Защита прав детей


Содержание

Статья по правам ребенка

В правовом статусе ребенка его права и обязанности представляют собой элемент особой важности. Значение прав, свобод и обязанностей ребенка как элемента его право вого статуса состоит в том, что через их совокупность можно определить, рассмотреть весь спектр отношений в сфере дет ства и установить степень их правовой урегулированности.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Конституции Российской Фе дерации основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Используемые Консти туцией Российской Федерации термины «все», «каждый», «гражданин», разумеется, относятся и к детям. Имеется и другое косвенное подтверждение того, что Основной закон стоит на страже прав и законных интересов ребенка, — преамбула Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» гласит о том, что эти права и законные интересы предусмотрены Конституцией Россий ской Федерации.

В Российской федерации основными нормативно-правовыми документами по правам ребёнка являются:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ).
  • Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ).
  • Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
  • Уставы дошкольного образовательного учреждения, школы.

Наряду с национальными законодательными актами действуют международные документы, которым, к слову, должны соответствовать нормы российского права. Среди них самыми значимыми являются:

  • Всеобщая декларация прав человека (1949 год)
  • Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.
Приняв в 1959 г. краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка (1989г.).

Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.)

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Основные права детей

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.

Кроме Конституции права ребенка перечисляются в Семейном кодексе РФ:

Право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ). Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).

Право на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право ребенка знать своих родителей. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.

Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ).

Право ребенка выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).

Право ребенка на имя (ст. 58 СК РФ). Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам.

Изменение имени и фамилии ребенка. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (ст. 59 СК РФ).

Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного кодекса РФ (ст. 60 СК РФ). Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов.

А вот как описаны права ребенка в Конвенции ООН о правах ребенка :
«Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону , и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры» (ст. 3).
«Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы» (ст. 18).
Кроме того, Декларация прав ребенка , провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1959, установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство.

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение. Эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

В развитие этих принципов 20 ноября 1989 г. и была принята Конвенция о правах ребенка .

Конвенция о правах ребенка примечательна во многих смыслах. Этот международный акт является основным закрепившим права ребенка — человеческого существа в возрасте до 18 лет, — на самом высоком уровне. Конвенция ратифицирована всеми странами — членами ООН (за исключением США и Сомали).

20 ноября — день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции , — ежегодно отмечается как День прав ребенка. Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей. Она детализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других злоупотреблений. Дано определение понятия «ребенок» и установлен приоритет его интересов перед интересами общества. Провозглашены такие важнейшие права ребенка, как:

право на жизнь и здоровое развитие;

право на гражданство;

право знать своих родителей;

право на заботу родителей и совместное с ними проживание;

права и обязанности родителей по отношению к детям.

Установлены права детей на выражение своих взглядов или убеждений, на свободу ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.

Закреплена ответственность государства в деле защиты прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

Согласно ст. 8 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

В соответствии со ст. 14 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка ( ст. 13 Конвенции).

На основании ст. 19 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения — как со стороны родителей, так и опекунов или вообще любого лица, заботящегося о ребенке.

Статьей 20 Конвенции установлено, что ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В соответствии со ст. 27 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества ( ст. 23 Конвенции).

Ребенок имеет право на здравоохранение ( ст. 24 Конвенции) и социальное обеспечение, включая социальное страхование ( ст. 26 Конвенции).

Согласно ст. 29 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

По ст. 30 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

Статьей 31 Конвенции о правах ребенка провозглашается его право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

На основании ст. 32 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения ( ст. 34 Конвенции).

Государства — участники Конвенции о правах ребенка обеспечивают, чтобы:

ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания;

ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом;

каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Государства-участники обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства-участники принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Таким образом, признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности.

Указанные законодательные акты определяют в качестве приоритетной задачи государственной политики соблюдение прав ребенка, закрепленных Конституцией Российской Федерации, а также защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Современное семейное законодательство, в отличие от прежнего, преимущественно диспозитивно регулирует отношения, возникающие в семье, и исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав ( ст. 1 СК РФ).

«Ваш ребенок и его права: закон и мораль» (Тарасенкова А.Н.) («Библиотечка «Российской газеты», 2012);

Статья Михаила Красильникова с сайта http://www.ya-roditel.ru ;

«Конституционные права ребенка в Российской Федерации: научно-практическое пособие» Бондаренко, О. А.

Статья: Защита прав несовершеннолетних в семейных правоотношениях (Хомякова М.Е.) («Судья», 2015, N 7)

Защита прав ребенка

Зарождение и развитие международной системы защиты прав детей

Лекция 2. Международные стандарты защиты детей

1.Зарождение и развитие международной системы защиты прав ребенка.

2. Характеристика «Конвенции ООН о правах ребенка» и преемственных ей актов

Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Считается, что в XXI веке возникло принципиально иное отношение к несовершеннолетним детям, которые достойны заботы и всесторонней защиты со стороны любого государства.

Международная защита прав ребенка представляет систему взаимосогласованных действий государства и неправительственных международных организаций, направленных на разработку и обеспечение прав ребенка с целью формирования полноценной и гармонически развитой личности, содействие их закреплений в национальном законодательстве и оказание международной помощи детям слаборазвитых государств.

Международная защита прав ребенка осуществляется по нескольким направлениям:

  • 1) разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребенка;
  • 2) создание специального контрольного органа по защите прав ребенка;
  • 3) содействие приведению национального законодательства в соответствие с международными обязательствами (имплементационная деятельность);
  • 4) оказание международной помощи через Детский фонд ООН.

Толчком к осмыслению и оформлению прав детей явилась первая мировая война. Ее губительные последствия в отношении гражданского населения и растущий интерес к проблеме защиты детей в большинстве стран Европы и Северной Америки вызвал необходимость Лиги Наций создать в 1919г. Комитет детского благополучия. Права детей в то время рассматривались в основном в контексте мер, которые нужно было принять в отношении беспризорных детей, рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Большую роль в разработке социальных стандартов защиты детей в этот период сыграли неправительственные организации, в частности Международный союз спасения детей, основанный англичанкой Эглантайн Джебб.

Каждая мама обязана знать:  Как доказать правоту

Британский Союз спасения детей и ее шведский аналог «Радда Барнен» совместно с Лигой женщин в 1923 г. разработали и предложили к рассмотрению на Ассамблее Лиги Наций первую Декларацию прав ребенка. В 1924 году Лига наций приняла декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного, физического развития. Впоследствии упомянутая декларация получила название Женевской декларации прав ребенка, т.к. она была подписана в 1924 г. в г. Женеве на 5-й Ассамблее Лиги Наций,

Данная декларация не просто исторический документ, но фактически первый международный акт, оказавший влияние на всю эволюцию прав ребенка. Этот документ предполагал закрепление пяти принципов, определяющих основные условия для обеспечения благосостояния ребенка:

1. Ребенку должны быть предоставлены средства, необходимые для его нормального развития, как физического, так и духовного.

2. Голодный ребенок должен быть накормлен; больному ребенку должна быть оказана помощь; ошибающийся ребенок должен быть поправлен; а сирота и бездомный ребенок должны получить приют и поддержку в трудную минуту.

3. Ребенок должен получать помощь в тяжелое время испытаний в первую очередь.

4. Ребенок должен расти в атмосфере любви и быть защищенным от всех форм эксплуатации.

5. Ребенок должен воспитываться в сознании, что его лучшие качества должны служить на пользу другим людям 26 .

В Декларации впервые подчеркивалось, что забота о детях и их защита не является больше исключительной обязанностью семьи, общества или даже отдельной страны — все человечество должно заботиться о благополучии детей.

Именно в Женевской декларации впервые была сформулирована мысль о необходимости особой заботы о детях «ввиду их физической и умственной незрелости». Это положение в дальнейшем закреплялось во многих международных документах. Например, во Всеобщей декларации прав человека записано, что только «младенчество дает право на особое попечение и помощь» (статья 25, ч. 2), а в Декларации прав ребенка (1959г.) приведена более полная формулировка, почти полностью повторяющая положение Женевской декларации.

Женевская декларация прав ребенка стимулировала и первые попытки по имплементации международных норм в национальное законодательство. В частности, в Германии в начале 20-х гг. XX в. был принят первый в истории человечества специальный Закон о детях, который действовал на протяжении нескольких десятков лет. Примечательно, что фашистский политический режим не отменил данный закон, а просто прекратил его применять.

26 ноября 1945г. в Париже 850 делегаток из 40 стран собрались на первый учредительный конгресс Международной демократической федерации женщин. Конгресс стал историческим, так как никогда еще ни одна женская организация не ставила перед собой такой задачи — защищать жизнь и счастье юного поколения планеты. Борьба за благополучие детей стала для федерации на долгие годы одним из главных направлений ее деятельности.

В послевоенные годы, по Данным ООН, свыше’80 мчн. детей плохо питались, остро нуждались в медицинской помощи, многим было недоступно образование. Международная демократическая федерация женщин привлекла к этой проблеме внимание правительств и общественности. На одном из заседаний совета федерации было решено ежегодно 1 июня отмечать «Международный День защиты детей».

В принятой тогда резолюции говорилось: «Защищать повсюду право на жизнь, право на здоровье, право на образование для всех детей земного шара — вот основная цель. ». Впервые этот день отмечался в 1950 г. в 51 стране.

Однако окончательно система международной защиты прав ребенка как составной части защиты прав человека сложилась после Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных Наций, одним из основополагающих принципов которой было провозглашение уважения к правам и- свободам человека без какой-либо дискриминации.

Необходимость разработки мер по охране прав ребенка, в силу его физической и умственной незрелости, потребовала выделение международной защиты прав детей в особое направление. С этой целью в ООН были созданы Социальная комиссия и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Кроме того, защитой прав’ детей в’ отдельных областях занимаются специализированные учреждения ООН: Международная организация труда

(МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам науки, культуры и образования (ЮНЕСКО).

Организацией, которая занимается исключительно детскими проблемами, является Детский фонд ООН. ЮНИСЕФ был создан резолюцией Генеральной Ассамблеи 57(1) об учреждении ЮНИСЕФ от 11 декабря 1946 г. В ней было сказано, что Фонд создается для оказания помощи детям в послевоенной Европе. Он должен быть организован и использован в пределах имеющихся в его распоряжении средств, а получающие помощь от ЮНИСЕФ правительства обязаны распределять эту помощь соответственно потребностям и без дискриминации в отношении расы, религии, национальности и политических убеждений.

Согласно резолюции был создан руководящий орган ЮНИСЕФ — Исполнительный совет. Исполнительный совет был набран ЭКОСОС из кандидатов, предоставленных государствами-членами ООН. В резолюции были названы 25 членов Исполнительного совета: представители США, СССР, Австралии, Бразилии, Великобритании, Канады, Китая, Франции, Польши, Швеции, Югославии. Исполнительный директор был назначен Генеральным секретарем ООН в консультации с Исполнительным советом.

Свое первое заседание Исполнительный совет ЮНИСЕФ провел 19 декабря 1946 г. В 1953 г. Детский фонд вошел в систему ООН (резолюция Генеральной Ассамблеи 802(8) от 6 октября 1953 г.) и его полномочия были расширены: ему предоставлялось право долгосрочной помощи детям, которые терпели лишения в результате сложившейся экономической и политической обстановки в их странах, а также во время вооруженных конфликтов.

Основная функция ЮНИСЕФ помощь правительствам развивающихся стран в виде поставок оборудования для школ, продуктов питания, медикаментов, предоставления стипендий для преподавателей. Исполнительный совет ЮНИСЕФ, состоящий из 36 членов, определяет основные направления деятельности, анализирует программы и утверждает бюджеты Фонда. Секретариат ЮНИСЕФ, штаб-квартира которого находится в Нью-Йорке, проводит свою работу через свои бюро (более 200), расположенные более чем в 140 странах.

В рамках ЮНИСЕФ функционирует Международный центр развития ребенка. Он был создан в 1988 г. в качестве специализированного исследовательского и учебного учреждения при базовой финансовой поддержке правительства Италии.

Нормотворческая деятельность ООН по защите прав ребенка ведется по двум направлениям:

1) закрепление прав ребенка в общих декларациях и конвенциях по правам человека либо в международных соглашениях, регламентирующих права отдельных социальных групп, тесно связанных с ребенком (права женщин) или в определенной области отношений (в области семейного, трудового права, образования);

2) разработка деклараций и конвенций, специально регулирующих права ребенка.

В рамках международной защиты прав человека Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека, которая провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь. В п. 2 ст. 25 говорится: «Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой» .

12 апреля 1952 г. в Вене открылась первая международная конференция в защиту детей. Благодаря настойчивым действиям женщин планеты и прогрессивных организаций мира проблема защиты семьи, материнства и детства становилась все более актуальной.

Чтобы защитить самых слабых, в дополнение к Всеобщей декларации прав человека, была принята Декларация прав ребенка, утвержденная на 14-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 1383 (14) 20 ноября 1959г. Декларация, ставшая мощной моральной основой для реализации ее требований, посвящалась только несовершеннолетним детям. В ней провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей на основании, что «ребенок, ввиду его физической, умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения» . В преамбуле также отмечено: «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет» 30 .

При всей своей краткости (всего 10 принципов!) эта Декларация предусматривает наиболее важные, имеющие принципиальный характер правила. Одно из них — равенство прав всех без исключения детей без различия или дискриминации «по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи» 31 .

В число подобных принципов и прав были также включены:

— наилучшее обеспечение интересов ребенка;

— право на имя и гражданство, на здоровые рост и развитие;

на надлежащее питание, жилище, развлечение и медицинское обслуживание, особое внимание к детям, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии;

— право на любовь и понимание, желательно в семье>’

— на получение образования;

— первоочередность при получении защиты и помощи;

— защита от небрежного отношения, жестокости и эксплуатации; от расовой, религиозной или иной дискриминации.

Следует отметить, что в Декларации не только перечисляются права ребенка как гражданина (право на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование, первоочередную помощь и защиту и др.), но и выделяются в качестве самостоятельных положения, касающиеся его воспитания в семье.

В тексте принципа шестого Декларации говорится: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности» . Кроме того, «малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществить особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. » .

Защитный механизм декларации определен в содержании принципа 8: «Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первый получает защиту и помощь» 34 .

Таким образом, Декларацией прав ребенка 1959 г.. были определены фундаментальные положения, которыми имели право и должны пользоваться дети всех стран, очерчены области и сферы деятельности, нуждающиеся в особом контроле.

Первые попытки юридического закрепления положения детей и подростков были предприняты МОТ в сфере занятости и охраны труда детей. Среди них:

— Конвенция № 77: Медицинское освидетельствование подростков в промышленности (1946 г.);

Конвенция № 78: Медицинское освидетельствование подростков на
непромышленных работа
(1946 г.).

Конвенции МОТ № 77 и № 78, предусматривают обязательное проведение медицинского освидетельствования детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности и на непромышленных предприятиях. В них устанавливается, что дети и подростки моложе 18 лет не будут приниматься на работу, если в результате медицинского освидетельствования будет установлено, что они не пригодны для работы, на которой они должны быть использованы. .

Конвенция № 79: Ночной труд подростков на непромышленных работах (1946

Конвенция № 90: Ночной труд подростков в промышленности (пересмотренная)
(1948г.).

Конвенции № 79 и № 90 направлены на ограничение ночного труда детей и подростков на непромышленных работах и в промышленности.

Конвенция № 138: Минимальный возраст (1973 г.), в соответствии с которой государства обязуются «обеспечить эффективное упразднение детского труда и постепенное повышение минимального возраста для приема на работу до уровня, соответствующего наиболее полному физическому и умственному развитию подростков»(ст. 1) .

В Конвенции № 138 предусматривается, что каждое государство, ратифицировавшее эту Конвенцию, в специальном приложении должно сообщить данные о минимальном возрасте приема на работу подростков на своей территории.

Следует отметить также международные соглашения, связанные с рабством и работорговлей детьми.

20 октября 1947 г. ООН был принят Протокол к Международной конвенции о борьбе с торговлей женщинами и детьми «(1921 г.) и к Конвенции о борьбе с торговлей совершеннолетними женщинами (1933 г.) В Конвенциях и Протоколе предусматривается обязанность государств привлекать к уголовной ответственности лиц, занимающихся торговлей женщинами и детьми, сообщать друг другу сведения о профессиональных торговцах женщинами и детьми.

В 1953 г. Генеральная Ассамблея своей резолюцией 794(8) одобрила Протокол о внесении изменений в Конвенцию 1926 г. о рабстве.

На конференции в Женеве в 1956 г. была принята Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Конвенция предусматривает, в частности, отмену такого института, сходного с рабством, как эксплуатация детского труда. Под этим подразумевается любой институт или обычай, «в силу которого ребенок или подросток моложе 18 лет передается одним или обоими своими родителями или своим опекуном другому лицу за вознаграждение или без такового, с целью эксплуатации этого ребенка или подростка или его труда» (п. д ст. 1) . Конвенция предусматривает установление уголовного наказания за работорговлю.

Особо следует выделить международные соглашения, касающиеся защиты женщин и детей в период вооруженных конфликтов. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (1949 г) и Дополнительные протоколы к Женевским конвенции (1977г.), предусматривают предоставление женщинам и детям специальной защиты от последствий военных действий. В 1974 г. была принята Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, содержащая рекомендации государствам предоставлять особую защиту женщинам и детям, относящимся к гражданскому населению.

ЮНЕСКО 14 декабря 1960г. приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования, содержащую обязательства государств не допускать дискриминацию в области образования по признаку расы, пола, языка, религии, социального происхождения, политических убеждений и предпринимать, если нужно, все меры по устранению дискриминации при получении образования. В Конвенции, в частности, содержится положение, в соответствии с которым государство обязуется сделать начальное образование обязательным и бесплатным (п. а ст. 4) 37 .

Не менее, важными для охраны здоровья детей и их прав имеют международно-правовые нормы о запрещении детских браков. Так, в Конвенции о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков (1962 г.) предусматривается принятие государством законодательных актов, устанавливающих минимальный брачный возраст. Конвенция запрещает «заключение брака с лицом, не достигшим установленного возраста, кроме случаев, когда в интересах сторон, вступающих в брак, компетентный орган разрешает сделать исключение из этого правила» (ст. 2) 38 . Рекомендация о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков и Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин, принятые Генеральной Ассамблеей ООН соответственно 1 ноября 1965 г. и 7 ноября 1967 г., содержат положения о запрещении вступления в брак в детском возрасте и обручения молодых девушек, а также предлагают государствам принять эффективные меры по установлению минимального возраста для вступления в брак и регистрации браков в официальных учреждениях.

Положение несовершеннолетних и их право на защиту как неотъемлемые понятия, были зафиксированы в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966г.). Статья 24 этого Пакта предназначалась специально для всех детей, имеющих право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства. В ней устанавливается, что каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны семьи, общества и государства (п. 1 ст. 24) .

В Пакте предусматривается, что каждый ребенок должен быть зарегистрирован немедленно после его рождения и должен иметь имя (п. 2 ст. 24). Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства (п. 3 ст. 24). В Пакте также говорится о необходимости защиты детей в случае расторжения брака (п. 4 ст. 24), запрещении вынесения смертных приговоров за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет, содержится ряд правил уголовно-процессуального и гражданско-процессуального характера в отношении несовершеннолетних (ст.ст. 6, 14) 40 .

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, 1966 г. (ст. ст. 10, 11, 12, 13), не только повторялись ранее зафиксированные положения, но и в более широком плане рассматривалась забота о «несамостоятельных детях и их воспитании».

Пакт об экономических, социальных и культурных правах предусматривает, что семье должна «предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании» (п. 1 ст. 10); «особая охрана должна предоставляться матери в течение разумного периода до и после родов» (п. 2 ст. 10); « особые меры охраны и помощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков без какой бы то ни было дискриминацию по ‘ признаку семейного происхождения или по иному признаку. »»(п. 3 ст. 10)

В нем еще раз акцентировалось внимание на том, что «дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации.

Применение их труда в области, вредной для их нравственности и здоровья или опасной для жизни или могущей повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. Кроме того, государства должны установить возрастные пределы, ниже которых пользование платным детским трудом запрещается и карается законом» .

Здесь же обращалось внимание на меры, направленные на обеспечение сокращения мертворождаемости и детской смертности, а также мероприятия, необходимые для здорового развития ребенка, в частности, при получении образования.

Каждая мама обязана знать:  Моя дочь меня не любит

На первый взгляд отпадала необходимость в каких-либо еще мерах, помимо воплощения декларируемых принципов наряду с существующими концепциями и пактами, направленными на защиту семьи, материнства и детства в национальную практику различных государств.

Однако, несмотря на продуктивность и многоаспектность нормотворческой деятельности в области защиты прав ребенка, к концу 70-х годов стало очевидным, что существующие нормы по правам человека уже не отвечают специальным нуждам детей. Требовался единый международный документ, который соединил бы в себе весь предшествующий нормотворческий опыт и новые представления о защите прав ребенка.

Время и положение детей — будущего всего человечества — потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических гарантий и норм фиксировались меры защиты этих прав.

В то же время группа общественных деятелей Польши, проявившая в 1978 г. инициативу — о придании правам детей силы норм международного права, вначале была воспринята несколько скептически. Прозвучавшие возражения против разработки и принятия конвенции, сводились к тому, что проблемы детей уже были отражены в ряде существовавших норм по правам человека, поэтому выделение прав детей в специальную конвенцию только повредит соблюдению прав ребенка: особое отношение к детям может иногда «приводить к их дискриминации».

Дискуссии длились около года. Вскоре сторонники создания конвенции добились перевеса, а наиболее убедительными аргументами международные эксперты, входящие в состав Радда Барнен, посчитали следующие.

Во-первых, на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН были сделаны доклады о серьезных нарушениях, от которых страдали дети: о высокой детской смертности, недоступности детского здравоохранения, ограниченных возможностях получения базового образования. Стали известны примеры использования детей в секс-бизнесе, на вредных производствах, обнародованы данные о подростках-узниках тюрем, детях-беженцах, жертвах войн и пр.

Во-вторых, было признано, что во второй половине XX в. произошли значительные изменения в общественном мнении относительно психологических потребностей несовершеннолетних детей. Большинство людей осознало, что интересы детей необязательно должны совпадать со взглядами родителей или опекунов. Кроме того, стало очевидным, что ко многим детям плохо относятся в их собственных семьях. Четко обозначилось явление, получившее название «садизм в детской», когда детей унижали, избивали, калечили, насиловали и даже убивали родители и близкие родственники.

С течением времени проблем, связанных с нарушением прав детей у основанного в Великобритании еще в 1884 г. Национального общества защиты детей от жестокости не уменьшалось, а скорее наоборот. Такое положение было характерно для многих развитых стран мира: США, Германии, Японии, России и др. Наконец, отмечалось, что дети часто становятся жертвами политического лицемерия. Политики в ходе предвыборных кампаний обязательно в качестве безотказного довода выдвигают борьбу за интересы детей, но после победы, как правило, забывают о своих обещаниях.

Было признано очевидным, что существующие нормы в области прав человека не адекватны для удовлетворения специфических потребностей детей. Это подвинуло мировое сообщество к необходимости разработки Конвенции — документа, Основанного на более прочных юридических гарантиях и нормах.

1979 г. был объявлен Международным годом ребенка, главной целью которого было «укрепление осознания особых нужд детей среди общественности и правительств» (резолюция ГА 31/169 от 21 декабря-1976 г.) и в его рамках проведена всемирная конференция «За мирное и счастливое будущее всех детей!».

В этом же, 1979 году, Комиссия по правам человека ООН рассмотрела предложение Польши и утвердила рабочую группу открытого состава для создания проекта Конвенции ООН о правах ребенка. В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира (представители правительств, агентств Организации Объединенных Наций и еще не менее пятидесяти неправительственных организаций), работала над текстом Конвенции о нравах ребенка, общими для всех стран стандартами гарантий детей от равнодушия, эксплуатации и насилия.

А так как мы знаем, что конвенция — это договор, который должен исполняться теми, кто его подписал, неукоснительно, то этот статус документа определил сложность и длительность (долгих 10 лет кропотливого труда!) его разработки и принятия, остроту дискуссий о его содержании.

Наиболее остро велись дебаты при определении понятия «ребенок» в международном праве. Трудность данного определения в международном праве заключалась: во-первых, в существующих между государствами различиях в сферах культуры, в вопросах религии, в правовых и политических системах. Во-вторых, особенно дискуссионным был вопрос об определении как начального периода жизни ребенка (с момента зачатия или с момента рождения) так и верхнего возрастного предела детства. Наиболее приемлемыми для начала и прекращения правовой защиты ребенка были определены период с момента рождения ребенка до 18 лет, если он не достигает совершеннолетия ранее. Государства в своем национальном законодательстве могут расширить эту защиту до момента зачатия.

Продолжает одновременно с работой над конвенцией совершенствоваться международная правовая база в отношении конкретных прав ребенка:

1) в области защиты прав несовершеннолетних правонарушителей.

Свидетельством того, какое большое значение международное сообщество придает проблеме правосудия в отношении несовершеннолетних, является количество и обстоятельность принятых Генеральной Ассамблеей ООН по этому вопросу документов.

В 1985 г. ООН разработаны Минимальные стандартные Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

«Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций» касаются таких вопросов, как минимальный возраст уголовной ответственности, цели отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, характеристики эффективного, справедливого и гуманного отправления правосудия в отношении несовершеннолетних и подлежащие применению принципы в области прав человека. Правила призывают государства-члены к созданию условий, позволяющих обеспечить такую жизнь подростков в обществе, которая в тот период жизни, когда они наиболее склонны к неправильному поведению, будет благоприятствовать процессу развития личности, в максимальной степени исключая возможность совершения правонарушений и преступлений.

В то же время Правила констатируют, что правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних. Они также охватывают вопросы, касающиеся расследования и судебного разбирательства преступлений, совершенных несовершеннолетними, включая вопрос о содержании под стражей до суда. В целом, в них рекомендуется минимально использовать меры, предусматривающие заключение несовершеннолетних в исправительные учреждения. Они также содержат положения, обеспечивающие защиту несовершеннолетних правонарушителей, помещенных в исправительные учреждения.

Важнейшим требованием Правил является требование о беспристрастном применении правосудия к несовершеннолетним, без какой бы то ни было дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, возраста, языка, вероисповедания, национальности, политических или иных убеждений, культурных взглядов или практики, имущественного, сословного или семейного положения, этнического или социального происхождения и нетрудоспособности. Необходимо обеспечивать уважение религиозных и культурных взглядов, практики и моральных принципов несовершеннолетнего.


В Правилах обозначено, что ни за какое преступление, совершенное несовершеннолетним, смертный приговор не выносится.

Цель Правил состоит в том, чтобы установить минимальные стандарты, принятые Организацией Объединенных Наций для защиты несовершеннолетних, лишенных свободы в какой бы то ни было форме, в соответствии с правами человека и основными свободами и с целью противодействовать неблагоприятным последствиям всех видов заключения и способствовать их вовлечению в жизнь общества.

Защита индивидуальных прав несовершеннолетних должна обеспечиваться компетентной судебной властью, с уделением особого внимания законности мер по их задержанию, а цели вовлечения в социальную жизнь общества должны обеспечиваться путем регулярных инспекций и других средств’ контроля, которые осуществляются в соответствии с международными нормами, внутригосударственными законами и постановлениями должным образом созданным органом, уполномоченным посещать несовершеннолетних и не входящим в состав администрации исправительного учреждения. Правила применяются в контексте экономических, социальных и культурных условий каждого государства-участника.

«Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Нации», касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила. 1985г.), были дополнены принятыми резолюциями: 45/112 «Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних», с содержащимся в настоящей резолюции приложением под названием «Эр-Риядские руководящие принципы» и 45/113: «Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы» от 14-.декабря 1990 года.

Представленные документы отмечают тот факт, что система правосудия в отношении несовершеннолетних должна защищать их права и безопасность и содействовать их хорошему физическому и умственному состоянию.

Специфическое положение детей и несовершеннолетних в системе отправления правосудия, необходимость учета их особых потребностей и уязвимости перед различными формами злоупотреблений, несправедливости и унижения в качестве предмета особой озабоченности рассматривают органы ООН по правам человека. В Резолюции 2000/39 отмечается, что «наилучшие условия защиты интересов ребенка должны быть основным соображением при принятии любых решений, касающихся лишения свободы, а само лишение свободы должно использоваться лишь в качестве крайней меры и в течение кратчайшего необходимого периода времени, особенно до суда».

К сожалению и сегодня во многих государствах система правосудия не соответствует принципам и положениям, обозначенным в Правилах и Конвенции о правах ребенка.

2) В сфере защиты детей разведенных родителей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3 декабря 1986 года резолюцией 41/ 85 Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация о социальных и правовых гарантиях, касающихся благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях.

В числе документов, которые подготовлены за пределами ООН и которые представляют большой интерес в плане защиты детей, можно назвать Конвенцию о гражданских аспектах международной практики насильственного увоза детей (1980 г.) Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в вопросах международного усыновлении (1993 г.), разработанные под эгидой Гаагской конференции частного международного права.

Опека, попечительство, усыновление и сегодня являются самыми приоритетными формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Наконец, в 1988 г. рабочая группа представила Комиссии по правам человека ООН окончательный вариант документа и 20 ноября 1989г. в тридцатилетие со дня утверждения Декларации о правах ребенка 1959г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие «великой хартии вольностей детей», своеобразного «Билля о правах детей», «мировой конституции прав ребенка».

Таким образом, после многолетней подготовки на свет появилась «Конвенция ООН о правах ребенка».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Законные права ребёнка в семье и их защита

Появление малыша на свет изначально не обременяет его никакими обязательствами, а вот определенным перечнем прав наделяет. Права ребенка гарантируют не только нормативные акты, действующие в стране его проживания, но и законодательные документы, подписанные на международном уровне.

Все дети без исключения наделены правами, за нарушение которых предусмотрена ответственность.

Права несовершеннолетних детей

Детьми считаются лица, возраст которых не достиг 18 лет. Именно на эту категорию граждан и распространяется действие законодательства в области прав ребенка. Каждый маленький житель вправе быть членом семьи и воспитываться в кругу любящих родственников (ст. 54 Семейного кодекса РФ), на общение с которыми не должно быть никакого запрета (ст. 55 СК РФ). Привычное для всех наличие имени и фамилии у каждого человека также относится к интересам ребенка (ст. 58 СК РФ). Каждый человек представляет собой отдельную личность, а поэтому все, включая детей, могут иметь личное мнение (ст. 57 СК РФ). Также дети имеют имущественные права и, конечно же, могут претендовать на защиту всех своих законных интересов (ст. 56, ст. 60 СК РФ).

Несовершеннолетние граждане должны быть защищены от таких неправомерных действий:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07 .
  • унижение достоинства;
  • насильственное обращение;
  • халатное отношение к его воспитанию;
  • использование детского труда, что пагубно отражается на здоровье ребенка;
  • привлечение к распитию спиртных напитков и употреблению наркотических веществ;
  • развращение несовершеннолетних;
  • другие действие по отношению к ребенку, которые нарушают его права и интересы.

А если ребенку уже исполнилось 14 лет, то он может даже подать иск в суд, сославшись на неисполнение обязанностей родителей или злоупотребление ими своими правами по отношению к нему.

Нормативно-правовые документы по правам ребенка

Защита прав и интересов несовершеннолетних граждан регламентируется сразу несколькими законодательными актами, принятыми на территории России, а также международными документами, в подписании которых приняли участие страны во всем мире.

В России действуют следующие документы:

  • Конституция;
  • Закон от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  • Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании»;
  • Закон от 24.04.2008г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
  • СК РФ;
  • Уголовный кодекс РФ;
  • нормативные акты по вопросам защиты детей, действующие в конкретных субъектах РФ;
  • уставы, действующие в школах и детских дошкольных организациях.

Также за защиту прав ребенка отвечают и международные законодательные акты. К ним относятся:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07 .
  • Всеобщая декларация прав человека, подписанная в 1948 году;
  • Декларация прав ребенка, действует с 1959 года;
  • Конвенция о правах ребенка, в СССР начала действовать с 1990 года;
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, действует с 1990 года.

Основные права несовершеннолетних детей

Ниже приводится перечень основных прав несовершеннолетнего ребенка.

Право выражать собственное мнение. Ребенок, как и любой другой член семьи, является отдельной личностью, а значит, имеет свое определенное представление обо всем. Так, согласно ст. 57 СК РФ, у ребенка может быть свое мнение, к которому должны прислушиваться остальные. Его мнение даже учитывается при судебном рассмотрении вопросов, касающихся жизни ребенка.

Все эти действия могут осуществляться только по согласованию с несовершеннолетним.

Право на проживание в семье. Ст.54 СК РФ гласит о том, что дети вправе проживать в семье, получать от своих родителей должное внимание и заботу. Исключением считаются только случаи, при которых совместное проживание с родителями оказывает негативное воздействие и нарушает интересы несовершеннолетних граждан.

Право на общение с родственниками. Дети имеют основание общаться не только с отцом и матерью, но и с другими родственниками по обеим линиям (ст. 55 СК РФ). Даже если семейный союз распался, дети могут общаться с любым из родителей, независимо от места их проживания.

Для решения такой проблемы можно обратиться в орган опеки и попечительства.

Право на получение фамилии, имени, отчества. При рождении малышу присваиваются имя, фамилия и отчество (ст. 58 СК РФ). При выборе имени родители должны соблюдать правила, указанные в п. 2 этой статьи. Фамилия детям передается от матери и отца. Это может быть их общая фамилия, одного из родителей или двойная, включающая фамилии отца и матери. Отчество присваивается по отцу.

Право детей на защиту. На законодательном уровне также предусмотрена защита интересов детей (ст. 56 СК РФ). Обязанность по защите возлагается на родителей, опекунов, а также на орган опеки и попечительства, прокуратуру и суд.

Имущественные права несовершеннолетних членов семьи. Дети имеют основание распоряжаться определенным имуществом, о чем говорится в ст. 60 СК РФ. Несовершеннолетние граждане имеют право:

  • на материальное содержание в семье;
  • на собственные доходы, получаемые ими лично, или имущество, которое было куплено за их личные денежные средства, а также в собственность к детям попадают все врученные им подарки и имущество, которое они получили по наследству;
  • на владение и использование имущества родителей при наличии обоюдного согласия, право собственности они не имеют.

Изменение имени или фамилии. Родители, если их ребенку еще не исполнилось 14 лет, могут обратиться в орган опеки и попечительства с просьбой о смене фамилии или имени своего ребенка (ст. 59 СК РФ). Стоит учесть, что дети в возрасте от 10 лет должны дать свое согласие на такие изменения.

Обязанности детей по отношению к родителям

Обязательства несовершеннолетних лиц по отношению к своим родителям не упоминаются в законодательных актах. Соответственно, пока ребенку не исполниться 18 лет, все обязательства, которые могут на него возлагаться в семье, осуществляются только в соответствии с внутрисемейными правилами, но не имеют никакого юридического основания.

Если отсутствует возможность решить этот вопрос мирным путем, то для взыскания материальной поддержки отец или мать могут подать иск в суд.

Эта обязанность возлагается не на всех. Если ранее родители не выполняли свои обязательства по уходу и содержанию своих детей, то и материальную поддержку они от детей требовать не могут. Также лица, лишенные родительских прав, не могут обратиться за взысканием помощи от своих детей.

Защита детей от неправомерных действий родителей

Не всегда жизнь детей складывается благополучно, причиной чему является неадекватное отношение к ним родителей, которое может включать насилие и моральное угнетение. Часто родители забывают о том, что они должны участвовать в содержании и воспитании своих детей, тем самым нарушая их интересы.

Несовершеннолетние дети, если имеет место такое отношение со стороны родителей, могут пожаловаться в такие организации:

  • орган опеки и попечительства;
  • суд (после достижения 14 лет);
  • педагогу в учебном заведении;
  • центр оказания психологической помощи детям.

Если факт несоответствующего отношения родителей заметили окружающие, например, соседи или педагог в школе, они также могут сообщить об этом в орган опеки и попечительства. По факту обращения будут приняты меры.

Все дети вправе получать то, что предусмотрело для них национальное и международное законодательство. Родители должны со всей серьезностью отнестись к своей роли в жизни маленьких членов семьи. Маленькие дети не способны самостоятельно о себе позаботиться, поэтому это должны сделать их родители, ни в коем случае не пренебрегая правами каждого ребенка.

Каждая мама обязана знать:  Дочь не хочет ходить в школу из-за плохого отношения сверстников

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Защита прав детей. День защиты прав ребенка. Закон о защите прав ребенка

Защита прав детей — главная деятельность каждой страны, которая сконцентрирована на построении хороших условий для жизни каждого ребенка. Проблема недостаточного обеспечения прав этой уязвимой категории населения является мировой проблемой, которая требует решительных и конкретных действий.

Охрана интересов детей — глобальная проблема мирового сообщества

Международная защита прав детей – главный и самый действенный инструмент охраны, содействия и развития стратегий и программ по улучшению условий проживания детей на всей Земле. Если государственные механизмы действуют в пределах конкретной страны, то интернациональные в состоянии повлиять на любую страну.

Роль последних трудно переоценить, поскольку слабое внутригосударственное развитие некоторых стран третьего мира не может гарантировать защиту прав детей на нормальном уровне.

Причина возникновения международного института охраны прав ребенка

На данный момент ни одно государство на Земле не может обеспечить полной безопасности подрастающего поколения. Это можно проследить по показателям и статистике правоохранительных органов. Во всех странах развивается детская беспризорность, высокие смертность, подростковая преступность и бесконтрольность. Все это в очередной раз указывает на необходимость решения данной проблемы на глобальном уровне. Поэтому защита прав и интересов детей — это в первую очередь международная деятельность.

История возникновения международного института защиты прав детей

Международное сообщество начало обращать внимание на необходимость урегулирования вопроса защиты прав детей лишь в начале 20-го века. Первая мировая война открыла глаза на существование насилия и бесчеловечности, показала истинную картину беззащитности детской части населения.

Лишь в 1919 году Лига наций создала специальный орган детской обеспеченности, который решал самые острые проблемы того времени, а именно: детское рабство, эксплуатация труда, бездомность, торговля детьми и их органами, проведение над ними экспериментов, проституция и тому подобное.

Роль ООН в урегулировании вопроса защиты детей в мире

Но только Вторая мировая война смогла в полной мере заставить международное сообщество принять немедленные действия по остановке насилия, антигуманности и холокоста. Защита прав детей стала важным звеном работы новой мировой организации — ООН. Она закрепила принцип уважения прав и интересов человека, исключая любое унижение и дискриминацию.

Детские интересы в контексте этих принципов провозглашаются приоритетными и безоговорочными. На данный момент ООН проводит ежегодные исследования уровня жизни детей на всей планете, организует волонтерские мероприятия, финансирует проекты лечения болезней и наказывает субъектов нарушений соответствующих конвенций и резолюций.

Направления защиты прав детей

ООН проводит такие действия по охране детских интересов и свободы:

1. Принятие деклараций и конвенций охраны интересов детей.

2. Оказание помощи неблагополучным районам Земли через специальный Детский фонд ООН.

3. Защита прав детей проводится на основе исследований реального состояния детского благополучия в каждом государстве.

4. Применение специальных санкций к государствам, организациям, отдельным людям за совершение незаконных действий в отношении детей.

Специальные запреты относительно незаконных действий в сфере детского благополучия

Деятельность ООН создала действительно нормальные условия для урегулирования вопроса детской безопасности и охраны. Эта организация приняла несколько специализированных актов в данном направлении для решения острых проблем современности.

Резолюциями ООН было запрещено привлечение детей к опасным и вредным работам или труд сверх установленного времени. Также было введено ограничение по применению некоторых видов наказаний в отношении лиц моложе 18-16 лет, например смертной казни. Был установлен категорический запрет пыток, истязаний в отношении детей.

Запрет ранних детских браков

В 1962 году была провозглашена конвенция о запрете детских браков, которая является обязательным для выполнения каждым членом ООН. Она требует установления во внутригосударственных законах минимального брачного возраста. Конечно, ООН устанавливаеь определенные исключения из данных случаев, если они будут необходимы для защиты интересов сторон.

Социальная защита прав детей в данном случае важна для азиатских и африканских стран, где каждый второй брак происходит в возрасте 9-12 лет. Это влечет также ранние сексуальные контакты, неизлечимые венерические болезни, высокую смертность.

Вред ранних детских браков в Африке трудно переоценить, так как возраст невесты, как правило, 10-13 лет, а жениха — 20-25. Девочки уже на первых годах такого совместного проживания имеют серьезные половые проблемы, венерические болезни. Это также является препятствием для получения ими образования, реализации умственного потенциала. Такие девушки по статистике беременеют в 12-14 лет, что приводит к многочисленным смертельным исходам.

Декларация прав ребенка

Специальным и основополагающим документом по защите прав человека стала Декларация прав ребенка. Она несколько расширяет права и гарантии охраны прав, провозглашенные в Декларации прав человека, а именно:

1. Если у ребенка обнаружена умственная отсталость или физические недостатки, он нуждается в специальной помощи.

2. Право ребенка на нормальное развитие.

3. Право ребенка на получение образования.

4. Защита детей от пыток, жестокости, нечеловеческого поведения.

5. Право ребенка на нормальное питание, дом, медицинскую помощь и духовное развитие. Защита прав детей — важная деятельность мирового сообщества и каждого государства.

Уполномоченный по правам ребенка

Эффективным механизмом защиты ребенка в современных государствах является институт уполномоченного по правам ребёнка. Данные ЮНИСЕФ показывают, что он является независимым инструментом надзора, защиты и помощи детям в конкретном государстве. Федеральные государства, как правило, имеют несколько таких уполномоченных лиц (их количество соответствует количеству федеральных единиц).

Защита прав несовершеннолетних детей — это основная задача такого субъекта. Достижение этой цели может происходить организационными, правовыми, нормотворческими, представительными и другими мерами.

Верховный комиссар ООН по делам беженцев

Комиссар по правам беженцев также осуществляет свою деятельность в отношении детей-беженцев, а именно: предоставление убежища, поиск организаций помощи, инициирование принятия международных актов охраны детей.

Правовая защита прав детей со стороны этого субъекта заключается в ежегодных докладах о необходимости принятия тех или иных срочных действий. Реагирование на них Ассамблеей ООН приводит к принятию разнообразных конвенций, имеющих обязательную силу.

Эксплуатация детского труда в мире

К сожалению, одной из самых острых проблем современности остается эксплуатация детского труда и торговли детьми. По данным МОТ, около 250 миллионов детей используются в качестве рабочей силы. Условия их работы являются неприемлемыми в современном обществе: сверхурочное рабочее время, вредные условия, слишком молодой возраст, отсутствие нормального отдыха, пренебрежение нормальным физическим и психологическим развитием несовершеннолетних работников.

День защиты прав ребенка в мире призван обратить внимание людей на эту проблему. Это означает, что если гражданин лично не сталкивается с этим, он не может игнорировать эту ситуацию.

Суды, разрешающие дела в отношении детей

Учитывая психологические особенности детей, в мире распространяется практика создания специальных судов по делам несовершеннолетних или отдельных подразделений в уже существующих органах.

Современное название судебного процесса в вопросе несовершеннолетних — ювенальная юстиция. Первые такие суды были созданы в конце 20-го века в Австралии, Канаде и США, а сейчас в мире уже около 60 стран практикуют такую схему. Защита прав ребенка детей в таких органах приближена к международным стандартам, поскольку кадровое, организационное и правовое обеспечение подстроены под детскую психологию. Защита прав детей в РФ находится на неудовлетворительном уровне.

Охрана прав детей в РФ

Анализ существующих законодательных документов позволяет сделать вывод, что все они построены на основе международных официальных стандартов с конкретизацией отдельных особенностей (связанных с ситуацией в стране).

Закон о защите прав ребенка закрепляет за детьми права на: образование (среднее и начальное), медицинскую помощь, нормальное воспитание в семье, духовное развитие, собственность, имя, фамилию и жилье.

Эти права являются неисчерпаемыми и отстаиваются в судебных органах в случае нарушения или оспаривания. Различные отрасли права (гражданское, административное) защищают права детей, устанавливаются санкции за нарушение соответствующих норм. Закон о защите прав ребенка — необходимый документ, который может действительно защитить эту уязвимую часть населения. Известно, что ребенок в силу своего психического и физического развития не может самостоятельно отстоять свои права, однако это осуществляют родители, усыновители, патроны, орган опеки и попечительства.

Здравоохранение в РФ: защита детских интересов

Закон об охране прав ребенка не одобрен в РФ, однако немало отраслевых правовых актов охраняют интересы несовершеннолетних. Если принимать во внимание такую важную сферу, как здравоохранение, то дети занимают в ней приоритетные место.

Сейчас несовершеннолетние обладают следующими правами:

1. На бесплатный медицинский осмотр, консультацию во время учебного или воспитательного периода.

2. На бесплатные оздоровительные процедуры в специальных детских медицинских лагерях и санаториях.

3. На обретение бесплатных лекций на тему профилактики заболеваний.

4. На получение информации о состоянии здоровья от высококвалифицированных специалистов.

Также предусматривается специальная проверка для несовершеннолетних (18 лет), страдающих алкоголизмом или наркозависимостью. Они могут бесплатно воспользоваться услугами специальных диспансеров, а специалисты в области наркологии и психологии могут предоставить им консультации, советы.

День охраны прав ребенка

День защиты прав ребенка официально установлен 1 июня, а берет свое начало с 1950 года. Также были приняты празднования Всемирного дня ребёнка 20 ноября и Дня защиты африканских детей 16 июня.

1 июня является днем защиты нерождённых детей. Он призван остановить женщин всего мира, которые планируют делать аборт. В этот день проводятся массовые демонстрации, митинги и пикеты в столицах и городах каждой страны.

16 июня отмечается День охраны детей в Африке. Защита прав ребенка достигает нормального уровня на всех континентах, кроме африканского. Этот день призван привлечь внимание мирового сообщества на недопустимо низкий уровень жизни маленьких граждан в этой части Земли.

Таким образом, защита прав детей — это важное направление работы каждой международной организации, государства, учреждения и самих людей. Комплексный подход к решению острых проблем позволит действительно найти выход даже из самой сложной ситуации. Дети — наиболее уязвимая часть населения, а потому они нуждаются в постоянном уходе, внимании и помощи. Именно они являются будущими трудовыми ресурсами планеты, а игнорирование детских проблем — это путь к неблагополучию и искривлению моральных стандартов.

Каким образом обеспечивается защита прав ребенка в РФ

Каждый ребенок, в момент появления на свет приобретает ряд определенных прав, которые закрепляются за ним вплоть до достижения совершеннолетнего возраста. Это гарантируется законодательством РФ, а именно Семейным и Гражданским Кодексами, а также рядом федеральных законов в защиту детей. В первую очередь, защита прав ребенка осуществляется его родителями, а в случае невозможности этого, службой защиты детей.

Права несовершеннолетних детей

Согласно нормам действующего законодательства, детьми считаются лица, не достигшие возраста восемнадцати лет. Именно на них распространяется действие главы 11 Семейного Кодекса РФ, ФЗ «О защите детей», ФЗ «Об образовании», ФЗ «Об опеке и попечительств», Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в России», а также Конвенции «О правах ребенка». Основным документом среди названных является последний в списке.

Основные права ребенка:

  • на жизнь и на семью (статья 54 Семейного Кодекса РФ);
  • на полное имя (статья 58 Семейного Кодекса РФ);
  • знать своих родителей и общаться с ними, если они проживают отдельно (статья 55 Семейного Кодекса РФ);
  • на общение с родственниками;
  • на воспитание и защиту (статья 56 Семейного Кодекса РФ);
  • на образование;
  • на имущество (статья 60 Семейного Кодекса РФ);
  • на свое личное мнение (статья 57 Семейного Кодекса РФ).

Если лицо до достижения им восемнадцати лет обретет статус эмансипированного, рассчитывать на правовую защиту детей со стороны государства не следует.

Варианты защиты законных прав детей

Защита прав и интересов детей может происходить любым способом, который не перечит нормам действующего законодательства. Федеральным Законом № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года определены основные принципы проведения государственной политики по защите прав ребенка:

  • обеспечение и защита прав детей на законодательном уровне;
  • поддержка территориальных органов по защите прав детей;
  • поддержка семьи, в которой воспитывается несовершеннолетний;
  • привлечение к ответственности лиц, посягнувших на права несовершеннолетнего.

Каким образом обеспечивается защита прав ребенка в РФ? Сегодня наиболее действенным в данном вопросе является институт Уполномоченного по правам ребенка в РФ и отдельных ее субъектах. Прямым назначением данного института является осуществление контроля за тем, чтобы права и интересы несовершеннолетних соблюдались в полной мере.

Угрозы, от которых должна осуществляться защита прав несовершеннолетних детей:

  • неправомерное посягательство на честь несовершеннолетнего и его достоинство;
  • эксплуатация ребенка, моральное и физическое насилие, небрежное отношение прочее;
  • принуждение к работе, которая может навредить здоровью и развитию;
  • привлечение к употреблению алкоголя, наркотиков и других психотропных веществ;
  • сексуальное развращение и эксплуатация;
  • унижение и бесчеловечное обращение;
  • другие типы эксплуатации, которые могут нанести вред.

Как только станет известно хоть об одном из этих нарушений, об этом необходимо обязательно сообщить в отдел по защите прав ребенка.

Что делать в случае нарушения прав несовершеннолетних?

Порядок действий, которые должны осуществляться в случае нарушения прав несовершеннолетних, определяется каждой отдельной ситуацией. Если это было допущено в сфере образования (садике, школе, ВУЗе), родители могут попытаться решить данный вопрос сами посредством обращения к директорам данных учреждений. При невозможности это сделать мирным путем, родителям за помощью следует обратиться в государственные инстанции. Что касается нарушения прав и интересов непосредственно матерью и отцом, либо же одним из них, то о данном факте может сообщить любое заинтересованное лицо.

Органы, куда можно обратиться за помощью:

  • попечительские органы;
  • прокуратура;
  • органы МВД (отдел по делам несовершеннолетних);
  • участковые уполномоченные полиции.

Закон о защите детей предполагает возможность обращения в соответствующие органы непосредственно несовершеннолетних, но лишь в случае если им исполнилось полных четырнадцать лет. Они могут инициировать процедуру лишения родительских прав (статьи 56 и 69 Семейного Кодекса РФ), затребовать установление отцовства (статья 62 Семейного Кодекса), а также подать иск с целью отмены усыновления (статья 142 Семейного Кодекса РФ).

Защита прав детей в сфере образования

Защита прав ребенка в школе может быть осуществлена в несколько этапов. Для начала, родителям, защищающим интересы своего отпрыска, нужно обращаться непосредственно к директору школы с письменной жалобой. По возможности, это нужно сделать лично, причем, потребовать поставить отметку о получении жалобы на своем экземпляре. При необходимости, жалоба направляется заказным письмом с уведомлением. Директор, в свою очередь, должен дать письменный ответ.

Если ответ директора школы дан не был, либо же он не удовлетворил родителей, ФЗ по защите детей предусматривает необходимость дальнейшего обращения в вышестоящие уполномоченные органы. Туда помимо заявления желательно представить доказательства нарушения прав. Ходатайство данного типа рассматривается в течение 30 календарных дней с момента его подачи (статья 12 Федерального Закона № 59-ФЗ). Решение уполномоченного органа может быть также обжаловано посредством обращения в районный суд по месту жительства заявителя.

Защита прав несовершеннолетнего, нарушаемых в семье

Нередко встречаются ситуации, когда права своих отпрысков нарушают сами родители. Как защитить права ребенка в таком случае? Первое, что нужно сделать лицам, заметившим данный факт, так это обратиться в органы соцзащиты, которые на основании поступившей информации должны начать проверку указанной семьи. В случае если данный факт подтвердится, представители данного органа могут обратиться в суд с целью привлечения родителей к ответственности.

Если посторонние лица могут пожаловаться на семью-нарушителя по своему желанию, то должностные лица (медработники, учителя прочее), узнавшие о факте нарушения, это сделать обязаны. И главной их целью должна быть защита законных интересов детей.

Во многих ситуациях защита прав и законных интересов ребенка осуществляется непосредственно органами опеки, которые сами выявляют несовершеннолетних, не получающих должного ухода от своих родителей, и привлекают последних к ответственности (статья 121 Семейного Кодекса РФ).

Заявление в органы соцзащиты

Заявление должно быть обязательно составлено письменно с учетом все правил, действующих при оформлении официальных ходатайств. Вся представленная в нем информация, должна быть максимально полной и соответствовать действительности.

  • наименование организации по защите прав детей, в которую подается заявление;
  • паспортные данные заявителя с указанием его контактов;
  • название документа;
  • данные несовершеннолетнего, относительно которого составляется документ;
  • суть жалобы. Здесь следует изложить все известные факты;
  • дата и подпись автора жалобы.

К заявлению нужно приложить все документы, подтверждающие правомерность написания заявления. Это могут быть видео и фотоматериалы, задокументированные показания свидетелей прочее.

В суд же можно обратиться не позже, чем через три месяца с того момента, когда стало известно о нарушении, а не с момента, когда оно произошло.

Ответственность за нарушение прав несовершеннолетних

Защита прав ребенка в Российской Федерации предполагает привлечение к ответственности всех виновных лиц. Законом в таких случаях предусмотрена дисциплинарная, административная, и уголовная ответственности.

Основания для привлечения к административной ответственности:

  • уклонение родителей от осуществления алиментных выплат;
  • отказ родителей забирать отпрыска из учреждений, где те временно пребывали ввиду определенных обстоятельств;
  • злоупотребление родительскими правами и т. д.

Как правило, родителям для начала делается предупреждение и накладывается штраф размером от ста до пятисот рублей. В случае повторения ситуаций суммы штрафов значительно увеличиваются.

Основания для привлечения к уголовной ответственности:

  • жестокое обращение (статья 156 Уголовного Кодекса РФ);
  • привлечение несовершеннолетних к преступной деятельности (статья 150 Уголовного Кодекса РФ);
  • привлечение несовершеннолетних к употреблению наркотиков, алкоголя прочее;
  • сексуальное растление и т. д.

Должностные лица за свою бездеятельность в ситуациях, когда нарушаются интересы несовершеннолетних, защищать которые является их прямой обязанностью, также могут быть привлечены к ответу перед законом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация