Вопросы по статье Как перевести ребенка на домашнее обучение


Содержание

Как перевести ребенка на домашнее обучение?

У моего ребенка ЗПР, учится он в спец школе, но там не справляются. Психоневролог советует на дому обучение. Но для этого нам надо ребенка положить в психбольницу на 10 дней, врачи на этом настаивают. Мы этого не хотим. Как перевести ребенка на домашнее обучение без психбольницы? Куда нам обратится?

Основанием права на получение образования дома служит Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2020 года. Статья 63, пункт 2 «Общее Образование» содержит правовое доказательство того, что родители, (опекуны, усыновители) могут обучать ребенка в семье. В ней отражено, что образование можно получить не только в образовательных организациях, но и в формах семейного образования и самообразования.

Принцип получения домашнего образования строится следующим образом:

1. Ребенка закрепляют за образовательным учреждением.

2. Родители самостоятельно организовывают учебный процесс.

3. Ребенок сдает экзамены и тестирование в закрепленной школе.

Они имеют право пригласить для занятий с учеником педагога и репетитора, предварительно согласовав с ними стоимость каждого урока. Родители финансируют педагогический труд самостоятельно.

ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ ПО МЕДИЦИНСКИМ ПОКАЗАНИЯМ Возможность домашнего обучения имеет следующая категория детей, а именно, те из них, кто: 1. Имеет заболевание хронической формы. 2. Затяжной характер болезни. 3. Длительное амбулаторное лечение. Наличие одной из причин перечисленных выше дает возможность перевода школьника на обучение дома. В большинстве случаев врач, наблюдающий ребенка, рекомендует рассмотреть вопрос об учебе на дому. Иногда, родители принимают такое решение самостоятельно. Для того чтобы получить возможность обучать ребенка дома, потребуется выполнить следующее: — получить медицинскую справку, оформленную через контрольно–экспертную комиссию (КЭК); — составить письменное заявление на имя руководителя общеобразовательного учреждения; — сдать составленное заявление, приложив к нему медицинскую справку.

Процесс подготовки медицинской справки, дающей школьнику право на домашнее обучение, включает в себя:

1. Визит к врачу, наблюдающего больного ребенка для получения рекомендаций к КЭК.

2. КЭК выносит квалифицированное заключение, рекомендуя ребенку домашнее обучение. На основании этого выписывается медицинская справка. В документе зафиксирован диагноз заболевания, прописана длительность рекомендуемого домашнего обучения. Максимальный срок обучения на дому может составлять один год (учебный), минимальный — составляет месяц (как правило, при травмах и операциях).

Достоверность информации, изложенной в справке, заверяют личной подписью:

— врач, наблюдающий за ребенком;

— заведующий детской поликлиникой;

— главный врач детской поликлиники.

На документ ставится круглая печать поликлиники.

Заявление, на имя руководителя учебного заведения

В данном документе требуется изложить просьбу о возможном переводе школьника на обучение дома (индивидуальное обучение). Обязательным приложением к нему служит медицинская справка, выданная КЭК.

На основании поданных документов, администрация школы не может отказать в удовлетворении просьбы. Единственное условие – школа должна относиться к микрорайону по месту фактического проживания ребенка.

Руководство учебного заведения организует процесс индивидуального домашнего обучения. Он регламентируется правилами общеобразовательного учреждения. Обязательным пунктом прописывается, что образовательный процесс зависит от следующих особенностей:

1. Психическое и физическое развитие учащегося.

2. Способности усвоения школьной программы.

3. Вариантности учебного процесса. Это подразумевает получение ребенком знаний в школе, дома, и комбинированный способ обучения – в школе и в домашних условиях.

4. Гибкий учебный план.

Из этого следует, что школьник имеет возможность выбора. При нормализации состояния здоровья он может обучаться в стенах школы. Это, не зависит от срока указанного в медицинском документе, но требует согласования с руководством школы.

Как перевести ребенка на домашнее обучение по медицинским показаниям?

Иногда родители понимают, что нахождение ребенка в школе вредит его здоровью. Но признавать этого комиссия не будет, для перехода на самостоятельную образовательную программу нужно обследование врачей. Можно просто купить справку для домашнего обучения и приступать к оформлению бумаг. Но и здесь может возникнуть несколько непредвиденных моментов.

Когда родители правы?

На основании российского законодательства учиться дома можно далеко не при всех патологиях, даже при серьезном нарушении здоровья предусмотрены специализированные группы для детей. Для организации домашнего обучения требуются медицинские показания, из-за которых невозможно находиться не только в школе, но и в общественных местах. Таких состояний немного:

  1. Самая частая причина это нервные расстройства – тики и глубокие эмоциональные переживания. При таких патологиях ребенок может стать объектом насмешек, из-за чего клиника только ухудшится.
  2. Среди соматических патологий выделяют шизофрению – такие дети обязательно изолируются для обучения дома. Их наблюдает врач и корректирует лечение.
  3. Не рекомендуется посещать школу и при эпилепсии, поскольку из-за припадков требуется постоянное наблюдение. Ребенок будет учиться дома и осваивать запланированную программу.

Подробный список патологий знает врач, к которому нужно обратиться за консультацией. Если основания для домашнего обучения весомые, сразу будет выписано направление.

Проявляем инициативу первыми

Для начала оформления нужно обратиться в свою поликлинику по месту прописки. Однозначного ответа на то, как получить справку на домашнее обучение нет – необходимо обследование врача узкого профиля по тому заболеванию, которым страдает ребенок.

Классический алгоритм простой:

  • посещаем педиатра и показываем ему ребенка;
  • идем по направлению от него к врачу узкого профиля;
  • сдаем анализы и проходим инструментальное обследование;
  • возвращаемся к доктору с результатами анализов для получения вердикта.

Иногда необходим осмотр целой врачебной комиссии, в сложных ситуациях только несколько докторов могут ответить, как можно перевести ребенка на домашнее обучение. Специалисты пишут итоговый диагноз, который и играет определяющую роль.

Завершаем оформление

После получения на руки бумажного одобрения нужно обратиться в школу. Если возможно нахождение ребенка на домашнем обучении по болезни, дальнейшая схема действий простая:

  • берем образцы заявлений и пишем 2 экземпляра по рекомендациям рано;
  • подтверждаем переход заключением договора со школой;
  • оплачиваем запланированные расходы;
  • отдаем в школу папку с документами, прикладываем копию свидетельства о рождении;
  • получаем план образовательной программы и журнал успеваемости.

Для обучения дома лучше нанимать тех же учителей, они не только поднатаскают, но и помогут с решением различных тонкостей. Так вы сможете оградить своего ребенка от социальных трудностей.

Вопросы по статье Как перевести ребенка на домашнее обучение?

Законодательным основанием для возможности и порядка перевода ребенка на домашнее обучение по состоянию здоровья служит:

часть 1 п. 2 статьи 17 «Формы получения образования и формы обучения» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2020) «Об образовании в Российской Федерации»;

Статья 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

Статья 63 «Общее образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2020 № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому»;

Приказ Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н (ред. от 05.07.2020) «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Что такое домашнее обучение по состоянию здоровья

Существует много объективных причин, по которым дети не могут посещать образовательное учреждение. Чаще всего это происходит при наличии у ребёнка хронического заболевания или по причине ухудшения состояния здоровья. Когда состояние здоровья ребенка не позволяет ему систематически посещать школу, ему могут предложить альтернативное обучение на дому.

Домашнее обучение по состоянию здоровья — это не форма получения образования, а условие организации учебного процесса для особых детей. В этом случае ученик официально закреплен за образовательным учреждением, и оно несет полную ответственность за его обучение и успешную аттестацию. В то время как рассмотренная в предыдущем материале «Семейное образование: Компенсации родителям за семейное обучение?» форма «семейного обучения», предусматривает открепление ребенка от школы и возложение ответственности за его подготовку целиком на родителей.

В отличие от семейного обучения дети, которые переведены на домашнее обучение, являются полноценными участниками образовательного процесса.

Право ребенка на предоставление ему специальных условий обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья закреплены в статье 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Правовые нормы перевода ребенка на домашнее обучение по состоянию здоровья

В соответствии с принятым в 2012 году Законом об образовании дети могут получать общее образование как в образовательных учреждениях, так и вне их.

Ребенок по медицинским показаниям имеет право:

  • на индивидуально разработанные параметры преподавания ему предметов, в соответствии со статьей 34 Федерального закона «Об образовании».

Приказ Минздрава № 436н от 20 июня 2020 года утверждает:

  • перечень заболеваний, наличие которых дает право ребенку на домашнее обучение по основным общеобразовательным программам.

Признание за ребенком статуса инвалида учреждениями медико-социальной экспертизы для домашнего обучения возможно в том случае, если:

у ребенка имеются стойкие умеренные нарушения функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, которые приводят к ограничениям жизнедеятельности, начиная с первой степени;

одной из категорий жизнедеятельности, используемых для оценки социальной недостаточности несовершеннолетнего ребенка при проведении медико-социальной экспертизы является способность к обучению, под которой понимают способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни.

Исходя из приказа Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н:

  • вторая степень ограничения способности к обучению предполагает необходимость обучения на дому.

Приказ Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н (ред. от 05.07.2020) «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»

Приказом Минздрава России от 30.06.2020 № 436н утвержден перечень заболеваний, наличие которых дает право на домашнее обучение по основным общеобразовательным программам.

Напомним, что Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» к основным общеобразовательным программам относит:

  • образовательные программы дошкольного образования,
  • образовательные программы начального общего образования,
  • образовательные программы основного общего образования и
  • образовательные программы среднего общего образования,

т.е. те образовательные программы, которые должны осваиваться детьми в школе.

Таким образом, если у ребенка есть заболевание с той особенностью течения, которое изложено в приказе 436н, он имеет не только право на домашнее обучение, но и может претендовать на статус ребенка инвалида.

Почему может претендовать:

  • потому что необходимо еще и заключение психолого-медико-педагогической комиссии, которое должно подтвердить нуждаемость в таком виде обучения, то есть в домашнем обучении.

Перечень заболеваний, наличие которых дает право на домашнее обучение по основным общеобразовательным программам:

Утвержден Приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2020 г. № 436н

Новообразования
1. C00 — C97 Злокачественные новообразования В условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата; состояние после трансплантации
Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм
2. D60 — D61 Апластические анемии В условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата; состояние после трансплантации костного мозга
3. D66 — D67 Нарушение свертываемости крови Тяжелой степени
4. D69 Пурпура и другие геморрагические состояния Тяжелой степени и (или) в условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1
5. D89 Отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм месяца) при наличии побочных действий и нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата
Болезни эндокринной системы
6. E10 Сахарный диабет I типа Тяжелой степени
Психические расстройства и расстройства поведения
7. F06.6 Органическое эмоционально лабильное (астеническое) расстройство Со стойкими значительными неконтролируемыми нарушениями поведения, но не представляющими опасность для себя и (или) окружающих, на фоне фармакорезистентности или длительного подбора терапии (более 1 месяца)
8. F07 Расстройства личности и поведения вследствие болезни повреждения и дисфункции головного мозга
9. F20 — F29 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства
10. F30 — F39 Расстройства настроения (аффективные расстройства)
11. F70 — F79 Умственная отсталость
12. F84 Общие расстройства психологического развития Тяжелой степени, со стойкими значительными неконтролируемыми нарушениями поведения, но не представляющими опасность для себя и (или) окружающих, на фоне фармакорезистентности или длительного подбора терапии (более 1 месяца)
13. F90.1 Гиперкинетическое расстройство поведения
14. F95.2 Комбинирование вокализмов и множественных моторных тиков (синдром де ла Туретта)
15. F98.1 Энкопрез неорганической природы Тяжелой степени, исключается каломазание
16. F98.8 Другие уточненные эмоциональные расстройства и расстройства поведения с началом, обычно приходящимся на детский возраст Тяжелой степени, со стойкими значительными неконтролируемыми нарушениями поведения, но не представляющими опасность для себя и (или) окружающих, на фоне фармакорезистентности или длительного подбора терапии (более 1 месяца)
Болезни нервной системы
17. G12 Спинальная мышечная атрофия и родственные синдромы Тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и (или) передвижение на инвалидной коляске
18. G24.1 Идиопатическая семейная дистония Тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии (более 1 месяца)
19. G24.2 Идиопатическая несемейная дистония
20. G25.3 Миоклонус
21. G25.4 Хорея, вызванная лекарственным средством
22. G25.5 Другие виды хореи
23. G25.8 Другие уточненные экстрапирамидные и двигательные нарушения
24. G31.8 Другие уточненные дегенеративные болезни нервной системы В условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата; тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и/или передвижение на инвалидной коляске
25. G35 — G37 Демиелинизирующие болезни центральной нервной системы
26. G40 Эпилепсия Эпилепсия, сопровождающаяся частыми (более 4 раз в месяц) дневными генерализованными вторичногенерализованными и (или) приступами, в том числе с риском развития эпилептического статуса, на фоне фармакорезистентности или длительного подбора противосудорожной терапии (более 1 месяца)
27. G43 Мигрень Тяжелая форма мигрени (долговременные приступы с выраженными сопутствующими проявлениями, перерывы между приступами — несколько дней)
28. G71.0 Мышечная дистрофия Тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и (или) передвижение на инвалидной коляске
29. G71.2 Врожденные миопатии
30. G71.3 Митохондриальная миопатия, не классифицированная в других рубриках
31. G71.8 Другие первичные поражения мышц
32. G72.8 Другие уточненные миопатии
33. G80 Детский церебральный паралич
34. G82 Параплегия и тетраплегия
Болезни глаза и его придаточного аппарата
35. H16 Кератит Часто рецидивирующий, вялотекущий и (или) в условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата
36. H20.1 Хронический иридоциклит
37. H30 Хориоретинальное воспаление
38. H46 Неврит зрительного нерва
39. H33 Отслойка и разрывы сетчатки В течение 1 года после хирургического лечения
40. H40.3 — H40.6 Глаукомы Терминальная стадия
Q15.0 Врожденная глаукома
Болезни системы кровообращения
41. I50 Сердечная недостаточность Стадии II, III
Болезни органов дыхания
42. J43 Эмфизема Тяжелой степени; состояние после трансплантации легкого
43. J44 Другая хроническая обструктивная легочная болезнь
44. J96.1 Хроническая респираторная недостаточность II, III степени тяжести
Болезни органов пищеварения
45. K50 — K52 Неинфекционный энтерит и колит Тяжелой степени с частым рецидивирующим течением
46. K72.1 Хроническая печеночная недостаточность Тяжелой степени
47. K74 Фиброз и цирроз печени Состояние после трансплантации печени
Болезни кожи
48. L10 — L14 Буллезные нарушения Тяжелой степени
49. L20 — L30 Дерматит и экзема Тяжелой степени и (или) в условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани
50. M05 — M14 Воспалительные полиартропатии Тяжелой степени и (или) в условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата
51. M24 Другие поражения суставов Состояния после хирургического лечения на суставах, требующие длительной (более 1 месяца) иммобилизации в гипсовой повязке таза и (или) нижних конечностей
52. M30 — M36 Системные поражения соединительной ткани В условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата
53. M91.1 Юношеский остеохондроз головки бедренной кости (Легга-Калве-Пертеса) После хирургического лечения и требующий иммобилизации в гипсовой повязке (более 1 месяца), затрудняющей нахождение и (или) передвижение на инвалидной коляске
Болезни мочеполовой сферы
54. N01 — N08 Гломерулярные болезни Тяжелой степени и (или) в условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата; состояние после трансплантации почки
55. N10 — N16 Тубуло-интерстициальные болезни почек Тяжелой степени, осложненное течение; состояние после трансплантации почки
56. N18 Хроническая почечная недостаточность Тяжелой степени
Последствия травм
57. T90 Последствия травм головы Осложненные наличием дефекта костей свода черепа, требующего хирургического лечения (пластика костей свода черепа), или осложненные носительством трахеостомической канюли
58. T91 Последствия травм шеи и туловища Требующие длительной иммобилизации в гипсовой повязке (более 1 месяца), затрудняющей нахождение и (или) передвижение на инвалидной коляске
59. T93 Последствия травм нижней конечности
60. T94.0 Последствия травм, захватывающих несколько областей тела
Каждая мама обязана знать:  Отношения дошкольников со сверстниками - Видеоконсультация Натальи Авдеевой

* Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем.

Порядок организации домашнего обучение детей по состоянию здоровья

На основании статьи 19 «Образование инвалидов» Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.07.2020) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»:

  • органы государственной власти субъектов РФ вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков развития ребенка.

Организация деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте РФ определена Письмом Минобрнауки РФ от 30.09.2009 № 06–1254. В соответствии с этими законодательными нормами при наличии соответствующих рекомендаций специалистов количество часов по классам может быть увеличено в пределах максимально допустимой учебной нагрузки, предусмотренной санитарно-гигиеническими требованиями.

Количество часов в неделю в рамках домашнего обучения по общей программе предполагает следующее:

  • для 1 – 4 классов — 8 уроков в неделю;
  • для 5 – 8 классов — 10 уроков в неделю;
  • для 9 классов — 11 уроков в неделю;
  • для 10 – 11 классов — 12 уроков в неделю.

Эти нормативы утверждаются пояснительной запиской к учебному плану каждого образовательного учреждения.

Домашнее обучение детей может осуществляться при помощи дистанционного обучения, которое предполагает обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать работу с детьми — инвалидами, которые в силу физиологических особенностей не могут посетить образовательное учреждение.

Дистанционное обучение не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий, полностью исключающую непосредственное взаимодействие обучающегося с учителями:

желательным является сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем;

для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому целесообразно организовывать занятия в помещениях образовательного учреждения (индивидуально или в малых группах);

при наличии возможности следует также обеспечивать участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

Организация образовательного процесса для каждого обучающегося, нуждающегося в домашнем обучении:

включая объем его учебной нагрузки,

а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или

путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся,

Во время домашнего обучения школа обязана:

предоставить детям, обучающимся в условиях домашнего обучения, на время обучения бесплатные учебники, методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;

условия для промежуточной и итоговой аттестации;

документ государственного образца о соответствующем образовании.


Когда ребенок переведен на домашнее обучение, он проходит образовательную программу при помощи педагогов школы, определённых руководителем образовательного учреждения, которые должны с ним заниматься.

Если ребенок проходит основную общеобразовательную программу, находясь на домашнем обучении:

то он, так же, как и его сверстники в школе, изучает предметы, пишет контрольные и самостоятельные работы, тестирования;

длительность урока при обучении на дому может составлять не 45 минут, а меньше.

Порядок оформления перевода ребенка на домашнее обучение по состоянию здоровья

Шаг 1. Получить медицинскую справку о необходимости перевода ребенка на домашнее обучение

Чтобы получить разрешение на домашнее обучение ребенка по состоянию здоровья, необходимо предоставить заключение медицинской комиссии из поликлиники, к которой приписан ребёнок.

Для получения справки нужно:

обратиться к участковому врачу. Он выдаст направления на анализы, а также к другим врачам-специалистам для постановки диагноза;

далее лечащий врач выносит заключение о рекомендации перехода на домашнее обучение.

Со справками, результатами анализов (или с медкартой ребёнка) и заключением необходимо:

обратиться к заместителю главного врача по клинико-экспертной работе в поликлинике, отдать документы и

получить решение комиссии в назначенное время.

В справке о необходимости перевода ребенка на домашнее обучение должны быть 3 подписи:

врача, который выдал документ,

лечащего и главного врача поликлиники, и

круглая печать поликлиники.

Данная справка действительна 1 год.

Шаг 2. Изучить документы школы, в которой учится ребенок.

Несмотря на то, что домашнее обучение официально признано, далеко не каждая школа может его предоставить. Для того, чтобы узнать возможен ли перевод на домашнее обучение по причине здоровья в школе, нужно посмотреть устав школы. Устав можно попросить у завуча школы или найти на интернет-сайте школы.

После того как убедитесь, что школа позволяет осуществить перевод ребенка на домашнее обучение, необходимо приступать к сбору документов.

Шаг 3. Собрать комплект документов.

Если в школе предусмотрена возможность перевода на домашнее обучение, то нужно собрать следующие документы:

справку о переходе на домашнее обучение, которую получили в поликлинике;

заявление на имя директора школы;

свидетельство о рождении ребёнка;

заявление в департамент образования.

Чтобы написать заявление на имя директора школы понадобится помощь педагогов или завуча, так как в заявлении должен быть указан перечень предметов, которые будут изучаться ребёнком и количество их часов.

Заявление в департамент образования стоит отправить (передать) одновременно с заявлением на имя директора. Это обусловлено тем, что несмотря на то, что школа обязана перевести ребёнка на домашнее обучение на основании врачебных показаний, директор школы может побояться брать на себя ответственность и перенаправить заявление в департамент образования.

Шаг 4. Составить индивидуальный график и подписать договор со школой.

Далее, с комплектом документов нужно прийти в школу, чтобы составить индивидуальный график домашнего обучения для ребёнка.

В нём должны быть отображены:

предметы и количество их часов;

также расписание, какие и в какие дни будут приходить преподаватели к на дом, чтобы проводить занятия и

график аттестаций, по которым будет видна успеваемость ребёнка.

При домашнем образовании услуги преподавателей бесплатны, также школьник получает право пользоваться школьной учебной литературой. Во время составления индивидуального графика домашнего обучения, необходимо учитывать, что для преподавателей — это дополнительная нагрузка и не каждый учитель сможет приходить к ребенку на дом в самое удобное для вас время.

Помимо индивидуального графика домашнего обучения:

между родителями и школой должен быть заключён договор на домашнее обучение, в котором указываются права и обязанности всех сторон (школы, родителя и ребёнка, как учащегося) и

указываются сроки контрольных аттестаций.

Шаг 5. Получить журнал учёта проведённых занятий.

На основе индивидуального графика школа должна выдать личный журнал учёта проведённых занятий. В него должны заноситься данные по обучению ребёнка. В идеальном варианте, журнал должен полностью соответствовать заявленному плану домашнего обучения.

Приходящие преподаватели заполняют журнал, указывая пройденные темы, полученные оценки и заданное домашнее задание. Это почти тот же классный журнал, только для ребёнка, обучающегося на дому.

Если к ребёнку приходит репетитор, то пройденные темы, также должны быть отображены в журнале.

Шаг 6. Получить аттестат.

В отличие от семейного образования — на домашнем обучении ребёнок остаётся приписан к школе на время обучения. В зависимости от сложности заболевания, ребёнок может периодически посещать школу и общие уроки, также приходить на контрольные, промежуточные и итоговые аттестации. Всю эту информацию родители должны будут согласовывать, составляя индивидуальный график.

Таким образом, при сдаче ОГЭ или ЕГЭ, ребёнок вместе со своим классом сдаёт экзамены в установленное время и месте. В этом случае ребёнок получает аттестат стандартного образца. В случае, если заболевание не позволяет ребёнку покинуть дом или место лечения, школа берёт на себя организацию проведения итоговых аттестаций. Экзамены могут быть проведены дома, либо перенесены в связи с ухудшением состояния здоровья ребёнка.

Если ребёнок учится на домашнем обучении по индивидуальному графику или осваивает не полную программу, в таком случае школа также организует аттестации, согласно плану домашнего обучения ребёнка. В итоговом аттестате будут прописаны предметы, которые усвоил ребёнок.

Порядок домашнего обучение детей по состоянию здоровья в Москве

Каждый субъект РФ вправе самостоятельно утверждать законы, касающиеся домашнего обучения лиц с ограниченными возможностями. Например, в Москве это Закон г. Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» от 28.04.2010 № 16 (ред. от 14.12.2020). Положения данного Закона распространяются на домашнее обучение детей-инвалидов, иных лиц, не признанных в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющих временные или постоянные ограничения возможностей здоровья.

Отдельной статьей в Законе выделены положения, раскрывающие особенности организации обучения детей на дому:

для лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих образовательные учреждения, с согласия их родителей органами государственной власти города Москвы создаются условия для обучения на дому;

обучение на дому осуществляется образовательными учреждениями на основании медицинского заключения. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, определяется в соответствии с нормативными правовыми актами РФ;

обучение на дому организуется на основе договора между органами государственной власти города Москвы, осуществляющими управление в сфере образования, образовательным учреждением, обучающимся и (или) его родителями. Примерная форма договора об обучении на дому утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования;

лицам, обучающимся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, на период получения образования предоставляются компьютерная техника, средства связи и программное обеспечение за счет средств бюджета города Москвы;

коррекция ограничений возможностей здоровья лиц, обучающихся на дому, осуществляется на основе договора с государственным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, или специальным (коррекционным) образовательным учреждением. Примерная форма договора утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования.

Статья 7 «Обучение на дому» Закона г. Москвы от 28.04.2010 № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»

Прием детей с ограниченными возможностями осуществляется по общим правилам приема граждан в школу:

  • образовательное учреждение не в праве отказать ребенку, у которого имеются ограниченные возможности здоровья.

п.1, п.2 статьи 14 «Особенности приема лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственные образовательные учреждения» Закона г. Москвы от 28.04.2010 № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»

Как я перевела детей на семейное обучение

Чтобы экономить нервы и деньги

У меня трое детей. Двое из них — на семейном обучении.

После начальной школы старших детей я поняла, что традиционная система образования в России для меня умерла — слишком много времени на уроках тратится на дисциплину, а не на новый материал, задачи устарели, а в качестве мотивации для ребенка используется только слово «надо».

Я начала искать другие способы обучать детей и в итоге перевела их на семейное обучение. Сейчас им 11 лет, они в пятом классе и уже несколько месяцев учатся в онлайн-школе, а в свободное время посещают секции и кружки. В обычную школу они придут сдавать только промежуточные экзамены в конце учебного года.

Расскажу, как устроено семейное обучение, сколько оно стоит и чем это оказалось выгодно для меня.

У меня трое детей. Старшие учатся дистанционно. Младшего собираемся вскоре тоже переводить на семейное обучение

Как я решила забрать детей на семейное обучение

Мои старшие дети — двойняшки. Они учились в обычной школе до четвертого класса. Учились плохо: «нет домашнего задания», «плохо вели себя на уроке», «спорили с учителем», «спали на уроке», «опоздали», «хамили» — такие замечания регулярно появлялись в дневниках. Возможно, проблема была не в школе, а в детях. Но нужно было что-то делать: мне не хотелось, чтобы дети выпустились из школы с отвращением к учебному процессу.

Мне кажется, что наша система образования устарела — она готовит людей не к современной жизни, а к 1960 году в СССР. А еще я считаю, что сейчас для детей важны не энциклопедические знания — для этого есть интернет, а умение быстро учиться, доучиваться и переучиваться.

Я интересовалась удаленным обучением, сравнивала школы и читала форумы родителей, чьи дети не учатся в обычной школе. Но конкретных действий не предпринимала: семейное обучение казалось чем-то сложным и нереальным. Особенно угнетала общественная установка: «у тебя не получится», «в обычной школе профессионалы, они знают, что делают, а ты — нет».

Время шло, минимум раз в месяц меня вызывали в школу. Однажды очередная встреча с социальным педагогом стала последней каплей. Темой встречи стало то, что мои дети систематически не делали домашние задания. Я высказала наше общее с детьми мнение: им неинтересно на уроках. Детей не спрашивают, дают неинтересные задачи, много времени тратят не на новый материал, а на дисциплину.

Социальный педагог предложила свой вариант мотивации для детей. Он был простым: «Петя, я тоже не хочу идти на работу, но мне приходится. И ты не хочешь делать домашку, а надо». Я не согласна с таким подходом: если не нравится идти на работу — не надо работать на такой работе, все равно ничего путного не выйдет. Мои дети такого же мнения. После той встречи мы приняли окончательное решение уходить из школы, чтобы никого не мучить.

Для семейного обучения у нас были и другие причины. Например, мы любим путешествовать и хотели бы всей семьей зимовать в разных местах дольше, чем две недели школьных каникул. А еще дети занимаются скалолазанием и ездят на спортивные сборы и соревнования — они проходят весной и осенью и длятся две недели. Мы часто не попадали в рамки каникул, поэтому на каждые сборы приходилось брать у тренера справку для школы, а затем догонять программу. Это было сложно и неудобно.

Каждая мама обязана знать:  Вопрос адаптации ребёнка в садике

В конце четвертого класса в мае 2020 года дети написали ВПР — всероссийскую проверочную работу. После нее на семейном совете мы приняли решение начать глобальный эксперимент с дистанционным семейным обучением.

Сборы в Леонидио (Греция) весной 2020. Майских выходных нам тоже не хватило Сборы в Марокко проходили осенью 2020. Мы пропустили в школе неделю — не уложились в каникулы

Виды дистанционного обучения для школьников

Есть два вида дистанционного обучения — домашнее и семейное. До 2013 года был еще и третий — экстернат, но его упразднили.

Расскажу, в чем их различие.

Домашнее обучение — это когда ребенок прикреплен к школе, но к нему на дом приходят обычные школьные учителя. Школа обязана предоставить учителей, индивидуальный план занятий, а также обеспечить всем необходимым — учебниками и методическими материалами. На домашнее обучение переводят детей-инвалидов, а также тех, кто нуждается в длительном лечении — например, онкобольных, диабетиков с тяжелой формой или детей с другими медицинскими показаниями.

При семейном обучении ребенок не прикреплен к школе, а его личное дело находится у родителей. Ответственность за учебный процесс тоже полностью лежит на них. За два месяца до промежуточной годовой аттестации родителю или опекуну нужно прийти в любую школу и написать заявление. В нем надо указать, что ребенок будет аттестоваться за учебный год именно в этой школе, — тогда его внесут в списки на аттестацию.

Родители могут консультироваться с преподавателем по поводу экзамена — он ответит на все вопросы. Примеры промежуточных экзаменов и официальной образовательной программы есть в сети и на сайте Минобразования каждого региона.

При желании на семейном обучении можно участвовать в олимпиадах и конкурсах. Но об этом школу тоже нужно предупреждать заранее.

Медицинских показаний к домашнему обучению у моих детей нет, поэтому мы выбрали семейное обучение.

Какие нужны документы

Чтобы забрать детей из школы, достаточно прийти в местное управление образования и написать заявление. Я этого не знала, потому сначала пришла прямо к директору школы. Это было ошибкой.

Директор школы не имеет никакого отношения к этому процессу. Зато он прочитал мне лекцию: дети от компьютеров болеют, потеряют год, и вообще из моей затеи ничего не выйдет. Я ответила, что мы уже потеряли четыре, и отправилась к начальнику управления образования по нашему округу. Там нужно от руки написать заявление о том, что вы забираете ребенка из школы. Оно останется в управлении.

В управлении все прошло гораздо проще, чем в школе — меня никто не пугал и не отговаривал. Начальник управления образования оказался одним из самых адекватных людей среди тех, кого я встречала во всем этом процессе. Его задача — донести до родителей мысль, что теперь только они отвечают за образование ребенка.

Я написала заявление. Его приняли и сказали мне, когда приходить в школу, чтобы зарегистрироваться на аттестацию по итогам учебного года — делать это надо не позже апреля. Еще предупредили, что теперь все медицинские осмотры, диспансеризация и прививки детей тоже полностью ложатся на семью. Нас это не испугало — в нашей школе не было медкабинета, и мы и так проходили все это самостоятельно.

После визита в управление образования я вернулась в школу. Нужно было закрыть все библиотечные долги детей, забрать их личные дела у секретаря, а также написать еще одно заявление — с причиной, по которой мы уходим из школы. С июня 2020 года все личные дела моих старших детей у меня на руках. Теперь мне надо приносить их в школу только на аттестацию.

Нам предстояло до 1 сентября определиться, в какой форме у нас будет проходить семейное обучение.

Что такое личное дело школьника

Личное дело — это папка с документами, куда вносят основные данные об ученике. Помимо личных сведений там отмечают, что ребенок освоил базовую общеобразовательную программу за один класс в определенной школе и может начинать учиться в следующем. Еще там есть сведения об оценках за все годы. На основе личного дела в девятом и одиннадцатом классе ученикам выдают аттестат о среднем образовании.

Как мы нашли онлайн-школу

По образованию я педагог, но обеспечить детям полноценный образовательный процесс дома мне не под силу хотя бы потому, что я работаю. А еще в пятом классе помимо основных предметов начинаются биология, география и история. Чтобы интересно и квалифицированно рассказывать о них, педагог должен знать больше, чем написано в учебнике.

Маленькие экспериментальные школы я не рассматривала — в них мало преподавателей и форматов. Чем больше школа, тем выше вероятность, что хотя бы один из предлагаемых ей форматов нам подойдет.

Программу из репетиторов мне тоже собирать не хотелось — для этого требуется слишком много сил, денег и моего личного контроля.

Поэтому я стала искать полноценную онлайн-школу.

У меня были следующие критерии:

  1. Школа должна работать уже несколько лет. Я хотела быть уверенной, что она не перестанет существовать через полгода.
  2. Детей в школе должны научить учиться и получать от этого удовольствие. То есть прививать навыки саморазвития, а не просто натаскивать на тесты и заставлять заучивать информацию.
  3. Состав преподавателей должен быть разнообразным. Хорошо, если среди них будут студенты и молодые преподаватели — победители олимпиад или конкурсов. На них еще не наложила отпечаток наша система образования, поэтому они не рассказывают про свой предмет штампованными фразами и могут действительно увлечь учеников.
  4. Школа должна быть крупная и известная на рынке. Если у школы много учеников, значит, у нее будет все хорошо с деньгами. Тогда она сможет набирать лучших преподавателей и платить им достойные деньги. А преподаватели будут стремиться попасть в эту школу.

Я безответственный родитель, поэтому долго школу не выбирала. Я не помню, сколько часов математики должно быть по плану в пятом классе, не знаю названий программ и методик и не смогу определить точный уровень когнитивного развития, который должен быть у ребенка в его возрасте. У меня только одно требование к учебной программе — ребенку должно быть интересно.

Под мои критерии подошла онлайн-школа «Фоксфорд». Про обучение в ней я и буду рассказывать дальше в статье.

Как происходит зачисление в онлайн-школу

Чтобы моих детей зачислили в онлайн-школу, необходимо было сдать вступительные экзамены. Для этого надо зарегистрироваться на платформе, пройти по присланной ссылке, сдать тесты по русскому, математике и английскому и дождаться результатов.


Поскольку мы сдали итоговые проверочные работы за четвертый класс, тесты детям показались несложными и проблем с поступлением не возникло. Тесты показали уровень, с которым ребенок придет в школу, а оценки по английскому — с какого уровня нужно начинать обучение в онлайн-школе.

После тестирования я получила программу, в которой можно было найти раскадровку по часам, учебный план и примеры отчетов. Например, для пятого класса общеобразовательный блок, который обязан пройти любой ученик в онлайн-школе, состоит из 440 часов. Еще 120 часов отдают специализированным предметам, к которым у ребенка есть склонность. Это меньше, чем количество часов в обычной школе в этом классе — 805 часов. Но зато здесь нет таких предметов, как труд, физкультура и ИЗО.

Программы обучения в онлайн-школе

После тестирования следовало выбрать программу, по которой дети будут обучаться, и заключить договор.

Ученикам предлагают на выбор две программы: базовую и индивидуальную. Базовая — то, что преподают в обычной школе: русский, литература, история и прочее. В индивидуальной к основным добавляют выбранные ребенком предметы, которые изучают углубленно — как будто ребенок пошел учиться не в простую школу, а, например, с математическим или гуманитарным уклоном.

Когда ребенок и родитель определились с формой обучения, нужно заключить договор со школой. Для этого следует подписать и выслать договор в электронном виде и оплатить обучение. Можно оплатить сразу весь год или внести минимальный платеж — за два месяца обучения, первый и последний.

В базовой программе три формы обучения:

  1. Офлайн без куратора — 2500 Р в месяц. Дети получают доступ к записям уроков и домашним заданиям в личном кабинете. Об успехах ребенка можно узнать в его личном кабинете. Оценок здесь нет, а есть только очки за выполненные работы.
  2. Онлайн без куратора — 4900 Р в месяц. Ребенок может смотреть запись лекции в личном кабинете или присутствовать на онлайн-уроке. Он участвует в обсуждении в общем чате и делает домашнее задание. Как проходит образовательный процесс, родитель может узнать в личном кабинете.
  3. Онлайн с куратором — 6900 Р в месяц. К ребенку прикрепляют индивидуального куратора. Куратор — это друг-наставник. Он помогает по организационным делам в школе, мониторит успеваемость и отвечает на вопросы по программе обучения. Родителям куратор присылает отчеты об успеваемости.

В индивидуальной программе все дети проходят профтестирование. По результатам становится понятно направление, в котором хочет двигаться ребенок, и что ему интересно. Дальше ребенок может заниматься на дополнительных занятиях — они идут плюсом к базовой программе. В нашей школе это называется ИОМ — индивидуальный образовательный маршрут.

Еще в индивидуальном формате есть тьютор — своеобразный стратег для ребенка. Тьютор помогает развивать то, что у ребенка хорошо получается, и добавляет в программу смежные предметы, например углубленную биологию или географию. В пятом классе эти предметы скомплектованы по трем направлениям на выбор: математическое, естественно-научное и гуманитарно-лингвистическое. Максимальное количество дополнительных предметов по индивидуальному маршруту — пять.

После тестирования ребенку назначают созвон с тьютором по Скайпу. Присутствовать на нем родителю или нет — решает ребенок. Моя дочь созванивалась самостоятельно, а сын попросил поприсутствовать.

По результатам тестирования ребенка тьютор проводит дополнительный опрос, где задает вопросы вроде: «Давайте проверим, не слукавили ли вы, пока проходили тест». В конце беседы ребенок определяется с направлением обучения и, если предметов меньше пяти, может взять дополнительные.

Если в первом полугодии ребенок понимает, что погорячился с выбором программы — можно сменить направление. Но это можно делать только раз в год.

В индивидуальном формате обучения тоже есть варианты по ценам:

  1. Офлайн без куратора — 3500 Р в месяц.
  2. Онлайн без куратора — 7900 Р в месяц.
  3. Онлайн с куратором — 9900 Р в месяц.

Наш опыт. Я посоветовалась с детьми, и мы решили взять максимально полную программу — индивидуальную с куратором. Такое решение мы приняли, потому что сначала было непонятно, зайдет ли вообще формат такого обучения и не будут ли дети чувствовать себя брошенными. А еще я опасалась, что дети начнут откладывать все на потом и вообще не будут делать домашнее задание. С куратором так не получится.

Индивидуальные маршруты заинтересовали детей возможностью отличаться друг от друга. По итогам профтестирования сын выбрал естественно-научную программу с физикой, математикой, биологией и языком программирования Python. Дочь — гуманитарно-лингвистическую программу с упором на английский, русский и занятиями по словесности.

мы платим за учебу двоих детей в месяц

Обошлось нам это дешевле: вместо 9900 Р в месяц на ребенка мы заплатили 8910 Р , потому что заключили договор в июне и сразу на двоих детей. В месяц обучение обходится нам в 17 820 Р .

Это расписание дочери. Она выбрала гуманитарный маршрут. Ручкой вписали дополнительные занятия и репетитора по английскому, чтобы сразу видеть всю нагрузку Сын решил, что ему интереснее естественно-научное направление. А Python — простой и полезный язык программирования

Место для учебы

Чтобы ребенок мог полноценно учиться дома, нужно организовать для этого место. С этим у нас проблем не возникло. Мы живем в таунхаусе, и у детей свой отдельный этаж с двумя комнатами и ванной.

У каждого свой рабочий стол и стационарный компьютер. Для школы мы докупили веб-камеры — по 500 Р каждая — и наушники с микрофоном: за 4999 Р сыну и за 4183 Р дочери. Эта техника нужна, чтобы созваниваться с куратором, с тьютором и репетиторами. Можно обойтись и без веб-камер , но тогда получится обезличенное обучение. Школа не рекомендует такое и настоятельно просит купить все оборудование. Сын самостоятельно накопил из карманных денег на наушники, видеокарту помощнее и новый монитор, а дочь — на веб-камеру.

мы потратили на технику

Компьютеры детям собирал муж — покупал по отдельности все комплектующие на «Авито». Компьютер для сына нам обошелся примерно в 20 тысяч рублей, для дочери — в 5 тысяч. Такая разница получилась потому, что сын играет в онлайн-игры и хороший компьютер был для него принципиален. Дочь игры не интересуют — ей было достаточно простого. Но в планах у нас модернизировать и ее компьютер, хотя для самой учебы никакой специальный мощный компьютер не нужен.

Принтер и сканер у нас уже были. Но пока что для учебы в онлайн-школе они ни разу не потребовались, поэтому, по моему опыту, можно обойтись и без них.

Как проходит учебный процесс

Уроки в онлайн-школе начинаются в 10 утра по московскому времени. Мы живем в Калининграде, у нас в это время 9 утра. Это даже удобно — мы успеваем на все занятия в утреннее время. В нашем классе есть ребята с Дальнего Востока — им приходится либо учиться вечером, либо смотреть занятия в записи.

Если вдруг дети не смогли поприсутствовать на трансляции урока, можно посмотреть запись. В записях есть уроки как из базовой программы, так и дополнительные. Но это отразится в отчете по успеваемости — там указано, смотрел ученик трансляцию или запись.

Формат урока такой: учитель объясняет тему в отдельном окне справа на экране, а слева — большой блок с презентацией по уроку. Можно переключаться с полноэкранного режима трансляции на экран с презентацией. Ниже окна с трансляцией — интерактивный чат. Там дети здороваются, отвечают на вопросы, иногда хулиганят. За спамом и хулиганством в чате следит модератор. Урок длится стандартные 45 минут.

Еще у детей есть закрытые от родителей группы во Вконтакте и в Телеграме. Я не знаю, что там происходит, — родителей туда не пускают. Но там тоже есть кураторы, которые тщательно охраняют детские тайны и следят за порядком.

Оценок в традиционном понимании нет, а есть очки опыта. Например, за каждое полностью выполненное задание начисляют 25 или 125 очков опыта — зависит от объемов домашней работы. Потом эти очки суммируются, и можно посмотреть свое место в общем рейтинге пятиклашек.

В чате установлены правила поведения. Детям крайне важно общаться в чате, а не быть забаненными, поэтому они стараются их соблюдать. Главное соревнование — ответить в чате так, чтобы ответ похвалил учитель. Для них это возможность выделиться среди других. По нашему опыту, с дисциплиной на уроках обычно все хорошо. Еще в чате быстро прокачивается навык быстрой печати. Учеников в классе очень много, надо успеть напечатать свой ответ. Иногда на уроке присутствует 70 человек Когда трансляция урока закончится, в личных кабинетах появится запись, презентация, если она была, и домашнее задание. Иногда задают читать параграфы учебника или дополнительную литературу В домашних заданиях помимо тестов есть еще творческие работы. За каждое целиком выполненное задание начисляются очки опыта. Оценок в обычном понимании тут нет В личном кабинете сразу видно, сколько заданий сделал ученик и сколько занятий посетил. Я не контролирую, когда и как мои дети делают домашку. Если кто-то что-то пропустил — куратор сообщит в конце недели

Наша личная инициатива — делать конспекты. Дети или просматривают урок еще раз, или записывают в тетради по памяти важные моменты. Это помогает структурировать большие объемы информации и лучше ее усваивать. Специально пересматривать урок мы их не заставляем. Но если в голове после урока пусто и записать нечего, то, конечно, просим по возможности пересмотреть. Дети говорят, что это удобно, — перед контрольными проще освежать информацию в памяти по конспектам.

Каждая мама обязана знать:  Как отучить сына пачкать все вокруг своими фекалиями

Уроков в онлайн-школе меньше, чем в обычной. В нашей школе не тратится время на физкультуру, ИЗО, музыку и труд — в день бывает не больше четырех занятий по основной программе. Если в день больше двух уроков, предусмотрены перемены по полчаса. Если уроков мало, перемена длится 10 минут. Дополнительные занятия проходят во второй половине дня.

Во время уроков дети грызут булки, вертятся на стульях или калякают на бумажках — им так проще сосредоточится на теме урока. Никто не шпыняет их за то, что они не сидят ровно и мешают другим детям.

В конце каждой недели мне на почту приходит отчет от куратора. Вот тут куратор пишет, какие уроки дети посмотрели в трансляции, сколько домашних работ выполнили, сколько баллов за какие задачи получили Один из недельных отчетов куратора. Красным выделены уроки, по которым дочь еще не сделала домашние задания. Пока я писала эту статью, наш куратор улучшила отчеты. Теперь в них еще видно, когда было сделано задание и сколько в нем было правильных ответов. По результатам последнего отчета нашли «дырку» в математике и оперативно ее исправляем — разбираем тему и делаем проверочные По срочным вопросам куратор пишет мне в Телеграме. Например, мы обнаружили, что английский у детей на нулевом уровне Потому нам открыли программу уровня попроще и посоветовали нанять репетитора, чтобы успеть догнать ребят в классе. Сейчас дети дополнительно занимаются с репетиторами по Скайпу

В итоге на школьные занятия у детей уходит намного меньше времени, чем в обычной школе. При этом мне кажется, что знаний они получают больше — например, только сейчас сын впервые рассказал мне, что было на занятии по русскому. До этого он ненавидел русский все годы учебы. Еще он заявил, что хотел бы стать гляциологом после того, как посмотрел урок географии.

Гляциолог — специалист, который изучает лед и его разновидности на поверхности земли, в атмосфере, гидросфере и литосфере

Мне тоже интересно смотреть лекции, когда меня допускают в комнаты. Недавно из детских лекций узнала историю двенадцатеричной системы счисления и то, что ее использовали эльфы в книгах Толкиена. Программа собрана из самого разного материала, и учителя не связаны жесткими рамками Минобразования, поэтому могут в лекциях спокойно упоминать такие необычные факты.

Сын просветился на уроке биологии. Делится знаниями со мной

Как не остаться без аттестата

По закону ребенок может сдавать экзамены в любой школе установленного государством образца. Неважно, где он прописан или учился раньше, — главное, подать заявления до того, как сформируют списки на промежуточную или итоговую аттестацию.

Нам предложили несколько форматов годовой аттестации:

  1. Очный — можно прикрепиться к любой школе и прийти туда на аттестацию в мае. Это бесплатно.
  2. Заочный возможен пока только с одной московской школой. С ней нужно заранее заключить договор на онлайн-аттестацию. Это платная услуга. Для нас без московской регистрации и с семейной формой обучения это будет стоить 14 000 Р в год на человека. Для учащихся с регистрацией в Москве — 2700 Р .
  3. Аттестация через интернет в Центре поддержки семейного образования. Это тоже платно — 11 400 Р в год на человека.

Мы, скорее всего, в мае 2020 года будем проходить аттестацию в своей же школе.

Обычная школа сама решает, как будет проходить аттестация по итогам года. Чтобы попасть на аттестацию, нужно не позднее апреля уведомить администрацию школы. Тогда ребенка внесут в официальные списки на аттестацию. Для родителей схема простая: надо прийти в школу, написать заявление, получить консультацию и рекомендации по промежуточной аттестации у классного руководителя вашего бывшего класса, а потом явиться на экзамен. После экзамена в личное дело ученика проставляется отметка.

Если ученик не пройдет аттестацию, вас заставят вернуть ребенка в школу и зачислят в тот класс, в котором он начинал учиться — то есть оставят на второй год. Например, если ребенок обучался дома весь пятый класс и провалил экзамены, в обычной школе ему придется опять пойти в пятый класс.

стоит аттестация через интернет

Еще родители имеют право знать, в какой форме будет проходить аттестация, а также подавать апелляции, если не согласны с результатом.

Если вдруг в середине года мы поймем, что семейное обучение не для нас и всё вышло из-под контроля, — у нас есть право вернуться в обычную школу даже в середине года. Программу с детьми нагонять никто специально не будет, но дети опять станут обычными школьниками и будут числиться за школой.

Во сколько нам обходилась обычная школа

Каждый год на сборы к школе у нас уходило довольно много денег. Основные статьи расходов были такие:

  1. Школьная одежда. У нас не было определенной формы, но были требования к рубашкам, юбкам и брюкам.
  2. Школьная обувь — туфли в школу, уличная обувь, спортивная обувь для улицы, спортивная обувь для зала.
  3. Канцелярские принадлежности.

В 2020 году я потратила больше 100 тысяч рублей, чтобы собрать троих детей в школу. В 2020 году я закупила канцелярию на всех троих и собирала в обычную школу только одного ребенка. Потратила 60 тысяч. Мы прилично сэкономили на рубашках, брюках, сменной обуви и сарафанах.

Еще у нас были дополнительные статьи школьных расходов. Например, выпускной в четвертом классе за двоих детей обошелся мне в 10 тысяч рублей, фотографии — в 5 тысяч. Еще мы сдавали деньги на общешкольные нужды, родительскому комитету, платили за экскурсии, представления и шоу. На них дети идти не хотели, но шли, поскольку все же идут.

Отдельная статья — школьная мода и штучки, которыми дети хвастаются друг перед другом. Например, во втором и третьем классе сыновья потратили на бейблейды в общей сложности 50 тысяч рублей. Теперь у нас приличная коллекция, правда, никому уже не нужная. А дочь увлекалась слаймами — это такие игрушки из вязкого желеобразного материала, в народе их еще называют «лизуны». Она их не покупала, а делала сама, как и остальные ребята в школе. Мы закупали литрами клей, тетраборат натрия и остальные ингредиенты. К этому еще надо прибавить расходы на испорченную одежду и мебель.

Бейблейды — это небольшие сборные вращающиеся волчки, которые запускают пусковыми механизмами. Мы покупали некоторые по 1500 Р за штуку, а сейчас дети не могут продать их даже за 200 Р

А еще дети портят тетради, грызут карандаши, теряют ручки и сменку, рвут колготки и пачкают рубашки в столовой. У меня в семье трое детей и ни одного чистюли. Нам пришлось купить сушильную машину за 30 тысяч рублей, потому что я не успевала гладить. К этому еще надо прибавить расходы на еду вне дома в школьное время, например покупку шавермы у школы. Походы со школьными друзьями в магазины за чипсами, газировкой и прочим выливаются по итогам месяца в приличные суммы — до 6 тысяч рублей.

Мои дети пользуются Tinkoff Junior, поэтому мне нетрудно посмотреть, сколько они потратили в прошлом учебном году на чипсы и газировку Кстати, наличные — это, вероятно, тоже расходы на еду и всякие модные в школе мелочи

Плюсы и минусы семейного обучения

Плюсов семейного обучения для меня пока больше, чем минусов. Например, нестандартная программа подошла моим детям больше обычной. У них появился интерес и желание учиться, а для меня это самое важное.

Раньше дети приносили ворох домашки, которую они не успели разобрать в школе. Если отнять время на дисциплину, проверку домашнего задания и опрос отличников — на новую тему в классе оставалось в среднем 10 минут, и дети не усваивали материал. Когда ребенок потратил время в школе, но не усвоил дополнительный материал — это дополнительные расходы нашего общего времени и денег на репетиторов, поскольку такие пробелы все равно приходилось закрывать.

Еще в нашей школе были плавающие смены. В первом классе все учились в первую смену, а со второго до четвертого класса — во вторую. Из-за этого рушился весь график тренировок.

Учеба во вторую смену начиналась около 12 часов дня. Домой дети приходили в 17:30 и сразу бежали на тренировку по скалолазанию. С тренировки возвращались в 21:00. На уроки оставалось только утро. К утру они мало что помнили из пройденного, а у меня не было времени тщательно проверять домашние задания.

С новой программой и новой формой обучения детям стало проще распределить нагрузку. Кроме учебы они свободно ходят и на кружки и секции. Старший сын ходит на скалолазание и на кэндо с младшим братом. Дочь ходит на скалолазание, фехтование и в художественную школу. Говорит, что хочет прорваться еще на пятиборье.

Кэндо — современное боевое искусство японского фехтования на бамбуковых мечах

Как ни странно, у меня стало больше контроля как у родителя. Я каждую неделю вижу отчеты и слежу за успеваемостью — с домашкой тоже не получается схитрить и увильнуть от проверки. В обычной школе собрания проводили только раз в четверть. С дистанционным обучением и куратором можно поймать и решить проблему оперативнее, чем в школе.

Минус только один — я боюсь итоговой аттестации и того, что не справлюсь с процессом контроля. У детей такого страха нет.

При семейном обучении можно красить волосы как хочешь. Сын мечтает о дредах Самовыражение детей остается только на их усмотрение. Дреды дочь сделала летом и носила до середины сентября. Больше не смогла — они чесались

Как перейти на домашнее обучение?

Ответы на вопросы, которые в первую очередь задают родители, решившие отказаться от школьного образования в пользу семейного.

Сперва нужно разобраться с терминологией и понять, какие формы образования, кроме традиционного посещения массовой школы, сегодня существуют в законном поле. Например, надомное и семейное образование — это разные вещи. Здесь мы поговорим о семейном, чтобы ответить на главные вопросы, которые возникают у родителей, которые понимают, что обычная школа их детям не подходит.

1. Можно ли по собственному желанию перевести ребёнка на семейное обучение?

Только так это и делается. Чем младше ребёнок, тем больше в этом собственного желания родителя, чем старше — тем больше это его выбор.

Если говорить конкретно, то согласно ст.17 действующего Закона «Об образовании» есть несколько путей обучения: в школе очно (т.е. как большинство ребят), не в школе (семейное образование), в школе очно-заочно или заочно (как серьёзные дети-спортсмены, например). Для выбора формы образования не нужно ничьих разрешений и одобрений, только взвешенное и осознанное решение семьи.

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

1. В Российской Федерации образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

2. В каких случаях это целесообразно?

Ещё по этой теме :

Каждая семья приходит к решению своим путём. Общий ответ, пожалуй, звучит так: когда цели семьи и школы настолько расходятся, что мирно взаимодействовать уже никак нельзя. Сложно привести примеры, поскольку всегда найдётся человек, который сочтёт их неубедительными — дескать, это не повод уходить из школы, можно потерпеть.

Скажу в общих чертах: одни хотят больше времени проводить с семьёй, другим важно более гибко выстраивать свою образовательную программу вне школы (утром — фигурное катание, днём — театральная студия, вечером — курсы испанского), третьи поняли, что качество образования в массовой школе никуда не годится, и, если попробовать самим, хуже уже не будет.

3. К кому обращаться, когда решение назрело?

Согласно пункту 5 статьи 63 Закона «Об образовании» о переходе ребенка на семейную форму получения образования, нужно проинформировать либо городское управление образования, либо орган местного самоуправления муниципального района или городского округа по месту проживания. Кого именно информировать, зависит от размеров вашего населённого пункта. Для начала нужно позвонить в орган управления образования, а там направят.

5. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учёт детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.
При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.

4. Могут ли не разрешить перевод на семейное обучение?

Постановка вопроса неверна в корне. Родители не спрашивают разрешения, они информируют о своём решении органы местного самоуправления. Поэтому не разрешить не могут.

5. Остаётся ли ребёнок «прикреплённым» к конкретной школе?

Это может быть интересно :

Учителя обязаны приходить к тем детям, которые постоянно учатся в школе, где эти учителя работают — если в силу каких-то причин (например, по болезни) дети не могут посещать занятия. Если же родители выбрали семейное образование, учителя ничего семье не должны и приходить не будут.

Вопрос с «прикреплением» встаёт только в связи с прохождением аттестации. Для этого действительно нужно прийти к директору заранее, познакомиться и рассказать о ваших планах аттестоваться в этой школе. Накануне экзаменов директор своим приказом зачислит ребёнка в школу на период сдачи промежуточной аттестации, а после прохождения отчислит.

Ребёнка можно не прикреплять до момента аттестации, сегодня это ГИА после 9 класса. Но всё-таки большинство родителей организует экзамены раньше, например, после каждого года обучения или после 4 класса. Но далеко не все обращаются для этого в ближайшие школы. Среди «семейников» очень популярны онлайн-контакты со школами. В интернете есть предложения школ, которые могут принять у вашего ребёнка экзамены за плату.

6. В каком возрасте можно перейти на семейное обучение?

Теоретически в любом, при этом нужно понимать, что решение не с возрастом связано, а с теми задачами развития и организации жизни ребёнка, которые становится слишком трудно решать, посещая школу.

Также существует риск, что, «прожив» несколько лет в школе, ребёнок не сможет понять, зачем и как можно жить без школы.

7. Нужно ли писать контрольные?

Обязательно нужны только те работы, которые вы обговорили с вашим центром аттестации. А уж что это именно, ближайшая школа или экстерн-офис в Новосибирске, — не важно. Однако писать контрольные для самопроверки, безусловно, полезно. Хотя и не обязательно.

8. Нужно ли отчитываться по квалификации нанятых учителей?

Момент ответственности родителей возникнет в период аттестации. Если ребёнок аттестацию проходит на отметки «3» и выше — всё отлично, и никого не волнует, как именно вы этого добились.

9. Как сдавать ЕГЭ?

Единый государственный экзамен — это форма прохождения государственной итоговой аттестации (ГИА). Как и при любой аттестации, ребёнку нужно заблаговременно выбрать предметы и написать заявление в ближайшей школе.

Если у вас остались вопросы, вот ещё несколько материалов Newtonew, посвящённых альтернативному образованию: Один день из жизни вне школы, О школе, где не сидят за партами, Обучение вне школы: 4 главных опасения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация