Выпуск №07 прививки, рейтинг вузов, религия в школе, русское материнство; и др


Россияне высказались против преподавания религии в школе

Большинство россиян выступают против преподавания религий в общеобразовательных заведениях и хотят, чтобы их дети обучались предмету дома или в воскресных школах. Об этом свидетельствует новый опрос «Левада-центра» (есть в распоряжении «Известий»).

За внедрение религиозного воспитания в общеобразовательной школе выступают 22% опрошенных.

— Это в основном провинциальное население, жители средних и малых городов и деревенское население. Не очень образованное, не очень обеспеченное и, соответственно, настроенное весьма традиционалистски, — отмечает директор «Левада-центра» Лев Гудков.

Значительно больше (31%) тех, кто не против религиозного воспитания своих детей, но считает, что его не нужно совмещать с общим образованием, а преподавать курс основ религиозной культуры следует в специальных учебных заведениях, воскресных школах, медресе и т.д.

Еще больше — почти 43% респондентов — тех, кто уверен, что школьникам вообще нет необходимости тратить время на религиозное образование. Они указывают на опасность навязывания детям определенного вероисповедания, нарушения положений Конституции о светском характере российского государства и утверждают, что такие уроки порождают опасность разделения учеников по религиозному принципу.

— Это прежде всего жители городов-миллионников, где сложность жизни гораздо выше и где люди меньше зависят и от государства, и от какого-то одного источника информации. Это более молодые, более образованные, более информированные люди, — поясняет Лев Гудков.

Среди противников также много мусульман и представителей других религий, которые опасаются, что введение курса основ религиозной культуры приведет к доминированию православия в образовании, добавил директор «Левада-центра».

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) для 4–5 классов средней школы в 2010–2012 годах проходил апробацию в 19 регионах, а с 1 сентября прошлого года стал обязательным предметом для всех общеобразовательных учебных заведений страны. Школьники могут выбрать один из шести модулей — основы православной, исламской, буддийской, иудейской, мировых религиозных культур и светской этики. По данным Минобразования, в целом по России большинство (43%) выбрало основы светской этики. Основы православной культуры предпочли 31% учащихся. В Москве же светскую этику выбрали 47% учеников, 28% — мировые религиозные культуры, а основы православной культуры — 23%. В начале этого года такие результаты вызвали обеспокоенность патриарха Кирилла, который заявил, что в школах оказывают давление на родителей, чтобы они выбирали светскую этику или основы мировых религиозных культур.

Завсектором основ православной культуры Отдела религиозного образования РПЦ Герман Демидов настаивает, что курс религиозной культуры должен быть обязательным в каждой школе.

— Такой предмет должен быть. По желанию родителей можно выбрать либо определенную религиозную культуру, либо светскую этику, — говорит он.

Завсектором изучения ксенофобий и предупреждения экстремизма Института социологии РАН Владимир Мукомель указывает на опасность раскола школьного коллектива по религиозному признаку при введении курса основ религиозной культуры.

— Представители разных конфессий будут заниматься скорее миссионерской деятельностью, нежели просвещением. Они будут акцентировать внимание на своей конфессии, на ее отличиях от других. Это большая опасность, — говорит он.

С социологом согласен зампред Совета муфтиев России Рушан-хазрат Аббясов.

— Чтобы не делить детей, мы выступали за единый светский предмет по основам культур. Но принят был другой вариант, — отмечает он.

Завуч-методист Центра образования № 548 «Царицыно» Лилия Гусарова отмечает, что в их школе курс основ религиозной этики преподают со светских позиций, но считает, что дети начальной школы еще недостаточно к нему готовы.

— Люди, которые у нас работают с этим предметом, сами не глубоко верующие. Они дают только то, что указано в учебнике. Другое дело, что в начальной школе это давать рановато. У наших, в четвертом классе, еще не возникает вопросов. По моему мнению, надо бы давать уже в средней школе, когда у подростков появляются вопросы, — рассуждает она.

Ранее эксперты Российской академии наук сделали вывод о недопустимости использования в школах выпущенных в 2010 году учебников по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики». По мнению специалистов, учебник содержит многочисленные признаки «грубого нарушения Конституции РФ, агрессивно, в миссионерском ключе грубо навязывает ученикам определенную религиозную идеологию, открыто враждебную светскому государству».

Детям-атеистам придется выбрать религию для изучения в школе

Из духовно-нравственных дисциплин могут убрать светскую этику

18.03.2020 в 19:33, просмотров: 32042

В России в пилотном режиме начато расширение преподавания Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) с нынешнего 4-го класса на всю среднюю ступень школы — с 5-го по 9-й классы. Там этот предмет назван Основы духовно-нравственной культуры народов России — ОДНКНР. Вести его будут светские учителя. Однако сохранится ли модуль светской этики, пока не решено, сообщили «МК» в Минпросвете.

По оценке властей, настало время «усовершенствовать» курс ОРКСЭ, введенный в школах России в 2012 году. Работа по его ревизии шла целый год. И вот ее результат: власти не устраивает ни нынешнее содержание «духовно-нравственного» курса, ни его объем, ни уровень подготовки учителей, ни сложившаяся практика выбора семьями модуля для изучения детьми (в настоящее время их 6: четыре — по культурам традиционных религий, а также единая история основных религий и курс светской этики).

Подготовка преподавателей и наращивание объемов курса уже налицо. Учителей вовсю готовит Московский педагогический госуниверситет. Причем учителей разносторонних, уточнил ректор вуза Алексей Лубков: «Это предметники не только по ОРКСЭ, но еще и, скажем, по истории».

Зато к теории божественного создания нашего мира за шестидневку, похоже, вопросов у россиян скоро не будет. В стране начался рост объемов изучения в школе духовно-нравственного блока: ряд пилотных школ вместо нынешних 32 часов в 4-х классах продлил его изучение на 5–9-е классы — т. е. на всю среднюю ступень школы. В перспективе эта практика станет всеобщей. Но дальше начинаются непонятки.

Так, большой вопрос, что именно будут проходить школьники в курсе ОДНКНР в течение пяти лет, и прежде всего — останется ли там светская этика. Ведь она признана не имеющей отношения к нравственности и с треском вылетает из школьной программы, хотя сегодня этот модуль выбирает самая большая группа семей — 40%. Какой же будет для них альтернатива? А какой предмет для изучения будут выбирать ребята из атеистических семей? Их что, заставят записаться на изучение буддизма? Вообще освободят от данного предмета, как «инородцев» в царской России от уроков закона Божьего, а в аттестатах поставят прочерк? Кстати, вопрос об аттестатах не праздный. Изучать предмет пять лет подряд и никогда не получать оценок ни за ответы, ни за контрольные — совершеннейшая профанация. Время-то на уроки ОДНКНР от других предметов отнимут, а на выходе будет нулевой результат.

— Да, вопрос об оценках непростой, — согласился с «МК» зам. директора департамента госполитики в сфере общего образования Минпросвещения Сергей Пилипенко. — Но, как и вопрос о выборе модуля, он уводит в сторону от главного — духовно-нравственного воспитания детей.

Ну как тут не вспомнить русского поэта-сатирика второй половины XIX века Дмитрия Минаева: «Это ли русский прогресс. — Это, родимые, это!».

Заголовок в газете: Светское — значит аморальное?
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27929 от 19 марта 2020 Тэги: Школа, Выборы, Дети , Власть, Буддизм Места: Россия

Религия и этика в школе: за и против

Пожалуй, ни одно нововведение в школьной жизни последних лет не вызвало такого количества дебатов и скандалов, как предмет ОРКСЭ («Основы религиозных культур и светской этики»).

Сторонников изучения религиозных культур в школе обвиняли в нарушении Конституции, а противников призывали предать анафеме. Сейчас, когда страсти немного улеглись, можно подвести первые итоги и разобраться во всех плюсах и минусах новой дисциплины.

Что такое ОРКСЭ и зачем его ввели

В 2010 году в 19 регионах России, а в 2012 году по всей стране был введен новый школьный предмет — «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Его преподают в конце 4-го класса. Количество часов, которое уходит на предмет — около 50.

Инициатором введения новой школьной дисциплины выступила РПЦ. Интересно, что изначально предмет назывался «Основы духовно-нравственной культуры народов России», и лишь по итогам многочисленных дебатов название поменяли, а содержание дополнили. Любопытен тот факт, что лидеры остальных конфессий, представленных на территории РФ, поддержали начинание православной церкви.

Сейчас курс состоит из шести модулей. Это «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Каждый школьник может выбрать для изучения только одно направление.

По статистике прошедших лет, максимальное число учащихся (от 40% до 51% в разных областях страны) выбирает модуль «Основы светской этики», на втором месте (порядка 30%) — «Основы православной культуры», на третьем (до 18%) — «Основы мировых религиозных культур», остальные модули идут с большим отрывом. С каждым годом число родителей, выбирающих «Этику», возрастает во всех регионах страны.

Каждая мама обязана знать:  Как наладить отношения с падчерицей

Официальная задача нового предмета — знакомство с мировыми культурами, формирование у младшеклассников норм морали и нравственности и подготовка к жизни в многоконфессиональном государстве. Однако, по мнению большинства ученых, учебники по предмету составлены в проповедническом и антинаучном стиле и абсолютно не отвечают поставленным целям.

Уроки религии и этики в странах мира

Россия не стала первопроходцем в вопросах изучения религии и этики в светских школах. Через подобные дебаты прошли почти все развитые государства, причем каждое пришло к самостоятельному выводу.

  • Во Франции уже более ста лет строго запрещено преподавать в школах предметы, связанные с религией, а несколько лет назад ввели запреты и на ношение любых религиозных атрибутов;
  • В Китае, Японии и США государственные школы не преподают религию, делая упор на привитии детям общегражданских норм и ценностей;
  • В Финляндии дети с начальных классов изучают религию, которую исповедуют в их семье, или этику, причем это является одним из самых популярных предметов. Кстати, на религиозные экскурсии детей водят даже в детском саду, но с согласия родителей;
  • В Польше, Германии и Великобритании уроки религии и этики есть в каждом учебном заведении, однако они носят факультативный характер.

Преподаватели российских школ хоть и признают необходимость воспитательной работы с учениками, отмечают множество организационных недостатков курса.

Елена Анатольевна Родионова, директор средней общеобразовательной школы :

Мнение родителей

К сожалению, пока нельзя сказать, что изучение «Основ религиозной культуры и этики» дает какие-то результаты. Дети, прошедшие этот курс, не отличаются от своих предшественников ни умственно, ни нравственно. Возможно, прошло недостаточно времени для того, чтобы говорить о каких-то итогах. Однако родители уже сделали свои выводы и делятся ими на многочисленных тематических форумах и родительских собраниях.

Юлия Фадеева, мама троих детей: «На мой взгляд, школа берет на себя ненужные функции. Задача учителей — рассказывать детям о физике, химии, правописании и так далее. Что такое «хорошо», а что такое «плохо», я расскажу своему ребенку сама, опираясь на современные реалии, а не на учения многовековой давности.

Кроме того, мне неприятен тот факт, что часы для изучения этого предмета отобрали у «Русского языка». Если посмотреть на результаты ЕГЭ, знание родной речи у выпускников и так оставляет желать лучшего, и ни к чему тратить столь важные часы на знания сомнительной ценности».

Плюсы и минусы урока

У нового предмета есть как положительные стороны, так и отрицательные.

Сначала отметим плюсы:

  • Дети узнают о наличии разных религиозных учений, их различиях.
  • У школьников формируется критическое мышление в вопросах нравственности, они учатся осмысливать свои поступки не только с позиции собственной выгоды, но и с точки зрения моральных норм.
  • На уроках затрагивают темы, которые во многих семьях игнорируют.
  • Новый предмет расширяет кругозор школьников.

К сожалению, минусов пока больше, и не все их легко устранить:

  • Фактическое нарушение Конституции, вмешательство церкви в образование, которое в России является частью светской жизни.
  • Нехватка и недостаточная подготовка преподавателей.
  • Абсолютно «сырой» учебник, не соответствующий заявленным задачам, пропагандистский и не имеющий альтернативы.
  • Масса неточностей и фактических ошибок в курсах всех культур, кроме «Православия» и «Мусульманства».
  • Отобранные у одного из основных предметов учебные часы.
  • Отрицательное отношение абсолютного большинства родителей (порядка 74%) к новому курсу.
  • Вынужденное разделение детей на группы по религиозному принципу, акцентирующее внимание на этом аспекте жизни и порождающее противостояние среди школьников.

Пять секретов элитных школ при вузах

Зачем надо идти в предуниверситарий? Это почти гарантия поступления в университет. Во-первых, тебя там будут учить гораздо лучше, чем в обычной школе, и готовить к нужным ЕГЭ совершенно бесплатно. Во-вторых, учеба в предуниверситарии может принести дополнительные баллы при поступлении.


Что нужно знать о поступлении в предуниверситарии?

1. Для некоторых школьников предуниверситарии делают исключения и берут их независимо от результата экзаменов. Это не только призеры и победители олимпиад, но и, например, дети из малоимущих семей, близнецы, один из которых не набрал нужного балла, жители прикрепленного района.

2. Чем раньше поступишь в школу при вузе — тем лучше. Самый оптимальный вариант — идти в 8-й класс. Но не во всех предуниверситариях есть набор. Открывают 8-е классы, например, МГЛУ, МИФИ.

3. В некоторых лицеях и школах при вузах без английского языка вы даже не доберетесь до вступительных экзаменов. Например, в лицее РАНХИГС на комплексном экзамене надо будет написать эссе на английском и пройти еще и устное собеседование на английском.

4. Есть предуниверситарии, где не надо сдавать экзамены и проходить разные мотивационные и прочие собеседования. Но надо пройти независимое тестирование Московского центра качества образования.

5. Для поступления нужна московская регистрация — постоянная или временная.

— МГЛУ. В последнем рейтинге школ по конкурентоспособности выпускников предуниверситарий МГЛУ стоит на первом месте. Чтобы попасть на учебу в эту привилегированную школу, надо пройти собеседование и сдать экзамены по русскому языку и по иностранному. Минимальное количество баллов, необходимых для участия в конкурсе по русскому языку — 36, по иностранному — 22 балла. В предуниверситарий МГЛУ можно поступить после 7 класса в 8-й, 9-й, 10-й или 11-й. Для некоторых школьников МГЛУ делает исключения и принимает их на льготных основаниях. Речь идет об олимпиадниках.

— ВШЭ. Лицей Вышки — самый популярный и престижный предуниверситарий среди учеников, которые хорошо знают математику и обществознание. Набор идет с 9-го класса на две специализации — «универсальная» и «математика». Для 10-го класса специализаций гораздо больше. Для поступления придется написать мотивационное эссе на русском языке (минимум 400 слов) и пройти комплексный тест с заданиями по русскому, математике и иностранному языку (и вот тут уже вас попросят написать эссе на иностранном языке). Максимальный балл по комплексному тесту — 30.

Вышка может выделить дополнительные внеконкурсные места для школьников-инвалидов, детей из многодетных семей, сирот, победителей и призеров заключительного этапа олимпиады «Ступени» за 8 класс, учеников, живущих в Басманном районе, детей и внуков работников Вышки, близнецов, один из которых не набрал проходной балл.

— РАНХИГС. В лицее Академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте набор идет в 10-й класс. Аттестат об основном общем образовании обязателен! В отличие от других предуниверситариев лицей РАНХИГС принимает документы до 1 июня. Так что можно попытаться сначала поступать в лицей Вышки (там все это проходит гораздо раньше, а потом принести документы в академию). Если вдруг остались свободные места, после 1 июля вуз может открыть повторный прием заявок. Так что есть смысл следить за сайтом.

— МИФИ. В предуниверситариях МИФИ (это лицеи 1511 и 1523) есть набор в 8-е классы. Лицей 1511 набирает три физико-математических класса, лицей 1523 — пять, тут есть еще расширенное изучение информатики и химии. Поступить можно двумя путями — сдать экзамены или пройти по результатам тестирования МЦКО. Тестирование МЦКО продлится до 30 апреля.

— МГМУ им. Сеченова. В предуниверситарий набирают только учеников в 10-й и 11-й классы. Вступительные испытания — химия, биология. Плюс к этому вас попросят сдать выпускные экзамены в школе после 9 класса по русскому, математике, биологии и химии. Приоритет — химия. Зачисление будет проходить сразу после школьных экзаменов до 6 июля.

Чему учат наших детей на уроках религии

С этого учебного года по распоряжению правительства в школах ввели новый предмет — «Основы мировых религиозных культур». Значит ли это, что в России теперь официально появился «Закон Божий»? И вообще нужен ли этот предмет да еще в формате школьной обязаловки? Корреспонденты «Комсомолки» Елена Кривякина и Андрей Моисеенко отправились на урок в одну из школ Москвы .

«ПРАВОСЛАВИЕ — ДЕЛО СЕМЕЙНОЕ»

Школу мы выбирали не сами. Нам ее порекомендовали в столичном Департаменте образования. Школа № 1747 не простая, а с этнокультурным (русским) компонентом образования. Впрочем, учатся здесь не только русские.

— Кого у нас только нет: и осетины, и лезгины, корейцев много, правда, все хорошо говорят по-русски. А еще несколько лет назад как бывало: приходят в нашу школу выходцы с Кавказа и из Средней Азии , прочтут, что школа с этнокультурным компонентом, и разворачиваются, идут в другую. Ну и слава богу, думали мы, — рассказывает нам одна из учительниц, попросив не называть ее имени.

Какую из религий взять за основу нового предмета, учителя решали вместе с родителями. Из шести вариантов папы и мамы, решив не будить лихо, выбрали нейтральный — «Основы мировых религиозных культур».

— Православие — дело семейное. Хотят глубоко изучать православие — пусть идут в православные школы. У нас еще ничего, а вы посмотрите, что, например, в Восточном округе творится! Сколько там детей мигрантов. В некоторых школах русский язык уже стали преподавать как иностранный! Какое тут православие! — замечают учителя.

Каждая мама обязана знать:  Как научить ребенка спорить

— На уроке мы будем проходить тему «Религия и культура», — сообщает четвероклассникам юная обаятельная учительница Юлия Пермякова .

У нее в руках и на столах у детей цветные ксерокопии страниц из учебника.

— Книгами по предмету пока не обеспечены. Мы его сами отксерили, — поясняют нам.

КОРАН, ДАЦАН И ГУСИНЫЕ ПЕРЬЯ

— Какие заповеди вы знаете? — спрашивает у ребят учительница.

— Чти отца и мать! — раздается в ответ.

— Правильно. А чего делать нельзя?

Дети с трудом пытаются вспомнить.

— Упоминать бога! — выпаливает один из мальчишек, видимо, забыв слово «всуе».

— Спорный вопрос, — улыбается учительница.

— Религия может объединить и бедняка и богача, который купается в земных благах! — внушает учительница.

Собственно, предмет для того и ввели, чтобы объяснить детям, что мир многогранен, что одна вера не должна враждовать, с другой, что нужно быть толерантными. На интерактивной доске появляются изображения религиозных сооружений. Дети должны объяснить, чем мечеть, синагога и дацан отличаются от православного храма.

— Я могу сказать про мечеть! — поднимает руку одна из девочек. — Вечером около шести часов их, так сказать, отец заходит в одну из башен и читает молитвослов!

— Коран, — поправляет учительница.

— Да, Коран! — сообщает девочка.

— Ксюша была в Арабских Эмиратах. Наши дети много путешествуют, — поясняет учительница.

— Дети, у христиан — церковь, у мусульман — мечеть, у иудеев — синагога, у буддистов — дацан, — в который раз как мантру повторяет учительница. — У церкви наверху крест, у дацана крыша по углам загнута вверх.

Кстати, после урока мы спросили у ребят, кто такие иудеи. Самый близкий к правильному ответ: «Мы их летом видели в Иерусалиме ».

Потом учительница рассказывает, как тяжело было первым христианам переписывать священные книги от руки. Вспоминает монахов Кирилла и Мефодия — изобретателей кириллицы. Чтобы ребята могли это прочувствовать, учитель раздает на класс четыре гусиных пера, баночки с чернилами и предлагает каждому написать: «Россия», «храм», «православие», «Москва». Детям идея нравится. Но урок не резиновый, а пером писать — не авторучкой. По нашим наблюдениям, успели «окунуться в древность» человек восемь из 22 учеников.

— Повторите, как называется религиозное сооружение у буддистов? — уже, наверное, раз в пятый спрашивает учительница.

— ДОцЕн! — чуть ли не хором ошибаются ученики.

Православие в школах дети проходить будут, но православные ценности им навязывать никто не собирается.

РЕЛИГИЯ «СЪЕЛА» УРОК РУССКОГО

Чтобы начать преподавать «Основы религиозных культур. », Юлии Пермяковой, как и другим учителям, пришлось пройти курсы повышения квалификации. Проводили их не священники, а светские педагоги. А вот как вести сами уроки, никто особо не объяснял. Положились на творческий подход учителей. Часы на новый предмет в 1747-й выкроили из уроков русского языка. Дополнительно ввести новый предмет нельзя, нормативы не позволяют.

— То есть «жи-ши» мы теперь, условно, проходим не пять часов, а четыре, — поясняет Юлия Пермякова.

— Это был важный час? — уточняем.

— Да, важный. Но тут уже все зависит от мастерства учителя: пострадает та или иная дисциплина или нет.

Большинство ребят в классе — представители титульной нации, но из их родителей более-менее регулярно посещают храм лишь три-четыре человека. Остальные грамотных представлений о какой либо религии не имеют. Приглашать к детям священников в школе пока не собираются. Экскурсии в церкви также не планируются.

— У нас есть батюшки, которые готовы дать учителям любую консультацию. Но приглашать их в школу постоянно вести уроки — это лишнее, — объясняет директор школы Марина Сотникова .

МНЕНИЯ

ЗА

Любовь нужно преподавать!

Дети нынче невероятно подкованы. Они без малейшего труда управляются с айфонами, айпадами, знают нюансы андроида и всевозможных приставок и примочек. Они читают умные книжки, могут без труда раздобыть любую информацию в Интернете, стильно одеваются, ездят в загранпоездки и довольно хорошо говорят на иностранных языках. Одним словом, к взрослой жизни готовы и место под солнцем себе найдут. Но за всей этой мишурой забывается главное. Детей не учат любви. Вы скажете, что заниматься этим нужно в семье? Конечно, нужно. Но многие ли занимаются? В результате наши прекрасные, умные, «упакованные» дети больше всего ценят себя самих и горстку своих друзей, часто виртуальных, из Интернета. Люди, отличные по своим взглядам, верованиям, традициям, уже и за людей порой не считаются. Учить толерантности, уважению, терпимости нужно с ранних лет. И не стоит уповать в этом только на семью. Тогда есть шанс, что нынешние школьники через пять — десять лет не выйдут с ножами и битами на улицы, стремясь уничтожить тех, кто на них по тем или иным причинам не похож. Уроки религии в школе — пусть маленький, но все же шажок в этом направлении.

ПРОТИВ

Лучше дайте больше времени на таблицу умножения

Мне непонятно, почему «Основы религиозной культуры. » (не важно какой — православия, буддизма, ислама. ) решили изучать в начальной школе. У меня у самого дети — четвероклассники. Это совсем маленькие люди. Они еще безоговорочно верят взрослым — родителям и учителям. В их головы можно накрепко вбить что угодно. Например, что есть «правильная» вера и все остальные. И поэтому одни люди заслуживают уважения, а других можно и вовсе не считать таковыми. Кем выйдет школьник после такого урока, зависит только от личных взглядов и педагогического мастерства учителя.

А кто учитель? Для «Основ. » их «слепили» за пару недель из учителей-гуманитариев, тех, кто захотел получить дополнительные часы и, следовательно, дополнительный заработок. На региональных курсах их переподготавливали тьюторы — тоже наспех наученные в Москве педагоги. Фундаментальный подход, ничего не скажешь.

И еще: религия — тонкая материя, которая окутывает многие сферы жизни человека. Как вместить ее в курс, идущий по одному уроку в неделю? Лучше дайте малышам больше времени на зазубривание разнообразных «жи-ши» и таблицы умножения. А о религии ребенок гораздо больше узнает летом, когда поедет с родителями в отпуск и увидит православные храмы Киева или Владимира, побывает на Святой земле Иерусалима или окунется в воды Ганга .


Никто не хотел выбирать

А после похода наших журналистов в школу мы пригласили в редакцию авторов учебников по новому предмету, экспертов и религиозных деятелей, чтобы подвести итоги первого месяца обучения

Вывод из бурного разговора, на мой взгляд, один: запущен очень сырой курс. И пока непонятно, чего в итоге будет больше. Пользы от того, что с трудом рожденные «Основы религиозной культуры и светской этики» (на педагогическом сленге уже называемого по аббревиатуре — ОРКСЭ) все-таки стали преподавать? Или вреда от того, что один из самых сложных предметов взвалили на плечи учителей, не обеспечив ни нужными методиками, ни учебниками в достаточном количестве, снова понадеявшись: наши педагоги, приученные «сеять разумное, доброе, вечное» и тут сдюжат, разберутся, прикроют собой огрехи чиновников.

Вот такие листы заявлений с уже проставленным модулем раздавали родителям в одной из подмосковных школ.

ШЕСТЬ УРОКОВ ДЛЯ ОДНОГО

Как-то так получается, что наши люди, если на них не давят и ими не понукают, оказываются разумнее, мудрее власти, которая хочет их облагодетельствовать. Когда новый предмет только разрабатывали, нас убеждали: ОРКСЭ будет учить толерантности, учитывая интересы всех граждан многоконфессиональной страны. Поэтому в конце концов предмет и приобрел форму шестиголового чудища. В одном курсе собрали модули «нейтральные» — «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур» и модули, посвященные четырем традиционным религиям России, — «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры» и «Основы иудейской культуры».

В идеале, напомню, схема преподавания предлагалась такая: ребенок вместе с родителями выбирает модуль, который ближе их семье. А школа обеспечивает преподавание именно его. Скажем так: если в классе десять детей из православных семей, семь — из мусульманских, шесть — из тех, которые не декларируют открыто приверженность определенной религии, один — из буддистов и один — из иудеев, то в школе ОРКСЭ идет в виде пяти уроков. На одном сидят те, кто слушает модуль про основы православия, на другом — те, кому по душе светская этика или основы мировых религиозных культур. И так далее.

Психологи уже тогда говорили: ни к чему хорошему такое разделение не приведет. Наоборот, подчеркнет различия среди одноклассников. Не сгладит углы, а выпятит.

Слава Богу (общему и единому) — в жизни такого разделения не произошло. Я не знаю ни одного класса в стране, где бы учителя вели сразу несколько модулей. Если у вас такой класс, пожалуйста, напишите нам в « КП » и расскажите, как у вас с таким делом справляется педагог (адрес: milkus@kp.ru).

Каждая мама обязана знать:  Ребенок отказывается общаться с дедушкой

Но причина не в психологии и не в понимании того, что разделение детей по разным аудиториям межнациональную и межконфессиональную дружбу не укрепляет. Школам при таком варианте элементарно не хватает денег на зарплаты учителей, да и самих педагогов мало. С ОРКСЭ в идеальном варианте выходило бы так: если один учитель ведет несколько модулей — ему нужно платить за несколько уроков, пусть даже на уроке сидит один ученик. А как это сделать при условии нормативно-подушевого финансирования, когда в основе расчета зарплаты — человекочасы?!

На ОРКСЭ бросили где учителей ОБЖ, где историков, где преподавателей мировой художественной культуры, где просто переподготовили на курсах при институтах повышения квалификации учителей начальной школы (предмет-то проходят в 4-м классе). У них и своих забот выше крыши.

В результате в лучшем случае какой модуль выбрать, решали всем классом. В худшем решение спускалось сверху. Таким образом в Ингушетии все школьники «выбрали» «Основы исламской культуры». В Чечне — примерно такой же результат, только около сотни ребят получили возможность изучать «Основы православной культуры». В Татарстане поступили тоньше. Республика, которую прежде обвиняли в исламизации всех сфер жизни, наверное, после нескольких ваххабитских терактов против авторитетных имамов, придерживающихся канонов традиционного ислама, вся как один выбрала «Основы светской этики».

Во многих регионах, в том числе и в Москве, мудрые родители выбрали светскую этику. Даже верующие. Они справедливо предположили: своей религии лучше пусть учат батюшки в воскресной школе, чем наспех проштудировавшие курс учителя.

РАЗДЕЛИЛИСЬ

В итоге страна снова разделилась. По модулям. Идея познакомить ребят с культурно-нравственными особенностями всех основных религий России скукожилась до шести уроков. Столько в программе заложено на беглое знакомство с другими, не входящими в выбранный модуль, направлениями. (Всего курс рассчитан на 34 урока.)

Но неожиданно для меня участники «круг­лого стола» в «КП» посчитали, что такое разделение не так уж плохо.

— Если ребятам ОРКСЭ поможет проникнуться «своей» религией — той, которую исповедуют в их семьях, — они и к представителям других культур будут относиться с большим уважением. Культурный человек — толерантный человек, — считает зав. научно-методическим кабинетом отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви Игорь Метлик.

Другой вопрос: потянут ли ее учителя? Похоже, далеко не все. Чтобы преподавать ОРКСЭ, педагоги должны были прослушать в институте повышения квалификации курс — 72 часа. Всего две недели на постижение глубин православия, ислама, иудаизма и основ всех религий?! (Учителя по идее после курсов должны быть готовы провести на «отлично» любой из шести модулей.) В результате кое-где преподавание культурологического предмета превратилось в «Закон Божий»: его сельской учительнице — прихожанке местной церкви провести проще.

— Проблема в психологической неготовности учителей к преподаванию совершенно нового предмета, — рассказывает руководитель центра образовательных проектов издательства «Просвещение», автор книги для родителей по новому предмету Александр Данилюк . — Курсы повышения квалификации, которые проводились и сейчас проводятся Минобрнауки , не охватывают того количества преподавателей, которое нужно.

В результате в Курске на уроке по «Основам православной культуры» я слышал, как учительница говорит детям: «Если вы будете есть мясо в пост, то вы попадете в ад». С точки зрения традиций она права. Но педагог не учитывает детское восприятие. В итоге одна девочка из класса вообще перестала есть мясо.

У учителей, вышедших 1 сентября к доске, до сих пор нет даже официально одобренных методичек. Учителя выкручиваются сами. Итог? В одном из пособий, сотворенных местными авторами, детям предлагается заполнить таблицу, в которой перечисляются 7 заповедей: не укради, не лги, и т. д. И среди них — не прелюбодействуй. И объяснить, почему этого делать нельзя. Это в 4-м классе.

— Техническое задание на разработку методических пособий для курса ОРКСЭ поступило от Минобрнауки только полтора месяца назад, — объясняет Данилюк. — В декабре мы должны закончить их и согласовать с представителями всех конфессий. Это фантастически сжатые сроки!

Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП»

ДОСЛОВНО

«Курс «Основы религиозных культур и светской этики», который с сентября 2012 года включен в обязательную часть программы четвертого класса, должны преподавать профессиональные педагоги, а не теологи. Я обращаю внимание на то, что для нашей страны крайне важно, чтобы преподаванием этого курса занимались грамотные специалисты, желательно с высшим педагогическим образованием, а не теологи. Они могут приглашаться, это нормально абсолютно, но это все-таки светский курс, а не теологический курс», — заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Северного Кавказа.

Глава правительства поручил руководителям регионов СКФО взять контроль над ситуацией и подготовить необходимые предложения.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Поспешили?

— Изначально и мне, и многим коллегам казалась сомнительной идея давать этот предмет в 4 — 5-м классах. Лучше было его перенести хотя бы на 6-й класс, после того как школьники пройдут историю Древнего мира, историю Средних веков, будет культурологический, исторический фон для того, чтобы дети понимали предмет лучше, — считает автор учебника по «Основам иудейской культуры» Михаил Членов. — Представить религию как культурно-нравственное учение в младшей школе очень трудно.

Может, стоило не спешить? Плохо или хорошо, что ОРКСЭ пошли повсеместно? Не стоило ли годик подождать и потом уже «ударить из всех орудий»? Наши эксперты говорят: нет. Во-первых, и без того во многих регионах предмет, аналогичный «Основам. », есть. Причем кое-где он действительно по программе напоминал «Закон Божий». Нужна была единообразная культурологическая программа,единообразный подход.

Да, признают специалисты, четвероклашкам и их учителям в этом году будет гораздо труднее, чем тем, кто придет следом. Но даже преподаваемый «на коленке» курс ОРКСЭ лучше, чем его отсутствие.

— Мы только закладываем основы нормальной системы, которая выстроится через 5 — 10 лет, — объясняет Александр Данилюк. — Кто-то говорит, что мы в школу вводим религию. Это не так. Что такое религиозное воспитание и образование? И что такое культурологическое образование? Религия — это единство веры и культа. Где есть культ — есть религия. Если культа нет, то и религии нет. Даже если там говорят о Боге. В Гимне России есть строчка: «хранимая Богом родная земля». Можно ли говорить, что исполнение гимна — религиозный культ? В учебниках есть слова о Боге, о молитвах, опубликованы иконы — но это часть нашего культурного наследия.

— Мы никогда не добьемся того, чтобы введение какого-то нового предмета поддержало 100% населения, — говорит Игорь Метлик. — Но есть данные опросов Общественной палаты и Академии госслужбы по результатам апробации курса в 21 регионе страны. От 80 до 90% родителей посчитали, что он полезен.

Рис. Катерины МАРТИНОВИЧ.

ВОПРОС ДНЯ

Чему могут научить детей уроки религии?

В российских школах начали преподавать новый предмет — «Основы мировых религий».

Роман СИЛАНТЬЕВ, директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора:

— Дети смогут лучше изучить историю своей страны, классику русской и зарубежной литературы, ведь религия — это часть мировой культуры. Единственно, должны появиться профессиональные преподаватели этого предмета.

Алексей ОВЧИННИКОВ, лучший учитель России 2011 года:

— В будущем эти знания помогут быть терпимее к представителям других религий.

Владимир ПЛАТОНОВ, председатель Мосгордумы:

— Подобные уроки расширяют познания, ведь религия сыграла в истории человечества великую роль. Это очень важно для понимания многих вопросов, в том числе и исторических событий.

Александр ФЕДОРОВ, ректор Педагогического университета (Нижний Новгород):

— Вряд ли эти уроки смогут дать глубокие знания в истории религии, поскольку преподаются в начальной школе. Но ведь это только первый этап проекта, который, уверен, будет меняться.

Светлана ИВАНОВА, актриса (сериал «Вербное воскресенье»):

— Подобные уроки научат думать. Религия — это реальность нашей жизни. Мы с ней живем, даже если о ней не думаем.

Аркадий БАБЧЕНКО, писатель:

— Лишь бы на этих уроках не было никаких оценок! Двойка по религии — прямой путь в еретики!

Отец КОНСТАНТИН, настоятель храма Крестовоздвижения:

— Церковь не учит — церковь помогает понять. В любом случае подобные уроки должны рассказывать не только о православной вере, но и о других конфессиях, о мировой истории веры.

Татьяна ЛЕБЕДЕВА, олимпийская чемпионка:

— Я жду, что моему ребенку расскажут о духовном становлении человека с древних времен до наших дней. Как зарождались религии, как изменялось сознание людей. Но ни в коем случае не вдалбливали в него веру. Чтобы фанатиков от религии не допускали до класса. Зная нашу любовь к перегибам, думаю, такое тоже возможно.

Екатерина, слушательница Радио «КП»:

— Трудно говорить или спорить о Боге, не зная историю религии.

Ирина, читательница сайта KP.RU:

— Надеюсь, что ЕГЭ по этому предмету не введут.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация