Воспитательный процесс зашел в тупик


Содержание

Педагогические ситуации и пример их решения. Методы решения сложных педагогических ситуаций

Рассмотрим педагогические ситуации и пример их решения. Пожалуй, эти вопросы не могут не волновать практически любого человека. Почему? Все дело в том, что каждый из нас является либо родителем, либо старшим приятелем, либо чьим-то родственником, а значит, время от времени нам приходится сталкиваться с детскими или подростковыми капризами, серьезными обидами или даже жестокими драками.

По мнению опытных специалистов, даже если сложные педагогические ситуации (и пример их решения будет показан ниже, кстати) не входят в сферу вашей профессиональной деятельности, справиться с ними все равно возможно. Для этого нужно всего лишь знать основные законы и правила.

Данная статья расскажет о том, как найти общий язык с подрастающим поколением. Про решение педагогических ситуаций в школе, как, впрочем, и дома, будет рассказано с научной точки зрения.

Раздел 1. Что такое ситуация в преподавательской практике?

Прежде всего, попробуем дать определение.

Итак, педагогическая ситуация – это, как правило, жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в процессе профессиональной деятельности учителя или воспитателя и породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения.

Некоторые штатные педагогические ситуации, встречающиеся довольно часто, позволяют учителю, воспитателю или родителю быстро проанализировать действия учащихся (домочадцев), определить возникшие задачи и положительно их урегулировать.

Нестандартные (нештатные) педагогические ситуации (и пример их решения, как следствие) бывают сложными, а значит, требуют более длительного периода для устранения, хотя иногда могут быть и совсем неразрешимыми.

Роль таких ситуаций для изучения и оценки образовательного процесса огромна. Почему? Ответ напрашивается сам собой. Именно через такие проблемы можно увидеть имеющиеся достоинства и недостатки всей деятельности.

Раздел 2. Решение психолого-педагогических ситуаций. Что лежит в основе?

  • недовольства, выраженного в раздраженности или негативном отношении к человеку или предмету;
  • разногласий из-за отсутствия согласованности и сходства во мнениях или взглядах;
  • противостояния в виде соперничества или сопротивления действиям кого-нибудь, чего-нибудь;
  • противодействия – действия, препятствующего проявлению другого действия;
  • разрыва, возникшего в результате нарушения взаимосвязи между кем-нибудь или чем-нибудь.

Раздел 3. Основные действия при обнаружении конфликта. Пример решения педагогической ситуации

Любое конфликтное событие требует разрешения, и работа учителя заключается в проведении пошаговой детализации всех своих действий.

Такие события могут возникать целенаправленно или случайно. Но, несмотря на причину, они должны разрешаться обдуманно и взвешенно, с учетом интересов всех участников конфликта. Для этого и предназначены специальные методы решения сложных педагогических ситуаций.

При обнаружении факта необходимо провести описание конкретной педагогической проблемы и определить характер ее содержания. Проведение анализа и оценки ситуации помогает выявить сущность конфликта и сформулировать наиболее значимые задачи. В соответствии с полученной и проанализированной информацией специалист может подобрать конкретные методы педагогической работы.

Выбор вариантов решений во многом зависит от профессионального опыта учителя, а также от его дополнительной теоретической и практической подготовки. Большое значение для урегулирования конфликта имеет умение учителя правильно провести самоанализ и оценку своих действий и принятого решения.

Учителя, имеющие большой профессиональный стаж и опыт, особо не нуждаются в пошаговой детализации своих действий. Но молодым педагогам такая методика может помочь в работе с детьми тогда, когда необходимо быстрое и четкое решение педагогических ситуаций в ДОУ, к примеру, или в младших классах средней школы.

Раздел 4. Обнаружение ситуации

Почему же? Все дело в том, что школьникам сложно ежедневно придерживаться правил поведения и выполнять требования учителей, поэтому в школьной среде возможны нарушения порядка, ссоры, обиды и т. д.

Первое действие – обнаружение факта. К примеру, учитель увидела, как учащийся младших классов испортил ножом перила на лестнице. Либо кто-то из учеников подрался с одноклассником на перемене или не выполнил своих обязательств, а педагог также об этом узнал.

Раздел 5. Пример ситуации

Вот перед нами готовая педагогическая ситуация. Примеры на самом деле можно приводить бесконечно, мы же разберем, например, ситуацию с порчей лестничных перил, которую можно назвать так: «Это же нельзя!»

Учитель, спускаясь по ступеням, случайно заметила, как ученик перочинным ножом пытался резать перила лестницы. Увидев преподавателя, мальчик убежал, забыв даже куртку на площадке. Обо всем случившемся учитель рассказал матери ребенка, которая просто не поверила, что ее сын мог такое совершить. Она была убеждена в том, что сын ее совершенно не виноват, и это сделали другие ребята, ведь они живут в квартире с идеальным порядком и красивой обстановкой, все в семье бережно и аккуратно относятся к вещам и мебели.

На вопрос матери сын признался, что просто хотел попробовать свой ножик в деле. Каково же было удивление и возмущение мальчика, когда учитель предложила ему порезать у себя дома стол или стул. Он просто был уверен, что так делать нельзя, ведь этот стол ему купил отец.

После восстановления картины этой ситуации можно перейти к ее анализу.

Раздел 6. Основные педагогические ситуации, возникающие в дошкольных и школьных учреждениях

Для детей младшего школьного возраста, к примеру, свойственны следующие ситуации:

  • Ябедничество, доносительство и жалобы. Дети знают, что сверстники негативно относятся к ябедничеству и доносительству. Однако школьники постоянно жалуются учителям: «А он у меня забрал…»; «А она у меня списывает…»; «А он толкнул меня» и т. д.
  • Драки, потасовки. Причин агрессивного и жестокого поведения ребенка по отношению к другому лицу множество: из-за разногласий во мнениях и взглядах; из-за желания отомстить, выделиться или утвердиться и т. д. Такое поведение начинает зарождаться и укрепляться еще в младшем школьном возрасте. Впоследствии же могут возникнуть более серьезные психолого-педагогические проблемы.
  • Обмены. Взаимоотношения детей между собой по принципу «я тебе, ты мне» широко распространены и поддерживаются детьми. Но обмен без правил может спровоцировать ссоры и способствовать развитию амбиций, корысти или обиды, приводящих к конфликтным ситуациям.
  • Страхи. Дети младших классов подвержены чувству страха. Они испытывают страх перед родителями, учителями, посторонними людьми, животными и т.д.
  • Порча вещей. Многие дети пренебрежительно относятся к личным и чужим вещам, портят их.
  • Клички и прозвища. В школах дети при общении между собой называют друг друга чаще всего не по именам, а по кличкам, и довольно часто именно с целью унижения достоинства.

Такого плана педагогические ситуации (и пример их решения не будет универсальным) можно перечислять до бесконечности.

Раздел 7. Как правильно проанализировать конфликт

  • Кто главный участник этого события и диалога?
  • В чем заключается причина конфликта?
  • Что послужило мотивом этого поступка?

Главным участником события является ученик. К своим личным вещам он относится бережно, но спокойно портит школьное имущество. В основе этого конфликта лежит разногласие. Мальчик уверен, что его поступок не противоречит принятым нормам поведения. Хотя понятно, что нужно беречь не только свои вещи, но и общественные. Свои действия он совершает неумышленно, так как не осознает, что нарушает правила поведения.

Педагогическая проблема, как говорится, налицо. По всей видимости, отец, подарив сыну перочинный ножик, не объяснил основное предназначение этого предмета.

Раздел 8. Какие задачи нужно сформулировать в первую очередь

  • помочь ребенку осознать свою ошибку, чтобы в будущем он не совершал подобных поступков;
  • донести до понимания родителей, что при воспитании нужно уделять внимание таким качествам, как бережливость и аккуратность: ребенок должен бережливо относиться не только к своим вещам, но и к чужим;
  • провести беседу с детьми в классе, где учится мальчик, и не оставлять без внимания случаи, когда школьники портят вещи.

Раздел 9. Способы решения педагогической задачи

Самый трудный этап после обнаружения ситуации – это выбор способа решения.

Можно с уверенностью сказать, что современному учителю это дается совсем нелегко. Конечно, опыт в решении штатных ситуаций имеется, но он до сих пор мало изучен. Именно через разрешение педагогических ситуаций происходит взаимодействие учителя с учащимися, где он напрямую контактирует с ребенком по поводу его конкретного действия и поступка.

Если вернуться к нашему примеру ситуации, то видно, что родителями в воспитании ребенка были допущены ошибки, повлекшие нарушение им общепринятых норм поведения. Первая ошибка родителей — они не приучили сына бережно относиться к посторонним вещам. Вторая ошибка – отец, подарив ему ножик, не объяснил его предназначение. В этом случае педагог может посоветовать родителям обсудить с сыном ситуацию, помочь ему понять неправильность своего проступка, рассказать о назначении перочинного ножа и в дальнейшем совместно с отцом отремонтировать лестничные перила.

Каждая мама обязана знать:  Привлечение обучающихся к труду летом

Дальнейшая воспитательная работа во многом зависит от эффективности примененного варианта разрешения педагогической задачи.

Раздел 10. Примеры решения


  • Детям подросткового возраста свойственна конфликтность, выражаемая как вызов обществу, упрямство. Для них мнение ровесников имеет большое значение и выше мнения взрослых. Самый лучший вариант выхода из этих ситуаций – попытаться понять их и причину такого поведения, учитывать их мнение, предоставить больше подконтрольной самостоятельности, сотрудничество.
  • Проявление тревожности, нестабильного эмоционального состояния, страха, застенчивости или неумения общаться со сверстниками. Что делать? Стараться не сравнивать с окружающими, больше использовать телесный контакт, способствовать повышению самооценки, меньше делать замечаний в адрес ребенка (только в крайних случаях), быть во всем примером. Также в этом случае лучше не заставлять подростка участвовать в каких-либо соревнованиях и работах, учитывающих скорость.
  • Воровство, кража чужих вещей. При выявлении подобного поступка педагогу следует поговорить с подростком, попытаться его убедить в необходимости возврата вещи владельцу с извинениями. Чтобы его поддержать, можно отправиться вместе с ним, но только в роли молчаливого сопровождающего. Если в классе знают о случившемся, то необходимо с детьми обсудить этот неприятный поступок. При этом следует выслушать мнение каждого и совместно сделать вывод. Дети должны понять, что такие действия противоправны.
  • Ложь, обман. При обнаружении факта обмана обсудить с ребенком ситуацию и объяснить дальнейшие негативные последствия для него и для других. Главное, чтобы он понял, что ложь ведет к потере доверия окружающих людей.
  • Одиночество, замкнутость, сильная ранимость, вспыльчивость и раздражительность. С помощью индивидуальных бесед помочь ребенку избавиться от этих эмоционально-психологических проблем, объяснить, как их сгладить и преодолеть. В коллективе стараться хвалить подростка и подчеркивать его положительные качества.
  • Отрицательное лидерство. С таким ребенком лучше не спорить и не конфликтовать, не делать замечаний в присутствии других. Надо постараться найти с ним контакт и подружиться, подсказать, как стать настоящим лидером, имеющим авторитет.
  • Проявление школьного «буллинга» — социального явления, выраженного в агрессивном настрое с преднамеренным преследованием, жестокостью, оскорблениями и унижениями других детей в присутствии сверстников. Важно помнить, что педагог, заметив такое явление, не должен акцентировать на этом внимание и выносить на всеобщее рассмотрение. Это может настроить зачинщиков еще более агрессивно против своей жертвы, что, в свою очередь, заставит пострадавшего испытывать еще большую неуверенность в себе и стыд. Особое внимание необходимо уделять развитию способностей к творчеству, умственным преобразованиям и креативному мышлению. В основу воспитания также должно входить развитие эмпатии – чувства сопереживания эмоциональному состоянию другого человека.

Ближневосточный процесс зашел в «глубокий и мучительный тупик» — ООН

ООН, 24 ноя — РИА Новости, Дмитрий Горностаев. Процесс мирного урегулирования на Ближнем Востоке находится в тупике при полном отсутствии даже намеков на переговоры между Палестиной и Израилем, и мировое сообщество должно принять срочные меры для выполнения сторонами прежних обязательств. Об этом заявил помощник генерального секретаря ООН по политическим вопросам Хайле Менкериос на заседании Совета безопасности во вторник.

По его словам, наиболее угрожающими симптомами деградации мирного процесса является продолжение строительства Израилем поселений на оккупированных палестинских территориях в нарушение всех договоренностей и заявление главы Палестинской автономии Махмуда Аббаса о том, что он не будет избираться на второй срок.

«Политические усилия по нахождению переговорного решения о существовании двух государств (Палестины и Израиля) зашли в глубокий и мучительный тупик. Жизненно важно, чтобы в этот критический момент мировое сообщество заняло бы четкую и единую позицию. Насилие и экстремизм обязательно заполнят вакуум, который образуется из-за отсутствия политического прогресса. Сейчас мы столкнулись с реальной опасностью такого вакуума, в условиях которого не только не идут никакие палестино-израильские переговоры, но и нет даже намеков на согласование условий, при которых такие переговоры были бы возможны, как нет и рамок, в которых можно было бы обеспечить выполнение обязательств сторон по «дорожной карте», — сказал помощник генсека ООН.

«Дорожная карта» была разработана «квартетом» международных посредников (РФ, США, ЕС, ООН) как план ближневосточного урегулирования. С его условиями согласились и вязли на себя соответствующие обязательства как Палестина, так и Израиль. Оданко фактическая реализация «дорожной карты» была сорвана после начала блокады Израилем сектора Газа летом прошлого года и военной операции израильской армии «Литой свинец» в Газе в ответ на ракетные обстрелы со стороны палестинских боевиков. В результате военных действий в секторе Газа в декабре 2008 — январе 2009 года погибли около 1,4 тыс. палестинцев и тринадцать израильтян.

«Партнеры по «квартету» продолжают активно искать четкую стратегию по продвижению процесса, для которого будут необходимы незамедлительные действия непосредственно в регионе и выполнение требований «дорожной карты», — подчеркнул помощник генсека ООН.

Сейчас, по словам Менкериоса, ситуация усложняется главным образом из-за продолжения незаконного строительства еврейских поселений на палестинских территориях. Последним в этом ряду стало решение о строительстве 900 квартир в многоэтажных домах в районе Гило в оккупированном Восточном Иерусалиме, где предполагается разрушение 17 палестинских домов и выселение 99 палестинцев, более половины из которых — дети.

Дополнительную тревогу вызывает у ООН решение умеренного палестинского лидера Махмуда Аббаса, с которым мировое сообщество связывает надежды на урегулирование, не участвовать в следующих выборах главы Палестинской национальной администрации, назначенных на 24 января 2010.

«Это тревожная оценка сложившегося положения со стороны лидера, безусловно приверженного миру, оценка того, что сейчас политическому процессу не хватает наполнения по существу и не хватает доверия. Это громкий и ясный сигнал к пробуждению. Если мы не можем решительно продвинуться к окончательному решению вопроса о статусе (Палестины), мы рискуем скатиться назад, при этом под угрозой окажутся как Палестинская администрация, так и само решение вопроса о существовании двух государств», — предупредил высокопоставленный представитель ООН.

Он напомнил, что генсек Пан Ги Мун выступил с решительным осуждением продолжения строительства еврейских поселений и выразил крайнюю тревогу по поводу решения Аббаса не участвовать в выборах.

Менкериос также указал, что израильская сторона не прекратила строительство еврейских поселений в нарушение «дорожной карты» даже несмотря на отчаянные попытки убедить их в этом со стороны США, главного союзника Израиля. Соответствующие переговоры были проведены с израильским руководством госсекретарем США Хиллари Клинтон в конце октября, а 9 ноября состоялась встреча президента США Барака Обамы и премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху.

Разбор проблемных ситуаций

Проблемная ситуация №1.

Учитель первого класса пришла к психо­логу с жалобой на одного из своих учеников: «Игорь просто издевается и мной. Он настолько избалован, что совершенно не умеет вести себя в классе. Все ответы выкрикивает с места, перебивает, не дослушав вопрос до конца, постоянно роняет вещи со стола, успевает болтать чуть ли не со всеми одновременно вокруг, кривляется, смешит и отвлекает детей. А когда я делаю замечания, он или притворяется, что не слышит меня, или обижается и хамит. Я испробовала все способы воздействия на него: выгоняла из класса, делала замечания в присутствии родителей, оставляла во время перемены в классе стоять возле парты. Мама и бабушка, которые воспитывают Игоря, не в состоянии изменить что-либо. Игорь с каждым днем дерзит все больше, а однажды даже пытался уйти из дома. Что делать?».

Проблемы и причины ситуации №1:

отсутствие дисциплинированности, социальная неуклюжесть ;повышенная речевая и двигательная активность;вербальная агрессия.

Пути решения проблем и причин ситуации №1(через упражнения, приемы и т.д.):

  • Выявить наиболее сформированные способности, дарования ребенка. Создать ситуацию успеха для ребенка, т.е. дать возможность почувствовать свою успешность. Так как гиперактивные дети гораздо более чувствительны к похвале, чем другие. Что дает возможность «раскрыться», обрести свое Я, и пусть не сразу, но и взрослые, и сверстники станут замечать происходящие в нем перемены.

Прогноз (результат): Количество окриков и замечаний снизится, что благотворно повлияет на поведение ребенка.

Проблемная ситуация №2.

Юле всего 5 лет. Но родители были вынуждены уже дважды переводить ее в другой детский сад, потому что ее присутствие в группе, по словам воспитателя, опасно для здоровья окружающих. Юля то носится по группе, как вихрь, то бросает в детей игрушки, когда они говорят что-нибудь неприятное для нее, то пытается выхватить у воспитателя тарелку с супом, проливая ее содержимое на детей. В тихий час она не спит, а громко поет песни. Появление Юли в новом детском саду в первый же день вызвало беспокойство родителей других детей. Заведующая и воспитатели обратились к психологу ДОУ. Оказалось, что дома с ее поведением проблем не возникало. Юля послушна и некапризна: папа держит ее в ежовых рукавицах. воспитатели пытались использовать в общении с Юлей только демократический стиль воздействия: долго объясняли ей, почему надо поступать тем или иным образом, пытались делать замечания в мягкой форме. Такой подход был противоположен домашнему воспитанию, где любое действие девочки сопровождалось окриком, запретом: «Отойди!», «Перестань!». Ее зачастую подвергали и физическим наказаниям. Эти подходы вступали в противоречие друг с другом, а непоследовательность взрослых порождала все новые и новые капризы ребенка.

Проблемы и причины ситуации №2:

  • повышенная двигательная активность, возбужденность, нарушение сна;
  • отсутствие единой и приемлемой стратегии между взрослыми.

Пути решения проблем и причин ситуации №2:

    Мягкая форма замечаний и запретов воспитателей была заменена категоричным, но кратким «нельзя», после чего ребенку предлагалась альтернативная форма поведения. Например: «Нельзя разрисовывать обои, но, если ты хочешь рисовать на стене, давай прикрепим на нее лист бумаги». Или: «У нас в группе кидаться игрушками нельзя. Если ты хочешь бросить что-то, я дам тебе поролоновый мячик». Но, прежде чем вводить такие запреты, стоит подумать, насколько они обоснованны. И еще: если запретов будет очень много, они потеряют свою эффективность.Не использовать в общении с гиперактивными детьми только демократический стиль воздействия: долго объясняя им, почему надо поступать тем или иным образом, пытаться делать замечания в мягкой форме.Не использовать в общении с гиперактивными детьми авторитарный подход, где любое действие таких детей сопровождается окриком, запретом: «Отойди!», «Перестань!»; зачастую подвергается и физическим наказаниям. Выбрать единый подход к ребенку, который окажется приемлемым и для родителей и для педагогов.Использовать тактильный контакт, т.е. в детском саду укладывая ребенка спать в тихий час, педагог, садясь рядом с ребенком, поглаживает его, произнося тихие и ласковые слова; или в школе можно посадить ребенка рядом с воспитателем (за первый стол), проходя по классу, педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий «включить» внимание. Взрослого он избавит от необходимости делать замечания и читать бесполезные нотации.
Каждая мама обязана знать:  Мой сын очень агрессивный

Прогноз: Поведение ребенка, ощутившего единый стиль общения с ним родителей и педагогов, постепенно начнет изменяться. Ребенок станет меньше манипулировать взрослыми, почувствует в их действиях и уверенность, и внимание к своим желаниям и стремлениям. В результате целенаправленной работы удастся наладить взаимоотношения с ребенком. Снизится мышечное беспокойство и эмоциональная напряженность ребенка. Засыпая, проснется отдохнувшим, станет менее импульсивным и предсказуемым.

Проблемная ситуация №3.

Денис воспитывается в подготовительной к школе группе. Он очень любит читать, на занятиях по развитию речи и обучению грамоте всегда много отвечает. Правда, при этом бесцеремонно перебивает воспитателя, вскакивает из-за стола и всегда хочет успеть первым. Однако в процессе занятия бывает очень невнимателен. Воспитатель и родители, обсудив проблемы ребенка, стараются совместными усилиями помочь ему. В медицинской карте Дениса стоит диагноз — «дефицит внимания с синдромом гиперактивности». Зная, что к проявлениям гиперактивности относятся импульсивность, дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, взрослые приняли решение бороться с недугом жестко и непреклонно. Но не учли того, что от ребенка нельзя требовать выполнения такой сложной комплексной задачи: быть внимательным, усидчивым и одновременно сдержанным. Однако иногда, даже работая в едином ключе, взрослые не могут добиться желаемого результата.

Проблемы и причины ситуации №3:

  • импульсивность, двигательная расторможенность — отсутствие дисциплинированности;
  • дефицит активного внимания — рассеянное внимание;
  • использование взрослыми в единой стратегии неэффективного подхода к ребенку.

Пути решения проблем и причин ситуации №3:

1. Для того чтобы ребенок был внимательным, выполняя какое-либо задание, необходимо постараться не замечать, что он ерзает и вскакивает с места, так как, получив замечание, ребенок, конечно, постарается какое-то время вести себя хорошо, но уже не сможет сосредоточиться на задании.

2. Вначале желательно обеспечить тренировку только одной функции, так как гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы.

3. В подходящей ситуации педагог сможет тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания.

4. Если потребность ребенка в двигательной активности высока, нет смысла подавлять ее, необходимо попытаться научить его выплескивать энергию приемлемыми способами: занимаясь плаванием, легкой атлетикой, танцами, спортивными и подвижными играми.

5. Взрослые обязаны помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале занятия, а не в конце. Интересно, что ребенок, работая один на один с взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

6. Нагрузка должна соответствовать возможностям ребенка. Например, обычные дети в группе детского сада могут заниматься какой-либо деятельностью 20 минут, а гиперактивный ребенок работает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дольше. Разумнее переключить его на другой род деятельности: попросить полить цветы, накрыть на стол, поднять «случайно» оброненный карандаш и т.д. Если ребенок в состоянии продолжить занятие, можно разрешить вернуться к нему.

7. Гиперактивному ребенку будет легче, если занятие разделить на части: например, после выполнения двух-трех заданий можно поиграть с детьми, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев, так как, к сожалению, такой ребенок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение такого длительного отрезка времени.

8.Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет, так как чем более драматичен, экспрессивен, театрален педагог, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое.

9. В начале работы педагог может снизить требовательность к аккуратности, для того чтобы позволить сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие, повысить учебную мотивацию), так как в процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. А таким детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.

10. Необходимо договариваться с гиперактивным ребенком заранее, подготавливая его к смене рода занятий, так как у них возникают трудности при переключении с одного вида деятельности на другой, даже если этого требует взрослый.

11. На специальном стенде учреждения необходимо отметить основные моменты распорядка дня, очередность выполнения заданий, правила поведения. Причем и дошкольникам, и школьникам будет легче и удобнее воспринимать информацию, если для этой цели использовать не только слова, но и символы, понятные им.

12. Использовать сигнал таймера, заведенного на определенный отрезок времени или звон колокольчика, для того чтобы у ребенка не возникали отрицательные эмоции по отношению к взрослому, который отрывает его от интересного дела, использует словесные сигналы. Но через какое время прозвучит сигнал и что необходимо сделать после его сигнала, с ребенком тоже договариваются заранее, так как в этом случае у него не возникает агрессии по отношению к воспитателю, и он готов к перемене вида деятельности. Что поможет педагогу сохранить добрые отношения с ребенком.

13. Тренировка навыка следовать инструкции взрослого и соблюдать определенные правила и требования необходимо тренировать у таких детей еще в детском саду, так как с первых же дней обучения в школе ребенку необходимо перестраивать свою жизнь, менять привычки; на каждом уроке и даже на перемене он должен подчиняться новым требованиям и правилам, а гиперактивному ребенку очень тяжело заставить себя делать то, что требуют.

14. Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько се­кунд (например, сосчитайте до десяти), что даст возможность лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке, так как гиперактивный ребенок очень импуль­сивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный ха­рактер, может вызвать слишком эмоцио­нальную реакцию взрослого.


15. Для эффективности выполнения нового задания, можно использовать следующий прием: попросить именно гиперактивного ребенка «озвучить» правило его выполнения, рассказать сверстникам, как и что надо сделать. А для получения более эффективного результата можно еще до начала работы обсудить с ребенком, что он сам себе хочет посоветовать для успешного выполнения задания.

16. Педагог дол­жен четко установить правила и предупре­дить о последствиях их несоблюдения. Од­нако следует объяснить ребенку: если он «нечаянно» нарушит какое-либо правило, это не означает, что все для него потеряно и дальше уже незачем стараться. Конечно же, он может исправить свою ошибку. У него все получится.

17. Свод правил мо­жет иметь постоянное название, например «Советы самому себе», так как в процессе работы, если ребенок нарушит одно из правил, установленных им же са­мим, взрослый может без лишних слов ука­зать ему на список правил. В тех случаях, когда составление такого свода правил невозмож­но или нецелесообразно, педагог может ог­раничиться только словесной инструкцией. Но при этом важно иметь в виду: инструк­ция должна быть очень конкретной и содер­жать не более десяти слов. В противном слу­чае ребенок все равно не услышит взрослого и не запомнит инструкции, а, следовательно, не сможет выполнить задание.

18. Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной, так как, учитывая особенности гиперактивного ребенка: он не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15-20 минут. Один из вариантов поощрения – выдача жетонов, которые в течение дня можно обменять на награды. Какие? Воспитатели могут узнать о том, что любят дети, беседуя с ними или попросив их выполнить рисунки на тему «Когда я счастлив», «Я счастлив, я доволен…».

19. Работая с родителями: в обмене между педагогом и родителями «карточка­ми-переписками». Что способствует снятию напряжения у родителей и улучшению детско-родительских отношений. В конце дня педагог записывает информацию о ребенке на заранее подготовленной картонной карточке. При этом должно выполняться обязательное условие: информация подается только в позитивной форме.

Прогноз: выработка взрослыми единой стратегии эффективного подхода к ребенку и постоянно действующего свода правил, выраженность синдрома дефицита внимания и гиперактивности будет компенсироваться если придерживаться предложенных приемов.

Вывод: Таким образом, каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию, характерную именно для этого ребенка. И, уже опираясь на это, можно выработать индивидуальную стратегию взаимодействия с ним. Это, конечно же, очень ответственный шаг. Ведь если выбор окажется неверным, положение ребенка в детском коллективе и дома может только ухудшиться. Поэтому возрастает необходимость совместной работы педагогов, психологов, медиков.

Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Пресс-Центр

Важно

Рекомендации СПЧ по итогам выездного заседания в Республике Башкортостан

Рекомендации СПЧ по итогам выездного заседания в Иркутской области
Рекомендации СПЧ по итогам выездного заседания в Алтайском крае

Новости RSS

Видео

Пресса о Совете

Переговорный процесс зашел в тупик

Мэрия предложила правозащитникам обсудить опасные поправки в Московский закон на следующий день после их подписания.

Представителей Президентского Совета, похоже, обманули.

Как написал 31 декабря 2015 года в своем блоге член Совета по правам человека при Президенте Российской Федерации А.В.Бабушкин, «В прошлый четверг (прим. – 24 декабря 2015) во время встречи с В.В. Володиным член Совета Цыпленков обратил внимание первого заместителя главы администрации Президента на то, что со дня на день мэр Москвы может подписать поправки к Градостроительному Кодексу Москвы. В.В. Володин пообещал, что переговорит с Собяниным и тот не подпишет пресловутые поправки, прежде, чем сможет встретиться с нами. Свое обещание Вячеслав Викторович сдержал и 29 декабря нам сообщили: московский мэр готов встретиться с представителями Совета».

Каждая мама обязана знать:  Может ли биологический отец вернуть право на отцовство

В связи с многочисленными заявлениями москвичей о подготовке опасных изменений Градостроительного кодекса столицы, Председатель Президентского Совета по правам человека М.А.Федотов и члены Совета А.В.Бабушкин и Е.А.Бобров 30 декабря 2015 года встретились с мэром Москвы С.С.Собяниным и Руководителем Москомархитектуры Ю.В.Княжевской. По результатам обсуждения предполагалось, что мэр Москвы не будет подписывать наиболее одиозные поправки. Как написал в своем блоге А.В.Бабушкин, «Однако доводы Мэра и главы Москомархитектуры нас не убедили. Было принято решение о том, что представили Совета встретились в Москомархитектуре и более детально обсудили законопроект, все его плюсы и минусы. Встреча назначена на середину января 2020 года».

Очевидно, что члены СПЧ не знали, что Мэр, готовясь к встрече с правозащитниками, проявил завидное чувство юмора и пришел на обсуждение, предварительно подписав и опубликовав документ.

Как выяснилось, накануне встречи (29 декабря) Закон, содержащий опасные и скандальные поправки, уже был опубликован на сайте Московской Городской Думы (Закон города Москвы от 16.12.2015 N 74 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 25.06.2008 N 28 «Градостроительный кодекс города Москвы»»).

Сайт Московской Городской Думы является, согласно законодательству, официальным местом опубликования законов города Москвы.

Можно сказать, что администрация города, проведя, по сути, притворные переговоры, предложила правозащитникам еще раз встретиться с той же целью.

Надо отдать должное смекалке и находчивости Мэра Москвы, назначившему еще один день переговоров по поправкам в закон, которые на самом деле уже были им подписаны, опубликованы, и вступили в силу в момент опубликования.

Предыстория принятия скандальных поправок в закон города Москвы следующая. В декабре 2015 года общественность Москвы, эксперты, муниципальные депутаты, правозащитные организации активно противостояли принятию опасных и губительных для Москвы поправок в Градостроительный кодекс Москвы. Многие из этих поправок еще год назад, в 2014, депутаты Мосгордумы от Единой России уже пытались протащить, но тогда удалось предотвратить их принятие. Год спустя к тем поправкам добавились новые, дающие еще больше возможностей бесконтрольно и хаотично застраивать Москву, легализовать уже допущенные нарушения и нарушать права граждан. И в 2015 году полный комплекс поправок, включая не принятые годом раньше, были приняты, несмотря на все протесты и обоснованные аргументы москвичей.

Что делать, если жизнь зашла в тупик и давно не радует?

Жизнь изобилует разными ситуациями. Вы можете быть счастливы, полны энергии и сил двигаться вперед и только вперед, а можете совершенно внезапно попасть в “черную полосу” или впасть в апатию.

Когда работа не интересует, а пребывание дома не восстанавливает силы, когда возникает ощущение, что близкие перестали понимать, а общение не вызывает энтузиазма, краски все тусклые и совершенно отсутствует мотив для движения. На самом деле, это еще не жизненный тупик, но выбранный вектор мышления способен туда привести. А когда жизнь зашла в тупик по-настоящему – искать выход становится сложнее. Давайте вместе разберемся в корне проблемы и проанализируем, что можно сделать, чтобы процесс выхода из жизненного тупика не причинил еще большего вреда.

Жизненный тупик – синоним депрессии

Депрессия – пугающий термин. Как правило, к ней приводят длительные стрессы. Часто даже не столь заметные. Они накапливаются внутри, создавая напряжение в нервной системе, и спустя время выплескиваются наружу – нервным срывом.

Несмотря на то, что само слово “стресс” воспринимается нами в негативном ключе, это понятие не носит исключительно отрицательный характер. Стресс хорошо известен эволюции, и она за долгие тысячи лет научилась использовать его во благо человеческого организма.

В стрессовой ситуации активизируется работа мозга и мышц. Легче протекает процесс умственной деятельности, а тело готово демонстрировать небывалые физические результаты.

Стесс – это естественная защита на пугающий фактор. Такое состояние способно запустить в теле механизмы, готовые в ответственный момент спасти жизнь. Но когда он становится постоянным спутником человека, это чревато дурными последствиями. Подобное воздействие на организм лишь разрушает его. И вот вы уже сидите у компьютера, готовый бросить всех и вся, и чувствуете приближение высасывающей соки депрессии. Но если находятся силы для того, чтобы ввести в поисковик фразу “тупик в жизни что делать?” – значит, не все потеряно.

Чтоб отыскать выход из тупика и разорвать круг переживаний и постоянной нехватки сил на борьбу с этими же переживаниями, необходимо посмотреть на привычные вещи немного под другим углом. Как?

Когда жизнь зашла в тупик: советы, которые помогут

Возможно, поисковой запрос “тупик в жизни что делать?” приведет вас прямиком к этой статье. А если вы читаете в данный момент эти строки, это означает, что намерение все поменять в лучшую сторону у вас есть. А это уже мотив.

Что делать, чтобы выбраться из трясины негативных мыслей? Именно негативные мысли и образы в голове затуманивают глаза, не позволяя видеть варианты решения проблем. Как выйти из тупика с помощью правильного мышления, знают психологи. Вот что они рекомендуют:

1. Расслабьтесь и перестаньте судорожно цепляться за свое будущее, стараясь его контролировать.

Планы и амбиции – это хорошо, но без болезненного фанатизма. Сосредоточьтесь на настоящем. На моменте “здесь и сейчас”. Попробуйте осмысленно насладиться тем, что вы имеете, но на чем редко акцентируете внимание. Нет, все плохо, живете как в тумане и нечему здесь радоваться? Порадуйтесь своему здоровью, почувствуйте благодарность за способность видеть и читать этот текст, за способность ходить и говорить. Мало? Ощутите радость от того, что имеете близких людей и крышу над головой. У кого-то нет и этого. И вы все еще считаете себя столь несчастным? Будущее придет к вам в любом случае. И на него влияет такое количество факторов, которое просто невозможно предугадать. Так что отсутствует сам смысл контролировать и предугадывать его.

Сосредоточьтесь на настоящем, не пропуская его через призму негативного опыта. Постарайтесь переоценить возникшую ситуацию, и если у вас с первого раза что-то не вышло – расценивайте это как дополнительно извлеченный опыт, который обязательно сыграет свою положительную роль. Помните, что наш мозг быстро стирает из памяти ненужную ему информацию, порой даже подменяя факты и эмоции. И чем больше вы накручиваете себя, тем сложнее вам становится нести этот груз прошлого, вместо того, чтобы получать новое.

3. Ваше представление о чем-либо – лишь представление.

Когда жизнь зашла в тупик, выбросив вас на обочину, вы можете осознать, что все не так страшно. Например, вас уволили с работы и кажется, что это стопроцентный крах всех стремлений? Пообщайтесь с теми, кто пережил абсолютно такую же ситуацию и заметьте, что жизненный путь этих людей не окончился. Да, им было не просто, но если внутри хранить стремление к успеху – человек поднимается заново и делает это гораздо быстрее в силу накопленного опыта. Не проецируйте негативные ощущения действительности на будущее, направьте усилия на то, чтобы оставить их в прошлом.

4. Научитесь улыбаться. Даже без видимого повода.

Сразу это кажется чем-то банальным и странным, но когда улыбка станет вашим постоянным гостем, вы поймете ее ценность.

5. Займитесь своим воображением.

И сейчас речь не о рисовании или чтении книг. Напротив, обуздайте его. Не позволяйте негативным мыслям, которые сейчас заполонили ваше сознание, брать верх над ситуацией и додумывать новые факты или делать “долгожданные” выводы. У нашего сознания много ловушек, и мозг привык домысливать то, чего нет. Посмотрите, как вы читаете: разве вы рассматриваете каждое слово, придавая ему смысл? Нет, вы действуете по наитию. Так ваш мозг экономит вам время, заполняя пробелы. Додуманные события – это тоже результат вашей внутренней защиты.

6. Не пытайтесь предугадать эмоции.

Сколько раз вы думали: “Вот если бы меня взяли на ту работу..” или “Если бы у меня вдвое выросла зарплата…”? Нет, вы бы вряд ли были настолько счастливы, насколько себе представляете. Эти события на фоне множества других, происходящих в жизни, не несли бы для вас столь сильный эмоциональный посыл, как вы предполагаете. Единственный выходом здесь будет находить эмоции в том, что вас уже окружает. Почему вас не порадовала премия в прошлом месяце? Маловато? А если бы ее не дали вовсе. Начинайте ценить, что имеете, а не угадывать, как будет когда-то и будет ли.

7. Посмотрите на ситуацию шире.

Если ехать на машине и смотреть не на дорогу, а на капот, то далеко вы не доедете. Максимум – до ближайшего столба. Смотрите на мир во всех плоскостях, какие вам открываются. И открывайте новые сами. Думайте не о цвете капота и о том, где он находится относительно остальных машин, а о дороге, о ситуации вокруг, о том, что вокруг вас мир гораздо больше салона авто.

Где найти выход из тупика?

Поймите, что “хорошая” и “плохая” ситуация – это лишь ярлыки. А эти ярлыки придумал сам человек. Стараясь понять, как выйти из тупика, стоит внимательней рассмотреть сам тупик. А впоследствии заметить, что, возможно, перед вами вовсе не стена, а новый поворот, ведущий к новым увлекательным местам. Перестаньте бегать по кругу, “пережевывая” свои проблемы и обсуждая возникший тупик в жизни. Если потребуется, шагните назад, иногда это прекрасная возможность свернуть на другую дорогу.

Жизнь начинается не завтра

Находясь внутри, сложно разглядеть все возможности и реально оценить происходящее. Путь к счастливой гармоничной жизни начинается с решения изменить то, что не устраивает. И для этого не надо знать все наперед.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация