Взаимоотношение со сверстниками


Содержание

Взаимоотношения со сверстниками детей дошкольного возраста.

Изучение процесса общения детей между собой в различных видах совместной деятельности – важнейший аспект исследования отношений дошкольников в группе детского сада.

Старший дошкольный возраст это период активного социального развития, становления личного опыта взаимодействия детей с миром, освоения культурных ценностей. В это время происходит интенсивная ориентировка дошкольников в отношениях людей, накапливается первый опыт самостоятельных, нравственно направленных поступков, развивается способность действовать в соответствии с доступными пониманию ребенка этическими нормами и правилами (Т. И. Бабаева). Задача дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление социально-эмоциональному развитию ребенка, пробудить в восприимчивой детской душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самооутверждению.

Как подчеркивает Т. И. Бабаева, социальный опыт старшего дошкольникапредставляет собой многокомпонентное образование. Аксеологический компонент опыта отражает первичную ориентацию детей в общечеловеческих ценностях добра, справедливости, красоты, в ценностных установках своей семьи и детского сообщества.

Познавательный компонент социального опыта раскрывает начальную информированность дошкольников относительно принятых в обществе норм и правил поведения, представлений о социально приемлемых и неприемлемых способах действий и отношений, о соответсвтвующих оценках поступков и нравственных качествах людей. Это составляет основу формирующийся в дошкольном детстве первичной социальной осведомленности ребенка как субъекта поведения, доступной деятельности и взаимодействия.

Коммуникативный и поведенческо — деятельностный компонент социального опыта вбирает в себя многообразие форм проявления положительно-направленного индивидуального поведения и взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками; использование разнообразных вербальных и невербальных средств коммуникации, т. е. культурных форм, способов общения и деятельности, позволяющих ребенку активно выражать свои желания, чувства и достигать взаимопонимания в социуме.

Общение достаточно широко изучалось в контексте деятельностного подхода и само рассматривалось как особый вид деятельности(М. И. Лисина, А. А. Леонтьев, О. Е. Смирнова и другие). Межличностные отношения при этом оказались включенными в проблематику общения (Л. Я. Коломинский, Т. А. Репина).

В группе сверстников у детей активно развиваются самостоятельность общения, основы саморегуляции самоорганизации, умение следовать общим правилам. Как показывают многие исследования (М. И. Лисина, Е. О Смирнова, С. А. Козлова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, Т. А. Репина, на протяжении дошкольного возраста взаимоотношения между детьми развиваются в общении, которое существенно изменяется с возрастом детей: меняется содержание, потребности, мотивы и средства общения. Наибольшего расцвета детские взаимоотношения достигают на этапе старшего дошкольного возраста.

Т. И. Бабаева выделяет следующие особенности в общении старших дошкольников:

— В старшем дошкольном возрасте значительно активнее и настойчивее, чем на предыдущих ступенях проявляется стремление к содержательному и разнообразному общению со сверстниками. Это создает естественную предпосылку для формирования гуманности в общении детей.

— В этом возрасте выражен интерес к нормативным основам общения и регуляции взаимоотношений.

— Контакты старших дошкольников со сверстниками становятся более длительными, устойчивыми и личностно обусловленными. В старших группах детского сада складывается определенная система межличностных отношений, совместной деятельностии, ценностных ориентаций, оказывающая влияние на гуманистические проявления детей в общении.

— В старшем дошкольном возрасте начинает проявляться интерес дошкольника к внутреннему миру другого человека, к его чувствам, переживаниям, развивается эмпатия.

Умение сопереживать близким и чужим в психологии обозначается термином «эмпатия». Развитие эмпатии представляет собой неотъемлимую часть формирования личности, воспитания культуры межличностных отношений. Ориентация в эмоциональном настроении людей является необходимым условием успешной совместной практической деятельности (Т. А. Березина, М. Сокольникова).

В работах М. И. Лисиной предметом исследования было общение ребенка с другими людьми, понимаемое как деятельность, а в качестве продукта этой деятельности выступают отношения с другими и образ себя и другого. Следует подчеркнуть, что в центре внимания М. И. Лисиной и ее сотрудников была не только и не столько внешняя поведенческая картина общения, сколько ее внутренний, психологический пласт, т. е. потребности и мотивы общения, которые по сути дела и есть отношения.

Во взаимоотношениях детей наблюдаются качественные сдвиги, своеобразные «переломы». М. И. Лисина отмечает, что от 2 до 7 лет происходит два таких перелома: первый происходит примерно в 4 года, а второй около 6 лет. Первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости сверстника в жизни ребенка. Дети начинают предпочитать сверстников обществу взрослых и одиночной игре.

Второй «перелом» внешне выражен менее четко, однако он не менее важен. Его внешнее выражение связано с проявлением избирательных привязанностей, дружбы и возникновения более устойчивых и глубоких отношений между людьми. Переломные этапы можно рассматривать как временные границы трех этапов развития общения детей. Эти этапы были названы М. И. Лисиной формами общения дошкольников со сверстниками.

1 этап. Эмоционально — практическая форма общения детей со сверстниками. В младшем дошкольном возрасте содержание потребности в общении сохраняется в том виде, как оно сложилось к концу раннего возраста: ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения.

«Каждый участник этого эмоционально – практического общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике дети воспринимают лишь отношение к себе, а его самого (его действия, желания, настроения, как правило, не замечают)» (Е. О. Смирнова).

Данная форма общения ситуативна, она целиком зависит от окружающей обстановки, в которой осуществляется взаимодействие, и от практических действий партнера. После трех лет общение все больше опосредуется речью, однако, речь детейситуативна и не может выступать пока как главное средство общения.

2 этап. следующая форма общения – ситуативно-деловая. Как полагает М. И. Лисина, она складывается примерно к 4 годам и остается наиболее типичной до 6 лет. Этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. В тоже время у детейформируются навыки коллективного взаимодействия, то есть дети предпочитают играть группой, а не в одиночку.

3 этап. В конце дошкольного детства у многих детей складывается новая форма общения – внеситуативно-деловая. К 6-7 годам значительно возрастает число внеситуативных контактов. В этом возрасте, по мнению Е. О. Смирновой, становится возможным «чистое общение», не ограниченное предметами и действиями с ними. Дети могут достаточно долго разговаривать, не совершая при этом никаких действий. Однако, несмотря на это, общение детей между собой все же протекает в рамках деловой формы общения на фоне совместного дела. Как утверждает Е. О. Смирнова, конкурентность и соревнование сохраняется в общении детей. Развитие у детейумения понимать себя и других, стремиться к установлению взаимопонимания – сложная, но несомненно особо значимая задача. Взаимопонимание является обязательным фактором и результатом эффективного общения и совместной деятельности (Т. И Бабаева, Н. А. Лялина, Л. С. Римашевская).

Дружеские взаимоотношения являются обязательной формой общения детей в складывающемся коллективе дошкольников. Дружба не возможна без действий, поступков, связанных с самоограничением, с взаимопомощью, заботливостью, внимательностью. Интерес к деятельности других детей и умение договориться (о совместной игре, пользовании игрушкой, материалом, посчитаться с интересом друзей; проявление заботы об общем деле, игре, помощь и взаимопомощь, готовность выручить друга, товарищей по группе; объективность оценок и самооценок, способность поступиться личным желанием в пользу товарищей (по справедливости, получая при этом удовлетворение.

Старшие дошкольники хорошо осознают нормы и правила взаимоотношений со сверстниками. Они уже умеют соответствующим образом оценивать поступки своих товарищей, их достоинства, придают большое значение нравственным качествам личности сверстника. Их привлекают такие проявления, как доброта, отзывчивость, взаимопомощь. Главным содержанием общения детей в старшем дошкольном возрасте становится сотрудничество, партнерство.

По мнению Е. В. Субботского, сотрудничество и кооперация типичны для старших дошкольников в отношениях как со сверстниками, так и со взрослыми. В целом Е. В. Субботский выделяет три типа отношений ребенка с окружающими людьми: отношения эмоционального общения, руководства – подражания и отношения кооперации, которые возникают в рамках ведущей деятельности и поочередно выступают на первый план в системе взаимоотношений ребенка с окружающей действительностью.

При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывть активность своего партнера, воспринимать его на равных, для достижения общего результата. Такого рода взаимодействиие Е. О. Смирнова называет «сотрудничеством» (партнерством). Потребность в сотрудничестве, в партнере совместной деятельности, становится главной для общения старших дошкольников.

Е. О. Смирнова наряду с сотрудничеством на этапе делового общения выделяет потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других. «Невидимость» сверстника превращается в пристальное внимание ко всему, что он делает. В этот период в детском общении появляется конкурентное, соревновательное начало.

Таким образом, на ступени старшего дошкольного возраста в общении и взаимоотношениях детей наблюдаются качественные изменения, свидетельствующие об активном процессе их социализации. Вместе с тем, достижения в социально-личностном развитии детей и взаимодействии со сверстниками во многом обусловлены воспитательным влиянием педагогов, их умении найти эффективные методы развития и обогащения опыта общения дошкольников.

В этом плане большой интерес представляет метод проектов, направленный на организацию совместной деятельности детей по решению актуальных и интересных для старшего дошкольника практических и познавательных задач.

Именно осмысление и применение метода проектов в новой социально-культурной ситуации в свете Федеральных государственных требований к образованию, на современной ступени общественного развития, позволяет говорить о проекте, как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи развития межличностных отношений подрастающего поколения.

33. Психологические особенности отношений ребенка со взрослыми

Психическое развитие ребенка начинается с общения.

Если бы человек был с рождения лишен общения, то он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо — физиологически напоминающим человека.

Ребенок в процессе общения развивается, приобретает психические и поведенческие качества.

Дошкольник не может прочитать в книге ответы на все его интересующие вопросы, поэтому ему так важно общаться с взрослыми, благодаря им дошкольник раскрывает мир для себя и познает всё лучшее и отрицательное, что есть у человечества. Именно взрослый открывает ребенку все разнообразие эмоции, речи, восприятия и т.д. и если взрослый не объяснит ребенку что снег белый, а земля черная, то ребенок сам этого так и не узнает.

По Выготсокому Л. С. источник психического развития находится в отношениях ребенка со взрослым. Общение со взрослыми выступает как фактор, способствующий развитию. Отношение взрослого к ребенку облегчает понимание социальных норм, подкрепляет соответствующее поведение и помогает ребенку подчиниться социальным влияниям.

Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях со взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Такое внимание ребенок может, прежде всего, получить в семье. Семья для ребенка становится первой, с кем он начинает общаться, именно там закладываются основы общения, которые в будущем ребенок будет развивать.

Таким образом, можно сказать, что наиболее сильный и важный источник переживаний дошкольника — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

В обыденной жизни отношение окружающих к ребенку имеет широкую палитру чувств, вызывая у него разнообразные ответные чувства — радость, гордость, обиду и т.д. Ребенок чрезвычайно зависит от отношения, которое ему демонстрируют взрослые. В общении через подражание ребенок осваивает способы взаимодействия людей друг с другом. Стремясь получить похвалу, усвоить привлекательные для него способы действия, слушая захватывающую историю о близком человеке или любимую сказку, он с детской горячностью погружается в общение, в переживание за другого, проецируя себя на место этого другого. В тоже время, стремясь подтвердить свою самостоятельность, ребенок весьма недвусмысленно обособляется, демонстрируя свое стремление настоять на своем: «Я так сказал!», «Я буду это делать!» и прочее. В детстве ребенок еще не может достаточно искусно управлять своими эмоциями, толкающими его то отождествить себя с другим человеком, то отринуться от него в негодовании.

В дошкольном возрасте общение со взрослыми приобретает внеситуативный характер. Благодаря речевому развитию значительно расширяются возможности общения с окружающими. Теперь ребенок может общаться не только по поводу непосредственно воспринимаемых предметов, но и по поводу предметов представляемых, мыслимых, отсутствующих в конкретной ситуации взаимодействия. То есть содержание общения становится внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации.

Выделяются две внеситуативные формы общения ребенка со взрослым – познавательная и личностная. В 4-5 лет складывается внеситуативно-познавательная форма, для которой характерны познавательные мотивы и потребность в уважении взрослого. К старшему дошкольному возрасту появляется внеситуативно-личностная форма общения, которую отличают потребности во взаимопонимании, сопереживании и личностные мотивы общения. Главным средством для внеситуативных форм общения является речь.

Внеситуативно-личностное общение ребенка со взрослым имеет важное значение для развития личности ребенка. Во-первых, в процессе такого общения он сознательно усваивает нормы и правила поведения, что способствует формированию морального сознания. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является важным условием развития самосознания и самоконтроля. В-третьих, в личностном общении дети начинают различать разные роли взрослых – воспитателя, педагога, врача и пр. и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения с ними.

Нормальный ход развития общения заключается в последовательном и полноценном проживании каждой формы общения в соответствующем возрасте. Конечно, наличие ведущей формы общения вовсе не означает, что при этом исключаются все другие формы взаимодействия.

Ребенок нуждается в доброжелательном контроле и в положительной оценке взрослого. Правильное поведение в присутствии взрослого — первый этап морального развития поведения ребенка. И хотя потребность вести себя по правилам приобретает личностный смысл для ребенка, его чувство ответственности наилучшим образом раскрывается в присутствии взрослого.

Взрослый при этом должен общаться с ребенком в доверительном и доброжелательном тоне, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не вести себя правильно. Психологический смысл происходящего в поведении ребенка состоит в том, что хотя и с помощью взрослого, но психологически самостоятельно он обретает чувство ответственности за свое поведение.

Ребенок испытывает ненасыщаемую потребность обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и достижений. При общении с дошкольником взрослому стоит учитывать важность оказания поддержки ребенку, поскольку невнимание, пренебрежение, неуважительное отношение взрослого могут привести его к потере уверенности в своих возможностях.

Далее приведем анализ особенностей общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Особенности общения ребенка со сверстниками Особенности общения ребенка со взрослыми
Яркая эмоциональная насыщенность речи. Резкие интонации, крики. Смех. Разные выражения оттенков от эмоций бурной радости до бурного негодования. Преобладание спокойной речи.
Нестандартность: из-за отсутствия жестких норм и правил, дети используют неожиданные сочетания слов и звуков, передразнивают друг друга, что способствует развитию словотворчества. Ребенок придерживается определенных норм вежливости и общепринятых форм общения.
Преобладание инициативных высказываний над ответными. Ребенку важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Ребенок больше слушает взрослого, принимает и поддерживает инициативу взрослого.
Управление действиями партнера, контроль его действий, навязывание ему собственных образцов, постоянное соревнование с собой. Взрослый остается для ребенка источником оценки.
Рождаются такие сложные явления, как притворство, нарочное выражение обиды, фантазирование. Ребенок требует правдивости.

Таким образом, мы увидели, что именно взрослый становится важным собеседником для ребенка.

Во время общения ребенок дошкольного возраста ориентируется на мнение воспитывающих его людей. То есть, ребенок оценивает себя как бы через призму взрослых, целиком ориентируется на оценку, отношение и мнение воспитывающих его людей.

Также при общении со взрослыми у детей вырабатываются умение говорить и вести себя по правилам, слушать и понимать другого человека, усваивать новые знания.

Взаимодействие школьника со сверстниками

Читайте также:

  1. IX. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА СО СМЕЖНЫМИ ОТРАСЛЯМИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
  2. Алгоритмические процедуры и функции, их взаимодействие.
  3. Амфотерные гидроксиды (на примере гидроксида цинка или алюминия). Взаимодействие их с кислотами, щелочами, разложение при нагревании.
  4. Б30-1.Игрушка в жизни дошкольника, ее воспитательно-образовательное значение. Виды игрушек, их характеристики.
  5. Белок-белковое взаимодействие
  6. Билет 54. Взаимодействие и трансформация загрязнений в окружающей среде.
  7. Билет 63. Взаимодействие фирмы ИГ и банка
  8. Биоритмы и их значение в режиме дня школьника
  9. В – 27 Роль семьи в воспитании школьника
  10. В.65 Взаимодействие финансового и операционного рычагов
  11. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
  12. Взаимодействие (обмен и интеграция)
Каждая мама обязана знать:  Проблема самостоятельного выбора

Успешное и комфортное пребывание ребенка в стенах школы во многом определяется уровнем его взаимоотношений со сверстниками. В процессе взаимодействия у людей возникают разнообразные взаимоотношения, которые можно определить как общественные отношения. Они могут быть официальными и неофициальными. Официальные отношения – это те, которые в некотором смысле контролируются обществом, официально и документально оформляются. Неофициальные же – возникают в неформальных структурах, могут поощряться и обществом, но они не закреплены документально. Различают еще деловые и личные (межличностные) отношения. Ребенок входит как субъект и в деловое поле общения и в межличностное.

Пора разобраться, как соотносятся между собой два понятия: взаимодействие и общение. В учебнике «Педагогика» (16, С.63) читаем «Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся» Мы должны понимать, что общение – не просто вид деятельности, не просто ряд последовательно выстроенных действий, а воздействие одного человека на другого – то есть их взаимодействие. В другом учебнике «Новая педагогика массовой школы» (5, С.105), автором, которого является В.Б.Ежеленко, под общением понимается «…особый вид деятельности, но не потому, что может выступать то компонентом другой деятельности, то самостоятельной деятельностью, а потому, что это единственный вид, отличный от всех других видов взаимодействия». Автор считает общением единственным видом взаимодействия, предметом которого является один человек для другого. Н.В.Бордовская продолжает и развивает идею субъектности в педагогическом взаимодействии. «…в любом случае каждый из субъектов такого взаимодействия проявляет ту или иную форму активности и способ отношения как к предмету их взаимодействия, так и в отношении его участников» (3, С. 112).

Таким образом, все возможные формы и стили общения реализуются в различных видах деятельности школьников «…составляя фон и образуя соответствующую эмоционально-нравственную среду педагогического взаимодействия» (Н.В.Бордовская. С.113). Деятельность выступает условием развития и обогащения взаимоотношений ребенка со сверстниками. Школьник является субъектом деятельности и общения.

Но вернемся к описанию взаимоотношений школьника со сверстниками. Где именно деловые взаимоотношения могут быть у ребенка? Это садик, школа, клубы и кружки, спортивные секции. Там, где его и сверстников связывает учебная или трудовая совместная деятельность. Личные отношения связаны с потребностью ребенка в общении с близкими ему людьми. Это не формальное общение, которое «навязывают» ему взрослый. Ходи в садик, в школу, посещай музыкальную школу, спортивную секцию. Личные на то и личные, что они близки лично ребенку. В психолого-педагогических источниках они получили название межличностные. Их характеризует уровень понимания между людьми, межличностная привлекательность партнеров по общению и взаимодействие в поведении. Межличностные отношения — это отношения добровольного выбора. Они выполняют определенные функции по отношению к ребенку:


Формируют мотивацию деятельности ребенка. Поскольку ребенок стремится к принятию его сверстниками, к изменению его статусного положения в группе, он ради положительного отношения готов на многое. Это желание становится мощным мотивом его деятельности. И эта деятельность может быть как положительной, так и отрицательной. Это зависит, в частности от того, на каком нравственном уровне развития находится группа, притягательная для ребенка.

Межличностные отношения очень устойчивы. Дети пытаются охранять свои личные отношения от посягательств взрослых. Они борются за свою дружбу и за право общаться с теми, с кем им хочется общаться. А не с теми, кого им рекомендуют взрослые. Для этого есть деловое общение, то есть общение формальное и может быть в какой-то степени неприятное ребенку, но необходимое для данного времени. Правда, учитывая, что поведение ребенка в основе свей ситуативное, деловые вначале отношения со сверстником, могут быстро перерасти в личные, если дети найдут общие точки соприкосновения. Если у них возникнет симпатия друг к другу. Симпатия как положительная установка на партнера по общению чрезвычайно важна, так как она определяет потребность человека быть с другим человеком.

Межличностные отношения выполняют защитную функцию. Они защищают ребенка от непонимания взрослыми его проблем, от одиночества, причем как в переносном, так и в прямом смысле этого слова. Можно жить в семье и быть одиноким и непонятым. Это очень страшный и опасный для становления личности ребенка вид одиночества. И ему ничего не остается делать в таком случае, как искать понимание «на стороне».

Эмоционально-нравственные начала, на которых строятся межличностные отношения, формируют личность ребенка. Важен выбор субъектов общения. У дошкольника этот выбор очень велик. Ребенок положительно настроен на построение большого количества взаимосвязей. Можно наблюдать, как легко дети этого возраста сходятся и также легко расходятся. У них еще не выработаны привязанности и эмоциональная привлекательность собеседников не так велика. Но уже с поступлением в школу, ребенок учится управлять своими чувствами, поведением. Его симпатии или антипатии к другим детям могут выражаться более рельефно. В это период особенно важно, какой круг общения формируется вокруг ребенка. Можно понять тревогу некоторых родителей по поводу выбора друзей их детьми. С точки зрения эти друзья не походят их ребенку для общения. Может быть это и так, а может это очередное проявление взрослой агрессии по отношению к собственному ребенку. Нужно разобраться, настолько ли плох этот друг. А уж потом принимать адекватные ситуации реальной, а не надуманной, меры. Безусловно, если поле общения ребенка нравственно, значит и его ценностные ориентации будут иметь нравственную окраску.

Поэтому практически незаменимое по силе своего воздействия в период адаптации ребенка к окружающей действительности является его общение с людьми, входящими в его близкий круг. Это сверстники, с которыми общается ребенок, соседи по квартире, или двору, ученики класса, школы. Все они входят в близкий круг взаимодействия ребенка. О роли общения в жизни человека написано довольно много. Для нас важно, что потребность в общении создает основные условия адаптации ребенка. Ребенок строит свои отношения по-разному в дошкольном и в младшем школьном возрасте. В дошкольном возрасте основной деятельностью выступает игра, а значит, во взаимоотношениях со сверстниками преобладает ролевая, а не личностная характеристика. С поступлением в школу, с изменением основного вида деятельности с игровой на учебную, у ребенка постепенно на первый план выходят уже личностные характеристики сверстников. Но они еще пока связаны с успехами или неудачами в учебной деятельности. Есть прямая зависимость взаимооценок детей с оцениванием их деятельности взрослыми. Особенно это касается учителя начальных классов, как наиболее значимого для этого возраста взрослого. Интересно, что детей пока еще привлекает не сама учебная деятельность, а оценка их учебных достижений учителем.

В структуре общения можно выделить три составляющих (Я.Л.Коломенский): аффектную, поведенческую и когнитивную.Аффектный компонент проявляется в различных эмоциональных состояниях человека. Он связан с развитием эмоциональной сферы личности и поэтому уровень общения зависит от выраженности этой сферы. Это наличие положительных или отрицательных эмоций у ребенка, степень конфликтности, развитие чувств и умение ими пользоваться. В общении детей одного возраста, имеющих схожие особенности, эмоциональное «понимание» другу друга гораздо ярче, в некоторых случаях, чем взаимопонимание с взрослыми, которые входят в иную «весовую категорию» по выражению своих эмоций.

Поведенческий компонент в общении выражен результатами деятельности, поступками детей. Каждый по-своему, индивидуально использует свою мимику и пантомимику во время общения, по-своему передвигается в пространстве общения, не нарушает «личного пространства» каждого участника общения, или, наоборот, нарушает. От этого зависит отношение детей друг к другу во время общения.

Когнитивный компонент включает психологические процессы, связанные с познанием мира и самого себя. К ним можно отнести ощущения, представления, память, воображение, мышление, внимание. От того, как идет развитие этих процессов у ребенка, зависит уровень его общения.

У каждого ребенка есть своя, индивидуальная «история» удовлетворения потребности в общении. Одни растут, окруженные вниманием и любовью близких. Их потребность в общении удовлетворяется на всех уровнях. Другие дети лишены подобных условий, они растут в атмосфере холодности и слабо выраженной эмоциональности. Но и в том, и в другом случае они могут испытывать трудности в адаптации к условиям жизнедеятельности. Общительные дети могут попасть в коллектив класса или группы со слабыми установками к общению, с ярко выраженной индивидуалистической направленностью взаимодействия. И, наоборот, малообщительные дети могут попасть в коллектив широко и красиво общающийся. Индивидуальные характеристики потребности в общения приобретают для воспитателя первостепенное значение. Организация общения может помочь индивидуальной адаптации, а может и выбросить ребенка за рамки коллективных интересов и деятельности. Каждый ребенок в любой детской группе, будь она коллективом или просто объединением детей, занимает свою социальную нишу. Это место в системе внутриколлективных отношений определяет ценность каждого для окружающих. От чего же зависит, какое именно место займет индивид? От многих причин. Особенности его характера, умение себя вести, темперамент, принятие или непринятие его учителем, его учебные успехи. Вот далеко неполный перечень формулы социального статуса ребенка в группе. В каждом классе, группе детей есть «вожаки», лидеры, способные увлечь за собой остальных членов группы. Это ребенок с хорошо развитой речью, обладающий коммуникативными умениями и высоким уровнем общительности. Он, как правило, хорошо учится и у него, что самое главное, все получается! Есть одиночки, которых не интересует жизнь класса. В каждом классе есть ребенок, который не приемлет установки жизни класса и покушения на свое личное пространство. К, сожалению, практически в каждой группе детей есть дети отверженные, выпадающие из коллектива.

В психолого-педагогических работах каждая из этих групп получила определенное название. В педагогической практике они представлены как: «звезды», «предпочитаемые», «принимаемые», «пренебрегамые» и «отвергаемые». В свете наших рассуждений о взаимоотношениях ребенка со сверстниками, все эти группы важны. Но тревогу вызывают именно «пренебрегаемые» и «отвергаемые». Это дети, которые остро нуждаются в помощи взрослого. Это, как правило, ребята слабо успевающие, не имеющие каких-либо ярко выраженных и приятных для всех способностей. Они тихие, незаметные, или наоборот громкие и развязные. Их объединяет одно – они не приняты остальными членами сообщества в свой круг. Такие дети, как правило, хотят принимать участие в школьной жизни, но, зачастую робеют и не знают, как это сделать. Есть среди этих категорий и те, которые переоценивают себя и свою роль в окружающем мире. Они претендуют на высокое место в коллективе или, не делая ничего для того, чтобы их приняли, или, делая все не так, назло и «в пику». Некоторые дети обращают на себя внимание сверстников шутовством и бравадой. В определенной степени – это призыв о помощи. Дети семафорят – «Помогите нам!» «Мы не такие плохие!» Вся беда в том, что подобные ребята не умеют приспособиться, не знают, как сделать так, чтобы их приняли. Ведь, как правило, их жизненный опыт в сфере общения довольно печальный. Педагогический опыт показывает, что для них важным фактором, оказывающим влияние на социальный статус ребенка и умение его приспособиться к требованиям класса, является общественное мнение коллектива. Общественное мнение может быть помощником учителю, а может и вредить его педагогическим действиям по адаптации конкретного ребенка. Общественное мнение выражает определенные ценности коллектива. Если эти ценности положительные, то они помогают учителю в нахождении определенной социальной ниши для школьника или переводу его из одного социальной группы в другую. Если же общественное мнение имеет отрицательный заряд, то оно может стать мощным противоборствующим фактором, мешающим реализовывать гуманистические задачи взаимодействия учителя и «отвергаемого» или «пренебрегаемого ребенка. Соответственно, взаимоотношения этих категорий детей со своими сверстниками будут строиться не всегда гармонично. Главное для учителя, не пропустить таких детей, не оставлять их наедине со своими «фобиями» и проблемами.

Обобщая вышесказанное, хочется еще раз отметить важность взаимодействия ребенка со сверстниками. В общении каждый субъект удовлетворяет свои актуальные потребности. Значительный скачок в подобном удовлетворении происходит с приходом ребенка в школу. Поле общения расширяется. Успешность в учебной и воспитательной деятельности в значительной мере опосредована общением. Для каждого ребенка важна его позиция в группе сверстников, стремление к лидерству, или наоборот, «отход» от активной позиции, признание его личности, его ценностей. А где еще индивид может укрепиться в знании о своем месте в мире, как не в общении и в совместной деятельности?!

Дата добавления: 2015-03-31 ; Просмотров: 1849 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Особенности взаимоотношений младшего школьника со значимыми взрослыми и со сверстниками

— Вначале ребенок поглощен только учебой, он мало входит в контакт с одноклассниками и некоторое время чувствует себя чужим в группе, по сравнению с детским садом, где в процессе коллективных игр он постоянно общался со сверстниками. Происходит сужение круга общения со сверстниками.

— Восприятие одноклассников происходит «через учителя»: на них обращают внимание, когда во время уроков педагог оценивает их, подчеркивает успехи или неудачи.

— Отсутствие подлинных межличностных отношений, коллективных уз. Связи и отношения начинают складываться в процессе учебной деятельности и совершенствуются в общественной жизни.

— На втором-третьем году обучения отношение школьника к классному коллективу меняется. Устанавливаются более тесные контакты с одноклассниками, основанные на нравственной оценке их поведения, понимании их личности, формируются дружеские группировки, «малые группы», отношения в которых становятся для ученика значимыми

— В общешкольном коллективе младшие школьники вначале чувствуют себя беспомощными «малышами», тогда как в детском саду сами опекали и заботились о них.

Проблемы в отношениях со сверстниками у современных детей по результатам исследований: рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности; отсутствие у детей интереса к общению друг с другом; формирование детских сообществ негативной направленности.

Система отношений «ребенок-взрослый» дифференцируется. Система «ребенок — учитель» определяет отношения ребенка с родителями и детьми, она становится центром жизни ребенка, пронизывает всю его жизнь. Личность учителя имеет первостепенное значение, он является для ребенка главным и беспрекословным авторитетом. Позиция педагога по отношению к ребенку отличается от позиции воспитателя детского сада. Отношения с воспитателем были более интимными, он выполнял по отношению к ребенку в какой-то степени функции родителей, а отношения с учителем складываются только в процессе учебной деятельности и являются деловыми и более сдержанными, что несколько сковывает начинающих учеников, создает напряжение. В учителе воплощены требования общества. Отношения в школе построены на четко определенных отношениях, основанных на принятых правилах. На втором-третьем году обучения личность учителя становится менее значимой. Основные проблемы взаимоотношений взрослых и детей в современном мире: отношение взрослых к детям как к усваивающим нормы взрослых, не являющимся реально действующей частью общества, равными субъектами отношений; отстранение взрослых от детей, отсутствие постоянных контактов с ними; потеря ответственности взрослых за детей; слабое владение навыками общения с детьми; «перенос» взрослыми на детей собственных личных проблем; недоверие детей к сообществу взрослых. Требования к личностным результатам начального общего образования по формированию межличностных отношений младших школьников:

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

. основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. В этом сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который учитывая . здоровье новорожденного. Слабый голосок или вообще его отсутствие говорит о возможных проблемах со здоровьем. Следующая . способность, которая составляет необходимый момент творчески-человеческого отношения к окружающему миру, — творческое воображение или .

— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

— развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками, умения избегать конфликтов. Основная цель начального образования в области развития межличностных отношений младших школьников: формирование психологических условий развития общения, кооперации, сотрудничества на основе позитивного отношения к окружающим, уважения к ним. Достижение данной цели возможно посредством решения следующих задач, которые могут быть реализованы учителем начальных классов:

1. Вовлечение в общественную жизнь самых различных детей, чтобы сформировать актив класса именно из ребят с общественными интересами, ответственных и инициативных.

Развитие системы взаимоотношений с окружающими людьми в ранней юности

. БЕЛИНСКОГО Курсовая работа на тему: Развитие системы взаимоотношений с окружающими людьми в ранней . игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия . Чтобы облегчить свои коммуникативные трудности, подростки и юноши используют целый ряд специфических . этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Слово «юность» .

Каждая мама обязана знать:  Как нужно проводить время с детьми, чтобы запомнить каждую минуту

2. Понимание особенностей взаимоотношений, ценностей малых групп своего коллектива, лидеров, влияние через них на членов группы, учет их мнений и желаний при выборе актива.

Социальная ситуация развития подростка

Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью, между двумя культурами — миром детей и миром взрослых. В этом, по мнению К. Левина, проявляется маргинальность подростка: он уже не хочет принадлежать к детской культуре, но еще не может войти в сообщество взрослых, встречая сопротивление со стороны реальной действительности, что вызывает у него состояние «когнитивного дисбаланса», неопределенность ориентиров, планов и целей. Основное противоречие подросткового периода: настойчивое стремление подростка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них. Основная задача развития в подростковом и юношеском возрастах, по Э. Эриксону: личностное самоопределение, достижение идентичности. Ребенок выходит на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе.

Подростковый возраст (отрочество) — период онтогенеза (от 10—11 до 14−15 лет), соответствующий началу перехода от детства к юности. Этот возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системе взаимоотношений индивида. Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток — полуребёнок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка и создаёт благоприятные условия для появления у ребёнка ощущения взрослости, самостоятельности. Однако, на данном этапе развития ребёнок ещё не может быть самостоятельным полностью. Появляется одно из основных противоречий возраста — между возросшими ощущением самостоятельности и психическими возможностями подростка, разрешение которого ведёт к дальнейшему психическому развитию.

Развитие человеческой деятельности

. , они превращаются в умения и навыки; выделяются новые виды деятельности. Этот механизм развития деятельности был описан А. Н. Леонтьевым и получил название сдвига . , но и на их значение в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий человека, поэтому настроение носит не предметный, а личностный .

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых, сложившихся форм взаимоотношений с людьми. В 4 классе школьники переходят к систематическому изучению основ наук. А это требует от их психической деятельности более высокого уровня: глубоких обобщений и доказательств, понимания более сложных и абстрактных отношений между объектами, формирования отвлеченных понятий. У школьника существенно меняется его общественная позиция, его положение в коллективе. Из «маленького» он превращается в «старшего», ученик начинает играть значительно большую роль в школе и семье, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны общества и коллектива, со стороны взрослых. Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может проходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и «детское», и «взрослое». По Л.С. Выготскому, в его социальной ситуации развития наличествуют две тенденции: 1) тормозящая развитие взрослости (занятость школьной учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых обязанностей, материальная зависимость и родительская опека ); 2) овзросляющая (акселерация, некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости ).

Это создаёт огромное разнообразие индивидуальных вариантов развития в подростковом возрасте — от школьников с детским обликом и интересами до почти взрослых подростков, уже приобщившимся к некоторым сторонам взрослой жизни. В концепции Д. Б Эльконина подростковый возраст связан с новообразованиями, возникающими из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность разворачивает подростка от направленности на мир к направленности на самого себя, и центральным становится вопрос «Что я такое?». В связи с этим вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми (негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное теперь происходит для него вне школы); ребёнок стремится войти в детские компании (поиски друга, поиски того, кто может его понять); иногда он начинает вести дневник. Поскольку никакого места в системе отношений со взрослыми ребёнок ещё занять не может, он находит его в детском сообществе. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь-то и складываетсяновая ситуация развития, здесь осваивается область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения.

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

. школьный возраст называют вершиной дет­ства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легко­мыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает . делом в течение 10—20 минут (в то время как подростки — 40—45 минут, а старшеклассники — до 50 минут). Затруднены рас .

Основные новообразования подросткового периода

Новообразованиями данного возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение.

Чувство взрослости — отношение подростка к себе, как к взрослому. Подросток хочет, чтобы взрослые относились к нему не как к ребенку, а как к взрослому.

Развитие самосознания, формирование идеала личности направлено на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется особым, критическим отношением подростка к своим недостаткам. Желательный образ «Я» обычно складывается из ценимых качеств и достоинств других людей. Но так как идеалом для подражания у него выступают и взрослые, и сверстники, то образ получается противоречивым. Получается, что в данном образе необходимо сочетание черт характера взрослого человека и молодого, а это не всегда совместимо в одном лице. Возможно, это является причиной несоответствия подростка своему идеалу, что является поводом для переживаний.

Влияние коммуникативных качеств подростка на социометрический статус в группе

. Влияние коммуникативных качеств подростка на социометрический статус в группе Ижевск 2007 Введение В подростковом возрасте происходит формирование . нами параллельно с социометрическим исследованием. Характер отношений в конкретном сообществе традиционно выявляется с помощью . на поведение начинают оказывать нормы, стихийно складывающиеся в группе сверстников. Группа защищает подростка, дает ему .

Склонность к рефлексии (самопознание).

Стремление подростка познать себя нередко приводит к потере душевного равновесия. Основной формой самопознания является сравнение себя с другими людьми, взрослыми и сверстниками, критическое отношение к себе, в результате чего развивается психологический кризис. Подростку приходится пройти через душевные муки, в ходе которых формируется его самооценка и происходит определение своего места в социуме. Его поведение регулируется самооценкой, сформированной во время общения с окружающими. При становлении самооценки большое внимание уделяется внутренним критериям. Как правило, она у младших подростков противоречива, поэтому их поведение отличается немотивированными поступками.

Интерес к противоположному полу, половое созревание. В подростковом возрасте меняются отношения между мальчиками и девочками. Теперь они проявляют интерес друг к другу как к представителям противоположного пола. Поэтому подростки начинают уделять большое внимание своему внешнему виду: одежде, прическе, фигуре, манере держаться и др. Сначала интерес к противоположному полу проявляется необычно: мальчики начинают задирать девочек, те, в свою очередь, жалуются на мальчиков, дерутся с ними, обзываются, нелестно отзываются в их адрес. Такое поведение доставляет удовольствие и тем и другим. Со временем отношения между ними меняются: может появиться застенчивость, скованность, робость, иногда напускное равнодушие, презрительное отношение к представителю противоположного пола Девочек раньше, чем мальчиков, начинает волновать вопрос: «Кто кому нравится?». Это связано с более быстрым физиологическим развитием девочек. В старшем подростковом возрасте между мальчиками и девочками возникают романтические отношения. Они пишут друг другу записки, письма, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в кино.

В результате у них появляется потребность стать лучше, они начинают заниматься самосовершенствованием и самовоспитанием. Дальнейшее физиологическое развитие приводит к тому, что между мальчиками и девочками может возникнуть сексуальное влечение, характеризующееся определенной недифференцированностью (неразборчивостью) и повышенной возбудимостью. Это нередко приводит к внутреннему конфликту между стремлением подростка освоить новые для себя формы поведения, в частности физический контакт, и запретами на такие отношения, как внешними — со стороны родителей, так и внутренними — собственными табу. Однако сексуальные отношения очень интересуют подростков. И чем слабее внутренние «тормоза» и меньше развито чувство ответственности за себя и другого, тем раньше возникает готовность к сексуальным контактам с представителями как своего, так и противоположного пола.

62-Психологическая характеристика младшего дошкольного возраста. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте

Вопрос № 62. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте. В самом начале дошкольного возраста (3-6,7 лет) социальная ситуация . внутренняя позиция. Ребенок на рубеже 7-8 лет начинает воспринимать и переживать себя в качестве «социального индивида», и у него возникает потребность .

Высокая степень напряжения до и после сексуального общения — сильнейшее испытание для психики подростка. Первые сексуальные контакты могут оказать большое влияние на всю последующую интимную жизнь взрослого человека, поэтому очень важно, чтобы они были окрашены положительными воспоминаниями, были позитивными.

Повышенная возбудимость, частая смена настроения. Физиологические изменения, чувство взрослости, изменения отношений со взрослыми, стремление вырваться из-под их опеки, рефлексия — все это ведет к тому, что эмоциональное состояние подростка становиться нестабильным. Это выражается в частой смене настроения, повышенной возбудимости, «взрывоопасности», плаксивости, агрессивности, негативизмом или, наоборот, в апатии, безразличии, равнодушии.

Развитие волевых качеств. В подростковом возрасте дети начинают усиленно заниматься самовоспитанием. Это особенно характерно для мальчиков — идеал мужественности становится для них одним из основных. В возрасте 11−12 лет мальчики любят смотреть приключенческие фильмы или читать соответствующие книги. Они стараются подражать героям, обладающим мужественностью, смелостью, силой воли. В старшем подростковом возрасте основное внимание направлено на саморазвитие необходимых волевых качеств. Мальчики много времени уделяют спортивным занятиям, связанным с большими физическими нагрузками и риском, такими, где требуются незаурядная сила воли и мужество. В формировании волевых качеств имеется некоторая последовательность. Сначала развиваются основные динамические физические качества: сила, быстрота и скорость реакции, затем — качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойчивость. И только потом формируются более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность. Вначале, в возрасте 10−11 лет, подросток просто восхищается наличием этих качеств у других, в 11−12 лет он заявляет о желании обладать такими качествами и в 12−13 лет приступает к самовоспитанию воли. Наиболее активным возрастом воспитания волевых качеств является период от 13 до 14 лет.

Потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности, имеющий личностный смысл. Самоопределение. Подростковый возраст знаменателен еще и тем, что именно в этом возрасте вырабатываются умения, навыки, деловые качества, происходит выбор будущей профессии. В этом возрасте у детей отмечаются повышенный интерес к различного рода деятельности, стремление делать что-то своими руками, повышенная любознательность, появляются первые мечты о будущей профессии. Первичные профессиональные интересы возникают в учении и труде, что создает благоприятные условия для формирования нужных деловых качеств. У детей в этом возрасте наблюдается повышенная познавательная и творческая активность. Они стремятся узнать что-то новое, научиться чему-либо и стараются делать это хорошо, начинают совершенствовать свои знания, умения, навыки. Подобные процессы проходят и за пределами школы, причем подростки действуют как самостоятельно (сами что-то конструируют, строят, рисуют ), так и при помощи взрослых или более старших товарищей. Потребность делать «по-взрослому» стимулирует подростков к самообразованию, самосовершенствованию, самообслуживания.

Работа, выполненная хорошо, получает одобрение окружающих, что ведет к самоутверждению подростков. У подростков отмечается дифференцированное отношение к учебе. Это связано с уровнем их интеллектуального развитии, достаточно широким кругозором, объемом и прочностью знаний, профессиональными склонностями и интересами. Поэтому по отношению к школьным предметам возникает избирательность: одни становятся любимыми и нужными, к другим интерес снижается. На отношение к предмету влияет также личность учителя. Появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой и самостоятельным творческим трудом. Формируется система личностных ценностей. В дальнейшем они определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценку этих людей и самооценку. У старших подростков начинается процесс профессионального самоопределения. В подростковом возрасте начинают формироваться организаторские способности, деловитость, предприимчивость, умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределении обязанностей и др. Данные качества могут развиваться в любой сфере деятельности, в которую вовлечен подросток: в учении, труде, игре. К концу подросткового возраста процесс самоопределения практически завершается, и некоторые умения и навыки, нужные для дальнейшего профессионального становления, оказываются сформированными.

Взаимоотношение со сверстниками

В подростковом возрасте изменяется социальная ситуация развития, что приводит к существенным изменениям в сфере межличностных отношений. Подросток требует расширения своих прав соответственно подчеркиваемым взрослыми людьми его обязанностям. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка нередко возникают разного вида протесты, неподчинения, непослушания, которые в крайне выраженной форме проявляются в открытом неповиновении, негативизме. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка, то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка осуществляется бесконфликтно. В противном случае возникает серьезный внешний и внутренний конфликт, кризис пубертата, в который обычно в равной степени оказываются вовлеченными и подросток, и взрослый [41].

Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Если взаимоотношения младших школьников во многом определяются взрослым через организацию их учебной деятельности (учитель хвалит или порицает ученика и его оценка принимается учениками как главная характеристика личностных качеств товарища), то в подростковый период личность взрослого становится несколько менее значимой, но зато более тесными стали контакты со сверстниками [10].


У подростков складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна — с взрослыми, другая — со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам [47].

Общественная деятельность формирует коллектив, сплачивает его общими целями, интересами. Личные взаимоотношения в группе сверстников становятся основой формирования тесных группировок, так называемых малых групп [27].

Выделяют два вида межличностного взаимодействия подростков: функционально-ролевое и эмоционально-межличностное.

Функционально-ролевое взаимодействие возникает в сферах познания, предметно-практической и духовно-практической деятельностей, организованной игры, спорта и имеет целью их обслуживание.

Эмоционально-межличностное взаимодействие возникает в сфере общения и имеет целью удовлетворение потребности субъектов в эмоциональном контакте [47].

Выделяют три формы межличностного взаимодействия подростков:

1. Интимно-личностное общение — взаимодействие, основанное на личных симпатиях, — «я» и «ты». Содержанием такого общения выступает соучастие собеседников в проблемах друг друга. Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатией. Высшие формы такого общения — дружба и любовь.

2. Стихийно-групповое общение — взаимодействие, основанное на случайных контактах — «я» и «они». Стихийно-групповой характер общения подростков доминирует в том случае, если не организована общественно-полезная деятельность, подростков. Такой вид общения приводит к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д.

3. Социально-ориентированное общение — взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел — «Я и общество». Такое общение связано с социальными потребностями людей и способствует развитию форм общественной жизни групп, коллективов и т.д. Для подростков, участвующих в социально-ориентированной форме общения, личностно значимыми партнёрами общения являются сверстники [52].

Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными и находясь в равных отношениях с товарищами, — вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщество взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростков появляются два других вида отношения, слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские (начало подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста). В старшем подростковом возрасте у детей встречаются уже три разных вида взаимоотношений, отличающихся друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни. Внешние эпизодические «деловые» контакты служат удовлетворению сиюминутных интересов и потребностей, глубоко не затрагивающих личность; общение на уровне товарищеских отношений способствует взаимообмену знаниями, умениями и навыками; устанавливающиеся дружеские связи позволяют решать некоторые вопросы эмоционально-личностного характера [50].

Каждая мама обязана знать:  Как решить эту ситуацию

С переходом во вторую половину подросткового возраста (примерно с VI класса школы) общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, занимающий достаточно много времени и выполняющий важную жизненную роль, причем значение общения со сверстниками для подростка, как правило, не меньше, чем все остальные его дела. Старшему подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, проявляя явное стремление жить групповой жизнью. Это — характерная черта детей именно подросткового возраста, причем она проявляется у них независимо от степени развитости специальной потребности в общении — аффилиативной потребности. Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело, и в этом мы можем убедиться, знакомясь с акцентуациями характера, свойственными подросткам. Многими детьми этого возраста разрыв личных отношений с товарищами воспринимается как персональная драма. Для того чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт с взрослыми [50].

На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения. Атмосфера таких отношений базируется на «кодексе товарищества», который включает в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Особенно в подростковых группах осуждаются эгоистичность, жадность, нарушения слова, измена товарищу, зазнайство, стремление командовать, нежелание считаться с мнениями товарищей. Такое поведение в группах сверстников-подростков не только отвергается, но нередко вызывает ответные реакции по отношению к нарушителю кодекса товарищества. Ему объявляют бойкот, отказывают в приеме в компанию, в совместном участии в каких-либо интересных делах [47].

В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы то ни стало стремится ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров.

Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков. Иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются причинами возникновения интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у подростка могут появляться новые познавательные интересы. Дружба активизирует общение подростков, за разговорами на разные темы у них проходит много времени, они обсуждают события в жизни их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых, в содержании их разговоров немало разнообразных «тайн» [50].

К концу подросткового возраста появляется потребность в близком друге, возникают нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну. «Родство душ» становится с возрастом все более значимым фактором, определяющим личные взаимоотношения подростков. Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение подросткового возраста [50].

Также у подростков возникает интерес и к другу противоположного пола, стремление нравится и, как следствие этого, появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения. Вначале интерес к человеку другого пола нередко приобретает характерное для подростков необычное внешнее выражение. Мальчишки начинают задирать девчонок, они в свою очередь жалуются на мальчишек, сами доставляют им неприятности, однако такое повышенное взаимное «внимание» со стороны сверстников тем и другим доставляет, по-видимому, явное удовольствие.

Позднее характер межполовых отношений меняется, появляется застенчивость, скованность и робость, иногда сопровождаемые сохранением «странной» внешней атрибутики в поведении: напускное равнодушие, презрительное отношение к сверстнику противоположного пола и т.п. Девочек, которые в подростковом возрасте начинают ускоренно физически развиваться, волнует, кто и кому нравится, кто на кого и как смотрит [50].

Межличностные отношения дифференцируются. Быстро расширяется круг общения, растет число и удельный вес внеклассных и внешкольных друзей, происходит заметная дифференциация межличностных отношений в классе, обостряется разница в положении «звезд» и «отвергаемых» или «изолированных» [19].

Критерии, определяющие социометрический статус старшеклассника в его классном коллективе, сложны и многообразны.

По данным Я.Л. Коломинского, на первом месте здесь стоит влияние на сверстников (значение этого качества с возрастом неуклонно увеличивается) и, как у подростков, физическая сила; на втором месте — нравственные качества, которые непосредственно проявляются в общении, и общественная работа; дальше идут интеллектуальные качества и хорошая учеба, трудолюбие и навыки труда, внешняя привлекательность; на последнем месте стоит стремление командовать [20].

По данным Б.Н. Волкова, десятиклассники выше всего ценят качества личности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с товарищами (честность, готовность помочь в трудные минуты жизни), на втором месте стоят волевые качества личности, на третьем — интеллектуальные достоинства.

А.Н. Лутошкин описал иную последовательность предпочтений подростков во взаимоотношениях со сверстниками: интеллектуальные качества, отношение к людям (доброта, отзывчивость), моральные качества, волевые качества, деловые качества, внешние данные (внешняя привлекательность, умение следить за собой и т.д.).

Противоречивость этих данных может объясняться различием как в методах исследования, так и в составе испытуемых, в условиях эксперимента. С усложнением содержания совместной деятельности и структуры коллектива групповой статус личности в большей мере определяется её деловыми и моральными качествами, включая отношения к коллективу, уровень социальной ответственности и т. д., чем общительностью. Поэтому в классах с низкой сплочённостью общительность влияет на социометрический выбор и по «деловым» критериям, а в группе с высокой сплочённостью даже предпочтения в сфере личных взаимоотношений зависят от отношения к коллективу.

Статус подростков в коллективе оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классном коллективе является одной из главных причин преждевременного ухода учащихся из школы, причём такие ребята часто попадают под дурное влияние вне школы. Это подтверждается исследованиями трудных подростков. По данным М.А. Алемаскина, девять десятых обследованных подростков-правонарушителей были в школе «изолированными»; почти все они были недовольны своим положением в классе, многие относились к одноклассникам отрицательно. По данным Г.Г. Бочкарёвой половина подростков-правонарушителей относятся к сверстникам враждебно или безразлично, тогда как среди подростков с нормативным поведением такое отношение к сверстникам встречается лишь в 19% случаев [20].

Изолированность трудного подростка в классе может быть не только причиной, но и следствием того, что он стоит в стороне от коллектива, пренебрегает его целями и нормами поведения и т.д.

Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте определяют личностную самоактуализацию индивида и его устойчивость к негативным воздействиям окружающего мира. В этот период происходит осознание и завоевание подростком своего места в широких социальных отношениях и взаимодействиях. Не преодоленные подростком социальные ограничения подрывают движущие силы его развития: перенапрягают личностную активность, стоят на пути самоактуализации, нарушают процесс формирования социальных интересов, деформируют ценности и потребности. В этом случае социальная субъектность, возникающая у подростка, затухает в начальной стадии своего становления [7].

Дестабилизирующими факторами социального развития подростков выступают ускорение темпа жизни, высокая конкуренция, постоянная социальная напряженность, тяжелые психотравмирующие обстоятельства жизни, воспитание вне семьи, несоответствующие возрасту ребенка образ жизни и ожидания со стороны взрослых и пр. [23].

Причины и факторы, влияющие на нарушения межличностного взаимоотношения подростков со сверстниками

Одна из главных тенденций переходного возраста — переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути является коллективно-групповым [19 c. 15].

Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой [19 c. 17].

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение.

Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, т.е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность.

Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками.

Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства [19 c. 19].

В переходном возрасте меняются представления о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность.

Однако кроме спокойного, умиротворенного уединения существует мучительное и напряженное одиночество — тоска, субъективное состояние духовной и душевной изоляции, не понятности, чувство неудовлетворенной потребности в общении, человеческой близости.

Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значительности.

Напряженная потребность в общении и аффилиации превращается у многих ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но часа пробыть вне своей, а если своей нет — какой угодно компании. Особенно сильна такая потребность у мальчиков.

Типичная черта подростковых и юношеских групп — чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее, диффузное «Я» нуждается в сильном «Мы», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то «Они». Причем все это должно быть грубо и зримо.

Страстное желание быть «как все» (а «все» — это исключительно «свои») распространяется и на одежду, и на эстетические вкусы, и на стиль поведения. Такое противоречие — когда индивидуальность утверждается через единообразие — может тревожить юношей. [Кон И.С. Психология ранней юности] [19 c. 56].

Подростковый возраст — сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Резкие изменения, происходящие в физиологическом и психологическом облике, особенно бросаются в глаза родителям и педагогам.

Л.И. Божович отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более «взрослую» позицию в жизни. Однако в переходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы занять эту позицию в жизни. Л.И. Божович считала, что расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, характерно для каждого возрастного кризиса.

Но, тем не менее, какой бы субъективно (а иногда и объективно) ни была жизнь подростка, он все равно всем существом своим направлен в будущее, хотя «это будущее представляется ему еще очень туманно». Характеризуя подростковый возраст, Л.И. Божович писала: «В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенку к миру и к самому себе. Развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь» [2 c. 11].

Но стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности. Оказывается, что никакого места в системе отношений с взрослыми ребенок еще занять не может, и поэтому он находит свое место в детском обществе.

Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Межличностные отношения со сверстниками чрезвычайно важны для формирования личности в полном смысле этого слова. На их фоне формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста — социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С. Выготскому, это и есть самосознание, перенесенное во внутренний план мышления. Контролирование своего поведения, проектирование его на основе оральных норм,- это и есть личность [8 c. 7].

Для подростка складывается новая социальная ситуация развития. Идеальная форма- то, что ребенок осваивает в этом возрасте, с чем он реально взаимодействует,- это область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения. Важнейшие нормы кодекса товарищества подростков — достоинство, равенство, верность, помощь товарищу, честность. В среде подростков поступки каждого по отношению к товарищу, группе, классу не остаются незамеченными и оцениваются как соответствующие или несоответствующие этим нормам [8 c. 12].

Все исследователи психологи отрочества, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности.

В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она и остается преобладающей, в деятельность общения. Главное происходит на переменах. Туда выплескивается все самое сокровенное, сверхсрочное, неотложное [8 c. 5]. Происходящие в начале подросткового возраста сдвиги в развитии определяют принципиальное сходство у подростков новых потребностей, стремлений, переживаний, требований к отношениям со взрослыми и товарищами. Это способствует развитию межличностных отношений со сверстниками в глубь.

У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, также проявляется в том, что общение сверстников является очень важным каналом информации; по нему подростки узнают многие необходимые им вещи, которые им по тем или иным причинам не сообщают взрослые, например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер [8 c. 9].

Общение со сверстниками — ведущий тип деятельности в этом возрасте. Для ребенка в этот возрастной период важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. В этот период детей тянет друг к другу. Отношения с окружающими — наиболее важная сторона жизни подростка.

Если потребность в полноценном общении со сверстниками не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые переживания [8 c. 20].

Подросток чувствителен к оценке его окружающими. Отсюда известная ранимость, колебания в его настроении. Неудачи в межличностных отношениях могут привести к развитию чувства неуверенности, робости, застенчивости.

В подростковом периоде происходит становления различных по степени близости отношений, которые подростками четко различаются: просто товарищи, близкие товарищи, личный друг. Интересно складывается система отношений с учителем: то место, которое занимает ребенок внутри коллектива, становится даже важнее оценки учителя [8 c. 9].

Для подростка отношения со сверстниками выделяются в сферу его собственных, личных отношений, в которых он действует самостоятельно.

У подростка очень ярко проявляется желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Это становится важнейшей потребностью. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками, отсутствие близких товарищей, друга или разрушения дружбы порождают тяжелые переживания, расцениваются как личная драма. Самая неприятная для подростка ситуация — искреннее осуждение коллектива, товарищей, нежелание общаться, а самое тяжелое наказание — открытый или негласный бойкот. Переживание одиночества тяжко и невыносимо для подростка [8 c. 10].

Таким образом, заинтересованность подростка в уважении и признании сверстников делает его чутким к их мнениям и оценкам. На их основе он оценивает свое положение, свой авторитет и степень влияния на остальных членов группы, что, не мало важно для самооценки личности подростка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация