Вопрос сексопатологу, специализирующимуся на работе с детьми


Содержание

Сексопатолог

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Сексопатолог – это специалист, который занимается диагностикой и лечением сексуальных расстройств и нарушений, как у мужчин, так и у женщин. Давайте рассмотрим особенности работы сексопатолога, методы, которые использует врач в своей работе и когда необходимо обращаться за помощью к врачу.

Сексопатолог помогает восстановить сексуальную гармонию в семьях, лечит различные заболевания (импотенцию, преждевременную эякуляцию, пониженные функции либидо). Также, врач занимается лечением расстройств и нарушений сексуального характера, извращения, патологии и отклонения, которые вызывают расстройства в сексуальной жизни.

Область знаний и исследований, в которой специализируется врач – это сексопатология, то есть наука о половой жизни. Сексопатология это область клинической медицины, которая занимается диагностикой, лечением и профилактикой половых расстройств. Сексопатолог изучает эмоциональные, личностные и функциональные аспекты расстройств, которые провоцируют сексуальные патологии. Врач исследует закономерности развития патологий и отклонений, основываясь на гинекологию, урологию, невропатологию, психиатрию, эндокринологию.

Кто такой сексопатолог?

Кто такой сексопатолог – это врач, который занимается диагностикой и лечением сексуальных расстройств. Врач диагностирует психологические и другие отклонения, которые влияют на сексуальную жизнь. Сексопатолог консультирует семейные пары и людей, которые только начинают сексуальные отношения, относительно психогигиены половой жизни. Врач проводит комплексное обследование пациентов и изучает симптоматику сексуальных расстройств.

В своей работе врач пользуется теорией общей сексопатологии, основываясь на закономерности дифференциации полов и сексуальных потребностей. Сексопатолог изучает заболевания, которые вызывают нарушения сексуальных функций, и составляет план лечения нарушений. Также врач использует в своей работе практическую сексопатологию, составляя формулы мужской и женской сексуальности и половой жизни.

Когда следует обращаться к сексопатологу?

Когда следует обращаться к сексопатологу и какая симптоматика сексуальных расстройств требует вмешательства врача?

  • Если у мужчины нарушена эректильная дисфункция, то это требует лечения. Данное заболевание может быть вызвано психическими и неврологическими расстройствами или выступать в качестве симптома такого заболевания, как импотенция.
  • Преждевременная эякуляция – это еще одно сексуальное отклонение, которое требует лечения. Семяизвержение не контролируется, и случается еще до получения удовлетворения от полового акта.
  • Нарушения полового влечения, то есть либидо возникают как у мужчин, так и у женщин. Расстройство может иметь временный характер или патологический. Во втором случае у одного из партнеров полностью отсутствуют сексуальные желания, фантазии и пропадает интерес к половой близости. Данное сексуальное расстройство связано с психологическими проблемами и травмами, поэтому лечение проходит не только у сексопатолога, но и у психиатра.

Какие анализы нужно сдать при обращении к сексопатологу?

Если вы собрались к врачу для диагностики и лечения проблем и заболеваний сексуального характера, то вам стоит знать, какие анализы нужно сдать при обращении к сексопатологу. Стандартный анализ – это развернутый анализ крови на биохимию, анализ крови из пальца и анализ мочи. Для женщин обязательным является определение уровня эстрогенов, пролактина и ультразвуковое исследование яичников.

Если к сексопатологу обращается мужчина, то кроме крови и мочи, необходимо сдать анализ на определение уровня тестостерона и креатинина. Также, сексопатолог может дать направление на печеночные функциональные пробы и ультразвуковое исследование щитовидной железы.

Какие методы диагностики использует сексопатолог?

Каждый врач в своей медицинской практике использует определенные приемы и методы, которые помогают в диагностике заболеваний, нарушений и расстройств. Давайте рассмотрим, какие методы диагностики использует сексопатолог в своей работе.

Прежде всего, это первичный осмотр и консультация – врач проводит беседу с пациентом для выяснения причины обращения и изучения симптоматики сексуального расстройства. После этого врач назначает анализы для сдачи и разрабатывает план полноценного лечения. Во время осмотра пациента, сексопатолог может дать направление на сдачу анализов, которые помогут диагностировать расстройство, найти причину его появления и вылечить ее. Иногда сексопатологи назначают своим пациентам обследования у психиатра, гинеколога, эндокринолога и андролога.

Чем занимается сексопатолог?

Чем занимается сексопатолог – врач проводит исследования отклонений, то есть перверсий, которые связаны с сексуальными заболеваниями и изменениями организма. Основная задача сексопатолога – это своевременное выявление расстройств и отклонений сексуальных отношений и их эффективное лечение.

Врач консультирует семейные пары в вопросах сексуальной жизни, помогает разобраться в проблемах сексуальных и межличностных отношений. Также сексопатолог проводит профилактические беседы с молодоженами относительно психологических и гигиенических аспектов половой жизни в браке.

Какие заболевания лечит сексопатолог?

Если вас беспокоят проблемы сексуального характера, то вам стоит знать о том, какие заболевания лечит сексопатолог. Итак, работа врача связана с лечением, диагностикой и профилактикой таких заболевания и отклонений:

  • Снижение интереса к сексу и половым отношениям у одного из партнеров.
  • Быстрое семяизвержение, проблемы с потенцией и пониженное либидо.
  • Вагинизм – женское заболевание, которое вызывает судороги влагалища и сводит на нет сексуальную жизнь. Как правило, возникает на фоне психических расстройств.
  • Аноргазмия.
  • Фригидность – отсутствие возбуждения и сексуальных чувств.

Перед составлением плана лечения, сексопатолог проводит полную диагностику пациентов, изучает симптоматику и ищет причины, которые вызвали заболевание.

Советы сексопатолога

Советы сексопатолога – это рекомендации, которые позволяют сохранить здоровье и полноценность сексуальной жизни. Давайте рассмотрим основные советы сексопатолога.

  • Спокойная романтическая обстановка и предварительные ласки – это залог максимальной раскрепощенности партнеров. Чтобы настроится на интимную волну, забудьте на время обо всех проблемах, постарайтесь расслабиться, доставить и получить удовольствие.
  • Не стесняйтесь говорить – проблемы в интимной жизни многих пар связаны с недопониманием, которое возникает из-за стеснений, скрытности и даже скромности. Кто, как не вы знает лучше ваше тело. Помогите своему партнеру сделать вам приятно, расскажите, что вам нравится и чего бы вам хотелось. Это поможет не только расслабиться, но избавиться от предрассудков.
  • Не бойтесь экспериментировать и развиваться – если вам наскучила ваша половая жизнь, она вам кажется нудной, а секс утомительным, то попробуйте что-то новое. Разнообразьте интим с помощью секс-игрушек (красивое эротическое белье, вибраторы, фаллоимитаторы и другие аксессуары).
  • Не забывайте, что между любящими людьми не должно быть тайн и запретов, как в межличностных отношениях, так и в интимных. Полное доверие это залог настоящей гармонии.

Сексопатолог – это специалист, который занимается диагностикой и лечением различных патологий и расстройств сексуальной жизни. Врач помогает справиться с комплексами и лечит заболевания, которые вызывают расстройства и дискомфорт половых отношений у партнеров.

«Взаимодействие специалистов в сопровождении детей с нарушениями речи».
материал на тему

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает коррекционно-развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Скачать:

Вложение Размер
vzaimodeystvie_spetsialistov_v_soprovozhdenii_detey_s_narusheniyami_rechi.docx 36.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие специалистов в сопровождении детей с нарушениями речи».

(учитель-логопед МБДОУ-д/с КВ 2 категории «Колокольчик» сл.Б. Мартыновка Атрохова Е.С.)

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает коррекционно-развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Дети с отклонениями в речевом развитии сегодня составляют самую многочисленную группу – до 80 % от всех детей.

Полноценное развитие всех средств речи и её основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности и адаптации к школьному обучению.

Актуальная потребность и задача дошкольного образования на современном этапе – всесторонняя проработка организационно-содержательных аспектов логопедической и профилактической помощи.

Эффективность работы по устранению речевых нарушений у детей в условиях группы компенсирующей направленности может быть достигнута при тесном взаимодействии логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре. Все специалисты детского сада составляют план своей работы с группой, ориентируясь на перспективный план учителя-логопеда.

1. Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений

Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, частью которой является логопедизация всего учебно-воспитательного процесса. Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения, привели к необходимости планирования и организации четкой, скоординированной работы логопеда и воспитателей, в работе которого выделяются следующие основные направления: -коррекцйонно-воспитательное; -общеобразовательное.

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.

У большинства таких детей есть отклонения и в других компонентах языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Коррекционная работа не должна ограничиваться только упражнениями в плановой речи. Поэтому основными задачами в работе логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка. Так же повысить эффективность коррекционно-образовательной работы.

Перед занятиями логопед проводит обследование : оно длится в течение месяца. Логопед вместе с воспитателем осуществляет целенаправленное наблюдение за детьми в группе и на занятиях, выявляют структуру речевого нарушения, поведение, личностные характеристики детей.

Совместно с воспитателем оформляет родительский уголок, готовит и проводит педагогический совет и родительские собрания. Ежедневные прогулки, игры на свежем воздухе, спортивные развлечения укрепляют нервную систему, создают эмоциональный подъем.

Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи. Умение подойти к ребенку, учитывая его индивидуальные особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон — именно эти качества необходимы при работе с детьми с речевыми нарушениями в которой содержатся конкретные задания логопеда, направленные на подготовку к предстоящим логопедическим заданиям и на закрепление навыков пользователя самостоятельной речью с указанием детей и формы речи, доступной каждому ребенку. Перечень тем занятий целесообразно планировать сроком на 1 месяц. Конкретные задания логопед планирует по лексической теме на 1–2недели. В тетради отражается взаимосвязь логопеда и воспитателей по исправлению звукопроизношения у детей: указывается имя ребенка и конкретный речевой материал, содержащийся в индивидуальной тетради ребенка.

Задачи, которые ставят перед собой воспитатели следующие:

Формирование пассивного и активного словаря, расширение кругозора.

Развитие связной речи на занятиях и в нерегламентированной деятельности.

Автоматизация и дифференциация поставленных звуков по заданию логопеда.

Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

Развитие графических навыков.

Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Развитие познавательных способностей.

Воспитатель в подборе речевого материала должен помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Но у него не всегда есть возможность отследить те моменты, которые могут помешать в работе правильного закрепления речевого материала. В массовой литературе не всегда напечатаны подходящие чистоговорки, скороговорки, стихотворения.

В ходе занятий педагоги стараются варьировать требования к устным ответам воспитанников, стимулируя умения практически использовать разные модели высказывания — от простых до более сложных.

Немаловажная роль отводится и речевому дыханию. Важнейшие условия правильной речи — это плавный и длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков. Логопед и воспитатель следят, чтобы при вдохе поза была свободной, плечи опущены.

Специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с речевой патологией. В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во внеучебное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из спичек или счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Детям можно предложить работу в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями. Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр для детей с речевыми нарушениями, ввиду того, что дети данной категории часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры. Подвижные игры, которые обычно составляют часть физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на прогулке, на праздничных утренниках, в час развлечений. Игры с движением необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. В них часто встречаются присказки, четверостишия, они могут предваряться считалкой для выбора водящего. Такие игры способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности и координированности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.

Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой игре – также необходимый элемент педагогической деятельности . В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь, обучает ритуальному взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях (прием у врача, покупки в магазине, поездка в транспорте и пр.). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения.

Интересные формы работы в этом направлении проводит специалист по фольклору. Ведь народные игры с пальчиками и обучение детей ручному труду (вышивание, бисероплетение, изготовление простых игрушек и т.д.) обеспечивают хорошую тренировку пальцев, создают благоприятный эмоциональный фон. Занятия по народоведению способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать их ритм, повышают речевую активность детей. Кроме того, знание детьми фольклора (потешек, русских народных сказок) можно использовать на индивидуальных занятиях для закрепления правильного произношения звуков. Например: «Ладушки — ладушки» — для закрепления звука [ш], песенку Колобка из одноименной сказки — для закрепления звука [л].

Все занятия воспитателя, дидактические игры, режимные моменты используются для упражнения детей в доступной самостоятельной речи. Воспитатель организует такие режимные моменты, как умывание, одевание, прием пищи, и одновременно упражняет детей в кратких или развернутых ответах на вопросы, в зависимости от этапа логопедической работы и индивидуальных речевых возможностей ребенка. Утренние и вечерние прогулки укрепляют физическое состояние детей, обеспечивают полноценный сон.

2. Роль других специалистов в коррекционно-образовательном процессе

Качественная реализация задач развития речи детей возможно только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ — важного условия создания единого образовательного пространства для воспитанников с нарушениями речевого развития. Что касается медиков и узких специалистов, то, помимо задач формирования правильной речи ребенка в повседневном общении, у каждого из них существует четко очерченный круг влияния.

Медицинский персонал участвует в выяснении анамнеза ребенка, дает направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов, контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий, участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута. Мониторинг состояния здоровья (неврологический, соматический статус). Лечебно-профилактические мероприятия, контроль за лечебно-профилактической работой. Даёт рекомендации воспитателям и специалистам.

Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре, закрепляя с помощью подвижных игр разной сложности, индивидуальных занятий моторные навыки, повышая активность, развивая подражательность, формируя игровые навыки, совершенствуя просодические компоненты речи.

Руководитель физического воспитания работает над развитием мелкой и общей моторики, формирует правильное дыхание, проводит коррекционную гимнастику по развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат, координации движений. Решает следующие базовые задачи сохранение и укрепление общего физического здоровья дошкольников, формирование кинетической кинестетической основы движений, нормализация мышечного тонуса.

Инструктор по физкультуре реализует следующие задачи:

— оптико-пространственных представлений и навыков;

— зрительной ориентировки на собеседника;

— мелкой моторики пальцев рук.

Использование психогимнастики с целью коррекции психических процессов детей с нарушениями речи.

Формирование психофизической основы речи путём развития процессов восприятия, внимания, мышления на занятиях.

Закрепление правильно произносимых звуков с помощью подвижных игр и самомассажа с речевым сопровождением.

Соблюдение оптимального двигательного режима на занятиях.

Музыкальный руководитель развивает музыкальный и речевой слух, способность принимать ритмическую сторону музыки, движений речи, формирует правильное фразовое дыхание, развивает силу и тембр голоса и т.д. На занятиях проводит работу по развитию мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией.

Перед музыкальным руководителем стоят задачи:

Развитие и формирование:

— слухового внимания и слуховой памяти;

— зрительной ориентировки на собеседника;

— умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

— темпа и ритма дыхания и речи;

Автоматизация правильно произносимых звуков.

Активизация словарного запаса.

Музыкальный руководитель осуществляет задачи массового д/сада. Однако большое внимание он направляет на формирование регуляторных механизмов общего и речевого поведения, развитию внимания. В свои занятия музыкальный руководитель включает упражнения, направленные на воспитание наблюдательности, умения последовательно воспроизводить ряд движений, способность переключится с одного движения на другое, удерживать в памяти несколько движений. Развитие просодических компонентов речи, мимических способностей, двигательно-ритмических навыков на музыкальной НОД.

Семья — это то естественное пространство (речевое, воспитательное, развивающее), которое окружает малыша с момента его появления и которое оказывает решающее влияние на комплексное развитие ребенка. Именно в силу приоритетной роли семьи в процессе воздействия на развитие ребенка логопеду и воспитателям необходимо привлечь родителей в союзники в деле преодоления нарушений речевого развития дошкольника.

Научно-методическая работа с педагогическим коллективом и формы взаимодействия специалистов состоят в следующем:

Совместное обследование детей. Планирование и проведение занятий различными специалистами в соответствии с единым интегративно-тематическим планом.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ.

Проведение «круглого стола» специалистов, работающих в группе.

Консультации для специалистов.

Проведение интегрированных занятий и совместных речевых праздников.

Взаимопосещение и анализ занятий.

Анкетирование, деловые игры, мастер-классы.

Здоровьесберегающие компоненты в организации учебно-воспитательного процесса.

Социально-эмоциональное развитие дошкольников.

В ДОУ идёт активное внедрение интеграции в коррекционно-развивающем обучении. Актуальные вопросы работы с детьми обсуждаются на семинарах-практикумах:

Хорошая речь – слаще мёда.

Развитие творческих способностей дошкольников.

Активизация речи игровыми средствами.

Развитие разговорно-монологической речи детей.

К сотрудничеству привлекаются родители, логопед заносит в тетрадь связи с родителями задания, которые выполняются и закрепляются дома

Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»;

Виды работ педагогов по развитию и совершенствованию связной речи у дошкольников»

Развитие артикуляционного праксиса методом биоэнергопластики.

Формирование звуковой культуры у детей младшего дошкольного возраста.

Развитие слухового восприятия.

На заседаниях творческой микрогруппы педагогов, учителей и родителей в целях осуществления преемственности со школой выносятся такие вопросы:

организация индивидуальной работы с детьми при подготовке к школе;

возрастные особенности функционального и психического развития старших дошкольников;

методы и приёмы по формированию связной речи и логического мышления и т.д.

Педагогический коллектив совместно с родителями и медицинским персоналом объединили свои знания, умения, опыт в процессе образовательной и коррекционно-развивающей деятельности. Комплексный интегрированный подход, гибкое применение здоровьесберегающих, игровых и инновационных психолого-педагогических технологий обеспечили высокие результаты коррекции речи: дети подготовительной к школе группы выпущены в школу с хорошей речью. Взаимодействие всех специалистов и педагогов на основе единого интегративного плана, обогащённая речевая среда, психолого-педагогическое сопровождение детей обеспечивают качественную подготовку к школе в речевом, социальном, интеллектуальном и психологическом аспектах.

Исходя из вышесказанного предлагаем:

  1. Учителям-логопедам ДОУ и ближайших к ним школ наладить личные контакты с целью обсуждения мероприятий по преемственности в работе, знакомства с организацией и содержанием коррекционной логопедической работы с детьми в школе и ДОУ, обмена опытом и информацией о детях с речевыми недостатками.
  2. Учителям-логопедам ДОУ и школ включить в годовой план работы логопедической службы мероприятия по преемственности.
  3. Организовать взаимодействие учителей-логопедов ДОУ и школ по вопросам преемственности в коррекционной работе.
  4. Учителям-логопедам ДОУ заполнять карточки по выпуску на всех выпускников логопедической группы, поступающих в школу, и подклеивать её в медицинскую карту ребёнка. (Приложение 1). Карточка по выпуску позволит логопеду школы своевременно выявить детей, посещавших логопедические группы, облегчит обследование, поможет составить коррекционно-развивающую программу работы с данным ребёнком (логопед школы должен обследовать устную и письменную речь всех обучающихся начальных классов до 14 сентября; в такие сроки углубленное обследование осуществить нереально). На основе рекомендаций логопеда ДОУ учитель-логопед может направить ребёнка на консультацию к психологу или другим специалистам, дать рекомендации родителям и учителям, осуществлять динамическое наблюдение за развитием и обучением ребёнка.

Психолого-логопедическое сопровождение будущих первоклассников начинается задолго до поступления их в школу. На первом собрании (для родителей будущих первоклассников) подробно знакомим с психологической и речевой готовностью ребенка к школьному обучению. Проводим индивидуальные консультации для родителей по проблемам речевого и психологического развития детей.

Подробное знакомство с ребенком происходит в процессе собеседования. Целью, которого является определение стартового уровня психологического и речевого развития будущего обучающегося и выбора программы обучения.

В ходе собеседования психолог определяет: сформированность основных мыслительных процессов, внутренней позиции школьника, общий кругозор ребенка, особенности восприятия, внимания, памяти и произвольность поведения.

Логопед в процессе данного собеседования определяет уровень речевого развития каждого ребенка: звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя и связной речи.

Далее совместно обсуждаются итоги психологического развития, речевого обследования и определяются пути эффективной коррекционной деятельности.

Данные результаты доводятся до сведения учителей начальных классов на первом психолого-педагогическом консилиуме перед началом учебного года: обсуждаются все кандидатуры для зачисления на логопедический пункт, определяются возможные проблемы в усвоении программного материала, даются рекомендации по их предупреждению.

На первой неделе обучения проводится родительское собрание «Особенности адаптации первоклассников к школьному обучению», на котором подробно рассказывается, как помочь ребенку в адаптационный период. Именно в этот период особую значимость приобретают индивидуальные консультации психолога и логопеда по возникшим проблемам психологического и речевого характера.

Дальнейшее психолого-логопедическое сопровождение осуществляется через посещение уроков первоклассников, на которых отслеживается психологическая комфортность в классе, развитие познавательной и речевой деятельности ребенка, организация взаимодействия «учитель-ученик» и «ученик-ученик». Итоги наблюдения обсуждаются совместно с учителем, по ходу даются рекомендации по каждому ребенку, вырабатываются единые требования к учащимся, оказывается методическая помощь в преодолении речевых нарушений в процессе учебной деятельности.

В конце адаптационного периода проводится психологическая диагностика эмоциональной сферы, самооценки и мотивации к учебной деятельности.

Итоговый психолого-педагогический консилиум по адаптации проводится в конце первой четверти, на котором уточняется стратегия дальнейшего психологического и речевого развития каждого первоклассника. Так же на консилиуме определяются кандидатуры для консультирования врачом психоневрологом. Совместно с учителем проводится беседа с родителями о необходимости медикаментозного лечения (так как у большинства детей с речевой патологией отмечаются нарушения ЦНС).

В течение периода обучения в начальной школе все обучающиеся находятся под постоянным контролем педагога-психолога и логопеда школы: проводятся ежегодно тематические родительские собрания, консультации, коррекционные занятия с младшими школьниками, диагностика психологического и интеллектуального развития.

На этапе перехода учащихся из начальной школы в основную на первой неделе обучения проводится психолого-педагогический консилиум по адаптации пятиклассников к новым условиям обучения. Где подробно знакомим коллег с особенностями психологического и речевого развития учащихся с целью поддержки накопленного у школьников речевого опыта, опыта активной учебной работы, опыта активных отношений учащихся в процессе учебных и логопедических занятий с друг другом, учителем и логопедом. Учителя — предметники имеют возможность ознакомиться с письменными работами учащихся, с речевыми и психологическими картами, в которых подробно зафиксирована динамика их развития.

На протяжении всего периода обучения в основной и старшей школе учителя и родители имеют возможность получить квалифицированную помощь, как психолога, так и логопеда.

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, учителей начальных классов и основного звена, удается своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях, осуществлять преемственность в работе логопеда, психолога и учителей школы.

Как я работаю

Консультация сексолога. Как проходит прием у сексолога?

Большинству людей (особенно с “советским” прошлым) нелегко решиться на визит к врачу-сексологуи вслух говорить на такие деликатные темы. Об этом интервью врача сексолога, психотерапевта, Кульгавчука Е.А. для портала «Мед-инфо»:

Как врач сексолог, психотерапевт помогает своим пациентам преодолеть этот психологический барьер?

Люди приезжают к своему времени, и не томятся в очереди. Кроме этого, например, у нас, медицинский центр многопрофильный , и люди чувствуют себя от этого комфортнее. Администратор центра никогда не называет специальность врача, к которому записались пациенты. И приглашает хоть к урологу, хоть к стоматологу по имени- отчеству врача. Если на прием пришла пара, беседа все равно происходит по-очереди. Я объясняю, что это очень важно — говорить откровенно, но не обидеть друг друга. Далее происходит беседа. Человек рассказывает, что его беспокоит. Я молча внимательно слушаю, и пишу вопросы по ходу рассказа пациента. Затем я задаю их, и мы переходим к диагностике и намечаем пути решения. По моим наблюдениям, смущение уходит в первые 5 минут общения.

Как пациент может со своей стороны подготовиться к приему?

Многие приходят с записями, некоторые предварительно пишут мне письма по электронной почте. Я считаю, что это очень добрый знак. Такие люди изначально пытаются разобраться. И им нужна помощь, которую они готовы принять. Работа с этими людьми идет более быстрыми темпами, ведь их не надо выводить на мотивацию и осознание того, что многое в их руках. Восприятие терапевтического процесса, как в первую очередь, объективного консалтинга позволяет достигать хороших результатов.
Некоторые пациенты бывает, находятся на стадии обиды, либо инфантильного неконструктива, что приходится корректировать. Например, мужчина считает, что у него «эректильная дисфункция «, но я вижу, что он невротизирован, и проблема во взаимоотношениях и его влечении.
Стараемся показать, что важно уметь ухаживать за женщиной, чтобы она была более доброжелательной и сексапильной. На фоне плановой физиотерапии (считаю, она полезна всем мужчинам раз в три года после 30 лет), у этого мужчины может появляться влечение и эрекция уже без искусственных стимуляторов. Поэтому важно по-возможности приходить на прием не как в парикмахерскую с просьбой «подстригите, не знаю, как хочу», а со своей историей и желанием решить вопрос. Очень мешают в процессе взаимные обиды, которые тоже нужно постараться оставить за дверями кабинета.
Иногда пара настолько привыкает «дуться» друг на друга, что им необходимо наглядно показать это. Поскольку в их домашней обстановке они при этом могут выполнять какую-то домашнюю работу с обиженным лицом, или сидеть, уткнувшись в компьютер, такие молчанки у некоторых могут занимать часы и даже дни. В моем кабинете люди лишены возможности изображать кипучую работу, и сидят в креслах друг напротив друга. Поэтому иногда важна бывает психотерапевтическая пауза. Не так давно, после того, как оба моих пациента привычно замолчали, обидевшись друг на друга, и очень ждали, когда я буду заполнять эти паузы. А я замолчал, внимательно разглядывая обоих. Эти 3 минуты полного молчания были непростыми. Но за эти три минуты они оба отчетливо поняли, за много лет, что это путь в никуда. И по-доброму рассмеялись. С этого момента началась настоящая терапия отношений, и скоро их семья пошла на поправку.

Если на прием приходит пара, всегда ли Вы работаете сначала по очереди с мужчиной и женщиной? Как Вы действуете в дальнейшем (например, как доносите до второй половины суть претензий)?

Обычно я задаю вопрос — «кто является инициатором посещения?». И начинаю именно с него, поскольку вторую половину иногда вообще все устраивает. Если забронирован всего час, и мы не успеваем выслушать вторую половину, я даю первые задания и записываю второго участника. Слово «претензии» я с первого приема перевожу, как «пожелания», и требую, чтобы люди не только так говорили, но и думали. Это направляет людей навстречу, а не в разные стороны. Сбор пожеланий весьма кропотливая и деликатная работа. Я выясняю предпочтения, как в поведении, так и одежде, сексуальный опыт, фантазии, содержание эротических снов. Кто бывает не готов, это дается на домашнее задание. Составляется карта на каждого участника. Впоследствии, если я обнаруживаю совпадения, я просто рекомендую их выполнение, говоря о том, что мне кажется, это, возможно, может понравиться обоим. Очень важно исключить феномен третьего в постели, чтобы у пары было ощущения естественности.

Какую почву имеют под собой большинство проблем сексуального характера ? (Неправильное половое воспитание, детские травмы, неудачный сексуальный опыт, физиологические отклонения и т.д.). Можно ли выделить самые распространенные причины? В каких случаях обычно требуется самое длительное лечение?

Каждый случай индивидуален. Огромное значение имеет, первичное ли это состояние или вторичное. Каков опыт. Каковы представления, какова сексуальная грамотность.
Кстати, специально для читателей Вашего замечательного журнала могу сообщить о простой самодиагностике: в тех случаях, когда при мастурбации все «получается», проблему стоит искать больше не в анализах, а в отношениях и установках.
Часто люди просто не умеют ухаживать за своей сексуальной жизнью. И не понимают, что она сера и скучна из-за того, что они не прилагают к этому никаких усилий. А если нет влечения — нет ни оргазмов, ни эрекций.
Часто я сначала буквально беру на буксир эмоциональную жизнь пары. Работая в рамках разработанной мною программы «Антикризис» для пар со стажем от 3 лет, пациенты, например, составляют список досуга, который им нравится. Ищем компромиссные решения, и часто я помогаю взглянуть на многие вещи по-новому. Например, не так давно мне удалось убедить пациентку сходить в спортбар поболеть за наших хоккеистов с супругом, так как я знал, что ему, как и многим мужчинам, нравится наблюдать за спортивными состязаниями. Сначала эта идея не вызвала у нее восторга, и ранее она всячески его критиковала за это. Он же сексуально не хотел «ругающую маму». Они выполнили мое задание, и, появившись на следующем приеме, сияли, и с порога заявили, что с времен студенчества не испытывали вместе таких ярких ощущений, а он увидел в ней весьма интересную сексуальную «хулиганку». Часто пары в терапевтическом процессе находят время на выполнение, и, смеясь, «докладывают», что иногда выходили из дома, и затем уже входил во вкус, потому что «обещали доктору». Мне кажется, это напоминает «прикуривание» севшего аккумулятора. Да, сначала бывает нужно и волевое принуждение, а затем уже идет и изменение к лучшему сценариев жизни.
Что касается возраста, то ситуация примерно выглядит так: до 50 лет превалируют сексуальные и психологические дисгармонии , которые могут снижать половое влечение, и, как следствие, содействовать аноргазмии , эректильной дисфункции , синдрому тревожного ожидания неудачии пр.
После 50 лет появляются проблемы соматического характера. К сожалению, возраст нередко дает о себе знать. Здесь может быть и сахарный диабет с полиневропатией, и остеохондроз с болевым синдромом. Все эти состояния могут дезактуализировать сексуальное влечение. Кроме этого, как у мужчин, так и женщин происходят серьезные гормональные изменения.

Были ли случаи в Вашей практике, когда проблема, мучавшая людей очень долго (возможно, несколько лет), решалась буквально за одно-два посещения?

Да, это касается тех случаев, когда к самой проблеме не накопилась вторичная дисгармония. Такие быстрые положительные изменения меня безумно радуют. Приятно видеть счастливые лица. И работа обретает истинный смысл. Особенно меня радуют ситуации, где удалось сохранить семью, в которых уже есть дети. Что же касается разовых моноконсультаций — это как правило, развенчивание мифов. Например, мужчина уверен, что если он не «может час», он уже стал неспособен ни на что. Достаточно оговорить, например, нормы, и объяснить, что важны не монотонные многочасовые утомляющие обоих фрикции, а прелюдия, платоника, игра, страсть, техника. Таких примеров «исцеления» до 30 процентов.

Бывает ли так, что Вашим пациентам требуется подключение других специалистов?

Да, конечно. И прием в многопрофильной клинике — гарантия успеха. В нашем медицинском центреработает не только врач сексолог, но и гинеколог-эндокринолог, уролог, есть современный аппарат УЗИ, дерматовенеролог, отличная лаборатория для практически всех анализов. Поэтому при необходимости мы практикуем комплексный подход. Такие ситуации бывают в 30 процентах случаев- например, у пациентки выраженный болевой синдром при коитусе или у мужчины рези во время семяизвержения. Обследуем, лечим, даем рекомендации «на выпуске». Это очень удобно- все в одном месте. Кроме этого, у меня есть возможность, при необходимости, организовывать настоящий консилиум врачей, что является огромным преимуществом для пациента.

Если говорить о пациентах, которые приходят на прием в одиночку, это чаще мужчины или женщины (и почему)? Кто из них легче “открывается” на приеме?

Примерно наполовину. Я их называю «разведчиками», и они с улыбкой на это соглашаются. Действительно, некоторые сначала идут посмотреть на специалиста, прежде чем уговаривать на прием свою половину. Ведь иногда это своеобразный ва-банк. Я отношусь к этому с пониманием, и часто называю нашу первую встречу взаимными смотринами. Ведь пациент тоже принимает решение, будем ли мы работать дальше. Признаюсь, я не всех беру в работу. Мне неинтересно работать с людьми, которые сами не хотят результатов. Например, некоторые играют в процесс. То есть ничего дома не делают. Говорят, что не успели. На самом деле это низкая мотивация, и они еще не созрели. Жалко бывает, что такие люди созревают тогда, когда уже ничего не вернешь, и готовить энергию и средства уже нужно будет на адвокатов. Иногда бывает, мы работаем так называемым «удаленным доступом», когда мне составляют психологический портрет второй половины. Иногда люди приносят видеозаписи, фотографии. И мы разрабатываем программу, основываясь на реакции второй половины. Но этот путь всегда несколько длиннее, и я стараюсь все же привлекать обоих.

Что касается откровенности, как мужчины, так и женщины весьма открыты после пяти минут беседы. Вы говорили, что нередко выступаете для своих клиентов адвокатом. В каких ролях Вам еще приходится выступать?


Мне нравится эта профессия, поскольку в ней, при творческом подходе, действительно удается творить.
Это и роль адвоката каждого из них, когда приходится защищать их друг от друга. Это и роль переводчика. Например, иногда можно показать, что «пиление» по поводу разбросанных носков — это стремление уважать своего чистоплотного героя. Это роль и юмориста, когда бывает нужно сгладить нервную ноту, особенно на парных встречах. Это роль исповедника, так как люди иногда делятся тем, что их мучает много лет — например, прежние ошибки, когда человек раскаялся, но себя не простил. Это роль аниматора, когда мы разрабатываем индивидуальную программу досуга для пары, которая бы устраивала и радовала обоих.
Это роль строгого родителя, поскольку иногда взрослые люди регрессируют, и ведут себя, как маленькие обиженные дети — «а он обзывается»- «а она сама начала»- и так, если их не остановить, до бесконечности. Это роль учителя, поскольку иногда я провожу мини- лекции по анатомии, физиологии, психологии, сексологии. Это роль стратега, поскольку, если я занимаюсь проблемой, я составляю план действий, думаю об этапности, после встречи размышляю над фразами, интонациями, готовлюсь к встрече, при меняющихся обстоятельствах гибко меняю стратегию. Это лишь маленькая толика. Но наверное, главное в этом всем – это желание созидать. И те пациенты, которые тоже считают, что это важно, находят во мне и единомышленника, и хорошего помощника. На эту тему есть замечательные слова: «Стучите, и откроют вам, ищите и обрящете, просите и дано будет».

Педагогические аспекты в работе специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности « Социологические науки»

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Курилович Н. В.

В статье рассматриваются функции социального работника, определения «социальной работы», «социальной реабилитации», «специалиста по социальной реабилитации». Выделяются сущность и содержание социальной реабилитации. Определяются показатели профессиональной компетентности специалиста, нравственные отношения между специалистом и клиентами.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Курилович Н. В.

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты в работе специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В РАБОТЕ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

В статье рассматриваются функции социального работника, определения «социальной работы», «социальной реабилитации», «специалиста по социальной реабилитации». Выделяются сущность и содержание социальной реабилитации. Определяются показатели профессиональной компетентности специалиста, нравственные отношения между специалистом и клиентами.

Социальные работники — специалисты высшей квалификации, люди уникальной, деликатной профессии. Они предназначены для обеспечения многопрофильной системы служб социальной поддержки и защиты населения. Е.В. Холостова отмечает, что, оказывая социальную помощь клиенту, социальный работник реализует воспитательную, организаторскую, прогностическую, предупредительно-профилактическую, организационно-коммуникативную функции.

Основная задача при реализации воспитательной функции — это использование в воспитательном процессе средств и возможностей общества, воспитательного потенциала микросреды, потенциальных возможностей самой личности как активного субъекта воспитательного процесса.

Организация той или иной деятельности, влияние на содержание досуга, помощь в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координация деятельности подростковых и молодежных объединений, организаторская работа во взаимодействии клиента с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, обществами и благотворительными организациями — все это выполняет организаторскую функцию.

Прогностическая функция включает в себя программирование, прогнозирование-проектирование процесса социального развития конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, участвующих в социальном формировании личности.

При осуществлении предупредительнопрофилактической и социально-терапевтической функций социальный педагог и социальный работник совместно предусматривают и приводят в действие социальноправовые, юридические, психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организуют оказание

социотерапевтической помощи нуждающимся, обеспечивают защиту прав в обществе, оказывают помощь подросткам и молодежи в период их социального и профессионального определения.

Немаловажной функцией является организационно-коммуникативная, которая способствует включению добровольных помощников, самого населения микрорайона в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентом.

Для выполнения профессиональных функций социальным работникам необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы.

В практической деятельности социальные работники выполняют различные социальные роли, от умения их применять зависит качество и уровень профессиональной деятельности. В России сфера социальной работы расширяется год от года. Одной из отличительных особенностей современной профессии социальная работа является широкий спектр специализаций.

Социальный работник, специализирующийся по вопросам работы с инвалидами, нередко выделяется в особую группу, где особое внимание уделяется организации межличностного общения здоровых и детей с ограниченными возможностями, различным видам адаптации детей-инвалидов к окружающей среде, созданию безбарьерной атмосферы общения.

В настоящее время одним из направлений социальной работы является социальная реабилитация. По определению американских ученых М. Саппса и К. Уэлса, социальная работа — это профессия подвижников,

занимающихся улучшением отношений между людьми с ограниченными возможностями здоровья и их окружением, влияющих на способность таких людей выполнять жизненные функции, реализовывать стремления и ценности, снимать дискомфорт и стрессы. К общим обязанностям социального работника у специалиста по социальной реабилитации добавляются дополнительные функции, несопоставимые с выполнением традиционных обязанностей социального работника — возвращение детей-инвалидов из «плена» функциональной ограниченности в полноценную общественную жизнь.

Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам. Это находит отражение в законодательных документах Российской Федерации. В специальной литературе встречаются название специалиста — социальный реабилитолог (социальный реабилитатор). Однако до сих пор не введена специальность «социальная реабилитация» для высших учебных заведений, и поэтому нет Государственного образовательного стандарта для специальной подготовки таких специалистов. Существует специализация — «социальная реабилитация» -в рамках специальности «социальная работа». Она носит социально-медицинский характер. Специализаций социально-психологического и социально-педагогического направлений нет. Хотя такая деятельность и позитивный опыт есть. Например, психологическая реабилитация жертв военных действий, катастроф. В России получило развитие преимущественно социально-медицинское направление в реабилитации детей с особыми нуждами, в том числе и с детским церебральным параличом

В рамках социально-реабилитационной деятельности выделяются различные компоненты, в их числе: медико-социальный, профессионально-трудовой, социально-психологический, социально-ролевой, социально-

правовой, социально-досуговый, социальнобытовой.

Специалист по социальной реабилитации — это профессионал, призванный развивать свойства личности психики ребенка с ограниченными возможностями с помощью педагогических, психотехнических организационных средств, реализовать потребности клиента в становлении личности, создавать лично-психологический комфорт защищенности. Работа с детьми и подростками с ограниченными возможностями требует от каждого специалиста полную самоотдачу, любовь, уважение и веру в возможности ребенка, глубокие знания в профессиональнотеоретическом и практическом материале.

Сущность и содержание социальной реабилитации лиц с нарушениями, ограничениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью заключаются в восстановлении не только здоровья, трудоспособности, но и социального статуса личности, ее правового положения, морально-психологического равновесия, уверенности в себе, способности к интеграции в общество.

Как отмечает Л.В. Мардахаев, деятельность специалиста, занимающегося социальной реабилитацией, включает в себя две основные характеристики: объективную и

субъективную, являющиеся необходимыми предпосылками эффективности его труда. К объективным характеристикам относятся знания и умения, которыми он обладает, а также результаты социальной реабилитации, т. е. те изменения в психическом и личностном развитии, которые возникают под влиянием реабилитационных воздействий. К субъективным — его личностные особенности.

Социальный реабилитолог выступает субъектом; объектом его деятельности является человек, имеющий особые нужды; средством — медицинские, психологические, педагогические, социально-педагогические технологии, методы и педагогическая техника социального реабилитолога.

Чтобы успешно реализовать цели социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями, специалист по социальной реабилитации должен обладать глубокими и разносторонними знаниями:

• знания об особенностях развития человека как личности;

• знания об основных тенденциях общественного развития и требованиях, предъявляемых обществом к человеку;

• знание особенностей общественного развития позволяет реально определять характер и содержание социально-реабилитационной деятельности, ее цели и задачи по формированию личности ребенка;

• знания возрастных и индивидуальных особенностей психического и личностного развития ребенка как в норме, так и в патологии;

• знания особенностей межличностных отношений и их влияние на развитие личности;

• знания социально-реабилитационных технологий, обладание практическим опытом, мастерством и интуицией.

Специалист по социальный реабилитации должен обладать также знаниями, умениями и навыками, при выполнении профессиональных действий: оценивать социальную ситуацию развития, в которой оказался ребенок с ограниченными возможностями, определять ее положительные и негативные воздействия на его развитие и при необходимости оказывать помощь в выборе средств, форм или детских специализированных учреждений, необходимых для нормального развития такого ребенка; организовывать взаимодействие различных специалистов: врачей, дефектологов, педагогов-

предметников и других, с целью разработки и реализации единой стратегии и тактики использования реабилитационных технологий, общих требований и подходов в целенаправленном развитии личности ребенка; разрабатывать на основе исходной медицинской и психологической информации индивидуальные планы социальной реабилитации ре-бенка-инвалида с учетом специфических особенностей развития и последствий инвалидности и обеспечивать их выполнение; реализовать на практике основные направления, подходы и технологии социальной реабилитации и прогнозировать последствия их применения, создавать оптимальные ситуации и условия для наиболее эффективного течения социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями в зависимости от характера инвалидности и ее последствий; получать с помощью психодиагностических и других средств обратную информа-

цию о результатах социально-реабилитационных воздействий на психическое и личностное развитие ребенка и использовать данную информацию для выбора адекватных решений; выполнять профилактические функции. В этих целях формировать у детей общую, педагогическую и психологическую культуру, желание применять санитарногигиенические знания, знания по психологии и педагогике в интересах собственного развития с учетом каждого возрастного этапа [1].

Специалист по социальной реабилитации, взаимодействуя с ребенком, имеющим ограниченные возможности, выступает в нескольких ролях: воспитателя, родителя, учителя. Поэтому он должен обладать качествами, которые были бы присущи как заботливым родителям, так и специалистам разных профилей: педагогам, психологам, психотерапевтам и др.

Исходя из определения компетентности, можно сказать, что профессиональной компетентностью специалиста по социальной работе считается выполнение на высоком уровне функциональных обязанностей, с использованием специальных и общекультурных знаний и умений, где в полном объеме раскрываются профессиональные способности и личностные качества, при которых достигается высокий конечный результат.

А.К. Маркова, изучавшая профессиональную компетентность учителя и анализ специфических особенностей труда специалиста по социальной реабилитации, выделяет пять компонентов (блоков), присущих профессиональной компетентности в социальнореабилитационной деятельности:

1 ) наличие опыта эффективной практической деятельности в области социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2) профессиональные специальные и психологические знания, навыки и умения в области социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями;

3) профессиональные психологические позиции, установки, психологическая компетентность;

4) личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями;

5) результаты труда, т. е. те изменения в психическом и личностном развитии детей, которые возникают под влиянием деятельности специалиста по реабилитации.

Эти компоненты являются не только психологическими предпосылками компетентности, но и наработками, которые совершенствуются в ходе практической деятельности специалиста, занимающегося социальной реабилитацией.

Показателем профессиональной компетентности труда специалиста по социальной реабилитации является динамика в психическом и личностном развитии ребенка. По мере взросления ребенок приобретает способность ставить цели для формирования своей личности, учитывая свои желания и возможности.

При выделении приоритетов, показывающих результативность деятельности специалиста по социальной реабилитации, предпочтение отдается результатам обучаемости и способности к самообучению, вос-питуемости и способности к саморазвитию, следствием чего является вхождение ребенка в социальную среду. Эти показатели результативности могут считаться основой для построения стратегической программы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Показателем компетентности специалиста по социальной реабилитации во взаимоотношениях с ребенком-инвалидом является гуманистическая позиция, интерес к нему, а также к изучению себя самого, своих действии. От умения учитывать возрастные особенности зависят взаимоотношения специалиста по социальной реабилитации и ребенка. Не может пользоваться уважением у детей и подростков специалист, допускающий в общении с детьми несправедливость, грубость, бестактность, унижающие их достоинства. Безразличное отношение к ребенку также негативно влияет на ребенка-инвалида, порождает подозрительность, недоверие к людям, переходящее постепенно в озлобленность. Здесь очень важно, чтобы специалист по социальной реабилитации обладал педагогическим тактом.

Несправедливое отношение к ребенку со стороны взрослых может проявляться не только в откровенной неприязни, ненависти,

но и в виде безразличного отношения. Понимая, что к нему окружающие относятся безразлично, ребенок, в силу своей неопытности, не может разобраться, где добро, а где зло. В результате он становится подозрительным, у него вырабатывается недоверие к людям, переходящее постепенно в озлобленность. Очень важно, чтобы специалист по социальной реабилитации обладал педагогическим тактом.

Индивидуально-нравственное сознание специалиста по социальной реабилитации, исходя из специфики его труда, включает в себя весь спектр сформировавшихся у него нравственных взглядов, убеждений, чувств, отражающих нравственные отношения в сфере социально-реабилитационной деятельности. Существенное влияние на его индивидуально-нравственное сознание оказывает наличие тех или иных нравственных качеств: в положительном плане — положительные качества, в отрицательном — негативные. В числе положительных качеств большое значение имеют такие, как добросовестное отношение к труду, самокритичность, доброта и справедливость, честность и принципиальность, скромность и любовь к детям, профессиональная гордость.Особенно важны такие личностные качества социального работника, как его интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал.

Личностные качества социальных работников подразделяются на три группы.

К первой группе личностных качеств относят требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам (восприятию, памяти, воображению, мышлению), психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам.

Ко второй группе личностных качеств относят самоконтроль, самокритичность, самооценку своих поступков, а также стрессоустойчивые качества — физическую тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

К третьей группе личностных качеств специалиста по социальной реабилитации

относят коммуникативность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатич-ность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); визуальность (внешняя привлекательность личности); красноречивость (умение внушать и убеждать словом).

Реализация указанных качеств может быть определена названием «профессиональная», «трудовая этика» специалиста по социальной реабилитации. Ее содержание определяется отношением людей к труду, к детям с ограниченными возможностями, к его семье, вызывать симпатию у клиентов, их доверие, соблюдать профессиональную тайну, проявлять деликатность в интимных вопросах жизни клиента, обладать эмоциональной устойчивостью, добросовестно исполнять свой долг, проявляя спокойствие, доброжелательность и внимательность к клиентам. Все это требует действительно неординарных личностных качеств специалиста по социальной реабилитации: гуманистическую направленность личности, личную и социальную ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатийность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональную устойчивость, личную адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности [5].

Нравственная деятельность специалиста по социальной реабилитации представляет собой совокупность практических действий и поступков, направленных на повышение собственной профессиональной культуры, а также на реализацию установок, целей и задач формирования полноценной личности ребенка с ограничениями жизнедеятельности, способной успешно адаптироваться в сложном мире социальных отношений. Достижение этой цели и определяет нравственную деятельность специалиста по социальной реабилитации.

Эффективность социально-реабилитационного процесса во многом зависит от того, как сложились нравственные отношения между специалистом по социальной реабилитации и другими субъектами реабилитационного

процесса: ребенком, родителями ребенка, специалистами различных профилей [1].

Отношение — это проявление внутреннего расположения, потребности в самореализации в данной ситуации. Оно сопутствует всякой деятельности. В нем проявляется чувственное самопроявление человека к самому себе в деятельности, объекту деятельности, выполняемой деятельности и ее результату.

Отношение к самому себе в деятельности формируется у человека со временем. Наиболее ярко оно проявляется в профессиональной деятельности. Формы проявления могут быть самыми разнообразными: от ответственного, критичного и требовательного до абсолютно безразличного и даже негативного, как не способного решать стоящие задачи, достигать цели. Человек может любить только себя, любить себя в деятельности, стоять как бы над ней, быть очень требовательным к себе, своей деятельности, а также быть абсолютно безразличным к себе, не верить в себя, свои возможности и пр.

Отношение к объекту деятельности характерно для профессиональной деятельности специалиста, работающего с детьми-инвалидами. Позитивное, заинтересованное отношение создает некоторую гармонию, обеспечивающую высокую продуктивность совместной деятельности. Глубокое эмоциональное участие специалиста ведет к сопереживанию, оставляющему соответствующий след и сказывающемуся на деформации его чувственной сферы. Такое отношение к объекту деятельности часто наблюдается в работе с людьми, имеющими особые нужды.

В отношении к выполняемой деятельности проявляется сам человек, его стремление добиться качества в процессе деятельности, проявить свое профессиональное мастерство, индивидуальную технику. Оно показывает, как специалист относится к самой деятельности (безразличное отношение, заинтересованно, ответственно или формально-безразлично и пр.).

Отношение к результату деятельности. Здесь можно наблюдать безразличие, когда деятельность осуществляется ради деятельности (выполнение ее по служебной необходимости), процесса деятельности (характерно для раннего детства); искреннюю и глубокую заинтересованность в результате. Чем

больше заинтересованность специалиста в достижении результата деятельности, тем большее влияние полученный результат оказывает на его личность. Положительный результат укрепляет у специалиста уверенность в себе, своих возможностях в профессиональной деятельности, отрицательный — ведет к растерянности, потере уверенности в себе, своих возможностях, разочарованию в профессии. Чем большее чувство проявляется в деятельности человека, тем больше его участие и самоотверженности в ней. Положительное отношение и результативность способствуют укреплению желаний заниматься именно этой деятельностью, формированию уверенности в своих силах, увлеченности. Негативное отношение, наоборот, отсутствие интереса, безразличие, неуверенность и пр. Отношение к деятельности сильно влияет па развитие чувственной сферы человека, его увлеченности, страстности [3].

Нравственные отношения — это реальные отношения между людьми, действующие на основе моральных норм. Нравственные отношения между специалистом по социальной реабилитации и ребенком выполняют несколько функций: с одной стороны, это метод воздействия на ребенка, с другой -условия для организации эффективного социально-реабилитационного процесса, с третьей, они имеют социальную ценность. От уровня нравственных отношений между специалистом по социальной реабилитации и ребенком во многом зависит отношение ребенка к опыту старшего поколения, который предстает перед ним в его образе.

Взаимодействие специалиста по социальной реабилитации с ребенком происходит посредством общения в различных видах совместной деятельности и отношений. Чаще всего это происходит в процессе передачи знаний, опыта в ходе игровой деятельности, на коррекционных и развивающих занятиях. Его общение с ребенком в процессе всех форм взаимодействия и отношений должно быть эмоционально комфортным и лично развивающим. Важно создать такую обстановку теплоты и доверия, когда ребенок естественно включается в различные отношения. Выделяют следующие виды общения:

а) примитивное общение — другой человек оценивается как ненужный и мешающий,

после получения от собеседника необходимой информации интерес к нему теряется;

б) формально-ролевое общение — ориентация на социальную роль;

в) деловое общение — учитываются особенности личности, характера, возраста, настроение собеседника, но интересы дела более значимы, чем другие факторы;

г) духовное, межличностное общение -это общение близких людей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник хорошо знает собеседника, может предвидеть его реакции, интересы, отношения [1].

Для процесса социальной реабилитации духовное общение является наиболее приемлемым, т. к. специалист здесь выступает для ребенка носителем духовного начала.

Отношение членов общества к личности специалиста по социальной реабилитации определяет социальный статус социального реабилитолога.

Социально-педагогическая роль статуса, по мнению Л.В. Мардахаева, заключается в том, что он, в зависимости от содержания, может возвышать личность, стимулировать проявление ответственности, «Я»-важности, «Я »-значимости, либо формировать, укреплять безразличие к ней и даже пренебрежение.

Ожидания общества от деятельности специалиста по социальной реабилитации имеют двойственный характер. С одной стороны, к нему относятся предписания, касающиеся нравственных качеств педагога, т. к. его главной функцией является воспитание и коррекция развития личности ребенка или подростка. Данное положение вытекает из стремления общества охранять физический и духовный мир детей, которые из-за отсутствия жизненного опыта и физических сил могут стать жертвой несправедливости взрослых. С другой стороны, от результатов его работы ждут изменений в их физическом и психическом здоровье, т. к. он работает с детьми, имеющими ограниченные возможности жизнедеятельности. То есть люди хотят видеть в нем качества, присущие медицинскому работнику.

В представлении общества специалист по социальной реабилитации — уважаемый,

авторитетный человек, который в состоянии решать стоящие перед ним профессиональные задачи на высоком уровне. К морально -этическим аспектам деятельности специалиста по социальной реабилитации как профессионала относятся те нормы и правила его поведения, без которых не может эффективно протекать социально-реабилитационный процесс и взаимодействие с ребенком, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности [1].

Нравственные личностные свойства, которыми должен обладать специалист по социальной реабилитации — основа для приобретения высоких профессиональных качеств. Профессиональная зрелость и профессиональная компетентность возникают у специалиста любого профиля только на практике. Чтобы стать профессионалом, необходимо определенное время для социальнопрофессиональной адаптации, для «вхождения» в профессию и выработку соответствующего профессионального мировоззрения, осознания гражданских прав, обязанностей и социальной ответственности за свои действия в соответствующей должности. Период профессионального становления у каждого человека индивидуален.

Для развития полноценной личности, обладающей чувством собственного достоинства, специалист по социальной реабилитации должен руководствоваться моралью и принципами. Человек, занимающийся социальной реабилитацией, должен быть по отношению к ребенку предупредительным,

чутким, уважать его личность, быть требовательным, но справедливым. Нравственные позиции взрослого должны быть ясными и совершенно очевидными для воспитанников и подкрепляться его трудовой деятельностью и образом жизни.

В системе реабилитационной деятельности нравственные отношения — непременное условие успешной организации взаимодействия с ребенком в реабилитационном процессе. Они способствуют созданию благоприятного морально-психологического климата во взаимоотношениях с другими его участниками, определению единых подходов в воспитании ребенка и соблюдению единства требований по созданию условий развития его как личности, способной к интеграции в социальную среду.

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2003.

2. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

3. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическая реабилитация детей с ДЦП. М.: МГСУ, 2001.

4. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями / под ред. А.Г. Пашкова и Н.С. Степашова. Курск, 1996.

5. Холостова Е.И. Социальная работа. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005.

Консультация для педагогов «Работа с детьми, имеющими нарушения поведения»

Марина Подселихиа
Консультация для педагогов «Работа с детьми, имеющими нарушения поведения»

Консультация для педагогов: «Работа с детьми, имеющими нарушения поведения»

Сегодня мы поговорим о том, как работать с детьми, имеющими нарушения в поведении.

Непослушание.

Педагоги и родители часто жалуются, что их дети растут непослушными, не выполняют требований, не признают авторитетов.

Непослушных детей, а тем более детей, «отбившихся от рук», принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т. п. На самом же деле, в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а особенно чувствительные и ранимые.

Отсюда следует вывод, что «трудный» ребенок нуждается только в помощи — и ни в коем случае не в критике и наказаниях.

Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он «просто не слушается», «просто не желает понять», а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная.

Можно выделить четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей.

Первая – непослушание, как результат дефицита внимания. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит способ его получить — непослушание. Дефицит внимания толкает ребёнка на плохое поведение, которое выступает для воспитателя в качестве раздражителя. Как правило, на такое поведение реагируют быстрее, чем на послушание, и если ребёнку не удаётся заслужить похвалу, то он идёт даже на явный конфликт, в попытке привлечь к себе внимание. Нельзя сказать, что ребёнок получает от этого удовольствие, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем, никакого.

Такая модель поведения очень быстро закрепляется. Для того, что непослушание не стало нормой, необходимо проявлять неподдельный интерес к жизни ребёнку, уделять ему достаточно внимания, хвалить даже за самый маленький успех. Прежде всего, этим рекомендациям должны следовать родители.

Вторая причина – борьба за самоутверждение, здесь непослушание как протест. Против чего же протестует ребёнок? Довольно часто негативная модель поведения является ответом на слишком большое количество запретов, которые не всегда бывают оправданными.

Дети очень тонко чувствуют окружающую ситуацию и если строгое отношение к ним продиктовано не просто желанием оградить от возможных неприятностей, а потребностью взрослых почувствовать свою значимость, утвердить свой беспрекословный авторитет, то тут реакцией ребёнка может быть протест против жёсткого ограничения его свободы.

Часто мы не воспринимаем детей как полноправную личность и даже не пытаемся объяснить причины своих запретов. Поэтому нужно не просто запрещать, а объяснять причину этого запрета.

Например, требование «я сам» трёхлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. И им становится особенно трудно, когда с ними общаются, в основном, в форме указаний, замечаний и запретов.

Если замечания и запреты слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Педагоги и родители сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребенка — отстоять право самому решать свои дела, и, вообще, показать, что он личность.

Третья причина — желание отомстить. Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины могут быть очень разные: воспитатель любит одного ребёнка, а не другого, родители более внимательны к младшему, развод родителей, ребенка отлучили от семьи (положили в больницу, послали к бабушке, родители постоянно ссорятся, воспитатель постоянно делает несправедливые замечания, несправедливо наказывает и т. д.

И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности — все те же протесты, непослушание. Смысл «плохого» поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо — пусть и вам будет тоже плохо.»

Что же делать в этой ситуации? А нечего особенного делать не надо, просто нужно уделять внимание каждому ребёнку, проявлять искреннюю заинтересованность к проблемам.

Наконец, четвертая причина — потеря веры в собственный успех. Большинство детей остро реагируют на неудачи в том или ином деле, особенно если такой негативный опыт подкрепляется критикой. Это первое, что занижает самооценку ребёнка, вызывает в нём неуверенность в своих силах, влечёт потерю веры в успех. Это порождает появление проблем в общении с окружающими, а затем и в коммуникации со сверстниками.

Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у ребёнка уже есть трудности в общении со сверстниками, а следствием будут проблемы в усвоении знаний, нежелание работать на занятии, вызывающее поведение.

Подобное «неблагополучие» происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он, вообще, теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это — в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно», «И пусть плохой», «И буду плохой!»

Вывод: Если у ребёнка идет борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто ни на кого не рассержен. Например, это могут быть совместные занятия, игры, заслуженная похвала и т. п. Стоит попробовать, и вы увидите, почувствуете, какой благодарностью отзовется ребенок.

Если источник конфликтов — борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить контроль за делами ребенка, дать ему больше самостоятельности.

У детей неуверенных в себе.

Необходимо искать любой повод, чтобы его поощрить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховать его, избавлять от крупных провалов. Вы заметите и почувствуете, что первые же успехи окрылят ребенка.

Согласитесь, что все причины непослушания трудных детей объединяет одно потребность в тепле и внимании, потребность в признании и уважении его личности, чувство справедливости, желание успеха.

Конечно, в один день всё не исправишь. Это очень долгий процесс, который потребует немалого терпения. Но главные усилия необходимо направить на себя, т. е. вовремя остановить себя не дать разгореться своим отрицательным эмоция, раздражению и гневу. Постараться не реагировать привычным образом, то есть так, как уже ждет от вас ребенок – не кричать, не наказывать.

И последнее, что очень важно знать. Вначале, при первых ваших попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение! Он может не сразу поверить в искренность ваших намерений и будет проверять их. Так что придется выдержать и это серьезное испытание.

А теперь немного о других проблемах в поведении детей.

Взаимодействие педагогов с гиперактивным ребенком

Гиперактивность проявляется у детей не свойственной для нормального развития импульсивностью, двигательной расторможенностью, отвлекаемостью, невнимательностью.

Необычность поведения этих детей не является результатом дурного характера, упрямства или невоспитанности, как считают многие. Это специфическая особенность психики, обусловленная как физиологическими нарушениями (мозговые нарушения, наследственность, патология беременности и родов, инфекции первых лет жизни, так и психосоциальные факторы (стиль воспитания в семье).

С появлением гиперактивного ребенка в детском саду у педагогов возникает немало проблем. Воспитатели жалуются на исходящее от него непрекращающееся беспокойство, замечают, что он вмешивается во все дела, болтает без умолку, обижает детей. При этом следует помнить, что многое зависит от поведения самих взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребенком.

Правила поведения педагога с гиперактивным ребенком.

Не замечать мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается.

Применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по головке, прижать к себе; похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям.

Рекомендуется сажать рядом, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий.

Давать возможность в середине занятия подвигаться (попросить что—нибудь поднять, принести, предложить раздать материал и т. п.).

Хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, если ребенок довел какое-то дело до конца.

Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с трудом выдерживают тихий час в детском саду. В таком случае необходимо сесть с ребенком рядом, погладить по головке, приговаривая ласковые, добрые слова. Благодаря этому мышечное беспокойство и эмоциональная напряженность дошкольника будут снижаться. Постепенно он привыкнет отдыхать в это время дня, будет вставать отдохнувшим, менее импульсивным, а порой и выспавшимся.

Эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен при взаимодействии с гиперактивным ребенком.

Взаимодействие педагогов с агрессивными детьми.

Агрессивное поведение – одно из самых распространённых нарушений среди детей дошкольного возраста.

Агрессивность – склонность к причинению другому морального или физического вреда.

Причины агрессивности детей: 1. Недостаток двигательной активности, недостаток физической нагрузки. 2. Дефицит родительского внимания, неудовлетворённая потребность в родительской любви и принятии. 3. Повышенная тревожность. 4. Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье. 5. Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки). 6. Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков.

Рекомендации педагогам: 1. Изменение негативной установки по отношению к ребенку.

2. Понимание характера детской агрессивности.

3. Помочь агрессивным детям понять эмоциональное состояние других детей.

4. Чаще разговаривать с агрессивным ребенком о его собственном эмоциональном состоянии.

5. Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения по отношению к окружающему, а, тем более, к людям.

Индивидуальная работа с детьми, имеющими нарушения осанки Занятия проводятся с группой детей 6-7 лет (по 6-8 человек в группе) 3 раза в неделю по 20 мин по рекомендации врача-терапевта (имеющие.

Инновационные методы работы с детьми, имеющими речевые нарушения «Слово – есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». К. С. Аксаков. Актуальность. В.

Консультация для педагогов «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников» Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Нас в любое время года Учит мудрая природа: Птицы учат пению. Паучок терпению.

Консультация для педагогов и родителей «Нарушения в развитии психомоторных функций у детей» НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ. Моторика (от лат. motor-приводящий в движение) — двигательная активность организма,.

Консультация для педагогов «Взаимодействие взрослого с детьми в игре» Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому,.

Коррекционная работа по закреплению произношения звуков [Ш], [Ж] с детьми, имеющими общее недоразвитие речи Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение как для последующего обучения ребёнка, так и для коммуникации. Выполняя.

Коррекционные игры и упражнения с детьми, имеющими нарушения в интеллекте для преодоления агрессивного поведения Цель: Знакомство с коррекционными играми и упражнениями для детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии с признаками агрессивного.

Наш ориентир-здоровый и развитый ребенок. Работа с детьми, имеющими статус ОВЗ Материал окружного семинара для педагогов по коррекционному развитию детей с ОВЗ «Наш ориентир – здоровый и развитый ребенок» РУКОВОДИТЕЛИ.

Особенности работы с детьми, имеющими речевые нарушения, в условиях общеобразовательного класса (консультация для педагогов) Дети с нарушениями речи — это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны,.

Каждая мама обязана знать:  Ребенок быстро отвлекается, устает, не может выполнять домашнее задание самостоятельно
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация