Вопрос адаптации ребёнка в садике


Содержание
Каждая мама обязана знать:  Защита прав детей

Анкетирование родителей в период адаптации ребенка к условиям детского сада

Период адаптации ребенка к условиям детского сада в настоящее время невозможен без профессионального психологического сопровождения родителей, педагогов и детей. Психологическое сопровождение предполагает диагностическое направление. В практике педагогов-психологов детских садов показал свою эффективность метод анкетирования родителей.

Каждая мама обязана знать:  Дочь стала очень жестокой!

Анкетирование проводится в течение всего периода адаптации. Еще до прихода ребенка в дошкольную образовательную организацию при встрече родителей и педагогов с родителями предлагается анкета-прогноз “Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение” (Печора К.Л.). Отвечая на вопросы анкеты, родители смогут оценить степень готовности ребенка к новым условиям на основе своих наблюдений и семейного опыта и предотвратить возможные трудности. На первой неделе присутствия ребенка в ясельной или младшей группе родителям предлагается анкета №1 и №2. Информация, полученная из этих анкет, дает представление педагогам и психологам детского сада о личностных особенностях ребенка, о чертах семейного воспитания, о способах психологической поддержки ребенка. На второй неделе и спустя три месяца после прихода ребенка в детский сад, родителям предлагается “Карта наблюдений”, в которой они смогут оценить физическое и психологическое самочувствие ребенка в период адаптации. Проанализировав две карты наблюдений, можно сделать вывод о наличии динамики в процессе адаптации. В конце периода адаптации мы предлагаем родителя ответить на вопросы анкеты №3. Отвечая на вопросы данной анкеты, родители анализируют домашнюю среду для развития ребенка, узнают о задачах познавательного развития ребенка 2-3 лет.

Полученные в результате анкетирования сведения помогают оказывать психологическую помощь родителям и детям в период адаптации. Предложенные анкеты являются продуктом сотрудничества и будут полезны педагогам и психологам детских садов.

Анкета-прогноз для родителей
“Готов ли ребенок к детскому саду?”

Анкета, поможет Вам оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, Вы получите примерный прогноз для своего ребенка.

1. Какое настроение преобладает у вашего ребенка в последнее время в домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное — 3 балла

Неустойчивое — 2 балла

Подавленное — 1 балл

2. Как ваш ребенок засыпает?

Быстро, спокойно (до 10 мин.) — 3 балла

Долго не засыпает — 2 балла

Неспокойно — 1 балл

3. Используете ли вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные….)?

4. Какова продолжительность дневного сна ребенка?

5. Какой аппетит у вашего ребенка?

Избирательный — 3 балла

Неустойчивый — 2 балла

6. Как относится ваш ребенок к высаживанию на горшок?

Отрицательно — 1 балл

7. Просится ли ребенок на горшок?

Нет, но бывает сухой — 2 балла

Нет, и ходит мокрый — 1 балл

8. Есть ли у вашего ребенка отрицательные привычки?

Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое) — 1 балл

9. Интересуется ли ваш малыш игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

Иногда — 2 балла

10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

Иногда — 2 балла

11. Как ваш ребенок играет?

Умеет играть самостоятельно — 3 балла

Не играет сам — 1 балл

12. Какие взаимоотношения со взрослыми?

Легко идет на контакт — 3 балла

Избирательно — 2 балла

13. Какие взаимоотношения с детьми?

Легко идет на контакт — 3 балла

Избирательно — 2 балла

14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Не всегда — 2 балла

15. Есть ли у ребенка уверенность в себе?

Не всегда — 2 балла

16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

Перенес разлуку легко — 3 балла

17. Есть ли у ребенка сильная привязанность к кому-либо из взрослых?

готов к поступлению в детский сад — 55-40 баллов;

условно готов — 39-24 балла;

не готов — 23-16 баллов.

Анкета для родителей детей раннего возраста №1

Уважаемые родители! Мы заинтересованы в том, чтобы Ваш ребенок успешнее адаптировался к детскому саду. Чтобы найти к малышу индивидуальный подход, нам необходимо знать особенности Вашего ребенка. Поэтому просим Вас заполнить ряд анкет. Спасибо за сотрудничество!

1. Как Вы называете ребенка дома? _____________________________

Нравится ли малышу свое имя? ________________________________

2. Какие индивидуальные особенности ребенка Вы хотели бы отметить?

3. Чем больше всего любит ребенок заниматься? __________________

Чем можно доставить ему радость? _____________________________

4. Существует ли дома режим дня, придерживаетесь ли Вы его?

5. Охотно ли ребенок вступает в общение:

  • С детьми своего возраста ________________________________
  • С детьми старшего возраста _____________________________
  • С родными ____________________________________________
  • Со знакомыми _________________________________________
  • С незнакомыми ________________________________________

6. Какое общение предпочитает малыш?

  • Эмоциональное
  • Предметное

7. Как ведет себя при расставании и встрече с близкими? _________

8. Как реагирует малыш на появление в привычной для него обстановке незнакомого взрослого? _________________________ Подходит ли к нему, если тот подзывает? ____________________ Есть ли в поведении элементы конфликтности? _______________

9. Каким образом устанавливает контакт с “чужим” взрослым? ___________________

10. Как ребенок играет?

  • Просто манипулирует предметами
  • Обыгрывает предметы, подражает действиям взрослых

11. Выполняет ли ребенок поручения? Какие? ____________________

12. Какие развивающие занятия Вы проводите дома? Как часто? _____________________

13. Ваши пожелания воспитателям в развитии Вашего ребенка _____ _________________

Анкета для родителей детей раннего возраста №2

1. Фамилия, имя ребенка ____________________________________

2. Фамилия, имя, отчество мамы, возраст, образование ____________________________

3. Фамилия, имя, отчество папы, возраст, образование

4. Состояние здоровья ребенка:

Наиболее частое заболевание ______________________

Хронические заболевания ребенка __________________

Перенес ли ребенок родовую травму ________________

5. Семейная ситуация:

Полная ли семья? _________________________________

Живут ли Ваши родители с Вами? ___________________

Сколько детей в семье (укажите их возраст)? ______________ _

6. К кому из членов семьи ребенок больше привязан? ____________________

7. Часто ли в Вашем доме бывают гости? _______________________

8. Насколько часто Вы ходите куда-либо с ребенком? Куда?

9. Какие привычки и традиции сложились дома:

В еде _____________________________________________

В засыпании _______________________________________

В пользовании туалетом ____________________________

Какие требования предъявляете к ребенку в эти моменты?

10. Как Вы поощряете ребенка? ______________________

11. Как наказываете? _______________________________

12. Как воспринимает детский сад ребенок?_______________

13. Как воспринимаете детский сад Вы?_________________________

14. О чем Вы тревожитесь, отдавая ребенка в группу? ________

15. Какие вопросы по воспитанию ребенка вас волнуют? _____

16. С кем из специалистов детского сада хотелось бы встретиться? _____

Спасибо за сотрудничество!

Карта наблюдений.

Уважаемые родители! Оцените наличие у Вашего ребенка следующих поведенческих реакций: подчеркните характерное для ребенка состояние в домашней обстановке в течение этой недели

1. Эмоциональное состояние ребенка.

  • Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.
  • Улыбается, настроение хорошее, спокоен.
  • Иногда задумчив, плаксив.
  • Легкая плаксивость, хныканье.
  • Плачет за компанию, плач приступообразен.
  • Сильный плач, подавленное настроение.

2. Социальные контакты ребенка.

  • Много друзей, охотно играет с детьми.
  • Сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми.
  • Безразличен к играм, отстранен, замкнут.
  • Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.
  • Проявляет тревогу, бросает начатые игры.
  • Недружелюбен, агрессивен, мешает играть другим.

3. Сон ребенка.

  • Спокойный, глубокий, засыпает быстро.
  • Спокойный.
  • Засыпает нескоро, спит спокойно, но недолго.
  • Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.
  • Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.
  • Отсутствие сна, плач.

4. Аппетит ребенка.

  • Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.
  • Нормальный аппетит, ест до насыщения.
  • Аппетит выборочный, но насыщенный.
  • Отвергает некоторые блюда, капризничает.
  • Приходится следить за тем, чтобы ел, ест неохотно, долго.
  • Отвращение к еде, кормление мучительно.

Анкета для родителей детей раннего возраста №3

Уважаемые родители! В раннем возрасте ребенок активно познает окружающий мир, поэтому так важно создать вокруг малыша среду, которая развивает и воспитывает его. Прочтите, пожалуйста, высказывания и подчеркните те из них, которые Вам подходят.

1. У моего ребенка есть отдельная комната (уголок), где он может играть и хранить свои игрушки.

У моего ребенка нет определенного места, где он играет.

У ребенка есть определенное место, где он играет.

2. В игровом уголке есть стол и стул, подходящие для его возраста.

3. На полке у моего ребенка больше кубиков, конструкторов, пирамидок.

На полке у моего ребенка больше машинок, кукол, мягких игрушек.

4. У моего ребенка есть любимая игрушка.

У моего ребенка нет любимой игрушки.

5. Моего ребенка мало интересуют игрушки, он любит играть другими предметами.

6. Моему ребенку всегда доступна бумага, карандаши, пластилин, краски.

Моему ребенку недоступны бумага, карандаши, пластилин, краски.

7. Я каждый день читаю книги своему ребенку.

У меня нет времени на чтение книг.

8. У моего ребенка есть любимая сказка, которую он готов слушать много раз. Какая?

9. В нашем доме имеется спортивный комплекс.

10. Мы вместе с ребенком делаем зарядку, занимаемся спортом.

Спасибо за сотрудничество!

Использование данных анкет поможет психологам и воспитателям обеспечить психолого-педагогическое сопровождение адаптационного процесса, квалифицированно оказать помощь родителям, дети которых испытывают трудности в адаптации к условиям детского сада, постепенно включить родителей в образовательный процесс.

Адаптация ребенка к ДОУ: советы родителям

Адаптация ребенка в детском саду — важный этап для родителей и их детей. Это первая ступенька к жизни без постоянного присутствия рядом с малышом мамы или папы. Она может затянуться, но может пройти быстрее и не так болезненно, если следовать несложным советам.

Информация для родителей по адаптации в детском саду

Что такое адаптация к детскому саду

Адаптация ребенка к детскому саду — это способность малыша принять новую среду, новые условия жизни и новое окружение. Ребенок сталкивается с рядом изменений:

  • рядом с ним не находятся постоянно мама, папа или другие близкие люди;
  • ему приходится быть рядом с другими детьми;
  • нужно слушаться воспитателя, чужих взрослых;
  • от него требуют соблюдать распорядок дня детского сада;
  • личностное общение воспитателя с ним недолгое, воспитатели общаются одновременно со всей группой ребятишек.

Все это приводит к внезапному стрессу у малыша. Он пытается протестовать или приспосабливаться к изменившимся условиям. Понять, что ребенок перегружен эмоционально и психологически, можно по признакам:

  • резкая смена поведения — активные малыши затихают, а спокойные начинают вести себя агрессивно;
  • откат в умениях ребенка — малыш, умеющий говорить, одеваться, ходить на горшок, после посещения детского сада
  • отказывается от всех или от одного из этих навыков;
  • у ребенка нарушается сон — он плохо засыпает и просыпается со слезами, отказываясь идти из дома в садик;
  • у малыша пропадает аппетит, он не хочет есть незнакомую ему еду в незнакомом месте;

  • у малыша на фоне общего стресса снижается иммунитет.

По мере того, как ребенок привыкает к детскому саду, все эти проблемы сглаживаются или полностью исчезают.

Как адаптируются дети: степени адаптации

По тому, как долго ребенок привыкает к детскому саду и как ярко выражены его реакции, проблемное поведение, выделяют степени адаптации.

Легкая адаптация

Это наилучший вариант развития событий. Ребенок привыкает к изменениям быстро, в течение месяца он втягивается в новые условия. По каким признакам судят о легкой адаптации:

  • малыш без истерик и слез отпускает маму, не пытается выбежать из группы, остановить уходящего родителя;
  • он умеет контактировать с другими детками, не боится первым идти на контакт;
  • когда обращается к воспитателям, смотрит им в глаза;
  • может попросить о помощи;
  • рассказывает дома о том, как провел время в детском саду;
  • легко подстраивается под распорядок дня;
  • адекватно реагирует на похвалу или неодобрительные замечания воспитателей;
  • может заниматься чем-то самостоятельно, не требует постоянного внимания к себе.

Средняя адаптация

Средняя адаптация затягивается на срок не меньше полутора месяцев. Малыш показывает, что ему не нравится такая смена обстановки, он часто болеет, но постепенно подстраивается под изменившееся окружение и способен влиться в детский коллектив. Как ведет себя малыш при средней степени адаптации:

  • ему тяжело отпустить маму, после того, как родители ушли, он некоторое время плачет;
  • если ребенка отвлечь, он забывает о расставании и играет;
  • малыш общается с воспитателями, с другими детками;
  • он адекватно реагирует на обращение старших, на замечания;
  • ребенок соблюдает правила и распорядок дня;
  • он не часто конфликтует с другими детьми или воспитателями

Тяжелая адаптация

Детки, которым адаптация дается особо тяжело, привыкают к садику от двух месяцев до нескольких лет. Бывают случаи, когда ребенок не может никак адаптироваться и не может посещать садик. Как понять, что у малыша тяжелая адаптация к детскому саду:

  • ему очень сложно отпустить родителей, расставание затягивается, сопровождается слезами, истериками или оцепенением;
  • малыш отказывается заходить из раздевалки в помещение группы;
  • он не хочет общаться ни со взрослыми, ни с другими детками;
  • он не хочет кушать, спать днем, играть;
  • проявляет агрессию или замкнутость;
  • когда к нему обращаются воспитатели, реагирует неадекватно (пугается или плачет).

Что влияет на адаптацию

Чтобы адаптация ребенка прошла успешно, нужно учитывать ряд факторов. На длительность адаптационного периода влияет возраст малыша, уровень его психологического, интеллектуального и физического развития, его здоровье и степень общительности, социализации.

Возраст малыша

По мнению психологов, оптимальный возраст для начала посещения детского сада — три года. Если малыша отдают в сад слишком рано, он просто еще не умеет общаться с другими детками и ему трудно принять новую обстановку.

В возрасте от года до трех лет формируются детско-родительские отношения. Разлука с мамой в это время нарушает у малыша базовое доверие к миру, ему страшно, что мама не вернется.

Более взрослым деткам поход в садик дается легче еще и потому, что у них есть навыки самостоятельности, необходимые для посещения садика: одеваться, кушать, пить, ходить на горшок. Когда у ребенка есть базовые навыки самообслуживания, привыкание к саду проходит легче.

Здоровье малыша

Деткам с хроническими заболеваниями тяжелее привыкнуть в детскому саду. Из-за особенностей здоровья, повышенной привязанности к родителям им тяжело расставаться надолго с близкими.

Ребятишкам, болеющим часто и подолгу, врачи рекомендуют не торопиться с садиком.

Психологическое развитие малыша

Если психологическое развитие ребенка отклоняется от средних показателей, это сказывается на успешном привыкании к саду.

Когда малыш отстает в развитии, ему нужна особая программа корректировки, компенсации, чтобы он смог догнать остальных деток в развитии и познавательной активности.

Если у ребенка развитие выше среднего, ему тоже сложно влиться в детский коллектив, трудно контактировать с остальными ребятишками из-за разных уровней развития познавательных способностей.

Степень социализации

Чем проще малышу заводить знакомства, общаться с другими детьми и взрослыми, тем проще проходит его адаптация. К садику быстрее привыкают те детки, которые не общались раньше только с родителями и ближайшими родственниками.

Деткам, у которых нет опыта общения с другими детьми, тяжело дается адаптационный период. Они не умеют общаться, не знают, как разрешать конфликты — это пугает и тревожит их.

Этапы адаптации

Адаптация — процесс сложный, состоящий из нескольких этапов. На протяжении каждого из периодов есть своя интенсивность негативных реакций малыша:

  1. Первый этап — острый период. Ребенок возбужден, он нервничает, капризничает, плачет, могут быть истерики. На этом этапе стресс приводит в снижению иммунитета малыша.
  2. Второй этап — умеренно острый период. Негативные реакции уже не так ярко выражены, ребенок начинает приспосабливаться к переменам. Возбуждение снижается, улучшается аппетит, сон, эмоциональное состояние малыша.
  3. Третий этап — компенсированный. В этот период формируется стабилизация состояния малыша. Он вливается в коллектив, восстанавливаются его привычные реакции. Появляются новые навыки самостоятельности.

Памятка для родителей: что делать для успешной адаптации малыша, и основные ошибки

Ребенку тяжело расставаться с мамой — самым близким и любимым человеком. Детки плачут утром в детском саду, потому что им грустно и страшно расставаться с мамой. Нельзя оставлять ребенка и уходить тайком или отрывать его от себя силой и заталкивать в игровое помещение. Малышу нужно понимать, что расставание — это нормально, и мама обязательно вернется.

Как помочь своему малышу — советы родителям по адаптации ребенка к детскому саду:

  1. Подготовьтесь к саду. Расскажите ребенку, зачем ходят в садик, что там делают. Расскажите об игрушках, занятиях, новых друзьях. Обязательно объясните, как вести себя, если захотелось в туалет на прогулке, что делать, если малыша обидели, если он ударился или испачкался. Страх — в незнании. Когда ребенок знает, что его ждет, ему не так страшно.
  2. Будьте позитивны. Будьте готовы отпустить ребенка, доверить его чужим людям. Расставайтесь с малышом спокойно, с любовью, а не слезами на глазах и трепещущим сердцем. Не ругайте в присутствии ребенка ни садик, ни воспитателей.
  3. Создайте ритуалы, поддерживайте их. Однообразие, привычные и понятные действия очень успокаивают. Создайте со своим малышом особые ритуалы: как вы прощаетесь, обнимаете, целуете, что говорите. Как вы встречаетесь, что говорите и что делаете при встрече.
  4. Не говорите малышу грубостей. Не срывайте на нем свое раздражение. Не угрожайте, что оставите в саду и не придете за ним, если он не перестанет плакать и не отпустит вас. Сдерживайте себя, ваша злоба и несдержанность — опасные зерна. Ваша любовь и терпение — это то, что даст плоды любви и благодарности в будущем.
  5. Понимайте малыша. Жалейте его, поймите, как ему нелегко в этот период. Уделяйте ему больше внимания и ласки, и не перегружайте дополнительными занятиями, кружками и прочими развивающими играми.
  6. Будьте ответственны за свое решение. Не нужно ждать, что ваш ребенок легко и без проблем пойдет в садик. Будут слезы, будут негативные эмоции. Этого не нужно бояться. Важно понимать, для чего вы это делаете. Помогите ребенку пройти этот непростой период, поддерживайте его, дайте понять, что видите, как ему трудно, но он такой молодец, так хорошо справляется.

Что нельзя делать:

  1. Сравнивать. Ваш ребенок не обязан привыкнуть к садику так же быстро, как дети ваших друзей или знакомых.
  2. Обманывать. Если пообещали, что заберете ребенка через час, так и сделайте. Если будете обещать забрать пораньше, а приходить поздно вечером, ребенок перестанет вам доверять, будет чувствовать, что его предают.
  3. Наказывать долгим пребыванием в саду. Нельзя наказывать ребенка за провинности более долгим пребыванием в садике, от этого адаптация пойдет только хуже.
  4. Подкупать. Дарить игрушки и сладости только за хорошее поведение в саду. В дальнейшем это может привести к шантажу, когда дети требуют ежедневных подарков, а если их нет — устраивают истерики.
  5. Отводить в сад больного ребенка. Если малыш плохо чувствует себя, не нужно вести его в сад. Это только больше ослабит ребенка, и болезнь может затянуться на длительный срок.
  6. Уходить, не попрощавшись с малышом, тихо исчезнуть. Это подрывает базовое доверие ребенка к вам: раз мама может так внезапно исчезнуть, она может и не вернуться. В этом случае адаптация к саду только задерживается.

Адаптационный период — непростое время. Нужно запастись терпением и любовью, тогда у вас обязательно все получится. Удачной адаптации вам и вашим деткам!

Хотели как лучше: 9 грубых ошибок родителей и воспитателей в дни адаптации ребёнка к садику

Многие мамы с нетерпением ждут того момента, когда их чадо пойдёт в детский сад, чтобы скорее выйти на работу. Другие же стремятся определить ребёнка в детский коллектив, чтобы он приобрёл навыки социализации, всесторонне развивался. И тем и другим хочется, чтобы кроха спокойно воспринял эту перемену в своей жизни, поладил с воспитателями и другими детками, по утрам шёл в садик с радостью. Однако порой родители и сотрудники ДОУ ведут себя не совсем правильно, совершают досадные ошибки, которые мешают адаптации крохи к новым условиям.

Изначально неправильный настрой на посещение садика

Некоторые мамы заранее рисуют ребёнку идиллическую картину пребывания в садике (море игрушек, развлечения и прогулки с утра до вечера). Естественно, доверчивый малыш настраивается на всё это, а затем сталкивается с «суровой» реальностью.

Противоположный вариант — взрослые, наоборот, пугают садиком за непослушание («Вот скоро пойдёшь в детский сад — там воспитатели не будут терпеть такое поведение!»).

Иногда родители изначально запугивают ребёнка садиком, обещают, что там у него не получится баловаться так, как дома

Иногда, когда малыша уже начал ходить в садик, мама при ребёнке позволяет себе высказывать негатив в адрес сотрудников ДОУ («Не повезло нам с воспитательницей!»).

Лучшая позиция в данном случае — осознанная необходимость. Рассказывать о садике нужно честно, без негатива и чрезмерного восторга. Можно почитать малышу рассказы и стихотворения о детском саде, показать картинки.

Исчезновение мамы — грубейшая ошибка воспитателей

Когда кроха впервые приходит в ДОУ, чаще всего он заинтересован и смело отходит от мамы, увлечённый детьми и новыми игрушками. И та, часто по совету воспитателя или нянечки, тихонечко убегает, чтобы не «спугнуть» своё чадо, даже не попрощавшись с ним, не сказав, когда придёт.

Естественно, малыш очень быстро обнаруживает мамино исчезновение, его охватывает тревога, паника, страшные предположения («А вдруг мама больше никогда не придёт, вдруг она меня бросила!»). Для крохи это равносильно тому, что потеряться в гипермаркете. После таких «хитростей» ребёнок, наоборот, надолго «прилипнет» к родному человеку, будет бояться упустить маму из виду (само слово «садик» долгое время может вызывать плач, а то и истерику).

Когда мама исчезает, не попрощавшись, малыша охватывает страх, паника — ему кажется, что его бросили здесь навсегда

Поэтому никогда не нужно уходить незаметно — это нечестно по отношению к ребёнку. Лучше всё ему объяснить и спокойно попрощаться («Мне нужно идти на работу, чтобы зарабатывать денежки тебе на игрушки, как только освобожусь, я тебе сразу заберу»).

Очень важно, чтобы до сада у малыша был опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов.

Долгие проводы — лишние слёзы

Это противоположная крайность. Мамы, которым, как правило, никуда не нужно спешить, устраивают в раздевалке многоминутные прощания с объятиями, поцелуями, обеспокоенным выражением лица. Такое поведение вызывает у малыша подозрения: что-то здесь не так, «дело нечисто».

Рекомендации будут такими же, как и в предыдущем пункте. И очень важно — спокойный тон, уверенность в себе, улыбка на лице.

Долгое пребывание в детском саду в период адаптации

Отдельные родители полагают, что приучать малыша к садику нужно не постепенно, а сразу оставлять его там на целый день. Мол, так он быстрее привыкнет к новой обстановке, воспитателю, детям. На самом деле такая тактика ошибочна. Ведь кроха попадает в совершенно новые условия, это нагрузка для его психики, а её нужно щадить.

Ребёнка, не приученного к садику, недопустимо сразу же оставлять там на целый день

Психологи советуют выбирать именно плавное приучение. Вначале ребёнка оставляют в садике всего на пару часов, затем на полдня, после забрать кроху можно сразу после тихого часа, а потом уже и оставить на целый день. Каждый из указанных этапов может занимать разное время — какое точно, подскажет самочувствие малыша и мамина интуиция.

Неправильный домашний режим дня

Некоторые семьи не уделяют большого внимания режиму дня ребёнка. И когда он начинает ходить в ДОУ, появляются проблемы. Например, малыш привык ложиться спать вместе со взрослыми после 22.00. Конечно же, ему будет очень сложно подняться в 7, а то и 6 часов утра. В садике он будет сонным, раздражительным.

Поэтому чтобы облегчить своему чаду адаптацию, нужно заблаговременно перевести его на правильный режим, в том числе и в выходные дни.

Быстрые сборы, или спим до последнего

В принципе, эта ошибка — следствие предыдущей. Сердобольная мама до последнего оттягивает момент пробуждения малыша, чтобы он лучше выспался. В результате его будят буквально за 5 минут до выхода из дома. В результате получаются нервные сборы, родители раздражаются, нет времени уделить ребёнку ласку и нежность. Кроха только и слышит: «Одевайся быстрее!», «Бежим, а то опоздаем в садик!». В садик ребёнок приходит с испорченным настроением, равно как и мама.

Если ребёнка будят в последний момент, всей семье обеспечено нервное утро, а малышу испорченное настроение в садике

Просыпаться в садик нужно заранее. Пусть малыш понежится в постели, можно сделать ему массаж, погладить головку, поцеловать его и пр. На дорогу также нужно оставить достаточно времени, что полюбоваться деревьями, небом, птичками и пр. В итоге ребёнок будет бодрым, в хорошем настроении.

Несистематичное посещение

Обычно это бывает, когда мама не работает или есть бабушка, всегда готовая посидеть с малышом. Один день детский сад пропускается потому, что очень хочется спать, в другой раз просто лень идти, потом будет дождливая погода и пр. Дети же быстро понимают такие вещи и начинают манипулировать, идти на хитрости («хочу спать», «болит головка (ножка, пальчик)» и пр.).

Вывод: посещение ДОУ должно быть систематичным. Нужно объяснить ребёнку, что это его работа, ходить в садик нужно каждый день (как, например, папа ходит на службу).

Разные требования дома и в садике

Очень часто дети оказываются не приучены к садовскому питанию. Есть те, кого до 2–3 лет кормят пюре из баночек, растворимыми кашками и пр. В результате у ребёнка почти не развит жевательный навык, а в детском саду ему сразу предлагают запеканку, котлету, гуляш и пр. Опять-таки у малыша слёзы (его заставляют всё это есть), а воспитатели и няня раздражены.

Ещё один момент — некоторые дети дома приучены есть только у телевизора (под мультик), или в процессе приёма пищи мама разрешает расхаживать по комнате. Конечно же, в ДОУ будут неизбежны проблемы с адаптацией.

Ещё одна головная боль воспитателей — малыши, которые привыкли засыпать только с укачиванием.

Некоторых детей до 2–3 лет кормят протёртой пищей, конечно же, садовская еда вызывает у них протест

Поэтому задача родителей — опять-таки заранее подготовить кроху к новым условиям и требованиям.

Незаинтересованность в адаптации ухаживающего взрослого

Бывает, что мама рано выходит на работу, а малыша к садику приучает няня, которая давно с ним сидит или бабушка, которой только в радость понянчиться с любимым внуком (родители же настаивают на социализации ребёнка). В обоих случаях провожающие в садик могут быть не заинтересованы в адаптации: няне не хочется терять работу, а бабушка желает заботиться о внуке сама.

Некоторым бабушкам только в радость сидеть с внуком или внучкой, а родители зачем-то определяют малыша в детский сад

Вывод: приучать к садику ребёнка желательно само́й маме, ведь это очень ответственный этап в жизни крохи.

В период подготовки к детскому саду и во время привыкания к нему родители часто совершают массу ошибок. В отдельных случаях их подталкивают к этому сами сотрудники ДОУ. Между тем от успешной адаптации зависит дальнейшее пребывание ребёнка в дошкольном учреждении. И от взрослых зависит, будет ли он ходить туда с радостью или с унылым видом.

Адаптация ребенка в детском саду

С проблемой привыкания малыша к новым условиям сталкивается большинство родителей. Сложнее всего приходится одаренным или отстающим в развитии крохам. Они нуждаются в особом подходе, определенных условиях воспитания. Остальные детки приспосабливаются к новой среде за 1-4 месяца. Процесс может быть легким, средней тяжести и тяжелым.

Что такое адаптация

Под термином понимают период привыкания человека к новой среде. Время характеризуется некоторыми изменениями психики. На них затрачивается огромное количество энергии, организм перенапрягается. В дошкольном учреждении стресс вызывают следующие факторы:

  1. Необходимость подчинения требованиям незнакомых людей.
  2. Отсутствие поблизости родителей.
  3. Необходимость соблюдения строгого дневного режима.
  4. Отсутствие большого внимания со стороны педагога.
  5. Необходимость взаимодействия со множеством незнакомых людей.

Адаптация детей к детскому саду длится 3-4 недели или 2-4 месяца. Чтобы минимизировать стресс, не проявляйте гнев, агрессию. Старайтесь окружить кроху вниманием и заботой, поддерживайте позитивными разговорами о детках и воспитателях.

Степени адаптации ребенка в детском саду

Новая среда меняет поведение человека. Привыкание к детскому саду может происходить следующим образом:

  • Творческий стиль – проявление активных действий для изменения среды под себя.
  • Конформный стиль – приходится приспосабливаться к новым условиям.
  • Стиль избегания – хочется спрятаться от внешнего мира от нежелания или неспособности изменять сложившиеся обстоятельства.

При активном социальном участии (творческий стиль) кроха быстрее адаптируется в садике. Вялым, медлительным деткам приходится подстраиваться под внешние условия. Так период адаптации ребенка к детскому саду проходит дольше. Самым неэффективный – стиль избегания. Замкнутые детки тяжелее всего привыкают к новой среде.
Психологи выделяют три степени адаптации:

  • Легкая – привыкание ребенка к детскому саду за 10-15 дней. Срывы, истерики случаются очень редко. Детки хорошо ведут себя в группе, соглашаются общаться, редко капризничают, адекватно реагируют на замечания, практически не болеют.
  • Средней тяжести – поведенческие реакции восстанавливаются через 2 месяца. Возможны потеря веса, психический стресс. Малыш плачет до садика, в группе успокаивается, начинает играть, общаться с другими детьми. Болезни возникают редко (возможны ОРВИ, ОРЗ).
  • Тяжелая – длится до 6 месяцев. Возможен срыв адаптации, продление срока привыкания. Сильно травмируется психика. Ухудшается аппетит, нарушается сон, мочеиспускание. При тяжелой адаптации появляются капризы, раздражительность, плаксивость. Малыш соглашается общаться с новыми людьми только в присутствии родителей, не может играть, пугается при замечании или похвале педагога.
  • Пассивная или отсроченная – в группе поведение хорошее, дома капризы, плохой сон. При такой адаптации на помощь придут терапевтические сказки про жизнь в группе.

Почему ребенок плохо привыкает к садику

Капризы и плач могут быть перед посещением ДОУ, после него, в процессе всего времени пребывания в адаптационной группе. Причины стресса:

  • Страх всего нового и неизвестного – особенно проявлен до 3 лет. Причины – из спокойной домашней обстановки кроха попадает в заведение со множеством незнакомых людей, приходится соблюдать новый режим.
  • Перевозбуждение. Днем кроха испытывает массу эмоций, из-за чего появляются нервозность, капризность, плаксивость.
  • Неспособность самостоятельного обслуживания. Может появиться растерянность, если не оказывают привычную помощь.
  • Психологическая неподготовленность к садику. Происходит из-за недоработки родителей или индивидуальных особенностей развития крохи.
  • Отрицательное первое впечатление. Плачь ровесников, слишком строгое отношение родителей, педагогов (например, воспитательница может кормить насильно) пугают малыша. Из-за этого он будет отказываться посещать группу.

От чего зависит адаптационный период

Процесс привыкания к садику проходит по-разному. Это зависит от следующих факторов:

  1. Возраст – сложнее проходит адаптация детей раннего возраста – до одного года. У слишком маленьких деток еще нет самостоятельности, есть сильная психологическая привязанность к матери, чего нельзя сказать про более взрослых малышей. 3-4-летний ребенок меньше испытывает стресс, если поблизости нет родителей.
  2. Темперамент – сангвиники могут адаптироваться быстрее, чем меланхолики и холерики.
  3. Состояние здоровья и уровень развития – физически и психологически здоровому малышу легче адаптироваться. Советы родителям – болезненных деток отдавайте в ДОУ около 4 лет, перед посещением проконсультируйтесь с лечащим врачом. В адаптационный период может часто меняться настроение, еще больше снизится иммунитет, повысится восприимчивость к инфекциям.
  4. Уровень психологического развития – тяжелее адаптироваться умственно отсталым и одаренным деткам. Им сложно находить общий язык со сверстниками. Таким детям нужны специальные образовательные программы, серьезная поддержка родителей.
  5. Уровень коммуникабельности, социализации – общительные детки быстрее привыкают к педагогам, ровесникам. Перед садиком старайтесь создавать условия, где нужно проявлять новые формы поведения – ходите к друзьям, выезжайте на природу с незнакомыми людьми.
  6. Обстановка в семье – конфликты родителей могут спровоцировать психотравму у малыша. Ему будет сложнее адаптироваться – слушать педагогов, общаться с чужими людьми. Советы по поведению родителей – создавайте теплую атмосферу, выстраивайте близкие и доверительные отношения. Так малыш сможет положительно реагировать на любые требования старших.

Со скольки лет лучше отдавать в ДОУ

Психологи рекомендуют посещать садик с 3,5-4 лет. Такие детки владеют речью, с ними легко договариваться. Минусы возраста – сложнее адаптироваться из-за сформированных привычек – их тяжело менять. Это корректируется воспитанием родителей в условиях частой смены обстановки. Чтобы минимизировать риск сложной адаптации, посещайте садик в 2-2,5 года.

Этапы привыкания

Адаптация в ДОУ условно делится на несколько периодов. На каждом из них ребенок проявляется по-разному:

  • Острый – организм испытывает стресс, максимально напряжен, возбужден. Малыш становится плаксивым, раздражительным, капризным, истеричным. Адаптация к детскому саду проявляется физически – наблюдаются изменение кровяного давления, частоты сердечного ритма, снижение иммунитета, повышенная восприимчивость к инфекциям.
  • Умеренно острый – снижаются негативные проявления, кроха постепенно приспосабливается к новой обстановке. Снижаются возбудимость и нервозность, улучшается аппетит, сон, нормализуется психоэмоциональная сфера. На этой стадии важно, чтобы малыш не испытал дополнительный стресс (болезнь или конфликты дома). Иначе возможно возвращение истерик, плаксивости, нежелания расставаться с матерью.
  • Компенсированный – на данном адаптационном этапе стабилизируется уравновешенное состояние, ребенок хорошо взаимодействует с детьми, педагогами в садике. Удачно проходит обучение, привитие новых навыков – например, малыш начинает самостоятельно ходить на горшок, одеваться, пользоваться столовыми приборами.

Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду

Основное правило – активно поддерживать малыша психологически. Помочь крохе адаптироваться можно так:

  1. Придерживайтесь дневного распорядка ДОУ. Так будет меньше ощущаться дискомфорт от новых условий.
  2. Расширяйте круг общения, развивайте коммуникативные навыки. Посещайте кружки, ходите по гостям.
  3. Дома обсуждайте положительные моменты из жизни в группе. Договоритесь повторить их на следующий день. Это станет толчком к позитивному поведению.
  4. Сведите к минимуму просмотр телевизора, не организуйте шумные мероприятия. Это снизит нагрузку на нервную систему малыша. Чтобы помочь ему пережить стресс – проводите время за чтением книги, рисованием, лепкой.
  5. Ложитесь спать как можно раньше. Это поможет быстрее восстановить психологическое и физическое здоровье при адаптации.

Чтобы помочь быстрее адаптироваться, нельзя совершать следующих ошибок:

  • Ругать, стыдить, сравнивать с другими детьми.
  • Пугать садиком, воспитательницами.
  • Обманывать, что придете очень скоро.

Чем более самостоятельные детки, тем им проще адаптироваться. Старайтесь заранее подготовиться к садику. Малыш должен уметь:

  • Ходить на горшок.
  • Умываться, вытираться.
  • Хотя бы частично одеваться, обуваться.
  • Пользоваться столовыми приборами, самостоятельно есть.

Помощь воспитателей

Заранее расскажите педагогу, как малыш себя ведет, во что любит играть, какую еду предпочитает. Так вы сможете помочь воспитателю найти подход к ребенку. Основные задачи педагога на адаптационный период в детском саду:

  • Создание комфортной и спокойной атмосферы.
  • Радостная встреча детей в детском саду утром.
  • Организация рационального графика.
  • Знакомство с детьми, близкое общение, установление открытых доверительных отношений.
  • Приобщение малышей в доступной форме к правилам ДОУ.

О чем разговаривать с малышом

Почаще напоминайте о садике. Говорите только в позитивном ключе, но не переусердствуйте. Не расписывайте все в слишком радужных красках, иначе малыш разочаруется в ровесниках и воспитателях. Советы по выстраиванию разговоров о садике:

  • Объясняйте, что такое ДОУ, почему туда нужно ходить. Пример речи: «Детский садик – это большой дом для малюток. Чтобы они могли играть, гулять и кушать, пока родители на работе».
  • Скажите, что садик – это место работы для детей. Мама работает бухгалтером, папа – программистом, малыш должен трудиться «дошкольником», потому что стал совсем взрослым.
  • Проходя мимо садика, напоминайте малышу, что скоро он сможет посещать это заведение, чтобы играть, гулять с детьми.
  • Говорите в присутствии других людей, что гордитесь новоиспеченным дошкольником.
  • Чаще рассказывайте о режиме детского сада. Так кроха будет увереннее вести себя при адаптации.
  • Говорите, к кому нужно обращаться за помощью. Уточняйте, что не всегда воспитатель сможет мгновенно отреагировать на просьбу, потому что может быть занят другими делами.
  • Расскажите свою историю посещения садика. Покажите старые фотографии с утренников.

Как вести себя родителям, когда ребенок идет в детский сад

Расставание – самый важный момент при адаптации малыша на новом месте. Во избежание каприз, слез и прочих негативных проявлений учтите следующие советы:

  • Если малыш сильно привязан к вам, пусть его отведет в детский сад хорошо знакомый человек – например, бабушка, дедушка или иной родственник.
  • Идите в ДОУ с любимыми игрушками. С ними ребенок не будет чувствовать себя одиноким.
  • Сначала оставляйте малыша в детском садике на 3 часа. Привыкание к новому месту должно быть постепенным.
  • При адаптации обязательно сообщайте время своего возвращения (например, после завтрака, обеда или прогулки). Придумайте свой ритуал прощания в детском саду. Договоритесь, чем малыш будет заниматься без вас на игровой площадке. Так ребенок не будет чувствовать себя брошенным.
  • Прощайтесь веселым голосом – это придаст уверенности.

Проблемы адаптации малыша

Если ребенок пошел в садик и стал капризным – это говорит о переживании им стресса. Такое состояние негативно сказывается на организме и провоцирует осложнения:

  1. Нарушение сна – при перенапряжении и возбуждении сложно успокоиться, настроится на полноценный отдых.
  2. Снижение аппетита – при адаптации наблюдается нежелание пробовать блюда в детском садике.
  3. Утрачивание прежних психологических умений и навыков – детки могут перестать самостоятельно надевать колготки, хорошо говорить, умываться, пользоваться столовыми приборами, носовым платком, ходить на горшок.
  4. Снижение интереса ко всему новому – при адаптации не радуют игрушки, дети в садике.
  5. Несвойственные психологические состояния – при адаптации подвижные дети становятся апатичными, медлительными, неконтактными, спокойные – раздражительными, неуправляемыми, гиперактивными.
  6. Снижение иммунитета – снижаются защитные функции организма, возникают инфекционные заболевания.
  7. Негативные эмоциональные состояния – при адаптации возможны хныканье, плачь, истерики, гнев, агрессия.

По мере привыкания крохи к новым условиям указанные проявления исчезают. При успешной адаптации в детском садике нормализуется эмоциональное состояние. Малыш может по-прежнему не любить ДОУ, но внутри понимает необходимость его посещения. При появлении новых психоэмоциональных расстройств при адаптации (истерик, страхов, нездоровых привычек, пугливости), возможно, стоит прервать посещение ДОУ.

Что делать, если ребенок никак не привыкнет к детскому саду

Некоторые дети адаптируются более полугода. Могут проявляться гиперреактивность, апатия, тревожность, агрессия и прочее. Рекомендуется обратиться к педиатру, психологу или невропатологу. Специалист даст советы по адаптации, может порекомендовать сменить садик или отложить его посещение на 1-2 года.

Адаптация к детскому садику: ваши вопросы?

Вопрос детского садика в современном обществе решается по-разному.

Кто-то водит, кто-то не водит.

И это прекрасно, когда есть выбор и есть осознанный подход к данному вопросу.

Нашим мамам, да и нам, в этом отношении не позавидуешь: пришло время выходить на работу — иди!

Работодателя мало волнует сколько ребенку: 3 месяца или 1 год.

Сколько травм, сколько переживаний это сформировало внутри нас — можно лишь догадываться или выявлять на встрече с психологом.

Именно поэтому хочется, чтобы ребенок, которого планируют отдавать начинать водить в детский садик:

  • смог пройти адаптацию максимально мягко и бережно,
  • чтобы отношения с воспитательницей стали близкими,
  • ребенок испытывал привязанность к этому человеку,
  • и не ощущал себя брошенным родителями.

Пока у нас есть пара дней на подготовку, и ждем всех желающих принять участие в этой неделе подготовки к детскому садику, давайте познакомимся.

Важно, чтобы вы чувствовали себя безопасно, и могли писать, то, что Вас волнует.

Я уже дважды отдавала детей в детский сад, и знаю, как это тяжело.

Тяжело и Вам, и ребенку.

Чтобы внутри Вас было спокойствие, а ребенок чувствовал лишь любовь и поддержку с Вашей стороны, мы и проведем этот небольшой флэш-моб.

Напишите, пожалуйста, в комментариях к этому посту:

  1. Сколько лет вашему ребенку?
  2. Когда он идет в садик?
  3. Что будет для Вас наилучшим результатом от прохождения этой недели подготовки себя, и ребенка, к посещению детского садика?
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация