Воспитание по системе Монтессори


Содержание

Суть и основные принципы методики Монтессори самыми простыми словами

В прошлой статье я рассказал как сделать бизиборд своими руками. Сегодня я расскажу про суть и принципы методики Монтессори.

Методика Монтессори была разработана в начале прошлого века, но до сих пор является одной из самых ключевых и популярных методик раннего развития детей. Миллионы детей по всему миру обучаются в центрах Монтессори под чутким присмотром сертифицированных специалистов.

Такую популярность методика получила не спроста, ведь Мария Монтессори сделала переворот в системе образование. Она сильно опередила свое время и современные исследования подтверждают неоспоримую пользу методики.

Историческая справка

Основоположником этой методики является Мария Монтессори (1870-1952г) — детский педагог, одна из первых женщин-врачей и первая женщина с докторской степенью в Италии.

После учебы работала в психбольнице и посещала приюты для умалишенных. Там она встретила детей, которым было трудно учиться из-за задержки психического развития.

Хочу заметить, что в то время никто не занимался развитием таких детей. Так как Мария была прирожденным реформатором и даже отстаивала права женщин в стране, то ситуация с детьми ее тоже не устроила и она решила с этим активно бороться.

Мария возглавляет новую школу, созданную специально для обучения детей с ограниченными возможностями.

Она считала, что у этих детей есть потенциал, который можно раскрыть.

Вместе со своим коллегой, а в будущем и мужем, они начинают разработку и внедрение своей образовательно-развивающей системы и добиваются колоссальных успехов.

Позднее Мария выступает на конференции с докладом о своих достижениях. Она настолько всех поразила, что в Риме появляется институт, который она возглавила и продолжила свою работу.

Массовые тесты с участием независимых экспертов доказали невероятное: отсталые дети, обучающиеся по методике, стали лучше читать, писать и считать, чем обычные дети.

Мария понимает, что классические методы обучения крайне неэффективны и решает перенести свою систему на обычных детей. Она открывает свою первую школу и вскоре о методике узнает весь мир.

Позднее она основала международную ассоциацию Монтессори, которая работает и по сей день.

Суть методики Монтессори

Девиз методики: “Помоги мне сделать это самому”. И этот девиз дает понять, что суть методики заключается в самостоятельном и свободном обучении ребенка.

Ребенку не нужно навязывать какие-то определенные знания в определенный период жизни. Ребенок сам тянется к тем знаниям, которые необходимы ему в данный момент.

Ребенок помещается в специальную обучающую среду с дидактическими материалами. Педагог не вправе наказывать, поощрять или обучать ребенка и прибегает к помощи только в случае острой необходимости.

А ребенок, в свою очередь, вправе сам выбирать материалы, с которыми будет заниматься. Каждый малыш уникален, поэтому не допускается оценивать или сравнивать между собой малышей.

Среди родителей существует миф, что эта методика разлагает дисциплинированность ребенка. Но это вовсе не так. В классах Монтессори нет хаоса, беспорядков или шума, т.к. все же существует ряд правил для всех детей, которые необходимо соблюдать:

  • не следует мешать другому ребенку, если тот занят
  • выбирая место для занятия — стоит учитывать мнение и интересы других
  • не нужно шуметь — это может помешать остальным
  • закончил занятие — убери материалы на место, оставив за собой чистоту
  • если материал занят — жди и наблюдай или займись чем-то другим

В этом и есть суть этой методики. Но суть — это только вершина айсберга, по которой сложно судить об объемах подводной части. Давайте разберемся немного подробнее и рассмотрим основные принципы этой системы.

6 базовых принципов обучения

Выделяют следующие основные принципы в методике:

  • Свободное передвижение по классу
  • Дети изучают специальные материалы Монтессори
  • Дети самостоятельно выбирают и изучают материалы без помощи педагога
  • В группе дети разного возраста
  • Подготовленный педагог
  • Обучение проходит в специально подготовленной среде, разделенной на различные зоны

Среда Монтессори

Среда представляет собой целый отдельный мир, наполненный различными интересными вещами и в котором ребенок может свободно выбирать какой деятельностью заниматься в данный момент. Вся среда наполнена специальными развивающими и обучающими материалами Монтессори.

Важным моментом в развивающей среде является доступность. Все пособия располагаются так, чтобы ребенок без посторонней помощи мог выбирать себе занятие по душе. Также малыш сам выбирает где, как и с кем ему заниматься, вправе свободно перемещать столы и стулья для более удобного изучения материала.

Развивающая среда разделяется на следующие зоны:

Зона практической жизни

Ребенок попадает на островок бытовой жизни взрослого человека. Здесь есть все то, что понадобится в повседневной жизни: от застегивания молнии до приготовления завтрака.

Занятия делятся на следующие группы:

  • уход за собой (чистка и надевание одежды и обуви, приготовление еды)
  • уход за окружающей средой (полив цветов, уборка)
  • социальные навыки (этикет, правила общения)

Кстати, все предметы не игрушечная бутафория, а самые что ни на есть настоящие.

Зона сенсорного развития

Малыш учится чувствовать и ощущать. Эта зона очень важна для развития, так как познание окружающего мира происходит именно при помощи органов чувств.

Ребенок узнает о таких понятиях, как цвета, масса, формы, размеры, звуки и даже вкусы и запахи. Стоит заметить, что каждое отдельное обучающее пособие посвящено только одному определенному параметру, концентрируя внимание ребенка в момент игры только на нем.

Математическая зона

Эта зона связана с сенсорной зоной и большинство математических материалов представлены ребенку в конкретной физической форме, а не в теоретической. Так ребенку гораздо проще разобраться в сути математики и решать довольно таки сложные задачи для своего возраста.

Математика является одной из сильнейших сторон методики Монтессори и это признают даже сторонники других методик раннего развития.

Речевая зона

Ребенок учится письму, чтению и пополняет словарный запас.

Обучение также строится на тактильных ощущениях, это способствует более быстрому и глубокому усвоению материала.

Космическая зона

Космическая зона в методике Монтессори подразумевает изучения окружающего мира.

Сюда входит география, биология(зоология и ботаника) , наука (различные интересные опыты), история и анатомия.

5 плюсов и 3 минуса методики Монтессори

Существует много критиков этой системы обучения, но еще больше последователей и сторонников. И это совершенно нормально, ведь всё грандиозное и успешное всегда подвергается усиленной критике.

К минусам можно отнести:

  • не адаптированность под гиперактивных детей — непоседам будет сложно соблюдать тишину и не мешать другим
  • разновозрастные группы — многие родители боятся непонимания и конфликтности “старших” и “младших”
  • отсутствие творческой составляющей — пожалуй, самый главный недостаток по мнению критиков.

Из плюсов можно отметить следующие:

  • малыш обучается без вмешательства взрослых, привыкая к самостоятельности
  • метод воспитывает свободу личности — залог самоуважения и уважение к окружающим
  • нет оценок и суждений — не страдает самоуважение ребенка
  • обучение проходит в игровой форме — малыш учится с удовольствием
  • разновозрастные группы (этот пункт относят и к плюсам, и к минусам) — старшие помогают младшим, а младшие набираются опыта у старших

Заключение

Методика монтессори долгие годы была подвергнута гонению во времена войн и тяжелой политической обстановки в мире. Тем не менее, в конце двадцатого века стала восстанавливать свою популярность.

В наши дни практически не осталось родителей, которые не слышали об этой методике. Сейчас даже в маленьких провинциальных городах есть школы, сады и центры Монтессори.

А в этом коротком видео очень доступно рассказано про смысл методики

Использовать ли эту методику? Решать только вам)

Что касается моего мнения, то я всегда вспоминаю систему финского образования. В некоторых моментах оно мне очень напоминает педагогику Монтессори. Есть ряд схожих законов, таких как свобода выбора, равенство, отсутствие оценок (в начальных классах). В общем демократии там много.

И знаете что с этим финским образованием? Оно одно из лучших в мире!

Надеюсь, что вам понравилась эта статья и помогла разобраться, в чем же на самом деле заключаются суть и принципы методики Монтессори.

Ставьте лайки, делитесь с друзьями. Буду очень рад видеть ваше мнение в комментариях.

Методика Монтессори дома и в детском саду

Всем знакома методика Монтессори созданная и предложенная итальянским врачом, а позднее философом Марией Монтессори, жившей в первой половине ушедшего века. Поначалу она была применима для раннего и быстрого развития детей. Со временем метод Монтессори перешёл в педагогическую систему, основанный на идеях свободного воспитания. Важное место в этом процессе уделено развитию органов чувств, при помощи дидактических занятий.

Данный метод оказался очень эффективным.

Доказано это было во время проверки знаний, которая показала, что дети, занимающиеся по индивидуальному методу Монтессори, превосходят своих ровесников по навыкам письма, счёта и чтения. Результатом проверки стала постановка вопроса о неэффективности традиционного метода обучения здоровых детей. Позднее к этому методу были приобщены дети с особенностями развития, называемые сейчас инвалидами или детьми с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).

В чём состоит методика Монтессори

Суть методики Монтессори состоит в раскрытии её основного постулата, который гласит «Помоги мне это сделать самому». Исходя из этого можно сформулировать главный постулат методики Монтессори в следующем виде: «выполнение действия ребенка при минимальной помощи взрослого» иными словами развитие самостоятельности.

Метод Монтессори признан альтернативой традиционной педагогики. Он применяется в работе с детьми от 3-х до 6-ти лет при посещении ими занятий самостоятельно, то есть родители на них не присутствуют. От 8-ми месяцев до полутора — двух лет дети приходят на занятие вместе с родителями. Может показаться, что методика Монтессори, это полностью неорганизованная система. Но это только на первый взгляд.

Главная мысль методики Монтессори – замечательный пример из практической педагогики в реализации идей в свободном воспитании детей с самого раннего возраста, способствующего самостоятельному их развитию.

Пять принципов работы с материалами, предложенных Марией Монтессори

Основные материалы необходимые для организации обучения гениального педагога находятся в окружающей нас среде.

Например, М. Монтессори рекомендовала использовать естественные повседневные предметы, такие как:

  • фрукты для счёта,
  • глину, солёное тесто и пластилин для лепки.

Отличительной чертой детей, воспитывающихся по системе Монтессори, являются:

  • любознательность,
  • стремление познавать окружающий мир.
  • свободомыслие,
  • независимость.

Именно эти качества позволяют им найти своё место в социуме, оставаясь индивидуальными.

Каждый малыш учится общаться через естественное стремление, свойственное всем детям все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Следуя мнению столпов отечественной психологии «…путь к интеллекту ребёнка ведет не через абстракцию, а через органы чувств».

Пять принципов, предложенных М. Монтессори

  1. Ребенок активный. Взрослый выступает в роли помощника, его роль вторична. Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам. Занятия проходят в специально подготовленной среде.
  2. Ребенок — сам себе учитель. Он имеет полноценную свободу действий и выбора. Дети учат друг друга по принципу от старших к младшим, что позволяет учиться заботиться о других;
  3. Самостоятельность принятия решений ребёнком;
  4. Полноценное саморазвитие — это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах. Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
  5. Уважение к детям — отсутствие запретов, критики и указаний. Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

Для того чтобы понять, что такое методика Монтессори, достаточно, следуя её теории, согласившись с убеждением, что любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности

Организация детских садов по программе Марии Монтессори

В отличие от детских садов, работающих по традиционным методикам, относящимся к детям, как к неразумным существам, ещё совсем не способным на самостоятельные действия, — специалисты детских учреждений, работающие по методу Монтессори относятся к любому ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, собственными способами и сроками освоения окружающего мира. Это потому, что основной идеей, которую «несёт» метод Монтессори является стимулирование ребенка к саморазвитию. Поместив ребёнка в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую конкретным психологическим его потребностям, специалист всячески подталкивает его к принятию собственных решений для реализации всех тех желаний, которые у него есть согласно возраста.

Другими словами – задача воспитателя, или наставника, как его называют в системе Монтессори — помощь любому ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал.

Необходимо отметить, что принципы системы Монтессори сейчас согласуются с положениями Федерального государственного образовательного стандарта:

  1. Личностно-ориентированная модель образования подразумевает, что Монтессори-педагог контролирует и корректирует психическое, физическое и психологическое развитие каждого воспитанника в индивидуальном порядке. При необходимости корректируя;
  2. Воспитание всесторонне развитой личности: в Монтессори-садике ребёнок познаёт мир во всём его многообразии;
  3. Следование целевым ориентирам: развитие инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности, развитие воображения;
  4. Организация развивающей предметно-пространственной среды: каждой содержательной области образования подбираются соответствующие Монтессори-материалы.

Организация пространства в садах Монтессори (система зонирования)

Общее пространство делят на 6 зон:

  1. Зона повседневной жизни – ребёнок, находясь в ней приобретает жизненно важные социально-бытовые навыки. Игрушки Монтессори в этом случае не бутафория, а реальные предметы быта.

Совет родителям: следуя методике Монтессори рекомендуется приобщать ребёнка, в игровой форме к бытовым делам: уходу за собой, забота о животных и растениях, приобретение одного из важнейших элементов социальных навыков – блока навыков общения;

  1. Сенсорика/развитие мелкой моторики – основными материалами выступают игры Монтессори, такие как пирамида «Розовая башня», красные штанги, цветовая лестница и таблички (на определение цвета и размера), блоки цилиндров. Для развития тактильного восприятия используются материалы повседневной жизни, такие как шершавые ткани, природные ресурсы: глина, песок, земля и пищевые крупы, а также солёное тесто, термомозаика. Для развития слуха (шумовые цилиндры, звоночки). В этой зоне расположены предметы для развития обоняния и вкуса. Цель работы в этой зоне развитие органов чувств: осязания, обоняния, обучение первичным навыкам, саморегуляции эмоционального состояния релаксации, а также подготовке школьному обучению.
  2. Математическая зона должна быть выстроена с учётом сенсомоторных потребностей ребёнка, что показывает тесную связь с сенсорной зоной. Простроение системы изучения математики по Монтессори предполагает естественность.
Каждая мама обязана знать:  Насильственные действия по отношению к несовершеннолетней

Инструментами выступают:

  • для счёта в пределах 10 (штанги, веретена, чипсы);
  • для знакомства с десятичной системой («золотой» материал);
  • для счёта до 100 (бусины, доски Сагана, цветные цепочки);
  • для знакомства с арифметическими действиями (марки, игра в точки, таблицы сложения, вычитания, умножения и деления);
  • для знакомства с дробями;
  • для знакомства с основами геометрии (геометрический комод, конструктивные треугольники).
  1. Языковое развитие – строится на принципе тактильности. Целями работы в этой зоне является расширение словарного запаса, обучение письму и чтению.

Совет родителям. В первом случае используются карточки изображающие предметы.
Во втором — подвижный алфавит, шероховатые буквы, рамки для штриховки, коробочки с фигурками для первого интуитивного чтения, подписи к предметам окружающей среды, простые книжки;

  1. Естественно-научное/космическое развитие. Работы в этой зоне направлена на подготовку к изучению таких школьных предметов, как биология, история, география, физика и химия;
  2. Зона для игр — спортзал. Развитие крупной моторики (двигательное развитие).

Совет родителям: материал, предлагаемый к изучению ребёнку, рекомендуется располагать не выше одного метра от пола. По мнению психологов именно такое расстояние оптимально для того, чтобы ребёнок воспринял, как призыв к действию и стал изучать самостоятельно.

Плюсы и минусы

При всей эффективности и положительности рассматриваемые методики невозможно обойти вниманием её отрицательные моменты.

  1. Практически не уделяется внимание развитию творческих способностей, то есть творческому креативному мышлению;
  2. Не учитывает сюжетно-ролевые игры, способствующие освоению детьми социальных ролей. По этой причине могут возникать сложности в межличностных и семейных отношениях, поскольку не всех обучают по методике Монтессори.
  3. Система Марии Монтессори подходит только умеренно спокойным детям. Если ребёнок гиперактивен или склонен к аутизму, а также имеет чётко выраженные творческие способности наклонности., то применение системы Монтессори может нанести психологическую травму или стать основой психического отклонения.

К плюсам этой системы можно отнести:

  1. Её можно преподавать в разных культурах, по скольку её основная опора – базовые потребности любого ребёнка.
  2. Дети, прошедшие обучение, хотя бы по одной ступени Монтессори, становятся студентами и учениками самых престижных учебных заведений.

Примером этому могу быть основатели двух великих компаний Стив Джобс и Билл Гейтс, принц Уильям, писатель Габриэль Гарсиа Маркес, 42-ой президент США Билл Клинтон, основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин.

Дети, обучавшиеся по системе Монтессори, обладают хорошей остротой внимания, наблюдательностью, дисциплинированы и самостоятельны.

Игрушки Монтессори

Систему Монтессори ребёнку нужно вводить по этапам (например возраст от 1 до 3 лет называется тоддлер монтессори):

Для детей до года рекомендуется использовать:

  • с 1до 2 месяцев фигуры из бумаги, игрушки-погремушки форме геометрических тел;
  • с 3-х месяцев рекомендовано стимулировать движения. В этом возрасте специалисты отдают предпочтение деревянным фигурам постельных цветов, подвешиваемых на специальных резинках. Примером могут быть: деревянное колечко или колокольчик производящий звук, при каждом прикосновении малыша.


Основными игрушками у ребёнка до года остаются предметы повседневной жизни.

Совет родителям: не препятствовать в открывании и закрывании ящиков, а также в манипулировании вещами, не предназначенными для игры. Все опасные и ценные предметы рекомендуется хранить в недоступном для ребёнка месте. А в одном (двух) выдвижных ящиках, которые доступны ребёнку по росту, хранить предметы из повседневной жизни, играя которыми он не нанесёт себе вреда.

Совет родителям. Самые лучшие упражнения для детей от 1 до 2 лет – естественная природная среда. В этом возрасте ребёнок начинает осознавать, что вода отлично наливается в ведёрко до краёв. А песок так налить нельзя. Его можно насыпать. Можно начать собирать с ребёнком листики с деревьев или кормить птичек на улице, также можно повесить кормушку за окном.

Игротека для ребенка от 2 до 3 лет – основной игрушкой в этом возрасте является участие в повседневной жизни. Помощь родителям в чистке варёных яиц и картошки (отваренной в мундире), вымешивании теста, а также уборке.

Фильм о Марии Монтессори

Фильм рассказывает о жизни и работе итальянского врача и педагога Марии Монтессори. Он охватывает всю жизнь этой интересной женщины. Для того чтобы ознакомиться с её методикой и личность достаточно его просмотреть.

Методика Мария Монтессори

Мария Монтессори

Существует множество авторских методик раннего развития ребенка. Но развивающая программа Марии Монтессори, которая уже успела стать классикой в этой области, многие годы остается самой востребованной. Метод Мотессори был разработан еще в первой половине XX века. Он был обогащен новыми достижениями педагогической науки и лежит в основе развивающих занятий в центрах раннего развития и детских садах многих стран. Основательница методики (Мария Монтессори) — итальянский врач, педагог и психолог, работавшая над созданием развивающих занятий для детей с особенностями развития. Со временем метод оказался действенным и для детей без особенностей. Эта система развития ребенка названа самой Монтессори «системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде».

Впервые система Монтессори была опробована в доме ребенка в Риме в 1907 году. С 1909-го года методикой Марии Монтессори заинтересовались во многих странах мира. В 1913-ом году система Монтессори оказалась популярной и в России, но в 1924-ом году детские сады, работавшие по этой методике, были закрыты и открылись вновь лишь в 1992-ом году.

Суть, основные принципы методики

В основе этого метода лежит принцип самовоспитания ребенка. Взрослые — родители и педагоги должны понять интересы малыша, создать необходимые условия для развития и объяснить, каким образом можно получить знания. Девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому».

Марии Монтессори принадлежат следующие слова:

Детей учит то, что их окружает.

Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.

Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.

Если ребенку демонстрируют враждебность – он учится драться.

Если с ребенком честны – он учится справедливости.

Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.

Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.

Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.

Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.

Если ребенка часто подбадривают – он приобретает уверенность в себе.

Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым – он учится находить в этом мире любовь.

Не говорите плохо о ребенке – ни при нем, ни без него.

Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.

Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.

Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.

Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.

Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.

В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер – предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

Мария Монтессори не признавала многих методов, которые применяли другие образовательные системы. Так в методике Марии Монтессори категорически запрещается:

  • Сравнивать детей друг с другом.
  • Применять соревновательный метод в процессе воспитания.
  • Применять ко всем единые требования и программы, ведь каждый ребенок занимается в собственном темпе и делает то, что представляет для него интерес.

Ребенок, занимающийся по методике Марии Монтессори сам выбирает, учится самостоятельности в принятии решений, а взрослые, уважая его детский выбор, создают определенную среду, наблюдают и помогают, когда это необходимо.

Предоставление самостоятельности не предполагает вседозволенности. Детей учат соблюдать тишину, не мешать другим детям играть, убирать игрушки. Дети должны понимать не только свои, но и чужие границы.

Такое упорядочивание жизни малыша помогает ему чувствовать себя стабильно и уверенно, воспитывает в нем уважение к окружающим людям.

Организация пространства

Развивающая среда — важнейшая составляющая методики Марии Монтессори, без которой она просто не может работать. Рабочее пространство делится на несколько зон, что позволяет педагогам отлично организовать процесс обучения, сохраняя при этом порядок, а детям легко ориентироваться во множестве обучающих и развивающих материалов.

Практическая зона или зона реальной жизни прививает ребенку навыки ухода за собой и за окружающим пространством, учит поведению в социуме. Дети подметают пол, одевают и раздевают кукол, моют и нарезают овощи, ухаживают за растениями и животными, учатся вести себя тихо. Организуя эту зону, необходимо поместить в нее «Бизиборды», цветы и комнатные растения, лейки, скатерти, безопасные ножницы, совочки и.т.д.

Занятия в сенсорной зоне, как видно из названия, способствуют сенсорному развитию ребенка. Занимаясь в этой зоне, малыши развивают мелкую моторику. Материалы, которые используются в этой зоне, постепенно готовят к школе, развивают память и внимание. Сенсорная зона наполняется предметами, которые различаются формой, размером, весом и цветом. Это могут быть мячи различного диаметра, мешочки, геометрические тела, цветовые таблички, вкусовые баночки, коробочки с различными запахами и другие материалы, развивающие какой-то из органов чувств.

Математическая зона тесным образом связана с сенсорной. Работая с геометрическими телами, сравнивая и измеряя различные предметы, ребенок уже учится применять математические знания на практике. В математической зоне необходим числовой материал из бусин, таблицы математических действий, геометрический комод, счеты и.т.д.

Языковая зона предназначена для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса, обучения письму. Эта зона также связана с сенсорной, так как предметы сенсорной зоны способствуют развитию речи ребенка. В языковой зоне могут использоваться карточки с изображением различных предметов. Рамки для штрихования, азбука из шершавой бумаги, карточки букв и слогов, книги.

Космическая зона знакомит ребенка с окружающей действительностью. В этой зоне находятся различные материалы для изучения солнечной системы, континентов, природных зон и ландшафтов. Дети получают представление о времени и календаре, учатся классифицировать животных и растения, знакомятся со средой обитания. В этой зоне необходимый материал для проведения различных экспериментов, в ходе которых дети знакомятся с наукой. В космической зоне можно позаниматься с картами, ознакомиться с коллекцией минералов.

Методика Марии Монтессори: спорные моменты

Методика Марии Монтессории, отличающаяся многими преимуществами и достоинствами, имеет при этом определенные недостатки.

  • К минусам данной методики можно отнести то, что в ней не уделяется внимание сюжетно-ролевой игре, которая является основным видом деятельности малыша в дошкольный период.
  • Не уделяется достаточного внимания и совершенствованию фантазии, сказочным историям, физической активности.
  • Кроме того, при поступлении в школу ребенку может быть трудно адаптироваться к другой среде, отличной от среды Монтессори.

Учитывая это, педагоги и родители, взяв из методики Марии Монтессори все самое лучшее, добавляют в нее свои собственные наработки, которые отвечают современным требованиям педагогической науки и, несомненно, добиваются хороших результатов в развитии ребенка.

Принципы педагогической системы М. Монтессори. Предметная среда – элемент педагогической системы М. Монтессори.

Образование по Монтессори – это процесс, при котором ребенок самостоятельно выстраивает свою личность, задействуя все свои способности. Важной инновацией М. Монтессори стало разрушение традиционной классно-урочной системы и создание оригинального учебного процесса для детей от 3 до 12 лет, построенного на признание за каждым учеником право на значительную автономию и самостоятельность, на свой темп работы и специфические способы овладениями знаниями. Девизом Монтессори-педагогики стали слова ребенка, обращенные к учителю: «Помоги мне это сделать самому». Педагог, работающий по системе Монтессори, всегда признает за ребенком стремление к самостоятельности. Монтессори — метод уникален. Он основывается на разумном соотношение между свободой и четкой структурой, специально предназначенной для маленького ребенка. Метод включает детей в интересную для них деятельность, предоставляет тщательно разработанные дидактические материалы, которые привлекательны, просты в применении, соответствуют естественным возрастным особенностям ребенка. Возможность самоконтроля, заложенная в материалах, позволяет ребенку увидеть собственные ошибки. В этом случае взрослому не нужно указывать на промахи ребенка.

Согласно методике Монтессори для ребенка создается специально подготовленная культурная развивающая среда, в которой тот находит все необходимое для своего развития, «впитывает» правильную речь, получает богатые сенсорные впечатления, осваивает способы обращения с различными предметами. При этом у ребенка в любой момент должен быть доступ к так называемым «Монтессори — материалам». Все пособия обязательно должны быть изготовлены из натуральных материалов. Характерно, что их дизайн практически не менялся со времени их создания, т.е., около ста лет. Ребенок также сам решает, будет ли он что-то делать один или вместе с другими. С возрастом деятельность детей усложняется.

Монтессори-класс охватывает ряд зон:

Зону практической жизни – имеет особенное значение для маленьких детей (2.5-3.5 лет). Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учиться следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки); ребенок учиться самостоятельно, одеваться; переливать (воду); мыть стол.

Зону сенсорного развития — дает ребенку возможность использовать свои чувства при изучении окружающего мира. Здесь ребенок может научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов; познакомиться со свойствами тканей;

Зоны – языковую, математическую, географическую, естественнонаучную обеспечивают материалы, основной целью которых является умственное развитие ребенка.

Монтессори-класс включает детей разного возраста (от 3 до 6 лет), что способствует более высокому уровню учебных возможностей. Когда ребенок впервые начинает учиться, ему помогают старшие, более опытные дети. Позже он сможет помогать другим, имея сформированные учебные навыки. Каждый Монтессори-класс неповторим. Несмотря на то, что метод имеет совершенно определенную структуру, он гибок и открыт для индивидуальной интерпретации. Потому что не бывает двух совершенно одинаковых людей, и каждый Монтессори-класс, будучи зависимым, от толкований метода и возможностей учителя, является уникальным.

Теория Монтессори основана на следующих принципах:

Каждая мама обязана знать:  5 ошибок отцов, недавно переживших развод

1. Дети создают себя сами через целенаправленную деятельность.

2. Дети обладают необычными сензитивными способностями впитывать и обучаться через окружающую их среду.

3. Самый важный период для приобретения знаний – от рождения до шести лет.

4. Следует уважать право детей быть не похожими на взрослых и друг на друга, право каждого сохранять свою индивидуальность.

5. Подход к ребенку как к единому целому. Основная задача – помочь ему полностью раскрыть свой потенциал во всех жизненных сферах.

Основополагающие принципы педагогической системы:

1. Принцип условий свободы развития ребенка:Дисциплина это владение собой как внутренняя способность, умение найти баланс между тем, что хорошо для себя и тем, что хорошо для других. Реальная дисциплина так же никаким образом не связана с давлением, принуждением. Дисциплина помогает ребенку расти самостоятельным, т.е. свободным, относиться с уважением к другим, контролировать себя. Свобода, как и дисциплина – это внутренние ощущения каждого человека.

В ее системе свобода означает:

1. Свобода выбора материала (из полного комплекта Монтессори-материалов);

— выбор варианта работы с данным материалом (в контексте базисного использования);

— выбор времени для работы и времени длительности работы в соответствии с потребностью и внутренним ритмом;

— выбор рабочего места;

— выбор товарища или группы для совместной работы.

2. Свобода коммуникации – означает, что любой ребенок имеет право общаться с другими детьми и со взрослыми, обратиться с вопросом и получить доброжелательный ответ. Чувство уверенности в себе формируется у детей не только за счет ориентации в материале, но и как результат доверия к людям, находящимся в группе.

3. Свобода рефлексии – ребенок не обязан постоянно быть активным. У него должны быть возможность и время обдумать свои предыдущие и последующие действия.

В условиях свободной деятельности ребенок учится оценивать свои возможности и принимать решения в связи с выбором материала, места, партнера и пр., осознает свою ответственность за принятое решение, переживает радость от процесса и результата деятельности, происходящему по внутреннему, а не по внешнему побуждению.

2. Принцип концентрации внимания.Монтессори пришла к выводу о том, что большая степень концентрации внимания порождает активность рук под руководством ума. Детское «экспериментирование» есть следствие активного исследовательского обращения с самостоятельно выбранным предметом, который, в свою очередь, активизирует внимание, мыслительную деятельность ребенка и способствует их продолжительному и эффективному объединению – поляризации.

Благодаря внутренней концентрации на предмете становится возможным процесс умственного саморазвития ребенка. Помимо этого воспитываются выносливость, усидчивость и терпение, необходимые для интеллектуальной деятельности.

3. Принцип специально подготовленной обучающей среды.В педагогике Монтессори уделяется особое внимание активизации процесса синтеза новых для ребенка сложных действий из уже известных элементов, преподнесенных ему в упражнениях с дидактическим материалом. Монтессори поэтому не учит письму — письмом, чтению-чтением, рисованию – рисованием, а предоставляет ребенку возможность самостоятельно «сложить из элементов» эти сложные действия, причем каждому в свое время, в соответствии с наступление у него соответствующего сензитивного периода.

Педагог создает и поддерживает связь между ребенком и развивающей предметно-пространственной средой. Он внимательно наблюдает за детьми, ни в коем случае не навязывая им свою помощь, но в случае необходимости помогает ровно столько, сколько помощи просит ребенок. Если помощь не требуется, педагог не вмешивается в процесс деятельности ребенка, позволяя ему совершать ошибки и самостоятельно находить их, так как функция контроля заложена в самом дидактическом материале.

4. Принцип сензитивности.Дидактический материал Монтессори по своей структуре и предметной логике соответствует сензитивным периодам развития ребенка. Сензитивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще и пр. В соответствии с развитием сензитивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т.д.

Монтессори выделила шесть основных сензитивных периода в развитии детей до шести лет:

1. Сензитивный период развития речи (от 0 до 6 лет);

2. Сензитивный период сенсорного развития (0 до 5,5 лет);

3. Сензитивный период восприятия порядка («сензитивный период аккуратности», от 0 до 3 лет):

— порядок в окружающей среде;

— порядок во времени;

— порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку.

4. Сензитивный период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет);

5. Сензитивный период освоения движений и действий (от 1 года до 4 лет);

6. Сензитивный период развития социальных навыков (2,5 до 6 лет).

5. Принцип ограничения и порядкаНарушение порядка и восстановление его — сильнейший мотив детских действий, считала Монтессори, так как ребенку нравиться видеть предметы своего окружения на одном и том же месте, он старается восстановить этот порядок, если его нарушил. Хотя большей частью педагог позволяет детям самостоятельно справляться с выбранной работой, тем не менее, существуют определенные случаи, когда он подходит к ним, чтобы прервать свободную деятельность. Принцип, которым руководствуется, говоря словами доктора Монтессори, следующий: «Педагог никогда не должен боятся прервать то, что плохо; но он должен бояться разрушить то, что хорошо. Хорошее интерпретируется как любая деятельность, которая ведет к порядку, гармонии, саморазвитию и, следовательно к дисциплине; плохое есть нечто, что ведет к утечке детской творческой энергии и, следовательно, к беспорядку».

Ограничение первое: коллективный интерес – свобода ребенка должна быть ограничена коллективным интересом, поскольку соблюдение интересов сообщества мы обычно считаем хорошим воспитанием.

Ограничение второе: знание должно предшествовать выбору – т.е. ребенок может самостоятельно работать только с теми материалами, с которыми он умеет обращаться.

Ограничение третье: правильное использование материалов – ребенку позволено заниматься с любым материалом только до того времени, пока он использует его правильным образом.

Ограничение четвертое: по количеству материалов в подготовленной среде – каждый материал, пособие, вид работы должны быть представлены в единственном экземпляре, чтобы не уменьшать интенсивность восприятия ребенка, окруженного слишком большим количеством материалов.

6. Правила поведения в группе.Главная цель правил – защита интересов коллектива и каждого отдельного ребенка. Все правила должны отвечать следующим основным требованиям: — предъявляться в позитивной манере;

— быть короткими и понятными, соответствующими возрасту детей;

— правила обязательны для всех, в том числе и для взрослых; желательно быть последовательным и не менять правила.

7. Принцип особого места педагога в системе образованияНа первый взгляд представляется, что роль учителя в учебном процессе принижается. На самом деле, состоит в том, чтобы представить ребенку материал, чтобы показать, как его используют, как с ним «работают». Педагог всегда показывает ребенку рациональный способ работы с материалом, дает образец действий, направленных на раскрытие свойств и отношений, «заключенных» в материале.

Процесс воспитания и обучения Монтессори понимала как помощь психическому развитию ребенка с самого рождения, а позднее как помощь в жизни. Понятие помощь здесь выступает ключевым. Именно это во многом определяет роль позиции педагога по отношению к ребенку. Педагог всегда доброжелательно и ненавязчиво руководит ребенком, становясь посредником между ним и подготовленной дидактической средой. Именно поэтому педагог постоянно находится рядом с ребенком, не мешая ему, внимательно наблюдая, обгоняя его в случае необходимости на шаг и предоставляя свою помощь и руководство или же отступая на шаг назад и давая ребенку возможность полностью насладиться самостоятельной деятельностью.

Важный эффект такой организации обучения состоит в том, что в отличие от обычного занятия или урока педагог имеет большие временные возможности в оказании помощи детям, нуждающимся в ней, не задерживая при этом в продвижении более быстрых и способных ребят. Каждый ребенок, таким образом, идет своим «образовательным маршрутом», со своей комфортной для него скоростью, получая незамедлительно и оперативно необходимую для себя помощь. Это позволяет в максимальной степени не нас словах, а на деле соблюдать принцип индивидуального и дифференцированного подхода к обучению. Из этого вытекаемый значимый в педагогике Монтессори принцип индивидуализации обучения.

Еще одним важным принципом педагогике М. Монтессори является принцип социального воспитания и интеграции.

Индивидуальная работа и индивидуальный интерес становятся возможными благодаря учебным средствам, предназначенным для индивидуальной работы в группе, которая по возрасту и опыту гетерогенной (разновозрастной и разной по опыту и уровню развития). Формируемые группы включают детей с разницей в возрасте в три года (с 3 до 6 лет). Смешанные возрастные группы способствуют развитию ролевой дистанции, что благотворно сказывается на нравственном развитии детей. Среди детей развивается естественная система взаимопомощи: младшие могут попросить помощи у старших детей. Старшие дети, показывая работу с материалом младшим или отвечая на их вопросы, сами лучше усваивают суть дела, приучаются оказывать помощь, заботиться о других.

В подобных группах, естественнее формируются и развиваются социальные навыки; работа с материалами более старших детей становиться мощным источником интереса и мотивации такой работы для младших. Педагог в этом случае освобождается от дополнительных усилий, направленных на возбуждение интереса к материалу, на активизацию детей к деятельности.

В психологическом плане важно, то обстоятельство, что в разновозрастной группе нет оснований для сравнения детей друг с другом. В Монтессори — методике отсутствуют оценки как таковые. Хорошей «оценкой» для ребенка является самоконтроль, который содержит сам дидактический материал. Допущенная ошибка не давлеет над ребенком, а стимулирует его к новым манипуляциям с материалом и движет его к самостоятельному тренингу. Монтессори — ребенок не нуждается в похвале. Похвалой для ребенка будет подтверждение правильности выполненного упражнения через самоконтроль.

Монтессори — педагогика является целостной образовательной системой, эффективность которой подтверждена многолетним опытом успешной практической работы с детьми. Создателем этой системы стала выдающийся итальянский педагог-гуманист, врач и общественный деятель Мария Монтессори.

За почти вековой период существования ее идеи распространились по всему миру. В настоящее время Монтессори — детские сады и школы существуют в странах Европы и Америки, Азии и Австралии. В 1910-20-х г.г. они возникли и в России, однако впоследствии это педагогическое направление в нашей стране было незаслуженно предано забвению.

Основная идея Марии Монтессори состоит в том, чтобы дать возможность ребенку наиболее полно раскрыть свой внутренний потенциал в процессе свободной самостоятельной деятельности в созданной педагогом пространственно-предметной среде. Подготовленная среда является условием развития и обучения детей и позволяет каждому ребенку развиваться в своем индивидуальном темпе. Задачей педагога является, прежде всего – предоставлять в распоряжение ребенка средства саморазвития и показать, как с ними обращаются. Такими средствами являются автодидактические, т.е. самообучающие Монтессори — материалы, с которыми ребенок работает сначала по показанному педагогом образцу, а затем самостоятельно выполняет различные, в том числе придуманные им самим упражнения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Мария Монтессори и ее методика

Уникальная авторская методика в первые была применена в начале XX века в Италии. Мария Монтессори, педагог и врач, совершила переворот в воспитании детей: она разработала и обосновала методику самостоятельного развития ребенка, была одним из лучших педагогов того времени, посвятившим себя детям.

Ее система востребована по сей день и широко используется в коррекционном и развивающем образовании малышей.

Биография Марии Монтессори (1870-1952)

Родилась в Италии 31 августа 1870 году в городе Кьяровалле. Отец — важный чиновник — противился учебе дочери, а мать всегда поддерживала стремление Марии к образованию.

Девочка была одаренной, училась легко, особенно любила математику. 12-летняя Мария поступила в мужскую техническую школу, сломав все стереотипы, и закончила ее с блеском.

В 1890 г. Мария решила стать врачом, и, продолжая идти против течения, сломала еще один стереотип: стала первой девушкой-студенткой медфакультета римского университета. А в 1896 г. — она уже врач.

Студенткой девушка начала подрабатывать в больнице при университете. Здесь состоялось ее первая встреча с особыми детьми. В эти годы у нее зародилась идея методики, основанная на применении развивающей среды.

После университета Мария вышла замуж и занималась частной практикой. Она продолжала изучать труды современников: психологов, педагогов, антропологов, пытаясь уложить свои наблюдения в стройную систему.

В 1898 г. стала мамой (сын Марио) и директором Ортофренического института по подготовке учителей для особых детей. А в 1900г. открылась ортофреническая школа, которую возглавила Мария.

В 1901 г. она поступает в Риме на философский факультет, а в 1904 г. становится завкафедрой антропологии в этом же университете.

Все это время она продолжает наработку по своей методике. В 1907 г. при спонсорской поддержке открывает в Сан-Лоренцо «Дом ребенка». И все следующие 45 лет Мария Монтессори занимается совершенствованием и внедрением своей системы, не забывая о воспитательной работе с детьми.

С 1922 г. она работала госинспектором школ Италии.

В 1929 г. Организовала международную ассоциацию Монтессори.

События в мире заставили Марию уехать в Индию на 7 лет, и лишь после окончания войны она вернулась в Европу.

Мария продолжала свое дело до последних дней, живя в Голландии. В 1950 г. Стала профессором Амстердамского университета. Здесь же скончалась в 1952 г.

История появления методики

Сначала Мария Монтессори начала применять свою педагогику для особых детей, детей с задержкой развития психики и сложной адаптацией к внешнему миру.

При работе с ними Мария создавала особую среду, которая прививала детям навыки самообслуживания. Это реализовывалось через игры, основанные на тактильной чувствительности.

Ее целью было не увеличение показателей интеллектуального развития, а адаптация детей к социуму. Но педагог заметил, что умственные показатели детей улучшились. Результаты поражали. За год воспитанники догнали и перегнали здоровых сверстников.

Соединив свои наблюдения, опыт и теорию других педагогов, психологов и философов, Мария собрала все в единую стройную систему, которая и получила название метода Монтессори.

Затем эта методика была применена и для обычных, здоровых ребят. Это было нетрудно сделать, поскольку программа обучения легко подстраивается под способности и потребности каждого ребенка.

Философия Монтессори-педагогики


Коротко философия методики укладывается во фразу: «Направлять детей на самостоятельное воспитание, обучение и развитие».

Это обосновывается такими тезисами:

  1. Ребенок от рождения — уникальная личность.
  2. Всем детям от природы дано желание самосовершенствоваться и любить труд.
  3. Родители и педагоги должны быть просто помощниками в раскрытии потенциала ребенка, а не скульптурами характера и способностей.
  4. Педагоги и родители должны лишь правильно направлять самостоятельную деятельность детей, а не обучать их чему-либо.

Суть методики

Девиз Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

Каждая мама обязана знать:  История одной семьи Котовы

Система Монтессори основана на максимальной свободе и индивидуальном подходе к детям.

Ее цель — это умелое направление саморазвития ребят, не ломая их, а принимая такими, какими они есть на самом деле, которое позволяет детям достичь максимального результата во всем самостоятельно, без корректировки этого процесса взрослыми.

По Монтессори недопускается:

  • сравнение детей;
  • соревнование между ребятами;
  • оценка ребенка по общепринятым критериям;
  • применение поощрений и наказаний;
  • принуждения.

Принуждение исключается естественным образом:

  • каждый маленький человек стремится участвовать в жизни наравне с взрослым;
  • только учеба и приобретение жизненного опыта позволяет это сделать;
  • ребенок будет сам радостно учиться, чтобы быстрее развиваться и попасть в мир взрослых;
  • педагог занимает нейтральную позицию, выступая в роли наблюдателя и помощника по необходимости.

Дети сами выбирают:

  • темп и ритм получения опыта и знаний;
  • длительность уроков;
  • учебный материал;
  • направление своего развития.

Поэтому педагогам нужно только:

  • Развивать самостоятельность всеми доступными способами.
  • Всегда уважать выбор ребенка.
  • Развивать чувственное восприятие, особенно осязание.
  • Создавать комфортную окружающую среду.
  • Позволять детям изменять обстановку по потребности (выбирать место, переставлять мебель, перекладывать материал).
  • Быть лишь нейтральными воспитателями и наблюдателями.
  • Не создавать себе подобных личностей.
  • Не корректировать процесс обретения самостоятельности.

Как построена система развития по Монтессори

«В каждом ребенке я пытаюсь разглядеть человека, мне не надо ничему его учить. Сами дети открывают мне свою природу, но только будучи помещенными в соответственно подготовленную среду».

Существует 3 основных принципа системы Монтессори:

Схематическое отображение принципов системы Монтессори:

  1. Центр — ребенок, самостоятельно принимающий решения.
  2. Вокруг — среда, дающая возможности развития ребенка.
  3. Рядом — воспитатель, помогающий по просьбе ребенка.

Развивающая среда — ключевой элемент в системе, без нее методика не может существовать. Она помогает ребенку развиваться самостоятельно, подталкивает к познанию, задействуя все органы чувств. А через них лежит путь к интеллекту.

Правильная среда соответствует потребностям ребенка и выстраивается по определенной логике.

Она делится на определенные функциональные зоны.

Виды монтессори-классов и уроков

В Монтессори-педагогике самое важное — самостоятельное развитие личности ребенка в обустроенной среде.

На этом основана учеба, в процессе которой дети проявляют свои потребности, а воспитатели, наблюдая, определяют вид индивидуальной помощи каждому ребенку.

Система предлагает 3 типа уроков:

1. Индивидуальные.

Воспитатель предлагает ученику (или 2-3) учебный материал, показывая, как его применять.

Материал — это уникальный дидактическое пособие из натуральных материалов.

Он обладает особыми обучающими свойствами:

  • привлекает — возбуждая интерес;
  • имеет отличительное свойство, бросающееся в глаза (длина, толщина и …);
  • имеет проверку на ошибку — позволяет ребенку самому увидеть неправильность своих действий.

Объяснять при этом необязательно.

Далее ребенок работает с материалом самостоятельно, приобретая опыт и знания. Во время такого занятия другие дети к воспитателю не обращаются.

2. Групповые.

Участвуют не все дети класса, а достигшие примерно одного уровня. Остальные занимаются самостоятельно. Алгоритм тоже.

3. Общие.

Занимается весь класс. Это занятия по музыке, гимнастике, истории, биологии. Уроки по общим предметам сжатые и короткие.

Далее дети сами решают, интересно им это или нет, и начинают самостоятельное занятие со спецматериалом.

При этом Монтессори разграничивает развитие детей по возрастам:

  • от 0 до 6 лет — строитель человека (ребенок готов к развитию всех функций);
  • от 6 до 12 лет — исследователь (ребенок интересуется миром вокруг себя);
  • от 12 до 18 лет — ученый (ребенок увязывает факты, строит картину мира, размышляет о своем месте в нем).

Классы в Монтессори-школах делают смешанные по возрасту: от 6 – 9 лет или от 9 – 12 лет.

Переход в следующий класс определяется только потребностями и возможностями ребенка. Взаимопомощь позволяет старшим детям стать ответственнее, а младшим — увереннее. Исчезает зависть, подражание подталкивает младших к успехам.

Для таких классов нет четких целей на учебный год. Все расписано на три года. Можешь освоить быстро — хорошо, а можешь осваивать в подходящем для тебя темпе.

Нет никакого насилия.

Монтессори-класс включает в себя развивающее пространство, поделенное на зоны деятельности. Дети самостоятельно выбирают зону и материал для работы.

Он может трудиться сам или с другими детьми. Но существует правило: если ребенок сам в зоне, ему никто не должен мешать.

Темп выполнения задается тоже детьми. В классе нет парт — только переставные столики и стульчики, а также коврики на полу для занятий гимнастикой.

За всем происходящим в зонах наблюдают воспитатели и аккуратно направляют и корректируют интерес к работе с материалом. Исправление ошибок и налаживание отношений в классе дети осуществляют самостоятельно.

Методика Монтессори и семья

Чтобы дети быстро адаптировались к педагогике Монтессори, семья должна понимать и принимать эту систему. Если родители отторгают саму методику, то усилия педагогов будут тщетными, а ребенок будет в постоянном дискомфорте.

Семья должна помогать своему ребенку развиваться в Монтессори-среде. Можно создать мини развивающую среду из подручных средств дома. Это поможет детям психологически связать обучение в школе с домашней повседневностью.

По Монтессори ребенок и взрослый должны находиться в равноправном положении. Поэтому родители должны относиться к своему ребенку согласно философии Монтессори.

Очень полезно родителям хоть изредка перечитывать 19 простых истин от Марии Монтессори:

  1. Детей учит то, что их окружает.
  2. Если детей часто критикуют — они учатся осуждению.
  3. Если детей часто хвалят — они учатся оценивать.
  4. Если детям демонстрируют враждебность — они учатся драться.
  5. Если с детьми честны — они учатся справедливости.
  6. Если детей часто высмеивают — они учатся быть робкими.
  7. Если дети живут с чувством безопасности — они учатся верить.
  8. Если детей часто позорят — они учатся чувствовать себя виноватыми.
  9. Если детей часто одобряют — они учатся хорошо к себе относиться.
  10. Если к детям часто бывают снисходительны — они учатся терпению.
  11. Если детей часто подбадривают — они приобретают уверенность в себе.
  12. Если дети живут в атмосфере дружбы и чувствуют себя необходимыми — они учатся находить в этом мире любовь.
  13. Не говорите плохо о детях — ни при них, ни без них.
  14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в детях, тогда плохому не будет оставаться места.
  15. Всегда прислушивайтесь и отвечайте детям, которые к вам обращаются.
  16. Уважайте детей, которые сделали ошибку и могут сейчас или чуть позже ее исправить.
  17. Будьте готовы помочь детям, которые находятся в поиске, и быть незаметными для тех детей, которые уже все нашли.
  18. Помогайте детям осваивать не освоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.
  19. В обращении с детьми всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

Тогда ваши дети будут расти гармоничными и развитыми личностями.

За и против педагогики Монтессори

С самого начала и до сих пор существуют преданные последователи Марии Монтессори и ее яростные противники и критики.

Система имеет определенные недостатки:

  • трудная адаптация к традиционному обучению (нет классно-урочной системы);
  • длительная подготовка педагогов-монтессори;
  • необходимость большого количества уникальных учебных материалов;
  • недопустимость привычных спонтанных и творческих ролевых игр;
  • преобладает развитие интеллектуальных способностей над творческими;
  • отрицание рисования и лепки, сказок и стихов как деятельности, уводящей ребенка от реальности;
  • чтение для детей — это процесс получения информации, а не удовольствие;
  • излишняя самостоятельность лишает опыта общения в коллективе;
  • отрицаются обычные игрушки.

К тому же, все дошкольные и школьные учебные центры Монтессори являются приватными с достаточно высоким уровнем оплаты. Это мотивируется дороговизной учебного материала, который по 100 летним канонам изготавливается из натурального материала по сложным технологиям. Поэтому обучение по Монтессори доступно немногим.

Но положительные аспекты во многом перекрывают эти недостатки.

Ведь педагогика Монтессори:

  • учит создавать правила, а не жить по ним;
  • мотивирует к учебе — дети учатся исключительно из интереса;
  • учит самостоятельно организовывать и планировать свою деятельность;
  • научает ответственности за свои поступки;
  • учит взаимопомощи: старшие становятся ответственнее, младшие — увереннее;
  • учит самостоятельно искать ответы на свои вопросы;
  • учит самостоятельно находить и исправлять свои ошибки;
  • знакомит с основами окружающего мира;
  • развивает мощную логику и аналитические способности;
  • развивает интеллект;
  • развивает речь через мелкую моторику.

Такие качества, заложенные в ребенке с раннего детства, помогают ему в дальнейшей жизни, хорошо адаптируя в социуме. Как правило, человек, обучавшийся по методике Монтессори, во взрослой жизни очень успешен.

А для детей с особыми потребностями, такая методика дает возможность самообслуживания и подтягивает до уровня здоровых ребят. Не потому ли система и сегодня, спустя 100 лет, остается популярной?

Распространение и популярность методики Монтессори

Мария Монтессори для распросранения своей методики и помощи в ее освоении в 1929 году создала совместно с сыном международную Монтессори Ассоциацию (АМI).

С тех пор монтессори-движение успешно шагает по времени.

Многие знаменитости изучали методику и способствовали основанию школ Монтессори в своих странах:

  • Томас Эдисон, всемирно известный ученый и изобретатель.
  • Зигмунд Фрейд, автор психоанализа, и его дочь Анна были последователями и консультантами по Монтессори- педагогике. Они открыли детсад монтессори в Вене.
  • Татьяна Сухотина-Толстая (дочь Льва Толстого) написала в 1914 году книгу «Монтессори и новое воспитание».
  • Махатма Ганди, философ, политик Индии, освоил курс по методике в 1932 году.
  • Джин Пиджет, психолог, первый в Швеции основал Общество Монтессори и школу на базе него, они существуют и поныне.

После смерти Марии, АМI возглавил ее сын Марии — Марио. Он много сделал для распространения Монтессори-педагогики. Его эстафету приняла внучка Марии — Ренильде Монтессори. Она возглавляет ассоциацию и нынче.

Сегодня по методике занимаются множество детей в мире.

В советский период система Монтессори была не востребована. Лишь с распадом СССР она стала быстро распространяться в России. Уже более 20 лет в Москве работает Центр Монтессори, который следует четко по рекомендациям автора.

Их сайт http://www.montessori-center.ru/

Все педагоги прошли обучение в Международной ассоциации и имеют международные дипломы. Центр поддерживает тесный контакт с АМI.

С 2013 года здесь находятся официальные курсы по подготовки монтессори-педагогов от Минобразования РФ.

Практически в каждом большом городе существует региональный центр Монтессори, который становится базой для специализированных детских садов, центров реабилитации детей с особыми потребностями, школ раннего развития.

Занимаются по этой системе дети с отставанием в развитии.

Для обычных ребят чаще используется комбинирование Монтессори-педагогики с другими методиками.

В разное время известные люди были учениками по системе Монтессори:

  • Ларри Пейдж и Сергей Брин — основатели Google;
  • Джеффри Безос — основатель Amazon.com;
  • Джимми Уэйлс — основатель Wikipedia;
  • Джордж Клуни — актер;
  • Габриэль Гарсия Маркес — Нобелевский лауреат по литературе;
  • Принц Уильям и принц Гарри из английского королевства.

Сейчас новое поколение детей учится по системе Монтессори, и, кто знает, сколько известных личностей вырастет.

Библиография Марии Монтессори

Мария Монтессори написала достаточно много фундаментальных трудов, описывающих ее систему. Первая ее книга вышла уже в 1910 г., спустя 3 года после открытия Дома ребенка.

Это была книга «Метод Монтессори». За короткий период она была переведена на 20 языков. Все последующие годы Мария писала свои труды, которые были очень востребованы и издавались во многих странах мира.

На русском языке выпущены такие книги

1. Дом ребенка. Метод научной педагогики (М: Задруга, 1913; Казань: госиздат, 1920; Гомель, 1993).

2. Воображение в творчестве детей и великих художников ( Русская школа, 1915 ).

3. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка (М: Задруга, 1915, 1918, 1920, М: Госснаб, 1993).

4. Руководство к моему методу ( М: Типолитогр., 1916).

5. Подготовка учительницы. (М: Просвещение, 1921).

6. Арифметика в элементарной школе (Пг.: Начатки знаний, 1922).

7. Геометрия в элементарной школе (Пг.: Начатки знаний, 1922).

8. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. (М: Работник просвещения, 1922; М: Московский Центр Монтессори, 1993).

9. Значение среды в воспитании (Прага, 1926).

10. Школьный дидактический материал (М: Госиздат, 1930).

11. О принципах моей школы. Учительская газета (1992. — 4 августа).

12.Развитие потенциальных возможностей человека (Бюллетень МАМА №2, 3,5. 1993).

13. Разум ребенка (М, 1997).

14. Помоги мне это сделать самому (Издательский Дом Шалвы Аминашвили, 1999).

15. После 6 месяцев уже поздно. Уникальная методика раннего развития (М: Карапуз, 2001).

16. Учимся по методике Марии Монтессори. Чудеса преображения: На озере. Для детей 5-6 лет (М: Центр Монтессори, 2001).

Коротко о содержании лучших книг Марии Монтессори:

  • Помоги мне это сделать самому.

Статьи М. Монтессори и современных педагогов.

Содержит советы и рекомендации для занятий с ребятами дошкольного возраста.

  • 2. Мой метод: начальное обучение.

Изложены основные принципы методики, философия, психология и педагогика, лежащие в ее основе, методы работы с детьми 6 – 10 лет в изучении грамматики и других наук. Для педагогов, психологов, студентов университетов.

  • Дом ребенка. Метод научной педагогики.

Фундаментальный труд. Содержит обоснование всех аспектов системы Монтессори.

Рассказывается о пути создания системы Монтессори, объясняется, что дети — другие, чем мы их видим.

  • Впитывающий разум ребенка.

Книга о потенциале человека, об особых периодах восприимчивости детей от 0 – 6 лет — впитывающем разуме. Для педагогов и родителей.

  • Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет.

В книге доказывается право ребенка на активное познание окружающего мира и развитие его внутреннего потенциала. Описаны методы работы с классом и индивидуальные занятия.

  • Самовоспитание и самообучение в начальной школе.

Описывается развитие ребенка, его мышления, как организовать начальную школу. Для родителей, педагогов, преподавателей и студентов.

  • Учимся по методике Марии Монтессори. Чудеса преображения: На озере. Для детей 56 лет

Описываются 8 волшебных превращений рядом с ребенком, открывающие мир. Для детей.

Методика Монтессори и сегодня не теряет популярности.

Чтобы не наделать ошибок при ее применении, издан 2-х томник:

«Домашняя школа Монтессори». – М: Карапуз + Центр Монтессори, 2001.

Это книга для родителей с описанием сути метода и 6 книг для детей с историями, упражнениями, учебными карточками.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация