маг или фантастическое существо — с которым малыш говорит на сокровенные темы и весело проводит время, возникает у самых смелых фантазеров.

Вымышленные животные

Если в вашем доме появился призрачный щенок или котенок — то стоит заменить его настоящим. Наверняка, ваш малыш уже долго мечтает о четырех-лапом друге.

В вымышленных друзьях есть и своя польза : таким образом дети улучшают свои навыки общения с ровесниками и взрослыми, учатся решать собственные проблемы.

Наличие придуманного друга говорит о том, что ваш ребенок обладает прекрасной фантазией — творческая личность. К тому же, ему всегда есть кому доверить свои самые сокровенные секреты и мысли.

Для многих трехлетних детей воображаемые друзья – это неотъемлемая часть взросления. Однако родители часто волнуются, что уход в мир фантазий может привести к отрыву от реальности и даже проблемам в психологическом развитии. Стоит ли беспокоиться, если в жизни вашего ребенка появился вымышленный приятель?

Воображаемые друзья: кто они?

К трем годам у ребенка складывается идеальный образ друга для игр и общения. Если такого друга он не находит в реальности, то с легкостью выдумывает. Так появляется вымышленный друг, который может быть похожим на человека (вспомните Карлсона), супергероя, персонажа сказки, мультфильма. «Внешний вид», привычки и особенности выдуманного приятеля будут зависеть только от фантазии малыша.

Воображаемый друг может быть постоянным спутником ребенка или всего лишь приходящим партнером для совместных игр. Он может существовать только в определенном месте: на даче у бабушки или в детской комнате. Никто не знает, когда он появится или исчезнет.

Причины появления вымышленного друга

Задумайтесь на минуту, каково это – быть маленьким ребенком? Вам постоянно говорят, что и когда делать, старшие братья и сестры (если они есть) забирают игрушки и конкурируют за внимание взрослых. Кто бы в такой ситуации не хотел друга, который никогда не берет вашу машинку, делает то, что говорите вы, и всегда приходит на помощь? Воображаемый приятель может защитить, когда малыш напуган, станет «козлом отпущения» , когда нужно будет кого-то обвинить, и станет отдушиной, когда ему хочется посмеяться или поплакать.

Можно выделить несколько причин, почему ребенок выдумывает друзей и предпочитает играть с ними.

Если ваш малыш является единственным ребенком в семье, то вероятность появления придуманного персонажа резко возрастает. Ребенок может стать более зависимым от своих воображаемых друзей, если ему трудно найти приятелей своего возраста.

Если единственный друг старше и к тому же любит командовать, то ребенок, вполне возможно, придумает приятеля, чтобы найти утешение. Часто дети, которыми помыкают, создают воображаемых друзей, с которыми легко общаться и которые всегда позволят им победить или взять на себя инициативу в любой игре. Воображаемый друг – часть выдуманного мира, где ребенок является победителем.

Ребенок тоже может испытывать стресс по разным причинам – у него проблемы в детском саду или школе, ему трудно завести друзей, ему сложно жить в тени старшего брата, которого другие считают лучше его. Часто эти затруднения мы неправильно истолковываем, отметаем в сторону, так как слишком заняты, чтобы замечать потребности ребенка. Во всех таких ситуациях ребенок придумывает воображаемого друга и рассказывает ему обо всех проблемах.

Как общаться с воображаемыми друзьями

Вот несколько советов, как общаться и взаимодействовать с выдуманными приятелями вашего ребенка.

Мамам на заметку!

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет.

Каждая мама обязана знать:  Отношения в семье

Не стоит постоянно указывать малышу, что его друзья не являются настоящими. Будьте добры и приветливы и откликайтесь на детские просьбы. Ведь нет ничего сложного в том, чтобы налить дополнительную кружку чая или открыть дверь перед невидимым другом.

Воображение очень важно для ребенка. Не стоит смеяться над несуществующими друзьями. Неправильная реакция родителей может заставить ребенку уйти еще глубже в выдуманный мир. Или же он просто перестанет фантазировать.

  • Не выступайте инициатором общения
  • Не позволяйте ребенку перекладывать ответственность

Не разрешайте ребенку винить воображаемого друга в том, что он сам делает неправильно. Дети по-прежнему должны нести ответственность за свои поступки, а задача родителей – напомнить о последствиях. Если ребенок обвиняет выдуманного персонажа в беспорядке в детской, попросите убраться в комнате вместе с ним. Если малыш откажется, то игра окончена, и пусть он сам убирает разбросанные игрушки.

  • Не используйте друга в «корыстных» целях

Не очень хорошо говорить ребенку: «Дима хочет, чтобы ты съел манную кашу». Малыш может понять, что вы им манипулируете.

Проводите больше времени с ребенком. Пусть ваш малыш притворяется, играет в куклы, надевает костюмы супергероев, читает приключенческие книги. И делайте это вместе с ним. Ребенок выдумывает приятеля еще из-за того, что не получает достаточного внимания со стороны родителей. Не позволяйте воображаемому другу заменить настоящих друзей и ваше внимание.

Воображаемые друзья могут дать вам понимание того, что ребенок чувствует на самом деле. Если его приятель Дима боится темноты, то, возможно, именно ваш малыш испытывает этот страх. Следите за другом и учитесь у него.

Наличие выдуманного приятеля – это совершенно нормально. Часто детям он помогает справляться с переменами в жизни или приобретением социальных навыков. Отнеситесь к нему как к еще одному этапу взросления ребенка.

  • Воображаемый друг не обязательно должен быть вашим ровесником.
    • Старшие воображаемые друзья мудрее и дадут вам много умных советов. Они помогут вам в стрессовых ситуациях, когда нужен будет кто-то, кто скажет «успокойся».
    • Младшие воображаемые друзья требуют больше заботы и внимания. Может быть, вы нашли их в лесу и подобрали, но они не знают ничего о вежливости и манерах. Такие друзья развлекут вас, когда станет скучно, потому что вам есть что им рассказать.
    • Воображаемые друзья одного с вами возраста проходят через те же проблемы, что и вы, и станут опорой, если вам нужен кто-то, кто действительно сможет вас понять.
  • Вам будет веселее с воображаемым другом, который интересуется теми же вещами, что и вы.
  • Будьте хорошим товарищем – вы ведь не хотите, чтобы ваш воображаемый друг обиделся и ушел к кому-то другому.
  • Чтобы говорить с воображаемым другом в публичных местах или когда рядом есть другие люди, используйте мобильный телефон. Да-да, мобильный телефон позволяет разговаривать с самим собой и выглядеть при этом совершенно нормально. Приобретите проводную гарнитуру или гарнитуру, которая работает с помощью Bluetooth, чтобы избежать всех проблем, кроме вопросов о том, с кем вы разговариваете.
  • Воображаемый друг может стать отличным персонажем рассказа. Напишите историю о том, чем вы занимаетесь вместе с ним.
  • Если вы постоянно забываете о своем друге, попробуйте завязать на руке нитку или надеть кольцо на тот палец, на котором вы обычно не носите украшений.
    • Это заставит почувствовать, что что-то изменилось, и в итоге вспомнить о воображаемом друге.
    • Скорее всего, к тому времени, когда вы привыкнете к нитке/кольцу, вы привыкнете и к воображаемому другу.
  • Запомните – если ваш друг не хочет играть, не заставляйте его! Вы не можете свободно управлять другим человеком только потому, что создали его.
  • Можно нарисовать воображаемого друга на бумаге, а потом отсканировать рисунок и придать ему более реалистичный вид с помощью графических редакторов, после чего распечатать и поместить в рамочку. Можете даже нарисовать себя рядом с другом, а на фон поместить фотографию красивого места.
  • Чтобы понять, как воспринимать друга более реальным, прочитайте книгу Джеймса Паттерсона, которая называется «Middle School: The Worst Years Of My Life». Она рассказывает о жизни мальчика и его воображаемого друга по имени Лео, которые вместе проходят через перипетии средних классов школы.
  • На самом деле, вы можете по-настоящему представлять друга в реальной жизни. Скорее всего, он будет немного прозрачнее, чем реальные люди. Так ведь интереснее.
  • Используйте свое воображение по максимуму.
  • Если вы рассказываете о создании воображаемого друга младшему родственнику, убедитесь, что он не назовет его именем реального друга.
  • Можно завести воображаемого питомца!
  • Не останавливайтесь на одном воображаемом друге. Иногда просто необходим человек с другим характером, чтобы помочь вам справиться с эмоциями. Попытайтесь каким-то образом «связать» всех своих воображаемых товарищей, чтобы они знали друг друга. Может быть, они будут родственниками или тоже друзьями?
  • Не перебарщивайте, чтобы окружающие люди или родители не решили, что у вас шизофрения.

«Мама, а у меня есть друг! Он самый лучший, мы с ним играем и веселимся!» — взволновано говорит малыш маме. Мама очень рада, что ее ребенок уже дружит с кем-то, ведь дружба очень важна в жизни детей. Но ее радость сменяется растерянностью, а затем и страхом, потому что у малыша друг не настоящий, а придуманный. Сайт для мам сайт рассказывает, стоит ли паниковать, если у вашего чада появился вымышленный друг.

Почему появляется вымышленный друг?

Психологи говорят, что очень много детей придумывают себе друзей, и что сразу пугаться этого не стоит. Не стоит считать, что эти выдумки – патология или проблема в общении со своими сверстниками. В возрасте примерно от 3 до 7 лет одни дети дружат с любимой игрушкой, а другие, если воображение уже хорошо развито, создают себе лучшего друга в мыслях. Причем вымышленный лучший друг может появиться у любого ребенка вне зависимости от его характера, семейной обстановки.

Причин появления придуманного друга множество.

Фантазии

Причина появления друга-невидимки – обычная бурная фантазия ребенка. Он просто сочинял, придумывал и нафантазировал себе интересного друга. И это абсолютно нормально. Обычно с таким вымышленным другом расстаются быстро, самое позднее к школе.

Здесь более важно поведение родителей. Не нужно одергивать малыша, кричать на него, ругать и угрожать. Не нужно высмеивать его фантазию или говорить: «Прекрати сочинять!», «Да нет такого друга!», «Какая ерунда!».

Поверьте, для вашего малыша друг – сосем не ерунда. И таким поведением вы можете с легкостью простую безобидную фантазию превратить в патологию или добиться того, что ваш ребенок не будет вам доверять.

Еще одно последствие такой вашей реакции – ваш малыш разучится мечтать и фантазировать. Представьте, что ждет малыша в жизни без мечты. А как тяжело ему будет учиться без развитого воображения.

Лучше расспросите подробнее своего малыша про нового вымышленного друга. Проявите интерес, участие. Пусть малыш фантазирует вволю.

Дефицит внимания

Нехватка внимания со стороны родителей также может стать причиной появления невидимки. Ведь если папа на работе, мама тоже занята, никто не может (или не хочет) играть с ребенком. Ему на выручку приходит вымышленный друг, который всегда найдет время на игру с малышом.

В этом случае «друг» — показатель одиночества ребенка.

Боязнь наказания

Иногда придуманный друг спасает малыша от наказания. Возможно, родители слишком строги с малышом и ему приходится находить того, кто будет во всем виноват. Но если «друг» малыша постоянно безобразничает, разбрасывает вещи и игрушки, то вам достаточно сказать своему ребенку, что вы не хотите играть с его другом, потому что он вас сильно огорчает и обижает.

Страхи и проблемы

Бывает, что придуманный друг – показатель страхов ребенка, проблем с общением со сверстниками. Такую причину легко вычислить, ведь тогда малыш отказывается дружить с настоящими детьми и вымышленный лучший друг не исчезает со временем. Ребенок воспринимает друга слишком серьезно, а все, что с ним происходит, принимает близко к сердцу.

В особых случаях такой «друг» остается на всю жизнь.

Вымышленный друг: что делать?

Для начала, как мы уже выяснили, не нужно пугаться этого друга. Попробуйте поиграть в него с ребенком. А лучше используйте его в своих целях.

Например, можно с помощью такого придуманного друга выяснить, что думает ребенок на самом деле о садике, о воспитателях, о событиях, да и о самих родителях.

Поверьте — то, что ребенок не может сказать вам лично, он обязательно расскажет при помощи своего друга.

Можно использовать такого приятеля и для привлечения ребенка к , помощи маме по уходу за домом и так далее.

Постарайтесь уделять малышу больше внимания. Показывайте, как сильно вы любите своего ребенка. Ведь, как говорит герой Ромена Роллана: «Дух создаёт, чего ему недостаёт». Пусть у вашего малыша не будет недостатка в любви.

Очень действенный способ избавления от «друга», если он мешает малышу развиваться и захватил все внимание и пространство малыша, это отправить невидимого приятеля отдыхать, в путешествие. А в это время придумать для своего ребенка интересное занятие, а может игру.

Если ваш ребенок уже постарше, то можно переключить его фантазию про вымышленного друга на придумывание сказок. Рассказать про писателей, которые пишут придуманные истории и сказки. Пусть ваш ребенок попробует свои силы в качестве писателя.

Итак, как мы выяснили, вымышленный друг не всегда свидетельствует о том, что с малышом что-то не так. И порой такой друг может даже помочь родителям в воспитании ребенка.

Каждая мама обязана знать:  Готов ли ваш ребенок к школе

Самое главное здесь не перегнуть палку и не заигрываться, уметь вовремя остановиться. А еще важнее уметь показывать ребенку свою любовь. Цените своих малышей и не бойтесь показать их значимость для себя. Возможно, тогда вашему ребенку не понадобится вымышленный друг.

По каким причинам появляется выдуманный друг и что делать в таких случаях?

Воображаемый друг ребенка – повод для радости

Появление невидимого друга у ребенка дошкольного возраста часто становится не очень приятным сюрпризом у современного неподготовленного к подобным неожиданностям родителя. Игры с воображаемым другом – отличный повод для родительской радости. И вот почему.

Причина первая – воображаемый друг помогает ребенку научиться решать сложные проблемы

Согласно наблюдениям английского психолога Карен Майджорс, получившей степень доктора благодаря изучению проблемы появления воображаемых друзей у детей дошкольного возраста, выдуманный приятель – временное явление в жизни дошкольника. Последние исследования в этой области показали, что игры с невидимыми приятелями считаются совершенно нормальным явлением в жизни ребенка до семи лет. Отсутствие воображаемого друга в последнее время может стать знаком того, что у ребенка не достаточно развито воображение и способность к креативному мышлению.

Причина вторая – игры с воображаемой свинкой или котенком помогают ребенку наладить отношения с близкими людьми

Воображаемые друзья у малыша могут появляться на детских рисунках, в ролевых играх, а также во время бесед с родителями. Иногда невидимый приятель ведет себя тихо и не проявляет себя заметным образом, но зачастую ребенок с детской непосредственностью может сказать: «Мама, пойдем в гости к Марине (выдуманному приятелю)!». И в этой ситуации все ч**н ы семьи могут принять участие в играх с воображаемым другом.

Причина третья – ребенок не болен шизофренией, а просто одарен богатой фантазией

Если ребенок разговаривает с воображаемым другом, то это лишний повод для радости, поскольку такое необычные поведение не является начальным признаком развивающейся шизофрении. Появление невидимого товарища – ободряющее свидетельство того, что в вашей семье растет будущий талантливый дизайнер или известный писатель-фантаст. Запрет дружить с выдуманным приятелем приведет к лишней психологической травме: ребенок начнет считать себя «странным», когда на самом деле его психологическое развитие не считается современными медиками каким-либо отклонением от нормы.

Ничего нет неправильного в том, что трехлетний малыш, любящий фантазировать, может начать рассказывать о том, что его друг любит играть в песочнице так же, как и он. А намеренное игнорирование «новых необычных» друзей ребенка может подтолкнуть сына начать демонстративно играть с невидимкой, чтобы взрослые наконец обратили на него внимание.

Оптимистичное и спокойное отношение к воображаемым друзьям ребенка помогут родителям позитивно повлиять на умственное развитие малыша. К тому же, по мнению английских и американских исследователей, выдуманные друзья маленьких детей с возрастом уходят в неизвестность, а повзрослевший ребенок начинает активно развивать здоровые и наполненные радостью отношений с реальными друзьями и будущем партнером по браку.

Воображаемые друзья у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Для родителей дошкольников

Рекомендации родителям по воспитанию детей

Воображаемый друг у ребенка

Есть ли у вашего ребенка воображаемый друг?

Для многих родителей появление воображаемого друга у ребенка становится пугающей неожиданностью: «Что делать? Как это понять? В здравом ли уме наш сын?» Друг, существующий только в воображении ребенка, способен напугать даже опытных родителей и стать серьезным поводом для беспокойства.

Почему родители беспокоятся, когда ребенок заводит воображаемого друга?

Мир взрослых наполнен логикой, разумными оценками и фокусированием на явлениях объективной реальности. Поэтому им очень трудно понять потребность ребенка в дружбе с воображаемым существом. Чаще всего родители не подготовлены к ситуации появления воображаемого друга из-за незнания особенностей психологического развития ребенка в дошкольном возрасте.

В каком возрасте обычно ребенок начинает играть с воображаемым другом?

Младший дошкольный возраст — наиболее благоприятное время для быстрого развития фантазии ребенка, когда начинают закладываться основы абстрактного мышления. В трехлетнем возрасте у малыша усиливается потребность в ролевых играх, поэтому появление воображаемого друга не является признаком психического отклонения в детском развитии, а доказательством правильного и успешного формирования способности к творческому мышлению. Способность к фантазированию и созданию чего-то нового и креативного требует тренировки, поэтому трехлетний ребенок и начинает играть в игру «Воображаемый друг».

Как завести воображаемого друга?

Придуманный друг — довольно распространенное явление в современном урбанизированном обществе, где ребенок с детства нацелен на умственное развитие, необходимое для успешной интеллектуальной деятельности. К примеру, среди английских детей было проведено исследование, выявившее, что половина детей дошкольного возраста, принявших участие в эксперименте, имеет воображаемых друзей и регулярно с ними общается.

Завести воображаемого друга для ребенка — вполне естественное занятие. При этом взрослый может часто не догадываться о существовании подобной дружбы у сына или дочери. Если малыш ничего не говорит о невидимом друге, то это не значит, что его не существует. К примеру, сын может их просто рисовать и об их существовании можно догадаться, только задав четкий вопрос: «А кто это едет с тобой в машине к бабушке в гости?»

Семейная игра «Воображаемый друг» полезна для умственного развития

Но не все невидимые друзья ведут себя тихо и молчаливо, никак себя не проявляя и не принося семье беспокойства. В некоторых ситуациях у малыша настолько сильно развивается воображение, что ему хочется позволить невидимому другу начать принимать активное участие в семейной жизни. В этом случае все близкие и друзья, кто в курсе существования воображаемого друга у ребенка, начинают принимать участие в играх малыша. Невидимый друг становится активным участником в семейных беседах, влияя на жизнь окружающих людей. По мнению английских психологов, такие игры с проигрыванием диалогов с невидимыми друзьями помогают дошколенку развивать способность решать сложные проблемы, логическое мышление и умение планировать.

Рассказы детей о воображаемых друзьях

Несуществующие друзья ребенка могут вполне материализоваться в виде любимой игрушки, камня или растения. «Моя Китти просит поиграть с ней, потому что ей скучно. Она ждала меня целый день, пока я была в детском саду, поэтому я не буду кушать, пока не поиграю с ней».

У ребенка может появиться взрослая подруга с необычным для человека именем, например, Гана или Бина, которая делает все, что делали близкие ребенка. Если мама уезжала в дальнюю командировку, то по возвращении из поездки она может услышать интересную историю о том, как воображаемая подруга ребенка тоже уезжала в дальние страны по делам.

Стоит ли беспокоиться, если ребенок разговаривает с воображаемым другом?

Последние исследования психологов опровергают ранее существовавшую теорию о том, что только дети с нехваткой общения обычно стремятся завести воображаемого друга. Такой невидимый собеседник может появиться не только у дошкольника, который воспитывается в семье с одним ребенком, но и у малыша из многодетной семьи. Причина появления воображаемого друга не в недостатке общения с окружающими, а в сильной потребности ребенка в развитии фантазии в особый период психологического формирования личности.

Не стоит также волноваться из-за того, что ребенок, заведший дружбу с воображаемым приятелем, начнет путать мир фантазии с реальностью. Исследования американских ученых показали, что хотя дети и испытывают сильные чувства по отношению к невидимым друзьям и получают больше радости от игры с ними, чем с детьми из реального мира, но все-таки они отдают себе отчет, что это всего лишь игра.

Воображаемые друзья у подростков

Начало дружбы с придуманным другом обычно следует ожидать в дошкольном возрасте, когда это является совершенно естественным явлением. Однако воображаемые друзья появляются у ребят и в подростковом возрасте. По мнению психологов, такое явление следует рассматривать в качестве защитного механизма, нацеленного на поддержку подростковой психики в стрессовой ситуации. Воображаемый друг у подростка помогает ему оправиться после серьезной психологической травмы. Стартовой кнопкой для активации дружбы с невидимым другом у подростка может стать смерть близкого или развод родителей, переезд на новое место жительства и потеря верного друга, обострение отношений с братьями и сестрами в семье, гибель любимого питомца.

В любом случае, при возникновении неожиданного друга у ребенка родителям важно помнить, что современная медицина не считает такое явлением признаком психологической патологии у детей и началом развития шизофрении.

Для большего успокоения родители могут обраться за помощью психолога, который после некоторого наблюдения за ребенком, вероятнее всего, порекомендует занять сына деятельность, способствующей гармоничной реализации творческих способностей малыша. Драмкружки, изостудии, танцевальные занятия и туристические клубы помогут ребенка выплеснуть накопившуюся фантазию.

Воображаемые друзья детей: как реагировать родителям?

Ваш ребенок завел себе иллюзорного друга? Вам не стоит пугаться. Вероятно, это свидетельство его творческого потенциала. Как реагировать на плоды детского воображения и даже дружить с ними, рассказывает психолог Д. Келер.

Беспокоиться ли родителям, если у ребенка появился воображаемый друг?

“Линкольн – мой дедушка, – за ужином говорит мне мой пятилетний сын. Я переспросила: “Что?”, а затем затаилась в молчании. “Да, – продолжает сын, со слезами на глазах, – я очень расстроился, когда его убили в театре”.

С этого примера из жизни, начинается исследовательская статья доктора Келер, которая раскрывает тему воображаемых друзей и тому, как отнестись к фантазиям вашего ребенка.

Каждая мама обязана знать:  Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы) система работы с детьми,

Друзей у малыша может быть много: исторические личности, герои любимых сказок или книг, киношные персонажи или же полностью выдуманные. Все они играют большую роль в его жизни и эмоциональная связь между ними очень крепкая. Но это не значит, что ваш ребенок не сошел с ума.

Психология и нафантазированные друзья

Воображаемые друзья у детей в возрасте от трех до восьми лет встречаются весьма часто, иногда этот друг может задержаться до подросткового возраста. Чаще к этому склонны девочки, образ выдуманного друга у малышей разного пола отличается.

Связь с таким другом может быть равноправной или иерархической.

Девочки чаще всего занимают позицию ухаживания, опекают «малышей» – разных зверюшек или пупсов. В свою очередь, мальчишки создают для себя знающих компаньонов, которые обладают большей силой.

Психологическое исследование показало, что есть две категории выдуманных друзей:

  1. Невидимая сущность.
  2. Персонифицированный объект.

Большинство детей знают, что их друзей нет в реальной жизни, некоторые даже говорят об этом своим родителям (к их облегчению). В выдуманном друге скрыт космос вашего малыша, его собственный мир фантазий.

Откуда берутся выдуманные друзья

Зачастую образ друга выдумывается для простого удовольствия.

В основном, дети с богатой фантазией хорошо социализированы, им нравится все, что связано с фантазией. Эти личностные качества и особенности соединяются между собой и толкают ребенка на то, чтобы создать себе нового друга.

Исследователь С. Карсон доказала, что дети заводят таких друзей с целью утоления психологических потребностей.

Необходимость в компетенции

Зачастую ребенок выступает в роли лидера в отношениях с выдуманным другом. Он начинает учить некомпетентного компаньона.

Необходимость отношений

Эмоциональная связь порой намного сильнее, нежели с реальными товарищами.

Необходимость автономии

В отдельных ситуациях выдуманный друг помогает ребенку манипулировать с целью получения полного контроля над обстоятельствами.

Устарелые мнения о выдуманных товарищах

В 1945 году доктор Спок писал в своих работах, что родителям стоит принимать меры, если малыш старше трех лет все еще играет с выдуманными товарищами. По его мнению, появление таких друзей указывает на недостаток чего-то или неприспособленности ребенка к реальной жизни.

Один из популярных психологов прошлого века Пиаже, изучавший развитие детей, сказал, что невидимые друзья – это признак нарушения развития.

Как бы то ни было, но исследовательские данные последних тридцати лет не на стороне Спока и Пиаже.

Последние изучения дают нам возможность предположить, что невидимый друг у вашего ребенка связан с благоприятными психологическими показателями в раннем и позднем возрасте.

Благоприятные психологические показатели

Если рассматривать связь детских фантазий и психологических показателей, можно выяснить, что дети, которые придумали себе друзей, имеют широкий словарный запас и развитые навыки речи. Они менее стеснительны, имеют социальную ориентацию и высокую ступень креативности.

Богатая фантазия дает лучшие результаты в тесте на творческие способности.

Любопытно, что дети, у которых имеется невидимый друг, изобретательнее своих сверстников, они не ограничены стандартами и могут придумать больше вариантов, как использовать различные предметы, например, ручку.

В итоге, исследования дают нам возможность судить о том, что ребенок с богатой фантазией, скорее всего, вырастет в креативного взрослого.

Активность ребенка

Отдельные специалисты всё ещё сомневаются во взаимосвязи выдуманных друзей ребенка и его высокой развитостью. Но существует теория, которая указывает на то, что хорошая фантазия может быть только у детей с высокими умственными способностями.

Теория положительного разрушения Домбровского скрывает в себе момент, который касается тезиса высокой возбудимости (повышенной психической возбудимости у талантливых детей). Описание этой теории пересекается с особенностями тех детей, которые имеют невидимых друзей.

Характеристики повышенной психической возбудимости фантазии детей:

  1. Часто применяют метафоры, говорят образами.
  2. Имеют возможность выдумки и фантазии.
  3. Детально визуализируют, хорошо воспринимают поэзию и искусство. Одушевляют окружающую среду и готовы к волшебству.
  4. Умеют жить в мире фантазий.
  5. Любят сказки и книги о волшебстве.
  6. Любят сцену.
  7. Неожиданно создают образы, таким способом выражая эмоциональное напряжение.
  8. Не переносят скуку.
  9. Смешивают реальность и выдумку, воспроизводят сны.

Это очень интересная арена для исследовательской деятельности, которая вскоре принесет свои плоды для детального понимания связи между возбудимостью детей и их способностью создавать себе друзей.

Еще одним полем для исследовательских новшеств является теория пятерки личностных черт. Она открыла вероятную связь между предрасположенностью выдумывать товарищей и открытостью к опыту. Что, в свою очередь, опять отсылает нас к принципу повышенной возбудимости и таланту.

«Познакомьтесь» с невидимым другом вашего ребенка

В книге “Воображаемые друзья и дети, которые их создают” автор описала выдумывание друзей как “магический круг”. У детей есть свой зачарованный мир, которым они не всегда желают делиться с кем-то еще.

И если вас, родителей, туда пустили, то стоит адекватно принять этот факт. Для вас это реальная возможность установить более тесный контакт с малышом и узнать о его мыслях с помощью изучения его мира фантазий.

А к его невидимому другу стоит отнестись бережно, не пытайтесь поставить себя выше его, так как вашему ребенку интересно самому держать ситуацию в руках. Вас должна сопровождать радость, на протяжении этого путешествия в волшебный мир. Возможно, в вашей семье растет новый Артур Конан Дойль.

Верить или нет?

Специалисты из области детской психологии настаивают на том, что выдумку маленького ребенка не стоит называть ложью. Ложь, это когда ваш ребенок уже может различить реальность и фантазии. Но эта способность приходит к ним после шести лет.

Чувствовать эту разницу они начинают с трех до шести лет, в этом возрасте начинает формироваться супер эго.

Малыш учится смотреть на себя со стороны, проводить параллель между своими поступками и действиями людей, которые его окружают, они начинают чувствовать вину и стыд. Пока он живет в своем мире игры, закон реальности ему не понятен.

Пятилетка Виталик убежден, что живет он на острове вместе с Тарзаном, Железным человеком и черепашками-ниндзя, а трехлетняя Женя, любит залезать на стол и кричать маме с папой, что это она такая большая выросла и стоит она не на столе, а на своих двух.

И в это время они не врут, они реально верят и пересказывают вам это как свою правду.

Дети обожают фантазировать. И придуманные друзья – вершина детской фантазии, за которую не стоит ругать малыша.

Необходимо понять, по какой причине у ребенка «завелся» этот друг: потому что просто скучно, потому что у него нет реальных друзей (или они его чем-то не устраивают), потому что ему не хватает родительского внимания?

Если у ребенка-дошкольника появились воображаемые друзья?

Возраст маленького дошкольника до 5 лет считается одним из периодов сильного развития воображения, это возраст полета фантазии, начало построения своего мира. Поэтому часто дети придумывают воображаемых друзей, описывают их своим родителям. Как правило, такие фантазии помогают ребенку быстрее, лучше освоиться в мире, находить новые варианты решения каких-то задач.

А вот наличие таких друзей в более позднем возрасте может вызывать у родителей уже беспокойство. К тому же, если ребенок общается только с воображаемыми друзьями, начинает оправдывать причины своего не слишком хорошего поведения воображаемыми друзьями, то это тоже должно привлечь внимание родителей, потому что в данном случае можно констатировать наличие личностных проблем у дошкольника.

О каких проблемах в отношениях может свидетельствовать наличие воображаемых друзей?

  1. В семье идет воспитание по типу гиперопеки. Такие дети зачастую становятся нерешительными, им тяжело заводить реальных друзей, поэтому уход в мир фантазии помогает ребенку проявить себя, исполнить свои мечты, просто побыть немного другим.
  2. У малыша проявляется дефицит общения в семье. Если в семье мало времени уделяется общению с маленьким дошкольником, то ребенок придумывает друзей, с которыми он может восполнить дефицит общения.
  3. Маленькое количество контактов дошкольника с одногодками. Если малыш почти все время проводит дома, не ходит в детский сад, не занимается в секциях, кружках, то у него нет возможности общаться с другими детьми. Как правило, такое отсутствие общения малыш должен чем-то заполнять, потому что социальные контакты имеют большое значение для нормального развития дошкольника. Еще один вариант: малыш ходит в садик, имеет возможность общаться с другими детьми, но при этом все равно отдает предпочтение общению с воображаемым другом, то родителям стоит обратить на это внимание. Такое поведение говорит о проблемах в умении налаживать социальные контакты с другими.
  4. Часто воображаемые друзья появляются у детей, которые сильно отличаются от одногодок. Одаренные дети не всегда умеют налаживать связи с другими детьми, поэтому им легче придумать воображаемого друга.

Стоит ли беспокоиться?

Как бы ни было, специалисты считают, что воображаемые друзья могут появляться и при нормальном развитии ребенка и в ситуациях, которые могут свидетельствовать о наличии определенных проблем. Поэтому родителям стоит внимательно разобраться в причинах появления таких друзей. В норме воображаемый друг должен соответствовать возрасту ребенка. К тому же такие персонажи не должны заменять реальных друзей.

В любом случае, родителям не стоит ругать своего малыша за появление воображаемых друзей, а попытаться разобраться, почему они появились. Расспросите малыша про друга. Таким образом вы сможете увидеть, что не устраивает ребенка, помочь ему наладить реальные отношения. С другой стороны, сами родители смогут разобраться, правильно ли они подходят к процессу воспитания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация