Защита семьи и детства


Социальная поддержка семьи и детства на муниципальном уровне Текст научной статьи по специальности « Социологические науки»

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Горяйнова Н.М.

В статье рассматриваются общие тенденции в реализации государственной семейной политики в РФ. Кратко анализируются основные показатели деятельности органов местного самоуправления по социальной поддержке семьи и детства на примере Челябинской области, обобщаются причины её актуальности.In the article are cons >state family policy in the Russian Federation. There are briefly analyzed the main indicators of activities of local governments for a family support and the childhood on the example of Chelyabinsk region, are generalized the reasons of its relevance.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Горяйнова Н.М.

Текст научной работы на тему «Социальная поддержка семьи и детства на муниципальном уровне»

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ СИСТЕМАХ

УДК 378(075.8): 316.334.3

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ И ДЕТСТВА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ

Н.М. Горяйнова, к.п.н., доцент ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и

экономики», ееп1еггар@шаИ. ги

В статье рассматриваются общие тенденции в реализации государственной семейной политики в РФ. Кратко анализируются основные показатели деятельности органов местного самоуправления по социальной поддержке семьи и детства на примере Челябинской области, обобщаются причины её актуальности.

Ключевые слова: социальная сфера, государственная социальная политика, государственная семейная политика, органы местного самоуправления, социальная защита семьи и детства.

Общее состояние социальной сферы принято считать интегральным показателем степени общественного развития — цивилизованности, демократичности и духовности общества. Однако в параметрах оценки эффективности социальной политики любого уровня — федерального, регионального, муниципального — базовыми считаются экономические аспекты, констатирующие зависимость состояния социальной сферы от бюджетного обеспечения.

Бесспорно, при отсутствии достаточных финансовых ресурсов едва ли возможно сегодня говорить о должном развитии отечественного образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунальной инфраструктуры, рынка занятости, системы социальной защиты населения, достаточности востребованных социальных трансфертов и трудовых доходов, а также иных важных условий жизнедеятельности.

В рамках данной статьи мы предполагаем затронуть лишь одно из направлений государственной социальной политики — поддержку семьи и детства на примере Челябинской области.

Напомним, что согласно ст. 72 Конституции РФ «к вопросам совместного ведения относится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение»1. По мнению специалистов, одними из важнейших общегосударственных задач в работе органов местного самоуправления в РФ сегодня является поддержка, укрепление и защита семьи, а именно:

— создание условий для преодоления негативных тенденций и улучшения материального положения семей;

— сокращение бедности и маргинализации, увеличение помощи малоимущим семьям;

— улучшение охраны здоровья семьи;

— увеличение помощи семье в воспитании детей;

— содействие обеспечению равных прав женщин на рынке труда;

— развитие сети школьных и внешкольных учреждений социального обслуживания, доступных для всех типов семей;

— поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах;

— поддержка деятельности женских, молодежных, детских общественных организации2.

Но, к сожалению, в условиях затянувшегося экономического кризиса социальная ситуация в России остается по-прежнему непростои. Происходящие в последние десятилетия социально-экономические трансформации обусловили серьезные изменения в сфере семеино-брачных отношении, которые коснулись в числе прочего и перераспределения обязанностеи по обеспечению и воспитанию молодого поколения между семьями и государством.

Очевидно, что институт семьи переживает кризис и в цивилизационном контексте. К сожалению, сегодня мы наблюдаем, как разрушаются традиционные взгляды на брачные отношения, на супружеские роли, семеИное воспитание, межпоколенные связи. Это приводит к падению престижа семеиных ценностеи и сокращению социального потенциала семьи, увеличению числа разводов, отказам от деторождения, расширению масштабов внутрисемеиного антагонизма, росту количества социально неблагополучных семеи, даже из числа экономически сильных, и, наконец, значительному распространению беспризорности и безнадзорности среди детеИ, имеющих родителей, так называемого социального сиротства и скрытого социального сиротства.

Для российской семьи, по мнению П. Фролкина и Р. Мауталиева, «характерна социальная депривация, т. е. лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условии и ресурсов, необходимых для успешной реализации функции материнства и развития каждого ребенка, происходит постепенное ухудшение «социального качества» детства. Появилось такое понятие, характеризующее состояние многих современных семей — семья «группы риска»3.

Вышеперечисленные неутешительные факты и негативные тенденции проявляются и развиваются на фоне неблагоприятной социально-демографической ситуации — трудностей с воспроизводством населения, высокой смертности среди представителей средней возрастной группы, низком уровне жизни основной массы семей с детьми, растущего количества неполных семей. Все это сегодня придает проблеме охраны института семьи, материнства и детства особую остроту и значимость и именно поэтому грядущее десятилетие в России (2020-2027 гг.) провозглашено Десятилетием детства.

В 2014 г. была принята «Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г.», в которой констатируется, что «государственная семейная политика представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение

качества жизни семей»4.

Итак, актуальность проблемы уже глубоко осознана в обществе и основные аспекты социальной защиты семьи являются предметом бурных научных, общественных и политических дискуссий, в рамках которых идет поиск оптимальных возможностей реализации семейной политики в целом и отдельных её составляющих. Однако этот процесс по-прежнему осложняется отсутствием единых концептуальных подходов к защите материнства и детства как стратегическому направлению государственной социальной политики, что, безусловно, усиливает необходимость их теоретической разработки и поиска эффективных практических решений.

Между тем следует отметить, что данные официальной статистики не так пессимистичны, как общие визуальные оценки российской социальной действительности и факты, изложенные в отчетной документации государственных и муниципальных органов власти, отвечающих за социальную сферу. И в этой связи предлагаем оценить практику органов местного самоуправления в области социальной поддержки семей и подрастающего поколения на основе данных Информационно-аналитического бюллетеня о состоянии и

развитии системы социальной защиты населения Челябинской области за 2020 г. (далее -Бюллетень).

Так, по отрасли «Социальная политика» в предыдущем году в консолидированном бюджете Челябинской области было предусмотрено 23,1 млрд руб., для сравнения в 2015 г. -22,57 млрд руб. И на мероприятия по поддержке семьи и детства было использовано более 30% выделенных бюджетных средств5.

В целях реализации ключевых направлений государственной социальной политики, инициирования предложений по вопросам, касающимся семьи и детства, профилактики семейного неблагополучия при Правительстве Челябинской области функционирует Координационный совет, который курирует следующие основные направления работы органов и учреждений системы социальной защиты населения по социальной поддержке семьи и детей:

— создание условий для реализации семьей ее функций и улучшение качества её

— организация социальной защиты семей и детей;

— совершенствование работы по профилактике семейного неблагополучия и сокращению масштабов социального сиротства;

— продолжение работы по комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья;

— усиление работы по пропаганде семейных ценностей, традиций семейного воспитания6.

В настоящее время в Челябинской области функционируют 76 учреждений, оказывающих социальную помощь нуждающимся в ней семьям и детям, среди которых Центры помощи, Социально-реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями здоровья, Отделения по работе с семьей и детьми учреждений социального обслуживания населения, Специализированные учреждения для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в социальной реабилитации.

По состоянию на 1 января 2020 г. на учете в органах социальной защиты населения Челябинской области состояло 153812 семей, в которых воспитывается 263547 детей (табл. 1)7.

Таблица 1 — Данные по семьям, стоящим на учете в органах социальной защиты Челябинской области на 1 января 2020 г.

Категории семей Количество смей В семьях детей

Многодетные семьи 28 813 94 093

Неполные семьи 49213 62 352

Семьи с детьми-инвалидами 10611 15 628 (в них детей-инвалидов 10 876)

Прочие семьи с детьми 65 175 91 474

Всего 153 812 263 547

Как видим, среди семей, нуждающихся в поддержке как экономически слабые домохозяйства, почти треть являются неполными. А из этого следует, что помимо материальных и бытовых проблем в них, как правило, присутствуют еще и социально-психологические. Нам представляется, что эти данные отражают общероссийскую тенденцию, и подтверждают кризисное состояние института российской семьи, о котором говорилось выше.

Согласно отчету, в 2020 г. все социальные обязательства, как традиционные, так и инновационные, которые взяли на себя органы местного самоуправления Челябинской

области по предоставлению мер социальной помощи семьи, поддержки семейного благополучия, были выполнены в полном объеме. Приведем лишь некоторые цифры:

— были выплачены единовременные социальные пособия на подготовку к учебному году каждого ребенка из многодетных малоимущих семей и каждого ребенка-инвалида из малоимущих семей в возрасте до 18 лет (51028,5 тыс. руб.);

— дети, находящихся в трудной жизненной ситуации (от 1 года до 15 лет), получили новогодние подарки на сумму 23220,0 тыс. рублей, что на 8,5 млн. рублей больше чем в 2015 г.;

— 720 детей из всех муниципальных образований Челябинской области побывали на Губернаторской елке;

— общий объем денежных средств областного бюджета, выделенных на организацию круглогодичного оздоровления детей, составил 230150,6 тыс. руб.8

Особое внимание уделялось семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению, их количество постоянно растет и требует от муниципалитетов адекватной и своевременной реакции в части расширения спектра реабилитационных услуг: социально-бытовых, социально-психологических, социально-медицинские, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые и услуги в целях повышения коммуникативного потенциала.

Так, удельный вес детей-инвалидов, прошедших реабилитацию в учреждениях социального обслуживания населения, в процентах от общего числа состоящих на учете в органах социальной защиты населения составил в 2020 г. 52% (10876 детей-инвалидов состоит на учете в органах социальной защиты населения Челябинской области)9.

В 2020 г. продолжалась работа по раннему выявлению семей «группы риска». При этом, необходимо отметить, что в области наблюдается стабильный рост количества семей, в которых отмечены положительные изменения в характере коммуникаций, уровнях адаптивности и сплоченности, свидетельствующие о преодолении разного рода негативных явлений в семейных отношениях. Этому, по данным министерства социальных отношений региона, способствует проведение социальных патронажей семей, состоящих на профилактическом учете.

Виды и объемы помощи, которая оказывается в последние годы семьям, отнесенным к «группе риска», перечислены в таблице 210.

Таблица 2 — Помощь семьям, находящимся в социально опасном положении и семьям «группы риска»

Виды помощи семье 2014 год 2015 год 2020 год

Оказание содействия в трудоустройстве 970 759 1 108

Оказание содействия в лечении от алкогольной зависимости 397 493 495

Работа с детьми, в том числе:

-охвачено оздоровлением 2 429 2 122 2 802

-охвачено трудовой деятельностью 448 390 435

-охвачено клубной, кружковой работой 3043 3 959 3 505

В 2020 г. Министерством социальных отношений были инициированы и реализованы мероприятия, направленные на повышение эффективности межведомственной работы по профилактике социального неблагополучия: проведено 11 семинаров для 580 специалистов, организованы и проведены курсы повышения квалификации для 165 специалистов, работающих в системе профилактики социального сиротства.

Все службы профилактики подключены к единой информационной системе учёта семей с детьми, отражающей все мероприятия по реабилитационной работе с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию, проводимые всеми субъектами профилактики. Кроме того, были разработаны комплексы мер по развитию эффективных практик на 20202020 гг., которые получили два гранта от Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва), на общую сумму 15,3 млн руб.11

В Бюллетене также особо отмечено, что в области накоплен интересный опыт работы единого номера детского телефона доверия, который функционирует на базе трех учреждений системы социальной защиты населения в круглосуточном режиме.

Еще одной проблемой является наличие большого количества детей, лишенных родительского попечения (1,9% к общему количеству детей, проживающих в регионе), несмотря на положительную динамику в общей тенденции сокращения их численности (в 2020 г. в семьи в различных формах были устроены 2768 детей)12.

В этой связи губернатором Челябинской области Б.А. Дубровским принято решение о введении с 2020 г. новых мер социальной поддержки граждан, принявших на воспитание в свои семьи детей:

— единовременная выплата гражданам, принявшим в свои семьи из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенных на территории Челябинской области, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 100 тыс. рублей, при соблюдении ряда условий (за 2020 г. данной мерой воспользовалось 134 человека);

— предоставление субсидии на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновленных жителями Челябинской области (за 2020 г. 2 семьи, усыновивших 3 детей, оставшихся без попечения родителей, выразили желание воспользоваться данной мерой поддержки);

— предоставление жилых помещений многодетным приемным семьям из муниципального специализированного жилищного фонда (за 2020 г. одной семье предоставлена шестикомнатная благоустроенная квартира (г. Челябинск)). Три семьи, изъявившие желание принять не менее 5 детей в возрасте от 10 до 15 лет, состоят на учете для обеспечения жилым помещением в 2020 г.)13.

Анализ социальной работы органов местного самоуправления Челябинской области показал, что в последние годы особое внимание уделяется социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посредством их постинтернатного сопровождения — содействие в получении профессионального образования и трудоустройстве, семейное консультирование, помощь в уходе за новорожденными детьми. Все это, безусловно, облегчает дальнейшие процессы социальной адаптации и ориентации у молодых людей, лишенных поддержки со стороны биологической семьи.

И в завершении этого краткого обзора приведем основные показатели компенсационной политики, обеспечивающей прямую материальную помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей.

В Челябинской области в настоящее время выплачивается 16 видов государственных пособий семьям, имеющим детей (9 видов за счет средств федерального бюджета и 7 видов за счет средств областного). На их выплату в 2020 г. было направлено более 4,3 млрд руб., в том числе из областного бюджета — более половины этой суммы — 2,4 млрд руб.14

Каждая мама обязана знать:  Моя дочь пьет пиво, как мне поступить

В 2020 г. в соответствии с Законом Челябинской области от 27.10.2005 г. № 417-ЗО «Об областном единовременном пособии при рождении ребенка» управлениями социальной защиты населения муниципальных образований области назначено 38 219 пособий15. Размер пособия зависит от очередности ребенка и составляет от 2 тыс. руб. до 6 тыс. руб.16

В соответствии с Законом Челябинской области от 31.03.2010 г. № 548-ЗО «О статусе и дополнительных мерах социальной поддержки многодетной семьи в Челябинской области» органами социальной защиты населения области в 2020 г. многодетным семьям назначено 4 625 ежемесячных денежных выплат по оплате жилого помещения и коммунальных услуг17. С

1 июля 2020 г. размер ежемесячной денежной выплаты составляет 1100 руб. и подлежит


В целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» 30.08.2012 г. принят Закон Челябинской области № 371-ЗО «О ежемесячном пособии по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет». Такое пособие назначается и выплачивается в размере величины прожиточного минимума для детей, установленной в соответствии с законодательством Челябинской области во втором квартале года, предшествующего выплате ежемесячного пособия и в 2020 г. его размер составил 10001 руб.19

Кроме того, в рамках реализации положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ в 2010 г. в части установления регионального «Материнского капитала» в области был принят Закон от 15.12.2011 г. № 251-ЗО «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, в Челябинской области», которым установлено право на областной материнский (семейный) капитал семей, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Челябинской области, при рождении третьего или последующих детей. И в 2020 г. размер областного материнского (семейного) капитала составил 53500 руб. (проиндексирован на 7%)20.

С целью сохранения семейных ценностей, сокращения факторов социального риска и привлечения внимания к вопросам укрепления института семьи в городских округах и муниципальных районах Челябинской области в 2020 г. проведены массовые мероприятия, посвященные Международному дню семьи, Российскому дню матери, Международному Дню защиты детей, Дню семьи, любви и верности.

В 2020 г. Челябинская область была представлена на ряде тематических выставок и форумов: VII Всероссийской выставке-форуме «Вместе — ради детей! Вместе с детьми!», организованной Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с Правительством Москвы, проводимой в рамках реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2020 гг.; V Всероссийской акции «Добровольцы — детям» под девизом «Добровольцы в поддержку семьи и детства, за социальную солидарность и взаимопомощь», проводимую в 72 субъектах РФ21.

Итак, нами перечислены лишь основные показатели социальной защиты граждан Челябинской области в рамках семейной политики, но и эти цифры дают достаточно полное представление о её масштабах и формах, позволяя сделать вывод о том, что приоритетами муниципальной семейной политики остается стремление обеспечить действенную поддержку социально уязвимых категорий семей с детьми на основе системной персонифицированной социальной помощи, качественного профессионального сопровождения и усиления профилактической направленности в социальном обслуживании.

Очевидно, что социальная ситуация и соответствующая ей муниципальная социальная политика в Челябинской области не является уникальной по своей сути, поскольку в любом российском регионе, за исключением столичных, население находится в схожих социально-экономических условиях жизнедеятельности, имеет сопоставимые социально-демографические характеристики, сталкивается с идентичными финансовыми, семейными и бытовыми проблемами.

Подводя итоги вышеизложенному, считаем необходимым сформулировать ряд серьезных причин, по которым внимание к семье и подрастающему поколению, на наш взгляд, должно еще долго оставаться повышенным в контексте государственной социальной политики, а в её рамках и муниципальной:

— затяжной демографический кризис, невозможность в краткосрочной и среднесрочной перспективе в должном объеме восстановить количественный и качественный человеческий потенциал страны;

— растущие материальные трудности большей части семейного населения страны, обусловленные невысокими доходами в совокупности с негативными

инфляционными процессами и, как следствие, невозможность потенциально обеспечить необходимый уровень как семейного, так и детского потребления;

— продолжающаяся коммерциализация базовых социальных услуг в области здравоохранения, образования, физической культуры и спорта неизбежно снижающая уровень нравственного и физического здоровья подрастающего поколения;

— угроза девальвации традиционных семейных ценностей под растущим давлением, так называемых, либеральных цивилизационных моделей;

— наконец, отсутствие должных усилий в процессах воспитания подрастающего поколения со стороны и государства, и общества, и семьи, и, как следствие, его потребительское, безответственное отношение к внешнему миру и склонность к различного рода девиациям.

Исходя из вышесказанного, в заключение обратим внимание на то, что, принимая, как правило, преимущественно экономические меры по преодолению растущих противоречий в социальной сфере, государство не сможет их разрешить. На наш взгляд, на всех уровнях власти сегодня необходимо сместить приоритеты и бороться не только с проявлениями негативных тенденций в жизнедеятельности современной российской семьи, но в первую очередь с порождающими их причинами — поддерживая культурно-образовательную сферу, укрепляя духовно-нравственные основы общества и повышая качество жизни наших граждан в целом.

1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ от 04.08.2014. — № 31. — Ст. 4398.

2 Алекова А.Ю. Основные направления социального обслуживания семей в РФ // Уровень жизни населения регионов России. — 2013. — № 9. — С. 55-58; Бердникова З.А. Социальная работа по защите семьи, материнства и детства на региональном уровне. — Челябинск: ЧГУ, 2011. 175 с.

3 Фролкин П.П. Региональные аспекты государственной политики по социальной защите материнства и детства в России // Власть. — 2012. — № 5. — С. 30-33.

4 Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р // Собрание законодательства РФ от 01.09.2014. — № 35. — Ст. 4811.

5 Информационно-аналитический бюллетень о состоянии и развитии системы социальной защиты населения Челябинской области за 2020 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://minsoc74.ru/informacionno-analiticheskiy-byulleten

6 Официальный сайт Правительства Челябинской области. [Электронный ресурс]. — URL: http://pravmin74.ru/

7 Информационно-аналитический бюллетень о состоянии и развитии системы социальной защиты населения Челябинской области за 2020 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://minsoc74.ru/informacionno-analiticheskiy-byulleten

16 Официальный сайт Правительства Челябинской области. [Электронный ресурс]. — URL: http://pravmin74.ru/; Официальный сайт Министерства социальных отношений Челябинской области. [Электронный ресурс]. — URL: http://minsoc74.ru/

17 Информационно-аналитический бюллетень о состоянии и развитии системы социальной защиты населения Челябинской области за 2020 год. [Электронный ресурс]. — URL: http://minsoc74.ru/informacionno-analiticheskiy-byulleten

18 Официальный сайт Правительства Челябинской области. [Электронный ресурс]. — URL: http://pravmin74.ru/; Официальный сайт Министерства социальных отношений Челябинской области. [Электронный ресурс]. — URL: http://minsoc74.ru/

21 Информационно-аналитический бюллетень о состоянии и развитии системы социальной защиты населения Челябинской области за 2020 год. [Электронный ресурс]. — URL: http://minsoc74.ru/informacionno-analiticheskiy-byulleten

SOCIAL FAMILY SUPPORT AND THE CHILDHOOD AT THE MUNICIPAL LEVEL

N. M. Goryaynova, South-Ural Institute of Management and Economics,

In the article are considered the general tendencies in realization of the state family policy in the Russian Federation. There are briefly analyzed the main indicators of activities of local governments for a family support and the childhood on the example of Chelyabinsk region, are generalized the reasons of its relevance.

Keywords: social sphere, state social policy, state family policy, local governments, social protection of a family and childhood.

Защита материнства и детства

Защита материнства и детства.В настоящее время, Российское законодательство не только регламентирует защиту государством материнства,

Статья: «Защита материнства и детства».

детства и семьи в Конституции России, федеральных законах и подзаконных актах, а также создает все условия и разрабатывает механизмы для реализации такой защиты. Вследствие того, что именно институт материнства и детства нуждается в постоянной защите и поддержке.

Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 555-93-50. Это быстро и бесплатно!

Охрана материнства и детства – система государственных и общественных мероприятий, направленных на обеспечение здоровья матери и ребенка, укрепление семьи, поощрение материнства, создание наиболее благоприятных условий для воспитания детей, из физического, интеллектуальног о и нравственного развития.

В данный момент деятельность государства осуществляется по нескольким направлениям:

совершенствовани е законодательной базы и разработка гарантий по защите института материнства и детства;

создание механизмов, направленных на реализацию этих гарантий и норм;

практическое применение института по защите института материнства и детства, создание дополнительных условий для укрепления института в соответствии с изменением экономических, социальных и иных обстоятельств в государстве.

Основной системой защиты материнства и детства выступает правовая база. Она включает международное законодательство , российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики.

Согласно ст.38 Конституции РФ материнство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — это равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

В России правовые нормы, касающиеся охраны здоровья женщин-матерей, преимущества по воспитанию детей представлены также в Трудовом Кодексе Российской Федерации.

Трудовые льготы женщинам в связи с материнством гарантирует трудовое законодательство , запрещающее труд женщин на тяжелых и вредных для ее здоровья и здоровья будущего ребенка производствах (список отраслей промышленности периодически пересматривается ). Расширены льготы работающим беременным женщинам и имеющим малолетних детей: режим неполного рабочего времени, возможность выполнения работы на дому, получение дополнительного отпуска без сохранения содержания, привлечение к сверхурочным работам и направление в командировку только с согласия женщины, увеличение оплачиваемого периода по уходу за больным ребенком.

В целом Российское законодательство содержит широкие гарантии в связи с материнством, включая получение поддержки многодетных и малообеспеченных семей. В основе государственной политики и законодательства лежит учет интересов детей и родителей, равные права супругов в браке, в том числе по воспитанию детей.

Среди конституционных механизмов защиты прав ребенка в Российской Федерации следует отметить активную и позитивную роль Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Защита прав и интересов детей – это безусловный приоритет для государства, залог его успешного будущего, поэтому необходимо, активно и последовательно совершенствовать механизмы защиты института материнства и детства.

Однако в существующей в настоящее время неблагоприятной демографической ситуации охрана репродуктив­ного здоровья в России приобретает особую социаль­ную значимость.

Современное российское общество и государство должны проявлять особую заботу о молодой семье, так как именно с молодыми семьями связано улучшение демографической ситуации в современной России.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (800) 555-93-50 (Регионы РФ)
+7 (495) 317-12-91 (Москва)
+7 (812) 429-74-51 (Санкт-Петербург)

Сегодня защита материнства и детства является приоритетной в национальных проектах и важной в государственной семейной политике.

Новости

В Высшей школе экономики прошла конференция на тему «Развитие системы защиты детства на постсоветском пространстве: 25-летняя история». Организатором конференции выступил Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ при поддержке Фонда Елены и Геннадия Тимченко.

Представители практически всех стран постсоветского пространства собрались в Москве для того, чтобы обсудить вопросы защиты детства в разных странах, роль участия институтов гражданского общества, систему предоставления услуг организациями некоммерческого сектора детям и семьям с детьми и обменяться имеющимся в этой сфере передовым опытом своих стран.

С момента распада Советского союза прошло 25 лет, за это время в бывших союзных республиках были созданы системы защиты детства со своими индивидуальными особенностями, отражающими культурные, конфессиональные и другие факторы.

И сегодня впервые за четверть века появилась идея собрать воедино и проанализировать системы защиты детства, которые сформировались на постсоветском пространстве, изучить роль институтов гражданского общества. В результате из замысла родилась идея создания книги «Развитие системы защиты детства на постсоветском пространстве: 25-летняя история» (“The Development of Child Protection Systems in the PostSoviet States: A Twenty Five Years Perspective”) под общей редакцией Александры Телицыной (НИУ ВШЭ) и Ilze Erner (Hunter’s College, New York, USA). После длительных переговоров с издательством Springer был подписан договор, и книга включена в редакционный план на 2020 год. Этому событию предшествовала большая предварительная работа: проведенное маркетинговое исследование подтвердило востребованность издания, которое с нетерпением ждут на своих полках библиотеки крупнейших университетов в разных странах мира.

Участники конференции наряду с другими вопросами обсудили возможные сложности при написании глав будущей книги и поиске исходных материалов.

Представители стран со схожими историческими традициями формирования семьи — Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана — нашли много общего в осуществлении своей государственной семейной политики, но при этом и много различий в системах поддержки детей и семей с детьми, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Представители прибалтийских государств — Латвии и Эстонии — рассказали о том, как институты гражданского общества, различные НКО участвуют в реализации национальных программ в области детства, как привлекают внебюджетные средства.

Представители Молдовы, Украины и Беларуси нашли много общего в политике своих государств, рассказали о мерах поддержки НКО, реализующих свои проекты в сфере детства. В докладах ученых из Армении и Азербайджана была освещена роль наследия СССР: аудитория узнала, как в этих странах до сих пор применяются термины и понятия прошлых лет.

Авторы будущей главы, посвященной РФ, в своем докладе рассказали о многообразии 85 субъектов Федерации, находящихся на территории России, среди которых такие самобытные регионы, как Якутия, Кабардино-Балкария, Дагестан, Чечня и др., и той огромной вариативности законодательств, которые принимаются на муниципальном уровне.

Оказалось, что под одними и теми же терминами в разных странах понимаются разные понятия, поэтому консенсусная операционализация терминов имеет огромное значение при написании книги разными авторами, тем более авторами из разных стран.

Большое внимание на конференции уделили обсуждению вопросов социальной политики, социальному сопровождению, участию НКО в оказании услуг в социальной сфере, участию СОНКО в сфере социального обслуживания, включение профессиональных НКО в сотрудничество с государственными и муниципальными органами, в профилактическую работу с детьми и с семьями, дети которых помещены в организации для детей, оставшихся без попечения родителей.

«Огромная благодарность устроителям конференции. Было очень интересно познакомиться с опытом работы в области защиты детства специалистов из разных стран постсоветского пространства, узнать об их достижениях и обсудить общие проблемы. Издание книги с межстрановым анализом по проблемам семьи и детства в таком авторитетном издательстве — огромное событие для всех нас, буду ждать с нетерпением ее выхода».

Каждая мама обязана знать:  Как преодолеть трудности в обучении детей

Хазова Ольга Александровна
Департамент общих и межотраслевых юридических дисциплин: Доцент

Оживленное, но вместе с тем детальное обсуждение всех тонкостей вопросов конференции является лучшим доказательством, что такие конференции востребованы на сегодняшний день, а создание книги служит прекрасным стимулом для развития взаимопонимания и обмена самым передовым опытом между представителями разных стран, ведь от того, какими вырастут следующие поколения, зависит история развития наших стран.

ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ РОССИИ

Статья 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. провозгласила положение о том, что «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь». Право семьи, материнства и детства на защиту со стороны государства гарантируется Конституцией РФ (ст. 38). Данное конституционное право реализуется, в частности, через российскую систему государственных пособий семьям с детьми.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения по предоставлению пособий семьям с детьми в связи с их рождением и воспитанием, является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», действующий в редакции от 14 июля 2008 г. (далее — Закон о пособиях 1995 г.). В 2006 — 2008 гг. в законодательство о пособиях (в том числе Закон о пособиях 1995 г.) были внесены значительные изменения в связи с принятием новых федеральных законов и подзаконных актов.

Однако, несмотря на это, законодательство о государственных пособиях на детей в настоящее время остается в значительной степени пробельным и противоречивым. Сложившаяся система социальных пособий на детей не способна адекватно реагировать на складывающуюся экономическую ситуацию в стране вследствие наличия следующих наиболее бросающихся в глаза недостатков.

1.Отсутствие в законодательстве определения понятия «семья с детьми», а также его узкое толкование (кровная семья, семья усыновителей) приводят к ограничению прав некоторых категорий граждан, фактически осуществляющих воспитание и содержание ребенка (в частности, опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных и фактических воспитателей), на получение тех или иных видов социальных пособий.

Исследование понятия семьи в системе правовых наук свидетельствует об отсутствии единого универсального понятия семьи, применимого ко всем отраслям права. В области права на социальное обеспечение вопрос о разработке понятия семьи является также проблемным. Проводя анализ мнений ученых-юристов (Е.И. Астрахан, В.Д. Новиков, В.К. Субботенко, Р.П. Мананкова, Е.В. Протас, Е.В. Соловьева) о субъекте социально-обеспечительных отношений, приходим к следующему выводу — если на ранних этапах формирования правовой защиты материнства, детства и семьи был оправдан подход в пользу индивидуальных субъектов, то в настоящее время ситуация существенно изменилась: общество делает выбор в пользу семьи как наиболее приемлемой формы воспитания подрастающего поколения, и соответственно этот выбор должен воплощаться в разнообразных мерах защиты и охраны семьи, в том числе и правовых.

В пользу данной тенденции выступает Л.А. Гречук, которая, изучив особенности семьи как субъекта права, предложила определение семьи как группы лиц, связанных родством и (или) свойством или браком, состоящей не менее чем из двух физических лиц, проживающих вместе. Если применить это понятие к понятию «семья с детьми», то им охватываются и одинокие граждане (отец, мать, бабушка, другой родственник), фактически воспитывающие ребенка. Однако, исходя из указанных признаков семьи, этим понятием не охватываются случаи совместного проживания ребенка с усыновителем, опекуном, а также с приемным родителем, так как здесь нет факта кровного родства (свойства) или брака.

Можно согласиться с Е.В. Соловьевой, выделившей три основных критерия, характеризующих семью с детьми:

1) наличие детей;

2) определенная правовая связь ребенка с субъектами, осуществляющими заботу о нем (кровная связь по рождению; правовая связь усыновленного с усыновителем; институт опеки и попечительства; приемная семья);

3) совместное проживание ребенка с субъектами, осуществляющими заботу о нем.

Таким образом, предлагается следующее законодательно необходимое определение — «семья с детьми», под которой следует понимать совместно проживающую группу лиц, состоящую не менее чем из двух физических лиц, одним из которых является ребенок (дети), а другим — лица (лицо), которые осуществляют заботу о ребенке и находятся с ним в определенной правовой связи на основании: кровного родства по рождению (родители), факта усыновления (усыновители), установления опеки (попечительства) (опекуны, попечители), принятия в приемную (приемные родители) или патронатную (патронатные воспитатели) семью — либо являются его фактическими воспитателями.

В предложенном определении семьи делается акцент на уравнивание прав родителей, опекунов (попечителей), приемных родителей, фактических и патронатных воспитателей на различные виды социальных пособий на детей.

Исходя из критерия правовой связи между ребенком и лицами, осуществляющими заботу о нем (кровная связь по рождению, факт усыновления, установления опеки и др.), было проведено исследование различных типов семей с детьми — получателей семейных пособий.

Так, исследование типа семьи, основанной на правовой связи усыновленного с усыновителем, выявило наличие дискриминационного положения в Законе о пособиях 1995 г.: ограничено право мужчин-усыновителей на пособие при усыновлении ребенка вопреки ст. 127 и п. 3 ст. 134 СК РФ, разрешающим усыновление ребенка одним лицом (мужчиной или женщиной — не состоящими в браке). Закон г. Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 «О ежемесячном пособии на ребенка» также ограничивает право усыновителя-мужчины, не состоящего в браке, на получение пособия на ребенка в повышенном размере. Предлагается устранить эти ограничения.

Целесообразно (по аналогии с усыновителями) предоставление права на родительское пособие, при прочих равных условиях, лицу (как мужчине, так и женщине), назначенному опекуном ребенка в возрасте до трех месяцев («родительского пособия по уходу за новорожденным»).


Учитывая, что приемные родители по своему правовому статусу (как совокупности прав и обязанностей в отношении приемных детей) приравнены СК РФ к опекунам, необходимо уравнять их с опекунами в праве на получение других видов государственных пособий на детей — ежемесячного пособия по уходу за ребенком, ежемесячного пособия на ребенка.

Необходимо закрепить институт патроната и фактического воспитания в СК РФ и предоставить право на пособия патронатным и фактическим воспитателям, установленные для родителей, усыновителей, опекунов (попечителей) Законом о пособиях 1995 г. При этом фактическими воспитателями ребенка могут быть как родственники ребенка, так и лица, не состоящие с ним в родстве (например, мачеха, отчим, супруги опекуна, попечителя, усыновителя и др.), которые взяли ребенка на воспитание в силу разных причин (смерть родителей; объявление их умершими; признание безвестно отсутствующими и др.).

2.Отсутствие четко разработанной типологии семей с детьми (молодые, многодетные, малообеспеченные, студенческие), которая необходима в целях установления дифференцированного подхода в правовом регулировании условий и размеров социальных пособий на детей.

Констатируя факт отсутствия единой модели российской семьи, наличие дифференциации форм семейной жизни, в основе которой лежит имущественное расслоение граждан, различия культурного свойства, и исследуя существующие на этот счет концепции кризиса (А.И. Антонов, В.М. Медков) и модернизации семьи (А.Г. Вишневский и др.), можно согласиться с представителями последней в том, что трансформация семейного порядка по мере его модернизации предполагает переход к равноправным, партнерским отношениям между полами и свободе выбора семейных ролей, т.е. гендерному равенству.

А это, в свою очередь, доказывает существование гендерной асимметрии не в пользу мужчин в их праве на некоторые детские пособия. Для ее устранения необходима реализация норм ратифицированной в 1997 г. Россией Конвенции МОТ N 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями», согласно которой ответственность за выполнение семейных обязанностей должна быть разделена между мужчинами и женщинами. Поэтому существует необходимость в закреплении права одиноких отцов на ежемесячное пособие на ребенка в повышенном размере, а в некоторых случаях (например, в случае смерти матери во время родов) — право на получение ими родительского пособия — аналога пособию по беременности и родам.

В результате исследования существующих в науке различных типов семей с детьми в зависимости от: числа членов семьи и числа детей (из двух человек, трех и т.д.; однодетные, двухдетные и т.д.; малодетные, среднедетные, многодетные и бездетные); социального состава (от занятий супругов — студенческие, семьи военнослужащих, шахтерские, семьи безработных и др.); возраста детей (с малолетними детьми, подростками); социального статуса (семьи беженцев и вынужденных переселенцев, а также лиц, находящихся под следствием и отбывающих наказание, наркоманов и алкоголиков (маргинальные семьи)) — напрашивается вывод о неоднородности такой общей категории, как семья с детьми, и в силу этого о необходимости введения адресных пособий, предназначенных не для каждой конкретной семьи, а для различных типов семей с детьми, выделяемых с учетом вышеназванных критериев.

3.Правовое регулирование обеспечения граждан пособиями не отвечает ни принципам права социального обеспечения, ни принципам обязательного социального страхования (ограничение страховых пособий максимальными размерами; установление пособий в размере ниже прожиточного минимума и др.).

Например, согласно п. 3 ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» для женщин, имеющих страховой стаж менее 6 месяцев, пособие по беременности и родам устанавливается в размере минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Такой подход законодателя вызывает серьезное возражение: данный способ установления размера пособия юридически не поощряет рождение детей в молодых семьях (в том числе студенческих), что может негативно повлиять на состояние здоровья матери и будущего ребенка. Логичным было бы установление размера пособия, равного 70% среднемесячного заработка женщины.

В настоящее время законодатель определяет, что право на пособие по беременности и родам в размере 300 руб. (с учетом проведенной индексации с 1 января 2008 г. размер пособия составляет 325,5 руб., а с 1 июля 2008 г. — 331,52 руб.) имеют: женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными.

Данное предписание вступает в противоречие с принципами предоставления этого пособия. Такой подход не отвечает цели пособия, выплачиваемого за счет средств обязательного социального страхования, его роль сводится лишь к оказанию минимальной государственной поддержки. Размер пособия в этом случае должен устанавливаться на общих основаниях, т.е. в размере 100% от среднемесячного заработка, утраченного не по вине работника.

Поскольку в случае сокращения штата или численности работников организации прекращение трудового договора с работниками происходит так же, как и в предыдущем случае, не по их вине, то правомерно устранить данный пробел и наделить их правом (как мужчин, так и женщин) на родительское пособие, если они зарегистрировались в качестве безработных в течение 12 месяцев после увольнения с работы по данному основанию, и выплачивать пособие в размере 100% от среднемесячного заработка.

Исходя из принципов обязательного социального страхования, напрашивается вывод о необходимости исчислять единовременные пособия при рождении ребенка и при передаче ребенка на воспитание в семью застрахованным гражданам не в твердом размере , а соразмерно с прожиточным минимумом, в качестве которого должен применяться действительно прожиточный минимум (рассчитанный по-новому, с учетом затрат на здоровье, образование детей, оплату жилья и коммунальных услуг), и разработать действенный механизм его индексации. При этом имеет смысл дифференцировать размер пособия при рождении первого, второго, третьего и последующих детей, что будет соответствовать целям демографической политики.

По моему мнению, следует снять существующее ограничение пособия по уходу за ребенком максимальным пределом (с учетом проведенной индексации с 1 января 2008 г. — 6510 руб., а с 1 июля 2008 г. — 6630,44 руб.), ибо это не соответствует логике обязательного социального страхования.

4.Отсутствие дифференциации размеров пособий в зависимости от очередности рождения детей в семье, типа семьи (субъекта — получателя пособия).

Так, в целях стимулирования рождения в семьях второго и третьего ребенка (как того требует современная демографическая ситуация в стране) предлагается дифференцировать продолжительность отпуска по беременности и родам в зависимости от того, каким по счету рождается ребенок, увеличив его продолжительность при рождении второго и последующих детей, как и при многоплодной беременности (до 84 календарных дней до родов и 110 календарных дней после родов). Отпуск по беременности и родам такой же продолжительностью (194 календарных дня) следует установить и для одиноких матерей.

Исходя из принципа дифференциации продолжительности отпуска по беременности и родам в зависимости от субъекта — получателя пособия, предлагается установить отпуска большей продолжительности (200 календарных дней) женщинам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах (по Списку N 1) и с тяжелыми условиями труда (по Списку N 2). Это положение следует распространить и на мужчин — получателей родительского пособия по уходу за ребенком.

5.Отсутствие на федеральном уровне гарантий предоставления ежемесячного пособия на ребенка, условия и размеры которого устанавливаются с 1 января 2005 г. каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно.

С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ о монетизации льгот изменились существовавшие подходы к назначению ежемесячного пособия на ребенка: с 1 января 2005 г. предоставление ежемесячного пособия на ребенка — исключительная компетенция региональных органов государственной власти.

Единых правил и «тарифов» данного пособия нет: размер и порядок выплаты данного пособия в каждом субъекте РФ определяются региональным законодательством. Например, в Москве право на ежемесячное пособие на каждого проживающего совместно с ним ребенка в возрасте до 16 лет, в том числе усыновленного или находящегося под опекой, имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель). Если ребенок учится в общеобразовательном учреждении, то пособие выплачивается вплоть до конца обучения (но не более чем до достижения ребенком 18-летнего возраста), если указанное лицо и ребенок зарегистрированы по месту жительства в г. Москве. Условие получения пособия — среднедушевой доход семьи не должен превышать 8000 руб.

Исследование состояния регионального законодательства (на примере московского), регулирующего предоставление ежемесячного пособия на ребенка, свидетельствует о необходимости его совершенствования. Прежде всего в нем необходимо закрепить все общефедеральные гарантии, установленные Законом о пособиях 1995 г., как-то:

Каждая мама обязана знать:  Как объяснить ребенку, что неправильно и что правильно

1) установление пособия на каждого ребенка до 18 лет, учитывая нормы Конвенции о правах ребенка ;

2) введение возрастного критерия в качестве условия, определяющего размер пособия, с одновременным увеличением размера пособия в зависимости от возраста ребенка, его целевого назначения;

3) расширение субъектного состава получателей пособия, имея в виду включение в него приемных родителей, патронатных и фактических воспитателей;

4) соблюдение норм Конвенции «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями», а именно: включение в круг семей, нуждающихся в повышенном размере пособия, не только неполных семей, состоящих из одинокой матери и ребенка, но и любой неполной семьи с одним родителем, опекуном, попечителем, приемным родителем, патронатным или фактическим воспитателем;

5) установление повышенного размера пособия студенческим семьям и семьям с ребенком-инвалидом;

6) наличие в качестве альтернативы денежным выплатам в виде пособия на ребенка натуральных выдач в форме «социального детского пакета», представляющего собой персонифицированное предоставление необходимых социальных услуг (летний отдых; посещение детских садов, занятий в физкультурных и оздоровительных учреждениях; обучение в музыкальных и художественных школах; питание в школах; лечение; индивидуальные программы реабилитации детей-инвалидов и др.).

Автор статьи: Ю.Б. КОРСАНЕНКОВА

Понятие и сущность социальной защиты семьи, материнства и детства.

В части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная поддержка семьи, материнства и детства.[1] В части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации сказано, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Этим обусловлено, что семья, брак, рождение детей являются не только личным делом участников правоотношений, но и имеют большое общественное значение. В настоящее время в Москве только 30% новорожденных можно признать здоровыми. Каждый третий ребёнок имеет, какие-либо нарушения здоровья и врождённые патологии. Заболеваемость новорожденных, в общем, увеличилось за пять лет.[2] Этим обусловлено, что семья, брак, рождение детей являются не только личным делом участников правоотношений, но и имеют большое общественное значение. Каждый третий ребёнок имеет, какие-либо нарушения здоровья и врождённые патологии. Заболеваемость новорожденных, в общем, увеличилось за пять лет.[3]

В настоящее время характерно увеличилось число граждан, находящихся в особо неблагоприятных условиях: многодетные и неполные семьи, семьи с детьми инвалидами. Произошло резкое увеличение масштабов: социального сиротства, раннего алкоголизма, наркомании. Тысячи брошенных детей становятся объектами продажи и сексуальной эксплуатации, привлекаются к тяжёлому труду. Растёт число женщин и детей, ставших жертвами физического и психологического насилия в семье.

Всем известно, что предназначение женщины — быть матерью. Главным подтверждением этого является существование на земле человечества. Как показывает статистика в настоящее время, женщины всё реже стремятся заводить детей. Объяснение причин такого явления в стране не является целью приведённого исследования. Поэтому остановимся подробно на факте, подтверждённом множественными статистическими исследованиями – женщины, проживающие в городе Москва, да и в России в целом, рожают очень мало, в результате чего население страны с каждым годом уменьшается. Для того что бы исправить сложившуюся ситуацию, государство обязано принимать действенные меры, рассмотрению которых в том числе посвящена курсовая работа.

Для последовательности исследования необходимо дать понятия основных категорий.

Материнство – категория, определяющая исключительную принадлежность человечества к женскому полу – другими словами «материнство» — свойство только женщины. Действующее Российское законодательство не даёт чёткого определения женщины, но, однако конвенция МОТ № 103 об охране материнства в статье 2 закрепляет, что термин «женщина» обозначает любое лицо женского пола, независимо от возраста, религии, гражданского состояния. Определяющим признаком является набор биологически определённых первичных и вторичных признаков, полученных человеком от природы при рождении.[4]

«Материнство» — реализованная способность женщины к рождению, выкармливанию, воспитанию детей. Понятие материнства несводимо биологическим аспектам репродуктивной способности, его нельзя ограничивать отношениями между матерью и ребёнком непосредственно после родов и в первый год жизни. Оно охватывает родственную связь матери и детей в более старшем возрасте, осознание ею ответственности за здоровье и нормальное развитие детей, реализацию прав и исполнение обязанностей по отношению к детям, эмоциональные отношения с ними. Из данного рассуждения следует вывод – материнство не сводится к биологической репродуктивной функции женщины – материнство это и отношения, связанные не только с рождением, но и воспитанием приёмных детей и пожизненным общением с ними.

Мать и отец имеют равные права и обязанности по отношению к детям, и поэтому выделение в статье 38 Конституции Российской Федерации только «материнства» — это закрепление роли именно женщины в плане отношений не только после рождения ребёнка, но и в процессе вынашивания, родов и кормления. Не вызывает сомнений и тот факт, что социальное значение материнства и отцовства – то есть роли обоих родителей в семье и воспитании детей равнозначны и необходимы для полноценного роста и развития человека.[5]

Термин «ребёнок» относится к любому ребёнку, независимо от того состоят ли его родители в браке. Согласно статье 1 Конвенции о правах ребёнка «ребёнком» — является каждое человеческое существо до достижения 18 летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребёнку, он не достигает совершеннолетия раньше.[6]

Российское законодательство, а именно семейное право в первую очередь, даёт определение ребёнка как лица, не достигшего возраста 18 лет – совершеннолетия (пункт1 статья 54 Семейного Кодекса Российской Федерации). 18 лет — возраст гражданского совершеннолетия по Российскому законодательству – с этой даты лицо считается полностью дееспособным. Но в случае, когда ребёнок признан полностью дееспособным, до достижения совершеннолетия, в том числе в случае его эмансипации, это не влияет на возможность рассматривать его в качестве ребёнка. Период от рождения до достижения 18 лет можно с полной уверенностью называть периодом «детства». При использовании термина «дети» в законодательстве значение его может быть различным. Может использоваться как для обозначения близких родственных связей, так и не кровных связей, несовершенно летних, или наоборот трудоспособных, достигших 18 летнего возраста. [7]

В основополагающей для данного исследования 38 статье Конституции Российской Федерации присутствует, ещё одно понятие, которое необходимо разобрать — «семья». Понятие «семья» является важнейшим, составляющим семейных правоотношений в целом. Законодатель не даёт точного определения семьи её значение и первостепенная важность проводиться абсолютно через все.[8]

Положения Семейного Кодекса Российской Федерации. Понятие семьи долгое время оставалось в науке дискуссионным. Не уходя в глубь противоречий, можно заметить следующее.[9]

Понятие семьи имеет социологический характер. Семья определяется как неприкосновенная, частная и первичная ячейка общества.

В правовых актах, а в частности в Семейном Кодексе Российской Федерации понятие семьи связанно с установлением круга членов семьи, образующих её состав.

Члены одной семьи связанны между собой семейными правоотношениями. Они возникают между супругами, родителями и детьми, дедушкой (бабушкой) и внуками, родными братьями сёстрами, отчимом (мачехой) пасынками (падчерицами), а также лицами, принявшими на воспитание детей и принятыми в их семьи детьми.

При этом соответствующие права и обязанности возникают в указанных в Семейном Кодексе Российской Федерации в случаях и при наличии, условий им установленных.

Семейные правоотношения – отношения, основывающиеся на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи. Семейное право регулирует особый вид общественных отношений – отношения между людьми со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей. Такой вывод следует из статьи 2 Семейного Кодекса Российской Федерации.[10]

Семья, материнство и детство это связанная между собой система факторов, определяющих состояние общества и перспективу его быстрого развития, связь, преемственность поколений, подготовленность новых членов общества к полноценной реализации прав и обязанностей человека и гражданина, как и фактическую реализацию этих прав и обязанностей в социальной и частной жизнедеятельности.[11] Исходя, из выше изложенного можно сделать вывод объясняющий, почему Конституция Российской Федерации объединяет требования защиты Государством этих институтов в рамках данной статьи.

Охрана семьи, материнства и детства – это создание государством условий, направленных на обеспечение необходимых условий для рождения, выживание и защиты детей, полноценного развития и реализации семьёй всех её функций в жизни общества.

Социальный статус материнства зависит от отношения к нему общества и государства. Последнее формируется под влиянием системы моральных ценностей, культуры общества, определяется степенью его развития. Культура и моральные ценности основываются на религиозных и культурных традициях.

Социальны статус – это положение индивида или социальной группы в социальной системе, формируется по ряду признаков, характерных для данной системы. В социально аспекте под термином «детство» принято понимать период жизни человека, в течение которого ребёнок созревает, становиться сознательным и достаточно подготовленным во всех отношениях гражданином своей страны. Следовательно, в широком смысле понимается, как период социализации человека. Согласно исследованиям Российского детского Фонда, детство определяется – как стадия жизненного цикла человека и особое социальной влияние, определяющую роль, место положения детей в государстве и обществе, уровень и состояние отношения государства, общества, взрослых к детям, создание достойных и комфортных условий для жизни и развития детей.

Дети – особая социально – демографическая группа с возрастными границами от рождения и до совершеннолетия, которая имеет свои специфические потребности, интересы и права, но не обладающая способностью их отстаивать и защищать их.[12]

Крайняя незащищённость ребёнка, наличие различных периодов развития от рождения до совершеннолетия предполагают введение дифференцированной защиты и охраны детства.

В поддержку этого тезиса существуют многочисленные нормы о защите и охране, поддержки различных этапов детства с указанием возраста, к которым государство пришло эмпирически.

Социальная защита семьи, материнства и детства – это помощь, предоставляемая государством, частными организациями нуждающимся в помощи категориям: многодетным семьям, матерям одиночкам, семьям социального риска, детям и родителям – инвалидам.

Социальная защита семьи, материнства и детства одно из главных направлений социальной политики государства, которое заключается в установлении и поддержании материального и социального положения всех членов общества.

Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий и учреждений, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты семьи, материнства и детства поддержки уязвимых слоёв населения.

Она включает в себя: 1. Социальное обеспечение, которое возникло в России в 20 е годы означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживание семей за счёт общественных фондов потребления.

Эта категория применяется по отношению к рыночной экономике. К социальному обеспечению относятся пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребёнком в возрасте до года, помощь семьям в воспитании и содержании детей, бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, пионерские лагеря, содержание нетрудоспособных в специализированных учреждениях (домах престарелых), предоставление инвалидам средств передвижения, льготы семьям инвалидов, при переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, но многие её элементы вошли в современную систему защиты населения.

2. Социальные гарантии, которые определяют предоставления социальных благ и услуг гражданам без учёта трудового вклада и проверки нуждаемости. Социальные льготы — это система общественных гарантий, предоставляемых на основе выше указанных принципов отдельным группам населения (инвалидам, ветеранам труда). В городе Москва к социальным гарантиям относят:

— бесплатное медицинское обслуживание;

— общедоступное и бесплатное образование;

— социальная пенсия и минимальная оплата труда, и выплата пенсии;

— пособия при рождении ребёнка, по уходу за ребёнком по достижению им возраста 1,5 лет и достижения 16 летнего возраста.

3. Социальное страхование – эта защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба.

Социальная помощь предоставляется социально уязвимым группам населения, неспособным по каким-либо причинам обеспечить себе доход. Помощь может осуществляться как путём денежных выплат, так и натуральных (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счёт общих налоговых поступлений. Социальная поддержка не ограничивается материальной помощью. Так же он включает меры в виде содействия и услуг, оказываемым отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных сложностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Такая работа, которая направлена на оказание помощи, поддержки и защиты людей, в первую очередь социально слабых слоёв общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы является люди, нуждающиеся в посторонней помощи: дети, подростки, неполные семьи.

К субъектам социальной работы – относятся организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов, работников. Это благотворительные организации и фонды такие, например, как Красный крест и Красный полумесяц.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает так же меры в виде содействия и услуг, оказываемые отдельными лицами или группами населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса адаптации в обществе.

С целью повышения уровня социальной политики в Москве необходимо разработать стратегию, ориентированную на социальную защиту семьи, материнства и детства.

Эта стратегия призвана создать условия для того, чтобы каждый ребёнок рос в семейном окружении, атмосфере счастья любви и взаимопонимания, что бы каждой семье были предоставлены необходимые защита и содействие в выполнении её обязанностей. Каждый молодой человек был полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе. Это является наиболее надёжным путём снижения социальной напряженности, сокращением разрыва между реальным качеством жизни наиболее богатых и самых бедных семей.

Основные задачи стратегии –

1. Создание наилучших условий для рождения и здоровья детей, доступности высококвалифицированной медицинской помощи для каждого ребёнка и формирования здорового образа жизни как доминирующего стиля поведения Москвичей.

2. Безусловная реализация права каждого ребёнка и всесторонняя поддержка

семей с детьми – экономическая, социальная и культурно- социальная.

3. обеспечение прав, интересов и потребностей развития каждого ребёнка в столичной системе образования и культурной среде.

4. Эффективная социализация подрастающего поколения по средствам его включения в общественно значимую деятельность и процесс принятия решений относительно своего будущего, семьи и города.

Социальная поддержка, реабилитация и адаптация детей инвалидов, детей с ограничениями жизнедеятельности, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Цель стратегии – повысить уровень социальной защиты семьи, материнства и детства.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация