Воспитание подростков целительная история как способ решения проблем


Содержание

Воспитание подростков: целительная история как способ решения проблем

Подростки: проблемы и их решение

Подростки: проблемы и их решения (советы для родителей)

Современные подрост­ки заметно отличаются от тех, что были десять лет назад, не говоря уже о более ранних поколениях. Сегодня они носят банданы с че­репами, погружены в комедийные шоу, социальные сети и мобиль­ники. Уже несколько лет за окном — пустые дворы. А ведь совсем недавно в них кипела жизнь: игра­ли в футбол, казаки-разбойники, в дурака с раннего утра и до позднего вечера. Дружили, ссорились, мири­лись. Как же сейчас современные подростки проводят время и с каки­ми проблемами сталкиваются?

Сегодня многим взрослым подростки кажутся ужасными, невоспитанными.

Подростковый возраст — один из самых сложных этапов в жизни человека. Он таит в себе целый ряд проблем и огромные возможности для дальнейшего развития. В этот период происходит активное ста­новление личности. Представите­ли старшего поколения любят гово­рить: «Ну и молодежь пошла!». На самом деле не бывает хороших или плохих молодых людей. Современ­ные подростки просто другие.

А что их делает другими?

Прежде всего социокультур­ная среда, в которой они растут.

Сегодня социокультурная среда — в основном телевидение и Интернет.

Современные подростки бо­лее информированы, обо всем на­слышаны. У них широкий кругозор. Это связано с Интернетом, фор­мированием единого информаци­онного пространства. Однако эти знания не глубоки. Большинство подростков не проводит время за книгами. Они растут перед мелька­ющими картинками телевизора. И не готовы к углубленному постиже­нию предметов. У современной мо­лодежи клиповое мышление. Хотят сразу получить яркую картинку, ко­роткую информацию, не вдаваясь в подробности. Поверхностность мышления — одна из причин труд­ностей, с которыми сталкиваются школьники во время учебы.

А на то, как общаются под­ростки, тоже влияет привязан­ность к телевидению и Интер­нету?

Общение — основной вид де­ятельности в подростковом воз­расте. Раньше ребенок много вре­мени проводил во дворе, общаясь со сверстниками, играя. Современ­ные дети сидят у телевизоров и мо­ниторов. Мама, считая себя хоро­шей, думает: «Куплю игру, посажу у компьютера, пусть развивается». Сажая маленького ребенка за ком­пьютер, мама практически лишает его возможности приобретать на­выки эффективного общения. Он учится общаться только с машиной, растет погруженным в виртуаль­ную реальность. А в школе, в реаль­ной жизни, нужно уметь выстраи­вать отношения, договариваться со сверстниками и взрослыми.

Под­ростковый возраст — период само­утверждения, когда человеку важ­но приобрести уважение, авторитет в значимой для него среде, завязать дружеские и партнерские отноше­ния. Если ребенка с раннего возрас­та не научили выстраивать такие отношения, то в подростковом воз­расте у него будет больше проблем. Он может стать «готом» или «эмо», то есть выбрать суррогатный спо­соб общения.

А как реклама влияет на формирование жизненной по­зиции подростка?

Когда мы смотрим рекламу, то оцениваем ее с позиции взрослого человека.

А ребенок воспринима­ет ее как руководство к действию.

С раннего детства он слышит ре­кламные слоганы: «Не тормози — сникерсни» и «Пусть весь мир подождет». Цель рекламы — сфор­мировать потребительское отноше­ние к жизни: нужно удовлетворять потребности здесь и сейчас таким способом, как удобно мне, не заду­мываясь о других.

Родители долж­ны понимать: телевизор влияет на психику.

Так, в 13-14 лет у ребен­ка мало позывов для учебы. Ему хочется выстраивать межличност­ные отношения. И когда мама ему говорит: нужно заниматься урока­ми, впереди ЕГЭ, — для него все да­леко. Он уверен: нужно удовлет­ворять свои потребности здесь и сейчас,

это важнее. Поэтому необ­ходимо, чтобы родители обсуждали с детьми рекламные ролики, выра­батывали критическое отношение к ним .

Смотришь телевизор и по­ражаешься детской жестоко­сти.

Сегодня подросток знает героя компьютерной игры, у которого не­сколько жизней. Поэтому у него стирается представление о ценно­сти живого.

Отсюда возникает про­блема жестокости. Поступок маль­чика, который убил сестру (эту тему обсуждали в передаче «Пусть гово­рят»), ситуации в сериале «Школа», где себя активно проявляют девоч­ки — примеры потрясающей же­стокости.

Унижение слабых — как стремление к самоутверждению, лидерству — приобретает уродли­вые формы. Ребенок может просто не знать другого способа.

Перед подростками сегодня слишком много соблазнов. Мне­ние друзей для них важнее, чем взрослых. Как родителям защи­тить их и при этом не ограничи­вать общение со сверстниками? Что делать, если конфликты уже начались?

Действительно, подростки больше прислушиваются к свер­стникам. Но исследования показы­вают: уберечь их от асоциальных поступков могут не только пример кумира и страх, но и пример зна­чимого взрослого. Таким взрослым может быть кто-то из родственни­ков, или тренер, к примеру, сосед, если он хорошо влияет на ребенка. Поэтому важно установить довери­тельные отношения с подростком. Если вы понимаете: отношения да­леки от дружеских, возникают про­блемные ситуации, то необходимо обратиться к психологу. Он помо­жет разобраться в сути проблемы, попытается выстроить гармонич­ные отношения .

Так какие родителям вы­брать приоритеты в воспитании ребенка?

Сегодня в обществе нет четких нравственных ориентиров. Долгое время задачей учебных заведений было воспитание конкурентноспо­собной личности, которая может найти место в жизни.

Сейчас при­оритеты иные — воспитать высоко­нравственного человека, который умеет ценить общечеловеческие идеалы и семейные традиции.

Важно, чтобы роди­тели понимали: с раннего детства нужно уделять внимание не толь­ко интеллектуальному развитию. Нужно научить человека быть че­ловеком, давать ему возможность общаться, чтобы он пробовал себя в разных сферах, посещал кружки.

На что еще обратить внима­ние родителям, воспитывая под­ростка?

Важную роль в жизни челове­ка играет семья, в которой он рас­тет. Здесь он получает первый опыт общения.

Сегодня родителям при­ходится много работать, и часто да­же в благополучной семье ребенок оказывается обделенным внимани­ем.

Подростковый возраст — черно-белый период, период нонконфор­мизма, когда человек вырабатывает собственную шкалу ценностей как основу будущего развития.

Зада­ча родителей — способствовать вы­работке у подростка умения при­нимать правильное решение в ситуации нравственного выбо­ра.

Также подросток должен уметь ставить перед собой четкую цель и выстраивать пути ее достижения. Важно, чтобы он мог справляться с эмоциями, был стрессоустойчив.

Важно уделять внимание физиче­скому здоровью ребенка, следить за режимом, чтобы он не сидел це­лый день перед компьютером, а но­чью в Интернете.

Решая эти задачи, необходимо выстраивать такие от­ношения, когда ребенок точно зна­ет: он как личность интересен роди­телям, его мнение для них значимо.

Тогда в трудной ситуации подро­сток будет обращаться за помощью к ним, а не к алкоголю и наркоти­кам.

Будьте внимательны к своим детям, не прячьтесь от проблем. И не бойтесь обращаться за помощью к психологам

Половое воспитание подростков: методы, проблемы, книги

Ваш ребенок так долго оставался для вас самым маленьким и нежным созданием на всей земле. Но время идет неумолимо, и вот перед вами уже подросток, который заявляет свои права и желания, а кроме того, у него появляется множество неудобных вопросов. Менструальный цикл, первые и сексуальные фантазии, изменения тела и отношения с противоположным телом. Темы очень щекотливые, и большинство родителей предпочитает их избегать. Однако половое воспитание подростков – это крайне важный вопрос, а его игнорирование приводит зачастую к катастрофическим последствиям.

Первые изменения

Возраст, в котором они становятся особенно заметными, может быть различным. Для одних это 11 лет, для других — 14. В это время происходит активное развитие организма в целом. Существенно увеличивается масса тела и рост, возрастает работоспособность, активно развиваются все физиологические системы. Но активнее всего работают в это время железы внутренней секреции. Под их воздействием меняется даже поведение. Половое воспитание подростков нужно начинать как можно раньше, грамотно отвечая на все вопросы и не замалчивая интересующие его темы, чтобы не создать информационный вакуум.

Школа или родители

Это еще один важный вопрос. Сравнительно недавно половое воспитание подростков вообще не имело места. Информацию приходилось собирать самим детям по крупинкам, узнавая ее у старших товарищей. В результате она поступала в искаженном и не всегда полном виде. Сегодня общество наконец дошло до того, что крайне важно просвещать подростка не только в лоне семьи, но и проводить специальное обучение в рамках школьного воспитания.

Введение специальных предметов позволяет повысить уровень информационной осведомленности и дает возможность каждому подростку задать интересующие его вопросы. Таким образом, можно сказать, что половое воспитание подростков – это задача всего общества в целом. Именно поэтому сегодня создается столько информационных роликов, которые транслируются по телевидению. Они призваны в доступной и простой форме донести до вчерашнего ребенка самую важную информацию, которая ему так необходима.

На стыке физиологии и психологии

И мальчик, и девочка в свои неполные 14 лет становятся совсем другими, что часто является причиной тревог для заботливого родителя. Да и как не переживать, если ласковый и контактный ребенок вдруг начинает замыкаться в себе, отгораживаться, у него появляется собственная жизнь, о которой он ничего не хочет рассказывать. На самом деле он и сам не до конца понимает, что с ним происходит. Дело в том, что пубертатному периоду свойственен резкий гормональный всплеск. Именно благодаря этому происходит активное появление вторичных половых признаков, формирование конституционных особенностей тела, ломка голоса и все сопутствующие изменения с наружными и внутренними половыми органами.

Но это еще не все. Мальчик и девочка пока еще не знают, что именно происходит в их организме, поэтому все перемены могут пугать. Активность половых желез легко объясняет неустойчивость вегетативных функций и частые перепады настроения. Как видите, перемены в поведении вполне обоснованы. Повышенная активность половых желез в этот момент тоже играет свою роль. Гормонов выделяется столько, сколько не бывает даже у взрослого. При этом у подростка нет возможности для полноценной реализации этой энергии. Это выливается в грубость и упрямство. Не стоит обижаться, лучше всего научить ребенка адекватно реализовать на все в нужном русле. Помогут интересные занятия, спорт, активный отдых.

Задачи школы

Половое воспитание в школе у нас находится в зачаточном состоянии. Этому способствует тот момент, что большинство информации, которая связана с сексом, в нашем обществе является табуированной. Это пережиток советского прошлого, когда половое воспитание в школе сводилось к страничке в учебнике анатомии, где были нарисованы половые органы мужчины и женщины. Но и к этой информации не поступало никаких комментариев со стороны учителя.

Почему рекомендуется проводить работу именно в коллективе? Потому что есть возможность пригласить квалифицированных специалистов и экспертов, которые дадут информацию, которой каждый родитель в отдельности владеет не в полной форме. Либо если и владеет, то не умеет донести до подрастающего чада. Второй момент: эта информация сразу распространяется на весь класс, то есть у каждого из учеников формируется правильное представление о природе сексуальности. В результате им будет легче вести обсуждение за стенами класса.

Основные проблемы, которое решает половое воспитание в школе

  • В первую очередь нужно назвать заполнение информационного вакуума. Подростков всегда интересовали запретные темы. Однако искаженная или недостоверная информация чаще всего приносит больше вреда, чем пользы.
  • Профилактика проблем, которые несет в себе раннее начало половой жизни. Сегодня этот вопрос становится все более актуальным. Даже если сам факт раннего вступления во взрослую жизнь сохранится, крайне важно, чтобы соблюдалась безопасность для обоих партнеров.
  • Профилактика сексуального насилия. Половое воспитание девочек должно обязательно включать в себя информирование подростков о проблеме педофилии, чтобы сократить количество надругательств над ними со стороны взрослых мужчин.

Информационный блок

Не забывайте о том, что информация должна поступать своевременно и строго в необходимом объеме. В три года на вопрос «как я появился?» можно рассказать сказку про короля и королеву, которые очень любили друг друга и спали крепко обнявшись в одной постели. И однажды они поняли, что в животе у королевы кто-то появился. Он быстро рос, и скоро придворный врач сказал, что это девочка. Все очень обрадовались. А когда она выросла, то вышла на свет.

Обычно с поступлением в сад ребенок начинает понимать разницу между полами. И снова не стоит отмахиваться от подобных вопросов. Подтвердите, что половые органы устроены по-разному, у мальчиков похожи на краник, а у девочек — на щелочку. Пока этого будет достаточно.

Когда ребенок достигнет пятилетнего возраста, можно добавить немного информации о том, как он попал к маме в животик. Здесь уместно рассказать, что папа дал маме клеточку себя. Она соединилась с маминой клеточкой, и из нее развился ребенок. Если малыш увидел на улице собак или кошек в интимный момент, и у него вновь возникли вопросы, то можно придерживаться той же версии. Так животные передают друг другу свои клеточки, и скоро в животике у женской особи появятся малыши.

Возраст 8-9 лет считается оптимальным для первых разговоров о сексе. Это не говорит о том, что ребенка нужно посадить и выложить ему все, что вы знаете. Но, увидев рекламу прокладок, можно начать разговор с девочкой о том, что у нее скоро начнутся менструации и начнет расти грудь. Теперь она станет еще красивее и превратится в юную девушку. Мальчику муж может тактично рассказать о приближающихся поллюциях и ломке голоса. И снова нужно подчеркнуть, что это нормальное явление, и оно говорит о том, что у него с организмом все в порядке.

Примерно в 8-9 лет уже можно рассказать и о сексе. Объясните, что у половых органов есть серьезные названия – пенис и влагалище. Объятия и поцелуи очень приятны и для мужчины, и для женщины. От этого пенис увеличивается и его можно ввести во влагалище, как ключик. Из него выходят сперматозоиды, которые соединяются с женской яйцеклеткой и образуют новую жизнь. На эту основу в 13-14 лет можно будет наложить разговор о контрацепции и защите от венерических заболеваний. Главное – не сочинять сказок и небылиц, а разговаривать с ребенком серьезно и откровенно.

Что должны усвоить родители

Вопросы полового воспитания подростков кажутся нам такими щекотливыми в первую очередь потому, что с нами родители не вели подобных бесед. И до сих пор, хотя у нас у самих уже взрослые дети, заговорить про «это» кажется слишком неэтичным. Однако вы должны хорошо осознавать следующие моменты:

  • Личность и сексуальность неделимы. Это правило работает и в отношении полового воспитания, которое нельзя рассматривать в отдельности. Ребенка нужно просто правильно воспитывать, общаться с ним и отвечать на его вопросы.
  • Работа по половому воспитанию с подростками должна вестись задолго до того, как они достигли этого самого возраста. Все вопросы, которые задает ребенок, должны быть восприняты серьезно, а ответ на них построен максимально грамотно. Не нужно рассказывать трехлетнему малышу сказки про аиста. Достаточно сейчас сказать, что родители любят друг друга и поэтому в животике у мамы появился малыш. По мере его роста можно будет увеличивать количество информации.
  • На самом деле дать ребенку грамотное представление об интимной жизни не сложнее, чем научить любым другим вещам.

Основные правила для родителей

Все мы родом из советского детства, что накладывает свой отпечаток. Но на самом деле половое воспитание подростков родителями – это следствие правильно выработанных доверительных отношений. Дома его всегда выслушают, ему поверят и защитят. Если родители сумели на практике доказать, что они достойны этого доверия, то никаких проблем не возникнет и в будущем.

Второй момент – это личность самого родителя. Проблемы полового воспитания часто связаны с тем, что взрослому приходится встречаться со своими комплексами и проблемами, проводить над ними внутреннюю работу. И самое главное – это не передать их своему ребенку. Речь идет лишь об отношении к своему телу и процессу зачатия как таковому. Оно должно быть однозначно позитивным. В теле нет ничего плохого.

Каждая мама обязана знать:  Вывоз ребенка за границу

Ну и еще один момент: в процессе полового воспитания очень большую роль играет обстановка в семье. Нормальные, доверительные и теплые отношения мамы и папы способствуют естественному восприятию ребенком полоролевых различий между мужчинами и женщинами.

Педагогика полового воспитания

Конечно, далеко не все родители являются педагогами и психологами, поэтому этот аспект воспитания воспринимается с определенными сложностями. Более того, половое просвещение подрастающего поколения – это одна из самых слабых областей современной и, в частности, семейной педагогики. Не все родители, как и учителя, в полной мере понимают, что в него входит.

Гендерные проблемы полового воспитания подростков остро встают в неполных семьях, где родитель воспитывает ребят противоположного пола. Однако и семейная пара порой не может решить, кто будет разговаривать с дочерью или сыном на ту или иную тему. Однако главное здесь понять, что половое воспитание – это комплекс педагогических воздействий на воспитуемого. Рассматривается этот вопрос с двух сторон:

  • Это составная часть нравственного воспитания. Если у ребенка четко сформированы такие понятия, как девичья честь, нравственная чистота, мужское достоинство, уважение к женщине, дружба и любовь, то считайте, что свою миссию вы выполнили.
  • Второй аспект – это социально-гигиеническая проблема, которая связана со здоровьем и самочувствием. То есть определенный минимум знаний просто необходим.

Именно полноценное раскрытие этих двух аспектов и подразумевает под собой половое воспитание. Темы должны подниматься по мере формирования интереса ребенка. Нельзя отделить половое просвещение от развития нравственных качеств.

Основные задачи, которые едины для семьи и школы

Программа полового воспитания подростков должна быть единой, поскольку она служит одним и тем же целям. Сегодня в нашем обществе наблюдается тенденция к ведению беспорядочной половой жизни, растет количество разводов. Причем сказывается на демографической ситуации это далеко не лучшим образом. Появившиеся и укрепившиеся понятия гражданский и гостевой брак вносят свою сумятицу в общую картину мира, которую и впитывают дети. Нет ничего лучше для формирования правильной модели мира и полоролевых отношений, чем модель крепкой и дружной семьи.

Исходя из этого, давайте сформулируем основные задачи, которые преследует половое воспитание подростков, и роль школы в этом вопросе:

  • Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни и желания иметь настоящую, дружную семью.
  • Помощь в осознании своих потребностей и адекватных способов их удовлетворения.
  • Обеспечение ребят грамотной информацией, которая даст возможность понять, что с ними происходит и адаптироваться к изменениям.
  • Воспитание чувства уважения к другим людям, представителям мужского и женского пола.

Школа – это социальный институт, где мальчики и девочки учатся не только читать и писать, но и строить первые отношения с представителями противоположного пола. Поэтому педагоги не менее чем родители должны быть вовлечены в процесс. У них задачи даже глобальней, поскольку коррекция полового воспитания подростков, запущенного в семье, ложится на плечи именно школьного учителя или социального работника.

Основные направления полового воспитания

Мы уже рассмотрели основные задачи, в соответствии с которыми нужно строить работу как педагогам, так и родителям. Половое воспитание девочек в классическом понимании будет направлено на формирование понимания себя, как хранительницы семейного очага, традиций, продолжательницы рода. Мальчики учатся уважению к женщине, нежному и бережному отношению к ней, защите. Таким образом, можно сформулировать несколько направлений полового воспитания:

  • Полоролевое воспитание. Оно помогает формировать психологическую мужественность и женственность. Кроме того, именно в школе ребята учатся устанавливать эффективные коммуникации между собой, как представителями мужского и женского пола.
  • Сексуальное воспитание. Оно направлено в первую очередь на оптимальное формирование сексуально-эротических ориентаций.
  • Подготовка к ответственному супружеству. В первую очередь здесь должны быть выработаны установки взаимно ответственного партнерства.
  • Подготовка к ответственному родительству.
  • Красной нитью здесь должна проходить идея здорового образа жизни. Она усваивается через разъяснение зависимости сексуальности, супружества и родительства от таких вредных привычек, как алкоголизм и наркомания, от измен и сопутствующих им венерических заболеваний.

Методы полового воспитания подростков

Мы уже хорошо поняли, какие задачи стоят перед нами, чтобы будущее поколение нормально вышло во взрослую жизнь. При этом хочется заметить, что не так много требуется от родителей и педагогов, чтобы осуществить эти задачи. Основным инструментом является общение. В первую очередь нужно установить контакт с ребенком и заручится его доверием, а затем уже осуществлять процесс воспитания. Однако общение бывает разное. Сегодня мы выделим два основных, которые могут быть использованы:

  • Методы ориентирующего общения – это неспешные беседы и разъяснения в процессе общения. Самым эффективным способом такого общения является вариант вопрос-ответ. Обсуждение различных ситуаций и лекций – это еще одна форма осуществления воспитательных мероприятий.
  • Методы воспитывающего общения – это еще один большой раздел, который говорит о том, что человек в процессе воспитания не просто усваивает некоторые нормы и правила, но еще и испытывает некоторые чувства, которые и формируют психические новообразования. Половое воспитание нельзя сводить только к усвоению определенных норм. Среди методов воспитания можно выделить прием положительных образцов полоролевого поведения, а также приемы одобрения и неодобрения. Однако действуют они лишь потому, что вызывают определенные эмоции. Поэтому правильный выбор средств воздействия и индивидуальный подход так важны.

Лучшие помощники

Большинство родителей сталкиваются с тем, что у них не хватает правильных слов и объяснений, особенно когда речь заходит про половое воспитание. Книга – это лучшее подспорье. Выбирайте хорошую энциклопедию и подарите ее подростку, когда ему исполнится 10-12 лет. Его интерес к запретным темам будет только расти, и когда он подойдет с вопросом о том, кто такой гей или трансвестит, всегда можно сослаться на книгу. Например: «В энциклопедии этот вопрос освящен лучше, давай посмотрим вместе».

Половое воспитание ребенка – это совместное путешествие в мир взрослых людей. Вы с самых первых дней его жизни учите малыша столь многим вещам, что для вас это является делом привычным. Все сложности, возникающие с половым воспитанием, связаны лишь с нашими собственными страхами и комплексами и стыдом. Не делайте акцент на этом, чтобы не передавать их ребенку. Отвечайте спокойно и точно. А чтобы ребенок не застал вас врасплох, заранее продумывайте возможные ответы на вопрос.

Не ждите, пока ребенок сам начнет задавать вопросы. В соответствии с возрастом, можно и самому начинать сложные разговоры в виде информационных сказок или неспешных бесед в самый подходящий для этого момент. А самое главное — это сформированное доверие между вами и ребенком.

Какие книги можно рекомендовать

На полках магазинов много литературы, но далеко не вся подходит для грамотного просвещения подростка. Причем есть книги, которые лучше всего читать родителям, чтобы уметь грамотно рассказать ребенку обо всем, что его интересует. Среди них можно отметить:

  • «От пеленок до первых свиданий» Д. Хаффнер.
  • «Откуда я взялся. Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет» В. Дюмон.
  • «Энциклопедия сексуальной жизни для детей 7-9 лет. Физиология и психология». К. Верду.

Если вы хотите дополнительно дать возможность подростку самостоятельно почитать и найти ответы на вопросы, то рекомендуется купить ему книгу «Мое тело меняется. Все, что хотят знать подростки и о чем стесняются говорить родители» издательства Clever. Подарив эту книгу, не забудьте сказать своему ребенку о том, что вы открыты к диалогу, и все, что он прочтет здесь, вы можете обсудить дополнительно.

Проблемы воспитания современных детей. Статистика и факты

Динамичный темп современной жизни диктует свои условия: технологии стремительно развиваются и меняются, многовековые традиции остаются в прошлом, гаджеты меняют психику человека и существенно влияют на его жизненный уклад. Поэтому нет ничего странного или удивительного в том, что современные дети значительно отличаются от тех детей, которые росли 15 – 25 лет назад.

Правильное воспитание подрастающего поколения в семье – важный и большой вопрос, ответ на который напрямую зависит от реалий сегодняшнего дня. С какими же проблемами сталкиваются современные родители в процессе воспитания сыновей и дочерей? Можно ли быстро, эффективно и безболезненно решить эти проблемы?

Почему в процессе воспитания детей у родителей возникают проблемы?

Очень часто на детских площадках можно услышать от приличных, спокойных, уравновешенных с виду мам и пап такие фразы, которые они адресуют своим детям:

• «Не думай никуда убегать, иначе позову дядю полицейского и он заберет тебя в тюрьму!»;

• «Если мы сейчас же пойдем домой, то я угощу тебя вкусной конфеткой»;

• «Не смей лезть в эту лужу, иначе мы сейчас же уйдем отсюда и быстро пойдем домой!»;

• «Не прыгай (не бегай), иначе упадешь и все кости себе сломаешь»;

• «А ну быстро извинись, а то я с тобой больше никогда разговаривать не буду!»;

• «Надень эту теплую куртку, иначе ты заболеешь и попадешь в больницу. Будешь в палате один лежать, я к тебе приходить не буду»;

• «Если ты дома быстренько съешь суп, то я дам тебе твое любимое печенье!»;

• «Не смей так громко орать, иначе сейчас же здесь появится злая ведьма и съест тебя»;

• «Если ты не будешь кушать творог и сыр, то у тебя совсем скоро все зубы выпадут»;

• «Будешь много бегать и прыгать – сломаешь себе нос и свернешь шею!»;

• «Если ты не будешь нормально кушать, то завтра заболеешь, а послезавтра умрешь»;

• «Будешь со мной спорить – накажу!».

Эти страшные фразы, изобилующие ужасающими подробностями и яркими эмоциями, вызывают у подрастающего поколения только негативные чувства. Сначала дети удивляются, когда им говорят такие вещи самые родные люди, от которых они физически и эмоционально зависят. Страх, паника, отчужденность, враждебность – вот какие чувства испытывают сыновья и дочки, когда родители пытаются их воспитывать с помощью вышеперечисленных фраз.

В нашем обществе принято думать, что ребенок – это живая кукла, с которой можно обращаться без должного уважения и понимания. Сказали бы вы своему деловому партнеру, от которого зависит ваше финансовое положение, что у него выпадут зубы, если он не будет правильно питаться? Тогда почему же родители позволяют себе общаться таким образом со своими детьми?

Большинство проблем воспитания современных детей появляется из-за того, что родители не считают своих отпрысков разумными существами, к которым необходимо относиться как к равноправным членам семьи. Родители всегда думают, что они намного лучше знают, что именно необходимо их ребенку для счастья. А считаться с желаниями самого отпрыска и прислушиваться к его мнению многие мамы и папы не удосуживаются.

На возникновения проблем воспитания детей влияют следующие факторы:

  • малоподвижный образ жизни;
  • неправильный режим питания;
  • постоянное давление школы;
  • негигиеничный режим дня;
  • бредовые и глупые телевизионные передачи;
  • гаджеты.

Все это приводит к тому, что родители не воспитывают здорового, самодостаточного, верящего в свои силы полноправного члена общества, а манипулируют ребенком, обтесывают его и подчиняют своей воле, формируют удобные для себя модели поведения, которые представителю подрастающего поколения могут совсем не нравиться и не подходить.

Немного статистики и фактов

Статистические данные психических расстройств несовершеннолетних за последние 15 – 17 лет заставляют ужаснуться и задуматься о последствиях неправильного воспитания:

  • У каждого 5‑го ребенка наблюдаются психические расстройства;
  • уровень распространенности СДВ (синдрома дефицита внимания) повысился на 43%;
  • уровень распространенности депрессии у подростков повысился на 37%;
  • частота суицидов среди детей от десяти до четырнадцати лет выросла на 200%.

Некоторые родители, которые не хотят брать ответственность за свои действия и поступки по отношению к собственным детям, посмотрев на эти ужасающие цифры, будут утверждать, что во всем виновата экология, школа, государство. Но дети практически никогда не рождаются с такими проблемами и не зарабатывают психические проблемы в школе.

Как бы ни хотелось родителям верить в то, что они правильно воспитывают своего ребенка, в большинстве случаев именно папа и мама виноваты в том, что их малыш превратился в несносного и неуправляемого тирана.

Основные проблемы воспитания современных детей

Человек устроен так, что в детстве ему просто необходимо правильное родительское воспитание. И обмануть заложенные самой природой потребности не получится.

Воспитать здоровое и полноценное подрастающее поколение можно только в здоровых условиях.

Большинство современных детей страдают от:

  • отвлеченных, вечно занятых, эмоционально недоступных родителей;
  • родителей, которые балуют своего ребенка и все ему позволяют;
  • вседозволенности и ощущения, что все вокруг им что-то должны;
  • бессонницы и несбалансированного питания;
  • малоподвижного образа жизни;
  • мгновенного удовлетворения любой потребности;
  • бесконечной и непродуктивной стимуляции;
  • гаджетов и технологических забав.

Если лишить ребенка нормального детства, то он вырастет глубоко несчастным человеком, который не знает, что такое эмоциональное благополучие.

Чтобы избежать возникновения проблем в процессе воспитания отпрысков, родителям необходимо запомнить, что основами здорового детства являются:

  • эмоционально доступные папа и мама;
  • четко установленные границы;
  • мудрые наставления;
  • подходящие по возрасту обязанности;
  • нормальный сон;
  • сбалансированное питание;
  • свежий воздух;
  • физические упражнения и активный образ жизни;
  • общение со сверстниками;
  • творческие игры;
  • свободное и интересное времяпрепровождение.

Если родители будут воспитывать ребенка, учитывая все вышеуказанные аспекты, то никаких проблем в будущем у малыша возникнуть не должно!

Что нужно делать родителям?

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос здоровым и счастливым. Чтобы мечта превратилась в реальность, следует посмотреть правде в глаза и вернуться к основам правильного воспитания детей.

Если хотите избежать возникновения проблем воспитания современных детей, то вам нужно следовать рекомендациям высококвалифицированных детских психологов, психиатров, терапевтов и других специалистов. Вот основных рекомендации:

✔ Вы – родитель, а не товарищ! Быть папой или мамой – это огромная ответственность, от которой никак нельзя отказаться. Когда-то вы решили создать новую жизнь, и это прекрасное решение! Но чтобы воспитать здорового и полноценного члена общества, вам следует помнить о том, что именно вы устанавливаете ограничения. Не забывайте и о том, что ограничения должны быть мудрыми и логичными.

Давайте детям то, что им реально нужно. Иногда очень сложно провести грань между тем, чего ребенку хочется в данный момент и тем, что ему нужно на самом деле. Но не стоит бояться отказать ребенку, если он просит какую-то очередную безделушку, о которой забудет через пару дней. Сначала вам следует удовлетворить потребности отпрыска, а потом можно подумать и решить, есть ли смысл в том, чтобы удовлетворять все его капризы и обычные желания.

Тщательно следите за питанием ребенка. Чем меньше представитель подрастающего поколения будет есть вредную еду и снеки, тем лучше. Питание должно быть сбалансированным и здоровым!

Почаще гуляйте на свежем воздухе. Хоть раз в день проводите с ребенком время на свежем воздухе в течение 60 – 90 минут. Малыш должен активно двигаться, а не вести малоподвижный образ жизни и постоянно смотреть в монитор компьютера, планшета, телефона.

Семейный ужин без гаджетов! Если во время ужина мама и папа едят и сидят в интернете, то ребенок будет думать, что это нормальное положение вещей. Пусть ужин без гаджетов и прочей электроники станет вашей семейной традицией! Наслаждайтесь обществом друг друга, рассказывайте, как прошел ваш день, задавайте вопросы своему чаду и интересуйтесь его делами. А в интернете можно и потом посидеть, он никуда не денется.

Не забывайте о настольных играх. Ни одна компьютерная или видеоигра не заменит старых добрых настольных игр, на которых выросло не одно поколение детей. Купите ту настолку, которая вызывает неподдельный интерес у ребенка, и почаще используйте её по назначению.

У ребенка должны быть домашние обязанности. Если вы будете жалеть свое чадо и ограждать его от решения бытовых вопросов, то в будущем вы станете родителем незрелого, инфантильного и несамостоятельного взрослого человека, который без посторонней помощи не сможет завязать себе шнурки на ботинках. Малыш должен уметь раскладывать свои игрушки, разбирать сумки, мыть посуду, убирать одежду в шкаф и т.д. Чем старше становится ребенок, тем больше обязанностей у него должно появляться.

Здоровый и полноценный сон. Представитель подрастающего поколения обязан четко знать, когда ему нужно идти в кровать. Следите за тем, чтобы отпрыск не нарушал установленный режим. И не позволяйте брать ему с собой в кровать любимый гаджет.

Независимость и ответственность! Чем раньше ребенок научиться брать на себя ответственность за свои действия и поступки, тем раньше он узнает, что такое настоящая независимость! Не запрещайте малышу пробовать что-то новое и экспериментировать. Не бойтесь, что у него что-то может не получиться с первого раза. От мелких неудач никто не застрахован. Иначе ребенок не научится правильно преодолевать жизненные препятствия.

Каждая мама обязана знать:  Настольные игры как инструмент развития ребенка

Самостоятельность! Пусть ребенок сам носит свой портфель в школу, следит за тем, взял ли он обед и сложил ли тетради в сумку и т.д. Не делайте всю работу за малыша, иначе он так и не узнает, что такое самостоятельность. Ваша задача – научить сына или дочку терпеливо выполнять всю рутинную работу. Ребенок должен понимать, что жизнь – это не сплошные развлечения и игры.

Чередуйте развлечения и рутину. Когда ребенок сделает все свои рутинные дела, он сможет проводить свободное время так, как ему этого хочется. Это правило должно стать аксиомой для вашего отпрыска.

Гаджет – не лекарство от скуки. Если малыш требует от вас внимания, найдите несколько свободных минут и удовлетворите его потребность в общении. Не стоит давать представителю подрастающего поколения планшет, телефон или другой гаджет лишь для того, чтобы он отстал от вас и не мешал вам заниматься своими делами. Использование гаджетов во время еды, поездок, в магазине, кафе, парке развлечений – это очень плохо. Ребенок должен научиться развлекаться без использования электронной техники.

✔ Родители должны быть эмоционально доступными для своего ребенка. Если малыш задает вам какой-то вопрос – старайтесь как можно честнее на него ответить. Не забывайте учить отпрысков социальным навыкам.

Сдержанность! Ваш малыш должен уметь контролировать свои эмоции, справляться с раздражением, гневом, злобой, другими негативными чувствами.

Вежливость! Чтобы вырасти полноценным членом общества, ребенок обязан уметь взаимодействовать с окружающими его людьми, сочувствовать, делиться с другими, уступать, знать основы этикета.

Следуйте этим простым правилам и ваш ребенок вырастет здоровым, самодостаточным, мудрым и толерантным человеком без психических проблем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Проблемы воспитания и развития детей — пути их решения

Проблемы воспитания и развития детей — пути их решения

Из этой статьи вы узнаете:

  • Каковы проблемы воспитания и развития характерны для детей разного возраста
  • С какими проблемами воспитания и развития детей дошкольного возраста сталкиваются современные родители
  • Какие факторы современного мира создают проблемы физического воспитания и развития детей
  • Что может помочь решить проблемы воспитания и развития детей
  • Какие способы наиболее эффективны в решении проблем воспитания и развития детей
  • Как эмоции влияют на проблемы воспитания и развития детей

Какие проблемы воспитания и развития возникают с детьми разного возраста

Современные родители сталкиваются со многими проблемами воспитания детей. В каждой возрастной группе есть свои сложности и особенности воспитания.

  1. Младенец.
    Это период от рождения до 6 лет. У детей, в этом возрасте, ещё окончательно не сформировался характер. Конечно, каждый ребёнок получил от родителей индивидуальные особенности характера, однако пока они ещё полностью не раскрыты, дети подчинены своим инстинктам. Поступки, которые они совершает из любопытства, взрослые считают шалостью. И ребёнок искренне возмущается, когда ему запрещают это делать. Поведение внутри этой возрастной группы не отличается разнообразием. Главное для детей – свобода. Отсюда истерики и пререкания с родителями, которые ограничивают их в действиях, пытаясь привить нужные навыки.Родители пытаются командовать, а «свободолюбивый» маленький человек сопротивляется: кричит, плачет, и делает всё то, что ему запрещают. Полноценное развитие и правильное воспитание детей в этот период их жизни зависит от поведения родителей. Им нужно набраться терпения, проявлять тактичность и гибкость, быть лояльными. Они должны проявлять уважение к ребёнку, относиться к нему как к полноценной личности, считаться с его мнением. Очень эффективна стратегия родителей, позволяющих ребёнку самостоятельно принимать какие-то решения, давать право выбора, спрашивать советов и т. д. И не надо забывать о похвале и поощрениях – это сильные стимулы, позволяющие безболезненно решать многие проблемы развития и воспитания детей.
  2. Младшие классы.
    Начало этого периода развития ребёнка характеризуется возникновением стрессовых ситуаций и различных осложнений. Связано это с выходом ребёнка в общество, где происходит поиск своего места в социуме. Дети сталкиваются с большим количеством людей, учатся общаться с ними, заводить новые знакомства, адаптироваться в обществе. У них своя роль, и они учатся её играть. Это сложно даже для взрослого, а уж для ребёнка – настоящее испытание. Детям приходится самим решать какие-то проблемы, самостоятельно принимать решения, их одолевают страхи и сомнения. Вот вам и причины капризов и недовольства детей этого возраста.Есть некоторые нюансы в развитии и воспитании детей этой возрастной категории – проявление доверия к детям со стороны взрослых (родителей, педагогов, родственников), лояльность, демонстрация понимания их проблем. Осознание того, что тебя понимают, защищают, любят и доверяют, успокаивает ребёнка, даёт уверенность в себе, прогоняет страхи. Как следствие, становится меньше конфликтов, дети спокойно (без страха) воспринимают всё новое, капризы сходят на нет.
  3. Подростковый период.
    Проблемы развития и воспитания детей-подростков вытекают из главной отличительной особенности поведения детей этой группы – отчаянное стремление к свободе и бескомпромиссность.Здесь есть характер, который они готовы продемонстрировать при первом же удобном случае. У них сформировались определённые взгляды на жизнь, которые изменить не так-то просто. На них влияют друзья, что может добавить проблем родителям, если такое влияние оказывается негативным. Подросток яростно будет отстаивать свою позицию, и мысли, не допуская о том, что возможно он ошибается.Недаром воспитание подростков специалисты считают самым сложным этапом в общем процессе развития и воспитания детей. Родителям надо проявлять деликатность. Не «ломать» характер ребёнка, не разрушать его убеждения, не навязывать свою точку зрения, если ребёнок не готов её принять. Каждый совет, любое ваше мнение должны нести рекомендательный характер, высказываться в мягкой и деликатной форме. Очень важно следить за своими словами – не задевайте самолюбие подростка!Ещё один существенный момент – нужно суметь показать подростку, даже после серьёзного конфликта, что вы не перестали его любить, продолжаете ему доверять и уважаете как личность. В этом кроется успех решения проблем развития и воспитания детей подросткового периода.
  4. Взрослая жизнь.
    Главная мысль в голове ребёнка, достигшего совершеннолетия – я уже взрослый, мне не нужен надзор родителей! Пожалуй, это единственный период в жизни человека, когда так сильно хочется уйти подальше от родителей. Ни до, ни после этого короткого промежутка времени, человек так отчаянно не стремится стряхнуть с себя опеку самых близких себе людей.Самыми заветными желаниями совершеннолетних детей становится самостоятельное принятие решений и испытание всего запретного. Начинается период бесконечных вечеринок, табака и алкоголя. Некоторые решаются попробовать и более сильные препараты.Бывает и так, что ребёнок сильно привязан к родителям, и не особо стремится выйти из-под их контроля. Родители, естественно, счастливы. И вроде бы всё хорошо, но есть оборотная сторона – такие дети будут испытывать трудности и дискомфорт во взрослой жизни, т.к. не научились принимать решения, не учились на своих и чужих ошибках. Они менее приспособлены к жизни.Родители свободолюбивых детей очень боятся этого периода, они приходят в ужас, видя поведение любимого чада. Многие сопротивляются «волне беспредела», устраивают «головомойки» детям. Некоторые доводят до полного разрыва отношений. Специалисты советуют родителям не доводить до «холодка» в отношениях, и, тем более, не разрывать их полностью. Нужно давать свободу детям, но не терять контроль над их действиями. А это возможно, если вы готовы идти на компромиссы, и сумеете завоевать доверие вашего ребёнка. Тогда он станет с вами делиться своими секретами и переживаниями, а у вас будет возможность ненавязчиво корректировать его поведение. И будьте готовы оказать посильную помощь, во взрослой жизни она всегда бывает нужна.

Актуальные проблемы развития и воспитания ребенка дошкольного возраста

Психологи отмечают ряд проблем развития и воспитания детей дошкольного периода, с которыми наиболее часто сталкиваются родители. Их классифицировали по критериям. Список выглядит так:

  • Особенности интеллектуального развития: рассеянное внимание, сложности восприятия нового материала, слабое развитие памяти.
  • Поведенческие отклонения: грубость, необъяснимая агрессивность, неуправляемость.
  • Эмоции: повышенная возбудимость, неустойчивое настроение, раздражительность, чувство тревоги.
  • Общение, социальная адаптация: легко обижается, стеснительность, гипертрофированные лидерские качества.
  • Нервные расстройства: тик, бессонница или тревожный сон, рефлекторные повторяющиеся движения, низкая выносливость.

Часто наблюдают не одно отклонение, а целый комплекс.

С чем приходится бороться специалистам:

  • Чувство тревоги. Эта особенность психики развивается у детей, которым родители предъявляют очень завышенные требования. При том, отношения с родителями настолько разлажены, что дети не могут даже попросить послабления. В результате падает самооценка, развивается тревожность.
  • Депрессивность. Эту особенность трудно выявить у детей. Родителей должны насторожить некоторые признаки: практически постоянная тоска, пассивность, плохая моторика, необъяснимый страх, беспричинные слёзы
  • Агрессия. Это ответная реакция детской психики, на проявления грубости и агрессии по отношению к нему, со стороны родителей. Спутниками агрессии у ребёнка становятся эгоизм, жестокость, патологическая подозрительность. Если не устранять проблему или, ещё хуже, с большей грубостью пресекать приступы агрессии, то она усугубляется. Эффективным способом борьбы с агрессивностью ребёнка, а также её профилактики, является проявление мягкости, повышенного внимания, теплой заботы.
  • Неправильная самооценка. Здесь сразу два отклонения: низкая и высокая самооценка. Оба состояния влияют (каждый по своему) на неадекватное поведение детей. Первые – сверхпослушные, стараются подстроиться под желания других. Вторая категория детей – чересчур уверены в успехе, напрочь отвергают чужие советы, не принимают помощь со стороны.

Искаженная самооценка неминуемо приводит к неправильному формированию личности маленького человека. Задача педагогов и специалистов помочь дошкольнику правильно себя понять, скорректировать его самооценку, адекватно оценить свои возможности.

Нормальное развитие детей подразумевает создание благоприятных условий для получения навыков общения – формирования речи, получения образования, освоение правил поведения в социуме.

Иногда случается так, что, под воздействием ряда факторов, сверстники не принимают ребёнка в их социальную группу, он оказывается в психологической изоляции. И это большая проблема воспитания и развития детей, на которую должны обратить внимание взрослые.

Какие же причины приводят к подобным последствиям?

  • Эгоизм. Он проявляет его по отношению к сверстникам, а те, в ответ, устраивают бойкот. Эгоизм развивается у детей, которые ощущают равнодушное к себе отношение.
  • Обидчивость. Ребёнок часто плачет, всё время выясняет с кем-то отношения, ябедничает. Такое поведение долго терпеть невозможно, и дети начинают игнорировать скандального приятеля.
  • Пассивность. Такие дети не имеют собственного мнения, не могут ничего предложить интересного. Постепенно окружающие теряют к ним интерес. Они остаются одни, с ними никто не общается.
  • Стеснительность. Из-за подобного отклонения, ребёнок не может завести себе друзей и заинтересовать их так, чтобы те не сбежали. Такие дети тоже оказываются в изоляции.

Проблемы современного воспитания и развития детей, с которыми сталкиваются все родители:

  • Позволяя детям делать всё, что только пожелают, родители столкнуться с проблемой непокорности и неуправляемости своих детей. Эти дети становятся напористыми и общительными, что, в принципе, не так уж и плохо. Но родителям грозит нервный срыв, и не один.
  • Недостаток внимания со стороны родителей, приводит к враждебному отношению к окружающим. Происходит трансформация накопленной обиды и чувства обделённости.
  • Иногда родители бывают чересчур строгими, стремясь воспитать идеальное создание. За малейшие провинности строго наказывают. Да, такие дети очень послушные, но совсем лишены способности самостоятельно принимать решение.
  • Чувство обделённости может развиться в детях, если в семье есть финансовые затруднения.
  • Подверженность родителей стрессам, влияет на стрессоустойчивость их детей. У них появляются разные страхи, так как нет уверенности в поддержке родителей.

Рекомендуемые статьи по данной теме:

16 факторов, создающих проблемы физического воспитания и развития детей

Вспомните своё детство. Не было ни планшетов, ни интернета. Большую часть свободного времени вы проводили на улице, играя со сверстниками. Футбол, прятки, сюжетно – ролевые игры. Это способствовало не только полноценному физическому и духовному развитию, но и, что гораздо важнее, социальной адаптации детей.

Сейчас дети сильно ограничены в общении со сверстниками. Многочасовое сидение в интернете, виртуальные игры в гаджетах заменили им прогулки на свежем воздухе и коллективные игры во дворе. Конечно, можно обвинять родителей, но виноваты они лишь отчасти. За редким исключением, войну с гаджетами они проиграли. Агрессивное вторжение в нашу жизнь интернета, смартфонов и планшетов – это лавина, перед которой люди оказались бессильны. Наверное, никому не надо объяснять, какой вред наносят здоровью, какие проблемы развитию и воспитанию детей они создают.

Игры развивают детей – речь, познание окружающего мира, выработка нравственных и волевых качеств характера, умение принимать решения и управлять ходом событий. Именно в игре происходит формирование личности детей. Игры для детей являются, своего рода, генеральной репетицией, перед вступлением в пугающий реальный мир.

Важное место, в развитии и воспитании детей, имеет физическое воспитание. Без хорошей физической формы, нет гармоничной личности.

Медики бьют тревогу. Число абсолютно здоровых детей снижается с каждым годом, а в последнее десятилетие темпы увеличиваются в геометрической прогрессии. На сегодняшний день – это всего 15% от общего количества детей. Число детей с хроническими заболеваниями увеличилось до 17,3%. 9 из 10 дошкольников страдают плоскостопием и нарушением осанки. У 70% детей пятилетнего возраста наблюдается нарушение развития речи. Дети страдают гиподинамией (недостаток движения) и иммунодефицитом. Очень много тревожных, депрессивных, психически неустойчивых детей.

На основе фундаментальных исследований, специалисты выделили 15 основных проблем развития детей:

  1. Спад когнитивного развития детей младшего возраста.
  2. Активность снижается, зато растет эмоциональный дискомфорт.
  3. Нет внутренней собранности, плана. Крайне низкая любознательность, не развито воображение.
  4. Плохо развитая мелкая моторика, графические навыки. Это говорит о слабом развитии соответствующих участков головного мозга.
  5. Социальная дезориентация, снижение самостоятельности.
  6. Сильная привязанность к электронным приборам, зависимость от экрана монитора. Специалисты считают эту проблему самой опасной, подрывающей эмоциональное, физическое и психологическое здоровье детей.
  7. Усиление ощущения одиночества, растерянность, пошатнувшаяся вера в себя. Всё это прогрессирует на фоне ограниченного общения со сверстниками.
  8. Рост количества детей с различными эмоциональными отклонениями.
  9. Плохая память, рассеянное внимание, плохой анализ информации.
  10. Астенизация тела, недостаток мускульной силы
  11. Рост психических отклонений.
  12. Увеличение количества детей, с ограниченными возможностями
  13. Рост числа одаренных детей.
  14. Обострение межличностных конфликтов у подростков, принимающие уродливые формы.
  15. Изменение приоритетов – ценности поменялись местами. Нравственность, культурные и общественные ценности переместились на последние позиции в списке приоритетов нынешних подростков. И это страшно!

Распространенные подходы в решении проблемы воспитания и развития детей

В семьях, где жизнь ребёнка находится под полным контролем и жестким прессингом родителей, вырастают слабовольные, безынициативные, замкнутые дети. У них возникают проблемы в общении со сверстниками, недостаточная самооценка, отсутствие навыков планирования своей жизни. Такие дети редко раскрывают весь свой потенциал, и тяжело добиваются поставленных целей. Домашний диктат – самая губительная форма воспитания, разрушающая личность ребёнка.

Дети в такой системе воспитания окутаны постоянной заботой и вниманием. Их защищают даже от несуществующих опасностей. Дети перестают даже пытаться преодолевать трудности. Они не в состоянии адекватно оценивать ситуации, притупляются природные инстинкты – самосохранение и интуиция. В итоге их таких детей вырастают инфантильные, трусливые, абсолютно несамостоятельные и нерешительные люди.

Такой подход к воспитанию не лишён рационального зерна. Дети привыкают сами ставить задачи, находить пути их решения, и вынуждены самостоятельно бороться с последствиями. Как результат – развиваются очень важные качества: самостоятельность, инициативность, ответственность.

Однако есть негативные аспекты такой методики – чувство отчуждённости, которое мешает строить правильные взаимоотношения со сверстниками и даже с собственными родителями. Очень часто, повзрослев, они отдаляются от близких.

В основе такого принципа воспитания лежит всеобщая мобилизация всех членов семьи, на решение задач. Здесь царство взаимовыручки и поддержки во всех направлениях. Специалисты считают этот метод развития и воспитания детей наиболее эффективным, позволяющим обходить стороной добрую половину потенциальных проблем взрослеющей личности.

Как правильно решать проблемы воспитания и развития детей

Поэтому перед родителями встаёт задача поиска хорошего педагога, с современным подходом к воспитательному процессу, который правильно и в нужной форме донесёт информацию до сознания детей. Здесь важно учитывать и личные качества педагогов и воспитателей. Невозможно научить ребёнка вежливости и справедливости, щедрости и доброте, если у самого отсутствуют эти качества. Дети, попусту, не поверят такому учителю – они тонко чувствуют фальшь.

Есть несколько общих советов тем, кто старается вырастить успешных и счастливых детей. Основаны они на научных исследованиях и многолетних наблюдениях специалистов.

  1. Нужно понимать детей, знать и учитывать их особенности. Выбирать способы воспитания, исходя из индивидуальных качеств ребёнка. Например, эмоциональные или замкнутые дети нуждаются в большем внимании и усиленной опеке. Когда как, вполне социально адаптированному ребёнку тот же объём внимания и заботы может навредить, заставит его нервничать.
  2. С детьми надо играть и шутить. Им тогда проще общаться со сверстниками, у них развиваются творческие способности.
  3. Не нужно пытаться делать из ребёнка «идеальное совершенство». Слишком высокая планка требований нанесет непоправимый ущерб неокрепшему самосознанию. На фоне постоянных стрессов и неудач, дети теряют веру в себя. Понизьте градус давления, и наблюдайте, какое счастье и спокойствие испытает ваше чадо.
  4. Уберите, или хотя бы сократите, объём негатива в доме. Грубость, агрессия, крики и ссоры приводят к большим социальным проблемам в будущем. Дети копируют поведение взрослых, начинают проявлять агрессию. И общество ему отвечает той же монетой. Примером должны служить тёплые взаимоотношения родителей, чтобы повзрослевшие дети могли создавать здоровую семейную атмосферу в своих семьях.
  5. Блокируйте влияние родительского долга на ваши взаимоотношения с супругом. Дети испытывают большой стресс, вплоть до нарушения сна и потери аппетита, когда осознают, что стали причиной ваших ссор. В дальнейшем, это может привести к психическим расстройствам.
Каждая мама обязана знать:  Про то, чем отличается воспитание девочек и мальчиков

Дети воспринимают ваши поступки, а не слова. Ваше постоянное физическое, эмоциональное и интеллектуальное присутствие в их жизни – залог их эффективного воспитания и счастливого будущего.

5 эффективных способов решения проблем воспитания и развития детей

  • Уважайте личность ребёнка

Постарайтесь понять внутренний мир ребёнка – его характер, склонности, желания. Не забывайте о его правах. Дайте свободу, возможность самому решать задачи, дайте право выбора и уважайте его выбор. Только так можно повысить самооценку и воспитать самостоятельную личность.

Вместо криков и наказаний, проведите с ним беседу. Причём не в виде лекций и нравоучений, а полноценное диалоговое общение – с вопросами и поиском их решения. Конечно, об этом легко говорить, но трудно сделать. Иногда проблема кроется в ваших чрезмерных амбициях, когда ваши ожидания не соответствуют возможностям ребёнка.

  • Станьте авторитетом для своего ребенка

Дети часто не могут рассказать взрослым о своих проблемах – им трудно выразить словами свои чувства, они не уверены, что вы поймёте и поддержите. Дети боятся попросить помощи у вас. А всё потому, что не доверяют вам. И в этом виноваты вы сами. Изучите своего отпрыска, поймите его сущность, тогда вы легче поймете мотивы его поступков.

  • Найдите время для общения с детьми

Как можно больше времени уделяйте детям – игры, занятия, хобби, чтение книг вслух, походы в цирк, музеи и на природу. Это сильно сближает детей с родителями. Причем нужно уделять внимание отдельно каждому ребёнку в семье.

Время от времени, привносите изменения в способы воспитания. Оставляйте наиболее эффективные и действенные методы, и попробуйте что-нибудь новое. Но сначала проанализируйте, как он это воспримет. Что бы вы не поменяли, если главной целью останется дружба и доверие между вами, это будет работать.

О чем еще нужно знать, пытаясь решить или не допустить проблем в воспитании и развитии детей

Проблемы детей начинаются в семье, здесь и заканчиваются. Задача мам и пап решать эти проблемы, а не маскировать их. Нужно помнить, дружба со своим отпрыском вещь хорошая, но на вас лежит большая ответственность. Поэтому вы даете не то, что хочется ему, а то, что необходимо для полноценного развития и воспитания.

В силу своей занятости, родители часто отвлекают себя и детей от возникшей проблемы. А недостаток внимания компенсируют исполнением очередных капризов любимого чада. Он уверен, что ему все чего-то должны. Он уже не просит, а требует подарков.

Кроме того, когда есть недостаток внимания и ребёнком вплотную никто не занимается, это отражается и на его питании и образе жизни. Он переходит от компьютера к планшету, а под конец засыпает у телевизора. Питается сладостями и вредными «вкусностями». О каком полноценном физическом развитии здесь можно говорить?

Да, всем хорошо, дитя довольно, в доме покой. Но каковы последствия?

Эта тишина таит в себе уйму угроз: развивается тревожность, малыш не чувствует себя в безопасности, он не уверен, что защищён. Отсутствие эмоционального контакта сказывается на его умении чувствовать. Такие дети скупы на проявления чувств. Запас их эмоций истощён.

К примеру, возьмём ситуацию, когда дети кричат и ревут, требуя очередную игрушку. Родителям надо понимать, что это нормально. Вместо того чтобы наказаниями и угрозами заставить его замолчать, или, ещё хуже, быстренько исполнить его каприз, нужно поступить мудрее. Четко выставить рамки дозволенного – дети должны понять, что можно, а что нельзя просить сейчас, и почему они не могут получить желанную вещь. Покажите ему, что вы не сердитесь за то, что он выплеснул наружу свои чувства – это не страшно. Человеку нужны чувства. «А сейчас, если ты понял всё, что я тебе сказала, мы вытрем слёзы и улыбнёмся».

Когда маленький человечек всё время вынужден сдерживать свои чувства, в нём зарождается страх. Впоследствии это выливается в развитие неорганизованности, неуверенности, низкой самооценки.

В подростковом возрасте у таких детей наблюдаются депрессии и нервозность. Тогда начинаются походы к психологам и попытки сильнодействующими препаратами вывести ребёнка из этого состояния.

А, порой, укоренившееся чувство тревоги и страха, выливаются у подростков в бунты, неадекватные поступки, отличающиеся жестокостью. И остановить их под силу только правоохранительным органам.

Есть ещё и третий путь – он самый непростой, требует напряжения душевных и моральных сил от родителей. Всё очень просто – начинать надо с себя. Вовремя приходить домой и уделять больше времени малышу. Настроить режимы сна, отдыха и питания. Выходить на прогулки. Отбросить роль «доброй» мамы, объяснить малышу, что можно, а чего нельзя делать. Подарки он должен получать как вознаграждение за правильное поведение.

Постарайтесь избегать чрезмерной опеки. Приобщайте детей к домашней работе, давая понять им, насколько важна их помощь для семьи. Чувство долга заставит научиться преодолевать трудности, а неудачи закаляют их волю к победе.

Можно позволить ребёнку и поскучать. Не занимайте всё его свободное время гаджетами. Скука – полезная вещь, она раскрывает творческие способности, заставляет работать мышление.

Будьте всегда на связи с дитём, учите правильно справляться со злобой и раздражением. Научите прощать обиды. Оставайтесь на его эмоциональном уровне – бегайте, прыгайте и танцуйте с ним. Читайте вслух для него, выслушивайте его истории, не молчите, когда он вас о чём-нибудь спрашивает. И чаще улыбайтесь – ваша улыбка делает его счастливым.

Проблемы развития и воспитания детей всегда остро стояли в обществе. В условиях стремительно меняющейся окружающей действительности, очень важно правильно подготовить детей к вступлению во взрослую жизнь

Да, вы не можете повлиять на окружающий мир, приспособить под свои нужды, зато вы можете изменить себя и своих детей, адаптировать их к реальной жизни.

Спасибо, что дочитали эту статью до конца

Привет, меня зовут Ярослав Самойлов. Я эксперт психологии отношений и за годы практики помог более 10 000 девушкам встретить достойных половинок, построить гармоничные отношения и вернуть любовь и понимание в семьи, которые были на грани развода.

Больше всего на свете меня вдохновляют счастливые глаза учеников, которые встречают людей своей мечты и наслаждаются по-настоящему яркой жизнью.

Моя цель – показать женщинам такой путь развития отношений, который поможет им создать синергию успеха и счастья!

Спасибо за то, что дочитали статью до конца!

Приглашаем вас на 5-дневный бесплатный онлайн-курс «Мужчина: Честная инструкция по применению. Без драм и манипуляций»

Воспитание историей

История — это школа гражданского воспитания, патриотизма. А что такое патриотизм? Ответ на этот вопрос следует искать не в области отвлеченных рассуждений, а в реальном поведении людей в кризисные для страны, государства, Отечества периоды. Из кого состояло ополчение Кузьмы Минина, что туда привело людей и какое значение это имело в той ситуации и для будущего России? К каким чувствам солдат обращался Петр I накануне Полтавского сражения: Воины! Настал час, который должен решить судьбу Отечества. Но знайте, что сражаетесь не за Петра, а за государство, Петру врученное. А что касается меня, то знайте, жизнь для Петра не дорога, лишь бы Россия жила в чести и благоденствии? Какая сила заставила старостиху Василису Кожину возглавить отряд из подростков и женщин, истреблявший небольшие группы наполеоновских солдат в Смоленской губернии? Какая корысть была в поступке Ивана Сусанина? Из каких побуждений Александр Матросов закрыл своим телом амбразуру, а В.Талалихин пошел на таран фашистского самолета? Что означают слова О.Бисмарка: войну с Австрией 1866 г. выиграл прусский учитель?

В основе поведения людей в нелегкие для страны моменты лежит особое состояние человеческого духа, точное название которому — патриотизм. Патриотизм — это не отказ от личного, а, напротив, эмоциональное состояние, стержнем которого является превращение общего блага в нечто глубоко личное или даже жертвенное. Поскольку он не заложен в человеке изначально, от рождения, импульс идет от жизни, от воздействия на человека окружающей его среды.

Целенаправленным способом это осуществляется через воспитание. Австро-прусская война 1866 г. была выиграна прусскими солдатами, однако О. Бисмарк прав, говоря, что ее выиграл прусский учитель, учитель истории. Основным материалом, на котором реализуется патриотическое воспитание, является память прошлого, воспитание историей.

В чем состоят проблемы исторического воспитания? Прежде всего, они связаны с несовпадением общества и государства, Отечества и власти.

Это несовпадение сопровождает развитие истории на всем ее протяжении с момента возникновения государства. Вспомним стихи М. Ю.Лермонтова:

Прощай немытая Россия,

Страна рабов, страна господ.

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ [53].

Что же, поэт, написавший эти строки в связи с его высылкой на Кавказ, не любил свою Родину? Чувство обиды, горечи заслонило и пересилило ее? Нет, просто патриотизм М.Ю.Лермонтова имел более глубинную основу:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой. [54].

И те и другие строки были написаны в 1841 г. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» — это гимн Родине, Отечеству, солдатской стойкости, мужеству и самопожертвованию. Ненавидя пороки и несправедливость, поэт продолжал любить свою страну.

Разновидностью «странной любви» к родине была позиция большевиков в годы Первой мировой войны — никакой поддержки Временному правительству. Интересы России понимались большевиками весьма своеобразно. Социальный мотив перевешивал значимость победы России в войне, целесообразность ее поражения обосновывалась необходимостью построения в стране нового строя. Однако этот же мотив не помешал генералу А.И. Деникину, непримиримому противнику Советской власти, резко осудить тех представителей белогвардейского движения, которые участвовали в войне против СССР на стороне Германии; он же привел часть участников белогвардейского движения к борьбе против фашизма в Югославии в числе сторонников И. Броз Тито. Базовые, фундаментальные ценности гражданственности и патриотизма заключены в Отечестве, что понятно: родина у человека только одна. Воспитание историей опирается в этом случае на все прошлое, а не на те лишь его пласты, которые, так или иначе, согласуются с особенностями конкретной государственной политической системы. В этой ситуации прошлое становится источником гражданского согласия возможно более широких слоев населения, тогда как избирательный подход к нему порождает разрыв связи времен, становится водоразделом между поколениями и социальными прослойками в обществе. Избирательность подхода к прошлому всегда определялась приоритетом политических ценностей и интересов в обществе, хотя именно в критических для судьбы Отечества ситуациях на первый план выдвигались гражданские, патриотические мотивы, которые и оказывались решающими. Таков один из неоспоримых уроков прошлого России.

Фундаментальной основой воспитания историей является опора на качественное своеобразие явлений и общественной среды, которое не отделимо от их природы и сущности [55]. Гражданская, патриотическая позиция, как и национальная принадлежность, заключает в себе все то, что отличает историческое прошлое и реальное бытие одного народа от другого. Правда, патриотическая Позиция предполагает еще и активность, выражается не в форме некоторой абстрактной, вневременной любви к отечеству, а в виде стремления принести ему конкретную пользу. Конечно, на вопросы «Что есть благо для отечества?», «Каковы способы его реализации?» нет однозначных ответов. Но с уверенностью можно сказать, что отрицание необходимости учитывать самобытность, своеобразие своей страны не может привести к формированию качеств гражданина отечества, о чем свидетельствует опыт решения этой проблемы в различных странах.

Одним из крайних вариантов воспитания историей является организация воспитания патриотизма в современной Америке. Средства массовой информации США неустанно прославляют «американскую исключительность», «американский образ жизни», «американскую предприимчивость», «американскую демократию», «американскую мечту», «американскую цивилизаторскую миссию». Все это находит весьма конкретное выражение в стандартах поведения американцев. На протяжении десятилетий в США выработалось устойчивое общественное мнение по поводу «исключительности» судьбы Америки. В этой ситуации негативные отзывы об американском образе жизни вызывают отрицательную реакцию большинства американцев. Воспитание патриотизма в США начинается уже в младших классах. Культ Америки перерастает в национализм, который самым тесным образом связан с финансовыми интересами, бизнесом, культом доллара. Составляющими комплексного гражданско-патриотического воспитания в США являются героизация, поэтизация образа человека, обязанного всему, что он имеет, исключительно самому себе, а также культ силы и индивидуализма, формирование таких черт поведения, как агрессивность, жестокость, презрение к противнику, наглость. Воспитание гордости за Америку сочетается с привитием презрения к инородцам и т.д.

Конечно, «американской исключительности» в реальности не существует, как, впрочем, не может быть и иной национальной и тому подобной исключительности, избранности, миссионерской предопределенности. Все это относится к числу легенд, внедряемых весьма небезуспешно, как и в случае с США, в жизнь. Эти мифы становятся составной счастью общественного, в том числе и исторического, сознания. В реальности патриотическое воспитание в США опирается на своеобразие исторического развития страны, которое доводится до крайней, гипертрофированной формы.

Первое постсоветское десятилетие в истории России прошло под знаком отказа от постановки проблемы патриотического воспитания.

По мнению известного российского деятеля культуры Р.Быкова, одна из причин «шизофренизации» населения — угнетение родового инстинкта, принижение чувства патриотизма.

А вот мысли о патриотическом воспитании в России режиссера К.Шахназарова: «. в последние годы патриотизм у нас был не в моде. Мы с начала перестройки уже столько раз о себя ноги вытирали, что в результате считаем, будто бы сами начали войну с Германией и позднее ее проиграли» [56]. Представители властных структур того времени изгнали слово «патриотизм» из лексикона. Более того, проявилось и откровенное враждебное отношение к России. По мнению одного из адептов демократии и либерализма, Россия является сырьевым придатком других стран.

В мировом хозяйстве для нее нет места, Россия только мешает, это обанкротившаяся страна. Он считает, что Россия должна расстаться с образом всемирной державы [57].

16 февраля 2001 г. в России была принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 гг.». Она носит комплексный характер, предусматривает различные уровни и формы патриотического воспитания и механизмы его реализации. В какой мере этот документ отражает необходимость учета исторического своеобразия прошлого страны и ее современного состояния в реализации поставленных задач? В общей форме в программе содержится идея возрождения «истинных духовных ценностей российского народа», обеспечения «заинтересованности общества в развитии национальной экономики», сохранения и развития «славных боевых и трудовых традиций Отечества» [58]. Важно подчеркнуть, что по этим позициям государство стремится определять меру эффективности реализации программы. Масштабностью отличается проблема военно-патриотического воспитания. Во многом она связана со страницами Великой Отечественной войны 1941 —1945 гг., хотя опирается и на соответствующую традицию общественного прошлого. В этой опоре проявляется учет исторического своеобразия как одной из фундаментальных предпосылок патриотического воспитания. В качестве важного рычага реализации функции патриотического воспитания в программе фигурирует историческое образование.

Современная ситуация в области гражданского, патриотического воспитания далеко не всегда свидетельствует об успешной реализации упомянутой государственной программы. Показатель этого несоответствия — намерение проводить преобразования в стране не в соответствии с особенностями ее исторического пути, ее традициями и ценностями жизни, а по меркам и лекалам западных ценностей. Об остроте разногласий в общественном мнении современной России по вопросу соотношения либерализма и патриотизма свидетельствует позиция одного из наших политиков. По его мнению, нынешние фальшивые либералы ненавидят Россию. О таких либералах писал еще Ф.М.Достоевский [59].

Понадобились образы Ф.М.Достоевского, значит, связь времен не распалась, прошлое сохраняет свое значение опоры в настоящем, будущее не безнадежно.

Прошлое страны — одна из фундаментальных основ патриотического воспитания по простой причине. Без прошлого нет будущего и вовсе не только в смысле воспитания. Значимость прошлого выше различий в сфере идеологии. Определенное понимание этого положения содержится в государственной программе по патриотическому воспитанию на 2006 — 2011 гг. [60], в которой средствами воспитания названы страницы как досоветского, так и советского прошлого.

Контрольные вопросы

1. Каково содержание понятий «предмет» и «объект исторической науки» и их соотношение?

2. В чем отличие исторической науки от естественных наук?

3. Каково соотношение научно-исторического и художественного отображения действительности?

4. Что такое историческое сознание? Каковы его виды и источники формирования?

5. Что такое уроки истории, в чем их назначение?

6. В чем назначение и каков механизм предвидения будущего?

7. В чем отличие предвидения от пророчеств и фантастики?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация