Взыскание пособий гражданами, имеющими детей


Государственные пособия гражданам, имеющим детей: общая характеристика, виды, классификация

Государственные пособия гражданам, имеющим детей, — единая система государственных пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Предоставление пособий регламентируется Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» и постановлением Правительства РФ от 04.09.1995 № 883, утвердившим Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Указанными нормативными актами установлены: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка. Из приведенного перечня следует, что, несмотря на включение в один федеральный закон, указанные пособия отличаются друг от друга по различным существенным признакам: целевому назначению, источникам финансирования, субъектам, порядку исчисления и размерам.

По целевому назначению пособие по беременности и родам и пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет направлены на замещение утраченного заработка; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, должно побуждать женщин заботиться о своем здоровье и здоровье ребенка, своевременно обращаться к врачу; единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие на ребенка предназначены для оказания семье помощи в содержании и воспитании детей.

Источник финансирования названных пособий зависит от трудового статуса субъекта правоотношений: работающие по трудовому договору получают их из средств ФСС РФ, занятые иными видами общественно полезной деятельности (военная служба, учеба), а также неработающие — из бюджетов различных уровней (федерального и субъектов РФ).

Субъектами правоотношений по обеспечению пособиями могут быть граждане Российской Федерации, проживающие на территории России; граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, противопожарной службы и уголовно- исполнительной системы; гражданский персонал российских воинских формирований, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, когда выплата этих пособий предусмотрена международными договорами РФ; иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории России.

Государственные пособия на детей не назначаются: гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении, или лишенным родительских прав; гражданам Российской Федерации, выехавшим на постоянное место жительства за пределы России.

Необходимо учитывать, что субъектами правоотношений по выплате пособий по беременности и родам, а также единовременного пособия в связи с ранней постановкой на учет в медицинские учреждения могут быть только женщины.

Все пособия, за исключением пособия по беременности и родам, ранее назначались в размерах, соотносимых с минимальной оплатой труда, а с 01.01.2001 они исчисляются в твердых фиксированных суммах.

Решение о назначении любого из указанных пособий принимается соответствующим органом в 10-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми докумен
тами. Излишне выплаченные суммы пособий возмещаются добровольно, а в случае спора — по решению суда.

Право на пособие по беременности и родам имеют женщины:

а) подлежащие государственному социальному страхованию, а также уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации, сокращением численности или плата работников в течение 12 месяцев, предшествовавших признанию их безработными;

б) обучающиеся с отрывом от производства;

в) проходящие военную службу по контракту, службу в качестве рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, противопожарной службы, в учреждениях и органах уголовно-процессуальной системы;

г) из числа гражданского персонала российских воинских формирований, находящихся на территории иностранных государств, если это предусмотрено международными договорами РФ;

д) указанные категории женщин при усыновлении ими ребенка (детей).

Пособие предоставляется за период отпуска продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов (в случаях осложненных родов — 86, при рождении двух детей и более — ПО). Данный вид пособия предоставляется на основании листка нетрудоспособности — работающим по трудовому договору; заявления, выписки из трудовой книжки, листка нетрудоспособности справки из органов занятости — уволенным в связи с ликвидацией организации, медицинской справки установленной формы — всем остальным женщинам, имеющим на него право.

Пособие назначается на число рабочих дней, приходящихся на период отпуска по беременности и родам, и выплачивается по месту работу, службы, учебы.

Пособие по беременности и родам выплачивается в размере:

а) среднего заработка — женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию, а также женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств, при наличии международных договоров;

б) 300 руб. — женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными;

в) стипендии — женщинам, обучающимся с отрывом от производства;

г) денежного довольствия — женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в органах внутренних дел, противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-процессуальной системы.

Право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности (до 12 недель). Оно назначается и выплачивается в размере 300 руб. по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам. Данный вид пособия предоставляется при наличии справки из женской консультации или другого медицинского учреждения.

Право на единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до трех месяцев) ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. При рождении (усыновлении) двух детей и более единовременное пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка. С 01.01.2002 его размер составляет 4500 руб. Для назначения пособия необходимо иметь справку органов ЗАГСа о рождении ребенка, справку с места работы (службы, учебы) другого родителя о неполучении пособия. Незанятые граждане должны также приложить к заявлению выписки из трудовой книжки, военного билета или другого документа о последнем месте работы (службы, учебы), заверенные в установленном порядке.

Право на пособие на период отпуска поуходу за ребенком (рожденным, усыновленным, принятым под опеку) до достижении им возраста полутора лет предоставляется не только матерям, работающим по трудовому договору, обучающимся без отрыва от производства, военнослужащим по контракту, но и отцам, усыновителям, бабушке, дедушке, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход и подлежащим государственному социальному страхованию.

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается в размере 500 руб. в сроки, установленные для выплаты заработной платы, стипендии, выдачи денежного довольствия, независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком по день исполнения ребенку возраста полутора лет.

Для оформления пособия необходимо представить следующие документы: заявление, копию свидетельства о рождении ребенка, отдельным категориям женщин — выписку из трудовой книжки (военного билета), копию приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком, справку о неполучении пособия по безработице.

В случае увольнения с работы (за исключением увольнения в связи с ликвидацией организации) или окончания обучения с отрывом от производства выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет прекращается.

Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения — до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в субъекте РФ, установленную в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 № 1Э4-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, установлен постановлением Правительства РФ от 29.09.1999 № 1096.

Размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами сцбъекта РФ. Так, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 28.12.2004 № 911-ПП ежемесячное пособие на ребенка в г. Москве установлено в размере 150 руб. Его размер увеличивается на 100% — на детей одиноких матерей; на 50% — на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Ежемесячное пособие не назначается, а выплата ранее назначенного пособия приостанавливается в случаях, если ребенок находится на полном государственном обеспечении или под опекой (попечительством) и опекуны получают денежные средства на его содержание, если родители лишены родительских прав и если ребенок в возрасте до 18 лет объявлен полностью дееспособным в соответствии с законодательством РФ.

Заявление о назначении ежемесячного пособия на ребенка подается в письменной форме в орган социальной защиты населения по месту жительства родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), с которым проживает ребенок. В заявлении указываются сведения о доходах семьи. Кроме заявления предоставляются следующие документы: справка органа социальной защиты населения по месту жительства другого родителя о неполучении им ежемесячного пособия, копия свидетельства о рождении ребенка; справка с места жительства ребенка о совместном его проживании с родителем, справка об учебе в общеобразовательном учреждении ребенка (детей) старше 16 лет.

Лица, обратившиеся за получением ежемесячного пособия на ребенка в повышенном размере, должны представить дополнительные документы, в частности на детей военнослужащих по призыву: справку из военного комиссариата о призыве отца ребенка на военную службу, справку из военного образовательного учреждения профессионального образования об учебе в нем отца ребенка.

Уведомление о назначении пособия или об отказе в его назначении должно быть направлено заявителю органов социальной защиты населения по месту жительства граждан с детьми в письменной форме не позднее чем через 10 дней после обращения. При необходимости дополнительной проверки сведений о доходах семьи, указанных в заявлении, должен быть дан предварительный ответ, уведомляющий о проведении такой проверки. При ее проведении окончательный ответ о назначении пособия либо отказе в его назначении должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после обращения. Отказ в назначении ежемесячного пособия на ребенка заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения, назначающий и выплачивающий это пособие, и (или) в судебном порядке.

Каждая мама обязана знать:  Как оторвать ребёнка от мультиков

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Средства на выплату пособий гражданам, имеющим детей.

Выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится разным категориям граждан за счет различных источников.

За лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, работодатель уплачивает в ФСС взносы в размерах, установленных федеральным законодательством; при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается за назначением и выплатой пособия к страхователю (работодателю); страхователь выплачивает пособие из собственных средств, а затем выплаченная сумма зачитывается ему ФСС в счет уплаты страховых взносов.

За счет средств ФСС лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплачиваются:

  • 1) пособие по беременности и родам;
  • 2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
  • 3) единовременное пособие при рождении ребенка;
  • 4) ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Выплата иных пособий и пособий иным лицам, помимо тех, кто подлежит обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Вопрос об источниках средств на выплату пособий различным категориям граждан, имеющих детей, раскрыт в ст. 4 и 4.1 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Выплата пособий гражданам, имеющим детей

«Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», 2009, N 16

Для граждан, являющихся участниками обязательного социального страхования, при наступлении страхового случая — рождения ребенка (детей) государством предусмотрена выплата пособий. Пособия, выплачиваемые организациями своим сотрудникам, засчитываются при уплате единого социального налога (ЕСН) в части его поступлений в Фонд социального страхования (ФСС) при условии, что выплаты были произведены в соответствии с нормами законодательства. Конечно, далеко не всегда ФСС желает произвести зачет совершенных налогоплательщиком расходов, и имеющаяся арбитражная практика тому свидетельство. Причем в одних случаях действия работников Фонда правомерны и подкреплены нормами законодательства, а в других — нет.

В статье автор не только рассматривает виды выплат, гарантированные государством этой категории работников, их размеры, условия и порядок совершения, но и, опираясь на сложившуюся арбитражную практику, обращает внимание бухгалтеров на те действия, которых следует избегать при исчислении и выплате пособий своим работникам.

В ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ (далее — Закон N 81-ФЗ) поименованы пособия, выплачиваемые гражданам, имеющим детей, за счет средств ФСС. Учитывая интересы наших читателей, мы рассмотрим лишь те, которые актуальны для них. В частности, это:

  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Прежде чем рассматривать порядок начисления и выплаты названных пособий, хочется сказать несколько слов (во избежание повторений в каждом разделе статьи) об индексации размеров пособий — ей подвергаются (два раза в год) рассматриваемые нами пособия начиная с 2008 г. (ст. 4.2 Закона N 81-ФЗ). Коэффициент индексации устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год:

  • с 01.01.2008 он равен 1,085 (п. 2.1 ст. 11 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»);
  • с 01.07.2008 — 1,0185 ;
  • с 01.01.2009 — 1,13 (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»).

Изменения в п. 2.1 ст. 11 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ внесены Федеральным законом от 22.07.2008 N 122-ФЗ.

Размер последнего из названных коэффициентов первоначально был равен 1,085, однако в результате вступления в силу с 04.05.2009 Федерального закона от 28.04.2009 N 76-ФЗ, внесшего изменения в п. 2 ст. 11 названного Закона, коэффициент индексации был изменен до значения 1,13. Поскольку юридическая сила данной статьи распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2009, начиная с 04.05.2009 бухгалтерам следует скорректировать размер пособий, выданных до мая, в порядке, предусмотренном ст. 4.2 Закона N 81-ФЗ.

Есть неопределенность с датой вступления в силу этого документа, поскольку в «Собрании законодательства» он был опубликован 04.05.2009, а в «Российской газете» — 06.05.2009. В соответствии со ст. 3 данного Закона он вступает в силу со дня его официального опубликования. Первое официальное опубликование было 04.05.2009, поэтому считаем, что именно с этой даты Закон вступил в силу.

Кроме того, хотелось бы обратить внимание читателей на то, что размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы (ст. 5 Закона N 81-ФЗ).

Пособие по беременности и родам Кому принадлежит право на получение пособия?

Право на пособие по беременности и родам в силу ст. 6 Закона N 81-ФЗ имеют:

  • женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию;
  • женщины, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального (среднего и высшего) профессионального образования и учреждениях послевузовского профобразования;
  • женщины, проходящие военную службу по контракту;
  • вышеуказанные женщины при усыновлении ими ребенка (детей).

Остановимся подробнее на первом случае — право на пособие имеют сотрудницы, подлежащие обязательному социальному страхованию, то есть за которых фирма уплачивает страховые взносы в ФСС. К их числу, как известно, относятся те, кто работает по трудовым договорам. Если женщина трудится в организации (у индивидуального предпринимателя) по договору гражданско-правового характера (договору подряда), данное пособие ей не выплачивается, поскольку при исчислении налоговой базы по ЕСН в части суммы, подлежащей уплате в ФСС, не учитываются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по этим договорам (п. 3 ст. 238 НК РФ, см. также п. 5 Положения о назначении пособий N 865 , п. 2 ст. 2 Закона N 255-ФЗ ).

Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 865.
Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».


Работники индивидуальных предпринимателей и сами индивидуальные предприниматели имеют право на получение пособий только в случае, если ими производятся отчисления в ФСС.

Какие документы являются основанием для начисления пособия?

Пособие начисляется на основании представленных работником следующих документов:

  • заявления работника на отпуск по беременности и родам (ст. 255 ТК РФ);
  • листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования (п. 4 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).

Больничный лист женщине, собирающейся в декретный отпуск, оформляет женская консультация, в которой она наблюдалась в течение беременности, либо женская консультация по месту жительства женщины, в случае если наблюдение проходило в платной клинике.

Больничный лист выдается на срок 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) календарных дней после родов (ст. 7 Закона N 81-ФЗ).

Внимание! Иногда при заполнении больничного листа врач указывает суммарное количество дней (например, 140), на которые предоставляется больничный лист. Это обстоятельство нередко является причиной споров с работниками ФСС, поскольку они, ссылаясь на ст. 7 Закона N 81-ФЗ, утверждают, что в данном случае организация неправомерно выплачивает пособие за счет средств государственного социального страхования. Исходя из норм названной статьи, в больничном листе должен быть указан период 70 календарных дней до родов и 70 — после родов.

При решении спора в зале суда судьи встают на сторону налогоплательщиков. Судьи, руководствуясь положениями ст. 255 ТК РФ, считают, что отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов (Постановления ФАС СЗО от 19.03.2009 N А26-4572/2008, ФАС ПО от 03.07.2008 N А49-48/2008, Определение ВАС РФ от 27.10.2008 N 13430/08).

Выплата пособия производится не позднее 10 дней с даты представления всех необходимых документов (п. 13 Положения о назначении пособий N 865).

Особенности определения размера пособия

Расчет пособия по беременности и родам в соответствии с нормами ст. 8 Закона N 81-ФЗ производится исходя из среднего заработка застрахованного лица в системе ОМС по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам.

При расчете учитываются условия, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ об обязательном социальном страховании, в частности, нормы:

  • Закона N 255-ФЗ;
  • Положения о назначении пособий N 865;
  • Положения об особенностях порядка исчисления пособий N 375 .

Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375.

Примечание. Расчет пособия по беременности и родам производится исходя из среднего заработка застрахованного лица за 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по беременности и родам.

Опираясь на требования ст. 14 Закона N 255-ФЗ, Положения об особенностях порядка исчисления пособий N 375, а также Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы , бухгалтер исчисляет средний заработок, в расчет которого включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по ЕСН, зачисляемому в ФСС, в соответствии с гл. 24 «Единый социальный налог» НК РФ (ст. 14 Закона N 255-ФЗ, п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления пособий N 375, п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы). К таковым, в частности, относятся: заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время; зарплата за выполненную работу по сдельным расценкам (в процентах от выручки от реализации продукции); заработная плата, выданная в неденежной форме; надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам); премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет, и другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат.

Утверждено Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922.

Внимание! В заработок, исходя из которого исчисляются пособия, не включаются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.) (п. 4 Положения об особенностях порядка исчисления пособий N 375).

В качестве примера (как не надо делать) хотелось бы привести следующую ситуацию. Организация включила в расчет среднего заработка для выплаты пособия по беременности и родам своим сотрудникам суммы компенсации за отопление и жидкое топливо. Утверждая правомерность произведенных ею расходов, она попыталась доказать несоответствие Конституции РФ нормы п. 4 Положения об особенностях порядка исчисления пособий N 375. Верховный Суд РФ отклонил все приведенные организацией доводы и признал этот пункт документа законным и не противоречащим Конституции РФ (Определение от 25.03.2008 N КАС08-68).

Каждая мама обязана знать:  Разногласия с мужем из-за воспитания детей

Итак, среднедневной заработок для расчета пособия определяется по следующей формуле:

В соответствии со ст. 11 Закона N 255-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка.

Определив среднедневной заработок работницы, бухгалтер рассчитывает размер пособия, исходя из количества дней нетрудоспособности, указанных в больничном листе.

При выплате пособия бухгалтер обязан помнить о том, что ежемесячный размер пособия не должен превышать максимальный размер пособия по беременности и родам, установленный Федеральным законом о бюджете ФСС на очередной финансовый год (ст. 11 Закона N 255-ФЗ). В 2009 г. максимальный размер пособия за полный календарный месяц равен 25 390 руб. (пп. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.11.2008 N 216-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»). В случае если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, размер пособия по беременности и родам не может превышать максимальный размер пособия по каждому месту работы.

Пример 1. Организация отпустила С.Н. Иванову в отпуск по беременности и родам на основании представленного ею листка нетрудоспособности на период с 01.06.2009 по 18.10.2009. За расчетный период (с 01.06.2008 по 31.05.2009) сумма выплат, включающихся в расчет среднего заработка, равна 283 000 руб. Количество календарных дней в расчетном периоде — 365.

Среднедневной заработок равен 775,34 руб. (283 000 руб. / 365 дн.).

Размер пособия составит 108 547,60 руб., в том числе:

  • за июнь — 23 260,20 руб. (775,34 руб. x 30 дн.). Указанная сумма пособия меньше его максимального значения (25 390 руб.), то есть выплате подлежит сумма согласно расчету;
  • за июль — 24 035,54 руб. (775,34 руб. x 31 дн.) , процедура правового регулирования оформления отпуска по уходу за ребенком в случае болезни матери, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, отцом ребенка (другим родственником) и назначения полагающегося ему в таком случае в соответствии с законом пособия по обязательному социальному страхованию требует дальнейшего совершенствования.

Постановление от 06.02.2009 N 3-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 5 Федерального закона «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» в связи с запросом Автозаводского районного суда города Тольятти Самарской области».

Понимая несовершенство законодательства в этом вопросе, ФСС совместно с Минздравсоцразвития разработал Разъяснение о порядке начисления и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае болезни матери на период, когда она не может осуществлять уход за ребенком, другому члену семьи (далее — Разъяснение) и утвердил его Приказом от 22.12.2008 N 749н/286. Разъяснение вступило в силу практически одновременно с выходом Постановления N 3-П, а точнее — 15.02.2009, и в нем законодатель не урегулировал интересующий нас вопрос: каков порядок назначения пособия по уходу за ребенком другому члену семьи, если мать тяжело больна? В этом документе лишь уточнена уже имеющаяся процедура назначения пособия другому члену семьи в случае болезни матери. В частности, из Разъяснения следует, что для назначения и выплаты пособия другому члену семьи необходимы заявления от матери о прекращении выплаты пособия по уходу за ребенком и прерывании отпуска по уходу за ребенком. В случае если мать не может сама принести свое заявление работодателю, это вправе сделать член семьи, представив при этом копию документа, удостоверяющего его личность. А как поступать в случае, если мать не может написать данных заявлений? Этот вопрос вновь остался без ответа.

Расчет пособия

При уходе за первым ребенком размер пособия составляет 40% от среднего заработка, исчисленного за последние 12 месяцев. При этом бухгалтеру следует помнить о том, что размер пособия не должен быть ниже 1873,10 руб. (1500 руб. x 1,085 x 1,0185 x 1,13) по уходу за первым ребенком и 3746,20 руб. (3000 руб. x 1,085 x 1,0185 x 1,13) по уходу за вторым и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 7492,39 руб. (6000 руб. x 1,085 x 1,0185 x 1,13).

Примечание. Пособие по уходу за ребенком не нужно доплачивать за период после 01.01.2009, если его размер был больше 1873,1 руб. для первого ребенка (3746,2 руб. для второго ребенка), но не превышал 7194,03 руб.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры пособия определяются с учетом этих коэффициентов (п. 44 Положения о назначении пособий N 865).

ФСС в Письме от 13.08.2007 N 02-13/07-7587 разъяснил особенности исчисления среднемесячного заработка. Согласно данному Письму для определения размера названного пособия, рассчитываемого в календарных днях, определяется среднемесячный заработок путем умножения среднего дневного заработка на среднемесячное число календарных дней — 30,4 (365 — число календарных дней в году / 12 — число месяцев в году). Из полученного среднего заработка за календарный месяц определяется сумма (40%), которая составит размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

При уходе за двумя и более детьми пособие, исчисленное по правилам, описанным выше, удваивается. При этом суммированный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать 100% указанного заработка (дохода, денежного довольствия), но и не может быть менее суммированного минимального размера пособия.

Пример 2. Ежемесячный доход работницы ОАО «Сокол» в расчетном периоде для определения пособия по уходу за ребенком равен 12 500 руб. Она находится в отпуске по уходу за двумя детьми (родила двойню).

Среднедневной заработок работницы составил 410,96 руб. (12 500 руб. x 12 мес. / 365 дн.).

Ежемесячный размер пособия на одного ребенка равен 4997,27 руб. (410,96 руб. x 30,4 дн. x 40%).

Ежемесячный размер пособия, выплачиваемого женщине по уходу за двумя детьми, — 9994,54 руб. (4997,27 руб. x 2).

Размер исчисленного пособия по уходу за детьми не превышает ни удвоенного минимального размера пособия, ни 100% ежемесячного заработка (9994,54 руб. , п. 2 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ ).

Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Утвержден Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765.

Заключительные положения

Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев, соответственно, со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребенка, со дня достижения ребенком возраста полутора лет (п. 55 Положения о назначении пособий N 865). При этом ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за весь период, в течение которого лицо, осуществляющее уход за ребенком, имело право на выплату пособия, в размере, предусмотренном законодательством РФ на соответствующий период (п. 2 Разъяснения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком ).

Утверждено Приказом Минздравсоцразвития России и ФСС РФ от 16.04.2008 N 177н/91.

Если на момент обращения за ежемесячным пособием по уходу за ребенком ребенок, за которым осуществлялся уход, умер, ежемесячное пособие по уходу за ребенком может быть назначено и выплачено за период с даты рождения ребенка по день наступления смерти ребенка. В этом случае у получателей пособия право на его получение прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.

При наступлении в текущем месяце обстоятельств, влекущих прекращение выплаты ежемесячного пособия в органах социальной защиты населения (смерть ребенка, устройство получателя пособия на работу и др.), если выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком за текущий месяц уже произведена, то оснований для удержания излишне выплаченного пособия в данном месяце у работодателя не имеется. В свою очередь, если суммы государственных пособий были излишне выплачены получателям вследствие представления ими документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право получения пособий или на исчисление их размеров, то уплаченные суммы возмещаются этими получателями, а в случае спора — взыскиваются в судебном порядке (п. 58 Положения о назначении пособий N 865).

7.3 Государственные пособия гражданам, имеющим детей.

Основными нормативно — правовыми актами, регламентирующими предоставление государственных пособий гражданам, имеющим детей, являются Федеральные законы «О государственных пособий гражданам, имеющим детей» и «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Признаки государственных пособий гражданам, имеющим детей:

устанавливаются в связи с рождением или воспитанием ребенка (детей);

устанавливаются в соответствии с нормами законов;

являются денежными выплатами;

выплачиваются единовременно или ежемесячно;

исчисляются на основе индивидуального заработка либо устанавливаются в твердом размере;

выплаты производятся за счет средств ФСС РФ, федерального и регионального бюджетов;

цель – возмещение полностью или частично временно утраченного заработка или оказание дополнительной материальной поддержки.

Право на пособия имеют: проживающие на территории РФ:

проживающие на территории РФ:

б) иностранные граждане и лица без гражданства, беженцы, постоянно проживающие в РФ;

в) иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие в РФ и подлежащие обязательному социальному страхованию;

не проживающие на территории РФ граждане РФ, проходящие военную и правоохранительную службу за пределами РФ в случаях, предусмотренных международными договорами РФ;

Пособия не предоставляются в случаях, определенных законодательством РФ, а именно:


гражданам, лишенным родительских прав;

гражданам, выехавшим на постоянное жительство за границу;

гражданам, дети которых находятся на полном государственном обеспечении.

пособие по беременности и родам;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности ( до 12 недель);

единовременное пособие при рождении ребенка;

единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего службу по призыву;

ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву;

ежемесячное пособие на ребенка.

7.3.1. Цель пособия по беременности и родам – возместить утраченный заработок в связи с необходимостью прекращения женщиной трудовой деятельности в период беременности и родов, обеспечить охрану здоровья женщины-матери, восстановление ее здоровья после родов и материнский уход за ребенком в первые месяцы после его рождения. Данное пособие рассчитано на работающих женщин.

Пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности :

до родов – продолжительностью 70 календарных дней, после родов – 70 календарных дней;

до родов в случае многоплодной беременности – 84 календарных дня

после родов при рождении двух и более детей – 110 календарных дней, а в случае осложненных родов – 86 календарных дней.

При усыновлении ребенка ( детей) в возрасте до 3-х месяцев – за период со дня его усыновления и до истечения 70 календарных дней ( в случае одновременного усыновления двух и более детей – 110 календарных дней) со дня рождения ребенка (детей).

В РФ размер пособия по беременности и родам составляет 100% среднего заработка ( денежного довольствия) и не дифференцируется в зависимости от каких-либо обстоятельств.

7.3.2.С 1995 года в соответствии с Законом женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель) выплачивается единовременное пособие, целью которого является стимулирование своевременного обращения беременной в соответствующие медицинские учреждения. Оно назначается и выплачивается всем женщинам, которые имеют право на получение пособия по беременности и родам, одновременно с основным пособием, в том же месте и за счет тех же средств. Размер пособия составляет 465 рублей 20 копеек.

7.3.3.Единовременное пособие при рождении ребенка – это одно из социальных пособий на каждого родившегося ребенка, независимо от каких-либо условий, касающихся социального положения родителей. Такое пособие вправе получать как работающие, так и неработающие граждане. Право на него имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. Выплата пособия осуществляется за счет различных источников в зависимости от категории получателей. Размер пособия равен 12 405 руб.32 коп. При рождении мертвого ребенка пособие не выплачивается.

7.3.4.Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью имеет право получить один из усыновителей, опекунов ( попечителей), приемных родителей. Пособие выплачивается на каждого ребенка, его размер – 12 405 руб.32 коп.

7.3.5.Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается до достижения ребенком возраста полутора лет. Пособие назначается и выплачивается в соответствии с Федеральным Законом от 19.05.1995г.

а) матерям либо отцам, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком, подлежащим обязательному социальному страхованию – 40% среднего заработка. Максимальный размер – 16 241 руб.09 коп.

б) лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию , — 2326 руб. по уходу за первым ребенком и 4651 руб.99 коп. – за вторым и последующими детьми.

в) матерям, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам правоохранительных органов; лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций – 40% среднего заработка ( дохода, денежного содержания) по месту работы (службы). Максимальный размер – 9303 руб.99 коп.

7.3.6. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего службу по призыву предоставляется дополнительно к иным видам пособий. Право на него имеет жена военнослужащего, проходящего службу по призыву, срок беременности которой составляет не менее 180 дней. Размер пособия – 19 645 руб.11коп.

7.3.7. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву выплачивается:

а) матери ребенка – со дня рождения ребенка ( но не ранее начала отцом ребенка военной службы по призыву) до достижения им 3-х лет ( но не позднее дня окончания отцом военной службы по призыву);

б) опекуну или другому родственнику – со дня смерти матери ребенка либо со дня вынесения соответствующего решения ( вступившего в законную силу решения суда, решения органа опеки и попечительства), но не ранее дня начала отцом ребенка военной службы по призыву, до достижения ребенком возраста 3-х лет (но не позднее дня окончания отцом военной службы по призыву).

7.3.8. Ежемесячное пособие на ребенка назначается и выплачивается одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку и проживающего совместно с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет ( на учащегося общеобразовательного учреждения – до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет), в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода, дающего право на получение этого пособия в соответствии с законодательством РФ.

Нормативно закреплено, что порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается правовыми актами субъектов РФ. Поэтому условия назначения пособий и их размеры различны в разных регионах РФ.

Имеют ли право судебные приставы арестовывать детское пособие

Детскими пособиями в обиходе называют компенсационные выплаты, которые получает один из родителей ребенка до достижения им 1,5 годовалого возраста. В большинстве случаев денежные средства направляются матери малыша, но если она пожелала досрочно выйти из декретного отпуска, то оформить пособие по уходу за ребенком может его отец или работающие бабушка с дедушкой.

Суммы начислений зависят от того, имела ли мама до ухода в отпуск по рождению ребенка постоянное место работы. Работающей женщине пособие выплачивается работодателем в размере 40% от среднего заработка, а иным категориям рожениц, не имеющим трудоустройства, оплату компенсации в фиксированной сумме производит государство через органы социальной защиты.

Перечисление начисленных сумм осуществляется ежемесячно на лицевой счет или на карту матери ребенка. В жизни женщины может возникнуть такая ситуация, что в один день, попытавшись расплатиться картой, она обнаружит, что сделать она этого не может, так как платежный терминал выдает отказ в проведении операции. При обращении в банк ей пояснили, что поступившие денежные средства в виде детских пособий арестованы судебными приставами.

Что делать, если арестованы детские пособия?

Для начала нужно вспомнить, о том какие долги имеются у получателя пособия. Если память подводит, то получите выписку по счету в банке и потребуйте выдать информацию: кто, и на каком основании арестовал счет.

В случае выдачи банковским сотрудником копии постановления об аресте, следует связаться с судебным приставом, который его вынес, и попросить разъяснений. Сотрудник службы судебных исполнителей обязан вам предоставить полную информацию о том, по какому основанию вы являетесь должником по исполнительному производству.

По закону, регулирующего деятельность приставов, исполнитель должен был уведомить получателя детского пособия о том, что в отношении него возбуждено производство согласно вступившему в законную силу судебному акту. Неисполнение данного требования влечет незаконность действий пристава, в связи с чем, можно подать жалобу на него в суд или вышестоящему должностному лицу.

Если же должник – мама ребенка знала о наличии долга и все формальности были соблюдены, то следует поступить следующим образом.

Детские пособия не подлежат аресту

ФЗ «Об исполнительном производстве» в статье 101 определен полный перечень доходов, получаемых гражданами, которые пристав не может арестовать в силу запрета, установленного законодательством. Пунктом 12 указанной статьи предусмотрено, что в состав перечисленного входят пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемых за счет бюджетов различных уровней.

Таким образом, исполнитель не вправе производить арест денежных средств, которые являются помощью государства лицам, имеющим детей до 1,5 лет. Однако, признать его действия незаконными вряд ли получится, поскольку деньги на счете или карте бывают обезличенными и пристав не видит откуда они поступили и не может определить их целевое назначение.

П. 14.1 статьи 30 закона гласит, что сотрудник службы судебных приставов при возбуждении исполнительного производства должен в обязательном порядке истребовать у должника сведения и доказательства наличия источника дохода, на который нельзя наложить арест и обратить взыскание. То есть заинтересованное лицо обязано само стремиться к информированию судебного исполнителя, в противном случае оно будет нести риск неблагоприятных последствий в виде ареста детского пособия.

С целью исполнения требования пристава должник должен представить:

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • копию трудовой книжки;
  • копию приказа работодателя о предоставлении отпуска по рождению ребенка;
  • справку о сумме начисленной компенсации;

Неработающие мамы обязаны направить:

  • документы на ребенка;
  • справку из органа социальной защиты о начислении и выплате пособия.

С момента получения сведений о том, что денежные средства, поступающие на счет должника, яляются детским пособием, судебный пристав должен сделать пометку в материалах исполнительного производства и не налагать арест на суммы, защищенные законом.

Что делать, если наложен арест на счет с пособиями?

Если после посещения судебного пристава все стало понятно и исполнительное производство обоснованное и законное, то должник должен подать заявление о снятии ареста со счета в части поступившего пособия по уходу за ребенком. К заявлению необходимо приложить выписку из банка, которая свидетельствует, что деньги поступили из соответствующего источника, например работодателя или органа соцзащиты.

Так же потребуется подтвердить, что это действительно компенсация матери на содержание ребенка, для чего нужно представить справку из организации, в которой трудилась мама до ухода в декрет, что выплаты являются пособием, с указанием суммы перечисления и даты операции.

Такой же документ обязана выдать служба социальной защиты, которая перечисляет деньги неработающим матерям. По смыслу положений закона об исполнительном производстве ходатайства рассматриваются в течение 10 дней, по происшествии чего, должно быть вынесено постановление о снятии ареста.

Как снять арест с детских пособий?

В случае отказа судебного пристава снимать арест, его действия могут быть обжалованы вышестоящему лицу службы или непосредственно в суд. Срок подачи жалобы составляет 10 дней с того момента, когда лицу стало известно о нарушении его права, поэтому откладывать дело в долгий ящик не стоит.

Потребуется получить у исполнителя материалы исполнительного производства, копию постановления о наложении ареста и пишите заявление, в котором надлежит указать все обстоятельства и факты, на которые ссылается должник. В качестве доказательства приложите банковскую выписку, справку с работы или соцзащиты.

Предъявленная жалоба должна быть рассмотрена судом или старшим судебным приставом в те же 10 дней, после чего в случае положительного решения арест должен быть снят. Недействительность действий пристава является основанием для взыскания причиненных убытков, поэтому если в результате нарушения прав получателя пособия, он не смог воспользоваться деньгами и оплатить какой-то срочный платеж, то можно обязать возместить ущерб нерадивого сотрудника службы приставов.

Если же деньги были не только арестованы, но и списаны со счета, то возврат должен быть осуществлен за счет организации, в которой трудится исполнитель на основании решения суда или постановления вышестоящего лица.

В ситуации, когда мама ребенка решила прервать декретный отпуск и досрочно выйти на работу, то такое пособие может быть начислено по месту работы отца, бабушки или дедушки, желающего сидеть с малышом, пока ему не исполнится 1,5 года. В случае, если перечисленные лица сами являются должниками по исполнительному производству, то они должны заблаговременно подать заявление судебному приставу и приложить все оправдательные документы.

К таковым могут быть причислены: заявление об оформлении отпуска по уходу за ребенком, приказ о начислении пособия.

По желанию мамы отпуск может быть продлен до 3-летнего возраста малыша, до этого времени государство тоже стимулирует женщину и выплачивает пусть небольшие, но ежемесячные отчисления на содержание ребенка. Они так же не могут быть арестованы, поэтому в целях защиты прав мамы и ее детей, требуется самим вовремя информировать и предупреждать судебного пристава-исполнителя.

Каждая мама обязана знать:  Если подросток молчит и раздражается...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация