Зачем делать домашнее задание, если помимо этого много проблем


Содержание

9 самых распространенных проблем домашнего задания и как их вылечить без осложнений

Нам всем иногда не хочется выполнять свои обязанности, и наши умненькие детки – не исключение. Если ребенку чего-то не хочется, например, делать домашнее задание, то он найдет миллион причин и триллион поводов, чтоб отложить это нежелательное событие на «когда-нибудь потом». Но глобальная проблема возникает, если ребенок постоянно не старается при выполнении домашнего задания или вообще скандалит, так как не собирается его делать. Конечно, любознательным родителям со слабой нервной системой, хочется найти суть проблемы и искоренить ее, а дальновидным родителям еще хочется сделать что-то такое, чтоб ребенок ну прям сам захотел делать домашние задания регулярно, выкладываясь на максимальную мощность.

В этой статье мы займемся важным делом — выделим девять самых распространенных проблем при выполнении домашки, чтобы рассмотреть несколько возможных способов их решения.

Проблема № 1. Ребенок дает себя уговорить приступить к выполнению домашнего задания, он пытается стараться, но ему тяжело справиться с уроками. Он старается, но расстраивается, потому что снова боится ошибиться и разочароваться.

Решение. Если вы видите, что ребенку не дается какой-то определенный предмет или часть задания, вы можете ему помочь следующими действиями:

— скажите ребенку, что вы понимаете его эмоции и чувства;

— не делайте задание вместо него – он должен думать сам, иначе вы просто завуалируете проблему, не решив ее;

— не уменьшайте объем заданий, который является обязательным – так ребенок не овладеет навыками, которые ему пригодятся в дальнейшей учебе;

— вы можете упростить задание, чтоб ребенок смог поверить в свои силы. Пример упрощения – если ребенок плохо читает, то прочитайте ему параграф из учебника медленно, так чтоб он мог следить, ведя указкой или пальцем по строке. А потом поменяйтесь местами – он читает, а вы ведете его указкой по строчке. Такая методика чтения позволяет одновременно видеть и слышать, что однозначно улучшит технику чтения. А потом еще и моральное удовольствие, когда ребенок будет в роли учителя!;

— хвалите ребенка описательно, а не просто звучными прилагательными. Не «Гений! Красавчик!», а «Смотри, как аккуратно ты всё написал. Правильно решил пример и абсолютно самостоятельно, как взрослый человек»;

— ждите ответа на все вопросы. Даже если вы слышите, что ребенок не знает ответа, дайте ему возможность сделать предположение. Это поможет работе в классе – так учитель сможет оценить уровень его знаний, а не частоту заготовленной фразы: «Я этого не понимаю»;

— поощряйте ребенка не бояться попросить о помощи у учителя или вас. Если вдруг что-то не понятно, надо просто спросить, а не ждать, что решение вопроса придет как-то само по себе;

— расскажите учителю ребенка, о проблемах, с которыми вы столкнулись дома и какими путями вы их решаете. Учитель должен знать, что пока ребенок делает что-то не так хорошо, как одноклассники, но вы уже идете на пути совершенствования данного навыка, и скоро ребенок будет все успевать на необходимом уровне. А еще учитель может дать несколько полезных советов – как-никак по своей профессии мы все знаем много нюансов;

— будьте всегда на стороне ребенка. Всегда вначале разберитесь в причине проблемы или конфликта, узнайте предположения ребенка, как это можно решить, и только потом ВМЕСТЕ определитесь, как именно вы будете бороться с этой напастью.

Проблема № 2. Ребенок постоянно не записывает домашнее задание, объясняя хроническую забывчивость проблемами с памятью.

Решение. Ребенку можно привить привычку записывать необходимую информацию. В этом вам могут помочь учителя, которых стоит попросить уделить особое внимание процессу внесения записей в дневник. Также немаловажным является и ваша поддержка – можно напомнить после окончания уроков проверить дневник, устраивать дома «мозговые штурмы», проверяя память ребенка, и чаще хвалить и вознаграждать, если домашнее задание зафиксировано письменным способом и в полном объеме.

Я, надеюсь, не шокирую вас новостью о том, что некоторые дети целенаправленно не записывают домашние задания. Их же придется потом делать! Такая ситуация складывается, когда домашнее задание не является ежедневной обязанностью, а больше похоже на нерегулярное испытание на крепость. В таких случаях дети считают это огромной трудностью, которую хочется избежать любой ценой. Если родители установят выполнение домашнего задания как обязательное ежедневное правило, дети поймут, что избежать его не удастся — всегда найдутся «добрые люди», которые расскажут правду о том, что задавали на дом. Не забывайте замечать сдвиги детей в положительном направлении, хвалите их даже за маленькие успехи, и тогда великие свершения будут уже не за горами.

Проблема №3. Ребенок часто не понимает, что конкретно ему нужно сделать в домашнем задании.

Решение. Если вы думаете, что учитель виноват в непонимании – плохо объяснил, не уделил достаточно внимания, это не всегда справедливо. Подумайте, если остальные дети все поняли, может тогда проблема не в учителе? Проблема прячется в трудностях для вашего ребенка точно и быстро записать домашнее задание, поэтому вечером, читая дневник, ребенок теряется в недоумении – чего же от него хотят? В решении этого вопроса, конечно, может помочь звонок другу. Но если это станет системой, это будет не совсем правильно. Давайте договоримся сразу – ребенок в этом не виноват. Напоминаю, родители всегда должны быть на стороне ребенка, но, не уменьшая при этом значимости учительского влияния. Хороший учитель всегда идет на контакт с родителями и может помочь в данной ситуации следующим:

— разрешить ребенку переписать домашнее задание в дневник с листа, а не с доски;

— писать задание на доске перед уроком, чтоб у детей было больше времени и они не спешили, перенося его в дневник;

— пояснять задания, которые задаются домой.

Не бойтесь озвучивать проблемы, иначе решение то же будет прятаться.

Проблема №4. Ребенок старается все выполнить качественно. Но только после ваших подробных объяснений и повторений совместно пройденного материала.

Решение. Это довольно сложная задача даже для взрослого – одновременно слушать, писать и понимать. Невнимательность на уроке можно объяснить следующим:

— ребенку шумно в классе, это отвлекает его от усвоения школьного материала;

— импульсивным детям сложно сфокусировать внимание на темах, их не интересующих;

— есть такой прекрасный тип учеников – кинестетический, это когда дети отлично усваивают материал только тогда, когда могут принять активное участие в процессе обучения; они просто «тухнут», если их заставить спокойно воспринимать информацию;

— иногда дети легко запоминают много мелких деталей и статистических данных, а общую картину им трудно собрать – тогда возникают проблемы понимания основных моментов урока;

— ребенку просто скучно слушать монотонный голос, поэтому он престает слышать;

— слабо развита кратковременная слуховая память – ребенок быстро забывает недавно услышанную информацию, но эту память можно и нужно развивать;

— усложнение рассказа учителя многочисленной терминологией;

— иногда пропустив тему предыдущего урока, или плохо ее усвоив, дети не могут осмыслить новую информацию и поэтому внимание отключается автоматически.

Есть много всевозможных методик и игр, позволяющих улучшить степень восприятия ребенком устной речи.

Проблема №5. Ребенок зачастил с просьбами о помощи при выполнении домашнего задания.

Решение. Есть большая разница – помочь понять или подсказать правильный ответ. Мы не должны думать вместо детей, как бы легко и приятно нам это не казалось. Вместо привычных объяснений попробуйте сделать следующее:

— задайте наводящие вопросы. В поисках ответа информация запоминается лучше;

— многие дети – визуалы, то есть лучше усваивают информацию не на слух. Вооружайтесь фломастерами и рисуйте постеры и диаграммы – и вам воздастся хорошей успеваемостью;

— приведите так много примеров, чтобы ребенок сам мог вывести взаимосвязь и общность полученной информации;

— скажите ребенку, глядя в глаза, что вы понимаете его растерянность и искренне хотите помочь, именно поэтому учите его быть самостоятельным;

— не ленитесь хвалить самостоятельные поступки и решения.

Проблема №6. Дети начинают жаловаться на сложность задания, даже не попробовав его сделать. Им лучше выслушать мамины нотации и сделать задание вместе, чем сделать самому и разочаровать родителей и учителей наличием недопустимых ошибок.

Решение. Попробуйте воплотить в жизнь следующие стратегии:

— у всех свои психофизические характеристики – кому-то легче дается математика, а кому-то – чистописание. Научиться можно всему, и научить тоже;

Каждая мама обязана знать:  Как отметить 8 Марта

— не забывайте демонстрировать понимание к его проблемам и трудностям – так ребенок будет вам больше доверять;

— если вы не можете справиться с проблемой самостоятельно – обратитесь за помощью к специалистам, например графологу или реабилитологу.

Проблема №7. Ребенок знает, чего ждут от него педагог и родители, но не хочет стараться.

Решение. Бывают такие дни, когда дети спешат или ленятся выполнить домашнюю работу качественно. В этом случае будет полезным обратить внимание на аккуратность, точность выполнения задания и общий вид работы. Скорее всего, ребенок найдет отговорки, которые будут обосновывать отсутствия старания именно поэтому предмету: «Ну не все ли равно. Каким почерком я написал задачу по геометрии? Аккуратность в математике не главное, я стремлюсь решать примеры быстро и правильно». Иногда дети даже начинают себя агрессивно вести, защищая свою точку зрения: «Откуда ты знаешь, что от нас требует учитель? Если ты никогда не работала учителем, зачем ты тогда командуешь?» Тут поможет только ваш непреклонный авторитет. На этой территории вы – взрослый, значит опытнее, поэтому здесь ваши требования являются обязательными для выполнения. Вместо споров попробуйте:

— снова и снова рассказывать о том, что вы понимаете его чувства и возмущения;

— приведите примеры, когда плохо сделанная часть работы может повлиять на конечный результат – например, из плохо замешанного теста никогда не получится вкусный хлеб;

— перед началом выполнения задания оговорите все требования к качеству и объему, а в конце совместно решите – что получилось, а что можно было сделать и лучше;

— введите новую полезную традицию – в воскресенье делать часть уроков на неделю, а не только на понедельник;

— и не забывайте подробно озвучивать каждое изменение в лучшую сторону.

Проблема №8. После обсуждений домашних заданий, ребенок может решить, что его учитель не самой высокой квалификации и его можно не слушать.

Решение. Для поддержания уважения к школьным правилам и авторитету учителя, необходимо:

— не допускать даже намеков на критику действий и слов учителя, домашних заданий. Если ребенок услышит от вас критику или увидит снисходительное отношение к школьной политике, он решит, что и ему можно так же вести себя;

— составьте ряд критических вопросов, ответы на которые вы смогли бы найти совместно с представителем школы. Решайте проблемы по мере их поступления, не пытайтесь прийти в школу со своим новым уставом;

— начинайте разговор с похвалы, тогда вас будут слушать с большим удовольствием.

Проблема №9. Из-за высокой загруженности в определенные периоды – перед подготовкой к концерту, конкурсу, соревнованиям, не хватает времени на выполнения всего домашнего задания.

Решение. Ребенок должен видеть вашу заботу о нем. Выберите наиболее важные задания, которые он должен обязательно сделать сам, обращая внимание на качество работы. Помогите ему справиться с оставшимися заданиями, ведь взаимовыручка и помощь в трудные минуты – это характерные признаки крепкой семьи.

В заключение статьи, я хочу вспомнить бородатый анекдот про Вовочку, которого учительница решила похвалить за наконец-то хорошо выполненное домашнее задание. А бедный Вовочка объяснил, что так получилось, потому что папа не смог помочь, уехал в командировку. Мы с вами взрослые люди и понимаем на примере собственной жизни, что в каждой шутке – лишь доля шутки. Давайте детям возможность быть самостоятельными, любите и хвалите – и дети станут именно такими, какими вы их называете. Умницами, взрослыми и самостоятельными.

Домашние задания отнимают слишком много времени: что делать?

Как перестать делать уроки с ребенком

Когда ребенок часами просиживает над домашними заданиями, особенно в начальной школе, родители справедливо считают такую ситуацию ненормальной и начинают помогать — берут на себя презентации и доклады, подключаются к решению задач и примеров. Лишь бы ребенок не получил плохую оценку. Но есть и противоположный взгляд на школьные нагрузки и неудачи — что они полезны для взросления. Такой позиции придерживается автор книги «Дар неудачи» Джессика Лэйхи. А как считаете вы?

Домашняя работа бывает разной: упражнения и подготовка к контрольной, полезная и бессмысленная, увлекательная и совершенно мучительная. Но о какой бы разновидности домашней работы ни шла речь и как бы вы лично ни относились к ее целям и осмысленности, домашнее задание — в любом случае для ребенка, а не для вас. Ваша обязанность — поддерживать. Ободрять, направлять внимание ребенка, пока он мал, а когда подрастет — четко сформулировать требования к нему и больше не лезть.

Не делайте домашние задания вместе с ребенком — для его будущего

Да, знаю, знаю: проще сказать это, чем сделать. Не так трудно отойти в сторону и предоставить ребенку автономию, когда задание достаточно простое — например прорешать стандартные примеры — или когда срок сдачи большого проекта безопасно маячит где-то в отдаленном будущем. Но когда нытье и жалобы в духе «Я не хочу делать домашку» и «Она очень сложная!» перерастают в вопль, возникает соблазн взять все в свои руки или попросту подсказать правильный ответ, чтобы эта пытка прекратилась и все члены семьи могли вернуться к нормальной жизни.

Поддаваться этому соблазну нельзя. Такие моменты стресса, когда у ребенка зашкаливает уровень фрустрации, являются ценнейшей возможностью для развития прилежания, упорства и усердия. Ребенок как раз и учится не сдаваться и биться до конца, когда ему приходится трудно, когда он уже уверен, что ничего не получится, когда он страдает от последствий собственной прокрастинации или неумения планировать. Именно тут вам следует не просто отступить на шаг, а и вовсе уйти.

Может показаться, что от вмешательства особой беды не будет, но такого рода ущерб накапливается кумулятивно. Каждый раз, когда вы перехватываете задание и избавляете ребенка от необходимости решать сложную математическую задачу или писать научную работу, вы подрываете его уверенность в себе и его автономию. Справиться с заданием самостоятельно — вот мощный стимул, награда куда более ценная, чем оценки и результаты контрольной. Сосредоточьтесь на долгосрочной перспективе.

Достаточно скоро забудется то задание, над которым ребенок бился полночи; он, возможно, уже и не вспомнит, как этот плакат или эта задача казались ему не по зубам. Конкретику он забудет, но вот что останется: долгосрочные благие последствия тех часов, когда он самостоятельно разбирался в математической задаче или проводил научный эксперимент до самого конца, пока не получал свои собственные результаты.

Да, возможно, ребенку предстоит разочароваться в своих усилиях или даже в своих способностях, если наутро он предстанет перед учителем и одноклассниками с неверным ответом, но ему нужны такие уроки. Ваша обязанность — не спасать ребенка от разочарований и неловких ситуаций, а сочувствовать, поддерживать и помогать ему отыскать в самом себе силы и навыки для выполнения следующего задания.

Пусть ребенок сделает то же открытие, которое сделала вот эта школьница, сражавшаяся посреди ночи и с математикой, и со своим внутренним голосом.

Однажды ночью, когда я возилась с последней особенно трудной задачей по математике, я вдруг подумала: «А если не биться над доказательством? Если взять и сдаться?». Я понимала, что в итоге справлюсь с работой, но на это уйдет много времени, и мне просто не хотелось засиживаться. Я довольно долго размышляла над этим и в итоге сложила учебники и легла в постель — но через несколько часов проснулась: меня разбудило желание закончить дело. Примерно в час ночи я вскочила и вывела нужное доказательство. Хотя я ужасно устала, я чувствовала себя прекрасно, и знала, что классно поработала. Я давно не была так довольна собой и своей школьной работой.

Сколько задают на дом в США

Этой школьнице явно пошла на пользу борьба один на один с математическим заданием, хотя родители, учителя и журналисты ожесточенно спорят о том, есть ли вообще хоть какая-то педагогическая ценность у домашней работы. Государственная педагогическая ассоциация (National Educational Association, NEA) в «Исследовании ситуации с домашними заданиями» (Research Spotlight on Homework) пришла к выводу: «Перегрузка домашней работой — скорее исключение, чем правило». Далее ассоциация подтвердила, что «большинство американских школьников независимо от класса уделяют домашним заданиям менее часа в день, и такое положение сохраняется почти на всем протяжении последних 50 лет».

Что касается «кризиса с домашними заданиями» — действительно, сейчас задания увеличились, однако лишь для двух категорий учеников: для младшеклассников (которых традиционно вообще не нагружали) и для специализированных (гимназических, лицейских и т.д.) классов, нацеленных на подготовку к университету. Напротив, объем заданий в средних и старших классах большинства школ, особенно тех, что не стремятся к большим достижениям, остается стабильным с 1950-х, а в школах неблагополучных районов, выпускники которых ни на что не рассчитывают, домашних заданий почти нет.

Рекомендации Национальной ассоциации родителей и учителей (National Parent-Teacher Association, National PTA) служат стандартом, с которым большинство школ сверяют объемы домашних заданий, и эти рекомендации проистекают из наиболее авторитетных исследований по эффективности времени, которое следует тратить на домашнее задание: 10–20 минут в день для первоклассников и дальше плюс 10 минут в каждом следующем классе.

Если ребенок до ночи делает домашнее задание

Если ребенок жалуется, что у него уходит слишком много времени на домашние задания или вовсе не получается успеть все, я советую родителям сначала быстро проверить все пункты из приведенного ниже списка, а потом уже обсуждать эту ситуацию с учителем.

  • Проверьте зрение и слух ребенка. Проблемы со ними могут привести к нарушению понимания и снижению результатов учебы.
  • Убедитесь, что ребенок высыпается. По данным Американского центра контроля и профилактики заболеваний (U.S. Centers for Disease Control and Prevention), малыши нуждаются в 11–13 часах сна, с 5 до 10 лет нужно 10–11 часов, а подросткам — от 8,5 до 9,25 часов сна еженощно. Сокращение сна сказывается на концентрации внимания, памяти, внимании, способностях, исполнительных функциях и поведении.
  • Присмотритесь, как выполняется само задание. Когда я слышу от родителей, что ребенок часами сидит над тетрадкой, я стараюсь незаметно исподволь проследить за этим учеником во время перемены или выполнения самостоятельного задания в классе. Некоторые ребята с виду работают, но, вглядываясь, я убеждаюсь, что они тратят уйму времени, прыгают от задания к заданию, начинают и бросают, бессмысленно что-то карябают. И это без смартфона, компьютера и прочих отвлекающих факторов под рукой.
Каждая мама обязана знать:  Первоклассник агрессивен

Если вам кажется, что заданий чересчур много, попробуйте проделать дома такое упражнение: посидите рядом с ребенком, пока он делает задание, и отметьте моменты, когда он двигается вперед, а когда занимается всякой ерундой или тянет время. Таким образом вы получите объективное представление о том, сколько времени в совокупности уходит на реальную работу.

Если «чистое время» все равно покажется вам чересчур долгим, тогда определите, какие предметы «виноваты» в этом более всего, и поговорите с соответствующими учителями об избыточной нагрузке.

Если учителя ответят, что ваш ребенок в меньшинстве, а дети тратят на домашнее задание не более разумно отведенного времени, испробуйте Рецепт Времени.

Проводим эксперимент

Рецепт Времени изобретен учительницей математики Элисон Горман, преподавательницей средней школы. Она обратила внимание, что некоторые ученики долго возятся с задачами дома, но в классе, когда такие же примеры назначаются в качестве самостоятельной работы, нет отвлекающих моментов и отведено ограниченное время, эти ребята успевают сдать работу в срок, а порой и раньше, чем требовалось.

Рецепт Времени выглядит так: выясните, какой предмет отнимает у ребенка больше всего времени, и подсчитайте, сколько времени на него уходит каждый день. Для примера предположим, что это математика. Если ученик тратит на нее полтора часа, сократите время вдвое, установите таймер на 45 минут и предупредите, что, как только это время истечет, с математикой будет покончено и придется приниматься за другие предметы. Поставьте таймер так, чтобы ребенок его видел и мог наблюдать, как уходит время.

Предупредите, что не стоит расходовать полчаса на первый пример — тогда никак не справиться со всем заданием за 45 минут, надо правильно рассчитать время. И знаете что? В девяти случаях из десяти ваш школьник уложится в срок.

Поговорите заранее с учителем, предупредите о намеченном эксперименте: с большой вероятностью учитель согласится на некоторое время дать ребенку послабление. По крайней мере он будет предупрежден о том, почему один-два примера могут остаться недоделанными, и ему эта информация тоже пригодится. Он сможет разобраться, какой именно тип задач вызывает у ребенка затруднения, и со своей стороны поспособствует тому, чтобы Рецепт Времени пошел ученику на пользу.

Зачем нужно делать домашние задания

Зачем нужно делать домашние задания.

Мало кто из школьников любит делать домашнее задание. Конечно, было бы куда интереснее провести это время с друзьями или посмотреть телевизор, чем делать скучные и сложные уроки. Но иногда для того, чтобы все изучить и выполнить по программе какого-то предмета, в школе времени не хватает. В этом случае для того, чтобы закончить работу, приходится использовать время после уроков.

Поэтому если ты не будешь делать домашние задания, то навредишь этим только себе: просто ты не выучишь как следует или не отработаешь на практике, а значит, не усвоишь и не запомнишь того, что тебе необходимо и это плохо скажется на твоей успеваемости.

Домашние задания задаются вовсе не для того, чтобы доставить удовольствие твоему учителю, ведь это тебе нужны знания, чтобы стать грамотнее и умнее. Кроме того, выполнение домашних заданий вне класса научит тебя также другим вещам, например, правильно планировать свое время, работать самостоятельно и пользоваться библиотекой.

«Домашняя работа влияет на всю семью — мы не можем выйти из дома»

В Испании проходит тридцатидневный бойкот домашнего задания из-за непосильных нагрузок на школьников. Однажды устав от огромного количества домашних заданий, родители вышли на забастовку. Но только ли в Испании недовольны таким объемом домашки? The Guardian собрал мнения родителей из других стран о внеклассной работе школьников.

«Я не хочу делать уроки!», — кто из родителей не слышал эту фразу от своего ребенка. Чаще всего взрослый станет настаивать, подкупать или пригрозит неделей без мультиков. Но только не в Испании. Испанские родители возмутились, что детям задают слишком много домашней работы и решили организовать забастовку.

В начале ноября 2020 года ассоциация родителей объявила о бойкоте домашнего задания. В знак протеста против слишком большого, по их мнению, количества заданий, родители выдали своим детям записки, где объяснили, почему дети не сделали уроки. Еще в 2012 году отчет Международной организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) показал, что испанские школьники тратят на выполнение домашней работы около шести с половиной часов в неделю. Это почти на треть больше, чем в остальных развитых странах. И вот теперь терпение родителей лопнуло.

Анна, 37 лет, Испания: «Из-за домашней работы у детей нет времени ни на отдых, ни на хобби»

У меня четверо детей. Они тратят на уроки от четырех до шести часов в неделю — это слишком много. Поэтому я присоединяюсь к забастовке. Наша восьмилетняя дочь приносит домой уроки, заданные на следующий день, и тратит почти два часа на их выполнение. Чаще всего это просто переписывание больших объемов текста из книги. Мы с другими родителями пытались добиться официальной встречи с руководством школ и обсудить этот вопрос, но нам ответили, что времени на встречу у них нет. Я надеюсь, забастовка поможет нам решить вопрос с домашним заданием.

Из-за большого объема уроков у детей не хватает времени на отдых или хобби. Времени нет ни на игры, ни на общение с семьей. Мой сын очень устает, когда выполняет эти монотонные и скучные задания, которые вообще не приносят никакого эффекта. Не уверена, что он получает хоть какие-то новые знания после выполнения домашней работы.

Уроки влияют на планы всей семьи: мы не можем уйти из дома, пока задания не будут готовы. Мы пропускаем поездки в парк, вечерние прогулки. Я не думаю, что дети должны после школы просто повторять пройденный в классе материал. Я бы хотела видеть домашнюю работу более творческой, чтобы дети могли закрепить навыки, полученные в школе. Например, отличали бы породы местных деревьев, собирали образцы горных пород, листьев и ракушек, пекли или занимались лепкой.

Утпалаваджари, 43 года, Шлусбери, Великобритания: «Я понимаю, почему в Испании забастовка»

У меня два сына — шести и восьми лет. У них слишком много уроков, особенно у старшего, и на него это давит. Он любит гулять на улице, прыгать по стенам, воображая себя Человеком-пауком. Его желание понятно. Он хочет выпустить пар после школы, и мне так жалко заставлять его идти домой и делать уроки.

В начале учебного года поставили задачу: читать каждый вечер по 10 минут, а потом описывать персонажей из книги. Кроме этого, детям нужно заниматься правописанием. Старший сын не очень любит читать книги из школьного списка. Над любимой книгой он может просидеть часами, но выбирает только то, что ему нравится. Заставляя его читать другие книги, я чувствую, что уничтожаю его любовь к чтению.

По-моему, детям необязательно выполнять домашнюю работу в начальной школе. Это не так важно. Возвращаясь домой, они должны отдыхать и познавать мир вокруг себя

Помню, был разговор с учителем насчет моего сына:

— Не думаю, что моему ребенку нужно каждый день заниматься правописанием. Он быстро запоминает слова.

–В таком случае вы могли бы давать ему синонимы вместо этих слов.

Серьезно? Неужели ему правда нужно знать так много слов в восемь лет? Мой сын сильно нервничает и плачет, что не получит сертификата или не выполнит задание по чтению. Я прекрасно понимаю, почему родители в Испании вышли на забастовку и надеюсь, что их посыл будет услышан.

Дана Мак-гроу, Калифорния, США: «У моего сына в школе нет домашней работы. И это работает прекрасно»

В школе The Country School, где учится мой семилетний сын, не задают уроков на дом до четвертого класса. Конечно, нельзя сказать, что дети ничего не делают. Они сдают какие-то проекты, занимаются правописанием. Нагрузка увеличивается постепенно, детей таким образом готовят к старшей школе. Такой подход очень нравится всей нашей семье. The Country School − прогрессивная школа с интерактивным форматом обучения.

Отсутствие зубрежки создает атмосферу, которая помогает развить любознательность у сына. После школы он сам хочет больше узнавать о том, что ему интересно

По вечерам мы постоянно проводим время вместе и разговариваем на самые разные темы. Такое обучение очень позитивно влияет на отношения между ребенком и родителями. Мой сын может принимать участие в различных мероприятиях. На него не давит осознание того, что ему придется делать домашнюю работу.

Крейг Турп, 44 года, Бухарест, Румыния: «Мой сын часто делает уроки до 12 ночи»

Мы живем в Бухаресте. Наши дети учатся государственной школе. Старший сын в восьмом классе (ему 14 лет, он в последнем классе средней школы). Часто бывает, что он заканчивает делать уроки только к полуночи. И так не только в моей семье: румынская система образования в принципе зациклена на домашней работе.

Школа моего сына переполнена, и это усугубляет проблему. Ребята из средних классов учатся во вторую смену, а младшие занимают здание в первой половине дня. По возвращении домой Макс успевает поесть и немного передохнуть, а времени на задания или какие-то другие занятия почти не остается. Поэтому он корпит над домашней работой до ночи. Да и то ему приходится нередко приходится вставать по утрам, чтобы закончить уроки.

Каждая мама обязана знать:  Ребёнок с сильным духом противоречия (кризис 3-х лет)

Работу задают очень сложную. Математика на порядок выше по уровню, чем у 14-летних школьников в Великобритании. Более того, бывают такие задания, которые он не может решить, потому что что в классе просто не показывали примера решения. Он тратит еще около часа, чтобы просмотреть свои записи. Только после этого он сможет выполнить работу.

Зайнаб, 39 лет, Лондон, Великобритания: «Мой сын перестал воспринимать учебу как что-то радостное»

Моему ребенку шесть лет. Он получает домашнее задание, на выполнение которого уходит по шесть часов в неделю. Нагрузка серьезная и излишняя. Детям выдали книги с ответами. Я даже не знаю, зачем это надо шестилетним школьникам.

Сын часами ищет информацию, например, о Первой мировой войне для стенгазеты. Это отнимает уйму времени, а мой ребенок после такой работы не получает ничего, кроме стресса и недосыпания.

Я понимаю, что школьникам важно быть в курсе событий и знать о каких-то значимых исторических фактах, но от них слишком многого требуют.

Ребенок должен беречь чистоту детства перед тем, как познакомится с жестокостью этого мира

Мой сын еженедельно составляет список на основе вопросов, которые вызвали у него наибольшие затруднения. Он постоянно нервничает. В прошлом году, под конец обучения, у него была аттестация. Просто для проверки знаний. А мой пятилетний ребенок практически превратился в параноика из-за страха провалить этот экзамен. Он начал сравнивать себя с другими учениками в классе и говорить, что провалится на «испытании». Рассказывал о своих друзьях, которые не прошли аттестацию.

Все это значит, что он не рассматривает учебу как что-то занятное и интересное. Он воспринимает ее как работу, которая определит, как он будет выглядеть в глазах остальных.

Алекс, 37 лет Суонси, Великобритания: «Мой ребенок получает мало домашнего задания. Я хочу больше»

Моему ребенку 12 лет. Я не думаю, что у него слишком много домашней работы, да и сложность материала значительно снизилась за последние 20 лет. Уроков задают мало и в них нет последовательности. Складывается ощущение, что это нечто необязательное.

Из-за домашнего задания между детьми и родителями начинается битва. Ребенка невозможно усадить за уроки, потому что он не привык к этому

Он знает: у него не будет проблем из-за отсутствия выполненной работы. Чтобы сделать уроки, ребенку часто нужно пользоваться интернетом и принтером, а четко поставленной задачи нет. Это приводит к тому, что мой ребенок параллельно с поиском нужной информации играет в онлайн-игры.

Думаю, школьник должен тратить от трех до пяти часов в неделю на домашнюю работу. Это идеальное количество нагрузки, но сейчас она составляет только час.

Эдвард, 38 лет Лондон, Великобритания: «Я в стрессе от домашней работы моей дочери, как и она сама»

Акцент в обучении детей явно делается на домашней работе, которой слишком много. Сейчас я работаю в Дании. Когда я рассказываю о своей шестилетней дочери, делающей уроки, здесь смотрят на меня как на сумасшедшего. Здесь не задают ученикам начальной школы домашней работы, при этом датские дети производят прекрасное впечатление. Они проводят день в школе, потом приходят домой и у них остается свободное время, чтобы провести его в свое удовольствие.

Часто дочка получает такие задания, которые она не может сделать сама и ей нужна наша помощь. Например, посмотреть что-то в интернете или выполнить действительно сложное упражнение. Значит, к домашней работе должны подключиться родители. Надо сказать, что мой ребенок еще никогда не приносил домашнего задания, которое смог бы самостоятельно выполнить.

Я постоянно нахожусь в состоянии стресса, когда речь идет об уроках моей дочери. Мы должны быть убеждены, что ребенок ничего не пропустил и не отстал по учебе. Из-за этого контроля мы иногда ссоримся. Избавлять детей от домашней работы полностью, конечно, не нужно, но ее точно должно быть меньше. 10-15-минутное чтение книги каждый вечер –это одно, но остальные задания требуют значительного вмешательства родителей. Например, дочка недавно попросила сделать 3D-пирамиду и куб из бумаги. Как шестилетний ребенок сделает это без помощи родителей? Это все, конечно, прекрасно, но требует времени.

Перевод подготовила Маргарита Улизько

Домашние задания — за и против

Вопрос отмены заданий на дом в России уже давно обсуждают родители, педагоги и психологи. Одни считают, что без заданий на дом жизнь ребёнка улучшится, и приводят в пример школы, где от них отказались. Другие уверены, что без внеклассных занятий невозможно достичь результатов. Рассмотрим обе позиции и попробуем найти компромисс.

Нормы домашних заданий

Министерство образования (сейчас — Министерство просвещения) установило правила, сколько времени школьники разных возрастов должны тратить на домашние задания в день.

  • 1 класс — без домашних заданий.
  • 2-3 классы — не более 1,5 часов.
  • 4-5 классы — 2 часа.
  • 6-8 классы — 2,5 часа.
  • 9-11 — не более 3,5 часов.

Эти правила содержатся в санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях и в письме Министерства образования РФ от 22 февраля 1999 г. №220/11-12.

Но школьные реалии таковы, что дети тратят на домашние задания гораздо больше предполагаемого времени. Фактически предписанные нормы соблюдаются только в первом классе, когда дети учатся без заданий на дом.

Основные причины перегрузок.

  • На дом задают всё, что не успели пройти на уроке. Часто это большой объём заданий, особенно если часть занятия ушла на дисциплинарные разбирательства или организационные вопросы.
  • Школьная программа требует от ребёнка слишком много. Чтобы уложиться в предписанные сроки и нормативы, учителя вынуждены задавать огромные домашние задания.
Причина многочасовых «посиделок» с уроками — большое количество изучаемых дисциплин и стремление каждого педагога дать по своему предмету максимум.

Нужны ли домашние задания

Мнения общественности и экспертов, быть или не быть домашней работе в жизни современного школьника, расходятся.

Консервативная позиция: без домашних заданий образование невозможно

Часть педагогического сообщества придерживается мнения, что школа без домашних заданий — это утопия. Домашку рассматривают как обязательную тренировку, которая гарантирует успешное освоение темы, а отмену домашнего задания — как послабление, которое может быть чревато плохими знаниями.

В пример приводят ситуацию во Франции, где три года назад экспериментально отменили задания на дом. Результат оказался печальным: уровень знаний резко упал. Если отменить домашние задания в России, академические результаты школьников также могут ухудшиться — считают некоторые эксперты.

Либеральная позиция: без заданий на дом только лучше

Большинство школьников домашку воспринимают как «никому не нужную обязаловку» и предмет бесконечной ругани с родителями.

Дома дети не должны опять перемещаться в школу — утверждают другие эксперты в сфере образования. Считается, что без домашних заданий у ребёнка возрастёт интерес к учёбе, появится время на хобби и семью, снизится уровень стресса и утомляемости.

По крайней мере, задания на дом не должны быть обязательными, проверяться и оцениваться. Не должно быть так, чтобы на ребёнка сваливали ту задачу, которая лежит на совместной деятельности преподавателей и учеников во время уроков. В идеале — добровольные домашние задания для поддержки интереса учеников.

Компромиссная позиция

Компромиссом в споре консерваторов и либералов может стать индивидуализация образования в целом и домашних заданий в частности. Необходимо, чтобы родители, педагоги, психологи и другие специалисты, работающие с ребёнком, определяли, нужна домашка или нет, в каком объёме и форме в каждом конкретном случае. Одни дети способны учиться без заданий на дом, другим обязательно нужна дополнительная самостоятельная работа.

Как снизить нагрузку уже сейчас

Согласно исследованию «Научного центра здоровья детей», ежедневный объём суммарной образовательной нагрузки учеников 5–9 классов составляет 10–13 часов. Это от 50 до 78 часов в неделю. Для сравнения — средняя рабочая неделя взрослого человека длится 40 часов.

Желая снизить нагрузки и сохранить здоровье детей, всё больше родителей меняют форму обучения. Закон разрешает получать среднее образование без регулярного посещения школы — в форме семейного или заочного обучения. В этом случае семья может выбрать обучение без домашних заданий или обозначить желаемый уровень нагрузки.

Особенности домашних заданий в «Фоксфорде»

Организовать учебный процесс на семейном и домашнем обучении помогают онлайн-школы. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», например, обучаются дети с 5 по 11 класс из разных уголков планеты. В программу входят курсы по всем базовым предметам школьной программы, но нагрузка на учеников при этом гораздо меньше.

В зависимости от класса, в расписании «Домашней школы Фоксфорда» от одного до четырёх базовых уроков.

Логика типичного школьника проста: если за задание нет оценки, то тратить время бессмысленно. В «Фоксфорде» практикуется иной подход. Наши домашние задания строятся на игровых принципах.

Как правило, домашки состоят из 5–10 тестовых заданий или одного творческого. Ученики за их выполнение получают очки опыта — XP (experience points). Подросткам они знакомы по компьютерным играм.

Благодаря системе ХР, делать домашку становится быстрее и веселее — материал лучше усваивается, повышается вовлечённость и мотивация. Дети охотнее берутся за задачки повышенной сложности, когда не боятся ошибиться и потерять заветные баллы.

Если ребёнок был внимателен на уроке, он легко и довольно быстро справляется с домашним заданием. А если попалась сложная задачка, которую никак не удаётся решить, можно попросить помощи у куратора. Он не скажет решение, но направит рассуждение ребёнка в нужное русло.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация