Жестокие дети — как быть с ними


Детская жестокость — проблема современного общества

Почему жестоки дети? Как нужно воспитывать детей, чтобы они не были жестокими и агрессивными? Различают два вида жестокости: разовая и устойчивая, повторяющаяся от ситуации к ситуации. В этой статье мы поговори об устойчивой жестокости детей.

Мы живем в таком поле жестокости,
В
таком его напряжении, что никто
Ни
от чего не застрахован — ни от того,
Чтобы стать убийцей, ни от того,
Чтобы стать жертвой.

Жестокость сегодня

Жестокость стала обыденным делом. Ее проявления не шокируют ни взрослых, ни детей.

Довольно часто жестокое поведение дает существенные результаты: человеку удается с его помощью удовлетворить свои интересы и заставить других подчиняться. Однако эта дорога ведет в тупик. Наблюдая или почувствовав на себе жестокое поведение, окружающие составляют соответствующее мнение о таком человеке и, опасаясь за собственную безопасность, пытаются его всячески избегать. Жестокий в итоге становится одиноким, окруженным страхом, недоверием, непринятым другими.

Жестокий характер ребенка, склонность к насильственным действиям должны насторожить родителей. Конечно, малыши должны уметь себя защищать, однако вряд ли целесообразно, чтобы дети входили в жизнь, заняв бойцовскую позицию.

Кто-то мудро отметил: если бы дети были наделены физической силой взрослых, весь мир погрузился бы в насилие. Ребенок мог бы совершить много бед, сея боль и разрушение, поскольку еще не усвоил общечеловеческих норм поведения и не научился контролировать свои поступки. К счастью, физические возможности детей существенно ограничены.

Изучение детской жестокости

Относительно природы детской жестокости в науке существует много мнений. Многие специалисты пытаются найти в детской жестокости истоки будущей агрессивности, уголовных преступлений, политического экстремизма. Следует признать, что такие рассуждения правильны, но лишь отчасти.

Жестокость ребенка не следует измерять взрослыми мерками. Это особый феномен. Попробуем разобраться в своеобразии этого явления, его последствиях, а особенно в том, является ли неотвратимым перерастание детской жестокости во взрослую?

Науке известно, что жестокость взрослого человека может быть детской по своей природе, поскольку этот индивид в своем нравственном становлении остановился на более низком, примитивном этапе, то есть просто не стал полноценной, зрелой личностью. Однако отношение к нему соответствующее – от общественного осуждения к уголовному наказанию.

Почему дети становятся жестокими?

А как быть с жестоким ребенком? Известно, что развитие личности происходит постепенно, причем для начальных этапов характерно несовершенство или даже отсутствие нравственной позиции. Сознательным человеком ребенок еще должен стать, шаг за шагом, под руководством взрослого. Как правило, он еще находится под влиянием собственных импульсов и эмоций.

Моральные барьеры, которые упорядочивают жизнь взрослого человека, детьми не усвоены. К тому же ребенок не всегда умеет соотносить свои поступки и их последствия. Ведь у многих взрослых «чешутся руки», когда их кто-то раздражает своим поведением, и только значительными волевыми усилиями им удается себя сдерживать. Прожитые годы, приобретенный жизненный опыт, усвоенные нравственные наставления приучили их придерживаться общественных норм.

Ребенок же еще ​​не получил подобного опыта, не усвоил необходимых моральных уроков, у него «руки чешутся» недолго, и расправа над сверстниками, теми, кто помладше и послабее, происходит мгновенно.

Ребенок может поступить жестоко от незнания, от непонимания того, что крик и плач товарища – свидетельство страдания и боли, нанесенных им. Если он не научился понимать и сопереживать, то не способен правильно оценивать и чувствовать чужие страдания. Хотя это не оправдание, поскольку гуманности в отношении к другим нельзя не научиться никогда. Пробудить в детской душе сочувствие – задача взрослых: родителей, учителей, воспитателей.

Исследователи заметили, что жестокими чаще бывают дети тех родителей, которые сами не пытаются сдерживать собственные проявления жестокости. Можно рассматривать этот феномен как проявление наследственности, а можно объяснить тем, что дети просто усваивают соответствующее поведение при помощи наглядных пособий.

Как предотвратить детскую жестокость?

Жестокости можно научиться. Если ребенок воспитывается в такой среде, где жесткие, безжалостные столкновения являются обычным делом, то с легкостью усваивает образцы поведения. Тем более что современная массовая культура, к которой дети очень чувствительны, также преимущественно навязывает стереотипы именно жестокого поведения. Отсюда простая и естественная рекомендация для родителей: заботьтесь о круге интересов своего ребенка, особенно младших школьников, ограничивайте просмотр боевиков, компьютерных игр с элементами жестокости, насилия и агрессии.

Практика показывает, что простое средство влияния в семейном воспитании – наказание. Но если ребенок не понимает его причину, то чувствует лишь озадаченность и раздражение. Наказание считает произволом взрослых. Поэтому выражение «искоренение жестокости» парадоксально. Насилие нельзя лечить насилием. Незнание устраняют разъяснением. Если ребенок поступил жестоко по незнанию, необходимо его развеять, подробно объяснив, в чем дело. Гораздо легче это делать, когда семейная атмосфера наполнена духом сочувствия, сопереживания, толерантности к другим людям и «братьям нашим меньшим».

Следует постоянно, на собственных примерах, учить детей доброте, человечности, гуманности. Большинство детей легко усваивают эту науку, и проблемы с детской жестокостью не возникает.

Но вернемся к наказанию. Многие родители злоупотребляют этим методом воспитательного воздействия: наказывают не только за жестокость, но и за любую провинность. Часто «педагогическое воздействие» сводится к прямому причинению боли ребенку. Это часто позволяет достичь определенного результата: из-за страха перед болью ребенок на время удержится от некрасивых поступков, но в глубине души зарождается терпимость к жестокости и насилию. Ребенок убеждается в мысли: старший – сильнее, он всегда способен утвердиться в своих правах и желаниях, вызвав боль и страдания у тех, кто младше и слабее. Хуже, что такой механизм самоутверждения укоренится в детском сознании.

Многие ученые отмечают, что дети из семей, в которых практикуются физические наказания, гораздо чаще прибегают к жестоким поступкам – их этому научили в семье. Поэтому родителям необходимо помнить: если они бьют ребенка за то, что она избил младшего или ударил девочку, поиздевался над собачкой или котенком, то они не искореняют сорняк жестокости, а наоборот – подпитывают его.

Известны случаи, когда физические наказания входили в «воспитательную систему», превращаясь буквально на экзекуцию, которую нельзя объяснить лишь гневом, раздражительностью родителей. Эффект такого «воспитания» описан многими учеными-психиатрами, которые указывают на его тяжелые непоправимые последствия для психики ребенка, его личностного развития. Рубцы на теле ребенка через некоторое время заживут, но психическая травма может вылиться в тяжелый невроз, который, в свою очередь, повлечет искажения психосексуального развития. Исследователи указывают, что садомазохистские сексуальные установки, как правило, появляются у тех людей, которые в детстве подвергались жестокому избиению. А поскольку удовлетворить такие склонности в нормальном, здоровом браке невозможно, возникает реальная угроза противоправных действий.

Вывод из этого один: жестокость, избиение, издевательства – это не инструменты воспитания, а серьезная угроза нормальному развитию личности. Кто-то из родителей может возразить: «Меня отец бил, а я вырос нормальным человеком». Даже если это действительно так, то произошло это не благодаря, а вопреки такому «воспитательному воздействию». Необходимо помнить: родители – старшие друзья, а не палачи ребенка.

История человечества свидетельствует, что во все времена причинение боли меньшему, слабому считалось низким, гадким, недостойным поступком. И одновременно распространялась практика физических наказаний детей. При этом воспитатели исходили из своеобразной педагогической концепции, согласно которой ребенок – еще не совсем человек. Человеком он еще должен стать. Современная наука и общественность придерживаются иного мнения. Ребенок – полноценный человек, достойный человеческого отношения к себе. Родители собственным примером должны довести до сознания сына или дочери: зрелость и сила – не в способности разрушать, издеваться, унижать физически и морально, а в умении творить, утешать, любить.

Родителям необходимо понять: жестокость – это «болезнь» не ребенка, а той среды, в которой он растет, где формируется его личность. Очень справедливы слова: «Мы не в состоянии улучшить семью, в которой растем, но в наших силах изменить семью, в которой будут расти наши дети». Любой педагогический совет является комментарием к этому высказыванию.

Жестокие подростки. Что делать родителям?

Стабильность и жизнеспособность государства во многом определяется нравственным и духовным уровнями его населения, например отношением к слабым: инвалидам, старикам, детям и животным.

В последнее время социальные сети пестрят фотографиями замученных животных и других проявлений детской жестокости. Избиения слабого одноклассника, жестокие драки, снятые на телефон, оскорбления и унижения пожилых людей и даже убийства стали совершаться совсем молодыми ребятами. Откуда в подростках столько агрессии и ненависти? Что движет ребенком во время совершения страшного деяния? А ведь часто эти ребята даже не достигли 14 – летнего возраста!

Давайте попробуем разобраться вместе, почему так происходит и что с этим делать?

Одним из самых сложных психологических этапов развития личности является подростковый период. У ребенка уже есть свое мнение и интересы, но он еще нуждается в заботе и поддержке взрослых.

С психологической точки зрения, жестокость подростков это форма протеста против невнимания к себе. То есть одной из причин жесткого поведения ребенка является ощущения себя не нужным, что причиняет ему внутреннюю боль и страдания. И в последствии «отверженный ребенок» выражает свою боль через агрессию на более слабых и беззащитных.

Как правило, жестокие дети — это «запущенные»дети. В школе повесили ярлык «трудный ребенок», «группа риска», поставили на учет в отдел по делам несовершеннолетних, в комиссию по делам несовершеннолетних и уже всем понятно «Ничего хорошего с него не выйдет», «По нему тюрьма плачет», «Вся педагогическая работа с ним бесполезна» и так далее.

Безусловно, огромное влияние на детей имеет семья. Ребенок учится жизни на примере семьи, как родители решают между собой спорные вопросы, как родитель заявляет о себе и добивается желаемого. Если ребенок растет в атмосфере насилия и жестокости, то сложно от него требовать доброты по отношению к другим.

Часто подросток, который проявляет жестокость, подвергался жестокому обращению сам, терпел оскорбления, физические наказания, сексуальное домогательство, пренебрежение к своим потребностям.

Жестокость порождает жестокость.

Конечно, жестокие подростки не обязательно воспитываются в неблагополучных семьях. В своей практике я встречала случаи, когда в семье вообще не проявляли злость, агрессию, а ребенок рос маленьким монстром.

Однажды работая в школе, я вышла во двор, чтобы пообщаться с одним из, так называемых, «трудных подростков», который регулярно пропускал уроки и держал в страхе половину школы. Саша Голубенко сидел на лавочке, неохотно отвечал на мои вопросы и все это время хладнокровно отрубал лапы ящерицам, которых доставал из кармана. Мимика не выражала ничего, как будто маска на лице. В свои 13 лет он состоял на учете везде, где только можно состоять и сильно этим гордился. Сразу хочется рассказать длинную историю о жестоких родителях и семейном насилии. НО нет! Семья хорошая. Мама педагог, добрейшая женщина, уважает его как личность, соблюдает личные границы, пытается социализировать и т. д.

Каждая мама обязана знать:  Имеет ли моя дочь право на долю в квартире

В 2011 году Саша был осужден за то, что нанес множественные ножевые ранения человеку.

В чем же дело? Что не так с Сашей?

Дело в том, что Саша не совсем понимает разницу между живым и неживым.

Есть прекрасный психологический тест — вопрос, который звучит так: какая разница между птицей и самолетом? Так вот, некоторые люди отмечают множество различий (больше крылья, меньше шумит, выше летает) но не выделяют основное различие: самолет не живой, а птица живая. Вот и Саша этих различий не видел, не так остро чувствовал чужую боль или страдания, не совсем понимал, что ящерице больно и у нее есть детки. Такой симптом называется эмоциональным притуплением. Можно ли по одной птице и самолету ставить человеку неутешительный диагноз? Как сказал профессор – психиатр из известного романа «Мастер и Маргарита», — «…Ну, главным образом Понтий Пилат, но и кальсоны тоже…». Дело в том, что эмоциональное притупление (охлаждение) является одним из диагностических критериев психического расстройства.

По данным института Сербского, более 85% маньяков прежде, чем убивать людей, истязали животных. Слова психиатров наглядно подтверждают и факты биографии самых жестоких маньяков. Над собаками и кошками издевался известный маньяк Анатолий Сливко, перед тем, как убивать людей, занялся выращиванием кроликов, чтобы затем их убивать и разделывать. Серийный убийца Василий Кулик любил вешать кошек. Людоед Михаил Малышев сначала занимался тем, что убивал и съедал домашних животных.

По мнению руководителя Центра правовой и психологической помощи Михаила Виноградова, — «…Убийство животного – это уже диагноз. Нормальный человек осознанно этого никогда не сделает. Убийцам четвероногих ставят один из трех диагнозов: органические поражения головного мозга, тяжелая форма психопатии или шизофрения. Четвертого не дано. Их нужно лечить в принудительном порядке. Даже после выхода из специализированной больницы, они всю жизнь должны наблюдаться у психиатра. Но для этого нужно внести соответствующие изменения в законодательство, а оно у нас слишком мягкое не только в области жестокого обращения с животными, но и в сфере психиатрии…».

Многие из садистов-живодёров являются не просто психически больными людьми, испытывающими тягу к смерти и чужим мучениям, а лицами, придерживающимся крайне правых экстремистских взглядов. Так, молодым неонацистом из Петербурга в Интернете были выложены фотографии, где этот наследник идей Адольфа Гитлера позирует с фашистским флагом и отрезает головы щенкам.
Что ж, ничего удивительного в этом нет: убийства животных — «хорошее» упражнение для тех, кто собирается выходить на охоту на людей. Когда во времена недоброй памяти Третьего Рейха в ряды «СС» вступал новый адепт, он должен был пройти особое испытание: ему давали кошку или собаку, которой тот был должен выколоть глаза, свернуть шею или сделать ещё что-нибудь в этом роде. За происходящим внимательно наблюдал штурмфюрер. Если испытуемый «достойно» проходил омерзительный экзамен, это означало его готовность к издевательствам над людьми.
Прошедшие подобную инициацию нацисты заживо сжигали жителей славянских сёл и деревень, охраняли лагеря смерти Освенцим, Треблинка, Дахау и другие. Вид истощённых, умирающих от голода и непосильного труда людей не вызывал и не мог вызвать у ССовцев ни малейшего сочувствия: хладнокровные убийцы животных автоматически становились такими же хладнокровными человекоубийцами, для которых обречённые на убиение люди были всего лишь расходным материалом.

Таким образом, мы видим, что грань между убийцей животных и убийцей людей весьма зыбкая, фактически её нет.

Так как же отличить детскую незрелость и ошибку поведения от психической патологии, представляющую потенциальную опасность для окружающих?

По каким признакам мы отличим одно от другого?

  1. Повторяемость. То есть когда эпизод проявления жестокости не единичный, когда можно говорить не о случайности, а о закономерности.
  2. Невозможность коррекции. Педагоги описывают это как «Устойчивость к педагогическому воздействию». То есть результат применения всех известных воспитательных методик – «Как о стену горох».
  3. Неадекватность поступков. Когда жестокость невозможно логически вывести из окружающей ситуации, либо сила, с которой она проявляется, очень несоразмерна ей.
  4. Отсутствие мотива жестоких поступков. Ситуация, когда собственный побуждающий мотив либо отсутствует вовсе, либо он скрытый, понятный только ему одному.
  5. Сопутствующие признаки нарушения психической деятельности. Нарушение связи с социально средой, замкнутость, особая неординарность поведения, алогичность.
  6. Умственная отсталость. Не всегда сопровождается жестокостью. Часто дебилы и имбецилы тихие, ласковые и послушные, но если уж одно сочетается с другим — то это очень опасное сочетание. В том числе и потому, что объяснить такому ребёнку, что жестокость — это плохо, просто невозможно.
  7. Формирующееся расстройство личности. Тут могут быть нюансы и оттенки, характерные для разных типов этих самых расстройств.

Так что же, каждый человек с психической патологией — это будущий убийца? Не всегда, но такой набор симптомов является пороховой бочкой, которая может «рвануть» от любой искры. А уж спусковых ситуаций в социуме более чем достаточно.

Что делать? Как вести себя педагогам и родителям?

В обоих случаях трудно разобраться в ситуации самостоятельно. И не возможно без специалиста оказать профессиональную помощь. А какой специалист необходим в каждом конкретном случае, можно выяснить только после подробного психологического исследования.

Если Вы выявили у ребенка вышеперечисленные симптомы, то необходимо срочно обратиться к клиническому психологу и провести диагностику, после чего будут подобраны необходимые виды помощи, при необходимости привлечены смежные специалисты.

В подобных случаях дорог каждый день. Ведь чем раньше начать нужную работу с ребенком, тем больше шансов сохранить его личность и способность в будущем адаптироваться социально.

Продолжение следует в следующей публикации, в которой будет подробно описан алгоритм действий школьного психолога в случае выявления патологических симптомов у ребенка. Взаимодействие с Отделом полиции по делам несовершеннолетних, Комиссией по делам несовершеннолетних, участковой психиатрической службой и органами опеки.

Почему дети бывают жестоки?

Многие считают, что дети рождаются чуть ли не ангелами. Тем большим бывает наше удивление, когда мы видим проявление жестокости именно в детях. О том, откуда берется детская жестокость и как с ней бороться, рассуждают священники Димитрий Смирнов, Валерий Духанин и Сергий Белобородов, а также многодетная мама Наталья Ялтанская и православный психолог Людмила Ермакова.

«Когда окружающая среда агрессивна,
то детская психика ломается»

– Если взять нашу обыденность, то придется констатировать, что жестокость происходит от жестокости. Знаю пример, как в семье один мальчик, постоянно притесняемый старшими братьями, в школе стал жестоко относиться к одноклассникам. Он всего лишь скопировал модель поведения старших. И это во многом решающий фактор: когда окружающая среда агрессивна, то детская психика просто ломается. Часто это провоцируется родителями, которые говорят друг с другом резко, на повышенных тонах, выплескивают на детей свою нетерпеливость, а дети в ответ озлобляются.

Поэтому мне лично кажется, что детская жестокость во многом происходит от отсутствия тепла. Ребенок не получил любви, не согрелся и начинает заранее воспринимать окружающий мир как враждебный. Он, как ёжик выпускает иголки, колет тех, кто находится рядом, потому что привык чувствовать отчуждение и холод внешней среды.

Сейчас дети в большой степени недолюбленные, им мало уделяется внимания. Женщины воспринимают рождение детей не как главную цель в жизни, не как их основное призвание. Дети вроде должны быть, но где-то на втором плане. Для мужчин, которые заняты всё время работой, дети тоже становятся чем-то вроде живых игрушек. С ними можно чуть-чуть поиграть, чтобы отвлечься, но заниматься серьезным воспитанием, в ущерб себе и своему комфорту, редко кто хочет. Из-за этого ребенок недополучает в семье внимания, очень быстро уходит в виртуальные игры, которые наполнены кровопролитием и уничтожением, он смотрит мультфильмы, в которых присутствуют резкость и жесткость. Как же ему самому поступать?

Нужно помнить, что все мы наследовали падшую природу

Если посмотреть с более глубоких, богословских сторон, то мы увидим влияние греха на детей. Нужно помнить, что все мы наследовали падшую природу – дети рождаются с ней, и потому уже в детстве, когда ребенок еще и не очень ответствен за свои поступки, в его природе всё же проявляется что-то греховное: непослушание, своеволие, негодование.

У преподобного Варсонофия Оптинского есть такие в каком-то смысле очень жесткие строки: «Вижу во сне однажды я ад и адские мучения. Увидел я там маленькую девочку, лет пяти-семи, и говорю: “Как ты сюда попала?” И думаю: “Какие могут быть грехи у этой малютки, когда она еще совсем младенец?” А она смотрит на меня и говорит: “Я здесь за скверные мысли”. Я тогда же отправился к моему духовнику и спросил его: “Возможно ли это?”. Он отвечал: “Да, в аду половина ребятишек”».

Лично мне очень хочется, чтобы это видение, данное во сне, было только предостережением, а не реальным фактом. Но зачастую мы видим, что уже в маленьком возрасте человек начинает грешить ненавистью, гневом, жестокостью. Грех – это всегда агрессия. Это болезненность нашей природы. Но испорченность души во многом провоцируется внешне агрессивной средой, которая не сглаживает, а обостряет ее.

Что делать взрослым, когда они встречают жестокость среди детей? Если жестокость выражается нагло, то это, конечно, следует пресекать. Ребенок должен чувствовать, что всякое зло оборачивается поражением. Но все-таки самое главное – самому не поддаться жестокости, не заразиться ею и не начать ею же реагировать на других людей. Огонь не погасить огнем. Собственно, у диавола нет никакой другой цели, кроме как посеять в людях взаимную ненависть. Надо учиться это разрывать.

Вспоминается, как во время войны в Чечне к нашим солдатам попал раненый чеченский подросток. Его поместили в лазарет, где за ним заботливо ухаживала добрая медсестра. Подросток всё время злобно ругался, в сердцах говорил, что, когда вырастет, будет резать русских. Медсестра спросила: «А меня тоже будешь резать?» Подросток, который получил от нее столько помощи, не ожидал такого вопроса, сказал: «Нет, тебя не буду». И больше не ругался. То есть часто за внешним ожесточением скрывается теплая, страдающая и любящая душа.

В сокровенных глубинах души всегда есть тоска по незапятнанному добру, чистому отношению к ближнему, по искренней любви. И это пробуждается от чьей-то любви.

Одного знакомого историка пригласили преподавать в школу-интернат для трудных детей. Будучи от природы добрым и вежливым человеком, он начал спокойно вести урок. Но дети стали реагировать насмешками, шутками, хохотом и фактически сорвали занятие. После урока преподаватель сразу направился к директору и сказал, что уходит. Он не питал к детям никакой злобы, просто не хотел оставаться в такой атмосфере. Тот еле упросил его задержаться хотя бы еще на сколько-то, объяснив: «У нас никто не хочет работать». В следующий раз, когда он пришел на урок, произошло какое-то чудо: он увидел на столе булочку и горячий чай, а дети сказали: «Это вам. Мы боялись, что вы уже не придете». С этого момента у них сложились самые близкие отношения. Дети чувствовали, как он относится к ним. Раскрывая какую-то тему, он показывал на следующем уроке художественный исторический фильм и потом с детьми обсуждал его. Результаты его доброго отношения были таковы, что один из его учащихся впоследствии пошел в духовную семинарию и стал священником.

Там, где люди искренне верят в Бога, дети более спокойные и меньше поводов к проявлению детской жестокости

Последнее, что хочется сказать: греху противостоит благодать. Я видел разные школы, и, как бы кто ни критиковал православные гимназии за несовершенство, могу сказать, что в них всё же атмосфера другая. Где люди искренне верят в Бога, молятся, каются в своих грехах и стараются жить по заповедям Божиим, там дети более спокойные, там меньше поводов к проявлению детской жестокости. Она там погашается, а не провоцируется. Божия благодать несет мир души, и это очень передается другим, особенно детям. Так что созидать свои отношения с детьми надо посредством созидания себя самого, посредством стяжания благодати Божией.

Каждая мама обязана знать:  Ребенок смотрит в интернете взрослый контент

«Если у ребенка есть все материальные блага,
но нет родительской любви, он глубоко несчастен»

Протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства:

– Маленький ребеночек быстро вырастает. Если у него нет отца, а есть только мама, то она вынуждена работать. Поэтому ей приходится отдавать своего ребенка в детский сад. Малышом я очень много времени провел в детском саду, даже бывал на пятидневке. Видел своих родителей только два дня в неделю. Еще тогда, когда мне было четыре года, я пообещал себе, что своих детей я никогда не отдам в детский сад, потому что более противоестественного состояния для дитяти трудно себе представить. Почему противоестественного? Потому что в многодетной семье не бывает детей одного возраста (ну, одна двойня, редко две), и поэтому между старшими и младшими детьми в таких семьях выстраиваются особые отношения.

Дети, разделенные по одновозрастным группам, быстро превращаются в волчью стаю, где верховодят самые невоспитанные, самые подлые. Это ломает психику детей, они становятся агрессивными и жестокими. Я, как человек, который провел в детском саду и в детских лагерях не один год, прекрасно знаю, как там чувствует себя ребенок. Если мне что-то снится из детства, я просыпаюсь в холодном поту. В лагерях всё время нужно было отстаивать себя как биологический организм. В пионерский лагерь я всегда ездил с ножом, который клал на дно чемодана. Я им не пользовался, но всё же устрашал тех ребят, которые пытались делать мне что-то неприятное. Потому что часто складывалась ситуация, когда восемь нападали на одного.

Каким образом воспитываются дети, лишенные родительского внимания? Они предоставлены сами себе. Их воспитывает улица, а теперь и разные гаджеты, в которых присутствуют самые разные мерзости, провоцирующие детей на жестокость.

Однодетность рождает несчастье. Человек, выросший в семье, в которой нет отца, глубоко несчастлив. Мы тратим колоссальные усилия, в том числе и материальные, на то, чтобы преодолеть эту утрату, но всё равно каждый ребенок чрезвычайно страдает от того, что у него нет семьи. Память о том, что у него есть мать, отец или хотя бы бабушка, очень много значит. Это страдание иссушает его ум, его способности. Некоторые дети теряют способность улыбаться. Для того, чтобы они снова начали улыбаться, нужно потратить годы и отдать всю свою любовь и нежность. Даже если у ребенка есть все материальные блага, но нет родительской любви, он глубоко несчастен. Ничто не заменит любовь и ласку родителей.

Кому нужны ваши хорошие отношения после развода! Ребенку нужна семья, нужен отец

Многие пары после развода говорят, что между ними остались прекрасные отношения. Да кому нужны ваши отношения? Ребенку нужна семья. Ему нужен отец, потому что он главный воспитатель, он главный охотник для семьи, он главный авторитет.

«Отношения между супругами ребенок чувствует еще в утробе матери»

– Зло, ненависть, как и доброта, нежность и любовь, идут от родителей. Какими будут дети, зависит от родителей, которые, живя вместе, любят друг друга или, наоборот, постоянно ссорятся. Отношения между супругами ребенок чувствует еще в утробе матери и впитывает в себя.

Ошибочно думать, что ребенок, сидя на полу и играя со своими игрушками, не понимает того, что его родители ругаются. На самом деле в эти минуты малыш всё прекрасно понимает и впитывает всё негативное и всё хорошее, в зависимости от того, что он слышит. Часто бывает, что дети повторяют за родителями то, чему их совершенно не учили. А родители удивляются. Ребенок услышал что-то один раз и запомнил это надолго. Поэтому процентов на 70–80 информация идет от родителей, остальное ребенок получает из общения в детском саду, школе и на улице.

Физическими наказаниями и ругательствами, тем более если это делается с раздражением, делу не поможешь. Бороться с детской жестокостью нужно личным примером: сюда входят и отношения между супругами, и то, как родители общаются с другими людьми.

«Если с грехом не бороться, то он разрастается»

– Да, в мире есть добро и зло. Зло борется с добром, и поле битвы – сердца людей. И детей в том числе.

В этой бесконечной теме хочется отметить два момента.

Нужно различать, где жестокость, а где слабая детская воля, неумение управлять своими эмоциями

Первый: ребенок – это не маленький взрослый. Личность еще не сформирована. Отсутствие жизненного опыта существенно сказывается на мотивах поведения. Дети часто совершают поступки, глубинный смысл которых совсем не такой, как у взрослого. Ребенок не знает, что, если человека ударить, ему будет больно. Его никогда не били. Или, наоборот, его задели, он вспылил и дал сдачи, а у обидчика – сотрясение мозга. Так сплошь и рядом бывает. Но это не жестокость – это слабая воля, неумение управлять своим темпераментом и отсутствие страха перед последствиями.

Второй момент. Не так давно подрастающее поколение восполняло недостаток собственных переживаний на примерах художественной литературы. Современные дети мало читают, зато много играют в электронные игры. А в электронном мире всё просто. Размазал героя по стенке – он отряхнулся и дальше побежал. Ему не больно, и он не калека. Такой вот негативный опыт.

Ребенок растет в засоренном грехом мире. Если с грехом не бороться, то он разрастается, как баобабы на Планете Маленького Принца, и выразится в поступках. Это верно как для детей, так и для взрослых. То, что до семи лет примерно ребенок сознательно не грешит, у меня сомнений не вызывает. Так и Церковь наша учит. Но проблески есть, конечно – как сознательной борьбы, так и сознательного падения.

Надо помогать страдающим: молитвой, игрушкой, письмом, посещением. Надо читать вместе и обговаривать хорошие книги

Как бороться? Так и бороться. Конечно, мы не станем создавать нашим детям искусственных страданий, в которых, как известно, растет душа. Но вокруг нас по попущению Божию столько всего происходит! Надо разговаривать, обсуждать, переживать с детьми события. Надо помогать страдающим: молитвой, игрушкой, письмом, посещением. Надо читать вместе и обговаривать хорошие книги. Надо вытеснять электронный мир из жизни. А иногда и ограничивать, потому что в определенном возрасте дети не могут себе в некоторых вещах отказать. Надо волю тренировать. Посредством занятий спортом, например.

«Современный ребенок рано лишается покрова материнской защиты и начинает отращивать “колючки”»

– Если раньше проявление детской жестокости было все-таки редким явлением, то в последнее время это, к сожалению, становится новой статистической «нормой». Тому способствуют определенные факторы современной жизни.

1. Слишком раннее отделение ребенка от матери и передача его в систему общественного воспитания: ясли, детский сад – или няне, среди которых много добросовестных людей, но ребенку нужны, прежде всего, материнское тепло, любовь и защита. Современный ребенок очень рано лишается покрова материнской защиты и начинает отращивать «колючки», которые не только его защищают, но и помогают ему «добиваться своего». Никто не учит его компромиссу, агрессивное поведение для него более успешно.

2. Способности идти на компромисс, гибкости, уступчивости тоже можно научиться только в семье, прежде всего у мамы. Однако нынешние мамы, замороченные мифологемой «равенства» мужчин и женщин, совершенно забывают о функциональных различиях. Мы в своем развитии давно идем в обратную сторону и уже очень приблизились к «первичному бульону» Опарина – не в биологическом, а в социальном смысле, – в котором мужчины, женщины, взрослые, дети присутствуют, но мало связаны друг с другом и плохо специализированы.

3. Дети живут в предельно агрессивной среде. Более 80% семей разводятся – это сопровождается тяжелейшими конфликтами и скандалами. Радио, телевидение, интернет, газеты, журналы заполнены криминальными сюжетами. Родители слабо стараются защитить от этого своих детей.

4. Родители невнимательны к первым проявлениям агрессивности маленьких детей и тем самым подкрепляют ее.

5. У людей верующих всё чаще возникает вопрос: «Может ли первородный грех стать причиной детской жестокости?» Архимандрит Рафаил (Карелин) в статье «Казнь над нерожденными» пишет: «Доказано, что дети наследуют не только физические свойства, но и определенные душевные качества своих родителей. Эмоциональная жизнь родителей отражается в наследственности и переходит, в виде предрасположений, к их детям. Родители, решившиеся на убийство своего ребенка, уже внесли в свой генетический фонд предрасположение к убийству, которое отяготит психику будущих детей, а иногда душевное свойство передается не прямо, а через поколения. Поэтому родители, решившиеся на убийство своего ребенка, совершили преступление не только перед ним, но и перед детьми, которых они оставили живыми. Родители, передавшие своим детям потенциал жестокости и подсознательного стремления к убийству, часто сами становятся жертвами жестокости своих детей и удивляются: откуда, по их мнению, такая несправедливость?» А поскольку убийства младенцев у нас не прекращаются, возрастает и детская жестокость.

Поскольку убийства младенцев у нас не прекращаются, возрастает и детская жестокость

Как родителям и учителям бороться с детской жестокостью? Прежде всего, нужно вернуть женщину в семью на ее законное место любимой жены, заботливой матери, хранительницы семейного очага. Самая лучшая карьера женщины – это здоровые дети, крепкая семья. Только в гармоничной семье можно воспитать хороших детей. Но это трудно, гораздо легче и интереснее, как кажется, посвятить себя работе, «самореализации». Однако «на двух стульях не усидишь» – всегда будет выбор. И чем чаще женщина будет выбирать детей, тем меньше будет у нас детей жестоких.

Каждая мама обязана знать:  Не могу справиться со своей ученицей

Такие жестокие… дети: Почему подростки избивают и поджигают друг друга

«День каннибала», сгоревший заживо московский школьник, избитый подростками инвалид на Алтае, побоище школьников в Твери… Ежедневно СМИ пестрят историями чудовищной детской жестокости, на которую, кажется, не способны даже взрослые. Что не так с нашими детьми?

В химкинской школе первоклассники толпой избили одноклассника после странной шутки учительницы физкультуры. Мальчик Ваня то ли упал, то ли замешкался, и раздражённая женщина выдала:

Сегодня у нас день каннибала. Кто хочет человеческого мяса? Можете отпилить ему ногу!

После этого дети накинулись на мальчика толпой и стали бить его ногами по голове. В итоге у Вани сотрясение мозга, а учительница-«шутница» уволилась по собственному желанию. Эта история выглядит столь вопиющей, что кажется бредом. Любой взрослый человек и без педагогического образования понимает, что психику ребёнка семи-восьми лет травмируют подобные «приколы» — и порой на всю жизнь. Но здесь взрослый человек с 15-летним преподавательским стажем не только неудачно «пошутил», но и фактически натравил на ребёнка толпу одноклассников. Удивляет и то, что сами дети, как дикие звери, накинулись на мальчика, который им даже ничего не сделал.

Если смотреть сводки новостей из разных российских регионов, оказывается, что случай в Химках — не единичное происшествие, а лишь очередной эпизод в череде избиений, поджогов и даже убийств, совершаемых несовершеннолетними. Вспомним лишь последние из них.

Тверь — разборки в стиле девяностых. Трое ребят 13-14 лет на улице глумились над женщиной. За неё вступились две её дочери, позвавшие на помощь знакомых ребят с бейсбольными битами. Но хулиганы отобрали биты, избили женщину и её дочерей. Расправа пришла очень скоро: троицу отследила другая «группировка» их же сверстников. Хулиганов поставили на колени и на камеру требовали извинений. Но после получения оных на провинившихся всё равно накинулись толпой и несколько минут избивали ногами чуть ли не до потери сознания. «Справедливое» побоище кто-то из нападавших остановил словами «Всё, хорош, они сейчас сдохнут».

Алтай — массовое избиение мальчика-инвалида. 17-летний Айсур — парень с отклонениями в развитии, но при этом добрейшей души юноша, с детства мечтающий стать священником. В тот день мама отправила его за свежей газетой для бабушки. По пути он решил скатиться с горки и случайно задел девочку. Подоспел её старший брат, поставил Айсура на колени, потребовал извиниться. Но и этого «уязвлённому» подростку показалось мало: он повалил парня ударом в грудь и вместе со своими друзьями (их было 15 человек) избил его ногами. Напоследок кто-то из толпы озверевших детей кинул в лицо Айсура ледяную глыбу. Мальчику никто не помог: онсам пришёл в себя, самостоятельно добрался до больницы, а затем до дома, по дороге упав в обморок. Позже у Айсура диагностировали сотрясение мозга и частичную потерю зрения.

Москва — школьника облили горючим и сожгли. В столице подросткам тоже не чужды зверские «забавы». Так, 15-летнего подростка во время посиделок на лестнице в одной из многоэтажек друзья облили то ли керосином, то ли бензином и подожгли, снимая его на телефон. Мальчик, крича от боли, выбежал на улицу, где прохожие повалили его в снег и начали тушить. Однако подросток получил ожоги 98% поверхности тела, по сути, не совместимые с жизнью, и через несколько дней скончался в больнице.

Можно и дальше продолжать кровавый список жертв подростков, от которого волосы на голове встают дыбом. Не верится, что дети могут быть способны на такую жестокость, слепую и беспощадную. Но случаи повторяются из раза в раз.

На вопрос о том, почему так происходит, однозначного ответа нет. Кто-то, как, например, сенатор Елена Мизулина, считает, что жестокость подростков обусловлена компьютерными играми, основная цель в которых — убивать.

«Сегодня остро стоит проблема увлечения детьми играми GTA и другими подобными. Все они взращивают жестокость, формируют агрессивную модель разрешения конфликтов», — считает Мизулина.

Е. Мизулина. Фото: www.globallookpress.com

Кто-то смотрит несколько шире и видит главную угрозу и причину жестокости подростков в целом в Интернете и соцсетях. В Сети распространяется любая информация, притом безгранично и бесконтрольно. В том числе и агрессивного, провоцирующего содержания. Дети её без труда находят и травмируют себе тем самым психику. С этой точкой зрения соглашаются многие психологи и общественные деятели.

Имеет место и отсутствие воспитания детей в школах, да и, по большому счёту, в семьях. Родители, запуганные ювенальной юстицией, боятся лишний раз наказать своего ребёнка либо просто занимаются своими делами, не уделяя воспитанию должного внимания. И дети растут как трава в поле, без простого понимания, что хорошо, а что плохо. Об этом говорят и учителя, и психологи.

Есть и ещё одна специфическая проблема — так называемые подростковые «челленджи». Это некое опасное действие, которое нужно совершить, обязательно сняв процесс на камеру и выложив видео в Интернет. Своеобразная проверка «на слабо», абсолютно глупая, но почему-то привлекающая детей в подростковом возрасте. Самоподжоги — это тоже челлендж, и в случае с сожжённым московским школьником, видимо, что-то подобное и произошло. Тут тоже, пожалуй, вина Интернета — именно оттуда поступают идеи.

Ну а если говорить глобально, обобщая все эти факторы, причиной подростковой жестокости можно назвать и отсутствие в нашем государстве идеологии, а точнее, чётко обозначенной национальной идеи, понимания того, куда мы стремимся. Каждый живёт и поступает так, как ему хочется, поэтому и нет воспитания в школах, поэтому дети чуть ли не с пелёнок беспрепятственно пользуются Интернетом, который заменяет папу и маму. Родителям ведь куда проще купить ребёнку интересный смартфон, чем читать ему книжки, общаться, придумывать игры. Мы — светское государство без идеологии: каждый вправе сам решать, придерживаться или нет каких-то ценностей и этических принципов. Вот и дети, подростки по-своему понимают справедливость, избивая толпой до полусмерти тех, кто, по их мнению, «провинился».

Однако государство мы вряд ли способны изменить своими сетованиями по поводу отсутствия национальной идеи. Говорят об этом много, запрещают тоже много, но ситуацию это не меняет. Единственное, что мы точно можем сделать сами, — уделять больше внимания своим детям и по возможности отсрочивать их погружение в Интернет, где нет ни правил, ни этики, ни справедливости.

Почему родители проявляют жестокость к своим детям и что можно сделать в таких случаях

Как бы нам ни хотелось думать иначе, жестокое обращение с детьми -явление широко распространенное. От 3,5 до 14% всех детей подвергаются жестокому обращению со стороны своих родителей с применением физической силы. Даже если верна лишь первая цифра, это означает, что только в США и Канаде 2 миллиона детей ежегодно избиваются своими родителями. Приблизительно в 1/3 всех случаев физического насилия ребенок получает увечья. Каждый год тысячи детей погибают от рук своих родителей.

Характеристика родителей, жестоко обращающихся со своими детьми.

Что представляют собой родители, которые жестоко обращаются со своими детьми? Обычно они находятся в стрессовых условиях или переживают крушение своих жизненных планов. Наиболее общие проблемы, характерные для таких родителей, — это депрессия, одиночество, супружеские раздоры, безработица, злоупотребление психоактивными веществами, развод, насилие в семье, сильное пьянство и беспокойства, связанные с работой.

Некоторые родители осознают, что они плохо обращаются со своими детьми, но не способны себя остановить. Другие родители, подвергающие своих детей жестокому обращению, буквально ненавидят их или чувствуют к ним отвращение. Детские мокрые, грязные пеленки, плач, потребности невыносимы для таких родителей. Мать, жестоко обращающаяся со своим ребенком, вероятно, считает, что ее ребенок нарочно досаждает ей. Нередко родители с подобными психическими отклонениями мечтают, что ребенок немедленно сделает их счастливыми, когда же ребенок разочаровывает их, следует смертельно опасная реакция.

Порочный крут насилия.

В основе большинства случаев жестокого обращения с детьми лежит порочный круг насилия, который перетекает от одного поколения к другому. Приблизительно треть всех тех родителей, кто гнщвергался жестокому обращению в детстве, плохо обращаются со своими собственными детьми. Еще треть родителей обычно не проявляют жестокости к своим детям. Однако они могут так поступать, находясь в состоянии стресса. Такие родители просто никогда не учились тому, как любить детей, общаться с ними и воспитывать их. Короче говоря, большинство детей, подвергающихся жестокому обращению со стороны своих родителей, позднее сами начинают проявлять жестокость к своим детям.

Предотвращение жестокости по отношению к детям.

В настоящее время создано множество общественных организаций дли того, чтобы выявить тех детей, которые подвергаются избиениям, или тех, о ком не заботятся родители. Однако узаконенное «попечение» над детьми, подвергающимися жестокому обращению, не приносит положительных результатов. Суд может принять решение о том, чтобы взять попечительство над ребенком, или родители могут охотно согласиться поместить его в детский дом. Забота о ребенке в детском доме может быть гораздо лучшей, чем дома, но вполне вероятно, что эта забота может также дополнительно травмировать ребенка. В некоторых случаях ребенку разрешают оставаться дома с родителями, но в строгом соответствии с эффективными программами обучают родителей умению заботиться о детях и справляться со стрессовыми ситуациями. Было бы лучше, если бы таким навыкам обучали в средней школе.

Группы самопомощи, состоящие из тех, кто прежде проявлял жестокость к детям, и неравнодушных добровольцев служат основной помощью для родителей. Одна из таких групп – «Анонимные родители», национальная организация родителей, которые хотят помочь другим родителям прекратить жестокость в отношении детей. Местные группы создают сеть своих членов, которым нуждающиеся в помощи родители могут позвонить в кризисных ситуациях или для того, чтобы предотвратить такие ситуации. Родители также обучаются тому, как сдерживать у себя порывы жестокости и как справляться со своими детьми. Специалисты рекомендуют тем родителям, кто испытывает желание встряхнуть или ударить плачущего ребенка, постараться проделать следующее:

•Выйти из комнаты и позвонить приятелю,

•Включить какую-нибудь успокаивающую музыку.

•Сделать 10 глубоких вздохов и успокоиться; затем сделать еще 10 вздохов.

•Пойти в другую комнату и выполнить какие-нибудь упражнения,

•Сесть, закрыть глаза и живо представить себе, что находитесь в каком-нибудь приятном месте.

•Если ни одна из предложенных стратегий не помогает, обращайтесь за помощью к профессионалам.

Статья подготовлена по материалам книги Д.Куна «Все тайны поведения человека» для сайта Личностный рост и саморазвитие

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание детей, психология ребёнка, обучение и социализация