Зачем детям сказки


Роль сказки в жизни ребенка

В современном мире многие родители сомневаются, а нужно ли вообще читать сказки ребёнку. Зачем малышу рассказы, рождённые лишь фантазией автора? Какую пользу несут вымышленные персонажи из книг?

  • Роль сказки в жизни ребенка
  • Как читать сказки с детьми
  • Для чего нужно читать сказки

Зачем детям нужны сказки

Роль сказок в воспитании и обучении детей огромна. Они развивают мышление, воображение, память, внимание и связную речь ребенка, его творческий потенциал. Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе малыша, а совместное чтение не только доставляет удовольствие от общения, но и помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга.

Сказки знакомят детей с литературным творчеством. Ребенок приобретает знания об окружающем его мире, отношениях между людьми, повадках и образе жизни животных, знакомится с новыми героями и обычаями разных народностей. Народные сказки знакомят детей с культурой и обычаями родной страны, воспитывают дух патриотизма и любовь к Родине.

Сказки вызывают в душе ребенка эмоциональный отклик, что способствует более быстрому запоминанию и пониманию текста. Пополняется словарный запас, речь ребенка наполняется образными выражениями, ускоряется развитие мыслительных процессов.

Сказка помогает углублению у ребенка понимания и оценки окружающей действительности. Чем старше становится ребенок, тем более четко он проводит границы между реальностью и вымыслом. Слушая сказку, ребенок учится в мыслях действовать в воображаемых обстоятельствах. Дети, в отличие от взрослых, очень живо и эмоционально участвуют в процессе чтения, могут прерывать его вопросами, пытаются вмешаться в события и помочь любимым героям, иногда даже просят изменить «неправильную» концовку, разрисовывают и зачеркивают отрицательных персонажей.

В сказках собраны житейские мудрости многих столетий. Они несут в себе колоссальную информацию, которая передается из поколения в поколение, формируют в сознании ребенка набор нравственных ценностей, учат сопереживать и искать выход из сложных ситуаций, уважать взрослых. Любая сказка внушает, что нужно стремиться быть добрым, а положительные герои в ней всегда побеждают отрицательных. Крайне важно, чтобы ребенок с детства осознавал суть человеческих ценностей и нравственных качеств (что такое доброта и честность, милосердие и справедливость).

Сказка учит противостоять злу и стремиться к совершенству. Человек должен не пасовать перед трудностями, а ставить цели и добиваться их. Так формируется активная жизненная позиция.

Кроме того, чтение – это прекрасный вариант совместного времяпрепровождения детей и родителей. Без помощи ребенку не удастся до конца осмыслить сказку и ее уроки, поэтому взрослый после прочтения выбранной истории должен задавать вопросы, помогающие дошкольнику разобраться в главной идее, поступках героев и собственном впечатлении.

А еще сказки могут лечить детские расстройства, недаром их используют в качестве психотерапии.

Зачем детям сказки?

Бывает так, что современные родители, приходящие ко мне на консультации и семинары, высказывают точку зрения, что сказки в современном мире не нужны, что сказки – это пережиток прошлого… Зачем сказки, когда есть интернет и много всего значительно более интересного.

Так нужны ли сегодня детям сказки? Зачем их читать и рассказывать?

Я считаю, что сказки нужны, причем не только детям, но и взрослым. Ведь сказка – это приглашение в иной мир, мир фантазий и иносказаний, где можно встретиться с тем, что незнакомо, с тем, что страшно… Где можно встретиться с собой, с собой настоящим (возможно, с таким, с которым в реальной жизни встречаться страшновато). А еще в сказке можно побыть героем или королевой, примерить на себя разные роли. И, кто знает, возможно, эти роли проявятся потом в нашей реальной жизни…

Так зачем же сказки детям?

Во-первых, в сказках часто счастливый конец, а это дает уверенность в том, что добро побеждает зло, что никогда не нужно опускать руки перед трудностями. Мир для ребенка в этом случае предстает не таким враждебным, с ним хочется знакомиться.

Во-вторых, сказка – это копилка народной мудрости, передающейся из поколения в поколение. Через сказку, через проживание жизни любимых героев ребенок программируется на определенные поступки в подобных ситуациях своей жизни. Через сказку ненавязчиво, без назиданий и нравоучений, передаются моральные ценности. Через сказку проще и нагляднее объяснить ребенку прописные истины: не обижать слабых, не обманывать, быть добрым и отзывчивым. Ведь сказка – это история, а у нее колоссальная сила влияния!

В-третьих, читая или рассказывая ребенку сказку, вы дарите ему любовь и создаете доверительную атмосферу близости. А это очень важно для детско-родительских отношений.

И, наконец, сказки способствуют развитию воображения и творчества. Что в дальнейшем обязательно скажется на возможности принимать нестандартные решения, находить выходы из самых разных, в том числе сложных, ситуаций. А это умение в жизни ой как пригодится!

Часто родители спрашивают, почему ребенок просит по нескольку раз читать одну и ту же сказку. Ведь он ее уже практически выучил наизусть, а просит рассказать снова и снова… Дело в том, что мозг ребенка устроен так, что сначала информацию он запоминает, выучивает, а потом уже приходит осознавание. Также сказывается потребность в стабильности, в ритуалах. Ребенок слышит знакомое, и у него возникает чувство уверенности и защищенности.


Важно продолжать читать ребенку сказки перед сном, как ритуал, даже, когда он сам уже освоил навык чтения. Это дает то самое чувство уверенности, а также сохраняет атмосферу доверительности и близости между родителем и ребенком.

Подбирая сказки, необходимо ориентироваться на возраст ребенка. Двухлетки отдают предпочтение сказкам с циклично повторяющимися событиями. С 2 до 5 лет у детей активно развиваются способности к фантазированию, им важно самим придумывать, например, концовку сказки. В этом возрасте хорошо читать сказки про волшебство. С 5-7 лет становятся интересны сказки про приключения, с динамичным сюжетом.

Сказочных вам дней и вечеров вместе с вашими детьми!

Автор: Ирина Жданова, практический психолог-консультант, детский клинический психолог, тренер, автор и ведущая тренингов в направлении личной эффективности.

Фото из открытых источников.

Вам понравилась публикация?
Расскажите о ней друзьям :)

Зачем детям сказки?

ЗАЧЕМ ДЕТЯМ СКАЗКИ? СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Мы интуитивно понимаем: сказка малышу нужна как воздух.
В качестве развлечения, для полета фантазии и развития речи.
Психологи добавляют: сказка – это еще и программа действий, модель для выстраивания жизни, способы реагирования на разные жизненные ситуации.
Кстати, порой ребенок может «считать» из сказки не слишком желательную для мамы и для своего будущего информацию, «присвоив» себе плохие черты героев.
И вот уже наша взрослеющая дочь выбирает в мужья «чудовище» и всю жизнь мучительно пытается сделать из него «принца»…
Как сделать так, чтобы дети выносили из сказок правильные уроки?
— Человеку нужны годы, чтобы «вживую» увидеть весь спектр людских эмоций и поступков, а сказка помогает все это познавать уже в первые годы жизни. Так ребенок начинает кое-что понимать в человеческих отношениях, знать, что есть добро и зло, благородство и подлость…
Узнавая, как действуют герои сказок, малыш получает программу для себя: как реагировать, когда обидели, когда кто-то просит о помощи или тебе нужна помощь, когда сталкиваешься с препятствиями.
Вот почему читать сказки очень нужно и очень важно! Причем начинать можно еще тогда, когда дитя в утробе. А с двухнедельного возраста берем ребенка на руки и читаем сказки. Тогда и речь развивается лучше, и уроки мудрости и нравственности потихоньку входят в формирующееся сознание.
Почему дети просят почитать одну и ту же сказку иногда 20, 50 раз?
Это важная потребность убедиться в том, что жизнь стабильна и предсказуема! Ребенок знает, чем сказка закончится, и ему хочется еще раз убедиться, что все на своем месте и концовка та же, какая была вчера и позавчера.
Иногда маме надоедает повторять одно и то же, и она изменяет финал. Малыш поднимает бунт: не так было! Уважьте его, и сколько просит, столько и читайте любимую сказку, спокойно и без раздражения. Так закладывается уверенность: все в жизни идет своим чередом.
Еще дети обожают страшные сказки, фильмы и книги-ужастики. Нормально ли это? Совершенно нормально. У любого человека физиологически заложена потребность бояться, как и потребность любить, сердиться, — словом, испытывать разные эмоции.
Страшные сказки для ребенка — это опыт детской самотерапии. Много раз проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения. Страшные истории дают малышу возможность убедиться в своей способности пережить страх, справиться с ним и даже отнестись к сюжету с юмором.
Поэтому страшные сказки читать ребенку надо! Вернее, так: если ребенку они нравятся, читайте, а если он категорически не хочет их слушать, нервничает — настаивать не стоит. Но, выбирая страшную сказку, стоит остановиться на той, где отрицательный герой перевоспитывается и где у истории хороший конец.
И еще: где средства борьбы со злом социально одобряемые — герой побеждает с помощью ума, силы, смелости, а не подлости.
Сказки нужно с ребенком обсуждать!
Психологи советуют: сказки нужно обсуждать! Оценивать поступки героев, делать акценты, отпускать меткие реплики. Например, можно начать с вопроса: как ты думаешь, о чем сказка? Герой хочет нас научить чему-то важному, а мы должны угадать, чему.
Так что разговор с ребенком о том, что такое хорошо и что такое плохо, — нужен всегда. И сказка — отличный для этого повод.

Каждая мама обязана знать:  Как правильно повести себя с дочерью, если ее обвиняют в насилии

Зачем детям сказки?

Зачем детям сказки?
(Памятка для родителей и воспитателей – и не только)

Сказка – ложь, да в ней намек, добру молодцу урок…
Русская народная поговорка

Вопрос этот может с первого взгляда показаться несерьезным, надуманным. Действительно, вроде бы всем известно, зачем. Ведь как свидетельствует вся человеческая история, детям принято было петь колыбельные и читать (или раньше – рассказывать) сказки во все времена и у всех народов.
C колыбельными все ясно: они нужны, чтобы успокоить младенца, чтобы он спокойно спал – ведь слов он еще не понимает, четко улавливая только интонацию и душевное (сейчас бы мы сказали – общее эмоциональное) состояние матери. Время сказок наступает позднее. В значительной степени благодаря сказкам ребенок и учится человеческой речи, осваивая родной язык. Все это совершенно очевидно.

Серьезно над этим вряд ли кто из неспециалистов задумывается… Правда, если бы разные родители, читавшие свои детям сказки, все-таки стали отвечать, то ответы были бы разные… Итак, послушаем наиболее типичные:
— Чтение сказок потому и стало традицией, что оно было проверенным в течение тысячелетий (пока не было изобретено книгопечатание) средством для облегчения усвоения детьми родного языка. Ведь сказки сочинялись людьми же и передавались изустно; это была разновидность фольклора – у каждого народа и этноса своего.
— Слушая сказки, ребенок успокаивается и его можно от чего-нибудь нежелательного отвлечь – это мы уже отмечали.
— Сказки способствуют развитию не только фантазии, – ведь в них возможно практически все, — но и самого мышления ребенка.
— Сказки учат ребенка идеалам добра. Действительно, в сказках оно обычно побеждает зло – по меньшей мере, как это хотели бы представлять себе люди. И передают это представление ребенку – доступным для него образом.
Вот, пожалуй, и все реальные варианты. Первые три из них не вызывают вопросов, вполне соответствуя природе нашего биологического вида. Который наибольшую часть того, что знает и умеет, приобретает в процессе обучения и воспитания – поэтому и процесс взросления человеческих детенышей намного дольше, чем у остальных живых существ.

Обучение и реальная жизнь

Сомнения возникают с четвертой задачей. Смотрите сами: сказки, если сказать просто, преподают ребенку первые, еще самые примитивные уроки о том, как устроен мир, в котором ему предстоит жить. Но вот что странно: природа и человеческий мир предстают перед ним, со слов взрослых, совсем не таким, каков он на самом деле…И, по мере взросления, ребенок понемногу начинает все больше и вернее узнавать реальный окружающий мир. И постепенно осознавать, что реальная, всамделишная жизнь совсем не похожа на сказку…
И эта жизнь медленно, но неуклонно, своей, чаще всего, неласковой рукой преподает свои, уже совершенно реальные уроки. И кто не усваивает их во время и остается в сладком сказочном плену, очень сильно рискует. Переэкзаменовки здесь тяжелые и раньше или позже приходится, как правило, платить за неспособность отказаться от свойственного детству очарования собственными мечтами и веры в чудо. В итоге, неизбежны сложности с приспособлением к суровому взрослому миру, к жизни среди таких непохожих на самого тебя людей, неустроенностью в личной жизни…

Вот здесь-то и напрашивается вопрос: зачем же учить ребенка идеалам добра и справедливости, если в жизни неизбежно придется переучиваться? И чаще всего это очень болезненно – потому что по-настоящему учимся мы на своих собственных ошибках.
На это могут возразить: ведь не все же посеянное добро пропадет, что-то обязательно останется… А если долго продлятся «неблагоприятные жизненные условия» — тогда что? Сколько зачатков «разумного, доброго и вечного» останется – достаточно ли для того, чтобы вырос человека способный к мирному сосуществованию с самим собой и с другими людьми? Чтобы жил не «по понятиям», а по совести… Жизнь показывает, что слишком часто этого не происходит. Но все-таки сказки продолжают читать – а поставленный вопрос четкого ответа не находит.

Подойдем с другой стороны – со стороны детей, которым сказки читают мало или не читают совсем. Понятно, про каких детей разговор – не только из Домов ребенка, но и из так называемых «неблагополучных семей». Их в наше тяжкое время стало очень много – и не то, чтобы все пили и откровенно плевали на чад своих. Просто когда долгое время главной проблемой остается выживание, часто просто не до сказок: недостает ни времени, ни сил… И что же с этими детьми? Если добро в их маленькие души и сеется, то явно недостаточно. Результаты, даже без специальных научных выкладок, а прямо из жизненной практики и милицейской статистики, хорошо известны. Тяжелые результаты.

Диалектика человеческой природы

Итак, мы пришли к противоречию. Если сеять, даже вдоволь и заботливо, то жизнь все равно повернет по-своему, а если мало – то и взойдет всего ничего.
Получается, люди, сами того не осознавая, просто в силу традиций, снова и снова идут на нарушение законов природы? А хорошо известно: как и в человеческом мире, так и в бессловесной природе, незнание законов не освобождает нарушившего их от ответственности. Какой – вкратце описано.
Но ведь все-таки люди продолжают читать сказки. И, оказывается, правильно делают! Это как раз тот наглядный случай, когда практика оказывается богаче теории. Ведь она остается, как и во все времена, наиболее верным критерием истины. Так что давайте, для пользы дела, в меру сил дополним теорию…

Что же нам конкретно нужно найти? Искомым в данном случае будут те, — возможно, недостаточно явно выраженные, — нейрофизиологические корреляты (а попросту, особенности устройства и функционирования нашей психики), которые позволят снять указанное противоречие. И оправдать традицию, закрепленную всеобщей человеческой практикой.

Живая природа и человек

Из наблюдений и исследования природы хорошо известно, что все живые существа учатся только тому, что может реально понадобиться в их жизни – исходя из опыта прошлых поколений, верно? У животных основная часть этого знания заложена уже при рождении – в так называемых поведенческих программах. Остальному — тому, что не укоренилось в генетическом, видовом опыте, учат личным примером в реальных жизненных ситуациях взрослые особи. И учат сразу набело, не понарошку – мол, потом, повзрослев, сам изменишь что нужно – или же сама жизнь подскажет…Ведь от того, насколько нормы и правила, заложенные при обучении будут соответствовать реалиям жизни, будет впрямую зависеть, выживет детеныш или нет. Предельные оценки при сдаче сложных жизненных экзаменов: жизнь – или гибель.

Каждая мама обязана знать:  В каком возрасте у ребенка могут проявиться психологические последствия жестокого обращения

А что человек? Как часть живой природы, он, прежде всего, существо биологическое, а уж потом социальное и духовное. В нем как бы сосуществуют эти три взаимосвязанных сущности. Сначала, при рождении, есть только биологическая – но с потенцией развития и социализации, собственно очеловечивания. Как эти сущности формируются и развиваются, какая из них и почему в зрелости становится ведущей – тема отдельного разговора. Но, если кратко, превращение растущего ребенка, а потом и подростка, в существо социальное – то есть способное мирно сосуществовать с другими людьми и приносить пользу не только себе, а и другим, — одной нашей природой не гарантировано. Это дано людям (если еще позволяют обстоятельства жизни) только как возможность. И ей еще нужно суметь и захотеть воспользоваться. Для этого обязательно нужно посеять то самое «разумное, доброе и вечное», о чем часто так легкомысленно говорят люди. Потому что сам по себе вырастает только бурьян. А все культурные растения требуют определенного ухода, да и стойкость у них куда меньше. Это видно и в нашей человеческой жизни.

Еще сложнее дело с превращением в существо духовное – из Homo Sapiens, Человека разумного в Homo Faber, Humanus et Moralis или Человека творящего, гуманного и морального. Для этого должны быть сформированы так называемые высшие эмоции – именно на этом уровне психики проявляются плоды того, что посеяно в раннем детстве. То, что называют нравственными устоями или ценностями и т.п..
Сказки же как раз и учат добру или, более конкретно, закладывают, пусть и в потенции, исходные принципы человеколюбия или гуманизма.

Формулируем искомый ответ


Разумеется, самому ребенку понять все это еще никак невозможно. Кроме того, он ведь находится – если еще повезет – под охраной и опекой любящих и заботящихся о нем, как умеют, взрослых. И именно благодаря этому может большую или меньшую часть беззаботного времени под названием детство без опаски пребывать в этом сказочном мире. Мире, над которым пока не властен непреложный, что по Дарвину, что по Марксу, закон борьбы за существование.

И вот здесь самое главное. В его еще только созревающем мозге формируются, постепенно проявляясь, как на фотопленке, предформы или предельно схематичные эталоны – зародыши будущей нравственности, миропонимания, гуманизма. Кроме того, это служит основой для развития способностей к творчеству, но такому, которое приносит какую-то пользу людям – а то ведь есть таланты и криминальные… Это будущая сфера тех самых высших эмоций.
С взрослением, сказочный мир в психике ребенка постепенно уступает место миру реальному, где все непонарошку. И этот реальный мир начинает неуклонно корректировать, приводя в соответствие с жизнью, исходные эталоны. Но только в том случае, если они уже заложены в психику – тогда самой беспристрастной учительнице, жизни, есть что переформировывать и корректировать. Если есть, как говорят в науке, обьект воздействия – пусть и весьма несовершенный, эскизный. А насколько он в ходе этого воздействия изменится, и сколько останется в итоге от основ нравственности, вопросы праздные: теория на них ответить в принципе не может, слишком сложен человек – слово за самой жизнью. Да и сути дела это не меняет.
Если же такого зародыша-обьекта нет, то становление нравственности и всего с ней связанного крайне маловероятно. Такой человек, повзрослев и малость социализировавшись, — а попросту, очеловечившись, — остается преимущественно существом биологическим, «говорящей фауной».

Все познается в сравнении

Все приведенные выше выкладки смогут убедить далеко не всех. Наши человеческие дела, как правило, допускают, в отличие от естествознания, множество самых различных оценок и толкований. Поэтому попробуем, опираясь на древнюю аксиому, прибегнуть к примеру.
Вот наиболее близкий, — конечно, только в операциональном аспекте, — который будет понятен всем, работающим на компьютере, подключенном к Интернету. Ближе аналогов не найти – учитывая уровень сложности человеческой психики и то, что о ней пока известно.
Посмотрим на систему указанных ценностей как на прикладную программу высокого уровня. Если мы хотим включить ее в состав операционной среды (или системы) мозга и чтобы она заработала, ее нужно сначала скачать (download) из какого-либо источника в окружающей среде (сети) и загрузить (save) в память. Фактически, это итерационно-периодический, сильно растянутый по времени процесс загрузки определенной совокупности самоархивирующихся файлов типа “exe”. А затем их еще нужно правильно установить, инсталлировать.

Но ведь эта операционная система еще только создается, идет процесс созревания интеллектуальной и эмоциональной сфер. И на этом этапе нормальная инсталляция в принципе невозможна. Кроме того, операционная система просто не сможет включить эти программы в свой состав: отсутствуют программы адекватной перекодировки, трансляторы, кодеки и т.п. По жизни это значит, что ребенок еще не способен осознать, то есть критически осмыслить нравственные принципы – это приходит где-то к годам семи. Да еще практически отсутствует система психологической защиты с входящими в ее состав программами критического анализа, поэтому информация, получаемая из его ближнего и дальнего окружения, пока не подвергается «цензуре сознания», как у взрослого человека. (Вспомним, кстати, поговорку «доверчив как дитя»).

Но в этом как раз и главное преимущество. Ведь если начинать такую «загрузку» позднее, когда сфера высших эмоций будет частично сформирована, то многое также не примет повзрослевший и больше ориентированный на реальность разум.
Теперь понятно, почему идеалы добра и справедливости так легко усваиваются детской психикой. Жизнь еще не нарастила психологической защиты, – вспомним защитные программы типа “Firewall” для компьютеров, — и все то (в т.ч., и доброе), что сеется в психику, избегает фазы критической проверки и фильтрации. И укореняется там в том виде, в каком оно воспринято.

А уже потом, когда реальность будет модифицировать эти сохраненные схематические эталоны по своим критериям достоверности, вложенные в них сервисные программы смогут обеспечить постепенную адекватную самоинсталляцию. Или инсталляция вообще не состоится. Или произойдет с нарушениями.

Описанные процессы вполне отвечают известным принципам антропогенеза и индивидуального развития человека. В частности, функции (или, точнее, задачи, которые может потребоваться решать растущему человеку) достаточно строго синхронизированы с этапами развития мозгового субстрата. Примерно так, как при освоении основных человеческих навыков: ходить, говорить, есть как едят люди…Если этого не происходит в положенное природой время, исправить дело чрезвычайно трудно – вспомним хотя бы Маугли и подобных ему человеческих детенышей. Примерно так же обстоит дело с основами нравственности.

Сказки нашей информационной эпохи

Сейчас, конечно, сказки детям тоже продолжают читать. Но куда меньше — у книжки появились куда более мощные и привлекательные соперники: мультики или, как их называют в Америке, комиксы. Строго говоря, вошли они в жизнь людей вскоре после изобретения кинематографа. Но тогда мультфильмов, ввиду сложности производства, выпускалось немного, и все новые знали наперечет…До сих пор периодически показывают удивительно простодушные, точь-в-точь как народные сказки, кинопроизведения, с которыми росли три-четыре поколения советских детей. Все они, как и сочиненные людьми сказки, делались на изначально гуманистической основе. Вряд ли кто это оспорит – даже с учетом не особо отмеченной гуманизмом идеологии «казарменного» или «административно-командного» варианта социализма. Извечное сказочное противостояние добра и зла в них никогда не отдавало садомазохизмом. Или потусторонними мотивами, как в насквозь религиозной Америке. И множество ударов по голове, достававшиеся Волку из достопамятной серии «Ну, погоди», и даже сплющивание его в блин дорожным катком, не воспринимаются как преднамеренное насилие. Для детей они, как и задумано, исконно сказочные, понарошечные – но вполне естественные и понятные наказания за пакостность. И Заяц, постоянно потешаясь над незадачливым Волком, похоже, никогда не впадает в злорадство – мол, что заслужил, то и получи…Создатели этого, как и многих других светлых мультфильмов, сочиняли их на основе того самого добра, что и народные сказители. Добра, обязательно побеждающего зло. Это потом ребенок обязательно поймет, что так бывает редко, да и награду за это, если и получают, то часто посмертно…

А что же современные мультики? Они стали привычной повседневной реальностью уже с развитием компьютеров и созданием все более эффективной машинной графики. Теперь они выпускаются потоком, как на конвейере, длинными сериалами. Что ж, это один из знаков информационной эпохи и рыночной экономики. Обьективная линия развития техники – и бизнеса. Но смотрят наши (на постсоветском пространстве) дети в основном чужую кинопродукцию – впрочем, как и взрослые. Это естественно: украино- и русскоязычная киноиндустрии никак не могут конкурировать с Западом. Совершенно разные у них весовые категории – в денежном выражении. Они ведь только-только начинают приходить в себя после полного упадка. И требовать от них многого просто негуманно. Правда, Россия начала уже подниматься. И уж совсем абсурдно представить себе, скажем, таких творцов как И. Норштейн, с его тончайшими, изначально гуманистичными киноновеллами — не только для детей, но и для взрослых, — соревнующихся со студией У. Диснея. Утешают разве что количество призов на разных мультфестивалях, да мировой престиж…

Каждая мама обязана знать:  Ребенок боится видеть меня в новой одежде

Но дети и внуки наши смотрят преимущественно совсем другое. Динамичное, привлекательное, многокрасочное действо – и, за редкими исключениями, пропитанное агрессией. Не нужно только думать, что она специально туда нафарширована какими-то злодеями: просто у большинства создателей комиксов это естественное, привычное состояние их души. Так они чувствуют, так мыслят, так и живут среди других людей. А что, вполне нормально – для выживания в человеческих джунглях. Когда привычные лозунги: «Красиво жить не запретишь» и «Победитель получает все!», тут уж не до гуманизма… Впрочем, пространные комментарии именно здесь излишни. Тема это серьезная и требует отдельного разговора.

Авторская ремарка вместо послесловия

Так что, читайте детям сказки. Ведь, — как пел Высоцкий: «..Досадно попугаем быть, гадюкой с длинным веком — не лучше ли при жизни быть приличным человеком…». Правда, платить за это тоже придется немало, но ведь жизнь-то всего одна. И куда дешевле будет прожить ее по любым сценариям, но только чтобы постоянно «жаба не давила». Поэтому давайте читать детям сказки — дадим им дополнительный шанс стать социализированными и духовными личностями.

У читателя ни в коем случае не должно возникнуть впечатления, что написано все это исключительно с заботой о моих собственных детях. Или внуках. Я эту фазу давно прошел – без этого опыта, с чужих слов или из учебников, такие вещи не пишутся. Мне от всего сердца жалко всех детей, которым, не получив в детстве родительской ласки и мудрых уроков сказок (отложенных, если повезет, на будущее), так сложно потом, обдирая в кровь душу, становиться гуманными людьми. Или тех, кто, не добравшись до адекватного уровня социализации, вообще выпадает в маргинез, становясь шпаной того или иного типа, вплоть до откровенного криминала. Так что не жалейте времени на чтение детям сказок – только прошу вас, поменьше американских. Наши, славянские, лягут лучше в души наших детей.
Каменский С.И., к.т.н., 2005 -2007

Зачем нужны сказки: пробуждение души или точные знания?

Зачем нужны сказки детям? Некоторые родители задаются таким вопросом. Не лучше ли было бы, чтобы ребенок читал что-то полезное, не о волшебном, а о настоящем мире? И всё же самые мудрые взрослые вырастают из детей, которые слушали сказки. Скажем больше: взрослые, умеющие видеть красоту мира, и сами любят сказки всю жизнь. В чем же польза волшебных сказок?

Сказки – древняя традиция передачи знаний

Пусть нынешним людям кажется, что сказки – сплошь выдуманные истории. Северные же старики знают: быль – что смола, а небыль – что вода. Сказки, не находящие отражение в душе народа, быстро умирают, подобно тому, как капли воды скатываются со ствола дерева. Только подлинные истории с глубоким смыслом подобны смоле, которая застывает и навсегда сохраняет волшебный миг сказки.

Знаете ли вы, что в начале XX века пытались создавать истории, напоминающие русские былины, только героями их были вожди и цари? Много подобных историй вы запомнили сами? Искусственно созданные былины, даже напоминающие по форме настоящие северные сказания, не прижились в народе. Сказкой становится только та история, которая задевает что-то в душах людей. В этом настоящая польза сказок: читая их, можно уловить, что же было для наших Предков самым важным, какие ценности сохраняли славяне, какие уроки передавали от отца к сыну.

Зачем нужны сказки? Тут найдутся два ответа: о пользе волшебных историй для детей и для взрослых.

Зачем нужны сказки детям?

Сейчас многие родители стараются пробудить разум ребенка раньше, чем разбудят его душу. Малышей водят на занятия математикой и иностранными языками ещё до того, как ребенок научится ходить и говорить. Встарь забота о детях была иной. Мать, бабушки и старшие сестры пели малышу колыбельные, а отец или дед рассказывал сказки. Так постепенно начинала пробуждаться душа ребенка. Ещё не зная многого о мире, он сердцем чувствовал разницу между добром и злом, узнавал о самом важном: что на свете есть дружба, любовь, честь.

Зачем нужны сказки? Чтобы научить ребенка мечтать, стремиться к большему, искать свой путь. Человек, почувствовавший искру своей души в детстве, вспомнит об этом в самые темные моменты жизни, и внутренний свет укажет ему верную дорогу. Именно потому встарь люди сами стремились к знаниям, а нынче дети, с ранних лет обучающиеся сложным наукам, когда подрастают, уже не хотят знать ничего. Удивительно ли это, если они не чувствуют света собственной души?

Зачем нужна сказка современному человеку?

«Детишки, смеясь, откусывая ломтики ароматного печенья, стайкой промчались к последнему дому в деревне, чтобы посыпать крошками поле. И встали как вкопанные завидев высокого длинноволосого старика, уже ступившего на деревянные мостовые.
— А я знаю, кто это, — зашептала старшая белобрысая девчонка, которую все кликали Веснянкой. — А вам не скажу, приглашу его к нам на постой, вечером и узнаете! Старик как слышал всё, подошел поближе, взял узкую девчачью ладошку в свою и сказал неожиданно густым напевным голосом;
— Ну, веди, красавица, к отцу своему, давно его не видал, есть о чем погутарить вместе!
— Боян пришёл, — радостно перекликались жонки, а мужики подкручивали усы и улыбались. Вечером, кто пришел первым к старосте в избу, тот занял лавки, а кто припозднился, остался смущённо стоять.
— Споёшь ли гость дорогой, сыграешь ли нам на своих гуслях? — это Старостина жонка, матушка Веснянки, добавила гостю ещё пирога с брусникой да подлила чаю.
— Как не спеть, коли слушать хотите!
— Весну зовём нынче, спой про любовь, Боян сладкоголосый! Или как сам выберешь.
И зазвенели гусли переливчатым звоном, и перед очарованными слушателями уже не старик в белом одеянии, расшитом красными узорами, а волшебные картины минувшего…»

Так встарь встречали на Севере сказителей. Умение петь былины и рассказывать волшебные истории ценилось наравне с мастерством ремесленников или охотников. На Русском Севере известны целые династии сказителей. Когда ученые открыли для себя чудо северной сказки, наши бабушки и дедушки, певцы былин, даже приезжали в столицу и собирали там целые театральные залы. Можете ли вы представить себе, чтобы полный зал людей собрался послушать волшебную сказку?

Зачем нужны были сказки взрослым, образованным людям? Северные былины, длинные и размеренные, настраивали на особый лад, успокаивали разум. Истории славянских Богов и героев взрослым часто даже ближе, чем детям. Там, где ребенок услышит только волшебную сказку, взрослый может заметить мудрый урок. Польза сказки в том, что она помогает увидеть свою жизнь иначе, взглянуть на свой путь с высоты, куда поднимается душа вслед за словами сказителя, и увидеть верную дорогу там, где раньше был тупик.

Зачем нужны сказки именно вам?

Здесь у каждого будет свой ответ. Кто-то хочет познакомиться с народными традициями, древними обычаями, описание которых сохранилось в северных сказках. Кто-то хочет научить детей мудрости и сызмальства познакомить со славянскими мифа. А кто-то и вовсе не осознает, чем ему так нравятся сказки, но каждый раз после их прочтения чувствует, что готов жить радостно и творить добро.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация