Зачем ребенок фантазирует


Содержание

Гармония отношений

garmoniya.info

Почему дети фантазируют?

Никто не станет отрицать, что все дети в мире — фантазеры и выдумщики.
Мы умиляемся, когда пятилетний мальчик увлеченно рассказывает: «А я как побегу от Бармалея, как спрячусь под кровать. Потом я прыгнул в аквариум. поплыл, потом выскочил и прыгнул на шкаф. Потом я пришел на люстру и покачался. А потом. потом я как вылечу в форточку прямо на улицу».

Мы сердимся, когда сталкиваемся со странной, непонятно чем вызванной ложью восьмилетних, частенько рассказывающих о себе самые невероятные истории. То вдруг это дружба с крокодилом, якобы живущим в обычной ванне. То далекие путешествия с сильным, смелым и. несуществующим дядей или знакомым.

Иногда события подобных историй связаны с соседкой-волшебницей, иногда с простой стекляшкой, два года назад вошедшей в пятку при странных обстоятельствах. Еще чаще дети рассказывают о необычных игрушках, каких больше ни у кого нет, или о необычайных поступках — собственных или других людей.

Сюжеты могут быть весьма различны, но в любом такого рода рассказывании ясно выступают два момента. Во-первых, в них ребенок выдает себя за участника событий, которых никогда не было; во-вторых, ложь этих рассказов — особенная ложь! Она обычно не имеет ничего общего с желанием скрыть плохой поступок, со стремлением избежать наказания и добиться награды. Иначе говоря, она никак не связана с привычными и понятными для нас мотивами, толкающими ребенка на обман.

«Выдумки» детей не только умиляют и сердят, но иногда и пугают. Мама одной четырехлетней девочки рассказывает: «Представляете —выдумала какой-то черный цветок, который в темноте прилетит ее душить. Комнату на ночь проветривать не дает — боится открытой форточки. Я ей объясняю, что все это глупости, что цветы не могут летать и душить не могут. Она слушает, молчит, но чувствую — не верит. Сама не спит и нам не дает. Странная она у нас какая-то». Еще более странным кажется нам, когда довольно большие дети (в возрасте 10 лет) с упоением слушают и пересказывают друг другу страшные истории.

Про пятилетнюю мы просто думаем: «Вот выдумщица!» Восьмилетнему— в лучшем случае — терпеливо и скучно объясняем, какая нехорошая штука — ложь, в худшем — строго «разоблачаем» и стыдим врунишку. Десятилетнего убеждаем в том, что пора уже «вырасти из детских глупостей», а сами подумываем: «А не сходить ли с ним к психиатру!»
В чем же причина неуемной тяги ребенка к необычному, этого порой непонятного для нас стремления к переустройству окружающего мира и своих отношений с ним?

Дело здесь в том, что развивающийся мозг ребенка нуждается в постоянном притоке информации, получаемой от всех органов чувств. Восприимчивость ко всему новому у детей просто поразительна. Уже с 2—3-месячного возраста все яркое, блестящее, движущееся неизменно привлекает внимание малыша, вызывает ответную реакцию. Ведущую роль в освоении маленьким человеком окружающего мира сначала играет ориентировочно-исследовательский рефлекс, или рефлекс «что такое», как образно назвал его И. П. Павлов.
Ребенок растет, жизненные впечатления становятся все многочисленнее и сложнее. На определенном этапе развития психики дети начинают уже воспроизводить поведение взрослых, копируют движения, подражают звукам речи, наконец, произносят первые слова.

Известно, что любимое занятие дошколят — ролевая игра (покупатель — продавец, доктор — больной), в которую дети часто стремятся включить и взрослых. На ее примере очень хорошо видно, как довольно рано они начинают не только копировать окружающее, подражая взрослым, но и из знакомых элементов действительности строить новое, выдумывать, фантазировать, сочинять. Например, четырехлетняя Шура выговаривает маме: «Ты почему опять вяжешь? Я же велела тебе подержать моего ребенка! А ты куда его дела? Ты почему другим делом занимаешься?» Шура воспроизводит те же самые выражения и ту же интонацию, с которыми обычно обращаются к ней самой. Но она не просто подражает, она переносит известное в новую ситуацию—в ситуацию игры с куклой.

Рождаясь и проявляясь в игре, воображение начинает диктовать ей свои законы, порой заставляя детей неожиданным образом изменить замысел и характер игры. Начинавшаяся с повторения известных житейских ситуаций, она может уйти совсем в сторону, перейти в заоблачные выси фантазирования. Как видим, ролевая игра, с одной стороны, содержит подражание, копирование, с другой — творческую переработку исходных впечатлений, то есть проявление тех самых механизмов, которые и являются психофизиологической основой воображения.
Какую же роль играет воображение в процессе психического развития ребенка? Потребность новых впечатлений у детей огромна, возможность же их переработки и активного усвоения крайне мала. В психике ребенка возникает конфликт между избытком внешней информации и недостатком средств, необходимых для понимания и объяснения окружающего. В этих условиях детский мозг непременно должен противопоставить внешнему потоку информации, обрушивающемуся на него, средство, которое позволило бы перекомбинировать исходный материал и таким образом увеличить объем воспринимаемого. Именно таким средством и является воображение. Кроме познавательной функции оно выполняет и важную приспособительную роль. Достраивая с помощью воображения картину мира, восполняя пробелы знаний и опыта, ребенок тем самым избавляет себя от разрушительного действия отрицательных эмоций. Таким образом, можно говорить о двоякой роли воображения — его познавательной и приспособительной функциях.

В идеале в психике взрослого человека обе эти функции, достигнув высокой степени развития, должны находиться в гармоническом равновесии. Ни один из видов творческого труда не доступен человеку, если его мышление не опирается на интенсивную достраивающую, восполняющую работу воображения. С другой стороны, воображение и у взрослых продолжает активно регулировать поведение, позволяя создавать модель ожидаемых событий, готовиться к ним, как бы проигрывая свою роль в них заранее.

С этой точки зрения становятся понятными многие «странности» детского фантазирования. По всей вероятности, наблюдая процесс психического развития, мы сталкиваемся с преобладанием то одной, то другой функции воображения. У дошкольников наиболее ярко проявляется познавательная направленность. В этот период детства двигателем воображения является стремление овладеть окружающим, достроить картину мира, проникнуть в суть предметов и явлений. В конце младшего школьного возраста ведущей становится приспособительная функция воображения. В этом возрасте важно уже не только, чтобы им самим было интересно и понятно, не менее важным для них становится, чтобы и другим с ними было интересно. На первый план выступает желание привлечь к себе внимание окружающих. Ребенку нужно, чтобы ему удивлялись, сочувствовали, проявляли интерес к его собственной жизни. Воображение поэтому становится активным средством найти партнера, вовлечь его в процесс общения.
Так возникает странная на первый взгляд, ничем не объяснимая «бескорыстная» ложь.
Именно на этом пути дети, как правило, сталкиваются с непониманием взрослых, а иногда и сверстников. Для окружающих они становятся неисправимыми врунишками и постоянно уличаются в обмане. Естественная защитная реакция ребенка — перестать рассказывать. Но перестать рассказывать еще не значит перестать фантазировать. Лишенный общения, ребенок замыкается в себе, становится скрытным, его фантазии переходят в глубокий внутренний план, становятся все более оторванными от действительности. Понемногу они начинают подменять собой эту действительность, и ребенку становится интересней быть наедине со своими мечтами (где он сильный, смелый, уважаемый, красивый, где он все может), чем участвовать в реальных событиях (где далеко не всегда все складывается удачно). Не эти ли неразделенные фантазии рождают тип мечтателя, так хорошо известный нам из русской литературы? И «маниловщина», и «обломовщина», и не способные к действию мечтатели Достоевского кроме известных социальных причин имеют, несомненно, еще и глубокие психологические основания.

В семьях, где растет один ребенок или возрастная разница между детьми очень велика, проблема детского фантазирования приобретает особую остроту. Дети постоянно испытывают нехватку в партнере для игры и фантазии. Их общение имеет свои особенности и свою логику, отличную от нашей «взрослой» логики. Дети не принимают наших идущих от здравого смысла доводов вроде того, что «цветы не могут летать и душить», так как по логике фантазии «цветы все могут». Но достаточно сказать, например: «Вредный цветок бессилен, потому что колючий кактус на окне — хороший сторож и не пустит цветок в комнату», как ребенок почувствует себя в полной безопасности и успокоится. К сожалению, забывая о собственном детстве, взрослые забывают и об этом особенном общении. Ему стоит учиться заново, если вы хотите понимать своего ребенка. Именно общение на уровне воображения, активное участие в играх детей, самое серьезное исполнение отведенной вам в игре роли позволят проникнуть во внутренний мир ребенка, в мир его чувств и переживаний. Пока ребенок приглашает вас фантазировать вместе, душа его открыта. Понимание несложной символики детских фантазий часто помогает узнать желания, тревоги, страхи, и тогда в ваших силах становится возможным предотвратить многие неприятности.

Если малыш создает в воображении странных, несуществующих друзей-заступников, задумайтесь: не одинок ли он, не обижает ли его кто-нибудь? Приглядитесь, как складываются его отношения со сверстниками. Если детей мучают ночные страхи, стоит обратить внимание на то, что они читают, что смотрят, какие разговоры слушают и насколько все это соответствует их возрасту. Может быть, ребенка нужно избавить от непосильных для него впечатлений, от той информации, которую он пока не может переварить. Тем не менее потребность малышей в новых впечатлениях чрезвычайно велика и, ограничивая определенные из них, нельзя создавать вакуум информации. Непосильное не может быть просто отметено, оно должно быть обязательно замещено другим — посильным, подходящим в возрастном отношении.
Наконец, общаясь с ребенком на уровне воображения, вы получаете еще одну великолепную возможность влиять на его развитие, вы сможете постепенно направлять фантазию в русло творчества. Фантазируя вместе с детьми, старайтесь, чтобы образы, созданные воображением, получали воплощение во внешнем продукте — рисунке, фигурке из пластилина, различных поделках и т. п. Разумеется, сначала ребенок будет очень нуждаться в руководстве старших. Лишь постепенно он сможет стать более самостоятельным, но и это не означает, что можно больше не обращать внимания на то, как и о чем ребенок фантазирует. И в дальнейшем — в младшем школьном и даже подростковом возрасте — многое будет зависеть от бережного отношения и умного руководства. Иногда, например, бывает достаточно тактично и вовремя заменить в разговоре «врешь» на «сочиняешь», довести до сознания ребенка всю глубокую разницу этих понятий, чтобы не только избавить его от чувства вины, но и подсказать возможный путь к воплощению образов воображения в сочинении сказок, стихотворений, рассказов.

В наших силах постепенно подвести ребенка к сознательному пониманию творческой задачи, которое в значительной мере способствует переводу фантазии из непроизвольного плана в произвольный. Путь такого использования фантазии был в свое время показан К. С. Станиславским в книге «Работа актера над собой». Казалось бы, эта книга посвящена узкопрофессиональным вопросам. Но внимательному читателю она не только откроет приемы, позволяющие подчинить воображение решению творческих задач, но и подскажет, как использовать воображение для управления эмоциональной сферой ребенка.
Не стоит думать, что для управления детской фантазией нужны какие-то особые способности. Внимательное, бережное отношение к внутреннему миру ребенка, проявляющемуся в фантазировании, подскажет взрослым правильный путь в каждом конкретном случае. Роль ведущего на этом пути потребует напряженной работы вашего собственного воображения, разовьет и освежит его, позволит вернуться в далекую страну детства. И тогда только вы сможете понять своего ребенка, установить с ним желанный контакт.

Детские фантазии

Стоит ли поощрять родителям детскую фантазию или вести с ней решительную борьбу.

Многие дети любят фантазировать. Порой родителей это может огорчать, ведь иногда отличить фантазию ребенка от реальности бывает довольно сложно. Так что же такое фантазия? Стоит ли поощрять ее развитие или вести с ней решительную борьбу? Как определить, где фантазия, а где ложь?

Как-то раз в гостях ко мне подошла пятилетняя дочка хозяев и доверительно сказала мне на ухо: «А у меня под кроватью розовый слон живет. «

Каждая мама обязана знать:  Ольга МАХОВСКАЯ Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы потом он дал вам спокойно жить

— Игрушечный? — уточнила я.

— Нет, не игрушечный, а самый настоящий, живой. Он мне засыпать помогает: качает кровать, как будто я в поезде еду. А еще он может монстра прогнать. Только мама не верит, что у меня есть розовый слон.

Мир детской фантазии огромен и многообразен. Именно из таких мечтателей о розовых слонах вырастают великие художники, скульпторы, писатели, дизайнеры. Не будь фантазии и воображения, у нас бы не развивалась наука, и мы бы так и остались в каменном веке. Первым фантазером был человек, сумевший рассмотреть в простом камне палку-копалку и двинувший вперед всю цивилизацию. А русские мечты народных сказочников о ковре-самолете и печке-самоходке, воплотившиеся в постройке космического корабля и автомобиля? Без воображения современный школьник не усвоил бы ни одного предмета, потому что не смог бы конструировать в своей голове образы и оперировать абстрактными понятиями.

Но не все так радужно в мире фантазии. У нее есть и оборотная, «темная» сторона. Это фантазии, растущие из детских страхов, агрессии, фантазии, граничащие с неправдой, и откровенная ложь. Возможно, вас удивляет, что все это живет в светлой головке вашего дошкольника, но это действительно так. Сегодня речь пойдет об обеих сторонах фантазии, а также о грани, их разделяющей.

Светлая сторона луны

Фантазия начинает развиваться в дошкольном возрасте. Строго говоря, активно она развивается только после 2,5-3 лет. Но до этого идет подготовка. Насколько у малыша будет развито воображение, зависит от того, как он прожил период жизни с 1 года до 3 лет. В это время дети еще не играют, а манипулируют предметами, изучая их свойства. И оказать помощь в познании мира предметов должны близкие малыша.

Часто мамы задаются вопросом: почему малыши этого возраста постоянно требуют их внимания? Мамам уже очень хочется, чтобы ребенок занимал себя сам, играя в игрушки. Но в этот возрастной период ребенок познает мир через руки мамы: именно она показывает, что делать с веником и как играть с куклой. Для того чтобы дать хороший «старт» развитию фантазии, есть 3 главных пути:

  • Читайте малышу самые разные книги: сказки, стихи, рассказы. К 2-2,5 годам он уже должен быть хорошо знаком с самыми простыми сказками («Колобок», «Курочка Ряба», «Репка» и др.). Именно сказочные образы — это «кирпичики», фундамент фантазии.
  • После 1,5 лет предлагайте ребенку игры с предметами-заместителями. Например, ставьте стулья и говорите: «Давай, это будет машина? А это колесико от пирамидки — руль. Садись, поехали к бабушке в гости. Тр-р-р-р-р-р (крутя колесико)».
    Таких игр может быть великое множество. Детский носочек может стать веселым танцующим червячком, а одеяло — гаражом для машины. Проявите свою собственную фантазию и дадите импульс для развития воображения вашего крохи!
  • Предлагайте игры с образами-заместителями. Скажите малышу: «Давай мы с тобою побудем кисками». Имитируйте движения кошек, говорите «мяу-мяу». Побудьте собачками, лягушками, лошадками. Это не только прекрасно развивает воображение, но и замечательно влияет на моторное развитие ребенка. В этой же игре вы можете дать первые понятия о профессиях людей: водителе, поваре, строителе.

«Мой сынок очень интересно играет. Во время мытья наливает в чашечки воду и предлагает мне «чай», да не просто, а с «конфетой», деталькой от конструктора. То вдруг примется «тушить пожар», «наливая воду» из построенной башенки. То подберет на улице палку и сверлит-чинит ею скамейку, говоря, что он мастер и работает «дрелью», — рассказывает Татьяна, мама 2-летнего Толика.

Такое активное использование в игре предметов-заместителей и образов-заместителей говорит о том, что малыш перешел на новую ступеньку развития: у него начало развиваться образное мышление. Ваш ребенок становится фантазером!

Маленькие фантазеры

С 3 до 7 лет продолжается следующий этап в развитии фантазии. Здесь главенствует Ее величество Игра. Именно в игре у малышей идет развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, интеллекта. К игре нужно относиться крайне бережно, ведь именно она — ведущая деятельность в возрасте с 3 до 7 лет.

В этом возрасте важными в развитии воображения являются сюжетно-ролевые игры, в которых участвует несколько детей. Примеры этих игр хорошо известны: «дочки-матери», «войнушка». Часто дети играют в повседневные ситуации: уход мамы на работу, возвращение мамы с работы, поездка на море и т.д.

Многочисленные исследования подтверждают: дети в игре пользуются двумя параллельными «реальностями» — настоящей, в которой они дети, и фантазийной, в которой они индейцы, ковбои, полицейские или манекенщицы. Доказано, что здоровые дети вполне способны различать, где реальность, а где их собственная выдумка. Но все-таки, чем меньше ребенок, тем способность увидеть эту разницу меньше. Поэтому 3-4-летние малыши, захваченные игрой или театральным представлением, вполне способны принять игровой вымысел за действительность и всерьез испугаться, например, огромного старика с бородой и в тулупе (Деда Мороза).

То, что ваш малыш стал активно фантазировать и при этом отделять фантазии от реальности, вы можете понять по появлению в его речи слов «понарошку» и «как будто».

Такие разные игрушки

Еще один пласт в развитии фантазии в этом возрасте связан с предметами, которые необходимы во время совместных игр. К сожалению, сегодняшний переизбыток игрушек в магазинах и их предельная реалистичность мешает детям в развитии фантазии. Почти настоящие чайники, которые «кипят», пуская пар, тостеры, плиты, пистолеты, мечи. Конечно, эти игрушки очень красивы и привлекательны, но они не будят воображение, так как «полностью готовы к употреблению». И родители часто говорят о том, что ребенок быстро теряет к ним интерес.

«Я отказываюсь понимать! — возмущенно говорит Анжела, мама 5-летнего Стаса. — Мы стараемся покупать ему самые дорогие и качественные игрушки, а он поиграет с ними два дня, и все! А в дом тащит с улицы какие-то палки, куски кирпичей, железки. Я, конечно, ругаюсь, что он в дом всякий мусор несет, выбрасываю. А он обижается, потом обещает, что больше не будет, но каждый раз карманы снова полные. Прячет по дому и тайком играет! Ну чего ему не хватает?!»

Чего же не хватает ребенку? Простора для фантазии! Она — нежная птица, в неволе не живет. Для ее развития нужны предметы-«полуфабрикаты»: те самые палки, камешки, бумажки, кусочки материи, железяки. То, что мы, взрослые, привыкли считать мусором. Возьмите раз и навсегда за правило не выбрасывать вещи, принадлежащие ребенку, без его ведома. Вам и в голову не может прийти, что эта машинка без колес на самом деле «секретная» установка. Она может лежать месяцами в ящике для игрушек, но вы можете быть уверены — малыш помнит о ней, она ждет своего часа. И не найдя ее, будет очень расстроен.

Поставьте в дальнем углу специальную коробку и разрешите приносить и хранить наиболее безопасный «мусор», а также складывайте туда сломанные игрушки и свои устаревшие вещи (например, найденный на антресолях старый фотоаппарат). Такие игрушки нужны не только мальчикам, но и девочкам. И фантазии вашего малыша не будет предела!

Уделяйте время совместному изготовлению игрушек. Помогите разглядеть ребенку в обувной коробке плиту, а в палке — меч. Раскрашивайте, клейте, вырезайте, выстругивайте! Такие игрушки нравятся детям гораздо больше покупных, они их ценят и очень ими гордятся.

Чтобы развить фантазию, предложите сделать малышу композицию из «бросовых» материалов. Возьмите лист ватмана, покрасьте его в темно-синий цвет. Это будет темное небо. Возьмите звездочки из сухого завтрака (например, «Космостарс»), покрасьте в разные цвета и наклейте. Сделайте круглые комочки из бумаги разных цветов. Пусть это будут планеты. А теперь возьмите небольшие бутылки из-под питьевого йогурта, разрежьте их вдоль на 2 половинки, раскрасьте и. космические корабли готовы к отправке в неизведанные галактики! Можете наклеить на корабли маленькие фотографии членов вашей семьи и написать веселый стишок.

И последний (но не по важности) путь развития воображения — это так называемое свободное фантазирование. Ребенок в своем воображении переносится в совершенно вымышленные положения и происшествия. В фантазиях он переживает удивительные приключения, главным героем которых является он и его близкие. Если ему задать вопрос или позвать, он может не услышать. А еще малыши рассказывают эти истории окружающим, и тогда взрослые иногда приходят в недоумение: откуда у малыша такие фантазии?

Темная сторона луны


Но иногда плоды детского воображения пугают взрослых, слишком явственно в них видны детские страхи, агрессия, соперничество, нелюбовь к братьям и сестрам, отвержение родителей. И, конечно, часто родители не могут понять: обманывает ребенок или это просто богатая фантазия.

История первая: «Я не трус, но я боюсь. «

До 4 лет Вова рос спокойным ребенком. Всегда хорошо кушал, играл и почти не спорил, когда приходило время идти в постель. Но месяц назад его как будто подменили. На прогулках стал жаться к маме, а когда слышал, что пора идти спать, оттягивал этот момент до бесконечности: то попить, то поесть, то в туалет захотелось. Мама сначала просто сердилась, думая, что у сына «испортился характер». Но потом обратила внимание на рисунки, которые рисовал Вова. Они просто кишели разными монстрами! Мама начала осторожно расспрашивать сына, и он признался, что когда приходит время спать, то слышит, как под кроватью у него шевелится чудовище.

Такая ситуация — вовсе не редкость. Статистика говорит, что каждый второй ребенок в возрасте от 3 до 5 лет боится сказочных персонажей, неожиданных звуков, боли. Каждый третий — транспорта, воды, одиночества и замкнутого пространства. Около 6 лет приходит страх смерти, который проявляется в страхах нападения, огня, потопа, стихийных бедствий.

Вы можете представить себе весь ужас малыша, находящегося в темноте и уверенного, что ему угрожает огромное злое существо? И это не «больное» воображение. Такие фантазии, как ни странно, полезны. Каждый ребенок проходит через период страхов. Они необходимы, так как, будучи переработанными психикой, помогают развить такие качества, как предусмотрительность, осторожность, подкрепляют инстинкт самосохранения. Ребенок понимает, что ответственность за свою жизнь и здоровье лежит на нем, а не только, как прежде, на родителях.

Как только страх приобретает конкретные формы (например, чудища), с ним можно начинать бороться. Для этого существует несколько приемов. Можно попросить нарисовать «свое» чудище. Будучи нарисованным, оно теряет часть своей устрашающей силы. Затем надо попросить ребенка добавить такие детали, чтобы чудовище стало не страшным. Ребенок может нарисовать бантики, усы, солнцезащитные очки, клетку. Пусть фантазия ребенка послужит во благо и подскажет ему, как обезвредить чудовище. Когда на лице малыша появится улыбка, чудовище побеждено. Возможно, эту процедуру придется повторить несколько раз для закрепления эффекта. Также можно вылепить монстра из пластилина, а потом тут же преобразить его в нечто доброе.

С монстрами можно и нужно бороться сказочными мерами. Например, папа может сказать, что лучшее средство от монстров — волшебная палочка из ветки березы. И если папа с ребенком сходят в лес, добудут березовую веточку, выстругают палочку и раскрасят ее, а потом малыш положит ее под подушку, он будет чувствовать себя гораздо увереннее.

Еще одно средство — завести домашнего питомца и убедить ребенка, что монстры не водятся там, где есть звери, и что его пушистый или пернатый друг его охраняет. Это придаст малышу уверенности. Призовите на помощь добрые фантазии, и вместе вы победите!

И конечно, необходимыми процедурами перед сном станут полное исключение телевизора и компьютера (особенно с агрессивными мультиками, фильмами и играми) за 2 часа до сна. За час до засыпания предлагайте малышу только спокойные игры с добрыми персонажами. Не читайте на ночь страшных сказок (например, русские народные сказки наполнены агрессивными, жестокими персонажами, поэтому читать их перед сном не рекомендуется). Выберите что-то веселое и реалистичное: «Денискины рассказы» В.Драгунского, стихи А.Барто. Уже находящемуся в постели малышу сделайте легкий массаж: погладьте руки, ноги, спинку и не забудьте про головку. Нежный поцелуй. и спокойный сон без страшных видений обеспечен!

История вторая: «Я — Бэтмен!»

Кириллу 5,5 лет. Он активный, любознательный мальчик. Но маму очень волнуют его увлечения. Его кумирами являются Человек-Паук, Бэтмен и прочая, с точки зрения мамы, нечисть. Вся одежда, тарелки, постельное белье, игрушки должны быть с символикой этих персонажей. Любимая игра — надеть костюм Бэтмена, выпрошенный на день рождения, и «летать» по квартире. В садике на него жалуются воспитатели: мальчик часто бывает зачинщиком драк, которые начинаются как театральное действие, а заканчиваются слезами и стоянием в углу ее участников. Да и на улице Кирилл часто добивается своего силой. «Откуда в нем столько агрессии?» — задается вопросом мама.

Доказано, что агрессивные фантазии формируются, когда ребенок был наблюдателем или участником сцены, связанной с насилием. Насилие понимается в широком смысле слова: увиденная драка с участием брата, приказной крик мамы и даже лишение лакомства, игрушки. А уж с экрана телевизора на детей прямо изливается поток насилия! Мультики с устрашающими персонажами, основным сюжетом которых являются драки, боевики и «ужастики», которые так любят смотреть папы, не отдавая себе отчета в уроне, который они наносят в этот момент своим детям.

Каждая мама обязана знать:  Колыбельная медведицы (бонус-трек) Лариса Долина (Е.Крылатов, Ю.Яковлев)

Самая большая проблема в том, что Человек-Паук, Бэтмен и другие супергерои. добрые! Податливая психика ребенка впитывает как губка совершенно извращенный образ добра: «добрый» персонаж обычно выглядит устрашающе, его боятся, он много и жестоко дерется, иногда убивая «злых» персонажей. Таким образом, основа морали, понятия Добра и Зла, получаются смешанными. Поэтому и фантазии детей часто страшные, злые, агрессивные, а игры в «добрых» персонажей такие жестокие.

Также родители, чьи дети слишком увлечены агрессивными фантазиями, должны обратить внимание на стиль воспитания ребенка. Не слишком ли много «нельзя»? Не применяются ли физические наказания? Не является ли общение директивно-приказным? При таком стиле отношений ребенок чувствует постоянное напряжение между восприятием родителей как хороших, «дающих добро», и плохих, «наказывающих». Это внутреннее напряжение и находит выход в виде агрессивных образов. Если ребенок часто бьет и наказывает игрушки, а на вопрос «почему» начинает объяснять, что мишка плохо себя вел, — это тревожный симптом. Не в вашей ли роли сейчас воображает себя малыш?

Но в дозированном количестве агрессивные фантазии необходимы. Они помогают ребенку осознать категории Добра и Зла, и замечательно, если вы будете читать малышу хорошие книги, показывать достойные мультики и фильмы, разговаривать с ним об этом. Помогите ему вообразить себя добрым персонажем, поиграйте. Пусть вы «понарошку» будете злым персонажем, а ваш ребенок — добрым. И пусть он вас «победит». На психологическом уровне это решит многие противоречия детской души.

Фантазия или ложь?

Но самым неприятным открытием дошкольного детства для родителей становится первая ложь ребенка (или то, что они считают ложью). «А что будет дальше?» — в ужасе думает мама, поймав на вранье 4-летнего сынишку, взявшего без спросу шоколад и отрицающего, несмотря на измазанный рот, свой «проступок».

В чем разница между ложью и фантазированием? Ложь, в отличие от фантазии, – это преднамеренное искажение или выдумывание информации с целью личной выгоды. Фантазия же — это просто свободный полет воображения, без нанесения вреда кому-либо.

Итак, чтобы соврать, надо, как минимум, немного уметь прогнозировать последствия своих поступков и обладать развитой речью. Поэтому обман начинает процветать после 3,5-4 лет.

Для некоторых детей это становится постоянной привычкой и средством манипулирования взрослыми. Но понятия «правды» и «лжи» — это нравственные категории, понимание которых приходит гораздо позже, уже в школьном возрасте. До 7, а то и 10 лет ребенок опирается в основном на мнение близких: если мама недовольна, значит, я поступил плохо. Это так называемый «доморальный этап развития». А значит, ему действительно непросто, особенно в 4-5 лет, отличить ложь от безобидной фантазии.

Часто ложь — это способ самообороны. Малыш стремится защититься от родителей, сверстников и личных проблем. И пользуется для этого оружием, подсмотренным у нас, взрослых.

С самых «младых ногтей» родители начинают обманывать свое чадо: «Если ты не перестанешь плакать (отнимать игрушки, драться, не пойдешь домой) — тебя дядя милиционер заберет!» или «Придет волк (Баба Яга, Бабай) и тебя в лес утащит!». Каково ребенку верить, что родная мамочка может отдать его чужому дядьке или волку за то, что он немного постоял в луже?

Потом малыш слышит, как его бабушка говорит знакомой: «Мы, к сожалению, не сможем прийти к вам в гости, потому что все болеем». Малышу не понятно — в доме больных нет, зачем же бабушка так говорит? Ему пока недоступно понятие «вежливой» лжи, для него вся ложь одинакова.

Дальше мама просит папу ответить по телефону, что ее нет дома. И вот в этот момент абсолютно неприкрытой лжи у ребенка в голове раздается «щелчок»: вот оно, новое средство от всех проблем! Мама так делает, значит и мне можно! И начинает он этим «оружием» пользоваться вовсю. Но так как поначалу он похож на дикаря с винтовкой, то его ложь бывает быстро раскрыта. Но ребенок не останавливается, с каждым разом оттачивая свое умение.

Какие же основные причины, по которым ребенок врет?

  • Боязнь слишком строгого наказания. Если ребенок знает, что за нечаянно разбитую чашку его могут лишить прогулки, он постарается скрыть «следы преступления». Чтобы исключить ложь по этой причине, подумайте, не слишком ли суровые наказания вы применяете? Если ребенок будет знать, что, разбив чашку, он должен будет просто замести осколки и сказать «прости», он вряд ли будет прибегать ко лжи.
  • Множество запретов. Если ребенку слишком много запрещают, если самое популярное слово — это «нельзя», то малыш попробует защититься от этого ложью. «Это бабушка разрешила мне взять пирожное!» (а бабушки и дома не было). «Это не я все пуговицы рассыпала, это птица в окно влетела, рассыпала, а потом улетела!» и т.д. Подумайте, не слишком ли много «нельзя» в вашей воспитательной позиции? Постарайтесь каждому «нельзя» сразу противопоставить «можно»: «Нельзя брать пуговицы без спросу, но со мной вместе можно. Давай я тебе их покажу!». В некоторых случаях можно произвести педагогическое внушение, не пользуясь словом «нельзя», а только подразумевая его. Например: «Конфету можно съесть только после обеда». Когда малыш поймет, что можно получить желаемое другими средствами (прямой просьбой, в игре со взрослым, выполнением определенных правил), он не будет пользоваться ложью.
  • Желание показаться лучше, чем он есть. Детям дошкольного возраста в норме свойственна завышенная самооценка. Именно она дает им силы «замахнуться» на покорение новых вершин. Но уже в 5 лет появляется некоторая реалистичность суждений. Ребенок, понимая ограничения, все же хочет показаться более сильным, ловким, умным, чем он есть на самом деле. «А я тоже умею на роликах кататься! Я даже 2 часа могу без остановки ехать! Мы с папой однажды ехали, так я его обогнал!» (при этом покупка роликов только в планах). Что это – ложь или фантазия? Со взрослой точки зрения — ложь. С детской — наверно, нет. Ребенку необходимо поддерживать в глазах сверстников определенный статус. Тут взрослому нужно объяснить, что у каждого — свои способности. Кто-то хорошо катается на велосипеде, второй отлично рисует, а третий знает все про динозавров. Вот и надо рассказывать про настоящий талант, а то потом будут хвастунишкой считать.
    По этой же причине дети выдумывают подчас просто фантастические истории про своих родителей: про их богатство, про игрушки, которые дарят горами, про поездки на дальние моря, про то, как мама по телевизору каждый день выступает. Это выдает неудовлетворенность малыша своим положением и его мечты о лучшем существовании.
    Иногда дети в этой же манере врут своим родителям, преумножая свои успехи («Я сегодня так хорошо танцевал, что меня обещали взять на конкурс»). Это тревожный симптом. Почему ребенку надо врать, чтобы заинтересовать маму и папу? Наверно, ему не хватает тепла, искренней заинтересованности и настоящей поддержки.
  • Для самооправдания. Ребенок, поняв, что совершил что-то нехорошее, начинает «городить огород», чтобы себя оправдать. Самая популярная конструкция и для мальчиков, и для девочек: «Он/она первым начал(а)!» После этого рассказывается слезливая история о том, как ребенка долго обижали (не давали игрушку, не хотели вместе играть), как он терпел и как обидчик напал первым. Часто в другом углу «ринга» в этот момент звучит аналогичная история, рассказываемая своей маме недавним противником. Ложь, используемую с этой целью, искоренить труднее всего, так как именно она — первое средство оказания помощи нашей самооценке в течение всей жизни («Меня не уволили! Я сама уволилась, а начальник настоящий дуб!»). Это ложь-отбеливатель, призванная подчистить нашу биографию и совесть. Однако дайте понять ребенку, что вы его любите, даже если это именно он «первый начал». Обсуждайте эти «острые» ситуации в дружеском ключе, и лжи будет гораздо меньше.
  • Патологическая ложь. Это явление встречается не так уж часто. Люди, страдающие псевдологией (патологической склонностью ко лжи), врут потому, что не врать не могут. Пока наука спорит о том, откуда берутся патологические лжецы. Видимо, это совместный «продукт» генов и воспитания. Склонность к постоянному вранью может проявляться очень рано. Но это компетенция скорее психиатрическая, чем психологическая.
    Если вы поймали ребенка на вранье, постарайтесь не драматизировать ситуацию и не делайте далеко идущие выводы. Дети младше 6 лет любят сочинять истории, где главными героями являются они сами, и почти верят им. Если за этой историей не стоят цели, о которых сказано выше, — то это фантазия. Поздравляем, у малыша прекрасно развито воображение! Однако после 6 лет ребенок уже должен четко осознавать, где правда, а где ложь. Если ваш дошколенок рассказал, что у него под креслом живет гномик, который с ним разговаривает и помогает во всем, не спешите говорить, что он врет. Выдуманный друг — частый спутник детей в этом возрасте. Лучше подойдите к этому творчески: расспросите, какой этот гномик, в какие он попадал приключения. Запишите истории и попросите малыша нарисовать картинки. По-моему, именно так рождаются добрые детские сказки!
    Современный мир обрушивается на ребенка массой впечатлений и потоком информации. Без творческого воображения это все не переработать! И бывает, что при этом стирается грань между фантазией и реальностью, фантазией и ложью. Но только мы, взрослые, в силах помочь своим детям осознать эти грани и развить в них по-настоящему творческий дух, направив фантазию в мирных целях.

Что делать, если вы обнаружили, что ребенок соврал:

  • Не драматизируйте ситуацию и не бейте пушкой по воробьям. Спокойствие, только спокойствие!
  • Дайте понять, что вы знаете, что ребенок говорит неправду, и осуждаете его поступок. Именно поступок, а не его самого!
  • Обсудите с малышом, как можно было бы поступить по-другому, не прибегая ко лжи.
  • Дайте ребенку понять, что даже если он в чем-то провинился, то лучше рассказать правду, даже если его будут ругать. Потому что если он соврет и это раскроется, то ругать будут в два раза сильнее: за проступок и за вранье.
  • Подумайте, зачем понадобилось лгать, какая за этим кроется причина: попытка избежать строгого наказания, добраться до недозволенного, показать себя лучше, чем он есть? Если причина ясна, решите, как вы сможете помочь ребенку в достижении этой цели, но «мирным» путем.
  • В будущем постарайтесь лучше контролировать собственное поведение: не допускайте лжи сами, а также не провоцируйте ложь, задавая определенные вопросы, например: «Ты любишь братика?» (отчаянно ревнующему первенцу).
  • Помните, что большинство детей проходят через период лжи, не становясь патологическими лгунами.

Зачем ребенок фантазирует

Здравствуйте, уважаемый психолог! Хотелось бы получить объяснение поведению девочки 4-х лет. Я работаю няней у этой девочки. В последнее время стала часто замечать, что Настя стала много фантазировать. Обманом это назвать трудно, так как я её фантазии безобидные. Например, когда я ухожу домой, она рассказывает родителям, что я её называю лучшей воспитанницей. Говорит, что её расхваливаю и даже обещала принести подарок. Хотя у нас даже речи об этом никогда не было. Как-то раз я её спросила: «Где у тебя цветные карандаши?» Она мне ответила: «У нас на цветные карандаши нет денег. Мама сейчас не работает, а папа нам денег не даёт. Вот придет на выходные дедушка, тогда их и купит». На самом деле в семье дела обстоят совсем не так. Папа и мама работают в одной процветающей компании. Финансовое положение в семье весьма достойное. Дедушка же, бывает крайне редко. А самое интересное, что цветные карандаши лежали у неё в столе. Позже мы их там обнаружили. Таких случаев очень много. Это стало проявляться после летних каникул. Боимся, что у девочки это перерастет во вранье.

Здравствуйте, уважаемая няня! Сразу хочу вам сказать, что вранья бояться не стоит. Во-первых, потому, что ребенок 4-х лет действительно плохо отличает свои фантазии от реальности, а во-вторых, потому что во вранье нет ничего страшного, просто важно понять, на фоне чего оно возникает и что ребенок получает от изменения фактов так, как ему хочется. Подобный анализ дает возможность помочь ребенку и тем самым снять необходимость во вранье.
Судя по тем фразам, которые говорит девочка, можно сделать предположение, что ей не хватает ощущения, что ее любят и ценят. Обратите внимание, в первой ситуации, она говорит родителям, что вы ее назвали лучшей, то есть она хочет показать свою ценность и значимость родителям, а значит не чувствует ее априори, сомневается в ней. Во второй ситуации она говорит про деньги. Деньги – это символ ресурса и энергия. То есть ребенок сообщает вам, что у родителей нет возможности потратить свои силы и ресурсы на нее. Это, конечно, только предположение, надо исследовать ситуацию в семье, чтобы сказать что-то более определенное. Но если вам кажется, что это близко к тому, что вы наблюдаете, то постарайтесь дать ребенку ощущение, что она вам очень дорога и интересна. Это поможет справится девочке с ее внутренним конфликтом.

Каждая мама обязана знать:  Как вести себя с сыном женщины, с которой я встречаюсь

Развиваем воображение и фантазию

С помощью воображения мы представляем, объединяем и изменяем то, что когда уже видели, то, что в принципесуществует в мире. Фантазия же помогает нам создать в сознании нечто новое, нереальное, то, чего еще никто не видел и чего не бывает. Тем не менее, и первый, и второй процесс основывается на человеческом опыте, чем он богаче, тем активнее функционирует фантазия и воображение.

Воображение разделяют на три основных типа:

  1. Воссоздающее воображение: представление тех или иных предметов или явлений по алгоритму. Так, например, работает наше воображение, когда мы читаем книгу. Мы представляем именно те образы, которые описываются в повествовании, в стихах, песне и тому подобное.
  2. Творческое: создание образов без алгоритма самостоятельно. Именно творческое воображение важно развивать у детей.
  3. Неуправляемое воображение: мы часто наблюдаем такой процесс у детей. Они просто рассказывают всякие небылицы, которые абсолютно не связаны логикой или последовательностью.

Почему фантазирование не может помочь при решении реальных задач?

Все потому, что фантазируя, ребенок рисует свой собственный мир, а значит и задачи он придумывает сам. При их решении, он может придумать способ, который невозможно реализовать в реальном мире, а значит, если перед ребенком поставить серьёзную задачу, он не правится с ее решением, ведь будет предлагать абсолютно фантастические варианты ответа. Решение взрослых задач тоже требует творческого подхода, однако у такого подхода должны быть некоторые ограничения, а фантазия, как известно, таких границ не имеет. Поэтому фантазирование нужно ребенку, но впоследствии нужно учить малыша им управлять.

Фантазия или глупость?

Можно ли как как-то отделить фантазию от глупости? Любая фантазия, которая начинает приносить вред или просто неверна, может называться глупостью. То есть глупость – это нецелесообразный, вредный, неразумный поступок или такая же мысль. Естественно, в зависимости от возраста человека, критерии разграничения фантазии и бреда несколько смещаются.

Фантазии ребенка нельзя рассматривать как ложь, ведь, когда он рассказывает свои небылицы, ему абсолютно все равно, реально ли это событие или нет, ему интересен сам процесс сочинения. Самое главное в процессе фантазирования, это то, что детский мозг способен создавать новые интересные образы, генерировать идеи, активно впитывать опыт, чтобы создать что-то новое.


Однако родителям все же нужно прислушиваться, о чем конкретно зачастую фантазирует ребенок. Если все его истории посвящены его вымышленным друзьям, может так он пытается рассказать вам о своем одиночестве? То есть фантазии ребенка могут быть и сигналом о помощи, который вы обязаны услышать.

Зачем ребенку развивать фантазию и воображение?

Существует очень мудрая крылатая фраза: «Без воображения нет соображения». Многие великие ученые утверждали, что воображение, умение создавать новые идеи намного важнее порой, чем большой запас энциклопедических знаний. Более того, любым самым сложным математическим расчетам должно предшествовать воображение.

Большинство людей под воображением и фантазией понимают нечто бессмысленное, бесполезное в реальной жизни. Это происходит из-за недостаточной информированности людей об этих функциях мышления. Ведь на самом деле хорошо развитое воображение и фантазия – залог оригинального нестандартного мышления, что в свою очередь способствует более легкому решению задач.

Любому ребенку сложно действовать и думать по правилам, поэтому нужно вдохновлять ребенка мыслить нестандартно, фантазировать. Ни в коем случае не критикуйте ребенка за «выдумки».

Начиная с самого младшего возраста, игра – основной способ ребенка накапливать опыт, адаптироваться в обществе. Именно в игре он учатся мышлению, а значит, с самого детства нужно помогать им развивать воображение. Пусть создают собственные миры, генерируют идеи и образы.

Как же правильно развивать детское воображение?

Основные правила развития творческого мышления:

  • Чем богаче человеческий опыт, тем активнее работает воображение и богаче фантазия. Именно поэтому нужно помогать ребенку накапливать жизненный опыт, впитывать в себя все события и явления, которые происходят вокруг него. Именно на основе увиденного и услышанного ребенок будет потом создавать новые образы и идеи. Эрудированность ребенка так же является гарантией того, что он станет творческим человеком.
  • Основой для фантазий может служить и чужой опыт. То есть можно воображать то, чего никогда не видел, но читал или слышал об этом. Разумеется, этому тоже надо учиться и тренировать такие умения.
  • Фантазии и эмоции находятся в обоюдной зависимости. То, чем мы наполним воображаемые образы, будет зависеть от нашего эмоционального состояния и наоборот, то, что мы вообразим, повлияет на наше настроение. Поэтому эмоции и чувства – это мощный двигатель фантазии.

Способы развития фантазии

Для того чтобы успешно сформировать и развить воображение и фантазию у малыша, вам необходимо знать основные способы и приемы развития творческого мышления. Итак, что нужно делать, чтобы ребенок учился мечтать?

  1. Мотивируйте ребенка;
  2. Объясните ребенку, что фантазирование – это полезное и веселое занятие и не нужно стесняться придумывать истории;
  3. Пусть ребенку будет интересно фантазировать. Если ребенок будет получать удовольствие от своих выдуманных историй, он быстрее начнет творчески подходить к решению проблем, к рассуждениям и мышлению;
  4. Важно чтобы ребенок вам доверял, тогда он пойдет за вами в этот прекрасный мир воображения;
  5. Учите ребенка фантазировать на собственном примере. Не забывайте, что дети копируют поведение взрослых, а значит, если вы будете творчески подводить ко всему, ребенок последует вашему примеру.

Можно ли научить ребенка фантазировать и как стимулировать его воображение?

В план воспитания ребенка входит и развитие его воображения, способности фантазировать. Но как это сделать правильно? У каждого взрослого свои приемы: кто придумывает сказки и истории, кто-то – несуществующих героев, кто-то просто потакает россказням малыша. На самом деле важно понять разницу между фантазиями и воображением и своевременно развивать эти возможности у ребенка. Развитие воображения и творчества детей – один из важных аспектов формирования интеллектуальной личности.

В чём сходство и различие между фантазией и воображением?

Ошибочно мнение, что фантазия и воображение детей – это одно и то же. Данные термины воспринимаются как идентичные, но суть их принципиально разная:

  • Фантазия. Полностью выдуманная, представленная ситуация, которая не имеет с реальностью ничего общего. Яркий пример фантазий – феи, гномы, единороги.
  • Воображение. Приложение реального сценария, его развитие и логическое завершение. Это настоящие образы, которыми ребенок управляет. Малыш может представить, как блестяще он выступит на соревнованиях или ответит на уроке, как это порадует родителей и как в будущем он станет знаменитым спортсменом или ученым.

Воображение – придуманный сценарий, который вполне может быть воплощен в реальность. Фантазия – представление о том, чего не было и быть не может.

Сравнительная таблица воображения и фантазии

Ситуация, основанная на реальных событиях, или личность, которыми может управлять ребенок

Ситуация или личность, которые далеки от реальности

В будущем вполне может стать реальностью

В будущем останется выдумкой

Воображение играет важную роль в жизни ребенка с практической точки зрения. Ребенок, который умеет представлять, а не фантазировать, креативно мыслит, с легкостью моделирует ситуации, творчески развит. Выделяют три вида воображения:

  1. Воспроизводящее. Это способность ребенка представлять то, о чем он услышал, прочитал, что увидел.
  2. Неуправляемое. Отсутствие соблюдения логики и последовательности событий при моделировании ситуации.
  3. Творческое. Самостоятельное создание образов, историй, сценариев.

С точки зрения специалистов наиболее важное творческое воображение. Оно, тесно переплетаясь с фантазией, обеспечивает ребенку следующие возможности:

  • решение нестандартных задач, выход из непредвиденных жизненных ситуаций;
  • быстрая адаптация к жизни, понимание своей значимости и места в социуме;
  • принятие решения с пониманием последствий.

Фантазии, которые называются безосновательными выдумками, для детей являются источником вдохновения и радости. Важно не ограничивать ребенка в его фантазиях, но следить, чтобы вымышленный мир не стал для него главнее реального.

Воображение у детей возрастной категории от 7 до 12 лет

Ваш ребенок чрезмерно фантазирует? К семи годам это должно пройти без каких-либо вмешательств со стороны взрослых. В таком возрасте детей больше интересует окружающий мир, чем собственные фантазии. И это свидетельствует о нормальном развитии ребенка.

В этом возрасте дети получают информацию из книг, фильмов, рассказов учителей или воспитателей. Опираясь на полученный материал, они придумывают продолжение историй с логическим концом, управляют персонажами, наделяя их своими чертами характера, нередко представляют себя в роли героев любимых рассказов. Это нормальная ситуация, которая требует вмешательства взрослых. Со стороны родителей важное побуждение к развитию творческого воображения, когда малыш не просто корректирует истории, но и выдумывает их сам.

Зачем развивать фантазию и воображение?

Детям нужно знать, как развить фантазию и воображение. Ребенок, у которого хорошо развито воображение, вырастает яркой и индивидуальной личностью.Такие дети обычно разносторонние и легко адаптируются к изменениям в мире. Это качество характера не передается генетически, его надо развивать. Если ваш малыш растёт любознательным, не надо прерывать его процесс познавания мира. Будет лучше, если вы простимулируйте его интерес занимательными фактами и ответами на многочисленные вопросы. Ведь дети так часто становятся «почемучками», их интересует всё на свете. Почему небо голубое? Почему самолеты не падают? Зачем мы едим? Как работает мельница? На все эти вопросы лучше отвечать, даже если вы не знаете ответ. В последнем случае не упустите шанс самим узнать что-то новое.

Воображение – это постоянный поиск чего-то нового и неизведанного. Из багажа старых знаний ребенок вычленяет что-то, что его занимает. Он развивает свою мысль, совершенствует, и, в конце концов, появляется нечто абсолютно иное. Таким образом, новые образы основаны на старой информации. Чем больше свежего материала получает малыш, тем бОльшую пищу получает его воображение.

Как развивать у детей фантазию и воображение?

Мамы и папы должны знать, как развить фантазию и воображение у ребенка. Для этого существуют три правила.

  1. Воображение зависит от опыта человека. Чем больше сделал, прочитал и пережил ребенок, тем богаче будет его фантазия. Поэтом необходимо расширять эрудицию.
  2. Человек может фантазировать на чужом опыте. Например, он не видел извержение вулкана, но читал или слышал о нем. Значит, он может себе его представить.
  3. Воображаемые образы зависят от того, в каком настроении сейчас находится сын или дочь. Например, ребенок может представить в лесу леших и бояться туда войти.

Способы развития фантазии и воображения

  • Чтение художественных произведений (сказки, волшебные истории). Можно дочитать до определенного момента, а потом предложить малышу придумать, чем окончился рассказ.
  • Наблюдение за людьми. Вы можете выйти погулять по городу, сесть в парк на скамейку и спросить ребенка, как он думает, какой жизнью живёт вон тот старик в шляпе. Или девушка с собачкой. Если погода не позволяет выйти на улицу, то достаньте фотографии или просто картинки и по ним придумайте свою историю.
  • Ролевые игры. Пусть ребенок представит, что он доктор, а мама или папа – пациент. Так же можно сыграть в магазин, банк, библиотеку. Этот способ ещё будет способствовать созданию коммуникационных навыков.
  • Приучайте малыша к прекрасному. Ходите вместе на выставки, в музеи, театры, кино. Рассматривайте книги с репродукциями картин и фотографий.
  • Создавайте шедевры сами: делайте аппликации, статуэтки из глины, фигурки. Собирайте мозаику и модели замков и самолетов.

Советы для родителей по развитию творческого мышления

Развитие фантазии и воображения у детей играет большую роль в умственных способностях.

  • Покупая развивающие игры, конструкторы, не используйте инструкцию.
  • Обсудите предмет в виде диалога: пусть малыш назовет все возможные варианты его использования.
  • Попросите ребенка поставить себя на место героя из рассказа, фильма: пусть расскажет, что бы он изменил и почему, какие бы результаты это принесло.
  • Пусть ребенок придумывает свои рассказы или сценарии, расписывая ключевые события, характер персонажей, место и время действия.
  • Обращайте внимание ребенка на людей. Пусть для каждого он придумает историю: кем работает человек, где живет, куда направляется, что будет делать вечером.
  • Кроме самостоятельных занятий включите в программу развития специальные курсы. Фаворитом в среде учителей и родителей по-прежнему остается ментальная арифметика. Это уникальный метод, позволяющий вместе с левым развивать правое полушарие мозга, которое отвечает за творческое мышление и воображение.

Правильно и своевременно развитые воображение и фантазия понадобятся детям в будущем. Именно эти качества отвечают за креативность, самостоятельность, возможность находить правильное решение в большинстве ситуаций.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация