Время на детей есть!


Содержание

Консультация «Как объяснить ребенку, что такое время»

Татьяна Скрягина
Консультация «Как объяснить ребенку, что такое время»

Родители — главные помощники на этом сложном пути. Так как объяснить своему малышу, что такое время, с чего следует начинать. Процесс это длительный, постепенный, нельзя ребенка торопить. Надо четко понимать – малыш живет в настоящем времени, для него прошлое и будущее отсутствуют. Все события в его памяти привязаны к другим, более запомнившимся, а не ко времени. Представим, что летом он несколько дней гостил в деревне у бабушки и получил массу новых впечатлений. Как он будет вспоминать, когда это было? Вы не услышите от него: «Летом я видел живую лошадку». Скорее всего, это будет фраза о том, что когда он был у бабушки, то видел живую лошадку. Для маленького ребенка еще не существуют такие понятия — время года, месяц, неделя, сутки, или прошлое и будущее. В его памяти сохраняются взаимосвязанные события – когда был где-то и тогда видел или делал что-то.

Объяснить свойство времени проще всего, если начать со времени года и времени суток.

Вначале расскажите о том, что год — это следующие друг за другом зима, весна, лето и осень. Обязательно заострите внимание ребенка на том, что времена года сменяют друг друга, и каждый год повторяются. Малышу значительно проще все понять, если каждое время года будет связано в его мыслях с каким-то запомнившимся событием. Например, зимой бывает Новый год с подарками и много снега. Весной все вокруг становится зеленым от молодых листочков и травки, поют птицы. Обратите внимание ребенка на такие факты. Лето может запомниться обилием солнца, фруктов и ягод. А также походами в лес или на речку, купанием и сбором грибов. А осенью приходится одеваться теплее. Листья на деревьях желтеют и опадают, трава засыхает, улетают птицы. Подберите мультфильмы о временах года, их просмотр значительно упростит процесс осмысления новой информации.

О времени суток объясните, что день всегда сменяет ночь. Понятие утра в сознании ребенка будет связано с такими событиями, как пробуждение, умывание, завтрак, сбор в ясли или детский садик. Днем можно играть, ходить на прогулку, потом обедать, и еще много интересных событий. Вечером всегда ужин и подготовка ко сну. Ночь для ребенка — время суток, когда он засыпает. Вначале может возникнуть путаница с ночью и наступлением нового дня у детей, которые спят после обеда. Родители, будьте терпеливы, постепенно ребенок поймет разницу.

Когда ребенок осознает, что такое год и сутки, и начнет легко ориентироваться в этих понятиях, можно объяснить разницу между часом, минутой и секундой. Хлопните в ладоши и расскажите про секунду — одно мгновение. Объясните, что в минуте 60 секунд и предложите похлопать в течение минуты. Ребенок должен понять, что в минуте много хлопков — секунд. Затем расскажите о часе, в котором 60 минут, а это долго. Подведите малыша к осознанию того, что за час можно успеть сделать очень многое, в отличие от секунды. Например, посмотреть любимый мультфильм и поиграть с конструктором.

Что такое время? И где оно живет? Педагогический опыт. Занимательные истории и эксперименты для изучения понятия времени Предлагаю Вашему вниманию, дорогие коллеги,материал, составленный как своеобразный отчет для родителей о наших открытиях, о новых знаниях,об.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку заговорить?» В жизни малыша до достижения им возраста трех лет происходит много знаковых событий, дарящих незабываемые впечатления его близким, таких,.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Что такое время?» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Что такое время?»Цель :дать представления о времени; познакомить с понятиями.

Консультация для педагогов «Что такое педагогическая технология», «Что такое здоровьесберегающая технология» Педагогической технологией – называют направление педагогики, цель которого – повышение эффективности образовательного процесса, гарантированное.

Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребенку» Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребенку» Цель: 1. Расширять знания и представления родителей о синдроме гиперактивности.

Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребенку» Гиперактивность проявляется у детей в виде чрезмерной энергичности, повышенной активности, неспособности сосредоточиться на каком-либо конкретном.

Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку» Задачи: 1. Дать рекомендации родителям в развитии медлительного ребенка. 2. Для развития коррекции движения, предложить игры со сменой темпа.

Консультация для родителей «Как рассказать ребенку о войне» Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, нужно показать ему свидетельства прошлого. Было бы прекрасно, если бы в Вашем окружении.

Консультация для родителей «Подход к ребенку» Консультация для родителей на тему «Подход к детям» «Почему мой ребенок не такой, как все? Я не знаю, что делать с сыном. У него отвратительное.

Консультация «Ребенку помогает кукла» Консультация «Ребенку помогает кукла» Куклотерапия – это метод лечения, воспитания или обучения детей с помощью кукол и кукольного театра.

Льготы для работающих женщин

Регламенты в трудовом законодательстве РФ относительно прав, отпуска по беременности и родам, льготы и пособия для работающих женщин.

В юридической практике наиболее часто встречаются вопросы предоставления льгот для работающих женщин. Особенностям регулирования их труда посвящена глава 41 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). Трудовое законодательство предусматривает право на укороченный рабочий день, дополнительные отпуска и выходные. Расходы, которые несет предприятие, оплачивая льготы, частично компенсирует Фонд социального страхования. Однако некоторые из них предприятие обязано предоставить за свой счет.

Вредные условия труда

Статьей 253 ТК РФ установлены ограничения на применение труда женщин на тяжелых работах и с вредными и опасными условиями труда. Перечень тяжелых и вредных для здоровья работ утвержден постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 года № 162. Как следует из Перечня, женщина не должна, например, чистить цистерны, в которых раньше находились нефтепродукты. Обозначены также подземные работы, непосредственно связанные с тяжелыми нагрузками. Но занимать на таком предприятии должность инженера или врача женщина может. Полный список незапрещенных должностей приведен в пункте 2 примечания к упомянутому постановлению.

Сверхурочные

Если женщина беременна, организация не имеет права привлекать ее к сверхурочным работам, вызывать в ночную смену и выходные дни, отправлять в служебные командировки (статья 259 ТК РФ). Это распространяется и на женщин, у которых есть дети в возрасте до трех лет. Однако молодых мам администрация может попросить поработать сверхурочно при том условии, что это не запрещено по медицинским показаниям, а также письменно ознакомить с тем, что можно и отказаться от работы. В случае согласия сотрудница должна дать письменное подтверждение. Если женщина воспитывает ребенка одна, то льготы предоставляют до тех пор, пока ему не исполнится пять лет (статья 96 ТК РФ). Статья 298 ТК РФ устанавливает ограничения для привлечения к работам вахтовым методом. А именно: на такие работы нельзя направлять беременных и тех, у кого есть дети до трех лет.

Неполный рабочий день

Женщина c ребенком может попросить установить для нее неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. С такой просьбой она вправе обратиться, когда устраивается на работу, или позже, в случае болезни ребенка. Администрация обязана удовлетворить просьбу сотрудницы, если ему не больше 14 лет, а ребенку-инвалиду не исполнилось 18 лет. Это же правило действует и в отношении беременных (статья 93 ТК РФ). Для других сотрудниц укороченный рабочий день или неполная трудовая неделя могут быть установлены не в обязательном порядке, а по взаимному соглашению. Зарплату в таком случае рассчитывают пропорционально отработанному времени или по выработке. Необходимо заметить, что ТК РФ не ограничивает количество часов, на которые можно сократить рабочее время. Поэтому с работодателем согласовывают то, на сколько рабочий день будет короче обычного. Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет каких-либо ограничений в продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других прав.

Согласно статье 258 ТК РФ женщинам с детьми до полутора лет, положен не только общий обеденный перерыв, как и всем сотрудникам, но и дополнительные для кормления ребенка продолжительностью не меньше 30 минут. Если у работницы два или более детей в возрасте до полутора лет, то — не менее часа. Причем такие перерывы нужно предоставлять через каждые три часа непрерывной работы. Перерывы, полагающиеся для кормления ребенка, сотрудница может присоединить к обеденному времени либо перенести их на начало или конец рабочего дня, тем самым сократив его. Их включают в рабочее время и оплачивают исходя из среднего заработка, который рассчитывают в соответствии со статьей ТК РФ. Чтобы исчислить средний заработок, нужно сложить зарплату работника за последние 12 месяцев. Полученную сумму разделить на то время, которое было фактически отработано за данный период. Подробнее узнать об этом можно, ознакомившись с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 го-да № 213.

Дети-инвалиды

Женщины, у которых есть дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, имеют право на четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Льгота предусмотрена статьей 262 ТК РФ. Для ее предоставления сотрудница должна написать заявление на имя руководителя организации. Дополнительные выходные оплачивают в размере дневного заработка за счет средств Фонда социального страхования. Такой порядок определен в совместном письме Минтруда России № 296–АП и ФСС России № 02–08/05–762 П от 5 апреля 2002 года.

Беременность и роды

В соответствии со статьей 254 ТК РФ администрация обязана перевести беременную женщину по ее просьбе на более легкую работу, чем прежняя, либо снизить ей норму выработки. Основанием для перевода служат медицинская справка и заявление работницы. После чего за сотрудницей сохраняют средний заработок по прежнему месту работы. Если документы представлены, она может не выходить на работу до тех пор, пока ей не обеспечат более легкие, чем ранее, условия труда. Пропущенные дни организация оплачивает исходя из среднего заработка. Кстати, женщины, у которых есть дети в возрасте до полутора лет, также вправе потребовать более легкую работу. После перевода средний заработок сохраняют до тех пор, пока ребенку не исполнится полтора года.

Отпуск по беременности и родам с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном законом размере за счет средств фонда социального страхования предоставляют женщинам по их заявлению и в соответствии с медицинским заключением (статья 255 ТК РФ). Согласно федеральному закону от 19 мая 1995 го- да № 81–ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изменениями и дополнениями) пособие по беременности и родам устанавливают по месту работы сотрудницам, подлежащим государственному социальному страхованию в размере среднего заработка (дохода). Однако Федеральный закон от 8 февраля 2003 года № 25–ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ» ограничивает размер данного пособия — не выше 11 700 рублей в месяц. Порядок выплаты конкретизируется в Положении о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденному постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 года № 13–6, и в письме Фонда социального страхования РФ от 18 февраля 2002 года № 02–18/05/1136. В данных документах сказано, что пособие по беременности и родам назначают и выплачивают за рабочие дни, пропущенные в период отпуска по беременности и родам, и исчисляют путем умножения дневного пособия на количество указанных дней. А дневное пособие — исходя из среднедневного заработка: сумму заработка делят на число всех рабочих дней месяца (по графику), приходящихся на отпуск по беременности и родам.

Продолжительность отпуска по беременности и родам — 140 календарных дней (70 дней до родов и 70 дней после), в случае многоплодной беременности — 194 календарных дня (84 дня до родов и 110 дней после). В отпуске по уходу за ребенком женщина может находиться до того момента, как ребенку исполнится три года (статья 256 ТК РФ). Причем, находясь в отпуске, она может работать на дому или выходить на работу на неполный день. И независимо от того, работает или нет, она будет получать пособие за счет средств ФСС России.

Отпуск по уходу за ребенком

Отпуска по уходу за ребенком засчитывают в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях). В связи с этим необходимо помнить, что в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173–ФЗ ­»О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховом стаже — период ухода за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.

Кроме того, работающим женщинам можно воспользоваться дополнительным отпуском без сохранения зарплаты. Его обязаны предоставить одиноким матерям, воспитывающим несовершеннолетних детей, а также женщинам, у которых два или более ребенка до 14 лет (один ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет). Данная норма установлена статьей 263 ТК РФ. Другим сотрудницам дополнительный отпуск предоставляют по соглашению с руководителем предприятия. Нужно отметить, что перед отпуском по беременности и родам, непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщина по собственному желанию может взять ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы в данной организации (статья 260 ТК РФ).

Прием на работу и увольнение

Что касается льгот в вопросах приема на работу или увольнения с нее, то статья 70 ТК РФ запрещает устанавливать беременным женщинам испытательный срок. В заключении трудового договора также нельзя отказывать по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (статья 64 ТК РФ).

Защищает ТК РФ беременных женщин, имеющих детей, и от потери работы. Во-первых, не увольняют беременную сотрудницу, за исключением случаев ликвидации организации. Во-вторых, если в период беременности женщины истекает срочный трудовой договор, заключенный с ней ранее, работодатель обязан по ее заявлению продлить его срок до того момента, как наступит отпуск по беременности и родам. И в-третьих, работодатель не может уволить женщину, если у нее есть дети до трех лет либо она одна воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с упомянутыми сотрудницами возможно в случаях:

  • ликвидации организации;
  • несоответствия ее занимаемой должности или выполняемой работе по состоянию здоровья (медицинское заключение);
  • неоднократного неисполнения трудовых обязанностей без уважительных причин и при наличии дисциплинарного взыскания;
  • однократного грубого нарушения трудовых обязанностей (пункт 6 статьи 81 ТК РФ);
  • совершения виновных действий сотрудницей, непосредственно обслуживающей денежные или товарные ценности, которые дают основание для утраты доверия к ней со стороны работодателя;
  • совершения работницей, выполняющей воспитательные функции, аморального поступка, несовместимого с продолжением данной работы;
  • однократного грубого нарушения руководителем организации, его заместителем своих трудовых обязанностей;
  • представления сотрудницей подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора.
Каждая мама обязана знать:  Жизнь после школы армия или университет

Таким образом, трудовое законодательство устанавливает определенный перечень льгот работающим женщинам, предоставление которых гарантируется государством и устанавливается во всех организациях независимо от формы собственности. За нарушение требований ТК РФ в области регулирования труда женщин работодатели могут быть привлечены к ответственности. В частности, статья 145 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет.

Как научить ребенка определять время по часам

Разбираемся, как построить занятия по определению времени, чтобы они принесли максимум пользы.

Ориентироваться не только в пространстве, но и во времени очень важно для малыша даже дошкольного возраста. Многие ответственные родители в таком случае задаются вопросом, как ребенка научить определять время по часам. Предлагаем твоему вниманию несколько простых шагов, как это сделать.

1 Определи готовность малыша воспринимать информацию

Для начала нужно понять, готов ли твой малыш к восприятию этой информации. Сделать это, отталкиваясь только от возраста, не всегда представляется возможным. Существует несколько базовых факторов, по которым можно определить эту готовность:

  • Ребенок понимает значение времени суток,
  • Он умеет считать хотя бы до 60, а лучше — до 100,
  • Он может различить цифры визуально и понять их значение,
  • Он умеет писать цифры.

В среднем родители стараются обучать таким вещам дошкольника в 5–7 лет.

2 Как научить ребенка времени? Объясни простые истины

Расскажи малышу про базовые знания о времени. Тебе они, скорее всего, кажутся элементарными и ты, возможно, даже не понимаешь, что же тут можно объяснять. Однако начать придется с самых простых основ.

Необходимо рассказать, что время движется только вперед и не может идти назад. В данном случае в первый раз можно обратить внимание и показать движение стрелок на циферблате, объяснив при этом, что в обратную сторону они двигаться не могут.

Следует упомянуть о временных составляющих: часах, минутах, секундах.
Далее необходимо перейти к суткам. Здесь можно задействовать уже знакомые дошкольнику категории и ориентироваться на день и ночь. Объясни, что в совокупность они составляют 24 часа, а это время равняется суткам.

Если ребенку тяжело понимать такие категории как утро, день, вечер и ночь, то рекомендуется повесить в его комнате красочный плакат, иллюстрирующий распорядок дня. Также подобные иллюстрации можно найти в тематических детский книгах.

Затем следует объяснить, что все взрослые люди живут по времени. Они ориентируются, когда им нужно вставать, завтракать, идти в школу или на работу. Именно так твой малыш пойдем, насколько важно уметь определять и понимать время.

3 Изучить вместе циферблат

Внимательно осмотрите вместе все, что на нем имеется. Расскажи, что на нем имеется два вида цифр — часовые и минутные. Посчитайте минутные деления. Объясни, что деления в данном случае обозначают минуты. В одном часе, как выяснится в ходе подсчетов, их 60. Расскажи, что когда стрелка сдвигается на одно деление, это значит, что прошла одна минута. Так твой ребенок впервые наглядно узнает, что значит течение времени.

4 Объясняем малышу значение стрелок

Когда циферблат уже в достаточной мере изучен, пришло время узнать, зачем же нужны стрелки и что они собой представляют.

Начни с того, что стрелки различаются по своей длине — одна из них длинная, а другая короткая. Длинная «отвечает» за минуты, а короткая — за часы.

Весь твой рассказ важно как можно лучше проиллюстрировать, поэтому не пренебрегай тем, чтобы заранее купить или сделать самостоятельно игрушечную модель циферблата для наглядного показа, а если сделать этого не удалось — не бойся снять часы со стены и усадить перед ними ученика.

При помощи механизма продемонстрируй, что минутная стрелка движется быстрее и, когда она уже проходит целый оборот, то часовая сдвигается всего на одно деление.

Здесь важно изначально правильно понять принцип работы часов, а дальше малышу будет легко.

5 Как научить ребенка времени на часах? Изучаем целые числа

Посвяти целое небольшое занятие тому, что расскажешь про целые часы. Двигая стрелки на игрушечном или настоящем циферблате, покажи ему, как выглядит 1 час дня, 2, 3, 4, 5 и так далее со всеми последующими цифрами.

Несколько раз закрепите вместе пройденный материал, пока его ответы не дойдут до автоматизма.

6 Переходим к изучению минут

Начинать, конечно, нужно с наиболее простого. Поэтому теперь вам предстоит освоить получас. Чтобы ученику было проще определять такое время, обращай его внимание, где в этот момент находится часовая стрелка — между какими делениями и куда она движется.

Задавай наводящие вопросы, чтобы дошкольнику было проще сориентироваться.

Затем постепенно переходи к изучению четверти часа — или 15 минут. Это очень важный момент, поэтому пропускать его ни в коем случае не стоит.

Чтобы объяснить, что такое четверть часа, лучше поделить последний на сектора, каждый из которых соответствует 15 минутам. Посчитайте вместе с ним количество делений в одном секторе. Для более легкого запоминания изобрази на циферблате, к примеру кусочки пирога, края которого будут соответствовать промежутку в 15 минут. Закрасьте каждый кусочек разным цветом.

Для изучения получаса разделите циферблат на 2 равные половинки и заштрихуйте их по-разному. Объясните малышу, что в часе два равных интервала в 30 минут. Проведи линию сначала через «6» и «12», а затем через другие, более сложные для восприятия числа, например, через «20» и «50».

Обведя обе половинки по внешним краям, объясни ребенку, что вместе они составляют часовой промежуток. Лишь после этого можно переходить к изучению 5, 10, 20 и 40 минут.

Для того чтобы ученик научился понимать, что означает 5 минут, можно посчитать находящиеся деления в каждом секторе. Обрати его внимание на то, что в каждом отделении равное количество минут.

Более подробно о том, как построить свое объяснение о часах и минутах, ты узнаешь в следующем видео:

7 Закрепи изученное тренировкой

Когда ребенок уже достаточно много знает о часах, вырежи большой картонный круг и предложи дошкольнику самостоятельно заполнить его. В качестве стрелок могут быть использованы деревянные палочки от эскимо или вырезанные кусочки картона, а числа он должен будет написать самостоятельно.

Далее попроси его показывать стрелками то время, которое ты называешь и наоборот — сама выставляй стрелки, а он будет определять, сколько времени они означают.

Если данное упражнение не получилось в полном объеме с первого раза, повтори его через какое-то время еще несколько раз, а пробелы, выявленные в ходе его выполнения, постарайся восполнить.

8 Преврати определение времени в игру

Когда ученик уже достаточно хорошо научился разбираться во времени по часам, предложи ему сыграть в легкую игру на воображение. Ты двигаешь стрелку на определенное время, он видит, какое время ты поставила, и начинает изображать, чем он в этом время занимается. Например, время 3 часа — он гуляет с собакой, время 10 часов — он ложиться спать и так далее.

9 Подари малышу часы на руку

Как научить ребенка традиционным часам со стрелками? Не секрет, что дети очень любят подражать взрослым. Так, согласно отзывам многих родителей, можно сделать вывод о том, что дети, которым в возрасте от 5 до 8 лет дарили наручные часы, практически сразу учились по ним определять время. Именно так они казались самим себе и в глазах сверстников взрослее.

Однако даже если у тебя в данный момент нет возможности приобрести такую вещь, вы можете сделать ее с дошкольником самостоятельно, и это тоже послужит прекрасным уроком по изучению часового механизма и определению времени.

Все, что тебе для этого понадобится:

  • втулка от туалетной бумаги,
  • несколько листов цветной бумаги,
  • ножницы,
  • 2 линейки (обычная и с кругами),
  • клей,
  • фломастер.

Поэтапный процесс создания поделки ты увидишь в галерее ниже:

Загадки про время

А загадки про время для детей подтолкнут их к активному освоению понятия течения времени.

Чего нельзя купить
Ни за какие сокровища?
(Время)

Стоит на месте,
А без устали идет.
(Время)

Что быстрее мысли?
Что возвратить нельзя?
(Время)

Что идет без ног?
(Время)

Выросло дерево
От земли до неба.
На дереве двенадцать сучков.
На каждом сучке по четыре гнезда.
В каждом гнезде по семь яиц,
Седьмое — красное.
(Год, Месяцы, Недели, Дни)

Что было вчера и что будет завтра?
(День, Ночь)

Что за птицы пролетают?
По семерке в каждой стае.
Вереницею летят,
Не воротятся назад.
(Дни Недели)

Каждый день роняет листочек.
А как год пройдет —
Последний лист отпадет.
(Календарь)

Сам дней не знает,
А другим указывает.
(Календарь)

Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд,
А в каждом гнезде по четыре синицы.
Где все это хранится?
(Календарь)

Хлеба краюшка висит над избушкой
Собаки лают, достать не могут.
(Месяц)

Двенадцать братьев друг за другом ходят,
Друг друга обходят.
(Месяцы)

Как сделать часы из картона

Отличной идеей для закрепления материала будет создание поделки в виде часов. Дайте задание нарисовать разные виды часов. Можно предложить вашему малышу выложить с помощью счетных палочек циферблат часов.

В помощь родителям также можно приобрести игрушечные простые часы, детские энциклопедии и различные рабочие тетради, например, « Кумон », « Учимся определять время. Час и полчаса » или « Готовимся к школе – Время. Часть и целое ». Это одновременно и весело, и полезно.

Наш отзыв о тетрадях Кумон можно прочитать вот здесь.

И пусть в наш век механические часы уже не так популярны, на смену им пришли электронные, все равно нужно уметь определять время на часах со стрелками и понимать, как оно движется, ведь многие события в нашей жизни происходят в какое-то определенное время. Надеемся, что наша подборка советов, загадок про время и часы поможет вам в освоении такого важного и нужного понятия как время.

Когда знакомить ребенка с часами

Что должен уметь ребенок, чтобы правильно определять время по часам:

1. Считать от 1 до 100.

Пусть ребенок напишет на листе бумаги цифры от 1 до 60. Пока пишет, пусть проговаривает.

  • Если этот навык еще не отработан, повесьте этот лист бумаги на видное место и пусть ребенок регулярно повторяет.
  • При любой возможность показывайте малышу однозначные и двузначные числа и просите правильно их назвать.
  • Обязательно хвалите за успехи, поощряйте.

2. Считать пятерками.

Пусть ребенок напишет цифры, желательно при этом проговаривать: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 55, 60.

  • Сочините песенку «Считаем пятерками» на любой мотив. Главное, чтобы легко запоминалось. К песне можно добавить хлопки, притопы, прыжки и т.п. Например, на все цифры, заканчивающиеся на 5 — приседаем, на 0 — встаем.
  • Регулярно пойте эту песню, чтобы ребенок хорошо усвоил счет пятерками в прямом и обратном порядке.

3. Иметь общее представление о времени.

Ребенок должен понимать значение понятий «утро», «день», «вечер», «ночь».

  • Пусть ребенок придумает и скажет, какие у него ассоциации с каждым временем суток.
  • Убедитесь, что ребенок понимает, что за ночью наступит утро, потом день и т д.
  • Можно спросить: «Что мы делаем по утрам?”, «Что происходит вечером?”, «Что ты будешь делать ночью?» и т.п.

4. Визуально распознавать числа от 1 до 12, уметь их писать.

5. Знать, что такое «до», «после», «четверть», «половина».

Если все это ваш ребенок уже знает и умеет, смело можете объяснять ему время на часах.

Как объяснить ребенку, что такое время

Знакомьте ребенка с понятием времени на конкретных примерах.

  • Хлопайте с ребенком в такт секундной стрелке.


Объясните, что сейчас вы хлопаете в такт со временем.

  • Обращайте внимание ребенка на то, сколько времени нужно для выполнения того или иного дела/действия. Обязательно озвучивайте это.

Например, одна серия любимого мультфильма идет 25 минут. Засеките, сколько времени ребенок будет чистить зубы, переодеваться в пижаму и т.п.

  • Объяснить ребенку, что в сутках 24 часа.

Примерно половину из них он отдыхает и спит. Еще половина уходит на какие-то дела: завтрак, обед и ужин, игры с друзьями, детский сад или школа и пр.

  • Обратите внимание ребенка, что время движется только вперед.

Время невозможно вернуть назад. Его ход можно измерить при помощи часов.

Как познакомить ребенка с часами и научить определять время

Ребенок знает, что время можно определить по часам, но не знает, как они работают и как определить, который час, глядя на стрелки и циферблат.

1.Покажите большие настенные часы.

Лучше всего, если для обучения вы найдете большие настенные часы с тремя стрелками и дополнительными делениями. Так ребенку будет легче усвоить, как определять время по часам.

2.Обратите внимание, что стрелки неодинаковые.

Спросите, чем они отличаются (одна длиннее, вторая короче, третья самая тонкая или отличается по цвету). Скажите, что короткая стрелка – часовая, длинная – минутная, самая тонкая — секундная (есть не во всех часах)

3.Покажите, как двигаются стрелки.

Объясните, что значит «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки». Установите обе стрелки на 12 и покажите, как они ходят.

4.Объясните, что значит «ровно час».

Скажите ребенку, что минутная (большая) стрелка главнее (она же больше!), она подталкивает маленькую. Когда большая стрелка на цифре 12, это значит «ровно час».

  • Оставьте большую стрелку на 12, а маленькую передвигайте на 1, 2, 3…, называя при этом время. «Сейчас ровно час», «Сейчас ровно два часа», «Сейчас ровно…» Попросите ребенка повторить это с другими значениями, переставляя маленькую стрелку.

Дайте ребенку время, чтобы хорошо усвоить то, что вы ему рассказали. Закрепите это на простых упражнениях.

  • Придумайте вместе с ребенком ассоциации на каждую цифру. Например: «Сейчас ровно пять часов, папа закончил работы и собирается домой», «Сейчас шесть часов, можешь посмотреть свой любимый мультфильм», «Сейчас девять часов вечера, пока чистить зубки и готовиться ко сну».
  • Вместе с ребенком составьте режим дня. На каждый час придумайте определенное занятие. Можно нарисовать самодельные часики или вырезать соответствующие картинки. В нашем мастер-классе «Режим дня Настоящего космонавта» есть шаблон для распечатывания.
  • В течение дня обращайте внимание малыша на настенные часы, когда стрелки приближаются к нужным отметкам.

5. Объясните, что значит «час», «минута», «секунда».

  • Один час — это 60 минут.

Покажите циферблат, разделенный на маленькие деления (см. картинку выше). Проходит ровно час, пока минутная стрелка сделает полный оборот по циферблату.

  • Секунда короче минуты. В одной минуте 60 секунд.

Продемонстрируйте ребенку, что секундная стрелка за 1 минуту делает один оборот, пробегает весь циферблат.

Увидеть циферблат — это не значит понять и почувствовать время. Обязательно придумайте и выполните с малышом упражнения, чтобы он увидел на конкретном примере, что можно успеть сделать за одну минуту.

  • Предложить нарисовать как можно больше кружков на листе бумаги. Поставьте на телефоне секундомер или используйте песочные часы для контроля времени. Сравните, сколько кружочков малыш успел нарисовать за 1 минуту, за 2 минуты, за 3.
  • Понаблюдайте за секундной стрелкой. Обратите внимание ребенка, что минутная стрелка смещается только после того, как секундная сделает полный оборот на циферблате.
  • Отметьте вместе с ребенком, где на циферблате находится в данный момент минутная стрелка. Затем предложите порисовать, поиграть или посмотреть мультфильм. После этого снова вернитесь к часам и пусть ребенок сравнит, где сейчас находится минутная стрелка. Сколько времени прошло, пока он занимался своими делами?
Каждая мама обязана знать:  Игры для детей учим буквы

6. Объясните, что значит «пол часа», «четверть часа».

  • Ребенок уже усвоил, что час — это 60 минут. Значит, пол часа — это половина этого времени, т.е. 30 минут.
  • Объясните ребенку, что минутная стрелка может показывать «четверть часа», т.е. 15 минут пройденного часа. Четыре раза по 15 минут — вот и целый час прошел.

7. Объясните двойное значение цифр.

  • Расскажите, что минутная стрелка преодолевает отрезок от одной цифры к другой за 5 минут.
  • Пояснить, что цифра 1 также означает 5 минут, цифра 2 — 10 минут, 3 — 15 минут и т.д. Поставьте минутную стрелку на 4 и скажите: «Сейчас 20 минут». Затем покажите минутной стрелкой на 5 и скажите: «Теперь 25 минут».
  • Пройдитесь по всему циферблату, напевая песенку «Считаем пятерками».

8. Научите ребенка «читать» обе стрелки одновременно.

  • Начните с простого: 12:30, 3:15, 4:45. Обратите внимание, где находится часовая и минутная стрелки. Проговорите, сколько сейчас времени.

9. Научите определять минуты, не кратные пяти.

  • Если ребенок уяснил пятиминутные интервалы, добавьте между ними промежуточные метки. Точечками или маленькими циферками разделите расстояние между 12 и 1.Попросите ребенка заполнить остальные минуты, одновременно считая вслух.
  • Укажите минутной стрелкой на минуту, не кратную пяти, а часовой на час. Определите время вместе с ребенком. Повторяйте и тренируйтесь, пока он не поймет, как читать временные отметки на часах.

Чтобы понять, насколько хорошо ребенок разобрался в принципе определения времени, попросите его передвинуть стрелки по вашему заданию. Например, «Покажи шесть минут третьего», «Сейчас ровно час дня. Через 13 минут нам нужно собираться на прогулку. Покажи на часах, где будут располагаться стрелки в этот момент» и т.п.

«Умные часики»

Простое игровое пособие, которое можно сделать из бумаги вместе с ребенком. Ребенок быстро научится понимать время по часам и сможет без труда называть, сколько минут показывает стрелка, ведь самодельные часики ему в этом помогут подсказками.

Вам понадобится:

  • цветная бумага 2-х цветов,
  • циркуль или любой предмет круглой формы, который можно обвести,
  • ножницы,
  • клепка для фиксации стрелок.

1. Вырежьте из цветной бумаги два круга одинакового размера, но разного цвета. Это двойной циферблат.

2. Верхний круг пронумеруйте 1, 2, 3… 12 (часы), а нижний 05, 10, 15, 20… 60 (минуты).

3. Сделайте надрезы между цифрами на верхнем круге, чтобы можно было отогнуть бумагу и увидеть цифру, обозначающую минуты.

4. Вырежьте стрелки. Минутная стрелка по цвету должна соответствовать нижнему кругу и быть длиннее, часовая стрелка — в цвет верхнего круга и чуть короче по размеру. Это ВАЖНО!

5. Зафиксируйте стрелки так, чтобы их можно было двигать.

Потренируйтесь, двигая стрелки. Если ребенок затрудняется ответить, сколько времени показывают часы, разрешите ему отогнуть бумажку и подсмотреть. Не стыдите, если он ошибся или задумался. Акцентируйте внимание на успехах, чаще хвалите.

Полученные знания нужно закреплять на практике. Побуждайте ребенка озвучивать время как можно чаще. Например, «Через 5 минут приходи обедать», «Напомни мне через 10 минут, чтобы я выключила чайник», «Через полчаса начнется твой любимый мультфильм», «Через два часа вернется с работы папа» и т.п.

Так ребенок научится быстро и точно определять время по часам и планировать свое личное время, придерживаться режима дня, никуда не опаздывать.

Уважаемые читатели! Расскажите, как вы помогали своему ребенку подружиться со временем и познакомиться с часами. В каком возрасте ваш ребенок научился определять время по часам?

Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:

  • Тренинг по освобождению от страха собак. 3+
  • Занятия с собаками-терапевтами «Почитай собаке». 5+
  • Занятие для малышей «Собаки-обнимаки». 0+ (до 3 лет)
  • Обучающее занятие «Детям о профессиях людских и собачьих». 4+
  • Обучающие занятия с собаками-терапевтами в рамках творческого лагеря. 8+
  • Занятия с собаками-терапевтами и детьми с нарушениями в развитии. 5+
  • Развивающий курс «Собака — друг человека». (4 занятия). 4+

Когда начинать

Течение времени дети начинают чувствовать, едва родившись, ожидая кормлений и общения с мамой. Малыши постарше наблюдают, как ночь сменяет день, связывают привычные события: прием пищи, прогулки, вечерние процедуры с темным и светлым временем суток.

Определить, готов ли ребенок ознакомиться с циферблатом и стрелками, можно по его умению распознавать цифры. Если он с легкостью считает до 60 и дальше, знает, как выглядят двузначные числа, можно начинать. Как правило, это происходит к 6 годам.

В этом возрасте дошкольник имеет понятие о частях суток и их особенностях, осознает понятия «завтра», «вчера», «сегодня». У него уже есть сложившийся распорядок дня.

Хорошо, если малыш сам даст знать, что интересуется ходом часов, задавая вопросы: «А двадцать минут — это долго?», «Когда мы пойдем гулять?» К этому моменту у родителей должен быть примерный план, как научить ребенка определять время.

Знакомим малыша с понятием «время»

Распорядок дня маленьких детей регламентируется родителями, поэтому ощущения времени, свойственного взрослым, у них нет. Всю сложность этой категории малышу сразу понять трудно, поэтому до того, как он возьмет в руки часы, его нужно научить некоторым терминам. Его задача — понять, что такое день, неделя, месяц, какие части суток бывают, что значит сегодня и вчера.

Помочь ребенку осознавать течение времени можно в 2 — 3 года, обращая его внимание на последовательность событий: сначала, потом, сейчас. Например, сначала мы помыли руки перед едой, потом поели, а теперь мама моет посуду.

Говорите, какая часть дня настала и что нужно делать: утром умыться и позавтракать, днем поиграть, вечером почитать. Составляйте распорядок дня на следующий день вместе, вспоминайте, чем занимались вчера.

Важно! Обращайте внимание на временные промежутки. Сделать это можно, проговаривая предполагаемые занятия: через 5 минут идем гулять, ляжем спать в 9 часов, через 15 минут пора ужинать.

Малыш в 4 — 5 лет знает, что такое сутки, и легко называет их части? Это хороший показатель. Если он в затруднении, ему поможет красочный плакат с распорядком дня, где изображены привычные действия, характерные для того или иного времени.

Как только он освоит понятия из категории, характеризующей время суток, он готов к изучению дней недели. Для закрепления результата полезно спрашивать малыша почаще, какой вчера был день недели, какой сегодня, какой будет завтра.

Для легкого и быстрого обучения подойдут следующие приемы:

  • подборка стихов, песенок, считалок о днях недели и времени суток,
  • рисунки о времени: что было и что стало, например, семечко стало ростком, затем цветком, взрослый кот был маленьким котенком и т.д.,
  • рассматривание семейного альбома с ранними детскими фотографиями, разглядывая свое изображение в год, ребенок осознает, как изменился,
  • совместный просмотр мультфильмов или обучающих видеоуроков о времени.

Например, этот мультик очень наглядно показывает в чем заключается суть процесса обучения. Покажите его ребенку или посмотрите сами.

Начинаем изучать часы

Лучше всего для обучения подойдет модель с крупным циферблатом и четкими цифрами. Лучше, если они будут круглыми, без отвлекающего декора. Макет можно изготовить своими руками из плотного картона вместе с ребенком.

  1. Мотивация. Расскажите малышу о том, что этот механизм нужен человеку, чтобы никуда не опаздывать. Кто умеет дружить со временем, много успевает. Поэтому выучить, как правильно определять время, необходимо всем.
  2. Знакомство с часами. Дайте понять малышу, что такое циферблат, стрелки, для чего нужны цифры. Расскажите, что стрелки передвигаются только вперед. Предложите вместе подумать, почему нет обратного хода времени.
  3. Механизм работы. Обратите внимание, что на обычных часах существует две стрелки: часовая и минутная, дайте знать, что есть модели и с секундной. Объясните, что такое секунда, минута, час.
  4. Начинайте обучение с целых чисел, изображенных на циферблате. Для удобства снимите тоненькую минутную стрелку и работайте только с крупной. Скажите, что она считает количество часов. Тренируйтесь, перемещая стрелку, и просите кроху называть, который час она показывает.

Совет. Понять, как работает стрелка, малышу проще по плакату, на котором возле каждого часа изображена какая-либо деятельность: игра, завтрак, прогулка. Желательно, чтобы картинка совпадала с режимом дня ребенка. Собираясь выполнять то или иное действие, соотносите его со временем, изображенным на плакате.

Минутная стрелка

Когда малыш поймет, что такое час, начните знакомство с ходом минутной стрелки:

  • Обратите внимание, как отличать две стрелки: одна толще и короче, другая тоньше и длиннее. Расскажите, что ход обеих начинается с цифры 12 и у нее же заканчивается. Покажите наглядно, как двигаются стрелки.
  • Скажите, что продолжительность одного часа – целых 60 минут.
  • Объясните пятиминутное деление от 12 до 1 часа. Затем нужно научить малыша считать наизусть в следующем порядке: 5,10, 15, 20 и так до 60.
  • Скажите, что минутная стрелка проворнее, чем часовая: пока последняя сдвинется на одно деление, первая обойдет циферблат полностью.
  • Обратите внимание, что, когда толстая стрелка показывает точно на определенную цифру, тонкая указывает на 12.
  • Дайте определение понятию полчаса, покажите, где в таком случае должна располагаться минутная стрелочка. Затем перейдите к объяснению, где будет находиться стрелка, когда от начала хода пройдет 5, 10, 15 минут. Для простоты нарисуйте второй круг цифр поменьше, от 1 до 60.

Для объяснения, что такое четверть часа, без четверти, нарисуйте круг, где будут только цифры 3, 6, 9, 12. Покажите, как этот круг разбивается на четыре части.

Используем самодельные часы

Для того чтобы малыш лучше различал дневное и ночное время, сделайте своеобразный тренажер: часы с двойным циферблатом:

  1. Вырежьте два круга из картона, одного размера, но разных цветов. На круге с «дневным» временем напишите или приклейте цифры от 1 до 12, с «ночным» — от 13 до 24.
  2. Вырежьте стрелки, для удобства можно тоже сделать их разного цвета и подписать.
  3. На циферблате с цифрами от 1 до 12 слегка надрежьте картон отрезками равной длины по бокам от цифр так, чтобы при поднятии сектора образовалось окошко.
  4. Прикрепите секундную и минутную стрелки декоративной кнопкой с двумя циферблатами к основанию макета, выполненного из плотного материала. Циферблат с привычными цифрами должен располагаться сверху.
  5. Покажите ребенку, какой «дневной» цифре соответствует ее «ночная» соседка. Выставьте стрелки определенным образом и предложите ребенку самому назвать, сколько времени.

Совет. Параллельно осваивайте электронный формат цифр. Дайте малышу в руки секундомер: пусть наблюдает, как значения равномерно сменяют друг друга. Предложите поиграть: за сколько секунд вода наполнит чашку или малыш вымоет руки. Сколько раз можно подпрыгнуть за секунду? А за минуту?

Игры для закрепления результата

Обучение подкрепляйте несложными практическими заданиями в игровой форме. Выполняя определенное действие: ложась спать, просыпаясь, накрывая стол к ужину, просите ребенка смотреть и говорить вам, сколько времени показывают часы.

Включая мультики, компьютерную игру, отправляясь в гости или гулять, четко проговаривайте планируемый временной интервал: 15 минут, полчаса, час — и обращайте внимание на расположение стрелок при этом.

Просите помощи у ребенка, выполняя домашние обязанности, например, попросите его напомнить вам выключить плиту через 5 минут, сказать, что пора ужинать, если большая стрелка стоит на цифре 6. Приучайте к пунктуальности: собираясь куда-нибудь, проговаривайте время на сборы и дорогу.

Вот несколько способов освоить временные категории играючи:

  • «Подскажи, который час». Установите время на макете. Возьмите игрушечного мишку, скажите малышу, что он торопится домой и спрашивает, сколько времени. Малыш должен ответить, если не сможет, помогите ему.
  • Усложните упражнение, меняя положение стрелок на циферблате. Повторите несколько раз для закрепления результата.
  • «Составь распорядок дня». Возьмите в руки макет часов. Выставьте стрелки на время, когда малыш обычно просыпается, затем, передвигая их ход, обговорите все действия, которые он выполняет в течение дня, утром, в обед и вечером.
  • «Верно — неверно». Выставьте стрелки на макете, спрашивайте у ребенка, правильно ли, что сейчас столько-то времени. Он должен подтвердить сказанное или опровергнуть. Если он в затруднении, задавайте наводящие вопросы.
  • «Расписание». Предложите малышу начать играть в автостанцию. Для отправления машин ему нужно самому выставить стрелки часов на заданное время. Сначала употребляйте целые числа, потом усложняйте задачу, применяя такие определения, как «полдень», «четверть часа».

Стихи о времени для детей

Очень хорошо в процессе обучения использовать короткие стишки для запоминания основ времени. Так ребенку будет веселее и проще погрузиться в процесс познания этого понятия.

Вот самые веселые и интересные стихотворения.

Пробегут часы, минутки
Соберутся вместе в сутки.
В них двадцать четыре часа,
И стрелки творят чудеса.

Стрелка первый круг проходит, —
Полдень в гости к нам приходит,
А она спешит опять
Час за часом отмечать.

Стрелка круг второй прошла, —
В гости полночь к нам пришла,
День прошел, прошла и ночь, —
Убежали сутки прочь.

На секунды счет идет,
Гномик вырвался вперед,
Но не знает он пока,
Как секунда коротка.

Посмотри — ка на часы —
Стрелки здесь не для красы:
Они указали для нас
Секунду, минуту и час.

Секунду — тоненькая,
Минуту — длинненькая,
А коротенькая — час:
Так бывает всякий раз.

Шестьдесят секунд прошли —
Мы к минуте подошли.
Ну, а шестьдесят минут
Вместе целый час дадут.

Ходики внезапно стали.
Что случилось, что стряслось?
Стрелки сразу перестали
День наматывать на ось.
Оглядел их мрачновато
Сероглазый циферблат:
«Если вы не виноваты,
Кто-то всё же виноват?»
«Может быть, — подумал Рома –
Сил у маятника нет, —
Головою вниз попробуй
Покачайся столько лет!»

На стенке в комнате часы,
Висят они не для красы.
И в ритм стуча: тик – так, тик — так.
Всем подают условный знак.
День — ночь меняют за окном.
Рассвет чудесный. А потом
У человека круглый год
Пришла пора дневных забот.

Посмотрите еще одно интересное видео про обучению времени детей.

Ценить время, использовать его с толком ребенка нужно учить с детства. Спрашивайте его, что хорошего, полезного или приятного можно сделать за час, минуту, полчаса. Не ждите быстрых результатов, не торопите в процессе обучения: ориентация во времени – навык сложный.

Чем меньше ребенок, тем короче должен быть урок. Чтобы он быстрее научился разбираться в сложных понятиях, научился понимать ход механизма, узнавать, сколько времени, купите ему яркие наручные часы. Так малыш быстрее станет пользоваться полученными знаниями на практике.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_vremeni_na_chasah.html

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

Сколько вашего времени нужно ребенку


А 10 минут хватит?

Оговоримся сразу: временем, посвященным ребенку, мы будем считать те часы и минуты, когда все свое внимание вы уделяете именно ему. Не покрикиваете ему что-то ободряющее из кухни, где заняты приготовлением ужина, не поглядываете одним глазом в смартфон или телевизор, не держите в руках книгу или спицы…

Сколько времени в день нужно вашему ребенку и как эффективно им распорядиться?

” Возможно, вы удивитесь, но современные родители проводят с детьми гораздо больше времени, чем их собственные мамы и папы в свое время. Так, еще 40 лет назад среднестатистические советские отцы проводили с ребенком около 5 минут в день, а мамы немногим больше – 15. Сегодня эта четверть часа превратилась в час, а пять минут – страшно подумать! – в 35!

Это не только российская, но и общемировая тенденция. Статистические исследования, проведенные в Канаде, США, Великобритании, Дании, Норвегии, Франции, Германии, Нидерландах, Италии, Испании и Словении, показали, что в 1965 году матери проводили с детьми условные 54 минуты в день, а сейчас этот показатели вырос до 104 минут. Результаты отцов скромнее, но тоже впечатляют: если в 1965 году мужчины проводили со своими отпрысками всего 16 минут в день, то сейчас – уже 59 минут.

Каждая мама обязана знать:  Можно ли забрать ребенка

Так и хочется спросить: ну все, теперь-то достаточно? Если мы в детстве обходились 20 минутами в день, может, часа-то точно хватит?

Качество важнее количества

Психологи утверждают: гораздо важнее не то, сколько времени вы проводите с ребенком, а как. Важно, чтобы ваше внимание было полностью сосредоточено в этот момент на малыше. Специалисты выделяют следующие полезные приемы.

Активное слушание: не просто молча кивайте в ответ на реплики ребенка, но своими вопросами демонстрируйте, что понимаете его и поощряете к распространенному рассказу.

Поддерживайте зрительный и тактильный контакт: присядьте так, чтобы смотреть в глаза ребенку, обнимайте его, держите за руку.

Позволяйте малышу перехватить инициативу и предложить вам собственные игры или тему беседы. Это его время!

Не отменяйте время, которое вы обещали провести с малышом, если речь не идет о вопросах жизни и смерти, конечно. Пусть это будет 15 минут, но в точно определенное время и безотлагательно.

На первый взгляд, выглядит чересчур оптимистично. Как, 15 минут и все? Но если ребенок точно уверен, что у него есть эти самые четверть часа в день, и никто на них не покусится, он реагирует на ситуацию совершенно иначе, чем если бы напряженно ждал, пока вы обратите на него внимание.

Уже через пару недель вы обнаружите, что у вас появились приятные бонусы. Во-первых, дети гораздо спокойнее реагируют на вашу занятость. Внезапно оказывается, что они вполне в состоянии потерпеть час или даже два, не теребя вас ежеминутно просьбами посмотреть/поиграть/рассказать.

Во-вторых, сконцентрированные 15 минут гораздо полнее удовлетворяют потребности ребенка в общении, чем те же 15 минут, «размазанные» по всему вечеру.

В-третьих, и это особенно важно, вы внезапно обнаружите, что отношения становятся более доверительными. То, что вы никогда не выясните в разговоре за три или пять минут, за 15 узнаете непременно.

Так все же – сколько вешать в граммах?

И все же каждый родитель, наверное, волнуется: достаточно ли времени они проводят с ребенком? Сколько «правильного» времени требуется малышу?

Дети от рождения до полутора лет. Малышам требуется максимум вашего внимания, которое необходимо предъявлять «по требованию». К счастью, младенцам нужен скорее тактильный и визуальный контакт, чем ваше дружеское участие, так что можно играть с ребенком и заниматься домашними делами одновременно. Но, тем не менее, у вас должен найтись как минимум час в день для игр с малышом.

Дети от полутора до семи лет. К началу обучения в школе можно постепенно уменьшить время непосредственного общения с ребенком до 10 минут. Подчеркиваем, это минимум, то есть, вам не возбраняется проводить с ребенком и полчаса, и час, и два. Но не меньше 10 минут и каждый день!

От 7 до 12 лет можно уделять время уже не ежедневно: до школы вы придерживались правил неприкосновенного детского времени, то теперь ребенок уже достаточно спокойно относится к небольшим перерывам в общении. Если вы будете открыты для контакта, он регулировать их частоту сам: чаще и дольше разговаривать с вами в критических ситуациях, и обходиться без вашей поддержки в остальное время.

Чем дальше, тем более размытыми становятся правила. В самом деле, с 16-летним подростком уже невозможно общаться «по часам», а нужно общаться столько, сколько нужно, иногда сутками напролет… Главное, если ребенок привык к неприкосновенному времени, у него уже сформировано доверие к вам: он уверен, что вы его выслушаете и поймете.

Важные правила неприкосновенного времени в вопросах и ответах

Кто из родителей должен общаться с ребенком?

Оба! У ребенка должно быть «неприкосновенное время» и с папой, и с мамой.

Так значит, можно общаться с ребенком по 10 минут в день? Правда?

Потребности каждого ребенка индивидуальны, меньше минимума общаться нельзя, но если вы чувствуете, что ребенок не успевает насытиться вашим вниманием, увеличивайте ежедневное время.

Так что, можно я завтра уделю ребенку 15 минут и буду свободен?

Если раньше у ребенка не было неприкосновенного времени, то настройтесь, что сначала ему потребуется не минимум, а максимум вашего времени. К счастью, это пройдет через несколько недель.

А можно заниматься в это время развивающими играми или уроками?

Нет, это время для общения. Выбор игры должен оставаться за ребенком, если ему интересно разучивать считалочку на английском – разучивайте, нет – значит, нет.

Ну вот, я выделил ребенку время, а он капризничает, скандалит, истерит… Зачем он все портит?

Ребенок имеет полное право выражать свои чувства, тем более что он не мешает, не отвлекает вас от важных дел, напротив, эмоционирует тогда, когда это никому не навредит. Ваша задача – разобраться, почему ребенок так себя ведет, у вас как раз есть на это время!

А можно уделять братьям и сестрам время «оптом»?

Нет, нельзя! У каждого ребенка должно быть персональное неприкосновенное время.

А можно общаться с ребенком по 10 минут в будни, зато в выходных выделить сразу три часа?

Можно, если ребенок не настаивает на обратном. А вот совсем отменять общение в будни нельзя – неделя, это слишком большой срок для дошкольника, а у школьника могут быть слишком важные проблемы, обсуждения которых не терпит отлагательств.

Стать «хорошей мамой», потратив на это 10 минут в день, — реально. Главное – любовь, а не таймер. Несколько счастливых минут в день – это то, что сделает ребенка счастливым.

Как научить детей определять время по часам

Время — абстрактное понятие, его не пощупаешь и не попробуешь на вкус. Расскажем, как научить детей понимать время по часам, осознавать протяженность времени и правильно пользоваться такими понятиями как «час», «минута», «секунда».

Глядя на часы взрослые называют какие-то цифры и добавляют иногда к ним слова вроде «начало пятого», «четверть третьего», «пол шестого», «без пяти десять». Как во всем этом разобраться ребенку?

Когда знакомить ребенка с часами

Что должен уметь ребенок, чтобы правильно определять время по часам:

1. Считать от 1 до 100.

Пусть ребенок напишет на листе бумаги цифры от 1 до 60. Пока пишет, пусть проговаривает.

  • Если этот навык еще не отработан, повесьте этот лист бумаги на видное место и пусть ребенок регулярно повторяет.
  • При любой возможность показывайте малышу однозначные и двузначные числа и просите правильно их назвать.
  • Обязательно хвалите за успехи, поощряйте.

2. Считать пятерками.

Пусть ребенок напишет цифры, желательно при этом проговаривать: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 55, 60.

  • Сочините песенку «Считаем пятерками» на любой мотив. Главное, чтобы легко запоминалось. К песне можно добавить хлопки, притопы, прыжки и т.п. Например, на все цифры, заканчивающиеся на 5 — приседаем, на 0 — встаем.
  • Регулярно пойте эту песню, чтобы ребенок хорошо усвоил счет пятерками в прямом и обратном порядке.

3. Иметь общее представление о времени.

Ребенок должен понимать значение понятий «утро», «день», «вечер», «ночь».

  • Пусть ребенок придумает и скажет, какие у него ассоциации с каждым временем суток.
  • Убедитесь, что ребенок понимает, что за ночью наступит утро, потом день и т д.
  • Можно спросить: «Что мы делаем по утрам?”, «Что происходит вечером?”, «Что ты будешь делать ночью?» и т.п.

4. Визуально распознавать числа от 1 до 12, уметь их писать.

5. Знать, что такое «до», «после», «четверть», «половина».

Если все это ваш ребенок уже знает и умеет, смело можете объяснять ему время на часах.

Как объяснить ребенку, что такое время

Знакомьте ребенка с понятием времени на конкретных примерах.

  • Хлопайте с ребенком в такт секундной стрелке.

Объясните, что сейчас вы хлопаете в такт со временем.

  • Обращайте внимание ребенка на то, сколько времени нужно для выполнения того или иного дела/действия. Обязательно озвучивайте это.

Например, одна серия любимого мультфильма идет 25 минут. Засеките, сколько времени ребенок будет чистить зубы, переодеваться в пижаму и т.п.

  • Объяснить ребенку, что в сутках 24 часа.

Примерно половину из них он отдыхает и спит. Еще половина уходит на какие-то дела: завтрак, обед и ужин; игры с друзьями, детский сад или школа и пр.

  • Обратите внимание ребенка, что время движется только вперед.

Время невозможно вернуть назад. Его ход можно измерить при помощи часов.

Как познакомить ребенка с часами и научить определять время

Ребенок знает, что время можно определить по часам, но не знает, как они работают и как определить, который час, глядя на стрелки и циферблат.

1. Покажите большие настенные часы.

Лучше всего, если для обучения вы найдете большие настенные часы с тремя стрелками и дополнительными делениями. Так ребенку будет легче усвоить, как определять время по часам.

2. Обратите внимание, что стрелки неодинаковые.

Спросите, чем они отличаются (одна длиннее, вторая короче, третья самая тонкая или отличается по цвету). Скажите, что короткая стрелка – часовая, длинная – минутная, самая тонкая — секундная (есть не во всех часах)

3. Покажите, как двигаются стрелки.

Объясните, что значит «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки». Установите обе стрелки на 12 и покажите, как они ходят.

4. Объясните, что значит «ровно час».

Скажите ребенку, что минутная (большая) стрелка главнее (она же больше!), она подталкивает маленькую. Когда большая стрелка на цифре 12, это значит «ровно час».

  • Оставьте большую стрелку на 12, а маленькую передвигайте на 1, 2, 3…, называя при этом время. «Сейчас ровно час», «Сейчас ровно два часа», «Сейчас ровно…» Попросите ребенка повторить это с другими значениями, переставляя маленькую стрелку.

Дайте ребенку время, чтобы хорошо усвоить то, что вы ему рассказали. Закрепите это на простых упражнениях.

  • Придумайте вместе с ребенком ассоциации на каждую цифру. Например: «Сейчас ровно пять часов, папа закончил работы и собирается домой», «Сейчас шесть часов, можешь посмотреть свой любимый мультфильм», «Сейчас девять часов вечера, пока чистить зубки и готовиться ко сну».
  • Вместе с ребенком составьте режим дня. На каждый час придумайте определенное занятие. Можно нарисовать самодельные часики или вырезать соответствующие картинки. В нашем мастер-классе «Режим дня Настоящего космонавта» есть шаблон для распечатывания.
  • В течение дня обращайте внимание малыша на настенные часы, когда стрелки приближаются к нужным отметкам.

5. Объясните, что значит «час», «минута», «секунда».

  • Один час — это 60 минут.

Покажите циферблат, разделенный на маленькие деления (см. картинку выше). Проходит ровно час, пока минутная стрелка сделает полный оборот по циферблату.

  • Секунда короче минуты. В одной минуте 60 секунд.

Продемонстрируйте ребенку, что секундная стрелка за 1 минуту делает один оборот, пробегает весь циферблат.

Увидеть циферблат — это не значит понять и почувствовать время. Обязательно придумайте и выполните с малышом упражнения, чтобы он увидел на конкретном примере, что можно успеть сделать за одну минуту.

  • Предложить нарисовать как можно больше кружков на листе бумаги. Поставьте на телефоне секундомер или используйте песочные часы для контроля времени. Сравните, сколько кружочков малыш успел нарисовать за 1 минуту, за 2 минуты, за 3.
  • Понаблюдайте за секундной стрелкой. Обратите внимание ребенка, что минутная стрелка смещается только после того, как секундная сделает полный оборот на циферблате.
  • Отметьте вместе с ребенком, где на циферблате находится в данный момент минутная стрелка. Затем предложите порисовать, поиграть или посмотреть мультфильм. После этого снова вернитесь к часам и пусть ребенок сравнит, где сейчас находится минутная стрелка. Сколько времени прошло, пока он занимался своими делами?

6. Объясните, что значит «пол часа», «четверть часа».

  • Ребенок уже усвоил, что час — это 60 минут. Значит, пол часа — это половина этого времени, т.е. 30 минут.
  • Объясните ребенку, что минутная стрелка может показывать «четверть часа», т.е. 15 минут пройденного часа. Четыре раза по 15 минут — вот и целый час прошел.

7. Объясните двойное значение цифр.

  • Расскажите, что минутная стрелка преодолевает отрезок от одной цифры к другой за 5 минут.
  • Пояснить, что цифра 1 также означает 5 минут, цифра 2 — 10 минут, 3 — 15 минут и т.д. Поставьте минутную стрелку на 4 и скажите: «Сейчас 20 минут». Затем покажите минутной стрелкой на 5 и скажите: «Теперь 25 минут».
  • Пройдитесь по всему циферблату, напевая песенку «Считаем пятерками».

8. Научите ребенка «читать» обе стрелки одновременно.

  • Начните с простого: 12:30, 3:15, 4:45. Обратите внимание, где находится часовая и минутная стрелки. Проговорите, сколько сейчас времени.

9. Научите определять минуты, не кратные пяти.

  • Если ребенок уяснил пятиминутные интервалы, добавьте между ними промежуточные метки. Точечками или маленькими циферками разделите расстояние между 12 и 1.Попросите ребенка заполнить остальные минуты, одновременно считая вслух.
  • Укажите минутной стрелкой на минуту, не кратную пяти, а часовой на час. Определите время вместе с ребенком. Повторяйте и тренируйтесь, пока он не поймет, как читать временные отметки на часах.

Чтобы понять, насколько хорошо ребенок разобрался в принципе определения времени, попросите его передвинуть стрелки по вашему заданию. Например, «Покажи шесть минут третьего», «Сейчас ровно час дня. Через 13 минут нам нужно собираться на прогулку. Покажи на часах, где будут располагаться стрелки в этот момент» и т.п.

Как объяснить ребенку время: игры с часами

Превратите обучение в увлекательное занятие творчеством и поиграйте с часами. Когда ребенок сделает часы своими руками, он лучше и быстрее запомнит все, что вы ему рассказывали о стрелках, минутах и секундах, сможет тренироваться в любое время, когда у него будет желание.

«Умные часики»

Простое игровое пособие, которое можно сделать из бумаги вместе с ребенком. Ребенок быстро научится понимать время по часам и сможет без труда называть, сколько минут показывает стрелка, ведь самодельные часики ему в этом помогут подсказками.

Вам понадобится:

  • цветная бумага 2-х цветов;
  • циркуль или любой предмет круглой формы, который можно обвести;
  • ножницы;
  • клепка для фиксации стрелок.

1. Вырежьте из цветной бумаги два круга одинакового размера, но разного цвета. Это двойной циферблат.

2. Верхний круг пронумеруйте 1, 2, 3… 12 (часы), а нижний 05, 10, 15, 20… 60 (минуты).

3. Сделайте надрезы между цифрами на верхнем круге, чтобы можно было отогнуть бумагу и увидеть цифру, обозначающую минуты.

4. Вырежьте стрелки. Минутная стрелка по цвету должна соответствовать нижнему кругу и быть длиннее, часовая стрелка — в цвет верхнего круга и чуть короче по размеру. Это ВАЖНО!

5. Зафиксируйте стрелки так, чтобы их можно было двигать.

Потренируйтесь, двигая стрелки. Если ребенок затрудняется ответить, сколько времени показывают часы, разрешите ему отогнуть бумажку и подсмотреть. Не стыдите, если он ошибся или задумался. Акцентируйте внимание на успехах, чаще хвалите.

Полученные знания нужно закреплять на практике. Побуждайте ребенка озвучивать время как можно чаще. Например, «Через 5 минут приходи обедать», «Напомни мне через 10 минут, чтобы я выключила чайник», «Через полчаса начнется твой любимый мультфильм», «Через два часа вернется с работы папа» и т.п.

Так ребенок научится быстро и точно определять время по часам и планировать свое личное время, придерживаться режима дня, никуда не опаздывать.

Уважаемые читатели! Расскажите, как вы помогали своему ребенку подружиться со временем и познакомиться с часами. В каком возрасте ваш ребенок научился определять время по часам?

Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:

  • Тренинг по освобождению от страха собак. 3+
  • Занятия с собаками-терапевтами «Почитай собаке». 5+
  • Занятие для малышей «Собаки-обнимаки». 0+ (до 3 лет)
  • Обучающее занятие «Детям о профессиях людских и собачьих». 4+
  • Обучающие занятия с собаками-терапевтами в рамках творческого лагеря. 8+
  • Занятия с собаками-терапевтами и детьми с нарушениями в развитии. 5+
  • Развивающий курс «Собака — друг человека». (4 занятия). 4+
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация