Возрастные особенности усыновленного ребенка


Содержание

Приемный ребенок: психологические особенности

Воспитание ребенка очень сложное и трудоемкое занятие. В ход идут уговоры, объяснения, приведение примеров и, конечно же, любовь. Но есть дети, которые по каким-то причинам лишены последней составляющей воспитательного процесса. Это дети-сироты. За последние годы проблема усыновления стала довольно распространенной. Но далеко не каждая семья понимает, что такое приемный ребенок и с какими психологическими особенностями своего нового сына или дочери им придется столкнуться. Об этом мы и поговорим в этой статье.

Понятие приемной семьи

Существует несколько форм определения ребенка, после присвоения статуса сироты либо лишенного родительской опеки. Наиболее желаемыми являются семейные формы устройства, к которым относится приемная семья. Кроме этого существует усыновление, опека, детский дом семейного типа. В приемной семье могут воспитываться до четырех детей, включая родных. Приемным родителям выплачивается как пособие на содержание детей, так и «зарплата» одному из родителей.

Такие семьи очень тесно взаимодействуют с социальными службами. Приемные родители попадают под строгий контроль, который заключается в финансовой отчетности, регулярных проверках уровня жизни и успеваемости детей и прочего. Но при этом поучают и патронат социальных служб на всех этапах. Например, в виде помощи в оформлении документов, в адаптации ребенка в новой семье и учебном заведении, преодолении конфликтных ситуаций.

Приемные дети проживают в семье до совершеннолетия, либо до 23 лет при условии дальнейшего очного обучения. Пособие на ребенка выплачивается так же до этого возраста. Приемные дети в обязательном порядке обеспечиваются жильем от государства, если такового за ними не числится. Если у ребенка, на момент определения в семью жилье есть, на приемных родителей возлагается ответственность за его содержание в надлежащем виде.

Приемные родители имеют право выбрать любого ребенка, из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, находящегося в базе социальных служб.

Однако, в большинстве случаев это дети старшего и среднего возраста, возможно малыши от 3-х лет. Младенцы в базе бывают редко, для детей этого возраста приоритетной формой устройства является усыновление.

Если усыновители имеют право на тайну усыновления и этой целью они могут менять имя, отчество, фамилию ребенка и дату рождения в пределах нескольких дней, то у приемных родители такого права нет. И они должны быть готовы к тому, что родители ребенка могут в судебном порядке восстановить свои родительские права.

Проблемы приемных детей

Одна из первых и серьезных проблем, с которыми могут столкнуться приемные родители – это состояние здоровья ребенка. К этому вопросу следует отнестись весьма серьезно.

При ознакомлении с личным делом ребенка, стоит очень внимательно изучить его медицинскую карту. При этом не следует рассчитывать, что все сведения в ней верны. После принятия ребенка в семью приемным родителям желательно самостоятельно обследовать ребенка.

Если существуют какие-то проблемы, о которых известно на данный момент, следует заранее проконсультироваться со специалистами, так как период адаптации в новой семье всегда вызывает стресс у ребенка. Это может отразиться как на психическом, так и на физическом состоянии ребенка и привести к обострению хронических заболеваний.

Адаптация ребенка в новой семье так же является серьезной проблемой и не всегда проходит гладко и так, как хотелось бы приемным родителям. Это усложняется тем, что как правило, при определении ребенка в приемную семью происходит и смена учебного заведения. Здесь так же происходит адаптация к новому коллективу, новым правилам, что может усилить стрессовое состояние.

Одной из проблем может оказаться асоциальное или агрессивное поведение ребенка. Эта проблема может возникать не сразу и быть вызвана сложностями в процессе адаптации, непринятии нового образа жизни, нового учебного заведения, проблемой подросткового возраста, конфликтами между родными и приемными детьми.

Психологические особенности приемных детей

Если сиротой становится ребенок из благополучной семьи, то, как правило, есть родственники или близкие, которые готовы взять над ним опеку. Дети, которых предлагают социальные службы потенциальным приемным родителям в основном являются социальными сиротами, чьи родители лишены родительских прав.

Это значительно влияет на психику ребенка. Кроме предательства близких людей, такие дети могли пережить множество лишений и получить значительные психологические травмы. Не всегда о том, как протекала их жизнь, до момента определения в детский дом может быть доподлинно известно даже работникам социальных служб. Некоторые события в их жизни могли извратить нормальные представления о семейных ценностях, о моральных нормах.

Самая главная психологическая проблема, которая есть всегда – отсутствие доверия к окружающим, боязнь, что снова предадут и бросят.

Ребенок может долгое время оставаться замкнутым и настороженным. В этом случает, от приемных родителей требуется терпение и понимание, а какое-либо давление вызовет протест и негодование, даст повод еще больше замкнуться в себе.

Ребенок может быть так же излишне коммуникабельным, стараться угодить, в какой-то мере заискивать, но при этом доверие будет отсутствовать. Это одна из форм выражения страха смешанного с чувством вины. Ребенок может считать себя причиной всех своих бед, ощущать себя виноватым в том, что родители его оставили, что его поведение стало причиной отказа от него. В этом случае вызвать ребенка на откровенность бывает проще. Но не всегда приемные родители могут решить такие проблемы самостоятельно. Стоит воспользоваться психологической помощью специалистов.

Кому стоит брать приемного ребенка в семью

Так как в приемные семьи отдаются преимущественно социальные сироты уже сознательного возраста, создавать приемную семью предпочтительно тем, кто имеет собственных детей, имеет опыт работы с детьми этой категории или уже является усыновителем, опекуном либо приемным родителем.

Брать в семью ребенка стоит людям психологически полностью готовым к этому шагу. Оба супруга, родные и приемные дети должны быть абсолютно уверены в своем желании. Никто из родственников не должен быть против этого решения. Важно заручиться поддержкой даже близких друзей. Отрицательное отношение кого-либо в будущем может пагубно отразиться как на адаптации ребенка, так и на его последующей жизни в семье.

Родные и приемные дети в семье

Даже если родные дети положительно воспринимают мысль о появлении чужого ребенка в семье, для них это тоже стрессовая ситуация. Особенно сложно приходится тем семьям, в которых до этого ребенок был один, не было других детей, с которыми он мог проводить время, учился уступать, идти на компромисс.

Как со стороны родных, так и приемных детей может проявляться ревность, агрессия, замкнутость, ухудшение успеваемости в школе.

Важно как можно чаще беседовать с родным ребенком, давать понять ему, что он всегда был и будет родным, но теперь появится новый член семьи, которому тоже нужна забота и любовь.

Внимание и ласка должны распределяться равномерно между детьми. При поощрениях и порицаниях разницы тоже не должно быть.

Необходимо научить детей работать вместе, оказывать помощь друг другу во время работы. Первые совместные задания и поручения должны выполняться под контролем взрослого, но без прямого вмешательства, пока приемные родители не убедятся, что дети могут слаженно взаимодействовать и оказывать помощь друг другу.

Проблемы приемных родителей и детей

Одна из существенных проблем, с которой сталкиваются как приемные родители так и приемные дети – общественное мнение. Чаще всего положительным оно не бывает.

Соседи и знакомые, вместо ожидаемой похвалы в адрес родителей, начинают вести разговоры о том, что детей взяли из-за денег, в качестве физической помощи и так далее.

Такие разговоры могут отрицательно влиять на детей. Рано или поздно кто-нибудь обязательно скажет что-то подобное при ребенке, он может услышать такие разговоры от одноклассников в школе. Приемным родителям необходимо быть самим готовыми к этой ситуации и подготовить детей, научить правильно реагировать на подобные замечания.

Часто, опасаясь общественного осуждения, родители боятся нагружать приемных детей домашними обязанностями. Этого делать нельзя. Обязанности должны распределяться равномерно между всеми детьми с учетом их возраста и состояния здоровья.

Еще одной немаловажной проблемой является общение с бывшими родственниками, если они имеются. Приемные родители могут сами решать этот вопрос – запретить или разрешить.

Если родственники или сам ребенок не захочет общаться, то проблемы не будет. Если у ребенка есть желание поддерживать отношения с прежними родственниками, то наложение запрета может пагубно сказаться на взаимоотношениях с новой семьей и вызвать конфликты. В этом случае приемным родителям лучше пойти на уступки, но при условии встреч только в их присутствии и на их территории. Со временем, ребенок может и сам отказаться от общения с бывшей семьей.

Некоторые дети сразу же начинают называть родителей «мама» и «папа», однако это всегда должно быть решение самого ребенка. Приемным стоит поинтересоваться у ребенка, как он хочет их называть, предложить самим. Но обязательно дать понять, что это только его выбор, который будет обязательно принят.

Каждая мама обязана знать:  Отец придирается к сыну

Адаптация приемного ребенка в семье

Оказаться в новом доме, с новыми незнакомыми людьми, чужими правилами и традициями – это шок для ребенка. И как бы дети не желали жить в любящей семье, избежать стресса вряд ли получится. Самым сложным бывает первый день. Многие неопытные приемные родители совершают одну и ту же ошибку – нового члена семьи встречают все родственники. Это неправильно. Как помочь ребенку быстрее адаптироваться, привыкнуть новому образу жизни и новым людям?

Лучше всего начинать знакомство еще при посещениях ребенка в учебном заведении. При первых визитах происходит знакомство ребенка с будущими родителями. Тон общения при этом должен быть максимально искренним. Стоит вести разговор об интересах ребенка, его привычках, рассказывать что-то о себе, попросить рассказать о своих увлечениях, если ребенок занимается в кружках – посмотреть его работы.

При последующих посещениях провести заочное знакомство с домом и домочадцами – принести на встречу фотографии семьи и дома. Рассказать о привычках и традициях, о членах семьи, вспомнить какие-то интересные случаи. Уместным будет сфотографировать комнату, в которой ребенку предстоит жить. Пусть он знает, что его ждут, к его приезду готовятся.

Во время последних визитов стоит взять с собой детей, вместе с ними сделать открытку или подарок, дарить должны именно дети.

В первые дни пребывания в новой семье желательно чтобы присутствовали только уже знакомые люди. В это время ребенок начинает знакомство с домом, с правилами и привычками. Знакомство с остальными родственниками так же должно проходить постепенно. И только когда ребенок будет знать всех, немного обвыкнется в новом доме, можно организовывать семейные торжества.

При адаптации ребенка в новом учебном заведении приемным родителям необходимо поддерживать тесную связь со школьной псохолого-педагогической службой. Если родные дети учатся в том же учебном заведении, их поддержка так же будет очень важна.

Вместо заключения

Решиться на усыновление – шаг серьезный. Перед тем, как принять такое решение следует все хорошо обдумать, взвесить. Ну а если семья готова к таким испытаниям, то запасайтесь терпением. Доверительные отношения с родными и приемными детьми, тесная работа с социальными службами, помогут приемным родителям в решении многих проблем.

Возрастные особенности усыновленного ребенка

Усыновляя или беря в замещающую семью младенца, вы получаете возможность формировать его личность практически с нуля, воспитывать определённые черты характера, влиять на его интеллектуальное развитие.


Большим плюсом этого возраста является отсутствием у приемного ребёнка какой бы то ни было памяти о своих бывших родственниках, он не понимает негативных моментов своей ещё пока короткой жизни. Ребёнок связан со своими биологическими родителями исключительно наследуемыми признаками: цветом глаз, волос, чертами лица, особенностями фигуры, типом нервной деятельности. Усыновителям ребёнка до года легко сохранить тайну усыновления: появление малыша не вызывает у посторонних лишних вопросов. Немаловажным является тот факт, что при усыновлении или принятии ребёнка в приёмную семью, у ребёнка у ребёнка с родителями возникает привязанность. Ни для кого не секрет, что дети лишённые родителей на первом году жизни, испытывают особенно острый эмоциональный голод. Это весьма отрицательно сказывается на их физическом и психическом развитии. Чем раньше ребёнок окажется в семье, тем быстрее он будет развиваться, и Вам не придётся компенсировать нежелательные последствия его пребывания в государственном учреждении.

Минусы:

К сожалению, не всегда есть возможность получить информацию о течении беременности и родах биологической матери. Так же следует понимать, что некоторые заболевания, родовые травмы проявляют себя только после года жизни ребёнка. Поэтому не всегда можно оценить, является отставание в психологическом развитии следствием врождённых нарушениq или недостаточного внимания в первые месяцы жизни. Кроме того, не известно, какие болезни в отклонении или развитии ребёнка могут проявиться позже.

Не столь важным, но всё же значимым фактом является то, что до года у ребёнка слабо проявляются особенности внешности и характер. Помните, что через год ребёнок может сильно измениться внешне.

Следует отдавать себе отчёт в том, что вам придётся потратить много сил на уход за ребёнком (стирка пелёнок, испачканного белья, приготовление пищи); ребёнок может плохо спать, часто плакать, поэтому будьте готовы к недосыпанию. Практически невозможно совмещать работу и уход за младенцем.

Приемные ребенок от года до трех лет.

Плюсы:

У ребёнка этого возраста уже видны особенности внешности, и усыновителям или замещающим родителям много проще подобрать ребёнка, похожего на кого-то из них. Значительно проще становится оценить состояние здоровья ребёнка, вовремя выявить патологии развития.

В то же время, в этом возрасте ребёнок по-прежнему податлив к внешним влияниям, и его родители имеют возможность эффективно воздействовать на развитие интеллекта и черт характера.

Этот самый привлекательный возраст: малыш начинает говорить, у него своеобразная и забавная речь; он много передвигается, интересуется окружающим, вызывает всеобщее умиление и любование, дарит положительные эмоции всем окружающим.

Минусы:

Уход за ребёнком этого возраста требует от приемных родителей много внимания и сил и практически лишает их возможности позаботиться о себе и других членах семьи: всё время занимает подвижный и любознательный малыш. Приемный ребёнок может быть подвержен различным заболеваниям: простудам, инфекциям, что создаёт дополнительные сложности для родителей. Матери нелегко совмещать воспитание ребёнка и работу. Кроме того, в 2,5 – 3 года начинается возрастной кризис, требующий от родителей особенного терпения и внимания малышу.

Родителей, принявших решение усыновить или взять ребёнка в замещающую семью от года до трёх лет, подстерегает ещё одна опасность: они могут не заметить возможное интеллектуальное отставание в развитии ребёнка. Особенно эта проблема актуальна в случае отсутствия информации о биологических родителей малыша, а так же о течении беременности и родах биологической матери. Однако стоит иметь в виду, что отставание в развитии в этом возрасте корректируется значительно проще, чем в последующие возрастные периоды.

Приемный ребенок от трех до пяти лет.

Плюсы:

В этом возрасте ребёнок уже достаточно самостоятелен, у него хорошо развиты навыки самообслуживания (зачастую, чем у домашних сверстников). Основные черты характера и темперамент ребёнка уже сформированы, его способности, склонности и интересы проявляются в полной мере. Это даёт усыновителям или замещающим родителям возможность «подобрать» малыша, соответствующего по психологическому складу личности своим будущим родителям. В возрасте от трёх до пяти лет приемный ребёнок разумен, меньше капризничает, с ним можно общаться практически как со взрослым. Кроме того, в этом возрасте ребёнок сформирован как личность, и мужчинам (отцам) общаться с ними интереснее, чем с младенцем; они охотно участвуют в воспитании ребёнка и его обучении.

Не маловажным преимуществом этого возраста является возможность посещения ребёнком детского садика (по истечении периода адаптации). По этому родители, не желающие или не имеющие возможности прерывать свою карьеру на длительный срок, смогут продолжать свою профессиональную деятельность.

Минусы:

Ребёнок уже достаточно большой, поэтому, он помнит своих родственников и других людей, отдельные эпизоды из своей прошлой жизни, которые, вполне возможно, наложили негативный отпечаток на его сознание и поведение. К этому возрасту у него могут уже выработаться многие привычки и предпочтения не соответствующие общепринятым социальным нормам. Они могут раздражать приемных родителей и окружающих и требовать корректировки.

Задержка психического развития ребёнка (ЗПР) может быть выражена достаточно ярко и, вполне вероятно, потребуются значительные усилия со стороны приемных родителей для её компенсации. При этом отличить ЗПР, вызванную недостатком общения и внимания от органических нарушений бывает весьма сложно, что так же может привести к неблагоприятным последствиям. Кроме этих проблем, ребёнок такого возраста, находящийся долгое время в доме ребёнка или живший в неблагополучной семье, может иметь некоторые соматические заболевания, перешедшие в хроническую форму и требующие лечения.

Приемный ребенок от пяти до семи лет.

Плюсы:

В этом возрасте ребёнок уже достаточно самостоятелен и независим, многое знает и умеет.

Риск возникновения неожиданных серьёзных заболеваний в этом возрасте невысок, так как большинство наследственных болезней уже успевает проявиться. Да и вцелом в этом возрасте дети болеют значительно реже, чем до пяти лет, они более устойчивы к инфекциям.

Отношения с приёмными родителями у ребёнка складываются намного легче, чем у малышей в возрасте от двух до пяти лет. Пяти-семилетний малыш готов назвать родителем практически любого взрослого, проявившего к нему внимание и продемонстрировавшего заботу. Ребёнок прекрасно понимает изменение ситуации и прилагает значительные усилия для того, чтобы понравиться своим новым родителям.

Минусы:

Ребёнок очень хорошо помнит своих родителей, травмирующие эпизоды из своей прошлой жизни. Основные привычки(не всегда правильные и приятные для приёмных родителей), а так же тип поведения ребёнка уже преимущественно сложились. Поэтому родителям потребуется достаточно много терпения и тепла для изменения накопившихся негативных привычек и преодоления ребёнка к окружающему ему миру.

Кроме того, приёмным родителям необходим большой запас времени, сил и терпения. Обычно дети, находившиеся в неблагоприятных условиях или в детских учреждениях, отстают от своих «домашних» сверстников в навыках социальной жизни, эрудиции, дошкольной подготовке. Вам придётся приложить немало усилий, чтобы помочь ребёнку наверстать упущенное.

Приемный ребенок от семи до десяти лет.

Плюсы:

Семи-десятилетний ребёнок – это уже младший школьник. Он достаточно самостоятелен и не требует много времени для ухода; кроме того, он независим и трудолюбив. У него очень хорошо видны особенности характера и поведения, проявляются привычки и склонности, легко оценить его способности и уровень интеллекта.

Ребёнок очень хочет иметь хорошую семью, позитивно настроен на переход в семью и готов положить максимум усилий для того, чтобы «соответствовать» требованиям и пожеланиям своих приёмных родителей.

Каждая мама обязана знать:  История одной семьи Морозовы

Минусы:

Зачастую приёмным родителям бывает трудно приспособиться к особенностям поведения ребёнка, постараться понять истоки его привычек и отдельных черт характера и в итоге принять его таким, как он есть.

Приёмным родителям ребёнка такого возраста, потребуется великое терпение, умение сдерживать свои эмоции и не раздражаться. Необходимо понимать, что ребёнок представляет собой продукт среды и обстоятельств. Он стал таким не по своей воле, а по вине окружающих взрослых, отнявших у него возможность иметь нормальное детство.

В целом отношения будут складываться удачно при условии наличия психологической совместимости между ребёнком и приёмными родителями.

Приемные дети-подростки

Подростки, воспитывающиеся в школах-интернатах, — самый трудный контингент для усыновителей и приёмных родителей. Все противоречия их развития в этом возрасте обостряются и умножаются. Взрослые, рискнувшие взять в семью такого ребёнка, должны обладать невероятной терпимостью, практичностью, мудростью и уважением к личности ребёнка, часто очень далёкой от совершенства. Они должны быть готовы к постоянной психологической напряжённости и помнить, что подростку приходится испытывать не меньше трудностей в этот кризисный период развития.

Конечно, многое зависит от состояния здоровья, личных качеств ребёнка, а так же приёмных родителей. Требуется достаточно длительный период предварительной установки отношений при помещении его в семью. Подростки могут пойти в семью для того, чтобы уйти от проблем и конфликтов в детском доме, а не от большого желания жить именно в вашей семье.

Несомненным плюсом этого возраста является большая самостоятельность ребёнка. Подросток способен сравнивать свою прежнюю жизнь с жизнью в приёмной семье и обычно понимает, что приёмные родители хотят ему помочь. Его можно привлекать к совместной работе, над общими проблемами, общаться с ним, как со взрослым, и совместно решать взрослые задачи. Это может послужить сплочению семьи.

Некоторые замечани:

Потенциальным усыновителям и замещающим родителям следует помнить о том, что дети, длительное время находившиеся в учреждении, часто отстают в психическом развитии. Их психологический возраст может не соответствовать биологическому, из-за чего в общении они кажутся младше своих домашних сверстников, кроме того, младенцы, проведшие первые месяцы своей жизни в больнице, часто выглядят как новорожденные.

Дети, изъятые из неблагополучных семей, вследствие плохого питания часто отстают в физическом развитии: они ниже ростом и худее, чем их ровесники. Определить наличие дефицита питания в первые годы жизни можно по внешнему виду зубов ребёнка: они полупрозрачные с горизонтальными рельефными полосками выше режущей кромки, часто мелкие и повреждённые.

Выбирая ребёнка определённого пола, старайтесь не поддаваться стереотипам. Девочка может со временем отказаться носить кружевные платьица и помогать вам на кухне, а мальчик может предпочесть интеллектуальные игры и домоводство боевым искусствам, технике или спорту.

Материал подготовлен:

Т.В. Евграфова,
руководитель службы сопровождения«Счастливое детство»;
И.В. Тихонова, к.пс.н.,
методист службы сопровождения «Счастливое детство»;
Л.Л. Веденеева,
юрист службы сопровождения«Счастливое детство»;
И.А. Сергеева,
дефектолог службы сопровождения«Счастливое детство».

Особенности приёмных детей, создающие сложности в семье

Основываясь на своей практике, могу сказать, что большей частью приёмные родители – это те, кто в своё время воспитывался в семье. Не сталкиваясь на прямую с детьми, воспитывающимися в детском доме, им сложно представить, что сама система государственного воспитания и события из жизни детей, которые привели их туда, накладывают свой отпечаток на развитие личности ребёнка, привносит особенности в отношениях с окружающими. Когда же ребёнок оказывается в приёмной семье, именно непонимание этих особенностей может стать причиной конфликтов, создавать дополнительные сложности во взаимопонимании и выстраивании доверительных отношений внутри семьи.


Т.о. знание особенностей приёмных детей позволит избежать этих неприятных ситуаций, а если же они все-таки возникнут, то поможет понять причины поведения ребёнка и найти верное решение.

Здесь я расскажу о нескольких таких особенностях:

Первая из них касается того, что ребёнок уже успел за свою жизнь столкнуться с потерей самого близкого человека – матери или лица его заменяющего. Иногда потерь может быть несколько, в том числе, потерей может стать увольнение любимого воспитателя в детском доме. В результате формируются так называемые — нарушения привязанностей. Тема достаточно сложная, формат этой статьи не позволяет её раскрыть. Для тех, кого заинтересует данная тема рекомендую книги Джона Боулби («Привязанность», «Создание и разрушение эмоциональных связей» и прочее), создателя теории привязанности или её адаптированные описания – их достаточно легко найти в интернете. Здесь же я только опишу то, как нарушения привязанностей могут проявиться в поведении ребёнка.

Например, парадоксом (для обычных людей) становится уход ребёнка от контакта с новыми людьми, когда по идее он должен желать его и всячески это демонстрировать – впервые увидев, бежать со словами – « Мама, папа, я знаю, вы за мной пришли». Хотя поведение вполне объяснимо – оно защищает ребёнка от новых (ожидаемых) разочарований, новых разрывов. Но при этом потребность быть в контакте у ребёнка (да и не только ребёнка, но и взрослого) сохраняется. Вот только для того, чтобы пробиться к её прямому проявлению, удовлетворению у ребёнка с нарушенными привязанностями приёмному родителю может понадобиться время и терпение. Следует отметить, что это только один из примеров проявления нарушения привязанностей. Её форму у конкретного ребёнка определяют врождённые и приобретённые особенности психики (типичные реакции на стрессовые ситуации) и личный опыт. Поэтому для будущих приёмных родителей становится важным — внимательно изучить личное дело ребёнка, поговорить с воспитателями, узнать как можно больше о его прежней жизни, эти его типичные реакции, кем были эти близкие для него люди, сколько их было, и что это были за отношения. Все это позднее позволит лучше понять ребёнка, его поведение.

Второй особенностью, о которой я хочу здесь рассказать – это отсутствие в детском доме личного пространства. Эта особенность самого государственного учреждения становится основой наиболее частного обращения к психологу приёмных родителей — «не понимает, что чужое брать нельзя,… что за своими вещами нужно смотреть, беречь их». Частным проявлением может стать воровство. Для начала здесь важно понять, что в детском доме в силу нескольких причин (первой из них является обеспечение безопасности самого ребёнка) у ребёнка нет места, где хранятся только его вещи, и никто кроме него не имеет доступа к ним; грязные вещи отдаются в прачечную, их стирает специальный человек, и нет гарантии, что после стирки они вернуться именно их владельцу, а не другому ребёнку, поэтому зачем о них заботиться и т.д.

В такой ситуации сложно объяснить ребёнку и научить, что чужое брать нельзя (ведь его может взять практически любой, кто зайдёт в его комнату), что за своими вещами нужно смотреть и беречь их. Т.о. это разделение на своё и чужое (какого бы возраста ребёнок не был, а чем старше, тем сложнее) должен произвести сам приёмный родитель — научить заботиться о своих вещах и уважать чужие. Здесь наиболее убедителен собственный пример приёмного родителя, в том числе и демонстрируемый в отношении вещей ребёнка, каким бы «хламом» он не представлялся взрослому.

Вот это две особенности, о которых я хотела рассказать. Я выбрала их потому, что на занятиях школы приёмных родителей именно обсуждение того, что такое привязанность, как она значима для любого человека и как она может быть нарушена у ребёнка, воспитывающегося в детском доме и того, что здесь ребёнок лишён такого важного компонента жизни, как личное пространство — вызывает самые бурные, обсуждения и самые сильные эмоциональные переживания у участников. После того, как будущие приёмные родители узнают о них, они отмечают, что их взгляд на приёмного ребёнка изменился, им становится легче понять его поведение, переживания, появляется необходимость запастись временем и терпением.

Идеальный возраст ребенка для усыновления

В каждой семье решение усыновить ребенка приходит по-разному. В основном это семейные пары, которые по различным причинам не имеют своих детей, это семьи, для которых ребенок – настоящее счастье и смысл существования. С момента принятия решения об усыновлении жизнь семьи кардинально меняется, и будущие родители сталкиваются с множеством вопросов. Кого предпочесть, девочку или мальчика, и какого возраста ребенка лучше принять в семью?

Каждый возраст ребенка для усыновления имеет свои плюсы и минусы

Новорожденные и груднички

Многие желают стать приемными родителями именно новорожденного ребенка и это объяснимо. Сейчас много пар принимают решение об имитации беременности, когда женщина носит накладной живот, увеличивающийся вместе со сроком «беременности», и между тем идет усиленный поиск малыша для усыновления. Не обязательно ребенок будет прямиком из родильного дома, возможно, к моменту усыновления ему уже будет один-два месяца, но таких крох запросто можно выдать за новорожденных.

Преимущество усыновления грудничка в том, что ребенок с первых дней жизни находится в семье. Молодая мама может испытать все прелести декретного отпуска – пеленки, распашонки, кормление из бутылочки, ежедневные прогулки с коляской. Между ребенком и родителями формируется крепкая эмоциональная связь. Но и тревоги усыновителей по поводу ребенка младенческого возраста вполне обоснованы. Трудно оценить внешность – уже через год ребенок может сильно измениться, невозможно оценить интеллект малыша, его характер. Впоследствии могут выявиться серьезные заболевания, так как некоторые врожденные наследственные патологии проявляются не сразу.

Малыши от года до трех лет

Данный возрастной период привлекателен для усыновления по многим причинам. Родителям проще подобрать ребенка желаемой внешности, похожего на кого-то из приемных родителей. Уже можно оценить характер – ребенок либо тихий и застенчивый, предпочитающий спокойные игры, либо активный карапуз, ни минуты не сидящий на месте. Дети в этом возрасте начинают разговаривать, они любознательны и активны, открыты к общению, копируют поведение старших, чем вызывают всеобщее умиление и любовь взрослых. Со стороны здоровья становится меньше опасений, что со временем проявится какое-либо заболевание.

Каждая мама обязана знать:  Из чего складывается готовность к школьному обучению

В то же время не стоит забывать, что малыш успел испытать чувство одиночества и недостаток внимания в детском доме, из-за чего у многих наблюдается задержка психического развития. Адаптация после усыновления может быть осложнена из-за дополнительного влияния возрастного кризиса двух-трех лет. В этом случае нужно просто набраться терпения и больше обращать внимания на радостные моменты семейной жизни.

Дети от трех до пяти лет

В этом возрасте дети достаточно самостоятельны, они сами кушают, одеваются, умываются и чистят зубы. Усыновляя ребенка такого возраста, родителям можно не переживать за свою работу, отпуск по уходу за ребенком брать не требуется, к тому же после того, как малыш освоится в семье, он сможет начать ходить в детский сад. Дети 3-5 лет реже болеют инфекционными заболеваниями, чем дети от года до трех лет.

Среди 3-5-летних детей гораздо легче выбрать ребенка, приятного по внешности и подходящего ро характеру. Дети очень нуждаются в близком общении с взрослыми, чем дольше они пребывали в условиях детского дома, тем сильнее заметно отставание в эмоциональном развитии от сверстников, тем дольше будет протекать период адаптации в семье. Кроме задержки психического развития, у ребенка могут присутствовать и другие хронические заболевания, требующие лечения и компенсации.

От пяти до семи лет

Ребенок этого возраста обладает сформировавшимся характером, имеет свои привычки. У детей складывается понятие семьи, они хотят иметь родителей, поэтому ребенок очень старается понравиться будущим родителям. Адаптация после усыновления проходит сравнительно легко, так как ребенок сам заинтересован влиться в семью, он особенно нуждается в любви и ласке, которой ему не хватало. Легче оценить умственные способности ребенка, его предпочтения в творчестве. Здоровые дети дошкольного возраста редко болеют простудными заболеваниями, усыновленный ребенок будет посещать дошкольное учреждение и постепенно готовиться к поступлению в школу. Приемные родители должны понимать, что в таком возрасте сохранить тайну усыновления будет сложно.

От семи до десяти лет

У ребенка к этому возрасту практически полностью формируется характер, раскрываются его умственные и творческие способности. Будущие родители, решившие взять в семью ребенка-школьника, должны понимать, что это достаточно взрослый ребенок и перевоспитать его полностью под свои нормы и предпочтения не удастся. Нужно ценить индивидуальность ребенка как человека и лишь корректировать его в нужном направлении.

Подростки

Подростковый возраст является самым проблемным для родителей. Взрослые должны отнестись с пониманием к протестам и неподчинению детей, нужно стараться стать другом для ребенка, общаться с ним на равных, как со взрослым. Ребенок обычно понимает и ценит, что приемные родители принимают его в свою семью для того, чтобы помочь реализоваться в жизни и дать необходимую эмоциональную поддержку. Прежде чем усыновить подростка, необходим довольно длительный период предварительного знакомства, также требуется согласие от самого ребенка на усыновление.

Как мы видим, не существует идеального возраста усыновления, и придерживаться строгих рамок в выборе пола и возраста ребенка не стоит. Возможно, когда вы получите направление на грудного мальчика 3-х месяцев, может так получиться, что вы не сможете пройти мимо симпатичной двухлетней девочки, и именно она станет вашей любимой дочкой. Каждая история усыновления уникальна!

Журналист, закончила школу медицинской журналистики, сотрудничает с Медиаинститутом общественного здоровья. Специализируется на темах: акушерство, гинекология, репродуктология, урология, психология

Психологические особенности приемных детей

Педагогика и психология. Форум приёмных родителей «Жизнь, как она есть»

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • ПоискМобильная версия

Педагогика и психология ⇒ Психологические особенности приемных детей

Модератор: Ksyushkin

Сообщение Алёна » 02 дек 2014, 07:29

Психологические особенности приемных детей

Говорить, что дети, оставшиеся без попечения родителей, намного чаще других детей страдают нарушениями психического развития, было бы неправильно. Но приемным родителям необходимо иметь представление о тех трудностях, с которыми они могут столкнуться, знать, на что в поведении детей надо обязательно обращать внимание.

Психологические особенности детей зависят от многих причин: наследственности, воспитания, условий жизни, отношения окружающих. Каждый ребенок представляет собой неповторимую индивидуальность, не похожую на остальных. Однако существуют общие закономерности, характерные для детей, которые росли и воспитывались в детских домах и интернатах и были лишены родительской любви и заботы.

Первая особенность относится к линии эмоционального развития ребенка

Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для ребенка. Они закладывают базовое доверие к миру, создают условия для активного познания окружающего мира и полноценного общения. Когда ребенок растет в семье, где его любят и заботятся о нем, удовлетворяют его потребности, разговаривают с ним, у него формируется первичная эмоциональная привязанность к взрослым. Привязанность – это способность и потребность людей создавать и сохранять прочные эмоциональные связи с другими людьми. В семье ребенок чувствует себя защищенным, он учится доверять окружающему миру. Ребенок умеет правильно строить отношения с детьми и с взрослыми, прислушивается к советам и спокойно реагирует на замечания в свой адрес.

Как могут вести себя дети с трудностями в эмоциональной сфере? Они могут отличаться повышенной агрессивностью, вспышками гнева, плаксивостью. Их настроение может резко меняться без видимых причин. Кроме того, они могут совершенно не понимать проявлений любви: убегать и прятаться, когда вы пытаетесь их обнять и поцеловать. Дети, лишенные родительской любви, часто не понимают, что чувствуют другие люди, и не умеют описать свои переживания, эмоции. Они очень болезненно реагируют на критику и замечания, часто не уверены в себе, тревожны и вспыльчивы, агрессивны, или наоборот, очень застенчивы и плаксивы. У таких детей можно увидеть на лице «глупую улыбку» в то время, когда его ругают, или «пустые глаза», которые ничего не выражают. У детей могут наблюдаться астенические состояния, которые связаны с истощением нервной системы. Ребенок постоянно чувствует слабость, повышенную утомляемость, для него характерны частая смена настроения, повышенная раздражительность и плаксивость, может нарушаться сон. Истощение нервной системы может проявляться по-разному. Неврозы страха проявляются в том, что дети начинают чего-либо или кого-либо бояться. Считается, что если ребенок до 4–4,5 лет чего-то боится, то это нормально: ему надо научиться бояться, научиться осторожности. Если страхи задерживаются и дальше, или приобретают навязчивый характер, то это повод для того, чтобы обратиться к специалисту.

Страхи могут проявляться по-разному. Часто ребенок не может заснуть один в темной комнате. Он может бояться злых людей, животных или фантастических персонажей. У детей, особенно младших школьников, также могут встречаться школьные фобии. Обычно школьник не хочет ходить в школу не потому, что он ленивый и не хочет учиться, а потому, что боится учительницы. Школьные проблемы очень часто связаны с эмоциональным неблагополучием детей. Тяжелые переживания, постоянное внутреннее напряжение отбирают много душевных и физических сил. Ребенку трудно сосредоточиться на уроках, он быстро устает.

Вторая особенность относится к линии социального развития ребенка

Ребенок не рождается с социальными навыками: они формируются в общении. Для того, чтобы ребенок стал полноценным членом общества, он должен овладеть всеми социальными навыками: уметь пользоваться предметами по их назначению, иметь навыки самообслуживания и навыки общения. В семье ребенок овладевает всеми этими навыками непроизвольно, подражая родителям, в совместных играх и занятиях. В детских домах и интернатах ребенок часто не знает названия многих предметов и их назначения. У детей ограничен кругозор и мало знаний об окружающем мире. Часто такие дети не понимают, что чужого брать нельзя, потому что у них все было общее, поэтому они могут взять чужую вещь без спроса. В период адаптации приемных детей самым сложным является процесс социализации: привитие детям норм и правил поведения в обществе.

Замедление темпа интеллектуального развития ребенка является третьей особенностью детей, оставшихся без попечения родителей

Почти у всех детей, оказавшихся в приютах, отмечаются те или иные проблемы интеллектуального характера: ограниченный запас знаний, недостаточная сформированность отдельных психических функций, низкая умственная работоспособность, задержка психического развития, педагогическая запущенность.

Педагогическая запущенность – это дефицит знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации. Такой ребенок даже в школьном возрасте может не обладать навыками личной гигиены, не умеет заправлять постель, выполнять другие простейшие действия.
Задержка психического развития (ЗПР) – это временное отставание, замедление в психическом развитии ребенка, преодолимое полностью или частично при определенных условиях.

Если врач диагностировал у вашего ребенка ЗПР – этого не стоит бояться или стыдиться, так как ЗПР определяется у 50% детей, не успевающих в школе. У этих детей ограниченный общий запас знаний и представлений, преобладают игровые интересы (им больше нравится играть, чем учиться). Им обычно быстро надоедает интеллектуальная деятельность, которая их мало привлекает. В отличие от детей с умственной отсталостью, дети с ЗПР достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, более продуктивно используют помощь взрослого. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоционально-волевой сферы (простодушие, поверхностность эмоций, их неустойчивость, слабость волевого усилия).

В других случаях будет преобладать замедленное развитие познавательных функций (незрелость активного внимания, ослабление памяти, трудности формирования навыков чтения, письма). Не надо пугаться этого. Любовь приемных родителей, терпение и помощь специалистов помогут преодолеть все трудности. Мы не в силах отменить прошлый опыт ребенка, но мы в состоянии помочь ему в настоящем – и тем самым повлиять на его будущее.

Степченкова Ольга Михайловна, педагог-психолог психолого-педагогической социально-правовой службы сопровождения замещающих семей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация