Забывчивость ребенка


Рассеянный и невнимательный ребёнок: советы родителям

Что делать, если ребенок невнимательный. Причины и способы реальной помощи родителям и детям. Как правильно подготовить малыша к школе. Способы борьбы с забывчивостью.

Став родителями, люди начинают задумываться о том, что ждет их малыша в будущем. Непременно они хотят, чтобы он рос и развивался не хуже остальных: посещал дополнительные кружки по интересам или спортивные секции. Но так бывает не всегда. Может оказаться, что у них невнимательный ребенок. В чем причины и что делать в этой ситуации, помогают разобраться психологи.

Причины невнимательности детей

Прежде всего, не нужно кричать. Необходимо попробовать самостоятельно проанализировать действия чада, выяснить, что именно привело его к подобному поведению. Причины могут быть следующие:

  1. Гиперактивность. Ее нетрудно выявить, достаточно просто понаблюдать и станет заметно, что малыш неусидчивый и более активен, чем его ровесники. Такие дети не могут долго находиться без движения (сидеть во время урока за партой), также они чаще других отвлекаются на посторонние факторы (птица за окном, проезжающий мимо автомобиль и тому подобное).
  2. Часто болеющие дети. Как правило, их болезни со временем переходят в тяжелые хронические формы. А постоянные больничные никак не способствуют учебе, в которую очень трудно полностью погрузиться из-за общего ослабленного состояния организма, что приводит к еще большей рассеянности во время занятий.
  3. Дефицит внимания родителей. Если взрослые постоянно на работе, а ребенку не хватает их внимания, он будет стараться привлечь его любым способом. А именно: начнет хулиганить в школе, драться, получать плохие оценки и все в этом роде. Перед тем как бежать на прием к невропатологу, стоит внимательно посмотреть на отношения с ребенком со стороны.
  4. Высокие нагрузки. Помимо занятий в школе, родители решили отдать чадо в бассейн, на танцы, музыкальную школу, уроки английского и еще куда-то там… Не кажется ли им, что оно не успевает почувствовать вкус детства?! Весь день расписан. А когда же несчастному отдыхать или хотя бы просто поиграть, чтобы разгрузить нервную систему? Стоит задуматься!
  5. Неумение мотивировать. Наверное, взрослые за собой замечали, как делают с удовольствием лишь то, что им нравится. У детей все точно так же. Если им предмет неинтересен или учитель не умеет заинтересовать, нудно и монотонно рассказывая суть урока, внимание малыша постепенно угасает и растворяется в воздухе.

Неусидчивость и рассеянность могут появиться у любого. Правда, некоторые дети более склонны к ней, нежели другие. Этому, как правило, способствует множество факторов, таких как стресс, депрессивное состояние, неправильное питание и режим дня, недостаточное внимание со стороны родителей и других взрослых (учителей, родственников, тренеров). Поэтому родители должны создавать благоприятные условия для жизни и развития их детей.

Признаки отклонений от нормы

Порой родители настолько заняты собой, что о неумении ребенка сосредоточить свое внимание на занятии они узнают лишь тогда, когда их обожаемое чадо поступает в первый класс. Тут-то и начинаются все проблемы. Важно вовремя распознать, что ребенок рассеянный и невнимательный в 7 лет. Это уже вполне сознательный возраст. Нужно проверить, нет ли здесь похожих ситуаций из его жизни:

  • Ууроки он делает быстро и не вникает в суть заданий;
  • При этом обнаруживается много ошибок;
  • Или же постоянно жалуется на усталость, хотя ничем особо загружен не был;
  • Но также может быть и обратная сторона — уроки делаются крайне медленно и неохотно;
  • Или неоднократно удается поймать ребенка на том, что он витает в облаках, а не занимается.

Так повелось, что рассеянные дети постоянно что-то теряют, забывают, даже могут заблудиться. Поэтому не стоит кричать на них или ругать за каждую оплошность. Они и сами осознают свою вину. А тут еще и родители набрасываются, твердя о том, сколько денег они вложили в потерянную ребенком вещь, усугубляя и без того стрессовое состояние малыша.

Проблемы в школе

Каждому хотелось бы вырастить отличника, но ребенок невнимателен на уроках. Что делать в этом случае, знает не каждый родитель. Конечно же, помогать ему развить внимательность и память. Почаще проверять его домашние задания, не бросать все на самотек. Научно доказано, что недостаточное участие или же полное отсутствие мам и пап в учебном процессе их чада отрицательно сказывается на успеваемости детей. Если не хвалить ребенка, он не видит смысла развиваться дальше.

Соответственно, с первых дней поступления в школу и на каникулах необходимо стремиться заинтересовать его учебой. Можно это сделать в игровой форме, рассказывать какие-то интересные факты. Главное, чтобы это нравилось детям и увлекало их в мир знаний, а не являлось неприятной обязанностью, за которую еще и могут поругать.

Рассеянность дома

Наверное, нетрудно заметить, что деточка обещает убраться в своей комнате и забывает… Ну, что уж тут поделать… Стоит начать приучать ребенка к порядку не только в доме, но и в голове. Не нужно сразу ругать и наказывать. Это лишь вызовет чувство непонимания и агрессии. Забыл — и что тут такого, с кем не бывает. В этом деле нужен другой подход.

Следует постепенно и ненавязчиво приучать малыша к порядку. Выработать в нем привычку все складывать на свои места, готовить вещи и портфель к школе с вечера, чтобы впопыхах утром не забыть что-то очень нужное на занятиях. Наилучшим выходом в решении этого вопроса станет составление режима дня с подробным графиком всех его дел до самых мелочей — проверка домашнего задания родителями и подготовка ранца с тетрадями и учебниками.

Пример распорядка дня для школьника представлен в таблице ниже:

Время Действие
07:00 — 07:05 Ребёнок просыпается
07:05 — 07:20 Зарядка, гигиена
07:20 — 07:35 Завтрак
07:35 — 08:00 Сборы в школу
08:00 — 08:30 Дорога в школу
08:30 — 13:05 Уроки
13:05 — 13:30 Дорога домой
13:30 — 13:40 Переодевание, гигиена
13:40 — 14:00 Обед
14:00 — 16:00 Свободное время, секции
16:00 — 18:00 Выполнение домашнего задания
18:00 — 18:30 Ужин
18:30 — 20:00 Свободное время
20:00 — 21:00 Подготовка ко сну
21:00 — 07:00 Ночной сон

Первое время весь режим дня нужно будет проходить с ребенком вместе, постепенно приучать его к самостоятельному продолжению начатого вместе дела. Потом он и сам начнет обдумывать план своих действий на завтра, выполняя все обязанности и дела вовремя и без посторонней помощи. Главное, помочь ему научиться воспринимать себя правильно в окружающем мире — будь то дом или школа.

Способы решения проблемы

Если родители хотят, чтобы их малыш стал внимательнее, им необходимо приложить все усилия для самоконтроля. Ведь нужно воспитывать не детей, а себя. Они являются отражением своих родителей, смотрят на их действия и делают выводы о происходящем. Таким образом, приучив к порядку себя, взрослые всегда будут находить время и для их чада, что является немаловажным фактором в его развитии и воспитании.

Чтобы понять, что делать, если ребенок невнимательный, нужно обратиться к соответствующему врачу — психологу или невропатологу. Возможно, что медицинские показания помогут специалисту лучше разобраться в его нестандартных действиях, прибегая к различным тестам и анализам. Чем раньше выявятся причины, тем быстрее можно будет приступить к корректировке поведения.

Также не следует бросать ребенка наедине с выполнением домашних заданий. Проверено, что некоторые современные задачки из учебников могут ввести в ступор даже взрослого. Так что непременное участие родителей в учебе младшего члена семьи должно стать повседневной и первостепенной задачей. Не надо все делать за него, достаточно следить за выполнением заданий, вовремя проверять и помогать там, где он не справляется один.

Обязательно поможет грамотно составленный режим дня, включающий в себя все важные и не очень задания и обязанности ребенка не только в школе, но и в семье. Немаловажную роль также будет играть и правильное расположение мебели в его комнате. Нужно уметь разделять рабочее место с зоной игры и отдыха, чтобы во время занятий его ничто и никто не отвлекал.

Нелегко, когда в семье растет невнимательный ребенок. Нужно помочь ему стать внимательным. Необходимо выяснить, кем же хочет стать малыш, когда вырастет. Это поможет грамотно мотивировать его к учебе и всестороннему развитию на тематических кружках или же спортивных секциях. Таким образом, надо его заинтересовать нужным предметом в школе, поощрять все его начинания и помогать доводить начатое дело до конца.

Очень важно также разнообразить еду ребенка. В ней должно присутствовать достаточное количество белков, жиров и углеводов. Не стоит забывать и об обязательном употреблении в пищу фруктов и овощей. Они должны быть в ежедневном рационе подрастающего организма, чтобы вовремя насыщать его витаминами и полезными веществами, способствующими правильной работе мозга.

Главное, не оставлять все так, как есть, надеясь, что само собой все пройдет. С рассеянностью не только можно, но и нужно бороться. Не стоит ругать и наказывать свое чадо, его нужно любить и уважать, а также помочь ему найти причину нестандартного поведения и совместными усилиями справиться с ней.

Как распознать синдром рассеянного внимания у детей и что с этим можно сделать?

В современном обществе синдром рассеянного внимания, к сожалению, чаще всего воспринимается лишь как результат невоспитанности и избалованности, а потому люди, им страдающие, вызывают осуждение. На самом деле это довольно серьезное расстройство нервной системы, чаще всего врожденное. Диагноз СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности, являющийся одной из форм синдрома рассеянного внимания, – медики сегодня ставят примерно каждому пятому ребенку. Хотя число родителей, считающих, что у их чада СДВГ, гораздо больше. Что же такое на самом деле синдром рассеянного внимания у детей, как его распознать и что с этим делать?

Признаки синдрома рассеянного внимания

Впервые такой диагноз был поставлен еще в 1854 году. Сделал это немецкий врач Генрих Хоффман. Для этого состояния характерно нарушение умственной деятельности (в частности низкая концентрация внимания). Синдром рассеянного внимания у детей сопровождается также социальными проявлениями (малыш чрезвычайно активен, что мешает окружающим детям и педагогам, либо, наоборот, слишком замкнут, что также затрудняет процесс обучения). То есть чаще всего выявляют и диагностируют проблему в школьном возрасте. Хотя зачастую заподозрить ее наличие можно еще в первые годы жизни ребенка.

Какие признаки говорят о том, что у ребенка СДВГ? Их достаточно много, и комбинироваться у одного ребенка они могут по-разному. Среди основных симптомов выделяют следующие:

  • при выполнении какого-либо задания (как в школе, так и дома) ребенок не может надолго концентрировать внимание;
  • у него очень низкая самоорганизация, страдает самоконтроль;
  • налицо неусидчивость, ребенок постоянно крутится, отвлекается на посторонние предметы;
  • он не слушает говорящего, часто не понимает сказанного;
  • склонен к беспорядку в комнате, среди вещей, игрушек, на рабочем столе;
  • ему сложно соблюдать требования и правила;
  • он забывчив, что связано в данном случае с нарушением именно внимания, а не памяти;
  • практически никогда такой малыш не завершает начатого;
  • рассеян, постоянно что-то теряет или забывает, куда положил вещь;
  • непослушен, часто делает все назло, шумит;
  • характеризуется повышенной тревожностью;
  • ему сложно общаться с окружающими, часто случаются конфликты, непонимание, вызывающее поведение;
  • двигательная активность зачастую повышена, малышу сложно спокойно усидеть на месте, он постоянно дрыгает руками, ногами;
  • ребенок неаккуратен, неуклюж в движениях, небрежен, не обращает внимания на мелкие детали;
  • такой ребенок весьма разговорчив, но при этом ему сложно долго говорить на одну тему; в общении он навязчив, что зачастую трактуется как невоспитанность, перебивает собеседников, отвечает, не дослушав вопроса;
  • малыш нетерпелив, ему тяжело дождаться своей очереди, наступления какого-либо события, прихода транспорта и т. д.;
  • такому ребенку сложно учиться, при всех способностях он не может воспринимать информацию полноценно из-за повышенной отвлекаемости, даже если ему интересно;
  • стремится быть лидером, но не может завоевать авторитета среди сверстников;
  • зачастую имеет сложности с письмом.

Заметить признаки рассеянного внимания можно уже на первом году жизни малыша, когда он проявляет повышенную двигательную активность. При этом концентрация внимания на предметах или действиях очевидно ниже, чем должна быть в этом возрасте. В возрасте 3–4 лет у таких малышей часто отмечаются речевые нарушения.

Синдром рассеянного внимания не всегда имеет форму СДВГ. Довольно часто такие дети излишне спокойны и пассивны, но при этом недовольны окружающими и весьма своенравны.

Заметив у ребенка нарушения внимания, не спешите бежать к неврологу, причитая: «У нас, наверное, СДВГ». Зачастую проблемы с вниманием не связаны с диагнозом и обусловлены довольно банальными причинами, устранить которые несложно. Об этом –далее.

Почему страдает внимание?

Итак, прежде чем заподозрить у своего ребенка синдром рассеянного внимания, проанализируйте условия его жизни, питания, воспитания, режим активности. Зачастую нарушение внимания провоцируется внешними факторами либо вовсе бывает надумано родителями.

  • Внимание ребенка развивается с возрастом. Чем он младше, тем сложнее ему концентрироваться на чем-то долго. Возможно, родители просто чересчур требовательны к своему крохе. Можно проконсультироваться с доктором на предмет того, какова нормальная концентрация внимания у детей в конкретном возрасте.
  • Чрезмерная родительская опека приводит к тому, что малыш понимает: за него все могут сделать взрослые. Зачем напрягаться, тренируя какие-то навыки? Произвольное внимание в таком случае также не совершенствуется.
  • Витаминно-минеральный дисбаланс как результат неправильного питания или плохой экологии может привести не только к слабости или снижению иммунитета, но и к рассеянности.
  • Отсутствие установленного распорядка дня не только приводит к дисгармонии в работе нервной системы малыша, но и снижает успеваемость, влияя на концентрацию внимания.
  • Повышенные нагрузки (умственные, эмоциональные, физические) также часто являются причиной рассеянности.
  • Физиологические заболевания ослабляют организм. После них ребенку нужен восстановительный период, чтобы все органы и системы начали работать в нормальном режиме, в том числе пришло в норму внимание.
  • Рассеянность часто возникает в качестве защитной реакции на усталость, стресс, утомление, страх. Если ребенок ненавидит математику, то при одной мысли о решении задачки его внимание рассеивается.
  • Зачастую дети выказывают рассеянность, когда в процессе какой-то деятельности возникает более привлекательный для них фактор. Например, во время выполнения им домашних уроков пришли гости с подарками. Поэтому для сосредоточения детям нужна правильная обстановка и подходящее время.

Почему возникает заболевание?

Во всех этих случаях внимание детей приходит в норму, если нормализуются нарушенные условия. А когда есть смысл подозревать медицинский диагноз? Почему возникает синдром рассеянного внимания как заболевание? Единой причины здесь нет, но существует несколько факторов, способных спровоцировать его возникновение.

  • Наследственность. Особенности гена, отвечающего за поведение человека, могут стать причиной СДВГ.
  • Неблагоприятная экология. Этот фактор способен провоцировать самые разные заболевания. Синдром рассеянного внимания – одно из них.
  • Резус-конфликт во время беременности.
  • Сложная беременность, сопровождавшаяся заболеваниями матери, внутриутробными инфекциями, гипоксией плода.
  • Асфиксия, родовые травмы, длительные и трудные роды.
  • Негативные привычки матери (курение, алкоголь, наркотики).
  • Черепно-мозговая травма ребенка.
  • Заболевания, связанные с серьезным повышением температуры, которые кроха перенес на первых месяцах жизни.
  • Болезни органов ребенка (сердца, головного мозга).

Соответственно, основные меры профилактики синдрома рассеянного внимания связаны с состоянием женщины во время беременности. Ей необходимо полноценно питаться, отказаться от вредных привычек, принимать витаминные комплексы, по возможности обследоваться и пролечить существующие проблемы до наступления беременности. После рождения малыша мамочке важно беречь его от серьезных травм, заботиться о здоровье крохи.

Как лечить?

Сегодня широко распространен миф, что ребенок попросту перерастает такой диагноз годам к 12–13. На самом деле это справедливо лишь для половины детей. И если проблемой не заниматься, перспективы у взрослых не самые радужные. Статистически установлено, что они намного чаще других людей бросают учебу, попадают в аварии, получают травмы, не имеют друзей, становятся игроманами. Девочки намного чаще беременеют в раннем возрасте.

Взрослые с СДВГ не могут проявить себя на работе, поэтому часто ее меняют, имеют низкий социальный статус и весьма посредственный – материальный, склонны к употреблению наркотических и психотропных веществ. Для взрослого это становится причиной не только проблем в профессиональной и личной жизни, но и бесконечных визитов к психиатру.

Отсюда вывод: заниматься коррекцией рассеянного внимания в детском возрасте можно и нужно. Но как?

К таким детям необходим комплексный подход: подходящий режим дня и обучения, правильное воспитание (такие детки требуют гораздо большего внимания и любви родителей), тренинги с психологом, обеспечение полноценного питания, физической активности, достаточного отдыха, положительных эмоций. При необходимости (а она в подобных случаях возникает довольно редко) – медикаментозная терапия. Да, это сложно. Но при должном упорстве родителей у деток с синдромом рассеянного внимания есть все шансы нормализовать произвольное внимание, вырасти успешными, гармоничными личностями.

Что нужно делать?

Немалую часть работы будет проводить психолог, поэтому имеет смысл найти компетентного специалиста, авторитету которого родители будут полностью доверять. Однако и на них самих ложатся ответственные обязанности по коррекции нарушения внимания малыша.

Итак, что могут делать в таких случаях родители? Вот несколько полезных советов для них.

  1. Разработайте и соблюдайте режим дня (по крайней мере, его ключевые моменты: подъем, укладывание на ночь, прием пищи, время игр).
  2. Пусть у ребенка будут его бытовые обязанности, соответствующие возрасту. При этом не делайте вместо него то, с чем он моет справиться самостоятельно, не потакайте всем его прихотям и капризам. Он может убирать за собой со стола, мыть посуду, застилать свою кровать, убираться в комнате. Чаще просите его помогать вам в делах: полить цветы, покормить кота, налепить пирожков и т. д.
  3. Предоставляйте своему чаду больше самостоятельности. Давайте проявить себя, не опекайте чрезмерно. Принимайте с ним совместные решения, обсуждайте возникающие семейные вопросы, советуйтесь с ним.
  4. Не оставляйте его наедине с собственными проблемами, предлагайте помощь в их решении, но не решайте и не делайте ничего вместо него.
  5. Обязательно подберите для ребенка физическую нагрузку. Это может быть спортивная секция, не предусматривающая сильных стрессов вроде соревнований.
  6. За несколько часов до сна исключайте чрезмерные эмоциональные или физические нагрузки. Занятия в эти часы должны быть спокойными, способствовать расслаблению (рисование, чтение, настольные игры, лепка, конструирование).
  7. Играйте с ребенком вместе: стройте, лепите, раскрашивайте, постоянно мягкими обращениями возвращая внимание малыша к работе, если он отвлекается (посмотри, как получается, подай детальку, давай докрасим вот тут).
  8. Занимайтесь развивающими играми на повышение концентрации внимания (это могут быть специальные наборы карточек, мозаика, конструктор, пазлы). Такие игры могут быть и словесными: мама называет признаки предмета, а ребенок находит его среди окружающих вещей.
  9. Помогите школьнику понять сложный предмет: объясняйте, рассуждайте вместе с ним. При этом на время выполнения заданий уберите и выключите все, что может его отвлечь.
  10. Всегда хвалите малыша! Любое его достижение, даже самое малое, достойно вашей гордости. Единственное табу – не хвалите просто так, без основания.

Ну и самый последний совет: не требуйте от своего чада невозможного, давайте ему время на отдых и расслабление, любите и принимайте таким, каков он есть. Тогда хватит сил и терпения у вас, а результаты ребенка в повышении произвольного внимания будут намного выше.

Умный, но рассеянный или: Что такое школьная рассеянность и как ее «лечить»

Начался очередной учебный год. Для кого новый, для кого первый. Все родители осознанно или не очень надеются на то, что их дети будут самыми умными, прилежными и способными. Но часто желаемое совсем не совпадает с действительным.

«Конечно, первые школьные годы бывают неудачными, но не до такой же степени…» — думают родители, листая тетради своего чада. Учителя, наблюдая резкие скачки в успеваемости ребенка, говорят, что он «умный, но рассеянный». Да и сами родители знают, как трудно усадить ребенка за уроки и как часто он отвлекается в процессе их приготовления.

Постараемся не упрекать наших маленьких учеников, а разобраться, где истоки его невнимательности и как победить школьную рассеянность, если даже врач, пожимая плечами, говорит, что с медицинской точки зрения никаких отклонений у ребенка нет.

Где найти ответы на эти вопросы?

Ура! Нейропсихологи знают ответ!

Попробуем поискать ответ в науке – нейропсихологии.

Мы вправе гордиться тем, что родина этой молодой науки – Россия. Ее основоположник – отечественный психолог, нейропсихолог Александр Романович Лурия. До него функции человеческого мозга были одной из самых неизученных областей науки. Во время Великой Отечественной войны Александр Романович получил возможность наблюдать за психическими функциями и поведением солдат, получивших черепно- мозговые ранения. Он обнаружил, например: ранение в левый висок – страдают речевые функции, в затылок – зрительное восприятие, поражено темя – человек начинает плохо ориентироваться в пространстве, лоб — страдают регуляция и контроль любой деятельности. Им был создан известный всем клиническим психологам метод исследования функции мозга – «батарея Лурия». Мы пользуемся им и по сей день, естественно, с учетом детских возрастных нормативов и условий тестирования детей.

Учения А.Р. Лурия развивалось и в России, и за рубежом. Его последователи занялись и детской нейропсихологией, так как она очень перспективна: мозг ребенка пластичен до 12 лет, а по последним сведениям, и до 16 лет. Все можно наладить. Но прежде всего надо точно определить, какие функции головного мозга ребенка еще не созрели, и что именно мешает овладению каким – либо предметом, например письмом. Лурия писал: «…Акт письма ни в какой мере не является результатом деятельности какого – либо одного центра; в его осуществлении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга».

Все отделы мозга А.Р. Лурия условно разделил на три блока. Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активизацию мозга, то ребенок быстро утомляется. Это, как ни печально, часто расценивается учителем как интеллектуальная несостоятельность, лень. На самом деле такой ребенок может быть очень смышленым и сообразительным, просто его энергетического ресурса хватает ненадолго. Такой ученик может беспричинно плакать дома, часто болеть, быть раздражительным, обидчивым. На уроке такие дети зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться и мешать другим. Одним из необходимых условий повышения тонуса является обеспечение кислородом и усиление кровотока (например, дыхательная гимнастика, специальный массаж и двигательная коррекция).

Недостаточность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентировки, а это проявляется в зеркальном написании букв и цифр, путанице букв «б» и «д», неправильном расположении в тетради записи, в ошибках при устном счете. Второй блок мозга обеспечивает также фонематический слух и зрительное восприятие.

При недостаточном развитии третьего блока – блока программирования и контроля – ученик не соблюдает правила – любые – и не может себя контролировать, даже если хочет. Во – первых, это правила учебные – он не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами. То есть правила знает, а пишет все равно с «дурацкими» ошибками. Или, например, не соблюдает общие нормы поведения. Он может встать во время урока, играть в то время, когда все остальные усердно работают, забыть поднять руку или принести необходимое.

Не «созрела» функция произвольности – ребенок не будет усваивать правила, вовремя не развились пространственные представления – будет путать буквы «б» и «д», писать зеркально. У каждой ошибки – своя причина.

«Но когда мы его отдавали в школу, то проходили тестирование, и психолог определил, что ребенок готов к школе».
Да, но психолог смотрел, насколько ребенок мотивирован к занятиям в школе, то есть, хочет ли он учиться, и проверял в основном его интеллект. А интеллекту сегодняшних детей можно только позавидовать!

Если у ребенка сформирована положительная внутренняя мотивация к учебе, то есть желание учиться, то половина дела сделана. Но это только половина. Существует и вторая составляющая готовности к школе. Это – нейрофизиологическая готовность к процессу обучения. А начинаются школьные перегрузки – совсем трудно становится малышу. Отсюда и слезы, и «глупые ошибки», и плохое поведение.

Разберем типичные примеры

Оля, 7 лет. В школе девочка прилично учится. Но, вернувшись домой из школы, она подолгу плачет без всякой видимой причины. В классе Оля реагирует на все, что ей не по нраву, слезами, и это отталкивает одноклассников. Девочка переживает, но совладать с собой не может.

Мама Оли принесла с собой результаты ее школьного рисуночного теста. Когда девочка изображала словосочетание «тяжелая работа», она рисовала школьное здание. Школьный психолог абсолютно правильно определил: девочка испытывает сильные перегрузки.

Но мы же не можем каждому школьнику индивидуально подобрать учебную программу. Как быть?


Артем, 8 лет. Жалобы мамы на отсутствие интереса к учебе, многочисленные ошибки на письме, неудовлетворительные оценки, возбудимость, конфликтность, неудовлетворительное поведение в школе.

Артем не сидит спокойно на уроке, его прилежного поведения хватает минут на 10. Оценки в его дневнике многообразны — от двойки до четверки. Уроки он учит часов пять, поминутно отвлекаясь на любые мелочи. Хотя иногда, если впереди что- то интересное, мальчик может выполнить задания по всем предметам быстро и неплохо. «Умный, но ленится», — считает учительница.

С друзьями в классе у него неважно, поскольку часто он абсолютно неосознанно совершает поступки, принимаемые детьми как намеренно вредные. Поведение его становится бесконтрольным, и внешне это выглядит как дурашливость.

Как наладить школьную жизнь Артема?

Юля, 11 лет. Жалобы родителей на абсолютную безграмотность, рассеянность, «глупые» ошибки в тетрадях, отсутствие интереса к учебе. Несмотря на эти недостатки, девочка очень умна, рассуждает как взрослая, на любые темы, адекватно себя оценивает. У меня сохранился отрывок из ее сочинения на свободную тему: « Жила – была Пуговка, их было четыре сестры на одной рубашке, а когда она оторвалась, ее пришили назад почему – то черными нитками. Она обиделась и решила оторваться навсегда. Она повертелась, покрутилась на тоненькой ножке, ниточка перетерлась, пуговка упала и потерялась… Сначала она закатилась в темную щель и пола и испугалась, что не выберется никогда, а потом, когда это ей удалось, она вытерла слезы и пошла путешествовать по свету…». Далее описаны приключения Пуговки в водопроводном люке, на куртке пожарника и так далее. Оценка учителя: «5» — за содержание и «2» — за грамотность, что вполне справедливо: ошибок в нем не счесть…

Откуда у умной девочки такие ошибки? Как поступать с Юлей?

Как заметить, что ребенок развивается атипично?

О недостаточности или искажении функциональной организации мозга могут свидетельствовать определенные проявления.

В дошкольном возрасте: обилие излишних и необдуманных действий и движений; сбои двигательного или речевого развития в раннем дошкольном возрасте (ребенок сначала начал ползать, потом сидеть, или не ползал вообще, или заговорил сразу фразами, минуя слоги и слова); слишком бурные реакции на слабые стимулы или наоборот; «уплощение эмоций», то есть отсутствие страха, радости, веселья, испуга, чувства вины и пр. в ситуациях, где перечисленные эмоции должны адекватно проявляться; отсутствие сюжета в игре; игнорирование игрушек; трудности адаптации в детском коллективе, отсутствие друзей; замкнутость, повышенная застенчивость.

В школьном возрасте: низкая успеваемость по всем предметам или резкие скачки от «5» до «1» в короткой период времени; плохая память; трудности удержания внимания даже на интересующих ребенка объектах; зеркальное письмо и чтение – буквы «э», «б», «в», «з», цифры «5», «4», «3» и т.д.; ошибки на письме «не по правилам», например, «машена» (вместо «машина»), замена букв, пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов; неусвоение правил или неудержание внимания на программе действий, плохое поведение на уроке, отключения от задания; отсутствие друзей, конфликты в школе и дома (непринятие сверстниками или отсутствие в потребности в общении).

Мы уже писали выше о том, что мозг ребенка пластичен и его функции можно развить. Значит, психологическая подготовка детей к школе из невнимательного и рассеянного школьника поможет сделать собранного и успешного?

Все эти проблемы решаются с помощью специалистов – детских нейропсихологов. В зависимости от выявленной причины нейропсихологи подберут для ребенка индивидуальную программу, состоящую из специальных упражнений и игр на развитие памяти, речи, внимания. Нейропсихолог подскажет, за счет каких звеньев функциональной системы можно будет компенсировать недостаточность других, как помочь ребенку снять утомляемость и вялость. Первокласснику можно помочь преодолеть трудности в школе, так чтобы учиться дня него стало легко и радостно. Но все это – дело специалистов, особый, кропотливый, целенаправленный труд.

Помощь невнимательному ребенку в школе и дома

От автора: Профилактика неуспеваемости в начальной школе: дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

(Рекомендации для учителей и родителей)
Учебная неуспеваемость может быть предупреждена. Лучше проводить профилактику неуспеваемости, чем позволить проблемам нарасти подобно снежному кому. Кроме того, важно создать условия, в которых каждый ребенок мог бы реализовать свой интеллектуальный потенциал.

Две основные группы неуспевающих – это дети с синдромом дефицита внимания и дети, получающие недостаточную заботу со стороны родителей. Здесь пойдет речь о профилактике неуспеваемости для первой группы детей.

Синдром дефицита внимания, обуславливает невнимательность и связан с трудностями, которые этот ребенок пережил внутрирутробно или в период рождения. Часто этот синдром сочетается с гиперактивностью. Особенности этих детей, проявляющиеся в общении и в обучении, и важные для родителей и учителей, это: неустойчивость внимания, утомляемость, трудность удерживать в голове несколько заданий и правил работы одновременно, внешняя мотивация в поведении вместо внутренней, часто повышенная потребность в двигательной активности, которая на переменке проявляется в беготне, а на уроке в неусидчивости, ослабление контроля за поведением. Все эти особенности связаны с состоянием их нервной системы, поэтому «перевоспитанию» они не поддаются. Но могут быть скорректированы правильной тактикой учителя.

Работа с этой группой детей важна и по той причине, что именно эти гипервозбудимые, с неустойчивым вниманием дети создают проблемы учителю, затрудняя ведение урока, а в отдельных случаях и полностью срывая учебный процесс как таковой хождениями по классу, вопросами и выкриками с места, ссорами соседом по парте и т.п.. К сожалению, часто учитель становится «заложником системы», если родители отказываются лечить ребенка или найти ему более подходящие условия для обучения. И в этом случае только учитель может сам себе помочь, организовав на уроке систематическую индивидуальную коррекцию поведения и внимания такого ученика. В такой коррекции нуждаются, конечно, не только из ряда вон выходящие дети, но и те, у которых описанные особенности выражены более мягко. Но для них более важными могут быть и другие аспекты корректировки, так как синдром дефицита внимания может привести к отставанию в учебном процессе, а когда отставание уже налицо, и охватывает большой объем учебного материала, то преодолеть его значительно труднее, требуется больше затрат по времени и силам.

Выполнение учителем данных ниже рекомендаций поможет сгладить поведенческие проблемы ученика с гиперактивностью и с синдромом дефицита внимания, и также поможет ученику быть более успешным в обучении.

Рекомендации для учителя

1.Рекомендации для улучшения социального поведения и учебной мотивации.

1.1.Отрицательное поведение ребенка ИГНОРИРОВАТЬ (обходить, не заострять внимания).

1.2.Максимально чаще ХВАЛИТЬ за хорошее поведение, таким образом поддерживая и закрепляя его.

Традиционно в нашей «бытовой» педагогике закрепилась тенденция замечать ребенка, когда он сделал что-то плохое, и заниматься корректировкой этого негативного качества, вместо опоры в развитии на позитивные, на сильные стороны личности. Концентрация на негативном ослабляет и без того небольшие ресурсы ребенка с синдромом дефицита внимания, концентрация на позитивном дает энергию, необходимую для внутренней перестройки. Усиление позитивных черт, качеств, сторон личности автоматически влечет за собой ослабление и уменьшение негативных, нежелательных черт, сторон, проявлений.

1.3. Если всё же возникает необходимость говорить о неправильном поступке ребенка,

то говорить о его ПОВЕДЕНИИ, а не о его личности, с максимально точным описанием происшедшего. Отрицательное описание личности и/или её качеств способствует закреплению негативного качества, которое предполагается «искоренять».

Примеры правильного обращения с ребенком в связи с его неправильными поступками: «Ты взял чужую вещь и должен её вернуть», вместо «Ты вор» или «Где ты научился воровать?»; «Этот пример решается по-другому», вместо «Ты не умеешь решать примеры» и вместо «Опять ты все испортил!» и «Вчера ты не выполнил домашнего задания и поэтому сегодня ты испытываешь трудности на уроке» вместо «Ты лентяй» и «Ты как всегда без домашнего задания».

2.Рекомендации для организации внимания ученика на уроке:

2.1. Посадить в первый ряд, среднюю колонку, желательно одного. Конечно, это удается не всегда, так как в классе еще есть дети с нарушениями зрения. И все же этот ребенок должен быть посажен по возможности ближе к учителю и доске, хотя бы за второй партой, но никак не за последней.

2.2.Если ребенок сидит на уроке с отсутствующим видом, дать ему возможность отдохнуть в течение нескольких минут, так как сейчас он всё равно не в состоянии воспринимать учебный материал. Замечания учителя не помогут ему сконцентрироваться. Для детей с синдромом дефицита внимания характерно такое периодическое снижение внимания, и оно необходимо ему для восстановления ресурсов.

2.3. Не стимулировать в ребенке сильные отрицательные эмоции замечаниями, наказаниями и т.п., так как таких детей стресс еще более дезорганизует и лишает и без того ограниченной способности воспринимать материал. Отрицательная мотивация (страх наказания, осуждения, неприятия и т.п.) для таких детей не показана.

2.4. Вовлеченность ребенка в обучение поддерживать похвалой, признанием успехов, игровой мотивацией, интересом к знанию, выражением веры в его успех, признанием заслуг, совместной деятельностью с ребенком.

2.5. Во время учебного дня, урока планировать минуты двигательной активности – для всего класса в целом и/или для данного ученика индивидуально. Например, в форме: выход и ответ у доски, принести учителю рисунок, раздать учебные материалы, пособия, помыть тряпку для вытирания доски или отнести список учеников в школьную столовую и т.п..

2.6. Периодически предпринимать личные обращения к ученику для поддержания личного контакта.

3.Специфичная поддержка в учебной работе.

3.1.На определенный отрезок времени давать только ОДНО задание, так как такой ученик не может удерживать в памяти несколько заданий одновременно.

3.2.Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

3.3.Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью учителя в случаях затруднения.

3.4.Предупреждать формирование такой формы поведения, как «делание чего-нибудь» ради внешнего результата в ситуации, когда ребенок не понимает, что на самом деле нужно делать, в чем именно состоит задание и т.п.. Помогать ребенку быть сконцентрированным на понимании и на содержании работы, вместо количества написанных букв, слов, неправильно решенных задач и др.

3.5.В обучении в большей степени опираться на понимание и смысл, вместо опоры на механическое запоминание. Развивать мышление и опираться в обучении на мышление, вместо тренировки памяти, внимания, каллиграфического написания, аккуратности в записях и формальной скорости чтения вслух, что неэффективно, а потому вредно, так как ресурсы ребенка ограничены.

3.6.Использовать опору на наглядность и вынесение вовне промежуточных результатов мышления. Необходима внешняя фиксация промежуточных ответов в процессе последовательно выполняемых операций.

3.7.При чтении текста вслух по сути дела выполняются две задачи одновременно выражения и осмысления, что для ребенка с синдромом дефицита внимания труднее, чем для других детей, а иногда и просто невозможно. Если такой ребенок сразу читает вслух, то есть риск того, что он прочитает механически (с нужной скоростью чтения), но ничего не поймет из прочитанного. Поэтому необходимо при чтении на уроке вслух предварительно предлагать ребенку прочитать текст «про себя», а затем предлагать чтение вслух.

3.8.В первом классе желательно, чтобы ребенок как можно меньше писал. Для этого могут использоваться различные приемы. Например, при работе в классе, вместо того, чтобы ребенок писал ответ на доске, можно предложить ему выбрать карточку с правильным ответом из нескольких; возможно также использование тетрадей с напечатанными заданиями, где ответы вписываются, и т.п.

3.9.По возможности не снижать отметки за помарки, исправления, перечеркивания, так как эти дети не могут радикально преодолеть свою неаккуратность в письме, связанную с неустойчивостью внимания, а зачастую и с нарушениями мелкой моторики руки. И они бесполезно тратят свое время и ресурсы нервной системы на переписывания и на переживания по поводу низких отметок. Необходимо сконцентрировать энергию ребенка на понимании правил и грамотности письма. А это возможно лишь в том случае, если предлагаемая взрослым задача реальна для выполнения и ребенок стимулируется положительной отметкой. Другой вариант состоит в том, чтобы выставлять дифференцированную отметку: за чистописание, аккуратность и за правильное выполнение задания.

3.10.При выполнении контрольной, проверочной и классной работы, когда ребенок её выполнил (а часто они выполняют работу быстрее других детей), напоминать ему, чтобы он еще раз проверил работу (ход решения, орфографию, пунктуацию и т.п.). Если ребенок сделал в работе ошибки не из-за незнания, а из-за перепадов в концентрации внимания, то он их исправит, так как при повторном просмотре текста или задачи «выпадения» внимания произойдут в других местах.

3.11.Ошибки при письме такого типа, как пропуск буквы, двойное написание буквы и слога, перестановка рядом стоящих букв, связаны с повышенной истощаемостью центральной нервной системы. Ошибки в гласных в ударном слоге и согласных, стоящих перед гласной (то есть в так называемой «сильной» позиции), связаны с недоразвитием различения звуков, которое ребенок должен был освоить в дошкольный период жизни. И те, и другие входят в группу так называемых логопедических ошибок. Они не являются орфографическими ошибками. Это необходимо учитывать при выставлении отметок. Если ребенок постоянно получает плохие отметки, да еще за то, на что он не способен психофизиологически, он оказывает подавлен и принижен собственной неуспешностью, и не понимает, что ему делать дальше. Такие ошибки должны лечиться у врача и у логопеда, но не в обычном учебном процессе.

Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью нуждается для успешного обучения и в систематической поддержке со стороны родителей. Хорошо, если родители ребенка получают от учителя и выполняют следующие рекомендации:

Рекомендации для родителей

1.Рекомендации для родителей, направленные на улучшение социального поведения ребенка

1.1.Не концентрируйте внимание на негативных формах поведения ребенка. Обходите острые углы, вместо того, чтобы бороться со своим ребенком .Всякое давление порождает сопротивление, равное по своей силе оказываемого давления.

1.2. Постоянно хвалите его, поощряйте, отмечайте успех. Не сравнивайте его с другими детьми, более успешными в каких либо видах деятельности, а сравнивайте с тем его результатом, который он имел вчера.

1.3.Исключите из своего арсенала такие методы воспитания, как эмоциональная взбучка, крик, физические наказания. Если вы сейчас используете их, прекратите и найдите другие способы воздействовать на ребенка. Ребенок благодаря перечисленным методам воспитания внутренне еще более дезорганизуется и теряет способность правильно себя вести. Его мышление и способность воспринимать отключаются, благодаря чему педагогические воззвания родителей не воспринимаются адекватно. Опыт Вашего собственного детства здесь не применим, так как у Вашего ребенка по сравнению с Вами другая организация центральной нервной системы.

1.4.Помните, что гипервозбудимость ребенка усиливается в местах большого скопления людей. в связи с этим не рекомендуется оставлять такого ребенка в группе продленного дня. желательно предоставить ему возможность побыть дома, без других детей, и дозировать его пребывание в ситуациях, где много взрослых и детей (по состоянию ребенка),

…..1.5.Обеспечьте своему ребенку достаточно физических поглаживаний, прикосновений, так как дети с синдромом дефицита внимания больше, чем другие, нуждаются в физическом контакте с родителями, и этот контакт является для них эмоционально поддерживающим и физически исцеляющим. Вы может обнять его, когда сидите рядом и делаете вместе уроки. Вы можете играть с ним в игры, связанные с физическим контактом (прятки, жмурки., Вы можете вместе с ним бороться и делать совместные физические упражнения, и вы можете также придумать свои собственные игры с физическим контактом.

1.6. Хорошо, если иногда Вы будете находить время и контролировать ситуацию общения Вашего ребенка с другими детьми. Особенность Вашего ребенка в том, что он может быть легко спровоцирован другими детьми, у которых контроль над поведением более развит.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью легче переутомляются, чем другие, так как ресурсы их центральной нервной системы ограничены, и в связи с перевозбуждением.

Чрезвычайно важно для них проводить профилактику переутомления, которое может сказаться как на успешности обучения, так и на поведении ребенка и на перспективах его физического здоровья.

Внешне эти рекомендации кажутся чрезвычайно простыми и излишне очевидными, но опыт работы с семьями, где есть ребенок с синдромом дефицита внимания, показывает, что эти простые вещи часто не выполняются. А они являются наиболее важными по сравнению с приемом лекарств и другими методами медицинского лечения.

В связи с этим является ценным, если Вы, уважаемые родители будете выполнять следующие рекомендации:

2.1. Сформируйте и поддерживайте в семье устойчивый режим занятий и отдыха.

Выработанный и поддерживаемый ритм труда и отдыха поддерживает здоровье.

2.2.Укладывайте ребенка спать в одно и то же время (без излишнего педантизма), предоставляйте ему достаточный сон. Признаком достаточного сна является то, что ребенок просыпается утром сам, а не при помощи мамы или будильника. если он утром к необходимому времени не просыпается, это значит, что нужно укладываться спать раньше, так как время необходимого сна индивидуально, и является различным для различных детей. В то же время есть общая закономерность, которая выражается в том, что ребенку нужна большая длительность сна, чем взрослому человеку.

Необходимо также пересмотреть условия засыпания, удобство постели и т.п .В период засыпания ребенка не включать телевизор, если для родителей нет отдельной комнаты.

2.4.Ограничивайте для ребенка просмотр телепередач и видеофильмов, и особенно — фильмов и передач с агрессией и ужасами.

2.5. Следите за тем, чтобы питание ребенка было полноценным, чтобы в его питании присутствовали продукты с витаминами группы В (для нервной системы) и за тем, чтобы Ваш ребенок достаточно пребывал на свежем воздухе. Свежий воздух чрезвычайно важен для Вашего ребенка, так как для детей с синдромом дефицита внимания характерны затруднения мозгового кровообращения, а значит и с доставкой кислорода к клеткам мозга. Пребывание на свежем воздухе облегчает эту проблему без лекарств, поэтому важно, чтобы ваш ребенок ежедневно гулял, а помещение, где он находится, было проветрено. В летнее время рекомендуется пребывание за городом в зоне чистого воздуха.

2.6.При выполнении домашних заданий освободите ребенка от всякой второстепенной, вспомогательной, несущественной оформительской работы, такой, например, как расчерчивание полей в тетради и т.п.

2.7.Примите во внимание, что выполнение домашних заданий поздно вечером вредно для ребенка. Через наблюдение за ребенком определите то время, после которого сидение ребенка за уроками становится бесполезным делом.

2.8.Если у ребенка болит голова, если он пережил стресс и не может сделать домашнее задание сегодня – не упорствуйте в желании добиться от него результата. Вы можете написать учителю записку с извинениями, а ребенка уложить спать пораньше.

2.9.Занятия ребенка с репетиром или ваши дополнительные занятия с ребенком сверх программы, установленной учителем, рискованны для его здоровья. Занимайтесь с ребенком только теми домашними заданиями, которые он получил от учителя. Если Вы хотите чем-либо заниматься с ребенком дополнительно, проконсультируйтесь с врачом.

2.10.Если у ребенка часто повторяются головные боли, если учитель жалуется на повышенную отвлекаемость, неспособность сосредоточиться на уроке, на неумение сдерживать свое поведение и частое нарушение правил поведения, проконсультируйтесь у невропатолога. Возможно, что вашему ребенку требуется медицинская поддержка, которая может быть назначена индивидуально врачом.

3.Помощь ребенку в обучении и выполнении домашних заданий

3.1.Учитывая повышенную отвлекаемость ребенка, помогите ему организовать рабочее место для выполнения домашних заданий. Лишние вещи должны быть убраны со стола, чтобы они не отвлекали внимания. Недопустимо включение телевизора в комнате. Если ребенок отвлекается на посторонние звуки – создайте в комнате условия тишины.

3.2.Многие из детей с последствиями гипоксии не в состоянии работать над домашними заданиями самостоятельно .Им необходимо присутствие и участие взрослого, для того, чтобы быть способными сосредоточиться на работе. Родителям этих детей скорее всего придется до конца начальной школы помогать ребенку в выполнении домашних заданий. Это однако не означает, что родители делают домашнее задание за ребенка и таким образом мешают ему расти через обучение .Но присутствие и участие, диалог со взрослым создают необходимые условия для концентрации внимания.

3.3.Некоторым из родителей необходимо будет не только выполнять вместе с ребенком домашние задания, но и повторять материал, пройденный в классе, так как ребенок был на уроке не всегда сосредоточен и мог что-то пропустить (не обвиняйте его в этом!).

….3.4.Дети с синдромом дефицита внимания испытывают трудности с записью домашних заданий. Домашние задания обычно задиктовываются учителем в конце урока, когда ребенок совсем устал. Из этого, как рекомендует Л. А. Ясюкова, «не стоит делать проблемы». Родители могут сами узнать, что было задано. В некоторых школах, особенно в первых классах, учителя сами вывешивают на доске объявлений, что было пройдено в классе и что задано на дом.

3.5.В целом необходимо освободить ребенка от несущественной работы и сосредоточить его на понимании пройденного материала. Лучше, если бы эти дети в первом классе как можно меньше писали. По крайней мере, не устраивайте своему ребенку бесконечных и бессмысленных переписываний из-за помарок или желания добиться хорошего почерка, которого возможно не будет, так как синдром дефицита внимания часто сочетается с проблемами мелкой моторики руки.

3.6.Помогайте ребенку развивать визуальное мышление и учите использовать его обучении. При развитом визуальном мышлении ребенок быстро обучается пользоваться рисунками, черт ежами, схемами. Этим снимается нагрузка механического запоминания.

…..3.7.Используйте в помощи ребенку в обучении подход, предложенный Гленом Доманом (2). В частности, этот подход состоит в четком структурировании информации, которую необходимо усвоить, в разбиении её на конкретные образные единицы, с последующей её организацией в целостные системы.

3.8. Если у вашего ребенка есть трудности в освоении им навыка чтения, существенно отличающие его от других детей, либо аналогичные трудности с освоением грамотного письма, получите консультацию школьного логопеда, который подскажет приемы индивидуальной помощи ребенку.


Все перечисленные рекомендации, конечно же, применяются не механически, а в зависимости от индивидуальности ребенка, от конкретной ситуации.

При первом рассмотрении они иногда кажутся очевидными и простыми, но тем не менее они являются достаточно трудными, так как от самого педагога или родителя они потребуют высокой организованности, силы воли, самоотдачи во взаимоотношениях с ребенком и вложения энергии в самовоспитание.

Но эти вложения педагогов и родителей безусловно будут оправданы будущим этих детей.

Если ребенок с синдромом дефицита внимания имел адекватное индивидуальное сопровождение в воспитании и обучении в дошкольный период и в начальной школе, то к 10-11 годам происходит устойчивая нормализация работы мозга, и далее он может учиться в том же режиме и с тем же успехом, что и его сверстники.

1.Гизатуллина Д.Х. Когда учиться трудно, или русский язык в играх. Спб., «Детство-Пресс», 2000. 2. Доман Г., Доман Д. Дошкольное обучение ребенка. М., 1995.

3.Друбачевская И. Избавимся от двоек. М., 1997. 4.Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 1997.

5.Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. Спб., 1997, изд-во «Иматон».

Что делать, если ребенок все теряет?

Рассеянность и невнимательность — распространенные проблемы у детей. В раннем возрасте они теряют различные вещи, оставляют их на улице, и на детских площадках.

У родителей это вызывает огромный стресс. Мало того, что малыш потерял вещь, которая им нравится. Так она еще и стоит денег. Порой — не маленьких.

Дети же к потерям относятся спокойно. В силу своего возраста, они даже не переживают о том, что какая-то вещь утрачена. Но это неправильно. Вещи нужно ценить.

Терять все под ряд — это очень плохая привычка. Если не избавиться от нее в детстве, ребенок останется рассеянным вплоть до подросткового возраста. И даже во взрослой жизни будет терять вещи.

Мы расскажем, как решить эту проблему.

Причины, по которым ребенок теряет вещи

В школьном возрасте детки, в основном, забывают тетради, и книги.

В учебном заведении они нередко оставляют куртки. А также пакеты со сменкой.

Долго личные вещи в школе не залеживаются. Хорошо, если их найдет порядочный ребенок, и отдаст охраннику. Но чаще всего бывает так, что другие дети подбирают бесхозные предметы. И вернуть потерянную вещь становится невозможно.

Не стоит думать, что рассеянность — это проблема только вашего ребенка. Ежедневно сотни родителей жалуются на ту же проблему в различных группах ВК, и Facebook.

Психологи относятся к невнимательности, и потере вещей не так критично, как обычные взрослые. Они заявляют, что причины забывчивости у малышей такие же, как и у любых других людей старшего возраста. Ребенок забывает все не потому, что он плохой. А потому, что на подсознательном уровне в мозгу у него заложена рассеянность.

Но не переживайте, исправить проблему можно.

Исправлять забывчивость нужно до 10 лет

Психологи рекомендуют родителям исправлять забывчивость ребенка до того, как ему исполнится десять лет. В этот период еще можно исправить проблему. А вот уже когда малыш достигнет десяти лет, научить его быть внимательным будет намного сложнее.

Ваша задача на этом этапе — как можно активнее бороться с рассеянностью.

Почему малыши рассеянные и забывчивые?

Психологи объясняют, почему дети к одним вещам относятся бережно, а к другим — безразлично. В силу своего возраста, малыши быстро переключают внимание с одной вещи на другую. Те предметы, которые ребенок считает неважными, отходят на второй план.

Малыш фокусирует внимание только на на том предмете, который ему интересен. Его он не потеряет ни при каких обстоятельствах. Потому, что будет бережно хранить.

Если вдруг, при этом, малыш потеряет менее важную вещь, то он не расстроится. И даже не уделит этому внимание.

Малыши теряют те вещи, которые вызывают у них неприятные воспоминания

Детские доктора провели исследование причин невнимательности. В ходе него, они выяснили, какие вещи малыши теряют чаще всего.

Это предметы, которые:

  1. Вызывают у них неприятные воспоминания.
  2. Связаны с определенным занятием, которое им не нравится.

К примеру, сменную обувь дети могут терять по тому, что не видят смысла ежедневно переобуваться в учебном заведении. Или потому, что им просто лень.

Рюкзаки, пеналы, тетрадки и учебники они теряют потому, что не любят школу.

Психологи отмечают, что дети забывают различные предметы не специально. Они теряют их потому, что подсознательно считают их бесполезными.

Наказывать ребенка за то, что он потерял определенную вещь — не нужно

Вопрос рассеянности ребенка действительно нужно решать. Однако, использовать при этом радикальные методы (наказания) не нужно.

Если вы будете кричать на ребенка каждый раз, когда он что-нибудь теряет, это не даст должного эффекта. Наоборот, вы только ухудшите отношения с ребенком. А терять предметы он не перестанет.

Нужно поступать хитрее. И использовать следующие правила.

Заставляйте ребенка самостоятельно искать вещи, которые он потерял

Вызовите ребенка на разговор. Объясните ему, что теперь за свои вещи ответственность несет лично он. Если малыш забудет определенный предмет в учебном заведении, то он должен будет самостоятельно найти его. Бегать по школе, и спрашивать учителей по поводу того, видели ли они потерянную вещь.

На процесс поиска ребенок потратит очень много времени. И наверняка устанет. Но это положительно повлияет на него. Когда в следующий раз ребенок будет держать вещь в руках, он будет следить за ней. Потому, что будет знать о последствиях — на поиск снова придется тратить много времени и сил.

Лень и нежелание снова искать вещь заставят ребенка стать более внимательным.

Подавайте хороший пример

Поведение родителей часто отражается на самом ребенке. Учитывайте, что на внимательность и рассеянность влияет обстановка в вашем доме.

Если в квартире постоянный беспорядок, то у малыша вряд ли получится быть внимательным и следить за вещами. Он на подсознательном уровне будет думать, что хаос — это нормально. И поэтому будет небрежно относиться к предметам.

Также, обратите внимание, все ли вещи в вашем доме лежат на своих местах. Если какие-то предметы разбросаны по квартире, то это плохо. Видя это каждый день, малыш будет думать, что оставлять вещи «где не попадя» — это нормально.

Объясните, что каждая вещь стоит денег

Объясните ребенку, что каждый предмет стоит денег. И не маленьких.

Скажите, к примеру, что куртка стоит 2.000 рублей. Ботинки — 5.000 рублей. И переведите эту сумму в товары, которые вы могли бы приобрести ребенку. Например, скажите: «Представь, сколько на эти деньги можно купить игрушек. Если ты потеряешь куртку или ботинки, то мне придется приобретать новые. А на игрушки у меня денег не хватит».

Это может положительно повлиять на чадо. Он поймет, что лучше следить за вещами, и получить игрушку, чем потерять их, и остаться без нее.

Как исправить рассеянность ребенка?

Побороть рассеянность чада не сложно. Достаточно лишь правильно воспитать его.

Начать рекомендуем с совместной подготовке портфеля к школе. Скажите ребенку, чтобы он каждый день собирал рюкзак. И помогайте ему. Раскладывать вещи нужно следующим образом:

  1. Учебники нужно размещать в большом отсеке рюкзака.
  2. Тетрадки — в маленьком.
  3. В небольшой карманчик можно положить пенал. Или сменку.
  4. В карман штанов — деньги, которые ребенок может потратить на покупку еды в столовой.

Проговаривайте, что должен сделать ребенок

Перед походом ребенка в школу, скажите ему, что он должен сделать. Ваши слова должны быть максимально простыми. Чтобы информацию ребенок гарантированно запомнил.

Проговаривать с малышом нужно следующее: «Я даю тебе в школу сменную обувь. Когда переобуешься, положи первый комплект обуви в сумку. И возьми ее с собой. Когда будешь выходить из школы — переобуйся. И забери сумку домой». Текст можете придумать самостоятельно.

Пересчитывайте предметы перед выходом из дома

Предположим, ребенок идет в школу. Он берет: портфель, сменную обувь и куртку. То есть, три предмета.

Укажите малышу на то, что он взял с собой 3 вещи. И попросите пересчитать их количество при выходе из школы.

Пишите списки собранных предметов

Каждый вечер пишите, какие предметы ребенок возьмет с собой завтра. Составьте список, и укажите в нем собранные вещи. Он должен выглядеть следующим образом.

Скажите ребенку, чтобы каждый день, после выхода из школы, он сверял предметы по списку. Желательно, чтобы напротив проверенной вещи он ставил галочку. Это необходимо для того, чтобы малыш контролировал процесс сбора.

Научите ребенка порядку

Чаще всего рассеянностью страдают те малыши, которые не приучены к порядку. Ваша задача — исправить эту проблему.

  1. Раскладывать вещи в комнате по полкам.
  2. Не разбрасывать предметы по квартире.
  3. Контролировать, чтобы все лежало на своих местах.

Помните: порядок в квартире = порядок в голове.

Не давайте ребенку брать с собой слишком много вещей

Чем больше вещей, тем выше вероятность того, что ребенок что-то забудет. Поэтому, рекомендуем давать малышу в школу брать не более двух-трех предметов.

Игрушек рекомендуется брать не более трех.

Побороть детскую растерянность можно.

Помните основные правила:

  1. Учите ребенка внимательности до десяти лет. Потому, что потом может быть поздно.
  2. Не ругайте малыша. Крики и оскорбления должного эффекта не дадут. Действуйте хитрее.
  3. Регулярно работайте с ребенком, и воспитывайте в нем внимательность.
  4. Научите малыша порядку.
  5. Придерживайтесь других правил.

Если соблюдать все эти аспекты, ребенок гарантированно перестанет забывать вещи.

На портале Vikids вы можете:

Каждая мама обязана знать:  Ребёнок ревнует папу
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация