Воспитание и беременность


Содержание

Внутриутробное воспитание малыша

Очень часто родители в сердцах восклицают: «Ну откуда взялось это в ребенке? Почему он такой?» Сегодня, наконец, у каждого из нас появилась возможность разобраться в истоках. Уже не вызывает сомнения, что многие черты характера будущего человека формируются в процессе внутриутробного периода, ибо новорожденный к моменту своего появления на свет уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени определяют направления его дальнейшего развития. Способность к добру и сопереживанию, чувство любви или неприязни, спокойствие или агрессивность, как и многие другие свойства личности, воспитываются в человеке с момента его зачатия.

Мать — это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она прошла за свою жизнь и проходит в период беременности, испытывает и плод. Чувства и эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на формирование его психики и характера.

Организм будущего ребенка строится из материалов, которые поставляются ему из организма матери, следовательно, образ ее жизни, культура питания, отсутствие или наличие вредных привычек закладывают основу здоровья плода.

Именно неправильное поведение матери, ее чрезмерные эмоциональные реакции на стрессовые факторы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых заболеваний, как неврозы, тревожные состояния, многочисленные аллергические заболевания, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния.

Мать и ребенок в идеале — это единое сознание, единая энергетическая система, которая формируется во время беременности, а роды — это завершение процесса взаимного развития матери и ребенка. Если эта система сформировалась неправильно, то между матерью и ребенком после родов не буде согласия и взаимопонимания.

Здесь некоторые могут усмотреть неразрешимость ситуации: действительно, можно ли избавить мать и дитя от влияния исковерканной окружающей среды, социальных и экономических потрясений, общественных эмоций, пожирающих душу и тело? Однако следует подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы. Но возможно это лишь в том случае, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, для которой неисчерпаемую энергию дает ее любовь.

Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку — один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.

Несмотря на занятость, родители всегда могут найти время для «свидания» со своим будущим ребенком и для разговора с ним. Именно в этот момент они могут рассказать ему о том, с каким нетерпением ждут они его появления на свет и каким здоровым и сильным они хотят его видеть. Природа отблагодарит родителей за их сознательные усилия, и одной из форм этой благодарности будет здоровый и крепкий малыш.

Часто отмечаются взаимосвязи между определенными событиями, происходившими во время беременности, или самочувствием матери в этот период и какими-то отклонениями, чем-то необычным, по их собственному мнению, в характере или поведении ребенка. Результаты исследований, проведенных в последнее десятилетие учеными различных специальностей, подтверждают наличие этой взаимосвязи и указывают на ее важность.

В 1982 г. в Англии создана Национальная ассоциация пренатального воспитания (АNЕР). Разговор о пренатальном воспитании может вызвать чувство удивления, и даже тревоги: неужели дело дошло до того, что устанавливаются какие-то нормативы и разрабатываются программы, регламентирующие развитие эмбриона и плода? Конечно, нет. Нормативы и программы имеют отношение к обучению, а не к воспитанию.

Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.

Нельзя отрицать важность воспитания ребенка, особенно в первые годы жизни, равно как и эффективность самовоспитания, когда взрослый человек берет на себя ответственность за собственное развитие путем упорной борьбы над собой. Однако ученые уверенно заявляют, что ни первое, ни второе не оказывают того фундаментального воздействия, которое присуще пренатальному воспитанию. А ведь новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития. Пренатальное воспитание несет в своей основе мысль о предоставлении внутриутробному плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.

Часто задают вопрос: для кого важнее процесс воспитания — для матери или для ребенка? Ответ прост: он важен для обоих. Существует следующая закономерность: чувства и даже мысли матери передаются и плоду. Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Человеческое существо, формирующееся внутри матки, не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и реакции, которые вызывают у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

Этот факт, заново открытый недавно наукой, на самом деле стар как мир. Женщина всегда интуитивно ощущала его важность. Это все больше начинают понимать и отцы. Для древних цивилизаций значимость периода беременности была абсолютно непреложной истиной. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы, славяне и многие другие народы придерживались некоторых строгих традиций и правил для матерей, супружеских пар и общества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для внутриутробной жизни и развития.

Более тысячи лет тому назад в Китае существовали пренатальные клиники, где будущие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой, а в русских семьях с наступлением беременности переходили жить из общей комнаты в светелки, где могли заниматься в молитвах и занятиях рукоделием готовились к родам.

Современные научные исследования, проводимые специалистами четырех направлений, позволяют выделить важнейшие факторы, играющие роль в воспитании плода в утробе матери. К ним относятся:

  • Сенсорные способности плода (изучаются специалистами разного профиля)
  • Эмоциональный след (обнаружен и изучается психологами и психоаналитиками)
  • Способность элементарных частиц, составляющих атомы, молекулы и живые клетки, «записывать» информацию (область интересов физиков).

Роль звуков и музыки в пренатальном воспитании

На основании наблюдений Мари-Луизы Аучер сделаны выводы о важной роли звука в пренатальном воспитании. Работая в так называемом «поющем» родильном доме Мишеля Одена, она проводила занятия по хоровому пению, которые посещали будущие отцы и матери. Аучер считает, что «хоровое пение» улучшает самочувствие и укрепляет нервы матери, которая впоследствии производит на свет здоровых, спокойных ребятишек, способных быстро и легко адаптироваться в самых различных ситуациях. Последнее — признак устойчивого психического равновесия, качество огромной важности для мира, в котором они будут существовать.

Если отец регулярно разговаривает с плодом во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. Часто родители также отмечают, что дети распознают музыку или песни, услышанные в пренатальном периоде. Причем они действуют на малышей как прекрасное успокаивающее средство и могут быть успешно использованы при снятии сильного эмоционального напряжения.

Логическое мышление и способность к языкам формируется с 16 недель беременности и длится до 3-х лет. Чем больше слов на различных языках будет услышано плодом и ребенком в этот период, тем легче малыш сможет в дальнейшем осваивать трудности иностранной речи.

Психологи и психиатры выявили наличие еще одного существенного фактора — качества эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка, мысли, связанные с его появлением, богатство общения, которое мать делит с ним, оказывает влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни. Ребенок еще во внутриутробном состоянии учится определять реакцию мамы на положительные и отрицательные стрессовые факторы и зачастую перенимает ее поведение позднее. Нейрологи утверждают, что если резкое учащение пульса (до 130-140 ударов в минуту) в какой-то конфликтной ситуации носит непродолжительный характер, то есть женщина быстро справляется со своими эмоциями, то ребенок после рождения, скорее всего, будет эмоционально устойчив.

В период эмоциональной разрядки лучше всего положить руку на живот, погладить, поговорить с ребенком. Ведь он уже способен воспринимать все чувства матери, поэтому, чем богаче чувства ее, тем лучше развиваются душа плода. В тех случаях, когда мы испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны радости» (эндорфины). Они способны сообщать ощущение покоя или радости плоду. Если он часто испытывает эти состояния в утробе матери, то они запоминаются и, вероятно, определенным образом окрашивают характер будущего человека.

Сознательное, положительное отношение к плоду во время беременности

Беременная женщина, как никто другой, является сосредоточением различных энергий, структурирующих материю. Она носит в себе новое существо. Поступки, мысли и чувства женщины являются причиной образования или притяжения вполне определенных типов энергии. Она может либо отмахнуться от этого факта, либо приложить, по возможности, все силы, чтобы направить свою психическую или физическую энергию по наиболее правильному для ребенка руслу. К этому оказываются причастны, так или иначе, все окружающие люди: как члены семьи, так и все общество в целом.

При тесном содружестве с природой женщина становится еще одним созидательным создателем ребенка, которому она предоставляет наилучшие шансы из всех существующих. Не слишком ли честолюбивые устремления? Да — если рассматривать проблему т точки зрения цели, и нет — если иметь в виду простоту и легкость средств ее достижения.

Будущая мать просто источает любовь, проявляя свой творческий потенциал. Здесь нет также готового перечня рецептов. Мы просто пытаемся дать почувствовать дух, атмосферу, которая может быть создана, и выдвигаем несколько предложений, касающихся физического, эмоционального и ментального уровней.

Физический уровень

Рассмотрим идею сознательного отношения к питанию. Мы все знаем о важности выбора здоровой, полезной пищи и сбалансированного меню. Однако механический прием пищи ведет к потреблению лишь химических элементов, которые поступает (всасываются) через желудок в пищеварительную систему. В летнее время фрукты, овощи и злаки накапливают значительное количество солнечной энергии, которая может быть утилизирована при тщательном и медленном пережевывании. Об этом говорят все специалисты по диетическому питанию. Если будущая мать испытывает в процессе еды радость, чувство благодарности к природе за ее бесценные дары, то она передает тем самым ребенку, культуру питания, традиции своего народа. Кроме того, она воспитывает в нем соответствующее, в данном случае положительное отношение к пище.

Эмоциональный уровень

Эмоции и окружающее человека пространство характеризуются очень тесной взаимосвязью. Несчастье, душевная боль вызывают ощущения сжатия сердца, нехватки воздуха. Такие отрицательные эмоции как страх, ревность, злоба, приводят к появлению чувства тяжести, плохого самочувствия, закрепощения. Радость же заставляет наше сердце «петь». Очень полезно культивировать в себе подобное состояние счастья и внутренней свободы, передавая его ребенку, который зафиксирует в своих клетках ощущение радости. Музыка, поэзия, пение, искусство, природа помогают достичь такого внутреннего состояния и воспитывают в ребенке чувство прекрасного. Здесь важную роль играет отец. Отношение к жене, ее беременности и ожидаемому ребенку — важнейшие факторы, формирующие у ребенка ощущение счастья и силы, которое передается ему через уверенную в себе и спокойную мать.

Многие женщины отмечают, что во время беременности у них появляется рефлекс защиты своего ребенка как существа, уже рожденного. Поэтому они сознательно подавляют в себе все нежелательные эмоции. Эти будущие матери разговаривали с ребенком, объясняли ему происходящее, успокаивали его в необходимых случаях. В это время ребенок » записывал» на клеточном уровне информацию о том, что в жизни есть взлеты и падения, которые нужно и можно всегда преодолеть. Таким образом, закладывается основа сильного, выносливого человека.

Ментальный уровень

Женщины обладают хорошо развитым воображением. Они могут успешно использовать это качество при формировании своего будущего ребенка. Если воображение направлено на культивирование добродетелей, таких как любовь, доброта, милосердие, то оно способно творить чудеса. При этом не следует сосредоточиваться на половой принадлежности будущего ребенка.

Осознанное влияние на силы подсознания следует строго контролировать. Необходимо проявлять большую осторожность, чтобы избежать навязывания каких-то скрытых желаний. Дети не должны быть средством своеобразной компенсации неудач родителей или достижения их амбициозных притязаний. Они — свободные существа, обладающие правом на собственную жизнь. Главная задача заключается в том, чтобы заложить в них основу высоких качеств общего характера, которые дети смогут развить в последующем.

Несмотря на занятость, будущие матери и отцы должны находить время (лучше в какой-то конкретный час) для «свидания» со своим будущим ребенком, разговора с ним. Именно в этот момент они могут рассказать ему, с каким нетерпением ожидают его появления на свет. Природа отблагодарит родителей за их сознательные усилия. Форма благодарности может быть самой различной.

  • Существенно уменьшится у беременной женщины чувство усталости, беспокойства и страха. Оно может исчезнуть полностью, заменившись ощущением уверенности, радости и гордости.
  • Естественным завершением осознанной и полной светлых ощущений беременности будут роды, проходящие осознанно, под собственным контролем, и с чувством полного единения с ребенком.
  • Ребенок, выношенный подобным образом, будет легко воспринимать воспитание и может обладать всеми качествами, заложенными в нем природой.
  • Женщина от осознанного отношения к вынашиванию и рождению ребенка родится как мать.

Мы все разделяем ответственность за то, что природа возлагает на женщину и на родителей. Каждый из нас несет определенную долю ответственности за приходящего в этот мир ребенка. Если бы вместо увеличения числа тюрем правительства стран больше заботились о беременной женщине, которой следует разъяснять ее роль и создавать условия, необходимые для реализации возложенных на нее задач, то мы могли бы получить более хорошие результаты при меньших финансовых затратах. Всего через несколько поколений удалось бы преобразовать в лучшую сторону физическое состояние и психику, как мужчин, так и женщин. И тогда каждый, став сильнее, устойчивее и свободнее, став более открытым для других и для проявлений самой жизни, может надеяться на создание мира, где любой человек найдет свое место и будет счастлив.

Мечта. Но она может стать реальностью завтра. Если каждый мужчина, каждая женщина, каждый специалист направят свои усилия на ее конкретное воплощение.

Подростковая беременность: проблемы юной первородящей

В экономически развитых странах до сих пор сохраняется ханжеское или даже презрительное отношение к беременности в подростковом возрасте. А ведь в первую очередь в медицинской, моральной и финансовой поддержке нуждаются девочки, которые столкнулись с неожиданной беременностью в юном возрасте.

Как повлияет исход беременности (роды или аборт) на физическое здоровье девочки, сможет ли она выносить здорового ребенка и как отразится все перечисленное на ее психологическом состоянии – вопросы, которые будут освещены в данной статье.

Определимся в терминах

Подростковым возрастом у девочек называется период от 10 – 12 до 16 – 17 лет включительно. Соответственно, ранней (подростковой) беременностью называют беременность, которая наступила в указанные периоды жизни девочки.

Каждая мама обязана знать:  Гиперактивный ребенок

Синонимами подростковой беременности служат:

  • ранняя беременность;
  • беременность в юном возрасте;
  • юная беременность;
  • беременность у несовершеннолетних.

Из вышесказанного следует, что юными беременными называют тех, у кто не достиг половой зрелости, а паспортный возраст не превышает 17 лет.

Юная первородящая – это девочка 17 и моложе лет, решившаяся выносить и родить ребенка.

Статистика и интересные факты

Статистика подростковой беременности заставляет задуматься:

  • распространенность беременности в юном возрасте в РФ составляет 102 случая на 1000 женщин от 15 до 19 лет;
  • частота подростковой беременности в экономически развитых странах составляет 12 случаев на 1000 женщин 15 – 19-летнего возраста;
  • в РФ 14 – 15% родов приходится на юных (15 – 19 лет) женщин;
  • в 30% случаев подростковая беременность завершается искусственным прерыванием;
  • в 56% подростковая беременность заканчивается родами;
  • в 14% беременность у юных прерывается самопроизвольно (выкидыши);
  • каждый год в России рожают примерно 150015-летних девочек;
  • ежегодно в РФ происходят роды у 9000 16-летних и больше 30000 до неполных 17 лет;
  • примерно 60 – 69% родов у несовершеннолетних происходит вне брака;
  • отказ от ребенка оформляют 52 – 63% несовершеннолетних матерей (среди общего количества отказавшихся).

Интересные факты

Известен факт самой ранней беременности, который занесен в книгу рекордов Гиннеса. В пятилетнем возрасте перуанка Лиина Медина разродилась (кесарево сечение) мальчиком весом 2700 грамм. Это событие случилось в 1939 году и потрясло весь мир. Что позволило родить девочке в столь раннем возрасте? Преждевременное (в данном случае сверхраннее) половое созревание. Женщина прожила 45 лет, тогда как ее первый ребенок умер в 40 (рак).

В бывшем СССР зафиксирована беременность у 6-летней девочки Лизы Грищенко (1934 год, Харьков). Девочку пустили в самостоятельные роды, но ребенок умер в процессе рождения. Отцом ребенка был родной дедушка девочки.

Причины

К такому явлению, как подростковая беременность, как правило, приводит не одна, а сразу несколько причин. Нельзя обвинять только девочку-подростка в случившейся ситуации, тем более считать ее распущенной и невежественной: «Если начала вести половую жизнь – будь добра, предохраняйся». Зачастую беременность в подростковом возрасте наступает в результате принуждения и даже насилия.

Основные факторы, способствующие наступлению беременности у несовершеннолетних:

Просвещение подростка в интимных вопросах в первую очередь является задачей родителей. Но если между ребенком и родителями нет доверительных отношений, у матери и отца не находится времени для серьезного разговора с дочерью, и тем более, что родители сами отличаются асоциальным поведением? Девочка чувствует себя одинокой и брошенной, а возможность стать самостоятельной и взрослой видит только в раннем начале сексуальной жизни. Оставляют желать лучшего и школы, медицинские учреждения и социальные организации. Половое просвещение детей в данных учреждениях не проводится вовсе или приближено к нулю, по типу «пестик – тычинка». Дети не только не знают элементарных правил контрацепции, но и не подозревают о том, как легко можно заразиться венерической инфекцией: «меня это никогда не коснется».

По статистике до 90% молодежи 20 и менее лет уже имели половые контакты, а средний возраст забеременевших девочек составляет 16 лет. Раннему началу сексуальной жизни способствует широкое распространение наркотиков, доступность алкоголя и употребление его среди молодежи как своеобразный показатель взрослости, обширная реклама эротического и порнографического характера, распространение порнографических фильмов и роликов в Интернете и на телевидении. Кроме того, большинство подростков имеют излишек свободного времени, у них отсутствуют увлечения и стремления, а нереализованная активность выливается в сексуальную раскрепощенность.

Многие подростки, ведущие половую жизнь, не знают элементарных основ контрацепции, надеясь на «авось». Безусловно, важную роль в приобретении знаний о контрацептивных методах играет половое просвещение, но не последнее место занимает и финансовая несостоятельность несовершеннолетних и стыд приобретения противозачаточных средств «при свидетелях». Кроме того, девочки-подростки редко обращаются к врачу с просьбой подобрать им оптимальный вариант контрацепции из-за стеснительности и стыдливости.

Насилие – это не только насильственный половой акт, но и принуждение к сексу, которое часто проявляется в виде регулярного избиения девочки-подростка. Имеет значение и нездоровая обстановка в семье девочки, где насильником является отец, брат либо отчим. Запуганная девочка скрывает подобные отношения как можно долго, что неизбежно открывается беременностью в большом сроке.

  • Социальное и экономическое положение

Высокий процент беременности у подростков зафиксирован в экономически отсталых странах, где девочек рано отдают замуж, а рождение ребенка – это возможность приобретения социального пособия. Также рождение детей в этих странах воспринимается как рождение будущих работников на полях, в домах богатых сограждан и прочее.

Заблуждения несовершеннолетних о беременности

Подростки считают себя взрослыми и умными, но незнание физиологии и анатомии собственного организма часто приводит к неожиданной беременности. Самые распространенные мифы подростков о предотвращении беременности:

  • Беременность невозможна при занятиях сексом во время менструации или сразу после нее.

Яйцеклетка созревает к середине менструального цикла, и вероятность беременности значительно повышается во время овуляции. Но у девочки менструальный цикл, как правило, неустановившийся, и овуляция может произойти в любое время, поэтому опасность нежеланной беременности сохраняется на протяжении всего цикла.

  • Невозможно забеременеть при половом контакте в воде.

Напротив, вода способствует распространению сперматозоидов, где они долгое время сохраняют жизнеспособность. Если даже половой акт был прерванным и совершен в ванне, эякулят может доплыть до половых органов партнерши, а сперматозоиды проникнуть во влагалище и далее в матку.

  • Первый половый акт абсолютно безопасен в плане беременности

Неважно, какой по счету у девочки был половой контакт. Любое проникновение пениса во влагалище и последующее семяизвержение – высокий шанс наступления нежеланной беременности.

  • Совершение определенных манипуляций сразу после полового акта предотвращает наступление беременности.

Ни прыжки в высоту, ни прием душа, ни мочеиспускание никоим образом не снизят возможность наступления беременности. То же самое касается и спринцевания – это гигиеническая процедура, а не защитная мера.

  • Определенные позы, например, в вертикальном положении, во время секса предупреждают нежеланную беременность.

Продвижение сперматозоидов из влагалища в матку не зависит от позы во время полового акта.

Проблемы беременности у несовершеннолетних


Когда факт беременности становится известен близкому окружению девочки (родители, врачи, педагоги) встает закономерный вопрос: «Что делать?». Как отразится беременность девочки – подростка на ее физическом здоровье, какие социальные и психологические проблемы ее ожидают?

Возможные физиологические последствия

С физиологической точки зрения оптимальным возрастом для рождения ребенка считается период от 22 до 25 лет. После 25 организм женщины начинает стареть, накапливать хронические заболевания, что в первую очередь сказывается на здоровье ее яйцеклеток. Но и наступление беременности в юном возрасте нежелательно, ведь процессы роста и развития еще продолжаются. Физиологической зрелости женский организм достигает к 22 годам, и если беременность у 17-летней девочки может завершиться без негативных последствий, то у девочки 12 – 14 лет риск их возникновения возрастает в несколько раз.

Перед подростком, врачами и родителями встает дилемма: сохранить незапланированную беременность или прервать ее? Решение данного вопроса зависит от многих обстоятельств (физическое здоровье девочки, финансовая и психологическая обстановка в семье, но в первую очередь желание подростка). Безусловно, тот или другой исход беременности может закончиться благополучно, но таит в себе определенные риски.

Аборт

Искусственное прерывание беременности – это всегда стресс для организма зрелой женщины, а для подростка, у которого еще не закончили формирование внутренние органы и системы регуляции высока вероятность развития тяжелых осложнений и их последующего лечения.

Осложнения, обусловленные половой незрелостью:

У девочки размеры матки еще не достигли необходимых для вынашивания плода, поэтому во время производства аборта значительно возрастает риск ее повреждения (перфорации) хирургическими инструментами. Подобное осложнение требует немедленной операции и зачастую удаления матки ввиду сильного кровотечения.

При искусственном прерывании беременности шеечные разрывы случаются у девочек – подростков гораздо чаще, чем у зрелых, но не рожавших женщин.

  • Кровотечения в процессе аборта и после него

Значительное кровотечение у подростков во время проведения операции или после нее обусловлено незрелостью сократительной активности матки. В лучшем случае аборт заканчивается удалением матки, в худшем случае смертью девочки. Смерть от аборта у несовершеннолетних встречается в 5 раз чаще, чем у зрелых нерожавших женщин.

Особенности строения матки и ее маленькие размеры провоцирует сильное повреждение маточных стенок при выскабливании. Впоследствии это вызывает формирование рубцов и спаек в полости матки. Внутриматочные спайки в будущем приводят к развитию бесплодия, невынашиванию, угрозе прерывания беременности и осложненному течению беременности и родов.

  • Воспалительные заболевания матки/придатков

У несовершеннолетних аборт значительно чаще, чем у зрелых женщин, осложняется эндометритом и аднекситом, которые нередко переходят в хроническую форму. Впоследствии воспалительные заболевания внутренних половых органов приводят к бесплодию, невынашиванию, увеличивают риск внематочной беременности и осложняют течение гестационного периода и родов.

Аборты и диагностические выскабливания матки предрасполагают развитию эндометриоза, а у девочек с неустановившимся гормональным балансом его риск возрастает в несколько раз.

У девочек с отрицательным резусом после аборта в будущем увеличивается вероятность развития резус-конфликта при беременности, невынашивания и гемолитической болезни плода и новорожденного.

Беременность у несовершеннолетних стимулирует ускоренное развитие органов и систем, участвующих в деторождении, чему способствует усиленное производство гормонов. Аборт в юном возрасте внезапно прекращает запустившийся процесс интенсивного развития организма девочки, что ведет к возникновению тяжелой эндокринной патологии:

  • сбои менструального цикла (олигоменорея, аменорея, межменструальные кровотечения);
  • болезненные месячные;
  • тяжелый предменструальный синдром;
  • ожирение;
  • вирилизация (усиленный рост волос на лице, ногах, огрубение голоса);
  • появление акне;
  • повышение жирности кожи/волос;
  • появление стрий на животе, бедрах и груди;
  • возникновение гормональнозависимых опухолей (рак груди, опухоли матки и яичников).

Если подросток не желает сохранять беременность или имеются какие-либо медицинские противопоказания для ее вынашивания, выход из ситуации один – прервать беременность на возможно раннем сроке (оптимально произвести мини-аборт – вакуум-аспирацию), что снижает риск осложнений.

Вынашивание беременности и роды

Большинство девочек – подростков решаются на сохранение беременности и рождение ребенка. Данный вариант более предпочтителен для несовершеннолетних, чем аборт. Но вынашивание беременности и последующие роды у юных первородящих также имеют подводные камни. Беременность заставляет функционировать организм женщины в усиленном режиме, а если будущая мама имела какие-либо проблемы со здоровьем до ее наступления, они обязательно проявятся в период вынашивания и осложнят течение и беременности, и родов. У несовершеннолетней женщины организм еще не достиг общей и половой зрелости, а повышенная нагрузка на все органы и системы провоцирует осложненное течение гестационного периода и родов.

Осложнения беременности у несовершеннолетних:

  • Самопроизвольное прерывание беременности

Выкидыш у подростка может произойти как на малых, так и на поздних сроках беременности. Частота самопроизвольных абортов у несовершеннолетних значительно выше, чем у зрелых первородящих женщин. Во-первых, это обусловлено неустойчивым гормональным балансом. Во-вторых, незрелостью яйцеклеток и формированием нежизнеспособного зародыша. И, в-третьих, психологическим стрессом и неготовностью стать мамой. Кроме того, спровоцировать выкидыш могут несоблюдение соответствующего беременной режима дня и питания, вредные привычки, попытка скрыть беременность (например, стягивание живота) и половые инфекции, процент которых значительно выше у подростков, чем у взрослых.

Помимо вышеперечисленных причин роды до срока у несовершеннолетних вызывают развитие фетоплацентарной недостаточности и внутриутробной гипоксии. Кроме того, решение родоразрешить девочку до срока может быть принято врачами из-за тяжелых осложнений беременности и задержки внутриутробного развития плода.

Беременность у несовершеннолетних часто протекает с выраженными явлениями токсикоза, что обусловлено незрелостью гормональных и гуморальных механизмов.

  • Малая прибавка веса и тяжелая анемия

Беременность «отбирает» у растущего организма подростка питательные вещества, микроэлементы и витамины для формирования и развития органов и систем плода. Это приводит к недостаточной прибавке веса у беременных подростков и развитию тяжелой анемии.

Незрелость гормонального фона у несовершеннолетних провоцирует перманентную угрозу прерывания и неполноценное формирование плаценты. В свою очередь это ведет к развитию фетоплацентарной недостаточности, кислородному голоданию плода и внутриутробной задержке его развития (гипотрофия).

Высокая нагрузка, вызванная беременностью, заставляет функционировать сердечно-сосудистую систему в аварийном режиме. Это приводит к артериальной гипертензии и различным нарушениям сердечного ритма.

Развивающему плоду необходим кальций для формирования костного скелета и закладки зубов. У несовершеннолетней костный рост еще не завершен, а потребности будущего ребенка в кальции увеличивают риск переломов костей, разрушения зубов, ломкости и выпадению волос у юной мамы.

Высок риск неправильного прикрепления плаценты, что обусловлено малыми размерами матки.

Нагрузка на сердечно-сосудистую систему девочки, незрелость механизмов регуляции обуславливают высокий процент развития гестозов и тяжелого их течения (преэклампсия, эклампсия) по сравнению с взрослыми женщинами.

Осложнения родов

У подростков кости таза еще не сформировались окончательно, что ведет к несоответствию между размерами таза роженицы и размерами плода в родах – клинически узкому тазу.

  • Высокий риск кровотечения в родах и послеродовом периоде

Незрелость сократительной активности матки, предлежание плаценты, затяжное течение родов увеличивает частоту родовых и послеродовых кровотечений у несовершеннолетних.

Роды у юных рожениц зачастую сопровождаются аномалиями родовой деятельности (слабость схваток и потуг, затяжное течение, дистоция шейки матки, дискоординация родовых сил).

  • Преждевременное излитие вод

Высокий процент инфицированности влагалища и цервикального канала, скрытые половые инфекции провоцируют несвоевременное отхождение околоплодных вод.

  • Задержка частей последа

Нарушение прикрепления плаценты, сократительной активности матки и механизма отделения последа приводит к задержке его участков в матке. Это, в свою очередь, требует ручного контроля полости матки и проведения ручного массажа матки.

Новорожденные у юных матерей гораздо чаще, чем у взрослых женщин рождаются:

  • с низким весом и гипотрофией;
  • в асфиксии;
  • с внутриутробной хронической патологией;
  • недоношенными;
  • мертворожденными;
  • с родовыми травмами.

Физиологические состояния у новорожденных, родившихся у мамам – подростков (транзиторная желтуха, потеря первоначального веса) продолжаются дольше, чем у остальных детей, а течение их тяжелее. Многие новорожденные имеют признаки никотиновой и наркотической интоксикации, а у части детей развивается постгипоксическая энцефалопатия. Впоследствии эти дети отстают в физическом и нервно-психическом развитии, у них высокий процент заболеваемости в первый год жизни и внезапной младенческой смертности. В послеродовом периоде юные мамы сталкиваются с проблемами лактации (плоские соски, недостаток молока).

Психологические проблемы

Беременность у девочки – подростка не лучшим образом сказывается на ее психоэмоциональном состоянии. Узнав о беременности, что, как правило, происходит со значительным опозданием, юные беременные сначала переживают шок и чувство вины, пугаются, теряются и начинают паниковать. Подростку с его еще несформированной и детской психикой практически невозможно оценить ситуацию и решить проблему самостоятельно.

Одни погружаются в депрессию, а другие надеются на самоустранение проблемы – а вдруг беременность рассосется или я просто ошиблась. Важную роль в оказании психологической помощи и поддержки может сыграть взрослый человек, с которым у несовершеннолетней доверительные отношения. Это может быть мама или бабушка, школьный учитель или психолог, старшая подруга (соседка, приятельница родителей).

Именно от того, как в данной ситуации поведет себя взрослый, услышав о шокирующей новости, зависит дальнейшее поведение подростка, его решение об исходе беременности, а в случае вынашивания и правильное отношение к своему положению и настрой на материнство.

Пытаясь скрыть свое положение, подростки до последнего, возможно и до родов, ведут асоциальный образ жизни, курят, употребляют наркотики и алкоголь, всячески скрывают живот стягивающей одеждой, не желают посещать врача и выполнять его рекомендации, что не может не сказаться на состоянии здоровья рожденного ребенка и юной мамы.

Психологическая неготовность девочки к материнству либо заставляет ее отказаться от ребенка еще в роддоме, либо полностью устраниться от его воспитания. Такой ребенок воспринимается юной матерью живым упреком и растет в отсутствии любви и ласки.

Социальные проблемы

Юная мама сталкивается с осуждением и презрением окружающих, несмотря на социальное развитие общества. Учителя, родственники и даже друзья воспринимают таких девочек как сексуально распущенных и недалеких в интеллектуальном развитии, забывая о том, что причиной беременности у несовершеннолетней могло быть изнасилование или принуждение к сексу. Подобное отношение еще больше усугубляет психологическую травму у девочки-подростка и может вызвать суицидальную попытку.

Также, девочки, решившиеся рожать в юном возрасте, вынуждены прекратить или отложить на время свое дальнейшее образование. А недостаток образования означает невозможность получить хорошо оплачиваемую работу, и в то же время тяжелая и малообеспеченная работа плюс ребенок не дают продолжить образование. Материальной поддержки от государства трудно ожидать, и юная мама может рассчитывать только на финансовую помощь родных.

Каждая мама обязана знать:  Дочка засыпает только с родителями

Все перечисленное превращает жизнь девочки в безвыходную ситуацию, что провоцирует ее на отказ от ребенка, толкает на употребление наркотиков/алкоголя и заставляет пойти на преступление.

Законодательная база

Для подростков, столкнувшиеся с незапланированной беременностью, в семейном и уголовном кодексе РФ имеется ряд законов:

  • Возраст сексуального согласия. В России добровольное вступление в сексуальные отношения разрешено по достижению 16-летнего возраста.
  • Растление (согласно статьям 134, 135 уголовного кодекса РФ) – вовлечение малолетней или малолетнего (младше 16 лет) в совершение действий сексуального характера, но без применения физического или психического насилия. Если сексуальные контакты с малолетним лицом совершаются под принуждением (физическим или психологическим), то такие действия расцениваются как изнасилование, либо как насильственные действия сексуального характера.
  • В России (часть 1 статьи 13 Семейного кодекса) брачный возраст устанавливается в 18 лет. Но возможно снижение брачного возраста до 16 лет по просьбе лиц, желающих зарегистрировать брак и при наличии уважительных причин (в данном случае – беременности). Решение о снижение брачного возраста принимается органами местного самоуправления по месту жительства подростков.
  • В России, девочка, достигшая полных 15 лет, имеет право самостоятельно решать проблему незапланированной беременность (аборт или вынашивание), не информируя об этом родителей.
  • Если половому партнеру девочки-подростка 18 и больше лет, а сама девочка достигла 14 лет, но моложе 16, то ее партнер, не привлекавшийся ранее за половые сношения с несовершеннолетними, освобождается от наказания при условии заключения брака с данной девочкой. Эта поправка была внесена в УК РФ в июле 2009 года и может использоваться девочкой при давлении на нее родителями и принуждении ее к аборту (угроза родителей – половой партнер будет привлечен к уголовной ответственности). И напротив, к уголовной ответственности привлекается взрослый мужчина (18 и старше лет) при совращении девочки – подростка не его нежелании отвечать за последствия (вступление в брак).

Вопрос – ответ

В чем заключается профилактика юной беременности?

В первую очередь в сексуальном просвещении подростков, в котором должны участвовать не только родители, но педагоги и школьные психологи, а также врачи. Подростки должны знать анатомические и физиологические особенности своего организма, пути передачи половых инфекций и элементарные методы контрацепции (презервативы).

У меня есть молодой человек, с которым мы регулярно занимаемся сексом. Какой метод контрацепции нам лучше всего подойдет?

Для подростков идеальным методом контрацепции является барьерный. Использование презервативов не только предотвратит нежеланную беременность, но и защитит от различных половых инфекций, особенно от протекающих скрыта (хламидиоз, уреаплазмоз, вирус папилломы человека).

Я доверяю своему половому партнеру и исключаю возможность заразиться от него половой инфекцией. Почему нам нельзя предохраняться от нежеланной беременности естественными методами (прерванный половой акт и календарный метод).

Естественные способы контрацепции малоэффективны. Можно забеременеть даже после прерванного полового акта, так как в смазке полового члена содержится небольшое количество сперматозоидов. А календарный метод с расчетом опасных и безопасных дней не подходит девочкам-подросткам по определению. Менструальный цикл в подростковом возрасте еще не установился, а сбой в его работе может вызвать любой травмирующий фактор (стресс, смена климата, простуда). В результате сбоя овуляция может сдвинуться к концу второй фазы, к началу месячных или после их окончания.

Можно ли подростку предохраняться от беременности гормональными таблетками и не вредно ли это?

Регулярный прием оральных контрацептивов гораздо безопасней последствий нежеланной беременности. К тому же в современных гормональных таблетках дозы гормонов минимальны, а их прием поможет нормализовать менструальный цикл, снизит кровопотерю во время месячных и проявления предменструального синдрома, устранит болевые ощущения в период менструации. Подобрать подходящие гормональные таблетки должен гинеколог, с учетом анамнеза и физического состояния девочки.

Что почитать беременной: 25 полезных книг о беременности, родах и младенцах

Итак, вот наш список книг для беременных, за чтением которых можно провести с пользой все 9 месяцев ожидания малыша. Конечно, все их изучать не обязательно, и вы в итоге составите свой собственный список для чтения. Мы лишь перечисляем то, что пользуется наибольшей популярностью у будущих и состоявшихся мам.

1. Бенджамин Спок «Ребёнок и уход за ним».

Книги знаменитого доктора Спока по-прежнему остаются одними из самых популярных среди родителей, несмотря на то, что некоторые его идеи не прошли испытанием времени. Например, он утверждал, что для здоровья малыша не имеет никакого значения, как он вскормлен: молоком матери или искусственной смесью. А позже это было опровергнуто ВОЗом. Или рекомендовал укладывать младенцев спать на животик, что сегодня педиатрами расценивается, как опасное положение ребенка. Однако, безусловно здравых и полезных рекомендаций в книгах Спока гораздо больше, и прочитать их будущей маме, конечно же, стоит.

2. Комаровский Е. О. «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников».

Известный в России и на Украине и, в равной степени любимый и тут, и там доктор написал не одну эту книгу, но именно ее сами читатели советуют в качестве зачина «воспитания по Комаровскому». Тем более что это первая часть из серии книг для будущих и уже состоявшихся мам, пап, бабушек и дедушек. Доступно о сложном, не страшно об опасном, увлекательно о скучном – таков стиль Комаровского, написавшего настоящий учебник для будущих и нынешних родителей.

3. Грэнтли Дик-Рид «Роды без страха».

Отчего роды причиняют такую боль женщинам? Болезненная реакция это ответ на страх и стресс! В этом убежден отец метода естественных родов доктор медицинских наук из Кембриджа Грэнтли Дик-Рид (1890-1956 г.р.). Именно он первым вывел математически точную формулу: «Напряжение врача = напряжение женщины = напряжение матки = боль». Его метод в профессиональной медицинской среде Англии (да и в СССР) долгое время считался еретическим, доктора даже изгнали из Лондона. Но сегодня, когда сторонники медикаментозной терапии во всем мире ослабили свои позиции, метод возвращается, находя множество преданных адептов.


4. И. Бауэр «Жизнь без подгузников! Нежная мудрость естественной гигиены малышей».

От естественного ухода – к естественному воспитанию! Ну, а потом, к естественной жизни. Таков главный посыл этой книги. А подгузник – вещь неестественная. Это нечто лишнее в жизни младенца, мешающее ему обмениваться с родителями особыми сигналами, способными заложить в дальнейшем основу их эмоционального общения. Общий язык, утверждает автор, родители и дети могут найти еще задолго до того, как кроха научится говорить. Только, как это сделать? И. Бауэр поможет взрослым распознать сигналы малыша и научит правильно на них реагировать. Но перво-наперво следует избавиться от подгузников.

5. Уильям и Марта Сирс «В ожидании малыша».

Это не только подробное и весьма полезное, но и увлекательное пособие по каждому месяцу беременности. Авторы – признанные во всем мире специалисты по вопросу рождения и воспитания детей, сторонники так называемого «мягкого подхода» и «естественного ухода», педиатр и акушер, авторы более 30 книг (которые продолжают и продолжают переиздаваться) Уильям и Марта, сами вырастили восемь детей. Искушенные в этом вопросе супруги расскажут обо всех физических и эмоциональных изменениях, происходящих с будущей мамой, о том, что является нормой, что нет, о трудностях на этом сложном пути и о способах их преодоления.

6. Х. Вандерейт и Ф. Плой «Капризничает? Значит, развивается!».

Необъяснимое поведение младенца до года частенько заставляет родителей нервничать. «А все дело во вполне естественных скачках его развития, коих всего восемь», — объясняют папам и мамам авторы книги. Скачки весьма сложный период для малыша, поэтому и его настроение в это время меняется не в лучшую сторону. Авторы подскажут как понять наступило ли время такого скачка и, что делать с этим дальше. А еще дадут советы, как вырастить гения, научат родителей играть с ребенком в полезные игры и расскажут, чем помочь маленькому человеку, когда он плачет.

7. М.-Л. Хопгуд «Как эскимосы сохраняют своих детей в тепле или Самый практичный подход к воспитанию вашего ребенка».

Знакомство с традиционными обычаями воспитания малышей у разных народов, собранными в этой книге, заставляет усомниться в некоторых наших современных стереотипах. Что действительно верно и, что нам навязано цивилизацией? Быть проще в вопросах воспитания – значит добиваться большего? Чужие родительские достижения позволят не только привнести нечто новое в свой родительский стиль, но и ближе познакомиться с жизнью разных семей, населяющих нашу планету.

8. Е. Сай «Счастье быть мамой, или 1000 идей, чтобы ребенок вырос любящим, умным, здоровым».

И происходит это именно после родов, утверждает автор этой книги, мама двоих детей. В книге можно найти не только ответы на вопросы, связанные с воспитанием и развитием ребенка, но и секреты того, как оставаться в гармонии с миром и с собой, с мужем и бабушками, как организовать свою жизнь так, чтобы она стала еще интереснее и насыщеннее. И, конечно, здесь же – практические советы по воспитанию и развитию, рецепты детских блюд, игры и многое-многое другое.

9. Е. Бурмистрова. «Раздражительность».

Не правда ли, дети, порой, ужасно раздражают? Но не вас, вы – не такой человек? Ну, тогда эта книга для тех, кто способен признаться: да, случается такое, и частенько.

Екатерина Бурмистрова — профессиональный психолог и мама 10 (!) детей считает, что раздражительные родители в условиях современной жизни не редкость, но бороться с этим надо. И самое главное – можно. Она анализирует причины раздражительности и дает очень дельные советы по преодолению этого распространенного состояния.

10. Лидс Р., Френсис М. «Полный порядок для мам».

Опытные люди знают, что для порядка и облегчения жизни все нужно планировать. Эта полезная книга – готовый понедельный план организации жизни с младенцем (или в ожидании его), рассчитанный на год. Мало того, что она просто напичкана нужными и весьма оригинальными советами на все случаи жизни, от приготовления еды и расстановки мебели до поисков няни и советов по макияжу, так еще и написана живо и остроумно. A пользоваться советами можно не год, а годами!

11. Н. Латта «Сынология. Матери, воспитывающие сыновей».

Даже, если у вас дочь или, если у вас еще вообще нет детей, прочтя первую страницу этой книги, вы, наверняка, перевернете еще одну, и еще. А, уж, если у вас сын. Автор, сам отец двух сыновей, знаменитый, с 20-летним опытом, психолог Найджел Латта, не только умеет выводить родителей и детей всех возрастов из самых безнадежных ситуаций, но и учит их методам проверенной и эффективной профилактики таких случаев. Разрушая привычные стереотипы, он дает надежду даже самым отчаявшимся родителям.

12. Масару Ибука «После трех уже поздно».

То, что японцы детям до пяти лет не запрещают ничего, известно всем. А больше о воспитании в стране восходящего солнца мы ничего и не знаем… Этот пробел с лихвой восполнит книга Масару Ибуки, к заслугам которого (кроме участия в основании корпорации «Сони») относится и создание Японской ассоциации раннего развития и школы «Обучение талантов». Автор убежден, что естественная потребность в раннем развитии есть у каждого новорожденного и долг родителя максимально удовлетворить ее. А как – Ибуки расскажет.

13. С. Клаас «Ваш любимый человечек от зачатия до рождения».

Семь глав этой книги, посвящены герою, который, однажды становится главным в истории любви мужчины и женщины. Во всяком случае, так должно быть… Его зовут Малыш, и его жизнь уже началась, правда пока только в мамином животе. До появления на свет еще девять месяцев, но вопросов уже сотни — у мамы, и у папы. Современные научные сведения, практичные рекомендации и доверительный стиль автора позволят родителям лучше подготовиться к предстоящим испытаниям.

14. К. Януш «Супермама».

Автор многочисленных книг, сексолог, психолог, но в первую очередь мать пятерых детей, Катерина Януш написала целую энциклопедию по развитию и воспитанию детей. В Швеции она считается самым уважаемым экспертом в области семейных отношений, а здесь очень серьезно относятся к здоровью, недаром шведы занимают третье место в мире по этому показателю. Книга, затрагивающая все вопросы, связанные с детьми от зачатия до подросткового возраста, станет надежным помощником родителям в течение нескольких лет.

15. А. Фабер, Э. Мазлиш «Братья и сестры. Как помочь вашим детям жить дружно».

А. Фабер и Э. Мазлиш — американские мамочки, воспитавшие шестеро детей на двоих. Тема книги близка миллионам родителей: соперничество и взаимоотношения братьев и сестер, вражда и ревность в большой семье. И все советы здесь, и методы, и приемы конкретные, понятные и действенные.

16. Трауб М. «О чем говорят младенцы».

Мы все были ими, но никто из нас не помнит этого времени. Что действительно чувствует младенец? Чего он по-настоящему хочет и не хочет? Понимает ли больше, чем может выразить? И есть ли у него осмысленный внутренний мир, присущий нам, взрослым? Автор этой книги убеждена, что дети подобны взрослым, не глупее их, только говорить не умеют. Во всяком случае, крошка, от лица которой ведется рассказ, умом и сообразительностью нисколько не уступает своим родителям.

17. Сурженко Л. «Воспитание без крика и истерик».

Подзаголовок этой книги: «Простые решения сложных проблем», конечно, лукавит. Простым все, что связано с детьми быть не может. И, чтобы воспитывать своего ребенка, одной, пусть даже всепоглощающей любви, недостаточно. Оказывается, воспитывать тоже нужно учиться. Для начала, например, прочесть эту книгу, в которой найдутся разумные советы и для родителей начинающих, полных радужных надежд, и для тех, кто уже почти отчаялся найти общий язык со своим чадом.

18. Т. Соломатина «Акушер-ХА!», первая и вторая книги.

Эти книги точно не научные. Но и чисто развлекательными их тоже, конечно, не назовешь. Байки из жизни роддома на документальной основе, написанные врачом, вот что это такое. Оторваться от остроумных, заставляющих смеяться в голос, и, при этом, весьма полезных историй на актуальные для любой женщины темы, просто невозможно. «Если и вторая моя книга заставит хоть одну девчушку носить теплые брюки зимой, женщину – предохраняться, а беременную – серьезнее относиться к собственному здоровью и жизни своего ребенка – я не зря копчу это общее для нас с вами небо», — пишет автор. Не зря.

19. Макарова Е. «Родить здорового малыша без боли и страха».

Что нужно для того, чтобы благополучно родить здорового ребенка? Универсальных рецептов для решения этой важнейшей человеческой проблемы не существует. Зато есть опыт других мам. И знания практикующих врачей. «А еще – вера в себя», — утверждает автор книги, врач-акушерка и мама четверых сыновей в одном лице. Небанальные советы сборника дополняет его благотворный психотерапевтический эффект.

20. Ледлофф Ж. «Как вырастить ребенка счастливым».

Вы замечали, что у кошки котята плачут куда реже, чем у нас – наши дети? Что-то мы все делаем неправильно, есть в современном общепризнанном воспитании какие-то существенные пробелы. Но какие?! Своим рецептом не воспитания даже, а счастливой жизни детей рядом с родителями делится американский психотерапевт, два года прожившая в племенах южноамериканских индейцев, где в отношениях между взрослыми и детьми царит полная гармония, которой так не хватает в нашем цивилизованном

21. Радистка К@т «Записки беременной женщины».

9 месяцев правды или собственную беременность без прикрас и вполне документально описала ныне счастливая мамочка, певица, журналистка, писательница Екатерина Сорокина, работающая под псевдонимом радистка К@т. Время это оказалось для автора не столь радужным и безмятежным, каким представлялось в мечтах. А внезапный внутрисемейный финансовый кризис только усугубил обстановку. Кстати, описание этой проблемы придало книге особенную актуальность именно сейчас. И вселило надежду – ведь закончилось все хорошо!

22. Малых С., Сибурина А. «Я или мы? Как растить близнецов».

Интересная, познавательная и очень полезная книга для всех, у кого уже есть близнецы и тех, кто еще только интересуется ими. Написанная специалистами, занимающимися именно близнецами, она рассказывает не только об их развитии и воспитании, но и о представлениях о близнецах в культуре и мифологии, о подготовке к родам близнецов и даже об их взаимоотношениях во взрослой жизни.

23. Н. Башкирова «Малыш от рождения до трех лет».

Каждая мама обязана знать:  Если подросток отказывается от обязанностей

Сколько времени нужно кормить грудничка? Какие игрушки покупать? Нужно ли учить малыша плавать с рождения? Как выбирать экологически чистые продукты? Обо всем этом и многом другом расскажет эта книга – универсальный справочник молодых родителей. Но главное: книга подскажет, не только как растить здорового малыша, но и получать от процесса удовольствие, находя время на себя и на мужа.

24. «Накормить ребенка. Полное руководство по питанию детей от рождения до двух лет». Изд-во Клевер, 2011.

Темой этой книги совместного проекта журнала «Счастливые родители» и издательства Clever стала одна из самых волнующих мам и пап тем: питание малыша.

Как наладить грудное вскармливание? Как выбрать подходящую искусственную смесь? Как вводить новые продукты? На эти и другие вопросы ответят и поделятся самой свежей и актуальной информацией ведущие российские педиатры, гастроэнтерологи и диетологи, члены Российской академии медицинских наук.

25. «Ваш здоровый ребенок». Изд-во Клевер, 2013.

Прекрасным дополнением к чтению журнала и сайта «Счастливые родители» стала книга, в которой собраны советы от экспертов: ученых, врачей, педагогов о самых распространенных детских болезнях и о новейших методах их диагностики. Первая глава посвящена болезням новорожденных, во второй – информация о самых распространенных заболеваниях крох, третья поможет узнать, что делать в случае травмы малыша, а четвертая научит разбираться в лекарствах. Удобное оглавление и список болезней по алфавиту быстро сориентируют читателей, а милые иллюстрации поднимут настроение.

5 фактов, которые должен знать муж беременной
Как показывает практика, даже долгожданная и запланированная беременность жены у мужчины может вызвать серьезный стресс и даже шок. Во избежание подобных ситуаций мы подобрали несколько фактов из жизни беременной, которые мужчине лучше узнать еще «на берегу». Читать далее

Мобильные приложения для будущих и молодых родителей
С помощью современных смартфонов и планшетов можно считать схватки, проверять сердечный ритм малыша, следить за его развитием и контролировать активность. Представляем 10 самых популярных мобильных приложений в помощь мама и папам. Читать далее

7 мифов о беременности
Некоторые из нас до сих пор убеждены, что все будущие мамы падают в обморок, едят известку и теряют зубы. Попробуем разобраться, почему возникли эти представления и насколько они близки к истине. Читать далее

Как беременная может воспитывать своего ребенка до родов

Общение с ребенком в животе матери и, более того, его воспитание — это возможно!

В разных культурах мира есть немало странных и чудесных историй, в которых ребенок еще до родов общался с матерью. Так, в Новом Завете написано, что Иоанн Креститель «радостно подпрыгнул» в утробе своей матери Елизаветы, когда их посетила Мария и ее еще не родившийся ребенок. Герой западноафриканского эпоса «Сундиата», основатель древнего царства Мали (точнее, его душа) перед рождением иногда убегал из лона матери, чтобы поразвлечься в окрестностях дома.

А когда мальчик был готов родиться, то сказал об этом вслух своей матери. В Каббале, таинственном культе иудаизма, говорится, что ребенок до родов, в утробе знает все, что знает Бог. В момент рождения ангел прикладывает палец к его губам, чтобы тот замолчал, — отсюда странное углубление, которое есть у всех у нас на верхней губе.

Воспитание до рождения: разделите мир с малышом

Когда говорят о пренатальном воспитании ребенка, то есть воспитании до рождения, многие будущие родители с трудом воспринимают малыша в животе у матери как объект применения педагогических технологий. Конечно, воспитание ребенка в утробе матери – это нечто специфическое, совсем иное, чем общение после появления на свет. Задача беременной – стать для своего ребенка связующим звеном с внешним миром, его зрением, обонянием, вкусом, осязанием. То, что видят ваши глаза, стимулирует выработку гормонов стресса или, наоборот, спокойствия. То, что слышите вы, может слышать ваш ребенок. Поэтому, окружая себя расслабляющими звуками, вы создаете для него успокаивающую атмосферу. Пища, которую вы едите, ест и ваше дитя. Поэтому у вас есть возможность отправлять информацию о любви и заботе буквально с каждым кусочком или глотком. Некоторые запахи, располагающие к расслаблению, могут оказывать такое же влияние на малыша — равно как оказывают на него стимулирующее влияние сахар и кофеин.

Ваше тело при беременности «спроектировано» таким образом, что оно само подсказывает вам, чего нужно избегать. Например, еще несколько недель назад вы наслаждались каждым глоточком кофе, а теперь один его запах вызывает у вас тошноту. Или, к примеру, может стать отталкивающим вкус сигарет. Или, может, раньше вы недолюбливали овощи, а теперь периодически чувствуете непреодолимое желание поесть салата из шпината или погрызть морковку?

Чем внимательнее вы будете слушать истинные потребности своего тела, тем большую поддержку сможете оказать ребенку. Это и есть развитие, воспитание ребенка во время беременности. Для вас и для него шестое чувство — это коммуникационный канал, формирующий связь между вами, которая будет длиться всю жизнь. Вы как мать являетесь «антенной». Поэтому ваша задача – не только принимать и передавать, но и фильтровать все, чего вы не хотите передать ребенку, и сосредотачиваться на информации первостепенной важности.

Конечно, сегодня у работающих беременных женщин мало времени на полноценный отдых и расслабление. Вы не в состоянии фильтровать всю поступающую через вас информацию. Но все же вы можете найти возможность потратить за день хотя бы немного времени, чтобы посидеть в тихом месте и «передать данные» будущему сыну или дочери. Подобное общение беременной с ребенком даст ему понять, что он находится в безопасности и любим.

Ребенок до родов: способы общения во время беременности

Воспитание до рождения: прикосновение

Большинство женщин чувствуют, что ребенок начинает шевелиться в животе, с 16-18 недели беременности. Но вы можете использовать прикосновения для общения с ним настолько рано, насколько хотите сами. Вы можете не чувствовать реакции ребенка на ощупь, но это не значит, что ее нет. Омывая свой живот или смазывая его кремом, бальзамом, представьте, что вы моете ребенка или нежно наносите косметику на его кожицу. В процессе вы можете что-то говорить или петь, чтобы прикосновение объединялось с вашим голосом. То же самое может делать и партнер. На более поздней стадии беременности, когда ребенок у мамы в животе начинает двигаться активнее, вы сможете общаться более непосредственно, мягко сжимая живот во время разговора или пения.

Воспитание до рождения: слух

Существует множество научных доказательств того, что дети учатся распознавать голоса родителей еще до рождения. Так, в исследовании 1984 года французские ученые обнаружили, что дети в возрасте до двух часов после родов активнее реагируют на голоса своих матерей, чем на голоса пяти незнакомых женщин. Это показывают и более поздние исследования. Если вам кажется, что дети не слышат или не могут идентифицировать голоса до рождения, и вы позволяете себе грозные, негативные интонации, сквернословие и т.п., то, возможно, пришло время пересмотреть свое поведение. Первые уроки коммуникативных навыков и хороших манер ребенок получает до родов!

Воспитание до рождения: запах

До запаха нельзя дотронуться, но именно он дольше всего остается в мозге. Ароматы способны возбуждать, расслаблять, вдохновлять, успокаивать… Многие запахи природы, «записанные» в эфирных маслах, могут увеличить энергию, улучшить сон и влиять на самочувствие. Розовое масло, лаванда, герань, сандаловое дерево оказывают успокаивающее воздействие на нервную систему. В свою очередь, цитрусовые, мята перечная и эвкалипт действуют возбуждающе. Когда вы находитесь под их влиянием, его испытывает и ваше дитя в материнской утробе. Если хотите, чтобы ребенок до родов смог извлекать пользу из вашего обоняния, выберите с помощью ароматерапевта подходящее для разных ситуаций масло или самостоятельно изучите воздействие разных запахов. Может быть, пригодится что-нибудь мятное после обеда и релаксирующее перед сном. Если вам не очень нравится идея привлечения специалистов, необязательно заходить так далеко. Обыденные ароматы, такие как запах свежеиспеченного хлеба, недавно срезанных цветов или свежести после дождя также могут пробудить добрые чувства у вас обоих.

Воспитание до рождения: вкус

Вкус тесно связан с запахом. Ваше чадо начнет различать вкусы в амниотической жидкости примерно на 6-7 неделе. Исследования показали, что дети глотают чаще, когда в околоплодных водах присутствует сладкий вкус, и реже, когда мать ест что-то горькое. Подобная информация передается сравнительно быстро. Так, вкусу чеснока нужно до 45 минут от момента употребления матерью до тех пор, пока он не будет ощущаться в амниотической жидкости. Ребенок до родов получит от мамочки больше, если та будет не просто «угощать» его всякими приятными вкусностями, а позаботиться о полноценном, сбалансированном питании. Достаточное количество питательных веществ позволит малышу правильнее и гармоничнее развиваться и в животе матери, и после появления на свет.

Воспитание до рождения: зрение

Примерно до 7 месяца ребенок «не видит» света вне утробы, поэтому общение беременной с ним должно задействовать материнское зрение – посредством частых «визуальных пиршеств». Прогулки по парку или оранжерее, по галерее искусств и даже просмотр витрин могут стимулировать высвобождение гормонов, таких как дофамин, которые дарят хорошее настроение вам и вашему чаду. Окружите себя изображениями, вызывающими чувство благодарности, восхищения, спокойствия и мира – ребенок до родов нуждается в этом не меньше, чем после.

Воспитание до рождения: шестое чувство

Обычно беременные чувствуют ребенка просто замечательно. Некоторые будущие мамы отмечают, что «интересное положение» усиливает их интуицию и обостряет инстинкты. Многие представительницы прекрасного пола по всему миру считают, что именно шестое чувство — интуиция и инстинкт — способно поддерживать вечную связь между матерью и ее чадом. Она выходит за рамки времени, пространства и даже смерти. Безусловная любовь, объединяющая вас посредством этой связи, укрепит дух, придаст смелости во время родов и после них.

Примечательно, что подобное «подключение» друг к другу возникает автоматически, даже если матери этого не осознают. Поэтому независимо от того, насколько часты у вас проблески интуиции, бывали в жизни какие-нибудь предчувствия или нет, вы можете пользоваться шестым чувством, чтобы облегчить общение с чадом «от сердца к сердцу», воспитывать и развивать ребенка еще до рождения.

Воспитание ребенка во время беременности

Очень часто будущие мамы начинают изучать различную литературу по воспитанию ребенка при беременности, но мало кто осознает, что воспитывать их надо начинать еще в утробе. Задолго до появления на свет, кроха уже чувствует запахи и вкус, слышит различные звуки, ощущает свет, эмоции мамы. Доказано, что дети узнают мелодии, которые мама часто слушала или даже распознают лица людей, с которыми она часто виделась. Также уже не миф, что детки которых воспитывали еще до рождения, начинают раньше говорить, могут дольше концентрироваться на одном объекте, а также они более активны и самостоятельны. Так что это за феномен, воспитание ребенка во время беременности?

Существует несколько методов, и первый из них – музыка. Выбирайте хорошую и спокойную музыку, лучше всего классическую, тогда ваше самочувствие улучшится, нервы станут крепче, а ваш ребенок будет расти уравновешенным и здоровым. Чтобы подобрать правильную музыку, лучше всего попробовать послушать все направления, пусть пузожитель сам выберет, что ему больше нравится. Доказано, что лучше всего большинство малышей реагируют на более спокойную музыку, например, классику вроде Вивальди и Шопена.

Также необходимо слушать и другие источники звуков, поиграйте ему на простых инструментах, например бубне или гармошке, если у вас таковых нет дома, то включите туже музыкальную шкатулку. Разнообразие в звуках поможет в будущем развить хороший слух у ребенка. С 7 месяцев плод уже легко распознает голоса и с легкостью их делит на мужские и женские. Чаще говорите с пузожителем, ведь голос матери эффективно влияет на развитие клеток, эмоциональный фон малыша. Вероятнее всего чадо быстрее заговорит, если вы чаще будете с ним общаться, тем более контакт между вами уже будет налажен с самого начала.

Воспитание пищей во время беременности

Кроха начинает ощущать вкус и запах уже в 3 месяца, ведь амниотическая жидкость, обволакивает носик и ротик малыша. Поэтому уже изначально карапуза можно ознакомить с различием всех вкусов и даже приучить к определенным продуктам, но главное не забывать, что это должна быть здоровая и полезная пища. Также если вам еда приносит радость и удовольствие, то у малыша возникает любовь к этому блюду. Начиная с 6 месяцев, карапуз начинает слышать различные звуки, запоминать их, иногда маме удается почувствовать, как плод двигается под музыку в такт ней.

Учите иностранный язык

Уже давно известно, что ребенок легко изучает язык, на котором говорит биологическая мать, но если вы хотите обучить его и иностранному, то смело начинайте еще, когда вы в положении. Приступайте примерно с 16 недели и продолжайте регулярно говорить на нем до 3 лет. На самых ранних сроках беременности кроха начинает ощущать ваши эмоции, чем больше вы радуетесь и уверенны в себе – тем лучше развивается плод. А чувства, как страх, злоба, печаль – только замедляют и сводят на нет хорошее развитие плода. Чувство любви к прекрасному, счастье, радость развивают в малыше – музыка, поэзия, театры, галереи, прогулки в парке, поэтому почаще старайтесь развиваться, посещать культурные мероприятия.

Если мама изначально любит малыша и говорит с ним еще при беременности, то он растёт уверенным в себе и счастливым. Если, что-то вас расстроило или вызвало негативные эмоции, постарайтесь поскорее успокоится, объясните малышу, что с вами произошло, так вы его утешите, тем самым подготовите к жизни в настоящем мире. Ближе к родам пузожитель уже может ощущать свет, поэтому выходите на прогулку, в разумных дозах принимайте солнечные ванны.

Воспитание детей в наше нелегкое время

Вот чудо случилось – на свет появился ваш малыш, но воспитание детей в наше время очень отличается от того, что было в советские времена. И если вы даже помогали родителям или соседям, сидели с детьми, то есть имеете уже хоть малейший опыт воспитания, знайте такие методы уже застарели и вам категорически не подходят. Иногда взрослые делают ошибку, обвиняя малышей в том, что у них не развиты такие моральные качества, как у вас или у прежних поколений. Но если сравнивать все три периода происхождения, то можно найти много различий, как физических, психических, так и интеллектуальных .

Современные дети более умнее нас, но их спортивная подготовка уже хуже, в свои ранние годы они лучше разбираются в компьютерах, чем мы, но не смогут столько много раз подтянутся, как мы в детстве. Изменилась уже сама структура времяпровождения , теперь вместо игр на улице, можно посидеть в социальных сетях или поиграть на компьютере, а потом еще вдобавок посмотреть пару часов телевизор. Теперь среднестатистический ребенок за книгой проводит около 10 минут. Чтобы ваши сын или дочь росли успешным, нужно изначально закладывать в них положительные качества, но, не забывая при этом о негативных.

Спокойно реагируйте на капризы

Не пугайтесь, когда ребенок начинает кричать или кататься по полу, если не получает желаемого, подождите пока он успокоится, сразу реагировать нельзя иначе он осознает, что этот метод работает и будет продолжать это делать еще очень много раз. Чтобы правильно воспитать ребенка в нынешнее время, родители должны действовать согласованно: ведь если папа разрешает допоздна смотреть телевизор, а мама в свою очередь позволяет не пойти в школу, если вдруг стало плохо, то воспитанник начинает понимать к кому и с каким вопросом лучше обращаться.

Начнется, что-то вроде манипуляции вами, ведь папа мне разрешил, теперь ты мама уже не запретишь. Так что очень важно, чтобы у обоих родителей были одни и те же правила. Попытайтесь найти хобби для всей семьи, куда бы было интересно ходить всем вместе, что интересует всех, это может быть, как футбол, верховая езда, теннис, плаванье, походы, живопись, музыка, даже коллекционирование различных предметов, все что только приходит вам на ум.

И главное запомните, что кричать на сына или дочь нельзя – на повышение голоса он будет отвечать тем же, также не стоит обманывать малыша и давать пустых обещаний.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация