Введенский, Ю


А. Введенский, Ю. Владимиров, Саша Черный и др. «НЕОБЫЧНЫЕ СТИХИ»

А. Введенский, Ю. Владимиров, Саша Черный и др. «НЕОБЫЧНЫЕ СТИХИ»

Издательство: АСТ, 2020

Для младшего школьного возраста.

Серия «Книжка за книжкой» открывает новые горизонты для юных авторов, ведь в этой серии под одной обложкой их произведения живут рядом с произведениями классиков.

Автор идеи и составитель книг – Лев Яковлев, писатель, переводчик, сценарист.

Неординарные сказки, изумительные стихотворения, – все это результат кропотливой работы не только писателей и поэтов-классиков, но и девчонок и мальчишек от 5 до 15 лет в Литературной Лаборатории Льва Яковлева.

В книгу «Необычные стихи» вошли произведения Саши Черного, Александра Введенского и Юрия Владимирова. Два последних поэта в начале прошлого века входили в так называемое Объединение Реального Искусства (сокращенно ОБЭРИУ). Поэты-ОБЭРИУты искали новые, нестандартные формы, новый язык поэзии, играли с читателем. С. Маршак объединил талантливую молодежь в детских журналах «Еж» и «Чиж», направив их творчество в русло детской литературы. В сборник также вошли детские стихи Саши Черного, которые очень схожи со стихотворениями ОБЭРИУтов. Серия «Книжка за книжкой» открывает новые имена. В этой книге – Ивана Макарова и его рассказ «Вечерний гость».

ВВЕДЕНСКИЙ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

А. И. Введенский, обновленческий митрополит

Александр Иванович Введенский (1889 — 1946), бывш. протоиерей, обновленческий митрополит, «первоиерарх московский и всех православных церквей в СССР», один из основоположников обновленчества

Родился 30 августа 1889 года в Витебске, в семье преподавателя древних языков, впоследствии директора гимназии, действительного статского советника.

После учебы в витебской гимназии поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, в годы учебы часто посещал литературный салон Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус.

В 1911 году через газету «Русское слово» провел анкетирование нескольких тысяч представителей интеллигенции с целью выявления причин широкого распространения неверия.

В 1912 году окончил университет, в том же году женился на дочери предводителя харьковского дворянства О. Ф. Болдыревой.

В 1913 году преподавал в витебской женской гимназии, учился в консерватории.

В 1914 году экстерном сдал экзамен за полный курс в Санкт-Петербургской духовной академии.

27 августа 1914 года рукоположен во священника архиепископом Гродненским Михаилом (Ермаковым), назначен к церкви гвардейского запасного полка в Новгородской губернии.

Впоследствии часто признавался: «Я шел в церковь с твердым намерением сокрушить казенную церковь, взорвать ее изнутри«. На первой после своего рукоположения литургии, когда «во время Херувимской песни новопоставленный иерей, стоя с воздетыми руками, начал читать текст Херувимской песни, молящиеся остолбенели от изумления не только потому, что о. Александр читал эту молитву не тайно, а вслух, но и потому, что читал он ее с болезненной экзальтацией и с тем характерным «подвыванием», с которым часто читались декадентские стихи» [1].

С 1 сентября 1915 по май 1923 года служил в петербургской церкви во имя святых Захарии и Елисаветы. Являясь клириком Ведомства протопресвитера военного и морского духовенства [2], выезжал на фронт, в 1917 году призывал войска в Галиции продолжать войну во имя защиты революции.

После Февральской революции стал одним из основателей и секретарем образованного 7 марта «Всероссийского союза демократического духовенства и мирян», в 1917 году являлся также членом Всероссийского демократического совещания, заведовал внешкольным отделом Охтинского райсовета Петрограда, был близок к эсерам. Высказывался одобрительно об Октябрьской революции, проповедовал «христианский социализм».

В 1918 году под его руководством выходила рассчитанная на массового читателя серия брошюр «Библиотека по вопросам религии и жизни». Опубликовал в издании общества «Соборный разум» свои сочинения «Социализм и религия», «Паралич Церкви», «Анархизм и религия», в которых в негативном виде представлял историю христианской Церкви со времен равноапостольного Константина I Великого и критиковал принцип союза Церкви и государства.

В период Гражданской войны, сдав экстерном экзамены в нескольких петроградских вузах, получил дипломы биолога, юриста, физика и математика.

В 1918-1922 годах был активным инициатором разнообразных церковных мероприятий в Петроградской епархии, вместе с профессором Н. Егоровым участвовал в религиозных диспутах, отстаивал христианские взгляды.

В 1920-1922 годах возглавлял созданные им Захарие-Елисаветинское братство и церковно-богословские приходские курсы. В апреле 1920 года являлся председателем 1-й конференции петроградских братств, проведение таких конференций началось по инициативе Введенского.

Активная апологетическая и церковно-общественная деятельность Введенского способствовала его сближению с митрополитом Петроградским и Гдовским сщмч. Вениамином (Казанским), ставшим крестным отцом одного из сыновей священника.

В 1921 году Введенский был возведен в сан протоиерея.

18 февраля 1922 года в газете «Петроградская правда» была опубликована статья Введенского «Церковь и голод: Обращение. к верующим», содержавшая демагогические призывы и обвинения в адрес петроградского духовенства. Веденский настаивал на том, что главной задачей Церкви в условиях разразившегося в стране голода была помощь государству в изъятии церковных ценностей. Данная публикация была одной в ряду многих, появление которых предшествовало изданию 23 февраля декрета ВЦИК об изъятии церковных ценностей.

В марте 1922 года Введенский вошел в «Петроградскую группу прогрессивного духовенства» и 24 марта вместе с другими членами группы подписал провокационное и носившее характер доноса «Воззвание группы священников» или «Письмо 12-ти», в котором содержались призывы жертвовать все церковные ценности на нужды голодающих и обвинения в адрес духовенства в контрреволюционности и равнодушии к страданиям народа.

Почти сразу после своего начала кампания по изъятию ценностей стала сопровождаться массовыми репрессиями священнослужителей, в связи с чем митр. Вениамин (Казанский) обратился к Введенскому с просьбой стать посредником при переговорах с представителями власти.

Однако деятельность Введенского, открыто поддерживавшего власти, лишь ухудшила положение, и 10 апреля на собрании петроградского клира митр. Вениамин обвинил Введенского в предательстве, сказав, что по вине первого и Александра Боярского арестовывают священников.

Возникновение обновленческого раскола

А. И. Введенский, обновленческий митрополит, 1920-е гг.

12 и 18 мая 1922 года с одобрения и под контролем Антирелигиозной комиссии и ГПУ Введенский вместе с другими будущими деятелями обновленческого раскола священниками Евгением Белковым, Боярским и С. Калиновским побывал у находившегося под домашним арестом патриарха Тихона с целью убедить его передать им высшую церковную власть. Итогом этих встреч стало ужесточение условий содержания под арестом патриарха, перемещенного в Донской монастырь, и образование неканонического Высшего церковного управления (ВЦУ), что означало организационное оформление обновленческого раскола.

19 мая Введенский вошел в состав ВЦУ, несколькими днями ранее — 13 мая он подписал воззвание «Верующим сынам православной Церкви Российской», которое было составлено новообразованной «инициативной группой прогрессивного духовенства» «Живая церковь» и стало первым программным документом обновленчества.

Обоснованию деятельности по «обновлению» (фактически расколу) Церкви был посвящен ряд работ Введенского 1922-1923 годов, в которых он особое место уделял социальному аспекту, подчеркивая, что церковным идеалом являются всепрощение, отрицание классов и национальных различий, осуждение всех видов эксплуатации и насилия. Главный «грех. старой Церкви», по мнению Введенского, заключался в том, что она не осуждала капитализм, между тем как «Церковь должна освятить правду коммунистической революции», ибо в государственной сфере большевики «воплотили принцип социальной правды» и ближе, нежели предшествующие правители, «подошли к исполнению заветов Христа». Патриаршую Церковь Введенский, переводя свои рассуждения в политическую плоскость, называл «боевым органом контрреволюции», «церковью контрреволюционеров», что, по его мнению, с особой силой проявилось на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 годов.

28 мая митр. Вениамин (Казанский) обратился к петроградской пастве с особым воззванием, в котором объявил о запрещении в священнослужении Александра Введенского, Владимира Красницкого и Евгения Белкова и об отлучении их от Церкви за учиненный раскол. На следующий день Введенский в сопровождении бывшего председателя петроградской ВЧК И. Бакаева посетил святителя, требуя снять запрещение. Митр. Вениамин отказался и 1 июня был арестован. Введенский неоднократно подчеркивал свою близость к органам государственной власти, в особенности карательным.

5 июня на собрании петроградского духовенства лидер обновленчества сделал доклад, в котором сказал, что расстрел 5 священников после Московского процесса 1922 года- это ответ государства на его, Введенского, отлучение и что если пастырское собрание не сделает правильных выводов из этого факта, то это будет последнее пастырское собрание в епархии [3].


После совещания с другими викариями Петроградской епархии и по причине откровенного давления со стороны властей, угрожавших расстрелом митр. Вениамина, вступивший во временное управление Петроградской епархией Ямбургский епископ Алексий (Симанский) 4 июня снял с Введенского запрещение.

На начавшемся 10 июня судебном процессе над митр. Вениамином и другими клириками и мирянами Петроградской епархии Введенский намеревался выступать на стороне защиты, однако 12 июня, после первого заседания, выходя из зала суда, он был ранен в голову камнем, брошенным одной из женщин. 6 июля, спустя день после вынесения судом смертного приговора митр. Вениамину и другим 9 обвиняемым, обновленческое ВЦУ постановило «лишить сана и монашества» осужденных клириков, а мирян — «отлучить от Церкви». Однако Введенский скорее всего не был причастен к принятию данного решения, так как находился на тот момент в тяжелом состоянии после травмы, а 25 июля уже ходатайствовал перед заместителем председателя СНК РСФСР А. И. Рыковым о помиловании митр. Вениамина.

Наметившиеся к тому времени разногласия внутри обновленчества привели к образованию в августе 1922 года внутри «Живой церкви» группы «Союза церковного возрождения», к которой Введенский присоединился 5 сентября.

Однако из-за конфликта с лидером группы еп. Антонином (Грановским) в октябре Введенский оставил «Союз церковного возрождения» и вошел в группу «Союз общин древлеапостольской церкви» (СОДАЦ), программа которой носила откровенно антиканонический характер и включала требования «обновления религиозной морали», введения женатого епископата, закрытия большей части «выродившихся» монастырей, воплощения идей «христианского социализма» во внутрицерковной и общественной жизни, участие на равных правах клириков и мирян в управлении делами общин.

В программе Союза общин древлеапостольской Церкви (СОДАЦ), составленной священником Александром Введенским, в частности говорилось: «Мы стоим за очищение и упрощение богослужения и приближение его к народному пониманию. Пересмотр богослужебных книг и месяцесловов, введение древнеапостольской простоты в богослужение. родной язык взамен обязательного языка славянского» («За Христа». 1922. № 1–2). [4]

Отсутствие в СОДАЦ епископов вынудило Введенского восстановить общение с «Живой церковью», и 16 октября 1922 года он вновь вошел в состав ВЦУ и стал заместителем председателя.

Обновленческий архиепископ Крутицкий

Активно участвовал в работе II обновленческого поместного собора 1923 года, где 3 мая выступал с докладом, в котором настаивал на лишении сана патриарха Тихона, называя патриарха «изменником делу Христову». В тот же день собор принял постановление, разрешавшее брак епископам, и 4 мая Введенский был избран обновленческим архиепископом Крутицким, первым викарием Московской епархии. Хиротония Введенского, находившегося в брачном состоянии, прошла 6 мая в храме Христа Спасителя.

В августе 1923 года он вошел в состав образовавшегося обновленческого священного синода в качестве 2-го заместителя председателя, возглавил в синоде административный и просветительный отделы и миссионерский совет.

«Митрополит-апологет»

Обновленческий митрополит Александр Введенский

В начале 1924 года Введенскому также было поручено заниматься зарубежными делами с возведением его в сан митрополита Лондонского и всея Европы. Однако попытка обновленцев получить хотя бы один храм за рубежом претерпела неудачу, и в середине 1924 года Введенскому был присвоен титул митрополит-апологет и благовестник истины Христовой. В том же 1924 году временно управлял Московской обновленческой епархией.

На открывшемся 1 октября 1925 года обновленческом III «Всероссийском поместном соборе православной Церкви» Введенский был избран товарищем председателя собора. Во вступительном докладе, открывая собор, Введенский зачитал заведомо ложное письмо обновленческого епископа Николая Соловья о том, что в мае 1924 года патриарх Тихон (Беллавин) и митр. Петр (Полянский) якобы послали с Соловьём в Париж вел. кн. Кириллу Владимировичу благословение на занятие царского трона. Как и многие другие устные и печатные заявления Введенского, это выступление имело характер доноса и послужило причиной скорого ареста митрополита Петра.

В 1920-х годы Введенский пользовался популярностью как проповедник и оратор, часто выступал с лекциями, участвовал в диспутах на религиозные темы с наркомом просвещения Анатолием Луначарским [5]. Являлся профессором обновленческих Московской богословской академии и Ленинградского богословского института. В 1924 году Московской обновленческой академией был удостоен степени доктора богословия, в 1933 году- степени доктора христианской философии, в 1932-1934 годы возглавлял академию в качестве ректора.

В 1935 году вторично женился, оставаясь при этом в сане митрополита.

Обновленческий первоиерарх

С апреля 1941 года являлся заместителем обновленческого первоиерарха Виталия (Введенского), после ухода которого на покой был объявлен 10 октября 1941 года «святейшим и блаженнейшим первоиерархом московским и всех православных церквей в СССР».

13 октября вместе с другими главами религиозных конфессий (в том числе с митр. Сергием (Страгородским), Введенский был эвакуирован из Москвы в Ульяновск.

В конце октября 1941 года присвоил себе сан патриарха и 4 декабря того же года инсценировал патриаршую интронизацию, но из-за негативной реакции обновленческого духовенства был вынужден через месяц после интронизации отказаться от этого сана и оставил за собой титул первоиерарха и митрополита.

В октябре 1943 года Введенский вернулся в Москву, служил в церкви прп. Пимена Великого. Искал возможность воссоединения с Московским Патриархатом, настаивал на своем принятии в сане епископа. Отказался от предложения, переданного через протоиерея Николая Колчицкого, стать после покаяния мирянином с предоставлением места сотрудника «Журнала Московской Патриархии».

8 декабря 1945 года был парализован.

Скончался 8 августа 1946 года в Москве вне общения с православной Церковью, завещал свой мозг Институту мозга. Похоронен на Калитниковском кладбище в Москве. С кончиной Введенского обновленчество фактически прекратило свое существование.

Сочинения

  • Причины неверия русской интеллигенции // Странник. 1911.
  • Божественная литургия и Иоанн Кронштадтский // Божия Нива. 1918. № 3-5. С. 37;
  • Социализм и религия. Пг., 1918;
  • Паралич Церкви. Пг., 1918;
  • Анархизм и религия. Пг., 1918;
  • Церковь и голод. Пг., 1922;
  • Церковь и революция. Пг., 1922;
  • Программа союза общин Древле-Апостольской Церкви // За Христа. Пермь. 1922. № 1-2. С. 22-24;
  • Что нужно церкви? // Живая церковь. 1922. № 2. С. 2-4;
  • Что должен сделать грядущий собор? // Там же. С. 4-6;
  • О социально-экономическом вопросе с точки зрения Церкви» // Живая церковь. 1922. № 2 С. 14-18;
  • Кто пойдет путем обновления церкви? // Живая церковь. 1922. № 3. С. 2-4.
  • Церковь патриарха Тихона. Москва, 1923
  • Церковь и государство. Очерк взаимоотношений церкви и государства в России, 1918-1922. Москва, 1923
  • За что лишили сана бывшего патриарха Тихона? Москва, 1923
  • О современном положении православия // Там же 1928 № 6 с. 9-10
  • Важные достижения обновленчества // Там же № 3-4. с. 9.
  • Идем к победе // «Вестн. Свящ. Синода Пр. Рус. Церкви». 1928 г. № 10/33/ с. 3-5э
  • К празднованию 10-летия обновленчества // Там же 1931 г. № 5-6 с. 2-3.

Литература

  • Устав гражданина белого духовенства «Живая церковь». Нолинск, 1922;
  • Козаржевский А. Ч. А. И. Введенский и обновленческий раскол в Москве // ВМУ: Ист. 1989. № 1. С. 54-66;
  • Акты свт. Тихона. С. 85-87 и др.;
  • Чельцов М. П., прот. В чем причина церковной разрухи в 1920-1930 гг. // Минувшее. М.; СПб., 1994. Вып. 17. С. 418-441;
  • РПЦ и коммунистическое государство: 1917-1941: Док-ты и фотомат-лы. М., 1996; Политбюро и Церковь;
  • Степанов И. О «Живой церкви». М., 1922;
  • Окунев Як. «Смена вех» в Церкви. Х., 1923;
  • Титлинов Б. В. Новая Церковь. М.; Пг., 1923;
  • он же. Церковь во время революции. Пг., 1924;
  • Ильинский Ф. И. Правда церк. раскола. Козлов, 1924;
  • Стратонов И. Русская церк. смута: 1921-1931. Берлин, 1932;
  • Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви, 1917-1945. П., 1977. М., 1996р;
  • Краснов-Левитин А. Лихие годы 1925-1941. П., 1977;
  • Брушлинская О. Остался нераскаянным // Наука и религия. 1988. № 6. С. 42-46;
  • Очерки истории С.-Петербургской епархии. СПб., 1994. С. 247, 248, 258;
  • Левитин, Шавров Очерки смуты; Шкаровский М. В. Обновленческое движение в РПЦ XX в. СПб., 1999;
  • Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. С.-Петербургская епархия в ХХ в. в свете архивных док-тов. 1917-1945. СПб., 2000. С. 49, 84, 102, 103, 215, 216, 228;
  • Фирсов С. Л. Власть и верующие: из церк. истории // Нестор. 2000. № 1. С. 207-231;
  • «Обновленческий» раскол. М., 2002.

Использованные материалы

[1] Левитин-Краснов А., Шавров В., Очерки по истории русской церковной смуты. 1922–1946, Kuesnacht. Schweiz, 1978, с. 22-23, цит. по Каверин Николай «Обновленчество 20-х и 90-х годов: неразрывная преемственность», Современное обновленчество — протестантизм «восточного обряда» [сост. Н. Каверин], Москва: «ОДИГИТРIЯ», 1996, публикация на сайте Благодатный Огонь, http://www.blagogon.ru/biblio/4/

[2] до 1918 года Захарие-Елисаветинский храм был церковью лейб-гвардии Кавалергардского полка

[3] Из показаний прот. П. Кедринского на Петроградском процессе 1922 г.- Архив УФСБ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. 89305. Том 17. Л. 75-76

[5] См. публикации материалов диспутов: Христианство или коммунизм. Л., 1926; Личность Христа в современной науке или литературе. М., 1928

[6] Введенский служил в храме в кон. 20 — нач. 30-х годов

Стихи Александра Введенского

Топ-10 стихотворений


Лучшие стихи Александра Введенского по оценкам посетителей сайта.

Темы стихов Александра Введенского

Стихотворения Введенского Александра, сгруппированные по темам, которые затрагивал поэт.

По типу

Все стихи Александра Введенского списком

Список из 50 поэтических произведений, написанных Александром Введенским. Чтобы быстро найти определенный стих, воспользуйтесь поиском по сайту вверху страницы.

Популярные поэты

Самые известные русские и зарубежные авторы стихотворных произведений.

АЛЕКСАНДР ВВЕДЕНСКИЙ

Александр Иванович Введенский (1904-1941) — русский, советский поэт, драматург. Участник объединения обэриутов.
Родился в семье экономиста. Его отец, Иван Викторович), был сыном священника и окончил юридический факультет Киевского университета. Его мать, Евгения Ивановна Поволоцкая (1876-1935), дочь генерал-лейтенанта, получила медицинское образование.
Вначале Александр Введенский вместе со своим братом учился в кадетском корпусе, но в 1917 году по настоянию матери братья были переведены в гимназию им. Л. Лентовской, которую Александр окончил в 1921 г., не сдав экзамена по русской литературе. Именно в гимназии он познакомился с Леонидом Липавским — будущим теоретиком ОБЭРИУ. Тогда же Введенский начал писать стихи. По окончании гимназии (которая стала к тому времени «трудовой школой») поступил сначала на правовое отделение факультета общественных наук Петроградского университета, затем на китайское отделение Восточного факультета, но вскоре бросил учёбу. Работал письмоводителем, затем в 1921—1922 гг. — на электростанции «Красный Октябрь».
Затем Введенский познакомился с Даниилом Хармсом, который стал его близким другом. В 1925 они выступили в имажинистском сборнике «Необычайные свидания друзей» со своими стихами. В 1924 вступил в Ленинградский союз поэтов, при вступлении причислил себя к футуристам.
В 1927 г. Введенский и Хармс создали литературно-театральную группу под названием «ОБЭРИУ» — Объединение Реального Искусства. Обэриуты проповедовали абсурдизм, примитивизм в поэзии, утверждая устами основателя движения, что интересны только бессмысленные явления. Введенский не играл в ОБЭРИУ никакой организаторской роли — эти функции взял на себя Даниил Хармс. Участники объединения проводили творческие вечера, самый эксцентричный, известный вечер группы состоялся 24 января 1928 года в Доме печати на Фонтанке и назывался «Три левых часа». Введенский читал на этом вечере свои стихи. В это же время Введенский, Хармс и некоторые другие ОБЭРИУты по предложению С. Я. Маршака начали сотрудничать с детскими журналами «ЁЖ» и «ЧИЖ». Александр Иванович практически постоянно печатался в них. А впоследствии даже перевёл несколько сказок братьев Гримм. Таким образом, при жизни печатался в основном как детский поэт.
«Последние левые» довоенного Ленинграда, ОБЭРИУты продержались недолго. В печати появились резкие отклики на их публичные выступления. В конце 1931 г. был арестован вместе с другими ОБЭРИУтами (на Введенского поступил донос о том, что он произнёс тост в память Николая II; существует также версия, что поводом для ареста послужило исполнение Введенским на одной из дружеских вечеринок «бывшего гимна»), выслан в 1932 г. в Курск (жил там некоторое время вместе с Хармсом), затем жил в Вологде, в Борисоглебске. Приехав с женой в ссылку, он, как рассказывают, тотчас обвёл глазами каморку, нашёл табуретку, единственную мебель, вынул огрызок карандаша и тетрадь из кармана пальто и начал писать.
В 1934 году стал членом Союза писателей. С 1936 г. из Ленинграда, куда ему дозволено было вернуться, Введенский переехал к новой жене Галине Борисовне Викторовой в Харьков, где жил в полной изоляции от литераторов; в 1937 г. родился сын Пётр Александрович Введенский (1937-1993). Крестным отцом и матерью Петра стали художники Елена Васильевна Сафонова и Владимир Васильевич Стерлигов.
27 сентября 1941 г. Александр Введенский был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. В связи с подходом немецких войск к Харькову был этапирован в эшелоне в Казань, но в пути 19 декабря 1941 г. скончался от плеврита.
Полные публикации его наследия начались только с конца 1980-х годов. При этом публикаторы не прислали вдове Введенского Г. Б. Викторовой и её сыну Борису Викторову ни одного экземпляра его изданий, а одолженные рукописи, как правило, не возвращали. Впоследствии публикации были прерваны, так как получивший доверенность от Бориса Викторова литературовед Владимир Глоцер стал предъявлять высокие гонорарные требования к издательствам («наследникам надо платить»), угрожая в противном случае судебным преследованием. Это привело к тому, что сборники поэтов ОБЭРИУ стали выходить с чистыми листами на месте, где должны были быть стихи Введенского.
После смерти Глоцера, в ноябре 2010 года, вышел новый 700-страничный сборник произведений Введенского под названием «Всё», составленный Анной Герасимовой. В сборник вошли «почти все „взрослые“ произведения автора.

Поэт Введенский Александр Иванович: биография, творчество и интересные факты

Введенский Александр Иванович – русский драматург и поэт Серебряного века. Являлся одним из основателей и членов литературного объединения ОБЭРИУ. При жизни был наиболее известен своими произведениями для детей, хотя писал их исключительно для заработка. А вот серьезные вещи писателя оказались в печати через много лет после его смерти. О нелегкой, но интересной судьбе поэта поговорим в этой статье.

Александр Введенский: биография. Семья

Родился будущий поэт в Петербурге 23 ноября 1904 года. Его отец, Иван Викторович, происходил из семьи священника, но смог получить юридическое образование в Киевском университете. Это позволило ему поступить в юнкерское пехотное училище, а затем на гражданскую службу, где он получил звание статского советника. С приходом советской власти занял должность экономиста. Мать писателя, Евгения Ивановна, была дочерью генерал-лейтенанта, смогла получить хорошее медицинское образование еще в царское время, а при Советах стала известным врачом.

Всего в семье было четверо детей. Удивительно, но Введенские смогли избежать репрессий из-за своего «социально чуждого происхождения». Возможно, благодаря востребованности освоенных профессий.

Гимназические годы

В 1914 году Введенский Александр был зачислен в петербургский кадетский корпус вместе со своим младшим братом. Однако в 1917 году мать решила перевести сыновей в гимназию, которая позднее стала 10-й Трудовой школой им. Л. Лентовского. Учебное заведение будущий поэт окончил в 1921 году.

Эта гимназия отличалась от других подобных учреждений талантливыми и опытными учителями, рассказы о которых ходили по всему городу. Здесь Введенский завел первых друзей – Я. С. Друскина и Л. С. Липавского. А также познакомился со своей будущей женой Т. А. Мейер, с которой писатель зарегистрировал отношения сразу после окончания гимназии, но в 1930 году развелся. В эти же годы молодой Александр начинает пробовать сочинять стихи.

Окончив трудовую школу, в которую уже успели переименовать гимназию, Введенский пошел работать конторщиком, а затем его сделали счетоводом на стройке электростанции «Уткина Заводь». В 1922 году ему удалось поступить в Педагогический университет на факультет общественных наук по специальности «Право».

Одновременно с учебой продолжал работать. Так, с 1923 по 1924 год служил в Фонологическом отделе. В эти же годы стал членом Ленинградского союза поэтов, когда его спросили о направлении, то отнес свое творчество к футуристическому.

ОБЭРИУ

1925 год стал для писателя знаменательным: Введенский Александр Иванович свел знакомство с Даниилом Хармсом. Это событие стало судьбоносным для обоих поэтов. С этого момента началась их совместная писательская деятельность. В том же 1925 они опубликовали свои стихи в сборнике имажинистов «Необычайные свидания друзей».

Вскоре Хармс и Введенский вступили в ряды авангардной театрально-литературной группы. Именно она в 1927 году получила название ОБЭРИУ, что расшифровывается как «Объединение реального искусства». Приверженцы этого объединения проповедовали примитивизм и абсурдизм в искусстве, полагая, что самыми интересными являются лишь одни бессмысленные явления.

Введенский и Хармс были самыми известными из обэриутов, однако руководящую и организаторскую роль взял на себя последний. Александр Иванович этому и не противился.

Особенности творчества

Введенский Александр был очень далек от футуристских представлений о прекрасном будущем, что сближало его с Велимиром Хлебниковым. В их произведениях было много общих моментов: упрощенные метрика и рифмовка; частые тематические и формальные отсылки к классическим текстам; специальное искажение ритма и прозаизирование стихотворных строк. Однако было и существенное отличие в тематике: Введенский никогда не пускался в романтизацию прошлого или будущего. Единственное, во что верил и о чем писал поэт – бог, смерть и время.

Александр Введенский (стихи это доказывают) верил в то, что время может проявиться лишь в смерти, Хлебников же был уверен в непреложности временных законов. В одном из стихотворений Александра Ивановича встречается восклицание: «Ах! Пушкин…» Это наиболее четко передает его представление о мире, как о разрушившейся цивилизации не только в историческом плане, но и в метафизическом.

Просуществовали обэриуты недолго. Рабочие и крестьяне не понимали их стихов и видели в них только аполитичность и ненадежность. В советских газетах и журналах поэты кружка подвергались серьезным нападкам критиков. Все это привело к уничтожению литературного сообщества.

Арест и ссылка

В 1931 году был арестован Александр Введенский. Стихи его считались неблагонадежными, однако этого было недостаточно для заключения, поэтому причиной послужило обвинение в том, что он произнес тост за Николая II. Существует также версия, что поводом стало исполнение царского гимна на одной из встреч. Кроме него, были взяты под стражу и другие обэриуты.

После года в тюрьме он был отправлен в ссылку в Курск, где жил в одной квартире с Хармсом, затем переехал сначала в Вологду, затем в Борисоглебск. Несмотря на опальное положение, все это время продолжал писать Введенский Александр, и в 1934 году был принят в члены Союза писателей.

Этот факт помог ему в 1936-м вернуться в Ленинград. Но вскоре писатель покинул большой город и поселился в Харькове у своей второй жены, а через год у них родился сын Петр. Здесь поэт жил в полной изоляции от литературного мира.

В 1941 году Введенский снова был арестован. На этот раз его обвинили в контрреволюционной агитации. Достоверных сведений о смерти поэта не сохранилось. Существует лишь предположение о том, что он умер 19 декабря 1941 года по дороге в Казань. Место захоронения неизвестно.

Произведения для малышей

Введенский Александр для детей писал, как и Хармс, по инициативе С. Маршака. Заработать на своей серьезной поэзии обэриуты в то время не могли, поэтому с радостью приняли предложение. И с 1928 года Введенский принимается за сочинение детских стихов, сказок и рассказов. Его произведения активно публикуются в журналах.

За свою творческую карьеру Введенский Александр написала около тридцати книг для детей. Наиболее известным является его стихотворение «Кто?», которое было его первым произведением для малышей.

Каждая мама обязана знать:  Дочь-подросток угрожает уходом из дома или суицидом
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация