Воспитание свободой о методе Монтессори


Свобода и ее составляющие

Ирина Исаева,
Монтессори педагог
диплом АМI (0-6)
(США, 2011г.)

Свобода и ее составляющие

«Природа дает жизнь, предоставляя свободу и независимость, но при этом дает законы, установленные в соответствии со временем и необходимым для жизнеобеспечения. Наш первый учитель – сам ребенок или точнее жизненно важный порыв проявления космических законов, который проявляется в нем и ведет его бессознательно.»
М. Монтессори

Для того, чтобы говорить о свободе, о том, где она начинается и где заканчивается, необходимо попробовать осознать общую картину мироздания. Монтессори называла его Космическим порядком. Чтобы «нарисовать» его, нам необходимо выйти за пределы привычного мышления и рассмотреть Вселенную в своей целостности.

Для Монтессори было очевидно, что, вся земля со всем, что есть в и на ней, включая человека, является частью космического порядка, и у каждой частички природы есть свое задание. Человечество, являясь частью Вселенной, тоже должно следовать всем тонкостям закона природы. Когда мы следуем этим законам природы, осознавая и находясь на своем пути, мы ощущаем внутренний баланс. Синергия, соединение, сотрудничество всех частиц Вселенной, поддерживая динамическое равновесие, составляет жизнь Вселенной и является частью бесконечно прекрасного процесса творения.

Человек ощущает внутреннюю потребность выполнить свою миссию в соответствии с космическим порядком, а чтобы следовать ему, он должен быть свободен для развития себя и своего потенциала. И речь идет о свободе не сколько физической, ибо известно, что невозможно лишить человека свободы, наказав его лишением физической свободы, сколько о свободе разума человека.

Что же такое свобода? Делать то, что я хочу и когда хочу?

А действительно ли ТЫ ЭТО хочешь? Или твое желание сформировано влиянием извне? Ты действительно свободен в изъявлении желания? Если ты куришь или ешь много шоколада – ты свободен? Твое тело рано или поздно напомнит тебе о результатах твоих свободных действий. Свобода состоит не в удовлетворении своих желаний или того, что предлагают тебе обстоятельства, а в том, чтобы делать то, что хорошо для твоего развития в соответствии с законами человеческого существования.

Ты свободен делать то, что хорошо для твоего развития!

Дисциплина и свобода – две стороны одной медали. Никто не может «дать» человеку свободу или дисциплину. Чтобы быть свободным, ее необходимо чувствовать. Равно невозможно никого «дисциплинировать» извне, только сам человек может сделать осознанный выбор ограничения.

Самодисциплина – это отсутствие необходимости говорить человеку, что ему делать. Дисциплина – это способность следовать необходимому правилу, жить в соответствии с законами, которые ведут нас к оптимальному человеческому развитию. Индивидуум дисциплинирован, когда он хозяин самого себя, когда он может контролировать свои импульсы и желания, когда он может следовать своему внутреннему учителю.

Человек действует свободно, если делает выбор согласно своим внутренним импульсам, а не под властью другого. Если мы не можем делать то, что нам необходимо, мы не можем сказать, что мы свободны. Нам нужна независимость. Независимость означает, что организм может существовать и функционировать без непосредственной помощи другого. Человек борется за независимость с самого рождения. Рождение – первый акт независимости. Физическое отделение от матери делает ребенка независимым от прежде жизненно важных процессов ее тела.

Развитие ребенка – процесс адаптации к независимой самостоятельной жизни в мире.

Рассматривая свободу, мы не можем не затронуть понятия воли и послушания. Воля и послушание очень связаны между собой. Однако, всем известно, что до 3 лет ребенка невозможно подчинить. Монтессори считала, он подчиняется только своему внутреннему учителю. Подчинение может предполагать сублимацию собственной воли индивидуума. Дети же до 3 лет подчиняются жизненной силе (хорме — horme). Очень важно знать, что даже если вы не понимаете, что делает ребенок, вы должны уважать его действия и не прерывать его концентрированную деятельность. Потому что вам неизвестно, зачем он это делает. Останавливать имеет смысл только то, что может быть опасно. Задача взрослого состоит в понимании необходимого для ребенка и в создании необходимой физической и социальной окружающей среды для реализации внутренней силы здоровым способом.

Неправильно созданная среда для ребенка всегда приводит к непослушанию и подчинению. Индикаторами нерациональной среды для ребенка могут служить частые «нет, нельзя», которые произносят взрослые.

Всегда помните о том, что ожидания от ребенка должны согласовываться с его уровнем развития. Наблюдение и понимание того, что ему нужно, — эффективные пути к тому, чтобы дети были спокойными и слышали вас. Малыши от года до трех всегда послушны, если наша просьба соответствует тому, что они хотят делать. Когда мы можем понимать их нужды, мы можем обращаться к ним с просьбами, и они радостно будут их выполнять.

Очень часто, если ребенок плохо себя ведет, означает, что его разум испытывает голод. Работа – это стремление, цель человека, которая дает ощущение баланса.

Ребенок может сознательно выбрать подчиниться просьбе другого не раньше 5 — 5,5 лет. Понимание пользы совместной работы и пребывания в группе требует опыта. Наша задача помочь детям быть свободными в правильном выборе и правильных решениях, научить их брать ответственность за свои действия.

Ответственность – это процесс, который достигается с получением опыта от взаимодействия в окружающей среде. Дети не могут быть сразу ответственными. Быть ответственным значит быть способным ответить. Если вы не знаете, как и что делать, вы не можете отвечать.

Как раз наша ответственность и заключается в том, чтобы знать потребности ребенка, который просит помочь узнать все сам. Ребенку нужна как окружающая среда, так и взрослый в качестве проводника. Взрослый – это авторитет для ребенка. Авторитетный – значит опытный. Однако быть авторитетом не предусмотрено быть всю жизнь. Наступит время, когда ребенок получит знания и станет способным быть ответственным за свои действия.

Неразумный авторитет базируется на контроле и власти. Родитель всегда авторитет для ребенка, ребенок не доверяет и не верит постороннему, пока не созреет достаточно для принятия своих собственных решений. Когда нам важно контролировать ребенка, наше послание ребенку – «Я тебе не доверяю». Дети сами знают, что им нужно делать. Единственное, что нужно – доверие им. Если у вас проблемы в группе, обратите внимание, насколько свободны в ней дети. Необходимо всегда отслеживать и осознавать это, ибо сами мы чаще всего выросли в несвободе.

При этом не стоит забывать об ограничениях, способствующих развитию свободы в классе. В классе Монтессори сама среда является естественным ограничением, способствующим скорейшему формированию самодисциплины у малышей. Среда должна быть продумана до мелочей, обязательно в соответствии с возрастом. Ранний возраст – это возраст формирования эго, когда все вокруг «моё». Этот период очень важно «прожить» сполна. Он совпадает с сензитивным периодом порядка. Поэтому наличие материала в одном экземпляре, каждый из которых служит своей цели; наличие определенных правил; необходимость получения презентации – способствуют установлению внутреннего порядка у малышей.

Правила должны быть одинаковые всегда. И ваше поведение тоже. Вы не можете быть сегодня добрым, завтра злым. Вам необходимо быть стабильным каждый день.

Итак каковы же условия, способствующие свободе?
— Подготовленный взрослый, который знает о законах развития человека;
— Подготовленная среда для каждого этапа развития;
— Благоприятные возможности для проявления независимости;
— Возможности для развития воли самим ребенком;
— Право выбора и принятия решения;
— Четкие границы;
— Принятие ошибок и заблуждений, как возможности обучения.

«Ребенок – это духовный строитель человечества, препятствия для его свободного развития станут камнями для стен, в которых душа человека будет заперта».
М.Монтессори

Свобода и дисциплина в монтессори-педагогике

Самым, пожалуй, серьезным достижением Монтессори-педагогики является то, что в ней совершенно удивительным образом сочетаются свобода и дисциплина. И то, и другое Мария Монтессори — основатель методики — считала необходимыми составляющими органичного развития ребенка. Мы попробуем объяснить, как именно сочетаются эти принципы, и каким образом каждый из них проявляется в нашей педагогической системе.

Итак, что такое свобода. Для Монтессори свобода — это совсем не попустительство. То есть, это не означает, что ребенок предоставлен сам себе, а взрослый повинуется его капризам и сиюминутным порывам. Для Монтессори свобода — это с одной стороны, свобода роста и развития ребенка, а с другой — свобода выбора из предложенных вариантов. Свобода роста подразумевает, что нельзя ограничивать ребенка в возможностях, и задача взрослого — убрать с пути ребенка все преграды для его развития.

Что это означает на практике: познавательный интерес ребенка направлен на изучение окружающего мира, и свойств окружающих его предметов. Именно по этим причинам он бесстрашно исследует лужи во дворе, вступает в контакт с другими людьми, животными, хватает все подряд, разбирает шкафы и самое интересное занятие для него — это переставлять посуду из вашего посудного шкафа на кухне. А взрослые приходят в ужас ото всех этих занятий, и всячески стремятся ограничить свободу ребенка, то и дело одергивая его и осложняя его жизнь бессмысленными запретами: «Не ходи по лужам!», «Не трогай собачку!», «Не открывай шкаф!»… Взрослые ограничивают свободу развития ребенка, зачастую сами не отдавая себе в этом отчета: просто потому, что им хочется, чтобы ребенок остался чистеньким, и в доме был порядок. А еще лучше, чтобы он просто сидел в манеже неподвижно и не мешал взрослым делать свои дела. Каким образом рекомендует поступать Монтессори-педагогика: предоставьте ребенку максимальный простор и свободу для исследований! Оденьте его на прогулку не в нарядные кукольные одежки, а в такую одежду, которую не жалко испачкать, в комбинезон и резиновые сапоги, в которых он мог бы ходить по лужам, сидеть в них и играть в грязи. В доме уберите подальше опасные предметы, но оставьте те, которыми ребенок может играть — доставать и убирать в шкаф, складывать друг в друга — не причиняя себе вреда. Проследите, чем он интересуется больше всего и к чему тянется — и подумайте не о том, как вам все это убирать, а о том, как дать ему возможность безопасно исследовать то, что ему интересно.

Именно этот принцип свободы выбора и организация безопасной среды, которая соответствует потребностям ребенка — и есть основополагающие принципы Монтессори-педагогики, благодаря которым ребенок беспрепятственно следует своим внутренним, природой заложенным, познавательным инстинктам. Такая среда формирует, поддерживает и развивает у ребенка процессы самоорганизации, самообучения, самовоспитания. Отсутствие авторитарных запретов в раннем возрасте не будут способствовать тому, что ребенок вырастет «распущенным и избалованным», как ошибочно полагают многие родители. Напротив: эта естественная, без принуждения, регуляция его активности как ничто другое способствует формированию его собственной внутренней дисциплины.

Каждая мама обязана знать:  дома или на улице

Дисциплина с точки зрения Монтессори-педагогики — это активность, которую регулирует сам ребенок, в рамках которой он самостоятельно выбирает, что делать, а не повинуется внешним руководствам взрослого. Именно такая внутренняя дисциплина и есть — «обратная сторона свободы».

Следуя сначала одному велению природы, потом другому, ребенок расширяет границы своей независимости от тех, кто его окружает, и постепенно наступает момент, когда он захочет не только действовать, но и мыслить независимо. Когда мы утверждаем, что необходимо дать ребенку полную свободу, что общество должно обеспечить ему независимость и нормальное развитие, мы имеем в виду не расплывчатый идеал. Это утверждение основано на наших наблюдениях за жизнью, за природой. Только свобода и собственный опыт освоения окружающего мира позволяют человеку развиваться.

Наш детский центр «Алиса» и Монтессори-группа находятся в Москве, по адресу Волжский б-р, 114 А, к.4. Метро Кузьминки, Текстильщики, Печатники. Телефон: +7 (903) 723-27-99, Алия

Воспитание ребенка по методике Монтессори

Полноценное развитие детей требует систематизированной и последовательной работы, которую необходимо начинать с самого раннего детства.

Есть множество авторских воспитательных методик, среди которых наиболее востребованной считается программа развития, разработанная Марией Монтессори.

Сущность методики: воспитание самостоятельности

Основной принцип работы метода Монтессори заключается в идее самовоспитания ребенка. Родители и воспитатели должны лишь угадать интересы малыша, создать необходимые условия для развивающих игр и занятий и помочь ему проявить самостоятельность.

Воспитание детей по методу Монтессори осуществляется с соблюдения следующих условий:

  • Для занятий создаются специальные отдельные зоны с соответствующими пособиями;
  • Занятия проходят в разновозрастных группах, где старшие дети проявляют заботу о младших, а те, в свою очередь, учатся у старших;
  • На занятиях обеспечена самостоятельная деятельность детей, то есть они сами решают, в какие играть игры, с какой продолжительностью.

Самостоятельная игра детей регулируется некоторыми общими правилами:

  • Взрослые следят за детской деятельностью. Все, что ребенок может сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога и родителей;
  • Игры детей должны проходить в тихой обстановке, в которой они занимаются, не мешая друг другу. Ребенок может «выпустить пар» в специальной комнате для расслабления;
  • После занятия малыши непременно убирают игрушки и атрибуты игры или занятия. Это развивает в них уважительное отношение к остальным;
  • Если ребенок первым взял пособие, то он с ним и занимается. Так формируется осознание своих и чужих границ.

Организация детской деятельности по системе Монтессори способствует развитию уверенности, воспитанию у детей терпеливости и уважения.

Периоды развития детей по методу Монтессори

В процессе жизни ребенок проходит несколько периодов развития, когда у него повышается восприимчивость к новым знаниям. Эти периоды позволяют ребенку легко овладевать определенными знаниями, обучение осуществляется без дискомфорта, связанного с серьезностью и сложностью образовательного процесса.

Родители должны быть готовы к таким периодам в жизни малыша. Монтессори предлагает взрослым самим определять возрастные этапы развития своих детей, понаблюдав за их индивидуальными и уникальными особенностями развития.

Принуждение детей к занятиям, наказание за невыполнение тех или иных заданий недопустимо. Возможно у конкретного ребенка еще не наступил сензитивный период для овладения данным видом деятельности или этот этап уже прошел. Обучение в таком случае будет непродуктивным.

Периодизация развития ребенка по Монтессори

Развитие речи. Овладевание основами родного языка длится с рождения до шестилетнего возраста.

Важным этапом активного речевого развития является возраст от года до 2,5 лет, когда ребенок повторяет слова, которые слышит вокруг. Для пополнения лексического багажа детей важно читать книжки и рассказывать об окружающей действительности.

Методика Монтессори требует основывать общение на использовании взрослой речи, поскольку малыш должен воспринимать ее в правильном грамотном виде.

Овладев речью, после 3,5 лет малыш ее применяет осознанно и с радостью осознает, что взрослые его понимают. Поэтому в возрасте около четырех лет методика Монтессори предлагает ввести в процесс развития ребенка разрезные буквы и алфавиты.

К 4,5 годам дети учатся писать не только буквы, но и отдельные предложения и даже небольшие тексты. По мнению Монтессори, такой прогресс в речевом развитии ребенка возможен, если все этапы развития речи были использованы.

В 5 лет дети учатся читать самостоятельно. По Монтессори-технологии малыш должен сначала научиться писать, и только затем читать: выражать собственные мысли посредством письма легче, чем при чтении книг понимать мысли других людей.

Восприятие порядка. На данном этапе малыш начинает понимать то, что мир вокруг него структурирован. Происходит это, как правило, до 3-летнего возраста, особенно активно в 2-2,5 года. Малыш понимает, что ему комфортно в упорядоченном пространстве, в котором он чувствует легко и спокойно.

По Монтессори-педагогике внешний и внутренний порядок тесно взаимосвязаны: мысли и действия человека не могут быть упорядоченными, если до 3-летнего возраста ребенка не приучили к порядку. Важно воспитание любви к порядку осуществлять в первые три года жизни детей, чтобы они привыкли к размеренности и структурированности окружающей обстановки.

Монтессори доказала, что дети нуждаются в соблюдении порядка, к которому приучить ребенка нетрудно. Необходимо объяснить, что каждая вещь после того, как она будет использована, должна возвращаться на свое место. Методика учит родителей организовывать детское пространство таким образом, чтобы каждая игрушка, тетрадка, книжка и т.д. находились в доступном для ребенка месте, откуда он мог бы их взять без помощи взрослых.

Относительно распорядка дня следует отметить, что режим дня очень важен для малыша. Всякого рода сюрпризы, связанные с настроением родителей, которые могут быстро заменить запреты на дозволенность, нелогичность и непоследовательность их требований и действий оказывают на психику малыша негативное воздействие, приводящее к состоянию дискомфорта и неуверенности.

Дети спокойно развиваются в понятной и упорядоченной обстановке.

Сенсорное развитие. Период формирования чувств длится достаточно долго, до 5-5,5 лет. Именно на этом возрастном этапе закладываются основы развития мышления, предпосылки творческого развития.

Для эффективного развития сенсорики Монтессори разработала уникальную методику, позволяющую ребенку узнавать предмет по его признакам, технологию, которая помогает быстро развивать органы чувств.

Восприятие маленьких предметов. Малыш с большим увлечением играет с различными пуговицами, горошинами. С полутора лет ребенок, играя с мелкими предметами, начинает воспринимать огромный окружающий мир, как состоящий из маленьких элементов, т.е. понятный и безопасный. Так ребенок становится уверенным в собственных силах.

Игры с маленькими предметами развивают мелкую моторику, которая играет огромную роль в формировании речи и психических процессов.

Развитие действий и движений. До 4 лет ребенок, двигаясь, оттачивает свои действия. От постепенного роста выразительности движений зависит, насколько гибким и ловким будет малыш. Детьми в этот период осваивается широкий спектр физических упражнений, которым методика Монтессори придает огромное значение.

Свободные движения способствуют обогащению крови кислородом и развитию клеток головного мозга. Не следует ограничивать детей в движениях, активные малыши лучше развиваются и демонстрируют высокие результаты в учебе.

Педагогика Монтессори пропагандирует постоянное движение и активность детей. Развивающая среда организуется таким образом, чтобы ребенок мог свободно двигаться в помещении. Правильно организованная среда должна содержать специальную «шумную комнату» с тренажерами, детскими спортивными снарядами и т.д. Методика не предусматривает столов и парт, за которыми дети вынуждены подолгу сидеть без движения.

Развитие социальных навыков и самостоятельности. Эти качества у ребенка следует развивать с рождения до пятилетнего возраста. Когда ребенок снимает с головы шапочку, берет кусочки хлеба или яблока с тарелки, пьет из чашки — он стремится к самостоятельности. Методика Монтессори приветствует такие проявления и советует родителям ни в коем случае не мешать и не запрещать детям проявлять инициативу.

Если взрослые попытаются ограничить самостоятельность и для «безопасности» или из-за спешки станут брать на себя процесс кормления, одевания и т.д., они воспитают инфантильную личность, не способную к проявлению творчества. Ребенку нужна лишь небольшая помощь взрослого, чтобы проявить самостоятельность. «Помоги мне это сделать самому» — таким девизом необходимо руководствоваться при воспитании детской самостоятельности.

Самостоятельность необходима ребенку и в социальном окружении. Начиная с двухлетнего возраста малыш понимает, что ему нужно общаться в другими детьми, взрослыми, строить взаимоотношения. Роль родителей заключается в том, чтобы воспитать в ребенке правила хорошего тона, вежливого обращения.

Для воспитания социальных навыков Монтессори-педагогика предусматривает использование одиночных материалов. Суть заключается в том, что в работе с группой детей применяются одиночные комплекты пособий. Таким образом, дети учатся сотрудничеству, сдерживанию негативных эмоций, у них формируется умение просить и отказывать, договариваться и благодарить.

Домашнее воспитание по методу Монтессори

Методика Монтессори актуальна и широко применяется во многих детских образовательных учреждениях, помогает эффективно развивать психические процессы малышей, учить и воспитывать. Образованию родителей, желающих применять эту методику дома, способствуют методические пособия и информационные материалы по данной технологии.

Многочисленные рекомендации родителям по методу Монтессори содержат советы о том, как правильно развивать уникальные природные способности детей, каким образом организовывать воспитание культуры общения, как дополнять знания и формировать новые умения и навыки.

10 правил Монтессори-среды дома помогут родителям в организации развивающего пространства для детей в домашних условиях:

  • Создайте для ребенка комфортное пространство, в котором ему будет интересно, расположив игрушки и пособия в пределах досягаемости малыша;
  • Выбирайте размер мебели, учитывая рост ребенка;
  • Предусмотрите стульчик на кухне и в ванной комнате, чтобы, воспользовавшись им, малыш мог умыться;
  • Для одежды малыша повесьте крючок в прихожей на высоте, соответствующей его росту;
  • Игрушки постарайтесь отсортировать по назначению, чтобы понять, какое направление развития важно для малыша в данный момент;
  • Для ребенка приобретайте удобную одежду, чтобы он мог бы надеть самостоятельно;
  • Приобретайте игрушки или постарайтесь изготовить сами;
  • С приобретенными игрушками малыш должен знакомиться постепенно, чтобы лучше изучать их предназначение;
  • Придерживайтесь графика занятий, продолжительность которых ежедневно должна составлять не менее часа;
  • Поощряйте желание малыша об участии в домашних делах, давайте ему посильные трудовые задания, обеспечивая нужными для труда атрибутами.

Роль воспитателя в системе Монтессори

Технология определила новую роль для воспитателя в качестве помощника образовательного процесса. Не навязывая плановые занятия, воспитатель лишь направляет процесс развития детей и наблюдает, делая заметки о том, в какой игровой зоне наиболее комфортно ребенку и работа с какими материалами приносит эффективные результаты.

Система поощрения детской деятельности в Монтессори-педагогике предоставляет воспитателю возможность выбора таких приемов оценки детской деятельности, при которых ребенок понимает, что его деятельность нацелена не на похвалу, а на результат: вместо «умница» или «молодец» применяется, например, формулировка «Ты быстро собрал башню».

Сохранение и развитие детской индивидуальности, свобода как жизненное условие воспитания, без навязывания и принуждения, поощрение и развитие врожденной любознательности и познавательной активности — вот основная педагогическая ценность методики Марии Монтессори.

Воспитание свободой: о методе Монтессори

аспирант, кафедра правоведение, Удмуртский Государственный универститет

123056, г.Москва, ул.Б.Грузинская, д.42, пом.1, комн.12

Baranova Elena Mikhailovna

Post-graduate student of the Department of Legal Studies at Udmurt State University

123056, Moscow, ul. B. Gruzinskaya 42, pom. 1, komn. 12

aj.gh@mail.ru

Просмотров статьи: 12693 c 5.5.2015

Предлагается психологический анализ педагогической системы воспитания дошкольника Марии Монтессори; анализируются принципы развития способностей ребенка в системе свободного воспитания в аспекте теории развития высших психических функций Л.С.Выготского и системы способностей творческих способностей по В.Н.Дружинину. Приводятся примеры экспериментальных исследований по развитию способностей Т.Н.Березиной. Отмечается, что важнейшим новообразование старшего дошкольного и младшего школьного возраста является развитие произвольности. Произвольность лежит в основе высших психических функций (произвольные внимание, память). Без произвольности в перспективе невозможно развитие самоконтроля как в области поведения, так и физиологии организма. Произвольность у ребенка первоначально формируется под контролем взрослого, который управляет его поведением и учит этому ребенка. Делается вывод о том, что свободное воспитание подходит для развития одних способностей, целенаправленное – для других, и что для развития креативности свободное воспитание подходит только для одного типа дошкольников.
Ключевые слова: педагогика, классическая дидактика, воспитание, система Монтессори, дошкольный возраст, способности, произвольность, развитие способностей, психические функции, креативность

Каждая мама обязана знать:  Подросток и карманные деньги

Дата направления в редакцию:

The author of the article offers a psychological analysis of Maria Montessori method of preschool education. The author analyzes principles of development of child’s abilities in free education and compares them to Lev Vygotsky’s theory of the development of higher cognitive functions as well as Vladimir Druzhinin’s theory of creative abilities. The author also provides the results of T. N. Berezina’s experimental research of development of abilities. The author underlines that the most important goal of the preshool age and primary school age is to develop voluntary activity. Voluntary activity lies in the basis of development of higher cognitive functions (voluntary attention and memory). Without voluntary activity it would be impossible to develop child’s self-control both over behavior and physiological processes. Child’s voluntary activity is first formed by an adult who teaches a child to control his behavior. The author of the article makes a conclusion that free up-bringing is good for developing some abilities and talents while focused education is good for developing other abilities. Therefore, free education is good only for preschoolers because it allows to develop their creative abilities.

development of abilities, voluntary activity, abilities, preshool age, Montessori education, up-bringing, classical didactics, pedagogy, mental (cognitive) functions, creativity

Педагогическая концепция Марии Монтессори была разработана в конце девятнадцатого — начале двадцатого веков. Система Монтессори основана на идеях свободного воспитания. Мария Монтессори критиковала схоластические методы обучения в школе и недостатки имеющихся в то время детских садов и поддерживала идею о недопустимости насилия над ребенком, она требовала уважения к личности воспитанников. Основываясь на теории «спонтанного развития ребенка», Монтессори пришла к отрицанию активной воспитывающей роли педагога, она считала, что взрослые, навязывая детям собственные установки, тормозят их естественное развитие, в том числе и развитие способностей [14] . Главной задачей воспитания она считала – создание таких условий, которые соответствуют потребностям ребенка, помогают выявлять его запросы и способствуют его самовоспитанию и самообучению. Она выделяла несколько психологических факторов, способствующих развитию ребенка. Среди них развитие восприятия – как основа будущего развития способностей, в частности, основой обучения в дошкольном возрасте М. Монтессори считала сенсорное воспитание, которое осуществляла с помощью организации окружающей среды и занятий с дидактическим материалом. Для тренировки органов чувств рекомендовала исключать всякие отвлекающие влияния, при упражнении одного органа — «выключать» остальные (напр., для развития более тонкого осязания у детей завязывать им глаза).

Другой фактор-это активность самого ребенка в обучении, свобода самореализации. При этом, дошкольное учреждение она рассматривала как лабораторию для изучения психической жизни детей, в которой педагог — наблюдатель-экспериментатор, тщательно планирующий учебную ситуацию, дидактический материал и максимально точно оценивающий достигнутые результаты [14] . Руководство воспитателя – только опосредованное, согласно Монтессори, оно осуществляется на основе автодидактизма: дети свободно выбирают занятие, но выполняют его так, как задумал педагог, — в рамках, предусмотренных еще при создании стандартизированного дидактического материала (например, кубы-вкладыши). Устройство дидактического материала позволяет ребенку самостоятельно обнаруживать свои ошибки. Исправление ошибок требует сосредоточенности, внимания, наблюдательности, терпения, упражняет волю, способствует воспитанию дисциплинированности и ответственности ребенка. Главным в занятиях считается упражнение «активности», задача приобретения знаний является попутной.

Педагогический подход Марии Монтессори был подхвачен многими педагогами двадцатого века, были открыты детские сады, в которых воспитание детей осуществлялось по системе Монтессори. Опыт воспитания детей по системе Монтессори в условиях нашей страны представлен в работе Т.И. Афанасьевой [1] , в которой выделены некоторые общие методические подходы к процессу реализации идей свободного воспитания в подготовительных группах дошкольных учреждений. Опыт свободного воспитания детей в Германии описан в монографии Б. Эссер и Х. Вильде, где описаны под­робные наблюдения за работой учителя, работающего по системе Монтессори [19] . Много лет существует специальная программа — «Дома Монтессори», в рамках которой проводятся научные исследования, и ведется большая практическая работа; обобщение работы этой программы представлен в монографии Е.А. Хилтунен [17] .

Следует учесть, что система Марии Монтессори — не единственная, где пропагандируется идеи свободного воспитания ребенка. Гуманистические идеи высказываются как в отношении высшей [5] и средней школы, так и вообще по отношению к воспитанию [7] . Но обычно гуманистические взгляды концентрируются не столько на предоставлении свободы ребенку, сколько на развитии в человеке способностей к альтруизму и сотрудничеству [4] . Но есть и отечественные системы, направленные на свободное воспитание ребенка. В нашей стране близкие взгляды развивал Л.Н.Толстой, открывший в Ясной Поляне специальную школу для воспитания и обучения крестьянских детей. В основу работы Яснополянской школа легли идеи Л. Н. Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей. Эта школа просуществовала несколько лет, ее деятельность вызывала живой отклик по всей России, и являлась объектом для подражания.

По мнению Л. Н. Толстого, дети по своей природе стоят ближе к идеалу совершенства, чем взрослые, сформировавшиеся в условиях несправедливого и далекого от идеала общества. Яснополянская школа была задумана писателем как своеобразная педагогическая лаборатория по созданию нового содержания и методов воспитания детей, отвечающих прогрессивным педагогическим принципам. Она должна была основываться на уважении личности ребенка, развитии его активности и самостоятельности, всех его способностей.

В этой школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Преподавались чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон божий, рассказы из русской истории, арифметика, элементарные сведения по природоведению и географии, рисование и пение. Сведения по природоведению, географии и истории Толстой сообщал детям в форме художественных рассказов на уроках русского языка [13] .

Как мы видим, идеи свободного воспитания неоднократно возникали в педагогике, в разных странах, разными людьми, совершенно не связанными друг с другом (врач Марии Монтессори и писатель Лев Толстой), эти идеи воплощались в практике с большим или меньшим резонансом. Как правило, общество подхватывало и пропагандировало эти идеи.

Однако нельзя не отметить, что в массовой педагогической практике реализуются совсем другие дидактические принципы. Современная педагогика, начиная с детского сада, завершая высшим образованием, построена на принципах Яна Коменского [15] . Именно Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную, и которая сейчас является доминирующей. Именно на основе идей Коменского создана система непрерывного воспитания, в который обучение и воспитание ребенка, начиная с дошкольного возраста, подчиняется единым требованиям, вместо свободного воспитания, как у М. Монтессори, утверждается централизованное. Ян Коменский создал единую школьную систему, которая должна была обучать и развивать ребенка в соответствии с требованиями общества: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет) ныне эту функции выполняет детский сад, школа родного языка для детей от 6 до 12 лет, в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия и т.п.

Возникает вполне закономерный вопрос. Если свободное воспитание – такое замечательное и так нравиться обществу, то почему, не смотря на неоднократные попытки воплотить его, в жизни реализуется совсем другая педагогическая система? Попробуем ответить на этом вопрос на основе психологического анализа данных современной литературы.

Психологи выделяют два фактора, определяющие развитие ребенка, во-первых, направление, в рамах которого происходит развитие, во-вторых, тип личности самого ребенка [7] .

Первый фактор требует отдельного рассмотрения, выходящего за пределы нашей статьи, отметим только, что согласно современным психологическим принципам воспитания, целью любой педагогики является именно развитие ребенка, в котором важнейшее место занимает развитие его способностей, когнитивных (мышления, внимания, памяти), интеллектуальных, творческих [18] . Это позволяет нам сузить вопрос: какая система воспитания: свободная или целенаправленная позволяет лучше развить способности ребенка.

Большинство авторов, считают, что именно свободное развитие позволяет лучше развить способности ребенка.

Мария Монтессори утверждает, что традиционное воспитание не позволяет ребенку определить свою главную жизненную задачу и препятствует ее выявлению и выполнению. Не смотря на то, что педагог выделяет ряд условий для саморазвития, заложенного в человеке природой, но он может ошибиться, и часто ошибается, препятствуя развитию имеющихся у ребенка способностей. Предлагая отказаться от насилия над ребен­ком в пользу спонтанной активности, она считает, что наблюдение и антропологические измерения физиологических параметров детей, положенные в основу ее науч­ного метода могут позволить прослеживать и направлять проявления этой активности [14] . В этом случае можно наблюдать непосред­ственные психические реакции детей, которые и служат основой для достоверных выводов о закономерностях их физического и психического развития и форме помощи, которую могут оказать взрослые. Благодаря этому, удается, по мнению М. Монтессори, расчистить дорогу к проявлению индивидуальной сущности ребен­ка, а затем к его самоопределению. Само же воспитание заключается в создании ситуации выбора воспитанни­ком стимулов для развития, которые находятся в специально подго­товленной учителем среде. Такими стимулами в дошкольной среде являются дидактические материалы, позволяющие ребенку развить независимость и накопить сенсорный материал для освоения мате­матических понятий и языковых абстракций (букв и слов). Таким образом, дошкольный период можно рассматривать, как подготови­тельный для дальнейшего космического воспитания [16] .

Опыт детских садов, работающих по системе М. Монтессори, обычно подтверждает приоритет свободного воспитания дошкольников в деле развития у них способностей [17] . Однако эти детские сады уже работают по системе свободного воспитания, ведут соответствующую пропаганду, к ним уже приходят родители, заинтересованные в свободном развитии своего ребенка, осуществляется также естественный отбор детей, если ребенку что-то не подходит в этой системе, замедляется его развитие, родители просто переводят его в другой детский сад, в результате в системе остаются только те дети, которым она подходит.

Но всем ли детям подходит свободное развитие? Иначе говоря, у каждого ли ребенка наиболее эффективно способности развиваются именно в условиях спонтанной активности?

Отечественный психолог Л.С. Выготский по праву считается одним из идейных вдохновителей педагогических практик, основывающихся на свободном развитии, в частности, представители школы Выготского выступают против раннего начала школьного обучения, считая в возрасте 6 лет у ребенка должна развиваться игровая деятельность, которая может преимущественно реализовываться в свободных условиях, а не учебная, требующая дисциплины [10] . Однако психологическая концепция Л.С.Выготского гораздо шире. Основное понятие в его концепции развития высших психических функций – произвольность [9] . Произвольность – это способность ребенка контролировать проявление своей психической функции, управлять ее по собственному усмотрению. Высшие психические функции – это произвольная память, произвольное внимание, восприятие, словесно-логическое мышление, они развиваются на базе непроизвольных. И это развитие начинается в дошкольном возрасте. Формирование произвольности – одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Именно в этом возрасте ребенок подчиняет себе свою память, внимание, мышление. Однако сам по себе, спонтанно, он это сделать не в состоянии. Другое важнейшее положение понятие теории Выготского – это зона ближайшего развития – это те действия, которые ребенок может выполнять в данном возрасте под контролем взрослого. Так вот, развитие произвольности в дошкольном возрасте может осуществляться только под контролем взрослого, сначала взрослый направляет внимание ребенка, заставляет ребенка что-то выучить, чтобы потом, через какое-то время, ребенок мог это делать самостоятельно.

Каждая мама обязана знать:  Климова

Разумеется, в системе Марии Монтессори, аналогичная роль взрослого нисколько не отрицается. Более того, по мнению ее последователей, воспитатель и должен направлять активность ребенка, тем самым, ненавязчиво управляя ею [17] . Однако это предлагается делать в игровой, не авторитарной форме. Например, Л.Н.Толстой, в рамках своей системы предлагал следующее. Педагог ходит по классу, наблюдая, чем занимаются дети. Он видит, чем начинает заниматься ребенок, подсаживается рядом и начинает заниматься тем же самым [13] .

Особенно сложно в дошкольном возрасте развить высшую психическую функцию произвольное внимание, недаром, в 1 классе до трети детей обнаруживают синдром дефицита внимания. Последователи Марии Монтессори неоднократно подчеркивают, что направлять внимание ребенка нужно не силой, но вызывая у него интерес к соответствующей деятельности. Однако, внимание вызываемое интересом, — это один из видов непроизвольного внимания. Произвольное внимание, — это то внимание, которое управляется волей ребенка. В современных тренингах по развитию внимания [8] предлагаются упражнения, требующие произвольной концентрации внимания на вещах скучных и не интересных (разглядывание точки); ребенок должен научиться направлять внимание не только на то, что интересно, но и на то, что нужно. Произвольность необходима как для развития управления образной сферой, так и внутренней речью человека [2] .

Поэтому если мы хотим развивать произвольное внимание у дошкольников, но систему свободного воспитания необходимо дополнить целенаправленными упражнениями.

Однако развитие произвольного внимания – это слишком узкая область, и даже в системе свободного воспитания Марии Монтессори можно найти некоторое количество упражнений, включающих элемент целенаправленности. Развитие произвольности можно рассматривать также в контексте безопасности образовательной среды [3] , которая немыслима без формирования в школьников способности к самоконтролю. Ребенок должен научиться управлять своими эмоциями, сдерживать гнев (например, из-за получения отрицательной отметки). Сейчас много говорят о недопустимости насилия учителей по отношению к ученикам, но в современной школе неоднократно встречаются прямо противоположные случаи: насилие учеников по отношению к учителям (вплоть до убийства) , и причиной чаще выступают отрицательные отметки или замечания со стороны педагога. Но воспитать в ребенке представление о недопустимости насилия можно, только если у него развита произвольность. Если нет, то он просто физически не сможет сдержать гнев. Это проблема носит не только педагогический, но и юридический характер. Потому что четырнадцатилетние для школьника вовсе не за горами, после которого наступает уголовная ответственность за свои деяния. Хорошо, если школьник изначально ориентирован на альтруизм, не приемлет агрессию, добрый и отзывчивый. А если нет? Если у него высокий уровень агрессивности от природы, преобладают гневные эмоции, вспыльчивый характер. Ему исполняется 14 лет, а он просто не умеет ( у него не успели развить это качество) сдерживать свои агрессивные эмоции.

Так же важно научится контролировать страх и тревогу. Доказано, что школьная тревожность ведет к снижению отметок, получаемых учеником на экзамене [20] . И самое опасное — это то, что отрицательные эмоции, с которыми ребенок не может справиться и правильно отреагировать могут оказаться подлинными, а это согласно концепции эмоциональной безопасности образовательной среды Т.Н.Березиной может привести в будущем к психосоматическим заболеваниям [3] .

Конечно, свободное воспитание способствует развитию других важных способностей у ребенка, но и то не для всех детей. Например, развитию креативности. Развитие креативности – творческих способностей – это область, для развития которой требуется максимально обогащенная внешняя среда и максимальная свобода самовыражения ребенка [11] .

Очень интересным в этом аспекте является экспериментальное исследование Н. В. Хазратовой под руководством В.Н. Дружинина [12] . Исследование было проведено с участием 159 дошкольни­ков в возрасте 3-5 лет. Шесть групп по 15 детей участвовали в формирующем эксперименте, цель которого была в развитии у них творческих способностей. В них входили дети до трех лет (1 группа), четырех лет (2 группы), пяти лет (2 группы); в одну группу были включены разновозрастные дети (3-5 лет). Это были дети из обычного детского сада, не прошедшие какого-то предварительного отбора, или тренировки, иначе говоря, это были самые обычные дети. Для развития креативности у них создавалась экспериментальная ситуация, в которой были воплощены многие элементы свободного воспитания Марии Монтессори, с ними проводились разнообразные игры в течение нескольких недель. В процессе игр каждого испытуемого ставили в ситуацию минималь­ной регламентации поведения, предметной обогащенности; ему предъявля­лись образцы креативного поведения. Чтобы минимизировать регламентацию поведения, детям разрешали любые способы поведения (исключая открытую агрессию), двигательные действия, те­матику игры, применение в игре находящихся в помещении предметов.

Три замера уровня креативности испытуемых (начальный, серединный и ито­говый), сделанные через равные временные интервалы, это позволило авторам проследить динамику изменения креативности, и было выявлено, что преобладающей является следующая тенденция: вслед за существенным повышением креативности наблюдается некоторое ее понижение [11] . Было выявлено три типа дошкольников, у первого типа, вслед за некоторым повышением креативности, наблюдается ее понижение, более того ребенок от свободного воспитания начинает демонстрировать все признаки невротизации. Для них в качестве особенностей второй половины эксперимента являлась: повышенная конфликтность (аг­рессивность), неустойчивость настроения, высокая амплитуда колебаний эмоци­онального состояния, подверженность отрицательным эмоциям, тревожность, сензитивность, перевозбуждение. У второго типа креативность при проведении специальных занятий по системе обогащенного свободного воспитания повышается устойчиво и ребенок при этом испытывает положительные эмоции. У третьего типа уровень креативности от развивающих занятий с элементами свободного воспитания практически не меняется. В.Н. Дружинин предполагал, что у испытуемых первого типа произошло внутреннего рассогласования системы жизнедеятельности. Многие выявленные во второй части эксперимен­та способы эмоционального реагирования детей (плач, агрессия), по его мнению, являются различными вариантами психологической защиты от дальнейшего развития креативных свойств. Наравне с формированием установки на проблемность мышления у таких детей набирает силу отвержение такой установки как вред­ной, препятствующей определенному способу функционирования, у них высокий уро­вень креативности отвергается всей системой жизнедеятельности, поэтому и возникает большая амплитуда колебаний эмоциональных состояний, проти­воречивые поведенческие проявления.

Авторы делают вывод «Не для всех людей повышение креативности является целесообразным: для испытуемых с первым типом реагирования оно связано с выражен­ным эмоциональным дискомфортом, в то время как испытуемые второго типа испытывают более позитивные эмоции. Высокая креативность и вы­раженная способность к ее развитию не всегда присущи одному человеку» [11, с.232] . Однако мы бы сделали другой вывод: не всем людям подходят развивающие упражнения по системе свободного воспитания. У кого-то в таких условиях развиваются творческие способности, формируются устойчивые личностные черты, у других – усиливается невротизация, таким детям для развития творческих качеств необходимо проводить занятия по другой системе, возможно, более целенаправленной и даже в чем-то авторитарной.

Завершая наш обзор, отметим, что система свободного воспитания Марии Монтессори завоевала популярность во многих странах; ее дидактический материал и приемы обучения, методы развития способностей послужили основой для создания более совершенных систем обучения и воспитания детей.

Однако следует учесть, что система Монтессори идеально подходит для развития некоторых высших психических функций (например, сенсорное воспитание является основой развития восприятия), другие высшие психические функции (произвольное внимание) лучше развивать, используя упражнения из системы целенаправленного воспитания.

И, наконец, не всем детям подходит система свободного воспитания, это доказано для развития креативности, некоторые дети испытывают дискомфорт, оказавшись в нерегламентированной взрослым ситуации, а другие дети чувствуют в ней себя хорошо, и только у них происходит развитие креативности.

Идея свободного воспитания М. Монтессори

Чем интересна система Марии Монтессори? Почему тоталитарные режимы так отрицательно отнеслись к труду и педагогическому опыту итальянского психолога и педагога?

Потому что слово «свобода» пугает. Свободный и умный — пугающее сочетание. Это всегда несет неизбежный конфликт с тоталитарным режимом.

Отношение к педагогике Монтессори в прошлом

На родине идея свободного воспитания М. Монтессори изначально была несказанно обласкана Муссолини. Диктатор активно поддержал знаменитую соотечественницу. Педагогические исследования получили реальную государственную поддержку. Дуче настолько заинтересовался идеями Монтессори, что даже пожелал лично посетить курсы, где велась активная переподготовка учителей-практиков.

Однако, поразмыслив, Муссолини пришел к выводу, что поторопился и явно ошибся, делая ставку на подобную систему обучения.

  • Установление фашистского режима претило и самой Монтессори, женщине религиозной и свободомыслящей, что послужило причиной отъезда из страны.

Пугала идея свободного воспитания, которая давала возможность думать, самостоятельно решать, анализировать, она наделяла растущего ребенка корнями подлинного свободомыслия, что всегда преследовалось в тоталитарном обществе.

Суть новаторской методики

Для этого у них достаточно нужного материала, а в пространстве есть множество зон, имеющих конкретное предназначение.

Все в помещении Монтессори-группы создано для удобства ребенка: низкие полки, откуда свободно можно достать нужный материал или игрушку, яркие красочные материалы, которые манят и привлекают его внимание.

  • Важно при этом, что детей изначально учат приводить рабочее место в порядок, чтобы здесь могли играть другие.

Смешно и трогательно наблюдать, как они тщательно вытирают разноцветные лужи от краски или неумело подметают нечаянно рассыпавшуюся крупу.

Результаты применения методов Монтессори

Интересно строятся взаимоотношения детей в таких группах. Здесь ребята разного возраста и интересов, но нет неизбежного, казалось, конфликта или непонимания. Во всем царит атмосфера взаимного уважения и доброжелательности. Дети не мешают друг другу, они целиком и полностью растворяются в своих занятиях.

  • Даже двухлетние малыши не шумят, не мешая тем, кто думает и сосредоточенно размышляет.

Во всем сквозит мудрое и философское, сформулированное Монтессори: свобода каждого человека заканчивается там, где начинается свобода другого. И в этом заключается настоящее человеколюбие, это залог демократических отношений между людьми и цивилизованного общества.

Дети очень быстро осваиваются с новыми правилами, чему способствует разновозрастная группа. Поэтому учат новичков и малышей старшие, а это особенно плодотворно сказывается на усвоении.

Успешное привыкание, вхождение в новую среду, то есть адаптация проходит на удивление быстро и незаметно, новичок практически сразу становится полноправным участником большой игры и такой интересной жизни. Но взрослый все равно рядом.

  • Педагог-воспитатель в школе Монтессори – внимательный наблюдатель, активный помощник, экскурсовод по активным зонам помещения, но если этого хочет ребенок.

Потому что здесь воспитывают ребенка самостоятельного и свободного.

Дополнительная информация о применении методики в этом видео:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация