Вопросы полового различия


Вопрос № 19.Психология половых различий.

Вопрос о половом диморфизме является одним из наиболее проблематичных. Отечественная психология долгое время являлась бесполой по ряду причин, например, отождествление психоаналитических построений о сексуальности с самой сексуальностью.

Ориентации в психологии п.р.:

1) тесно связана с биологией, сексологией – изучает закономерности развертываний генетической программы в онтогенезе под влиянием социальных факторов.

2) Социогенетическая – роль культуры в процессах диморфизма

3) Когнитивно-персонологическая – онтогенез половой идентичности, Я-образа

Иная логика у психологов, социологов и т.д., для работ которых характерна опора на принципы развития и историзма. Они поднимают проблемы: социальной дифференциацией ролей; влияние совместной деятельности на генезис половых различий в развитии личности ребёнка; изучение причин развития полового диморфизма ит.д.

Половой деморфизм (пол индивида) не только не определяет психологический пол личности, но и не является с самого начала возникшим универсальным свойством любого биологического вида.

В любой эволюционирующей системе сосуществуют оперативная (изменчивость системы во взаимоотношениях со средой) и консервативная подсистемы (сохранение). Женщины – консервативные подсистемы, а мужчины – оперативные.

Психологический пол зависит от:

· генетический, гормональный, внутренний и внешний морфологический сам по себе не предопределяют однозначно психологический пол индивида.

· Он ещё зависит и от социальной половой роли! (набор предписаний, которое предъявляет общество индивиду).

· И кроме того, от отношения самой личности к своим индивидным свойствам и социальным половым ролям.

Первая попытка создать периодизацию психосексуального развития индивида принадлежит Фрейду. Он выделили периоды: оральный (0-1), анальный (1-3), фаллический (3-5), латентный (6-12) и генитальный (12-18 лет). На фаллической стадии происходит формирование Эдипова комплекса (Элекстры)) ,когда у ребёнка сексуальное желание к своей матери, амбивалентное отношение к отцу. Критерием является перемещение либидо в разные эрогенные зоны.

Выделяются несколько этапов формирования у ребёнка половой идентичности:

1,5 года – первичная половая идентичность – основания: соматические признаки ребёнка 2) поведенческие и характерологические нормы поведения.

3-4 года – дети начинают различать пол окружающих людей

6-7 лет – происходит дифференциация половых ролей, выбираются определённые формы игр, формы компаний(банда мальчиков, кучка девочек).

Транссексуализм – заболевание, нарушение половой самоидентификации личности, проявляющееся в инверсии полового самосознания. На основании работ Белкина с транссексуалами были выделены следующие механизмы формирования психологического пола:

1) идентификация (уподобление своего я другому)

2) сигнификация (знаковое опосредование совместной деятельности)

3) эмпатия (эмо сопереживание с лицами того или иного пола)

4) рефлексия (осознание субъектом того, как он воспринимается окружающими)

Особенно остро у транссексуалов выражаются конфликты в подростковом возрасте. Для разрешения этого конфликта меняют пол.

Достоверных фактов о том, что существуют различия немного. Женщины превосходят мужчин в вербальных способностях, но у мужчин больше развиты визуально-пространственные и математические способности и т.д.

Половой деморфизм неодинаково проявляется у различных видов.

Характерные черты традиционной системы половой дифференциации:

1) разделение м и ж видов деятельности, труда

2) различия освещались религией, казались нерушимыми

3) иерархическая взаимосвязь женской и мужской функций (мужик всегда круче).

Но сейчас ситуация изменилась. Женщины с мужской профессией часто имеют мускулинный тип (стиль мышления и характера). Т.е. произошло изменение в культурных стереотипах, возникла неопределённость ролевых ожиданий.

Но в человеке сочетается мускулинность и феминность в разной пропорции, и даже если женщина насквозь мускулинна – это не значит, что она несчастна.

Дата добавления: 2020-04-23 ; просмотров: 367 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Какой пол более альтруистичен?

Какой пол более альтруистичен?

Вопрос о половых различиях в альтруизме с увлечением исследуется современной наукой. Результаты показывают, что вопрос: какой пол является наиболее справедливым? — имеет сложный ответ. Когда альтруизм дается дорого, женщины более добры, но когда он дается дешево, то уже мужчины являются более альтруистичными. Поэтому — действительно ли женщины чаще проявляют альтруизм, чем мужчины? Является один пол более справедливым, чем другой? Если есть системные различия в альтруизме у полов, тогда экономические теоретики смогут делать предсказания в отношении, например, благотворительности, торговли, домашнего хозяйства, принятия решений. Каждый сможет использовать это знание в своей каждодневной жизни: ведь у всех нас время от времени появляются причины задуматься о том, проявит ли он или она эгоизм в некоей ситуации. Гендерные различия в проявлении эгоизма и альтруизма важны везде, где решение принимается, что называется, сердцем.

В то время как половые различия в альтруизме остаются пока что в значительной степени неизведанными, некоторые признаки позволяют предположить, что такие различия могут быть довольно значительными.

Например, в ходе недавних исследований ученые заметили, что мужчины и женщины имеют различные представления о благотворительности, предпочитают разные ее формы, а в проявлении альтруизма ведомы совершенно различными факторами. Политики также отметили сильные различия в филантропии, упомянув, что женщины, очевидно, более отзывчивы к потребностям других людей. Статистические данные показывают, что во время финансового кризиса в США в 1991 году женщины стали давать на благотворительность на 2,4 % больше, а мужчины — на 20 % меньше.

Очень любопытно, что экономические данные разных источников согласуются между собой, а вот во всех прочих случаях проявления альтруизма одни исследователи пришли к одним выводам, а другие — к полностью противоположным. К противоположным результатам пришли исследователи групповых игр, где участникам предлагалось провести торговую сделку. Результаты эксперимента показали, что женщины проявили больше готовности принимать несправедливые предложения, чем мужчины.

Каждая мама обязана знать:  Мой ребенок начал воровать

Новый взгляд на пол и альтруизм строится на вопросе о том, как могут различаться мужские и женские требования к альтруизму. В частности, было установлено, что когда что-то отдать дорого для самого дарителя в финансовом смысле, то женщины более щедры, чем мужчины. Однако если проявление альтруизма не обойдется дорого, то уже мужчины дают больше, чем женщины. Таким образом, мужские и женские требования к альтруизму пересекаются. Кроме того, есть и еще одна крайность: мужчины с большей вероятностью будут проявлять совершенный эгоизм или его полное отсутствие, тогда как женщины свой альтруизм предпочитают распределять равномерно.

Идентификация действительно альтруистического поведения — трудная задача. Многие философски настроенные наблюдатели даже обсуждают существование альтруизма в целом, не говоря уже о половых различиях. Например, большинство социобиологов утверждает, что альтруизм — всего лишь вежливый эгоизм, и, когда ты альтруистичен, ты помогаешь не другим, а себе, и это квазисамоотверженный акт, вносящий вклад в выживание твое собственное или твоей семьи. Но социобиологи далеко не безупречны в плане репутации их утверждений. Достаточно упомянуть, что к середине ХХ века идеи социобиологов развились в целую теорию о том, что люди, как часть природы, похожи на животных, а значит, могут вести себя так же и имеют право быть жестокими. Самым известным сторонником этой теории был Гитлер.

Более человеколюбивые исследователи все же исходят из предположения, что альтруизм действительно существует, другое дело, какими мотивами при этом руководствуется человек. Но что бы ни двигало людьми в стремлении быть честными и справедливыми, альтруизм понимается как добровольное усилие человека, приносящее пользу получателю, без ожидания награды. Альтруистическое поведение нужно отличать от послушания, которое является ответом на давление или принуждение.

Несколько теорий стремятся объяснить половые различия в альтруистическом поведении. Социобиолог Э. О. Уилсон в книге «О человеческой природе» обсуждал генетически закодированную эволюционную модель поведения, предполагая, что женщины в интересах своего потомства имеют тенденцию проявлять альтруизм в пределах семьи. В то же время мужчины, с более широким диапазоном возможного потомства и неподтверждаемого отцовства, будут иметь больший интерес к помощи благосостоянию социальной единицы в целом. Говоря упрощенно, женщина помогает своим, потому что знает, что они свои, а мужчина — всем подряд, потому что кто-то из этих «всех» может оказаться его потомком. Независимо ни от пола, ни от способа проявления альтруизма, социологи считают это сознательным или подсознательным эгоизмом, приписывая даже мученичество святых эгоистичной цели попадания в рай.


Среди исследователей есть и те, кто настаивает, что ни в коем случае один пол нельзя называть более склонным помогать людям, чем другой. В зависимости от природы эксперимента мужчины показывают больше любезности, в то время как другие тесты обеспечивают свидетельства того, что женщины больше склонны к проявлению альтруизма.

Отдельные ученые называют различия в экспериментальных ситуациях фактором, приводящим к несогласованностям в результатах исследований, изучающих роль пола в альтруизме. Они призывают к более детальному изучению альтруизма, к рассмотрению различных экспериментальных ситуаций, включая потребность благотворителя в оценке, зависимость получателя, число других потенциальных помощников в данной ситуации, непосредственно природу ситуации, а также «цену» альтруизма.

Еще одно исследование предполагает, что половые различия в выражении альтруизма могли произойти из-за нежелания женщины участвовать в агрессии и рискованных ситуациях. Даже если мы внимательно посмотрим вокруг, то согласимся, что это, действительно, нередкая предпосылка для альтруистического поведения. Анализируя интервью с женщинами и мужчинами, можно убедиться, что типичная женщина в новых обстоятельствах чаще испытывает неуверенность и избегает конкурентоспособных ситуаций, полагая, что она является маленькой, хрупкой и уязвимой. Это сниженное чувство уверенности могло внести свой вклад в разницу альтруистичного поведения.

Многочисленные исследования демонстрируют, что девочки более отзывчивы к младенцам, чем мальчики, и имеют тенденцию заботиться об определенных людях в непосредственных ситуациях, — в отличие от мальчиков, склонных к абстрактному и безличному рассуждению. Очевидно, женщины ничуть не меньше — а скорее всего, гораздо больше — вкладывают сил в решение проблемы альтруистичным путем, в зависимости от контекста и последствий такого поведения.

Еще один фактор в проявлении альтруизма у мужчин и женщин — формулировка сообщения с просьбой о помощи, и характерная для каждого пола отзывчивость (или неотзывчивость) на запрос.

Зачастую альтруистическое поведение связано с полом экспериментатора, просящего о помощи. Для подтверждения этой теории был проведен эксперимент, в ходе которого состоялось 64 телефонных звонка. Среди исследователей были и мужчины, и женщины. Они наугад набирали телефонные номера, говорили ответившим, что ошиблись номером, и объясняли, что у них сломалась машина, они пытаются позвонить домой, но у них нет денег на другой телефонный звонок, и просили ответившего позвонить по правильному номеру. Телефонные номера, которые давали ответившему, были номерами самих исследователей. Время, через которое ответивший перезванивал, засекалось по секундам.

Если человек перезванивал, ему объясняли, что это — исследование. Если не перезванивал в течение минуты, фиксировался соответствующий результат.

Результаты эксперимента показали, что женщинам помогали значительно быстрее и чаще, чем мужчинам. В среднем человек перезванивал через 28 секунд по просьбе женщины и через 35 секунд по просьбе мужчины. Женщинам помогли 78 % участников эксперимента, мужчинам — 63 %.

Каждая мама обязана знать:  Ирина Млодик

В целом же этот и другие эксперименты показывают различие в проявлении альтруизма в зависимости от пола и роли экспериментатора, но никакого полового различия не было зарегистрировано в степени альтруизма, зависящего от пола участников. Иными словами, выражение альтруизма, очевидно, определяется скорее полом получателя, чем полом благотворителя. Если женщины воспринимаются как более слабые, это помогает объяснить, почему помощь чаще оказывали экспериментаторам-женщинам, причем как мужчинами, так и женщинами-участниками.

Образцы для подражания имеют воздействие на степень альтруизма среди детей. Был исследован эффект воздействия символических альтруистических моделей на детское альтруистическое поведение. 123 ребенка в возрасте от 8 до 11 лет разделили на две группы. Первой группе показали кукольное представление, где главный герой делился с друзьями, и был вознагражден за свое поведение.

Впоследствии было проведено сравнение готовности делиться у обеих групп. Результаты показали, что дети, которые смотрели кукольное представление, делились больше, чем дети в контрольной группе. Никакие половые различия не были найдены в готовности делиться, зато было зарегистрировано существенное различие в отношениях между возрастом и альтруизмом: из детей в возрасте 8–9 лет делились только 22 %, в то время как в возрасте 10–11 лет делились 93 % детей.

И опять же, выясняется, что и другие факторы помимо половых различий (в этом случае сознательная зрелость) являются основанием к различиям в альтруизме.

Существуют ли половые различия в альтруизме, и насколько они существенны, — этот вопрос до сих пор не получил однозначного и исчерпывающего ответа в исследованиях. Возможно, лучший индикатор трудности исследований в этой области — это как раз недостаток исследований.

Хотя свидетельство о наличии половых различий в альтруизме довольно тонко, есть даже несколько теорий, утверждающих, что эти различия существуют. Сюда входят теории социобиологов, которые предполагают, что мужской альтруизм является более далеко идущим — если не более интенсивным — в свете большего потенциала мужчин для генетических инвестиций в целое сообщество.

Также рассматривается социобиологами следующее утверждение: если детские верования и опыт помогают формировать всю женскую психологию, то сниженное чувство силы и эффективности, происходящей от веры в женскую уязвимость, установленную в детстве и укрепленную через опыт, могут влиять на выражение альтруизма в женщинах.

Ясно одно: хотя половые различия в выражении альтруизма неопределенны, но существенные половые различия в тех, на кого альтруизм направлен, весьма очевидны. Женщинам, как мы обсуждали, с большей вероятностью помогут, чем мужчинам в точно такой же ситуации.

Половые различия в общении;

Модель межличностных отношений Д.Кислера

Эффекты межличностного восприятия

Этапы диадического взаимодействия

Имеется общая структура диалога:

а) вербальный и невербальный контакт,

постановка задачи диалога,

динамика инициативы: прием, отдача, перехват:

выход из контакта.

Многим требуется время, чтобы понять, что впечатление, вызываемое ими у других людей, значительно отличается от ожидаемого ими. Психоаналитики выделяют в этом процессе влияние переноса. Поведенческие психологи, например, Эллис интерпретируют это явление в терминах сверхгенерализации опыта прошлых взаимодействий с людьми. Исследователи, работающие в рамках модели социальных отношений(Kanny, 1988) пытаются измерить влияние разных факторов на межличностные оценки.

1. Эффект восприятия — видение людей в общем и целом,

2. Эффект партнера — впечатление в конкретном контакте,

3. Эффект отношений — воздействие сложившихся отношений,

4. Случайное смещение — влияние других причин.

Эффект партнера является наибольшим при первой встрече, когда проявляют социальные стереотипы разного рода. Это означает, что все явления сверхгенерализации и переноса должны проявиться уже в первые минуты социального контакта.

Интересное приложение этих положений было получено в исследовании Р.Риджи и Б.Трокмортон (1988) на материале интервью при приеме на работу. Группа экспертов оценивала 100 видеозаписей процедуры собеседования. Оказалось, записи, оцененные экспертами как успешные, отличаются следующими признаками: большим числом позитивных высказываний, малым числом речевых ошибок и удачно подобранной одеждой претендентов на рабочее место. Такие свойства как физическая привлекательность, особенности невербалики, скорость речи оказались не значимыми.

Полученные результаты ставят определенные вопросы о том, в правильном ли направлении развиваются методы тренингов социальной компетентности.

Д.Кислер предложил модель межличностного круга, позволяющую организованно оценивать характер межличностных отношений. Модель организована в двух координатах — контроля и принятия. Полюса координаты контроля — доминантность и субмиссивность. Полюса принятия — дружественное и враждебное отношение.

На протяжении координаты контроля межличностные отношения могут быть реципрокными, вдоль координаты принятия — корреспондирующими друг другу.

Общение между мужчинами подчинено статусной иерархии в большей степени, чем общение между женщинами. При этом люди с меньшим статусом выигрывают больше от использования социально приемлемых видов поведения, нежели люди с высоким статусом.

Различия в стереотипном поведении больше при общении с коммуникантом своего пола.

Мужчины выражают больше несогласия при общении с коммуникантами своего пола.

Женщины общаются с женщинами в более драматическом ключе, чем с мужчинами.

Общаясь между собой, мужчины и женщины демонстрируют в большей степени мужское, чем женское поведение: больше говорят по делу, чаще не соглашаются друг с другом.

Коммуниканты обоего пола более убедительны в общении с женщинами чем в общении с мужчинами.

Вопросы для самопроверки:


1. Как Вы думаете, какое общение может быть названо минимально необходимым?

2. Происходит ли общение, если Вы не разговариваете с человеком? Почему?

Каждая мама обязана знать:  Брат с сестрой ссорятся

3. Почему женщина в мужском коллективе вызывает больше внимания, чем любой другой его член? Перечислите несколько гипотез.

Вопрос № 19.Психология половых различий.

Вопрос о половом диморфизме является одним из наиболее проблематичных. Отечественная психология долгое время являлась бесполой по ряду причин, например, отождествление психоаналитических построений о сексуальности с самой сексуальностью.

Ориентации в психологии п.р.:

1) тесно связана с биологией, сексологией – изучает закономерности развертываний генетической программы в онтогенезе под влиянием социальных факторов.

2) Социогенетическая – роль культуры в процессах диморфизма

3) Когнитивно-персонологическая – онтогенез половой идентичности, Я-образа

Иная логика у психологов, социологов и т.д., для работ которых характерна опора на принципы развития и историзма. Они поднимают проблемы: социальной дифференциацией ролей; влияние совместной деятельности на генезис половых различий в развитии личности ребёнка; изучение причин развития полового диморфизма ит.д.

Половой деморфизм (пол индивида) не только не определяет психологический пол личности, но и не является с самого начала возникшим универсальным свойством любого биологического вида.

В любой эволюционирующей системе сосуществуют оперативная (изменчивость системы во взаимоотношениях со средой) и консервативная подсистемы (сохранение). Женщины – консервативные подсистемы, а мужчины – оперативные.

Психологический пол зависит от:

· генетический, гормональный, внутренний и внешний морфологический сам по себе не предопределяют однозначно психологический пол индивида.

· Он ещё зависит и от социальной половой роли! (набор предписаний, которое предъявляет общество индивиду).

· И кроме того, от отношения самой личности к своим индивидным свойствам и социальным половым ролям.

Первая попытка создать периодизацию психосексуального развития индивида принадлежит Фрейду. Он выделили периоды: оральный (0-1), анальный (1-3), фаллический (3-5), латентный (6-12) и генитальный (12-18 лет). На фаллической стадии происходит формирование Эдипова комплекса (Элекстры)) ,когда у ребёнка сексуальное желание к своей матери, амбивалентное отношение к отцу. Критерием является перемещение либидо в разные эрогенные зоны.

Выделяются несколько этапов формирования у ребёнка половой идентичности:

1,5 года – первичная половая идентичность – основания: соматические признаки ребёнка 2) поведенческие и характерологические нормы поведения.

3-4 года – дети начинают различать пол окружающих людей

6-7 лет – происходит дифференциация половых ролей, выбираются определённые формы игр, формы компаний(банда мальчиков, кучка девочек).

Транссексуализм – заболевание, нарушение половой самоидентификации личности, проявляющееся в инверсии полового самосознания. На основании работ Белкина с транссексуалами были выделены следующие механизмы формирования психологического пола:

1) идентификация (уподобление своего я другому)

2) сигнификация (знаковое опосредование совместной деятельности)

3) эмпатия (эмо сопереживание с лицами того или иного пола)

4) рефлексия (осознание субъектом того, как он воспринимается окружающими)

Особенно остро у транссексуалов выражаются конфликты в подростковом возрасте. Для разрешения этого конфликта меняют пол.

Достоверных фактов о том, что существуют различия немного. Женщины превосходят мужчин в вербальных способностях, но у мужчин больше развиты визуально-пространственные и математические способности и т.д.

Половой деморфизм неодинаково проявляется у различных видов.

Характерные черты традиционной системы половой дифференциации:

1) разделение м и ж видов деятельности, труда

2) различия освещались религией, казались нерушимыми

3) иерархическая взаимосвязь женской и мужской функций (мужик всегда круче).

Но сейчас ситуация изменилась. Женщины с мужской профессией часто имеют мускулинный тип (стиль мышления и характера). Т.е. произошло изменение в культурных стереотипах, возникла неопределённость ролевых ожиданий.

Но в человеке сочетается мускулинность и феминность в разной пропорции, и даже если женщина насквозь мускулинна – это не значит, что она несчастна.

Дата добавления: 2020-07-15 ; просмотров: 6 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Разговор о половых различиях

Не стоит отделываться от него какими-нибудь общими фразами, так как это может подогреть его интерес. Лучше всего выбрать спокойный, нейтральный беседный тон, не смущаться от его вопросов, не краснеть и не делать большие глаза, так как ребенок заметит это. Можно привести простые примеры из жизни животных или растений и рассказать, что природа, окружающая нас, разнообразна.

Также можно рассказать ребенку, что многие явления существуют как половинки одного целого. Есть свет и тьма, плач и смех, день и ночь – они ведь не могут обойтись друг без друга. Так и мы, люди, существуем попарно, мужчина и женщина, которые не могут друг без друга.

Мужчины устроены так, что они сильны и выносливы, то есть у них есть свое место в этом мире, например, на некоторых профессиях, которые для них предназначены. Женщины — совсем другие. Они способны сделать то, что мужчины не могут – быть хозяйственными, красивыми и тому подобное.

Дети интересуются половыми различиями с четырех лет, но этот небольшой возраст не говорит о том, что можно сыграть на его наивности или глупости. Есть такие дети, у которых полноценное сознание мира и себя в этом мире уже хорошо сформировано для такого возраста, поэтому врать им не следует. Лучше всего поставить все вопросы на здоровую основу, то есть составить хотя бы в голове правдивый, полный и в тоже время простой и доступные ответ.

Развитие сексуальной составляющей ребенка – момент весьма тонкий и необходимый, так что такая проблема сама по себе не исчезнет, ее необходимо обговорить и объяснить. Иногда полезно поговорить немного на научном языке, тогда ребенку это наскучит, и он сам переключится на что-нибудь другое.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация