Воспитание до рождения


Воспитание до рождения

Появление ребенка — огромное радостное событие в жизни каждой матери. Чувство материнства, светлое, трепетное, радостное и одновременно тревожное, наполняет жизнь любой женщины новым смыслом: ведь малыш целых девять месяцев был связан с матерью буквально душой и телом. Однако мало кто из молодых мам знает о том, что воспитание ребенка должно начаться за девять месяцев до его рождения, то есть практически с первых недель беременности.

По этому поводу существует такая притча, которая говорит о том, как к мудрецу пришли мама и папа, у которых родился малыш и которому исполнилось всего пять дней от роду. И родители задали мудрецу вопрос: «Скажи, пожалуйста, когда нам начать воспитывать своего ребенка?» На что мудрец ответил: вы опоздали ровно на девять месяцев и пять дней. Подразумевая как раз то, что воспитание — это процесс, который начинается не с «сознательного» возраста малыша, а даже до его рождения. Если бы мы прислушивались к совету этого мудреца, то не восклицали бы с досадой в момент, когда наш малыш нас не слушается: «Откуда все это взялось, почему он такой?»

Безусловно, мы как бы привыкли к тому, что в отношении детей у нас есть средства воспитания: есть кнут и пряник, и есть объект воспитания. Но как же мы можем говорить об объекте, если малыш еще не родился? Но сегодня врачи посредством ультразвукового обследования уже могут наблюдать за каждым движением малыша: дети зевают, хватают что-то руками, сосут пальчики, потягиваются, моргают, корчат рожицы. Словом делают все именно так, как делают после появления на свет. Вот он — наш объект воспитания.

Да и средств воспитания вам сегодня психологи и медики предложат немало.

Первое — это физический контакт. Существует метод установления связи с внутриутробным малышом через прикосновения к брюшной стенки матери. Это метод называется гаптономия, он позволяет глубокий контакт между матерью или отцом и ребенком, и заключается в легком массаже брюшной стенки, поглаживании животика.

Второй метод — это музыка. Она давно признана средством общения, которое несет в себе определенную информацию. Ученые в настоящее время доказали, что прослушивание мамой во время беременности качественно структурированной музыки укрепляет нейроны ребенка, способствует образованию тесной функционально связи между полушариями головного мозга. В результате детки обладают большей способностью к обучению, к овладению чтением, иностранными языками. У них очень тонко развит музыкальный слух.

Причем далеко не всякую музыку детки любят слушать во время беременности. Некоторые авторы вызывают у них тревожное состояние (это прежде всего относится к Брамсу и Бетховену), а рок-музыка и вовсе воспринимается отрицательно, потому как низкие частоты действуют на нейроны ребенка разрушающе. Были случаи, и это опять же доказано, что во время прослушивания мамой рок-музыки на концертах малыши себя так активно вели, что не давали ей слушать и заставляли уйти. Самое лучшее, что маме стоит прослушивать в этот период — это музыка Моцарта, Вивальди, Листа.

Очень важное средство общения — это разговор с младенцем. Разговор формирует восприятие голоса матери, формирование голоса отца, других членов семьи. Частота звуковой волны языка, на котором происходит общение, наиболее близка для ребенка в период овладения речью, и, если мама в период беременности изучала иностранный язык или говорила на иностранных языках, то частоты этого языка будет включены в диапазон приемлемости. Малыш будет более обучаем иностранному языку впоследствии, когда он начнет заниматься им.

Были опять же примеры, когда мама, не зная об этой связи, занималась английским языком, просто хотела выучить. И когда малыш уже активно стал разговаривать, он вдруг начинал говорить английскими фразами. И сначала мама была в шоке: откуда, что это такое. А потом выяснилось, что те фразы, которые мама заучивала наизусть и часто повторяла на английском языке, он действительно запоминал, и потом они просто всплывали у него из подсознания.

Очень важное средство в воспитании — это питание, которое оказывает очень большое влияние на здоровье будущего ребенка. Питание несбалансированное, недостаток важнейших пищевых ингредиентов, изобилие шлаков тормозят развитие и образование нейронов. Вот уже могут исчезнуть и возможные таланты, и вместо высокого интеллекта может сформироваться посредственность. Поэтому нужно побольше употреблять витаминов, фруктов и овощей. Исключить все острые продукты с перцем, с чесноком. И не забывать, что стиль питания мамы формирует у ребенка вкус к определенным продуктам, к национальным блюдам, даже к ритму приема пищи.

Эмоциональный фон беременной женщины — это мощный фактор воздействия на развивающийся организм. Он конструирует будущие эмоциональные реакции человека, переживаемые мамой. Чувства страха, гнева, агрессии, зависти и горя сопровождаются выбросами в кровь соответствующих медиаторов, то есть биологически активных веществ, под влиянием которых происходит учащение или урежение сердцебиения, деятельности кишечника, спазмов сосудов, подъем артериального давления; через плаценту и пуповину эти вещества попадают к ребенку и вызывают в его организме те же изменения, что и в материнском. И происходит не только повторение мимики матери, но и переживание ее настроения.

После 20-22 недель у ребенка могут фиксироваться те же лицевые эмоции, что и у мамы. Если мама плачет, то и у ребенка гримасы плача. Если же маленький человечек в течение всего дородового периода находился под воздействием отрицательных эмоций, то они пронизывая каждую его клетку, формируют эгоистичного, агрессивного и нередко со значительными психическими отклонениями человека. И в противоположной ситуации оказывается ребенок, когда мама счастлива, часто улыбается, умеет радоваться жизни, видеть ее положительные стороны. В этом случае в крови обоих преобладают медиаторы радости, младенец запоминает ощущение счастья и будет уметь находить его в жизни.

Вокруг нас, конечно же, достаточно не приглядных моментов: есть и горе и разочарование и обиды, но любовь мамы к своему ребенку, способно предотвратить эти негативные барьеры. И беременная женщина обязана быть счастливой. Приятная обязанность, не правда ли?

Как поживаешь, малыш?

Основные этапы развития ребенка по неделям беременности.

Марина Шалимова акушер-гинеколог, кандидат медицинских наук

Развитие ребенка во время беременности, особенно в самом ее начале, происходит быстро и. незаметно. Незаметно, потому что этот процесс надежно скрыт от любопытных глаз окружающих, которым, конечно, очень хочется узнать, как «обычная» клетка может превратиться в самого настоящего человека, только очень-очень маленького! Чтобы помочь вам разобраться с этим, попробуем вместе проследить все основные этапы развития ребенка.

В последнее время в медицинской литературе все чаще появляются сведения о развитии и становлении функций органов и систем еще не родившегося ребенка. Получить эти данные стало возможным благодаря новым методам исследования: ультразвуковому сканированию, кардиотокографии (исследование биотоков неродившегося ребенка), кино- и фотосъемке внутри матки.

Одним из первых открытий, сделанных с помощью УЗИ, стали регулярные, ритмичные «дыхательные» движения грудной клетки ребенка. Затем было отмечено, что малыш может глотать и икать, а его мочевой пузырь периодически наполняется и опорожняется. Дальнейшее изучение внутриутробного развития органов показало, что еще не родившийся ребенок видит, может чувствовать запах, вкус и способен ориентироваться в пространстве.

Специалисты, изучающие жизнь ребенка внутри матери (эмбриологи, нейрогистологи, неврологи), детально описали процесс развития нервной системы и головного мозга. Стало известно, что к 28-й неделе беременности структура мозга уже соответствует той, что обнаруживается на 40-й неделе развития, то есть в то время, когда малыш уже готов родиться.

Что происходит внутри?

1-й день. Сперматозоид соединяется с яйцеклеткой. В результате этого образуется одна «большая» (размером меньше, чем крупинка соли) клетка, которая содержит 46 хромосом, унаследованных от родителей (по 23 хромосомыот каждого). Кроме того, оплодотворенная яйцеклетка включает в себя весь генетический набор будущего человека: рост, пол, цвет глаз и кожи, волосы, черты лица (папины или мамины).

3-9-й день. Оплодотворенное яйцо опускается по маточной трубе в матку. Разросшаяся слизистая оболочка матки уже готова принять зародыш, который прикрепляется к ее стенке и вскоре начинает получать «пищу» для питания и кислород для дыхания с кровью мамы, поступающей к нему через пуповину и ветвистый хорион (будущую плаценту).

10-14-й день. Зародыш становится больше на одну десятую своего прежнего размера!

Каждая мама обязана знать:  Представляла, что убиваю ребенка...

20-й день. Начинается процесс закладки нервной системы.

21-й день. Начинает биться сердце.

28-й день. Формируются позвоночник и мышцы. На экране монитора видны руки, ноги, глаза, уши.

30-й день. За прошедший месяц эмбрион вырос в десять тысяч раз и продолжает активно развиваться. Сердце прокачивает через кровеносную систему все увеличивающееся количество крови.

35-й день. На ручке малыша можно различить пальчики. Цвет глаз темнеет, поскольку организм ребенка уже начал производить пигмент.

40-й день. Специальный прибор может обнаруживать и записывать сигналы, поступающие от мозга.

6 недель. Печень берет на себя производство кровяных клеток, а мозг контролирует движения мышц и работу сердца.

7 недель. Веки наплывают на глаза ребенка и постепенно закрывают их, защищая таким образом развивающуюся структуру глаза от света и сухости (с 28-й недели по желанию малыша глаза могут начать открываться). На этом же сроке беременности формируется внутреннее ухо младенца, развивается внешнее ухо, оформляются челюсти, появляются зачатки зубов. Но самое главное — малыш начинает шевелиться! А так как он еще слишком мал, мама не чувствует его движений.

8 недель. Малыш подрос до 2,5 см! Он уже совсем похож на взрослого человека. Сердце бьется, желудок вырабатывает желудочный сок, начинают функционировать почки. Мышцы сокращаются под воздействием импульсов, поступающих от мозга. По крови ребенка можно определить его Rh-принадлежность. Сформировались пальцы и суставы. Лицо малыша приобретает собственные черты, мимика начинает отражать то, что происходит в окружающей его среде. Тело ребенка реагирует на прикосновение.

10 недель. Рост ребенка достигает 4 см, вес — приблизительно 2 г. В этот период у малыша начинают формироваться наружные и внутренние половые органы.

12 недель. Малыш растет. Время от времени его можно застать за необычным занятием: сосанием пальчика! В период бодрствования (который чаще всего сменяется отдыхом, сном) малыш энергично «упражняет» свои мышцы: поворачивает голову, загибает пальцы на руках и ногах, открывает и закрывает рот. Если внешний мир начинает беспокоить его резкими звуками, ребенок пытается закрыть руками уши (он слышит!) и старается загородиться ладошкой от луча света, направленного в глаза (он видит!). Если дотронуться до его ладошки, она сожмется в кулачок. Все эти движения осуществляются благодаря тому, что у малыша сформировался вестибулярный аппарат, который помогает ему ориентироваться в пространстве.

16 недель. Ребенок весит примерно 150 г, его рост достигает 16-18 см. На головке появляются волосы, на лице — реснички и брови. Малыш открывает ротик, глотает, сосет, улыбается! В этот период начинает полноценно функционировать плацента, которая связывает его с мамой.

20 недель. Рост малыша достигает 30 см, у него появляются ноготки на пальцах рук и ног. Теперь мама хорошо чувствует его шевеления, так как время от времени он начинает заниматься «физкультурой»: отталкивается от одной стенки матки и доплывает до другой. Кроме того, ребенок может отреагировать на резкий наружный звук или волнение матери прыжком, который мама принимает за активное шевеление. Если же малыш начнет икать, женщина ощутит слабые ритмичные толчки, идущие изнутри. В 20 недель врачи уже выслушивают сердцебиение малыша с помощью специальной слушательной трубки (стетоскопа).

24 недели. Малыш уже может рассердиться! Это доказывает сфотографированный сердитый взгляд, напряжение мышц вокруг глаз, сморщивание губ и плач — так ребенок выражает свое недовольство. Кстати, чтобы отдохнуть ночью, малыш «ложится» спать и. видит сны!

В этом возрасте ребенок весит 500 г — совсем немного, но ведь он только начал набирать вес! Его кожа, красная и морщинистая, похожа на кожу старичка. А так как она еще и очень нежна, малыш защищается от воздействия околоплодных вод специальной смазкой.

К 24-й неделе беременности начинают функционировать жировые и потовые железы, созревают легкие ребенка. В них образуется пленка, которая не дает им склеиваться при дыхании. Если ребенок родится в это время и будет обеспечен необходимой заботой, он сможет выжить.

28 недель. Ребенок весит около 1000 г, его рост достигает 35 см. Теперь он пользуется всем набором чувств: зрением, слухом, вкусом, осязанием (эти данные подтверждаются исследованием биотоков мозга (ЭЭГ) еще неродившегося ребенка). В этом возрасте он начинает узнавать голос мамы. Малыш осуществляет первые элементарные дыхательные движения. Его кожа уплотняется (утолщается) и становится больше похожа на кожу новорожденного. Если на этом сроке беременности начнутся роды, то их назовут преждевременными, и врачи будут в состоянии помочь ребенку выжить.

32 недели. Ребенок весит около 2 кг, у него образуется подкожно-жировая клетчатка, ручки и ножки становятся пухленькими. Происходит закладка иммунной системы: малыш начинает получать от матери иммуноглобулины и интенсивно образовывать антитела, которые защитят его от болезней в первые месяцы жизни. Объем околоплодных вод, окружающих ребенка, составляет один литр. Каждые три часа они полностью обновляются, поэтому малыш всегда плавает в «чистой» воде, которую можно безболезненно глотать.

34 недели. Малыш весит 1800-2100 г, его рост достигает 40-41 см. Ему становится тесно в матке: он уже не может перевернуться и чаще всего располагается головкой вниз. Его легкие окончательно созревают, и в случае преждевременных родов ребенок будет дышать самостоятельно. Однако подкожно-жировой слой пока развит слабо, и новорожденный плохо удерживает тепло.

36-38 недель. С девятого месяца беременности малыш ежедневно прибавляет в весе (до 14 г). В его печени накапливается железо, которое будет помогать кроветворению в первый год жизни на земле. Пушок, покрывающий кожу ребенка (особенно плечи и спину), к сроку родов исчезает. Ребенок интенсивно растет, матка становится слишком тесной, поэтому его шевеления ощущаются более интенсивно.

Обычно в 38 недель его головка опускается ко входу в малый таз. Малыш уже готов к самостоятельной жизни и «считает» дни до рождения. Роды, произошедшие на сроке 38-40 недель беременности, считаются своевременными. Обычно ребенок рождается с весом 3500 г и более и ростом примерно 50 см. Едва родившись, он издает первый крик, как будто приветствует окружающий мир! Ребенок самостоятельно дышит, его сердце бьется, он активно двигает ручками и ножками. С днем рождения, малыш!

Воспитание до рождения

Сегодня уже не вызывает сомнения тот факт, что многие черты характера будущего человека формируются в процессе его внутриутробного развития. Новорожденный к моменту своего появления на свет уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени определили направления его дальнейшего развития. Способность к добру и сопереживанию, чувство любви или неприязни, спокойствие или агрессивность, как и многие другие личностные качества, воспитываются в человеке с момента зачатия.

Долгие девять месяцев

Еще совсем недавно медики полагали, что большую часть времени в утробе матери плод является лишь бесчувственным примитивным «нечто». Однако зародыш — это не просто комочек клеток. С помощью современной аппаратуры ученые сделали невероятные открытия. Оказывается, уже на третьей неделе у крошечного зародыша появляются первые кровеносные сосуды. Еще через несколько дней в маленькой грудке 1,7-миллиметрового эмбриона происходит новое чудо: две жилы соединяются в сердце, которое уже на 21-й день жизни начинает биться, перекачивая кровь. Это кажется невероятным, но когда величина зародыша еще не достигает 2 мм, уже функционирует его мозг! В возрасте 25 дней, при росте 3,5 мм, плод уже имеет важнейшие органы: центральную нервную систему, сердце, печень, легкие, кишечник, половые органы, а также кожу.

В возрасте восьми недель у будущего (или настоящего?) человечка уже есть ручки, ножки, даже веки глаз и соски груди! Это трехсантиметровое существо словно сидит на корточках в утробе матери. Его нежнейшая кожица вокруг ротика уже способна ощущать прикосновения, развиваются анализатор обоняния и рецепторы вкуса. Через несколько дней он уже может слышать голоса мамы или папы.

На 12-й неделе появляются первые рефлексы сосания и глотания, плод пинается и отталкивается ножками — так развивается специальный рефлекс, благодаря которому позже новорожденный от прикосновения к щеке поворачивается и находит грудь матери.

Когда с 10-й недели начинается вторая треть беременности, свернувшийся зародыш достигает 6 см, он становится все более восприимчив к влиянию извне, чувствует маму и ее поглаживания через кожу.

На 12-й неделе величина плода — до 8 см, он уже реагирует на свет, звук, поглаживания по маминому животику и может выполнять самостоятельные действия — сосать, хватать, распрямляться, поворачиваться.

На четвертом месяце тело плода уже функционирует как отдельная, хотя и зависящая от организма матери, система. Он уже может сам регулировать свой обмен веществ — например, немного замедлять его, если мама больна или устала! Но его организму еще не по силам справиться с нехваткой кислорода. Если мама нервничает или, еще хуже, продолжает курить, то поставляемого через плаценту кислорода недостаточно. Бессилен плод и перед инфекцией (например, если мать заражена краснухой или токсоплазмозом). Именно поэтому каждая женщина должна в первую очередь думать о здоровье своего потомства: не курить, не пить алкогольные напитки, разумно питаться, носить свободную одежду, а лекарства принимать только в случае крайней необходимости.

Каждая мама обязана знать:  Шпаргалка для родителей

На шестом месяце будущий малыш уже весит 800 г и достигает 32 сантиметров. В последние месяцы перед рождением он получает от матери важные защитные вещества — гамма-глобулин и антитела, вырабатываемые организмом беременной: они защищают младенца от кори, скарлатины, коклюша, свинки, оспы, полиомиелита. Однако «приданое» для будущей жизни этим не исчерпывается. Не менее важны настроение матери и чувства, которые она питает к своему неродившемуся ребенку. От них зависит как успешное развитие в утробе, так и дальнейшее психическое и физическое здоровье малыша.

Плод очень чутко реагирует на биение материнского сердца: ускоренный ритм сердечных сокращений вызывает у него беспокойство. Если врач, осматривая беременную, говорит, что ее малыш совсем не двигается, он словно по команде начинает шевелить ручками и ножками. Дело в том, что мать, испугавшись замечания врача, своему маленькому передает двойной сигнал — разносимыми кровью гормонами и ускоренным биением сердца — и тот немедленно реагирует!

Раньше мы и не догадывались, как рано в крошечном мозгу формируются тончайшие структуры, как рано неродившийся человечек начинает реагировать на внешние раздражители. Но теперь можем утверждать, что духовная связь между матерью и младенцем зарождается в первые же недели после зачатия. Матери, с радостью ожидавшие ребенка, чаще всего рожают легко и без осложнений, а их дети отличаются душевным здоровьем. А вот роды женщин, которые не хотели, чтобы ребенок появился на свет, очень часто бывают слишком ранними и с осложнениями, а их малыши — очень нервными и подвижными.

Воспитание чувств

Как видим, ни в один из периодов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном: за 40 недель его вес увеличивается в 6 млрд. раз (для сравнения: за 20 лет жизни — в 20 раз). Именно в этот период мать может заложить в нем задатки всех черт характера и талантов взрослого человека. Недаром для древних цивилизаций беременность была исключительно значимым состоянием. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар и общества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для жизни и развития. Более тысячи лет тому назад в Китае существовали пренатальные клиники, где будущие матери находились в период беременности, окруженные покоем и красотой.

Вы можете воспитывать малыша, пока он находится еще внутри вас, и уверяем, это будет исключительно эффективное воспитание! Несложные упражнения помогут вам почувствовать радость ожидания, подарят вашему ребенку любовь и заботу.

Упражнение 1. «Обед»

Понятное дело, вы грамотно распланировали свой рацион и стараетесь питаться правильно. Но попробуйте садиться за стол с чувством радости и благодарности к Природе за ее бесценные дары. Тем самым вы принесете огромную пользу ребенку как в эмоциональном, так и в физическом плане и воспитаете в нем положительное отношение к пище.

Упражнение 2. «Я счастлива!»

Развивая положительные эмоции, состояние счастья и внутренней свободы, мать передает их ребенку, а его клетки головного мозга зафиксируют это ощущение безграничной радости. Музыка, поэзия, пение, живопись, природа помогают достичь этого внутреннего состояния и воспитывают в ребенке чувство прекрасного. Кстати, не стоит забывать, что вынашивание ребенка — дело семейное. И от того, как будущий папа заботится о двух самых дорогих для него людях — жене и крохе, — зависит, насколько комфортной будет жизнь малыша в эти 9 месяцев. Любовь отца — важнейший фактор, формирующий у ребенка ощущение счастья и силы, и он передается ему через уверенную в себе и спокойную мать.

Однако жизнь подчас разрушает эту идиллическую картину, поскольку, хотим мы того или нет, но стрессов нельзя избежать (автомобильная катастрофа, утрата близких, увольнение с работы отца). Что же следует делать в этих трудных обстоятельствах? Самое разумное — попытаться справиться с возникшими трудностями. И тут на помощь придет крепкий щит материнской любви. Многие женщины говорят, что во время беременности у них срабатывает рефлекс защиты своего ребенка как существа, уже рожденного. Поэтому они сознательно подавляют в себе все нежелательные эмоции. Эти будущие мамы разговаривали с ребенком, объясняли ему происходящее, успокаивали его, когда возникала стрессовая ситуация. И ребенок «записывал» на клеточном уровне информацию о том, что в жизни бывают взлеты и падения, которые нужно и можно всегда преодолеть. Таким образом в нем закладывался характер сильного, выносливого человека.

Упражнение 3. «Радуга»

Женщины с хорошо развитым воображением могут успешно использовать это качество в период формирования своего будущего ребенка. Вы, например, постоянно пользуетесь разноцветными вещами. Мысленно представьте себе, как их цвета проникают в каждую клеточку будущего малыша. Особое внимание уделите семи цветам спектра: каждый из них связан и с психическими, и с физическими состояниями человека, поэтому беременная женщина, «общающаяся» с красным, оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синим, фиолетовым цветом, способствует совершенствованию этих состояний у себя и у ребенка.

Упражнение 4. «Я тебя придумала»

Попытайтесь зримо представить себе те черты характера и способности, которые хотели бы видеть у своего ребенка и в детском возрасте, и в подростковом, и в более зрелом. При этом не следует особо сосредотачиваться на половой принадлежности будущего малыша. Здесь следует проявлять большую осторожность, чтобы избежать навязывания каких-то своих скрытых желаний. Ребенок не обязан непременно добиваться в жизни того, что не получилось у вас! Главная задача этого упражнения в том, чтобы заложить в малыше основу положительных качеств, которые он сможет в дальнейшем развить.

Упражнение 5. «Здравствуй, малыш!»

Несмотря на занятость, выделите время (лучше всего какое-то определенное) для «свидания» со своим будущим ребенком, разговора с ним. Рассказывайте ему, с каким нетерпением ожидаете его появления на свет и какой он здоровый, красивый, благородный, великодушный и сильный…

С пользой для мамы

Пренатальное воспитание приносит пользу не только неродившемуся малышу, но и его матери. Во-первых, у беременной женщины, которая осознанно относится к вынашиванию ребенка, снижается усталость, исчезают чувства беспокойства и страха, а взамен возникают ощущения уверенности, радости и гордости за себя. Во-вторых, беременность будет полна светлых ощущений, роды пройдут под личным контролем женщины, с чувством радости и полного единения с ребенком. Кроме того, ребенок, выношенный в ауре радостного его ожидания, будет легко поддаваться воспитанию и, по всей вероятности, сможет обладать всеми теми качествами, на которые его «запрограммировали» родители.

Отсчет жизни начинается не в момент появления маленького человечка на свет, а гораздо раньше. Эмбрион, без сомнения, способен воспринимать внешний мир. Помогите же малышу появиться на свет крепким, здоровым и счастливым!

Воспитание ребенка до рождения

Воспитание ребенка до рождения

Воспитание ребёнка

Прежде всего, давайте спросим себя: когда следует начинать воспитание?
По этому поводу есть древняя индийская притча .

Приходит мать к мудрецу и спрашивает:
«О мудрейший, когда я должна начать воспитывать своего сына?»

— «А сколько ему?» — интересуется мудрец.
— «Три года»-
— «Ну, так Вы на три года опоздали. »

Современная наука, как и Веды , считает запоздалым даже и такой вариант.
«Просвещать мать — это значит воспитывать ребенка еще в её чреве»
немецкий ученый XVIII века Георг Лих-тенберг.

Другими словами, информация, воспринятая женщиной во время беременности, во многом определяет душевный облик будущего новорождённого. На ещё не рождённое дитя оказывают глубокое воздействие не только физическое здоровье матери, её психическое состояние, но и среда, в которой она живёт, например — благосостояние семьи, социально-политическая обстановка в стране, экология. Основы для развития моральных и духовных качеств ребёнка закладываются уже в утробе.

Девять месяцев даже для взрослого человека — срок немалый, за это время и в жизни, и в душе многое может перемениться; а что говорить о существе, которое, по подсчетам специалистов, воспринимает информацию в СОТНИ ТЫСЯЧ раз интенсивнее, чем взрослые люди?

Воспитание ребенка до рождения, или пренатальная педагогика

Проблемами внутриутробного развития и воспитания детей в современное время занимается такая, ещё не всем известная, наука, как пренатальная (от латинского ргае — до, перед, и natalis — имеющий отношение к родам) педагогика, или дородовое воспитание.

Под ним понимают:

  • физическое и духовное самосовершенствование будущих родителей;
  • укрепление как душевного, так и телесного их здоровья;
  • сознательное формирование гармоничных отношений в семье;
  • осознание своей ответственности за продолжение человеческого рода;
  • позитивное отношение к беременности;
  • само воспитание дитяти;
  • социальную защищённость семьи (имеется в виду не только таковая внутри семьи, но и главным образом защищённость на государственном уровне, наличие всех возможных форм защиты семьи и детей).
  • Каждая мама обязана знать:  Не понимаю отношения отца к своим детям

    То есть, пренатальное воспитание следует рассматривать как Центральное, соединительное звено в общей цепочке семейной жизни.

    Очень часто родители в сердцах восклицают: «Откуда это взялось в ребенке? Почему он такой. Мы его кормили, одевали, ничего для него не жалели, — а он. » Наиболее невежественные отцы и матери (а также те, кто хочет снять с себя ответственность за воспитание), вспоминают, как правило, генетику, к тому же, плохо понятую: мол, все свойства закладываются природой, и тут уже ничего не поделаешь.
    Сегодня, благодаря возможностям пре-натального воспитания, у каждого из нас появляется шанс не только разобраться в истоках физических и психических качеств ребенка, но и начать правильно формировать личность малыша.

    Поэтому простая логика говорит, что многие черты характера будущего человека складываются еще до рождения, во чреве матери, поскольку новорождённый к моменту своего появления на свет уже прожил девять месяцев с мамой, а значит, имеет некоторый личный опыт, тот опыт, который мама ему показала и опыт того, что мама в это время делала.

    Фрагмент статьи «Первая Вселенная Ребенка»
    журнал «Искатель. Украина №1(12)»
    Прочитать статью полностью (формат DjVu, 1.89 Мб) — Скачать

    Воспитывать раньше, чем родить!

    Наверняка вы слышали привлекательные лозунги, призывающие молодых мам заниматься развитием ребенка с рождения: «Плавать раньше, чем ходить!», «Читать раньше, чем ходить!» (кажется, ходить ребенок начнет лет в 10, не раньше… ) Однако сегодня считается, что и этого мало! Ребенка нужно воспитывать с момента зачатия, считают адепты пренатальной педагогики. Как и зачем?

    Что чувствует ребенок до рождения

    Наверное, самый впечатляющий пример «дородового воспитания» приведен в книге «Тайная жизнь вашего неродившегося ребенка» Томас Верни. В ней Борис Бродт, дирижер из Канады, утверждал, что виолончельные партии в некоторых произведениях казались ему хорошо знакомыми, хотя он разучивал их с оркестром впервые. Он выяснил, что именно эту музыку разучивала его мать-виолончелистка во время беременности.

    Достоверность этой информации подтвердить трудно, и вовсе невозможно решить, все ли дети музыкантш запоминают музыку внутриутробно, или Борис исключение. Однако есть и статистические исследования, подтверждающие, что новорожденные помнят фрагменты жизни до рождения.

    Наиболее убедительное исследование было проведено в университете Северной Каролины в США психологами Энтони Декаспером и Мелани Спенс (результаты опубликованы в журнале «Infant behavior and development» (№9, 1986)). Они просили 33 беременных женщин проигрывать на магнитофоне определенную записанную ими сказку два раза в день в течение последних шести недель беременности. Сказки подбирали таким образом, чтобы число повторяющихся слов было примерно одинаковым. После родов ученые продолжили эксперимент с младенцами, родившимися с близкой массой тела и одинаковыми баллами шкалы АПГАР.

    Через несколько дней после рождения младенцам надели наушники дали послушать две разные сказки в аналогичной редакции (то есть, ни голос, ни скорость чтения, ни строение фраз существенно не отличались). Реакцию детей проверяли специальными сосками, которые замеряли интенсивность сосательных движений. Десять из двенадцати новорожденных изменили скорость сосания, слушая известную им сказку.

    Эксперимент был проведен в различных вариациях (к примеру, малыши слушали запись сказок в исполнении чужих мам), но результат оставался статистически достоверным – дети узнавали сочетания слов, а не просто голос, который слышали до рождения.

    Методики пренатального воспитания

    Результаты экспериментов воодушевляют: значит, можно во время беременности обучить ребенка музыке и литературе? Не стоит возлагать на таланты новорожденных чрезмерных надежд, однако даже в России разработали несколько методик пренатального воспитания, которые будущие мамы могут взять на вооружение.

    Система МИРР (Методика Интеллектуального Развития Ребенка) Павла Викторович Тюленина

    Система активно продвигалась автором в начале 90-х годов прошлого века, однако приобрести ее можно до сих пор. Сразу предупреждаем: автор МИРРа – человек своеобразный, и, вполне возможно, его методы воспитания вызовут некоторые ассоциации с сектантством; уж слишком настойчивы упоминания о «зарубежных врагах» строящих козни против юного поколения россиян, слишком агрессивны нападки на «конкурентов» — методики Домана и Монтессори. Себя Павел Тюленев позиционирует как новатора, разработавшего систему воспитания «человека новой эры» и обещает, что дети полностью воспитанные по его методике к 18 годам будут иметь 4-5 высших образований, как технических, так и гуманитарных. Вот что пишет в своих рекомендациях сам автор:

    — В период беременности вы связаны биохимически, через плаценту, поэтому мы этот период делим на два миркласса и называем — сначала «Химунок», а затем, с 4-го месяца добавляется «Слышунок»…

    — Будущей маме надо озвучивать по 10 первых, основных слов по нескольким, от 1 до 10 программам МИРР. Кроме того, рекомендуется давать возможность будущему ребенку прослушивать различные наборы и коллекции звуков по определенной системе.

    — Если вы с радостью и удовольствие проговариваете наборы из десяти слов по каждому «школьному предмету», то примерно тоже самое будет слышать и чувствовать и ваш будущий ребенок. В системе МИР установлено, что ребенок в этом состоянии может запоминать большие куски текста. …

    — Я не рекомендую слишком серьезно прислушиваться к дилетантским рекомендациям, включая книгу Масару Ибука, Лазарева и других. В книгах по системе МИРР вы узнаете об отрицательном опыте, который был получен родителями при попытках использовать рекомендации Масару Ибука («После трех — уже поздно!»), Лазарева (СОНАТАЛ) и других.

    Негативные рекомендации оставим на совести автора, а пока поговорим о той самой системе «Сонатал», которую Павел Викторович горячо не рекомендует.

    Система «Сонатал» Михаила Львовича Лазарева

    В отличие от предыдущего автора, развивающего свою методику в рамках альтернативной педагогики, Михаил Лазарев – педиатр, доктор наук, работающий в системе минздрава РФ. Его предшкольный курс «Здравик» можно и сейчас приобрести в книжных магазинах. А вот выпущенная 10 лет назад книга «Мамалыш, или рождение до рождения» стала уже библиографической редкостью.

    Не только врач, но и выпускник музучилища, Михаил Лазарев стал авторов более чем тысячи песенок в изобретенном им самим жанре «Для мамы и малыша». По заверению издателей, материал книги позволяет любой маме, не имеющей музыкального образования, в домашних условиях с первых дней беременности проводить развивающие занятия с пренатальным ребенком – мамалышом с помощью СД-дисков, на которых записано 367 песен и пять детских опер. Музыка записана и голосом и без (фонограммы).

    Сам автор методик уверждает, что

    — На 20 тысяч детей, рожденных в Набережных Челнах, почти нет детей с бронхиальной астмой и тугоухостью. Большинство мам этих детей кормили их грудью не менее чем до 1 года. Дети опережают сверстников по всем психофизиологическим показателям.

    Пренатальное воспитание по наитию

    Если вы не очень-то доверяете специалистам, которые уверены, что знают, как правильно воспитывать вашего нерожденного ребенка, можете совершать несколько простых действий, которые пойдут на пользу ребенку и будут приятны вам.

    Говорите

    Как уже доказано учеными, ребенок не просто слышит маму и папу, и даже не просто узнает их голоса, но способен запомнить сочетания слов. Чаще говорите ему приятные вещи: какой ваш малыш милый, умный, славный, как вы любите и ждете его. Конечно, понять смысл ваших слов он сможет гораздо позже, но на всю жизнь эти фразы станут самыми узнаваемыми и запомнившимися.

    Пойте

    Малыши отлично слышат и запоминают мелодии – постарайтесь обеспечить будущему ребенку гармоничную музыкальную среду, даже если сами придерживаетесь других музыкальных предпочтений. Небольшой лайфхак: если вы будете петь колыбельные во время беременности, то потом этими песенками сможете быстро успокоить новорожденного.

    Поглаживайте

    Прикосновения – это то, что ваш малыш чувствует так же, как и звуки. Мягкие, нежные прикосновения приятны ребенку, хотя он не может адекватно на них ответить. Варьируйте типы прикосновений: поглаживайте животик, постукивайте пальцами или перебирайте ими, словно играете гамму на пианино, похлопывайте.

    Питайтесь правильно

    Один из популярных на западе приемов пренатального воспитания – разгрузочные дни. Предполагается, что ребенок, ощутивший снижение уровня питательных веществ, будет вынужден энергичными движениями напомнить маме, что «пора идти на охоту» и, таким образом, укрепится связь мать-ребенок. Мы, разумеется, не советуем экспериментировать с диетой без консультации вашего лечащего врача, однако разгрузочные дни – действительно обычная практика в акушерстве. Воспринимайте их не просто как диету, но еще и как воспитательный момент!

    Вообще же вкус амниотической жидкости может немного меняться в зависимости от диеты мамы. Даже если вы едите только продукты, одобренные вашим гинекологом, вы можете заметить, что в одни дни ребенок ведет себя спокойнее, чем в другие. Попробуйте проследить закономерность между особо резкими и неприятными движениями малыша и съеденным накануне. Быть может, вам удастся «договориться» до меню, которое будет полезно и приятно вам обоим?

    Желаем всем легкой и приятной беременности и здоровых деток!

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация