Взаимоотношения в школьном коллективе


Особенности взаимоотношений младшего школьника в классном коллективе (стр. 1 из 2)

§ 3. Особенности взаимоотношений младшего школьника в классном коллективе

Учитель и личные отношения детей.

С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью.

Взаимоотношения на первом году обучения во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности детей. Учитель хвалит ученика за успехи и просит класс обратить внимание на правильно и аккуратно выполненное задание или порицает кого — то за невнимательность и ошибки. И в том и в другом случае его оценка принимается как главная характеристика личностных качеств товарища.

Материалы социометрических исследований подтверждают это. Отвечая на вопросы — «С кем ты хочешь сидеть за партой и почему? Кого ты хочешь пригласить на день рождения и почему именно его?» — 30% учащихся I класса и 70% — 2 класса мотивировали свой выбор успехами или неуспехами сверстника именно в учебе, причем если выбор падал на неуспевающего ученика, то предлагалась помощь. Очень часто в своих оценках ребята ссылались на учителя.

В том же случае, когда учитель больше внимания уделяет оценке нравственных качеств школьников в различных жизненных ситуациях, в различной деятельности, дети не остаются безразличными к такой оценке, стараются подражать хорошему, порицают плохое. Можно привести следующий пример. На перемене во время игры ученик упал и больно ушиб ногу. Некоторые мальчики засмеялись, а один подошёл к упавшему и помог подняться. Учительница отметила доброту ученика, похвалила его и противопоставила сочувствию чёрствость, безразличие к чужой беде. Учитель должен воспитывать в себе особую чуткость к такого рода ситуациям и способность к немедленному реагированию на них. Обычно в классе, где нравственным оценкам тех или иных поступков учитель уделяет много внимания, межличностные отношения в коллективе, товарищеские связи развиваются раньше.

Сам процесс обучения в школе организован как индивидуальный, поэтому действенные взаимозависимые связи и отношения складываются не только в процессе учебной деятельности, но и вне ее. Учитель дает школьникам индивидуальные и групповые общественные поручения. Постепенно выделяется классный актив. Это процесс сложный и противоречивый. Очень часто активные дети захватывают инициативу в общественной жизни, но мотивом их деятельности является желание показать себя, выделиться, поэтому учителю надо включать в общественную жизнь самых разных детей, чтобы в активе класса побывали бы все ученики.

Формирование коллективных связей и межличностных отношений.

На втором, третьем году обучения изменяются и отношение к личности учителя, и взаимоотношения в коллективе. Дело в том, что трудный период знакомства ребенка со школой окончился. Личность учителя становится несколько менее значимой, но зато более тесными стали контакты с одноклассниками. Общественная деятельность формирует коллектив, сплачивает его общими целями, интересами. Дружный целеустремленный коллектив оказывает огромное влияние на развитие и формирование личности. Во II—III классах дети болезненно реагируют на замечания взрослых, сделанные при товарищах, стараются исправиться, занять достойное место среди сверстников.

Постепенно в коллективе класса непосредственно эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой поведения каждого из ребят. Ученики все глубже осознают те или иные качества личности. Исследования показывают, что, выбирая одноклассников для совместной деятельности, около 30 учеников клacca мотивируют выбор определенными нравственными качествами товарища.

Малые группы в классном коллективе.

Личные взаимоотношения уже в младшем школьном возрасте являются основой тесных группировок. Иногда эти малые группы и сложившиеся в них отношения для школьника становятся более значимыми, чем официальные организации (звенья, звездочки и т. п.). В малых группах, как правило, свои вожаки (лидеры), за которыми нередко складываются особые нормы поведения, свои интересы, и если они противоречат требованиям уставных организаций, то между учащимися этой группы, с одной стороны, и учителем и активом класса — с другой, может возникать непонимание, отчужденность. Например, малая группа сложилась на основе интереса к спорту: ребята после уроков и на переменах играют в хоккей или в футбол. Этот интерес поглощает все время и внимание школьников, и они начинают отставать в учебе. Требования учителя для них становятся все менее и менее выполнимыми, а если учитель старается влиять только нотациями, нравоучениями, жалобами родителям, то это, кроме отрицательных чувств и сопротивления ничего не вызывает. Такое же отношение возникает и к классному активу, поскольку он поддерживает линию поведения учителя. Ребята этой группы всецело находятся под влиянием лидера, признают только его авторитет и оказываются в оппозиции к остальным ученикам.

Конечно, не следует думать, что малая группа обязательно антагонистична классному коллективу, напротив, большинство ребят, входящих в эти группы, имея свои особые интересы, не перестают быть активными членами всего коллектива. Они продолжают хорошо учиться, участвуют в общественной жизни и вместе с тем с удовольствием собираются своей группой, чтобы, например, обменяться марками, поговорить о новостях спорта и т. д.

Однако во всех случаях учитель должен знать жизнь малых групп своего коллектива, знать лидеров этих групп, умело влиять через них на членов группы, учитывать ее мнение при выборе актива (СНОСКА: Более подробно см. в кн.: Аникеева Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М., 1983.). Взаимоотношения в малых группах и само их наличие выявляются при помощи социометрического метода. Социометрические исследования помогают также выявить отношение коллектива к отдельным учащимся. В классе встречаются дети, пользующиеся популярностью, легко контактирующие с товарищами (звезды), и бывают дети «отвергнутые», на которых или не обращают внимания, или активно не любят.

Нередко для учителя становится откровением отношение учащихся к тому или иному однокласснику. Так, незаметная средняя ученица, оказывается, пользуется вниманием детей за доброту, сердечность, отзывчивость, а отличник и добросовестный ученик нелюбим в коллективе из-за подхалимства, черствости по отношению к товарищам.

Учитель, выявив и первую и вторую группу учащихся, должен выяснить причины, вызвавшие такое отношение к одноклассникам товарищей.

Как показывают социометрические исследования, в младшем школьном возрасте с I по III класс происходит рост количественного состава малых групп (2—3 ученика в I классе, 5—6 в III классе). Если в I классе причиной объединения в малую группу часто являются случайные внешние факторы (вместе сидят, вместе идут домой, живут в одном дворе), то во 2 классах все больше и больше внимания уделяется общности интересов, нравственным качествам. Однако не безразличны учащиеся и к особенностям внешнего поведения товарищей. Привлекают обычно веселые, живые, общительные ребята или спокойные, доброжелательные.

Устойчивое положение ученика в той или иной группе не может не отразиться на его социальном развитии, на его отношениях к товарищам, классному коллективу, к школе.

Влияние положения ученика в коллективе на формирование его нравственных качеств.

Исследования А. В. Киричука (СНОСКА: См.: Киричук А. В. Положение детей в системе общения в классном коллективе;—В кн.: Проблемы общения и воспитание. Тарту, 1974, ч. 2. а 8—17.) показывают, что школьники, чье положение в коллективе сверстников благополучно, с большим желанием посещают школу, активны в учебной и общественной работе, положительно относятся к коллективу и его общественным интересам.

Дети, получившие малое количество выборов и не пользующиеся взаимностью, не удовлетворены своим положением, они настойчиво ищут общения со сверстниками вне класса, в классе же недоброжелательны, конфликтуют, и это тормозит их нравственное развитие.

Длительное пребывание ребенка в благоприятном положении внутри класса может направить его нравственное развитие по двум путям. 78% учащихся обследованной группы, имея развитые интеллектуальные качества, обладали и высокими нравственными чертами (доброта, общительность, справедливость). 22% детей благополучной группы, также интеллектуально развитые, имели некоторые предпосылки отрицательных нравственных качеств (эгоизм и т. п.).

У детей с неблагоприятным положением в коллективе в эксперименте обнаружились также два направления в их нравственном развитии: 43% детей, несмотря на равнодушие к ним, продолжают тянуться к сверстникам, активно стараются установить отношения. Если это им не удается, то они ложным геройством, подкупом, т. е. всеми средствами, стремятся привлечь внимание товарищей. «Таких детей,—пишет А. В. Киричук,—учителя часто называют «трудными», хотя в действительности не так «труден» сам ребенок, как трудно его положение в системе личных взаимоотношений классного коллектива».

Другие 57% учащихся с неблагоприятным положением в классе ни с кем не дружат, в ряде случаев конфликтуют с детьми, одиноки и замкнуты или ищут общения вне класса.

Таким образом, очевидно, что коллектив может влиять на индивидуальное развитие личности только тогда, когда положение ребенка в системе межличностных отношений благоприятно, в противоположном случае формирование личности ребенка в коллективе затруднено.

Этот вывод, сделанный в исследованиях А. В. Киричука, для учителя начальных классов особо значим, так как экспериментально установлено, что положение ученика в системе общения класса складывается на первом — втором году обучения и является очень устойчивым. Значит, ответственность за благополучное нравственное развитие школьника в коллективе лежит с первых дней обучения на учителе.

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


КУРСОВАЯ Межличностные отношения в школьном коллективе
Тип работы: КУРСОВАЯ. Предмет: Психология. Добавлен: 16.08.2012. Год: 2012. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru:


Содержание
Введение 3
Глава I. Общение как категория психологии 5
Глава II. Общение как ведущая деятельность в подростковом возрасте 11
2.1. Особенности общения подростков 11
2.2. Социометрический статус подростка 16
Глава III. Исследование межличностных взаимоотношений в школьном коллективе 20
3.1. Организация исследования 20
3.2. Обработка и анализ результатов исследования 23
Заключение 26
Список литературы 27
Приложение 1 29

Введение
Отличительная особенность детей подросткового возраста это их тяга к общению со сверстниками и, как следствие этого, некоторая социально-психологическая изолированность от взрослых, сопровождающаяся образованием небольших, замкнутых групп друзей, живущих автономной, обособленной жизнью. Замкнутые возрастные группировки, психологически изолированные от взрослых, подростки образуют потому, что их волнуют вопросы, которые ни с кем, кроме сверстников, они не могут обсудить открыто. У детей этого возраста имеется много специфических интересов, удовлетворить которые они не в состоянии только в непосредственном общении друг с другом, так как для взрослых их дела могут оказаться не интересными и не заслуживающими внимания. Среди этих вопросов и интересов не мало таких, которые имеют большое значение для личностного развития детей данного возраста. Через общение, организуемое со сверстниками, подростки усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Пробуя себя в контактах друг с другом, в совместных делах, в различных ролях, они усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями. Общение в этом возрасте является важнейшей школой самовоспитания, которому подростки уделяют большое внимание.
Учитывая всё выше сказанное, можно считать тему работы «Межличностные отношения в школьном коллективе» актуальной и своевременной.
Цель работы: Проанализировать межличностные отношения в школьном коллективе.
Объект исследования – феномен общения.
Предмет исследования — межличностные отношения в школьном коллективе.
Задачи работы:
1. Рассмотреть общение как категорию психологии.
2. Проанализировать общение как ведущую деятельность в подростковом возрасте.
3. Организовать и провести исследование межличностных взаимоотношений в школьном коллективе.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, эмпирический метод (социометрия).
Гипотеза: Мы предполагаем, что занятия с элементами тренинга общения способствует развитию положительных межличностных взаимоотношений в школьном коллективе.

Глава I. Общение как категория психологии
Общение является важнейшей категорией психологической науки. Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и в психологии личности. Педагогическая психология, при определенном желании, вообще вся может быть рассмотрена через призму общения, ибо практически все стороны процессов воспитания и обучения опосредованы общением. Общение является по существу центральным понятием в социальной психологии, потому что именно общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга; лидерство и руководство; сплоченность и конфликтность и др.
Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А.[2], Выготского Л.С.[5], Леонтьева А.Н.[9], Ломова Б.Ф., Лурии А.Р., Мясищева В.Н., Петровского А.В. и др.
Зимняя И.А. считает, что общение – совсем молодая проблема 20 столетия, ибо, если в Древней Греции и в Древнем Риме ораторское искусство изучалось в рамках риторики, эвристики и диалектики, то на современном этапе проблема общения изучается уже с точки зрения целого ряда наук: философии, социологии, социолингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей психологии, педагогики, педагогической психологии[6].
Речевое общение широко исследуется во всем мире. Созданы специальные центры изучения общения (например, Центр Карнеги). При этом до сих пор не достигнуто единства в толковании самого понятия «общения», его форм, механизмов. Исследователи по разному, с разных точек зрения интерпретируют этот процесс, создавая его различные модели, прелагая разные подходы к ею изучению: коммуникативно-информационные, интерактивные, деятельностные и д.р.

Каждая мама обязана знать:  Ее поведение меня пугает

Заключение
Общение – намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, установки партнера. При общении происходит обмен информацией, взаимовлияние, взаимооценка, сопереживание, формирование убеждений, взглядов, характера, интеллекта.
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми; перцептивная сторона включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и уста-новление на этой основе взаимопонимания.
Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения.
Каждый день человек включается в контакт с другими людьми. В зависимости от целей и результатов деятельности, а так же возраста человека, значимость данных контактов то возрастает, то уменьшается.
В подростковом возрасте у всех детей очень ярко проявляется стремление к общению. По словам Т.В. Драгуновой: «Общение с близким товарищем выделяется в совершенно особую деятельность подростка. Она существует как самостоятельная деятельность, которая может быть названа деятельностью общения».
В данной работе были рассмотрены особенности общения в подростковом возрасте. В результате исследования, была продемонстрирована особая роль специальных занятий для развития положительных взаимоотношений в школьном коллективе.

Список литературы
1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Академия, 2000. – 488с.
2. Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные труды. – М.: Просвещение, 1983. – 388 с.
3. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. – 376 с.
4. Возрастные и индивидуальные особенности младших подрост-ков / Под ред. Эльконина Д. Б., Драгуновой Т.В. — М.: Просвещение, 1967. – 266 с.
5. Выготский Л. С. Вопросы возрастной психологии. Собр. Соч. в 6-т. Т.4. — М.: Наука, 1984. – 442 с.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Ростов на Дону: Феникс, 1997. – 456 с.
7. Кон И. С. В поисках себя. — М.: Просвещение, 1984. – 326 с.
8. Кон И.С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1980. – 376 с.
9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Просвещение, 1975. – 316 с.
10. Макушина О.П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте // Вопросы психологии. — №5. – 2002. – С. 135.
11. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. — М.: Педагогика, 1984. – 390 с.
12. Поливанова К.II. Психология возрастных кризисов. — М.: ACADEMIA, 2000. – 356 с.
13. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна — М.: Педагогика, 1987. – 277 с.
14. Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю.И. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 526 с.
15. Романов И. В. Особенности половой идентичности подростка // Вопросы психологии. — 1997. — №4. — С. 39-48
16. Фридман Л.М., Калугина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение, 1991. – 310 с.
17. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современ-ного подростка // Вопросы психологии. — 1985. — №1.
18. Харламенкова Н.Е., Стоделова Т.С. Дифференциация и интеграция маскулинности и фемининности в образе Я подростка // Психоаналитический вестник. — Вып. 10. — М.: Гуманитарий, 2002. С. 100-115.
19. Хухлаева О. В. Психология подростка. — М.: Академия, 2004. — 160с.
20. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб.: СФЕРА, 1996. – 418 с.

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Разработка конспекта по психологии «Взаимоотношения в школьном коллективе»

В разработке представлена игра «Лидер» по психологии. На данном мероприятии дети говорят о том, в каком коллективе они учатся, разбирают деловые стороны коллектива: ответственность, организованность, сплоченность, коллективизм. Разбираются в сложных взаимоотношениях людей в коллективе; контактности, открытости, информированности. В ходе мероприятия ученики обсуждают деловые качества коллектива.

Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта по психологии «Взаимоотношения в школьном коллективе» »

Конспект урока по психологии

«Взаимоотношения в школьном коллективе»

Армана Роза Хасановна

Тема «Взаимоотношения в школьном коллективе»

Цель: Оценка взаимоотношений в коллективе.

Форма: Дискуссия, само аттестация.

Подготовительная работа: Психолог продумывает вопросы для предстоящего обсуждения.

На листе бумаги или мелом на доске надо изобразить не закрашенную радугу, на каждой полосе наметить семь деления. Понадобятся также цветные маркеры или цветные мелки, листы бумаги для каждого ученика.

Психолог во вступительном слове предлагает ребятам поговорить о том, что для них важно, в каком коллективе он учится. Важно и потому, что от этого зависит и то, каким он станет сам. Каждый коллектив имеет, как и любой человек, свой характер. Есть черты, которые характеризуют его деловые стороны:

А есть качества, свидетельствующие о взаимоотношениях людей в коллективе:

Всего семь разных качеств. У каждого коллектива они развиты по-разному. Попробуем выяснить, какие из этих качеств есть у нашего коллектива.

1. Первая часть дискуссии посвящена обсуждению деловых качеств коллектива. Примерные вопросы:

Всегда ли вы ответственны при выполнении различных заданий, поручений? За что конкретно вы ответственны? Какие поручения выполняете с большим удовольствием? Какие поручения вызывают неприязнь?

Умеете ли вы сотрудничать друг с другом? Легко ли находите общий язык при распределении обязанностей, связанных с конкретным поручением?

Удается ли вам мирно решить важные для всего классного коллектива вопросы? Кто чаще вступает в противоречие, пытается сорвать спокойное решение вопроса?

Как часто вы бываете единодушны в оценке проблем, встающих перед вами?

Насколько вы требовательны друг к другу? Умеете ли прислушиваться к мнению других?

Есть ли в классе взаимовыручка и взаимоподдержка? Придут ли одноклассники на помощь, если возникнут у кого-то из вас проблемы с ребятами из других классов?

Как часто ваши слова подтверждаются делом? Как к вам будут относиться одноклассники, если слова будут расходиться с делами?

При постановке вопросов надо учитывать особенности классного коллектива.

Цель дискуссии: помочь детям разобраться в назревших проблемах. Обсуждение должно быть спокойным, деловым, без оскорблений.

2. Вторая часть дискуссии выстраивается вокруг взаимоотношений в классе.

Умеете ли вы быть доброжелательными по отношению друг к другу?

Что значит «оказывать внимание»?

Комфортно ли в классе вновь поступившим детям?

Как вы относитесь к одноклассникам, у которых возникают затруднения в процессе обучения?

Насколько терпимо вы относитесь к ученикам других классов?

Считаете ли вы свой коллектив дружным? В чем это проявляется?

Умеете ли вы радоваться успехам друг друга?

Какую помощь вы оказываете своим одноклассникам?

Есть ли у вас взаимопонимание друг с другом?

3. На третьем этапе психолог предлагает ученикам провести экспресс-опрос. Каждый ученик на листке бумаги ставит оценку тем семи качествам, о которых велась дискуссия. Напоминается еще раз значение этих качеств:

ответственность — сознательное, добросовестное отношение к своим обязанностям;

организованность – умение взаимодействовать, распределять обязанности так, чтобы добиваться наилучших результатов в совместной работе;

сплоченность – единство мнений по важнейшим вопросам жизни ученического коллектива;

коллективизм – стремление решать все вопросы сообща, исходя из интересов коллектива;

контактность – благоприятные личные взаимоотношения в коллективе, доверие друг к другу;

открытость – доброжелательное отношение к новичкам, другим коллективам;

информированность – хорошее знание всеми ребятами состояния дел своего класса и друг друга.

Оценки ставятся исходя из того, какая часть класса проявляет это качество:

0 баллов – никто;

1 балл – почти никто;

2 балла – меньшинство;

3 балла – половина;

4 балла – большинство;

5 баллов – почти все;

4. Собрав листочки у детей, счетная группа по каждому качеству подсчитывает средний балл. Бесцветную радугу можно теперь закрасить, на каждой полосе откладывая нужный балл по каждому из качеств. Дети увидят, какая полоса радуги получилась длинной, а какая самой короткой.

В конце беседы психолог предлагает выработать те черты, которые развиты слабо и поработать над их развитием. Как это сделать лучше и эффективнее можно решить сообща.

Практическая часть занятия Психологическая игра ЛИДЕР

Путешественники: 5 -6 классы ( в группе от 7-10 участников)

Помощники организатора: 9-е, 11-е классы (учителя, родители)

Игра проводится в виде соревнований между классами.

Перед началом игры все участники собираются на первом этаже. Психолог знакомит с условиями игры, вручает маршрутные листы. Представляет руководителей станций. Вместе с руководителем на станции находится помощник, выбранный из учащихся 9-11ых классов. За каждым классом закреплены сопровождающие, тоже из учащихся 9-11ых классов. Их роль: во время передвижения от станции к станции наблюдать и следить за временем работы группы. Работа на каждой станции 7 минут. Как только время вышло, участники одновременно идут с одной станции на другую, но так, чтобы не было столкновения.

Количество станций зависит от того, сколько классов участвуют в игре. На каждой станции классы получают баллы в виде значков: …

Эти значки вклеиваются помощниками в маршрутные листы напротив каждой станции.


После того, как все группы прошли все станции, вновь собираются на 1 этаже для обсуждения.

Какие чувства возникли у вас в процессе игры, что показалось новым и полезным для будущего?

Становление межличностных отношений в классном коллективе в младшем школьном возрасте.

Особенности развития межличностных отношений младших школьников со сверстниками и взрослыми

Младший школьник — это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе /15/.

С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми младшего школьного возраста по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью.

Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка на этом возрастном этапе.

Новая социальная ситуация и новые правила поведения приводят к тому, что в первый год обучения повышается уровень комфортности детей, что является закономерным следствием вхождения в новую группу. Общение со сверстниками играет важную роль в этом возрасте. Оно не только делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует их учебу /33/.

Взаимоотношения первоклассников во многом определяются учителем через организацию учебного процесса. Он способствует формированию статусов и межличностных отношений в классе. Ко 2 и 3 классу личность учителя становится менее значимой, но зато связи с одноклассниками становятся более тесными и дифференцированными.

Обычно дети начинают общаться по симпатиям, общности каких-либо интересов. Немалую роль играет и близость их места жительства и половых признаках.

Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов; например, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением или рисованием… Сознание младших школьников еще не достигло того уровня, чтобы выбирать друзей по каким-либо существенным качествам личности. Но в целом дети 3 — 4 классов глубже осознают те или иные качества личности, характера. И уже в 3 классе при необходимости выбрать одноклассников для совместной деятельности.

Именно в младшем школьном возрасте появляется социально-психологический феномен дружбы как индивидуально-избирательных глубоких межличностных отношений детей, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого. В этом возрасте наиболее распространенной является групповая дружба. Дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных /35/.

По степени эмоционального вовлечения общения ребенка со сверстниками, оно может быть товарищеским и приятельскими. Товарищеское общение — эмоционально менее глубокое общение ребенка, реализуется в основном в классе и преимущественно со своим полом. Приятельское — как в классе, так и вне его и тоже в основном со своим полом.

Каждая мама обязана знать:  Ребёнок не может найти общий язык со сверстниками

Взаимоотношения мальчиков и девочек в младших классах носят стихийный характер.

Основными показателями гуманистических отношений между мальчиками и девочками являются симпатия, товарищество, дружба. При их развитии возникает стремление к общению. Личная дружба в младшей школе устанавливается весьма редко по сравнению с личным товариществом и симпатией. В этих процессах большая роль принадлежит учителю.

В начальных классах у ребенка уже есть стремление занять определенное положение в системе личных взаимоотношений и в структуре коллектива. Дети зачастую тяжело переживают несоответствие между притязаниями в этой области и фактическим состоянием

Система личных отношений в классе складывается у ребенка по мере освоения и школьной действительности. Основу этой системы составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими.

В проявлении и развитии потребности детей в общении, у учеников начальных классов наблюдаются значительные индивидуальные особенности. Можно выделить две группы детей в соответствии с этими особенностями. У одних общение с товарищами в основном ограничивается школой. У других общение с товарищами уже занимает немалое место в жизни.

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет труднее. И положение ребенка в структуре личных взаимоотношений со сверстниками также труднее будет исправить.

На положение ребенка в системе личных взаимоотношений влияет и такой феномен как речевая культура.

Речевая культура общения состоит не только в том, что ребенок правильно произносит и правильно подбирает слова вежливости. Ребенок, обладающий только этими возможностями, может вызвать у сверстников чувство снисходительного превосходства над ним, так как его речь не окрашена наличием у него волевого потенциала, выражаемого в экспрессии, проявляемой уверенности в себе и чувстве собственного достоинства.

Именно усваиваемые и использованные ребенком средства эффективного общения в первую очередь определят отношение к нему окружающих людей. Общение становится особой школой социальных отношений. Ребенок пока бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Именно в условиях самостоятельного общения ребенок открывает для себя разнообразные стили возможного построения отношений /28/.

Общение со сверстниками приобретает совершенно, исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства младшие школьники отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений.

Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связь с родителями, столь эмоциональная в детском возрасте, становится не столь непосредственной. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои тайны, дела, планы он доверяет уже не родителям, а обретенным друзьям. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своими сверстниками, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друзей. Обсуждение родителями личности друзей в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается подростками как покушение на его право выбора и его свободу.

В отношениях со сверстниками школьник стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом по отношению к родителям младший школьник, как правило, занимает негативную позицию.

Успехи в среде сверстников ценятся больше всего. Нормы и правила заимствуются из отношений с взрослыми. Однако здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения с точки зрения равенства и свободы каждого. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, жадность, эгоизм и многое другое.

Нормативность у младших школьников формируется стихийно, контроль за ней, осуществляется в максималистских формах. Если школьник предал или подвел, а тем более бросил, он может быть избит, а также ему могут объявить бойкот и оставить в одиночестве. Младшие школьники жестоко оценивают сверстников, которые в своём развитии ещё не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы. Оценка поступков сверстников идет более максималистично и эмоционально, чем у взрослых.

При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников младшие школьники отличаются крайним конформизмом. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство «мы», которое поддерживает школьника и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто дети для усиления этого «мы» прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам. В этом возрасте начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу. В неформальных объединениях формируется или заимствуется из старших по возрасту группировок своеобразный сленг — слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками. Сленг придает эффект усиления чувства «мы» тем, что сокращает дистанцию между общающимися через идентификацию всех членов группы общими знаками общения. Речь может быть полностью сленговой, но и также может иметь в обороте 5-7 сленговых слов.

Главное, что эти слова присутствуют в группе, являются её достоянием, они преступают нормы обыденной этики, освобождают от нормативной пристойности и дают ощущение раскрепощения в диалоге.

Дети пользуются сленгом в классе, в спортивных группах, во дворах домов, а также в диффузных неформальных объединениях.

Помимо автономной сленговой речи, которая объединяет младших школьников в группы, необходимо выделить также площадные позы и жесты агрессивные, снимающие дистанцию, подчас откровенно циничные. Невербальное общение может вызывать протест смотрящих на это взрослых, но сами младшие школьники подчас с готовностью проходят через эту возрастную инициацию вольными позами и жестами. При этом они не вникают в глубинные смыслы своих выразительных действий.

Но многое в вербальных и невербальных формах общения определяет культурная среда, в которой живет школьник, и его внутренняя позиция по отношению к сленгу и ненормативным жестам вообще. Есть категория младших школьников, которая весьма чутко относится к родному слову и стремится к очищению и развитию собственной речи. Им претит пошлость, подчиняющая себе общение со сверстниками через сленг и невербальные, агрессивные формы коммуникации. Чувствительность к пошлости одних и нечувствительность других ставят их в отношения конфронтации или безмолвного отчуждения друг от друга. Начинается и в этой сфере разделение на своих, и на чужих. Диапазон ориентации в общении велик и многообразен как окружающая среда. Однако на эти ориентации оказывает сильное воздействие потребность в сверстнике, в чувстве «мы», страх перед возможным одиночеством. Совсем другое, когда отношения со сверстниками строятся благополучно, младший школьник удовлетворен этим и может чувствовать себя счастливым.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Недостаток общения может привести к задержкам умственного и физического развития, заболеваниям. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям, к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные, способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями младшие школьники сами превращаются в личности. Общаясь, личность:

усваивает опыт человечества;

параллельно идет процесс накопления собственного опыта, который вместе с разумом, чувствами, эмоциями, навыками будет влиять на поведение;

общаясь с людьми можно открыть различные стороны своей личности;

общение со сверстниками очень важный специфический канал информации, по нему младшие школьники узнают многие необходимые вещи, которые по тем, или иным причинам им не сообщают взрослые;

это специфический вид деятельности и межличностных отношений, где вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы, с общественными. Соревновательность групповых взаимоотношений, особенно, сильная у мальчиков, служит ценной жизненной школой;

это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает школьнику автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости, сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения младшего школьника решающее значение. Рост влияния сверстников проявляется, прежде всего, в том, что они большую часть времени проводят с ровесниками. Нормы и критерии, принятые в кругу сверстников, становятся в некоторых отношениях психологически более значимыми, чем те, которые существуют у старших.

В постоянном общении в коллективе человек приобщается к идейным, моральным, эстетическим и другим духовным ценностям и создает духовные и материальные ценности сам.

Если бы с рождения человек был бы лишен возможности, общаться с людьми, то он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо — физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он как организм, вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период особенно в детстве жили в изоляции от цивилизованных людей (то есть так называемые «маугли»), или, уже, будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобным.

Большое значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а ещё более определенно — до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

В общении сначала через прямое подражание — викарное научение, а затем через словесные инструкции — вербальное научение приобретается основной, жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими собственное развитие детей. И поэтому, для приобретения социально — психологического опыта ребенок нуждается в постоянном расширении круга общения, что и происходит. Младший школьник стремится к общению со сверстниками, так как в этот период общение приобретает особую ценность в связи с возрастающим интересом друг к другу, потребностью сравнить себя со сверстниками и обрести дружбу. Различные виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества.

Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы, формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.

Разнообразное по содержанию, целям и средствам общение так же выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые выступают в качестве условия индивидуального развития. Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.

Кондиционное общение создает состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека. Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной его подзарядкой. Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал, развивающий его самого. Деятельностное общение, которое мы определили как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.

Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций. Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: коллективов, групп, организаций, человеческого мира в целом.

Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения: условно — рефлекторного, викарного, вербального.

Опосредованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился пользоваться речью, около 2-3 лет. Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и самосовершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития. Что же касается вербального общения и его роли в психическом развитии индивида, то её трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как личностного, так и собственно интеллектуального.

Каждая мама обязана знать:  Классное руководство

Таким образом, можно сделать вывод о том, что межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость. В процессе общения личность развивается и самоутверждается, вырабатываются коммуникативные умения и навыки, формируются знания об окружающих и о собственном «Я» путем сравнения себя со сверстниками, а затем и с взрослыми. Став активной зрелой личностью, человек через общение влияет на других не только налаживанием контактов с различными людьми и передачей им информации, но и передачей себя, своей личности.

Межличностные отношения и взаимоотношения

В группах, коллективах существуют отношения и взаимоотношения. Человек, так или иначе, относится к вещам, событиям, социальной жизни, людям. Что-то ему нравится, а что-то нет, одни события, факты его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, внимания — вот те психические процессы, которые выражают отношение человека, его позицию. В социальных общностях у составляющих их людей представлены не отношения, взаимоотношения.

Взаимоотношение — это отношение идущее от людей к людям, «навстречу друг другу». При этом, если в отношении не обязательно поступление к человеку обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно осуществляется «обратная связь». Взаимоотношение у контактирующих сторон не всегда имеет одну и ту же модальность (один и тот же ток). У одного могут быть добрые, хорошие отношения к другому, а у другого к нему противоположные. Между общением, с одной стороны, и отношением, существует определенная соотнесенность.

Общение — это видимая, наблюдаемая, выявляющаяся вовне связь людей. Отношение и взаимоотношение — стороны общения. Они могут быть явными, но могут быть и скрытыми не показными. Взаимоотношение реализуется в общении и через общение. В то же время взаимоотношение накладывает печать на общение, оно служит своеобразным содержанием последнего.

Принято различать деловые и личные взаимоотношения. Деловые создаются в ходе выполнения служебных обязанностей, регламентированных инструкцией, уставом, постановлением. При формировании группы определяются функции его членов. Например: открывается школа-интернат. Штатным расписанием предусмотрены директор, завуч, учителя, воспитатели и т.д. Документом же определены обязанности каждого из них. Лицу, занявшему ту или иную должность, надлежит выполнять определенную работу, а также устанавливать вытекающие из служебных обязанностей деловые контакты.

Психологическими исследованиями установлено несколько видов деловой зависимости:

Деловые отношения равенства. В этом случае два или несколько членов группы, коллектива имеют одинаковые функции.

Деловые отношения подчинения. В них одно лицо согласно документу занимает положение, обязывающие его намечать для другого объект приложения усилий, способы осуществлять контроль, принимать исполнение. Другое лицо признает и выполняет предписания документа, хотя они исходят не из документа, а от лица с возложенными на него полномочиями. Реальные деловые взаимоотношения всегда богаче положений, закрепленных в инструкциях, уставах, приказах. Это связано с тем, что относятся друг к другу люди, наделенные индивидуальными качествами.

Личные взаимоотношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности, взглядов, интересов, комплиментарности и другие. В личных взаимоотношениях не имеют силы. Необходимым условием возникновения данных отношений является постижением друг друга. Именно в ходе познавания устанавливаются взаимоотношения. Взаимоотношения могут прекратиться, как только исчезают психологические мотивы породившие их. Система личных взаимоотношений выражается в таких категориях, как дружба, товарищество, любовь, ненависть, отчужденность.

В процессе общения намечаются несколько вариантов соотношения деловых и личных взаимоотношений:

Совпадение положительной направленности. В группе, не имеющей деловых противоречий между членами, добрые личные контакты способствуют успешному выполнению стоящей задачи. Под влиянием положительных личных взаимоотношений деловые становятся менее официальными. Но различия между ними сохраняются.

Натянутые деловые отношения и недоброжелательные личные. Это предконфликтная ситуация. Она может возникнуть в отношения равенства или подчинения. Причины осложнения отношений могут быть различные, но выход из конфликтной ситуации не должен быть за счет нарушения деловой активности членов группы, коллектива, снижения качества и уменьшения коллектива выпускаемой продукции.

Нейтральные деловые и такие же личные. Под нейтральными следует понимать такие отношения, при которых обе стороны придерживаются инструкции, не выходя за ее приделы. Это так называемые строго официальные отношения. Личные при этом нивелируются. Они не проявляются, т.к. для этого нет почвы.

Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. От того как, они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность человека в данной общности. От них зависит сплоченность группы, коллектива, способность решать поставленные задачи. Значит, отсюда вывод:

Отношение — это позиция личности ко всему, что ее окружает и к самой себе.

Взаимоотношение — это взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности.

По отношению к детям отношения и взаимоотношения тоже проявляются. Они рождаются между детьми во время игры, совместной трудовой деятельности, на занятиях и т.д. Между детьми дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Практика в детском саду показывает, отношения детей в группе детского сада не всегда складываются благополучно. Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения, которые иногда приводят к «выпадению» ребенка из коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка. Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивности в поведении.

В этой связи возникает необходимость разрабатывать конкретные меры, с помощью которых можно было бы предупреждать или преодолевать конфликтные ситуации, порождающие нарушение правильных взаимоотношений между детьми группы. Поэтому воспитатель должен быть внимателен по отношению ко всем детям группы, знать их отношения и взаимоотношения. Вовремя замечать какие-либо отклонения в отношениях и взаимоотношениях детей в группе.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

В каждом коллективе на протяжении его жизни, но главным образом в начале его формирования образуются свои нормы и правила взаимоотношений. В ходе совместной деятельности, активного общения эти нормы и правила проявляются в форме согласий или разногласий участников по разнообразным вопросам.

В настоящем коллективе между людьми складываются особые доверительные отношения, которые в школьной жизни обычно формируются непросто. Даже в ученических коллективах, достигших высокого уровня развития, трудно бывает добиться вполне доверительных отношений между учащимися. Прежде всего, потому, что нет одинаковых людей, каждый неповторим. У каждого свой характер.[4]

Основным мотивом поведения и деятельности подростков в школе является их стремление найти себя и свое место среди сверстников в классном коллективе. Классный коллектив не может быть однородным . В нем всегда образуются группировки, связанные общими интересами, взглядами, целями и т. д. В этих группировках подросток может найти удовлетворяющее его положение, приобрести опыт.

Плохое поведение подростков в школе является попыткой путем ложной отваги, мужества и т. п. завоевать уважение одноклассников, которое он не может завоевать положительными качествами . В подростковом возрасте наблюдаются неформальные отношения, наблюдается склонность самоутвердиться, остаться принятым в коллективе, придерживаться норм поведения, привычек, ценностей и т. д. Для определения статуса подростка в классе нужно учитывать особенности совместной деятельности , его уровень развития, ценности этой группы. Низкий статус в группе сверстников обуславливает негативное формирование личности подростка.

Если взаимоотношения подростков строятся на основе стремления к сотрудничеству, взаимопониманию, то это значит, что коллектив формируется правильно, но бывает и так, что они отказываются найти общий язык друг с другом, соперничают, то тут должен вмешаться классный руководитель или психолог.

Наиболее распространенными конфликтами среди подростков являются конфликты лидерства. В них отображается борьба двух учащихся за первенство в классе. Часто в классном коллективе группа мальчиков конфликтует с группой девочек. В коллективе может быть много лидеров. Различные обстоятельства выделяют временных, ситуативных лидеров. Когда в коллективе много лидеров обеспечивается разнообразная жизнь коллектива, но их нравственные ценности не должны противоречить друг другу. Лидер- это как бы зеркало группы, обладающий определенными свойствами, чертами, благодаря которым его выделяют как лидера. Лидеру присущи такие качества как уверенность в себе, открытый и гибкий ум, компетентность, организаторские способности.[1]

Действительным лидером в группе, способным повести за собой остальных ее членов, становится тот человек , который обладает особыми чертами лидера. Черты эти являются врожденными, данными человеку от природы. Лидером становится именно тот человек, у которого индивидуальные особенности соответствуют требованиям групповой задачи. При изменении групповой задачи и требований, которые она предъявляет к общению и совместной деятельности людей, лидером может стать другой человек, индивидуальные способности и склонности которого в наибольшей степени соответствуют изменившимся условиям, следовательно, согласно этому мнению, лидером может стать каждый.[2]

Традиционно принято выделять три различных стиля лидерства:

Авторитарный стиль – характеризуется выраженной властью лидера, директивность его действий, самостоятельностью в принятии решения. Авторитарный лидер обычно не позволяет зависимым от него людям вмешиваться в руководство, оспаривать принимаемые им решения.

Демократичный стиль – отличается от авторитарного тем, что лидер постоянно обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними, привлекает их к выработке и принятию решений, к сотрудничеству в управлении коллективом.

Либеральный стиль – это такая форма поведения лидера, при которой он фактически уходит от своих обязанностей руководителя. Он ведет себя в коллективе так, как если бы он был не лидером, а одним из членов коллектива.

Гибкий стиль — предпочтительный стиль лидерства, реализуя этот стиль лидер ведет себя по–разному : и авторитарно, и демократично, и либерально- в зависимости от обстоятельств.

В любом коллективе кроме лидеров есть и отверженные. Например, дети отвергнутые коллективом в детском саду, становятся ими в классном коллективе. С ними не хотят общаться на переменах, смеются над ними, иногда даже обижают. Чаще всего отвергнутыми в классе и вечно терпящими нападки в коллективе, являются отличники. Очень часто у таких детей развивается психологическая травма, отсюда падает и успеваемость.

В каждом коллективе, есть дети с явными особенностями, которых не принимают в коллективе, это так называемые дети-«жертвы». В таких детях всегда бывает то, что отталкивает окружающих. Очень часто жертвой издевательств и насмешек становится ребенок с явными проблемами: необычной внешностью (заметные шрамы), тихий и слабый, который не может за себя постоять, неопрятно одетый и т.д.[3]

В подростковом возрасте наблюдается мощный всплеск неформальных взаимоотношений. С одной стороны, наблюдается склонность самоутвердиться, а с другой – остаться принятым в группе, придерживаться норм поведения, привычек, ценностей и т.д.

В старшем школьном возрасте неформальные взаимоотношения не только не теряют своей важности, но и приобретают особую ценность. Через неофициальные взаимоотношения юноши и девушки как бы «репетируют» свои будущие отношения во взрослой жизни. При этом начинает проявляться избирательный и дифференцированный характер таких взаимоотношений. [3]

Общение-главный вид деятельности подростка. Потребность в общении со сверстниками возникает очень рано, еще в детстве и родители не могут заменить это общение. С возрастом эта потребность усиливается.

Домашняя и социальная среда могут оказывать и отрицательное воздействие : ругань в семьях, грубость и невежество, унижение детей отрицательное влияние товарищей и друзей, особенно старших по возрасту и взрослых, все негативное , что совершается вокруг нас.

Многие родители склоняются к тому мнению, чтобы максимально побольше уберечь своего ребенка от влияния коллектива, по их мнению ребенок там не научится ничему хорошему. Они считают , что коллектив не всегда состоит из хороших и правильных детей и противостоять коллективу очень сложно.

Изолировать ребенка от коллектива, мотивируя это тем, что родители одни могут дать ему все то, в чем он нуждается — нельзя. Подростку нужны друзья, ему необходимо общение со сверстниками, нужен коллектив. Чем раньше он начнет вливаться в такой коллектив, тем легче пройдет его период адаптации.

В подростковом возрасте строгость родителей порождает конфликты и враждебность. Те что сильнее сопротивляются этому и бунтуют, становятся агрессивными и даже уходят из дома. А неуверенные в себе приучаются во всем слушаться родителей, несмотря на свои желания и потребности. [5]

Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.,1981

Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1997.

Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношения в малых группах / Я.Л. Коломинский. // Вопросы психологии. М.,2000.

Руссо Ж.Ж. Подростковый период развития / Ж.Ж. Руссо // Психологический журнал. М.,2005.

Нечаева, А. М. Брак. Семья. Закон/ А.М.Нечаев.– М., 1999.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация