Законны ли чрезмерные нагрузки на физкультуре


Могут ли чрезмерные физические нагрузки вызвать износ суставов

Перевод для mixstuff – Игорь Абрамов

У вас поскрипывают при ходьбе колени и голеностопы? Трудно вставать с постели по утрам? Подъем по лестнице вызывает трудности? Самые обычные движения могут стать настоящей мукой, когда хрящевая ткань в суставах начинает разрушаться, делая их неэластичными и болезненными.

Боль в суставах является отличительным признаком остеоартрита, и хотя это заболевание чаще всего возникает после сорока лет, оно также встречается у многих молодых людей в возрасте от 20 до 30 лет. Поскольку остеоартрит часто поражает молодых людей, активно занимающихся спортом, вполне логично задаться вопросом: не являются ли сами по себе физические нагрузки его причиной.

Какого мнения по этому поводу придерживается современная медицинская наука? Неужели правы те, кто считает, что с каждым движением конечностей, мы в буквальном смысле изнашиваем свои суставы?

Сиднейский ревматолог Патрик МакНил решительно отвергает такое предположение. Он считает, что теория, согласно которой наши суставы похожи на автомобильные шины или электрические лампочки, срок службы которых ограничен определенным ресурсом надежности, просто не соответствует действительности.

«Я считаю, что утверждение, будто физические упражнения вредны для наших суставов или что они постепенно изнашиваются, является мифом, – говорит профессор МакНил. – Оно не подтверждено никакими научными доказательствами».

Он утверждает, что у многих пожилых людей, которые всю жизнь занимались физкультурой и спортом, нет ни малейших признаков остеоартрита, и лишь в отдельных случаях упражнения могут быть вредными для суставов.

Что такое артрит

Артрит – это обобщенное понятие, охватывающее более ста различных соматических заболеваний, поражающих костно-мышечную систему в тех местах, где соединяются две или более костей. Существует много видов артрита, но самой распространенной формой, согласно публикации в журнале Arthritis Australia, является остеоартрит.

Остеоартрит, который часто ошибочно называют «износом» суставов, поражает всю их структуру, включая кости, мышцы, связки и хрящи – твердую скользкую ткань, которая покрывает окончания костей в том месте, где они образуют сустав, снижая силу трения и амортизируя деформацию при движении.

Состояние наших суставов легче всего представить в виде динамического процесса: они могут восстанавливаться сами, но при остеоартрите процессы восстановления идут медленнее, чем процессы разрушения. Это может происходить по причинам, связанным с наследственностью, избыточным весом, последствиями травм и взаимным расположением костей в суставе.

Когда взаимное расположение костей в суставе является неправильным – возможно, из-за ослабленных мышц или из-за врожденной аномалии формы сустава – движение может на самом деле сыграть определенную роль в износе хрящевой ткани.

«Можно при рождении получить такие хрящи, которые будут безупречно служить вам всю жизнь, независимо от того, каким нагрузкам вы их подвергаете, но не всем так везет – у некоторых людей они менее долговечны», – говорит профессор МакНил. Процессы, приводящие к разрушению хрящевой ткани, могут проходить по-разному в различных частях тела.

Например, остеоартрит суставов рук, по некоторым данным, имеет очень сильную наследственную составляющую, и профессор Макнил полагает, что медицинская наука до сих пор не знает многих факторов, которые могут стать толчком к его развитию.

«Насколько мы можем судить, физические упражнения не имеют никакого отношения к остеоартриту рук», – говорит он. – Если бы нагрузка и износ были причинами заболевания, логично было бы ожидать, что у праворуких людей остеоартрит чаще возникал бы в правой руке, чем в левой, однако это не так.

Влияние травм на суставы

Нередко к смещению костей в изначально идеальном суставе приводят травмы. Особенно часто подобное явление наблюдается у футболистов. В целом, такие виды спорта как футбол повышают вероятность травм и, по данным многих исследований, увеличивают вероятность возникновения проблем с суставами.

Доктор МакНил цитирует выводы ревматолога из университета Сиднея Дэвида Хантера о том, что разрыв передней крестообразной связки, основной связки коленного сустава, сопровождается 70-процентным риском заболевания остеоартритом в течение ближайших 10-15 лет. Даже в тех случаях, когда связка восстанавливается хирургическими методами, полученная травма приводит к нарушению стабильности коленного сустава, что повышает вероятность разрушения хрящевой ткани в будущем.

По данным журнала Sports Medicine Australia, помимо футбольных видов спорта, наиболее часто к травмам передней крестообразной связки колена приводят также нетбол, баскетбол и лыжи.

К счастью, существуют упражнения, которые укрепляют ключевые мышцы, расположенные вокруг суставов, и снижают риск разрыва крестообразной связки и других травм, порождающих предрасположенность к артритам, на 60 процентов.

Итак, физические упражнения сами по себе едва ли могут вызвать возникновение заболеваний суставов… если только нет особых признаков, указывающих на обратное.

Суть в том, что имеющиеся на сегодняшний день данные не позволяют сделать вывод о наличии связи между простым повторяющимся использованием сустава и развитием остеоартрита. Профессор МакНил утверждает, что если ваши суставы не травмируются в результате физических упражнений, которые вы делаете, маловероятно, что таким образом можно причинить им вред. Однако, если вам уже был поставлен диагноз нарушения функции сустава, или если вы испытываете боль, это говорит о том, что, возможно, следует отказаться от неправильного упражнения, которое может усилить симптомы артрита.

«Если у вас уже имеется остеоартрит в таких несущих суставах как, например, суставы бедра, колена или нижней части позвоночника, такие интенсивные упражнения как бег, безусловно, могут усугубить симптомы», – говорит профессор МакНил. – Вероятно, в подобном случае физические нагрузки могут ускорить процесс повреждения суставов, хотя, на мой взгляд, это остается открытым вопросом. Я бы порекомендовал заменить бег упражнениями с меньшим воздействием на суставы, например, плаванием или ездой на велосипеде».

Могут ли упражнения помочь при артрите?

Профессор МакНил считает, что физические упражнения являются одним из лучших способов лечения (остео)артрита. «Гораздо лучше вести физически активный образ жизни, чем сдерживаться из-за опасений, связанных с суставами», – говорит он.

Хрящ – это живая ткань, но в ней отсутствуют артерии, доставляющие кровь, поэтому состояние хряща зависит от движения сустава, которое, подобно насосу, создает колебание давления, обеспечивающее циркуляцию жидкости, которая доставляет клеткам кислород и питательные вещества.

Упражнения также ослабляют боль, помогают поддерживать подвижность и гибкость суставов, а также увеличивают мышечную силу, которая помогает удерживать суставы в правильном положении и снимать нагрузку с воспаленных участков.

Каждая мама обязана знать:  Ребенок ничего не хочет делать

Еще одним крайне важным преимуществом физических упражнений является то, что они помогают поддерживать массу тела в нормальных пределах. Ведь избыточный вес увеличивает риск развития остеоартрита, создавая повышенную нагрузку на суставы. Без сомнений, физические упражнения приносят значительную пользу всем людям, независимо от того, есть ли у них проблемы с суставами.

Физкультура, опасная для жизни…

Это случилось в конце прошлого года в магнитогорской школе № 66. Семиклассник Влад Ахмедьянов в тот день ни на что не жаловался. По крайней мере, так утверждают его одноклассники.

— Последним уроком у нас была физкультура, — рассказывает друг Владислава Женя Герасимов , — Владик выполнял все упражнения и даже подтрунивал над ребятами, у которых что-то не получалось. В конце урока мы прыгали через козла. Он тоже прыгнул, а когда приземлился — схватился рукой за затылок и скривился от боли. Потом в раздевалке сказал, что его тошнит. И минут через десять упал без сознания.

Прибывшим через 18 минут врачам «Скорой» спасти ребенка не удалось.

Вскрытие показало, что причиной смерти стало обширное кровоизлияние в мозг. Медики предполагают, что у Владислава была врожденная патология сосудов головного мозга.

Мальчика можно было спасти?

Родители Владислава в смерти сына никого не винят и претензий в отношении учителя физкультуры не высказывают.

— Зачем искать виноватых, если единственного ребенка уже не вернуть? — сказала «Комсомолке» мама Владислава.

И все же эта история — повод для серьезного разговора.

Понятно, что учителям не было известно о смертельном заболевании Владислава. Ведь в его карточке не было противопоказаний к занятиям спортом. И неудивительно: на стандартной диспансеризации школьников такие диагнозы не ставят.


Но где был учитель, после того как ребенок пожаловался на ухудшение самочувствия? Он должен был сразу забить тревогу. Может быть, эта настороженность спасла бы ребенка.

Согласно Федеральному закону (№ 80 от 29.04.99) по физической культуре и спорту одна из целей урока физкультуры — это укрепление здоровья

школьника. Но в данном случае физкультура… убила ребенка. Не была ли нагрузка на уроке настолько чрезмерной, что привела к резкому повышению артериального давления, а молчавшая до этого времени аневризма проявила себя?

12 смертей в год

В мае 2004 года в Новгородской области во время легкоатлетического забега на уроке физкультуры скончался 14-летний мальчик. В сентябре 2005-го в Ижевске после бега на сто метров у десятиклассника остановилось сердце. В Сургуте в 2006-м во время финального матча по мини-футболу скончался 12-летний школьник. В 2008-м в Уфе во время пробега на лыжах умер ученик девятого класса. Запросите в поисковой системе Интернета «умер на физкультуре» — вас ужаснет список подобных случаев. По статистике, в России так умирает до 12 детей в год!

— «Физра» приносит больше вреда, чем пользы, — говорит мама шестиклассника Егора Яковлева , — ее вообще можно назвать каторгой. Мой ребенок подходит к учителю и жалуется, что у него колет в боку, а тот отвечает: «У нас нормативы. Беги или получишь двойку». Такое ощущение, что из наших детей готовят солдат…

Нормативы ставят всех школьников под одну гребенку . Все должны бежать кросс за одно время, все должны подтягиваться одинаковое количество раз. Но ведь все дети развиваются по-разному. Кто-то силен от рождения, а кто-то слаб и спорт ему физиологически в тягость.

— Из-за вегето-сосудистой дистонии мой сын должен заниматься в специальной группе, но поскольку преподавателей не хватает, он посещает урок вместе со всеми, — рассказывает мать школьника Екатерина Шумова . — И никто не контролирует его нагрузку. Ребенок после таких уроков чувствует себя плохо. Неоднократно я пыталась поговорить с преподавателем. Но она не слышит меня. Для нее важна посещаемость, а для меня — здоровье моего сына.

Диспансеризация для проформы

По данным НИИ педиатрии, у 50% детей школьного возраста — отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата. Тридцать процентов детей имеют отклонения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах. И только 5% детей практически здоровы.

— Мы думаем, что во многом виноваты медики, — считают родители семиклассницы Ани Кочетовой , — если бы учитель физкультуры располагал точными данными о состоянии здоровья ученика, он бы его просто не допустил до занятий. Но качество стандартной диспансеризации школьников оставляет желать лучшего. Разве может специалист за один прием поставить ребенку диагноз? Все эти медкомиссии — сплошная туфта! Если школьник ни на что не пожалуется, его к узкому специалисту и не отправят. Лучше отвести ребенка в частную клинику на комплексное обследование.

На Украине после череды смертей во время уроков физкультуры полностью пересмотрели вопросы физпотготовки детей: сняли нагрузку, делая упор на игровые виды спорта. Сколько еще школьников должно умереть на уроках физкультуры в России, чтобы этой проблемой наконец заинтересовались российские чиновники?

P. S. А вам приходилось «спасать» своего ребенка от уроков физкультуры? Расскажите нам об этом. Звоните по тел. (351) 263-75-95.

КСТАТИ

Куда жаловаться на учителя?

Для начала попробуйте поговорить с классным руководителем вашего ребенка. Если это не действует, обратитесь к директору. Если не получается решить вопрос на уровне школы, пишите жалобу в городское управление образования на имя начальника.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Школьная программа давно устарела

Любовь Плотникова, врач кабинета лечебной физкультуры:

— На физкультуре до сих пор заставляют выполнять упражнения, которые больше вредят здоровью, чем укрепляют его. А все потому, что школьная программа физического воспитания основана на методиках многолетней давности, направленных больше на отбор детей в спортивные секции, чем на развитие физических качеств ребенка.

Школьников не учат правильно выполнять упражнения. Прыгнул с места в длину, неправильно приземлился на жесткий мат — получил удар в позвоночник или в голову. Пробежал километр без специальной разминки — возможна серьезная нагрузка на сердце.

Хронический перегруз школьников: причины и последствия

Современные дети кроме школы зачастую заняты сразу в нескольких кружках или секциях. Но оправданно ли это, ведь чрезмерная нагрузка может стать причиной проблем? Разбираемся вместе с психологом.

Причины перегруза школьников

Надо сказать, что поколение советских родителей само было слишком занято делами и работой, чтобы уделять много времени своим детям. Не потому ли их дети, сегодняшние родители, так сконцентрировались на развитии и обучении уже своих отпрысков? Эта причина имеет право на существование, учитывая органическую потребность ребенка во внимании своих родителей. И неудовлетворенная потребность может оставить своеобразный отпечаток на родительстве обделенных детей, вложив им мысль о том, что «уж мои дети не будут чувствовать нехватку внимания и недолюбленность, от которых страдал я».

Каждая мама обязана знать:  Как вести себя с гиперактивным ребенком

Интересно, что компенсация внимания и любви видится почему-то только в чрезмерном развитии своих чад.

Говоря еще о причинах появления моды на всяческое развитие детей, мы обнаруживаем, что сегодня ярко звучит такая социальная ценность, как успешность. С чем она ассоциируется? С хорошим образованием, разносторонним развитием, подтвержденными достижениями, высокой зарплатой и статусом в будущем. Разные времена – разные ценности. Успешность – не самая плохая ценность, если она не единственная, но для ее достижения родители кладут на алтарь здоровье и детство своих детей начиная уже с детского сада.

А если смотреть еще глубже, родители, в погоне за своей успешностью через детей, начинают отказывать им в принятии и прощении при малейшей ошибке, отсутствии достижений.

Сегодня как никогда популярно раннее развитие. Сразу после рождения родителей с детьми приглашают многочисленные центры, работающие по методикам Зайцева, Никитиных, Домана, Монтессори, Чарковского и пр. Полно ультрарадикальных теорий о том, что человеческий мозг развивается только до 6–7 лет, и поэтому нельзя опоздать (например, японский автор Масару Ибука и его книга «После трех уже поздно»). Вот родители и начинают готовить дитя к школе с 2–3 лет, и к фактическому поступлению в школу имеют опережающий интеллектуальный уровень у ребенка, за который заплачено следующей «валютой»:

  • снижением познавательного интереса ребенка (когда ему уже в первом классе неинтересно учиться),
  • детской усталостью и перегруженностью еще на стадии старшей группы детского сада,
  • потерей важного психологического этапа развития ребенка – игры. А ведь недоигравший ребенок входит во взрослую жизнь, как нетренированный футболист на серьезный матч – с неуверенностью и страхом.

К каким сложностям может привести чрезмерная нагрузка

С этим багажом семилетка отправляется в школу. А там его ждут свои сложности. Это:

  • постоянно меняющаяся учебная программа,
  • увеличение количества учебных часов,
  • установка не на качественный, а на количественный результат (кто быстрее выполнит задание, кто наберет определенное количество баллов),
  • увеличение домашнего задания при сохранении обычного количества учебных часов,
  • появление новых предметов и факультативов,
  • избыток содержания в каждом предмете,
  • сокращение перемен,
  • концентрация контрольных и самостоятельных в один день,
  • общее усложнение учебных программ, сопоставимых с сокращенными вузовскими (заметим, что усложнение не обязательно подразумевает актуальность и качество – в определенное время школьник не может обойтись без помощи репетитора).

Вот факторы, которые тяжелым грузом ложатся сначала на неокрепшие плечи младшего школьника, потом распространяются и на среднюю, и на старшую школу. В полной мере выполнять предлагаемый учебный объем почти невозможно, поэтому некоторые дети перестают делать домашние задания; более ответственные делают, расплачиваясь за это своим здоровьем. На должном уровне справляются со школьными требованиями только от 15 % до 30 % учеников (источник).

Что говорят ученые

Обратимся к данным, которые приводят российские исследователи касательно детского здоровья. Абсолютно здоровых школьников сейчас насчитывается только 10–15 %, остальные имеют разные отклонения. За период обучения в школе здоровье ухудшается в 4–5 раз! К моменту окончания школы каждый третий выпускник имеет патологию зрения, осанки либо сердечно-сосудистой системы. Т. е. школьное обучение подрывает здоровье, вместо того чтобы его укреплять! Согласно данным Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее десятилетие число школьников с дефицитом массы тела увеличилось в 1,5 раза. Растет число заболеваний нервной системы (неврозы, фобии, депрессии, невротические реакции) (источник).


Исследования Д. Н. Исаева показали, что одной из основных причин ухудшения нервно-психического здоровья детей является невозможность справиться с возложенной учебной нагрузкой. В учреждениях с интенсификацией процесса обучения (гимназиях, лицеях) время, проведенное на уроках и потраченное на выполнение домашних заданий, приводит к увеличению рабочего дня школьника до 10–12 часов для учащихся начальных классов (вундеркинд Сева Соколов в книжке занимался 9 ч 30 мин, и этот факт возмутил его дедушку, который сказал, что взрослые работают меньше, чем ребенок) и до 15–16 часов в сутки для старшеклассников. Недостаток времени учащиеся компенсируют за счет сна, в том числе ночного (недосып составляет 1,5–2 ч в сутки), и двигательной активности (75 % школьников находятся в состоянии гиподинамии). Результатом интенсификации учебного процесса является выраженное утомление к концу дня и недели у 40–55 % учащихся, в то время как в общеобразовательных школах доля таких детей составляет 20–30 % (источник).

Школа дает много нагрузки интеллектуальной и совсем мало физической и трудовой, что является фактором, негативно влияющим на здоровье детей.

Э. Днепров, бывший министр образования России, подсчитал, что ученику старших классов нужно 169 часов в неделю, чтобы выполнить домашние задания, а в неделе всего 168 часов. При школьной нагрузке в 65–70 часов в неделю у ребенка остается всего 29 минут в сутки, чтобы погулять. Подсчитано, что без движения старшеклассники проводят до 11 часов в день!

Информационная перегрузка

Информационная перегрузка – характерное явление для нашего общества. Объем полезной информации во много раз превышает способность человека к ее усвоению. Эта перегрузка может приводить к нервному истощению, к ухудшению памяти, потере концентрации внимания, стрессу.

В связи с этим уместно вспомнить закон Йеркса – Додсона, согласно которому с повышением мотивации качество деятельности (в нашем случае учебной) сначала растет, но потом, достигнув максимальной точки, начинает неуклонно снижаться (источник). Другими словами, при постоянно высоком уровне интеллектуального возбуждения (надо напрячься и учиться, чтобы поступить в 5-й, 10-й класс гимназии, институт и пр.) когнитивные компоненты учебной деятельности начинают распадаться.

Симптомами информационной перегрузки являются:

  1. Отсутствие ясности в голове.
  2. Ухудшение памяти.
  3. Обрывки фраз в голове.
  4. Хаотичность умственной деятельности.
  5. Рассуждения вслух.
  6. Бормотание во сне.
  7. Постоянное желание выговариваться, чтобы избавляться от лишней информации.
  8. Повышение раздражительности, быстрое нервное истощение.
  9. Снижение работоспособности.
  10. Плаксивость, истеричность.

Надо сказать, что родители и учителя часто путают перегрузку ребенка и, как следствие, невозможность быть на привычно высоком образовательном уровне, с ленью, нежеланием, немотивированностью и считают, что ребенок испортился и его надо исправлять.

Помимо физиологических последствий перегрузки мы видим, что современный ребенок гораздо меньше и хуже умеет общаться со своими ровесниками. А ему просто некогда. По сути, он не знает, что делать на улице, потому что просто так, без дела, там не бывает. Перегрузка ставит ребенка в изоляцию, и единственным доступным и простым средством для развлечения и виртуального общения становится гаджет, который, в свою очередь, приносит много тревог взрослым.

Если искать хоть какой-то приемлемый вариант общения с учетом сложившейся информационно-образовательной среды развития и ставки на успешность, то, наверное, только гаджет и может закрыть эту потребность, т. к. на реальное обычное общение, к которому привыкли родители, у современного ребенка нет ни внутреннего ресурса, ни времени.

Каждая мама обязана знать:  Как научиться понимать своего ребенка

А если ребенок свободное время проводит на улице, то сегодня это означает, что он не развивается и просто теряет свое время! И это не является примером для подражания.

Таким образом, чтобы ребенку выжить в наших реалиях и не прийти к информационной перегрузке, надо соблюдать конкретные правила:

  1. Уметь работать с информацией: выделять главное, не распыляться на второстепенное, быстро находить нужное, формулировать свою задачу до начала поиска информации.
  2. Ставить конкретную цель и достигать ее, а потом только ставить новую.
  3. Не пытаться одновременно выполнять много важных задач.
  4. Отдых должен быть пропорционален учебе, ребенку нужно гораздо больше двигательной активности, чем взрослому, лучше всего – на свежем воздухе.

В заключение хочется задать острые вопросы для размышления. А на самом ли деле успешность означает счастье и радость?

И не слишком ли высока цена, которую мы платим сегодня за абстрактную будущую успешность наших детей?!

К чему приводят чрезмерные физические нагрузки

Занятие спортом – это, безусловно, хорошее дело. Человек, регулярно выполняющий комплекс упражнений, постоянно держит себя в форме, что является очень большим плюсом при подходе к пожилому возрасту. Также спорт – это профилактика некоторых заболеваний. Например, ожирения, артериальной гипертензии, сахарного диабета. Разумные физические нагрузки полезны, они являются частью программ, на которых строятся современные курсы оздоровления организма и специальные тренинги. При неправильном же подходе есть риск того, что Вы перестараетесь и надорветесь.

Чрезмерные физические нагрузки не несут никакой пользы и даже наоборот ухудшают состояние здоровья человека. Если каждый день «истязать» себя спортом, то это приведет к ускоренному старению человека, а также к снижению иммунитета в организме из-за слишком большой нагрузки. Если перестараться в жаркий день, то можно получить обезвоживание.

Основная проблем заключается в том, что не сразу понятно, что вы перезанимались, бегая по стадиону или практикуя другой вид спорта. Пока вы заметите, что перетрудились, пройдет несколько месяцев. При чрезмерной физической нагрузке в течение нескольких месяцев появляются следующие симптомы:

  • Нарушение засыпания, продолжительности и глубины сна. Также может сбиться режим. С утра становится очень трудно проснуться. Возможно увеличение продолжительности сна до 12-14 часов. Иногда может мучить бессонница.
  • Слабость и немотивированная потеря сил. Начинает казаться, что предметы тяжелее, чем обычно. Это обусловлено тем, что в организме расходуются уже не только углеводы или жиры, но и белки, входящие в состав мышц.
  • Эмоциональная неуравновешенность. Может возникать агрессия на пустом месте, беспричинная раздражительность. Также очень часто встречается быстрая смена настроения.
  • Падение иммунитета. Вследствие этого резко повышается заболеваемость, особенно ОРВИ, а время выздоровления увеличивается в разы.
  • Потеря веса (если это, конечно, не самоцель). Это может повлечь за собой опущение почек, морщины, расстройства менструального цикла и бесплодие у женщин.

Для того, чтобы не «перетренироваться», необходимо прислушиваться к своему организму.

  • Если в спортзале или при пробежке чувствуется усталость, то это повод прекратить тренировку. Будет очень хорошо, если есть личный тренер и врач. Они смогут составить индивидуальный график тренировок.
  • Для того, чтобы не переутомиться, необходимо вести дневник тренировок. С его помощью будет удобно наращивать нагрузку постепенно.
  • На тренировке целесообразно пить обычную воду без газа. Если занятия длятся больше часа, тогда необходимо употреблять специальные напитки с высоким содержанием электролитов.
  • Если вы не желаете мучиться от вышеперечисленных недомоганий, необходимо наращивать нагрузку постепенно, грамотно увеличивая время или интенсивность занятий, вы не получите никаких проблем, связанных с «перетренировкой» организма.

Узнать о том, как правильно подготовить свой организм к регулярной физической активности и научиться правильно выполнять все упражнения можно на курсе Центра М.С. Норбекова «Первый оздоровительный курс». Решив записаться на курсы оздоровления организма получите максимально грамотные рекомендации по методам оздоровления от специалистов, которые знают все подводные камни физических нагрузок.

Признаки чрезмерной нагрузки. Значение мышечной релаксации

Физические упражнения не принесут желаемого эффекта, если фи­зическая нагрузка недостаточна. Чрезмерная по интенсивности на­грузка может вызвать в организме явления перенапряжения. Возника­ет необходимость установить оптимальные индивидуальные дозы фи­зической активности для каждого, кто занимается самостоятельно какой-либо системой физических упражнений или видом спорта. Если нагрузка в занятиях является чрезмерной, превышает возможности организма, постепенно накапливается утомление, появляется бессонница или повышается сонливость, головная боль, потеря аппетита, раздражительность, боль в области сердца, отдышка, тошнота. В этом случае необходимо снизить нагрузку или временно прекратить занятия. Релаксация мышц — это уменьшение на­пряжения мышечных волокон, составляющих мышцу. Каждой мышце, соединенной с суставом, противостоит другая, прикрепленная к этому же суставу, но с другой его стороны и обеспечивающая движение не­которой части тела в противоположную сторону.

Способность к произвольному снижению избыточного напряжения во время мышечной деятельности или к релаксации мышц-антагонис­тов имеет большое значение в быту, труде и спорте, поскольку благо­даря ей снимается или уменьшается физическое и психическое напряжение.

В силовых упражнениях ненужное напряжение мышц-антагонистов уменьшает величину внешне проявляемой силы. В упражнениях, требующих выносливости, оно приводит к излишней трате сил и к более быстрому утомлению. Но особенно мешает излишняя напряженность скоростным движениям: она сильно снижает максимальную скорость. Мышечная напряженность-формы:

1. Тоническая (повышенная напряженность в мышцах в условиях покоя).

2. Скоростная(мышцы не успевают расслабляться при выполнении быстрых движений).

3. Координационная (мышца остается возбужденной в фазе рас­слабления из-за несовершенной координации движений).

Преодолеть тоническую напряженность можно с помощью направ­ленных упражнений на повышение эластических свойств мышц, т.е. на расслабление в покое и в виде свободных движений конечностями и туловищем (типа свободных махов, потряхиваний). Иногда тоничес­кая напряженность временно повышается в результате утомления от предшествующей нагрузки. В таких случаях полезны легкая разминка (до появления испарины), массаж, баня, плавание или купание в теп­лой воде.Справиться со скоростной напряженностью можно, повысив ско­рость перехода мышц в состояние расслабления после быстрого сокра­щения (повторные прыжки, бросание и ловля набивных мячей на сближенном расстоянии и т.п.). Общую координационную напряженность, свойственную начинающим разучивать движения или не занимавшимся физическими уп­ражнениями, можно преодолеть, используя специальные приемы. Можно также использовать специальные упражнения на расслаб­ление, чтобы правильно сформировать собственное ощущение, вос­приятие расслабленного состояния мышц; обучать произвольному расслаблению отдельных групп мышц. Это могут быть контрастные упражнения — например от напряжения сразу к расслаблению; соче­тающие расслабление одних мышц с напряжением других. При этом надо соблюдать общее правило: выполняя одноразовые упражнения на расслабление, сочетать напряжение мышц с вдохом и задержкой ды­хания, а расслабление — с активным выдохом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10611 — | 7337 — или читать все.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация