Зачем подросткам нужна приёмная семья


Содержание

Приемные родители: почему я решила стать мамой для ребятишек из детского дома

Сегодня я вновь хочу поговорить о детях. Для меня есть много тем для обсуждения в рамках психологии. Но вот дети, занимают ключевую позицию. У меня их трое. Дочка, 5 лет и двое сыновей, которые пришли в мою жизнь 3 года назад и около месяца назад. Милану — 13 лет и Славе 14 лет, непростой и любопытный возраст. Меня можно назвать матерью одиночкой – я самостоятельно воспитываю своих детей, но не без помощи мужчин, которые важны моим детям – это дедушка, тренер по карате и тренер по футболу. Поэтому мужчины в жизни моих детей имеются. Я мама троих ребятишек и все трое очень разные. Дочка однажды сказала: «Мама, мы же все особенные». Безусловно, каждый из вас особенный.

В школе приемных родителей много говорят о мотивации. О мотивации стать приемным родителем. Причин много: красивых – для общества, органов опеки и попечительства и других (особенных) личных, не обязательно неправильных или некрасивых – но эта личная мотивация. И, конечно же, нас ведет к этому шагу именно мотивация, что лежит внутри нас.

Мотивация основывается на потребностях человека, которые и являются побуждениям к действию.

В школе приемных родителей, нам озвучивают деструктивные аспекты мотивации: жалость к ребенку. О вот теперь, о личном опыте – мы можем жалеть ребенка, который остался один в целом мире, без поддержки и близких, а можем проявить сочувствие и осознание того, что в этом ребенке – без поддержки семьи не будут развиты какое-то таланты или способности, или например, что данный ребенок без любви — не сможет успешно преодолеть или пройти компенсацию при соматическом или психиатрическом диагнозах. ЖАЛОСТЬ – она такая разная. Мне проще это назвать осознанием того, что этот ребенок нуждается в семье, потому что иначе просто никак. На банальной жалости – очень сложно строить семью, простите, но ребенок — не котенок!

Попытка заменить умершего ребенка – это больная тема или «простить себе аборты». В первом случае – родители всегда будут сравнивать детей, искать в приемном ребенке черты погибшего, но дети разные, они всегда разные, даже в одной семье. Постоянные сравнения, подгон под рамки другого ребенка – не даст возможности создания гармоничной семьи. Во втором же случае – «простить себя» — чувство стыда – самое разрушительное чувство, не стоит брать ребенка, чтобы спасать себя. Но, в данном случае, все же при наличии ресурсов и работе с психотерапевтом, психологом – есть все шансы стать хорошим приемным родителем.

Не стоит брать ребенка из детского учреждения из-за страха одиночества, особенно если дети выросли и выпорхнули из гнезда, а хочется, чтобы вновь кто-то был рядом. Приемному ребенку потребуется уделять очень много времени, будут возникать множество проблем, а если приемным родителям уже не тридцать и не сорок, то, каждая проблема в школе, на улице будет приносить очередные заботы, переживания, а следом и проблемы со здоровьем. Возрастным потенциальным приемным родителям стоит всегда помнить, что большая разница в возрасте – это разность культур, мировоззрения, взглядов, что не сможет не нанести негативного отпечатка на воспитание и возникновения конфликтов. Все это тоже из опыта работы с приемными семьями.

Есть еще ряд «нехороших мотиваций» — боязнь испортить фигуру, желание самоутвердиться за свет ребенка (мол совершить «подвиг», подвиг то совершили, а дальше годы воспитания, решения подростковых проблем, поступления и, как во всех семьях, (для меня это так) – создание условий для того, чтобы выросший ребенок начал самостоятельную жизнь.
Из личного:

Сын: Вот, я выйду из семьи и не увижу, как Мила пойдет в школу»

Я: «Ну, из семьи так просто не уходят, ты у меня еще доучишься к коллежде, женишься, а я еще хочу на свадьбе погулять внуков понянчить, так, что. » (ребенок в детском доме пробыл с трёх лет, а 10 лет впервые попал семью). Сын был крайне удивлен, он привык, что дети выпускаются и исчезают. Грустно.

Из правильных мотивов считается – желание продолжить род; реализовать себя в качестве родителя; желание дать поддержку, любовь ребенку и сделать для него все возможное для успешной адаптации в обществе; желание компенсировать неудачное собственное детство (вполне может быть положительным мотивом, но стоит задуматься о работе над своими детскими травмами).

Еще один мотив- это желание иметь большую и крепкую семью.

Я всегда мечтала, чтобы у меня были братья, чтобы родители уделяли нам много внимания и теплоты. Уже в 18 лет, когда моя нога впервые преступила порог детского дома я знала – я знала две вещи:

    Я создам большую и дружную семью, чтобы дома было тепло, уютно и шумно, чтобы дети научились поддерживать друга, быть опорой в будущем. Чтобы в доме были собаки и кошки, хомяки и рыбки. Чтобы жизнь текла, этакого простого человеческого счастья.Я дам детям возможность найти себя в этой жизни, получать понимание и поддержку, учиться, познавать мир, развиваться, получить образование и создать собственные благополучные семьи.

Я не знаю, как будет дальше, но я делаю все возможное для нашей семьи и верю в то, что все будет обязательно ХОРОШО.

Зачем подросткам нужна приёмная семья

80 процентов детей, живущих в детских учреждениях России, – подростки. Им сложнее всего, ведь в семью чаще ищут малышей. Но старшим также сильно нужна помощь, любовь и забота. Поддержать ребенка, оставшегося без родителей, можно по-разному. Можно помочь ему подтянуть знания, познакомить с новыми профессиями, деть возможность получить социальные навыки, стать его другом и наставником.
А можно стать приемным родителем. И тут у многих возникают пугающие вопросы, которые мешают принять правильное решение. Марина Лепина поговорила с психологом Наталией Мишаниной, руководителем психологической службы фонда «Арифметика добра», о том, какие моменты чаще всего волнуют потенциальных и уже состоявшихся приемных родителей и к чему стоит подготовиться заранее.

«Хочу помочь, но боюсь брать ребенка из детского дома – они же все дети алкоголиков или наркоманов.

И вырастут такими же»

Не все наследственное подтверждается. Алкоголизм не передается по наследству – это история социальная. Если мы погружаем человека в другую среду, отличную от той, в которой он воспитывался и жил, мы видим положительные изменения в развитии его личности. В нас 50 процентов всего биологического, а 50 процентов – это социальное. Так что только от нас, взрослых, зависит, как будет развиваться ребенок.

Если мы обеспечиваем безопасную среду, ребенку комфортно, его любят, то он начинает быстро развиваться. Людмила Петрановская отмечает, что ребенок начинает развиваться из точки спокойствия. Так что мысли из серии «яблочко от яблоньки недалеко падает» – миф.

Смотрите не на наследственность, а на историю ребенка, на его задатки. Люди не рождаются алкоголиками. У родителей этого ребенка тоже были какие-то задатки, положительные качества, но они не смогли их реализовать. Так, кстати, часто бывает. Дети оказываются ответственными, талантливыми, творческими, старательными, хотя их родители вели асоциальный образ жизни.

Посмотрите, как ведет себя ребенок, к чему он склонен, что он любит и умеет делать – просто развивайте его. Так мы сможем увести его от возможного влияния негатива прошлого.

«Зачем мы подросткам? Они уже выросли, вряд ли им нужна семья»

Семья ребенку нужна в любом возрасте. А подросткам семья нужна в первую очередь. Потому что рядом должен находиться значимый взрослый. Он должен помочь получить жизненные навыки, а в детском доме никто такие навыки не привьет. Есть миф о том, что в детском доме детей всему учат, за ними там следят. Вовсе нет – там дети принадлежат сами себе и являются потребителями того, что им предоставляют. И когда ребенок выпускается из детского дома и выходит в социум, мы наблюдаем травму свободы. Они не знают, что с ней делать, они не получили навыков жизнестойкости. Потому что эти важные навыки может сформировать в ребенке человек, которому он доверится, с которого будет снимать кальку своей жизни. Еще психолог Лев Выготский говорил, что маленький человек будет развиваться по сценарию, который вкладывает в него взрослый.

Поэтому подростку очень нужен взрослый рядом – даже если не семья, то хотя бы наставник, который будет помогать двигаться по жизни.

Если вы хотите стать для ребенка родителем, то да, можно сказать, что «папа-мама» подростку не так важны – но ему крайне нужен близкий взрослый. Советчик, помощник. Который подставит плечо и поможет
в трудную минуту. Почему
в подростковом возрасте дети такие ершистые?
Да потому что за жизнь в детском доме они запретили себе проявлять эмоции. А вот если рядом будет взрослый, которому ребенок доверяет, он оттает.

Каждая мама обязана знать:  Подросток ушел из дома

Эмоции проявлять нужно, даже необходимо, чтобы не заболеть, не взорваться.
В детском доме иначе: ты проявляешь эмоции – значит, ты слабый. Тебя забьют. Они привыкают к такому стилю общения.

А от взрослых эти дети уже получили предательство, обман. И они думают, что взрослые обманут, взрослые не поддержат. Поэтому они запирают свои эмоции. Чувствовать – это больно, так считают эти дети.

Часто бывает, что ребенок вошел в семью, вроде бы, все наладилось, и вдруг он делает какой-то непонятный, плохой поступок – и это отталкивает приемных родителей. У них даже появляется мысль отдать его обратно. А когда спрашиваешь его, почему он так поступил, ребенок отвечает: «Потому что я начал привязываться. А я боюсь, что когда я совсем привыкну и полюблю их, от меня откажутся, отдадут обратно. Лучше не буду привязываться. Лучше уж пусть сейчас вернут».

При доверительных отношениях ребенок начинает раскрываться, это уже доказано. Подростки часто начинают более искренне общаться с наставниками, открывать им те вещи, о которых не говорили со сверстниками. Они такие же, как мы, просто боятся проявить свои эмоции.

«Подростки – холодные, черствые. Мы не пробьемся через этот лед, уже не растопим их чувства, взаимодействия не получится.

Мы не сможем стать нужными ему»

«Я думала, что если буду просто любить ребенка, то все будет хорошо, а оказывается, у детей из приютов совсем другая психология, и им нужны жесткие границы и иерархия. Это так?»

Ребенок придет к вам со своим прошлым. В нем может быть столько недетского, что взрослый может с этим не справиться. Поэтому брать в семью ребенка нужно подготовившись. Изучить психологию ребенка-сироты, понять, как его история и прошлое влияют на его будущее. Может быть, там произошла страшная трагедия. Хотя, собственно, то, что его лишили семьи, – это уже трагедия. Травма, которая будет влиять на его поведение в дальнейшем. И одной любовью это растопить сложно. Любовь – одна из составляющих успеха. Нужна последовательность действий, уверенность в их правильности, стойкость. Вообще, взрослый должен быть внутренне стойким. Вы должны знать, куда вы ведете ребенка. Понимать, что с ним происходит, принимать его ситуацию. Не впадать в панику, потому что ему и самому страшно и сложно.

Поэтому нужны границы, правила, дисциплина. Это поможет пройти период адаптации и облегчит этап притирки. Опытные приемные мамы говорят, что лучше сначала «завинтить гайки», а потом постепенно ослаблять, чем наоборот. Наоборот может и не получиться.

«А вдруг мне станет тяжело, я не справлюсь?

Захочу отдать его обратно?»

Обо всем лучше договариваться на берегу. Приемное родительство – это нелегко. И нужно рассчитать свои ресурсы и возможности. Для этого стоит пойти к психологу. И подумать: насколько я как личность готова справляться с этими ситуациями? Готова ли моя семья, как повлияет новый член семьи на взаимодействие с остальными, не повлияет ли это на комфорт детей, которые уже живут в семье?

С чем чаще всего связано желание вернуть ребенка?
С несбывшимися ожиданиями. «Думала, будет хорошо учиться, а он не тянет», «у него такое ангельское лицо, а он грубит, обзывает меня», «надеялась, будет расти помощником, а он ничего не делает».

Но нельзя будет сказать «я ухожу от тебя». Нужно быть готовым принять ответственность за свое решение. Принятие в семью ребенка — это очень серьезный шаг. Надо быть готовым понять его травматический опыт, его характер, может, даже любовь к кровной маме.

Предварительная работа с психологами поможет проработать невозможность возврата. Да, такие случаи бывают, но крайне редко, например, когда у ребенка обнаруживается серьезное психическое заболевание. Но даже это не для каждого родителя становится поводом отказаться от приемного ребенка.

«Боюсь его кровных родных. Вдруг он меня бросит и уйдет к ним? Как делить его с его родной матерью?»

Бросить ребенок вас может, только если не удастся выстроить отношения в вашей приемной семье. Если в семье царит тепло, забота, уважение, добро, он не покинет вас. Если вы сможете выстроить доверительные отношения, в которых всем хорошо, он будет стараться сохранить это. Это никак не связано с его взаимодействием с кровными близкими, если таковые есть. Лучше поддерживать эти отношения – в разумных пределах, если они не вредят ни ребенку, ни вашей семье. Этот процесс, конечно, опекуну стоит взять под контроль. И это требует самого высокого, пожалуй, уровня профессионализма приемных семей.

Что нужно знать, если вы хотите стать приемным родителем:
10 самых важных советов

● Обязательно пройдите Школу приемных родителей

Подойти к этому нужно осознанно, оценить свои возможности. Задавайте себе вопросы: а как это изменит мою семью, мою жизнь? Что будет в нашей общей жизни через 5 лет? Через 10 лет? И так далее.

● Оцените свой ресурс

У вас должно быть место для приемного ребенка – и физически, то есть в вашей квартире, и психологически – в вашей душе и жизни. Возможно, ваша жизнь и так уже максимально заполнена делами, увлечениями, заботами. Есть ли в ней место для нового человека, для новых взаимоотношений? Вписывается ли приемный ребенок в вашу картину мира?

● Если есть свои психологические сложности, травмы, негативный опыт – проработать их

Стоит поработать с личностным психологом. «Иначе травма ребенка будет затягиваться, цепляясь за травматические трудности приемных родителей. То есть сначала нужно укрепить себя, а потом уже идти к ребенку», – поясняет психолог.

● Нельзя использовать ребенка как способ излечения себя и зализывания ран

Ребенком не получится заткнуть душевную дыру или рану, вы можете этим только навредить. Не сможете дать ему опору, устойчивость. «Ребенку нужен устойчивый взрослый. Не ребенок станет для вас неким душевным лечением, а вы станете для него ресурсом и опорой. Вы нужны ему как значимый взрослый для его выживания, формирования личности и его развития», – говорит Наталия Мишанина.

● Нужно убедиться в готовности ваших близких к принятию ребенка

Бабушки и дедушки, которые переживают за вас, будущих приемных родителей, не должны быть поставлены перед фактом. Это может нарушить отношения внутри семьи. Подготовьте всех близких.

● Отдельную работу стоит провести с кровными детьми

Они точно так же должны быть готовы. Принятие ребенка в семью должно быть все-таки общим решением. Если есть острое сопротивление – значит, семья не созрела. «У нас в фонде «Арифметика добра» есть курс «Школа принимающих детей», есть тренинги по повышению ресурсности семьи и проработке эмоционального выгорания и для детей, и для взрослых. Крайне важно, чтобы дети, уже находящиеся в семье, не были ущемлены ни физически – нельзя, например, сужать их жизненное пространство, отбирать комнату, вещи – ни душевно, когда приемная мама вся отдается новому ребенку, а ее собственный ощущает чувство ненужности. К этим нюансам семье тоже стоит подготовиться заранее и не делать ошибок», — замечает Наталия Мишанина.

● Выгорание возможно – главное, вовремя поймать этот момент и выправить ситуацию

Никогда не вините себя «я плохая мать, я не справилась». Обязательно проработайте ситуацию с психологом. Поможет также общение с опытными ресурсными приемными родителями – участвуйте в сообществах приемных семей.

● Будьте готовы отпустить

Любые дети – и кровные, и приемные – вырастают и вылетают из гнезда. Ребенок – не наша собственность. Может быть, вы приняли его в семью в 15-16 лет, прошло так мало времени, и вот ему уже 18 и он хочет отделиться? Желание ставшего взрослым ребенка начать самостоятельную жизнь естественно – поддержите его в этом, помогите. Если он способен быть самостоятельным – вы выполнили свою задачу как родитель и наставник.

● Не корите себя «у меня не получается его полюбить»

Относитесь к своей миссии приемного родителя, как к очень важной задаче. Любовь не всегда рождается, но появляются доверие, уважение, внимание друг к другу. Не стоит надеяться на безусловную любовь ни с вашей стороны к ребенку, ни наоборот, чтобы потом не раниться ее отсутствием.

● Заранее подумайте о своей роли в ваших взаимоотношениях с ребенком

«Если вы берете подростка, не настраивайтесь на роль «родитель», «мама», лучше стараться выстраивать дружеские, взаимоуважительные отношения», – советует психолог. «А уж вступать в конкуренцию с кровными родителями тем более нет смысла. «Я забочусь о тебе, поддерживаю, помогаю тебе – так я проявляю свою любовь как приемный родитель» – лучше настроить себя на такой рабочий лад». И если к таким целям добавится привязанность, дружеская теплота и тем более любовь – то это настоящее счастье для всей приемной семьи.

Подростки в приёмных семьях

Малыш, мы тебя ищем!. Форум приёмных родителей «Жизнь, как она есть»

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • ПоискМобильная версия

Малыш, мы тебя ищем! ⇒ Подростки в приёмных семьях

Сообщение Алёна » 02 июн 2014, 21:48

Приемные подростки, пожалуй, самые не простые из всех тех, с кем когда-либо приходилось встречаться психологам в своей практике, занимающихся проблемами детоустройства. Это те дети, которые попав в приемную семью, могут превратить ее жизнь в настоящий кошмар. Я имею в виду, по большей мере тех ребят, которые пришли в семью уже достаточно взрослыми, практически сложившимися личностями, в 13-16 лет.

Можно только себе представить, сколько за эти немного лет им пришлось пережить. Предательство взрослых, унижение и манипуляции со стороны ровесников в детских учреждениях и многое другое. Эти дети получили множество психологических, а порой и физических травм. Их потребности, чаще всего, не были удовлетворены. Как базовые, так и более высшие по рангу потребностей – признание, принятие, любовь.

Эти дети научились быть злыми и агрессивными, гибкими и настороженными, изворотливыми и строптивыми. А как еще они могли бы тогда выжить? Каким еще способом они смогли бы отвоевать свое место «под солнцем». Если бы не эти качества и умения, они бы никогда не попали в приемную семью. А если попали, тогда именно такими они придут в новые отношения. Они будут врать и воровать. Они будут протестовать, и нарушать правила. Они будут проверять ваши границы дозволенного, пытаться вами манипулировать. Они будут «нагибать» младших братьев и сестер, даже если те уже давно живут в этой семье или в ней с самого рождения. Они будут скверно учиться, а иногда вообще не ходить в школу.

Каждая мама обязана знать:  Как говорить с ребенком о наркотиках

И это еще не все, что можно от них ожидать. В самых сложных случаях они могут неоднозначно проявлять свой сексуальный интерес к другим детям, даже того же пола.

И, если семья сразу их запишет в «изгои», «извращенцы», «неуправляемые», тогда вряд ли такую ситуацию можно будет изменить. А попытаться все-таки стоит.

Получится это или нет, зависит не только от умений, опыта или каких-то иных качеств приемной семьи. Безусловно, у опытной в этом отношении семьи, есть больше шансов, но не всегда. Еще есть прямая зависимость от того, насколько вообще ребенок сможет жить в семье. Сможет ли он развить привязанность к этим людям. Или у него это не получится никогда

Никогда, потому что те психологические травмы, которые он получил в раннем детстве, не позволят ему «отрастить» привязанность, так необходимую для создания семейных уз. Другими словами, он так и не поймет и не сможет оценить для себя важность семьи, не разобраться с ролью родителя, не поверит в его умение быть защитой и поддержкой.

Это и не удивительно. Так как его опыт показывает другое. Его такой небольшой, и такой вместе с тем огромный опыт показывает, что никому доверять нельзя кроме себя, никто не сможет тебя защитить, только ты сам. Никто и никогда ничего тебе просто так не даст, только за определенную плату. В один прекрасный день он может спросить себя: « А чем эти новые взрослые лучше тех, которые были раньше?». И решит, что ничем.

Не нужно думать что их заставили прийти в семью. Нет. Многие просто просчитали, что там будет лучше материально, им так рассказывали другие, которые уже в семьях. Иные захотели в семью, чтобы был дом, была мама, своя кровать, свой двор, хоть что-то, но свое. А если их ожидания не оправдались, тогда дух сопротивления, который и так свойственен подросткам, возрастает в десятки раз. А с ним и желание вырваться из «плена», в котором они вдруг очутились, и в котором новые правила, масса ограничений и должествований.

Но все-таки шанс помочь таким детям есть. Только придется сначала понять некоторые вещи, которые касаются всех приемных детей. Точнее всех детей, которые остались без родителей по той или иной причине.

Давайте попробуем разобраться, что происходит с мозгом ребенка, который растет. Кроме всего прочего, он выполняет три очень важные функции:

— Заботится о контакте и близости ;
— Заботится о психоэмоциональном развитии и взросление;
— Защищает от невыносимой уязвимости.

И, если ребенок всю жизнь не получал ответ на запрос своих жизненно-важных потребностей, возле него не было того взрослого, который бы отвечал за его безопасность, тогда его вечной заботой будет поиск такого взрослого. Важно понимать, что взрослый для малыша – вопрос жизни или смерти. Не трудно догадаться, что ребенок без взрослого не способен выжить.

И, если мозг работает в режиме тревоги, стараясь обеспечить жизненно важную близость, которую принято называть привязанностью, тогда он не может эффективно обеспечивать полноценное развития и взросление. Наверное, многие замечали, что дети из интернатных учреждений, практически всегда страдают нарушением развития, как физического, так психического и эмоционального. Другими словами ресурсов на развитие недостаточно, когда в голове звучит «сирена тревоги».

И тогда включается «защита от невыносимой уязвимости. Это значит, что мозг может защищаться от внешней небезопасной среды двумя способами:

Включив онемение чувств. То есть человек не ощущает болезненных эмоций («ну и что?», «мне все равно», «какая разница?»). Иначе, если он позволит себе расслабиться и почувствовать что-либо, может получить «удар по дых» в виде предательства, пренебрежения, отвержения. Поэтому лучше вообще ничего не чувствовать. Он перестает любить, удивляться, радоваться, испытывать благодарность в том числе.

Эмоциональная «слепота». В этом случает, человек не видит потенциально опасных, болезненных ситуаций, теряет ощущение опасности. И поэтому совершает много рискованных поступков. Не может просчитать их последствия, не понимает опасности.

Если работает «защита от уязвимости», тогда не получается полноценное эмоциональное развитие. Такие люди чаще всего как будто бы застревают эмоционально где-то в раннем детстве, в районе 3-4 лет. Они не могут думать две мысли одновременно. Например, одновременно злиться и любить. Например, если я злюсь на сестренку, то не удержусь от желания ударить. И только потом я подумаю о том, что я ее люблю. Или мне нравится приемная мама, но если мне придет в голову уйти из дому – уйду. Только потом я подумаю о том, что она переживает. И т.д.

У таких детей не развита способность, которая начинает постепенно формироваться после 4-х лет, управлять своими импульсами, думать о последствиях. Они живут эмоциями. «Если хочется телефон, я его заберу, или возьму (украду) в магазине». И в этот момент подросток не способен подумать о последствиях своего поступка.

Вероятность того, что все исправиться есть. И, чем раньше ребенок перестанет беспокоиться о контакте и близости, тем быстрее он сможет компенсироваться. То есть, чем раньше он попадет в семью, увидит надежных, любящих взрослых, уверенных взрослых, тем быстрее его мозг сможет посвятить себя развитию.

Поэтому, когда попадают в приемную семью дети 13-16 лет, у них многие возможности уже могут быть упущены в той или иной мере. Но, только терпение и понимание того, что происходит с ними, помогут наладить с ними отношения. Сначала привязанность, а потом все остальные требования. И по уборке, и по обязанностям и по урокам и успеваемости в школе.

Да, это трудно. Но все-таки возможно

Помогают отрастить привязанность семейные правила, ритуалы, времяпрепровождение всей семьей. Каждый посыл к подростку – «я тебя понимаю, не осуждаю, и ты здесь в безопасности» – дает свои результаты. Для этого нужно время. Иногда достаточно долго, и год и два. Пока он не поверит вам по-настоящему. Не только головой, но и его подсознание не отдаст сигнал мозгу, который будет готов снять защиту от непереносимой уязвимости, и начать развиваться в соответствии с возрастом.

Не всем семьям подходят подростки. Не все могут и готовы пережить их не простое поведение. Нельзя забывать и о подростковом кризисе, который, кстати говоря, может немного запоздать, как и все остальное развитие. Не всем подросткам могут подойти семьи. Они могут уже никогда не выключить эту самую защиту, и всегда оставаться «на чеку», используя других людей только для того, чтобы выжить. И к этому тоже нужно быть готовым. Поэтому если вы решили пройти этот путь вместе с ребенком, ожидайте, что он будет тернистым. А если вам все-таки это удастся, то награда будет очень большой. Вы просто спасете еще одного человека. Хорошего вам пути!

Почему приемных детей нельзя воспитывать так же, как родных

О воспитании приемных детей и о сложностях, с которыми сталкиваются приемные родители, мы поговорили с Татьяной Панюшевой, кандидатом психологических наук, психологом, сотрудником Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», одним из авторов книги «Приемный ребенок: жизненный путь, помощь и поддержка».

Чужих детей не бывает. И нам кажется, что нет ничего сложного в том, чтобы вырастить приемного ребенка. Какая разница – приемный или кровиночка? Дети есть дети. Всем нужны любовь и ласка, правила, подарки, сказки на ночь… Или все-таки с приемным ребенком нужно вести себя как-то иначе? С точки зрения воспитания, оказывается, что да.

Приемные дети проходят разный путь до того, как попадут в новую семью. Они могут быть «отказниками» с момента рождения или могут быть «подкидышами», найденными на улице, или изъятыми из своих кровных семей. Общее для них то, что, так или иначе, они лишились своих кровных семей – лишились возможности жить со своими родителями, быть любимыми, получать от них внимание и заботу. И это вот разделение – самое страшное в жизни малыша. Это травма для психики маленького человека, которую мы часто недооцениваем.

Был маленький, но помнит

Травма утраты кровной семьи есть у каждого приемного ребенка. И она не проходит бесследно. Не стоит думать, что ребенок «был маленький и не помнит». Конечно, они могут не помнить это так, чтобы описать словами или понять произошедшее без помощи взрослых, но на эмоциональном уровне эта травма реальна, и она никуда не пропадает сама по себе. Так или иначе, они лишились родителей.

Нужен взрослый, который не бросит

Для младенца очень важно, чтобы рядом был взрослый, не кто-нибудь, не разные, сменяющие друг друга медсестры в больнице, не воспитатели в детском доме… Ведь родитель – это тот взрослый, который всегда рядом, даже если иногда уходит ненадолго. А у «отказника» такого взрослого нет, он исчезает, и появляются люди, которые ухаживают, но они всегда разные, они не родители, никому конкретному именно он не нужен. Для маленького человека практически невыносимо такое существование, без защиты, опоры и любви. Давно доказано, что потребность в привязанности является биологически заданной, ребенок рождается с готовностью установить тесную связь с близким человеком. Эта потребность не менее важна, чем физиологические потребности (в еде, сне и т.п.).

Именно когда в жизни ребенка все спокойно, понятно и предсказуемо, он может развиваться, верить в себя, справляясь со всеми тревогами с поддержкой близких. Он чувствует, что нужен и важен кому-то, и на этом начинает строиться детская самооценка и ощущение безопасности и стабильности мира. Именно мама обычно учит ребенка распознавать и понимать свои и чужие эмоции, мама успокаивает, говорит, что бояться, злиться, грустить – нормально. И позже ребенок сам учится контролировать свои переживания. Когда рядом забота, любовь и мама, ребенок растет любознательным, не боится познавать и совершать ошибки, ведь мама, если что, спасет и поможет.

Каждая мама обязана знать:  Видеоконсультация Ребенок и наркотики

У ребенка в детском доме нет этого самого важного любящего взрослого. Если такой «каменной стены» у ребенка нет, то ему становится не до изучения мира, потому что постоянно приходится выживать в одиночку, что вызывает тревогу, неуверенность и постоянное напряжение. Это оттягивает все силы и ресурсы ребенка.

Некого любить?

Есть и еще один важный момент. Ребенок, у которого с детства есть родители, умеет любить, не боится привязываться к людям. Если у ребенка в жизни были только сменяющие друг друга воспитатели и медсестры (пусть даже самые добрые и хорошие), то у него может нарушаться способность устанавливать отношения привязанности и близкие отношения с другими людьми.

При этом страдает самооценка, мотивация к учебе, и возникают сложности в общении с другими людьми.

Приходит «приемыш» в новую семью, и не знает, как себя вести – кому можно доверять? Он ведь одиночка, он привык выживать, сам справляться со всеми ситуациями.

Поэтому же приемный ребенок может решить, что слушаться новых родителей совсем не обязательно. Родные дети слушаются маму с папой, потому что им важна связь с родителями, для сохранения этих отношений они готовы следовать правилам, внутри этих отношений они развиваются.

Приемных родителей может удивить поведение нового члена семьи. Почему он не слушается? Почему так резко реагирует на нежность и ласку? Не пугайтесь, это нормально, ребенок просто не привык быть кому-то нужным, не знает, что такое отношения с родителями. И всему этому приемным родителям придется терпеливо учить своего нового ребенка.

Они не злые, они сильно пострадали в жизни

Дети могут выплескивать боль и злость на окружающих их людей и мир в целом, поведение может выглядеть жестоким, но это не потому, что дети «злые», а оттого, что с ними было… За этим, как правило, стоит очень большая боль, с которой ребенок один справиться не может. Дети могут умело манипулировать взрослыми, потому что это помогало им выживать в детском доме. Детям сложно расстаться с теми привычками, которые появились у них в детском доме.

«Я плохой»

Не ждите от приемного ребенка, что он будет веселым, любопытным и успешным в школе. У детей, которые жили в детском доме, самооценка и вера в себя «на нуле», к сожалению, они чувствуют свою непохожесть на других детей, знают свой статус «детдомовских». А, поскольку у детей все просто, они быстренько «вешают на себя ярлык» — «я плохой». Ведь от других, хороших, не отказывались, а от них отказались, значит, они плохие.

«Мне все должны»

Иногда родители приходят к психологам с таким наблюдением – приемные дети ведут себя, как «потребители», с уверенностью в том, что им «все должны». Они сами не желают ни во что вкладываться, не желают стараться. Почему так?

Во-первых, опыт жизни в детских учреждениях напрямую этому учит. Все появляется само собой, у ребенка практически нет своих личных обязанностей и зоны ответственности, как это происходит дома (убирать свою комнату не надо, помогать маме не надо, получать подарок за какое-то достижение он не привык).

Во-вторых, у детей в учреждении сама жизнь – это пассивное существование. Они не влияют на происходящее, не делают выбор в собственной жизни, их просто «перемещают» из учреждения в учреждение, им дают еду, им дают одежду. У них нет активного и ответственного участия в собственной жизни. У ребенка в семье этот опыт начинается с очень раннего детства, когда от его поведения напрямую зависит, разрешат ему что-то или нет, он даже может выбрать, какую шапку надеть, с какими игрушками играть…

Нужно терпение

Приемные дети не хуже и не лучше, а такие же дети, как и все другие, и это правда, просто они очень сильно пострадали, даже если были в хорошем детском доме, где за ними ухаживали. Необходимо понимать, что для помощи им просто любви и ласки не хватит, не обойтись без огромного количества труда и сил.

Родителям придется провести немалую работу над собой. Эта работа во многом касается собственной жизненной истории – понимания непростых событий в своей биографии, болезненных воспоминаний, сложных для родителей тем.

Почему это оказывается важным в контексте воспитания приемных детей?

Во-первых, потому что дети проверяют «новых взрослых» на прочность, чтобы убедиться, что этим людям можно доверять, чтобы проверить, «сдадут или нет». В своей жизни они уже немало людей потеряли, видели много не самых сильных и надежных взрослых возле себя. И проверяют дети взрослых на прочность по самым их «болезненным точкам», которые они легко находят.

Во-вторых, давно доказано, что травматичный опыт приемных детей быстро возрождает к жизни и травмы, бывшие когда-то в жизни приемных родителей.

Приемным родителям нужно знать, что в их случае обратиться за помощью к психологам – это не просто нормально, но и мудро. Не нужно считать себя плохим родителем, который не справляется, плохим неумелым взрослым, который не может убедить малыша… Это не простой малыш, теперь вы это знаете.

Благодарим программу «Реальное усыновление» на канале TLC за помощь в подготовке материала.

Зачем вам нужен приемный ребенок?

Наверняка любому человеку хоть раз в жизни приходила в голову мысль о приемном ребенке. Часто это происходит под влиянием сиюминутного импульса: увидев плачущего малыша в палате отказников городской больницы или попрошайничающего на церковной паперти замарашку, а может даже во время просмотра очередного слезного ток-шоу по телевизору. Движет в этот момент человеком обычная жалость – не самый правильный мотив при принятии решения об усыновлении.

Да-да, в таком благородном и сложном деле, как усыновление, бывает правильная и неправильная мотивация. Помочь разобраться в ней и не наделать ошибок, калеча при этом и свою жизнь, и ребенка, помогают психологические тренинги и консультации в Школе Приемных Родителей.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся типы усыновителей:

  • Семейные пары, страдающие бесплодием. К тому моменту, когда решение о необходимости приемного ребенка уже принято, пара прошла долгий и сложный путь. Устав от горьких разочарований, потенциальные родители ждут появления ребенка, пусть и неродного, с эйфорией, которая скоро сменится растерянностью и, возможно, разочарованием;
  • Пары, уже вырастившие собственных детей, или люди, не состоящие в браке, чаще всего женщины, боящиеся одиночества и обеспечивающие себе таким образом эфемерный «стакан воды» в старости;
  • Семьи с утратой – самая сложная категория потенциальных родителей. Взяв приемного ребенка, они пытаются заменить им своего, потерянного. Они часто забывают, что приемыш – это не точная копия родного ребенка, а индивидуальность, и его нужно либо принимать таким, какой он есть, либо отложить вопрос об усыновлении до тех пор, пока родители полностью не придут в себя после утраты.

А теперь разберемся с мотивами, они в той или иной степени присутствуют у каждой группы желающих принять в семью неродного ребенка.

  • Вам стало скучно, вы надеетесь, что приемный ребенок сохранит ваш брак;
  • Вы уступаете просьбам супруга(-и), у вас уже есть дети, но они хотят «брата» или «сестру»;
  • Вы хотите совершить благородный поступок, покрасоваться перед окружающими;
  • Вы хотите стать «учителем», передать свой бесценный опыт подрастающему поколению и ждете в ответ благодарности.

Как вы видите, неправильная мотивация бывает крайне разнообразной и выглядит вполне благопристойно. Жаль только, что за этим часто скрывается разочарование и обида, а порой и мощнейший стресс и боль, когда приемного ребенка, не оправдавшего надежд, возвращают обратно. Однако, при грамотной работе психологов, психотерапевтов и, конечно же, самих родителей, даже неправильный мотив видоизменяется, а конечный результат – счастливая семья – стоит затраченных усилий.

А вот с «правильной» мотивацией все просто – избыток любви, желание одарить ею еще одного ребенка, наполнить его жизнь счастьем и радостью. Перед силой и жаждой любви меркнут все трудности процесса усыновления, сложности периода адаптации, материальные проблемы.

Хочется сказать о еще одном мотиве усыновления – поиске материальной выгоды. Пособие на приемного ребенка, выгодный кредит на строительство жилья или получение льгот как многодетной семьёй – стоят ли эти весьма условные блага игры с государством? Игры, в которой на кону судьба, а иногда и жизнь маленького человека, уже обиженного людьми?

Можно ли осуждать таких людей? Знаю одну семью, вырастившую своих четверых детей и взявшую на воспитание двух девочек-подростков с синдромом Дауна. «Какие благородные люди!» — подумают многие, не зная всей подоплеки ситуации. Эта семья занимается выращиванием овощей на продажу и животноводством. Дети, естественно физически здоровые, были взяты как бесплатная рабочая сила. «Какие меркантильные сволочи!» — занегодует народ. Но сами девочки, к слову сказать, обожающие своих приемных родителей и с охотой исполняющие их поручения, счастливы. Они растут в семье, о них заботятся и, наверное, по-своему любят. А какое будущее ожидало бы их после интерната? Доживать свой век в доме для престарелых? Все очень неоднозначно. Тем не менее, если ребенок берется в семью ради материальных ценностей, но при этом вполне счастлив, почему бы и нет?

Принимать решение об усыновлении нужно осознанно, следует понимать, какие мотивы вами движут. И если есть хоть малейшее сомнение в правильности поступка, лучше отказаться от своих намерений, чтобы не допустить еще одного предательства в жизни ни в чем не повинного маленького человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация