Возможности сказки в воспитании


Содержание

Методическая разработка на тему: «Возможности сказки в воспитании и обучении дошкольников»

Методическая разработка на тему:

«Возможности сказки в воспитании и обучении дошкольников».

воспитатель «семейного детского сада»,

дошкольного структурного подразделения № 000

ГБОУ «Школа № 000 «Жар-птица»

Современная сказочница Наталья Абрамцева назвала сказку – «эпиграфом жизни, молитвой на сон грядущий, связью поколений, чистым родником детства для взрослых и источником мудрости для детей»22. Это та, по словам замечательного педагога Татьяны Бабушкиной 21, «мудрость безвременья», которую знали и отдавали своим внукам старики из далекого прошлого, и то, что мы теряем безвозвратно.

Не желая пройти мимо этого бесценного сокровища, мы решили отвести сказке в нашем семейном детском саду — особое место. Сказка гармонично прошла через все образовательные области программы «От рождения до школы» . Представленная работа — попытка обобщить чужой и собственный опыт использования сказки в обучении и воспитании дошкольников. В ней можно найти конспекты интегрированных занятий для разновозрастных групп автора, примеры проектов, видов и форм работы со сказкой, а также перечень полезной литературы и интернет — ресурсов на эту тему. Работа предназначена для воспитателей, прежде всего воспитателей «семейных детских садов» и родителей.

Образовательная область «Социализация»

Задачи этой области – развитие игровой деятельности, приобщение общепринятым правилам человеческих взаимоотношений, гендерное, семейное, патриотическое воспитание. Чем нам может помочь сказка?

В сказке нет полутонов, в ней все делится на добро и зло, черное и белое, хороших героев и плохих героев. Такое устроение созвучно мироощущению дошкольника. Кроме того, положительный герой в любой сказке всегда самый привлекательный, по сравнению с другими. Ребенок не только сопереживает ему, но и отождествляет себя с ним. «Так сказка не только учит добру, но и прививает его ребенку» 9.

Сказка оказывает мощное воспитательное и психотерапевтическое воздействие на детей. Обычно, дети влюбляются в какую – то одну сказку и готовы слушать ее, сотни раз. Это совсем не случайно, через нее они могут бороться со своими страхами, рисовать свои мечты, ожидания, учиться быть людьми. Корней Чуковский сказал: «Цель сказочников, какою угодно ценою, воспитать в ребенке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою»7.

Сказка — хороший повод подружиться. Однажды, мы задумали поставить сказку

«Мешок яблок», но нам не хватило действующих лиц, тогда мы пригласили детей из шести семей. Всего участников спектакля было 17. Большую часть костюмов нам предоставил детский сад, остальные придумывали из шуб, платьев, красок. На премьеру спектакля семьи пришли с половиками, скатертями, кринками, овощами, орехами, даже с медом, один из пап — художников нарисовал окна и двери, мамы придумали и сшили оформление для сказочной сцены. Получилось, как по сценарию сказки, каждый внес свой вклад в общее дело. Вот уж действительно: « с миру по нитке – нищему рубаха». Сколько было общения, шума, волнения, радости! Репетировали, тут же играли. Дети старались даже маленькую сделать яркой. Для некоторых детей это вообще было первое выступление в их жизни. После спектакля было чаепитие. Родители испекли очень вкусный торт, он был такой большой, что его так и не смогли осилить 24 человека. Мамы говорили, что получился настоящий праздник для их детей. Наши дети долго ходили под впечатлением от происшедшего, а гости долго еще спрашивали, когда же будет следующая сказка. Без преувеличения можно сказать, что этот спектакль останется ярким воспоминанием в памяти детей.

В русских сказках созданы прекрасные женские образы – красивые, добрые, умные и трудолюбивые. В отличие от осовремененных сказок, в традиционных русских сказках девушки — никуда не скачут, не бегут, мужей себе не ищут и их не добиваются. Образ русской женственности несет на себе печать мира и покоя. Препятствия и жизненные невзгоды девушки побеждают не силой, а интуитивной мудростью и терпением. Это прекрасные образцы для подражания нашим дочерям.

На счет мальчиков, мамам стоит помнить здоровую формулу мужского воспитания: «Я родила сына, но воспитываю мужчину, т. е. кормильца и защитника не только для меня, но и для будущих поколений, а также для той женщины, которая поможет сыну продолжить наш род».25 В сказках мальчики смогут найти все основные мужские архетипические роли: Кормильца, Защитника, Учителя и Продолжателя Рода.

Таким образом, сказки могут послужить инструментом воспитания мальчиков и девочек. Читая, рассказывая, обсуждая с детьми подобные сказки, воспитатели и родители уже сделают большую работу.

В сказке «Иван, крестьянский сын», например, герой, нагрубивший старухе, терпит неудачи, а после принесенного им извинения получает от нее полезный совет. «Гуси – лебеди» о том, что не слушаясь родителей, дети попадают в беду. Сказки «Кукушкины слезы» «Звездный мальчик» (Мальчик-звезда) Оскара Уайльда — очень глубокие, мощные по степени воздействия сказки.

Выдающийся психоаналитик, детский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм8 сравнивал сказку с другими литературными произведениями — мифом, басней, рассказом. И пришел к выводу, что только народная сказка может « завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции и способна помочь ребенку найти смысл в его жизни» 9. Из всех жанров, до сих пор, именно сказка остается у детей самой любимой. И именно сказка может стать первой книгой, которую ваш ребенок прочтет самостоятельно.

Пример нашего занятия по чтению «Читаем сказку «Лиса и козел»: http://nsportal. ru/user/695985/page/konspekt-integrirovannogo-zanyatiya-po-chteniyu-dlya-raznovozrastnoy-gruppy-chitaem

Требования к рассказчику сказок.

Дошкольники – не читатели, а слушатели. Читать и рассказывать сказки сложнее, чем рассказы. Для того, чтобы сказка ожила, заиграла, воспитателю или родителю необходимо принять на себя роль сказителя. Эта роль требует немалых способностей и большой душевной отдачи.

Поучиться этому можно здесь 19: http://www. bestreferat. ru/referat-195892.html

И здесь 13 : http://www. rojdestvo. ru/spec/vospitanieskazkoi/

Работая со сказкой, мы встретились с таким явление как «антисказка». Она принципиально отличается от традиционной, т. к. не дает пример положительного поведения, а учит как вести себя нельзя. Таких сказок немного, но они существуют. Например, все знают сюжет безобидной сказки «Маша и три медведя». Как правило, рассказывая эту сказку, взрослый дает понять ребенку, что девочка – хорошая, а медведи – плохие. Мы в детстве переживали за Машу, чтобы она невредимая успела убежать от злых медведей. Однако, по законам сказки, из чужого дома в окно убегают только воры, а именно так поступила главная героиня. Отсюда и истинный смысл этой сказки: как не надо вести себя в чужом доме, как нельзя обращаться с чужим имуществом. Все это в корне меняет восприятие поведения Машеньки на протяжении всей сказки.

Образовательная область «Коммуникация».

Красота, образность, певучесть, словесные обороты языка народных сказок – прекрасный материал для развития диалоговой, монологовой речи, пополнения словаря детей, развития лексической и эмоциональной выразительности речи. В этом еще могут помочь «Логосказки» Быстровой2 и «Сказкотерапия» 3 Вот конспект интегрированного занятия по коммуникации в разновозрастной группе «Развиваем речь со сказкой «Баба – Яга»» http://www. xn—-htbdjd0ah9an. xn--p1ai/publikatsii/345-konspekt-integrirovannogo-zanyatiya-po-kommunikatsii-v-raznovozrastnoj-gruppe-razvivaem-rech-so-skazkoj-baba-yaga

Образовательная область: «Познание»

«Познавательно — исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность»

Сказка может способствовать развитию исследовательской деятельности детей.16 Сказку «Колобок» можно использовать, для того чтобы познакомить детей с движением по наклонной и прямой, «Заюшкину избушку», чтобы ознакомить со свойствами воды. Мы взяли сказку «Три поросенка» для того, чтобы понять, почему сено и прутья не годятся для строительства дома. Дети с интересом экспериментировали с этими предметами.

Как это было: Конспект интегрированного занятия по исследовательской деятельности в разновозрастной группе «Солома, ветки, камень и ветер » по сказке «Три поросенка» http://nsportal. ru/user/695985/page/konspekt-integrirovannogo-zanyatiya-po-issledovatelskoy-deyatelnosti-v

«Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»

Ознакомление с природой.

Главные герои сказок для дошкольников – животные и птицы, а это хороший повод узнать об особенностях их строения, питания, поведения. Эту возможность мы и использовали при знакомстве со сказкой «Лиса и журавль». Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в разновозрастной группе «Здравствуй, журавль» по сказке «Лиса и журавль» http://nsportal. ru/user/695985/page/konspekt-integrirovannogo-zanyatiya-po-formirovaniyu-tselostnoy-kartiny-mira-v

Формирование представлений об истории человечества через знакомство с произведениями искусства и образом жизни, традициями людей.

В русских народных сказках встречается персонаж «куколка», защищающая главную героиню от всех бед. Чтобы поближе познакомиться с народными куклами, мы отправились в поездку в усадьбу «Берегиня» с. Козлово Калужской области. Здесь находится уникальный музей традиционных кукол, собранных по всей России. Коллекция кукол насчитывает более 2000 экземпляров. Хозяйка этой коллекции — Римма Яковлевна Тарасова — калужская кукольница, народный мастер России.

Игрушечная русская изба

Помимо знакомства с миром народных кукол, по нашей просьбе, Римма Яковлевна рассказала о секретах девичьего гардероба, круге обязанностей по дому 5-ти — 6-тилетних русских девочек. Объяснила, что такое «Домовая книга» и как ее правильно вести. Дала много полезных советов по ведению и организации внутреннего уклада дома. Помогла посмотреть на свою семью, дом – совсем другими глазами.

Очень советуем съездить туда всей семьей!

Экскурсия в музейно-выставочный зал г. Серпухова.

Любая русская народная сказка – это соприкосновение с бытом, образом жизни русского народа. Чтобы посмотреть, как жили наши предки, мы поехали в г. Серпухов на интерактивную этнографическую экспозицию «Мир русской деревни». Она раскрывает такие темы, как традиционная праздничная культура русского народа, устройство и быт русской избы, традиционный русский костюм, мужские и женские ремесла, трудовая жизнь русской деревни.

Через экскурсии знакомство с профессиями

Экскурсия в гончарную мастерскую семьи Самолетовых г. Таруса

Сказки «Деревянный орел», «Горшечник»,…– это еще и знакомство с профессиями. Героями сказок могут оказаться кузнецы, гончары, плотники, золотых дел мастера. Мы решили познакомить детей с древней профессией гончара для чего и посетили гончарную мастерскую семьи Самолетовых. Дети стали свидетелями того, как простой кусок глины на гончарном круге превращался в кувшин, горшок, тарелку. Увидели настоящую печь для обжига, этапы преобразования невзрачной глиняной посуды в красивые произведения искусства.

Мастер показывает все этапы превращения глины в горшок

Со сказкой можно путешествовать по разным странам.

Прежде, чем выбрать сказку народов мира, мы выбирали страну, которая каким – то образом была связана с историей нашей семьей. Это могут быть страны, народы, где родились, работали наши родные, где с ними связаны какие — то важные события членов нашей семьи. Презентация проекта «Кругосветное путешествие»:

http://www. /watch? v=ubavXiqv1tA

Проект «Кругосветное путешествие» http://nsportal. ru/user/695985/page/proekt-krugosvetnoe-puteshestvie-i-prezentatsiya-proekta-krugosvetnoe-puteshestvie

«Формирование элементарных математических представлений»

Сказки помогают закреплять знания детей о геометрических фигурах, величине, размере, пространственных отношениях, например

полотенце было УЗКОЕ — река разлилась ШИРОКАЯ, кусты НИЗКИЕ, да деревья ВЫСОКИЕ, родная тётка БЛИЗКО жила, а баба-яга — ДАЛЕКО, колобок круглый и т. д.

Закрепление знания чисел (3 медведя, семеро козлят), порядковый счет предметов, например жителей «Теремка». С героями сказки, детям веселее и нагляднее изучать разделы математики.

Цикл разработанных занятий по ФЭМП можно посмотреть у 24

Образовательная область «Труд»

Народные сказки всех народов учат трудолюбию и всячески высмеивают лень. Они всем известны — «Золушка», «Морозко»,… Кроме них, мы особо отметили сказку «Про лодыря и мельника» Георгия Русафова. Она поучительна не только для детей, но и для родителей, т. к. показывает, как родители своими руками делают из детей — лентяев. Очень удачная подборка авторских сказок на эту тему у .17

Сказки дают возможность разнообразить темы и содержание ручного труда через изготовление сказочных персонажей и декорации к сказке.

Образовательная область «Художественное творчество»

По мнению педагога Алексея Лельчука20, настоящая цель занятий по рисованию и лепке, – «не развитие мелкой моторики пальцев, а развитие «крупной моторики» головы, развитие личности ребенка». Это одна из самых востребованных областей для дошкольников. Профессор 10 считает, что в этом возрасте дети ищут не знаний как таковых, а «выражения и питания своей внутренней жизни, творчества, а задача сказки — дать эти образы, в которых выражаются и которыми питаются чувства детей» 10

Это конспекты по лепке, аппликации и рисованию.

Конспект интегрированного занятия по аппликации в разновозрастной группе «Аппликация из газеты к сказке «Лиса и заяц»

Конспект интегрированного занятия по рисованию для разновозрастной группы «Сказочные домики для мишки и мышки»

Конспект интегрированного занятия по лепке в разновозрастной группе «Отыщи лису» (по сказке «Жихарка»)

подчеркивал, что «сказка — это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший его этап — инсценирование»6. В сказке ребенку интересно все: и сама сказка, и возможность озвучить персонаж и сыграть роль самому, и побывать в роли сказочника или просто быть свидетелем сказочного действа.

Очень полезен будет фильм — лекция «Ребенок и сказка» Анастасии Абрамовой23

Наша сказка «Колосок»: http://www. /watch? v=kBBJZVxHVzM

Образовательная область «Безопасность»

Сказки учат избегать неприятных событий, знакомят с причинно-следственными связями, рассказывают различные правила по технике безопасности:

. существуют границы, за которые нельзя выходить.(«Колобок»)

· не впускай никого в дом, не говори, что ты один дома. («Зимовье зверей»).

· не сдавайся, даже во время беды, действуй и решение найдется! («Гуси-лебеди») и др. Более подробно о «сказочной безопасности» можно прочитать у Заряны и Нины Некрасовых5.

Психологические методики по сказкам могут помочь родителям, воспитателям и педагогам лучше понять внутренний мир ребенка.

Эти методики могут проводиться как устно, так и письменно, с помощью рисунка.

Цель: выяснить, какие качества личности ценятся, выявить мотив выбора.

Предложить детям для рассмотрения несколько сказок или героев их них. Ребёнок должен выбрать сказку или героя и пояснить, почему он сделал этот выбор.

Цель: выяснить, что волнует ребёнка, о чём он думает, чего хочет: кого считает другом, доверенным лицом.

Детям предлагается написать письмо сказочному герою и рассказать в нём, о чём хочется.

Цель: выяснить, на кого или на что ориентируется ребёнок в ситуации затруднения.

Детям предлагается воображаемая ситуация: «Представьте себе, что вы заблудились в лесу. Вы расстроены, напуганы. Вдруг вы выходите на поляну, на которой стоит домик…

-Скажи, кого ты хотел бы встретить в нём? Почему?

Цель: выяснить, какие качества, поступки ценит ребёнок.

— Ты, конечно, знаешь много сказок, мультфильмов, помнишь и любишь их героев. Кого из них ты пригласил бы к себе в гости? Почему?

Полезная литература и интернет-ресурсы:

1.Большунова образования дошколь­ников в формах игры средствами сказки: Учебное посо­бие. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000

2. – Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников

3., , Шуйская , СПб., 2001

4.Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок / авт.-сост. . — Волгоград: Учитель, 2011.

5.Заряна и Нина Некрасовы. Сказочная безопасность. http://adalin. mospsy. ru/l_03_00/l_03_06a. shtml

6.Сухомлинский . пед. соч. — М., 1979. — Т. 1. — С. 183.

7.Корней Чуковский. «От двух до пяти». стр. 235

8.Бруно Бетельхейм. «Польза и значение волшебной сказки»

9.Обухова (возрастная) психология. М., 1996. http://azps. ru/hrest/85/4985034.html — о сказке

10.Зеньковский детства., Екатеринбург, 1995 с.199

11. казка учит находить общий язык // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 9. — С. 39 — 44.

Каждая мама обязана знать:  Муж и мой сын не могут наладить отношения

12. О. Игорь Мухин. «Духовный смысл русских сказок» в программе «Неравнодушный разговор на телеканале «Радость моя»

http://www. radostmoya. ru/project/neravnodushnyi_razgovor/v >

13.Анастасия Абрамова. Практикум мастерства сказителя в семинаре «Воспитание сказкой» http://www. rojdestvo. ru/spec/vospitanieskazkoi/

14.Этот волшебный мир сказки. http://www. kostyor. ru/tales/tale52.html#7

15.Расскажи мне сказку: Лит. сказки для детей: Кн. для воспитателей детского сада, детей мл. шк. возраста, родителей. сост. , — М., Просвещение, 1993

16.Осташова -исследовательская деятельность дошкольников и сказка

17. «Трудовые сказки». Беседы с детьми о труде и профессиях.-М. ТЦ Сфера, 2015.

18. Музыкальные сказки http://mp3tales. info/playlist/? >

19. Методы и приемы художественного чтения и рассказывания русских народных сказок детям старшего дошкольного возраста в главе 2.3. дипломной работы « Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».

http://www. bestreferat. ru/referat-195892.html

20. «Глина с характером»

21. . Одушевляющая связь. Речь, 2009

22. Наталья Абрамцева. Рассказы и сказки для взрослых

23. «Ребенок и сказка» фильм – лекция с режиссером – педагогом центра «Рождество» Абрамовой Анастасией в видеожурнале «Толк и Польза».

24. Большунова образования дошкольников в формах игры средствами сказки: Учебное пособие. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000

25. Зинкевич- основатель метода Комплексной Сказкотерапии, доктор психологии, директор Международного Института Комплексной Сказкотерапии Татьяна. Сказки для мальчиков и сказки для девочек

26. Музыкальные сказки http://mp3tales. info/playlist/? >

27.Искра Божия. Сборник рассказов и сказок для мальчиков, юношей и мужей.

Перечень авторских методических разработок

1.Конспект интегрированного занятия по аппликации в разновозрастной группе «Аппликация из газеты к сказке «Лиса и заяц»

2.Конспект интегрированного занятия по рисованию для разновозрастной группы «Сказочные домики для мишки и мышки»

3.Конспект интегрированного занятия по лепке в разновозрастной группе «Отыщи лису» (по сказке «Жихарка»)

4.Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в разновозрастной группе « Здравствуй, журавль» по сказке «Лиса и журавль»

5.Конспект интегрированного занятия по коммуникации в разновозрастной группе «Развиваем речь со сказкой «Баба – Яга»» http://www. xn—-htbdjd0ah9an. xn--p1ai/publikatsii/345-konspekt-integrirovannogo-zanyatiya-po-kommunikatsii-v-raznovozrastnoj-gruppe-razvivaem-rech-so-skazkoj-baba-yaga

6. Конспект интегрированного занятия по исследовательской деятельности в разновозрастной группе «Солома, ветки, камень и ветер » по сказке «Три поросенка» http://nsportal. ru/user/695985/page/konspekt-integrirovannogo-zanyatiya-po-issledovatelskoy-deyatelnosti-v

7. Конспект интегрированного занятия по чтению для разновозрастной группы «Читаем сказку «Лиса и козел» http://nsportal. ru/user/695985/page/konspekt-integrirovannogo-zanyatiya-po-chteniyu-dlya-raznovozrastnoy-gruppy-chitaem

8. Презентация проекта «Кругосветное путешествие»

http://www. /watch? v=ubavXiqv1tA

9. Проект «Кругосветное путешествие»

Сказки-воспиталки

Воспитание ребёнка при помощи сказок.

Родителями изобретены сотни способов, как побудить, уговорить, заставить ребенка «делать то и не делать это». Совершенно новый способ сегодня предлагает наш автор Марина Мосина, мама двоих очаровательных малышей. Вот что она пишет:
«Признаюсь, мои дети так же несовершенны и далеки от идеала, как и ваши. И они не слишком склонны верить нужным нотациям о пользе или вреде определенного поведения или, например, блюда. Так вот, когда мои «умные» взрослые аргументы в споре с ними уже исчерпаны, а цель так и не достигнута, я придумываю. сказку! Это очень помогает. Желаемое поведение становится куда более привлекательным, места для конфликта просто не остается, да и ребенку легче понять, что от него требуется».

Именно таким путем, с помощью сказки, Марина научила своего старшего сына самостоятельно одеваться, делиться с другими детьми, а также добилась того, что мальчик перестал слишком увлекаться сладкими булочками. Эти поучительные истории про мальчика Васю (вы можете назвать героя сказки именем своего ребенка) и Розового Зайца (этот герой возник благодаря аппликации на любимом Васином комбинезоне) мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.

В возрасте двух лет моего сына обуяло необыкновенно ревнивое отношение к своим игрушкам . Он не позволял никому не то что поиграть, например, вынесенной на улицу лопаткой, но даже приблизиться к ней. Если его друзья приходили к нам домой, тут же начинались ссоры и драки из-за игрушек. Правда, психологи утверждают, что каждый ребенок должен пройти этот этап развития, чтобы у него сформировалось понятие о том, что такое его собственность. Это, конечно, успокаивало, но лишь отчасти. Кому приятны постоянные вопли и слезы при любом контакте со сверстниками? Вот тогда и появились сказки о том, как Розовый Заяц учился делаться. Нельзя сказать, что это моментально решило проблему. Однако сказки слушалась с большим удовольствием, ссылки на пример любимого героя нередко помогали урезонить жадничавшего малыша. А главное, переживая подробности сказочного сюжета, мой сыночек с помощью наглядных примеров осознавал собственные чувства. Уже через два-три месяца, его отношение к своей собственности стало более спокойным.

А морковка уплыла

Однажды мама Зайчиха дала Розовому Зайчику большую морковку и сказала:
— Сыночек, поешь сам и поделись с друзьями.
Заяц ничего но ответил, но подумал, что и сам может съесть такую вкусную морковку. Но гулять одному ему было скучно, и он пошел на берег реки, к своему другу Бобренку.
А папа Бобёр как раз сделал для своего сыночка лодочку с парусом я веслами. Бобрёнок собрался поплавать на ней по реке.
Увидев Зайца, он закричал:
— Привет, Розовый Зай! Прыгай ко мне в лодку, поплывем вместе!
Заяц, держа свою большущую морковь наперевес, собрался прыгать в лодку с высокого берега.
— Постой! — крикнул папа Бобер. — Ты с этой морковкой очень тяжелый, лодка перевернется. Лучше разломи ее пополам, поделись с Бобренком. И наедитесь оба, и лодка в равновесии будет.
Но Заяц пожадничал и не захотел делиться. Так и прыгнул с морковкой в лодку. А морковка-то и впрямь очень тяжелая оказалась. Лодка перевернулась, Заяц с Бобренком свалились в воду. Только Бобрёнок хорошо плавает, ему не страшно. А зайцы — звери сухопутные, воду не любят. Зайчик перепугался, морковку из лап выпусти и кричит:
— Спасите! Помогите!
Бобры его на берег вытащили, успокоили. Заяц встряхнулся, дух перевел. Рад, что не утонул. Вот только морковку жалко — уплыла она по течению. И заяц голодный остался.

Когда моему ребенку исполнилось три года, он рассуждал и вел беседу совершенно как взрослый, мог уже прочитать кое-какие простые слова, показывал на глобусе, где живут пингвины, а где — белые медведи. Но вот искусство самостоятельного одевания оставалось для него вершиной не только недосягаемой, но и, к моему большому сожалению, совершенно не привлекательной. В этом не было бы ничего страшного, если бы у нас не родился второй ребенок. А собирать на прогулку двоих совершенно беспомощных в деле одевания детей — занятие не для слабонервных. Интересно, что сын считал себя уже настолько взрослым, что даже собрался жениться. На девочке Вике, с которой мы часто виделись в песочнице. Сказка, которую я сочинила, чтобы хоть как-то подхлестнуть интерес к процессу одевания-раздевания, сыну не понравилась. Прослушав ее, он заплакал и попросил больше никогда не рассказывать. Однако мне кажется, представления о необходимости умения одеваться-раздеваться все-таки начало складываться именно в тот момент.

Кто женится на Вике?

У Вики — большие красивые карие глаза и вьющиеся волосы. Васе она очень нравится, и он говорит, что когда вырастет, обязательно женится на ней. Вот только Вика ничего ему не отвечает.

Однажды Вася, Вика и другие дети играли на детской площадке. Вдруг из-за леса появился Змей Горыныч. Он пролетел над детской площадкой совсем низко, на лету схватил Вику и снова полетел к лесу.

Что делать? Надо идти спасать Вику. Вася и Федя вскочили на свои велосипеды и поучались в погоню. Вся звери и птицы охотно подсказывали им, куда полетел змей. Вася и Федя мчались во весь дух.

Вдруг на их пути — речка. Не очень широкая, но ни моста, ни брода нет. Федя спрятал свой велосипед в кустах, быстро снял брюки, рубашку, носки и ботинки и прыгнул в воду. А Вася раздеваться не умел. Его мама всегда раздевала, хоть и ворчала, что большое уже. А тут мамы нет. А без нее никак Вася не может раздеться. Сидит он, плачет. А тем временем Федя уже обратно возвращается вместе с Викой. Змея он победил, Вику освободил, помог ей речку переплыть. Выбрались они на берег, оделись, сели на велосипед и обратно поехали. И сказал Вика, что выйдет замуж за Федю.

А Вася погоревал, погоревал, а потом стал просить маму научить его раздеваться и одеваться и с тех пор всегда делал это сам.

Сказка про страну сладких булок

Однажды бабушка привезла Васе две большие сладкие булки с маком. Вася съел одну и стал просить вторую. А мама говорит:
— Хватит. Ты одну съел, больше нельзя, объешься.
Вася стал хныкать. Хныкал, хныкал, устал и незаметно уснул. Дело-то было после обеда. И приснился ему удивительный сон. Будто идет он по дороге и вдруг видит высокую каменную стену. А в стене — ворота. Над ними надпись большими буквами: «Страна сладких булок». Ворота открыты. Ну, Вася и зашел.
Только зашел, видит — прилавок стоит, полон сладких булочек, пирожных, печений, пряников всяких. 3а прилавком продавщица на него смотрят и спрашивает:
— Мальчик, хочешь булку?
— Хочу, только у меня денег нет с собой.
— А мы не за деньги продаем, а за желания.
— Как это — за желания? — удивился Вася.
— Очень просто. У тебя есть какое-нибудь желание?
— Есть. Я хочу научиться хорошо читать. Ну вот, откажись от этого желания, и получишь булку или пряник — что хочешь.
Вася подумал: ведь читать мне не обязательно прямо сейчас учиться, успею ещё, а вот булочку съесть хочется сию минуту. И говорит:
— Ладно, отказываюсь.
Получи Вася свою любимую булочку с маком и шоколадной глазурью и дальше пошел. В стране сладких булок все такое интересное, красивое: деревья, цветы, детские площадки с качелями, домиками, горками, лесенками. Вася все посмотрел, везде полазил. Опять есть захотел. Видит — еще один прилавок со сладостями. Он подошел. Продавщица спрашивает:
— Ты хочешь булочку?
— Хочу. Только денег у меня нет.
— А мы не зa деньги продаем, а за умения.
— Как это — за умения? — не понял Вася.
— Очень просто. Что ты умеешь?
— Да многое, — задумался Вася. — Бегать умею, прыгать, на велосипеде кататься.
— Откажись от какого-нибудь одного умения, и получишь любую булку.
— Хорошо, — говорит Вася, — отказываясь от умения кататься на велосипеде.
Получил Вася булку с повидлом, съел ее. А потом спрашивает у продавщицы:
— А почему здесь детей нет? Поиграть не с кем.
— Продавщица отвечает:
— А дети вон там, в парке.
Вася пошел в парк и видит: дети не бегают, не прыгают, не играют, а лежат неподвижно на скамейках, на траве» Некоторые на каруселях катаются. И все толстые-претолстые. Вася остановился и говорит:
— Ребята, чего вы лежите? Давайте поиграем, побегаем.
А дети даже не пошевелились, только глазами повели в его сторону и отвечают:
— Мы не можем. Мы отказались от желания играть. И от умения бегать и прыгать — тоже.
— Как? — удивился Вася. — Совсем не можете.
Тут до Васи дошло, что же происходит с детьми в Стране сладких булок: они постепенно отказываются от всех своих желаний и умений, толстеют, становятся совсем беспомощными. Ему стало страшно.
— Baм надо бежать отсюда! Скорее! — закричал он.
— Так мы же не можем бегать, — вяло ответили сразу несколько человек. Остальные даже не взглянули на него.

Тогда Вася отцепил от каруселей самую вместительную тележку, посадил туда сразу несколько человек, впрягся в нее и бегом потащил к выходу. Увидев, что дети хотят убежать, к ним со всех сторон устремились продавщицы с лотками, полными всяческих сладких слоек, язычков, коврижек, рогаликов и пончиков и стали наперебой предлагать все это детям. Конечно, для того, чтобы получить все эти вкусности, надо было отказаться от желания покинуть страну. Но Вася, даже не отвечая продавщицам, припустил, что было мочи. Он понял, что останавливаться нельзя. Тем более, что кое-кто из его пассажиров готов был поддаться на уговоры.

К вечеру Вася, запряженный в тележку, наконец-то вырвался из этой злосчастной страны. Только миновав ворота, он остановился, чтобы перевести дух. Очень хотелось есть и пить. Дети в тележке тоже начали жаловаться на голод и жажду. Вася оглянулся вокруг и увидел вдали деревню. Он снова впрягся в тележку и потащил ее к этой деревне. Там он постучался в один из домов. Открыла дверь старенькая бабуля.
— Что вам, ребятки? — cпpocилa она.
— Нет ли у вас работы для нас? Мы готовы работать за еду, — сказал Вася.
— Есть работа, как eй не быть в деревне-то, — ответила бабуля. — Нужно грядки прополоть, дрова наколоть, воды принести, в доме прибрать. Я-то уже старая, трудно мне одной все успеть.
— Вылезайте! — скомандовал Вася.

Толстые дети повздыхали, покряхтели, а деваться некуда, кушать-то хочется. Доковыляли до грядок, начали полоть. К счастью, от умения полоть они ещё не успели отказаться. Все грядки пропололи. Проголодались — сил нет. Тогда хозяйка дала им морковки, капусты, огурцов, чеснока, зелени, хлеба черного. Они поели, водой из колодца запили и почувствовали себя намного лучше. Отдохнули и стали дальше работать. Прожили они у доброй бабули целую неделю. Похудели, окрепли. Все желания и умения к ним вернулись.

Попросили напрокат большую телегу и отправились в страну сладких булок — остальных детей выручать. Забрали всех, привезли к той же бабушке. Она всех к себе взяла, всем работу нашла, всех овощами и фруктам кормить стала. Дети за несколько дней выздоровели, стали снова сильные, подвижные, ловкие, веселые.

А Вася с тех пор ел сладкие булочки только изредка и понемногу.

Марина Мосина, мама двоих детей

Статья предоставлена журналом «Наш малыш»

Традиционное использование русской народной сказки в воспитании детей

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 06.12.2014

Статья просмотрена: 3298 раз

Библиографическое описание:

Киракосян К. Э., Савенко Т. М. Традиционное использование русской народной сказки в воспитании детей [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 115-118. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6864/ (дата обращения: 24.11.2020).

Проблема использования художественной литературы и устного народного творчества, в частности сказки, в целях воспитания детей дошкольного возраста рассматривается многими педагогами и психологами.

Сказка и ее влияния на развитие эмоционально-нравственной сферы дошкольников стала предметом исследования многих отечественных педагогов и психологов (Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. П. Усова, Е. А. Флерина, Н. С. Карпинская, В. А. Езикеева и другие).

В. М. Фадеева и М. М. Конина выявили следующие особенности народной сказки: последовательное развитие фабулы показывает, как то или иное поведение приводит к определенным результатам, т. е. прослеживается прямая связь между поступком и следствием — хорошие поступки награждаются, плохие приводят к трагическим последствиям.

Опыт показывает, что эффективность образовательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоничном единстве. Одной из народных форм обучения и воспитания подрастающего поколения и выступает сказка. [3,с.109]

«Сказка, — писал Сухомлинский В. А., — развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру дошкольника».

Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла — глубока и неисчерпаема. [7,с.154]

Каждая мама обязана знать:  Как быть, если ребенка обижают

В сказке отражаются и нравственные ценности народа: доброта, как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее значения. Утверждение победы добра над злом, порядка над хаосом определяет смысл жизненного цикла сущего живого. Жизненный смысл трудно выразить в словах, его можно ощущать в себе или нет, и тогда он очень прост.

Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей, дает возможность оценивать его, выступать на стороне того или иного персонажа, т. е. активно действовать в воображаемом мире, творчески преображая его.

Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях; учится преодолевать барьеры, возникающие в трудных ситуациях, искать союзников и вместе бороться за справедливость, верить в силу любви и добра. [2,с.29]

Сказка несет в себе положительный эмоциональный заряд, который при грамотной работе педагога может быть привнесен в обучение. Для этого, безусловно, необходимо давать дополнительные знания детям, которые, не нарушая общего замысла сказки, повышают ее обучающий потенциал (привлечение в сказку загадок, пословиц; продолжение сказки, оценка поступков сказочных героев). «Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос «чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». Сказка приобщает ребенка к общечеловеческому и этническому опыту, обогащает его личный опыт половой дифференциации и взаимодействия.

Воспитатель должен акцентировать внимание дошкольников на том, что учиться лучше на своих ошибках, а не на опыте других. В этом плане особо следует отметить роль героев сказок, которые учат тому, что каждый поступок приводит к тем или иным последствиям, далеко не всегда положительным как для себя, так и для других. Необходимо донести до детей следующие положения, подтвердив их примерами из сказок: для того, чтобы чего-то достичь, необходимо хорошо потрудиться; относиться к другим следует так, как хотел бы, чтобы относились к тебе другие; помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут; нужно уметь делиться тем, что у тебя есть; любое дело легче делать сообща, чем одному; только хорошее поведение, хорошие дела помогают найти настоящих и верных друзей; надо уметь понимать и ценить доброе отношение к себе и т. д. [6,с.29]


Воспитателю следует учитывать, что большое количество сказок и их многообразие позволяют найти и посоветовать каждому ребенку тот или иной пример для подражания — героя сказки. Весьма важно не только найти пример, но и поддержать выбор дошкольника. Опосредованное влияние зачастую более эффективно, нежели постоянные замечания ребенку, особенно перед всей группой. Отобранную сказку могут читать ребенку родители или воспитатель. Ребенок может рассказать о том, чем нравится ему герой и чему он хотел бы научиться. Очень важно стимулировать и поощрять положительные изменения в поведении или деятельности дошкольников.

Работать со сказкой можно как индивидуально, так и со всей группой. Эта работа может проводиться и на уровне подгруппы, т. е. дифференцированно. В этом случае у нескольких ребят может быть одна проблема в поведении или деятельности, а потому они могут работать над одной и той же сказкой. Очень важно, чтобы задания, которые получит каждый участник группы, были различны, а их основой было развитие индивидуальных способностей, т. е. кто-то рисует «портрет» героя сказки, кто-то придумывает за «героя» загадки, которые потом будут отгадывать дети на занятии, кто-то готовит ему «новый наряд» и т. д. Безусловно, что подобные группы имеют временный характер, т. е. они распадаются, когда будет решена поставленная цель.

Одним из основных требований к воспитателю в работе со сказкой является ее выразительное чтение, чтобы дошкольники могли понять не только смысл, но и глубину художественных образов. Читать сказку следует неторопливо, выразительно, как бы отвлекаясь от реальной обстановки, в которой проходит занятие. В работе с дошкольниками, на наш взгляд, сказку лучше рассказывать наизусть. Это вызывает у детей особый интерес. Рассказывая сказку, можно видеть лица детей, оценивать их реакцию, а используя мимику и жесты для большей убедительности, образности восприятия происходящего действия, сюжета, ситуации, повышать ее художественно-образную значимость. [4,с.35]

Работу со сказкой следует строить на основе ее целостного восприятия: от общего содержания к деталям повествования. Дети, зная полный текст, могут активно обсуждать действия и поступки различных персонажей, пути их исправления, выдвигать и обсуждать возможность дальнейшего развития сюжета сказки, усваивать традиции, обычаи, язык народа.

Организация работы со сказкой должна носить развивающий характер. Для того, чтобы дошкольники усвоили новые слова, например: ухват, скарб, веретено, пастбище и др., нужно дать должное пояснение, обязательно нужно познакомить при возможности с их изображением; предложить составить несколько предложений с этими словами. Можно попросить детей вспомнить другие сказки, где используются эти слова, и наконец, можно попробовать нарисовать самим данные предметы.

Для лучшего восприятия сказки правомерно использовать музыкальное сопровождение, народные песенки. Необходимо привлекать к музыкальному оформлению сказки родителей и даже детей, владеющих инструментами. Позже уместно провести викторину не только по тем или иным репликам героев, но и по музыкальным образам.

Дети должны все время включаться в активные формы работы со сказкой. Они могут подготовить кукольный спектакль по сказке и выступить перед родителями. Очень важно, чтобы в подготовке спектакля принимали участие все дети. Это дает возможность каждому ребенку внести свой вклад в «общее дело»: кто-то поет песенки, играет, читает текст, готовит пригласительные билеты, встречает гостей, готовит «выставку картин» ребят по мотивам сказки и т. д. Ничто так не стимулирует учебную деятельность детского коллектива, как успех. Его никогда не бывает много.

Слово, дело, коллектив, успех — это слагаемые, без которых нет и не может быть работы педагога. Педагог обязан найти слова благодарности и поощрения действиям каждого ребенка, принявшего участие в празднике сказки, отметить не только значимость вложенного труда в общее дело, но и раскрыть дальнейшие перспективы их совместной работы, добрых и полезных дел.

Воспитателю необходимо подробно рассказать о проведенной работе на родительском собрании, отметив общий успех, помощь взрослых, а также развивающую и воспитывающую роль сказки, ее роль при приобщении детей к народной культуре. [5,с.28]

Владимир Солоухин очень образно сказал: «Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потому они начинают прорастать. Биографии человеческой души, человеческого сердца — это прорастание семян, развитие их в крепкие и большие… растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые — хлебными колосьями, а некоторые — чертополохом».

Работа со сказкой должна иметь целеполагающий характер, т. е. выбор сказки, формы работы зависят напрямую от конкретных задач (обучающих, воспитательных), которые решает педагог в каждом конкретном случае.

Формы использования сказки в ДОУ весьма разнообразны. Ее можно прочитать ребенку, не обсуждая, чтобы дошкольник еще какое-то время побыл в мире сказки и сам подумал о том, что услышал. Даже мимолетное соприкосновение со сказкой дает повод поразмыслить и через некоторое время попытаться «попробовать» себя в той или иной роли, т. е. «примерить» на себя роль героя.

Педагогом может быть использован алгоритм психокоррекционной сказки:

— подбирается герой, близкий ребенку по полу, возрасту, характеру;

— описывается жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью;

— герой «помещается» в проблемную ситуацию, переживаемую ребенком;

— герой начинает искать выход из создавшегося положения. Здесь важно раскрыть создавшуюся ситуацию в нескольких ракурсах, т. е. предложить альтернативные модели поведения — герой осознает ошибочность своей позиции, изменяет ее, т. е. становится на путь изменения. [8,с.23]

Таким образом, через сказки ребенок получает не только знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах, возникающих у человека в жизни, но и о путях выхода из трудных ситуаций.

Если воспитательная работа ведется методически грамотно, то многие проблемы, например, во взаимоотношениях детей, снимаются почти автоматически. Исходя из того, что в основе взаимоотношений лежит психическое явление «заражение», то «… через передачу психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом», со стороны воспитателя или педагога можно как бы переключить внимание и деятельность детей на иной объект. Например, вышел спор между детьми из-за спортивной машинки и уже дошел до выяснения отношений, а воспитатель вдруг просит разгоряченных мальчишек починить пару других машин, которые по какой-то причине оказались без колес и руля. Ребята тут же начинают починку, забыв о причине ссоры. [9, с.40]

Педагог должен помочь детям понять, что сказка, по определению М.Горького, — «образец национального искусства». Сказки в зависимости от содержания и темы заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи.

По мнению А. В. Запорожца, сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства, заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь [1,с.98]

В современных педагогических теориях отмечается, что в дошкольнике формируется мир нравственно-эстетических представлений, закладывается базис личной культуры, включающей ценностные переживания. Все это определяет необходимость использования художественной литературы, специфического вида искусства в котором выделяется приоритет гуманного отношения ко всему живому над безразличием и безнравственностью. А именно сказки эти положения раскрывают в доступной для детей форме. Познавая через сказку нравственно-гуманную модель поведения, ребенок стремиться перенести ее в реальную жизнь и руководствоваться ею.

Лучшему пониманию сказок дошкольниками помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра. Перед инсценировкой следует дать детям возможность рассмотреть будущих «артистов» — игрушки, плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Хорошо инсценируются русские народные сказки «Репка», «Теремок», «Колобок», произведения З. Александровой «Топотушки», Е. Ильиной «Топ-топ». Стихотворения «На санках» О. Высотской и «Больная кукла» В. Берестова можно объединить в одной инсценировке и закончить ее песенкой, адресованной больной кукле. Можно инсценировать ряд произведений из хрестоматии: «Мой мишка» З. Александровой, «Аленушка» Е.Балагиной, «Маша обедает» С. Капутикян и т. д. Таким образом, то, что ребенок впоследствии будет просто слушать, он сначала может видеть в театре игрушек. [6,с.52]

Чем лучше будет знать каждый взрослый содержание всей хрестоматии, чем свободнее и естественнее он сможет соединять чтение художественных произведений с бытом детей, с их непосредственными впечатлениями, тем интереснее, ближе и понятнее станет для ребенка смысл произведения.

Начинать знакомство со сказкой лучше с показа цветной иллюстрации к уже знакомому детям произведению.

С раннего возраста дети знают потешку «Сорока-белобока», а в два-два с половиной года узнают и ее вариант — «Сорока, сорока». К обоим вариантам в хрестоматии есть рисунки Ю.Васнецова. Иллюстрации богаты множеством интересных подробностей; художник выделяет главное с помощью композиции и цвета. Вначале следует показать детям оба рисунка в тексте и пояснить, что филин, утка, заяц и белка — гости сороки. В подробностях рассмотреть этих персонажей лучше при использовании настольного театра. Во время одного из повторных рассматриваний персонажей следует показать детям спектакль, сопровождая показ пояснениями. [10,с.17]

Рассматривая вопрос о традиционном использовании сказки в воспитании детей можно сделать следующий вывод: сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок. Сказки являются важным воспитательным средством, в течении столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка — неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

1. Аникин В. П. Русская народная сказка, М., 1977г.С.98

2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. М., 2003. С.144.

3. Волков Г. Н. Этнопедагогика. М.,1999.

4. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2–5 лет. М.,2007 с.256

5. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. Дошкольное воспитание, 2005 № 5 с.28

6. Киселева И. Е. Педагогические условия становления социокультурного опыта ребенка — дошкольника в театрализованной деятельности. Ростов-на-Дону,2005г

7. Померанцева Э. В. Судьба русской сказки. М.,1979

8. Сидловская О. А. Сказка в развитии дошкольника //Дошкольное воспитание № 6,2002. С.23

9. Татаринцева Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. М.,2007.с.96

10. Хрестоматия по фольклору. М.2002.

Похожие статьи

Формирование нравственных представлений детей младшего.

ребенок, сказка, художественная литература, произведение, представление, форма работы, выразительное чтение, детская художественная литература, дошкольный возраст, живой отклик.

Чтение художественной литературы как средство.

ребенок, сказка, дошкольное образование, календарный детский фольклор, изобразительное искусство, дошкольный возраст, художественная литература, художественная форма. Приобщение детей раннего возраста к традициям русской.

Влияние детской художественной литературы на формирование.

Художественная литература и искусство делают эмоциональный опыт героев произведения — в большей или меньшей степени — частью читательского

Лучшие писатели мира отдают свой талант детям, ибо понимают, что будущее в руках подрастающего поколения.

Психолого-педагогические проблемы понимания художественной.

ребенок, сказка, художественная литература, произведение, представление, форма работы, выразительное чтение, детская художественная литература, дошкольный возраст, живой отклик.

Роль театра в жизни дошкольника | Статья в журнале.

Впечатления раннего детства надолго сохраняются в памяти. Театр в жизни ребенка — явление в современном мире не редкое.

Литература: 1. Мать и дитя. Энциклопедия для пап и мам/Сост.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе. Театр кукол!

Художественная литература как средство. | Рубрика: Педагогика

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей.

эмоциональная отзывчивость, ребенок, дошкольный возраст, детская литература, детская художественная литература.

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором

Детям раннего возраста тяжело понять смысл загадки. Поэтому надо сначала поработать над признаками предметов, их свойствами и значением.

Театр в детском саду научит ребенка видеть всё самое лучшее в жизни и людях.

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской.

И сейчас, как никогда, важно обеспечить нравственное воспитание подрастающего поколения, противостоять бездуховности, с раннего детства

Настольный кукольный театр, пальчиковый театр, уголок «ряжения» в группе, где дети сами выбирают платочек, бусы, сарафан.

Театрализованная деятельность — важнейший фактор развития.

При участии в театрализованных играх у детей формируются представления о событиях из жизни людей, животных, растений, что дает им

Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Возможности сказки в воспитании смелости у дошкольников.

    li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» >
  • СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ (29)
  • ПАНОРАМА НАШИХ ДНЕЙ (12)
  • ЭТО ВАЖНО И ИНТЕРЕСНО (13)
  • КАК ЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ИНТЕРЕСНЫМИ ФАКТАМИ (5)
  • СТАТЬИ (9)
  • ВАМ, РОДИТЕЛИ! (5)
  • ПРОЕКТЫ (12)
  • ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО (3)

Возможности сказки в воспитании смелости у дошкольников.

Страх – это базовая эмоция человека, наличие её считается нормой, если это возрастное чувство.

Классификация страхов:

  1. Возрастные – появляются и развиваются в определённый возрастной период и меняются с переходом на новый этап жизни.

3 г. – «страх темноты», так как у ребёнка активно образное мышление. Особенно он усиливается в темноте, когда эти образы оживают и представляются иначе.

4 г. – «страх волка» — это архитепический страх, передающийся исторически из поколения в поколение.

5 – 6 л. – «страх смерти», особенно близкого человека.

6 — 7 л. – «страх мистического персонажа» (демон, вампир), так как у ребёнка активно абстрактное мышление. Усугубляется компьютерными играми.

Дети проживают эти страхи и со временем они уходят. Грамотно оказанная помощь взрослого помогает их легче и быстрее пережить.

  1. Невротические – самые опасные страхи, которые не уходят с возрастом, остаются, могут перейти в фобии. Они создают внутри человека напряжение, не дают чувства свободы. Такие страхи наблюдаются у детей с внутренним слабым – Я (не могу, не справлюсь, у меня не получится). Самооценка у них низкая либо неустойчивая, что является самым плохим критерием (возникает из — за насмешек и недооценивания).
Каждая мама обязана знать:  Трудности нас закаляют

Задача педагога:

  • Понять какая самооценка у ребёнка, как он себя воспринимает, что его беспокоит.
  • Сочинить сказку для его случая, которая поможет ребёнку справиться со страхом.
  • Проиграть её с ребёнком и по – возможности прорисовать.

Задача ребёнка:

  • Разрешить себе говорить о том, что его беспокоит, от чего он хочет избавиться.
  • Понять, что он может преодолеть страх.

Виды сказок:

  1. Сказка по схеме «снежный ком» — для детей, у которых страх только возник.

Задача: убеждение.

ПРИМЕР: «Жил – был Бегемотик, у него был страх, его обзывали «толстый». Он так боялся этого, что не играл с друзьями, а всегда оставался дома. Однажды он встретил Ёжика, смелого, который уже научился не бояться. Он рассказал Бегемотику, как надо реагировать, когда обзывают, нужно говорить: «Я — «большой и сильный», тогда все будут воспринимать тебя по – другому. Надо сделать так, чтобы тебе стало приятно. Мне говорят, что я «колючка», а я хвалюсь своими иголками, ведь они меня защищают. Надо искать в неприятном приятное».

Здесь должны присутствовать повторы (3 раза) для закрепления, каждый раз Бегемотик будет встречать разных героев и тренироваться в произнесении предложенной Ёжиком фразы, что поможет ему стать более уверенным. Эти повторы дают ребёнку возможность самому включить нужные слова в свою самооценку.

Важно:

  • Исключить слова с частицей НЕ (я нетолстый, я не боюсь), которые усиливают неуверенность.
  • Нужно использовать: я смелый, я сильный, я умный.
  1. Сказка по схеме «весы» — с 5 лет, когда уже есть негативный опыт. Это сказки с большим повтором (4 – 5раз, больше не надо, не будут восприниматься).

Задача: дать ребёнку понять, что:

  • если ты не сделаешь это, так будет всегда и не приведёт ни к чему хорошему;
  • эту ситуацию надо решать;
  • страх, с которым сразу не справился, всё равно можно победить.

Схема сказки: сначала сформировать низкую самооценку, а потом её повысить, преодолев страх.

ПРИМЕР: Бегемотик внушает себе, что у него ничего не получится, запирается дома, но ведь и там существуют свои страхи, например: страшный мультфильм по телевизору, страх нарисовать что – то и т.д. В данном случае частицу НЕ нужно использовать, так как она показывает, как ситуация беспомощности продолжается, но так больше нельзя, нужно искать выход.

Сема «снежный ком» не подходит, потому что она выработает механизм отчаяния.

  1. Сказка по схеме «матрёшка» — для детей, имеющих не только страх, но и тревогу. Это сказка в сказке, позволяет включить историю, не связанную с главным содержанием.

Задача: научить ребёнка другому способу справиться со своим страхом.

Важно:

  • один и тот же герой должен начинать и заканчивать сказку;
  • ребёнку легче будет воспринимать, если сказка о ком – то.

ПРИМЕР: «Бегемотик уже стал смелым, но у него есть друг Дракончик, который боится, когда его дразнят «рогатый». И Бегемотик рассказывает о нём историю о том, как Дракончику помогает ЁЖ, советуя не обращать внимание, потому что некоторые смеются для веселья, не понимая, как обидно другому. Нужно поменять тему разговора, подумать о приятном. Так Дракончик, не обращая внимание на слова Коровки, стал разговаривать с ней о конфетах. В итоге и Коровка забыла об обидных словах, и они стали друзьями. Бегемотик заканчивает сказку словами: «Вот какая история произошла с моим другом. Она и меня научила новому способу реагировать на обиды».

Педагогические ошибки:

  • Осуждение страха.
  • Обвинение в трусости, ребёнок станет замкнутым, у него появятся невротические страхи. Он не захочет признаться в том, что его беспокоит.
  • Обвинение в глупости. Страх – это не показатель глупости, а особенность психики. Люди с высоким интеллектом тоже могут бояться.

Возможности сказки в воспитании

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка

Консультацию подготовила Никитина У.Н.

Мир детей не похож на мир взрослых. В нём тесно переплелись фантазия и реальность. Многие проблемы с детьми возникают из–за непонимания – странного, часто нереального. Исправить ситуацию вам помогут народные сказки. Они станут тем волшебным мостиком, который соединяет два разных мира – детский и взрослый. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

Сказка – это способ общения с малышом на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего дошкольного возраста, мы используем сказки очень часто, так как сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании детей. Читая и рассказывая сказки развивается внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читают сказки, быстрее начинают говорить. Сказки учат детей сравнивать, сопереживать, помогают формировать основы поведения и общения, развивают фантазию и воображение ребёнка, связную речь и мышление, внимание, память, мимику лица, жесты, а так же его творческий потенциал. Работая с маленькими детьми, мы очень часто использую русские народные сказки, которые не только читаем и рассказываем, но ещё и показываем с помощью кукольного театра – это «Репка», Колобок», «Курочка ряба», «Маша и медведь», и т.д.».

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.

Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.

Как правильно читать ребёнку сказку:

1. Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребёнка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.

2. Рассказывайте сказку с удовольствием, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела. Ведь вы не просто знакомите малыша со сказкой – вы путешествуете вместе с ним по удивительному волшебному миру. Не оставляйте его там одного!

3. Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве персонажей можно использовать игрушки, фигурки нарисованные и вырезанные, тени на стене. Можете делать это самостоятельно, но очень скоро ребёнок охотно присоединится к вам.

4. Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку – рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает решить.

Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи.

Предлагаю рассмотреть некоторые из них:

«Новые сказки»

Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи.

Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев в лес или в кино. А что произойдет, если там появится еще и добрая фея или хитрая лиса. Вариантов множество.

«Пропущенная картинка»

Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.

Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.

По порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.

«Сказочная цепочка»

Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.

Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Колобок». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это волк или заяц, то можно вспомнить, как колобок убегал от них.

Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок.

Родителям стоит больше уделять внимание сказке. Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

Детские сказки, их роль в воспитании

Все родители, имеющие детей-дошкольников, знают, как дети любят сказки. Родители выходят из себя, читая в сотый раз одну и ту же сказку, которую ребенок знает наизусть. При этом пропуск куска текста вызывает негодующие крики ребенка: «Мама, а ты пропустила, как петушок звал котика на помощь!».

Что же это за феномен – любовь детей к сказке, и в чем заключается их роль в воспитании? Попробуем вместе разобраться в этом вопросе.

Почему дети любят сказки?

По мнению психологов, дети дошкольного возраста с трудом отличают реальность от вымысла, ведь вся их жизнь проходит в мире конкретных вещей: вот кровать, игрушка, мама, молоко в чашке. Ребенок понимает, что есть вещи вне его поля зрения: например, дача или мамина работа. Но на дачу или мамину работу можно приехать, они существуют на самом деле. А где находится Солнечный город, в котором живет Незнайка или Волшебный лес, ребенку трудно представить.

Поэтому волшебное действие сказки происходит прямо в комнате, где мама читает эту сказку. И ребенок воспринимает сказку как реальность, например, просит не читать дальше, если ему страшно.

Благодаря сказке, ребенок переживает захватывающие приключения и совершает путешествия, не выходя из дома.

Развитие речи и фантазии при помощи сказок

Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи. Слушая сказку, ребенок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы и поговорки («Не садись не в свои сани», «Нет лучшего дружка, чем родная матушка»). Не случайно педагоги и логопеды применяют сказкотерапию для занятий с детьми, имеющими задержки речевого развития.

Сказочные образы помогают развивать детскую фантазию. Ставя себя на место положительного героя, ребенок может вступить в бой с врагом (заросли крапивы) при помощи волшебного меча (палки) или отправиться на Марс в ракете из сдвинутых стульев. Психологи говорят, что фантазия помогает ребенку в развитии интеллекта, поэтому фантазировать ребенку очень полезно.

Чтение сказки как вариант общения с родителями

Для того чтобы ребенок внимательно и с удовольствием слушал чтение сказки, лучше всего выбрать время перед сном, когда ребенок устал и не будет вертеться, желая побегать и попрыгать. Чтение сказки – это общение с ребенком через сказку, при котором мы соприкасаемся с внутренним миром ребенка. Чтение сказки детям – это необходимая нравственная, духовная работа, которая не менее важна, чем питание и сон ребенка.

Поэтому неправильно поступают те родители, которые заменяют чтение сказки просмотром мультиков или прослушиванием сказки в аудиозаписи.

Связь любимого персонажа с характером ребенка

Выбор любимого сказочного персонажа ребенком дает повод родителям задуматься о детских проблемах и страхах. Например, если любимый герой – Гадкий Утенок, стоит задуматься и выяснить, не является ли ваш ребенок предметом нападок и насмешек в детском коллективе, не чувствует ли там себя одиноким, не таким как все. Если любимый герой Незнайка – это тоже повод задуматься, почему вашему ребенку нравится ленивый, глупый и неряшливый персонаж.

Воспитание детей сказками состоит в том, что нередко сами родители, по ходу чтения сказки дают свою оценку сказочным героям. Например, говорят, что лиса хитрая, а волк простофиля, верит ей, или, наоборот, лиса умница, обманула глупого волка. Эти комментарии тоже очень влияют на нравственное воспитание детей и формирование у них системы ценностей.

Победа добра над злом как важный воспитательный момент

Воспитание детей сказками убеждает нас, что сказки являются для детей уроками нравственности. Сказочные герои наделены смелостью, красотой, трудолюбием, честностью, любовью к Родине. Сказки показывают детям, что бывает, если герои обманывают или поступают не по совести. Из сказки ребенок узнает, что дружба помогает победить зло и что зло всегда бывает наказано. Благодаря сказке, ребенок узнает, что добро всегда сильнее зла, и это помогает ему в дальнейшей жизни идти дорогою добра и мыслить позитивно.

Педагоги и психологи отмечают неоценимую роль сказок в развитии детей. Сказка любима детьми всех возрастов, так как при ее прослушивании ребенок получает возможность стать энергетическим центром творческой деятельности. Он находится не просто в роли пассивного наблюдателя, а становится создателем своих собственных оригинальных образов и примеряет их на себя. Это позволяет малышу испытать себя на храбрость и стойкость, осознать добро и зло, выработать свой собственный стиль поведения в той или иной ситуации.

Роль сказок в развитии детей младшего возраста трудно переоценить. Сказка способствует становлению мировоззрения ребенка и знакомит детей с простейшей моделью мироустройства, обогащает предметный и социальный опыт малыша, способствует развитию комбинаторной способности ума.

Не всегда воспитательное значение сказки представлено открыто. В некоторых случаях, наоборот, даже может показаться, что сказка несет в себе отрицательную смысловую нагрузку, пропагандирует жестокость, насилие, подавление личности. Это и колобок, съеденный лисой, и униженная Золушка, и выгнанный из собственного домика зайчик. Однако, сказки с печальным окончанием для малышей вовсе не случайны. Из них ребенок получает представление о том, что дом – это защита, а внешний мир может быть опасным, и если ты еще мал и слаб, то туда до поры до времени тебе ходить одному не надо.

Сказка, представляя собой своеобразный ужастик, призвана насторожить малыша, заложить на основе базового доверия к миру еще и здоровую недоверчивость к чужим и сладким словам. Воспринимая сказку, ребенок начинает осознавать, что внешняя привлекательность, ласковые слова другого не могут быть ширмой, прячущей «гнилую» душу. Сказка формирует фундамент безопасности для малышей: нельзя убегать от мамы, нельзя идти с чужим дядей, нельзя открывать дверь незнакомцам и т.п.

Роль сказок в развитии детей заключается еще и в том, что она закладывает предпосылки критического мышления ребенка, учит понимать, что не все, что говорят взрослых, является «истиной в последней инстанции». Но при этом важно понимать, что сказку нужно не просто рассказывать ребенку, а постоянно комментировать то, о чем рассказываете. Не надо много слов, иногда достаточно мимики, интонации, тяжелого вздоха, покачивания головой. И тогда сказка станет замечательным средством обучения малыша правилам безопасности.

Уважаемые родители! Не забывайте читать детям сказки, откройте для них этот удивительный, волшебный, сказочный мир!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация