Зашкаливающая агрессивность


Причины агрессии у человека: в чем корень зла?

Каждая из нас регулярно сталкивается с агрессивным поведением. Нам хамят, грубят, нас толкают и ругают последними словами. В большинстве случаев подобное обращение кажется абсолютно возмутительным, и очень хочется понять, какие могут быть причины агрессии и раздражительности у людей, которым мы вроде бы ничего плохого не сделали? Что их толкает на столь отвратительное поведение? Ведь далеко не всегда оно объясняется простым недостатком культуры и воспитания! Как и у многих других жизненных явлений, у агрессии есть свои психологические причины, в которых мы и попробуем разобраться.

Что такое агрессия?

У агрессии существует множество синонимов: насилие, враждебность, гнев, злость и т.д. … Далеко не всегда они имеют одинаковые значение и смысл. С точки зрения психологии, агрессия – это любое поведение, направленное на то, чтобы причинить вред другому живому существу, не желающему подобного обращения. Казалось бы, какая может быть польза от причинения вреда другим людям? Но природа ничего не создает зря. Каковы же цели и причины агрессии у человека?

1. Принуждение других к какому-либо поведению. Человек – существо очень умное и хитрое. Зачем что-то делать самому, если у тебя есть силы, чтобы заставить других “попотеть”? В современном обществе проявление физической агрессии и принуждения, конечно, не приветствуется, а вот моральное насилие, к сожалению, до сих пор достаточно распространено.

2. Тяга к власти. Так уж повелось, что власти редко можно добиться мирным путем – всегда надо пройтись по головам и нанести кому-нибудь хоть легкие, да увечья. Те, у кого потребность во власти очень сильна, так и делают. Поэтому у них, в целом, агрессивность выше, чем у других людей. Особенно этим грешат мужчины – именно для них доминирование над остальными самцами играет особую роль.

3. Стремление произвести определенное впечатление. При проявлении агрессии о человеке может сложиться разное впечатление: кто-то испугается, кто-то захочет помериться силами, а у кого-то возникнет потребность в мести. Для того чтобы понимать, какое впечатление вы произведете своей агрессивностью, нужно хорошо знать партнера по общению. А то так можно отхватить нехилую взбучку!

4. Желание причинить ущерб. Согласитесь, некоторые люди вполне заслуживают того, чтобы вы вели себя с ним агрессивно. Например, Машка, которая в десятом классе хитро и коварно увела вашего парня – ей бы не помешала ваша порция злости и агрессии. Стремление причинить другому вред может основываться на разных вещах – желание отомстить, что-то отобрать – а может быть вполне самостоятельной потребностью. И если оно у вас изредка появляется – не пугайтесь! Такое бывает со всеми людьми.

5. Психологическая разрядка. Бывает, что за день столько всего плохого накопится, что хочется на кого-нибудь наорать или побить. И бываешь поистине благодарна судьбе, когда под горячую руку попадается какая-нибудь вредная и хамоватая тетка в метро. Уж тогда можно расслабиться и отыграться на ней в полную силу! И почувствовать себя после этого вполне легко и комфортно.

6. Самооборона. Некоторые люди бывают очень и очень наглыми. Конечно, опускаться до их уровня может казаться глупым или не очень порядочным, но иногда это просто необходимо, иначе они вас просто “съедят”. В таких случаях агрессия выполняет функцию самообороны: когда в наше личностное пространство вторгаются, мы “показываем зубы и когти”, и тогда нас оставляют в покое.

Таковы основные цели для проявления агрессивного поведения. Они могут нравиться или не нравиться, но это факт – агрессия нам очень нужна. Общество, в котором люди бы не проявляли враждебность по отношению друг к другу, попросту неспособно к выживанию. Поэтому любые попытки полностью избавиться от агрессии заранее обречены на провал – это то же самое, что пытаться научить человека жить без любви. Отдельным особям это удается, но это подходит далеко не каждому.

Истоки агрессивного поведения

Помимо целей, у агрессии существуют более серьезные и глубинные механизмы, влияющие на ее возникновение. Психологические причины агрессии у людей могут быть совершенно разными: каждый более или менее известный психолог стремился выдвинуть свою гипотезу о том, как и откуда берется агрессия. На настоящий момент их можно разделить на три основные группы:

1. Агрессия как инстинкт. Многие психологи считают, что природа возникновения
агрессивного поведения у человека инстинктивна. Агрессия способствует выживанию, выполняя три основные функции: борьба за территорию и пищевые ресурсы, улучшение генофонда и защита потомства. Агрессивная энергия постоянно возникает в организме человека, накапливается и в какой-то момент прорывается наружу. У каждого – свои границы, переход через которые чреват враждебностью в поведении. Агрессия также могла достаться человеку от своих предков-охотников. Очевидно, что охотничья природа может являться побудителем к насилию, войнам и разрушению. Таким образом, можно говорить о неизбежности агрессии и сложностью с ее контролем.

2. Агрессия как результат невозможности реализовать свои потребности. Это
совершенно другой подход: все мы сталкивались с неспособностью удовлетворить свои желания из-за каких-либо препятствий, и в такой ситуации практически всегда появляются гнев и агрессия. Они могут быть направлены на других людей, на вещи или даже на себя. Возможны также вариации в способах проявления агрессии: мы можем накричать на кого-то, толкнуть или начать причитать: “Это я во всем виновата! Нет мне прощения!”. Самое печальное, что такой способ реагирования, если его часто использовать, начинает входить в привычку, но эффективность его для решения проблем и преодоления тех самых пресловутых препятствий представляется весьма сомнительной.

3. Агрессия как результат научения. В детстве мы всему учились у взрослых: мы
подражали им в манере говорить, есть, одеваться и вести себя в целом. Точно также, наблюдая за взрослыми, мы учились агрессивному поведению: если мы видели, как наши мама и папа постоянно орут друг на друга и на окружающих людей, такой вариант поведения запоминался нами как единственно верный. Конечно, есть и другие факторы, увеличивающие вероятность проявления агрессии при взрослении – это неприемлемое обращение, постоянные придирки и нападки со стороны взрослых и даже прямые инструкции: “Ну что ты как маленький! Дай сдачи этому мальчику!”. Человеку, который растет в подобной обстановке, сложно быть тихим, милым и пушистым. Однако в этом случае он обладает возможностью научиться контролировать свою агрессию, если развивать способность к саморегуляции, наблюдать за людьми, умеющими спокойно разрешать конфликты и поощрять себя за каждое проявление кротости и человеколюбия.

Что влияет на агрессию?

С психологической сущностью агрессии мы разобрались. Они присуща каждому человеку, и ее существование оправдывается массой целей и причин. Однако есть вещи, которые способны усугублять агрессивное поведение и делать его разрушительным. К ним относятся особенности культуры и воспитания, особенности ситуации и некоторые личностные черты. Достаточно сильно на склонность к агрессии влияет ситуация в обществе, в частности, культурные нормы – то, как окружающие оценивают враждебное поведение. В некоторых культурах агрессия поощряется, а в других – порицается. Также большое влияние на человека оказывают СМИ. Если они постоянно транслируют информацию о насилии, угрозах и взрывах, это будет восприниматься как что-то нормальное и, соответственно, повышать вероятность агрессивного поведения.

Семейная ситуация тоже способна оказывать влияние на склонность к агрессии. Например, дети, выросшие в неполных семьях, чаще проявляют враждебность к другим людям. Но семья может быть полной и многодетной – в таких семьях агрессивность определяется отношениями между братьями и сестрами: если они привыкли ругаться и драться между собой, то в более старшем возрасте они будут весьма враждебны и импульсивны. Семейный климат тоже вносит свой вклад в эту проблему: то, насколько родители жестоко наказывают своих детей, вмешиваются в их жизнь и конфликты между ними, непоследовательны в установлении правил и дисциплины и т.д. … Но дело ведь не только в каких-то долгоиграющих факторах.

В некоторых ситуациях практически невозможно не быть агрессивной. Как правило, нас в таких ситуациях на агрессию провоцируют или же создают такие дискомфортные условия, которые мы не в силах терпеть. Присутствие в такой ситуации сторонних наблюдателей – это единственное, что способно снизить накал страстей. Также есть группы людей, которые самим своим видом способны вызвать у человека агрессию, например, разведенная женщина, встречающая мужчин, похожих на ее бывшего мужа, мечтает о том, чтобы сделать им что-то плохое.

Иногда нас раздражают какие-то физические характеристики ситуации: жара, духота, шум, теснота, загрязненный воздух, и т.д. … Ну и, конечно же, самый главный – это личностный фактор. Некоторые черты нашего характера могут увеличивать вероятность агрессивной реакции на любое, казалось бы, даже самое незначительное событие. К ним относятся раздражительность и эмоциональная чувствительность, высокая тревожность, стремление брать ответственность за все происходящее на себя, напористость и тяга к достижениям.

Как избежать агрессии в жизни

С причинами, вызывающими агрессивное поведение, в общем-то, все ясно. Однако легче от этого не становится, потому что хочется не просто знать, но и уменьшить количество агрессии в собственной жизни. Если вы хотите повлиять на какого-то человека, то наиболее эффективной является система поощрения и наказания. Ее суть состоит в том, что хорошее поведение человека поощряется вами, а плохое – наказывается. Происходит некоторое подобие дрессировки, ведь любому человеку хочется комфорта и удовольствия, а их противоположности он избегает. Однако есть ряд особенностей в использовании этой системы:

  • Необходим баланс между поощрением и наказанием: если вы будете с чем-то перегибать, то результат может оказаться не таким эффективным.
  • Между агрессивной реакцией и наказанием должен пройти минимальный промежуток времени.
  • Наказание должно быть ощутимо строгим и неприятным.
  • Агрессор должен осознавать, что некоторые его действия влекут за собой наказание.
  • Вероятность наказания должна быть достаточно большой

А что делать, если вы хотите справиться с собственной агрессией? Ответ один – саморегуляция. Вы можете даже использовать ту же самую систему поощрений и наказаний – только вы сами будете и в роли объекта, и в роли воспитателя. Например, в качестве наказания для вас могут быть угрызения совести или лишение себя каких-то благ, а в качестве поощрения – попытки доставить себе удовольствие. Также эффективными могут быть действия по изменению своего отношения к ситуации.

Как было сказано выше, агрессия чаще всего возникает в ситуации явного неудовольствия и наличия препятствий к достижению важной для человека цели. Вы злитесь на обстоятельства, и возможны несколько вариантов выхода этой злости: злиться на других, на себя или попытаться перевести эту энергию в более конструктивную Задумайтесь над тем, что агрессия вам ничего не даст, лишь испортит настроение. Вместо этого вы можете постараться преодолеть препятствие и решить проблему – тогда ваша злость пройдет сама собой.

Очень часто вспышки агрессии и гнева у нас вызывают вещи, которые мы не можем принять. Например, когда кто-то, с нашей точки зрения, живет неправильно или делает что-то, что не вписывается в нашу картину мира. Для того чтобы такие вещи не вызывали у вас приступ злости, нужно поработать над принятием других. Вы должны принять тот факт, что каждый человек волен жить и делать так, как ему хочется, в том числе и вы. Каждый раз злясь и осуждая кого-то, попробуйте поставить себя на его место – может быть, это поможет вам лучше понять человека. Старайтесь не накапливать в себе энергию злости и раздражения.

Когда мы постоянно сдерживаем себя, это выматывает, и мы становимся агрессивнее. Надо понимать, что столько энергии не может бесконечно долго находиться в нас – рано или поздно произойдет выплеск ее наружу. Только он может быть постепенным и аккуратным, а может быть всеразрушающим. Согласитесь, что первый вариант является гораздо более предпочтительным. Если вы чувствуете, что волна злости накатывает на вас, и вы скоро начнете рвать и метать – сделайте паузу. Попробуйте выйти из ситуации или отвлечься. Можно закрыть глаза и сосчитать до десяти, можно выйти из комнаты или просто мысленно набрать в рот воды при разговоре с раздражающим человеком. Вполне возможно, что это убережет вас от проявления ненужной агрессии.

Есть вещи, которые вы не можете изменить и убрать из вашей жизни. Так или иначе, вам придется с ними сосуществовать. Вы можете злиться на них и портить себе жизнь, а можете попытаться принять и начать относиться к ним со спокойным равнодушием. Кроме того, необходимо избегать хронической усталости, ведь очень часто именно она лежит в основе агрессии и раздражительности. Поэтому при подозрении на усталость дайте себе передышку, например, устройте себе выходной и займитесь тем, чем давно хотели заняться. Человек становится злым и агрессивным в ситуации хронического недовольства своей жизнью Это недовольство может быть вызвано разными причинами: неудачами на личном фронте, постоянной усталостью или большим количеством неприятных людей в жизни. И если вы хотите, чтобы агрессия ушла из вашей жизни, необходимо внести в нее позитивные изменения. Попробуйте обозначить для себя позитивные моменты – так вам будет проще им радоваться. Будьте внимательнее к себе, старайтесь жить так, чтобы жизнь приносила вам удовольствие. Ведь довольный человек гораздо чаще бывает спокойным и уравновешенным, чем недовольный.

Ослабление агрессивности

Воспитывать — значит правильно организовать жизнь ребенка. В правильной жизни правильно рас­тут дети.

Простая констатация плохих черт ребенка (ты жестокий, ты грубиян), как правило, не дает положительных результатов. В.А. Сухомлинский напоминал педагогам, что нельзя обнажать недостатки ребенка, надеясь, что он сам сможет критически оце­нить свое поведение и изменить его. Работа по ослаблению агрес­сивного поведения, изменению агрессивных состояний и ориен­тации для учителя трудная и кропотливая.

Итак, вы накопили достаточно представлений об уровне агрес­сивности своих учеников, ранжировали их по силе проявления этого качества и выделили группы детей: 1) не агрессивные, 2) умеренно агрессивные и 3) с повышенной (высокой) агрессивно­стью. Коррекционная работа для каждой группы будет различной по глубине, интенсивности и длительности.

Детей не агрессивных или со слабо выраженной агрессивно­стью отличают конформизм, неумение постоять за себя, повлиять на других. Некоторые считают это недостатком и предлагают кор­рекцию для таких детей, как воспитание «бойцовских» качеств, без которых прожить трудно. Многие родители открыто призыва­ют своих детей быть более жесткими, когда их обижают. Учитель не посчитает это недостатком и будет приобщать таких детей к активной деятельности, где необходимо проявлять самостоятель­ность, инициативность, сотрудничать с другими детьми, влиять на них. С подгруппой спокойных детей учитель занимается толь­ко в том случае, когда они явно «выпадают» из общего состава учеников. Нельзя пытаться ликвидировать природную сдержан­ность, толерантность таких детей, нужно постараться сделать их

более уверенными в себе. Конечный итог усилий учителя — уче­ник поверил в собственные силы.

Детей с повышенной агрессивностью отличают озлоблен­ность, самоуверенность, распоясанность, несдержанность. Обща­ясь с ними, педагог должен быть подчеркнуто мягок, сдержан, терпелив, своим видом показывать, что прекрасно понимает внутреннее состояние маленького драчуна: ведь, терроризируя других, он нередко сам страдает от собственной упрямости, не­сдержанности. Даже причинив боль другому, утихомирив вспыш­ку своего гнева, он продолжает испытывать чувство досады, не­удовлетворенности. Учитель должен почувствовать внутренние переживания ребенка, подсказать ему, что будет трудно справить­ся собственными силами, что педагоги, родители, друзья — его союзники в решении внутренних проблем. Ребенок должен по­чувствовать, что его любят, ценят, хотят видеть более сдержан­ным, великодушным, умеющим владеть собой, что нужно избав­ляться от плохих поступков. В этом ему помогут правила, которые предлагает учитель, а именно:

—необходимо несколько раз глубоко вдохнуть, если почувство­
вал гнев;

—не давать волю рукам, пока медленно не сосчитаешь до 10;

—подумать,: что будет потом, представить последствия своего
поведения;

—каждое утро давать себе обещание не вступать в конфликты;

—вечером подводить итоги прошедшего дня: хвалить себя,’если
день прошел спокойно; штрафовать себя за каждый срыв на­
строения и поведения;

—проводить закаливание организма, умываться холодной водой;

—тренировать волю (учитель поможет подобрать комплекс уп­
ражнений).

Проследить за выполнением этих правил может и учитель, и кто-то из друзей, кому доверяет ребенок, родители, которые в бе­седа о проведенном дне могут напомнить ему, что необходимо было сделать, если его кто-то обидел.

В этом возрасте еще действует испытанный метод коррекции поведения детей, т. е. переключение внимания. Если педагог ви­дит, что ситуация может спровоцировать проявление агрессивно­сти, то ее немедленно следует заменить другой: по-иному расса­дить детей, дать им другие поручения и т. д. Постепенное разрушение связи «ситуация — поступок» всегда помогает при коррекции отклоняющегося поведения. Не давать образовывать­ся постоянным связям, приучать детей все время активно осмыс­ливать ситуацию, приноравливаться к ней будет педагог.

Каждая мама обязана знать:  Как развить внимание у детей младшего школьного возраста -

Переключая активность агрессивного ребенка в конструктив­ное русло, педагог будет опираться на его индивидуальные осо­бенности, прежде всего — интересы и склонности. Постепенное усложнение задач, требующих решительности, смелости, энер­гичности, позволяет отвлечь ребенка от мелочного «выяснения отношений» на организацию общей деятельности, успех которой зависит от умения сотрудничать с другими.

л :еды Ролевые игры Поручения Упражнения Тренинг Закаливание организма Тренировка воли Самоотчеты

В комплексе будут применены различные методы и методики коррекции, подкрепленные разнообразием организационных форм (рис. 20).

1. Беседы.Во время беседы учитель предлагает детям вспом­нить случаи, когда они были оскорблены, напуганы, унижены. Выяснит, что тогда случилось, почему это произошло, и подумает вместе с детьми, что нужно было сделать, чтобы избежать подоб­ных происшествий. Он выделит и разовьет мысль о том, что по­нять переживания и поступки других людей нам мешает гордыня, душевная черствость, безразличие, желание отомстить, причи­ненная боль, чувство гнева, оскорбления, желание всегда и во всем быть правым, ревность, зависть. Всегда нужно стремиться понять, почему так поступает другой человек, и лишь потом на­чинать действовать.

Особенно ценны профилактические беседы, которые проводят­ся с целью недопущения или нежелательного развития событий. Агрессивные дети вначале действуют, а потом думают. Чтобы уменьшить опасность, педагог должен постоянно напоминать о необходимости мирового разрешения конфликтов. Свои доводы он подкрепит ссылкой на закон, права других людей. Расспросит

детей, что они об этом уже знают. Популярно и подробно расска­жет им, какие права имеют другие люди, почему их необходимо уважать.

2. Ролевые игры. Вних воспроизводятся реальные ситуации,
которые уже были пережиты детьми, или ситуации, которые
предположительно могут возникнуть в будущем. Главная цель —
научить детей правильно вести себя. В ситуациях, которые уже
были и закончились агрессией, дети ищут способы мирового раз­
решения конфликта, показывают в игре, как можно было бы из­
бежать недостойного поведения. Если воспроизводится ситуация,
в которой ученик проявил неоправданную (завышенную, ненуж­
ную) агрессивность, обязательно нужно найти адекватное миро­
вое разрешение конфликта. Наиболее ценными будут те варианты
решений, когда ребенок сам находит правильный выход из ситуа­
ции, совершает обдуманный выбор.

— сошлись два сердитых мальчика, один не хочет уступать друго­
му (аналог сказки «Два козлика»);

— плохое настроение у девочки, ее оскорбил мальчик — дергал за
косички, развязал бант. Как поступить девочке?

— дети положили кнопку на стул учительнице. Она больно уко­
лолась и обиделась. Что делать учителю, как посоветуют дети?

— один мальчик нечаянно толкнул другого, тот упал, больно уда­
рился и бросился с кулаками на обидчика. Но тот же неумыш­
ленно толкнул; как быть?

— старший обижает младшего, тот плачет. Что посоветуют дети?

3. Поручения.Если учитель видит, что кому-то необходима по­
мощь, он предлагает детям проявить чуткость: написать открыт­
ку, посетить этого ребенка, позвонить ему по телефону и сказать
приятные слова или просто сделать что-нибудь приятное. Когда
детей этому учат, они растут отзывчивыми, внимательными, зна­
ют, как поступать, как выразить свои чувства или внимание. Осо­
бенно значимы эти проявления, когда они идут от самих детей.
К сожалению, очень редко учат детей чуткому, внимательному,
доброму отношению к другому, потому они растут агрессивными,
невоспитанными. Чтобы действовать правильно, нужно не только
хотеть, но и знать, что, как и когда нужно делать. Особенно важно
научить детей преодолевать сопротивление другого: большинство
из нас проявляет излишнюю замкнутость, нежелание вступать ни
в какие отношения с другими. Это вредит каждому, создает не­
нужное напряжение.

Агрессивность некоторых детей учитель должен ослаблять, по­ручая им заботиться о домашних животных. Хорошо, если

ребенок расскажет в классе, как он ухаживает за своим любим­цем, почему нельзя плохо относиться к животным. Важно, чтобы он сам себя услышал. А вербализация скрытых внутренних чувств не только способствует их лучшему пониманию, но и закрепле­нию в виде убеждений и стимулов к совершению действия в нуж­ном направлении. Не только в данном, но и в других подобных случаях необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок произно­сил вслух хорошие намерения, правильные оценки, чтобы он сам слышал их из своих уст.

4. Упражнения. Вкоррекции агрессивного поведения они могут приобретать различные формы — действий по образ­цу, выполнения правил, изобразительной и физической дея­тельности. Трудные упражнения вначале должны быть по­сильными.

Успокаивающими упражнениями для агрессивного состояния считаются физические, а также упражнения для дыхания. Извест­но, что глубокие вдохи и выдохи — это эффективное средство ре­гулирования состояний гнева, печали, страха.

Приведем примерные упражнения.

Хождение по канату.Две команды по очереди ходят по канату (или узкой доске), проложенному по полу. Пока члены одной команды по очереди переходят класс, дети из другой команды всячески им мешают: кричат, машут руками и т. д. Руками со­перника касаться запрещено. Касание пола — потерянное очко. Нужно держать равновесие, оставаться спокойным, дойти до финиша. Побеждает та команда, которая проявила больше вы­держки, где дети меньше реагировали на провокационные вы­ходки соперника.

Игра эта очень полезная. Сочетается с беседой, другими игра­ми, упражнениями. Можно ее проводить тогда, когда заниматься физкультурой на улице мешает погода.

На уроках физкультуры для снятия накопившегося напря­жения полезно проводить перетягивание каната, бег с препят­ствиями, эстафеты и другие подвижные игры. Здесь ученики могут дать выход своим чувствам, и это надолго удерживает их от вспышек агрессивных побуждений. Играть нужно чаще, больше и на каждом занятии. На уроках физкультуры дайте де­тям возможность поваляться на ковре, попрыгать, побить бок­серскую грушу. Не менее полезны игры с мячом, бадминтон, хоккей.

Для ослабления и профилактики агрессивного поведения учи­тель применяет специальные методики. Если он будет действо-300

вать по определенной системе и его работа будет комплексной, последовательной, посильной и постепенно усложняющейся, то результаты должны быть хорошими.

1. Учитель будет использовать только те средства влияния на
детей, которые не вызывают их внутреннего сопротивления.
Если какой-то метод, прием, действие неохотно воспринимает­
ся детьми, от него следует отказаться, понять причину невос­
приятия и найти новое адекватное средство. Часто бывает, что
дети сначала чего-то не хотят, а потом привыкают и с удоволь­
ствием выполняют. Если речь идет о средстве полезном и необ­
ходимом, то учитель будет применять его, несмотря ни на какое
сопротивление.

2. Учитель будет выбирать преимущественно универсальные
упражнения и задания, чтобы их можно было использовать не
только для исправления агрессивности, но и для коррекции дру­
гих недостатков. Методики должны быть пригодны для классной
и внеклассной работы с детьми.

3. Начиная антиагрессивную коррекцию, педагогу необходимо
будет помнить: у агрессии два конечных результата — либо она
вознаграждается и тогда получает свое дальнейшее развитие, либо
не приносит успеха, подавляется и тогда формируется неагрес­
сивный стиль поведения. Резкое подавление агрессивного пове­
дения может вызвать у ребенка подчинение, покорность. Это
плохо, так как развивается такая не очень хорошая черта, как бо­
язнь, беспрекословное подчинение.

4. Поставив ученика в такие условия, где нежелательное пове­
дение не приветствуется, а нормальное поощряется, учитель мо­
жет достигнуть быстрых и радикальных улучшений. Однако такое
изменение поведения недолговечно. Исчезают стимулы, меняется
поведение.

5. Дети, чьи родители часто применяют наказания, обычно аг­
рессивны. Они хорошо усваивают уроки, преподаваемые розгой,
как общий метод решения всех проблем. Без окрика или шлепка,
по их убеждению, ни одно дело не движется. Что будет делать с
такими детьми учитель в школе? Применять родительские спосо­
бы воздействия он не будет. Но если связь «подзатыльник — дей­
ствие» уже сформировалась и стала прочной, другого выхода нет.
Но нужно помнить, что сила «взрыва» должна быть адекватной
прочности связи. Слабый «взрыв» связь не разрушит, а силь­
ный — навредит. Об этом нельзя забывать, применяя данный ме­
тод и для других целей.

6. Педагог, владеющий методикой замещения агрессивных пе­
реживаний, обучит ей детей. Это эмоциональная разрядка посред-

ством внешнего выражения эмоций и заместительных действий. Учите детей, когда они в ярости, давать выход гневу на неодушев­ленные предметы: пусть они бьют палкой по забору, колотят чуче­ла, стегают плеткой воображаемые чудовища, бросают камни в злых великанов. Если ребенка распирает от ярости, мы должны от­крыть клапан. Вспомните, как все удивлялись, когда на японских предприятиях выставили чучела руководителей, чтобы каждый мог выместить свою ярость, отстегав их плеткой. Нечто подобное мож­но было бы придумать и в школах, раз у нас нет полной гарантии, что врожденная агрессивность может быть преодолена.

7. Во всех наблюдениях дети становились менее агрессивными,
когда их агрессивное поведение игнорировалось, а неагрессив­
ное — поощрялось. Наказывать такого ребенка — пустая трата
времени и сил.

8. Учитель, упреждая детскую агрессивность, покажет детям,
как нужно снимать накапливающуюся злость. Из коррекционных
методик он выберет ту, которая будет наиболее приемлема для
быстрого снижения эмоциональной напряженности, хорошо ов­
ладеет ею и научится мастерски применять.

9. Родителям надо подсказать, что необходимо добиваться дис­
циплины без применения слишком суровых наказаний.

* Для работы с детьми

Название: Кто симпатичней?

Форма, метод: Игра.

Цепь: Формирование невосприятия агрессивных состояний. Показать, что драки, насилие, другие формы агрессивного по­ведения наименее привлекательные. Люди, совершающие аг­рессивные действия, со стороны выглядят смешными.

Оборудование: Фотографии различных эмоциональных со­стояний людей: гнева, страха, радости и т. д. Рисунки агрес­сивного поведения.

Реализация: Дети любят упражняться на распознавание различных эмоциональных состояний. Пусть картинки (или фо­тографии) агрессивных состояний и поведения будут наименее привлекательными. Детям предлагается определить, какие со­стояния людей им больше всего нравятся и почему. Подчерк­нуть — так непривлекательно выглядит злой человек со сторо­ны. Хотите быть похожими?

Вариации: В зависимости от класса, уровня подготовленно­сти детей, наличия подгрупп интенсивной коррекции, уже вы­полненной работы задания упрощаются или усложняются.

Обработка результатов: Накапливаются данные об из­менении состояний и эффективности коррекционной рабо­ты.

Выводы: Очередное звено в цепи коррекционных мер.

Название: Остров забияк.

Форма, метод: Игра.

Цель: Профилактика агрессивного поведения.

Оборудование: Специальное оборудование не требуется.

Реализация: Добрая фея прилетает на остров, где живут одни забияки. Они все уже передрались между собой, ходят в синяках, разодранной одежде, с разбитыми носами. Пусть дети изобразят все это: не скупитесь на черную, синюю и красную краску. Никто ни с кем не разговаривает, не мирится, ничем не делится. «Хорошо вам?» — спрашивает фея. «Нет, худо нам, плохо», — отвечают дети. «А почему вам плохо?» — про­должает фея. и т. д. Допишите сценарий сами, опираясь на уровень и возможности ваших учеников.

Вариации: Можно разыграть сценку, выставив в качест­ве главных отрицательных героев всем известных хулига­нов.

Обработка результатов: По поведению детей определяется, кто и как воспринимает агрессивное поведение.

Выводы: Очередное звено в цепи коррекционных мер.

Форма, метод: Игра, профилактическая беседа.

Цель: Коррекция агрессивного поведения.

Оборудование: Не требуется. Участие принимают дети, ко­торым хочется потолкаться. Остальные — зрители.

Реализация: Поссорились два петушка. Изображающие их дети с заложенными за спину руками становятся на одну ногу друг против друга и подпрыгивая стараются ударить соперника движением плеч вперед. Игра должна проходить так, чтобы дети, окружившие «петушков», смеялись. Пусть попробуют все, кто захочет.

После игры учительница проводит этическую беседу:

1. Как со стороны выглядела драка петушков?

2. За что поссорились петушки?

3. Можно ли было избежать ссоры и драки?

4. Хорошо ли тому, кого бьют?

5. Что чувствует более сильный?

6. Как помириться петушкам?

7. Какой вред приносит драка?

Вариации: Для учеников 3-4-х классов игра и беседа допол­няются новыми подробностями. Например, в беседе можно за­тронуть вопросы:

Должны ли в драке быть правила?

Возможна ли драка без правил?

Не лучше ли драться без рук?

Можно ли бить лежачего? и т. п.

Обработка результатов: Накапливается информация о про­грессивности коррекционного воспитания.

Выводы: Формируется представление об отношении детей к разрешению конфликтов.

Название: Поссорились и помирились.


Форма, метод: Игра, после игры этическая беседа.

Цель: Коррекция агрессивного поведения.

Оборудование: Не требуется. Играют все желающие. В пары желательно поставить тех детей, которые сейчас в ссоре друг с другом.

Реализация: Действие первое. Двое детей изображают по­ссорившихся друзей. Они стоят спинами друг к другу и прито­пывают ногами, руки на поясе, сложенные на груди или за спиной. Звучит угрюмая музыка.

Действие второе. Дети поворачиваются лицом друг к другу и улыбаясь берутся за руки, весело кружатся в танце. Потом обнимаются и уходят.

План этической беседы:

1. Что лучше — ссориться или дружить?

2. Пользу или вред приносят ссоры?

3. Как помириться, если вы уже поссорились?

4. Как долго можно быть в ссоре с другом?

5. Нужно ли прощать обиды?

6. Как простить обидчика, чтобы с ним не ссориться?
и т. д.

Вариации: В зависимости от конкретных возможностей и потребностей.

Обработка результатов: Накапливается информация о про­грессивности коррекционного воспитания.

Выводы: Педагог решает, какую дальнейшую работу прово­дить для коррекции поведения.

Форма, метод: Игра.

Цель: Коррекция агрессивного поведения.

Реализация: Пусть дети попробуют вылепить из пластилина агрессивно настроенного человека. Выражение глаз, лица, поза должны соответствовать замыслу. Устраивается конкурс на лучшее изображение «самого злого».

Вариации: Дети определяют отрицательный персонаж, на­пример «злой волк». Одного ученика выводят в центр класса и все подсказывают ему, как должен выглядеть злой волк. Ребе­нок застывает в этой позе, все его лепят. Можно не объяв­лять, дети сами должны отгадать, на кого похож созданный ими персонаж. Игра завершается выставкой.

Обработка результатов: Накапливается информация о про­грессивности коррекционного воспитания.

Выводы: Решается вопрос о содержании дальнейших кор-рекционных действий.

Название: Мой характер.

Форма, метод: Тест-игра.

Цель: Накопить информацию для проведения коррекцион-ных упражнений и бесед.

Оборудование: Листы бумаги, ручки всем детям.

Реализация: Учитель предлагает детям записать понятные им черты своего характера. Потом листочек делится на две колонки и вместе с учителем дети расписывают черты своего характера на положительные и отрицательные. Параллельно учитель ведет запись на доске. Дети должны определить осо­бенно плохие и хорошие качества.

Хорошие качества Плохие качества

Не обижаю слабых. Не довожу дело до конца.

Помогаю маме по дому. Не могу вовремя лечь спать.

Учусь на «4» и «5». Без разрешения смотрю телевизор.

Вариации: Можно дополнять сколько угодно конкретными, важными для воспитания утверждениями. Зависит от воз­раста детей, их способности вычленять черты характера и поведения.

Обработка результатов: Проверка искренности детей. Если учитель видит, что ребенок обманывает и приписывает себе несуществующие качества, следует поставить его в такие усло­вия, где бы он обмануть не смог, не посмел.

Выводы: Применяется для диагностики и коррекции всех форм девиантного поведения в сочетании с другими методи­ками.

Форма, метод: Упражнение.

Цель: Коррекция агрессивного поведения.

Оборудование: Бланки почтовых открыток.

Реализация: Учитель предлагает детям написать открытку хулигану, жестокому, бессердечному человеку, школьному за­бияке. Пусть он получит столько открыток, сколько детей осуж­дают его поведение.

После выполнения задания учитель проводит с детьми эти­ческую беседу, где обсуждаются вопросы: почему люди осуж­дают плохие поступки? как избежать конфликтов, как их пре­дотвратить? как вести себя в сложных ситуациях? какие способы выхода из конфликта дети знают? и т. п.

Вариации: В зависимости от уровня развития детей и кон­кретных условий.

Обработка результатов: Накапливается информация о про­грессивности коррекционного воспитания.

Выводы: Очередное звено в цепи коррекционных мер.

Подытоживая, еще раз подчеркнем, что эффективность
коррекционной работы зависит от того, насколько правильно
педагог определил агрессивную напряженность класса и на­
сколько адекватные методы коррекции он применил. Накопив
достаточно представлений об уровне агрессивности всех уче­
ников класса, он ранжировал их по силе проявления этого ка­
чества и выделил три группы детей: 1) не агрессивных, 2) уме­
ренно агрессивных, и 3) с повышенной (высокой) агрессивно­
стью. Выбор коррекционных методик зависит от конкретных
условий;___________

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8459 — | 7349 — или читать все.

79.100.228.135 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Пять правил техники снятия агрессии. Как избавиться от злости?

Наверняка многие из нас знают, что вспышки гнева — это простая защитная реакция нашего организма. Таким образом мы избавляемся от переполняющих нас эмоций и переживаний. Но далеко не все способны на это из-за своих убеждений. Одни считают, что открыто выражать злость — это плохо, другие полагают, что так они проявляют свою слабость.

Но, тем не менее, все мы люди, и нам свойственно злиться. Агрессивность заложена в нас самой природой и, всякий раз подавляя её, мы направляем свою же силу против себя.

Накопленная энергия гнева и злости разрушает нас изнутри, вызывая болезни, усталость и депрессию.

Так каким образом возможно избавиться от злости, освободиться от накопившихся обид и негативных эмоций? Неужели нужно давать волю своему гневу? А ведь именно от таких вспышек агрессии могут страдать самые близкие и дорогие тебе люди…

Каждая мама обязана знать:  Оригинально придумали

Некоторые самостоятельно стараются избавиться от негодования, да так стараются, что еще глубже погружаются в них. Казалось бы, парадокс: все понятно, так нельзя, без злости будет лучше и легче, но чем больше вы проговариваете про себя формулу «успокойся», тем сильнее вы злитесь.

Чтобы успокоиться и адекватно отреагировать на некую критическую ситуацию, психологи советуют сосчитать до десяти. Думаю, что многие слышали о таком методе. Но! Кому-то этот способ помогает, а вот кому-то — с точностью да наоборот. Постепенно приближаясь к «десяти», такие люди просто «срываются с цепи», говоря потом, что до начала счета они были гораздо спокойнее.

Успех реакции на проблему зависит от скорейшего выброса негативных эмоций. Чем быстрее, тем лучше. А мы часто себя сдерживаем, загоняем вглубь обиду и злость. Но спустя время эти эмоции с новой силой просятся наружу. Именно поэтому мы и выматываемся и физически, и психологически. Но это вовсе не значит, что надо срываться, мстить и уничтожать обидчиков. Ни в коем случае. Злость нужно уметь выпускать альтернативными и безобидными способами.

Вот несколько полезных советов для сброса негативных эмоций: гнева, раздражённости, агрессии.

1. Дайте волю своим чувствам!

Очень важно позволять себе злиться и испытывать гнев. Вы же не запрещаете себе смеяться? А радость — это такая же эмоция, как и гнев, только без ваших внутренних ограничений. Итак, возьмите подушку и начните лупить её — так вы всю злость выплесните и почувствуете, что вам стало намного легче, словно вы сбросили тяжкий груз.

Если эта психологическая техника не особо вам подходит, то напишите письмо ненависти и злости. Пишите на бумаге, с силой надавливая на карандаш или ручку, вкладывайте в каждое слово всю свою ненависть и гнев. После написания обязательно сожгите письмо. Есть ещё одна альтернатива этому методу — закройтесь в машине и покричите во все горло либо уйдите туда, где меньше всего людей (лес, дача ), и прокричитесь так, как вам захочется!

2. Не доводите себя до предела, когда на вас кричат или критикуют!

Лучший способ совладать с гневом — это заявить об этом тому, кто вас разозлил. Просто скажите: «Ты знаешь, мне не нравится, когда ты так говоришь со мной…» или «Я рассержена на тебя, потому что…» Конечно, далеко не всегда оправданно высказывать все в лицо.

Можно обратиться к обидчику через зеркало. Проиграйте ситуацию, которая вас вывела из себя, и, представив в зеркале того, кто вас задел, выскажите все, что вы о нем думаете. После того, как ваша злость иссякнет, постарайтесь его искренне понять и простить. Прощение поможет вам полностью освободиться от злости и агрессии.

3. Научитесь делать паузу!

Самый простой способ справиться с собой — это сделать глубокий вдох и сосчитать до десяти. Об этом методе я уже упоминала выше. Если есть возможность, прогуляйтесь, ведь движение обязательно поможет справиться с разыгравшимся адреналином.

Также можно негатив «смыть». Постирайте или помойте посуду. Контакт с водой даст разрядку. Когда чувствуете, что едва сдерживаетесь от того, чтобы не наговорить лишнего, мысленно наберите в рот воды. Пусть вам в этом поможет сюжет из сказки о заговоренной воде:

Жили-были старик со старухой. Не проходило и дня, чтобы они не ругались. И, хотя оба устали от ссор, остановиться никак не могли. Однажды зашла к ним в дом ворожея и подарила им ведро заговоренной воды: «Если опять на ругань потянет, набери полный рот этой воды, и ссора пройдет».
Только она за дверь, как старуха начала старика пилить. А он набрал в рот воды и молчит. Что же теперь, старухе одной воздух сотрясать? Для ссоры нужны двое! Так они и отвыкли от брани…

4. Избавьтесь от накопившегося беспокойства и внутренних блоков!

Следующие техники управления эмоциями, позаимствованные из даосского учения Шоу-Дао, помогут вам.

Упражнение «Улыбка Будды» позволит вам легко приходить в состояние душевного равновесия. Успокойтесь и постарайтесь ни о чем не думать. Полностью расслабьте мышцы лица и представьте, как они наливаются тяжестью и теплом, а затем, потеряв упругость, как бы «стекают» вниз в приятной истоме. Сосредоточьтесь на уголках ваших губ. Представьте, как губы начинают слегка раздвигаться в стороны, образуя легкую улыбку. Не прилагайте мышечных усилий.

Вы почувствуете, как губы сами растягиваются в едва уловимую улыбку, а во всем теле появится ощущение зарождающейся радости. Старайтесь выполнять это упражнение каждый день, пока состояние «улыбки Будды» не станет для вас привычным.

5. Сходите к невропатологу

Не стесняйтесь и не бойтесь. С вами все в порядке, вы здоровы, просто жизнь спровоцировала у вас естественное в вашей ситуации депрессивное состояние. Расскажите о периодически возникающих изматывающих вас мыслях.

Вам пропишут безобидные препараты, возможно гомеопатические, которые вы будете принимать, когда нахлынут эмоции. Не стесняйтесь того, что с вами происходит. Это не такая уж редкость.

Просто необходимо грамотно помочь себе выйти из неприятного состояния.

Зашкаливающая агрессивность

Ваша агрессивность не зашкаливает?

Агрессия – предшественник гнева. Эту черту характера многие из нас не могут контролировать, хотя и пытаются доказать обратное. Вообще то, агрессия – это вполне осознанное проявление характера, то есть, человек осознанно старается нанести вред окружающим его людям.

Во время проявления такого рода «слабости» человек теряет над собой контроль, но не над разумом. Из этого следует, что он во время этого психологического состояния, главное – научиться контролировать себя, подавлять свой страх. Да, именно страх. В 99% случаях, под таким агрессивным напором, человек пытается победить, самая лучшая защита – нападение. Лучше научиться себя контролировать.

Перед тем, как научиться себя контролировать, пройдите небольшой тест, чтобы определить уровень агрессивности, это поможет вам владеть вашими нервами на уровне профессионала.

Часто ли вы злитесь?

Трудно ли вам избегать ссор?

Вы грубый человек?

Много у вас врагов?

Во время приступа ярости вы бьете предметы?

За каждый ответ «да» — 1 балл, «нет» — 0 балл. Результаты:

От 0 до 2 баллов. Вы стараетесь владеть своими чувствами, очень часто у вас это получается. Иногда, причиной срыва становятся окружающие вас люди. Ваше умение владеть нервами соединяется с чувством неуверенности, что отражается в вашем характере – вы легко подчиняетесь к мнению других.

От 2 до 5 баллов. Вы агрессивный и импульсивный человек. Очень часто поддаетесь эмоциям и теряете над собой контроль. Во многих случаях, вы сознательно причиняете боль другим, и вам от этого становится легче. Прекращайте оспаривать свое мнение столь агрессивным способом, не давайте чувствам брать верх над вами.

После результата мини-теста, вы уже точно можете определить, нужно ли вам что-то менять в себе или нет.

Для тех, у кого результат оказался плачевным, нужно срочно принять меры. Если нет желания прибегать к помощи профессионалов, то хотя бы дома самостоятельно попробуйте заняться своей «эмоциональной» стороной.

Первым делом необходимо поменять обстановку в комнате. Если есть возможность, установите в комнате искусственный камин. Огонь успокаивает нервную систему. Различные модульные картины помогут справиться со стрессом, в особенности с изображением пейзажа. Вид природы успокаивает и устраняет раздражительность.

Для полного излечения от психологической зависимости не помешает и найти для себя хобби. Для женщин увлекательным и полезным занятием станет выращивание комнатных цветов, для мужчин можно посоветовать собирать марки или определенную коллекцию книг.

Хороший способ, чтобы отвлечься от нервного напряжения – погулять по магазинам. Нет ничего лучше шоппинга с подружками. Походы в театр или кино должны стать постоянными. Можно записаться на фитнес.

Еще лучше создать для себя укромный уголок, наклеить там фотообои расставить везде цветы, включить тихую музыку, приглушить свет и просто тихо полежать. Регулярные занятия такого рода помогут избавиться от многих проблем, и к жизни вы начнете относиться проще.

Уважаемые пользователи нашего интернет-проекта, поскольку ресурс не имеет спонсора, содержится и развивается исключительно благодаря энтузиазму разработчиков, поддержите нас пожалуйста за счёт просмотра рекламы ↓

Зашкаливающая агрессивность

Агрессивность — это устойчивая характеристика субъекта, которая отражает его склонность к поведению, целью которого выступает причинение окружающему миру вреда или выражение гнева, злости направленного на внешние объекты. Психологи утверждают, что агрессивность не была присуща человечеству изначально и малыши усваивают модель агрессивного поведения с первых дней своей жизни.

Агрессивность с латинского языка означает нападать и характеризует свойство личности, отдающее предпочтение в использовании насильственных методов в достижении своих целей.

Причины агрессивности

Личностные особенности, влияющие на развитие агрессивности человека следующие:

— склонность к импульсивности;

— эмоциональная восприимчивость, а также чувство ранимости, неудовлетворенности, дискомфорта;

— враждебная атрибуция, под которой понимается оценка, а также интерпретация намерений, действий в качестве агрессивных.

Агрессивность у людей отмечается при ряде нервных и психических расстройств.

Причинами агрессивности человека выступают: разного рода конфликты, интимные проблемы, злоупотребление алкоголем, психотропными средствами, наркотическими средствами, неустроенность личной жизни, проблемы личного характера, чувство одиночества, психические травмы, строгое воспитание, просмотры триллеров, переутомление, а также отказ от отдыха.

Термин «агрессивный» в отношении спортсменов стал применяться как характеристика, которая означает настойчивость в преодолении преград, а также активность в достижении поставленных целей.

Признаки агрессивности

Агрессивность выражается в таких чертах, как конфликтность, доминантность, отсутствие социальной кооперации.

Признаки агрессивности человека проявляются в болезненном отношении восприятия собственного Я с окружающими людьми.

Признаками агрессивности у детей служат их физические действия: хлопанье дверями, попытки бить окружающих, рвать, кусать, портить со злости вещи, бить посуду.

Виды агрессивных реакций опросник Басс-Дарки:

— физическая агрессия, отмечающаяся применением физической силы против других лиц;

— косвенная агрессия, характеризуется направленным окольным путем на других лиц или не направленная ни на кого;

— раздражение, отмечается готовностью проявить негативные чувства при незначительном возбуждении (грубость, вспыльчивость);

— негативизм, отмечающийся оппозиционной манерой поведения (от пассивного сопротивления до активной борьбы);

— обида, отмечается завистью, а также ненавистью к окружающим за вымышленные и реальные действия;

— подозрительность, которая характеризуется недоверием, осторожностью относительно людей, которые якобы планируют и приносят вред;

— чувство вины, выражающееся в возможном убеждении субъекта в том, что он плохой человек, совершающий плохие поступки, и в связи с этим испытывающий угрызения совести;


— вербальная агрессия, которая выражается в негативных чувствах (визг, крик, угрозы, проклятия).

Агрессивность у мужчин

Пассивная агрессивность у мужчин отмечается откладыванием дел и нерешительностью перед принятием важных решений. Такие мужчины не ответственны, крайне пренебрежительны к срокам и не выполняют обещаний. Этот тип ищет любые предлоги для ссоры с родными, при этом держа дистанцию и не допуская к личностному пространству. Причиной выступает страх зависимости, поэтому мужчина, так, справляясь самостоятельно со страхом, пытается управлять и командовать другими. Такой мужчина не признает своих ошибок, а обвиняет только обстоятельства, окружающих, требуя найти виновных.

Причиной такого поведения выступает социальная и семейная атмосфера, где отмалчиваются о своих желаниях, потребностях, считая это проявлением эгоизма. На подсознательном уровне такое воспитание прививает мысль, что желать что-либо для себя неправильно и недопустимо в принципе.

Пассивная агрессивность у мужчин корректируется только спокойным, нежным отношением и постепенным подталкиванием к нужной модели поведения.

Агрессивность у мужчин отличается своими установками от женской агрессивности. Мужчины зачастую прибегают к открытой форме агрессивности. Их не беспокоит тревожность, чувство вины, для них важно достичь свою цель, поэтому агрессивность выступает своеобразной моделью поведения.

Повышенная агрессивность у мужчин отмечается отсутствием культуры поведения, демонстрацией уверенности, своей силы, а также независимости.

Агрессивность связанная с половым возбуждением — это нападение или ряд насильственных действий между половыми партнерами. Агрессивность выступает в противоположность любовно-эротическим отношениям. Отдельные личности испытывают от половой агрессивности эротическое наслаждение (мазохизм, садизм, садомазохизм).

Психологические концепции дают такое объяснение появлению половой агрессивности: она возникает вследствие пережитой фрустрации, т.е обманутых ожиданий в получении удовлетворения. Это не относится только к интимным желаниям или потребностям. Агрессивность объясняется компенсаторным характером. Например, повторение или продолжение перенесенного насилия, или же испытание насилия, которое практикуется в других сферах.

Исследования в этой области подтверждают, что половое грубое насилие, а также избиение женщин мужчинами зачастую происходят среди тех слоев, где женщина подвергается дискриминации и угнетению, пребывает в зависимом положении. Одновременно с этим большинством клиентов у проституток, увлекающихся садомазохизмом, являются мужчины из высших слоев, которые таким образом реализуют инсценированную агрессию.

Агрессивность у женщин

Женщины используют психологическую неявную агрессию, они переживают по поводу отпора, который может оказать жертва. Агрессивность у женщин отмечается при вспышках гнева для снятия нервного и психического напряжения.

Повышенная агрессивность наблюдается у пожилых представительниц и объясняется проявлениями деменции при отсутствии других негативных черт характера и причин к такому поведению. Повышенная агрессивность у женщин характеризуется изменением черт характера в отрицательную сторону.

Агрессивность у женщин провоцируется такими факторами:

— гормональная, врожденная недостаточность, спровоцированная патологией в раннем развитии;

— негативный эмоциональный опыт из детства (жестокое обращение, половое насилие);

— враждебные взаимоотношения с матерью, а также детские психические травмы.

Агрессивность у детей

Причины детской агрессивности: осуждение и отвержение взрослыми; разрушительные эмоции внутреннего мира, с которыми ребенок не состоянии самостоятельно справиться. А непонимание и незнание причин агрессивности у детей приводит к открытой у взрослых неприязни.

Как снять агрессивность у детей?

Работая с агрессивными детьми, воспитателю, психологу следует трепетно относиться к внутренним проблемам. Агрессивность у детей снимается положительным вниманием со стороны взрослого к внутреннему миру малыша.

Только положительное внимание и принятие агрессивной личности со стороны психолога, воспитателя, родителя, а иначе вся коррекционная работа будет сведена к нулю и ребенок, вероятнее всего утратит доверие к психологу и проявит сопротивление в дальнейшей работе.

Всем работающим с такой категорией детей важно учитывать безоценочную позицию. Это значит не делать оценочных замечаний такого типа: «так нельзя себя вести», «нехорошо так говорить». Данные замечания только оттолкнут от вас детей и не будут способствовать налаживанию контакта.

Коррекция агрессивности у дошкольников

Детская агрессивность устраняется следующими принципами и коррекционной работой:

— установление контакта с ребенком;

— безоценочное восприятие личности, а также принятие его в целом;

— уважительное отношение к личности малыша;

— положительное отношение к внутреннему миру.

Хочется отметить направления коррекционной работы с агрессивностью детей:

— обучение навыкам контроля, а также управления собственным гневом;

— понижение уровня личностной тревожности;

— развитие эмпатии, формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей;

— развитие позитивной самооценки.

Упражнения на снижение агрессивности:

1. Знакомство. «Покажи свое имя».

Дети называют свое имя и придуманным движением сопровождают его.

2. Игра «Волшебные шарики».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Дети находятся в кругу (сидят, стоят). Взрослый просит их закрыть глаза и сделать «лодочку» из ладошек. Психолог вкладывает всем детям в ладошки цветной шарик, а потом просит согреть его или покатать, отдать ему часть ласки, тепла, подышав на него. Далее предлагается открыть глаза и посмотреть на шарик, рассказав о чувствах, возникших во время упражнения.

3. Игра «Добрые привидения».

Цель: научить выплескивать накопившийся гнев в приемлемой форме.

Ведущий предлагает проиграть роль добрых приведений, которые немного хулиганят и слегка пугают друг друга. По команде ведущего дети сгибают руки в локтях, при этом растопырив пальцы, и произносят громким, страшным голосом звук «у» или любой другой звук.

4. Рисуем настроение.

Цель: выражение своего настроения в рисунке.

Обсуждение рисунков включает отгадывание, где какое настроение.

5. Игра: «Дракон кусает у себя хвост».

Цель: снять напряженность, невротические состояния, страхи.

Звучит веселая музыка, дети стоят друг за другом, крепко держа друг друга за плечи.

Первый малыш — «голова дракона», а последний это — «хвост дракона». Первый малыш «голова дракона» старается поймать «хвост», а тот в свою очередь уворачивается от нее.

6. Игра: «Мой хороший попугай».

Цель: развить чувство элепотии, а также умение работать сообща в группе.

Дети находятся в кругу. Психолог рассказывает: в гости прилетел попугай и желает поиграть с детьми. Необходимо подумать, что нужно сделать для того, чтобы попугаю у нас понравилось в гостях, и он обязательно прилетел к ним снова. Психолог дает детям попугая – игрушку, предлагая погладить, поговорить ласково, приласкать.

Цель: снятие агрессивности, страхов, развитие воображения.

Подготовить белые листы бумаги, гуашь. Дети берут на кисточку краску того цвета, которым им хочется изобразить кляксу. На белый лист кбумаги дети выплескивают свой цвет и складывают лист вдвое, но так, чтобы клякса сделала отпечаток на второй половине листа.

Лист разворачивают и стараются понять, на что или кого похожа клякса. При желании можно дорисовать кляксу.

Каждая мама обязана знать:  Дочь меня не уважает

8. Релаксация «На облаке».

Цель: снятие эмоционального, физического напряжения.

9. Упражнение «Я — травинка».

Цель: Учить детей выражать свои чувства.

Дети представляют себя травинкой летящей на ветру.

10. Игра: «Поссорились два петушка».

Цель: снятие мышечного напряжения, эмоциональная разрядка.

Под веселую музыку малыши двигаются хаотично и толкаются слегка плечами.

11. Игра: «Сороконожка»

Цель: учить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Дети (5-8 человек) встают, держась за талию впередистоящего. Звучит команда ведущего и «Сороконожка» двигается вперед, потом приседает, проползает между препятствиями, прыгает на одной ножке. Основная задача — не разорвать единую «цепь», и сохранить «Сороконожку».

12. Настольные совместные игры.

Цель: развитие внимания, способности к сосредоточению, умения без конфликтов взаимодействовать.

Цель: установить положительный настрой, снять эмоциональное, мышечное напряжение.

Дети располагаются на ковре. Звучит спокойная музыка, малыши придумывают сказку про котика и показывают, как котик нежится на солнышке, умывается, потягивается, царапает коготками коврик.

14. Игра: «Брыкание».

Цель: эмоциональная разрядка, а также снятие мышечного напряжения.

Ребенок располагается на ковре (ложится на спину). Ноги при этом свободно раскинуты. Не спеша он начинает брыкаться и касаться пола всей ногой. Ноги высоко поднимаются и чередуются. На каждый удар своей ногой малыш говорит «нет», при этом увеличивая интенсивность удара.

15. Игра «Возьми себя в руки».

Цель: учить малышей сдерживать себя.

Объяснить малышам, что когда у них неприятные эмоции: раздражение, злость, желание ударить, то возможно «взять себя в руки» и остановить свои эмоции. Для этого следует глубоко вздохнуть, а потом выдохнуть (несколько раз). Потом выпрямляемся, прикрываем глаза и считаем до 10, улыбаемся, открываем глаза.

16. Игра «Крепость».

Цель: игра позволяет детям проявить агрессивность в игровой адекватной форме. Интерес представляет диагностика: кто кого выберет в команду.

Дети по желанию ребят делятся на две команды. Команды строят для себя крепость (из конструктора). По команде одна команда защищает крепость, а другая штурмует. Оружием – выступают мячи, надувные шарики, мягкие игрушки.

Цель: снять напряжение и дать выходу деструктивной энергии.

Ребенку предлагают мять, рвать, топтать бумагу и делать с ней все, что пожелается, а затем бросать ее в корзину.

18. Игра «Зоопарк».

Цель: помогает снять напряжение.

Детям предлагают «превратиться» в животных по желанию. Изначально дети сидят на стульях — «клетках». Каждый отдельный малыш изображает выбранное животное, а другие стараются угадать, кого он показывает. Когда все всех «узнали», стулья — клетки освобождаются и «звери» — дети выходят прыгать, бегать, рычать, кричать.

19. Игра: «Липучка».

Цель: снять мышечное напряжение, сплотить детскую группу.

Все малыши двигаются, прыгают, бегают по комнате, а двое малышей, держась за руки, стараются поймать сверстников, говоря: «Я липучка-приставучка, я хочу тебя поймать». Кого поймали, «Липучки» берут за руку и присоединяют его к своей компании. После того, как все малыши станут липучками, все дети танцуют в кругу под спокойную музыку.

20. Упражнение «Кулачок».

Цель: сместить агрессию и осуществить мышечную релаксацию.

В ходе игры даем в руку ребенку любую мелкую игрушку и просим его крепко сжать кулачок.

Подержав кулачок сжатым, а затем раскрыв его, на ладошке видим красивую игрушку.

21. Игра: «Комплименты».

Цель: помочь малышам увидеть личные положительные стороны, а также почувствовать, что они принимаемые и другие люди их ценят.

Игра начинается с таких слов: «В тебе мне нравится…» Ребенок эту фразу говорит всем участникам игры, как взрослым, так и детям. Другие участники тоже говорят всем остальным комплименты. После игры следует обсудить, что ощущали участники, что о себе узнали, понравилось ли им играть и говорить комплименты.

Агрессивность лечение

Как бороться с агрессивностью? С собственной агрессией помогает бороться саморегуляция. Эффективно использовать систему наказаний и поощрений, когда вы лично выступаете в роли объекта, а также в роли воспитателя. В качестве наказания использовать лишение себя определенных благ, а поощрить себя можно любимым удовольствием. Эффективными являются действия по изменению личного отношения к ситуации.

Как снизить агрессивность? При появлении злости и первых признаков агрессии — сделайте паузу. Попробуйте выйти из такой ситуации самостоятельно или отвлекитесь. Закройте глаза, сосчитайте до десяти, мысленно наберите в рот воды при разговоре с раздражающим человеком. Вполне возможно, что именно это убережет вас от проявлений ненужной агрессии.

Были и останутся всегда вещи, которые вы не в состоянии изменить или убрать из вашей жизни. Можно на них злиться, но есть и другой подход: попытаться их принять и начать относиться спокойно к ним. Очень важно не допускать хроническую усталость, поскольку она лежит в основе раздражительности и агрессии. При первых признаках хронической усталости — дайте себе передышку (возьмите выходной, отгул).

Человек превращается в злого и агрессивного при хронической неудовлетворенности от своей жизни. Чтобы агрессивность ушла из вашей жизни, следует внести в нее позитивные изменения. Будьте внимательны к себе и старайтесь жить в свое удовольствие, поскольку довольный человек чаще бывает уравновешенным и спокойным, чем недовольный.

Ещё статьи по этой теме:

13 комментариев к записи “Агрессивность”

Здравствуйте, моему брату 36 лет. Так он очень добрый и вежливый.Но если кто нибудь что то скажет, или на дороге какой нибудь водитель его подрежет, то его не остановить. Пока не остановит, не разберется не успокаивается. Помогите пожалуйста. К кому обратиться? Что делать? Очень много конфликтных ситуаций

Здравствуйте, Лена. Прежде всего необходимо желание брата меняться, учиться самообладанию (сдерживать свои эмоции). За помощью следует обращаться к психоневрологу.

Здравствуйте, прошу помощи, у меня сын 26 лет, очень толковый парень, выучился и работает за границей, ходит в церковь и читает Библию, но периодически пишет мне, что не может простить какие-то обиды из детства, что я вмешивалась и продолжаю вмешиваться в его жизнь, причем все это сопровождается с матами и выражениями ненависти в мой адрес, потом кается и говорит что больше никогда, а через месяц, полтора история повторяется. Он не женат и я уже побаиваюсь что и не женится. Помогите понять, что это и как дальше с этим жить и бороться, спасибо.

Здравствуйте, Виктория. Попробуйте выслушать, понять и принять сына со всеми его претензиями (детскими обидами). Ему необходимо их все высказать Вам, иначе он не сможет отпустить данную ситуацию и она будет постоянно повторяться.

Добрый день. Читаю статью и понимаю что Пасивный агрессор это польностью про моего мужа. Но иногда (пару раз в неделю само чаще) пасивная агрессия переходит в активную: крики, угрозы, ломание мелких вещей, выкижывание из квартиры того, что его раздражает без согласия владельца вещи, поднимание рук на меня и ребенка….Я терплю как могу но иногда терпение лопаеться и я начинаю ерничать, вспоминать ему его поведение. Меня инетересует как реализовать механизм постепенного подталкивания к нужной медели поведения.Сейчас он делает все наоборот от того что я прошу. Как его к чему-то подталкнуть я даже не представляю…

Дорогая Валентина просто поймите то, что в вашей семье нет любви. Это невротические отношения. Не портите детство своего ребенка. Ему не следует терпеть побои и видеть как ваш муж поднимает на вас руку. Это все портит еще не окрепшую психику ребенка. Спросите у своего ребенка хочет ли он жить рядом с таким папой каждый день и бояться его возвращения с работы. Почитайте книгу психолога Лабковского и вам все сразу станет ясно. Я не сторонник давать советы незнакомым людям, но не могу промолчать, когда обижают детей.

С уважением Диана.

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста. С наступлением второй беременности я стала очень сильно агрессивной, просто невероятно. Меня раздражает все вокруг, особенно муж. Чтобы он ни сказал или ни сделала, всё подвергается моей критике, все не так, и все не то. Последнее время я вообще не могу себя контролировать, бросаюсь с кулаками. Самое страшное, что это при детях происходит, а я не могу остановиться, когда наступает такой момент. Усиливается у меня это перед женскими днями, после месячных становлюсь спокойнее, сдержаннее. С чем может быть связано такое поведение и к кому мне обратиться за помощью? Я сама понимаю, что мое поведение наносит вред всем, особенно моим детям. Когда кормила грудью второго ребенка (до 10мес) тожэе была заметно спокойнее, не было такой агрессии. Муж еще заметил, что когда у нас наступает финансовый кризис в семье (бывает, что вообще денег нет), я тоже становлюсь бешеной. Работа у него непостоянная. То густо, то пусто, и я всегда боюсь, хватит ли средств на проживание.
С родителями у меня отношения не складываются, всю жизнь я мечтала иметь отдельное жилье и никогда больше не видеть отчего дома, я его просто ненавижу. Сейчас эта мечта сбылась, у нас своя квартира, с мамой я не общаюсь. Воспитывали меня очень жестоко, мама постоянно выгоняла из дома, мне даже не давали кушать иногда за какие-то проступки, это такой метод воспитания, приходилось даже ночевать на улице. Думаю ,что я до сих пор это все переживаю. С родителями не хочу поддерживать отношений, но иногда приходится общаться.Каждое общение для меня — не радость, а вынужденность. Сама я им не звоню. Сейчас в душе ощущение, что я никого не люблю, даже себя. Я сама себя ненавижу за такое поведение, а справиться не могу никак. Старший ребенок постоянно болеет, уже два года бьемся с хроническим насморком, у младшего ребенка двусторонний вывих тазобедренных суставов, 6 месяцев был в гипсе, вот только месяц, как сняли, немного поэтому отстает в развитии.Муж помогает мало, в основном все время работает, приезжает, когда дети уже спят, я целый день с ними одна. На подруг времени нет, общаемся редко, у всех семьи, дети, заботы, дела.Я не знаю, куда мне обратиться, к какому врачу. Думаю, что у меня гормональный сбой, но пока что на анализы не хватает средств.Посоветуйте, пожалуйста, с чего начинать лечение, потому что лечиться мне нужно однозначно, жить так нельзя, и нельзя портить жизнь окружающим. Муж говорит, что любит даже такую, поэтому надеюсь, что мы справимся с этой проблемой, рано или поздно. Заранее спасибо.

Здравствуйте, Алина. Учитывая Вашу ситуацию, откладывать поход к врачу не рекомендуем. Начните с терапевта, Вам назначат полное обследование.
Рекомендуем препарат глицин, он помогает при эмоциональных нагрузках, успокаивающе воздействует на ЦНС.

Здравствуйте. Ребенку 3 года. В 2,5 года он стал проявлять агрессию по отношению к другим детям, может без всякой причины ударить, толкнуть и пр. Своим близким стал говорить «я Вас убью, сожгу…» также без причины. Ему нравится делать больно другому человеку. Он не проявляет жалости и сострадания, если человеку больно. Хотя ребенок хорошо развит и физически и умственно, он понимает, что плохо себя ведет.Обстановка в семье хорошая, спокойная, он единственный и всеми любимый ребенок. Однако нас, т.е. родителей, бабушек беспокоит его поведение. Родился он здоровым, наследственность хорошая. Какие заболевания могут стать причиной агрессии у ребенка? И как нам к этому относиться и что делать? Заранее спасибо за ответ. С уважением, Наталья.

Здравствуйте, Наталья. Немотивированная агрессия ребенка может быть вызвана соматическими и хромосомными заболеваниями, приводящими к нарушению работы головного мозга, а также к задержке умственного и психо-моторного развития, нарушению социализации, гиперактивности, повышенной нервной возбудимости, дефициту интеллекта и внимания.
Но зачастую сами родители создают причину для агрессии ребенка, например, чрезмерной опекой и избытком внимания или напротив их отсутствием.
Поэтому лишь в некоторых случаях требуется специализированное лечение, направленное на подавление негативных эмоцией. Обязательна в этих случаях консультация психолога и психоневролога.
Ваш ребенок сейчас находится в кризисном периоде 3-лет — он совершает попытки узнать границы дозволенного, применяет различные способы для достижения своих целей, несмотря ни на что, используя агрессию. Если ситуация со временем не изменится к лучшему — посетите с малышом детского психолога.

Здравствуйте! Моему сыну 5 лет. На данный момент я не могу его назвать особо агрессивным ребенком, но за плечами у нас сложный период, связанный с рождением младшего брата, когда агрессия была очень выражена. На данный момент меня волнует вот что. В ситуациях, когда он очень расстроен (что-то пошло не по его плану, надо сделать то, что очень не хочется и т.п.) он может потопать ногами, покричать, но периодически направляет агрессию на себя: «Я плохой! Я тупой! Меня надо убить, закопать, меня больше не будет, а вам будет весело без меня!». Может даже ударить себя по лицу. Сначала нас это очень пугало, я не могла скрыть своё волнение, просила его замолчать, перестать. Он быстро уловил это и сейчас, как мне кажется, пытается этим выводить нас из равновесия. Сейчас мы уже стараемся не реагировать на это бурно, вербализируем его чувства, обсуждаем, как можно решить проблему, даем понять, что есть более результативные способы справиться с расстройством, чем выбранный им. Это его успокаивает. Подобные всплески случаются реже и, как я сказала, сейчас всё чаще мне кажутся попыткой манипулировать нами нежели сильной злостью. Подскажите, как правильно вести себя нам, чтоб помочь ребенку отказаться от аутоагрессии. Мы понимаем, чем аутоагрессия оборачивается во взрослой жизни, поэтому очень хочется, чтоб малыш расстался с таким способом разрядки раз и навсегда. Опишу особенности нашей семьи для более полной картины: сыночек был из неспокойных малышей, после его рождения я была в депрессии, уход осуществляла я сама и муж вечерами помогал. Мы оба, к сожалению, всё контролирующие, вспыльчивые, из себя выходим легко, поэтому было много криков и физических наказаний. Кроме того, не было единства в воспитании. К сожалению, мы родители не от Бога, но, к счастью, думающие, читающие и работающие над собой. Критике подвергалось ТОЛЬКО поведение ребёнка и никогда он сам. НИКОГДА мы не называли его плохим и т.п. С раннего детства с детьми уважительно обсуждаются любые их чувства, детям уделяется много времени, на любые вопросы мы отвечаем на доступном языке, все беспокоящие их темы обговариваются. Атмосфера дома теперь достаточно спокойная и дружелюбная, между нами (родителями) отношения хорошие, конфликты редки и непродолжительны, методы и цели воспитания более согласованы. Естественно, это очень хорошо отразилось и на нашем сыне. Хотелось бы сделать больше, чтоб привить ребёнку социальноприемлемые способы выплеска агрессии и помочь отказаться от направления агрессии на себя. Очень жду Ваших комментариев и советов.

Здравствуйте, Мария. За аутоагрессией скрываются переживания крохи, поэтому продолжайте делать все возможное, чтобы в них разобраться и помогайте предотвращать возможный всплеск негативных эмоций.
Также необходимо малышу постоянно повышать самооценку, хвалить его, подбадривать, ни с кем из других детей не сравнивать. Любить абсолютно. Важно контролировать свое личное общение с ребенком, не стыдить его, общаться с ним добродушно, и не вырабатывать у него чувство вины.
«что-то пошло не по его плану, надо сделать то, что очень не хочется» — Зная особенности малыша, помогите ему и сделайте вместе то, что ему так не хочется. Он должен видеть, что ему всегда придут на помощь, поймут, помогут в реализации его планов. С желаниями сына необходимо считаться, он маленькая, но уже личность и ему пока очень сложно контролировать свои эмоции. Ведь можно отложить на какое-то время, то, что так не хочется ему делать, возможно, ребенок переутомился и этим вызывается аутоагрессия.
«Подобные всплески случаются реже и, как я сказала, сейчас всё чаще мне кажутся попыткой манипулировать нами, нежели сильной злостью.» — Значит, ребенку не хватает Вашей любви и внимания, добиться желаемого можно только закатив истерику, вот тогда мама пообщается.
«поэтому было много криков и физических наказаний.» — Какие наказания, ведь малышу только пять лет. Ребенка надо любить, а критиковать нужно себя за то, что не владеете собой в сложной ситуации.
Конфликтов вообще не должно быть в семье (между родителями), и тогда вопрос о детской аутоагрессии отпадет со временем сам собой.
«Хотелось бы сделать больше, чтоб привить ребёнку социальноприемлемые способы выплеска агрессии и помочь отказаться от направления агрессии на себя.» — Если Вы заметили, что ребенок чем-то недоволен и готов к агрессивным действиям, то отвлеките его и предложите ему, например, рисование, игру, которые помогут выплеснуть накопившуюся энергию.
Продолжайте также работать над собой, над внутрисемейными отношениями, ребенок, как губка будет впитывать только все самое хорошее от родителей.
Запишите мальчика на силовые виды борьбы или что ему будет по душе. У него должны появиться личные маленькие достижения, которыми он будет гордиться, а Вы восхищаться.

Спасибо большое за советы! Самокритики и желания вырастить деток счастливыми у нас достаточно, поэтому будем продолжать улучшать климат в семье. Тем более, что наши старания приводят к замечательным результатам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация