Защита детей от информации


Защита детей от негативной информации

Описание

Правила освещения в средствах массовой информации антиобщественных действий (преступлений) с участием несовершеннолетних, случаев самоубийства несовершеннолетних, а также рекомендации по освещению такой информации в сети «Интернет»

Настоящие Правила и Рекомендации разработаны Минкомсвязью России в целях реализации пункта 1.3 протокола заседания Правительственной комиссии по профилактике правонарушений от 18 декабря 2020 г. № 3.

Статьей 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-I (далее – Закон о СМИ) запрещается распространение в средствах массовой информации (далее – СМИ), а также в информационно-телекоммуникационных сетях (далее – сеть «Интернет») информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая:

фамилию, имя, отчество, фото- и видеоизображение такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей,

дату рождения такого несовершеннолетнего,

аудиозапись его голоса,

место его жительства или место временного пребывания,

место его учебы или работы,

иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

При подготовке материала к печати, выпуску в эфир или к распространению иным способом нужно обеспечивать максимальную защиту от того, что личность ребенка будет раскрыта. Так, часто используемый СМИ прием «затемнения» лица пострадавшего ребенка не позволяет гарантировать его неузнаваемость, особенно в небольших городах и населенных пунктах.

Распространение информации, которая идентифицирует ребенка, в СМИ и в сети «Интернет» возможно только при соблюдении двух условий:

1) размещение такой информации необходимо для защиты прав и интересов этого ребенка;

2) наличие согласия законного представителя (если ребенку до 14 лет) или согласия и законного представителя, и ребенка (старше 14 лет).

После того как цель достигнута, распространять информацию о несовершеннолетнем нельзя.

Распространение информации без согласия несовершеннолетнего, достигшего 14-летнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), и (или) законного представителя такого несовершеннолетнего возможно, если получить это согласие невозможно либо если законный представитель такого несовершеннолетнего является подозреваемым или обвиняемым в совершении данных противоправных действий.

Еще более строгие требования к обеспечению конфиденциальности информации касаются случаев, когда речь идет о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности в отношении несовершеннолетнего (статья 41 Закона о СМИ).

Такие случаи регулируются в том числе требованиями статей 161 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК).

В частности, частью 5 статьи 161 УПК не допускается разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия, а также данных о частной жизни несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего возраста 14 лет, без согласия его законного представителя.

Согласно части 2 статьи 161 УПК данные предварительного расследования могут быть переданы гласности лишь с разрешения следователя или дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

Распространение информации, относящейся к несовершеннолетнему потерпевшему от преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, в СМИ и сети «Интернет» может допускаться только в тех случаях, когда это необходимо для:

1) расследования преступления;

2) установления лиц, причастных к совершению преступления;

3) розыска пропавших несовершеннолетних.

В соответствии с частью 5 статьи 241 УПК лица, присутствующие в открытом судебном заседании, вправе вести аудиозапись и письменную запись. Фотографирование, видеозапись и (или) киносъемка, а также трансляция открытого судебного заседания по радио, телевидению или в сети «Интернет» допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании. Трансляция открытого судебного заседания на стадии досудебного производства по радио, телевидению или в сети «Интернет» не допускается.

На основании статьи 41 Закона о СМИ также запрещено распространять в СМИ сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.

Запрещается также распространять сведения о несовершеннолетнем, совершившем административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.

Разрешение несовершеннолетнего и его законного представителя во всех рассматриваемых случаях должно быть получено СМИ в письменной форме.

При получении необходимых согласований при освещении в СМИ и сети «Интернет» антиобщественных действий (преступлений) с участием несовершеннолетних, а также случаев самоубийств несовершеннолетних, размещающему такую информацию необходимо быть предельно деликатным, проявлять уважение к близким родственникам, родственникам или близким лицам как несовершеннолетнего пострадавшего, так и несовершеннолетнего, нарушившего закон либо подозреваемого в совершении административного правонарушения или антиобщественного действия, или преступления, равно как и к иным участникам происшествия.

В таких случаях следует руководствоваться высокими стандартами профессиональной этики, избегая излишней эмоциональности, провокационных заголовков и изображений.

Рекомендуется быть предельно аккуратными в авторских оценках участников описываемых событий, избегая чрезмерной детализации в описании противоправных действий в отношении несовершеннолетнего, а также совершенных антиобщественных действий (преступлений) с участием несовершеннолетних.

Федеральным законом предусматривается использование визуального знака информационной продукции, проставляемого производителем или распространителем информации в соответствии с возрастной классификацией — «6+», «12+», «16+», «18+». Кроме того, это определенный ориентир для родителей, призванный обратить их внимание на специфику информационной продукции. Распространение информации, запрещенной для детского просмотра, не допускается без данного знака, за исключением информации, распространяемой посредством сети интернет, кроме сетевых изданий.

В случае если в состав одной книги входит несколько произведений, относящихся к разным возрастным категориям, рекомендуется обозначать данное издание знаком информационной продукции для детей старшей возрастной категории. Использование закона информационной продукции не распространяется на печатную продукцию, выпущенную в оборот до 1 сентября 2012 года.

Не допускается распространение запрещенной информации без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты от указанной информации в местах, доступных для детей, а также образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.

В соответствии с законом №135-ФЗ запрещается распространение информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения среди несовершеннолетних. Согласно Федеральному закону от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе», реклама подлежит классификации, не допускается ее распространение без указания категории данной информационной продукции.

Однако необходимо учитывать, что родители имеют преимущественное право на воспитание детей перед всеми другими лицами. Таким образом, учитывая, что ответственность за жизнь и здоровье детей в первую очередь лежит на них, для защиты несовершеннолетних от негативной информации родители могут самостоятельно воспользоваться функцией «родительского контроля» с помощью настроек телевизионного приемника, а также в качестве дополнительной услуги, предоставляемой большинством операторов мультисервисных сетей. Кроме того, ведущие операторы связи (ОАО «Вымпелком», ОАО «МТС» и др.), а также поисковые интернет-компании (ООО «Яндекс», ООО «Гугл») предоставляют услуги по фильтрации нежелательного контента в интернете — контентные фильтры «родительского контроля». Такие программы есть как в платном, так и в бесплатном доступе.

Инициирование

Федеральный закон от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, а также обеспечивает информационную безопасность несовершеннолетних и устанавливает условия и порядок распространения информационной продукции среди детей.

Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

Актуальность вопроса защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, обусловлена особой уязвимостью детей, которые в условиях интенсивного развития новых информационных технологий (Интернета, мобильной и иных видов электронной связи, цифрового вещания) в наибольшей степени подвержены негативному информационному воздействию. Информация, распространяемая с использованием СМИ, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования все чаще оказывает на детей психотравмирующее и растлевающее влияние, побуждает их к агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению, облегчает их вовлечение в преступления [1] .

Вопросы защиты детей от вредного информационного воздействия поднимаются в целом ряде международных документов.

Так, Декларация прав ребенка, провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г., в качестве одного из принципов закрепила, что ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

В дальнейшем Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 44/25 от 20.11.1989, признавая в ст. 17 важную роль СМИ в обеспечении доступа ребенка к информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка, ориентирует государства на поощрение разработки «надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию. «. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы, 1990 г.) ориентируют СМИ на сведение к минимуму показа материалов, связанных с порнографией, наркотиками и насилием, требуют избегать показа детей, женщин и личных отношений в унижающей достоинство форме. В то же время ст. 13 Конвенции о правах ребенка, провозглашая право ребенка свободно выражать свое мнение, включающее свободу искать, получать, передавать информацию и идеи любого рода, устанавливает, что его осуществление может подвергаться некоторым ограничениям, которые необходимы для уважения прав и репутации других лиц, для охраны государственной безопасности или общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

В Рекомендациях № К (97) 19 Комитета Министров стран — участниц Совета Европы о демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации от 30.10.1997 и № R (89) 7 относительно принципов распространения видеозаписей, содержащих насилие, жестокость или имеющих порнографическое содержание от 22.04.1989, сформулированы ограничения (особенно в целях защиты детей) для распространения указанных аудио-, видеозаписей, а также поощряющих прием наркотиков, допускается введение запрета: а) на коммерческое распространение или предложение таких аудио-, видеозаписей несовершеннолетним; б) коммерческое распространение или предложение поставок, за исключением продаж, осуществляемых строго в отсутствии несовершеннолетних; в) их распространение; г) торговлю ими по почте, поскольку «это может оказать вредное воздействие на физическое, психическое или нравственное развитие общества, в особенности молодежи».

Указанные международно-правовые принципы и нормы сегодня инкорпорированы в российские доктрины и законодательство.

Сохранение нравственности, духовности российского общества, обеспечение физической, духовной и информационной безопасности детей официально признаны важнейшими объектами национальной безопасности России. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере культуры являются создание условий для стимулирования населения к творческой самореализации путем совершенствования системы культурно-просветительской работы, организации досуга и массового дополнительного художественного образования детей.

В Доктрине информационной безопасности в качестве угроз конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России отмечены: девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе.

Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 19.01.2010 № 151-0-0 семья, материнство и детство в их традиционном, воспринятом от предков понимании представляют собой те ценности, которые обеспечивают непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального народа Российской Федерации, а потому нуждаются в особой защите со стороны государства.

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 18.07.2013 № 19-11, правовое регулирование в рассматриваемой сфере должно в приоритетном порядке гарантировать им защиту достоинства личности, права на жизнь, права на свободу и личную неприкосновенность. Это, в частности, предполагает введение законодательных мер, имеющих целью обеспечение безопасности каждого ребенка как непосредственно от преступных посягательств, так и от неблагоприятного воздействия на его нравственность и психику, которое может существенным образом повлиять на развитие его личности, даже не будучи выраженным в конкретных противоправных деяниях.

Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 -2020 годы, одним из основных направлений реализации которой объявлено обеспечение информационной безопасности детей.

Распоряжением Правительства РФ от 02.12.2015 № 2471-р была утверждена Концепции информационной безопасности детей [2] . Данная Концепция должна способствовать реализации единой государственной политики в области информационной безопасности детей, созданию современной медиасреды, учитывающей риски, связанные с развитием Интернета и информационных технологий.

В Концепции определены основные принципы обеспечения информационной безопасности детей, приоритетные задачи и механизмы реализации государственной политики в этой области, ожидаемые результаты.

Положения Концепции базируются на принципах признания детей и подростков активными участниками информационного процесса, ответственности государства за соблюдение законных интересов детей в информационной сфере, воспитания у детей навыков самостоятельного и критического мышления, создания в информационной среде благоприятной атмосферы для детей и подростков вне зависимости от их социального положения, религиозной и этнической принадлежности.

К приоритетным задачам государственной политики в области информационной безопасности детей в том числе относятся повышение уровня медиаграмотности детей и подростков, формирование у них чувства ответственности за свои действия в информационном пространстве, удовлетворение познавательных потребностей и интересов, минимизация рисков десоциализации, развития и закрепления девиантных и противоправных действий подростков.

Результатом реализации Концепции должно стать формирование к 2020 г. поколения молодых граждан, которые смогут свободно и самостоятельно ориентироваться в современном информационном пространстве. Планируется, что будет создана медиасреда с такими основными характеристиками, как свободный доступ детей к историко-культурному наследию, увеличение числа детей и подростков, разделяющих ценности патриотизма, популяризация здорового образа жизни, формирование у детей уважительного отношения к интеллектуальной собственности и авторскому праву.

Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано учитывать положения Концепции при формировании и реализации региональных программ в сфере информационной безопасности детей.

Вопросам духовного и нравственного развития детей, обеспечения их информационной безопасности посвящены положения целого ряд российских законов.

В ст. 12 Закона об информации установлено, что государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает обеспечение информационной безопасности детей.

Вопросам защиты детей при распространении массовой информации посвящены положения Закона о СМИ, ст. 4 которого устанавливает недопустимость злоупотребления свободой массовой информации. Не допускается использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Каждая мама обязана знать:  Дочь сказала шокирующую фразу

Запрещается распространение в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях:

  • — сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами;
  • — информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

Распространение продукции СМИ, осуществляемое с нарушением требований, установленных законодательством о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, может быть прекращено судом на основании заявления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

В п. 10.2 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» установлен запрет на распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно- курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или па расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций. Статья 6 данного Закона посвящена защите несовершеннолетних в рекламе.

Федеральным законом, который положил начало регулированию информационной безопасности детей в Российской Федерации, стал Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», где в ст. 14 указано, что органы государственной власти РФ принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

Законом предусмотрено, в целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию законодательством устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Также в целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.

Под информационной безопасностью детей Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» понимает состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

В Законе введен дифференцированный подход к регулированию порядка распространения среди детей разных видов информационной продукции, способной нанести вред их здоровью и развитию, посредством регламентации мест ее реализации и предъявления специальных требований к ее оформлению.

Информационной продукцией называется предназначенные для оборота на территории РФ продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для ЭВМ и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, и сетей подвижной радиотелефонной связи.

Информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, определена как информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с данным законом.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

  • 1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
  • 2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  • 3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом;
  • 4) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
  • 5) оправдывающая противоправное поведение;
  • 6) содержащая нецензурную брань;
  • 7) содержащая информацию порнографического характера;
  • 8) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

Оборот информационной продукции, содержащей данную информацию в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации.

Требования к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, установлены в приказе Минкомсвязи России от 16.06.2014 № 161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию».

К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация:

  • 1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
  • 2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
  • 3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
  • 4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Информационная продукция для детей должна соответствовать по тематике, содержанию и художественному оформлению физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей. Для этих целей в законе введена классификации информационной продукции.

Установлены пять категорий информационной продукции: информационная продукция для детей, не достигших возраста 6 лет; запрещенная для детей, достигших возраста 6 лет; запрещенная для детей, достигших возраста 12 лет; для детей, достигших возраста 16 лет; запрещенная для детей.

Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно до начала ее оборота на территории РФ. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции, указывающего категорию информационной продукции, и для ее оборота на территории РФ.

Оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенной или ограниченной к распространению среди детей, без знака информационной продукции не допускается, за исключением установленных в законе случаев.

В ст. 14. Закона установлены особенности распространения информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей. Доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети Интернет в таких местах (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме), другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.


Сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не зарегистрированный как средство массовой информации, может содержать знак информационной продукции (в том числе в машиночитаемом виде) и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения среди детей, соответствующие одной из категорий информационной продукции. Классификация сайтов осуществляется их владельцами самостоятельно в соответствии с требованиями данного закона.

Законодательство о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию и распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей в ноябре 2012 г. пополнилось новыми положениями Закона об информации, закрепляющих механизм блокирования интернет-ресурсов, распространяющих информацию с нарушением законодательства. Так в ст. 15.1 данного Закона установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В реестр включаются:

  • 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
  • 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор).

Основаниями для включения в реестр являются:

  • 1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети Интернет:
    • а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
    • б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
    • в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
    • г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;
    • д) информации, нарушающей требования Федеральных законов от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети Интернет и иных средств связи;
  • 2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Для определения наличия или отсутствия в информационной продукции информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, соответствия или о несоответствия информационной продукции определенной категории информационной продукции, соответствия или о несоответствия информационной продукции знаку информационной продукции проводится экспертиза информационной продукции. Экспертиза информационной продукции проводится экспертом, экспертами и (или) экспертными организациями, аккредитованными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных объединений, граждан на договорной основе. В случае несогласия с результатами проведенной экспертизы информационной продукции заинтересованное лицо вправе оспорить экспертное заключение в судебном порядке.

Порядок проведения экспертизы установлен приказом Минкомсвязи России от 29.08.2012 № 217. Информация о проведенной экспертизе информационной продукции и ее результатах размещается на официальном сайте Роскомнадзора в течение двух рабочих дней со дня получения экспертного заключения.

В срок не позднее чем 15 дней со дня получения экспертного заключения Роскомнадзора принимает одно из двух решений: либо о несоответствии информационной продукции требованиям законодательства и вынесении предписания об устранении выявленного нарушения в случае, если в экспертном заключении содержится вывод о наличии в данной информационной продукции информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, либо о несоответствии знака информационной продукции определенной категории информационной продукции; либо о соответствии информационной продукции требованиям Закона и об отказе в вынесении предписания об устранении выявленного нарушения.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, которым является Роскомнадзор [3] .

Государственный контроль (надзор) осуществляется с учетом требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», т.е. подчиняется общим требованиям законодательства о проведении проверок. В то же время необходимо отметить, что предусмотрено также и распределение полномочий по осуществлению государственного надзора и контроля за оборотом информационной продукции между Роспотребнадзором, Минкультуры России, Рособрнадзором и Роскомнадзором, исходя из видов информационной продукции, специфики (способа) ее распространения и сферы деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, государственный контроль за соблюдением требований законодательства РФ в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляют:

  • — Рособрнадзор — применительно к информационной продукции, используемой в образовательном процессе;
  • — Минкультуры России — за оборотом информационной продукции, относящейся к аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, а также информационной продукции, распространяемой посредством зрелищных мероприятий, относящихся к установленной сфере деятельности Министерства;
  • — Роспотребнадзор — за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также размещения в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции с соблюдением требований технических регламентов;
  • — Роскомнадзор — применительно к производству и выпуску средств массовой информации, вещанию телеканалов, радиоканалов, телепрограмм и радиопрограмм, а также к распространению информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе в сети Интернет) и сетей подвижной радиотелефонной связи (за исключением надзорных полномочий, осуществляемых в данной сфере Рособрнадзором и Роспотребнадзором).

Как следует из Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (утвержден приказом Минкомсвязи России от 10.04.2013 №81), предметом государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, является соблюдение производителями и (или) распространителями информационной продукции, являющимися в том числе учредителями, редакциями, издателями и распространителями средств массовой информации, провайдерами хостинга, владельцами сайта в сети Интернет, вещателями, операторами связи, обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Названный вид контроля (надзора) осуществляется путем проведения мероприятий по контролю в форме плановых и внеплановых проверок, а также систематического наблюдения на предмет соблюдения законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Надо заметить, что при этом Роскомнадзор может проводить систематическое наблюдение без взаимодействия с проверяемыми лицами.

Каждая мама обязана знать:  Как расположить детей друг к другу

Вторым самостоятельным видом контроля является общественный контроль в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, который могут осуществлять некоммерческие организации и граждане. Для того чтобы иметь право на проведение общественного контроля некоммерческая организация должна отвечать ряду требований:

  • — быть зарегистрированной в установленном федеральным законом порядке;
  • — быть созданной в форме общественного объединения или любой иной формы некоммерческой организации;
  • — иметь в уставе такой вид деятельности, как осуществление общественного контроля в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Мониторинг оборота информационной продукции и доступа детей к информации может осуществляться посредством создания «горячих линий».

Ответственность за нарушение законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Статьей 6.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Данная статья включает в себя три состава правонарушений:

  • — нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию (за некоторыми исключениями), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния;
  • — неприменение лицом, организующим доступ к распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет) информации (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме) в местах, доступных для детей, административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;
  • — размещение в информационной продукции для детей, включая информационную продукцию, размещаемую в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет), объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Статьей 13.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность для средств массовой информации в случаях, если они нарушают установленный порядок распространения информационной продукции среди детей.

Кроме того, административная ответственность предусмотрена за изготовление юридическим лицом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и оборот таких материалов или предметов (ст. 6.20 КоАП РФ), пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (ст. 6.21 КоАП РФ), незаконное распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), или нарушение предусмотренных федеральными законами требований к распространению такой информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 3 ст. 13.15).

Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

О законе

В России 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Данный закон регулирует отношения, связанные с защитой детей от травмирующего их психику информационного воздействия, жестокости и насилия в общедоступных СМИ. К информации, запрещенной для оборота среди детей, относится информация :

  • побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
  • способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  • обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости, либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
  • оправдывающая противоправное поведение;
  • содержащая нецензурную брань;
  • содержащая информацию порнографического характера.

Оборот такой информации не допускается среди детей в местах, доступных для детей, без применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от такой информации.

В Законе сформулировано понятие информационная безопасность детей — состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

Детей и подростков, без всякого сомнения, нужно защищать от разрушающего информационного воздействия на их несформировавшуюся личность . Кроме этого, информационная продукция, запрещенная для детей, не может распространяться в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территории этих организаций.

В Законе определяются виды информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, к ней относится информация :

  • представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
  • вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
  • представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
  • содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Распространение такой информационной продукции допускается среди детей определенных возрастных групп при соблюдении обладателем информации установленного законом порядка доступа детей к информации (в частности, при условии, что в информационной продукции содержится идея торжества добра над злом, сострадание к жертве насилия, осуждение насилия, а изображение и описание насилия, жестокости, антиобщественных действий носит ненатуралистический, кратковременный или эпизодический характер и т.п.).

Законом устанавливается классификация информационной продукции по пяти возрастным категориям:

  1. информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
  2. информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
  3. информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
  4. информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
  5. информационная продукция, запрещенная для детей.

Информационная продукция для детей — информационная продукция, соответствующая по тематике, содержанию и художественному оформлению физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей;

Для того чтобы указанный Закон мог реализовываться, ряд федеральных законов были адаптированы к положениям 436-ФЗ. Было установлено, что с 1 сентября 2012 года будет запрещено использовать в школах и других образовательных учреждениях учебники и пособия, содержащие вредную информацию. На юридических и физических лиц с той же даты возложена обязанность обеспечивать информационную безопасность несовершеннолетних.

За нарушение законодательства в этой сфере предусмотрена административная ответственность: для граждан — штраф от 2 тыс. до 3 тыс. рублей, для должностных лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, для предпринимателей — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей и административное приостановление деятельности до 90 суток, для юридических лиц — штраф от 20 тыс. до 50 тыс. рублей и административное приостановление деятельности до 90 суток.

В Законе также предусмотрена ответственность за размещение в сети Интернет информации для детей, причиняющей вред их здоровью и развитию, в частности штрафы: для граждан — от 1 тыс. до 1 тыс. 500 рублей; для должностных лиц — от 2 тыс. до 3 тыс. рублей; для юридических лиц — от 20 тыс. до 30 тыс. рублей.

28 июля 2012 года был принят Федеральный закон № 139-ФЗ, изменяющий и дополняющий Федеральный закон 436-ФЗ. Изменения направлены на уточнение множества изменений в 436-ФЗ, а самое главное, регламентируют способы маркировки контента. Создан механизм принудительного блокирования интернет -страниц, содержащих информацию, запрещенную для распространения на территории Российской Федерации хостинг-провайдерами, операторами связи. И что очень важно, вводится обязанность владельцев интернет -сайтов удалить интернет -страницу, на которой размещается запрещенная к распространению информация , после получения соответствующего уведомления от хостинг-провайдера.

В 2012 году создана Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен и (или) универсальных указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов сайтов в сети Интернет , содержащих информацию, запрещенную к распространению на территории Российской Федерации» (далее — Реестр), в который с 01.11.12 включены сайты сети Интернет , на которых распространяется запрещенная информация .

Главная цель создания такого реестра — ограничение доступа к сайтам, на которых размещается информация , запрещенная для распространения. При обнаружении неправомерного контента любой пользователь может зайти на сайт http://eais.rkn.gov.ru сообщить о незаконной информации. Для приема обращений создана специальная электронная форма. Сам реестр ведет Федеральная служба по надзору в сфере связи, ИТ и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

За период с 26 июля по 1 августа 2013 года Роскомнадзор получил 1499 обращений с данными о сайтах с противоправным контентом. По итогам рассмотрения обращений в Единый реестр внесено 167 новых записей. В настоящее время в Реестре содержится 2604 записи, в которых из общего количества в 2220 случаях (85%) дается указание на сайты, пропагандирующие наркоманию, 289 (11%) — суицид, 95 (3,6%) — на ресурсы с детской порнографией.

Общие принципы организации защиты детей от вредной информации

Защита детей от вредной информации основывается на понятии информационной безопасности личности — состоянии защищенности личности, обеспечивающей ее целостность как активного социального субъекта и возможностей развития в условиях информационного взаимодействия с окружающей средой.

Информационная безопасность личности — это состояние человека, в котором его личности не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на окружающее информационное пространство . Жизненно важные интересы личности в информационной сфере следующие.

  1. Соблюдение и реализация конституционных прав на поиск, получение прав и распространение информации.
  2. Реализация прав гражданина на неприкосновенность частной жизни.
  3. Использование информации в интересах деятельности, направленной на физическое, духовное, интеллектуальное развитие.
  4. Защита прав на объекты интеллектуальной собственности.
  5. Обеспечение прав гражданина на защиту своего здоровья от неосознаваемой вредной информации.

Особое место среди объектов защиты в системе обеспечения информационной безопасности занимает защита от воздействия «вредной» (вредоносной) информации.

Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию


Информационная безопасность — состояние сохранности информационных ресурсов и защищенности законных прав личности и общества в информационной сфере.

Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.

Конфиденциальность: Обеспечение доступа к информации только авторизованным пользователям.

Целостность: Обеспечение достоверности и полноты информации и методов ее обработки.

Доступность: Обеспечение доступа к информации и связанным с ней активам авторизованных пользователей по мере необходимости.

Роскомнадзор открыл информационно-развлекательный сайт для детей и подростков http://персональныеданные.дети/ , направленный на изучение вопросов, связанных с защитой прав субъектов персональных данных.

Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

Какие же опасности ждут школьника в сети Интернет?

Прежде всего можно выделить следующие:

1. Суицид-сайты, на которых дети получают информацию о «способах» расстаться с жизнью;

2. Сайты-форумы потенциальных самоубийц;

3. Наркосайты. Интернет пестрит новостями о «пользе” употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления «зелья”;

4. Сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие: экстремизм, национализм, фашизм;

5. Сайты порнографической направленности;

6. Сайты знакомств. Виртуальное «убивает” коммуникативные навыки подростка; секты.

7. Даже с точки зрения безопасности и сохранности вашего имущества, общение в сетях надо контролировать!

Это далеко не весь список угроз сети Интернет. Любой школьник может попасть на такие сайты случайно: кликнув по всплывшему баннеру или перейдя по ссылке. Есть дети, которые ищут подобную информацию специально, и естественно, находят.

Кроме этого, появились психологические отклонения, такие как компьютерная и Интернет- зависимость, игромания (зависимость от компьютерных игр).

Советы по безопасности в этом возрасте:

1. Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения.

2. Укажите список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в Интернет, руководство по общению в Интернет (в том числе в чатах).

3. Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.

4. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни.

5. Зарегистрируйтесь сами в социальных сетях и станьте виртуальным другом ребёнка.

Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!

Программы фильтрации: Интернет-цензор, NetPolice Lite

Программы для отслеживания посещения сайтов: EffeTech HTTP Sniffer, Wireshark, Fiddler, Network TrafficView, ChromeHistoryView, IEHistoryView.

Программы фильтрации для телефонов ( на платной основе ): 007-Mobile, Kaspersky Mobile Security, Norton Safety Minder, F-Secure Mobile Security, Mobile Security Personal Edition

В помощь классному руководителю:

В помощь родителям и детям:

Всем пользователям сети Интернет

1.Всем подряд сообщать свою частную информацию (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы, а также фотографии свои, своей семьи и друзей);
2.Открывать вложенные файлы электронной почты, когда не знаешь отправителя;
3.Грубить, придираться, оказывать давление — вести себя невежливо и агрессивно;
4.Не распоряжайся деньгами твоей семьи без разрешения старших — всегда спрашивай родителей;
5.Не встречайся с Интернет-знакомыми в реальной жизни — посоветуйся со взрослым, которому доверяешь.

1.Не все пишут правду. Читаешь о себе неправду в Интернете — сообщи об этом своим родителям или опекунам;
2.Приглашают переписываться, играть, обмениваться — проверь, нет ли подвоха;
3.Незаконное копирование файлов в Интернете — воровство;
4.Всегда рассказывай взрослым о проблемах в сети — они всегда помогут;
5.Используй настройки безопасности и приватности, чтобы не потерять свои аккаунты в соцсетях и других порталах,

1.Уважай других пользователей;
2.Пользуешься Интернет-источником — делай ссылку на него;
3.Открывай только те ссылки, а которых уверен;
4.Обращаться за помощью к взрослым — родители, опекуны и администрация сайтов всегда помогут;
5.Пройди обучение на сайте «Сетевичок» и получи паспорт цифрового гражданина!

Рекомендации парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве»: /rekomendacii.pdf

Методические рекомендации по проведению Единого урока по безопасности в сети «Интернет»: /metodrec2020.pdf

Сетевая конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок»: https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/

09.11.2020 г. на педагогическом совете ОУ будут подведены итоги проведения Единого урока по безопасности в сети Интернет в учреждении и рассмотрены вопросы повышения информационной грамотности педагогических работников, организации дальнейшей работы с обучающимися и родителями (законными представителями), направленной на повышение информационной грамотности участников образовательного процесса, а также профилактику интернет-зависимости обучающихся.

С каждым годом молодежи в интернете становиться больше, а школьники одни из самых активных пользователей Рунета. Между тем, помимо огромного количества возможностей, интернет несет и проблемы. Эта памятка должна помочь тебе безопасно находиться в сети.

Компьютерный вирус — это разновидность компьютерных программ, отличительной особенностью которой является способность к размножению. В дополнение к этому, вирусы могут повредить или полностью уничтожить все файлы и данные, подконтрольные пользователю, от имени которого была запушена зараженная программа, а также повредить или даже уничтожить операционную систему со всеми файлами в целом. В большинстве случаев распространяются вирусы через интернет.

Каждая мама обязана знать:  Поведение сына стало ужасным, как только он пошел в школу

Родителям (законным представителям) обучающихся

Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Федеральном законе № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону «информационная безопасность детей» — это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

В силу Федерального закона № 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:

1.информация, запрещенная для распространения среди детей;
2.информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

Детские безопасные сайты

http://web-landia.ru/ — Страна лучших сайтов для детей.

http://www.saferunet.ru — Центр Безопасного Интернета в России.Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. А конкретнее – он занимаемся Интернет-угрозами и эффективным противодействием им в отношении пользователей. Центр был создан в 2008 году под названием «Национальный узел Интернет-безопасности в России».

http://www.friendlyrunet.ru — Фонд «Дружественный Рунет». Главной целью Фонда является содействие развитию сети Интернет как благоприятной среды, дружественной ко всем пользователям. Фонд поддерживает проекты, связанные с безопасным использованием интернета, содействует российским пользователям, общественным организациям, коммерческим компаниям и государственным ведомствам в противодействии обороту противоправного контента, а также в противодействии иным антиобщественным действиям в Сети.Фонд «Дружественный Рунет» реализует в России комплексную стратегию в области безопасного использования интернета. Основными проектами Фонда являются: Горячая линия по приему сообщений о противоправном контенте, специализированная линия помощи для детей «Дети онлайн» и просветительские проекты.

http://www.fid.su/projects/saferinternet/year/hotline/ — Линия помощи «Дети онлайн». Оказание психологической и практической помощи детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования интернетом или мобильной связью. Линия помощи «Дети онлайн» является первым и единственным такого рода проектом в России и реализуется в рамках Года Безопасного Интернета в России.

http://www.microsoft.com — Компания Microsoft разместила на своем интернет ресурсе много полезной информации по безопасности детей в интернете. Заметки и советы, приведенные ниже, помогут вам обеспечить безопасность детей независимо от того, с какой целью они используют интернет: для поиска информации, разработки школьных проектов, игр или беседы с друзьями. Просмотрев эти видеоролики, вы сможете расширить свои знания по основным вопросам безопасности, касающимся вас как домашнего пользователя. Если вы только приступаете к изучению вопросов, связанных с защитой вашего компьютера и безопасностью информации в сети, вы можете начать с ознакомления с основами:

http://www.onlandia.org.ua/rus/html/etusivu.htm — ON-ляндия – безопасная веб-страна. На данном сайте представлены материалы для детей, их родителей и учителей — интерактивные сценарии, короткие тесты, готовые планы уроков, — благодаря которым дети смогут освоить основы безопасной работы в Интернете. На сайте предлагается понятная, применимая на практике информация по интернет-безопасности, изучив которую даже начинающие пользователи смогут эффективно использовать ресурсы сети и защитить себя от нежелательного контента.

http://www.icensor.ru/ — Интернет-фильтр для детей. Интернет цензор. Программа «Интернет Цензор» предназначена для предотвращения посещения сайтов, противоречащих законодательству РФ, а также любых сайтов деструктивной направленности лицами моложе 18 лет. «Интернет Цензор» обеспечивает родителям полный контроль за деятельностью в сети их детей. «Интернет Цензор» распространяется бесплатно, очень прост в использовании и хорошо защищен от удаления его ребенком.

www.ms-education.ru и www.apkpro.ru — электронный курс программы «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет». Программа представляет собой 72-х часовой курс, состоящий из 6 модулей. Каждый модуль программы дает подробное описание и рекомендации по обеспечению безопасной работы детей с компьютером и Интернетом, а также снабжен обширным списком дополнительной литературы и веб-ссылок. Кроме того, программа содержит объемное приложение, в которое включены диагностические тесты, описания упражнений, а также различные тексты, рекомендованные для использования в процессе ее освоения. Особенностью программы является еще и то, что каждый ее модуль может быть использован как отдельно, так и в комплексе с другими программами повышения квалификации.

http://www.nedopusti.ru/ — социальный проект по защите прав детей «Не допусти» — социальный проект по защите детей от похищений, сексуальной эксплуатации и жестокого обращения реализуется с августа 2009 года. Организаторы проекта: Общественная палата РФ, РОЦИТ (Региональная Общественная Организация «Центр Интернет-технологий»), Межрегиональная правозащитная общественная организация «Сопротивление».

http://www.za-partoi.ru/ — Журнал «Здоровье школьников» Ежемесячный журнал «Здоровье школьника» — проект Издательского дома МЦФЭР, который осуществляет выпуск 25 профессиональных журналов федерального значения тиражом 250 тысяч экземпляров ежемесячно и до 100 наименований книг ежегодно общим тиражом около 300 тысяч экземпляров. «Здоровье школьника» — новый журнал о психологии взросления и физическом развитии детей, о возможностях современной медицины, о взаимоотношениях родителей, детей и учителей, о досуге и здоровом образе жизни. Журнал ориентирован на широкий круг читателей, и в первую очередь, на родителей детей школьного возраста.

http://www.newseducation.ru/ — «Большая перемена» сайт для школьников и их родителей

http://www.tvidi.ru/ — «Твиди» — детский портал-соцсеть: игры, общение, дневники, фотографии и видеоматериалы.

www.mirbibigona.ru/ — «Страна друзей»:детская соцсеть: общение, музыка, фотоальбомы, игры, новости.

http://www.smeshariki.ru/ — «Смешарики»: развлекательная соцсеть: игры, музыка, мультфильмы.

http://www.1001skazka.com — «1001 сказка». На сайте можно скачать аудиофайлы — сказки, аудиокниги

http://www.nachalka.info/ — это сайт для детей, учащихся в начальной школе, а также их родителей и учителей. Здесь можно учиться и играть, развлекаться и закреплять материал школьной программы! Наш сайт создан для того, что бы сделать обучение по школьной программе интереснее и увлекательнее. Множество упражнений по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру не только развлекут ребенка, но и помогут закрепить навыки, требуемые в рамках федерального государственного образовательного стандарта.

http://www.teremoc.ru — Детский сайт «ТЕРЕМОК» с развивающими играми, загадками, ребусами, мультфильмами.

http://www.murzilka.org/ — Сайт журнала «Мурзилка» со стихами, раскрасками, конкурсами и другой полезной информацией.

http://www.e-parta.ru/ -Блог школьного «Всезнайки» — это ленты новостей по всем школьным предметам, виртуальные экскурсии, психологические и юридические советы по проблемам в школе и на улице, учебные видео-фильмы, обзоры лучших ресурсов Всемирной паутины.

Информационная безопасность — состояние сохранности информационных ресурсов и защищенности законных прав личности и общества в информационной сфере.

Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.

Конфиденциальность: Обеспечение доступа к информации только авторизованным пользователям.

Целостность: Обеспечение достоверности и полноты информации и методов ее обработки.

Доступность: Обеспечение доступа к информации и связанным с ней активам авторизованных пользователей по мере необходимости.

Роскомнадзор открыл информационно-развлекательный сайт для детей и подростков http://персональныеданные.дети/ , направленный на изучение вопросов, связанных с защитой прав субъектов персональных данных.

Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

2020-2020 учебный год

2020-2020 учебный год

Неделя Безопасного Рунета
В школе прошли тематические уроки “Искусственный интеллект и машинное обучение” в рамках Всероссийской образовательной акции “Урок цифры”.

Непочатова А.А. провела классный час » Игра-путешесвие-в мире вирусов» (14.02.2020)

Силкина С.А. провела беседу; » Безопасный Интернет-это здорово!»(12.02.2020)

Рудницкая М.А. провела беседу по теме: » Правила поведения в сети Интренет» ( 08.02.2020)

«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
материал по теме

Выступление на общешкольном родительском собрании. Знакомство родителей с Федеральным Законом № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступившим в силу 1 сентября 2012года.

Скачать:

Вложение Размер
roditelskoe_sobranie_o_zashchite_detey_ot_negativnoy_informacii.rar 793.89 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый вечер, уважаемые родители и педагоги!

Сегодня я хочу познакомить вас с федеральным законом № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступивший в силу 1 сентября этого года.

При современном уровне развития массовых коммуникаций и информационных технологий, родители и учителя зачастую не имеют возможности оградить детей от негативной и вредной для них информации. Переизбыток жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации может сформировать у детей искаженную картину мира и неправильные, порой даже опасные жизненные установки.

21 декабря 2010 года Государственной Думой был принят Федеральный Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» N 436-ФЗ (одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 г.) и был подписан бывшим президентом Дмитрием Медведевым.

Законом введен запрет на информацию, вызывающую у детей страх, ужас и панику, а также оправдывающую насилие и противоправное поведение. Недопустимо бесконтрольно распространять информацию, способную вызвать у детей желание употреблять наркотики, алкоголь или побуждающую к причинению вреда своей жизни и здоровью.

Закон вводит единые нормы для СМИ, книг, аудиовизуальной продукции, компьютерных программ и баз данных, затронув интернет и мобильный контент. Согласно статистике, именно российские дети больше всех страдают от психологического давления в интернете. Новая классификация информационных и развлекательных продуктов должна оградить детскую психику от травмирующего опыта.

Как заявляют психологи, восприняв предосудительную информацию, маленький ребенок может получить травму на всю жизнь, что потом выльется в антисоциальное поведение во взрослой жизни или даже развившееся психическое расстройство. Понять, что тот, или иной продукт опасен, помогут так называемые знаки информационной продукции, представляющие собой графическое или текстовое обозначение классификации.

Закон делит несовершеннолетних на возрастные группы: до 6 лет, от 6 до 12 лет, от 12 до 16 лет, и старше 16 лет.

Закон предлагает использование знака информационной продукции в виде цифр в углу кадра в начале трансляции телепрограммы, а также при каждом возобновлении трансляции после перерывов.

По мнению законодателей, это существенно упростит родителям процесс контроля над тем, что смотрят их дети. «Например, увидев отметку «18+», родитель может попросить ребенка переключить канал».

Также документ запрещает показ опасных для психики ребенка программ с 4 до 23 часов по местному времени. А с 1 сентября 2012 года все интернет-кафе и клубы обяжут использовать программно-аппаратные средства блокировки опасной информации. Журналы же с «плохими картинками» станут продавать только в запечатанных упаковках.

Закон, разумеется, не преследует целей оградить детей от проблем и сложностей современной жизни и создать иллюзию, что в мире не существует зла, насилия, смерти. Но доносить до детей такого рода информацию необходимо тогда, когда они способны ее понять и принять, и в такой соответствующей их возрасту деликатной форме, чтобы эта информация не причинила вред их психическому здоровью. Например, даже маленьким детям можно рассказывать о насилии, но выражая при этом сострадание к жертве и при условии, что в итоге добро обязательно побеждает зло.

Согласно закону, оценивать, способна ли та или иная информационная продукция причинить вред здоровью и развитию детей, будут эксперты, имеющие высшее

профессиональное образование и обладающие специальными знаниями в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии и детской психиатрии.

Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней с соблюдением требований соответствующих технических регламентов знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

В таких средствах массовой информации, как телевидение, радио и печатная продукция размещение информационных знаков можно проконтролировать.

С информацией, размещенной в телекоммуникационных сетях, дело обстоит значительно хуже. Массовое бесконтрольное размещение информации в Интернет невозможно проконтролировать и оценить возможный вред, который эта информация может нанести здоровью и развитию детей. В настоящее время практически любой человек может выложить в Интернет текстовую, аудио- или видеоинформацию. Участились случаи размещения в сети видеосъемок, снятых школьниками на мобильные телефоны или фотографий откровенно жестокого, циничного и аморального характера.

Мы, педагоги призываем вас, родителей, в это сложное время контролировать свободное время вашего ребенка. Конечно, не доводить до абсурда, поставив жизнь ребенка под тотальный контроль, а постараться сформировать доверительные отношения со своим ребенком, чаще беседовать с ним, в дружеской беседе можно узнать любую информацию: с кем ребенок дружит, чем интересуется, какие отношения в школе с друзьями, учителями.

Существует множество программ и фильтров, которые помогут контролировать открытие нежелательной информации и устанавливать время, которое можно проводить в Интернете. Программы родительского контроля предназначены, в первую очередь, для создания ограничений ребенку, помимо функций ограничения пребывания ребенка за компьютером, они призваны обеспечить его безопасность, оградить от того, что, возможно, ему еще рано знать и видеть. Одна из основных задач приложений – создание фильтра web-сайтов. Все очень просто: на одни страницы заходить можно, на другие – нельзя. Как осуществляется подобный контроль? Самыми распространенными являются два варианта ограничений:

  1. Создание «белых» и «черных» списков web-сайтов. «Черные» списки должны регулярно обновляться, иначе появление новых ресурсов быстро сделает защиту неактуальной. «Белые» списки – вид более жесткого контроля – ребенок может посещать только те web-сайты, которые ему разрешили родители. Зато не надо автоматически обновлять списки, актуальность со временем практически не теряется
  2. фильтрации сайтов по их содержимому. Вы задаете набор ключевых слов, и если что-либо из их списка обнаруживается на web-странице, то она не открывается. Родителям, возможно, придется отбросить прочь страх и стыд, самостоятельно вписывая мат, пошлости, и прочие вещи, запрещенные для ребенка.

Обеспечение безопасности ребенка за компьютером заключается не только в ограничении доступа к web-сайтам. Есть еще одна, если так можно выразиться, группа риска – это программы обмена мгновенными сообщениями (icq, skype и т.п.). Ребенок наивен, он можно нечаянно рассказать незнакомцу ваши личные данные. Злоумышленники хитры, они прикидываются ровесниками, невзначай задают каверзные вопросы. Напрашивается и вторая опасность – собеседники ребенка могут научить его, в лучшем случае, мелким пакостям, а о примерах серьезных бед лучше даже не вспоминать. Некоторые программы родительского контроля способны производить анализ информации, отправляемой с компьютера. Если в ней встречаются некие ключевые слова, например, адрес, номер школы или телефона, то происходит блокировка отправки сообщения.

О том, какие программы устанавливать на своем компьютере каждый решает для себя сам. Рекомендовать какую-либо программу мы не можем.

Тем не менее, о том, что проблема родительского контроля давно стала общей, говорит то, что средства для ограничения доступа к приложениям, играм и сайтам были включены в состав операционной системы Windows.

Если Вы опытный пользователь и можете самостоятельно осуществлять манипуляции на компьютере, предлагаем следующее:

  1. Простейший способ ограничить доступ к определенным сайтам в Интернете – редактирование системного файла hosts
  2. Если на Вашем компьютере установлена операционная система Windows Vista или Windows 7, вы можете задействовать встроенные средства родительского контроля:
    Родительский контроль в Windows Vista и Windows 7

В конце своего выступления в качестве размышления над данной проблемой хочу предложить вам отрывок из телевизионной передачи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация