Воспитание детей в семье – семейная педагогика


Содержание

Семейное воспитание детей

Ответственность за то, каким вырастет следующее поколение россиян, ложится не на школу и педагогов, а на нас с вами в качестве родителей. И исключительно от нас с вами зависит то, как сложится судьба маленького человечка, доверчиво впитывающего как нашу любовь, так и все, что происходит за пределами дома. Вас интересует семейное воспитание? Вы ищите соответствующие материалы и методические пособия? Воспитание детей в семье – ваш жизненный приоритет? Мы дадим вам все необходимое!

Еще до Октябрьской революции воспитание детей в семье было неотъемлемой частью культурной традиции государства Российского. Семейное воспитание, как и земская медицина – одна из новых и одновременно старых практик, скрупулезно восстанавливаемых в наши дни.

Родительский дом – это первый и наиболее понятный социальный институт для каждого из нас. Приходя в этот мир, ребенок оказывается в кругу наиболее близких ему людей, первостепенной задачей которых становится передача наиболее важных знаний о том, как устроена жизнь.

Воспитание детей в семье – это своеобразная школа, подлинная школа жизни, от успешного прохождения всех этапов которой напрямую зависит благополучие, а то и вся дальнейшая судьба человека. Кто, кроме мамы, научит дочь быть понимающей и доброй? Кто, как ни отец, расскажет сыну о том, что нужно быть снисходительным и благородным, мужественным и сильным? Подобные базовые дидактические функции не стоит перекладывать на детский сад и школу, поскольку легче и проще ребенок обучается дома – с самого раннего возраста. А как быть, если семья неполная? Есть ли право такой семье называться семьей?

Семейное воспитание следует воспринимать как уникальный шанс построить доверительные взаимоотношения с вашим малышом. Подобной дружбе не страшны ни первые капризы, ни трудности переходного возраста, она не ослабевает даже за давностью лет. Став для ребенка авторитетом в самом широком и позитивном смысле этого слова, вы не просто получите причитающуюся вам толику уважения и любви. Вы станете его слушателем, зрителем и читателем, хранителем его тайн, разделите его горести и радости. Вы и только вы будете его первым и самым главным советчиком, если откроете для него мир сейчас, пока он всецело доверяет именно вам. В этом и заключается благодарный труд родителя – человека, взявшего на себя не только счастливый жребий стать матерью или отцом, но и привести в мир новую, гармонично развитую личность.

Семейное воспитание детей

Семья – главный институт воспитания человека. Семейное воспитание детей – это система воспитательных и образовательных процессов, регулирующаяся определенными традициями и нормами, принятыми в условиях отдельно взятой семьи, и реализуемая силами всех членов семьи. Главной целью семейного воспитания является формирование нравственной, интеллектуально развитой личности, подготовленной к жизни в современном обществе. Семья является для ребенка естественной средой существования, отличающейся от прочих коллективов, с которыми ему предстоит взаимодействовать в дальнейшей жизни. Какова роль семьи и семейных традиций в воспитании детей? Чем отличается семейное воспитание от воспитательных процессов, реализуемых прочими образовательными и воспитательными институтами?

Семейное воспитание детей: общие принципы и положения

Семейное воспитание детей – это совокупность методов и мер, предпринимаемых членами семьи последовательно и регулярно с целью формирования у ребенка социальных и личностных норм поведения, моральных и нравственных ценностей и устоев, общегражданских и общечеловеческих идеалов.

Семейное воспитание детей – один из основных механизмов, обеспечивающих подготовку личности к интеграции в современное общество. Именно в семейной среде ребенок получает первые представления о взаимодействии личности и общества, об интересах и приоритетах, о выгодах обеих сторон.

Характер семейного воспитания обусловлен следующими факторами:

  • Физическое и психическое здоровье членов семьи;
  • Наследственность;
  • Материально-экономический статус семьи;
  • Социальный статус семьи;
  • Уклад жизни;
  • Количество членов семьи;
  • Условия проживания;
  • Отношения между членами семьи;
  • Культурный, моральный, нравственный потенциал семьи.

Основными задачами семейного воспитания детей являются:

  • Создание максимально благоприятных условий для умственного, физического и психического развития ребенка;
  • Передача жизненного опыта и знаний, систем ценностей;
  • Обучение детей базовым навыкам и умениям, привитие интереса к знаниям и познанию;
  • Воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного «я».

Основными методами реализации семейного воспитания детей являются:

  • Убеждение (беседы, советы, внушение);
  • Личный пример;
  • Поощрение и развитие в ребенке чувства удовлетворенности своими успехами;
  • Наказание (ограничение удовольствий ребенка, однако без применения физических мер).

Основные принципы семейного воспитания детей сводятся к следующим положениям:

  • Признание ребенка равноправным членом семьи, уважительное отношение к его личности, интересам, потребностям;
  • Восприятие своего ребенка таким, каким он есть, не предъявляя завышенных требований к его деятельности и достижениям;
  • Создание благоприятной, эмоционально-комфортной, доверительной атмосферы для установления контакта с ребенком;
  • Оказание необходимой помощи ребенку, избегая при этом гиперопеки;
  • Последовательность в своих действиях и требованиях, как в воспитательном процессе, так и в повседневной жизни;
  • Построение воспитательных стратегий с учетом возрастных, гендерных и личностных особенностей ребенка.

Ребенок воспринимает семью, ее традиции и принятые в семейном кругу нормы, как должное. Семья для малыша является первым воспитательным институтом, являющимся наиболее авторитетным в отличие от каждого последующего. А также тем естественным фильтром, который имеет непосредственное воздействие на формирование личности. Так, родители в первые годы жизни ребенка определяют основной круг его интересов, круг его общения, места его пребывания и точки соприкосновения с социумом. Именно в атмосфере семьи ребенок познает первый опыт межгендерных отношений (матери и отца), опыт отношений поколений (отцы и дети). Дети подсознательно копируют поведение взрослых, принимая их модели поведения как истинные и единственно правильные. В дальнейшей жизни ребенку будет крайне сложно понять, почему у него не складываются отношения в коллективе, с друзьями, личные отношения с противоположным полом.

Семейное воспитание детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста являются наиболее восприимчивыми к ситуациям, событиям, происходящим в кругу их семьи. Это объясняется основной особенностью семейного воспитания детей, которое выстраивается на чувствах и эмоциях, а не на постижении нового опыта, получении новых знаний (что реализуется в детских садах, школах, прочих образовательных учреждениях). Основа успешного семейного воспитания детей дошкольного возраста – любовь родителей к ребенку, которая должна проявляться в словах, отношении, поступках, ощущениях ребенка, семейной атмосфере. Ребенок, недополучающий родительского внимания и любви, всеми силами пытается привлечь недостающее внимание различными поступками, непослушанием, капризами, замкнутостью. Основной ошибкой родителей в данном случае является наказание ребенка без выявления сущности проблемы такого поведения. Многие родители предпочитают решать проблемы с детьми с привлечением педагогов и психологов, хотя ребенку в этот момент просто необходима родительская ласка и поддержка. К основным ошибкам семейного воспитания детей дошкольного возраста относятся:

  • Признание материальных благ приоритетными над духовными и моральными ценностями;
  • Низкий культурный, нравственный и духовный потенциал родителей, их аморальное, безнравственное поведение;
  • Авторитаризм и безнаказанность, а также чрезмерное физическое наказание детей;
  • Тяжелая психологическая атмосфера в семье.

Роль семейных традиций в воспитании детей

Семейные традиции – это совокупность принятых и соблюдаемых норм, правил, обычаев и взглядов, определяющих поведение каждого члена семьи в отдельности, а также семьи в общем, передаваемые из поколения в поколение. Семейные традиции в воспитании детей играют первостепенную роль. Это именно тот фактор, который отличает семью от других коллективов, с которыми ребенку предстоит взаимодействовать. Семейные традиции укрепляют родственные связи, развивают чувства долга и ответственности, гордости за семью и переживания за ее целостность и единство. С падением ценности института семьи в современном обществе семейные традиции являются инструментом укрепления семьи.

Соблюдение семейных традиций упорядочивает жизнь человека. Традиции объединяют поколения, позволяя детям в процессе воспитания лучше усваивать механизмы взаимоотношений поколений. Соблюдение традиций прививает ребенку чувства любви, привязанности, уважения. Совместный досуг на выходных, совместные воскресные обеды, празднование важных событий способствуют не только укреплению семейных связей и ценностей, но и формируют положительную атмосферу семьи.

Роль семьи в воспитании ребенка

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Статья просмотрена: 12737 раз

Библиографическое описание:

Асадуллина М. Н., Колодяжная Т. П. Роль семьи в воспитании ребенка [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 93-95. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1879/ (дата обращения: 24.11.2020).

Семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой духовно-нравственного формирования личности ребенка и глав­нейшим институтом воспитания, отвечающим не толь­ко за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Развитие общественных отношений, влияние урбанизации и научно-технического прогресса привели к определенному сужению роли семейной педагогики в воспитании детей. Однако сужение воспитательной фун­кции ни в коей мере не привело к утрате семьей главенства в формировании личности.

Семью можно определить как обладающую исторически определенной организацией малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения (А.Г. Харчев).

Семья в силу глубокой специфичности ее воздействия на ребенка является обязательным фактором нормального воспитания. Дети, воспитывающиеся без участия семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейных коллективов.

Необходимость семейного воспитания объясняется следующим[1]:

1. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям.

2. Ребенок, особенно в раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию.

3. Представляя собой малую группу, своего рода социальный микрокосм, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.

4. Вместе с тем, семья — не однородная, а диффе­ренцированная социальная группа, в которой представ­лены различные возрастные, половые, а подчас и про­фессиональные «подсистемы». Это позволяет ребенку активнее проявлять свои эмоциональные и интеллек­туальные возможности, быстрее реализовать их.

Семья является важнейшим фактором социализа­ции не только для детей, но и для взрослых, от нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоци­ональное и социальное развитие человека на протяже­нии всей жизни.

Семейное воспитание отвечает не только обще­ственной заинтересованности в социализации личнос­ти ребенка, но и индивидуальной заинтересованности родителей в духовном воспроизведении себя в детях, а детей — в покровительстве, защите, нравственной по­мощи со стороны родителей.

В семейной жизни складываются социально-био­логические, хозяйственно-бытовые, нравственно-пра­вовые, психологические и эстетические отношения. Каждая из этих сфер внутрисемейной жизни играет важную социализирующую роль. В семье ребенок получает первые трудовые навыки, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает организовать досуг и развлечения; учится потреблению различных материальных и духовных благ. Семья во многом влияет на выбор будущей профессии. В семье развивается умение ценить и уважать труд других людей: родителей, родственников; происходит воспитание будущего семьянина. [5]

Воспитание детей в семье — дело сложное, дели­катное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знании в области детской психологии и педагогики. Специфика воспитания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и степенью подготовленности родителей к реализации воспитательной функции в семье.

Все родители стремятся к завоеванию авторитета у детей, но не всем это удается. Авторитет, «сделанный» специально во имя детей, существовать не может. Его нельзя создать искусственно, нельзя навязать угрозами, роди­тельской властью. Он должен заключаться в самих ро­дителях. Определенную роль в формировании авторитета родителей играет их ответственное отношение к сло­ву — приказанию, требованию. Требования должны быть твердыми и серьезными по тону и содержанию. [3]

Воспитание детей в семье зависит от возраста роди­телей, их жизненного опыта. Стали супруги родителями в17 лет, 25 или 35 лет — это существенно скажется на их отношении к ребенку (возможно, нежелательному или, наоборот, долгожданному). Чем выше уровень образования родителей, тем больше времени они уделяют воспитанию детей. И если женщины с высоким уровнем образования имеют мень­шее количество детей, то объяснить это можно тем, что они, как правило, стремятся дать детям образование не ниже своего собственного. Увеличивается и требова­тельность к воспитанию каждого ребенка.

В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка задач, более или менее целенаправленная преемственность методов и приемов воспитания, учет того, что можно и что нельзя допустить в отношении ребенка. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержание душевного и телесного здоровья. [7]

Каждая мама обязана знать:  Дочь необщительна

Как всякий организационный процесс, семейное воспитание предусматривает определенную целеустремленность, наличие конкретных задач. Поскольку в нашем обществе интересы государства и родителей в отношении воспитания подрастающего поколения чаще всего совпадают, цели и задачи общественного и семейного воспитания в основном также являются идентичными, следовательно, главную цель воспитания детей в семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижением этой цели является осуществление таких задач, как физическое , умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание.

В семейном воспитании важное место занимает забота о здоровье ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости. Здоровый, физически развитый человек, способен более успешно заниматься умственным и физическим трудом, у него обычно хорошее и бодрое настроение, он, как правило, доброжелателен к окружающим, готов прийти на помощь, острее воспринимает красоту, и сам стремится все делать красиво. Главное – пример родителей.

Воспитание детей в семье необходимым компонентом включает умственное развитие . Первые обращения матери к младенцу уже заключают начала умственного воспитания. Дальнейшее обучение речи, рассказывание сказок, чтение книжек, стимулирование, поощрение детской любознательности, ответы на вопросы ребенка, соответствующие разъяснения и т. д. – все это отвечает интересам развития мышления, памяти, внимания, воображения, служит важной задаче подготовки обучения в школе.

Родители должны много внимания уделять нравственному воспитанию детей, поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно возникают разнообразные проблемы, связанные с поведением, взаимоотношениями между людьми. Именно в семье дети главным образом постигают азбуку нравственности, усваивают, что такое хорошо и что такое плохо, учатся проявлять доброжелательность к людям, оказывать посильную помощь. По мере взросления ребенка моральные требования к нему значительно возрастают и углубляются. Нравственное воспитание в семье предполагает формирование любви к родному краю, своему Отечеству, гуманности, чувства товарищества, честности, справедливости, ответственности. И здесь играют большую роль не только и не столько специальные беседы и разъяснения, сколько организация всей жизни ребенка в соответствии с принципами общечеловеческой морали, повседневная практика надлежащего поведения.

Чрезвычайно ответственное место в системе семейного воспитания принадлежит трудовому воспитанию детей. С раннего возраста ребятишки, как правило, в меру своих возможностей, стремятся участвовать в домашних делах, помогать взрослым, в своих играх имитировать различные виды труда. Важная задача родителей – не отбивать у детей охоту к трудовым занятиям, поощрять их в этом отношении, оказывать всяческое содействие. Доступные формы самообслуживания, участие в домашних хлопотах, вооружение ребенка разнообразными трудовыми умениями и навыками, разъяснение роли труда в жизни человека и общества, ознакомление с профессиями, поощрение участия в общественно полезном труде – все это весьма существенно для подготовки добросовестного труженика, способного в будущем обеспечить себя и свою семью всем необходимым и принести пользу обществу.

Среди конкретных направлений всестороннего развития личности ребенка в условиях семьи немаловажную роль играет эстетическое воспитание . Тесно связанное с другими сторонами воспитания, оно способствует к приобщению детей к прекрасному, учит воспринимать и ценить красоту в жизни, природе, искусстве, приучает их творить по законам красоты. В этих целях родители должны использовать занятия рисованием, лепкой, совместное прослушивание музыки, песен, обучение ребенка игре на музыкальных инструментах, посещение театров, музеев, экскурсий по родным местам, выставок и многое другое. Задача семьи – воспитать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сферах. [1]

У родителей как воспитателей ничего не получится, если они не будут знать особенностей своего ребенка. Ведь каждый человек, сколько бы ему ни было лет, — это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и матери нельзя довольствоваться обыденным представлением о своем ребенке. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение ребенка, выделение его интересов, запросов, увлечений, склонностей и способностей, достоинств и недостатков, положительных и отрицательных черт. Только тогда отец и мать получат возможность целенаправленно и обоснованно, последовательно и планомерно влиять на формирование личности растущего человека, акцентируя внимание на ее позитивных сторонах и развивать их, а с другой стороны, настойчиво преодолевая негативные черты. В изучении ребенка помогут непринужденные беседы по интересующему вопросу, наблюдение за его поведением, как дома, так и на улице, в общественных местах, в школе, во время труда, отдыха, что читает ребенок, как проводит свободное время, с кем дружит, в какие игры играет. Доверие – вот главная линия поведения отца и матери. Очень важно, чтобы и ребенок им доверял.

Воспитание ребенка и организация его жизни начинаются, прежде всего, с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создания высоконравственных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. Семья – школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно – эмоциональный опыт . В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности. Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг, ему передается настроение взрослых. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность. Ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Все это своеобразная азбука чувств – первый кирпичик в будущем здании личности. [1]

Сфера свободного времени семьи создает возмож­ности прежде всего для воспитания детей, духовного развития членов семьи, их психической и физической подготовки к дальнейшей трудовой деятельности и т. д. Внутрисемейное общение в рамках межпоколенного общения (родители — дети) приобретает черты воспи­тательной функции и предполагает совместное осуще­ствление супругами досуговых занятий. Особенно большим воспитательным потенциалом в сфере семейного досуга обладают семейные тради­ции. Ими могут быть: семейные праздники, совмест­ные прогулки, выезды за город и др. Традиции как ос­нова, как порядок, принятый всеми членами семьи, способствуют сплочению семейного коллектива.

Эффективность воспитания детей в семье зависит от единства требований к ребенку со стороны родите­лей и педагогов (воспитателей детского сада, учителей школы).

Взаимодействие семьи и ДОУ — важнейшее ус­ловие успеха в воспитании детей, но оно возможно в том случае, когда воспитатели и родители становятся еди­номышленниками, способными вовремя заметить и устранить причины тревожного поведения ребенка; найти эффективные средства включения его в лично­стно и общественно значимую деятельность, обеспечи­вающую развитие внутренних сил и нравственное ста­новление растущего человека. [3]

Знание общих тенденций развития семьи и факто­ров, влияющих на социализацию личности в семье, воспитателю необходимы знания в области социальной педагоги для выработки стра­тегии и тактики педагогически грамотного воздействия на конкретную семью, оказания ей квалифицирован­ной психолого-педагогической и социальной помощи.

Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и свобо­ды. М., 1993.

Аркин Е.А. Родителям о воспитании. М., 1957.

Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М., 1994.

Земска М. Семья и личность, М., изд. Прогресс, 1986

Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка, М., изд. АПН РСФСР, 1959

Семья и формирование личности / ред. Бодалев А. А., М., Просвещение, 1989

Титаренко В.Я. Семья и формирование личности, М., изд. Мысль, 1987

Эльконин Э.Г. Детство и общество, СПб, изд. Ленато, 1996

Типы семейного воспитания и методы воспитания ребенка. Семейное воспитание и семейная педагогика

Воспитывать ребенка — не такая уж простая задача, как может показаться на первый взгляд. Существуют различные типы и стили семейного воспитания. Как разобраться в них? Какие методы семейного воспитания выбрать? Будем искать ответы вместе.

Семейное воспитание и семейная педагогика, в зависимости от того, как родители на эмоциональном уровне воспринимают ребенка и контролируют его, различают следующие стили воздействия:

  • авторитетный,
  • авторитарный,
  • либеральный,
  • индифферентный.

Авторитетный и авторитарный стили

При авторитетном воспитании мать и отец эмоционально тепло относятся к детям, но контроль за ними достаточно высок. Родители признают и всячески поощряют самостоятельность ребенка. Этот стиль характеризуется готовностью по мере взросления малыша пересматривать требования и правила для него.

Авторитарный стиль выражается низким уровнем эмоционального восприятия детей и высоким уровнем контроля. Общение таких родителей с ребенком больше напоминает диктат, когда все просьбы произносятся в форме приказов, а требования, запреты и правила ни под каким предлогом не меняются.

Либеральный и индифферентный стили

В семье, где детей принимают тепло эмоционально, а контроль за ними находится на низком уровне (вплоть до всепрощения и вседозволенности), царит либеральный стиль воспитания. Требований и правил при этом практически нет, а уровень руководства оставляет желать лучшего.

При индифферентном стиле родители очень мало принимают участия в воспитании, ребенка воспринимают эмоционально холодно, его потребности и интересы попросту игнорируют. Практически отсутствует контроль со стороны отца и матери.

Конечно же, каждый из описанных стилей воздействия отражается на ребенке определенным образом. Но главенствующую роль в формировании личности играют типы семейного воспитания. Их и рассмотрим подробнее.

Гармоничный тип

Типы семейного воспитания ребенка делятся на гармоничный и дисгармоничные. Первый подразумевает:

  • взаимную эмоциональную поддержку;
  • максимальное удовлетворение потребностей всех членов семьи, как взрослых, так и детей;
  • признание того факта, что ребенок — это личность, и он может сам выбирать свой путь развития;
  • поощрение самостоятельности детей.

Кроме того, в сложных ситуациях проявляется взаимное уважение и действуют равные права родителей и ребенка в принятии решений. Система требований к чаду здесь всегда обоснована его возрастом и индивидуальностью. Контроль со стороны родителей носит систематический характер, постепенно маленький член семьи привыкает к самоконтролю. Поощрения и наказания всегда заслужены и разумны. У родителей существует постоянство и непротиворечие в вопросах воспитания, но при этом у каждого сохраняется право на собственный взгляд на ситуацию. Мать или отец могут внести изменения в систему воспитания согласно возрасту детей.

Дисгармоничные типы семейного воспитания

Они очень разнообразны, но есть общие признаки, в разной степени соответствующие каждой семье этой категории. В первую очередь дисгармоничные типы семейного воспитания и семейных отношений характеризуются низким эмоциональным уровнем принятия ребенка и даже возможностью эмоционального отвержения. Конечно, взаимность при таком отношении отсутствует. Родители практически разобщены и не имеют единого мнения в вопросах воспитания. В отношениях с детьми они зачастую непоследовательны и противоречивы.

Дисгармоничные типы семейного воспитания характеризуются тем, что в разных сферах жизнедеятельности родители ограничивают ребенка, часто неоправданно. По части требований здесь может быть два полярных положения: либо они завышены, либо практически отсутствуют. В последнем случае царит вседозволенность. Контроль со стороны родителей не там, где нужно, и его недостаточно. Наказания незаслужены и слишком часты или, наоборот, они отсутствуют.

Дисгармоничные типы семейного воспитания ребенка отличаются тем, что в обыденном общении с дочерью или сыном наблюдается повышенная конфликтность. Потребности детей удовлетворяются либо недостаточно, либо чрезмерно. Наиболее часто встречаются такие типы:

  • гипопротекция,
  • гиперпротекция,
  • противоречивое воспитание,
  • воспитание по типу повышенной моральной ответственности,
  • гиперсоциализирующее воспитание,
  • жестокое обращение с ребенком,
  • культ болезни.

Рассмотрим подробнее эти типы семейного воспитания и детско-родительских отношений.

Гипопротекция и гиперпротекция


Это два полярных варианта, когда заботы, внимания, контроля, интереса к ребенку и его потребностям или недостаточно (гипопротекция), или слишком много (гиперпротекция).

Предполагает наличие у родителей разных взглядов на воспитание, которые они воплощают в жизнь. Воздействие на ребенка периодически меняется в зависимости от его возраста, но при этом воспитательные стратегии взаимоисключающие и несовместимые.

Повышенная моральная ответственность

К детям предъявляются высокие требования, зачастую несоответствующие возрасту и индивидуальности.

В этом случае на первое место выдвигаются успехи, достижения ребенка, отношение к нему сверстников, принцип долга, ответственность, обязанности. Все это делается без учета индивидуальных качеств и возраста детей.

При таком типе воспитания наказания тяжелее проступков, а поощрения отсутствуют.

К ребенку относятся как к слабому, больному, беспомощному, создавая особую атмосферу вокруг него. Это ведет к развитию эгоизма и ощущения своей исключительности.

Кроме стилей и типов, существуют методы семейного воспитания. О них пойдет речь ниже.

Методы воздействия на детей

Типы семейного воспитания и семейных отношений предполагают наличие следующих способов влияния: любовь, доверие, личный пример, показ, обсуждение, сопереживание, поручение, контроль, возвышение личности, юмор, похвала или поощрение, наказание, традиции, сочувствие.

Родители воспитывают детей не только словами и убеждением, но, в первую очередь, личным примером. Поэтому важно правильно организовать семейную жизнь, личное и общественное поведение матери и отца. Мама и папа не будут иметь положительного влияния на ребенка, если сами не стремятся стать лучше. Методы семейного воспитания работают, лишь когда родители занимаются и самовоспитанием.

Воздействие на детей младшего возраста

Семейное воспитание дошкольников необходимо организовать так, чтобы требования, предъявляемые к ребенку, были согласованы между родителями. Это поможет детям правильно себя вести, научит управлять своими эмоциями и поступками. Нужно говорить о требованиях ребенку в форме пожелания, просьбы или совета, так как приказной тон вызовет отрицательную реакцию.

В любом коллективе традиции являются отражением характера общения и уровня воспитанности. То же самое касается семьи. Складывающиеся обычаи и традиции оказывают благотворное влияние на детей. Кроме того, это сплачивает родителей и ребенка. При подготовке к праздникам малыши приобщаются к бытовой стороне жизни. Они помогают убирать и украшать дом, принимают участие в приготовлении еды и сервировке стола, готовят подарки и открытки для родных.

Главные составляющие семьи

Семейное воспитание дошкольников немногим отличается от воспитания детей других возрастов. Семья, в которой царит гармония, является защитой, опорой для ребенка, благодаря этому появляется уверенность и чувство нужности в этом мире, что и рождает душевный комфорт. Эмоциональная совместимость всех членов создает нужный тон в общении, например, это проявляется тогда, когда шутка матери или отца способна предотвратить назревающий конфликт, разрядить напряжение. Отсюда берет начало и развитие чувства юмора у ребенка, которое позволит ему быть самокритичным, уметь смеяться над собой и своим поведением, обрести стойкость в жизненных ситуациях, а не быть обидчивым и слезливым.

Каждая мама обязана знать:  Ребенка травят в школе

Лучшая модель отношений

Семейное воспитание и семейная педагогика направлены на создание условий, при которых у ребенка формируется модель отношений. По ней он будет строить всю свою жизнь дальше, будет создавать семью, воспитывать детей и внуков. Какой же должна быть эта модель? Семейное воспитание происходит в атмосфере доброжелательности, тепла, счастья и любви, а особенности детей при этом обязательно учитываются. Родители стремятся развить способности и лучшие качества ребенка, принимая его таким, какой он есть. Требования, предъявляемые к детям, основываются на взаимоуважении. Воспитание базируется на положительных качествах ребенка, а не на отрицательных. В противном случае малыш приобретет кучу комплексов.

В заключение

Таким образом, задумываясь о правильности воспитания ребенка, посмотрите сначала на себя со стороны. Ведь дети копируют родителей. Стремитесь стать лучше, и ребенок тоже начнет меняться. Гармонии вашей семье!

Текст книги «Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие»

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Оплатили, но не знаете что делать дальше?

Автор книги: Коллектив Авторов

Жанр: Прочая образовательная литература, Наука и Образование

Текущая страница: 1 (всего у книги 31 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие

Реформирование системы специального образования в нашей стране способствует восстановлению приоритета семьи в воспитании детей, в стремлении родителей и специалистов к сотрудничеству в интересах всестороннего развития ребенка.

В данном пособии представлены соображения о значении единства общественного и семейного воспитания, о возрастании роли семейного воспитания, обеспечении и поддержке родителей, имеющих детей с проблемами в развитии. Все это побудило нас к обобщению опыта отечественных и зарубежных ученых, а также собственных разработок.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы в специальном коррекционном образовательном учреждении следует рассматривать в тесной взаимосвязи с эффективностью семейного воспитания.

Еще Демокрит, размышляя о семейном воспитании, указывал: «В случае удачи последняя приобретена ценой большого труда и заботы, а в случае неудачи – горе несравнимо ни с каким другим». Слова философа приобретают особое значение для семейного воспитания ребенка с проблемами в развитии. Невозможность адекватной оценки ситуации приводит родителей к внутреннему и семейному конфликту, подавленности, безразличию, не позволяет правильно относиться к своему ребенку.

Настоящее пособие призвано помочь будущим педагогам-дефектологам осознать социальную роль семьи, значимость ее функций, организовать педагогическое просвещение родителей с учетом отклонений ребенка, помочь выявить творческий потенциал семьи. В дальнейшем это позволит содержательно и эффективно планировать работу с семьей, имеющей ребенка с проблемами в развитии.

В учебном пособии специальная семейная педагогика рассматривается как отрасль специальной педагогики, выделенная по институциональному признаку. Семья играет первостепенную роль в формировании у ребенка знаний и представлений об окружающем мире, в формировании учебных и социальных умений, в физическом воспитании, способствует всестороннему развитию ребенка. Педагог-дефектолог, учитывая воспитательный потенциал семьи, ее социальные установки, сумеет эффективно содействовать реализации воспитательных возможностей родителей, имеющих детей с проблемами в развитии.

Учебное пособие состоит из введения, двенадцати глав и приложения. В приложении представлены государственные законодательные документы о семье, показатели развития ребенка, анкеты для родителей.

Пособие будет полезно студентам, преподавателям, практическим работникам, родителям и всем тем, кого интересуют проблемы семьи и домашнего воспитания детей с разными отклонениями в развитии.

ГЛАВА 1. Общие вопросы специальной семейной педагогики

1.1. Объект, предмет, задачи, принципы, условия специальной семейной педагогики

Специальная педагогика является составной частью педагогики. Это теория и практика специального образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях затруднено или невозможно. Она рассматривает проблемы воспитания и обучения в различных условиях детей с проблемами в развитии на разных возрастных этапах.

Семейная педагогика – это наука о воспитании детей в семье. Она изучает специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывает научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка.

Исходя из этих понятий представим определение «специальной семейной педагогики», наиболее полно отражающее, на наш взгляд, ее содержание.

Специальная семейная педагогика – это отрасль специальной педагогики, выделенная по институциональному признаку, которая изучает вопросы воспитания детей с проблемами в развитии в условиях семьи.

Объектом специальной семейной педагогики является процесс воспитания и обучения детей с проблемами в развитии как социально-культурного феномена.

Предметом специальной семейной педагогики являются теоретически обоснованные и практически разработанные вопросы воспитания и обучения ребенка с проблемами в развитии на разных возрастных этапах.

Задачи специальной семейной педагогики.

– Разработка и обоснование содержания, принципов, методов, условий семейного воспитания.

– Изучение, апробация и внедрение различных моделей сопровождения (поддержки) семьи, имеющей ребенка с проблемами в развитии.

– Взаимодействие с общей, специальной (коррекционной), социальной педагогикой по всем проблемам, относящимся к семейному воспитанию.

– Реализация концепции интеграции и адаптации ребенка с проблемами в развитии в образовательную и социально-культурную среду на всех этапах его жизненного цикла; оказание поддержки и помощи семье в этих процессах.

– Организация педагогического просвещения родителей с учетом отклонений ребенка.

– Выявление и использование творческого потенциала семьи.

Принципы специальной семейной педагогики:

принцип гуманизации, предусматривающий приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, а также воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

принцип развивающего воспитания, предполагающий ориентацию на личность ребенка и выдвижение целевой установки на овладение ею способами мышления и деятельности;

принцип дифференциации и индивидуализации воспитания, означающий развитие ребенка в семье в соответствии со своими склонностями, интересами и возможностями;

принцип движения от ребенка к миру и от мира к ребенку, предполагающий, что воспитание должно опираться на личный опыт воспитанника, идти от понятного, близкого к более далекому, неизвестному, а затем, на новом уровне, вновь охватывать то, что ребенку хорошо известно;

принцип приоритетности интересов ребенка, обеспечиваемый пониманием проблем ребенка с отклонениями в развитии;

принцип комплексности, предполагающий взаимодействие всех участников процесса, взаимодополняемость социальной адаптации и творческой реабилитации, психического и физического развития, последовательность всех этапов работы и многообразие форм, методов и содержания на каждом из них в процессе семейного воспитания;

принципы диалогизации и проблематизации, вытекающие из понимания необходимости объединения всех участников процесса во всех сферах деятельности и на всех этапах работы;

понимания насущных проблем, с которыми сталкивается как ребенок с отклонениями в развитии, так и его семья, учет этих проблем в реализации всех программ и проектов;

принцип персонификации воспитательного процесса в семье, отождествляющий физиологические, психологические возможности и особенности ребенка с отклонениями в развитии, условия его социальной жизни, возможности его социального окружения, уровень развития и культуры с содержанием деятельности, предлагаемой ребенку как субъекту воспитательной практики;

принцип компенсации недостаточно развитых качеств, способностей и функций (за счет сохранных функций);

принцип этапности, заключающийся в выделении нескольких этапов работы; каждый этап органично связан с предыдущим.

Условия эффективного семейного воспитания детей с проблемами в развитии.

– Участие всех членов семьи в процессе воспитания и обучения ребенка с проблемами в развитии.

– Привлечение к процессу семейного воспитания специалистов образовательных, культурных и коррекционных учреждений.

– Организация коррекционно-педагогического просвещения родителей, имеющих детей с проблемами в развитии.

– Научная разработка и обоснование моделей психолого-педагогического и коррекционного сопровождения семьи, имеющей ребенка с проблемами в развитии.

– Комплексное психолого-педагогическое воздействие на всех участников процесса.

– Последовательность, системность, структурность педагогических мероприятий.

– Учет особенностей жизнедеятельности семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания.

– Сочетание индивидуального подхода к семье с организацией групповой работы.

– Внедрение различных форм работы с родителями: беседы, консультации, собрания, семинары, открытые занятия, утренники, спортивные соревнования, оформление наглядных пособий (стенды, вывески, папки-передвижки, статьи).

Курс «Семейная специальная педагогика» связан самым непосредственным образом с курсами специальной дошкольной педагогики и психологии, логопедии, коррекционной педагогики, психологии современной семьи и другими.

В процессе обучения у будущих дошкольных педагогов-дефектологов формируются следующие умения: анализировать особенности семейного воспитания ребенка; разрабатывать и проводить эксперимент, направленный на выявление эмоционального принятия «проблемного» ребенка родителями и анализ его результата; определять заинтересованность родителей в развитии и воспитании ребенка, заботы о нем, адекватной требовательности к нему, тип семейных отношений; планировать и организовывать коррекционную работу с семьей, направленную на повышение уровня родительской компетенции и активизацию роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Важное значение в работе с родителями имеет разработка педагогом-дефектологом специальных программ педагогического образования родителей и индивидуальных семейных коррекционно-воспитательных программ для ребенка с проблемами в развитии.

1.2. История семейного воспитания

В настоящее время семья рассматривается как продукт длительного исторического развития. За долгую историю своего существования она изменялась, что связано с развитием человечества, с совершенствованием форм общественного регулирования отношений между полами. Изменение семьи эволюционировало от промискуитета, группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. Подходы к воспитанию детей в семье также трансформировались на протяжении истории.

В начале развития человеческого общества специфической его особенностью являлось групповое, коллективное начало в воспитании. Воспитание проистекало из общественного образа жизни и готовило всех одинаково к повседневному существованию. Зачатки педагогической мысли сводились к практическому воспитанию и проявлялись в традициях и фольклоре.

Как отмечает А. Н. Джуринский, в 9–8 тысячелетиях до н. э. в ряде регионов мира происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой общества становится семья. Воспитание из всеобщего, равного, контролируемого общиной превращается в сословно-семейное, построенное на подражании детей примеру родителей. Воспитание представителей различных страт – вождей, жрецов, воинов, остальных членов общины – строится в соответствии с сословной принадлежностью и приобретает заметные различия.

В странах античного мира в среде господствующих классов семейное воспитание детей осуществлялось кормилицами, рабынями. Наряду с заботой о сохранении жизни и здоровья ребенка, о его физическом развитии в процессе воспитания использовались издавна сложившиеся и создавались новые сказки, мифы, игры, игрушки. Практика и теория воспитания детей в рабовладельческих государствах, их своеобразие нашли отражение в художественных произведениях, в философских и социально-политических трудах. Так, мысли о воспитании детей представлены в сочинениях древнегреческих философов Платона (427–347 до н. э.) и Аристотеля (384–322 до н. э.), римского оратора и педагога М. Ф. Квинтилиана (35 – ок. 96). Например, по мнению Аристотеля, детей до 7 лет необходимо воспитывать в семье. Именно в семье дети должны получать надлежащее возрасту питание, необходимые для развития движения игры, игрушки; слушать развивающие ум рассказы, а с пяти лет – готовиться к будущим школьным занятиям.

У древних восточных славян в условиях первобытнообщинного строя воспитание детей было общественным и ориентированным на подготовку подрастающего поколения к труду земледельцев, охотников, скотоводов. У детей воспитывались такие качества, как любовь к родной земле, трудолюбие, уважение к старшим, а также качества, необходимые защитникам родных поселений.

Принципы и правила воспитания и обучения детей нашли свое отражение в произведениях устного народного творчества (сказках, пословицах, поговорках, легендах, песнях). Приобщение детей к истории семьи, сохранение традиций, обычаев помогало подрастающему поколению осознать свою роль наследников народных ценностей. Непосредственный труд детей совместно со взрослыми, выполнение обрядов, участие в народных играх и празднествах – все это оказывало сильное воспитательное воздействие на детей.

Таким образом, в народной педагогике веками накапливался и отражался в произведениях устного народного творчества опыт домашнего семейного воспитания. Как отмечает Т. А. Куликова, каждому народу были присущи свои идеалы воспитания, представления о его цели и средствах. Данный опыт является незаменимым материалом для современной семейной педагогики, которая при разработке теоретических основ домашнего воспитания опирается на семейную народную культуру и исторически сложившиеся традиции воспитания детей в семье (И. В. Бестужев-Лада, И. С. Кон, В. М. Петров, Г. Н. Волков и др.).

Представим характеристику становления семейного воспитания по Т. А. Куликовой и О. Л. Зверевой.

В период разложения родового строя и формирования феодальных отношений происходит объединение племен в единую древнерусскую народность, которая создает древнерусское государство – Киевскую Русь (вторая половина IX–XII вв.). Государственной религией становится христианство, однако своеобразно сочетающееся с прежними языческими верованиями, обычаями и традициями. Строгая дисциплина, физические наказания, раннее религиозно-нравственное воспитание – вот характерные черты средневековой педагогической практики. Основные средства семейного воспитания – молитвы, посты, воздержание, смирение, покорность.

Педагогическая мысль Древней Руси отчетливо проявилась в «Поучении князя Владимира Мономаха детям» (1096 г.). В этом памятнике Киевской Руси подтверждается патриархально-родовой характер воспитания (совет почитать старших, оценка отца как наивысшего авторитета для детей). Особым способом воспитания объявлялось подражание детей отцу.

В Киевской Руси воспитание и обучение детей всех сословий осуществлялись преимущественно в семье. Дети знати и горожан могли получить элементарное образование дома. Церковь видела свою задачу в осуществлении контроля над семейным воспитанием. В семьи бояр приглашались домашние учителя – священники. Семья обучала праведному житию посредством религиозного воспитания, преподавания правил общежития. В семье передавались наследственные знания, навыки ремесел и промыслов.

Каждая мама обязана знать:  Дочка жадничает

В понимании древнерусских авторов истинная мудрость семейного воспитания связана с высокой нравственностью, с христианскими добродетелями. Яркое представление о взглядах на семейную жизнь и воспитание того времени, основанное на строгой дисциплине, требовании безусловного подчинения детей взрослым, утверждении в них «страха божьего», дает «Домострой» (XVI в.) – сводный рукописный памятник правил общественной и семейной жизни. Например, в одной из глав перечислены запреты, которые должны соблюдать дети и взрослые: «не красть, не распутничать, не лгать, не клеветать, не обижать чужого, не бродяжничать, не насмехаться, не помнить зла» и т. д. «Домострой» обязывает главу семьи заботиться о детях, но держать их в строгости, наказывать розгою, воспитывать почтительное отношение к взрослым, требовать беспрекословного подчинения старшим, особенно отцу. По «Домострою», следует обучать детей ремеслу, с ранних лет прививать им трудовые навыки, воспитывать настойчивость, аккуратность, бережливость, а также давать детям определенные знания. По мере того как развитие общественных отношений приводило к усилению борьбы с феодально-крепостническим строем, идеи «Домостроя» играли все более отрицательную роль. Поэтому понятие «домострой» впоследствии стало нарицательным обозначением консервативного семейного уклада.

До конца XVI века обучение детей происходило преимущественно в семье, будучи сословным по целям и содержанию. Грамотность рассматривалась как элемент профессиональной подготовки наряду, например, с различными рукоделиями и ремеслами. Начальные знания, позволявшие включаться в общественную жизнь, приобретали также у приходских священников и мастеров грамоты (мирские люди различных профессий, владевшие грамотой: книжные писцы, иконописцы и пр.). Семейная педагогика этого периода развивалась под воздействием религиозных представлений о цели, функциях и средствах воспитания детей.

В XVII веке наблюдаются первые попытки определения основного содержания воспитания и образования по возрастам. Большой вклад в развитие семейной педагогики внесли Епифаний Славинецкий (1600–1675) и Симеон Полоцкий (1629–1680). Книга Е. Славинецкого «Гражданство обычаев детских» включает 164 правила поведения среди взрослых, сверстников, в школе, дома, в церкви, во время еды, при встречах; есть специальная глава – «О игрании» и главы о том, с чего начинать день, как готовиться ко сну. Правила, изложенные в книге, относятся к поведению, но Славинецкий подчеркивает, что внешние проявления отражают внутренние качества человека. С. Полоцкий создал две книги – «Обет душевный» и «Вечеря душевная», в которых говорилось об основных канонах воспитания, почтении к родителям и другим родственникам и др. Симеон Полоцкий одним из первых высказался против применения суровых наказаний в семейном воспитании детей. Он обращал особое внимание родителей на необходимость обучения детей родному языку и подчеркивал важную роль примера взрослых.

С начала XVIII в. до второй половины XIX в. внутри феодализма развиваются капиталистические отношения и усиливается разложение феодального строя. Интересным памятником, отразившим требования государства того времени к воспитанию детей, является «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению…» (1717 г.), в котором представлен свод правил поведения, отражающих жизнь русского общества. Нормы поведения детей в обществе определялись сообразно их социальному положению. Многие из этих правил являются продолжением развития требований к поведению дворянских детей, молодежи, сформулированных в «Домострое» и «Гражданстве обычаев детских». С прогрессивными идеями о воспитании детей с раннего возраста выступали в эти годы члены так называемой «Ученой дружины» – Ф. Прокопович, В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир, И. Т. Посошков. В литературе выдвигаются новые идеалы, пути и средства семейного воспитания.

В работах передовых русских мыслителей и деятелей просвещения И. И. Бецкого, А. Н. Радищева, Н. И. Новикова, В. Г. Белинского, А. И. Герцена содержится характеристика семейного воспитания конца XVIII – начала XIX в. Они подвергли критике крепостничество и существующую систему воспитания. Основная цель нового семейного воспитания – это подготовка детей к жизни в обществе. Непременные условия такого воспитания – духовное общение в семье, внимание к развитию тела, ума, добрых нравов ребенка, сочетание любви и требовательности.

Таким образом, в педагогических трудах этого периода выдвигались новые идеалы, пути и средства семейного воспитания. Все больше осознается значение раннего детства в формировании человека. Большое внимание уделяется изучению особенностей развития детей, разработке задач, содержания и методов воспитания детей до школы.

Во второй половине XIX в. вопросам воспитания уделяли внимание виднейшие представители революционно-демократического направления – Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой. Высказывания Н. И. Пирогова о воспитании детей в семье представляют большую ценность. Он призывал родителей к формированию правдивого человека с раннего детства, подчеркивал необходимость изучать особенности маленьких детей, считаться с их побуждениями и возможностями.

Для улучшения семейного воспитания и пропаганды в России идеи детского сада много сделали педагоги и видные общественные деятели А. С. Симонович, Е. Н. Водовозова, Е. И. Кронради.

В конце XIX – начале ХХ в. большой вклад в развитие вопросов семейной педагогики внесли П. Ф. Лесгафт («Семейное воспитание ребенка и его значение»), П. Ф. Каптерев («Энциклопедия семейного воспитания и обучения»). В книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» П. Ф. Лесгафт изложил научные основы воспитания детей. Большую роль при этом он отводит умной, любящей, активно деятельной матери. Периоду первоначального накопления жизненного опыта ребенка (от 0 до 8 лет) Лесгафт придавал исключительное значение: он считал, что до 8 лет закладываются основы нравственного характера, дети знакомятся с окружающим миром, начинается развитие индивидуальных способностей. Труд П. Ф. Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его значение» считается одним из первых в России научно обоснованным произведением, в котором определены цель, задачи, содержание и методы воспитания детей в семье.

Многие педагоги и общественные деятели предреволюционного периода обращались к теме семейного воспитания. Они рассматривали семью как источник формирования у детей национальных чувств и идеалов, подчеркивали необходимость специальной подготовки родителей к процессу воспитания детей (Т. А. Куликова). В 1908 г. прошел 1 съезд по семейному воспитанию, который способствовал обобщению опыта и распространению прогрессивных методов и средств воспитания детей. Таким образом, можно сказать, что в начале ХХ столетия было заложено начало семейного воспитания как научного направления: определены цели, задачи воспитания и обучения детей в семье. Приоритетными в семейном воспитании были определены религия, труд и произведения народной культуры, такие как песни, сказки и т. д.

В послереволюционный период семейное воспитание находилось в кризисном состоянии. Это связано с тем, что долгие годы культивируемые ценностные ориентиры семейного воспитания (например, религиозная направленность) подвергались критике. Воспитание становится прерогативой государства, что приводит к возрастанию роли общественного дошкольного воспитания и ослаблению внимания к проблемам семейной педагогики. Обращение к отдельным вопросам семейной педагогики можно найти в работах Н. К. Крупской и А. С. Макаренко. Н. К. Крупская особо подчеркивает роль матери в воспитании детей и то, что именно в семье должны закладываться основы нравственности будущего члена общества. А. С. Макаренко рассматривает семью как естественный коллектив, он отмечает, что, «теряя признаки коллектива, семья теряет большую часть своего значения как организации воспитания и счастья». В «Книге для родителей» А. С. Макаренко показывает различные виды ложного родительского авторитета и противопоставляет им истинный авторитет родителей, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение.

Во второй половине ХХ столетия усиливается внимание к вопросам семейного воспитания со стороны государственных структур. Так, в новой редакции Программы КПСС, принятой на 27 съезде КПСС (1986 г.) говорилось, что семья «играет важную роль в укреплении здоровья и воспитании подрастающих поколений, обеспечении экономического и социального прогресса общества, в улучшении демографических процессов. Здесь формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным и культурным ценностям». Тем самым государство подчеркивает значимость семьи и определяет ее роль в воспитании детей.

В последующие годы разрабатывается и принимается ряд законодательных документов, в которых отражены вопросы семьи и семейной политики. Так, например, в Конституции Российской Федерации (1993 г.) записано, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства, которое создает социально-экономические и правовые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования; правовые вопросы образования детей, в том числе образования в семье, отражены в Законе РФ «Об образовании»(1992 г.); профилактике социального неблагополучия детей посвящена федеральная программа «Дети России» (1995 г.); урегулированию отношений «семья – общество» служат принятые Указом Президента Российской Федерации «Основные направления государственной семейной политики» (1996 г.) и др. Усиление внимания к вопросам семьи свидетельствует о том, что современным обществом осознается понимание того, что семья является непреходящей ценностью для жизни и развития каждого человека, играет важную роль в жизни общества и государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

Именно в этот период начинается экспериментальное изучение семьи. Отдельным направлениям семейного воспитания посвящены работы Е. П. Арнаутовой, Т. А. Марковой, Т. А. Куликовой, В. Я. Титаренко, Л. В. Загик, А. И. Захарова и других авторов.

Большой интерес представляет изучение так называемых проблемных семей и семей, имеющих детей с нарушениями в развитии.

Известно, что на протяжении всего развития человечества любое общество так или иначе сталкивалось с проблемой отношения к тем его членам, которые не могут самостоятельно обеспечить свое полноценное существование. Отношение к таким людям менялось в зависимости от характерной для данного общества ценностной позиции, обусловленной идеологическими, социально-экономическими, нравственными воззрениями – от прецедентов физического уничтожения слабых и неполноценных людей до полной интеграции их в общество. В культуре русского народа еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным людям и особенно к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. С принятием на Руси христианства эти традиции получили свое закрепление в различных формах благотворительности, которые существовали на всех этапах развития российского общества.

В советский период религия, светская и церковная благотворительность, филантропия были объявлены вне закона. Политика государства в отношении детей, имеющих нарушения в развитии, была направлена на создание сети учреждений круглогодичного их содержания. Попадая в специальную школу-интернат, ребенок оказывался практически изолированным от семьи. Взаимодействие родителей и специалистов в процессе обучения и воспитания детей было достаточно ограниченным.

Сейчас в России начинается процесс деинституциализации, главная тенденция которого – желание и готовность родителей воспитывать ребенка в семье, а не в закрытых учреждениях интернатного типа, что и определяет возрастание интереса к вопросам семейного воспитания детей, имеющих нарушения в развитии.

В настоящее время в российском обществе укреплятся понимание того, что семья должна принимать непосредственное участие в воспитании и обучении собственного ребенка, быть ответственной за его судьбу, что сподвигло родителей объединиться в различные фонды, ассоциации, проблемные группы, способствовало созданию центров помощи для семей, имеющих детей-инвалидов.

В 1991 году в Москве зарегистрирована неправительственная общественная организация – Ассоциация родителей детей с нарушением слуха, представляющая интересы глухих детей и их семей, способствующая социальной и правовой защите, реабилитации и интеграции в среду слышащих. Ассоциация работает со всеми, кто обращается за помощью: СДОУ (специальными дошкольными образовательными учреждениями), СШОУ (специальными школьными образовательными учреждениями), классами в обычных школах.

В 1992 г. в Санкт-Петербурге создана ГАООРДИ (Городская ассоциация общественных организаций родителей детей-инвалидов), объединяющая на сегодняшний день 75 Ассоциаций родителей детей-инвалидов различных категорий. Цель ГАООРДИ – объединение и координация усилий общественных организаций, представляющих интересы детей-инвалидов, их семей, молодых инвалидов с детства, оказание им помощи и поддержки. В результате вошедшие в Ассоциацию организации смогли совместно отстаивать свои интересы в органах исполнительной и законодательной власти. Благодаря накопленному опыту Ассоциация начала создавать различные модели социальной поддержки детей с ограниченными возможностями и их семей. Наиболее успешные из них осуществляются при поддержке международных благотворительных фондов и органов государственной власти.

В 1993 г. создана московская ассоциация «Даун Синдром» с целью содействия выживанию и развитию детей с синдромом Дауна, их интеграции в общество как полноценных и полноправных людей.

В 1996 г. Департаментом общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы зарегистрирован «Фонд семьи», миссией которого является способствование возрождению, стабилизации и развитию в России семьи как основы общества. Значительная помощь оказывается Фондом семьям, имеющим детей с проблемами в развитии.

В Москве, Санкт-Петербурге, Волгодонске, Нижнем Новгороде и других городах России созданы центры помощи семьям, имеющим детей с проблемами в развитии: «Даунсайт» (для детей с синдромом Дауна), «Лефортово» (для детей с ДЦП, поражением ЦНС, нарушениями ОДА, тугоухостью, слабовидением), «Благополучие» (для детей с нарушением слуха, зрения, ОДА, соматически ослабленных), «Преодоление» (центр трудовой и профессионально-творческой реабилитации детей и инвалидов с детства), «Ренес» (реабилитационный центр для неслышащих), центры социальной помощи семье и детям, реабилитационно-образовательные центры для детей-инвалидов, Центры «Брак и Семья» и др.

Проблемы семей, имеющих детей с нарушениями в развитии, изучаются российскими учеными (А. И. Антонов, А. Я. Варга, А. И. Захаров, Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина, Н. Д. Шматко, В. А. Феоктистова, Н. А. Анисимова, С. М. Хорош, Н. С. Жукова, В. И. Селиверстов, М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова и др.), что способствует улучшению качества и возможностей семейного воспитания детей, повышению педагогической компетенции родителей.

Таким образом, система норм, ценностей и стратегий семьи выверена столетиями. Ее устойчивость и гибкость, адаптационные способности и терпимость обеспечиваются следованием опыту многих предшествующих поколений. Современная семейная педагогика располагает разнообразным и богатым как эмпирическим, так и экспериментальным материалом, который может быть использован для разработки теоретических и практических проблем семейного воспитания в целом, и в частности, вопросов семейного воспитания детей с нарушениями в развитии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация