Все о ребенке


Всё о ребенке первого года жизни. Неделя за неделей

Предисловие

Вы стали родителями. Вы счастливы и готовы сделать для блага своего малыша все, что в ваших силах. Но у вас еще мало опыта, и иногда вам кажется, что вы не справитесь с уходом за крохой.

Почти все матери испытывают нежность к своему будущему малышу еще до его рождения, даже если беременность была трудной. И большинство из них впадают в отчаяние после рождения ребенка. Как я буду его растить, ведь я ничего не умею? Как справлюсь со всеми проблемами? Кто ответит на мои вопросы? Кто поможет?

Это очень типичное настроение, особенно если родившийся малыш – ваш первенец. Молодые мамы жалуются, что у них буквально опускаются руки от нахлынувших новых забот.

Сложнее всего молодым родителям бывает в первые дни после возвращения из роддома. Ведь там уход за ребенком был заботой персонала, а тут все ложится на их плечи – и забота о малыше, и полная ответственность за него.

Именно из-за такой – просто огромной! – ответственности многие женщины испытывают так называемую послеродовую депрессию. Особенно часто это случается с молодыми мамами, перенесшими тяжелые роды и потерявшими из-за этого много сил.

Другая психологическая проблема состоит в том, что в первые несколько недель после рождения ребенка многие родители излишне тревожатся за него. Им кажется, что они делают что-то не так, что ребенок слишком много плачет и плохо сосет, что он «как-то не так» развивается, что он болен. Они расстраиваются из-за любого пятнышка у него на коже; стоит малышу чихнуть, и родители впадают в панику…

Первые недели жизни ребенка – действительно трудное время: он адаптируется к новым условиям жизни, а вы приобретаете опыт родительства, учитесь понимать малыша и ухаживать за ним.

Через несколько месяцев все встанет на свои места. Родители наберутся опыта и уверенности в себе, научатся понимать своего ребенка. А малыш адаптируется в новом для него мире и будет дарить любящим его взрослым счастье. Счастье – от первой улыбки, от первого зубика, от первого сказанного слова, первого самостоятельного шага навстречу маме и папе…

Все это скоро будет в вашей семье. А пока главная задача для новоиспеченных родителей – обрести спокойствие.

Помните, главное, что нужно малышу, – ваши любовь и забота.

Все остальное приложится. Ну а мы постараемся немного помочь вам простыми советами и подсказками; для этого мы и написали книгу, которую вы держите сейчас в руках.

Здесь вы найдете сведения об основных этапах развития ребенка от рождения до года, но главное – сможете почерпнуть много полезной практической информации. Мы постарались собрать все то, что можно и нужно использовать в повседневной жизни, в ежедневном общении с ребенком.

Особое внимание уделяется тем средствам, благодаря которым на протяжении первого года обеспечивается здоровое и гармоничное развитие малыша – как физическое, так и психологическое.

Зачем здоровому ребенку нужен массаж?

Во-первых, во время массажа по нервным путям к коре головного мозга ребенка проходит огромное количество импульсов, которые оказывают тонизирующее влияние на центральную нервную систему. Благодаря этому улучшается ее контроль над работой всех органов и систем ребенка.

Во-вторых, массаж (если, конечно, делать его правильно!) доставляет большое удовольствие малышу, а положительные эмоции способствуют развитию двигательных реакций. Испытывая удовольствие от правильно проведенного массажа, ребенок начинает активно двигаться, а следовательно, и развитие его идет быстрее, успешнее. Недаром, говоря о первых месяцах жизни младенца, специалисты используют понятие «психомоторное развитие» – психика и моторика (т. е. движения) так тесно связаны между собой, что разделить их развитие практически невозможно.

Кроме того, массаж действует непосредственно на те органы и системы, которые расположены ближе к коже: это прежде всего лимфатическая система. Массаж активно влияет на лимфообращение, ускоряя ток лимфы и тем самым содействуя освобождению тканей от продуктов обмена, поэтому утомленные мышцы при массаже отдыхают быстрее, чем при полном покое.

Не менее важными для развития малыша являются и регулярные занятия гимнастикой. Заниматься с ребенком зарядкой можно (и нужно!) с первых дней жизни. Какие же упражнения можно делать с таким крохой? – удивитесь вы. На самом деле сделать можно очень многое.

В первые три месяца жизни малыша с ним в основном нужно заниматься упражнениями, которые основаны на его безусловных (т. е. врожденных) рефлексах, связанных с разгибанием туловища и конечностей. Подобные упражнения как бы уравновешивают тонус сгибательной и разгибательной мускулатуры ребенка. Такое равновесие тонуса крайне важно для всего дальнейшего развития движений, своевременного освоения навыков сидения и ходьбы.

На 3–6 месяце жизни важно научить ребенка правильно поворачиваться со спины на живот, так как неправильный механизм этих поворотов, по свидетельству врачей-остеопатов, непременно приведет к деформации позвоночника.

После шести месяцев следует научить ребенка ползать, причем ползать правильно. Дело в том, что многие малыши долгое время ползают, используя в основном руки – они просто подтягиваются на них. В результате ножки малыша, не участвуя в движении, отстают в развитии.

Обучение плаванию также вносит неоценимый вклад в здоровье и благополучие маленького ребенка. Плавание – это прекрасное средство профилактики заболеваний, укрепления здоровья и закаливания – ценно еще и тем, что его можно использовать буквально с первых дней жизни ребенка, в то время, когда массаж и гимнастика еще не применяются в полной мере. Поскольку внутриутробное развитие протекает в водной среде, врожденные плавательные рефлексы не исчезают у ребенка в первые месяцы жизни. А если занятия продолжить в течение двух лет, то навык сохраняется на всю жизнь.

Надеемся, нам удалось убедить вас в том, что предлагаемые в этой книжке занятия окажутся и очень полезными, и очень приятными для вашего любимого малыша – да и для вас тоже. Осталось лишь добавить, что при всей их безусловной пользе самодеятельность может оказаться опасной. Внимательно изучайте приведенные в книжке правила безопасности, показания и противопоказания к различным процедурам, но при этом обязательно регулярно консультируйтесь с врачом-педиатром – только специалист сможет сказать, нет ли каких-то противопоказаний к занятиям именно у вашего малыша.

1-я неделя

Мы растем

После рождения ребенка он вместе с мамой еще несколько дней находится в родильном отделении. Здесь ребенок адаптируется к внешним условиям, а его мама с помощью опытного персонала учится обращению со своим малышом.

В первые дни ребенок немного теряет в весе – это физиологическая потеря, которая объясняется энергетическими затратами на включившиеся механизмы адаптации. Наконец этот процесс останавливается, и ребенок начинает набирать в весе. Примерно в это время его с мамой и выписывают домой – пятый-шестой день после рождения.

У новорожденного ребенка присутствует несколько основных рефлексов, например:

? подошвенный – если провести пальцем по стопе, ребенок отдернет ножку;

? сосательный – если провести пальцем по губам крохи, он тут же сложит их трубочкой и начнет совершать cосательные движения;

? хватательный – если вложить палец в ручку малыша, он крепко сожмет его.

Но поведение новорожденного – пока что только цепь реакций на ощущения от соприкосновений с внешним миром. У крохи есть инстинкты, врожденные рефлексы, органы чувств, но пока еще нет ни знаний, ни опыта, ни осознания себя как личности.

Мышление младенца еще не оперирует категориями причины и следствия – события происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга.

В периоды бодрствования малыш реагирует на звуки, пристально смотрит на лица и предметы перед собой; он, как губка, впитывает информацию. Именно эти недолгие минуты нужно посвятить общению с ребенком, чтобы помочь ему адаптироваться во внешнем мире.

Однако слишком активное общение может утомить малыша. Как только вы заметите, что он беспокоится, морщится, нервно перебирает ножками, это означает, что пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни маленького человека должны вовремя сменять друг друга. Правильно организовав распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным путем переходить от одного состояния к другому.

После кормления подержите малыша в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачайте. Если кроха плачет, его обязательно надо успокоить. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. С самого начала родители должны учиться понимать своего ребенка, налаживать с ним психоэмоциональную связь.

Каждая мама обязана знать:  Алексей Булгаков Наши неуправляемые подростки
Массаж и гимнастика

В детском массаже используются все приемы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, легкие ударные приемы, некоторые приемы точечного массажа. Но все это используется понемногу, в очень мягкой форме.

? Во время массажа тело ребенка должно находиться в горизонтальном положении; при массаже конечностей их следует удерживать в состоянии легкого полусгибания.

? При массаже ног нужно избегать толчков в коленные суставы, обходя коленную чашечку снаружи, и не затрагивать переднюю поверхность голени.

? При массаже живота необходимо щадить область печени (правое подреберье) и не задевать половых органов.

? При похлопывании спины надо обходить область почек (поясницу).

? Поглаживание рук проводится от кисти к плечу и к подмышечным впадинам, ног – от стоп к паху, живота – по направлению от боков к пупку и по часовой стрелке вокруг пупка.

Поглаживание, мягкое растирание и разминание успокаивают нервную систему. Эти элементы массажа особенно полезны детям, у которых процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, гиперактивным детям.

Поколачивание и пощипывание оказывают возбуждающее действие, они хорошо помогают взбодриться детям вялым, по природе не слишком активным.

Поколачивание и пощипывание вызывают сокращение мышц, в отличие от поглаживания, растирания и разминания, которые вызывают мышечное расслабление.

С легкого массажа полезно начинать любое занятие с малышом гимнастикой.

Массаж и гимнастика противопоказаны:

? при всех острых лихорадочных заболеваниях,

? при тяжелых формах гипотрофии (атрофия),

? при гнойных и других острых воспалительных поражениях кожи, подкожной клетчатки, лимфатических узлов, мышц, костей (экземы, пемфигус, импетиго, лимфадениты, флегмоны, остеомиелиты и так далее),

? при заболеваниях, сопровождающихся ломкостью и болезненностью костей,

? при рахите в период разгара и при остром течении болезни с явлениями гиперестезии,

? при гнойных и других острых артритах,

? при туберкулезе костей и суставов,

? при врожденных пороках сердца, протекающих с выраженным цианозом и расстройством компенсации,

? при различных формах геморрагического диатеза, особенно при гемофилии,

? при острых нефритах, гепатитах, при активных формах туберкулеза,

? при больших пупочных, бедренных, паховых и мошоночных грыжах со значительным выпадением органов брюшной полости или же при выраженной наклонности к ущемлению.

Закаливание

Для успешного закаливания нужно соблюдать несколько простых правил.

Во-первых, закаливать ребенка нужно ежедневно. Перерывы в закаливании ведут к ослаблению механизмов адаптации, которые формируются благодаря воздействию закаливающих процедур. Даже у взрослых через 3–4 недели после прекращения закаливающих процедур резко ослабляется выработанная устойчивость к воздействию холода. У детей на 1-м году жизни исчезновение эффекта адаптации происходит в еще более короткие сроки – через 5–7 дней. Конечно, вы можете и должны вносить в процедуры некоторые изменения в зависимости от времени года, погоды и прочих условий – к примеру, душ, который был хорош летом, зимой можно «сократить» до обливания малышу ножек.

Чтобы закаливание стало естественной и привычной частью вашей жизни, постарайтесь как можно раньше «встроить» закаливающие процедуры в режим дня малыша. Удобнее всего сочетать закаливание с некоторыми из прочих рутинных, ежедневных дел и мероприятий (умывание и купание, игры, сон и прогулки – всюду можно добавить и несложные закаливающие процедуры).

Во-вторых, закаливать ребенка надо постепенно. В основе закаливания лежит способность человеческого организма постепенно адаптироваться к необычным условиям. Устойчивость к воздействию пониженных температур нужно развивать последовательно и, как мы уже сказали, непрерывно. Крайне важно, чтобы усиление воздействия (например, понижение температуры воды или воздуха, увеличение длительности процедур) было постепенным, без резких скачков и перепадов. Разумеется, прежде всего это касается очень маленьких и ослабленных детишек.

В-третьих, основная закаливающая процедура – это длительные прогулки на свежем воздухе. Летом, если вы выезжаете за город, при хорошей погоде можно вообще почти все дневное время проводить с малышом на улице – сон и кормление, гимнастика и игры принесут малышу намного больше пользы и удовольствия, если будут проходить на свежем воздухе. Впрочем, прогулки полезны в любое время года, не забывайте только, что одеваться нужно по погоде. Не кутайте ребенка!

Даже в холодное время года (при температуре воздуха не ниже –30° С) детей можно и нужно выносить на улицу с 2–3-недельного возраста. Продолжительность первой процедуры – 10 минут, в дальнейшем время прогулки следует довести до 1,5–2 часов и гулять два раза в день. В теплое время года прогулки с ребенком должны быть ежедневными, 2–3 раза в день (между кормлениями) по 2–2,5 часа.

Советы психолога

Вы приехали домой из роддома, и ваш спокойный кроха вдруг стал возбужденным, плаксивым; он никак не может уснуть, все время беспокоится… Чего ему не хватает, вроде бы сыт, не мокрый? А ему не хватает понимания, защиты, участия. Если женщина в родильном доме находилась вместе с малышом, если отец ребенка уже успел пообщаться и наладить контакт со своим ребенком, первый день дома пройдет гораздо мягче.

Постарайтесь, чтобы этот день прошел без суматохи, не нужно пышных встреч. Вам и малышу нужен покой. Привязанность младенца к родителям велика. Чтобы любовь и нежность царили в вашем доме, почаще берите малыша на руки. Не бойтесь избаловать его. Для гармоничного развития ребенок первого года жизни должен получить максимум тактильных ощущений. Контакт «кожа к коже» дает лучшее понимание друг друга, устанавливает прочный контакт на будущее.

Родителям на заметку

Первое купание новорожденного – для родителей событие очень волнующее. Часто родители боятся купать малыша. Они просто не знают, как это делать, к тому же совсем не представляют себе реакции ребенка. Понравится ли ему? Не будет ли слишком горячо или холодно? А вдруг он выскользнет и утонет? А что делать, если он начнет плакать?

Не надо волноваться! Если вы все будете делать правильно, если сами будете спокойны и уверены в себе, первое купание пройдет прекрасно. Купать малыша лучше всего перед вечерним кормлением. Температура воздуха в ванной комнате должна быть 23–25° С; температура воды – от 32 до 36° С. Для того, чтобы в еще не зажившую пупочную ранку не попали микробы, в воду надо добавить немного марганцовки, которую вы предварительно растворили в стакане теплой воды.

Перед купанием надо несколько минут подержать кроху голеньким на руках – пусть он примет воздушную ванну. В воде малыша можно держать сколько угодно – лишь бы ему было комфортно. Но как только ребенок начнет плакать, купание нужно прекратить.

2-я неделя

Мы растем

В первые недели малыш мало меняется. Но он уже может удерживать в поле зрения неподвижный предмет, может сосредоточить на нем взгляд. Фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице. Лежа на животике, пытается поднять и удержать голову. Реагирует на звон колокольчика, погремушку.

Существуют два способа, посредством которых ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии, – это улыбка и плач. В первые недели жизни крохи они возникают как бы сами собой и отражают реакцию на физиологические процессы, происходящие внутри его организма.

Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка – свидетельством того, что младенец спокоен и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбка все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, разумеется, еще без слов, общаться с родителями.

Массаж и гимнастика

Поглаживание выполняется в начале любого сеанса массажа и проводится для подготовки массируемой области к другим элементам и приемам массажа.

Поглаживание активизирует кровообращение и тем самым улучшает кровоснабжение тканей и органов, успокаивает нервную систему, вызывает расслабление мышц.

Производить поглаживание нужно ладонью или тыльной поверхностью кисти по направлению лимфотока к ближайшим лимфатическим узлам. На нижних конечностях движения выполняются от стопы к паху, а на верхних – от кисти к подмышечным впадинам. Выполнять поглаживание нужно медленно, плавными и легкими движениями, слегка надавливая на массируемую поверхность.

Положите малыша на спину, а сами встаньте к его ногам.

Левую руку ребенка приподнимите правой рукой, левой рукой мягко поглаживайте внутреннюю и наружную поверхности руки, двигаясь от кисти к плечу.

Поменяйте руки и повторите прием.

Поглаживать внутреннюю и наружную поверхности можно одновременно, используя прием обхватывающего поглаживания, при котором внутренняя поверхность руки массируется большим пальцем, а наружная – остальными пальцами.

Можно приступать и к гимнастике. Начнем постепенно разучивать комплекс упражнений.

Это упражнение способствует расслаблению мышц ребенка.

И. п. ребенка – лежа на спине.

Зажмите в кулачке ребенка свой большой палец, другими пальцами возьмите его за руку. Плавно разведите ручки малыша в стороны и слегка их встряхните.

Иногда дети не хотят выполнять это упражнение, плачут, сопротивляются. Как правило, такое пове-дение характерно для малышей с гипертонусом мышц. В этом случае следует отказаться от встряхивания и проводить обыкновенное поглаживание рук ребенка.

Каждая мама обязана знать:  Ребенок начал курить
Закаливание

Для того чтобы маленький человек, появившись на свет, сумел выжить и правильно развиваться в новой для него среде, природа предусмотрительно наделила его всем необходимым для защиты и приспособления. У младенца есть врожденные механизмы терморегуляции, предупреждающие перегревание и переохлаждение. Что же произойдет, если с первых недель жизни беспокойные родители начнут создавать малышу тепличные условия, кутая его и защищая от любых внешних воздействий?

Правильно – врожденные приспособительные механизмы не будут работать, тренироваться, и постепенно они начнут атрофироваться. А отсюда – очень короткий путь к частым простудам и более серьезным проблемам со здоровьем. Именно поэтому так важно буквально с первых дней жизни приступать к закаливанию малыша, и один из самых простых и в то же время важных способов – регулярные воздушные ванны.

Воздушные ванны

Закаливание воздухом начинается с регулярного проветривания помещения. Лучший способ проветривания – сквозное, его можно устраивать в отсутствие ребенка. При проветривании детской комнаты понижение температуры на 1–2° С уже является закаливающим фактором.

Осенью и зимой проветривать помещение необходимо 4–5 раз в день по 10–15 минут. Летом окно должно быть открыто, оптимальная температура воздуха в помещении, где находится грудной ребенок, +20–22° С. Исследования показали, что при более высокой температуре в помещении рост и развитие ребенка задерживаются.

Температура воздуха во время воздушной ванны должна постепенно снижаться до +18–20° С. Время воздушных ванн следует постепенно увеличивать.

В течение первого полугодия жизни рекомендуется проводить воздушные ванны по 10 минут 2 раза в день. Начинать надо с 3 минут, ежедневно прибавляя по 1 минуте.

Советы психолога

Контакт взглядов – один из самых значимых для человеческого общения компонентов поведения, его необходимо всячески подкреплять. Общаясь с малышом, попробуйте «нащупать» самое подходящее расстояние между его и своим лицом, чтобы облегчить ему зрительное восприятие. Сопровождая свои действия во время кормления, переодевания, купания крохи ласковыми словами и улыбкой, вы поможете малышу скорее обнаружить вас и продлить контакт взглядов.

Если малыш просыпается только для кормления и сразу начинает кричать, покормите его, однако если он тут же не уснет, попробуйте поймать его взгляд. Поначалу вам это не удастся, но повторяйте свои попытки всякий раз, когда ребенок лежит с открытыми глазами.

Все о ребенке

Адекватное наказание ребенка и можно ли обойтись без него?


Всё для новогоднего настроения со скидками на Алиэкспресс во Всемирный день шопинга 2020!

Смело сохраняйте себе подборку новогодних товаров с AliExpress, чтобы не делать покупки в последнюю неделю!

Отзывы о занятиях кинезиотерапией в Медицинском центре «Шанс»

Читайте подробные отзывы и итоги тест-драйва!

Как выбрать зимний комбинезон для малыша

Удобно, по размеру и тепло — три основных правила при выборе зимней одежды ребенку.

4 простых правила воспитания ребенка. Советы психологов

Сила любви: психологи рассказывают, какое внимание нужно ребенку от родителей

Техника контейнирования эмоций: справляемся с сильными детскими эмоциями за пять шагов

Как помочь ребенку управлять своими эмоциями?

За что нельзя ставить отметки в школе? Это важно знать!

Что именно может оценивать учитель отметкой в журнал.

Все о детях

Мама и ребенок: чьи потребности важнее?

Как научить детей обращаться с деньгами и экономить

Нет связи между богатством страны и дружелюбием ее семейной политики

Почему сегодня так сложно быть мамой?

В каком мире будут жить наши дети и как их к этому подготовить

Как находить время на карьеру, семью и саму себя

Те самые советы от «старшего поколения», от которых хочется закатывать глаза

Родители заставляют детей думать, будто они лучше всех

Вся правда о беременности и материнстве в картинках

О влиянии эмоционального воспитания на ребенка

Как отвечать на детские вопросы, которые обычно ставят в тупик?

Автор: Юлия Шрамкова. Фото: Виктор Чекалов.

Подробная памятка для родителей

Можно ли отказаться от театра или фотосъемки в детском саду?

Почему беременным не стоит опасаться экзотических фруктов, вредно ли пальмовое масло и почему нельзя заставлять детей есть и пить

SelfMama Forum – единственная в России ежегодная образовательная конференция, посвященная вопросам совмещения материнства и самореализации

Следы, которые оставляют дети в мире

Какая активность пойдет на пользу детям до 3 лет

Автор: Светлана Белоус. Фото: личный архив героинь.

Так ли безобидно домашнее обучение для ребенка?

В минтруда и соцзащиты пока не рассматривают вопрос сокращения декрета

Все о ребенке

Чтобы вырастить здорового ребёнка и полноценную личность, родители должны быть и педагогами, и медиками, и психологами одновременно. С этим уникальным порталом стать такими универсалами вполне возможно. С полезными советами из статей бессонных ночей станет меньше, а детского смеха в доме — гораздо больше.

Пневмококковая прививка детям: сроки, реакция, противопоказания, осложнения

Почему ребёнок до года плохо набирает вес и что делать родителям

Какие глаза будут у ребёнка и от чего зависит данный фактор

Как и чем лечить ребенка при первых признаках простуды

Как распознать шевеление плода и что делать при его отсутствии?

Лучшие подарки на выписку из роддома

Польза и вред упражнения вакуум для живота

Для чего нужна плацента и что с ней происходит после родов?

Всё о новорожденном. Новорожденный – это ребенок от рождения до 28 дней.

Перед едой на 10-20мин класть ребёнка на животик для тренировки головки и улучшения пищеварения, выведения газов.

Во время кормления и после держать ребёнка в полувертикальном положении для предотвращения срыгивания и газов.

Кормить одной грудью для правильной лактации(кормим правой грудью головку укладываем на левую сторону(как кормили)), т.к. череп ребенка ещё не сформирован он мягкий и важно чтобы давление было более менее равномерное( к 2-3 месяцам разумно купить ортопедическую подушку! четкой фомы)

После еды подержать малыша «столбиком» 15-20мин до отрыжки.

Массаж или купание через 40мин-1,5часа после еды.

Колики: а) положить на стол или колени и погладить ладонью живот по часовой стрелке; затем осторожно согнуть ножки в коленях, приведя их к животику и распрямив(повторить несколько раз упр.)

б)можно прогреть животик детской грелкой.

в)пить маме укропную воду(заварить стаканом кипятка 1ч.л. семян укропа(продаются в аптеке)

Срыгивает не чаще 1-2 раз в сутки.

Нет рвоты, не плачет после кормления, животик мягкий.

Столько же раз, сколько и кормлений(по большому 2-5 раз в сутки).

Кашица: не настолько жидкая чтобы впитаться в подгузник, но и не оформленный.

Могут присутствовать белые или желтые створоженные комочки молока.

Не чаще 1раза за 6-7 опорожнений может появляться зелень или слизь.

В первые 24ч первая вакцина против гепатита В.

На 3-7день вакцина против туберкулёза (БЦЖ-М или БЦЖ).

На 4-й день в роддоме сделают неонатальный скрининг(кровь из пяточки для исследований на наследственные болезни, которые нужно лечить с первых дней жизни: 1гипотериоз, 2муковисцидоз, 3фенилкетонурию, 4адреногенитальный синдром, 5галактоземия) Результаты поступают в поликлинику.

Уже на след.день после выписки может прийти участковый педиатр. В течении месяца придёт трижды.

Медсестра 5 раз(как приклаывать к груди, как купать, одевать, ухаживать за пупочной ранкой.

Купание до 3х недельного возраста

(до заживления пупочной ранки)

! В первый день-два после выписки купать нельзя(об этом вам должен сообщить педиатр в роддоме, т.к. сделана вакцина против туберкулёза)

Купать нужно обязательно до кормления, но пока он ещё не голоден. Например перед предпоследним кормлением (около 9 часов вечера). Со временем, ребенок привыкнет к вечернему моциону: ванная, еда, сон.

Купать новорожденного с мылом рекомендуется не чаще 2 раз в неделю.

Для новорожденного продолжительность водных процедур должна быть максимум 5-7 минут. Постепенно, к двум-трем месяцам время можно увеличить до 10 минут, а затем увеличивать примерно на 1 минуту в неделю.

Руки купающего следует тщательно вымыть с мылом, ногти коротко остричь, на ухаживающем за ребенком не должно быть ничего, чем можно повредить кожу младенца: кольца, часы, булавки и т. д.

Перед купанием ванночку надо помыть с мылом и обдать кипятком. Подготовить все необходимые для купания предметы: кувшин и воду(на 1С холодней воды в ванне) для обливания ребенка после купания, термометр для измерения температуры воды, мягкую рукавичку из байки или марлевую салфетку для намыливания, детский крем или стерильное растительное масло для обработки складок кожи. Заранее должно быть приготовлено и разложено на столе чистое белье. Зимой его рекомендуется прогреть (завернутое в чистую пеленку белье кладут на батарею центрального отопления, на печку, прикладывают к нему грелку и т. д.).

Приготовить 5% раствор (на 5 гр порошка – 100 мл кипяченой воды, отфильтровать через три слоя марли). Этим раствором обрабатывать пупочную ранку. Для купания – добавлять несколько капель в воду, до слабо розового цвета!

Купать в кипяченой воде температуры 37-37,5 ‘С. В комнате, где купают ребенка, не должно быть сквозняков, оптимальная температура воздуха 24-26 ‘С (не ниже 22 ‘С). В ванночку наливают сначала холодную, а затем теплую воду. Даже если в ванной уже плавает термометр, все равно проверьте температуру воды, опустив в нее свой локоть. При температуре 37 градусов кожа локтя не ощущает ни тепла, ни холода. Уровень воды в ванночке должен быть не более 10- 15 см, чтобы после погружения в нее ребенка над поверхностью воды находилась верхняя часть груди и голова(по плечики в полусидящем положении) Очень важно правильно погружать ребенка в ванну. Левой рукой надо охватить левую подмышку ребенка. Затылок и голова в этом случае опираются на Ваше плечо. Правой рукой поддерживается ягодичная область малыша. После погружения ребенка в воду можно оставить ножки свободными, но голову и туловище ребенка обязательно поддерживать левой рукой и предплечьем. Опустив малыша в воду, не надо стразу начинать его мыть. Дайте ребенку привыкнуть к нахождению в ванной. Опускают ребенка в воду медленно, вначале ножки, затем туловище. Головка располагается на локтевом сгибе взрослого, пальцы этой же руки поддерживают ребенка под коленками. Можно не пользоваться мочалкой, а намыливать ребенка рукой. Мягкими круговыми движениями моется голова, шея, подмышки, верхние конечности, грудь, живот и нижние конечности. Намыленные участки тут же ополаскиваются. Область промежности обмываются последней. В воду при купании можно добавлять отвар череды или ромашки. Если же ребенок плохо засыпает, то подойдет ванна с пустырником или валерьяной. Но, делая любую травяную ванну (особенно с валерьяной), обращайте внимание на запах в ванной комнате. Если запах очень резкий, «бьющий» в носик ребенку, то в таком случае малыш может начать сильно плакать и отказаться от водных процедур еще на долго. Новорожденного не следует тереть, так как это может повредить кожу, осторожно промывают естественные складки кожи. Смыв мыло с ребенка, вынимают его из ванны и, повернув спинкой вверх, обливают из кувшина теплой чистой кипяченой водой (температура воды для обливания на 1 ‘С ниже, чем температура воды в ванне), заворачивают в заранее приготовленную теплую простыню. Обсушивают ребенка осторожным прикладыванием мягкой простыни к телу, во избежание травматизации кожи растирать ее не следует. Затем смазывают складки кожи детским кремом или стерильным растительным маслом, одевают в чистые теплые распашонки и укладывают в кроватку. После небольшого отдыха в 21 ч приступают к кормлению.

Каждая мама обязана знать:  Руководство по детской психотерапии

На первом месяце под запретом! – младенец должен адаптироваться к новым условиям жизни. Позже курс должен длиться не больше 20дней, затем нужен перерыв на 2-3 недели.

Причины просыпания: колики, перевозбуждение перед сном, голод.

«Спокойная бессонница» — ночные бдения ребёнка. Когда он внезапно просыпается и начинает потихоньку лепетать, играть с тем, что попадёт под руку: краешком одеяла, пустышкой, собственными ручками и ножками, словом, сам себя развлекает и убаюкивает. Не вмешивайтесь! Малыш немного поворкует и уснёт.

Одевание (не кутать!)

Головку при постоянной температуре воздуха в комнате 22-24 ‘С не покрывают.

холодно (ниже 18 град.): боди + комбинезон слип + пинетки

нормально/тепло (18-23 град.): боди + штанишки

тепло/жарко (выше 23 град.): боди + носочки

на ночь: комбинезон слип

Когда Ваш малыш находится в пеленках, то его лучше одеть чуть теплее, потому как он лишен возможности двигаться и согреваться за счет своего движения. Ведь активные мышечные сокращения способствуют выделению тепла, а значит, согреванию. Поэтому, дети, которых не пеленают, подвергаются гораздо меньшему риску замерзнуть.

Во время сна ребенка нужно укрыть легким одеялом или пледом.

Собираясь с ребенком на прогулку, некоторые придерживаются следующего правила – одевать ребенка так, как оделись сами, но добавив один слой одежды.

лето (жарко) – боди с коротким рукавом + носочки, совсем маленькому —

лето (тепло/ветрено)- боди с длинным рукавом

лето (прохладно/сыро) – боди+штанишки+вязанный комбинезон, плед

осень/весна (вы уже в пальто или еще в пальто) – боди+штанишки+вязанный

комбинезон+теплый комбинезон, плед

осень/зима (мороз!) — боди+штанишки+вязанный комбинезон+теплый комбинезон, меховой конверт+ трикотажный чепчик и теплую шапка

Чтобы определить, комфортно ли малышу, нужно пощупать кожу на шее и в верхней части спины. Если она горячая или, и что хуже, влажная, то малышу жарко и нужно срочно принимать меры во избежание сильного перегревания. Для этого снимите с ребенка часть одежды. В случае сильного перегревания, малыш кричит, беспокоится. Кожа приобретает красный оттенок, пульс учащен. Нередко повышается температура. Тогда нужно полностью раздеть ребенка, напоить его водой и спустя 10 -20 минут измерить температуру тела. Зачастую она опускается до нормальной или немного выше. Но если температура не пришла в норму, то можно протереть шею, подмышечные впадины, локтевые сгибы, паховые складочки, область под коленками салфеткой или ватой, смоченной прохладной водой – это усилит теплоотдачу.

Определить, не холодно ли ребенку, можно, пощупав его нос. Если нос холодный – ребенок замерз. Если кожа малыша становится бледной, то это также значит, ребенок мерзнет.

Расчесывать малыша нужно примерно раз в два дня, используя специальную мягкую щеточку с натуральным ворсом аккуратно счесывая корочки.

Родители должны знать, что постоянное пребывание ребенка в коляске вредно (раздражение вестибулярного аппарата), что укладывать его рекомендуется без подушки, но с приподнятым головным концом кровати, либо с подголовником(ортопедической подушкой) высотой 2-3 см. Оптимальные размеры подкладываемой клеенки 15×20 см.

Одежда ребенка первого месяца жизни – из мягких, натуральных (хлопчатобумажных или льняных), легко стирающихся тканей, которые можно кипятить; просторная, обеспечивающая свободу движений растущему организму, должна защищать от переохлаждения и перегревания, создавать ровный микроклимат без резких температурных колебаний. Перед употреблением все предметы следует хорошо выстирать и прокипятить «детским» мылом. Белье ребенка 1-го месяца жизни проглаживается с обеих сторон.

В комнате, где стоит кроватка ребенка, необходимо дважды в день проводить влажную уборку и не менее 5-7 раз проветривать ее (по 15-20 минут). Температура воздуха должна быть постоянной, в пределах 20- 22 ‘С, освещение – умеренным. Очень важно поддержание в доме спокойной обстановки, тишины, так как ребенок с первых же дней жизни реагирует на громкий звук.

Детская кровать ставится в самом светлом месте комнаты, но так, чтобы ребенок не находился под прямыми солнечными лучами, на сквозняке или около отопительных приборов. Рядом с кроваткой рекомендуется поставить пеленальный столик, на котором в дальнейшем можно будет делать ребенку массаж и гимнастику.

Если ребёнок родился осенью или зимой на прогулку с ним выходят с 2-3-недельного возраста, в зависимости от погоды. На первую прогулку выносят при температуре воздуха не ниже – 5 ‘С, сначала на 10-15 минут, затем на 30-60 минут 2 раза в день. К месячному возрасту пребывание ребенка на свежем воздухе должно составлять не менее 1,5 часа. В холодные дни прогулки желательно совершать чаще, но продолжительность их сокращают до 20-30 минут. Детей нужно приучать к прогулкам в любое время года, ни в коем случае не кутать ребенка.

Он производится перед первым, или вторым кормлением в определенной последовательности. Начинают его с умывания лица теплой проточной кипяченой водой (чистой рукой или смоченным ватным тампоном). Глаза обрабатывают стерильным ватным тампоном, смоченным водой, по направлению снаружи кнутри, для каждого глаза отдельным тампоном. Туалет носа производят при помощи стерильных ватных фитильков, смоченных стерильным растительным или вазелиновым маслом. Ушные раковины обтирают влажной отжатой салфеткой. Часто за ушами ребенка образуются опрелости, корочки, поэтому после промывания и просушивания складки за ушами протирают вазелиновым маслом или детским кремом. Следует обратить внимание матери на места, где чаще всего образуются опрелости: складки за ушами, шейные, подмышечные и паховые области. Категорически запрещается в профилактических целях применение мазей с антибиотиками и гормонами. Кожу ребенка можно обработать растительным маслом, прокипяченным на водяной бане в течение 10 минут и охлажденным. Ягодицы и промежность моют детским мылом под проточной водой. Девочек подмывают в направлении спереди назад во избежание заноса инфекции в мочевые пути. Подмывать ребенка следует также после каждого мочеиспускания и дефекации.

Уход за пупочной ранкой

До полного заживления пупочной ранки патронажная сестра посещает ребенка ежедневно. Она должна иметь при себе набор следующих средств для обработки пупка: 5 % раствор марганцовокислого калия, 2-3 % раствор перекиси водорода, 70 % спирт, стерильный материал (ватные и марлевые тампоны, салфетки). При каждом посещении новорожденного сестра осматривает и производит обработку пупочной ранки 2-3 % раствором перекиси водорода, спиртом, а затем раствором марганцовокислого калия (можно использовать бриллиантовую зелень).

Уход за полостью рта новорожденного

Слизистая рта у младенца очень нежная, легко ранимая, она не требует обработки, если нет признаков молочницы. При появлении молочницы слизистую рта рекомендуют смачивать 2 % раствором питьевой соды (1 чайная ложка на 1 стакан кипяченой воды комнатной температуры). Мать нажимает большим пальцем на подбородок ребенка, чтобы он открыл рот, и обрабатывает слизистую рта тампоном, смоченным содовым раствором. Процедура повторяется каждые 2-3 часа перед кормлением ребенка. Элементы молочницы можно обрабатывать раствором буры в глицерине, порошком нистатина.

Соски, бутылочки следует тщательно кипятить. Стерильные пустышки (их должно быть 5-6) следует менять несколько раз в день, держать в стерильной баночке с закрытой крышкой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация