Высокочувствительный и застенчивый ребенок

7 ошибок родителей в воспитании высоко- чувствительного ребенка.

Увы не мало писем родителей, которые встают в тупик в воспитании своего ребенка. Многие мамы прикладывают поистине титанические усилия, чтобы найти новые, качественные, здоровые и естественные подходы к воспитанию своего ребенка, но…. часто усилия почему-то не оправдываются, и растет разочарование, может стоило как раньше, прикрикнул, подшлепнул, и ничего, вырастали людьми?!

Часто растерянность возникает у родителей детей с повышенной чувствительностью. И поэтому сегодня я решила поделиться с вами семью основными ошибками, которые совершают родители чувствительных детей, которые сводят на «нет» приложенные усилия к воспитанию такого ребенка. Подробнее я расскажу обо всех особенностях воспитания высоко-чувствительного ребенка 14 апреля в 19:30 мск. на бесплатном практикуме « 11 больших Почему о ребенке с повышенной чувствительностью»

1 ошибка: Чувствительные дети часто получают ярлык: стеснительный, неженка, робкий, дикарка, застенчивый.

И действительно в поведении чувствительного ребенка много особенностей, которые требуют понимания, а значит, притягивают к себе подобные определения. Однако, ни одно из них не описывает точно то, что является характерными чертами чувствительного ребенка, не описывает сути происходящего с ним. Однако, каждый такой «ярлык» формирует отношение к нему как внутри семьи, так и у окружающих. И, что еще важнее, чувствительные дети имея повышенную восприимчивость, закладывают эти «ярылки» очень глубоко в основу само-восприятия, а значит, все дальше отходят от своей истинной природы, и начинают ежедневно подтверждать опасения родителей, заложенные в такие определения.

2 ошибка: Повышенная чувствительность — это «нарушение» и ее нужно как и каприз скорректировать воспитанием.

Особенно под давлением оказываются чувствительные мальчики! «Не реви, будь мужчиной!» Стандартное представление о «настоящем» мальчике, мужчине в нашем обществе — это активный, пробивной, неподвластный чувствам! Порой чувствительный мальчик вызывает опасения у родителей, что он вырастет «рохлей» и «маменькиным сынком». Девочкам тоже достается за повышенную эмоциональность, их родители часто опасаются, что девочка вырастет «истеричкой» и «эгоисткой». Вместе с тем, подавление эмоциональности такого ребенка ведет лишь к усилению напряжения и перегрузки его нервной системы, что рано или поздно выливается в срывы, истерики и даже депрессивные состояния.

3 ошибка: Чувствительного ребенка нужно от всего оберегать!

Некоторые родители, видя особенности своего ребенка, принимая их во внимание, боятся, что их ребенок мало приспособлен к окружающей его действительности и очень уязвим. Они, в надежде снизить эмоциональные всплески, стараются оградить ребенка от всего, что потенциально может его расстроить или ему не понравиться! Такой ребенок растет с ощущением своей крайней уязвимости, наращивая тревогу и страхи, которые действительно начинают создавать ограничения в его способности адаптироваться к различным жизненным ситуациям. Так же у такого ребенка складывается очень высокая зависимость от заботящихся о нем взрослых, полная растерянность как справляться с жизненными ситуациями самому. Любая смена привычных условий, типа поступления в школу, переезда в новую квартиру может вызывать у него сильный стресс из-за не сформированной адаптивности.

4 ошибка: Игнорирование самого факта наличи у ребенка такой особенности как высокая чувствительность.

Порой ее совершают родители, сами бывшие высоко чувствительными детьми, но не получившими в детстве понимания и поддержки от взрослых. Столкнувшись в своей жизни с большим количеством сложностей, насмешек и нападок за свою чувствительность, привыкнув считать ее своим изъяном и научившись прятать ее от окружающих, такие родители надеются, что таким подходом они помогут ребенку быстрее «стать нормальным» и избежать той боли, с которой они сами столкнулись в детстве. Иногда чувствительность ребенка не учитывается взрослыми, поскольку воспринимается как каплиз или избалованность, возникает надежда, что это «детскость, которая израстется».

5 ошибка: Отношение к высокой чувствительности ребенка как к ненормальности.

Многие высоко чувствительные дети слышат в детстве досадливое сетование их родителей «Все дети как дети, а ты…» Безусловно, происходит эта ошибка исключительно по причине непонимания того, почему ребенок проявляет себя особым образом, почему он так остро реагирует на ситуации, которые другим детям кажутся пустяком, почему он часто жалуется то на одно, то на другое, что остается незамеченным другими людьми. Высоко чувствительные дети действительно отличаются от остальных 80% детей, им страшно там, где интересно другим, им холодно там, где другие изнывают от жары, их раздражает то свет, то запах, то колючая майка, которая кажется всем «нормальным» людям нежнейшей на ощупь! Непонимание происходящего и неумение ребенком объяснить свои особые потребности, о которых так мало известно большинству, вызывают у родителей тяжелое чувство бессилия, растерянности, а затем и раздражения. Вместе с тем, несколько простых правил и понимание особенностей нервной системы такого ребенка позволяет родителям получать массу особенных радостей жизни с таким малышом!

6 ошибка: Восприятие чувствительности Ребенка как предмета особой гордости, как знака избранности и особой одаренности.

Порой родители чувствительного ребенка попадают в другую крайность. Вся жизнь семьи начинает вращаться вокруг ребенка и его особенностей. И хотя, действительно, повышенная чувствительность ребенка дает ему возможность различать больше нюансов и оттенков этого мира, что может развиваться как творческая предрасположенность к научной или художественной реализации, ребенок должен оставаться в семье на месте ребенка. Воплощение родительских амбиций в жизнь вызывают внутренний конфликт, ребенок переживает то приступы гордости за свою «особость», то сильное разочарование в себе, когда что-то не получается или просто не хватает сил оставаться всегда «чудо-ребенком». Такие дети легко перегружаются впечатлениями, воспринимая их глубже и многограннее, замечая большее количество деталй и анализируя каждую из них. И вдохновенные попытки родителей усиленно «развивать одаренного ребенка», часто приводят к эмоциональным срывам, снижению интереса и попросту ухудшению здоровья такого ребенка.

7 ошибка: Повышенный страх родителей нанести ребенку психологическую травму.

Зачастую родители хорошо видят особенности своего чувствительного ребенка, но, замечая лишь его уязвимости, не имея знаний о том, как помочь ему наращивать свои адаптивные способности, они находятся в постоянном напряжении и страхе сделать что-то, что причинит ребенку вред. Однако, чувствительным детям нужно как понимание, так и обязательно опора в родителях, чувство уверенности которых дает ребенку ощущение защищенности и благополучия. Чувство вины родителей мешает им выставлять ребенку четкие последовательные границы, которые особенно нужны чувствительному малышу. Не оказывает помощи в воспитании и частое чувство вины, которое испытывают родители. Оно создает плодородную почву для множества манипуляций со стороны ребенка, ставит под сомнение авторитет родителей, вызывает у ребенка перегрузку стыдом.

Как же найти подход к воспитанию ребенка с повышенной чувствительностью? Родителям таких детей крайне важно знать о реальных особенностях своего ребенка, о его потребностях и своих задачах как воспитателей такого ребенка!

Подробнее я расскажу обо всех особенностях воспитания высоко-чувствительного ребенка

14 апреля в 19:30 мск. на бесплатном практикуме

« 11 больших Почему о ребенке с повышенной чувствительностью»

Застенчивость

К детской застенчивости у родителей часто двойственное отношение. С одной стороны, эта черта в ребенке умиляет. К тому же можно быть уверенным, что застенчивый ребенок не выкинет неожиданно какую-нибудь штуку. Стало быть, и краснеть за него не приходится. И все же нередко родители сокрушаются: каково будет такому стеснительному во взрослой жизни, где умение расталкивать других локтями — чуть ли не гарантия успеха Как относиться к этой черте и чем помочь застенчивому сыну или дочке?

Все застенчивые люди похожи друг на друга (и дети в том числе). Они испытывают одни и те же чувства при общении с другими людьми: скованность, неловкость, боязнь начать или поддержать разговор. Эти чувства особенно усиливаются, если они попадают в неожиданную ситуацию общения, в незнакомое общество или в большую компанию.

Каждая мама обязана знать:  Зачем ребенок фантазирует

Застенчивый человек убежден, что все внимание окружающих направлено только на него. И что это внимание обязательно негативное. Что окружающие критически оценивают его внешность и поведение, видят все его недостатки и т. д. Стеснительные люди гораздо чаще других испытывают отрицательные эмоции — и когда находятся в реальной ситуации общения, и когда думают о ней. Им свойственно постоянное ожидание неудач, неуверенность в себе.

И все же у разных людей застенчивость может проявляться в разной степени. От легкого замешательства при встрече с незнакомыми людьми до полного отказа от контактов. Кроме того, стеснительность свойственна многим детям в определенные периоды их жизни. Впрочем, как и взрослым. Но не у всех детей она становится устойчивой чертой личности.

Откуда берется застенчивость?

Кажется вполне правдоподобным мнение, что эта черта личности наследуется. Никого не удивляет, если у стеснительных и малообщительных родителей и ребенок ведет себя примерно так же.

Но ведь в семье может быть и несколько детей. И не все они ведут себя одинаково. Нередко младший ребенок гораздо более раскован и уверен в общении с незнакомцами. Объяснение довольно логичное: с первым ребенком родители постоянно напряжены и озабочены. С появлением второго они чувствуют себя намного увереннее, меньше ограничивают и контролируют его поведение. Вдобавок младший ребенок практически постоянно находится в ситуации соревнования со старшим. Тот и знает, и умеет больше, и сильнее его (до поры до времени). Вот и приходится приспосабливаться: обращаться за поддержкой и сочувствием к взрослым, иногда хитрить и т. д.

Психоаналитики полагают, что застенчивость формируется в результате психической травмы, полученной ребенком в какой-то ситуации общения.

Скорее всего, эта черта может определяться всеми тремя факторами (и наследственностью, и старшинством, и психической травмой). Но у конкретного ребенка какая-то из причин все-таки преобладает.

Застенчивый или нет?

Поведение некоторых детей внешне напоминает поведение застенчивых, но сами они таковыми не являются.

  • Есть дети малообщительные, но не испытывающие при этом дискомфорта. Они вполне самодостаточны, им не требуется помощь окружающих.
  • Бывает, что за застенчивым поведением скрывается стремление занять лидерскую позицию среди других детей. А подходящих качеств для этого пока и не хватает. Встретившись с проблемами, такой ребенок может отказаться от контактов («Мне это не нужно, неинтересно»).
  • У некоторых детей отказ от общения — это средство самоутверждения, стремления показать свою власть над другими. «Хочу — разговариваю, не захочу — не буду!» Понятно, что в таком случае нужно не помогать ребенку вступать в контакт, а избавлять его от высокомерия и капризности.
  • Трудности в общении могут быть вызваны недостаточным развитием у ребенка речи, мышления; ему трудно познакомиться, поддерживать разговор и т. п.

Помогут специальные занятия, направленные и на развитие речи, и на обучение навыкам общения.

Консультация «Как воспитывать высокочувствительных детей»

Виктория Васильевна Иванченко
Консультация «Как воспитывать высокочувствительных детей»

Нужно учитывать при воспитании, что высокочувствительные дети эмпатичные, сознательные, проницательные, обладают хорошей интуицией и творческими способностями. В то же время они робкие и испытывают затруднения в обычных ситуациях. На всех высокочувствительных детях сильно сказывается эмоциональная и физическая среда обитания, независимо от того, какие они: открытые, послушные, сдержанные или суетливые. Ниже рекомендации родителям и воспитателям, как общаться с такими детьми.

Формируйте и поддерживайте самооценку. Высокочувствительные дети самокритичны, поэтому не надо добавлять к их самоосуждению осуждение со стороны. Такой ребенок остро реагирует на критику и замечания, может иметь склонность к заниженной самооценке, так как стремится делать все хорошо с первой попытки.

Откажитесь от воспитания стыдом. Вместо стыда можно обращаться, если необходимо, к чувству вины и ответственности, которое фокусируется на конкретных нарушениях и ошибках. Разница в том, что виноватый остается в активной позиции, готов исправлять. Стыд – это чувство, что ты плох в целом. Стыдящийся пассивен и беспомощен. Поэтому ситуации, когда ребенок испытывает чувство стыда, вызывают у него враждебность, ярость и взрывное поведение. Как избежать воспитания стыдом, смотрите в памятке.

Придерживайтесь разумной дисциплины. Обучайте чувствительного ребенка правилам поведения и формируйте внутреннюю мораль в мягкой манере. Если он плачет, злится, не прибегайте к наказанию. Дождитесь, пока он успокоится.

Для маленьких детей образцы поведения задают родители. В возрасте около трех лет ребенок начинает копировать своих родителей. Он легко усваивает их точку зрения, кроме случаев, когда возбужден или скучает. В таком состоянии он не услышит и не запомнит объяснений, почему то или иное – нельзя. А если высокочувствительному ребенку комфортно, то он усвоит правило, которое озвучивают родители, быстрее, чем другие дети в такой ситуации. С детьми старшего дошкольного возраста правила нужно вырабатывать вместе, обсуждать. Не переоценивайте способность соблюдать правила, даже если ребенок с ними согласился. В случае проступка успокойтесь и подождите, пока ребенок тоже полностью успокоится и перестанет бояться наказания, а затем обсудите ситуацию.

Говорите с ребенком о его чувствительности. Используйте простые слова, которые ребенок поймет. Объясните на примерах, что он не один такой, и в мире много людей, которые воспринимают мир так же, как он. В процессе взросления эта особенность может мешать и раздражать. Напомните ситуации, когда она дала ему преимущества. Объясните, что надо думать, как решить конкретную проблему, а не о том, как это неприятно.

Какие проблемы в поведении высокочувствительных детей надо решать

Высокочувствительные дети просчитывают последствия нарушений и поэтому не склонны совершать их. Но самоконтроль и управление эмоциями формируется у них позднее, чем у других детей. Это сказывается в том числе на готовности к школе. Э. Эйрон выделила распространенные проблемы в поведении высокочувствительного ребенка и рекомендовала, что делать, если они проявились.

Постоянно беспокоится. Ребенок может постоянно жаловаться, что у него что-то болит, трет или колет. У таких детей низкий болевой порог, они восприимчивы к медикаментам, стимуляторам и изменениям погоды. Обострен один или несколько видов чувствительности, например тонкий слух, острое зрение, острая осязательная восприимчивость. Они могут бояться или чувствовать дискомфорт при ярком освещении или громких звуках. Если ребенок говорит, что ему дискомфортно, необходимо поверить его словам и проговорить границы того, чем можно помочь.

Если ребенок просит заново завязать ему шнурки, потому что завязки мешают, нужно сразу сказать, что попробуете перевязать, например, пять раз. Не давайте ему возможности просить вас перевязывать их тридцать раз. При этом не берите ребенка в супермаркеты, где ему тяжело, а предпочтите небольшие магазины и уютные кафе. Если есть время, предлагайте выбор, на который ребенок способен по возрасту: «Ты сегодня хочешь пойти на занятия? Чтобы успеть, тебе лучше самой одеться, а я соберу рюкзак».

Легко перевозбуждается и перенапрягается. Понаблюдайте, какие занятия ребенку больше нравятся, что он знает и делает умело. Создавайте ситуации успешности. Помните, что большой объем новой информации вызовет перевозбуждение, особенно в тех сферах деятельности, в которых у ребенка были неудачи. Научите получать удовольствие от простых бытовых занятий. Введите ритуалы взаимодействия: чтение сказки на ночь, совместные игры, прогулки, купание, хобби, спорт. Проводите такие ритуалы постоянно – независимо от работы, занятости домашними делами. Обратите внимание на то, какое настроение у ребенка во время этих ритуалов.

Переживает сильные эмоции. Внимательно и с уважением относитесь к эмоциям высокочувствительного ребенка. Подавленные чувства могут проявиться в виде физических симптомов или страхов. Вначале подумайте, как вы сами справляетесь с эмоциями и как хотите, чтобы с ними справлялся ребенок. Следите, какие мысли, эмоции и чувства высокочувствительный ребенок проговаривает вслух. Если он высказывает подавленность или беспокойство, то воспримет их с удвоенной силой. Нужно безоценочно говорить с ребенком о его эмоциях, сконцентрироваться на его словах, уточнять, переспрашивать. Помогайте ребенку проживать его негативные эмоции: «Расскажи мне», «Расскажи мне еще», «Расскажи мне все».

Каждая мама обязана знать:  Может ли отец переоформить на себя материнский капитал, если мать лишают родительских прав

Знает о чувствах других. У высокочувствительного ребенка сильно развита эмпатия. Он может распознавать чувства другого человека даже тогда, когда этот человек сам не отдает себе отчета в них, – особенно у тех, кто о нем заботится. Проанализируйте, как вы сами распознаете чувства других людей, а затем объясните ребенку, что он имеет право сказать «нет» или проигнорировать чужое мнение. Нужен пример уважительного отношения. Ребенок должен видеть, что к желаниям каждого члена семьи и к сверстникам в детском саду взрослые прислушиваются с одинаковым уважением. Настаивайте, чтобы высокочувствительный ребенок принимал решения сам, когда это возможно.

Осторожничает в новой ситуации. Новые ситуации тревожат высокочувствительных детей из-за большого объема информации, которая поступает одновременно. Они пытаются избежать этого и потому часто кажутся застенчивыми, стеснительными или занудными. Когда не удается избежать чрезмерных раздражителей, они легко расстраиваются. Ребенок должен изучить ситуацию, и только потом он сделает шаг навстречу новому, например при смене детского сада. Поговорите с ним, вспомните моменты из прошлого, которые уже знакомы, с которыми ребенок уже справлялся. В освоении нового не спешите, двигайтесь простыми шажками.

Отличается от других и этим обращает на себя внимание. Проанализируйте свое отношение к ребенку, стереотипы в отношении его чувствительности. Подумайте, как можно ответить на комментарии других людей, внимание которых он привлек необычным поведением, особенно в ситуациях, когда ребенок присутствует при разговоре. Важно оградить его от ненужного внимания, похвалы или сочувствия и помнить, что чувствительность не повод для гордости и не предмет для жалости.

Как взрослым учитывать свои особенности

Чтобы не навредить высокочувствительному ребенку, взрослым необходимо учитывать уровень своей чувствительности.

Как себя вести, если у вас нет высокой чувствительности. Не загромождайте время ребенка беспрерывной деятельностью. Будьте готовы отказаться от каких-то планов, если ребенок устал. Дома или в групповой комнате детского сада нужно создать уголки уединения. Дайте достаточно времени, чтобы обдумать услышанное, что-то решить, принять новую ситуацию. Если времени нет, не предлагайте выбора, обойдитесь без новинок, не задавайте вопросы. Когда разговариваете с ребенком, делайте паузы, смягчайте тон, избегайте поддразниваний, угроз. Когда ребенок сам вас критикует, не обижайтесь. Если он прав, признайте это, если нет – когда успокоитесь, объясните, что приводить упреки в качестве аргумента – плохой способ вести спор. Не стоит настаивать, осуждать, если ребенку не нравятся физические проявления любви, разговор. Если ребенок выражает чувства другими способами, например рисует открытки для вас, покажите, как это ценно.

Как себя вести, если вы высокочувствительный человек. Научитесь быть спокойными независимо от внешних условий. Как в самолете: «Сначала наденьте маску на себя, потом на своего ребенка». Нужно научиться защищать ребенка, отстаивать его интересы, когда это уместно. Поступок близкого взрослого будет не только защитой ребенку, но и важным примером для него. Избегайте гиперопеки. Не исключайте из жизни ребенка все, чего вы сами боитесь или не любите.

Консультация для родителей «Мультфильмы, которые помогают воспитывать» Десяток «волшебных» мультиков 1. Ребенок не хочет умываться или чистить зубы – «Королева Зубная щетка» (1962 г.) 2. Ребенок отказывается.

Консультация для родителей «Воспитывать сложнее, чем учить» «Воспитывать сложнее, чем учить», так ли это? Давайте разберёмся вместе. В 2004 году, министр образования В. М. Филиппов сказал, что: «Одной.

Фотоотчет «Моя профессия — любить, учить и воспитывать детей» Каждый день я прихожу в свой любимый детский сад «Солнышко» для того, чтобы увидеть своих малышей, им ещё очень мало лет,.

Консультация «Как воспитывать меланхолика» РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ РЕБЁНКА МЕЛАНХОЛИКА Самое главное в воспитании ребёнка меланхолика — это создать для него комфортные.

Высокочувствительный и застенчивый ребенок

Как распознать высокочувствительного ребенка?

Высокочувствительный ребенок —- это малыш, который имеет более восприимчивую нервную систему, и любые внутренние или внешние изменение являются для него серьезной нагрузкой. Это такой же здоровый, любознательный, живой ребенок, однако может дольше адаптироваться к изменениям, быть более капризным, но при этом чутким и наблюдательным по сравнению с остальными детками.

Элейн Эйрон, американский клинический психолог, психотерапевт и исследователь, которая занимается изучением особенностями ВЧР почти 30 лет. В своей книге «Высокочувствительный ребенок» она опубликовала Анкету для родителей, которая поможет понять, является ли ваше чадо ВЧР.

Ответьте на следующие вопросы о вашем ребенке (да или нет):

  1. легко пугается;
  2. жалуется на колючую одежду, швы на ночках или бирки, которые соприкасаются с кожей;
  3. обычно не в восторге от больших сюрпризов;
  4. лучше запоминает сдержанные замечания нежели сильные наказания;
  5. кажется, читает мои мысли;
  6. использует сложные для его возраста слова;
  7. замечает легчайший незнакомый запах;
  8. обладает хорошим чувством юмора;
  9. обладает хорошей интуицией;
  10. трудно засыпает после бурного дня;
  11. не особенно хорошо переносит большие перемены;
  12. хочет сменить одежду, если она мокрая или в песке;
  13. задает много вопросов;
  14. перфекционист;
  15. замечает чужие беды;
  16. предпочитает тихие игры;
  17. задает глубокие,заставляющие задуматься вопросы;
  18. очень чувствителен к боли;
  19. беспокоится в шумных местах;
  20. замечает нюансы (что-то передвинули, что-то изменилось в облике человека и т.д.);
  21. размышляет, безопасно ли это, прежде чем залезть высоко;
  22. выступает лучше, если рядом нет незнакомцев;
  23. глубоко чувствует.

Высокочувствительный ребенок

Высокочувствительный ребенок, как и ребенок с сильной волей, может стать источником фрустрации родителей. Он рождается не только с высокой чувствительностью к окружающей среде, но и с повышенной эмоциональной реакцией на эту чувствительность. Такая своего рода особенность нервной системы активно отвечает на все раздражители извне.

В младенчестве этот ребенок практически постоянно плачет и часто не спит ночами. Ему доставляет неудовольствие многие и разные вещи вокруг него. Иногда даже родители, которые хотят его успокоить, являются источником раздражения. Например, априори считается, что если ребенка обнимать и укачивать, то это всегда хорошо. Но высокоэмоциональному ребенку в конкретный момент может не хотеться быть обнятым или укачанным. Ему хочется, чтобы его положили в кровать и убрали свет ночника (или наоборот включили). Это уберет дискомфорт, который он испытывает.

Родители же начинают его качать, сильнее обнимать и т.п. Ребенок вопит еще сильнее. Иногда у родителей уходит довольно много времени, чтобы понять, в чем дело, и что конкретно надо предпринять. Так получается не от того, что родители нечувствительны к своему чаду, а потому, что комбинация «неприятного» для ребенка может быть очень необычная. Кроме того, младенец не может сам выделить из общего чувства неудобства какие-то отдельные раздражители и намекнуть окружающим: «Уберите это и принесите то». Ему просто плохо и он кричит.

Когда ребенок начинает ходить и играть, родители, которые планируют, что «будет уже легче», обнаруживают, что стали практически заключенными рядом с малышом. Все, что происходит вокруг, оказывает на ребенка довольно сильное воздействие. Он всегда довольно требователен к тому, чтобы мать играла с ним в игры, которые он сам предложит. Но родитель должен играть так, как ребенок представляет у себя в голове. При этом он не склонен объяснять свои планы и видение забавы. Просто они должны быть сами по себе, по умолчанию, такими, как он хочет. Если родитель делает какое-то неосторожное движение в сторону от плана ребенка, тот может разрыдаться и оставаться расстроенным до конца дня.

Расстроить может все, что угодно. Даже по какой-то неведомой причине, которая никогда не звучала, ребенок может решить, что на завтрак будут блины. А там сырники! И это просто невыносимая несправедливость. Утром хотелось солнца, а там дождь.

Кроме того, на поведение и самочувствие такого малыша очень сильно влияет окружающая среда. Все избыточные звуки, свет, цвет, вкус, запахи, текстура или взаимодействия с окружающими, могут привести малыша в довольно возбужденно-негативное состояние. Чтобы понять почему, представьте, что вы живете в центре стройки, где стучат, ходят люди, разговаривают, шаркают ногами, где пахнет всякой химией. И эта стройка никогда не прекращается и не замолкает.

Каждая мама обязана знать:  Как сказать ребенку о том, что это не родной отец

Несмотря на свою чувствительность и эмоциональность, дети могут быть агрессивны к товарищам по песочнице. Они с трудом делятся своими игрушками и могут напасть на желающего даже посмотреть машинку. Во-первых, это его собственность; во-вторых, у него свои планы на машинку; в-третьих, машинку можно испортить. Даже маленькая царапина может изменить в игрушке буквально все.

Такие дети часто имеют фобии. Тематика может быть совершенно необъяснимая. То есть это не то, что ребёнок видел и испугался. Дело в том, что такие дети одарены большой и яркой фантазией, соединенной с глубоко эмоциональными переживаниями. Они не любят рассказывать о том, что у них в голове, потому что это сопровождается полным погружением в образы, и их эмоции при этом не всегда окрашены положительно. По этой же причине такой ребенок отказывается перессказать, что было в садике или в фильме, который он смотрел в кино.

Но вот эти самые фантазии могут послужить почвой и базой для развития фобий. Ребенок ни с того, ни с сего может высказать опасение, что из слива ванной выползет змея или в темном углу у лифта прячется крокодил. Никакие рассуждения на тему, что этого быть не может или «откуда они там взялись», не помогают ребенку успокоиться. Он может ни с того ни с сего начать прятать еду по углам или игрушки без всяких объяснений. Он-то знает, согласно своей фантазии, откуда эти ужасы могут взяться, и почему надо все прятать, просто не говорит об этом родителям. И не из-за того, что родители не поймут. Слишком страшно вообще об этом с кем-то говорить.

Ближе к школьному возрасту все дети начинают осознавать, что у других тоже есть эмоции. Более того, что их эмоции могут вызывать эмоции у других, а эмоции других могут обратно вернуться к ним. Это сложно и потрясающе. Мама может расстроиться, если ты разозлился на бабушку и сказал ей какие-то глупости. А от того, что мама расстроилась, можно почувствовать себя пристыженным.

Что же касается высокочувствительных детей, то это открытие ими овладевает с полной силой. Тантрумы-истерики 2-3-х лет опять возобновляются. Только теперь ребёнок может быть просто захвачен эмоцией окружающих. Он может рыдать над книжкой, над мультиком, над чьей-то царапиной. Может быть испуган потому, что испуганы другие. Такие дети «притаскивают» из садика новые фобии. Они начинают бояться пауков потому, что другие их боятся. Могут начать бояться, что «папа возьмет ремень и выпорет меня», хотя папа отродясь этого не делал и даже не планирует. Неудивительно, что с какого-то момента дети начинают ограждать себя от перевозбуждения и начать сокращать круг приятелей.

В целом, дети такие очень сообразительны и любят учиться. Но очень многое зависит от детского коллектива и учителя. Любая регулярная недоброжелательность может привести к ухудшению успеваемости. Если кто-то передразнил его чтение, смеялся над ошибкой или высказал общение негативное соображение о нем, то в следующий раз он может вообще отказаться читать или идти в школу.

Иногда у таких детей может развиваться своя система ценностей, по которой они себя судят. Например, девочка может сказать: «Оля в школе сказала, что я глупая и противная. Но на самом деле это неправда. Меня многие любят и я хорошо учусь» — и родители могут вздохнуть спокойно. Такая умничка, она все поняла и разобралась! Но уже через пять минут девочку уже могут занимать вопросы, а будут ли с ней дружить другие дети, раз она «глупая и противная». То есть ценности могут быть верными, но нестойкими и зависеть от внешних влияний.

Такие дети так же склонны к черно-белому мышлению. Нюансы могут решать все. Это как если бы кто-то находился в освещенной комнате и видел все ясно и четко, а потом вдруг внешние обстоятельства этот свет выключили. Что делать? Ничего непонятно, натыкаешься в темноте на предметы, залезаешь рукой в горшок с цветами.

Как уже говорилось выше, такие дети хорошо и охотно учатся, но у них существуют проблемы с восприятием. Мир они видят фрагментарно, так как их может эмоционально перегрузить какая-то отдельная деталь, а на все остальное у них не хватает энергии. Для примера: им может не понравиться поход в цирк, потому что у клоуна был красный отвратительный нос. После носа их уже не привлекало ничего, потому что нос занял все доступное место в голове. По этой же причине им бывает трудно писать изложения и усваивать какие-то сложные концепции. Таким детям в этой области нужна дополнительная тренировка.

Благодаря этой фрагментарности восприятия мира они могут быстро составлять негативное мнение о человеке, и их потом довольно трудно переубедить в обратном. Из-за высокой эмпатичности дети очень метко подмечают отдельные черты незнакомцев, но после этого отказываются рассматривать другие стороны этого человека. Это часто препятствует хорошей социализации, которую они сами довольно тяжело переживают.

Родители в воспитании таких детей делают несколько характерных ошибок:

1. «Раз он такой впечатлительный, то с ним нужно везде ходить, все делать, и ограждать от негатива».

Хочу подчеркнуть особенно, что такой ребенок — не инвалид, а имеет особенности в пределах нормы. Ему, также как и остальным детям, надо развиваться и преодолевать трудности. Но здесь нужны некоторые усилия в нужном ребенку направлении. Если его оградить от всего, лишь бы он не расстроился, то ребёнок не научится.

2. «Раз он такой впечатлительный, то надо его как можно чаще заставлять преодолевать разные сложности. Чем сложнее сложности и труднее трудности, тем лучше».

Это часто бывает основной идей отцов, воспитывающих высокоэмоциональных сыновей. Ребенок боится змей? Идем в серпентарий и будем держать в руках разных тварей. Боится темноты? Запрем в туалете и выключим свет. В данном случае это часто заканчивается не закалением воли, а неврозом. Дополнительный нажим и напор вызывает сильную волну негативных эмоций, с которой ребенок не может справиться.

Здесь стоит помнить, что ребенок — не просто слабак или трус, как может казаться некоторым людям. Это существо с другим восприятием, обусловленным его нервной системой. Нервную систему довольно сложно перестроить насилием в положительную сторону.

А вот что в воспитании приносит положительные плоды:

1. Необходимо развивать эмпатию к ребенку. Учитывая, что он чаще чувствует, чем говорит, то в какой-то степени необходимо восприятие общего эмоционального настроя. Если, к примеру, ребенок уже расстроен или перегружен, то ему хватит впечатлений на сегодня. Если нос клоуна уже застрял у него в голове, и ребенок находится в явно возбужденном состоянии, досиживать до конца представления не имеет смысла. Даже если деньги «уплочены».

2. Такому ребенку, как и все остальным детям, а может быть даже в большей степени, нужны границы и структура. Определенная рутина охраняет от перегрузки органов чувств. Даже пресловутый распорядок дня уже принесет свои плоды. Однако все мероприятия в отношении построения границ необходимо проводить осторожно и постепенно.

3. Ребенок нуждается в поддержании инициативы и познавательных процессов. Зная особенность к фрагментарному восприятию мира, ребенку необходимо в течение определенного времени «прилаживать кусочки» к его первому впечатлению. Со временем он сам подхватит и освоит эту модель обучения и будет делать это сам.

4. Ребенок нуждается в поддержании и совершенствовании практик наблюдения за собой. Это, в первую очередь, позволяет ему научиться распознавать свои эмоции и, со временем, их контролировать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация